Сочинение на тему образ поэта в лирике а с пушкина

9 вариантов

  1. Пушкин рано обнаружил в себе поэтический талант. Он и его товарищи по лицею писали стихи уже в тринадцати-четырнадцати- летнем возрасте. Сверстники Пушкина признавали его стихи лучшими. В пятнадцать лет поэт на публичном экзамене читал свою патриотическую оду «Воспоминания в Царском Селе». На этом экзамене присутствовал патриарх русской поэзии Гаврила Романович Державин. Он был растроган произведением молодого поэта, поражен его талантом. Лицейское воспитание, поэтическая и вольнолюбивая атмосфера лицея способствовали развитию таланта Пушкина. В своих стихах молодой поэт раскрывал свои чувства, размышлял о назначении поэта. Однако с течением времени мировоззрение Пушкина менялось, менялся и образ поэта в его лирике.
    Молодой поэт задумывается о сущности своего поэтического дара. Сказалось влияние вольнолюбивой атмосферы лицея. Он приходит к выводу, что его дар должен приносить реальную, конкретную пользу благу России. Юному поэту кажется, что он может влиять стихами на настроение общества, может открыто высказывать истину, советовать монарху, как преобразовать общественный строй в стране, по каким принципам надлежит управлять народом. Эти идеи Пушкин высказывает в оде «Вольность». В первых строках оды определена ее задача — «на тронах поразить порок». Поэт ставит превыше всего закон, считает, что монархи должны строго соблюдать закон. Он говорит правителям-тиранам: «Стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон». В оде «Вольность» юный
    поэт предстает уверенным в себе, оптимистически настроенным. Он открыто и мужественно протестует против тиранической власти, твердо уверен в том, что победа будет на стороне молодого поколения. Пушкин обличает «тиранов мира», которые лишают народ его естественного права на свободу, и напоминает монархам происшедшее с Людовиком XIV и Павлом I, поставившими себя выше закона и за это поплатившимися жизнью.
    То же оптимистическое настроение Пушкин выразил и в стихотворении «К Чаадаеву». Здесь поэт подчеркивает свою общность с молодым поколением. Цель этого поколения — «души прекрасные порывы» посвятить отчизне. Пушкин хочет, чтобы его жизнь, его стихи приносили пользу родине. Он готов направить все свои силы на обновление России. Поэт выступает противником царизма, называя его «самовластьем». Он абсолютно уверен, что самодержавие падет, что справедливость восторжествует.
    В те же годы написано и стихотворение «Деревня», где поэт обличает произвол крепостнических отношений. Пушкин выступает здесь непримиримым противником крепостного права, «другом свободы». Стихотворение начинается с идиллической картины деревенской природы. Поэт любит природу больше, чем «пиры» и «забавы», ему дороже «мирный шум дубрав» и «тишина полей». Но на фоне природы поэт видит социальное неравенство, разделение людей на «бар» и «рабов». И в деревне царит беззаконие («Здесь Барство дикое, без чувства, без закона»). Пушкин возмущен порядками, установившимися в деревне. Ценящий больше всего свободу, поэт не может смириться с попирающим права народа на свободу крепостным правом. Но в последних строках Пушкин выражает надежду, что царь все-таки внемлет призывам поэта и вернет «земледельцам» свободу.
    В стихотворениях лицейского и послелицейского периодов Пушкин пытается повлиять на происходящие в обществе события, открыто выражает свои чувства, свое мнение. Но точка зрения «царя поэзии» во многом не совпадает с точкой зрения царя России. Между ними возник непримиримый конфликт. Только из-за того, что за Пушкина вступились друзья, он не был сослан ни в Сибирь, ни в Соловки. Поэта сослали на юг страны. Ссылка во многом изменила его, изменился и его лирический герой. По-другому поэт понимает назначение поэта. В первых стихах лирический герой — это восторженный юноша, любящий жизнь, свободу, развлечения, оптимистически настроенный. В стихах южного периода лирический герой — грустный и одинокий человек.
    Стихотворение «Узник» отличается по настроению от ранней политической лирики поэта. Здесь герой несвободен, одинок, грустный. Пушкин рисует своего лирического героя в мрачной, «сырой» темнице. Поэт оторван от своих друзей, лишен свободы. Теперь лирический герой Пушкина •— поэт-романтик, отчужденный от мира, отторгнутый от людей, не понятый ими. Он мечтает о счастливом свободном крае, «где за тучей белеет гора», «где синеют морские края».
    В таком же меланхолическом настроении Пушкин написал стихотворение «К морю». В нем поэт выражает свои печальные чувства. Он разочарован тем, что монарх не прислушался к его голосу, не внял его советам. Поэт чувствует свое одиночество. Никто, кроме моря — «свободной стихии», не может понять его. Он говорит: «Мир опустел…» Поэт выше всего земного, и в этом он находит духовное родство со стихией. Пушкин упоминает о великих исторических личностях — Наполеоне и Байроне, ибо они сродни по духу одинокому поэту, они могут его понять.
    В стихотворении «Во глубине сибирских руд…» Пушкин обращается к своим друзьям — декабристам, сосланным в Сибирь. Поэт поддерживает в них надежду, вселяет уверенность, что их дело не пропало. Но, в отличие от стихотворения «К Чаадаеву», здесь Пушкин подчеркивает, что теперь он разлучен с друзьями. Поэт твердо уверен, что «придет желанная пора», что его друзьям будет возвращена свобода. В этом стихотворении поэт говорит, что он верен декабристским идеалам, что он непоколебимо верит в окончательную победу свободолюбивых идей.
    Верность декабристским идеалам Пушкин выразил еще в одном стихотворении — «Арион». Трагический сюжет соответствует скорбному настроению поэта: стихотворение было написано через несколько дней после годовщины казни пятерых декабристов. В этом стихотворении Пушкин вспоминает то время, когда он был вместе .со своими друзьями. Но «вихорь шумный» разлучил автора с ними. Поэт одинок, но и в полном одиночестве он верен прежним идеалам («Я гимны прежние пою»).
    Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» — размышление о поэте и поэзии. В роли поэта выступает волхв-пророк. Пушкин говорит, что поэт не должен ничего бояться, не должен ни от кого зависеть («Волхвы не боятся могучих владык…»). Он убежден, что цель поэзии — говорить правду людям, что поэзия должна быть свободной («Правдив и свободен их вещий язык»). Предсказание волхва сбывается, несмотря на то что Олег пытался уйти от судьбы. Такова пророческая власть поэзии, власть искусства.
    Размышления о поэте и поэзии Пушкин продолжает в стихотворении «Пророк». Поэт говорит, что задача поэта не в том, чтобы учить людей добру, правде, справедливости, приобщать их к вечным духовным ценностям. Поэт, «духовной жаждою томим», «влачился в пустыне мрачной». К нему явился «шестикрылый серафим» и превратил его в пророка. Вместо «празднослового и лукавого» языка теперь у героя «жало мудрыя змеи», вместо сердца — «угль, пылающий огнем». Прежний человек умер («Как труп в пустыне я лежал»), но воскрешен поэт-пророк, задача которого — исполнять волю Бога, «глаголом» жечь «сердца людей».
    Пушкин развивает эту мысль в стихотворении «Поэт и толпа». Поэт разговаривает с «чернью». Толпа не понимает поэта, говорит, что поэт свободен — как ветер, но и бесплоден — как ветер. Но поэт отвечает толпе, что люди никогда не поймут его, потому что они погрязли в земных заботах, потому что для них «печной горшок» дороже, чем Бог. Пушкин считает, что поэзия не может «оживить» «чернь». Он даже не пытается что-нибудь объяснить толпе, он уверен, что это бесполезно («Не оживит вас лиры глас»). Поэта не должны волновать ни «житейское волнение», ни «корысть», ни «битвы». Он рожден «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв».
    Мысль об отношении поэта к «черни» продолжается в стихотворении «Эхо». Как будто эхо откликается на все звуки: на рев зверя, на грохот грома, на крик сельских пастухов, на «глас бури и валов». Но никто не отзывается ему. Такова и судьба поэта. Ему все равно, как о нем отзываются люди. Ничто в земном мире не должно влиять на него. Пушкин был независим в своем творчестве. Царь пытался сломить его поэтическую независимость, оказывать ему покровительство, но Пушкин не сменял свободу на почести царя и остался таким же свободным.
    Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» Пушкин написал незадолго до своей смерти. Поэт чувствовал, что времени остается мало. Он убежден, что жил не напрасно, что будущие поколения не забудут его. Пушкин верит в бессмертие своей души («Нет, весь я не умру»). Поэт верит, что его душа будет жить в «заветной лире», пока «жив будет хоть один пиит». Он знает, что после его смерти останется его «нерукотворный памятник» — книги, стихи. Потомки поймут и сохранят его произведения. Поэт говорит музе: «Хвалу и клевету приемли равнодушно». Он хочет видеть ее послушной только Богу, не зависящей от земного мира.
    Под конец жизни Пушкин исчерпал политическую тему. Поэт стал взрослым, юный пыл его души сменился на мудрость. Он теперь совсем по-другому понимает любовь, философски смотрит на жизнь. В стихотворении «Вновь я посетил…» автор говорит, что он изменился («Переменился я…»). Это стихотворение — воспоминание о пребывании его в Михайловском десять лет назад. Поэт видит ту же природу, но понимает ее теперь по-другому. Природа занимает центральное место в стихотворении. Пушкин описывает три сосны. Он помнит, как он «проезжал верхом» мимо них. Теперь у их корней «младая роща разрослась». Поэт приветствует молодое поколение, он уверен в том, что истинная поэзия не умрет, и ощущает духовное родство с природой. Природа бессмертна, человек — неотделимая ее часть, а потому и он тоже бессмертен. Поэт осознает, что его жизнь останется в его детях, внуках. И это вносит в его душу успокоение, умиротворение. Если не все современники поняли его, то наступит момент, когда люди поймут и оценят поэта.
    В юношеские годы Пушкин был жизнерадостным, любящим свободу, уверенным в себе человеком. Он открыто протестовал против власти. В южной ссылке настроение поэта изменилось. В его стихах появились грустные мотивы. Пушкин разлучен с друзьями. В период южной ссылки поэт чувствует себя одиноким. В поздней лирике преобладают философские размышления о поэзии, о жизни и смерти. Стихи Пушкина выражают его настроение. С течением времени настроение поэта меняется, и все перемены в душе поэта отражаются в его лирике.

  2. Образ поэта в лирике А. С. Пушкина. А.С. Пушкин писал в стихотворении «Осень» в 1833 году. Наверное, нет в русской литературе поэта, который бы столь тре­петно относился к творчеству, к божественным минутам вдохно­венья. Тема поэта и поэзии была очень значимой в творчестве А.С. Пушкина на протяжении всей его жизни.
    Менялись идеа­лы свободы, творчества, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического призвания, назначения поэта в общественной жизни. Хотя сам образ поэта претерпел у А.С. Пушкина опреде­ленную эволюцию.
    В ранней лирике А.С. Пушкина поэт — грустный певец люб­ви и печали, у него «тихий глас», взор его «потухших глаз» испол­нен тоски, звук свирели его прост и уныл. Этот образ поэта, со­зданный в духе сентиментализма, можно назвать в определен­ной степени условным (стихотворение «Певец»),
    Далее мы видим образ поэта-гражданина, трибуна, призван­ного бороться с общественными пороками (послание «Лицинию», ода «Вольность», стихотворение «Деревня»).
    Затем для А.С. Пушкина характерна романтическая трактов­ка данной темы: поэт — гордый и независимый человек, кото­рый тоскует «в забавах мира». Он чуждается людской молвы и не поклоняется «народному кумиру», стремясь уединиться на «бе­регах пустынных волн» (стихотворение «Поэт»), Причастность к тайнам поэзии хранит певца в трудных обстоятельствах жизни (стихотворение «Арион»),
    В 1826 году Пушкин написал стихотворение «Пророк». В основу данного стихотворения положен рассказ библейского пророка Исайи о том, как Бог наделил его вещим даром. «Про­рок» — программное произведение в творчестве Пушкина. «Сти­хотворение связано с традициями гражданских и философских од Ломоносова и Державина, с произведениями декабристов о поэте-пророке. Поэтическая речь автора выдержана в суровом, сдержанном, возвышенно-ораторском тоне. Несмотря на архаи­ческий образ пророка, стихотворение обращено не в глубь веков, а в пушкинскую современность.
    Пророк, по представлениям древних, — истолкователь воли божества. Он беспристрастно судит о настоящем и предсказыва­ет будущее. Пророк всегда выступает защитником угнетенных. Кроме того, он должен обладать неотъемлемыми друг от друга свойствами — всеведением, всезнанием, то есть высшим знани­ем законов, управляющих природой и обществом, мудрым и правдивым языком, горячим сердцем, небывалой силой страст­ной убежденности в правоте своего дела. В момент творческого вдохновения все суетное, мелкое, приземленное должно исчез­нуть, умереть, стать прахом. Вот этот трудный процесс превра­щения простого смертного в грозного глашатая истины запечат­лен в стихотворении.
    Величаво, торжественно передает Пушкин приход высшего знания к пророку:
    Моих ушей коснулся он, —
    И их наполнил шум и звон:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье.
    В этих стихах выражена необыкновенная энергия творческо­го познания, радость всевидящей мудрости. Человек готов к под­вигу, готов нести людям свет правды: вместо «грешного» языка в уста его вложено «жало мудрыя змеи». Здесь дано острое ощуще­ние физической боли («В уста замершие мои Вложил десницею кровавой»), И наконец, человек лишается «сердца трепетного». Через мучение, через страдание человек становится пророком»:
    Как труп в пустыне я лежал,
    И бога глас ко мне воззвал:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Особую торжественность речи придают архаизмы и славяниз­мы («перст судьбы», «зеница», «десница», «виждь и внемли»), фразы-инверсии, синтаксические повторы с союзом «и».
    Продолжая традицию романтиков, Пушкин утверждает внут­реннюю свободу поэта, его независимость от мнений толпы. «Поэт заявляет о своей непричастности к толпе, отказывается как-либо служить ей, он служит только искусству, богу Аполло­ну. Поэзия — таинство, священнодействие, «народ непосвящен­ный» не понимает и недостоин понять ее смысла»:
    Не для житейского волненья,
    Не для корысти, не для битв,
    Мы рождены для вдохновенья,
    Для звуков сладких и молитв.
    Так Пушкин писал в стихотворении «Поэт и толпа» (1828). Сходные мотивы звучат и в стихотворении «Поэту» (1830). В этом стихотворении автор утверждает мысль об избранности поэта, о праве его жить в соответствии со своими собственными пред­ставлениями об идеале. Пушкин сравнивает художника с царем:
    Ты царь: живи один. Дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум,
    Усовершенствуя плоды любимых дум,
    Не требуя наград за подвиг благородный.
    В данных стихотворениях очень важен мотив внутреннего сто­ицизма. терпения, мужества и силы духа поэта, которого «бра­нит» толпа. Поэт и его душа — это алтарь, посвященный Богу, и именно осознание этого поддерживает художника. Сам же про­цесс творчества — это «благородный подвиг», совершаемый во имя любви.
    В 30-е годы тема творчества рассматривается в реалистичес­ком плане — Пушкин называет поэзию «трудом» (стихотворе­ние «Труд»), видит высокое и поэтическое в повседневности. Предметом творчества, по мнению поэта, должна стать обычная жизнь людей, скромная русская природа. Пушкин отстаивает свое право на реализм в стихотворении «Румяный критик мой, насмешник толстопузый». Очень важным в данной теме являет­ся мотив памятника, творческого наследия личности. Этот же мотив звучит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг неру­котворный» (1836).
    Это произведение стало поэтическим завещанием поэта. «Это стихотворение восходит к традиции римского поэта Горация, автора «Я воздвиг памятник», и Державина в русской лирике. Однако Пушкин отступил от этих образцов. Сюжет стихотворе­ния составляет судьба поэта, осмысленная на фоне историчес­кого движения.
    Стихотворение хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, о счастье свободы. Вместе с тем, оно полно горького пред­чувствия скорой гибели, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. В нем — сознание выполненного долга перед народом.
    Кто же дает поэту право на бессмертие? Гений своим творче­ством сам ставит при жизни «нерукотворный памятник», пото­му чтоон — голос народа, его пророк. Уже в первой строфе Пуш­кин вводит народную тему — «К нему не зарастет народная тро­па»» . Поэзия станет достоянием всей страны:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык.
    Поэт гордится тем, что его поэзия взывала к свободе и доб­рым чувствам:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    «Последняя строфа подводит итог и личному опыту Пушки­на, для которого хвала, обида и клевета — временное и суетное. Он писал не ради «венца»». Строго следуя истине, муза поэта преданно служила свободе, красоте, добру и справедливости.
    Таким образом, творчество Пушкина — это бескорыстное, беззаветное служение музам. Пушкин призван был быть не не­укротимым исследователем действительности, а живым откро­вением тайны поэзии на Руси. И избранный поэтом путь оправ­дывался его натурой и призванием.

    читать похожие:

    ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
    Образ поэта в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
    Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

  3. Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина

    Восстань, пророк, и виждь, и внемли…
    А. С. Пушкин
    Образ поэта и тема творчества занимают большое место в лирике Александра Сергеевича Пушкина. Поэзия была основным занятием его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать образ поэта, харак­теристику поэтического творчества, рассказать о роли поэзии в жизни по­эта, в жизни общества. Эта тема традиционна, к ней обращались поэты разных времен. Пушкин в своих произведениях как бы ведет диалог со своими предшественниками в мировой и русской поэзии: Горацием, Ови­дием, Ломоносовым, Державиным.
    Тема поэта и поэзии проходит через всё творчество Пушкина, полу­чая разную трактовку, с годами углубляясь и отображая изменения в ми­ровоззрении поэта.
    Уже в лицейский период, в 1814 г., Пушкин создает стихотворение «К другу стихотворцу». Обращаясь к начинающему стихотворцу, юный поэт говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом: «Артист не тот, кто рифмы плесть умеет». Будущий гений России говорит о нелегкой судьбе, уготованной поэту:
    Лачужка под землей, высоки чердаки —
    Вот пышны их дворцы, великолепны залы.
    Следует хорошо подумать, прежде чем вступить на поэтическое по­прище. Настоящая поэзия требует огромной духовной отдачи, которая к тому же не часто вознаграждается людьми. Гораздо проще обратиться к «мирским» заботам. «Быть славным хорошо, спокойным лучше вдвое».
    В своих стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии, Пушкин размышляет о месте и предназначении поэзии в обществе. В частности, в стихотворении 1824 г. «Разговор книгопродавца с поэтом» в шутливом тоне в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии поэт и представи­тель «непосвященной» толпы — книгопродавец. Взгляд автора на литера­туру, на поэзию несколько приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии. С одной стороны, поэт говорит о поэзии, приносящей душе «пла­менный восторг». Он выделяет себя из толпы. Это образ романтика, который уходит в прошлое, вспоминает о том времени, когда «в безмолвии трудов»
    Делиться не был я готов С толпою пламенным восторгом.
    «Какое дело свету?.. Я всем чужой!» — восклицает поэт. Он избирает духовную и поэтическую свободу. Но книгопродавец замечает:
    Наш век торговли; в сей век железный Без денег и свободы нет.
    И это правда. Поэт не может существовать без общества. Оба — и книгопродавец, и поэт по-своему правы: законы жизни распространились и на «священную» область поэзии. Книгопродавец достаточно умен, что­бы пощадить самолюбие поэта. И поэт вполне устраивает формула, кото­рую предлагает ему книгопродавец: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».
    Поэт выделяется из общей массы. Поэт — избранник, но избранниче­ство достается муками творчества, благодаря которым поэт становится пророком. Эта мысль развивается в стихотворении «Пророк» и занимает исключительное место в ряду стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии.
    В стихотворении «Пророк» говорится о качествах, которыми должен обладать поэт в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно вы­полнять свою миссию. Характерно, что если в других стихотворениях Пуш­кин пользуется образами античной мифологии (Муза, Аполлон, Парнас), то в «Пророке» поэт обращается к библейской мифологии: пророк, еврей­ский Бог, Серафим. Будущий пророк томится «духовной жаждою» в «мрач­ной пустыне» — в косном, бездуховном человеческом обществе. Послан­ник Бога Серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта-пророка. У человека открываются глаза:
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы.
    Теперь он видит то, что не может видеть обыкновенный человек, слы­шит полет ангелов и рост травы. Серафим дает человеку вместо языка «жало мудрыя змеи», вместо трепетного сердца «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул». Но этого преобразования недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом («Как труп в пустыне я лежал»), нужна еще вы­сокая цель, высокая идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так чутко видит и слышит. Эта цель образно обозначена как «Бога глас», взывающий к пророку, как воля Бога, наполняющая его душу и повелевающая ему жечь сердца людей сво­им поэтическим словом — глаголом, показывая подлинную правду жизни:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    В стихотворении «Поэт» также появляется мотив божественного из­брания поэта. Да, поэт такой же человек, как и все, он не выделяется из светской толпы, предается забавам и развлечениям света:
    Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон,
    В заботы суетного света Он малодушно погружен…
    Но снисходит вдохновенье, «божественный глагол до слуха чуткого кос­нется», он заставляет пробудиться его душу. Поэт становится одиноким, он ощущает избранность, ему становятся чужды суетные забавы:
    Тоскует он в забавах мира,
    Людской чуждается молвы…
    Поэт внутренне независим.
    В последующих стихотворениях Пушкин с всё возрастающей уве­ренностью говорит о высоком предназначении поэта.
    В таких произведениях, как «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» автор про­возглашает идею свободы и независимости поэта от толпы, «черни», по­нимая под этим словом «светскую чернь», людей глубоко равнодушных к истинной поэзии. Призыв поэта «идти дорогою свободной» вовсе не озна­чает, что Пушкин выступает проповедником «искусства для искусства».
    В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин проводит резкую границу между поэтом и толпой. Поэт одинок среди людей, так как толпа не в со­стоянии понять его высоких устремлений:
    Поэт на лире вдохновенной Рукой рассеянной бряцал.
    Он пел — а хладный и надменный Кругом народ непосвященный Ему бессмысленно внимал.
    Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит ни­каких материальных благ:
    Как ветер, песнь его свободна,
    Зато как ветр она бесплотна —
    Какая польза нам от ней.
    Такое отношение «непосвященной» толпы вызывает растущее раздра­жение поэта. Поэт не приемлет этот враждебный ему мир:
    Подите прочь — какое дело Поэту мирному до вас!
    В своих стихотворениях Пушкин выступает в защиту реалистическо­го искусства, связанного с запросами общественной жизни.
    В стихотворении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Автор анализирует те качества своей поэзии, благодаря которым он будет «любезен» народу. Поэзия Пушки­на гуманна и справедлива; на протяжении всего творчества поэт остается верен идеалу свободы:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
    Поэзия Пушкина — это своеобразный духовный «нерукотворный» памятник, который переживет века. Именно этот памятник и станет пред­метом народного преклонения: «К нему не зарастет народная тропа», по­тому что всё творчество поэта было посвящено идеалу духовной свободы и независимости.
    Таким образом, тема поэта и поэзии является важнейшим в творчест­ве Александра Сергеевича Пушкина. В течение жизни менялось мировоз­зрение поэта, в соответствии с этим претерпевала эволюцию и тема поэта и поэзии, но всегда оставаясь верной идеалам патриотизма, высокой граж­данственности, свободы.
    Рецензия
    Сочинение об образе поэта и теме творчества в жизни общества и людей последовательно и верно раскрывает взгляд А. С. Пушкина на роль поэта и поэзии, видевшего свое предназначение в том, что выражено им в стро­ках: «И неподкупный голос мой был эхо русского народа». Части сочине­ния соразмерны. Работа композиционно завершена, отличается точностью словоупотребления, разнообразием синтаксических конструкций, грамот­ным, уместным цитированием.
    Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи в соот­ветствии с требованиями к особенностям жанра.

  4. Тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического призвания и назначения поэта и поэзии в общественной жизни.
    В своём творчестве Пушкин обращался и к традиционным формам поэзии, и к прозе, и к белому стиху. Он относился к тем поэтам, чьё творчество можно чётко разделить на периоды, обусловленные влиянием различных литературных течений, его внутренней эволюцией, а также обстоятельствами личной жизни.
    Лицейский период творчества Пушкина часто характеризуют как подражательный. Юный поэт искал свой идеал в уже установившихся формах и образцах. В стихотворении «Осгар» (1814) представлен образ старца-барда, взятый из баллад древнешотландского поэта Оссиана.
    Симпатии Пушкина к поэтам-карамзинистам отразились в увлечении популярным среди них жанром послания. Именно так написано стихотворение «Городок» (1815), которое можно считать своеобразной литературной программой молодого поэта. В нём мы видим образ поэта-избранника, оставшийся с Пушкиным на всю жизнь:
    Он к солнцу воспарит,
    Превыше смертных станет,
    И слава громко грянет:
    «Бессмертен ввек пиит».
    В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824) мы видим попытку реалистически осмыслить результаты поэтических трудов, перенести на бумагу образ самого вдохновения, а не только его результаты:
    Какой-то демон обладал
    Моими играми, досугом,
    За мной повсюду он летал,
    Мне звуки дивные шептал…
    Проблема взаимоотношения поэта и общества и в дальнейшем волновала Пушкина. В стихотворении «Желание славы» (1825) известность признается необходимой для того, чтобы бросить её к ногам любимой женщины, вызвать в ней чувство ревности.
    В стихотворении «Поэт и толпа» (1828) проводится мысль об избранности, отверженности и неподкупности творца, обличается стремление толпы повсюду искать практическую пользу («печной горшок тебе дороже»).
    Мотив избранничества поэта звучит и в стихотворении «Арион» (1827), в основе которого лежит известный античный миф о древнегреческом певце Арионе. Символика стихотворения близка к романтической традиции, здесь творчество рассматривается как духовный талисман, защищающий его обладателя от любых жизненных перипетий и стихий. То, что именно творчество и вдохновение дают поэту дар провидения и величие, подчеркивается в другом стихотворении, написанном в михайловской ссылке, — «Поэт» (1827).
    С возрастом в поэзии Пушкина проявляется тенденция отхода от представлений о творчестве как о забаве, безвинной шалости или как о средстве воздействия на общество. Поэзия все более понимается как путь к духовному совершенству, как некая миссии – «глаголом жечь сердца людей».
    В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836) Пушкин как бы подводит итог своему творчеству, обосновывает свои жизненные и творческие принципы. Только искусство может, в конечном счёте, «прах пережить и тленья убежать», подняться «выше Александрийского столпа». Предназначение искусства в том, чтобы пробуждать «чувства добрые», в «жестокий век восславлять свободу». Искусство не должно зависеть от мнения «черни»:
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспаривай глупца.
    Именно этим принципам и следовал Пушкин на протяжении всей своей жизни.

  5. Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей,И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.
    Всем своим творчеством Пушкин доказал право называться пророком, он гордит­ся тем, что его поэзия была свободной и звала к свободе: «…в мой жестокий век вос­славил я свободу». Обращаясь к своей музе, Пушкин призывает ее «обиды не стра­шась, не требуя венца», принимать равнодушно хвалу и клевету.
    Остро волновала тема назначения поэта как гражданина и М. Ю. Лермонтова, ко­торый жил в другое время — время, которое называли «тихим житьем», «смирным временем». После разгрома декабрьского восстания, жестокой расправы с его участ­никами мыслебоязнь глубоко проникла в русское дворянское общество. Лермонтов принадлежал к этому обществу, был тесно связан с ним, но оно не подавило в нем мятежного духа, веры в человека.
    В отличие от Пушкина, Лермонтов не верил в близкую победу светлых идеалов. Светлый тон лирики Пушкина контрастирует с полным трагизма творчеством Лер­монтова. Идеальный поэт для Лермонтова — это не одинокий провидец, который вдох­новлен божественными видениями, а народный трибун, который своим «простым и гордым» языком «воспламенял бойца для битвы».
    В стихотворении «Поэт» он сравнивает поэта с кинжалом. Когда-то грозное бое­вое оружие, верно служившее своему господину на поле битвы, теперь он превратил­ся в «игрушку золотую», бесславную и безвредную. В современном автору обществе такова судьба поэта. Трагизм поэтов 30-х годов XIX века в том, что они разобщены, замкнуты в своих личных переживаниях. Лермонтов обращается к темам и образам Пушкина и декабристской поэзии. Тогда, в период революционного подъема
    …стих, как Божий дух, носился над толпойИ, отзыв мыслей благородных,звучал как колокол на башне вечевойВо дни торжеств и бед народных.
    Такого поэта Лермонтов не видит среди своих современников, другим стало об­щество:
    К добру и злу постыдно равнодушны,В начале поприща мы вянем без борьбы;Перед опасностью позорно-малодушныИ перед властию — презренные рабы.
    Но Лермонтов не хочет с этим смириться, он бьет в набат, старается разбудить своих современников. Стихотворение заканчивается призывом: Материал с сайта //iEssay.ru

  6. Сочинение:Образ поэта и тема творчества в лирике А.С Пушкина

    Ответы:

    Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих.
    Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества.
    Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»:
    Волхвы не боятся могучих владык,
    А княжеский дар им не нужен;
    Правдив и свободен их вещий язык
    И с волей небесною дружен.
    Таким образом, он показывает читателю то, что истинный поэт всегда говорит правду и, кроме того, подвластен только «веленью Божию». М.Ю. Лермонтов также говорит о даровании человеку права быть поэтом высшими силами для того, чтобы «бог гласил его устами»:
    С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенья пророка…
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья.
    Следовательно, можно сказать, что эти два русских классика имеют общее понятие о ценности и целях поэтического творчества.
    Что касается образа самого поэта, его места в обществе, то и здесь наблюдается схожее мнение Пушкина и Лермонтова. Оба они считают, что поэт отличается от обычных людей. Но эта непохожесть делает его жизнь одинокой и оттого трудной. Тема одиночества поэта в мире отражена в лирике обоих писателей.
    Пушкин в стихотворении «Поэту» призывает своего лирического героя не обращать внимания на «суд глупца» и «смех толпы холодной». Он четко говорит о качествах, необходимых поэту для того, чтобы общество не сломало его:
    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
    Автор с горечью понимает, что единственный способ остаться собой и попытаться донести народу свои стихи – остаться наедине со своим даром и творить свободно от «бессмысленного народа» и «рабов безумных».
    Ты царь: живи один. Дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум,
    Усовершенствуя плоды любимых дум,
    Не требуя наград за подвиг благородный.
    Лермонтов ярко характеризует данный образ в своем стихотворении «Поэт». Здесь он использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным оружием. Кинжал, который когда-то «не по одной груди провел… страшный след // И не одну порвал
    кольчугу» теперь «игрушкой золотой… блещет на стене — // Увы, бесславный и безвредный!» Так же и поэт, чей стих «звучал, как колокол на башне вечевой // Во дни торжеств и беж народных» «свое утратил назначенье, // На злато променяв ту
    власть, которой свет // внимал в немом благоговенье».
    Эти два стихотворения Пушкина и Лермонтова показывают то, что и современники не понимают и не ценят труд поэта несмотря на важность проблем, освещаемых им.
    Необходимо отметить, что оба русских классика называют стихотворца пророком. Об этом сказано в их произведениях с одинаковым названием – «Пророк». В них как нельзя более ярко выражены размышления Пушкина и Лермонтова о том, кто же такой поэт и как оценивается его труд обществом. На основе этих двух стихотворений лучше всего описывать образы поэта-пророка в лирике двух великих классиков.
    Сперва обратимся к пушкинскому варианту. В нем автор изображает превращение человека в нечто большее, чем просто в поэта. «Шестикрылый серафим» наделяет его «вещими зеницами», «жалом мудрых змей», вместо сердца помещает ему в грудь
    «угль, пылающий огнем». Но даже теперь поэт еще не становится тем, кем он должен стать. Для этого ему нужна цель, идея, ради которой он живет. И эта цель дается ему свыше – «глаголом жечь сердца людей». В своем стихотворении Пушкин показывает поэта, отличающегося от простого люда, показывает очевидное его преобладание над всеми остальными.
    Чуть более чем через десять лет Лермонтов пишет своего «Пророка», своеобразное продолжение пушкинского. Если у его предшественника поэт-пророк показан в минуту торжества, наделенного всеми нужными качествами для провозглашения истины,
    то у Лермонтова образ гораздо более трагичен. Автор говорит о том, что наделенный божественным даром поэт-пророк не понят людьми, отвергнут ими:
    Смотрите ж, дети, на него:
    Как он угрюм. И худ, и бледен!
    Смотрите, как он наг и беден,
    Как презирают все его!
    Причем писатель обращает внимание читателя на то, что не нужен он только людям («Мне тварь покорна там земная; // и звезды слушают меня»).
    Несмотря на то что и у Пушкина упоминается, что поэт одинок и не понят в этом мире, у Лермонтова такое противостояние доведено до абсолюта. Поэтому произведения последнего трагичнее по своему сюжету. Возможно, это объясняется тем, что великие классики жили в разное время. Пушкин является носителем оптимистических декабристских идей, а Лермонтов – дитя эпохи разочарования, пессимизма, реакции, наступившей в стране после подавления восстания декабристов.

  7. Пушкин а. с. — Образ поэта и тема творчества в лирике а. с. пушкина.

    Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих.
    Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества.
    Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»:
    Волхвы не боятся могучих владык,
    А княжеский дар им не нужен;
    Правдив и свободен их вещий язык
    И с волей небесною дружен.
    Таким образом, он показывает читателю то, что истинный поэт всегда говорит правду и, кроме того, подвластен только «веленью Божию». М.Ю. Лермонтов также говорит о даровании человеку права быть поэтом высшими силами для того, чтобы «бог гласил его устами»:
    С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенья пророка…
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья.
    Следовательно, можно сказать, что эти два русских классика имеют общее понятие о ценности и целях поэтического творчества.
    Что касается образа самого поэта, его места в обществе, то и здесь наблюдается схожее мнение Пушкина и Лермонтова. Оба они считают, что поэт отличается от обычных людей. Но эта непохожесть делает его жизнь одинокой и оттого трудной. Тема одиночества поэта в мире отражена в лирике обоих писателей.
    Пушкин в стихотворении «Поэту» призывает своего лирического героя не обращать внимания на «суд глупца» и «смех толпы холодной». Он четко говорит о качествах, необходимых поэту для того, чтобы общество не сломало его:
    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
    Автор с горечью понимает, что единственный способ остаться собой и попытаться донести народу свои стихи – остаться наедине со своим даром и творить свободно от «бессмысленного народа» и «рабов безумных».
    Ты царь: живи один. Дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум,
    Усовершенствуя плоды любимых дум,
    Не требуя наград за подвиг благородный.
    Лермонтов ярко характеризует данный образ в своем стихотворении «Поэт». Здесь он использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным оружием. Кинжал, который когда-то «не по одной груди провел… страшный след // И не одну порвал
    кольчугу» теперь «игрушкой золотой… блещет на стене — // Увы, бесславный и безвредный!» Так же и поэт, чей стих «звучал, как колокол на башне вечевой // Во дни торжеств и беж народных» «свое утратил назначенье, // На злато променяв ту
    власть, которой свет // внимал в немом благоговенье».
    Эти два стихотворения Пушкина и Лермонтова показывают то, что и современники не понимают и не ценят труд поэта несмотря на важность проблем, освещаемых им.
    Необходимо отметить, что оба русских классика называют стихотворца пророком. Об этом сказано в их произведениях с одинаковым названием – «Пророк». В них как нельзя более ярко выражены размышления Пушкина и Лермонтова о том, кто же такой поэт и как оценивается его труд обществом. На основе этих двух стихотворений лучше всего описывать образы поэта-пророка в лирике двух великих классиков.
    Сперва обратимся к пушкинскому варианту. В нем автор изображает превращение человека в нечто большее, чем просто в поэта. «Шестикрылый серафим» наделяет его «вещими зеницами», «жалом мудрых змей», вместо сердца помещает ему в грудь
    «угль, пылающий огнем». Но даже теперь поэт еще не становится тем, кем он должен стать. Для этого ему нужна цель, идея, ради которой он живет. И эта цель дается ему свыше – «глаголом жечь сердца людей». В своем стихотворении Пушкин показывает поэта, отличающегося от простого люда, показывает очевидное его преобладание над всеми остальными.
    Чуть более чем через десять лет Лермонтов пишет своего «Пророка», своеобразное продолжение пушкинского. Если у его предшественника поэт-пророк показан в минуту торжества, наделенного всеми нужными качествами для провозглашения истины,
    то у Лермонтова образ гораздо более трагичен. Автор говорит о том, что наделенный божественным даром поэт-пророк не понят людьми, отвергнут ими:
    Смотрите ж, дети, на него:
    Как он угрюм. И худ, и бледен!
    Смотрите, как он наг и беден,
    Как презирают все его!
    Причем писатель обращает внимание читателя на то, что не нужен он только людям («Мне тварь покорна там земная; // и звезды слушают меня»).
    Несмотря на то что и у Пушкина упоминается, что поэт одинок и не понят в этом мире, у Лермонтова такое противостояние доведено до абсолюта. Поэтому произведения последнего трагичнее по своему сюжету. Возможно, это объясняется тем, что великие классики жили в разное время. Пушкин является носителем оптимистических декабристских идей, а Лермонтов – дитя эпохи разочарования, пессимизма, реакции, наступившей в стране после подавления восстания декабристов.
    Существует еще одно различие в восприятии образа поэта-пророка двумя писателями, которое достаточно ярко показано стихотворением А.С. Пушкина «Памятник». Великий классик чувствует, что без людей его творчества не будет. Ему очень важен народ, так как это прежде всего будущий читатель его стихов («И долго буду тем любезен я народу…» или «К нему не зарастет народная тропа…»). Следовательно, несмотря на то что сегодня его произведения не воспринимаются так, как хочет этого автор, Пушкин верит, что в будущем они обязательно будут оценены по достоинству:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгус, и друг степей калмык.
    У Лермонтова же иная точка зрения на этот счет. Он пессимистично смотрит на будущее, которое в его глазах «иль пусто, иль темно». Он не верит в людей, в их способность понять и оценить труд истинного поэта. В этом заключается одно из самых больших различий образов поэта-пророка Пушкина и Лермонтова.
    Александр Сергеевич видит светлое будущее русской поэзии. Но для того, чтобы следовать собственному предназначению и пониманию своего долго перед народом и собой, будущий поэт должен учесть своеобразное наставление, каковым является
    обращение к музе в последней строфе «Памятника»:
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца;
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспаривай глупца.
    В заключение следует сказать, что несмотря на схожесть образов поэта-пророка в лирике Пушкина и Лермонтова, различия довольно заметны. Пушкинский поэт горд своим предназначением, он верит, что настанет тот день, когда его стихам удастся проникнуть в сознание и сердца людей. Это делает образ величественным, вселяет в нас оптимизм. У Лермонтова же поэт показан во время его поражения перед людским непониманием, и будущего у творчества лермонтовского героя нет. Поэтому его образ явно более трагичен и пессимистичен. Конечно, политическая ситуация в стране не могла не отразиться на
    формировании таких образов и поэтому во многом определяет различия в изображении поэта-пророка Пушкиным и Лермонтовым.

  8. Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих.
    Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества.
    Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»:
    Волхвы не боятся могучих владык,
    А княжеский дар им не нужен;
    Правдив и свободен их вещий язык
    И с волей небесною дружен.
    Таким образом, он показывает читателю то, что истинный поэт всегда говорит правду и, кроме того, подвластен только «веленью Божию». М.Ю. Лермонтов также говорит о даровании человеку права быть поэтом высшими силами для того, чтобы «бог гласил его устами»:
    С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенья пророка…
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья.
    Следовательно, можно сказать, что эти два русских классика имеют общее понятие о ценности и целях поэтического творчества.
    Что касается образа самого поэта, его места в обществе, то и здесь наблюдается схожее мнение Пушкина и Лермонтова. Оба они считают, что поэт отличается от обычных людей. Но эта непохожесть делает его жизнь одинокой и оттого трудной. Тема одиночества поэта в мире отражена в лирике обоих писателей.
    Пушкин в стихотворении «Поэту» призывает своего лирического героя не обращать внимания на «суд глупца» и «смех толпы холодной». Он четко говорит о качествах, необходимых поэту для того, чтобы общество не сломало его:
    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
    Автор с горечью понимает, что единственный способ остаться собой и попытаться донести народу свои стихи – остаться наедине со своим даром и творить свободно от «бессмысленного народа» и «рабов безумных».
    Ты царь: живи один. Дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум,
    Усовершенствуя плоды любимых дум,
    Не требуя наград за подвиг благородный.
    Лермонтов ярко характеризует данный образ в своем стихотворении «Поэт». Здесь он использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным оружием. Кинжал, который когда-то «не по одной груди провел… страшный след // И не одну порвал
    кольчугу» теперь «игрушкой золотой… блещет на стене – // Увы, бесславный и безвредный!» Так же и поэт, чей стих «звучал, как колокол на башне вечевой // Во дни торжеств и беж народных» «свое утратил назначенье, // На злато променяв ту
    власть, которой свет // внимал в немом благоговенье».
    Эти два стихотворения Пушкина и Лермонтова показывают то, что и современники не понимают и не ценят труд поэта несмотря на важность проблем, освещаемых им.
    Необходимо отметить, что оба русских классика называют стихотворца пророком. Об этом сказано в их произведениях с одинаковым названием – «Пророк». В них как нельзя более ярко выражены размышления Пушкина и Лермонтова о том, кто же такой поэт и как оценивается его труд обществом. На основе этих двух стихотворений лучше всего описывать образы поэта-пророка в лирике двух великих классиков.
    Сперва обратимся к пушкинскому варианту. В нем автор изображает превращение человека в нечто большее, чем просто в поэта. «Шестикрылый серафим» наделяет его «вещими зеницами», «жалом мудрых змей», вместо сердца помещает ему в грудь
    «угль, пылающий огнем». Но даже теперь поэт еще не становится тем, кем он должен стать. Для этого ему нужна цель, идея, ради которой он живет. И эта цель дается ему свыше – «глаголом жечь сердца людей». В своем стихотворении Пушкин показывает поэта, отличающегося от простого люда, показывает очевидное его преобладание над всеми остальными.
    Чуть более чем через десять лет Лермонтов пишет своего «Пророка», своеобразное продолжение пушкинского. Если у его предшественника поэт-пророк показан в минуту торжества, наделенного всеми нужными качествами для провозглашения истины,
    то у Лермонтова образ гораздо более трагичен. Автор говорит о том, что наделенный божественным даром поэт-пророк не понят людьми, отвергнут ими:
    Смотрите ж, дети, на него:
    Как он угрюм. И худ, и бледен!
    Смотрите, как он наг и беден,
    Как презирают все его!
    Причем писатель обращает внимание читателя на то, что не нужен он только людям («Мне тварь покорна там земная; // и звезды слушают меня»).
    Несмотря на то что и у Пушкина упоминается, что поэт одинок и не понят в этом мире, у Лермонтова такое противостояние доведено до абсолюта. Поэтому произведения последнего трагичнее по своему сюжету. Возможно, это объясняется тем, что великие классики жили в разное время. Пушкин является носителем оптимистических декабристских идей, а Лермонтов – дитя эпохи разочарования, пессимизма, реакции, наступившей в стране после подавления восстания декабристов.
    Существует еще одно различие в восприятии образа поэта-пророка двумя писателями, которое достаточно ярко показано стихотворением А.С. Пушкина «Памятник». Великий классик чувствует, что без людей его творчества не будет. Ему очень важен народ, так как это прежде всего будущий читатель его стихов («И долго буду тем любезен я народу…» или «К нему не зарастет народная тропа…»). Следовательно, несмотря на то что сегодня его произведения не воспринимаются так, как хочет этого автор, Пушкин верит, что в будущем они обязательно будут оценены по достоинству:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгус, и друг степей калмык.
    У Лермонтова же иная точка зрения на этот счет. Он пессимистично смотрит на будущее, которое в его глазах «иль пусто, иль темно». Он не верит в людей, в их способность понять и оценить труд истинного поэта. В этом заключается одно из самых больших различий образов поэта-пророка Пушкина и Лермонтова.
    Александр Сергеевич видит светлое будущее русской поэзии. Но для того, чтобы следовать собственному предназначению и пониманию своего долго перед народом и собой, будущий поэт должен учесть своеобразное наставление, каковым является
    обращение к музе в последней строфе «Памятника»:
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца;
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспаривай глупца.
    В заключение следует сказать, что несмотря на схожесть образов поэта-пророка в лирике Пушкина и Лермонтова, различия довольно заметны. Пушкинский поэт горд своим предназначением, он верит, что настанет тот день, когда его стихам удастся проникнуть в сознание и сердца людей. Это делает образ величественным, вселяет в нас оптимизм. У Лермонтова же поэт показан во время его поражения перед людским непониманием, и будущего у творчества лермонтовского героя нет. Поэтому его образ явно более трагичен и пессимистичен. Конечно, политическая ситуация в стране не могла не отразиться на
    формировании таких образов и поэтому во многом определяет различия в изображении поэта-пророка Пушкиным и Лермонтовым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *