Сочинение на тему образ обломова в романе обломова

9 вариантов

  1. «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.» так, с описания Обломова, начинается роман И.А. Гончарова.
    На первый взгляд Обломов апатичен, ленив и равнодушен. Он длительное время может лежать на кровати и размышлять о чем-то своем или пребывать в своем мире грез. Обломов даже не замечает паутины на стенах или пыли на зеркалах. Однако это только первое впечатление.
    Первый посетитель – Волков. Обломов даже не вставал из кровати. Волков-молодой человек двадцати пяти лет, одет по последней моде, причесан, блещет здоровьем. Первая реакция Обломова на Волкова была такова: «Не подходите, не подходите: вы с холода!». Несмотря на все попытки Волкова пригласить Обломова на обед или в Екатерингоф, Илья Ильич отказывается и остается дома, не видя смысла в разъездах.
    После ухода Волкова, Обломов переворачивается на спину и рассуждает о Волкове, но его размышления прерывает очередной звонок. На этот раз к нему пришел Судьбинский. На этот раз реакция Ильи Ильича была аналогичной. Судьбинский приглашает Обломова на обед к Мурашиным, однако и тут Обломов отказывается.
    Третьем гостем стал Пенкин. «Все такой же неисправимый, беззаботный ленивец!»-говорит Пенкин. Обломов и Пенкин обсуждают рассказ, и Пенкин просит прочитать Обломова рассказ «Любовь взяточника к падшей женщине», однако краткий пересказ приводит Илью Ильича в гнев. Ведь в рассказе высмеивание порока, презрение к падшему человеку, на что Обломов реагирует неоднозначно. Он понимает, что любой вор или падшая женщина-это прежде всего человек.
    Однако полностью сущность Обломова раскрывается через любовь. Любовь к Ольге Ильинской окрыляет его. Он читает, развивается ради неё, Обломов расцветает, мечтает о счастливом совместном будущем. Но понимая, что не готов меняться до конца, понимая, что не может дать Ольге того, что ей нужно, понимая, что не создан для неё, он отступает. Он понимает, что не сможет обрести долгожданного счастья с Ильинской. Но спустя время у него складываются отношения с Пшенициной, которые будут построены на любви и уважении.
    Отношение к Обломомву не может быть однозначным. Характер героя многогранен. С одной стороны, он ленив и пассивен, а с другой он умен, он понимает психологию человеческую, он умеет любить и способен на многое ради любви. В заключение можно сказать, что все качества русского человека собраны в одном персонаже.

    Вариант 4

    Главному герою одноименного романа “Обломов” А.И. Гончарова около тридцати двух или тридцати трех лет. Это молодой, не лишенный приятной наружности и довольно образованный человек, потомственный дворянин. Обломов Илья Ильич добр, довольно умен и по-детски простодушен.
    Однако все положительные черты затмевает одна отрицательная – патологическая лень поселилась в его мыслях и со временем захватила весь организм Обломова. Тело молодого дворянина обрюзгло, стало рыхлым и женственным – Илья Ильич не утруждает себя ни умственными, ни физическими нагрузками, предпочитая почти все время лежать на диване и мечтать о том, как бы еще больше ничего не делать. “Как бы само собой все сделалось!” – вот его жизненное кредо.
    Получив в наследство поместье, дающее небольшой, но стабильный доход, Обломов ничего в нем не улучшает и не стремится к тому, чтобы его дела процветали. Все свои заботы относительно поместья Илья Ильич из лени скинул на управляющего, который безжалостно и бесстыдно его обкрадывает. Мелкие повседневные дела за Обломова выполняет его слуга Захар. А сам Илья Ильич предпочитает день деньской лежать на диване и мечтать – эдакий “диванный мечтатель”.
    Мечты его заводят очень далеко – в мечтах он многое улучшил бы в своем поместье, еще больше разбогатев, однако мечты его бессмысленны. Он и не пытается их воплотить. Мечты сталкиваются с его инертностью и инфантильностью и ежедневно разбиваются, превращаясь в несбыточные туманные грезы, которые так и оседают на диване, окутывая собой Обломова.
    Да что там поместье – Обломову даже в гости поехать лень. Когда его приглашают поехать в гости, он под надуманными предлогами увиливает от посещений, оставаясь лежать на милом сердцу диване. Обломов не любит выходить в свет – ему это лениво и неинтересно.
    Понимая, что он не развивается духовно и не может ничего дать своей избраннице, кроме содержания, Обломов даже отказался от своей любви к Ольге Ильинской. Поначалу Илья Ильич пытался измениться ради Ольги, стал много читать, чтобы достичь духовного развития ее уровня, мечтал о счастливом будущем с любимой женщиной. Но измениться до конца он был не готов даже любви – Обломова остановил страх перед необратимыми переменами и он отступился от своей мечты. Его полностью устраивала нынешняя жизнь лежебоки и встать с любимого дивана не побудили даже такие сильные страсти, как любовь и страсть к женщине.
    Таким инертным и бездеятельным Обломова сделали собственные родители, которые с детства внушали сыну, что все важные дела за него должны делать другие. Они пресекали любое проявление активности мальчика, и постепенно Илья превратился в отчаянного ленивца. Так в те времена жил не только Илья Ильич Обломов – так жили многие отпрыски дворянского рода. Автор создал собирательный образ сибарита дворянского происхождения того времени и назвал это явление “обломовщина”. Писатель переживал за судьбу России и ему было страшно, что управлять ею станут такие вот “Обломовы”.
    10 класс.

  2. Каждый человек послан на землю с какой-то целью. У каждого из нас есть определенной предназначение. В процессе своей жизни, мы выбираем приоритеты, которые больше всего интересуют нас, и стремимся достичь своей цели. Многие хотят заработать побольше денег, и стать самодостаточными натурами. Многие отдают все свое свободное время ради семьи, детей, любимых людей. А есть такая прослойка населения, которая любит заниматься ничем, просто лениться и совершенно ничего не делать. Именно таким и был главным герой романа «Обломов», который создал всем известный и знаменитый И.А. Гончаров.
    Илья Ильич – это человек, который неотрывно лежал на диване и постоянно мечтал о том, как бы все окружающие дела делались без его участия. И, что самое интересное, такой образ жизни привлекал многих особ того времени.
    Русский человек очень склонен к лени и безделью.
    Если обратить внимание на внешний вид Обломова, можно заметить, как его лень отразилась на грузном теле, которое с огромным трудом передвигается, переворачивается и выполняет какие-либо движения. Его любимое одеяние – это просторный халат. И если бы у Обломова была возможность не снимать его – он бы ходил в нем всегда и везде.
    Всю работу, все поручения за него выполнял слуга. Почему же так получилось? Почему человек превратился в такое ленивое существо? Из строк романа мы узнаем, что в детстве маленький Илья был достаточно активным и подвижным. Но, окружающая его обстановка, атмосфера в деревне напрочь отбили в нем желание резвится и веселится. Он был запуган сказками собственной няни и остался жить с этим страхом навсегда. Единственное, о чем мечтает главный герой – это о покое и бездеятельности.
    Как же он хочет, чтобы все вокруг происходило без его участия. Илья Ильич был лишним в том светском обществе.
    Многие герои романа заняты своими повседневными делами и обязанностями. И практически все они делают это ради себя, ради утехи, ради удовольствия. Обломов не мог найти себя в светском мире. Он был замкнут и заперт внутри своих эмоций. И потихоньку, его душа стала остывать. Он теряет все качества, эмоции и чувства. Ему просто становится лень. Он болен – его болезнь «обломовщина». Зачем развиваться, к чему-то стремится, если можно просто отдыхать и ничего не делать. Все и так прекрасно. Он не вступал в конфликты, не желал никому зла. Он был наедине со своей ленью, которая не принесла в его жизни ничего хорошего.

  3. Илья Ильич Обломов — молодой дворянин, 33-х лет от роду, невысокого роста. На первый взгляд он производил впечатление довольно положительное, однако при более близком рассмотрении можно было заметить полное отсутствие мысли в его лице.

    Стиль жизни

    Жизнь он вел размеренную, апатичную. Большую часть времени проводил лежа на диване в своем засаленном халате в комнате с нависшей паутиной и с покрывшимися пылью зеркалами.
    Перед читателями предстает неоднозначный персонаж. С одной стороны, порабощенный леностью, равнодушием и апатией, а с другой стороны выгодно выделяющийся на фоне своих лживых и лицемерных друзей. Тут уже мы видим его порядочность, доброту душевную, чистоту помыслов и честность.
    С целью более полного раскрытия образа Обломова Гончаров сталкивает его с другими значимыми персонажами романа — Штольцем и Ольгой Ильинской.

    Окружение

    Андрей Штольц — друг детства главного героя — полная противоположность Обломова, его антипод. Он не может сидеть без дела, голова его полна планов и идей, он ценит кипение жизни вокруг, любит быть в центре событий. Такая разница обусловлена различием воспитания героев.
    Обломов был единственным ребенком в семье, все его холили и лелеяли. Любое желание маленького Ильи незамедлительно исполнялось, капризам его потакали, оберегали от малейшей опасности и какой-либо деятельности. Деревня Обломова стала, по словам Добролюбова, родиной такого понятия как «обломовщина». Подобное отношение воспитало в нем апатичное отношение к жизни и сделало его нравственным калекой, боящимся перемен и неизвестности будущего.
    Штольц же воспитывался одним отцом, рос самостоятельным и целеустремленным ребенком. Хорошее отношение Ильи к нему говорит о том, что Штольц способен оказать на него влияние, возродить к истинной жизни и уничтожить «обломовщину», царящую в душе главного героя. Именно такую цель поставил перед собой Андрей, считая своим долгом «спасти» друга.

    Перевоспитание

    Андрей Штольц заставляет Илью Ильича выходить в свет, посещать званые обеды, где однажды герой знакомится с молодой и энергичной девушкой Ольгой Ильинской. Ее нельзя назвать красавицей в полном смысле этого слова, красота ее проста и изящна. Самым ценным в ней были ее взгляды на жизнь — свобода мысли, непосредственность, отсутствие лжи в словах и поступках. Обломов сразу полюбил ее свободолюбивый голос, ее душу, ее характер.
    Ольга вместе со Штольцем придумывают план действий, следуя которому Обломов должен активным, деятельным человеком. Она берет на себя роль луча света, указующего путь заблудившемуся Обломову. И Илья Ильич действительно начал преображаться, а вместе с ним хорошела и росла духовно Ольга. В конце концов, девушка влюбилась в своего подопечного, что сделало невозможным дальнейшее исполнение плана и обрекло тем самым их любовный союз на гибель.
    Дело в том, что и Ольга, и Илья выставляют друг другу невыполнимые требования. Ольга ожидает видеть в Обломове преобразовавшегося человека, хотя бы отдаленно напоминающего Андрея Штольца, но при этом сохранившего в себе лучшие качества Ильи — честность, доброту, правдивость. Илья же ожидает от Ольги абсолютной любви к себе такому, какой он есть. Но Ольга любит придуманный идеал, имеющий мало общего с настоящим Обломовым. На вопрос девушки :»Кто же проклял тебя?» — Илья отвечает с горечью: «Обломовщина». Таким образом «обломовщина» побеждает лучшие качества героя окончательно.

    Трагедия Обломова

    Мне кажется, что главной трагедией Обломова является не «обломовщина» как таковая, а отсутствие в нем стремления бороться с ней. Илья Ильич ставил перед собой множество задач — путешествовать, произвести реформу в управлении имением, жениться, снять другую квартиру. Но сбыться им было не суждено, потому что ни любовь Ольги, ни дружба Штольца не смогли пробудить его от вечной дремоты.
    Сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов»

  4. Русская литература подарила миру много прекрасных образов. Изнеженный Онегин и страдающий эгоист Печорин, рассудительный Болконский и эмоциональный Безухов, индивидуалист Раскольников и нигилист Базаров – вот далеко не полный перечень имен любимых нами героев. В один ряд с ними можно поставить Илью Ильича Обломова, героя великолепного романа И. А. Гончарова.
    Обломов в равной степени заслуживает уважения и негодования, доброй улыбки и злого смеха. Положительные качества этого человека гораздо ярче, чем плюсы в характере Онегина или Печорина. Даже внешность Обломова производит не просто приятное впечатление, но и настраивает на спокойный лад. Гончаров подчеркивает мягкость, которая была «господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души» главного героя. Илья Ильич очень добр и благороден. Он совершенно неспособен творить подлые дела. Это хорошо понимают те, кто любит главного героя романа. Его старый друг Штольц говорит об Обломове: «Это хрустальная, прозрачная душа!».
    По мнению Ольги Ильинской, Илья Ильич своей нежностью и кротким нравом напоминает голубя. Стоит только вспомнить, как искренне радуется Обломов неожиданному приезду Штольца. Герой очень трепетно относится к чувствам любимой девушки. Когда он приходит к мысли о том, что не принесет Ольге счастья, Обломов решает отказаться от своей любви ради счастья Ильинской. Илья Ильич кричит себе: «Я похищаю чужое! Я – вор!» Это поступок чуткого человека, испытавшего глубокое чувство. Илью Ильича взволновала не внешность Ольги, а ее душа. Герой влюбился в Ильинскую тогда, когда она пела. На Обломова огромное влияние оказывает музыка, он понимает по-настоящему большое искусство. В юности Илья Ильич плакал, глядя на картины итальянских художников. Его можно назвать образованным и культурным человеком. Обломов выгодно отличается от светского бездельника Волкова и карьериста Судьбинского. В сравнении с негодяем Тарантьевым ярче видна честная и беззлобная натура главного героя. Обломов вызывает огромную симпатию, любовь у таких же умных и порядочных, как он, людей. Поэтому Штольц и Ильинская так долго пытаются спасти Обломова, так сильно сопереживаем главному герою мы.
    Однако уже в первом описании Ильи Ильича, когда Гончаров дает подробный портрет своего героя, нас настораживает потрясающая беспечность, полная безмятежность Обломова. Он целый день лежит на диване, на его лице не видно признака какой-либо идеи. Постепенно перед нами раскрывается образ ленивого и безвольного человека. Обломов ничем не занимается, он не может самостоятельно позаботиться о себе. Удивительно, что даже самые неотложные дела не вызывают у героя прилива энергии. Илья Ильич хочет прожить жизнь так, как будто ее счастливо проспал. Ему даже «во сне хочется спать». Обломов сознательно отдаляется от большой жизни, ограничиваясь рамками собственной квартиры. Такое существование Штольц называет словом «обломовщина». Илья Ильич сам понимает, что живет не так, как нужно, как он мечтал жить в юности. Однако все попытки изменить привычный уклад ни к чему не приводят. Обломовщина отняла у героя силы и способность жить самостоятельно. Это явление имеет глубокие корни. Причину такого поведения Обломова надо искать в детстве Ильи Ильича. Он родился в маленькой патриархальной дерев не, где царили лень и косность взглядов. Труд для жителей Обломовки был «тяжким наказанием», а любимыми занятиями – еда и сон. Илюша рос живым и любознательным мальчиком, задавал взрослым массу вопросов. Но родители хотели, чтобы сын много ел и сладко спал, был румяным и пухленьким. Обломов пытался делать все самостоятельно, но вскоре понял, что не нужно трудиться, когда вокруг триста крепостных. Среда постепенно убивала в Обломове желание жить полнокровной жизнью. В юности Илья Ильич считал, что «вся жизнь есть мысль и труд», но быстро понял, что его представления о жизни очень далеки от реальности. Обломов привык быть барином; гордился тем, что не работает, даже чулки себе ни разу самостоятельно не одел. Поэтому жизнь героя оказалась серой и незаметной. Попав в дом Пшеницыной, Обломов нашел там сытую и спокойную жизнь, когда можно много спать и ни о чем не заботиться. Илья Ильич достоин сочувствия и жалости, но нельзя не согласиться со словами Штольца: «Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить».
    Обломов продолжает галерею «лишних» людей в русской литературе, начатую Онегиным и Печориным. Он не смог реализовать свои лучшие качества, воплотить мечты в жизнь. Крепостное право, позволявшее Илье Ильичу не работать и жить, сгубило этого очень доброго и хорошего человека, типичного героя своего времени.

  5. Перед человеком в течение жизни открывается очень много возможностей. В зависимости от способностей и возможностей, силы духа и целей в жизни, каждый из нас выбирает свой собственный путь. Кто-то посвящает себя карьере, кто-то — семье, кто-то — общественной деятельности и так далее… А кто-то предпочитает ничего не делать и лежать на диване. И это его право, ведь каждый сам решает, как жить.
    Главный герой романа Гончарова «Обломов» выбрал последний вариант. Он лежит и спит, и ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его. В распорядке дня Обломова отразилась, по сути, часть русской жизни. Это, по словам Добролюбова, «совершенный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостию и правильностью; сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, с полным сознанием истины».
    Физическое бездействие — своеобразный выбор Обломова. Но во многом он вынужденный. Какие перспективы были ему открыты? Кем он мог бы стать в современном ему обществе?
    В начале романа Илья Ильич Обломов целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались. Можно сказать, что главный герой болен. И болезнь его — обломовщина! Симптомы этой болезни заключаются в абсолютном бездействии, происходящем от равнодушия ко всему, что делается на свете. Все, о чем мечтает Обломов, — «а хорошо бы, если бы вот это сделалось». Как много говорит эта фраза! Сделалось бы! Само собой! Без его участия!
    Даже внешность героя подчеркивает его лень и безвольность: «Обломов как-то обрюзг не по летам… Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». Любимый костюм Обломова — это широкий восточный халат, из которого он бы никогда не вылезал, если бы мог. Физическое или волевое движение для Обломова невероятно тяжело. Поэтому все свои дела он поручает слуге Захару или управляющему, который обманывает его.
    Обломова с детства приучили к тому, что всё за него должны делать другие. Из сна Ильи Ильича мы узнаем, что он был бойким и интересующимся мальчиком, но вся атмосфера Обломовки, его родной деревни, где царил «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», заглушили в нем всякие порывы к действию. А сказки, рассказанные нянькой, населили «воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу». С тех пор он «все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, и где так хорошо кормят и одевают даром…»
    Такую бездеятельность Илья Ильич выбрал себе сам. Он не хотел жить так, как живет все остальное светское общество. Мы видим, что это за жизнь, из первых сцен романа, когда к Обломову приходят визитеры. Своих гостей он встречает фразой: «Не подходите, не подходите: вы с холоду!» Эта фраза символична, она обозначает холод не только физический, но и духовный, который царит в светском обществе. И на самом деле, суета гостей Ильи Ильича бессмысленна. Франт Волков живет лишь мыслью о лошадях и о новом покрое платья. Это единственное, в чем заключается его смысл жизни. Начальник отделения канцелярии Судьбинский — «бумажная крыса». Журналист Пенкин пишет обо всем и ни о чем. Но считает, что занят очень важным делом. А Тарантьев — просто подлый человек, который в дальнейшем сыграет трагическую роль в судьбе Ильи Ильича. Как-то не укладывается в голове, что Обломов с его доброй и бесхитростной душой мог бы жить так, как жили эти «светские» люди.
    Я думаю, что изначально Обломову было свойственно духовное развитие. Но постепенно, с его физическим «замиранием», Илья Ильич останавливался и в своем духовном движении. Но, в любом случае, герой не использовал все свои возможности из-за безволия и страха перед жизнью, которые воспитала в нем Обломовка. Такой образ жизни, беззаботное детство, было присуще многим дворянам того времени. Среда и воспитание убили в Обломове все ростки деятельности и активности, но не убили истинно русскую душу.
    Безусловно, Илья Ильич болен «обломовщиной», и эта болезнь лишила его выбора. Ведь выбирать — значит думать, анализировать, просчитывать варианты развития… Зачем? Если вместо этого можно лежать на диване и ничего не делать? Трагедия Обломова в том, что он хочет многого, но не хочет ничего для этого сделать. Если бы мы ничего не хотели, не было бы и противоречия между бездеятельностью и амбициями. И тогда нашей болезнью была бы не обломовщина, а серость и безликость.
    Таким образом, Обломов не стал известным журналистом, писателем, предпринимателем, чиновником или кем-либо другим. С другой стороны, он не желал никому зла, он усыновил детей Агафьи Пшеницыной и воспитывал их на свои деньги. Возможно, делать добро другим — это и есть тот единственный путь, который он выбрал для себя.

  6. 1. Образ жизни Ильи Ильича,
    2. Штольц как антипод Обломова.
    3. Что такое обломовщина?
    Слово это — обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни…
    Н. А. Добролюбов
    Герой романа И. А. Гончарова «Обломов» — тридцатидвухлетний помещик Илья Ильич Обломов, «среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица…». Как не было идеи в его чертах лица, так и не было ее в его жизни. Когда-то он ежедневно ходил на службу, но после того как отправил документ вместо Астрахани в Архангельск, уволился. Его пугали возможные выговоры от начальства. Ранее он думал, что чиновники — это одна семья, а начальник всегда заботится о подчиненном. Он жестоко обманулся, а писать на службе бесконечные бумаги ему надоело. После увольнения он сначала перестал надевать фрак вместо халата, а потом и бриться. Постепенно лежание на диване стало для этого молодого человека необходимостью, иногда он не вставал с дивана даже для того, чтобы умыться.
    Вокруг Обломова кипит жизнь — приходят бывшие коллеги, приятели, люди женятся, ходят в гости, работают, но Илью Ильича это не волнует. Он не может даже сделать над собой усилие и написать старосте в деревню, чтобы разобраться с долгами или переехать с арендованной квартиры. Обломов «гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, его воображению». Но этот простор для воображения Илья Ильич тоже никак не использует. Лишь только загорится чем-то, мгновенно охладевает. Пока он мечтает, его можно хоть обворовать, что и делает ушлый Тарантьев. Свое предназначение Обломов видит в семейном счастье и заботах об имении. Как много планов было построено им лежа на диване! И как воздушные замки, они рушились, не воплотившись в жизнь. Илья Ильич считает, что его внутренняя жизнь очень богата, но никто этого не видит, лишь друг Андрей Штольц и слуга Захар, который ленив так же, как и его барин, и к тому же лгун.
    Герой не в силах решить своих проблем, а все «приятели» пропускают его просьбы мимо ушей, спеша куда-то. Одна надежда у Ильи Ильича — старинный друг Штольц — он может все уладить. Штольц, ровесник и друг Обломова, наполовину немец, наполовину — русский, «добрый бурш», как называл его отец, был энергичным и деятельным с самого детства. Это полный антипод главного героя. Выучившись, он работал у отца в пансионе репетитором за жалованье. К тридцати двум годам Андрей успел выйти в отставку, обзавестись домом, заработать капитал. Этому человеку не нужны советчики, он сам все рассчитает, по-немецки педантично. Поэтому для Обломова он — решение многих проблем. Иногда друг даже может подвигнуть Обломова выйти из дома и разъезжать по гостям целую неделю. Визит врача к Обломову приносит неприятные известия: при таком образе жизни он умрет от удара года через два-три. Штольц будит у Обломова мысли объехать мир, Илья Ильич полон решимости и сил, воодушевлен как никогда. Но только стоит уехать Андрею, его снова одолевает апатия. Он не уехал за границу, но еще по инерции встает в семь утра, надевает фрак, пишет и читает.
    Познакомившись через Штольца с Ольгой Ильинской, Илья Ильич влюбляется. Но после объяснения он решает, что совершил ошибку. Хотя Ольга разубеждает его в этом, равновесие уже нарушено. Вскоре Обломов снова возвращается к прежнему образу жизни. Он откладывает свадьбу на год, переезжает в квартиру. Ольга видит, что с ним происходит, и они расстаются. От потрясения у Обломова начинается горячка, и спустя несколько лет мы видим Илью Ильича в прежнем положении — он устраивает Обломовку у себя в квартире. Хозяйка Агафья Матвеевна Пшеницына становится его женой. Ольга же выходит за Штольца. Через два года Обломов умирает от своего образа жизни.
    Так что же такое обломовщина? Ключ к характеру героя нам дает его сон. Ему снится деревня Обломовка, где даже грозы идут по расписанию, а все родственники угощают его, семилетнего, сладостями. Всеобщий послеобеденный сон валит всех, как болезнь. Никого в Обломовке не тревожат страсти. Жить так уютно. Ее хозяева не обременены ничем. Даже четырнадцатилетнему барчуку надевает чулки Захар. Обломовка — идеал и норма для Ильи Ильича. И он возвращается к ней. С ней проще, чем с Ольгой — она не требует от Обломова измениться.
    Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина» (1859) назвал главного героя символом крепостнической России. Именно в крепостническом укладе кроются истоки этой болезни, в отсталом технически дворянском хозяйстве, в эксплуатации крестьян. Этот уклад вступает в конфликт с новым обуржуазившимся дворянством. Добролюбов говорит о таких характерных чертах этого явления, как нравственное рабство, барство, безделье, дармоедство, общественная бесполезность. По мнению критика, Обломов — этот тот же «лишний человек», только другого возраста и темперамента, последний из них. Автор показал нам эволюцию и деградацию Ильи Ильича, и можно назвать это явление национальным. Добролюбов определил его как «коренной народный наш тип». Как ни прискорбно, это путь большинства людей, не имеющих цели в жизни. Иван Александрович Гончаров считает своего героя «воплощением сна, застоя, неподвижности, мертвой жизни, — переползание изо дня в день, в одном лице и одной обстановке, и при этом Обломов вобрал главные черты национального характера, нельзя относиться однозначно к Обломову, в котором воплотились как лучшие, так и худшие стороны национального характера, мы призираем, не приемлем обломовщину (лень, апатия, бездействие), но видим в нем и великодушие, и благородство, и честность, и чистоту».
    Обломова погубила привычка получать желаемое без труда, и он стал более зависим от Захара, чем сам слуга от него, хозяина. У Штольца Обломов просит помощи даже в мелких делах, потому что ничего не может решить самостоятельно. У Обломова изначально было все, чего не было у Штольца, поэтому ему не нужно трудиться, добывая положение в обществе. В этом герое, по мнению Добролюбова, отражен распад крепостничества.

  7. “Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить.”
    Илья Ильич Обломов – необычно тонкий душевно и сложный человек, умеющий думать и чувствовать. Обломов – живой человек, однако, живой не физически, а морально. Внешне Илья давно умер. Его тело образно. Оно перестало двигаться, но душа еще жива. Вроде живет человек, дышит, разговаривает, ест.
    Надо вспомнить поступок Ильи Ильича по отношению к Ольге. Заставить любимую женщину читать глупое письмо, видеть ее страдания и боль и продолжать наблюдать. Написание такого письма само по себе ужасный поступок. Вот сейчас и можно сказать, что герой не умеет любить. Поняв Илью Ильича, реально представить, что он просто не знал о том, что наносит боль Ольге. Есть ли вина в этом Обломова? С раннего детства он привык видеть мир миром, в котором все спокойно, все едино, все относится друг к другу хорошо. Но в настоящем мире все совсем не так. Мир – это своего рода грызня собачьей своры за кость или благоволение хозяина. Естественно, молодой Илья ломается от такого отношения. Он привык считать начальника отцом родным.
    В выборе женщины тоже сказалось незнание жизни. Незнание себя, незнание своих потребностей: понимай бы Обломов себя, он никогда не остановил бы свой выбор на Пшенициной, ведь она ответственна за его моральное разложение, а может, даже и за его смерть.

  8. Обломов Илья Ильич — главный герой романа, молодой человек «лет тридцати двух — трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… мягкость была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки». Таким читатель застает героя в начале романа, в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром.
    С образом О. связана основная идея романа, о которой писал Н. А. Добролюбов: «…Не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью, в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины. Слово это — обломовщина, мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем… знамение времени».
    Н. А. Добролюбов был первым, кто причислил О. к «лишним людям», ведя его родословную от Онегина, Печорина, Бель-това. Каждый из названных героев по-своему полно и рельефно характеризовал определенное десятилетие русской жизни. О. — символ 1850-х, «послебельтовских» времен в русской жизни и русской литературе. В личности О., в его склонности к бездеятельному наблюдению пороков доставшейся ему эпохи мы отчетливо различаем принципиально новый тип, введенный Гончаровым в литературно-общественный обиход. Тип этот олицетворяет философское ничегонеделанье, осознанное отчуждение от окружающей среды, которую отвергают душа и ум молодого провинциала, попавшего из сонной Обломовки в столицу.
    «Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? — объясняет О. свое мировоззрение другу детства Андрею Штольцу. — Ты посмотри, где центр, около которого вращается это все:, нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены совета и общества! Что водит их в жизни? Ведь они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку?.. Под этой всеобъемностью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!.. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку».
    Природа же, по О., указала единственную цель: жизнь, как она от века протекала в Обломовке, где боялись новостей, традиции соблюдали строго, книги и газеты не признавали вовсе. Из «Сна Обломова», названного автором «увертюрой» и опубликованного значительно раньше романа, а также из отдельных, разбросанных по всему тексту штрихов, читатель узнает достаточно полно о детстве и юности героя, проведенных среди людей, понимавших жизнь «не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями… труд сносили как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным».
    Гончаров изобразил трагедию русского характера, лишенного романтических черт и не окрашенного демонической мрачностью, но тем не менее оказавшегося на обочине жизни — по вине собственной и по вине общества, в котором не нашлось места об ломовым. Не имеющий предшественников, этот тип так и остался уникальным.
    В образе О. присутствуют также автобиографические черты. В путевом дневнике «Фрегат «Паллада» Гончаров признается, что во время путешествия охотнее всего лежал в каюте, не говоря уже о том, с каким трудом вообще решился на кругосветное плаванье. В дружеском кругу Майковых, нежно любивших писателя, у Гончарова нашлось многозначное прозвище — «принц де Лень».
    Путь О. ;— типичный путь провинциальных российских дворян 1840-х гг., приезжавших в столицу и оказывавшихся не у дел. Служба в департаменте с непременным ожиданием повышения, из года в год однообразие жалоб, прошений, завязывания отношений со столоначальниками — это оказалось не по силам О., который предпочел передвижению по лестнице «карьеры» и «фортуны» лежание на диване, никакими надеждами и мечтами не окрашенное.
    В О. дремлет та мечтательность, что рвалась наружу в Александре Адуеве, герое гончаровской «Обыкновенной истории». В душе О. тоже лирик, человек; умеющий глубоко чувствовать — его восприятие музыки, погружение в пленительные звуки арии «Casta diva» свидетельствуют о том, что не одна только «голубиная кротость», но и страсти ему доступны.
    Каждая встреча с другом детства Андреем Штольцем, полной противоположностью О., способна всколыхнуть его, но ненадолго: решимость что-то предпринять, как-то обустроить свою жизнь овладевает им на короткое время, пока Штольц рядом с ним. А у Штольца недостает ни времени, ни упорства «вести» О. от поступка к поступку — находятся другие, кто в корыстных целях готов не отходить от Ильи Ильича. Они в конечном счете и определяют русло, по которому протекает его жизнь.
    Встреча с Ольгой Ильинской на время изменила О. до неузнаваемости: под влиянием сильного чувства с ним происходят невероятные превращения — заброшен засаленный халат, О. встает с постели, как только просыпается, читает книги, просматривает газеты, энергичен и деятелен, а переехав на дачу поблизости от Ольги, по нескольку раз в день отправляется на встречи с ней. «…В нем появлялась лихорадка жизни, сил, деятельности, и тень исчезала… и симпатия била опять сильным и ясным ключом. Но все эти заботы не выходили пока из магического круга любви; деятельность его была отрицательная: он не спит, читает, иногда подумывает писать и план (благоустройства имения. — Ред.), много ходит, много ездит. Дальнейшее же направление, самая мысль жизни, дело — остается еще в намерениях».
    Любовь, несущая в себе потребность действия, самосовершенствования, в случае О. обречена. Ему нужно другое чувство, что связало бы сегодняшнюю реальность с давними детскими впечатлениями о жизни в родной Обломовке, где от существования, наполненного тревогами и волнениями, отгораживаются любыми средствами, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, сне, приеме гостей и переживания сказок как действительных событий. Любое иное чувство кажется насилием над природой.
    Не осознавая этого до конца, О. понимает, к чему нельзя стремиться именно в силу определенного склада своей натуры. В письме к Ольге, написанном почти на пороге решения о женитьбе, он говорит о страхе будущей боли, пишет горько и пронзительно: «А что будет, когда я привяжусь… когда видеться — сделается не роскошью жизни, а необходимостью, когда любовь вопьется в сердце? Как оторваться тогда? Переживешь ли эту боль? Худо будет мне».
    Агафья Матвеевна Пшеницына, хозяйка квартиры, которую нашел для О. его земляк проходимец Тарантьев, — идеал обломовщины в самом широком значении этого понятия. Она так же «природна», как и О. О Пшеницыной можно сказать теми же словами, какими говорит Ольге об О. Штольц: «…Честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало, они редки; это перлы в толпе!»
    Черты, сблизившие О. с Пшеницыной, указаны здесь точно. Илье Ильичу необходимо более всего чувство заботы, теплоты, ничего не требующих взамен, потому и привязался он к своей хозяйке, как к осуществленной мечте о возвращении в благословенные времена счастливого, сытого и безмятежного детства. С Агафьей Матвеевной не связаны, как с Ольгой, мысли о необходимости что бы то ни было предпринимать, как-то изменять жизнь вокруг и в себе самом. Свой идеал О. объясняет Штольцу просто, сравнивая Ильинскую с Агафьей Матвеевной: «…она споет «Casta diva», а водки сделать не умеет так! И пирога такого с цыплятами и грибами не сделает!» А потому, осознав твердо и ясно, что больше стремиться ему некуда, просит Штольца: «Что ты хочешь делать со мной? С тем миром, куда ты влечешь меня, я распался навсегда; ты не спасешь, не составишь две разорванные половины. Я прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать — будет смерть».
    В доме Пшеницыной читатель видит О. все более и более воспринимающего «настоящий свой быт, как продолжение того же обломовского существования, только с другим колоритом местности и отчасти времени. И зДесь, как в Обломовке, ему удавалось дешево отделываться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе невозмутимый покой».
    Спустя пять лет после этой встречи со Штольцем» вновь произнёсшим свой жестокий приговор: «обломовщина!» — и оста-вившим О. в покое, Илья Ильич «скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести». Сына О., рожденного Агафьей Матвеевной и названного в честь друга Андреем, забирают на воспитание Штольцы.

  9. Перед человеком в течение жизни открывается очень много возможностей. В зависимости от способностей и возможностей, силы духа и целей в жизни, каждый из нас выбирает свой собственный путь. Кто-то посвящает себя карьере, кто-то – семье, кто-то – общественной деятельности и так далее… А кто-то предпочитает ничего не делать и лежать на диване. И это его право, ведь каждый сам решает, как жить.
    Главный герой романа Гончарова «Обломов» выбрал последний вариант. Он лежит и спит, и ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его. В распорядке дня Обломова отразилась, по сути, часть русской жизни. Это, по словам Добролюбова, «совершенный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостию и правильностью; сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, с полным сознанием истины».
    Физическое бездействие – своеобразный выбор Обломова. Но во многом он вынужденный. Какие перспективы были ему открыты? Кем он мог бы стать в современном ему обществе?
    В начале романа Илья Ильич Обломов целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались. Можно сказать, что главный герой болен. И болезнь его – обломовщина! Симптомы этой болезни заключаются в абсолютном бездействии, происходящем от равнодушия ко всему, что делается на свете. Все, о чем мечтает Обломов, – «а хорошо бы, если бы вот это сделалось». Как много говорит эта фраза! Сделалось бы! Само собой! Без его участия!
    Даже внешность героя подчеркивает его лень и безвольность: «Обломов как-то обрюзг не по летам… Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». Любимый костюм Обломова – это широкий восточный халат, из которого он бы никогда не вылезал, если бы мог. Физическое или волевое движение для Обломова невероятно тяжело. Поэтому все свои дела он поручает слуге Захару или управляющему, который обманывает его.
    Обломова с детства приучили к тому, что всё за него должны делать другие. Из сна Ильи Ильича мы узнаем, что он был бойким и интересующимся мальчиком, но вся атмосфера Обломовки, его родной деревни, где царил «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», заглушили в нем всякие порывы к действию. А сказки, рассказанные нянькой, населили «воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу». С тех пор он «все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, и где так хорошо кормят и одевают даром…»
    Такую бездеятельность Илья Ильич выбрал себе сам. Он не хотел жить так, как живет все остальное светское общество. Мы видим, что это за жизнь, из первых сцен романа, когда к Обломову приходят визитеры. Своих гостей он встречает фразой: «Не подходите, не подходите: вы с холоду!» Эта фраза символична, она обозначает холод не только физический, но и духовный, который царит в светском обществе. И на самом деле, суета гостей Ильи Ильича бессмысленна. Франт Волков живет лишь мыслью о лошадях и о новом покрое платья. Это единственное, в чем заключается его смысл жизни. Начальник отделения канцелярии Судьбинский – «бумажная крыса». Журналист Пенкин пишет обо всем и ни о чем. Но считает, что занят очень важным делом. А Тарантьев – просто подлый человек, который в дальнейшем сыграет трагическую роль в судьбе Ильи Ильича. Как-то не укладывается в голове, что Обломов с его доброй и бесхитростной душой мог бы жить так, как жили эти «светские» люди.
    Я думаю, что изначально Обломову было свойственно духовное развитие. Но постепенно, с его физическим «замиранием», Илья Ильич останавливался и в своем духовном движении. Но, в любом случае, герой не использовал все свои возможности из-за безволия и страха перед жизнью, которые воспитала в нем Обломовка. Такой образ жизни, беззаботное детство, было присуще многим дворянам того времени. Среда и воспитание убили в Обломове все ростки деятельности и активности, но не убили истинно русскую душу.
    Безусловно, Илья Ильич болен «обломовщиной», и эта болезнь лишила его выбора. Ведь выбирать – значит думать, анализировать, просчитывать варианты развития… Зачем? Если вместо этого можно лежать на диване и ничего не делать? Трагедия Обломова в том, что он хочет многого, но не хочет ничего для этого сделать. Если бы мы ничего не хотели, не было бы и противоречия между бездеятельностью и амбициями. И тогда нашей болезнью была бы не обломовщина, а серость и безликость.
    Таким образом, Обломов не стал известным журналистом, писателем, предпринимателем, чиновником или кем-либо другим. С другой стороны, он не желал никому зла, он усыновил детей Агафьи Пшеницыной и воспитывал их на свои деньги. Возможно, делать добро другим – это и есть тот единственный путь, который он выбрал для себя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *