Сочинение на тему образ петра 1

10 вариантов

  1. А. Н. Толстой шел к роману “Петр Первый” постепенно и издалека. Сначала, еще в 20-е годы, он пишет рассказы “Первые террористы”, “Наваждение”, “День Петра”, а затем “Повесть смутного времени” и пьесу “На дыбе”. И лишь в завершение всего этого принимается за работу над романом “Петр Первый”. Сам писатель отмечал: “Работа над „Петром” для меня прежде всего — вхождение в историю через современность… Результат тот, что история стала раскрывать мне нетронутые богатства”.
    В своем романе А. Толстой создал целостную картину России — от императорского дворца до убогой крестьянской избы; нарисовал жизнь страны на широком европейском фоне. Но история выступает у писателя не как фон. Подлинные события русской истории в ее движении, борьбе образуют основу сюжета в романе. И это одно из больших завоеваний автора.
    Центральным лицом, к которому сходятся нити исторического движения эпохи в романе, сюжетным центром всего повествования у А. Толстого является Петр I. Силу Петра, его заслугу и значение писатель видит в том, что он понял объективные закономерности и требования своей эпохи, подчинил им свою деятельность. Преобразование России, осуществление широких политических замыслов — дело всей жизни Петра. В изображении А. Толстого Петр прежде всего крупнейший государственный, национальный деятель. Он сын своего века, горячий патриот России и в то же время личность многогранная, наделенная всеми главными чертами переходной эпохи.
    В основу композиции произведения наряду с движением “большой истории” положено развитие характера Петра, его мужание. Писатель показывает постепенное превращение непослушного, настойчивого, горячего, норовистого мальчика, “волчонка”, по словам царевны Софьи, угловатого подростка, длинного беспокойного “вьюноши” в непреклонного правителя, гениального реформатора, грозного военачальника, мудрого дипломата, большого государственного и политического деятеля.
    А. Толстой наделил своего героя человеческими чувствами и страстями, создал живой образ Петра с его ненасытной любовью к жизни, бурным темпераментом, неукротимой дерзкой волей, “диким, жадным, встревоженным умом”, острой любознательностью, жестким, крутым нравом.
    Юность и молодость Петра были полны острых, драматических столкновений и напряженной борьбы за власть. В нем рано, с детских лет, заговорила непримиримая ненависть к консервативной, душной старине, к неподвижному укладу старой Москвы, к медлительной и утомительной скуке пышных дворцовых церемоний, к спесивым и чванливым боярам, способным только лениво дремать на своих лавках. Из личного чувства этой ненависти выросли со временем его принципы, давшие толчок его страстной деятельности, превратившиеся в неиссякаемый источник энергии, побуждающий уничтожать старое, неугодное, искать и круто проводить в жизнь новое.
    Жадный и пытливый ум Петра, свойственная ему практическая хватка, дальновидность дают ему возможность раньше многих уловить и почувствовать задачи, стоящие перед Российским государством. Со всей силой своего характера и темперамента принимается Петр за ломку и искоренение отсталых порядков, за создание армии, флота. Он бреет боярские бороды, одевает боярских дочерей в платья “со шлепами” и учит их “политесу”, а сыновей их посылает за границу обучаться разным наукам и одновременно с этим ведет упорную борьбу за выход России к морям, способствует развитию русской торговли с Западом, строит заводы, основывает новый город Петербург. Мысли Петра постоянно обращены к родине, к своей стране. Петр испытывает острую обиду и боль за нищету и скудость, которые он видит у себя на Руси: “Что за Россия, заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?”
    Он бросает боярам гневные слова: “Во всех христианских странах,— а есть и такие, что и уезда нашего не стоят,— жиреет торговля, народы богатеют, все ищут выгоды своей… Лишь мы одни дремлем непробудно. Скоро пустыней назовут русскую землю”. С горечью он восклицает: “Черт привел родиться царем в такой стране!” Как современно звучат сегодня все эти слова!
    Петр становится самодержавным правителем и, преодолевая сопротивление боярства, решительно вступает в борьбу с Русью старой за Русь новую. Многозначительными словами заканчивается первая книга романа: “Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей”.
    Петр у А. Толстого — очень земной человек, сын своей эпохи. Своего Петра А. Толстой часто изображает с тачкой на стройке, с топором на верфи или с кувалдой в кузнице. Он прост, трудолюбив, деятелен, не чуждается людей “подлого звания”. Чаще всего Петр показан не в царских одеждах, а либо в военном кафтане, либо в “холщовой запачканной рубахе с рукавами, закатанными по локоть”, либо в матросской куртке. Толстой подчеркивает и “мужицкие” манеры Петра, и его пристрастие к крепким словечкам. В гостях у немецких курфюрстин, дам и воспитанных, и образованных, он “вытирал руки о скатерть, чавкал громко, ввертывал матросские словечки, подмигивал круглым глазом и для выразительности пытался не раз толкнуть локтем Софью-Шарлотту”.
    Проявляется и свойственная Петру насмешливость, лукавый юмор. Автор рисует своего героя-царя подчас в далеко не героические минуты: в состоянии панического страха и растерянности или неудержимого гнева, в моменты его внутреннего смятения, подавленности и горя, в смешных семейных ссорах с женой, в любовных сценах с Анной Монс. Но все это, однако, не заслоняет основного и главного в Петре — его государственной деятельности. Писатель стремится показать Петра в обстановке его дел, принимаемых решений, в гуще совершающихся событий.
    В третьем томе романа перед нами Петр уже окончательно сформировавшийся: и как человек, ставший сдержанным и рассудительным, и как государственный муж, глубоко осознавший огромную ответственность за судьбу России. И не случайно автор называет его теперь не просто Петром, а Петром Алексеевичем.
    Однако А. Толстой нигде не стремится представить Петра фигурой идеальной, сделать его более человечным и гуманным, чем он был на самом деле. Создавая образ Петра, писатель в то же время не забывал, что был он самодержец, крепостник. Петровские реформы часто носили характер крутой, решительной и жестокой ломки. Петр в романе задает себе нетерпеливый вопрос: “Какими силами растолкать людей, продрать им глаза?.. Указ, что ли, какой-нибудь дать страшный? Перевешать? Перепороть?” Он насильно отрезает боярам бороды, участвует в жестоких пытках своих врагов, “дубиной” гонит в науку дворянских недорослей, устраивает поругание княжеских и старых боярских фамилий на святках. Это при нем, царе-крепостнике, стонет народная, крестьянская Русь от непосильных поборов и оброков. Это при нем неимущих засекают насмерть батогами, загоняют крепостных на верфи, учат палками солдат, обманом заманивают вольных людей на суконные, полотняные, шелковые заводы и бумажные фабрики, воздвигаемые по приказу царя.
    “Петр Первый” — это произведение о великой эпохе с ее государственными деятелями и народными массами, с ее противоречиями и конфликтами, с трудностями и победами. Герои романа выдвинуты историей, но в то же время они сами ее участники и творцы. Главная идея романа А. Толстого — идея мощи великого русского народа. Это делает книгу заметным явлением национального самосознания.

  2. В поэме “Медный всадник” Пушкин в образной форме противопоставляет государство олицетворенное Петром Первым и обычного человека с его желаниями и потребностями.
    Во вступлении к поэме мы можем видеть Петра-реформатора, “полного великих дум”, который сумел покорить стихию и построить Петербург, который затмил даже Москву. Петербург и поныне воспринимается как памятник Петру Великому.
    Но все-таки Петр поступил иррационально и несколько необдуманно, построив город не в самом благоприятном месте. Он не смог до конца покорить стихию буйной реки. И она уже не раз проявляла свой нрав. Так и в судьбе Евгения Нева сыграла роковую роль.
    Петербург был великолепен и прекрасен для людей высшего света, но он часто губил людей, не обличенных властью, людей, не имевших достатка. Так и все реформы Петра были направлены на улучшение жизни знати. Маленького человека они не затрагивали, а то и вовсе могли погубить.
    В поэме Евгений встречается с Медным всадником – образом Петра, который за минувшее время претерпел изменения. Из царя-реформатора он превратился в каменного истукана, при виде которого невольно начинаешь испытывать тревогу. И для Евгения эта встреча оказалась плачевной. Ему начинает казаться, что Медный всадник пытается его догнать и уничтожить.
    Таким образом, Петр имеет несколько воплощений, но некоторые из них могут сломать и погубить “маленького” человека.

  3. Знаменитое произведение писателя «Медный всадник» подводит итог творчества о великом русском царе. Даже название поэмы показывает нам то, что автор рисует нам образ знаменитого в истории реформатора, Петра Великого.
    Вначале государь предстает нам живым во всем своем величии. Находясь а берегу Невы, он раздумывает о создании здесь красивого города, и не находит лучше места, чем это. Именно поэтому он дает разрешение на ведение торговых дел купцам, а шведам он говорит, что теперь северные границы будут тщательно оберегаться от их натиска.
    Вскоре Петербург, построенный на Неве, становится крупным центром для новейших отношений с европейскими странами. Мы видим, как автор  восторгается этим городом. Он видит могущество российского государства в образе Петра I.Однако герой поэмы Евгений чувствует себя неуютно и обеспокоенно в этом городе. Сидя в своей квартире,  он лишен покоя, так как вскоре мосты на Неве будут  скоро разведены из-за  неспокойного поведения реки в непогоду. И он не сможет прибыть на свидание к своей любимой Параше. Под утро он, наконец, засыпает, но очнувшись ото сна, вновь переживает за девушку и ее мать, которая  в стихию, находилась в жилье, подвергшееся  затоплению. И перед нами встает Петр I  только в виде памятника, но он не может помочь людям, оставшимся в беде. Статуя величественно возвышается над водой.
    Вскоре непогода уходит, однако в сердце Евгения она оставила лишь страдания и переживания. Он находится в полной скорби о того, что потерял любимого ему человека. Он не хочет никого видеть и замкнулся в себе. Евгений не ходит на службу и занимается подаянием, на которое он и живет около года. Но затем он как бы, очнувшись от такого состояния, приходит к выводу, что в его трагедии виноват могущественный государь, а точнее именно памятник, возвышающийся над рекой. Именно после таких невзгод Петр I становится его врагом, так как именно он построил это город на воде, принесший горе Евгению. Лицезрев, на статую, он понимает, что, даже при смерти ПетрI властвует над жизнью простых людей. Мы видим, что наш герой восстает против государя, облаченного в камень. Он высказывает свои страдания скульптуре и бежит прочь. Памятник же принял его вызов и мчится за ним стремглав. Все это мелькает  в воображении Евгения всю ночь.

  4. То академик, то герой.
    То мореплаватель, то плотник.
    Он всеобъемлющей душой
    На троне вечный был работник.
    А. Пушкин
    Могучая, противоречивая, постоянно движущаяся вперед, натура Петра Первого всегда привлекала к себе внимание поэтов и писателей.
    Ломоносов почитал Петра — великого собирателя земель, неутомимого работника и ученого мужа.
    Рожденны к скипетру, простер в работу руки,
    Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки,
    Когда он строил град, сносил труды в войнах,
    В землях далеких был и странствовал в морях,
    Художников сбирал и обучал солдатов,
    Домашних побеждал и внешних супостатов…
    Несколько по-иному видит своего героя А. С. Пушкин. Поэт неоднократно возвращался к образу Петра Первого в различных своих произведениях: “Арап Петра Великого”, “Медный всадник”, “Полтава”. Для Пушкина Петр неоднозначная фигура, он царь-труженик, не гнушающийся никакой работой, великий полководец, за которым русские войска смело идут в бой и побеждают.
    Выходит Петр. Его глаза Сияют.
    Лик его ужасен. Движенья быстры.
    Он прекрасен, Он весь, как божия гроза.
    Поэт самим строем стиха подчеркивает динамическую, кипучую, деятельную натуру Петра. Но Пушкин не склонен идеализировать царя, как делал это Ломоносов. Александр Сергеевич хочет показать, что не всегда благие намерения приносили хорошие плоды тем, для кого трудился Петр.
    Здесь будет город заложен
    Назло надменному соседу.
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно,
    Ногою твердой стать при море.
    Сюда по новым им волнам
    Все флаги в гости будут к нам,
    И запируем на просторе.
    Государство, для которого так много работал Петр Первый, окрепло, обрело могущество и вес среди других европейских стран. Но лучше ли стали жить простые русские люди? Счастливы ли они в прекрасном городе Санкт-Петербурге? На эти вопросы пытается ответить А. С. Пушкин в своей поэме “Медный всадник”.
    Красуйся, грав Петров, и стой
    Неколебимо, как Россия,
    Да умирится же с тобой
    И побежденная стихия…
    Поэт восхищен прекрасным городом и его создателем, “героем на коне”, но Пушкин не забывает, каким тяжелым трудом сотен и тысяч простых людей был построен этот красавец, ставший тюрьмой для одних и праздником для избранных. Поэт становится на сторону обездоленных, он от имени миллионов вопрошает у Петра:
    О мощный властелин судьбы!
    Не так ли ты над самой бездной,
    На высоте, уздой железной
    Россию поднял на дыбы?
    Так же неоднозначно решает образ царя и А. Н. Толстой в романе “Петр Первый”. Его герой дан в развитии. Мы видим, как на протяжении романа Петр Первый мужает и из неуверенного в себе и пугливого подростка вырастает в сильную личность.
    Царь мечтает сделать Россию мощным государством, способным занять подобающее ей место среди европейских государств. Это удается Петру, но ценой неимоверных усилий, напряжением всех сил.
    Царь проявляет недюжинные организаторские способности, он сплачивает вокруг себя таких же волевых, смелых и инициативных людей, с помощью которых одержит в дальнейшем военные и трудовые победы. Толстой не приукрашивает своего героя, он показывает, что царь не щадит не только себя, но и окружающих. На смену умирающим строителям Санкт-Петербурга прибывают новые и новые, но эти жертвы не бессмысленны. Петр по-своему заботится о людях, он требует от Меньшикова, генерал-губернатора Санкт-Петербурга, чтобы тот обеспечивал людей нормальным питанием, одеждой, не губил людей зря, прикрываясь высокими целями. Толстой правдиво показал жестокое время, когда отдельная жизнь ничего не стоила, особенно жизнь крестьянина.
    Так в русской литературе сложился традиционный портрет Петра Первого — царя-строителя, жестокого, но справедливого, старающегося вывести варварскую Россию на европейские рельсы.

  5. 5
    Текст добавил: рыжий мальчик

    Яркий, сильный образ Петра I во все времена вызы­вал громадный интерес со стороны историков, публи­цистов и писателей. Биографии, эссе, исторические романы — разные авторы в разное время пытались ос­мыслить роль этой незаурядной личности в истории Российского государства. Нельзя сказать, что харак­тер великого царя, его деяния оцениваются однознач­но. Одни считают Петра великим реформатором, спасшим Россию, открывшим ей новые перспективы развития, другие — взбалмошным самодержцем, на­рушившим плавный ход истории. Изучением проти­воречивой натуры российского императора в свое вре­мя занимался и А. Н. Толстой — автор нескольких произведений, в разной степени раскрывающих коло­ритный характер Петра I, являющихся своеобразным экскурсом в эпоху могущественного императора. Впервые «царь-революционер» появляется у А. Н. Толстого в рассказе «День Петра». Здесь Петр I предстает перед читателем как противопоставленный народу, да и всей России, самодур, взявший на себя непосильную задачу — в одиночку перекроить Рос­сию по европейскому образцу. Далее автор создает пьесу «На дыбе», трактовка образа главного героя в которой, мало чем отличается от данной в предыдущем произведении: Петр по-прежнему одинок в своем стремлении к реформаторству, государственным пре­образованиям. Интерпретируя таким образом лич­ность царя, писатель выражает свое мнение по поводу его деятельности: все стремления и начинания Пет­ра — неуместны, несвоевременны. Но, видимо, в глу­бине души А. Н. Толстой сомневался в бесспорности своих выводов и, по свидетельству современников ав­тора, продолжал кропотливую работу над документа­ми XVII-XVIII веков. В результате чего и вышел в свет роман «Петр I», где Петр предстает перед читате­лем уже не самодержцем-одиночкой, а масштабной личностью, «народным царем». Писатель не ставит перед собой цель познакомить нас с биографией импе­ратора, не поет ему дифирамбы, но и не клеймит его, как приспешника запада. Автор берет на себя задачу объяснить историческое значение петровской эпохи, раскрывает образ главного героя, показывая всю его многогранность и противоречивость. С одной сторо­ны — подача нелицеприятных черт и поступков, при­сущих Петру: детальные описания пьяного разгула, грубости, жестокости. С другой — искреннее стремле­ние к преобразованию великого государства, целеуст­ремленность, демократичность, самоотверженность. Обучаясь ремеслу за пределами России, Петр удивлял знатных иностранцев своим пренебрежением к импе­раторскому статусу, общепринятым устоям: «После работы он посещает невзрачную портовую харчевню, где, сидя за кружкой, курит трубку и весело беседует с самыми неотесанными людьми и смеется их шуткам, нисколько в таких случаях не заботясь о почтении к себе». Но умеет он быть и покладистым, по-царски благолепным и чинным: «Царь, одетый в русское пла­тье, в чистых ручках шелковый платочек, был сми­рен, голова опущена, лицо худое. Третью неделю не брал в рот трубки, не пил вина…». «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…»,— так писал о Петре Великом А. С. Пушкин, и именно это — много­плановость характера, не оставляющую место одно­значным суждениям, постарался донести до читателя А. Н. Толстой. Но ведь характер формируется под воз­действием определенных условий: социальный ста­тус, мера ответственности, отношение окружаю­щих — все это создает предпосылки для развития тех или иных качеств, заставляет человека вырабатывать у себя определенные навыки. Исходя из этого, жизнь Петра Первого можно представить, как постоянную борьбу, начиная с отстаивания права на единовластие и, заканчивая стремлением изменить косный уклад жизни боярской России. У человека, противопоста­вившего себя большинству и при этом ответственного за судьбу страны, народа, должен быть твердый ха­рактер и жесткая рука. В романе Толстого есть три пе­реломных момента, формирующие личность Петра: посещение Архангельска, первый Азовский поход и разгром под Нарвой. Во всех перечисленных случаях Петр поступается своей гордостью, добровольно про­ходит сквозь стыд ради государства. И поражения его оказывают гораздо большее влияние на формирова­ние характера, чем последующие победы. «Конфу­зия — урок добрый…»,— говорит он после разгрома русской армии, создаваемой им в течение десяти лет. «Славы не ищем… И еще десять раз разобьют, потом уж мы одолеем…».
    При чтении романа отмечаешь высокое мастерство автора, который сумел точно и ярко передать дина­мичный характер главного героя через, казалось бы, незначительные детали — жесты, выражения: «…Петр вырвал у конюха кнут и бешено застегал…», «…насупясь, Петр Алексеевич ударил коня и опять запрыгал в седле», «загорелый, худой, коротко стри­женный, в узкой куртке черного бархата, в штанах пузырями он несся по лестницам…». Стремительный, решительный, уверенный в себе — именно таким представляется человек, описываемый подобным об­разом. Человек, к чьему имени по праву добавили эпитет Великий.
    Какая сила в нем сокрыта!
    А в сем коне какой огонь!
    Куда ты скачешь, гордый конь,
    И где опустишь ты копыта?
    О мощный властелин судьбы!
    Не так ли ты над самой бездной
    На высоте, уздой железной
    Россию поднял на дыбы?
    А. С. Пушкин «Медный всадник»

  6. Образ Петра I в романе А.Н. Толстого “Петр I
    В романе “Петр I” А. Н. Толстой с историчес­кой правдивостью изобразил время, события, людей, их быт и нравы. “Чтобы
    понять тайну рус­ского народа, его величие, — писал автор, — нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и
    творческие эпохи, в которых завязывался русский характер”.
    А. Н. Толстой широко осветил важнейшие со­бытия Петровской эпохи, показал роль в них самых различных слоев населения и огромное
    ис­торическое значение фигуры Петра I.
    На страницах романа царевич Петр появляется в сцене стрелецкого мятежа, когда его мать, Ната­лья Кирилловна,
    выносит мальчика на крыльцо: “Круглолицый и тупоносенький, он вытянул шею. Глаза круглые, как у мыши…” Он увидел кровавую расправу, непомерную
    жестокость стрельцов, подстрекаемых Хованским и Василием Голицыным. Эти события оставили неизгладимый след в душе царевича, вызвали нервное потрясе­ние.
    Петр рос очень подвижным, возбудимым, впе­чатлительным; его невозможно было удержать в тепличной атмосфере дворца, где зачахли два его
    брата.
    Шла борьба за власть, а Петр своим несерьез­ным поведением, неуместными для царя играми, царапинами, синяками и
    цыпками на руках шо­кировал бояр.
    Петра тянуло в немецкую слободу; ему очень интересна жизнь на Кукуе, где он всему удивля­ется: “А это зачем? А это
    для чего? А это как уст­роено?” Таким он останется на всю жизнь, благо­даря своему живому любопытству он будет постоянно учиться, все пропускать через
    себя, не бояться никакой работы, никаких трудностей. До всего он должен дойти сам; чтобы проводить ре­формы, ему необходимы независимость ума, от­сутствие
    авторитетов.
    А. Н. Толстой показывает необычайную вы­носливость Петра, который сутки мог обходиться без сна, без еды, заставляя всех в потешном
    войс­ке безоговорочно принимать его правила игры, перешедшей в итоге в серьезное изучение военной науки. Товарищами по этим играм становятся мальчишки
    из простонародья, смышленые, пре­данные и смелые — ядро будущей гвардии.
    В одной из палат Преображенского дворца была организована корабельная мастерская, где под руководством немцев строили
    макеты галер и кораблей, учились арифметике и геометрии. Борис Голицын посоветовал Петру строить верфь на Переяславском озере и прислал ему воз нужной
    литературы, а Наталье Кирилловне сказал: “Доброго ты сына родила, умнее всех окажется, дай срок. Глаз у него неспящий…”
    Петра, который любил немку Анну Монс (впо­следствии за предательство вычеркнутую им из сердца), женили на А. Лопухиной, молодой,
    глу­пой и примитивной девице, желающей, чтобы муж сидел около ее юбки. Но Петр с утра до вечера был в трудах и заботах — строились потешные ко­рабли на
    Переяславском озере.
    Узнав от дяди Льва Кирилловича о заговоре Софьи, о том, что царская власть висит на волос­ке, Петр вспоминает ужасы
    детских лет, казнь сторонников Нарышкиных, и у него случается припадок. Он скачет в Троицу; Софья, узнав об этом, говорит: “Вольно же ему, взбесяся,
    бегать”. Рассчитывая на войска, она ошиблась: стрельцы шли к Петру, невзирая на угрозы Софьи. “Как сон из памяти — уходила власть, уходила
    жизнь” от Софьи.
    Ситуация в стране заставляла Петра быть жес­токим и беспощадным (часто сверх меры); страш­ное воровство, запустение,
    отсталость вызывали у него жуткий гнев.
    Очень возмужал Петр после поражения под Азовом; неудача закалила его, он стал упрямым, злым, деловитым. Он нацеливается
    на новый поход; для этого укрепляет боевую мощь: строит флот в Воронеже. И через два года победа не за­ставила себя ждать.
    Жестокой и непримиримой была борьба Петра с боярами; он сломал уклад старой боярской думы, теперь в ней сидели адмиралы,
    инженеры, генералы, иностранцы — все они были едино­мышленниками молодого царя.
    Подробно описывает А. Н. Толстой глубокие изменения в сознании Петра после поездки за гра­ницу. Много там было
    необычайного и дивного для русского глаза. Вспоминалась Петру сонная, нищая и неповоротливая Россия, не знает он пока, “какими силами растолкать людей,
    продрать им глаза… Черт привел родиться царем в такой стра­не!”. Все эти мысли вызывают в нем бешеную злобу на своих и зависть к иностранцам. Первый
    порыв — перевешать, перепороть. “Но кого, кого? Враг   невидим,   неохватим,   враг   —
    повсюду, враг — в нем самом…”
    В Голландии Петр работает на верфи матросом, не боится любого труда, учится кораблестроению. Активно формируется
    личность Петра, раскрыва­ется его деятельный, государственный ум, все под­чинено в нем главной цели: повернуть свою страну на путь, ведущий из прозябания и
    изолированнос­ти к прогрессу, к введению русского государства в круг передовых государств в качестве великой державы. Он нацеливается на войну с сильным
    противником — Швецией, чтобы иметь выход к Балтийскому морю. Понимая, что для этого нужно быть хорошо оснащенным и вооруженным, он решает строить на Урале
    заводы.
    Поражение под Нарвой не сломило Петра, а за­ставило действовать: “…воевать еще не научи­лись… чтоб здесь пушка
    выстрелила, ее надо в Москве зарядить”. Он начинает тщательную под­готовку и через три года, выступив с новой ар­мией, с новыми пушками против шведов,
    побеж­дает, твердо встав на берегу Балтийского моря.
    Выступая как писатель-реалист, А. Н. Толстой правдиво описывает закладку новой столицы Рос­сии — города Петербурга.
    Крестьяне работают в жутких условиях: на болотах, полуголодные, обо­дранные, больные; город воздвигается на костях человеческих.
    А. Н. Толстой взирает на Петра не только как на крупную историческую личность, которой под­властны тысячи людей, но и
    передает способность царя хранить дружбу и уважение к Лефорту, при­слушиваться к его советам. Смерть Лефорта была для Петра огромной потерей: “Другого
    такого друга не будет… Радость — вместе и заботы — вместе”.
    Широко показывает А. Н. Толстой обилие на­родных талантов, которые Петр подмечал и посы­лал учиться за границу, так как понимал,
    что без молодых ученых невозможно совершить преобра­зования в стране. Петр ценил людей не за звания и титулы, а за талантливость, умения, сноровку и
    трудолюбие, поэтому в его окружении было много выходцев из народа: это и Алексашка Меньшиков, и семья Бровкина, и Федор Скляев, и Кузьма Жемов, и братья
    Воробьевы, и многие другие.
    Были понимающие и поддерживающие царя дво­ряне и бояре: князь-кесарь Ромодановский, искус­ный полководец Шереметьев, дипломат
    Петр Тол­стой, адмирал Головин, дьяк Винус.
    Чем грандиознее замыслы Петра, тем жестче становится его характер, он неумолим к тем, кто мешает продвижению вперед,
    тормозит осущест­вление его идей.
    Очень важную роль в реформах царя сыграло купечество: “Связал нас бог одной веревочкой, Петр Алексеевич, — куда ты,
    туда и мы”, — го­ворит Петру от имени купцов Иван Бровкин.
    При всей масштабности преобразования Пет­ра I не только не улучшили участь народа, а на­оборот, привели к усилению эксплуатации, увели­чению
    поборов с нищих крестьян. Их гоняли за тысячи верст строить корабли и города, разлучая с семьями, добывать железо, засекали до смерти в солдатах. Все это
    тоже освещено в романе.
    А. Н. Толстой создал монументальный образ Петра I, но это не идеальная фигура “венценос­ца”. Он изобразил сложнейшее переплетение в нем
    грубого и ласкового, доброго и злого, гуман­ного и жестокого. Но, безусловно, Петр I был че­ловек
    гениальный по своему потенциалу и мас­штабу произведенных преобразований в России.

  7. Образ Петра I интересовал, увлекал Пушкина всю жизнь. Пётр I – полководец, патриот своего Отечества, решительный, стремительный, идеальный военачальник. Пётр I действовал во имя интересов мира и единства внутри страны и её укрепления как великой державы. Пётр – герой. Ему присуще красота, сила, величие, мощь. “И он промчался пред полками, могуч и радостен, как бой …”. В поэме «Полтава» образ Петра воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России. Вот как описано явление Петра на бранном поле: «Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра… » Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием обычным людям. Уже одно его явление вдохновило войско, приблизило к победе. Прекрасен, гармоничен этот государь, победивший Карла и не возгордившийся удачей, умеющий так по-царски отнестись к своей победе: «В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок поднимает» . Значительность роли Петра Первого в поэме подтверждает
    эпилог. Через сто лет после Полтавской битвы не осталось ничего “от сильных, гордых сих мужей… ”. Осталась только история — огромный памятник Петра Первого. Памятник — главное, что есть в эпилоге,
    главное, что осталось после битвы. Поэтому Петр Первый становится, можно сказать, идеальным героем.
    Образу Петра в поэме противопоставлен образ другого полководца Карла 12.
    Поэт точен и в изображении Карла. Молодой король по призванию был воином. Своей безмерной жаждой боя и храбростью, личным примером он вдохновлял своих воинов. Они верили в него и преклонялись перед ним.
    Это был король-солдат, который жил только армией, войной, походами. Никакой личной жизни в собственном смысле слова у него попросту не было.
    Пушкин не скрывает его личной храбрости, но ведь он ведет захватническую войну, у него нет прогрессивных целей, он действует из честолюбивых соображений. Вот как описывает Карла в поэме Мазепа: «он слеп, упрям, нетерпелив, И легкомысленен, и кичлив» . Его поражение предопределено, это чувствует и сам Карл. : «Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье…» Упадший с высшей степени воинской славы и величия, раненый и терзаемый горестью и досадою, Карл переправился чрез Днепр с Мазепою и малочисленною свитою, и искал убежища в Турецкой империи. Но и там он не нашёл поддержки. Эпилог «Полтавы» сводит все содержание поэмы воедино:
    Прошло сто лет — и что ж осталось
    От сильных, гордых сих мужей,
    Столь полных волею страстей?
    Их поколенье миновалось —
    И с ним исчез кровавый след
    Усилий, бедствий и побед.
    Торжество дела Петра воплощено в исторической судьбе России, во имя которой он творил; память о Карле XII неразрывно связана с воспоминанием о его бесславии.

  8. Похожие сочинения

    История создания и анализ романа “Петр Первый” Толстого А.Н.
    Создание литературного произведения на историческую тему всегда связано с решением важнейшей художественной задачи — трансформацией истории в эстетический объект. Писатель и читатель заранее знают, чем «дело кончится»: Мамай будет неминуемо разбит на…смотреть целиком
    Образ Петра I (по роману А. Н. Толстого «Петр Первый»)
    Образ Петра I поражает своей силой. Она чувствуется, во всем: в росте, в физической мощи, в размахе чувств, в работе и разгуле. Петр мало похож на европейского государя: он своими руками пытает и казнит, бьет приближенных (хотя и за дело!), непомерно…смотреть целиком
    Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Новое!
    Отец — Иван Артемьевич Бровкин.
    Дети: Алексей, Гаврила, Артамон, Яков, дочь Александра.
    Семья Бровкиных в романе является иллюстрацией того, как принцип Петра «отныне знатность по годности считать» позволил умным и трудолюбивым людям осво­бодиться…смотреть целиком
    Образ Софьи в романе А. Толстого “Петр Первый” Новое!
    В романе «Петр Первый» А. Толстой не только вос­создает характерные особенности и главные события эпохи, ее колорит, но и показывает читателю яркие характеры, рисует образы подлинных исторических персонажей, в том числе крупных деятелей.
    Одним из…смотреть целиком
    “Птенцы гнезда Петрова”- по роману “Петр первый”
    «Петр» — первый в нашей литературе настоящий исторический роман, «книга надолго»,— писал Алексею Толстому М. Горький. Такой «великолепной вещью» и стало в целом историческое повествование писателя о Петре Первом.
    Передавая сложность и драматическое…смотреть целиком
    Женские образы в романе А. Н. Толстого “Петр Первый”
    Роман “Петр Первый” в творчестве А. Толстого занимает значительное место. Страницы его полны глубоких размышлений автора о прошлом своего народа, о судьбах Родины.
    В круг изображения писателем вовлекается множество разнообразных фактов, событий…смотреть целиком
    Сочинение по роману Толстого «Петр Первый»
    Исторический роман «Петр 1? это неисчерпаемый источник подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной эпохи. И что важнее всего это…смотреть целиком

  9. 9
    Текст добавил: ХайповыйКошаК

    Сочинение на тему образ Петра 1 в Палтаве

    Ответы:

    В поэме “Медный всадник” Пушкин
    пытается оценить роль Петра в
    истории России и в судьбах людей.
    Образ Петра в поэме “раздваивается”:
    он становится не только символом
    движения жизни, ее изменения и
    обновления, но прежде всего
    воплощает устойчивость,
    непоколебимость государственной
    власти. В.Г. Белинский писал: “Мы
    понимаем смущенною душой, что не
    произвол, а разумная воля
    олицетворена в Медном всаднике,
    который в неколебимой вышине, с
    распростертою рукою, как бы
    любуется городом…”.
    Поэма “Медный всадник” – самое
    сложное произведение Пушкина. Эту
    поэму можно рассматривать как
    историческое, социальное,
    философское или фантастическое
    произведение. И Петр Первый здесь
    появляется как историческое лицо
    “на берегу пустынных волн”, как
    символ – “над самой бездной”, как
    миф, как “Всадник Медный // На
    звонко скачущем коне”. Он проходит
    через целый ряд “воплощений”.
    Во “Вступлении” Пушкин воспевает
    гений Петра, сумевшего поднят народ
    на подвиг возведения великолепного
    города. Не случайно, не называя
    имени Петра, Пушкин выделяет
    местоимение “он” курсивом, тем
    самым приравнивая Петра к богу, его
    имя оказывается священным. Петр –
    создатель города, поднявшегося “из
    тьмы лесов, из топи блат”. Петербург
    с его широкой Невой и чугунными
    оградами, с “пирушками холостыми”
    и “воинственной живостью” –
    памятник Петру-создателю. Величие
    Петра подчеркивается блестящей
    реализацией его смелых планов:
    …юный град
    Полнощных стран краса и диво
    Из тьмы лесов, из топи блат
    Вознесся пышно, горделиво.
    …корабли
    Толпой со всех концов земли
    К богатой пристани стремятся.
    И Пушкин любит творение Петра,
    любит Петербург со всеми его
    противоречиями. Не случайно во
    “Вступлении” пять раз повторяется
    слово “люблю”. ?

  10. Петр Великий является одним из центральных образов поэмы Пушкина «Медный всадник». Александр Сергеевич в своем произведении словно переосмыслил роль российского царя в истории нашего государства. Петру I, как и всем простым людям свойственно ошибаться. Именно эти ошибки и показывает Пушкин в поэме «Медный всадник».
    В начале произведения Петр I действительно изображен «великим» человеком. Он мечтает на месте дремучих лесов и непроходимых болот построить новый город, который станет жемчуженой российского государства. По замыслу Петра I, Петроград должен был стать новой политической, экономической, военной и культурной столицей. Царь говорит:
    Отсель грозить мы будем шведу,
    Здесь будет город заложен
    На зло надменному соседу.
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно,
    Ногою твердой стать при море.
    Сюда по новым им волнам
    Все флаги в гости будут к нам,
    И запируем на просторе.
    Мечтам Петра Великого суждено было сбыться. Уже через сто лет из болотных топей и дремучих лесов вырос прекрасный город. К сожалению, Петр I ошибся с местом расположения своего города. Он так и не сумел покорить стихию воды. Что та показывала уже не раз. Нева сыграла роковую роль с судьбами многих людей, одним из которых был Евгений – мелкий чиновник петровской поры.
    Петр Великий создал прекрасный город для высшего общества, забыв о простом народе с его потребностями и желаниями. Петровские реформы также были направлены на улучшение жизни светского общества. Судьбы простых трудяг не были интересны никому.
    В конце поэмы царь-реформатор превращается в безмолвный памятник «Медному всаднику». Этот каменный истукан готов смять любого на своем пути. Безмолвие Медного всадника, как ни что краше описывает отношение государства к человеку.
    Своим произведением Пушкин показал, что любой человек может стать жертвой исторического момента, который для него, как правило, будет фатальным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *