Сочинение на тему образ обломова по роману гончарова обломов

10 вариантов

  1. «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.» так, с описания Обломова, начинается роман И.А. Гончарова.
    На первый взгляд Обломов апатичен, ленив и равнодушен. Он длительное время может лежать на кровати и размышлять о чем-то своем или пребывать в своем мире грез. Обломов даже не замечает паутины на стенах или пыли на зеркалах. Однако это только первое впечатление.
    Первый посетитель – Волков. Обломов даже не вставал из кровати. Волков-молодой человек двадцати пяти лет, одет по последней моде, причесан, блещет здоровьем. Первая реакция Обломова на Волкова была такова: «Не подходите, не подходите: вы с холода!». Несмотря на все попытки Волкова пригласить Обломова на обед или в Екатерингоф, Илья Ильич отказывается и остается дома, не видя смысла в разъездах.
    После ухода Волкова, Обломов переворачивается на спину и рассуждает о Волкове, но его размышления прерывает очередной звонок. На этот раз к нему пришел Судьбинский. На этот раз реакция Ильи Ильича была аналогичной. Судьбинский приглашает Обломова на обед к Мурашиным, однако и тут Обломов отказывается.
    Третьем гостем стал Пенкин. «Все такой же неисправимый, беззаботный ленивец!»-говорит Пенкин. Обломов и Пенкин обсуждают рассказ, и Пенкин просит прочитать Обломова рассказ «Любовь взяточника к падшей женщине», однако краткий пересказ приводит Илью Ильича в гнев. Ведь в рассказе высмеивание порока, презрение к падшему человеку, на что Обломов реагирует неоднозначно. Он понимает, что любой вор или падшая женщина-это прежде всего человек.
    Однако полностью сущность Обломова раскрывается через любовь. Любовь к Ольге Ильинской окрыляет его. Он читает, развивается ради неё, Обломов расцветает, мечтает о счастливом совместном будущем. Но понимая, что не готов меняться до конца, понимая, что не может дать Ольге того, что ей нужно, понимая, что не создан для неё, он отступает. Он понимает, что не сможет обрести долгожданного счастья с Ильинской. Но спустя время у него складываются отношения с Пшенициной, которые будут построены на любви и уважении.
    Отношение к Обломомву не может быть однозначным. Характер героя многогранен. С одной стороны, он ленив и пассивен, а с другой он умен, он понимает психологию человеческую, он умеет любить и способен на многое ради любви. В заключение можно сказать, что все качества русского человека собраны в одном персонаже.

    Вариант 4

    Главному герою одноименного романа “Обломов” А.И. Гончарова около тридцати двух или тридцати трех лет. Это молодой, не лишенный приятной наружности и довольно образованный человек, потомственный дворянин. Обломов Илья Ильич добр, довольно умен и по-детски простодушен.
    Однако все положительные черты затмевает одна отрицательная – патологическая лень поселилась в его мыслях и со временем захватила весь организм Обломова. Тело молодого дворянина обрюзгло, стало рыхлым и женственным – Илья Ильич не утруждает себя ни умственными, ни физическими нагрузками, предпочитая почти все время лежать на диване и мечтать о том, как бы еще больше ничего не делать. “Как бы само собой все сделалось!” – вот его жизненное кредо.
    Получив в наследство поместье, дающее небольшой, но стабильный доход, Обломов ничего в нем не улучшает и не стремится к тому, чтобы его дела процветали. Все свои заботы относительно поместья Илья Ильич из лени скинул на управляющего, который безжалостно и бесстыдно его обкрадывает. Мелкие повседневные дела за Обломова выполняет его слуга Захар. А сам Илья Ильич предпочитает день деньской лежать на диване и мечтать – эдакий “диванный мечтатель”.
    Мечты его заводят очень далеко – в мечтах он многое улучшил бы в своем поместье, еще больше разбогатев, однако мечты его бессмысленны. Он и не пытается их воплотить. Мечты сталкиваются с его инертностью и инфантильностью и ежедневно разбиваются, превращаясь в несбыточные туманные грезы, которые так и оседают на диване, окутывая собой Обломова.
    Да что там поместье – Обломову даже в гости поехать лень. Когда его приглашают поехать в гости, он под надуманными предлогами увиливает от посещений, оставаясь лежать на милом сердцу диване. Обломов не любит выходить в свет – ему это лениво и неинтересно.
    Понимая, что он не развивается духовно и не может ничего дать своей избраннице, кроме содержания, Обломов даже отказался от своей любви к Ольге Ильинской. Поначалу Илья Ильич пытался измениться ради Ольги, стал много читать, чтобы достичь духовного развития ее уровня, мечтал о счастливом будущем с любимой женщиной. Но измениться до конца он был не готов даже любви – Обломова остановил страх перед необратимыми переменами и он отступился от своей мечты. Его полностью устраивала нынешняя жизнь лежебоки и встать с любимого дивана не побудили даже такие сильные страсти, как любовь и страсть к женщине.
    Таким инертным и бездеятельным Обломова сделали собственные родители, которые с детства внушали сыну, что все важные дела за него должны делать другие. Они пресекали любое проявление активности мальчика, и постепенно Илья превратился в отчаянного ленивца. Так в те времена жил не только Илья Ильич Обломов – так жили многие отпрыски дворянского рода. Автор создал собирательный образ сибарита дворянского происхождения того времени и назвал это явление “обломовщина”. Писатель переживал за судьбу России и ему было страшно, что управлять ею станут такие вот “Обломовы”.
    10 класс.

  2. Илья Ильич Обломов — молодой дворянин, 33-х лет от роду, невысокого роста. На первый взгляд он производил впечатление довольно положительное, однако при более близком рассмотрении можно было заметить полное отсутствие мысли в его лице.

    Стиль жизни

    Жизнь он вел размеренную, апатичную. Большую часть времени проводил лежа на диване в своем засаленном халате в комнате с нависшей паутиной и с покрывшимися пылью зеркалами.
    Перед читателями предстает неоднозначный персонаж. С одной стороны, порабощенный леностью, равнодушием и апатией, а с другой стороны выгодно выделяющийся на фоне своих лживых и лицемерных друзей. Тут уже мы видим его порядочность, доброту душевную, чистоту помыслов и честность.
    С целью более полного раскрытия образа Обломова Гончаров сталкивает его с другими значимыми персонажами романа — Штольцем и Ольгой Ильинской.

    Окружение

    Андрей Штольц — друг детства главного героя — полная противоположность Обломова, его антипод. Он не может сидеть без дела, голова его полна планов и идей, он ценит кипение жизни вокруг, любит быть в центре событий. Такая разница обусловлена различием воспитания героев.
    Обломов был единственным ребенком в семье, все его холили и лелеяли. Любое желание маленького Ильи незамедлительно исполнялось, капризам его потакали, оберегали от малейшей опасности и какой-либо деятельности. Деревня Обломова стала, по словам Добролюбова, родиной такого понятия как «обломовщина». Подобное отношение воспитало в нем апатичное отношение к жизни и сделало его нравственным калекой, боящимся перемен и неизвестности будущего.
    Штольц же воспитывался одним отцом, рос самостоятельным и целеустремленным ребенком. Хорошее отношение Ильи к нему говорит о том, что Штольц способен оказать на него влияние, возродить к истинной жизни и уничтожить «обломовщину», царящую в душе главного героя. Именно такую цель поставил перед собой Андрей, считая своим долгом «спасти» друга.

    Перевоспитание

    Андрей Штольц заставляет Илью Ильича выходить в свет, посещать званые обеды, где однажды герой знакомится с молодой и энергичной девушкой Ольгой Ильинской. Ее нельзя назвать красавицей в полном смысле этого слова, красота ее проста и изящна. Самым ценным в ней были ее взгляды на жизнь — свобода мысли, непосредственность, отсутствие лжи в словах и поступках. Обломов сразу полюбил ее свободолюбивый голос, ее душу, ее характер.
    Ольга вместе со Штольцем придумывают план действий, следуя которому Обломов должен активным, деятельным человеком. Она берет на себя роль луча света, указующего путь заблудившемуся Обломову. И Илья Ильич действительно начал преображаться, а вместе с ним хорошела и росла духовно Ольга. В конце концов, девушка влюбилась в своего подопечного, что сделало невозможным дальнейшее исполнение плана и обрекло тем самым их любовный союз на гибель.
    Дело в том, что и Ольга, и Илья выставляют друг другу невыполнимые требования. Ольга ожидает видеть в Обломове преобразовавшегося человека, хотя бы отдаленно напоминающего Андрея Штольца, но при этом сохранившего в себе лучшие качества Ильи — честность, доброту, правдивость. Илья же ожидает от Ольги абсолютной любви к себе такому, какой он есть. Но Ольга любит придуманный идеал, имеющий мало общего с настоящим Обломовым. На вопрос девушки :»Кто же проклял тебя?» — Илья отвечает с горечью: «Обломовщина». Таким образом «обломовщина» побеждает лучшие качества героя окончательно.

    Трагедия Обломова

    Мне кажется, что главной трагедией Обломова является не «обломовщина» как таковая, а отсутствие в нем стремления бороться с ней. Илья Ильич ставил перед собой множество задач — путешествовать, произвести реформу в управлении имением, жениться, снять другую квартиру. Но сбыться им было не суждено, потому что ни любовь Ольги, ни дружба Штольца не смогли пробудить его от вечной дремоты.
    Сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов»

  3. Каждый человек послан на землю с какой-то целью. У каждого из нас есть определенной предназначение. В процессе своей жизни, мы выбираем приоритеты, которые больше всего интересуют нас, и стремимся достичь своей цели. Многие хотят заработать побольше денег, и стать самодостаточными натурами. Многие отдают все свое свободное время ради семьи, детей, любимых людей. А есть такая прослойка населения, которая любит заниматься ничем, просто лениться и совершенно ничего не делать. Именно таким и был главным герой романа «Обломов», который создал всем известный и знаменитый И.А. Гончаров.
    Илья Ильич – это человек, который неотрывно лежал на диване и постоянно мечтал о том, как бы все окружающие дела делались без его участия. И, что самое интересное, такой образ жизни привлекал многих особ того времени.
    Русский человек очень склонен к лени и безделью.
    Если обратить внимание на внешний вид Обломова, можно заметить, как его лень отразилась на грузном теле, которое с огромным трудом передвигается, переворачивается и выполняет какие-либо движения. Его любимое одеяние – это просторный халат. И если бы у Обломова была возможность не снимать его – он бы ходил в нем всегда и везде.
    Всю работу, все поручения за него выполнял слуга. Почему же так получилось? Почему человек превратился в такое ленивое существо? Из строк романа мы узнаем, что в детстве маленький Илья был достаточно активным и подвижным. Но, окружающая его обстановка, атмосфера в деревне напрочь отбили в нем желание резвится и веселится. Он был запуган сказками собственной няни и остался жить с этим страхом навсегда. Единственное, о чем мечтает главный герой – это о покое и бездеятельности.
    Как же он хочет, чтобы все вокруг происходило без его участия. Илья Ильич был лишним в том светском обществе.
    Многие герои романа заняты своими повседневными делами и обязанностями. И практически все они делают это ради себя, ради утехи, ради удовольствия. Обломов не мог найти себя в светском мире. Он был замкнут и заперт внутри своих эмоций. И потихоньку, его душа стала остывать. Он теряет все качества, эмоции и чувства. Ему просто становится лень. Он болен – его болезнь «обломовщина». Зачем развиваться, к чему-то стремится, если можно просто отдыхать и ничего не делать. Все и так прекрасно. Он не вступал в конфликты, не желал никому зла. Он был наедине со своей ленью, которая не принесла в его жизни ничего хорошего.

  4. Перед человеком в течение жизни открывается очень много возможностей. В зависимости от способностей и возможностей, силы духа и целей в жизни, каждый из нас выбирает свой собственный путь. Кто-то посвящает себя карьере, кто-то – семье, кто-то – общественной деятельности и так далее… А кто-то предпочитает ничего не делать и лежать на диване. И это его право, ведь каждый сам решает, как жить.
    Главный герой романа Гончарова «Обломов» выбрал последний вариант. Он лежит и спит, и ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его. В распорядке дня Обломова отразилась, по сути, часть русской жизни. Это, по словам Добролюбова, «совершенный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостию и правильностью; сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, с полным сознанием истины».
    Физическое бездействие – своеобразный выбор Обломова. Но во многом он вынужденный. Какие перспективы были ему открыты? Кем он мог бы стать в современном ему обществе?
    В начале романа Илья Ильич Обломов целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались. Можно сказать, что главный герой болен. И болезнь его – обломовщина! Симптомы этой болезни заключаются в абсолютном бездействии, происходящем от равнодушия ко всему, что делается на свете. Все, о чем мечтает Обломов, – «а хорошо бы, если бы вот это сделалось». Как много говорит эта фраза! Сделалось бы! Само собой! Без его участия!
    Даже внешность героя подчеркивает его лень и безвольность: «Обломов как-то обрюзг не по летам… Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». Любимый костюм Обломова – это широкий восточный халат, из которого он бы никогда не вылезал, если бы мог. Физическое или волевое движение для Обломова невероятно тяжело. Поэтому все свои дела он поручает слуге Захару или управляющему, который обманывает его.
    Обломова с детства приучили к тому, что всё за него должны делать другие. Из сна Ильи Ильича мы узнаем, что он был бойким и интересующимся мальчиком, но вся атмосфера Обломовки, его родной деревни, где царил «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», заглушили в нем всякие порывы к действию. А сказки, рассказанные нянькой, населили «воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу». С тех пор он «все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, и где так хорошо кормят и одевают даром…»
    Такую бездеятельность Илья Ильич выбрал себе сам. Он не хотел жить так, как живет все остальное светское общество. Мы видим, что это за жизнь, из первых сцен романа, когда к Обломову приходят визитеры. Своих гостей он встречает фразой: «Не подходите, не подходите: вы с холоду!» Эта фраза символична, она обозначает холод не только физический, но и духовный, который царит в светском обществе. И на самом деле, суета гостей Ильи Ильича бессмысленна. Франт Волков живет лишь мыслью о лошадях и о новом покрое платья. Это единственное, в чем заключается его смысл жизни. Начальник отделения канцелярии Судьбинский – «бумажная крыса». Журналист Пенкин пишет обо всем и ни о чем. Но считает, что занят очень важным делом. А Тарантьев – просто подлый человек, который в дальнейшем сыграет трагическую роль в судьбе Ильи Ильича. Как-то не укладывается в голове, что Обломов с его доброй и бесхитростной душой мог бы жить так, как жили эти «светские» люди.
    Я думаю, что изначально Обломову было свойственно духовное развитие. Но постепенно, с его физическим «замиранием», Илья Ильич останавливался и в своем духовном движении. Но, в любом случае, герой не использовал все свои возможности из-за безволия и страха перед жизнью, которые воспитала в нем Обломовка. Такой образ жизни, беззаботное детство, было присуще многим дворянам того времени. Среда и воспитание убили в Обломове все ростки деятельности и активности, но не убили истинно русскую душу.
    Безусловно, Илья Ильич болен «обломовщиной», и эта болезнь лишила его выбора. Ведь выбирать – значит думать, анализировать, просчитывать варианты развития… Зачем? Если вместо этого можно лежать на диване и ничего не делать? Трагедия Обломова в том, что он хочет многого, но не хочет ничего для этого сделать. Если бы мы ничего не хотели, не было бы и противоречия между бездеятельностью и амбициями. И тогда нашей болезнью была бы не обломовщина, а серость и безликость.
    Таким образом, Обломов не стал известным журналистом, писателем, предпринимателем, чиновником или кем-либо другим. С другой стороны, он не желал никому зла, он усыновил детей Агафьи Пшеницыной и воспитывал их на свои деньги. Возможно, делать добро другим – это и есть тот единственный путь, который он выбрал для себя.

  5. Перед человеком в течение жизни открывается очень много возможностей. В зависимости от способностей и возможностей, силы духа и целей в жизни, каждый из нас выбирает свой собственный путь. Кто-то посвящает себя карьере, кто-то — семье, кто-то — общественной деятельности и так далее… А кто-то предпочитает ничего не делать и лежать на диване. И это его право, ведь каждый сам решает, как жить.
    Главный герой романа Гончарова «Обломов» выбрал последний вариант. Он лежит и спит, и ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его. В распорядке дня Обломова отразилась, по сути, часть русской жизни. Это, по словам Добролюбова, «совершенный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостию и правильностью; сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, с полным сознанием истины».
    Физическое бездействие — своеобразный выбор Обломова. Но во многом он вынужденный. Какие перспективы были ему открыты? Кем он мог бы стать в современном ему обществе?
    В начале романа Илья Ильич Обломов целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались. Можно сказать, что главный герой болен. И болезнь его — обломовщина! Симптомы этой болезни заключаются в абсолютном бездействии, происходящем от равнодушия ко всему, что делается на свете. Все, о чем мечтает Обломов, — «а хорошо бы, если бы вот это сделалось». Как много говорит эта фраза! Сделалось бы! Само собой! Без его участия!
    Даже внешность героя подчеркивает его лень и безвольность: «Обломов как-то обрюзг не по летам… Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». Любимый костюм Обломова — это широкий восточный халат, из которого он бы никогда не вылезал, если бы мог. Физическое или волевое движение для Обломова невероятно тяжело. Поэтому все свои дела он поручает слуге Захару или управляющему, который обманывает его.
    Обломова с детства приучили к тому, что всё за него должны делать другие. Из сна Ильи Ильича мы узнаем, что он был бойким и интересующимся мальчиком, но вся атмосфера Обломовки, его родной деревни, где царил «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», заглушили в нем всякие порывы к действию. А сказки, рассказанные нянькой, населили «воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу». С тех пор он «все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, и где так хорошо кормят и одевают даром…»
    Такую бездеятельность Илья Ильич выбрал себе сам. Он не хотел жить так, как живет все остальное светское общество. Мы видим, что это за жизнь, из первых сцен романа, когда к Обломову приходят визитеры. Своих гостей он встречает фразой: «Не подходите, не подходите: вы с холоду!» Эта фраза символична, она обозначает холод не только физический, но и духовный, который царит в светском обществе. И на самом деле, суета гостей Ильи Ильича бессмысленна. Франт Волков живет лишь мыслью о лошадях и о новом покрое платья. Это единственное, в чем заключается его смысл жизни. Начальник отделения канцелярии Судьбинский — «бумажная крыса». Журналист Пенкин пишет обо всем и ни о чем. Но считает, что занят очень важным делом. А Тарантьев — просто подлый человек, который в дальнейшем сыграет трагическую роль в судьбе Ильи Ильича. Как-то не укладывается в голове, что Обломов с его доброй и бесхитростной душой мог бы жить так, как жили эти «светские» люди.
    Я думаю, что изначально Обломову было свойственно духовное развитие. Но постепенно, с его физическим «замиранием», Илья Ильич останавливался и в своем духовном движении. Но, в любом случае, герой не использовал все свои возможности из-за безволия и страха перед жизнью, которые воспитала в нем Обломовка. Такой образ жизни, беззаботное детство, было присуще многим дворянам того времени. Среда и воспитание убили в Обломове все ростки деятельности и активности, но не убили истинно русскую душу.
    Безусловно, Илья Ильич болен «обломовщиной», и эта болезнь лишила его выбора. Ведь выбирать — значит думать, анализировать, просчитывать варианты развития… Зачем? Если вместо этого можно лежать на диване и ничего не делать? Трагедия Обломова в том, что он хочет многого, но не хочет ничего для этого сделать. Если бы мы ничего не хотели, не было бы и противоречия между бездеятельностью и амбициями. И тогда нашей болезнью была бы не обломовщина, а серость и безликость.
    Таким образом, Обломов не стал известным журналистом, писателем, предпринимателем, чиновником или кем-либо другим. С другой стороны, он не желал никому зла, он усыновил детей Агафьи Пшеницыной и воспитывал их на свои деньги. Возможно, делать добро другим — это и есть тот единственный путь, который он выбрал для себя.

  6. Русская литература подарила миру много прекрасных образов. Изнеженный Онегин и страдающий эгоист Печорин, рассудительный Болконский и эмоциональный Безухов, индивидуалист Раскольников и нигилист Базаров – вот далеко не полный перечень имен любимых нами героев. В один ряд с ними можно поставить Илью Ильича Обломова, героя великолепного романа И. А. Гончарова.
    Обломов в равной степени заслуживает уважения и негодования, доброй улыбки и злого смеха. Положительные качества этого человека гораздо ярче, чем плюсы в характере Онегина или Печорина. Даже внешность Обломова производит не просто приятное впечатление, но и настраивает на спокойный лад. Гончаров подчеркивает мягкость, которая была «господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души» главного героя. Илья Ильич очень добр и благороден. Он совершенно неспособен творить подлые дела. Это хорошо понимают те, кто любит главного героя романа. Его старый друг Штольц говорит об Обломове: «Это хрустальная, прозрачная душа!».
    По мнению Ольги Ильинской, Илья Ильич своей нежностью и кротким нравом напоминает голубя. Стоит только вспомнить, как искренне радуется Обломов неожиданному приезду Штольца. Герой очень трепетно относится к чувствам любимой девушки. Когда он приходит к мысли о том, что не принесет Ольге счастья, Обломов решает отказаться от своей любви ради счастья Ильинской. Илья Ильич кричит себе: «Я похищаю чужое! Я – вор!» Это поступок чуткого человека, испытавшего глубокое чувство. Илью Ильича взволновала не внешность Ольги, а ее душа. Герой влюбился в Ильинскую тогда, когда она пела. На Обломова огромное влияние оказывает музыка, он понимает по-настоящему большое искусство. В юности Илья Ильич плакал, глядя на картины итальянских художников. Его можно назвать образованным и культурным человеком. Обломов выгодно отличается от светского бездельника Волкова и карьериста Судьбинского. В сравнении с негодяем Тарантьевым ярче видна честная и беззлобная натура главного героя. Обломов вызывает огромную симпатию, любовь у таких же умных и порядочных, как он, людей. Поэтому Штольц и Ильинская так долго пытаются спасти Обломова, так сильно сопереживаем главному герою мы.
    Однако уже в первом описании Ильи Ильича, когда Гончаров дает подробный портрет своего героя, нас настораживает потрясающая беспечность, полная безмятежность Обломова. Он целый день лежит на диване, на его лице не видно признака какой-либо идеи. Постепенно перед нами раскрывается образ ленивого и безвольного человека. Обломов ничем не занимается, он не может самостоятельно позаботиться о себе. Удивительно, что даже самые неотложные дела не вызывают у героя прилива энергии. Илья Ильич хочет прожить жизнь так, как будто ее счастливо проспал. Ему даже «во сне хочется спать». Обломов сознательно отдаляется от большой жизни, ограничиваясь рамками собственной квартиры. Такое существование Штольц называет словом «обломовщина». Илья Ильич сам понимает, что живет не так, как нужно, как он мечтал жить в юности. Однако все попытки изменить привычный уклад ни к чему не приводят. Обломовщина отняла у героя силы и способность жить самостоятельно. Это явление имеет глубокие корни. Причину такого поведения Обломова надо искать в детстве Ильи Ильича. Он родился в маленькой патриархальной дерев не, где царили лень и косность взглядов. Труд для жителей Обломовки был «тяжким наказанием», а любимыми занятиями – еда и сон. Илюша рос живым и любознательным мальчиком, задавал взрослым массу вопросов. Но родители хотели, чтобы сын много ел и сладко спал, был румяным и пухленьким. Обломов пытался делать все самостоятельно, но вскоре понял, что не нужно трудиться, когда вокруг триста крепостных. Среда постепенно убивала в Обломове желание жить полнокровной жизнью. В юности Илья Ильич считал, что «вся жизнь есть мысль и труд», но быстро понял, что его представления о жизни очень далеки от реальности. Обломов привык быть барином; гордился тем, что не работает, даже чулки себе ни разу самостоятельно не одел. Поэтому жизнь героя оказалась серой и незаметной. Попав в дом Пшеницыной, Обломов нашел там сытую и спокойную жизнь, когда можно много спать и ни о чем не заботиться. Илья Ильич достоин сочувствия и жалости, но нельзя не согласиться со словами Штольца: «Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить».
    Обломов продолжает галерею «лишних» людей в русской литературе, начатую Онегиным и Печориным. Он не смог реализовать свои лучшие качества, воплотить мечты в жизнь. Крепостное право, позволявшее Илье Ильичу не работать и жить, сгубило этого очень доброго и хорошего человека, типичного героя своего времени.

  7. Сочинение по роману «Обломов»
    «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необ¬ходимостью, как у больного или как у челове¬ка, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».
    И. А. Гончаров.
    Роман “Обломов” был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. “Обломов” является социально-психологическим романом, изображающим губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. Автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века, которую наблюдал с самого детства.
    Главным героем романа является Обломов Илья Ильич – это человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Сюжет романа – это жизненный путь Ильи Ильича, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа – это «обломовщина» – образ жизни, жизнен¬ная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя, но главное – это отсутствие труда, практическая бездеятельность.
    Понятие «обломовщина» применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это «отражение русской жизни», ключ к разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обломовцев, и потому «обломовщину» можно назвать “господству¬ющей болезнью” того времени. Суть «обломовщины» раскры¬вается Гончаровым посредством изображения жизни Обло¬мова, большую часть которой герой проводит, лежа на ди¬ване, мечтая и строя всевозможные планы.
    Воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формирова¬нии его характера и мировоззрения.
    Родился Илья Ильич в Обломовке – этом “благословенном уголке земли”, где “нет ничего грандиозно¬го, дикого и угрюмого”, нет “ни страшных бурь, ни разру¬шений”, где господствуют глубокая тишина, мир и невозму¬тимое спокойствие. В имении Обломовых традиционным был полуденный “все¬поглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти”. И маленький Илюша рос в этой атмосфере, был окружен заботой и вниманием: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка ребёнка сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться.
    Таким образом, Илья Ильич все больше «пропитывался обломовщиной», в его сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам больше напоминающая мать – любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительно¬сти, которую он был не в состоянии принять. Но привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем нравственное рабство.
    К 32 годам Илья Ильич превратился в “байбака” – апатичное существо, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Зачем эта борьба, когда можно жить на деньги, которые он получает с имения. Постепенно он порывает со службой, а потом и с обществом. Нормальным его состоянием сделалось лежание. Халат и диван заменяют ему все радости жизни. Иногда Обломов пробовал читать, но чтение утомляло его. Такое состояние убивает в Обломове положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем “голубиную кротость”. Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине. Но Обломов не нашел приме¬нения своему огромному нравственному, духовному потенци¬алу, он оказался “лишним человеком”. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Обломова к труду, этот человек принес бы пользу окружающим и не прожил бы жизнь впустую. Но, как говорит сам Илья Ильич, «обломовщина» его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.
    Штольц, Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев – все они старались вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь. К сожалению, из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к покою: “Прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть”.
    Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окру¬жавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти. Добрый, неглупый человек, Обломов, лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу… – Есть… “Обломовщина”, – отвечает наш герой.
    Что же служит причиной этой бездеятельности? На мой взгляд, безволие и лень. Это пагубные свойства характера не позволяют Обломову служить своим идеалам, работать над собой. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим.
    Служил он – и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он – и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решил сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество – и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к “муравьиной работе людей”, убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего…
    “Обломовщина” как социально-психологическое явление не исчезло с уничтожением крепостнического строя. Пережитки ее – инертность, косность, эгоизм, паразитизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство – продолжают жить. «Обломовщина» страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает ни во что, в жалких неудачников.
    Добавил: Lisenochka

  8. Перед человеком в течение жизни открывается очень много возможностей. В зависимости от способностей и возможностей, силы духа и целей в жизни, каждый из нас выбирает свой собственный путь. Кто-то посвящает себя карьере, кто-то – семье, кто-то – общественной деятельности и так далее… А кто-то предпочитает ничего не делать и лежать на диване. И это его право, ведь каждый сам решает, как жить.
    Главный герой романа Гончарова «Обломов» выбрал последний вариант. Он лежит и спит, и ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его. В распорядке дня Обломова отразилась, по сути, часть русской жизни. Это, по словам Добролюбова, «совершенный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостию и правильностью; сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, с полным сознанием истины».
    Физическое бездействие – своеобразный выбор Обломова. Но во многом он вынужденный. Какие перспективы были ему открыты? Кем он мог бы стать в современном ему обществе?
    В начале романа Илья Ильич Обломов целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались. Можно сказать, что главный герой болен. И болезнь его – обломовщина! Симптомы этой болезни заключаются в абсолютном бездействии, происходящем от равнодушия ко всему, что делается на свете. Все, о чем мечтает Обломов, – «а хорошо бы, если бы вот это сделалось». Как много говорит эта фраза! Сделалось бы! Само собой! Без его участия!
    Даже внешность героя подчеркивает его лень и безвольность: «Обломов как-то обрюзг не по летам… Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». Любимый костюм Обломова – это широкий восточный халат, из которого он бы никогда не вылезал, если бы мог. Физическое или волевое движение для Обломова невероятно тяжело. Поэтому все свои дела он поручает слуге Захару или управляющему, который обманывает его.
    Обломова с детства приучили к тому, что всё за него должны делать другие. Из сна Ильи Ильича мы узнаем, что он был бойким и интересующимся мальчиком, но вся атмосфера Обломовки, его родной деревни, где царил «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», заглушили в нем всякие порывы к действию. А сказки, рассказанные нянькой, населили «воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу». С тех пор он «все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, и где так хорошо кормят и одевают даром…»
    Такую бездеятельность Илья Ильич выбрал себе сам. Он не хотел жить так, как живет все остальное светское общество. Мы видим, что это за жизнь, из первых сцен романа, когда к Обломову приходят визитеры. Своих гостей он встречает фразой: «Не подходите, не подходите: вы с холоду!» Эта фраза символична, она обозначает холод не только физический, но и духовный, который царит в светском обществе. И на самом деле, суета гостей Ильи Ильича бессмысленна. Франт Волков живет лишь мыслью о лошадях и о новом покрое платья. Это единственное, в чем заключается его смысл жизни. Начальник отделения канцелярии Судьбинский – «бумажная крыса». Журналист Пенкин пишет обо всем и ни о чем. Но считает, что занят очень важным делом. А Тарантьев – просто подлый человек, который в дальнейшем сыграет трагическую роль в судьбе Ильи Ильича. Как-то не укладывается в голове, что Обломов с его доброй и бесхитростной душой мог бы жить так, как жили эти «светские» люди.
    Я думаю, что изначально Обломову было свойственно духовное развитие. Но постепенно, с его физическим «замиранием», Илья Ильич останавливался и в своем духовном движении. Но, в любом случае, герой не использовал все свои возможности из-за безволия и страха перед жизнью, которые воспитала в нем Обломовка. Такой образ жизни, беззаботное детство, было присуще многим дворянам того времени. Среда и воспитание убили в Обломове все ростки деятельности и активности, но не убили истинно русскую душу.
    Безусловно, Илья Ильич болен «обломовщиной», и эта болезнь лишила его выбора. Ведь выбирать – значит думать, анализировать, просчитывать варианты развития… Зачем? Если вместо этого можно лежать на диване и ничего не делать? Трагедия Обломова в том, что он хочет многого, но не хочет ничего для этого сделать. Если бы мы ничего не хотели, не было бы и противоречия между бездеятельностью и амбициями. И тогда нашей болезнью была бы не обломовщина, а серость и безликость.
    Таким образом, Обломов не стал известным журналистом, писателем, предпринимателем, чиновником или кем-либо другим. С другой стороны, он не желал никому зла, он усыновил детей Агафьи Пшеницыной и воспитывал их на свои деньги. Возможно, делать добро другим – это и есть тот единственный путь, который он выбрал для себя.

  9. 1. Образ жизни Ильи Ильича.
    2. Образ Обломова и окружающие.
    3. Что такое обломовщина?
    Илья Ильич Обломов живет в большом доме на Гороховой улице. Это молодой человек, помещик «лет тридцати двух от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… мягкость была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки».
    Образ Обломова предпочитает удобный халат, в котором он ходит дома без жилета и галстука. Его времяпровождение одинаково для любого времени суток: Илья Ильич почти всегда лежит. Он не находит в себе сил даже встать и умыться. Гончаров сравнивает своего героя с больным, говоря, что лежание и для больного, и для Обломова – насущная необходимость. В доме все идет без участия в этом Обломова, даже старый слуга Захар, который воспитывал его с детства и живет с ним до сих пор, не следит за порядком. Он сам решил, что входит в его обязанности, и ничего другого делать не будет.
    Все пущено на самотек, Илье Ильичу, конечно, нравится чистота, но он предпочел бы, чтобы она возникала сама собой. Из деревни Обломовки, вотчины Ильи Ильича, приходит письмо: староста пишет, что мужики разбредаются, урожая нет, и, значит, денег Обломовка принесет меньше. Очевидно, что староста не чист на руку, но Обломов не может ни поехать разобраться на месте, ни написать ему ответ. Сначала для ответа есть пыл, но нет бумаги, потом, когда бумагу для письма находят, пропадает пыл. То надо завтракать, то чернила кончились. Так же движется переезд с квартиры, которую хозяева собираются ремонтировать, и поиски нового жилья.
    Обломов живет в Петербурге двенадцатый год. Он понемногу отдаляется от общества, ограничиваясь общением с приходящими к нему знакомыми. Сначала он был полон готовности поступить на службу, но она вскоре разочаровала: нудно писать бесконечные бумаги. Раньше он понимал служебные отношения почти как семейные, думал, что начальник должен о нем заботиться как о самом себе, быть как отец родной. Но иллюзии рухнули, когда Обломов, канцелярский чиновник, случайно отправил важный документ вместо Астрахани в Архангельск, перепутав города. Илыо Ильича не уволили, но он сам, опасаясь выговора от начальства, сказался больным и потом, так и не выйдя на службу, уволился.
    В обществе своенравный Образ Обломова тоже не ужился, ему постепенно надоедает ходить на вечера, тяжко надевать фрак и бриться каждый день. С женщинами он не имел близких отношений, только кланялся на расстоянии. Вытащить в люди со временем его мог только Штольц, а его часто не было в городе. Поэтому все больше времени Обломов был дома. Он отвык от выходов и опасался их, так как не привык к многолюдной суете. Если даже и загорается искорка в Обломове, то его решимости хоть немного изменить свою жизнь хватает ненадолго.
    Читать ему тяжело, закладка в книге может лежать на одном месте долгое время, даже сама книжка неизвестно где потеряется, пока Обломов «читает» ее. Увлечение поэзией прошло бесследно. Глядя на Штольца, Образ Обломова заражается его юношеским жаром, но быстро охладевает, если Штольц не будет контролировать его ежечасно.
    Гончаров сравнивает голову своего героя с библиотекой из разрозненных томов разного содержания. Обломов в минуты душевного подъема, приободренный Штольцем, серьезно думает о своем предназначении, ищет свое место в жизни. Но все заканчивается мечтами на диване. Внутренняя его жизнь кипит, Илья Ильич воображает себя великим полководцем, художником, мыслителем. Но все вокруг по-чему-то считают, что он ничем не занимается. В конце концов Обломов думает о тихом семейном счастье и заботах об имении, мысленно чертит планы и составляет сметы. Так продолжается несколько лет.
    Вокруг Обломова кипит жизнь, его навещают знакомые, рассказывают о свадьбах, о повышении по службе, куда-то псе время приглашают. Он неподвижен. Илья Ильич принимает визитеров, чтобы было, кому пожаловаться и попросить поднять платок, почитать книг)’ или написать письмо. Врач говорит, что при таком образе жизни Обломов через два-три года умрет от удара. Рекомендует ему не читать, избегать мыслей, больше гулять, заниматься танцами и охотой, съездить за границу. Но Образ Обломова не способен к таким решительным шагам.

  10. Образ Обломова

    Автор: Гончаров И.А.
    В первую очередь скажу, что Обломов – хорошо вам известная «мертвая душа». Этот тип мертвой души доведен Гончаровым до парадокса, т.е. до противоречия, когда самим своим существованием Обломов противоречит вообще природе человека и до логического конца каковым будет распад и гибель героя.
    Но это общее. А сей час расскажу вам: как раскрывается образ и где. После буду говорить как он характеризуется. Для начала необходимо провести четкую грань между характеристикой и его раскрытием. На первый взгляд задача достаточно легка, но это не так. А знаете почему? Потому, что этот момент является одним из сложностей романа. А вы задумайтесь над этим сами и поймете, что автор не делает между ними четкой границы, а между тем она нужна потому, что если вы в раскрытии образа увидите его характеристику, то у вас сложится в корне неправильное представление о герое и об авторе. Правильно я говорю? Правильно. Это простые истины и тем не менее они играют решающую роль.
    Наконец, перейдем к раскрытию образа, данному в тексте. Вопреки традиции образ Ильи Ильича раскрывается в его сне. Хочу сказать, что здесь Гончаров оригинален. Ведь обычно литературный образ раскрывается в прохождении испытания героем на человечность. Простыми словами дружбой и любовью. Здесь же нам показывается становление характера героя. А если еще точнее – среда в которой Обломов рос и воспитывался. Нам становится известна его мать, что немаловажно: известно все хорошее и плохое в человеке от матери… Там еще есть много важного и нужного, но это вы читали и сами. Я же вам скажу, что в конечном итоге нам становится ясны истоки характера Обломова. Позволю себе забежать вперед, сказав, что «обломовщиной» будут называть не только образ жизни Обломова, но и мировоззрение Обломова и все, что касается его семьи, что должен сказать вам совершенно справедливо. Далее мы будем говорить об испытании любовью.
    Разумеется такой признанный прием Гончаров не мог обойти. Раскрытие уже сложившегося Обломова должно было сделать именно оно. И вот как оно это сделало: просто лишний раз продемонстрировала нам глубину падения Обломова — даже такой ангел как Ольга не смогла вытащить его. Казалось – дальше только распад и смерть, но финал оказался не столь прозаичен. Это испытание он пережил, перенес так сказать через себя. Он понял, а скорее интуитивно почувствовал, что такая любовь ему не дана: слишком низко он пал, слишком цепко он держался за свое “я”. Да был порыв. Но он быстро иссяк; причины я только что назвал. Резюмировал я это дело словами известной поговорки: выше себя он просто, напросто не прыгнул. Уместным здесь будет сравнение, более детально о котором я буду говорить после, о сравнении : Обломов олицетворял Русь, а Ольга – реформы Александра II, когда тоже был порыв и какое-то время казалось, что Русь начнет прогрессивно развиваться, но слишком сильны были еще многовековые устои, не смогла Русь преодолеть их. И она нашла временное убежище, подобно тому, как Обломов нашел убежище – во второй любви другого плана, плана того самого убежища. И еще немаловажная деталь: если учесть, что роман был завершен к 1858г ,а реформы начались в 1861г, о результате я уже говорил, то я смело могу утверждать, что роман являлся предсказанием. И надеюсь вы со мной согласитесь.
    Вот так раскрывается образ. Теперь поговорим о его характеристике.
    Гончаров перенял у Гоголя для характеристики образа такой прием как овеществление героя. Для того, что бы вы меня легче поняли я буду рассказывать и попутно сравнивать овеществление Гончарова и Гоголя. Приступим. У Гоголя этот процесс был не столь затейливым – он просто брал отдельную вещь, будь то стул или изба крестьянина и овеществлял ею ее хозяина. А Гончаров здесь оригинален как никогда. Посмотрите сами: из вещей, окружавших Обломова, он создал фон на котором ярко выделялись туфли и халат. Фон этот – заброшенность, повсеместные следы запустения такие как: прошлогодняя, валявшаяся газета, слой на зеркалах и т.д. Но это всего лишь фон, теперь поговорим о предметах через которые напрямую охарактеризован образ — это туфли и халат. Сейчас я приведу слова академика Лебедева: «Гончаров с пластической виртуозностью угадывает в предметах характер своего героя» О чем говорят эти слова? О том, что об овеществлении я говорю не просто так – сей факт имел место быть. Но перейдем непосредственно к двум вещам в обоих из которых угадывается характер героя. Первая вещь – туфли: «длинные, мягкие, широкие», ну прям под стать хозяину! И вторая вещь – халат, более символичная, на нем я остановлюсь подробнее. Для начала поговорим о передаче характера, это мы увидим в сравнении: он такой же несоразмерный, в заплатках, потерявший весь свой лоск и неизвестно?: можно ли его восстановить или нет? Но это не все. Халат олицетворяет «обломовщину». Посмотрите: пока Обломов жил в запустении, он все время был в халате, когда же под влиянием обстоятельств пытается изменить свою жизнь это действие связано с халатом: “Это значит, — думал он, — вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума…” И халат был сброшен! Правда не на долго…Но вот настает момент заката любви. И что ему сопутствовало? – Возвращение халата: новая хозяйка Обломова говорит, что достала халат из чулана, собирается помыть его и почистить.
    Вторым приемом охарактеризовывания Гончаров выбрал сравнение. Сравнивается с Обломовым Штольц. Кто такой Штольц вы разумеется знаете. Так вот: сравнение происходит когда писатель дает нам историю Штольца – составлена она так виртуозно, что читатель сам того не замечая во время чтения сравнивает его с Обломовыми.
    Теперь поговорим, что же олицетворяет Обломов. Олицетворяет он кризис и распад крепостнической Руси. Для того, что бы вам понять это вам нужно осознать, что Обломов не просто «мертвая душа» – он последний в ряду «мертвых душ». Вы можете со мной поспорить: мол последним будет Плюшкин, ведь он… и привести множество доводов в свою пользу. А в самом деле! На первый взгляд он кажется более негативным героем, нежели добряк Обломов. Но если вы поддадитесь этому первому впечатлению, то это значит, что вы упустили главное в этом вопросе – вместе они символизируют застой крепостнической системы, Плюшкин отдельно – негативное действие, а Обломов – лень и бездействие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *