Сочинение на тему образ ольги в романе евгений онегин

8 вариантов

  1. В. Г. Белинский назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни и высшей степени народных произведением». Это реалистический роман в стихах, который сам автор называл «историческим», потому что связывал его содержание с ростом самосознания русского дворянства накануне восстания декабристов. В романе Пушкин размышляет о смысле жизни в определенных исторических условиях.
    Ольга Ларина, на мой взгляд, является второстепенным персонажем в романе. Однако роль, которую она выполняет в произведении, огромна, так как она является типичной представительницей дворянской молодежи того времени.
    Эта девушка, подобно тысячам других, красива, обладает изысканными манерами и умением держать себя в обществе:
    Всегда скромна, всегда послушна,
    Всегда как утро весела,
    Как жизнь поэта простодушна,
    Как поцелуй любви мила;
    Глаза, как небо, голубые,
    Улыбка, локоны льняные,
    Движенья, голос, легкий стан…
    Однако, по мнению автора, несмотря на идеальность, этот образ слишком уж обычен, хотя и привлекателен:
    Ее портрет: он очень мил,
    Я прежде сам его любил,
    Но надоел он мне безумно.
    Ольга — девушка простая, непосредственная, ее мало что интересует, она не привыкла о чем-то рассуждать или мечтать, ей всегда все понятно и ясно. Татьяна совсем не похожа на свою сестру, ее с детский лет занимали совсем другие увлечения: «Она в горелки не играла, / Ей скучен был и звонкий смех, / И шум их ветреных утех». Татьяна отличаетсяь от сестры: всегда задумчива, всегда одна, очень любила читать… Ларины как бы противопоставлены друг другу в романе, и типичность Ольги подчеркивает индивидуальность Татьяны.
    Ольга беспечна, легка, ею восхищаются окружающие. Эта девушка воспринимает внимание людей как должное, потому что с детских лет привыкла к особому отношению к себе. Евгений Онегин видит истинную натуру Ольги, считая ее безжизненной, он сравнивает ее с Мадонной:
    Кругла, красна лицом она,
    Как эта глупая луна
    На этом глупом небосклоне.
    Но Ленский испытывает сильные чувства к Ольге. Даже удивительно, как такая утонченная, романтическая натура, увлекающаяся поэзией, могла полюбить такого пустого и недалекого человека, как Ольгу:
    Поклонник славы и свободы,
    В волненье бурных дум своих,
    Владимир и писал бы оды,
    Да Ольга не читала их.
    На мой взгляд, характер Ольги раскрывается в большей степени лишь в тот момент, когда ее жених погибает на дуэли. Впрочем, и в смерти Ленского отчасти была виновата именно она:
    Онегин с Ольгою пошел;
    Ведет ее, скользя небрежно,
    И наклонясь ей шепчет нежно
    Какой-то пошлый мадригал,
    И руку жмет — и запылал
    В ее лице самолюбивом
    Румянец ярче.
    Если бы девушка по-настоящему любила Ленского, она не дала бы ему повод для ревности и дуэли. После трагического поединка Ольга недолго страдала. Ей было жаль Ленского, но вскоре она утешилась, «Другой увлек ее вниманье, / Другой успел ее страданье / Любовной лестью усыпить». Ольга выходит замуж за улана и уезжает к нему в полк:
    И скоро звонкий голос Оли
    В семействе Лариных умолк.
    Я думаю, что Ольга повторила судьбу своей маменьки с небольшими изменениями, которых требовало время. Из милой девочки она, скорее всего, превратиться во властную барыню. По-другому и не может сложиться ее судьба, потому что есть какие-то жизненные, не прописанные на бумаге, невидимые законы, по которым строится жизнь человека, его будущее.
    Самое важное в Ольге Лариной именно то, что она статична и не развивается, не обогащается в духовном плане. Это красивая кукла, которая не умеет и не желает думать, не умеет и не желает любить по-настоящему.
    По моему мнению, образ Ольги включен в роман для того, чтобы создавалось более яркое представление о действительности, в которой живут герои романа; именно такими, как она, были многие девушки той эпохи. В Ольге многое искусственно и наигранно, все продиктовано общепринятыми нормами и правилами. На мой взгляд, на фоне прекрасной, но все же недалекой Ольги не столь привлекательная, но вдумчивая, любящая, искренняя Татьяна становится еще более идеальной героиней романа.

  2. Образ Ольги в романе «Евгений Онегин».
    Невинное дитя, легкомысленная, радостная и беззаботная – Ольга Ларина окружена светом с самого начала романа А.С. Пушкина. Ее героиня служит противопоставлением старшей сестре, Татьяне. Трудно представить две более противоположные фигуры как во внешности, так и по внутреннему миру. Познав счастье с раннего детства, всегда приветливая и веселая, Оленька постоянно что-то делает.
    Вот она, младенчески забавляясь, играет, вот уединилась с Ленским в саду, а вот уже танцует с Онегиным на именинах. Везде она в движении, в порыве, не сидит на месте. И при обилии внешних проявлений ее мысли и чувства практически не раскрываются поэтом.
    Красочно и детально живописуя внешность Ольги, Пушкин ни разу не приводит ни одного ее размышления. В отличие от Татьяны, которая долго бродит сама по лесу, мечтает, пишет Евгению письмо, делится с няней сокровенными чувствами, даже ее сон оживает на страницах, как реальный.
    Ничего этого нет у младшей сестры. Стандартные разговоры, манеры, как у всех, в ней нет внутренней глубины, поэтому образ ее плоский. Пушкин избегает конкретики в описании Ольги, ограничиваясь общими местами. Младшая Ларина не сформирована как личность, вся жизнь ее – череда приятных развлечений, милого кокетства и жеманства.
    Потеряв жениха, по сути, из-за того, что пошла на поводу у мстительности Онегина и дала этим повод для дуэли друзей, она не испытывает особых терзаний. Недолго погоревав, в Ольге снова возобладает меркантильное желание устроить свою судьбу. Пусть не с Ленским, умным молодым человеком дворянского происхождения, так хотя бы с уланом. Причем, ни имени его, ни подробностей их отношений автор нам не оставляет.
    Сыграв свадьбу, история Ольги на этом заканчивается и больше в поэтическом романе о ней не упоминается. Пушкин показывает, что говорить больше нечего, она, уехав с мужем в полк, становится абсолютно типичным персонажем. А Татьяна, наоборот, выходит на первый план, эволюционируя и как женщина, и как личность.

  3. Благодаря образу Ольги мы можем лучше понять трех центральных персонажей – Евгения, Татьяну и Владимира.
    Евгений Онегин производит впечатление ветреного денди, но именно он сразу же понимает, что Ольга – глупая поверхностная личность. Таких, как она, герой встречал много раз, и когда-то они пленили его юношеское сердце. Евгений замечает, что его друг влюбляется в Ольгу, и удивляется, почему именно в нее? Ведь для поэта, каким являлся Владимир Ленский, больше подошла бы милая Татьяна. Однако поэт восхищается внешне красивой Ольгой, а не ее сестрой. Таким образом, автор намекает нам, что Ленский хоть и был полон романтических порывов, но не умел глубоко мыслить. Его увлечение стихами и философией возможно было всего лишь юношеским максимализмом.
    Роль образа Ольги важен и для раскрытия образа ее сестры Татьяны. Они сестры, которые росли в одной семье. Но, тем ни менее, девушки очень отличаются друг от друга. Внешне интереснее кажется Ольга, но внутренний мир богаче у Татьяны. Ольга – слишком обычна, вписывается в привычные общественные рамки того времени. Она – послушная дочь, которая однажды станет благонравной женой. Не такой мы видим ее сестру. Татьяна Ларина – немного дикая, самобытная, умеющая мечтать девушка. Необычность Татьяны усиливается на фоне простоты ее сестры.
    Образ Ольги Лариной в произведении Александра Пушкина «Евгений Онегин» носит разоблачительный характер, помогает лучше понять образы главных героев романа в стихах.

  4. Ольга — одна из главных героинь романа в стихах “Евгений Онегин”. Впервые на страницах романа мы встречаемся с Ольгой не непосредственно, а через восприятие возвышенного, благородного, романтического Ленского.
    Ах, он любил, как в наши лета
    Уже не любят; как одна
    Безумная душа поэта
    Еще любить осуждена…
    То, что Ольга являлась предметом любви молодого поэта, уже предвосхищает появление прекрасного светлого образа. “Он был свидетель умиленный ее младенческих забав”, проводил с ней лучшие минуты своей жизни и в общественном сознании считался женихом.
    Невинной прелести полна,
    В глазах родителей, она
    Цвела, как ландыш, потаенный,
    Незнаемый в траве глухой
    Ни мотыльками, ни пчелой.
    Казалось бы, поэт восхищается чистотой, непосредственностью и обаянием героини, как восхищаются невинной прелестью нераскрытого бутона, обещающего превратиться в прекрасный яркий цветок:
    Глаза, как небо, голубые,
    Улыбка, локоны льняные,
    Движенья, голос, легкий стан,
    Все в Ольге… но любой роман
    Возьмите и найдете, верно,
    Ее портрет: он очень мил,
    Я прежде сам его любил,
    Но надоел он мне безмерно.
    А. С. Пушкин нарисовал великолепный портрет безупречной красавицы, но все же не считает ее образцом совершенства, предметом авторского внимания и восхищения. Что же смущает поэта? Какие недостатки видим мы в этом эталоне женской красоты? Автор признает, что и сам в юношеских стихах поклонялся подобным героине девушкам, но они надоели ему безмерно. Разгадку мы находим в первой, непосредственной оценке любимого героя А.С.Пушкина Онегина. Взгляд этого искушенного жизнью героя, не искаженный к тому же субъективным восприятием любящего человека, воспринимает предмет обожания Ленского холодно и жестко, без флера романтической восторженности поэта:
    В чертах у Ольги жизни нет.
    Точъ-в-точъ в Вандиковой Мадоне:
    Кругла, красна лицом она,
    Как эта глупая луна
    На этом глупом небосклоне.
    Вряд ли и Онегин объективно воссоздал портрет героини, но он подчеркнул существенный в его представлении недостаток, искажавший впечатление от безупречной внешности Ольги: отсутствие гармонии между прекрасной внешностью и бедностью внутреннего мира, бедностью духовной жизни, освещающей внешний облик светом душевного огня, своеобразия личности, мучительно и неутомимо ищущей свое место в жизни. Отсутствие жизни в чертах Ольги — следствие бездуховности, бесконфликтности, потребительского отношения к внешнему миру, самодовольства и ограниченности.
    Онегин, безусловно, излишне язвительный и критичный, и его восприятие образа Ольги нельзя признать объективным. Ольга проста и непосредственна, кокетлива и игрива, поверхностна и беззаботна, полна жизненной энергии и жажды наслаждений, поклонения, праздника. Она восприимчива к похвалам, как всякая женщина, поэтому так легко удалось Онегину завладеть ее вниманием на балу у Лариных:
    …проворно
    Онегин с Ольгою пошел;
    Ведет ее, скользя небрежно,
    И наклонясь, ей шепчет нежно
    Какой-то пошлый мадригал,
    И руку жмет — и запылал
    В ее лице самолюбивом
    Румянец ярче.
    Беззаботно отвергает Ольга признаки внимания Ленского, мотивируя это обещанием танцевать с Онегиным. Разумеется, это не проявление женской хитрости и изменчивости, как в припадке ревности считает ее жених. Просто внешние признаки внимания, как и атрибуты жизни вообще, в силу ее душевной неразвитости играют для нее гораздо большую роль, чем подлинные движения души. Когда взбешенный, пылающий ревностью Ленский перед дуэлью не удержался от соблазна взглянуть на кокетку, желая сразить ее неожиданностью своего появления, она, “подобно ветряной надежде, резва, беспечна, весела”, по-детски непринужденно поинтересовалась, почему он так неожиданно исчез с бала.
    Все чувства в Ленском помутились,
    И молча он повесил нос.
    Исчезли ревность и досада
    Пред этой ясностию взгляда,
    Пред этой нежной простотой,
    Пред этой резвою душой!..
    И раскаявшийся в своих глупых подозрениях Ленский уже почувствовал себя счастливым. Но все же Ольга не любила его так самозабвенно, исступленно, как сам поэт, так, как он представлял себе подлинное чувство. Она не обманывала Ленского, она просто не способна на глубокое, вызревающее в недрах души чувство, а воспринимает его только как внешнее проявление привязанности, как красивый ритуал традиционного самовыражения.
    После трагической гибели — из-за нее — Ленского Ольга недолго горевала и вскоре увлеклась уланом, который “успел ее страданье любовной лестью усыпить”:
    И вот уж с ним пред алтарем
    Она стыдливо под венцом
    Стоит с поникшей головою,
    С огнем в потупленных очах,
    С улыбкой легкой на устах.
    В образе Ольги А. С. Пушкин воплотил один из женских типов — красивой, обаятельной женщины, игривой, веселой, беззаботной. Кокетливость — ее отличительная черта. Она у Ольги не наигранная, а естественная. Если присовокупить ко всем вышеперечисленным качествам поверхностность восприятия и легкость суждений, то получится наиболее распространенный женский образ, довольно привлекательный, но недостаточно глубокий.

  5. Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» в течение семи лет, с 1823 до 1830 годов. Это была долгая и увлекательная работа поэта, во всем чувствовалась новизна замысла. «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница», – так сказал о своем произведении Пушкин в письме к Вяземскому. Роман был начат, когда поэт находился в южной ссылке, в годы подъема декабристского движения. «Евгений Онегин» был завершен в Болдино в период небывалого творческого подъема поэта. Пушкин создал первый реалистический роман в русской литературе, в котором изображены столица и провинция, деревня и город, помещики и крестьяне, русская природа.
    Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». «Евгений Онегин» представляет не только историческую ценность – он интересен драматической судьбой героев, их отношениями между собой и отношением к ним самого автора.
    Одна из главных героинь романа – Ольга Ларина. В произведении Пушкина она является воплощением так называемого книжного типа «северной девы»:
    Всегда скромна, всегда послушна,
    Всегда, как утро, весела,
    Как жизнь поэта простодушна,
    Как поцелуй любви мила.
    Её портрет – типичный портрет героини сентиментальных романов, столь популярных в то время:
    Глаза, как небо, голубые,
    Улыбка, локоны льняные,
    Движенья, голос, легкий стан…
    Ольга мила и прелестна, однако автор сам замечает, что её портрет можно найти в любом романе. Это образ писаной красавицы со всеми традиционными атрибутами, нарисованный без малейшего изъяна. Её внутренний мир так же безупречен и бесконфликтен, как и внешний облик. Однако Ольга не способна на глубокое и сильное чувство. Уже с детства младшая из сестер Лариных соответствовала представлениям родителей о благонравном, послушном ребенке:
    Невинной прелести полна,
    В глазах родителей, она
    Цвела, как ландыш потаенный.
    Образ Ольги представляется слишком совершенным, что вызывает сомнение в искренности авторского восхищения. Объективное отношение поэта к героине прослеживается в критическом взгляде Онегина:
    В чертах у Ольги жизни нет.
    Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
    Кругла, красна лицом она,
    Как эта глупая луна
    На этом глупом небосклоне.
    В раннем творчестве Пушкина неоднократно был воспет подобный образ. Поэт находился под властью романтических представлений, которые с годами развеялись. Поэтому автор романа признается:
    Я прежде сам его любил,
    Но надоел он мне безмерно.
    Зрелого Пушкина уже не восхищает холодная красота, за которой скрывается лишь бездуховность и пустота. Поэт отдает дань своему юношескому увлечению романтизмом, создавая образ Ольги, признавая при этом смену своих идеалов и взглядов.
    Такие девушки, как Ольга, являются наследницами практического опыта, продолжателями традиций, поэтому неудивительно, что в романе она повторяет судьбу своей матери. Прасковья Ларина была выдана замуж и увезена в деревню, где поначалу «рвалась и плакала», а затем привыкла к скуке деревенской жизни и «открыла тайну, как супругом самодержавно управлять». Из светской кокетки она превратилась в уездную помещицу:
    Она езжала по работам,
    Солила на зиму грибы,
    Вела расходы, брила лбы,
    Ходила в баню по субботам,
    Служанок била осердясь…
    Прасковья Ларина стала заботливой матерью, хранительницей домашнего очага. За повседневными делами проходила спокойно её жизнь. Очевидно, что Ольгу ждет та же судьба: обычная семейная жизнь, хозяйство, дети.
    В свое время героиня получила обычное для деревенской барышни воспитание: французский, танцы, вышивание, навыки ведения хозяйства. Впереди Ольга не видит неожиданностей, загадок и затруднений. Во Владимире Ленском давно видит своего будущего мужа, готовится повторить жизнь своей матери и идет по ее пути. Пушкин показывает, как одно поколение, следуя извечному закону, сменяет другое, повторяя его в основных чертах.
    Образ младшей из сестер Лариных также важен в романе для создания любовного треугольника: Онегин – Ольга – Ленский. Данный треугольник является мнимым, так как Ольга видит в Евгении лишь потенциального жениха своей сестры, а Онегину младшая из сестер Лариных вообще не нравится. Однако именно невинное, необдуманное кокетство Ольги с Онегиным на балу кажется влюбленному Ленскому, юному романтику, изменой и предательством:
    Кокетка, ветреный ребенок!
    Уж хитрость ведает она,
    Уж изменять научена!
    Воображая себя героем романа, Владимир вызывает Онегина на дуэль, чтобы защитить свою честь и честь прекрасной дамы. Дуэль способствует более полному раскрытию характеров Онегина и Ленского. Оба героя понимают ошибочность принятого решения и горько сожалеют о содеянном, но избежать кровавого столкновения не оказывается возможным.
    Образ младшей из сестер Лариных является также ключом к раскрытию образа Ленского. Юный поэт – романтик страстно любит «холодную» красавицу. Его душа ищет вдохновения и совершенства во всем, поэтому он наделяет Ольгу чертами, которых в ней нет:
    Ах, он любил, как в наши лета
    Уже не любят; как одна
    Безумная душа поэта
    Ещё любить осуждена.
    Ленский ослеплен любовью, поэтому он не замечает примитивности Ольги, которую сразу же заметил Онегин. Младшая из сестер Лариных для Владимира – идеал, совершенство, поэтому его так сильно ранит её невинная шалость, кокетство с Евгением. Ошибочность романтических представлений о мире приводит к гибели юного поэта:
    …Младой певец
    Нашел безвременный конец!
    Дохнула буря, цвет прекрасный
    Увял на утренней заре,
    Потух огонь на алтаре!…
    Без Ольги нет подхода к раскрытию характера Татьяны. Несмотря на то, что сестры очень любят друг друга, обе выросли в деревне, получили одинаковое образование, они очень разные.
    Ольга – типичная героиня сентиментального романа, однако Пушкин отмечает, что её образ уже «наскучил» читателю и самому поэту. Образ Татьяны рассказывает об явлении новом и редком в русской литературе: «Я так люблю Татьяну милую мою». Пушкин уделяет особое внимание имени героини, подчеркивая, что это имя раньше не употреблялось другими авторами:
    И что ж? Оно приятно, звучно;
    Но с ним, я знаю, неразлучно
    Воспоминанье старины…
    В романе дается два портрета Ольги, которые показывают её внешнюю красоту. При этом нет ни одного портрета Татьяны, лишь подчеркивается её бледность: «Татьяны бледные красы», «Бледна как тень», «Она дрожала», «сидит не убрана, бледна».
    Характер Татьяны раскрывается через описание её поведения, мыслей, чувств. Пушкин показывает богатый внутренний мир героини, поэтому не даёт её портрета. Ольга духовно пуста, она привлекательна лишь внешне. Душевная восприимчивость Татьяны как бы противопоставлена действиям Ольги, которая по своей природе не способна на глубокие и сильные чувства.
    Большое место в жизни двух сестер занимает любовь. Ольге нравятся романтические признания Ленского, но она не может оценить и понять всю силу его любви, поэтичность души. Поэтому после смерти Владимира она «не долго плакала», и очень быстро образ человека, безгранично и самоотверженно любившего её, стерся из памяти Ольги:
    Увы! Невеста молодая
    Своей печали неверна.
    Другой увлек её вниманье…
    Улан умел её пленить…
    Татьяна почерпнула образ идеального возлюбленного из романов, которыми сильно увлекалась, как и все девушки того времени:
    Ей рано нравились романы;
    Они ей заменяли всё…
    Онегин сразу же становится предметом мечтаний чувственной девушки. В нем она видит все те качества идеального возлюбленного, которыми обладают герои сентиментальных романов. Своему чувству Татьяна отдается целиком и полностью:
    Кокетка судит хладнокровно,
    Татьяна любит не шутя
    И предается безусловно
    Любви, как милое дитя.
    О глубине чувств Татьяны говорит её письмо к Онегину. Поступая, как героиня романа, против всех правил приличия, она открывает свою душу и «вручает» свою судьбу Онегину. Однако Евгений, не оценив искренности и силы любви девушки, читает ей холодную отповедь. Татьяна же остается верна своему чувству всю жизнь:
    И в одиночестве жестоком
    Сильнее страсть её кипит,
    И об Онегине далёком
    Ей сердце громче говорит…
    Когда Онегин вновь встречается с Татьяной в Петербурге, то страстно влюбляется в нее. Однако Татьяна просит Евгения оставить её, несмотря на то, что всё ещё любит его:
    Я вас люблю (к чему лукавить?),
    Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна.
    Татьяна оказалась верна своей первой и единственной любви, в отличие от Ольги.
    Таким образом, все персонажи романа весьма важны для раскрытия основной идеи произведения. Образ Ольги Лариной представляет собой классический тип «северной девы». Ольга – воплощение русской дворянки, призванной продолжить род, осуществлять смену поколений. Образ этой героини также важен для развития сюжета и раскрытия образов Ленского и Онегина. С помощью такого художественного приема, как антитеза, Пушкин показывает глубину, нравственную чистоту и совершенство своей любимой героини – Татьяны.
    Белинский сказал об Ольге: « Она из грациозной и милой девочки сделается недюжинною барыней, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время».
    Гончаров же писал: «Характер положительный – пушкинская Ольга и идеальный – его же Татьяна. Один – безусловно пассивное выражение эпохи, тип, отливающий, как воск, в готовую, господствующую форму. Другой, напротив, своеобразен, ищет сам своего выражения и формы, и оттого кажется капризным, таинственным, малоуловимым».

  6. Одна из главных героинь романа – Ольга Ларина. В произведении Пушкина она является воплощением так называемого книжного типа «северной девы»:
    Всегда скромна, всегда послушна,
    Всегда, как утро, весела,
    Как жизнь поэта простодушна,
    Как поцелуй любви мила.
    Её портрет – типичный портрет героини сентиментальных романов, столь популярных в то время:
    Глаза, как небо, голубые,
    Улыбка, локоны льняные,
    Движенья, голос, легкий стан…
    Ольга мила и прелестна, однако автор сам замечает, что её портрет можно найти в любом романе. Это образ писаной красавицы со всеми традиционными атрибутами, нарисованный без малейшего изъяна. Её внутренний мир так же безупречен и бесконфликтен, как и внешний облик. Однако Ольга не способна на глубокое и сильное чувство. Уже с детства младшая из сестер Лариных соответствовала представлениям родителей о благонравном, послушном ребенке:
    Невинной прелести полна,
    В глазах родителей, она
    Цвела, как ландыш потаенный.
    Образ Ольги представляется слишком совершенным, что вызывает сомнение в искренности авторского восхищения. Объективное отношение поэта к героине прослеживается в критическом взгляде Онегина:
    В чертах у Ольги жизни нет.
    Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
    Кругла, красна лицом она,
    Как эта глупая луна
    На этом глупом небосклоне.
    В раннем творчестве Пушкина неоднократно был воспет подобный образ. Поэт находился под властью романтических представлений, которые с годами развеялись. Поэтому автор романа признается:
    Я прежде сам его любил,
    Но надоел он мне безмерно.
    Зрелого Пушкина уже не восхищает холодная красота, за которой скрывается лишь бездуховность и пустота. Поэт отдает дань своему юношескому увлечению романтизмом, создавая образ Ольги, признавая при этом смену своих идеалов и взглядов.
    Такие девушки, как Ольга, являются наследницами практического опыта, продолжателями традиций, поэтому неудивительно, что в романе она повторяет судьбу своей матери. Прасковья Ларина была выдана замуж и увезена в деревню, где поначалу «рвалась и плакала», а затем привыкла к скуке деревенской жизни и «открыла тайну, как супругом самодержавно управлять». Из светской кокетки она превратилась в уездную помещицу:
    Она езжала по работам,
    Солила на зиму грибы,
    Вела расходы, брила лбы,
    Ходила в баню по субботам,
    Служанок била осердясь…
    Прасковья Ларина стала заботливой матерью, хранительницей домашнего очага. За повседневными делами проходила спокойно её жизнь. Очевидно, что Ольгу ждет та же судьба: обычная семейная жизнь, хозяйство, дети.
    В свое время героиня получила обычное для деревенской барышни воспитание: французский, танцы, вышивание, навыки ведения хохяйства. Впереди Ольга не видит неожиданностей, загадок и затруднений. Во Владимире Ленском давно видит своего будущего мужа, готовится повторить жизнь своей матери и идет по ее пути. Пушкин показывает, как одно поколение, следуя извечному закону, сменяет другое, повторяя его в основных чертах.
    Образ младшей из сестер Лариных также важен в романе для создания любовного треугольника: Онегин – Ольга – Ленский. Данный треугольник является мнимым, так как Ольга видит в Евгении лишь потенциального жениха своей сестры, а Онегину младшая из сестер Лариных вообще не нравится. Однако именно невинное, необдуманное кокетство Ольги с Онегиным на балу кажется влюбленному Ленскому, юному романтику, изменой и предательством:
    Кокетка, ветреный ребенок!
    Уж хитрость ведает она,
    Уж изменять научена!
    Воображая себя героем романа, Владимир вызывает Онегина на дуэль, чтобы защитить свою честь и честь прекрасной дамы. Дуэль способствует более полному раскрытию характеров Онегина и Ленского. Оба героя понимают ошибочность принятого решения и горько сожалеют о содеянном, но избежать кровавого столкновения не оказывается возможным.
    Образ младшей из сестер Лариных является также ключом к раскрытию образа Ленского. Юный поэт – романтик страстно любит «холодную» красавицу. Его душа ищет вдохновения и совершенства во всем, поэтому он наделяет Ольгу чертами, которых в ней нет:
    Ах, он любил, как в наши лета
    Уже не любят; как одна
    Безумная душа поэта
    Ещё любить осуждена.
    Ленский ослеплен любовью, поэтому он не замечает примитивности Ольги, которую сразу же заметил Онегин. Младшая из сестер Лариных для Владимира – идеал, совершенство, поэтому его так сильно ранит её невинная шалость, кокетство с Евгением. Ошибочность романтических представлений о мире приводит к гибели юного поэта:
    …Младой певец
    Нашел безвременный конец!
    Дохнула буря, цвет прекрасный
    Увял на утренней заре,
    Потух огонь на алтаре!…
    Без Ольги нет подхода к раскрытию характера Татьяны. Несмотря на то, что сестры очень любят друг друга, обе выросли в деревне, получили одинаковое образование, они очень разные.
    Ольга – типичная героиня сентиментального романа, однако Пушкин отмечает, что её образ уже «наскучил» читателю и самому поэту. Образ Татьяны рассказывает об явлении новом и редком в русской литературе: «Я так люблю Татьяну милую мою». Пушкин уделяет особое внимание имени героини, подчеркивая, что это имя раньше не употреблялось другими авторами:
    И что ж? Оно приятно, звучно;
    Но с ним, я знаю, неразлучно
    Воспоминанье старины…
    В романе дается два портрета Ольги, которые показывают её внешнюю красоту. При этом нет ни одного портрета Татьяны, лишь подчеркивается её бледность: «Татьяны бледные красы», «Бледна как тень», «Она дрожала», «сидит не убрана, бледна».
    Характер Татьяны раскрывается через описание её поведения, мыслей, чувств. Пушкин показывает богатый внутренний мир героини, поэтому не даёт её портрета. Ольга духовно пуста, она привлекательна лишь внешне. Душевная восприимчивость Татьяны как бы противопоставлена действиям Ольги, которая по своей природе не способна на глубокие и сильные чувства.
    Большое место в жизни двух сестер занимает любовь. Ольге нравятся романтические признания Ленского, но она не может оценить и понять всю силу его любви, поэтичность души. Поэтому после смерти Владимира она «не долго плакала», и очень быстро образ человека, безгранично и самоотверженно любившего её, стерся из памяти Ольги:
    Увы! Невеста молодая
    Своей печали неверна.
    Другой увлек её вниманье…
    Улан умел её пленить…
    Татьяна почерпнула образ идеального возлюбленного из романов, которыми сильно увлекалась, как и все девушки того времени:
    Ей рано нравились романы;
    Они ей заменяли всё…
    Онегин сразу же становится предметом мечтаний чувственной девушки. В нем она видит все те качества идеального возлюбленного, которыми обладают герои сентиментальных романов. Своему чувству Татьяна отдается целиком и полностью:
    Кокетка судит хладнокровно,
    Татьяна любит не шутя
    И предается безусловно
    Любви, как милое дитя.
    О глубине чувств Татьяны говорит её письмо к Онегину. Поступая, как героиня романа, против всех правил приличия, она открывает свою душу и «вручает» свою судьбу Онегину. Однако Евгений, не оценив искренности и силы любви девушки, читает ей холодную отповедь. Татьяна же остается верна своему чувству всю жизнь:
    И в одиночестве жестоком
    Сильнее страсть её кипит,
    И об Онегине далёком
    Ей сердце громче говорит…
    Когда Онегин вновь встречается с Татьяной в Петербурге, то страстно влюбляется в нее. Однако Татьяна просит Евгения оставить её, несмотря на то, что всё ещё любит его:
    Я вас люблю (к чему лукавить?),
    Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна.
    Татьяна оказалась верна своей первой и единственной любви, в отличие от Ольги.
    Таким образом, все персонажи романа весьма важны для раскрытия основной идеи произведения. Образ Ольги Лариной представляет собой классический тип «северной девы». Ольга – воплощение русской дворянки, призванной продолжить род, осуществлять смену поколений. Образ этой героини также важен для развития сюжета и раскрытия образов Ленского и Онегина. С помощью такого художественного приема, как антитеза, Пушкин показывает глубину, нравственную чистоту и совершенство своей любимой героини – Татьяны.
    Белинский сказал об Ольге: « Она из грациозной и милой девочки сделается недюжинною барыней, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время».
    Гончаров же писал: «Характер положительный – пушкинская Ольга и идеальный – его же Татьяна. Один – безусловно пассивное выражение эпохи, тип, отливающий, как воск, в готовую, господствующую форму. Другой, напротив, своеобразен, ищет сам своего выражения и формы, и оттого кажется капризным, таинственным, малоуловимым».

  7. Александр Пушкин поддерживал свободолюбивые настроения прогрессивной части молодежи своего времени. И хотя он лично не принимал участия в декабристском восстании, но отголоски данного события слышны во многих произведениях автора. Может показаться, что роман в стихах «Евгений Онегин» – это всего лишь драматическая история любви, но на самом деле он намного глубже по смыслу.
    Популярный русский критик Белинский называл это произведение народным, отображающим в полной мере русскую действительность 19 столетия. Сам Пушкин относил свой роман к историческому жанру, так как действия происходят накануне декабристского восстания. Поэт показывает, что самосознание многих дворян постепенно начинало меняться, прогрессивные идеи прорастали в среде молодой интеллигенции. Но вместе с этим оставались, словно законсервированные, типажи людей, которые не способны морально расти. Именно такой тип людей мы видим в образе Ольги.
    Пушкин создает образ Ольги Лариной, чтобы оттенить другую героиню – милую Татьяну, которая олицетворяет идеал русской женщины.
    Ольга является сестрой главной героини. Она выросла в той же среде, что и Татьяна – в семье провинциальных дворян в тихой деревне. Но эти девушки очень разные. Татьяна Ларина – умная, мечтательная, сторонится людей, ищет идеал. Ольга названа в романе глупой, «как эта глупая луна». Но люди к ней доброжелательны благодаря ее веселому, покладистому характеру. Да и внешне Ольга красива: круглое личико, голубые глаза, льняные волосы.

  8. Необычайно светлым и очаровательным образом в романе Пушкина «Евгений Онегин» стала младшая из сестер Лариных, юная и обворожительная Ольга, невольно притягивающая как восхищенные взгляды окружающих ее мужчин, так и внимание читателя.
    Задор и веселый нрав, отличающий эту девушку, еще более заметны на фоне грустной меланхолии ее старшей сестры Татьяны. Она полна жизни и огня, она весела и беззаботна, что для многих считается признаком истинной женственности. С ней каждый чувствует себя необычайно легко и непринужденно, и это самым естественным образом умножает число ее поклонников, стремящихся к приятному времяпрепровождению в женском обществе.
    Для юного поэта и мечтателя Владимира Ленского Ольга стала светочем его жизни, единственной и неповторимой любовью, тогда как Онегин счел возможным использовать ее природную веселость и обаяние для легкого и незатейливого флирта, лишь для того, чтобы досадить своему молодому приятелю.
    И один лишь этот факт указывает на то, что образ Ольги, при всей своей наивности и чистоте не мог бы внушить подлинную, беззаветную и всеобъемлющую любовь автору, искренне восхищавшемуся застенчивой, но столь глубоко чувствующей Татьяной. На фоне ее благородства и уравновешенности Ольга выглядит легкомысленной кокеткой, желающей вызывать восторг и поклонение, но не истинную любовь.
    Однако ее стремление быть в центре внимания – отнюдь не продуманная и выверенная игра. Это лишь веяние молодости и наивного желания быть всеми любимой. Не отдавая себе в том отчета, она разбивает сердца, не будучи коварной и порочной. Ольга – это живое воплощение юности, подчас жестокой, но неизменно привлекательной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *