Сочинение на тему образ павла власова

11 вариантов

  1. Павел Власов – первый образ рабочего – коммуниста в литературе. В революционно – романтических А.М.Горький воспевает людей, «которые не умеют жалеть себя», которые совершают подвиги. Позднее Горький знакомится с сормовским рабочим Петром Заломовым, прототипом героя романа «Мать» Павла Власова.
    Павел Власов – реальное воплощение героизма и подвига воспетых Горьким в революционно-романтических произведениях. П.Власов – первый образ рабочего революционера третьего этапа революционно – освободительного движения в России. Павел Власов имеет отличительные черты от революционеров предшествующего периода:
    1) П. Власов – выходец из народа, из среды рабочего класса и неразрывно с ним связан;
    2) П.Власов знает пути освобождения рабочего класса от угнетения, владеет теорией научного коммунизма;3) П.Власов – представитель партии, созданной В.И.Лениным.
    Образ Власова в романе дан в развитии. В начале он пошёл по обычному пути молодёжи. Позднее он сближается с революционной интеллигенцией, в отличие от родителей, которые сторонились их. Он читает запрещённую литературу, активно участвует в собраниях.
    В.И.Ленин говорит о рабочих: «Среди рабочих выделяются настоящие герои, которые несмотря на безобразную обстановку, находят в себе столько характера, силы и воли, чтобы учиться и вырабатывать из себя социал-демократов, рабочую интеллигенцию.» Кружок Павла Власова переходит к практической деятельности. Первое открытое выступление Павла – «история с болотной копейкой», которая закалила народ.
    Сцена столкновения Павла с полицией полна глубокого смысла, показывает его убеждённость, бесстрашие, талант организатора. Речь Павла на суде говорит о его высокой культуре, преданности, политической убеждённости. В конце речи он говорит: «Победили мы – рабочие».
    На суде Павел выглядит не как обвиняемый, а как обвинитель. Идейно – политическая роль Павла Власова заключается в том, что Горький раскрывает организующую и руководящую роль партии в революционной борьбе. Под влиянием Павла освобождается от ошибок Рыбин, становится на путь революционной борьбы Ниловна. Над обречённым капиталистическим миром звучат слова П.Власова: «Победили мы – рабочие!». Речь Павла на суде – это речь оратора, освобождённая от патетики; она полна лозунгами политического характера. Сравнивая речь Власова на суде, в которой он излагает программу социал-демократической партии, говорит о неизбежности победы социалистической революции, с выступлением оп поводу «болотной копейки», можно заметить, что эта речь – речь малограмотного парня, которого не поддержал народ. Она является первым этапом в развитии революционной борьбы.Второй этап наступает во время первомайской демонстрации. Здесь речь Павла более выразительна и ярка, чем в истории с «болотной копейкой». Его поддерживает основная часть рабочих.

  2. Павел Власов — первый образ рабочего — коммуниста в литературе. В революционно — романтических А. М. Горький воспевает людей, «которые не умеют жалеть себя», которые совершают подвиги. Позднее Горький знакомится с сормовским рабочим Петром Заломовым, прототипом героя романа «Мать» Павла Власова.
    Павел Власов — реальное воплощение героизма и подвига воспетых Горьким в революционно-романтических произведениях. П. Власов — первый образ рабочего революционера третьего этапа революционно — освободительного движения в России. Павел Власов имеет отличительные черты от революционеров предшествующего периода:
    1) П. Власов — выходец из народа, из среды рабочего класса и неразрывно с ним связан;
    2) П. Власов знает пути освобождения рабочего класса от угнетения, владеет теорией научного коммунизма;3) П. Власов — представитель партии, созданной В. И. Лениным.
    Образ Власова в романе дан в развитии. В начале он пошел по обычному пути молодежи. Позднее он сближается с революционной интеллигенцией, в отличие от родителей, которые сторонились их. Он читает запрещенную литературу, активно участвует в собраниях.
    В. И. Ленин говорит о рабочих: «Среди рабочих выделяются настоящие герои, которые несмотря на безобразную обстановку, находят в себе столько характера, силы и воли, чтобы учиться и вырабатывать из себя социал-демократов, рабочую интеллигенцию.» Кружок Павла Власова переходит к практической деятельности. Первое открытое выступление Павла — «история с болотной копейкой», которая закалила народ.
    Сцена столкновения Павла с полицией полна глубокого смысла, показывает его убежденность, бесстрашие, талант организатора. Речь Павла на суде говорит о его высокой культуре, преданности, политической убежденности. В конце речи он говорит: «Победили мы — рабочие».
    На суде Павел выглядит не как обвиняемый, а как обвинитель. Идейно — политическая роль Павла Власова заключается в том, что Горький раскрывает организующую и руководящую роль партии в революционной борьбе. Под влиянием Павла освобождается от ошибок Рыбин, становится на путь революционной борьбы Ниловна. Над обреченным капиталистическим миром звучат слова П. Власова: «Победили мы — рабочие!». Речь Павла на суде — это речь оратора, освобожденная от патетики; она полна лозунгами политического характера. Сравнивая речь Власова на суде, в которой он излагает программу социал-демократической партии, говорит о неизбежности победы социалистической революции, с выступлением оп поводу «болотной копейки», можно заметить, что эта речь — речь малограмотного парня, которого не поддержал народ. Она является первым этапом в развитии революционной борьбы. Второй этап наступает во время первомайской демонстрации. Здесь речь Павла более выразительна и ярка, чем в истории с «болотной копейкой». Его поддерживает основная часть рабочих.

  3. Люди, изображенные в романе «Мать», разделены на два лагеря, до конца враждебных друг другу. Они стоят на противоположных сторонах баррикады классовой борьбы: с одной стороны — рабочие, революционная интеллигенция, пришедшая к рабочему классу и при-несшая ему революционную теорию марксизма, крестьянство, организуемое рабочим классом и объединяющееся с ним для борьбы; с другой стороны — представители господствующих, эксплуататорских классов: директор фабрики, лавочники, жандармский офицер, издевающийся над матерью, становой пристав, избивающий Рыбина, судьи, защищающие власть фабрикантов. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Павла Власова в романе Мать. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Они все вместе противостоят революции, полны ненависти к ней, стремятся задушить ее в самом зародыше.
    В борьбе за освобождение крепнут и растут лучшие черты человеческого характера. Сжато и сильно рисует Горький этот рост рабочего человека вместе с ростом революционного движения.
    Каждый образ, связанный с рабочей средой, выполняет в романе свою особую роль, имеет свое особое значение. Отец Павла Власова принадлежит к наиболее отсталым представителям старшего поколения рабочих. Он сломлен жестокой капиталистической эксплуатацией, которая высосала из него все жизненные силы. Представительница этого поколения и Ниловна — мать Павла. Лишь связь с революционной молодежью, пример сына помогают ей найти подлинную цель жизни, присоединиться к делу борьбы за ее переустрой-ство.
    Любовно рисует Горький образы самоотверженных революционеров— Павла Власова и его товарищей по борьбе: рабочих Андрея Находку, Самойлова, Сизова, Николая Весовщикова и многих других.
    Рабочий революционный кружок, участниками которого были Павел Власов, Андрей Находка, Сизов и другие рабочие, ставил большие политические задачи. Горький его явно противопоставляет распространенным в конце 90-х годов социал-демократическим кружкам, на которых сказывалось буржуазное влияние «экономизма». Как и в революционном кружке сормовских рабочих, с которым был связан Горький, работа кружка Павла Власова имела боевой, большевистский характер. Агитация среди крестьянства, расширение револю-ционного влияния на широкие массы рабочих, укрепление связи с руководящими социал-демократическими подпольными организациями, листовки, выпускаемые не только с целью борьбы против злоупотреблений на фабрике, но и против всей системы капитализма и самодержавия, изучение революционного движения за рубежом — все это говорит о политических революционных задачах, которые ставил перед собой рабочий кружок, изображенный в романе «Мать».
    Павел Власов — представитель нового поколения рабочих. Простой рабочий паренек, мечты которого ограничены хорошей одеждой, воскресными развлечениями в кругу товарищей, — таков Павел в начале романа. Но знакомство с идеями социализма преображает его, открывает высокую цель — служение народу. Эта цель будит все силы его могучего духа.
    Первая неудавшаяся попытка в деле с «болотной копейкой» поднять рабочих против «хозяев» не разочаровывает Павла ни в правоте своего дела, ни в силах рабочих и в их способности к борьбе. Он приходит домой «сумрачный, усталый, странно обеспокоенный». Ему обидно не за рабочих, а за себя. «Не поверили мне, не пошли за моей правдой, — значит — не умел я сказать ее!..» — говорит он матери. А когда мать, желая утешить, тихонько сказала: «Ты — погоди! Сегодня не поняли — завтра поймут…», он с глубоким убеждением восклицает: «Должны понять!»
    Глубокая уверенность в правоте своего дела, целеустремленность всей жизни к борьбе за правое дело, убежденность в конечной победе — наиболее характерные черты Павла Власова.
    Когда солдаты, присланные для разгона и подавления первомайской демонстрации, возглавленной Павлом, двинулись на толпу, он с глубоким убеждением восклицает: «Товарищи!.. Солдаты такие же люди, как мы. Они не будут бить нас. За что бить? За то, что мы несем правду, нужную всем? Ведь эта правда и для них нужна. Пока они не понимают этого, но уже близко время, когда и они станут рядом с нами, когда они пойдут не под знаменем грабехсей и убийств, а под нашим знаменем свободы. И для того, чтобы она поняли нашу правду скорее, мы должны идти вперед. Вперед, товарищи! Всегда — вперед!»
    Вся жизнь Павла — движение вперед трудным путем революционной борьбы. Он знает, чем грозит ему вступление на этот путь. Он готов отказаться от личного счастья, он предупреждает мать, что впереди его ждет тюрьма, быть может и смерть.
    Готовясь к демонстрации, Павел решает сам нести знамя. На предложение уступить другому это право он отвечает решительным «нет!» Во время демонстрации Андрей Находка выходит вперед, чтобы заслонить своим телом идущего со знаменем Павла от солдатских штыков, но Павел бросает ему: «Рядом! Не имеешь права! Впереди — знамя!»
    Павел Власов — человек огромной внутренней красоты и силы; мужество, воля, благородство, способность к подвигу — все эти лучшие человеческие качества у Павла и его товарищей подчинены самой высокой цели — служению родному народу. Они находят выс-шее счастье в самоотверженной революционной борьбе.
    Среди товарищей Павла Горький показывает различных по уровню развития и стойкости в борьбе рабочих.
    Андрею Находке не хватает воли и собранности Павла, он не до конца осознал всю суровость тех испытаний, которым должен подвергнуть себя всякий вступивший на путь революции. Николай Весовщиков — молодой рабочий, только что пришедший в ряды борцов за революцию. В нем еще нет партийной дисциплинированности, он способен на анархические, необдуманные поступки, которые могут вредить общему делу. Партийное руководство со стороны таких стойких и выдержанных революционеров, как Павел Власов, помогает ему стать настоящим бойцом революции.
    О времени, когда развертываются события романа, В. И. Ленин писал: «Мы переживаем крайне важный момент в истории русского рабочего движения… Последние годы характеризуются поразительно быстрым распространением социал-демократических идей среди нашей интеллигенции, а навстречу этому течению общественной мысли идет самостоятельно возникшее движение промышленного пролетариата, который начинает объединяться и бороться против своих угнетателей, начинает с жадностью стремиться к социализму».
    На живом примере деятельности Павла, его товарищей и идущих рука об руку с ними Саши; Наташи, Николая Ивановича и Софьи Горький осветил в своем романе эту важную сторону революционного движения и показал связь рабочих с революционной интеллигенцией, которая несла в рабочую массу учение Маркса.
    В романе отразились различные моменты революционной борьбы рабочего класса: подпольная работа (кружки самообразования, печатание и распространение прокламаций, нелегальных изданий, конспиративные собрания, революционная пропаганда в деревне, среди крестьян), использование экономических столкновений рабочих с предпринимателями для политической борьбы (выступление против сбора «болотной копейки»), призыв к стачке, организация демонстраций, использование царского суда как трибуны для революционной пропаганды.
    В романе отчетливо показана руководящая роль партии в рабочем движении. В Павле Власове и его товарищах, в Егоре Ивановиче и Софье мы видим большевиков — по их поведению, по тому, как разрешают они важнейшие вопросы руководства революционным движением рабочих и крестьян. В освещении этих вопросов в романе прежде всего сказалась большевистская позиция самого Горького.
    По-большевистски решен в романе очень важный вопрос об участии и роли крестьянства в назревшей революции. Ленин в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (1905) писал: «Последовательным борцом за демократизм может быть только пролетариат. Победоносным борцом за демократизм он может оказаться лишь при том условии, если к его революционной борьбе присоединится Масса крестьянства».
    Горький в романе «Мать» раскрыл, что рабочее движение оказывает свое влияние и на крестьянство. В ряде образов крестьян — Рыбина, Игната, Ефима, Савелия, Татьяны, Степана и Петра Рябинина — изображена растущая в крестьянстве сила сопротивления угнетателям.
    Характерно отношение крестьян к избиению Рыбина становым приставом: «Толпа враждебно загудела, закачалась, надвигаясь на станового, он заметил это, отскочил и выхватил шашку из ножен. «Вы так? Бунтовать? A-а?.. Вот оно что?..» — кричит пристав. Вместо арестованного Рыбина агитационную литературу у Ниловны забирает Петр Рябинин. «Книжки нам требуются… Место всему найдем!.. Случай так сказать, удивительный!.. — говорит он. — В одном месте порвалось, в другом захлестнулось! Ничего! Л газета, мамаша, хорошая, и дело свое она делает — протирает глаза!»
    В своем романе Горький говорил о неудержимом росте в народе солидарности с рабочим классом. Безмолвное сочувствие видит Ниловна в глазах людей, окруживших ее плотным кольцом в момент ареста: «…глаза ее не угасали и видели много других глаз — они горели знакомым ей смелым, острым огнем — родным ее сердцу огнем». И призывно звучат слова матери, обращенные к собравшемуся народу: «Собирай, народ, силы свои во единую силу!»

  4. Образ Власова в романе дан в развитии. В начале он пошёл по обычному пути молодёжи. Позднее он сближается с революционной интеллигенцией, в отличие от родителей, которые сторонились их. Он читает запрещённую литературу, активно участвует в собраниях.
    В.И.Ленин говорит о рабочих: «Среди рабочих выделяются настоящие герои, которые несмотря на безобразную обстановку, находят в себе столько характера, силы и воли, чтобы учиться и вырабатывать из себя социал-демократов, рабочую интеллигенцию.» Кружок Павла Власова переходит к практической деятельности. Первое открытое выступление Павла – «история с болотной копейкой», которая закалила народ.
    Сцена столкновения Павла с полицией полна глубокого смысла, показывает его убеждённость, бесстрашие, талант организатора. Речь Павла на суде говорит о его высокой культуре, преданности, политической убеждённости. В конце речи он говорит: «Победили мы – рабочие».
    На суде Павел выглядит не как обвиняемый, а как обвинитель. Идейно – политическая роль Павла Власова заключается в том, что Горький раскрывает организующую и руководящую роль партии в революционной борьбе. Под влиянием Павла освобождается от ошибок Рыбин, становится на путь революционной борьбы Ниловна. Над обречённым капиталистическим миром звучат слова П.Власова: «Победили мы – рабочие!». Речь Павла на суде – это речь оратора, освобождённая от патетики; она полна лозунгами политического характера. Сравнивая речь Власова на суде, в которой он излагает программу социал-демократической партии, говорит о неизбежности победы социалистической революции, с выступлением оп поводу «болотной копейки», можно заметить, что эта речь – речь малограмотного парня, которого не поддержал народ. Она является первым этапом в развитии революционной борьбы.Второй этап наступает во время первомайской демонстрации. Здесь речь Павла более выразительна и ярка, чем в истории с «болотной копейкой». Его поддерживает основная часть рабочих.

  5. Рядом с Павлом на демонстрации его товарищи – люди, сознательно выбравшие путь борьбы, не дрогнувшие при встрече с солдатами. Почему же впереди все-таки Павел? Почему он настаивает на своем праве нести знамя? Конечно, не честолюбивыми соображениями руководствуется он при этом, а интересами дела, которому служит: он первый начал работу по воспитанию масс в слободке, он стоял во главе социал-демократического кружка, к нему шли за советом, в него поверили. Он представлял партию революционеров, и когда партия возглавила политическую борьбу рабочих, он должен был встать на самом видном и опасном месте. От этого зависело отношение рабочих к революционной пропаганде, ж той правде, которая для Павла была дороже жизни.
    Первой заявкой на самостоятельность был протест против побоев отца. Четырнадцатилетний подросток остановил занесенную над его головой руку и твердо заявил: «Больше я не дамся…» Бушмин А.С. Анализ литературного произведения. СПб, 1976, с.14.
    Более серьезным свидетельством рождения личности является неудовлетворенность привычной жизнью фабричной молодежи, поиск иной дороги. Когда Павел расскажет Ниловне, что читает запрещенные книги, что за это могут посадить в тюрьму, мать, сердцем измеряющая все беды, грозящие сыну, вздохнет: «Опасно ты переменился, о господи!»
    Независимый, смелый ум и большое мужество нужны были, чтобы вопреки столетним традициям, вопреки правилам и обычаям, которым подчинялись и отцы и деды, уйти с торной дороги, выбрать трудный путь в царство справедливости. Не значило ли это сделать тот шаг вперед, который под силу лишь героическим натурам?
    И всегда Павел будет готов пойти навстречу опасности во имя Правды, понятой им. Когда на фабрике возникнут волнения из-за «болотной копейки», Власов встанет рядом с директором и от имени рабочих громко потребует, чтобы распоряжение о вычете копейки было отменено. А ведь за это могли прогнать с работы, арестовать.
    Когда ощетинившаяся штыками стена солдат «ровно и холодно» двинется навстречу демонстрантам и Андрей невольно рванется вперед, чтобы загородить Павла, тот резко потребует: «Иди рядом, товарищ!,.. Впереди – знамя!»
    Когда товарищи предложили Павлу бежать из тюрьмы, он отверг этот план: ему надо было «встать во весь рост», открыто, во весь голос провозгласить лозунги социал-демократии, изложить программу своей партии.
    Портрет Павла почти всегда дается через восприятие матери, которая, тревожась за него, все-таки не может не любоваться и не гордиться им: «Глаза сына горели красиво и светло», «Его голубые глаза, всегда серьезные и строгие, теперь горели так мягко и ласково», «он был красивее всех», «Мать смотрела в лицо ему и видела только глаза, гордые и смелые, жгучие», «видела лицо сына, его бронзовый лоб и глаза, горевшие ярким огнем веры». Изображение сына через восприятие матери – один из приемов выражения авторской позиции. Заражая читателя чувствами матери, заставляя его гордиться и восхищаться Павлом, Горький утверждает свой эстетический идеал.
    Вглядываясь в портретные характеристики Павла, нельзя не заметить, что в них повторяются те же определения, которыми обрисован Данко.
    В сердце Павла тоже горит огонь любви к людям, и главный мотив его деятельности тот же, что и у героя легенды – «Что сделаю я для людей?»
    Герой горьковской легенды – символ, отразивший жажду героического дела, которая все отчетливее ощущалась в передовом русском обществе, в пролетарской среде на рубеже двух веков.
    В реальных жизненных обстоятельствах решимость изменить мир во имя торжества Правды и Справедливости приводила пролетариев к идеям социализма. В конкретных исторических условиях формировался новый тип деятеля – сознательного рабочего, борца за социализм. В романе «Мать» Горький создает реалистический образ рабочего-революционера, показывает героя нового времени в типических жизненных обстоятельствах. Характер Павла Власова дан в развитии, в становлении, во внутреннем росте Шапиро Н.А. Работа с текстом на уроке словесности. М., 2005.
    Вот Павел слушает мягкие упреки матери и словно впервые видит ее, замученную работой, приниженную страхом преждевременно состарившуюся, и впервые задумывается над ее судьбой. Эта жалость к матери, думы об ее жизни так естественны, так по-человечески понятны. В то же время, может быть, с этого момента и начинается духовное пробуждение Павла, работа сознания, которая приведет его на революционный путь: от мыслей о страданиях близкого человека – к раздумьям о жизни рабочей слободки – к осознанию исторической роли класса, руками которого делается все.
    Вот первая речь о правде. Очень хорошо в ней чувствуются и убежденность, и молодость Павла. Он говорит взволнованно, горячо, радуясь, что нашел слова, понятные матери, – «юная гордость силою слова возвышала его веру в себя».
    А после неудачной попытки организовать стачку Павел ходит сумрачный, усталый: «Молод, слабосилен я, – вот что! Не поверили мне, не пошли за моей правдой, – значит, не умел я сказать ее!..» Но не отступает, верит: сегодня не поняли – завтра поймут. В общении с людьми, с массой рабочих он проверяет истинность знаний, полученных из книг, приобретает необходимый опыт, формируется как руководитель. И вот перед нами революционер со сложившимся мировоззрением, активный борец против существующего в мире зла. Его речь на суде не только зажигает, она убеждает неопровержимой логикой.
    Среди приемов создания характера важную роль играют диалоги, споры, в которые невольно включается и читатель: сопоставляет позиции спорящих, вдумывается в высказанные ими мысли, отыскивает аргументы за или против. Одна из проблем, обсуждаемых на страницах романа, – сила разума и сердца. «Только разум освободит человека! – твердо сказал Павел». «Разум силы не дает! – возражал Рыбин громко и настойчиво. – Сердце дает силу – а не голова…»
    Кто прав? В чем сила разума и в чем сила сердца?
    Сила разума, в понимании Павла, – это, прежде всего, сила передовых общественных идей, революционной теории, которая позволяет увидеть глубинные процессы жизни, понять ее закономерности, словно прожектором, освещает путь в будущее. Однако передовые теории не плод холодных выкладок ума. Они появляются на основе тяжкого опыта многих поколений, зачастую оплачиваются подвигом самоотречения, бескорыстными жертвами.
    Ниловна, думая о людях, которые «за народ страдают, в тюрьмы идут и в Сибирь», говорит: «Любят они! Вот они чисто любят!» И за Павлом пошли рабочие, потому что сердце его обращено к ним.
    Выше отмечалось, что Павел часто предстает перед читателем, освещенный материнской любовью, и таким образом автор выражает свое отношение к герою. Но материнское восприятие сына и его дела проверяется еще мнением народным: в нем признали своего вожака рабочие слободки, его судьба волнует собравшихся у здания суда незнакомых матери людей, его имя с гордостью и восхищением произносят члены рабочих кружков в городе («Он первый открыто поднял знамя нашей партии!»), листовки с его словом жадно выхватывают из рук Ниловны люди на вокзале.
    В романе нет любовной интриги, которая зачастую была двигателем сюжета в известных учащимся русских романах XIX века. Однако вопрос о том, какое место в жизни революционера занимает любовь и семья, не раз возникает в ходе повествования о жизни Павла и его товарищей.
    Человек, выбравший путь борьбы, должен знать, что ждет его семью, его детей, должен найти силы, чтобы перенести тоску по любимым и страх за них. Не меньше нравственных сил нужно и для того, чтобы, превыше всего поставив дело, отказаться от семьи. Но такое самоотречение вовсе не говорит об ущербности, о сердечной глухоте. Не на многих страницах романа речь идет о любви, но от этих страниц идет свет высокой человечности, нравственной чистоты. Целомудренна и строга любовь Павла и Сашеньки. Редки и скупы слова, в которых прорывается сдерживаемая нежность, зато эти слова драгоценны, так как подлинны. Тревожась за здоровье и за жизнь Павла, Сашенька понимает, что для него важней всего дело, и, разрешив себе немного помечтать о том, как она поселится в Сибири вместе с Павлом и, может быть, дети будут, она возвращается к действительности, готовая к новым расставаниям: ведь Павел не будет жить в Сибири, он обязательно уйдет, чтобы продолжать, борьбу. «Он не должен считаться со мной, и я не буду стеснять его. Мне будет тяжело расстаться с ним, но, разумеется, я справлюсь».
    Как видим образ Павла – это образ человека, делающего, хотя и не по злому умыслу, несчастными тех, кому он дорог. Особенно это видно из истории его любви. В жизни перед ним постоянно возникает выбор между идеей и живой душой. И он выбирает идею… Поэтому образ Павла Власова на наш взгляд трагичен. В душе этого человека произошел разлад между самыми глубокими, корневыми, жизненными основами и идеей, целью, поставленной им самим.

  6. Власов Павел Михайлович — сын главной героини романа, потомственный рабочий, ставший профессиональным революционером. Прототипом персонажа послужил сормовский рабочий П. Заломов. В то же время судьба горь-ковского персонажа связана с символикой искупительной жертвы; поскольку в начале повести изображен резкий перелом в жизни П., который из обычного фабричного парня превращается в сознательного политического борца, допустимо видеть в его имени намек на связь с образом апостола. Первый решительный поступок П. — сопротивление побоям со стороны отца, слесаря Михаила Власова, у которого подсознательный социальный протест выливается в пьянство и агрессивное поведение. После смерти отца П. пытается подражать ему, однако встреча с членами подпольного кружка резко меняет его внутренний и внешний облик. Характерно, что, пережив «перерождение», П. вешает на стену картину с изображением Христа, идущего в Эммаус; о своих новых убеждениях он рассказывает матери «со всею силой юности и жаром ученика, гордого знаниями, свято верующего в их истину»: «Теперь все для меня по-другому встали — жалко всех, что ли?» В доме П. начинаются собрания подпольного кружка (Андрей Находка, учительница Наташа, сын вора Николай Весовщиков, фабричный рабочий Федор Сизов и др.). После первого же собрания П. предупреждает мать: «Для всех нас впереди — тюрьма». Аскетизм и суровость П. кажутся матери «монашескими»: так, он призывает Андрея отказаться от личного счастья и семьи «для дела», причем признается, что и сам сделал подобный выбор; в разговоре с Ни-ловной Находка называет П. «железным человеком». Члены кружка распространяют на фабрике листовки; в доме Павла совершается обыск. На другой день после обыска П. беседует с пришедшим к нему кочегаром Рыбиным: тот утверждает, что «силу» дает сердце, а не «голова», и полагает, что нужно «веру новую придумать… надо сотворить бога— другим людям»; П. же утверждает, что только разум освободит человека. Во время стихийного конфликта рабочих с администрацией фабрики («история с «болотной копейкой») П. произносит речь, призывая к организованной борьбе за свои права, и предлагает начать стачку. Однако рабочие не поддерживают его, и П. переживает это как свидетельство собственной «слабосильности». Ночью его арестовывают, но через несколько месяцев выпускают. Члены кружка готовятся праздновать Первое мая; П. твердо намерен сам нести знамя во время демонстрации. Видя тревогу и жалость матери, он заявляет: «Есть любовь, которая мешает человеку жить». Когда же Находка резко обрывает его, осуждая за показной «героизм» перед матерью, П. просит у нее прощения. Во время первомайской демонстрации он во главе толпы несет знамя, и в числе лидеров (около 20 человек) арестован. Этим завершается первая часть. В дальнейшем П. появляется лишь в финальных главах, в сцене суда: он произносит обстоятельную речь, излагая социал-демократическую программу. Суд приговаривает П. к ссылке на поселение в Сибирь.

  7. Образ Павла Власова в романе А.М.Горького «Мать»
    Павел Власов – первый образ рабочего – коммуниста в литературе. В революционно – романтических А.М.Горький воспевает людей, «которые не умеют жалеть себя», которые совершают подвиги. Позднее Горький знакомится с сормовским рабочим Петром Заломовым, прототипом героя романа «Мать» Павла Власова.
    Павел Власов – реальное воплощение героизма и подвига воспетых Горьким в революционно-романтических произведениях. П.Власов – первый образ рабочего революционера третьего этапа революционно – освободительного движения в России. Павел Власов имеет отличительные черты от революционеров предшествующего периода:
    1) П. Власов – выходец из народа, из среды рабочего класса и неразрывно с ним связан;
    2) П.Власов знает пути освобождения рабочего класса от угнетения, владеет теорией научного коммунизма;
    3) П.Власов – представитель партии, созданной В.И.Лениным.
    Образ Власова в романе дан в развитии. В начале он пошёл по обычному пути молодёжи. Позднее он сближается с революционной интеллигенцией, в отличие от родителей, которые сторонились их. Он читает запрещённую литературу, активно участвует в собраниях.
    В.И.Ленин говорит о рабочих: «Среди рабочих выделяются настоящие герои, которые несмотря на безобразную обстановку, находят в себе столько характера, силы и воли, чтобы учиться и вырабатывать из себя социал-демократов, рабочую интеллигенцию.» Кружок Павла Власова переходит к практической деятельности. Первое открытое выступление Павла – «история с болотной копейкой», которая закалила народ.
    Сцена столкновения Павла с полицией полна глубокого смысла, показывает его убеждённость, бесстрашие, талант организатора. Речь Павла на суде говорит о его высокой культуре, преданности, политической убеждённости. В конце речи он говорит: «Победили мы – рабочие».
    На суде Павел выглядит не как обвиняемый, а как обвинитель. Идейно – политическая роль Павла Власова заключается в том, что Горький раскрывает организующую и руководящую роль партии в революционной борьбе. Под влиянием Павла освобождается от ошибок Рыбин, становится на путь революционной борьбы Ниловна. Над обречённым капиталистическим миром звучат слова П.Власова: «Победили мы – рабочие!». Речь Павла на суде – это речь оратора, освобождённая от патетики; она полна лозунгами политического характера. Сравнивая речь Власова на суде, в которой он излагает программу социал-демократической партии, говорит о неизбежности победы социалистической революции, с выступлением оп поводу «болотной копейки», можно заметить, что эта речь – речь малограмотного парня, которого не поддержал народ. Она является первым этапом в развитии революционной борьбы.Второй этап наступает во время первомайской демонстрации. Здесь речь Павла более выразительна и ярка, чем в истории с «болотной копейкой». Его поддерживает основная часть рабочих.

  8. Павел (Власов Павел Михайлович) — сын главной героини романа, потомственный рабочий, ставший профессиональным революционером. Прототипом персонажа послужил сормовский рабочий П. Заломов. В то же время судьба горьковского персонажа связана с символикой искупительной жертвы; поскольку в начале повести изображен резкий перелом в жизни П., который из обычного фабричного парня превращается в сознательного политического борца, допустимо видеть в его имени намек на связь с образом апостола. Первый решительный поступок П. — сопротивление побоям со стороны отца, слесаря Михаила Власова, у которого подсознательный социальный протест выливается в пьянство и агрессивное поведение. После смерти отца П. пытается подражать ему, однако встреча с членами подпольного кружка резко меняет его внутренний и внешний облик. Характерно, что, пережив «перерождение», П. вешает на стену картину с изображением Христа, идущего в Эммаус; о своих новых убеждениях он рассказывает матери «со всею силой юности и жаром ученика, гордого знаниями, свято верующего в их истину»: «теперь все для меня по-другому встали — жалко всех, что ли?» В доме П. начинаются собрания подпольного кружка (Андрей Находка, учительница Наташа, сын вора Николай Весовщиков, фабричный рабочий Федор Сизов и др.). После первого же собрания П. предупреждает мать: «Для всех нас впереди — тюрьма». Аскетизм и суровость П. кажутся матери «монашескими»: так, он призывает Андрея отказаться от личного счастья и семьи «для дела», причем признается, что и сам сделал подобный выбор; в разговоре с Ниловной Находка называет П. «железным человеком». Члены кружка распространяют на фабрике листовки; в доме Павла совершается обыск. На другой день после обыска П. беседует с пришедшим к нему кочегаром Рыбиным: тот утверждает, что «силу» дает сердце, а не «голова», и полагает, что нужно «веру новую придумать… надо сотворить бога — другим людям»; П. же утверждает, что «только разум освободит человека». Во время стихийного конфликта рабочих с администрацией фабрики («история с «болотной копейкой») П. произносит речь, призывая к организованной борьбе за свои права, и предлагает начать стачку. Однако рабочие не поддерживают его, и П. переживает это как свидетельство собственной «слабосильности». Ночью его арестовывают, но через несколько месяцев выпускают. Члены кружка готовятся праздновать Первое мая; П. твердо намерен сам нести знамя во время демонстрации. Видя тревогу и жалость матери, он заявляет: «Есть любовь, которая мешает человеку жить». Когда же Находка резко обрывает его, осуждая за показной «героизм» перед матерью, П. просит у нее прощения. Во время первомайской демонстрации он во главе толпы несет знамя и в числе лидеров (около 20 человек) арестован. Этим завершается первая часть. В дальнейшем П. появляется лишь в финальных главах, в сцене суда: он произносит обстоятельную речь, излагая социал-демократическую программу. Суд приговаривает П. к ссылке на поселение в Сибирь.

  9. Роман М.Горького “Мать” — одно из наиболее значительных произведений русской литературы начала двадцатого века. На страницах романа в первую очередь мы видим русское революционное движение как движение народных масс, героических в своем порыве. “Мать” сыграла огромную роль в развитии социального мышления многих поколений читателей и обозначила новую веху в развитии русской и мировой культуры. Неслучайно “Мать” Горького стала настольной книгой для многих русских революционеров того времени. В центре повествования — мать Павла Власова Пелагея Ниловна.
    Произведение построено таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описанных событий. Если роман “Мать” — это произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении — наиболее яркий и убедительный пример. Путь Ниловны сложен и противоречив. Женщине, прожившей большую часть жизни в покорности и страхе, не так просто было освободиться от старого. Пелагея Ниловна испытала всю горечь тяжелой участи жены рабочего человека. Она угнетена бедностью, пьяным и грубым мужем, религиозностью, осознанием, что “все так живут”. В начале романа мы видим робкую, покорную, забитую подневольной жизнью, боящуюся людей женщину. Она учит сына спасаться от людей, ибо они “ненавидят друг друга”. В этом Ниловна глубоко убеждена. Узнав, что сын читает запрещенные книги, она сначала испугалась, но потом сердцем почувствовала, а затем разумом поняла правоту сына и его товарищей. Героиня Горького неожиданно попадает в иную среду, в среду людей веры и самопожертвования, в среду преданности делу будущего.
    Авторское отношение к Ниловне очевидно. Неслучайно именно ей отводится решающая роль в развитии сюжета произведения. Она участвует во всех событиях, происходящих в книге, описание часто ведется от ее лица. Появляется Ниловна не сразу. Не сразу дается и ее портрет. Характерно, что лейтмотив, сопутствующий ее появлению в романе, — страх. Сначала это страх забитого человека. Позже — страх за то, что люди не поймут правды, идей Павла. Страх преследует мать на протяжении всей книги, но постепенно переходит в другое чувство — в гордость за сына. И в конце произведения — это уже страх за то, что она не будет достойна Павла, и опасения за людей, которые делают одно с ее сыном дело. Ниловна не оставляет сына, она всегда рядом, а что может быть прекраснее в жизни! Неудивительно, что именно чувство единения с сыном помогает ей в какой-то момент полностью преодолеть страх. (Ей сразу стало лучше, и она совсем окрепла, добавив: “Не позорь сына-то. Никто не боится!”).
    С образом матери в произведении связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький не упрощает это воскрешение. Процесс же перерождения Ниловны вообще сложен. Во-первых, ей сорок лет, а для того времени это уже был возраст, на котором “бабий век” заканчивался. В начале книги Горький вообще утверждает, что, “прожив такой жизнью лет 50, человек умирал”. Ниловна — сложившаяся личность. Кроме того, она женщина религиозная. В вере матери писатель видит определенную систему взглядов на мир, помогающую ей выжить. Поэтому-то Ниловна так боится разрушения своей веры в Бога. Неслучайно она просит Павла и Рыбина: “Уж вы мне Бога-то оставьте, как я без него жить буду?”
    Поставив в центре повествования бессильное, забитое существо, которое в своей жизни ничего не видело, кроме побоев и грубости, Горький показал, как в процессе постепенного перерождения расширяется значение слова “мать”. Сначала Ниловна — источник жизни Павла, ее любовь — эгоистическая любовь к сыну. Позже Ниловна начинает ощущать себя матерью Находки, Наташи. В конце книги она мать всех детей: “Теплая тень ласково окружила женщину, грея сердце чувством любви к неведомым людям, и они складывались в ее воображении все в одного огромного человека”. Особое значение приобретает и следующая фраза: “Мы все дети одной матери-правды”. Мать многого не понимает, но она чувствует правду, ибо это заложено в ней изначально.
    Наблюдая за товарищами Павла, Ниловна поняла, что революционеры — лучшие люди на земле, и она полюбила их как родных. Сначала она потрясена их неверием в бога, ощущением своей несознательности, недостаточным пониманием событий, но все это она преодолевает силой своей материнской любви. Ниловна охотно начинает выполнять поручения сына, постепенно втягивается в революционную работу. После ареста Павла Ниловна носит на фабрику листовки, чтобы не остановилось дело, начатое сыном. Постепенно из темного, забитого, безмолвного существа она превратилась в человека, знающего правду и уверенно несущего ее людям.
    Уверенность в том, что она может помочь в революционной борьбе, распрямляет душу Ниловны. Беден был круг ее интересов и привязанностей. Ее интересы, поведение ранее были ограничены бытовыми заботами. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Таким образом, смысл заглавия “Мать” расширился, приобретя значение символа. Сознание того, что она своими действиями приносит существенную пользу революционной борьбе, наполняет сердце женщины гордостью, является основой возникшего у нее чувства самоуважения. Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павел гордится своей матерью, которая стала ему по духу родной. Эта духовная общность укрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына. Процесс духовного обогащения был сложным и трудным, но она преодолела трудности. В первом агитационном выступлении Ниловны на первомайской демонстрации ее представление о социальной борьбе еще соседствует с религиозным. Постепенно ее кругозор расширяется. В селе Никольском Ниловна искусно ведет пропагандистскую работу с крестьянами. После суда над Павлом мать не поддалась горю, она продолжила дело сына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, Ниловна напрягает последние силы, чтобы бросить в народ листовки с речью Павла. Из ее груди вырывается пламенный призыв: “Собирай, народ, силы свои во единую силу”. На новом пути Пелагеи Ниловны в революционном движении сгорает все старое, отсталое, рождаются новые мысли и чувства. Она проникается большой любовью к миру, к людям, к народу.
    Писатель показывает возрождение Ниловны к борьбе за свободу, рисуя тип человека из народных глубин: “Казалось, тысячи жизней говорят ее устами”. Велика заслуга Горького, создавшего в романе “Мать” образ простой русской женщины из народа, вступающей в мир революционной освободительной борьбы, духовно возродившейся из угнетенного состояния. Образ Ниловны воспринимается как олицетворение огромных перемен, происшедших в сознании людей, вступивших на путь революционной борьбы.
    В романе М. Горький создал образ женщины-революционерки, для которой все бойцы за общую правду — ее дети. “Мать”, которая доносит до них лозунг своей жизни: “Не оставляйте детей своих на одиноком пути!”. После своего сна Пелагея полностью освобождается от старой веры. И мы больше не сомневаемся, что Пелагея Ниловна поможет выжить своим детям, даст им необходимые силы, для борьбы, поддержит их в самую тяжелую минуту, потому что она — самая настоящая мать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *