Сочинение на тему образ молчалина и чацкого

9 вариантов

  1. Алексей Молчалин – это типичный представитель дворянства. Этот парень не имеет собственного мнения, а даже, если оно у него есть, то скорее промолчит в корыстных целях. Абсолютное отсутствие чести и гордости подчеркивается этими строками: «… в мои лета не должно сметь своё суждение иметь». Он прислуживает и всегда льстит тем, от кого сможет возыметь какую-нибудь выгоду.  Главной задачей своей жизни считает сделать отличную карьеру и разбогатеть. Автор подчеркивает, что в данном обществе он на правильном пути к своим целям: «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных…».
    Абсолютной противоположностью Молчалину выступает Александр Чацкий. Он умен и образован, даже сам Фамусов подчеркивает, что «… он малый с головой. И славно пишет, переводит». Чацкий в гордом одиночестве выступает против идеалов общества, он не разделяет корысти и меркантильных интересов людей, которые его окружают. Он смелый, обладает чувством собственного достоинства, честный и не готов запятнать свою репутацию ни за какие деньги. Очень точно этого героя описывают высказывания: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!», «Опасный человек!». Для дворянского общества Александр был действительно опасным человеком, ведь имел смелость противостоять его главным идеалам.

  2. Эти герои совершенно разные по всем показателем. По мировоззрению, воспитанию, характеру, в стремлении заслужить свое место под солнцем. Молчалину приемлема лесть, унижение и все низменные качества человека.
    Чацкий по происхождению дворянин, вот в нем и отражены все лучшие черты благородного человека. Молчалин же не имеет знатных корней, своего положения в обществе, он добился благодаря своему начальнику.
    Благодаря своему происхождению Чацкий образованный и всесторонне развит как личность. Молчалин же наоборот, глуп и не образован в своих стремлениях кроме получения нового чина, его больше ничего не интересует.
    Чацкий же противоположен во всех взглядах. В стремлениях и по характеру совсем другой человек. Чацкий любит свою родину и страну, очень пылкий и яркий молодой человек.
    Молчалин же наоборот совсем незаметный и безликий, главная цель его жизни получить должность. И чем престижнее, тем лучше, это бесчестный, двуличный человек, который не остановится ни перед чем для достижения своих целей.
    Чацкий не любит изжитое прошлое, он стремиться к светлому будущему. И надеется, что общество измениться в лучшую сторону. Чацкий служил в армии, дослужился до звания офицера, сейчас он в отставке.
    В обществе при обсуждении разных тем интересующих общество, Чацкий открыто, и откровенно делиться своими умозаключениями.
    Молчалин напротив не высказывает своих мыслей, а соглашается с мыслями чиновников, которые выше его по чину, чтобы расположить их к себе и продвинуться по служебной лестнице.
    Чацкий не будет подчиняться и льстить для того чтобы его любили в обществе, Молчалин же готов на все унижения ради карьерного роста. И признания его в обществе.
    В ходе чтения произведения выясняется, что Чацкий откровенный и смелый человек. Молчалин же абсолютная его противоположность, лгун, трус и карьерист.
    В доме Фамусова, Чацкого считают непонятным человеком. Вскоре из-за этого он уезжает. Молчалин же наоборот хорошо вписался в это общество. В итоге Чацкий покидает Москву, а Молчалин остается здесь жить и зарабатывать себе новый чин.

  3. В комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедова наблюдается два конфликта: любовный и социальный. Эти линии плавно переплетаются, и их дополняют некоторые персонажи комедии. Чацкий и Молчанин – герои комедии, претенденты на руку и сердце Софьи Фамусовой.
    Чацкий – главные герой комедии, возвращается на родину после длительного пребывания за рубежом. Здесь у него осталась любимая девушка – Софья, и молодой человек идет с серьезными намерениями. Но за три года утекло много воды, и Софья не испытывает к Чацкому прежних чувств. У нее появилась новая любовь – Молчанин.
    Чацкий не понимает, что такого могло произойти за три года. До главного героя не доходит, как Софья могла предпочесть Молчанина.
    Софья по происхождению из дворянской семьи. Девушка не отличается консервативными нравами, но воспитание отца дало о себе знать.
    В разговоре между Елизаветой и Софьей становиться понятно, что девушка не испытывает прежних чувств, к Чацкому. Она отмечает, что у Чацкого есть чувство юмора, это немало важно, но и не самое главное для претендента на руку и сердце. Девушка не считает себя виновной, что смогла полюбить другого человека.
    Софья влюблена в Молчанина по уши. Она видит в нем романтического героя и желает продолжения отношений.
    В комедии есть эпизод, где Чацкий и Молчанин ведут беседу, здесь все становиться на свои места и до читателя доводят мысль, что не такой уж Молчанин и простой, как может показаться на первый взгляд.

  4. Чацкий
    Молчалин
    «Служить бы рад, прислуживаться тошно»
    «В мои лета не должно сметь
    Свое суждение иметь»
    «Чины людьми даются,
    А люди могут обмануться»
    «Мне завещал отец:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была»
    «Молчалины блаженствуют на свете!»
    «Ведь надобно ж зависеть от других»
    «А впрочем, он дойдет до степеней известных,
    Ведь нынче любят бессловесных»
    «Нет-с, свой талант у всех…»
    «Поверили глупцы, другим передают,
    Старухи вмиг тревогу бьют –
    И вот общественное мненье!»
    «Ах! злые языки страшнее пистолета»
    Такая самохарактеристика помогает раскрыть характер персонажей: Молчалин – тихий и скромный человек, который привык угождать людям, чтобы добиться успехов в жизни; Чацкий – волевой человек, который привык говорить все, что он думает.
    Последние цитаты кратко говорят о том, что Молчалин серьезно относится к общественному мнению, ему важно то, что о нем говорят окружающие. Чацкий же понимает, почему его приняли за сумасшедшего, ведь именно он увидел все общественные пороки.

    Отношение к любви

    Сравнение Молчалина и Чацкого в их отношении к любви помогает раскрыть любовный конфликт произведения. Чацкий после долгой разлуки с Софьей приезжает в дом Фамусовых, чтобы увидеться с ней. Однако она влюблена в Молчалина и не замечает его отрицательных черт. Чацкий пытается показать, что идеал Софьи вовсе не таков, каким он представляется ей. Молчалин ухаживает за дочерью Фамусова, так как понимает, что брак с ней поможет ему продвинуться по социальной лестнице. На самом деле Молчалин не любит Софью, его симпатия направлена на горничную Лизу, которой он показывает свое истинное лицо.

  5. Можно сопоставить персонажей по ряду аспектов:
    Чацкий
    Молчалин
    Характер
    Искренний, пылкий, прямолинейней молодой человек. чувства часто мешают ему трезво оценивать ситуацию.
    Услужливый, осторожный и очень скрытный. Главная цель – карьера и высокое положение в обществе.
    Общественное положение
    Московский дворянин без большого состояния. Его принимают тепло из-за происхождения и связей.
    Мещанин из провинции. Известен в свете, но не имеет никакого веса.
    Образование
    Очень просвещенный и умный. Получил хорошее образование.
    Очень ограниченный человек, суждения которого примитивны. Не получил достойного образования.
    Сфера деятельности
    Не имеет должности. Есть упоминания о том, что он служил в армии.
    Секретарь, обычный служащий. Зарекомендовал себя исполнительным чиновником, поэтому ему пророчат карьерный рост.
    Социальные взгляды
    Вольнодумец и патриот. Не боится возмущаться порядками, царящими в обществе.
    Абсолютно приемлет и уважает существующий строй.
    Карьерные воззрения
    Убежден, что высокого чина могут добиться только подхалимы. Считает, что перспектив у него нет.
    Готов на все ради карьеры – терпеть унижения, заводит связи. Очень серьезно относится к своей службе.
    Особенности речи
    Красноречив и остроумен. Говорит на русском языке, но может вставлять и французские предложения.
    Чиновничья, весьма почтительная речь. Общаясь со старшими по званию, начинает льстить и лебезить.
    Отношение друг к другу
    Относится с презрением к Молчалину. Считает, что у того нет никаких достоинств. Старается высмеять при любом удобном случае.
    Нейтрально воспринимает Чацкого. Обращается с почтением. Но для себя в этом человеке пользы не видит.
    Финал
    Униженный и оскорбленный уезжает из Москвы. Он разочарован в любви и отвергнут обществом.
    Его судьба не определена, так как Фамусов не узнает о связи Молчалина со своей дочерью. Герой может продолжить службу.
    Роль в комедии
    Главный герой, вокруг которого развиваются все конфликты пьесы.
    Основной антагонист. Является воплощением закостенелости.

    Итоги

    Подходит к концу наше сочинение. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» противопоставлены друг другу. Автор делает это для того, чтобы ярче проявились характеры героев. Грибоедов на примере этих персонажей дает характеристику веку нынешнему и веку минувшему, а выводы должен сделать читатель. Позиция автора при этом ясна – он принимает сторону Чацкого.
    Несмотря на то, что с момента написания шедевра прошло уже два века, комедия сохранила свою актуальность и сегодня.

  6. ОБРАЗЫ ЧАЦКОГО И МОЛЧАЛИНА В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

    Читая и анализируя классическое произведение, мы все больше учимся понимать людей и их поступки, сравнивать, анализировать. Персонажи книг, как и ре­альные люди, часто говорят не то, что думают, посту­пают не так, как мы от них ожидаем. Оценивая и ос­мысливая их действия, мы начинаем понимать не толь­ко их мотивы, но и мотивы поступков людей вокруг нас. Почему так происходит? Ведь большинство произ­ведений, которые мы изучаем, написано достаточно давно: сто, двести лет назад. Казалось бы, все стало другим с тех пор: и люди, и общество, в котором они живут. Но это только на первый взгляд. На самом деле не изменились ни цели, ни средства их достижения. А значит, человек поступит сегодня, как поступил бы и двести лет назад.
    В комедии «Горе от ума» Грибоедов высмеивает ос­новные типажи своего времени, но не менее актуальны они и сейчас. Неудивительно, что эта пьеса до сих пор интересна читателям. Ведь если мы сравним нашего современника с Чацким, или Молчалиным, или Фаму­совым, то все поймут, что имеется в виду.
    В комедии автор как бы противопоставляет Чацко­го всем остальным персонажам. В каждом из них есть черты, которые он обличает и высмеивает. Рядом с ли­шенным этих пороков Чацким Грибоедов поставил ка­рьериста и лицемера Фамусова, откровенно ограничен­ного Скалозуба, высокомерных графинь Хрюминых. А Молчалин — это полная его противоположность. Все достоинства Чацкого существуют как бы в противовес его недостаткам.
    Молчалин и Чацкий принадлежат к одному поко­лению, но занимают разное положение в обществе. Один из них, хотя пока и в невысоких чинах, но быс­тро идет в гору; у другого практически нет перспек­тив. Оба молодых человека добиваются одной и той же девушки — дочери Фамусова Софии Павловны. Но один искренне любит ее, другой же только «по должности» ухаживает за дочерью того, «который кормит и поит, а иногда и чином подарит». И все же София отдает предпочтение Молчалину. Почему? Она объясняет это сама.
    Молчалин, по ее мнению (да и по мнению Грибоедова), полностью отвечает требованиям общества, в кото­ром живет. Он с юных лет научился «угождать всем людям без изъятья», всегда со всеми соглашаться, по­тому что в его годы «не должно сметь свое суждение иметь». Софии Павловне очень нравится эта черта Молчалина, ведь она — представитель того самого об­щества, в котором такое поведение — норма.
    Грибоедов же симпатизирует Чацкому, причем за то, что больше всего шокирует и удивляет Софию. В противовес Молчалину у Чацкого обо всем и обо всех есть собственное мнение, которое он высказывает без всякого колебания. О модной, хотя и бездарной, книге одного «милейшего человека» отзывается так: «Я глупостей не чтец», некую Татьяну Юрьевну не стесняется назвать вздорной, несмотря на ее много­численные связи.
    София Павловна отмечает в нем эту черту, но то, как Чацкий «пересмеять умеет всех», пугает девушку. Ей куда спокойнее и привычнее с Молчалиным, ведь хотя и «нет в нем этого ума…», как она сама признает, но от него не услышишь лишнего слова, он «чужих и вкривь и вкось не рубит».
    Но не только дочь Фамусова замечает разницу между Чацким и Молчалиным. Сам Павел Афанасье­вич тоже видит, кто из них чего стоит. Кому же он от­дает предпочтение? Более умному, образованному Чацкому? Нет, Молчалину, несмотря на его глупость. Именно его он приблизил к себе, принял в свой дом, помогает в продвижении по службе, ввел юношу из провинции в московское высшее общество. Почему так произошло? Что нравится Фамусову в характере Мол­чалина, чего не хватает Чацкому?
    Чиновник, описанный Грибоедовым, ценит в подчи­ненных не ум и деловые качества. Ему важнее, чтобы служащий угождал, соглашался во всем. Молчалин в этом качестве полностью устраивает Фамусова. Со­фия, описывая достоинства своего жениха, рассказыва­ет, что он «при батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он молчанием его обезоружит». Молча­лин умеет вовремя промолчать (не оттого ли Грибоедов дал ему такую фамилию?). Может он и вовремя похва­лить чью-нибудь собачку, и уделить внимание тем, кто потом сможет помочь ему продвинуться по служебной лестнице: «от старичков не ступит за порог» и «с ними целый день засядет, рад не рад, играет…»

  7. Где-то очень далеко от Молчалина, на противоположном полюсе общества, находится Чацкий. Он умён, язвителен и уверен в себе. Острый язык героя выражает резко ненавистное отношение к существующим порядкам Москвы. Почти каждого он обличает в притворстве и оказывается не так уж далеко от правды. Разгоряченная душа Чацкого требует свободы, искренности и справедливости. После безрезультатных попыток внушить людям свои ценности он покидает Фамусовый дом в надежде найти более понимающее отношение.

    Чацкий и Молчалин

    Одинаковые по возрасту личности, Молчалин и Чацкий, пошли столь разными дорогами возможно потому, что выросли в совершенно непохожих друг на друга мирах. Окружение юного Молчалина утверждало его зависимость от людей, находящихся выше в сложной иерархии государственной службы. Скорее всего, эта семья была небогата, и, насмотревшись море примеров поднятия в чине за счет простого подлизывания, он не мог иметь другой картины мира. Семья Чацкого, наоборот, была материально независимой. Тот факт, что герой занимался переводами, указывает на его образованность. Именно знание познакомило юношу с многообразием окружающего мира. И вот уже «тот, который для затей на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», не кажется Чацкому нормальным, приемлемым явлением общества, а превращается в то, о чем нельзя молчать.
    В итоге, такая поляризация взглядов на жизнь может объясняться большим различием в среде, вырастившей героев.

  8. Комедия Грибоедова “Горе от ума” — выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека, вынужденного жить в чуждом ему обществе.
    Главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Это молодой, образованный дворянин. Он благороден, честен, умен. Его поражают пустота и пошлость жизни московского общества. Главный герой обличает его пороки: низкопоклонство перед вышестоящими, раболепство и угодничество. Чацкий хочет служить Отечеству, а не каким-то “лицам”: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Он осуждает московских дворян, стремящихся “набрать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. В этом обществе Чацкий — чужой человек. Он оказался борцом-одиночкой. Измученный этой борьбой, он уезжает:
    Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!..
    Карету мне, карету!
    А что же Молчалин? Молчалин молод, он ровесник Чацкого, но полная его противоположность. Безродный и бедный, он явился в Москву с единственной целью — сделать карьеру. Для этого, он считает, все средства хороши. У него даже есть своя теория карьеризма, которую завещал ему отец: всем угождать, быть “умеренным и аккуратным”, не иметь своего собственного мнения. Внешние манеры Молчалина никак не соответствуют его внутренним качествам. Именно это и вводит многих в заблуждение. Все видят в нем приятного молодого человека. Не разглядела его и София, поверив его словам о любви, а Молчалин низко ее обманывает. Когда его обман был обнаружен, он ползал перед Софией на коленях, но не потому, что чувствовал себя виноватым, а потому, что боялся потерять “теплое место”.
    У Молчалина нет за душой ничего, кроме холодного расчета. И, я думаю, он достигнет своей цели в фамусовском обществе. Чацкий прав:
    А впрочем, он дойдет до степеней известных,
    Ведь нынче любят бессловесных.
    Образ Молчалина стал нарицательным. О распространенности этого образа говорил еще Чацкий:
    Молчалины блаженствуют на свете.
    “Горе от ума” — комедия, в которой нашли отражение многие человеческие типы, которые всегда существовали и, переходя из века в век, существуют сейчас.

  9. Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” стала событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направления. И.А. Гончаров писал, что в комедии “главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”. В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал “нового” человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это — образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним.
    Именно Чацкий воплотил черты такого “нового” человека. В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием — и со стороны хозяина и со стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовью Софье наталкивается на холодное равнодушное отношение с ее стороны. По Чацкому “век минувший” характеризуется всеобщем страхом покорностью и раболепством — ведь “тот и славился, чья чаще гнулась шея!”. “Век нынешний”, по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это он пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что “Молчалины господствуют на свете”, что “прошедшего житья подлейшие черты” еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под “веком нынешним” Чацкий понимает; революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 10-х начала 20-х годов XIX века. Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: “Он вольность хочет проповедать!”.
    Примечателен монолог Чацкого “А судьи кто?” Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком “нынешнего века”. В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: Где, укажите Нам, отечества отцы…
    Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
    Вот наши строгие ценители и судьи!
    Кто это — мы? Кого здесь имел в виду Чацкий? “Судьям”, которые непримиримы к “свободной жизни”, он противопоставляет молодое поколение, идущее другими путями.
    Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета— вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого. Это сильное, по истине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”..
    Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение. Чацкие наносят страшный удар своими обличениями Фамусовым и Молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали, если Чацкие пока слабы в своей борьбе то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.
    Этому благородному образу в комедии Грибоедова противостоит образ Молчалина. Если Чацкий — сын знатного московского дворянина и воспитывался он в его доме, то Молчалин — человек более низкого происхождения. Он из милости “пригрет” Фамуеовым, хотя, безусловно, ему “нужен”. Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован.
    Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что “Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выводы”.
    Столкновение между Чацким и Молчалиным — это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры — низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он “в небольших чинах”. Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст что и кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может “словечко замолвить”.
    Фамусовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкий страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин не терпит фиаско в глазах Фамусова совершенно случайно. Он “мастер услужить”, найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, “идет прямым путем на каторжные работы”, то Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. И все-таки история доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *