Сочинение на тему образ поэта в лирике м ю лермонтова

16 вариантов

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов – один из самых загадочных и влиятельных поэтов России. Его судьба пронизана огромным количеством потрясений, страданий, невзгод и потерь. Все это не могло не отразиться на его творчестве и преобладающих темах в нем. Для М.Ю. Лермонтова, на мой взгляд, его собственное «Я» было практически неотделимо от тех персонажей, о которых он писал свои произведения.
    Ведь если также вспомнить его биографию, то прослеживается довольно много совпадений.
    Мне кажется, больше всего их в произведении «Герой нашего времени». Ведь Лермонтова тоже не принял высший свет, хотя он так этого ждал и надеялся на это. И здесь можно провести аналогию с Печориным. Несчастная и отвергнутая любовь Михаила Юрьевича навсегда сделали его душу черствой и закрытой. И этот факт также отразился в его произведениях. Ведь мы привыкли, что лирический герой – это очень чувственный персонаж, который готов пойти на все ради своей любви. То у Лермонтова лирический герой-поэт совершенно другой.
    Его душу терзают противоречия, неприязнь, непонимания и обида. Ведь он открыл душу, отдал всего себя любимой женщине, а что получил взамен? Боль, страдания и насмешки.
    А ведь ни каждый человек сможет это пережить. Поэтому герой М.Ю. Лермонтова очень сильный и храбрый человек. Он готов с гордостью и чувством собственного достоинства пережить все тяготы. Но каких трудов ему это стоит и что происходит в этот момент в его душе можно понять из стихотворений и романов.
    Лирический герой-поэт начинает всерьез задумываться о том, что окружающие его люди – это всего лишь натянутые маски. Что нет в его мире искренности и доброты. Окружающие люди заняты бессмысленной суетой, бесконечными спорами, пусканием пыли в глаза друг другу. Что же остается в таком окружении делать поэту? Ведь получается что его великое предназначение и дар здесь никому не нужен и более того, он будет осмеян и подвергнут необоснованной критике.
    Смириться с таким положением дел герои Михаил Юрьевича Лермонтова не могут и восстают против внешних сил всей душой. Они начинают поиски отдаленных мест, где нет громкого шума балов и бессмысленного пафоса окружающих. Таким тихим и, на мой взгляд, райским местом становиться Кавказ. В большом количестве стихотворений и произведений в прозе действующей площадкой события является именно этот край. Здесь можно насладиться первозданной красотой природы, набраться сил, как душевных, так и физических и просто отдохнуть от неприятия и непонимания.
    Однако, такая размеренная и спокойная жизнь тоже не по сердцу как самому Лермонтову, так и его лирическим героям. Поэтому начинается период глубокого самоанализа себя, своих действий. От всего это поэту становиться еще хуже, чем прежде и он пытается найти отдушину в развлечениях или женщинах. Но вскоре и это надоедает и душа опять мечется в поисках чего-то нового и неизведанного.
    Удивительный парадокс, что с одной стороны душе поэта хочется признания, любви, спокойствия, возможно даже тихого семейного счастья, а с другой его постоянно мечущейся душе необходимо постоянное обновление, постоянных новых ощущений, чего-то нового и неизведанного. При этом лермонтовский поэт довольно сильно сторониться людей. Как они его не принимают, так и он их не принимает в своих пороках, злобе и корысти. Поэтому такие противоречивые чувства и желания не могут не вызвать глубокий внутренний конфликт приоритетов. Мне кажется, здесь также зеркально отражены в этом конфликте и внутренние переживания самого Михаила Юрьевича Лермонтова.

  2. 2
    Текст добавил: Город пустых людей

    Чувства и переживания Поэта обесценятся, как только будут заключены в стихотворную форму и прочитаны широкой публикой.
    «Не унижай себя. Стыдися торговать
    То гневом, то тоской послушной
    И гной душевных ран надменно выставлять
    На диво черни простодушной».
    К тому же, вполне возможно, что для описания глубины и силы переживаемых эмоций может не найтись нужных слов:
    «Набрось на них покров забвенья:
    Стихом размеренным и словом ледяным
    Не передашь ты их значенья».
    В этом стихотворении Лермонтов достаточно резок в высказываниях. Он предугадывает реакцию читателя, отговаривая Поэта быть поэтом, чтобы избежать участи Пушкина или же просто глубокой психологической травмы. Однако при этом Поэт всё равно остаётся несчастен! Итак, писатель отказывается творить и отдавать свой талант публике. Но с другой стороны, он всё равно остаётся тонко чувствующим лириком. В нём бурлят переживания и страсти, к нему приходит вдохновение, но Поэт не может поделиться этим с другими, и именно в этом и заключается его трагедия.

    «Журналист, читатель и писатель»

    Теме поэта и толпы посвящено стихотворение «Журналист, читатель и писатель». Тут Лермонтов предстаёт в разных ипостасях, выражая мнения каждой из трёх сторон. Непосредственно перед текстом дана небольшая ремарка в скобках, что отсылает к пьесе как форме изложения. Писатель сидит в кресле перед камином, возможно, задумавшись. Читатель стоит с сигарой, будто ожидая от Писателя чего-то решительно нового и интересного. Журналист говорит, что Писатель болен, ведь:
    «В заботах жизни, в шуме света
    Теряет скоро ум поэта
    Свои божественные сны».
    Читатель обвиняет Писателя в том, что произведения вторичны, в печатном варианте множество ошибок, а к самому журналу не хочется даже прикасаться, не облачив предварительно руки в перчатки. Писатель же не ищет оправдания, а, наоборот, соглашается:
    «О чём писать? Восток и юг
    Давно описаны, воспеты;
    Толпу ругали все поэты,
    Хвалили все семейный круг».
    Несмотря на то что «Журналист, читатель и писатель» было написано более 150 лет назад, Лермонтов поднимает вполне современный вопрос: как найти баланс между заказчиком (в этом случае Журналистом), читателем и самим поэтом? Как писать так, чтобы и высшее общество и «низший свет» понимали и принимали творчество? Нужно ли писать по мановению сердца или же писать на заказ, понимая, что с каждым разом тексты становятся всё более плоскими, а темы более избитыми? Когда искусство снова станет возвышенным? Ответов в произведении не дано. Опять поднимается тема пророческой миссии поэта (последний монолог писателя). Он воображает своего читателя, чувствует его настроения и ожидания, поэт ответственен перед ним. Как и в стихотворении «На смерть поэта» финальные строки несут обличительную, критическую направленность: «неблагодарной» толпе вовсе не нужно открывать, показывать свой внутренний мир, делиться с ней одной из самых интимных вещей – своим творчеством.

    Два непохожих «Пророка»

    В цикле о поэте и поэзии выделяется ещё одно стихотворение – «Пророк». Следует сказать, что Пушкин в 1826 году написал одноимённое стихотворение на подобную тему. Поэт здесь мыслился пророком, призванным «глаголом жечь сердца людей». Вдохновение и способности к сочинительству представляются даром свыше, который передал влачащемуся в пустыне мученику шестикрылый серафим:
    «В уста замершие мои
    Вложил десницею кровавой.
    И он мне грудь рассёк мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огнём,
    Во грудь отверстую водвинул».
    Кроме религиозных образов и мотивов, в стихотворении использована возвышенная лексика (архаизмы и библейские слова) для создания торжественности и возвышенного пафоса.
    Лермонтов своим «Пророком» (1841) отвечает своему предшественнику, не вступая с ним в полемику, а написав «продолжение» — что стало с Поэтом, которого щедро одарили талантом высшие силы.
    «С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока».
    Следуя за Пушкиным, Лермонтов вводит в текст стихотворения библейские афоризмы («посыпал пеплом я главу», «в меня все ближние мои бросали бешено каменья») и книжную лексику и устаревшие словоформы: старцы, град. Но функция у этого приёма совершенно другая: показать различие в миропонимании наделённого даром Поэта и той толпы, ради которой он творит. Поэт вновь возвращается в пустыню, нищий, непонятый и чуждый этому миру. Герой стихотворения уходит туда, где его могут понять – свободное от условностей и осуждения место – на природу:
    «И звёзды слушают меня,
    Лучами радостно играя».
    Завершающие строки выдержаны в стиле предыдущих стихотворений этого цикла: глас общества, насмехающегося над творцом, открыто презирающее его.
    Поэт в лирике Лермонтова предстаёт отчуждённым, не воспринятым публикой, обречённым на вечное непонимание. Вопреки тому, что образ поэта вписывается в традиционное понимание героя эпохи романтизма, романтические противоречия поэта и толпы снимаются. Поэт и толпа сближаются, так как современная толпа порождает современного поэта, готового отвечать каждому требованию аудитории. Романтическая антитеза растворяется, вместо неё отражена попытка реалистического осмысления проблемы. В цикле М. Ю. Лермонтова о поэте и поэзии отчётливо прослеживается плавный переход от романтизма к реализму, характерный для всех писателей первой величины XIX века.

  3. Лермонтов — самая загадочная и трагическая фигура в русской литературе. Его жизнь оборвалась в момент наивысшего рассвета творческого дара, в момент грандиозного перехода от поэзии к прозе, от романтизма — к глубокой и все-объемлющей жизненной философии. Трудные детские и юношеские годы, не-понимание со стороны близких ему людей, несчастная любовь, формируя лич-ность Лермонтова-человека, одновременно оказали решающее влияние и на Лермонтова-поэта. В лирических произведениях Лермонтова, как в зеркале, от-разилась живая человеческая душа, обуреваемая горечью и состраданием. Ро-мантизм не возвысил и не поэтизировал это живое страдание, но лишь заострил и обнажил чувство отверженности и превосходства над этим миром, чувство, определившее творчество Поэта и судьбу Человека. Поэзия Лермонтова — зер-кальное отражение души, романтический герой — зеркальное изображение, точ-ный слепок личности поэта. Эта портретная личность, безусловно, уникальная для русской поэзии той эпохи, наиболее полно выражая авторское “я”, в то же время сужает и ограничивает круг тем, обедняет эмоциональную палитру и ли-шает поэзию той иррациональности и силы воображения, которая помогает по-эту отрешиться от собственного “я” и проникнуться ощущением мировой гар-монии. Слова Мцыри: “Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть”, являются своеобразным авторским эпиграфом Лермонтова к своему поэтическому творчеству. Действительно, в его лирике прослеживается главная, доминирующая тема — тема страдающей, мечущейся души, не находящей отклика и понимания в окружающем мире, души страстной и возвышенной, но не понятой и не принятой временем. Очевидно, что именно нерасчлененное восприятие Лермонтовым человеческой судьбы и поэтического процесса и привела к возникновению в его творчестве образа личного героя — поэта. Слова из пушкинского “Разговора книгопродавца с поэтом” — “Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся” — невозможны для Лермонтова, для которо-го поэт и человек, судьба и творчество — единое неразрывное целое. Его поэт заявляет:
    О нет! Преступною мечтою
    Не ослепляя мысль мою,
    Такой тяжелою ценою
    Я вашей славы не куплю.
    Таким образом, Поэт — главный герой лирики Лермонтова. Мир нравственных ценностей его лирического героя, круг проблем, волнующих его, одновременно принадлежит и Поэту.
    Отчужденность, непонимание, страдание — вот наиболее характерные черты темы лирического героя. В 1837 году Лермонтов пишет стихотворение “Смерть поэта”, основной мотив которого — страстное обращение к убийцам Пушкина, оклеветавшим и приведшим его к гибели. Стихотворение проникнуто горечью и негодованием.
    Отравлены его последние мгновенья
    Коварным шепотом насмешливых невежд,
    И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
    С досадой тайною обманутых надежд.
    Слова эти звучат трагично. Но…можно ли отнести их к Пушкину? К Пушкину-человеку — быть может, к Поэту — никогда! Ведь в 1836г. уже были произ-несены слова:” Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, да и вообще, в пол-ном света и созидания творчестве Пушкина нет “тайной досады” и “напрасной жажды мщения”. Ведь даже в “Воспоминании”, стихотворении, более всех близком по идейному содержанию к мировосприятию Лермонтова, возникают два ангела, говорящие “о тайнах счастия и гроба”.
    Таким образом, создавая образ Пушкина, Лермонтов, во-первых, совер-шенно не расчленяет поэтическое и “земное” в мировосприятии Пушкина, а во-вторых, вольно или невольно наделяет его своими собственными чертами. Пушкинский поэт — мудрец, поэт— созидатель и свободный певец — превращается Лермонтовым в лицо страдательное, находящееся в полной зависимости от “клеветников ничтожных” и “наперсников разврата”. Причем физическая зави-симость от них оказывается сильнее духовной свободы. Становится очевидным, что, говоря со светом от имени погибшего Пушкина, он упрекает его (свет) и за несправедливость к себе, за те страдания, которые испытывает он сам. “Неведомый, но милый певец”, с которым сравнивается Пушкин, безусловно, дорог Лермонтову. Ленский, воспетый им с такой чудной силой” (Лермонтов, очевидно, не хочет вспоминать о глубокой пушкинской иронии по отношении к этому образу), близок ему и духовно, и идейно. В какой-то степени отождествляя себя с Ленским, Лермонтов позволяет себе такое сравнение и по отношению к Пушкину.
    Тема одиночества, непонимания, страдания преломляется различными оттенками во множестве стихотворений. Поэт —”странник в свете безродный”, “пленный рыцарь”, задыхающийся в железной броне и призывающий смерть узник. Развивая идею стихотворения “Поэт”, Лермонтов пишет:
    Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
    Как язвы, бойся вдохновенья…

    Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
    С своим напевом заученным,
    Как разрумяненный трагический актер,
    Махающий мечом картонным…
    Лермонтов считает, что в современном ему мире, мире, лишенном духов-ности и чистоты, поэт “утратил свое назначение”. Более того, поэт осмеян тол-пой, которую тешат блестки и обманы и которой скучен “простой и гордый язык” истинного искусства. Толпа— “чернь простодушная”, которая “играючи идет дорогою привычной”. (Изображение толпы, слово “играючи” в стихотво-рении “Не верь себе” перекликаются с пушкинским “… и в детской резвости колеблет твой треножник”). Это безликая и бездумная масса. Позднее пестрая толпа превращается в сборище “приличьем стянутых масок”. Жизнь этих масок — блеск, суета и обман — “Маскарад”. Лермонтов восклицает:
    О, как мне хочется смутить веселость их
    И дерзко бросить им в глаза железный стих,
    Облитый горечью и злостью!
    Кульминация темы осмеяния и отверженности поэта — в стихотворении “Пророк”. Лермонтов говорит о своем даре:
    С тех пор, как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока.
    Действительно, лермонтовский пророк — Пророк — Судья. В отличие от пушкинского Пророка, который “глаголом жжет сердца людей” и “чувства до-брые пробуждает лирой”, Пророк Лермонтова указывает людям на страшную пропасть, в которую ведет их порок, безжалостно судит их за грехи.
    Некоторые предсказания Лермонтова удивительны. (Например, стихо-творение “Предсказание” (Настанет год, России черный год…) или “Сон”, в ко-тором он изображает собственную гибель). Но знание, данное ему, было на-правлено не внешний мир, не на созидание, а, прежде всего, в глубины его ду-ши, на познание своего вечно метущегося и страждущего “я”:
    Для тайных дум я пренебрег

    И пусть любви, и славы путь,
    Все, чем хоть мало в свете мог
    Иль отличиться, иль блеснуть;
    Беднейший средь существ земных
    Останусь я в кругу людей,
    Навек лишась достоинств их
    И добродетели своей!
    Лермонтовский поэт боится людей. В отличие от пушкинского пророка, который внемлет единому и неделимому мирозданию, он разделяет мир на природу, несущую в себе естественность и красоту, и “шумный град” людей, извращенных злобой и пороком.
    …Из городов бежал я нищий,
    И вот в пустыне я живу…

    Мне тварь покорна там земная;
    И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.
    Отсюда — стремление слиться с природой, стать ее частицей.
    Для чего я не родился
    Этой синею волной?
    Как бы шумно я катился
    Под серебряной луной…

    Люди друг к другу
    Зависть питают;
    Я же, напротив,
    Только завидую звездам прекрасным,
    Только их место занять бы желал.
    Отсюда — жажда стихии и изображение человеческого общества, своего поко-ления в виде увядающего “плода , лишенного сока” жизни:
    А он, мятежный, просит бури…

    О, если б взойти удалось мне туда,
    Как я бы молился и плакал тогда;
    И после я сбросил бы цепь бытия,
    И с бурею братом назвался бы я!
    (Сравни: В начале поприща мы вянем без борьбы…
    Как тощий плод, до времени созрелый,
    Ни вкуса нашего не радуя , ни глаз,
    Висит между цветов, пришлец осиротелый,
    И час их красоты — его паденья час!)
    Отсюда и символ — одинокий и гордый Утес — поэт.
    Укор надежд, укор людей,
    Души высокой не печалит,
    Пускай шумит волна людей,
    Утес гранитный не повалит.

    Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана…
    Лермонтов ищет слово. Ищет плоть, в которую можно заключить мятежный, ищущий бури, страдающий и вечно изменчивый дух своей поэзии. Он боится, что “стихом размеренным и словом ледяным” не сможет выразить то, что рождается в его душе. Поиск слова означает и поиск родной души, которая поймет и полюбит его:
    Не встретит ответа
    Средь шума и света
    Рожденное слово;
    Но в храме, средь боя
    И где я ни буду,
    Услышав, его я
    Узнаю повсюду.
    Не кончив молитвы,
    На звук тот отвечу,
    И брошусь из битвы
    Ему я навстречу.
    В мучительных поисках слова рождалась Поэзия. В недрах творчества рожда-лась новая философия. Философия , которая восстанавливала целостность мира, примиряла со временем, заменяла уязвленное самолюбие и страдающую гордость на любовь и сознание сопричастности всему живому.
    Мой дом везде, где есть небесный свод,
    Где только слышны звуки песен,
    Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
    Но для поэта он не тесен.

    Выхожу один я на дорогу;
    Сквозь туман кремнистый путь блестит;
    Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
    И звезда с звездою говорит.
    М.Ю. Лермонтов прожил 27 лет, создав за это время прекрасные лирические стихотворения, драмы, великолепную прозу, из которой выросли Достоевский, Тургенев, Толстой. 27 лет — расцвет дара. Что же унес он с собой на звезды?

  4. Тема поэта и поэзии — одна из важнейших в творчестве многих поэтов. М. Ю. Лермонтов – не исключение. Довольно многие его стихотворения посвящены месту поэта в обществе, его роли и назначению. Лермонтов, так же как и Пушкин, видит задачу поэта в том, чтобы своим искусством служить людям, обществу.
    Однако следует отметить тот факт, что, говоря о поэте, его судьбе, Лермонтов почти не пишет о задачах и целях поэзии как таковой, о творческом процессе, в отличие от Пушкина. Это было обусловлено особенностью лирического героя Лермонтова, особенностями мировоззрения и мировосприятия самого автора.
    Дело в том, что одним из главных мотивов лирики Лермонтова, пронизывающим все его творчество, является мотив одиночества, противопоставления общества и мятущейся одинокой личности. Поэт пишет о своем одиночестве, о непонимании его толпой.
    Лермонтов – романтик, и его герой – романтик, одинокий человек, живущий в конфликте с окружающим его миром. Для Лермонтова поэт — это человек с легко ранимой душой и высокими устремлениями, которые непонятны и недоступны обществу. Более того, светская толпа не приемлет поэта, насмехается над ним и его устремлениями.
    Неприятие общества и противопоставленность лирического героя толпе лежит в основе творчества Лермонтова, поэтому он меньше говорит о том, каковы должны быть задачи поэзии, а больше о том, какова же участь поэта в обществе.
    Резкая критика светского общества, которое губит поэтов, прозвучала в стихотворении “Смерть поэта”, сделавшем Лермонтова известным:
    Погиб поэт! – невольник чести –
    Пал, оклеветанный молвой…
    Эти строки – начало стихотворения, и уже в начале его мы видим осуждение тех, кто “оклеветал” поэта. Его гонители, “толпою жадною стоящие у трона”, “сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар”, а теперь лицемерно оплакивают его. Лермонтов скорбит по поводу смерти Пушкина, величайшего национального поэта. Главный пафос этого стихотворения – обвинение той толпе, которая стала причиной смерти гения. Ведь Дантес, “убийца хладнокровный”, — часть этой толпы — …хладнокровно
    Навел удар… спасенья нет:
    Пустое сердце бьется ровно,
    В руке не дрогнул пистолет.
    Это стихотворение – прямой вызов всем, кто упрекал поэта за его “свободный, смелый дар”. Совсем еще юный Лермонтов не боится обвинить свет в убийстве национальной гордости России. Знаменательно то, что он не сразу называет имя Пушкина, говоря о его смерти. Являясь непосредственным откликом на смерть великого поэта, стихотворение, в то же время, выходит на уровень обобщения, становится рассуждением о судьбе поэта в обществе вообще.
    За что же поэт подвергается гонениям? Что вызывает злобу у светской толпы? Понять это можно, проанализировав стихотворение Лермонтова “Пророк”. Оно явилось прямым полемическим откликом на стихотворение Пушкина с таким же названием. Пушкин формулирует задачу, стоящую перед поэтом, так:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Поэт должен быть гражданином, нести людям Божий глас, так как свой дар он получает свыше. Лермонтов полностью согласен с тем, что поэт должен быть пророком и “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтов как бы продолжает повествование Пушкина:
    С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока.
    Он рисует картину жизни поэта, который стал пророком:
    …Из городов бежал я нищий,
    И вот в пустыне я живу
    Как птицы, даром божьей пищи.
    Задачи поэзии Лермонтову формулировать уже не нужно, его задача -показать злобу и нетерпение общества к тому, кто хочет их просветить.
    Однако так было не всегда. Один из основных творческих приемов Лермонтова – антитеза, противопоставление благородного и низкого, возвышенного и приземленного, доброго и злого. Поэт часто противопоставляет прошлое и настоящее. Не видя в современности ничего хорошего, в поисках положительного начала он обращается к прошлому и там находит утраченные современниками идеалы, благородство, честность, силу духа. И поэзия, и миссия поэта в прошлом были иными. Об этом говорится в стихотворении “Поэт”, в котором автор пользуется символом-иносказанием для сравнения поэта с грозным оружием. Кинжал блистает “отделкой золотой”, вися на стене, никому не нужный и никому не приносящий пользы, “на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье”. Та же судьба и у современного Лермонтову поэта. В прошлом голос поэта-гражданина звучал, “как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”. Именно в этом заключалась задача поэзии – быть колоколом, гласом народа. Но нынче поэзия также не выполняет свое предназначение. Лермонтов обвиняет своих современников-поэтов, которые сами виноваты в том, что отреклись от борьбы, от своей миссии, предпочитая “золотую отделку”. Он обращается с вопросом к современным поэтам:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
    Иль никогда, на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?..
    Итак, мы видим, что в понимании роли поэта и поэзии в обществе Лермонтов остается верен традициям Пушкина, считая, что основное предназначение поэта – откликаться на насущные нужды народа, служить ему своим творчеством. Но при этом особое внимание он уделяет судьбе непонятого толпой поэта, противостоянию жестокой толпы и благородного служителя муз.

  5. Взгляды М. Ю. Лермонтова на поэта и его миссию менялись по мере развития творца, появления и утверждения в его лирике тенденций реализма. Молодой Лермонтов — романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника “с гордою душой”, который живет своими мечтами, своими переживаниями, недоступными “толпе”:
    Что без страданий жизнь поэта?
    И что без бури океан?
    Он хочет жить ценою муки,
    Ценой томительных забот.
    Он покупает неба звуки,
    Он даром славы не берет.
    Мотив избранничества проявляется и в раннем стихотворении поэта “Нет, я не Байрон.” Здесь восемнадцатилетний Лермонтов осознает, что у него свой путь в творчестве:
    Нет, я не Байрон, я другой,
    Еще неведомый избранник,
    Как он, гонимый миром странник,
    Но только с русскою душой.
    Однако и в ранний период творчества Лермонтов порой ставит под сомнение правомерность противопоставления одинокого поэта другим людям, не наделенным таким даром:
    Безумец я! Вы правы, правы!
    Смешно бессмертье на земли.
    Как смел желать я громкой славы,
    Когда вы счастливы в пыли?
    Во второй, зрелый период своего творчества поэт признается в одном из писем: “О, ведь я очень изменился! Я не знаю, как это происходит, но только каждый день дает новый оттенок моему характеру и взглядам — это и должно было быть, я это знал”. Постепенно Лермонтов приходит к иному пониманию творчества. Меняется его представление и о личности поэта. Лермонтов начал понимать безуспешность индивидуалистического протеста, бессилие одинокого гордого бунтаря, не нашедшего связей с обществом. Поэт стремится к преодолению юношеского максимализма, судит о жизни более трезво и мудро. В одном из стихотворений он пишет:
    Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
    Как язвы, бойся вдохновенья.
    Оно — тяжелый бред души твоей больной
    Иль пленной мысли раздраженье.
    Теперь поэта волнует судьба своего поколения, народа и родины. Он ратует за творчество, в котором должна выразиться подлинная жизнь:
    Когда же на Руси бесплодной,
    Расставшись с ложной мишурой,
    Мысль обретет язык простой
    И страсти голос благородный?
    В стихотворении “Любил и я в былые годы”. Лермонтов как бы подводит итог раннему романтизму и утверждает реализм, поэзию, в которой отразится мир во всей его полноте:
    Люблю я больше год от году,
    Желаньям мирным дав простор,
    Поутру ясную погоду,
    Под вечер тихий разговор.
    Это стихотворение получило восторженный отзыв В. Г. Белинского: “Какая простота и глубокость! Оборот мысли, фразы — все пушкинское”. Зрелому Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицательно относился к поэзии, которая стояла в стороне от общественной жизни России. Поэт не мог принять лирику, которая только переливает “в гремучие напевы несчастный жар страдальческой любви”. Ему уже чужд и образ творца как человека избранного, противопоставленного “ничтожной толпе”. Его герой стремится к людям даже тогда, когда они отвергают “любви и правды чистые ученья”. Продолжая традиции Пушкина и декабристов, Лермонтов рассматривает поэзию как орудие борьбы за свободу и справедливость. Его лирика становится гражданской. Вот, например, стихотворение “Поэт”, построенное на развернутом сравнении. Творчество здесь автор уподобляет кинжалу, который может быть грозным клинком или презренной безделушкой в зависимости от того, кто им владеет. Вот оружие, которое “не по одной груди” провело “страшный след”, попадает к новому хозяину, очевидно, не бойцу и становится “бесславным и безвредным”. Далее автор сравнивает судьбы кинжала и поэта:
    В наш век изнеженный, не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье,
    На злато, променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом благоговенье?
    Нет, не таков удел творца. Его истинное предназначение — воспламенять “бойца для битвы”:
    Твой стих, как Божий дух, носился над толпой
    И, отзыв мыслей благородных,
    Звучал, как колокол на башне вечевой
    Во дни торжеств и бед народных.
    Лермонтов страстно призывает своих современников оставить сугубо личные переживания и вернуть в поэзию вольнолюбивые и бунтарские идеи декабристов:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?
    Тема творца и его миссии в лирике Лермонтова прошла целую эволюцию. Противоречия в раскрытии этой темы свидетельствуют о развитии личности поэта. Образ творца отличается силой характера и огромной целеустремленностью, что делает его жизнеутверждающим и вносит оптимистические ноты в общий трагический контекст. Поэт в лирике Лермонтова является героем, а его поэзия — подвигом.

  6. Тема поэта и поэзии — одна из важнейших в творчестве многих поэтов. М. Ю. Лермонтов – не исключение. Довольно многие его стихотворения посвящены месту поэта в обществе, его роли и назначению. Лермонтов, так же как и Пушкин, видит задачу поэта в том, чтобы своим искусством служить людям, обществу.
    Однако следует отметить тот факт, что, говоря о поэте, его судьбе, Лермонтов почти не пишет о задачах и целях поэзии как таковой, о творческом процессе, в отличие от Пушкина. Это было обусловлено особенностью лирического героя Лермонтова, особенностями мировоззрения и мировосприятия самого автора.
    Дело в том, что одним из главных мотивов лирики Лермонтова, пронизывающим все его творчество, является мотив одиночества, противопоставления общества и мятущейся одинокой личности. Поэт пишет о своем одиночестве, о непонимании его толпой.
    Лермонтов – романтик, и его герой – романтик, одинокий человек, живущий в конфликте с окружающим его миром. Для Лермонтова поэт — это человек с легко ранимой душой и высокими устремлениями, которые непонятны и недоступны обществу. Более того, светская толпа не приемлет поэта, насмехается над ним и его устремлениями.
    Неприятие общества и противопоставленность лирического героя толпе лежит в основе творчества Лермонтова, поэтому он меньше говорит о том, каковы должны быть задачи поэзии, а больше о том, какова же участь поэта в обществе.
    Резкая критика светского общества, которое губит поэтов, прозвучала в стихотворении “Смерть поэта”, сделавшем Лермонтова известным:
    Погиб поэт! – невольник чести –
    Пал, оклеветанный молвой…
    Эти строки – начало стихотворения, и уже в начале его мы видим осуждение тех, кто “оклеветал” поэта. Его гонители, “толпою жадною стоящие у трона”, “сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар”, а теперь лицемерно оплакивают его. Лермонтов скорбит по поводу смерти Пушкина, величайшего национального поэта. Главный пафос этого стихотворения – обвинение той толпе, которая стала причиной смерти гения. Ведь Дантес, “убийца хладнокровный”, — часть этой толпы — …хладнокровно
    Навел удар… спасенья нет:
    Пустое сердце бьется ровно,
    В руке не дрогнул пистолет.
    Это стихотворение – прямой вызов всем, кто упрекал поэта за его “свободный, смелый дар”. Совсем еще юный Лермонтов не боится обвинить свет в убийстве национальной гордости России. Знаменательно то, что он не сразу называет имя Пушкина, говоря о его смерти. Являясь непосредственным откликом на смерть великого поэта, стихотворение, в то же время, выходит на уровень обобщения, становится рассуждением о судьбе поэта в обществе вообще.
    За что же поэт подвергается гонениям? Что вызывает злобу у светской толпы? Понять это можно, проанализировав стихотворение Лермонтова “Пророк”. Оно явилось прямым полемическим откликом на стихотворение Пушкина с таким же названием. Пушкин формулирует задачу, стоящую перед поэтом, так:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Поэт должен быть гражданином, нести людям Божий глас, так как свой дар он получает свыше. Лермонтов полностью согласен с тем, что поэт должен быть пророком и “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтов как бы продолжает повествование Пушкина:
    С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока.
    Он рисует картину жизни поэта, который стал пророком:
    …Из городов бежал я нищий,
    И вот в пустыне я живу
    Как птицы, даром божьей пищи.
    Задачи поэзии Лермонтову формулировать уже не нужно, его задача -показать злобу и нетерпение общества к тому, кто хочет их просветить.
    Однако так было не всегда. Один из основных творческих приемов Лермонтова – антитеза, противопоставление благородного и низкого, возвышенного и приземленного, доброго и злого. Поэт часто противопоставляет прошлое и настоящее. Не видя в современности ничего хорошего, в поисках положительного начала он обращается к прошлому и там находит утраченные современниками идеалы, благородство, честность, силу духа. И поэзия, и миссия поэта в прошлом были иными. Об этом говорится в стихотворении “Поэт”, в котором автор пользуется символом-иносказанием для сравнения поэта с грозным оружием. Кинжал блистает “отделкой золотой”, вися на стене, никому не нужный и никому не приносящий пользы, “на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье”. Та же судьба и у современного Лермонтову поэта. В прошлом голос поэта-гражданина звучал, “как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”. Именно в этом заключалась задача поэзии – быть колоколом, гласом народа. Но нынче поэзия также не выполняет свое предназначение. Лермонтов обвиняет своих современников-поэтов, которые сами виноваты в том, что отреклись от борьбы, от своей миссии, предпочитая “золотую отделку”. Он обращается с вопросом к современным поэтам:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
    Иль никогда, на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?..
    Итак, мы видим, что в понимании роли поэта и поэзии в обществе Лермонтов остается верен традициям Пушкина, считая, что основное предназначение поэта – откликаться на насущные нужды народа, служить ему своим творчеством. Но при этом особое внимание он уделяет судьбе непонятого толпой поэта, противостоянию жестокой толпы и благородного служителя муз.

  7. В одном из своих самых известных произведений — стихотворении “Смерть поэта”, написанного после трагической гибели А. С. Пушкина, — молодой поэт выступил как выразитель гнева народного, защитник славы народной и русской национальной культуры. Лирика Лермонтова, как писал Луначарский, — “это последнее эхо декабрьского восстания”. Его по праву можно назвать одним из основоположников реализма в русской литературе. Его лирика носит революционный характер, в ней выражен протест против самодержавия и рабства в лице крепостного права, в ней звучит презрение к современности, жажда борьбы, отчаяние от сознания одиночества. Стихи Лермонтова носят исповедальный характер.
    Творчество М. Ю. Лермонтова разнообразно. Он затрагивает в нем разные темы: тема поколения, отрицания современной действительности, тема одиночества, любви, дружбы, родины и другие.
    Одной из таких тем в лирике Лермонтова является тема поэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в лермонтовских стихотворениях, — это человек с твердой и страстной волей.
    В стихотворении “Поэт” (“Когда Рафаэль вдохновенный”, 1828), одном из первых стихотворений Лермонтова, поэт сравнивается с художником, который, восхищенный своим искусством, “перед картиною упал”. Но вскоре этот порыв восхищения проходит, и художник о нем забывает. Лермонтов пытается понять сущность поэта и такого явления, как вдохновение:
    Таков поэт: чуть мысль блеснет,
    Как он пером своим прольет
    Всю душу…
    И вдруг хладеет жар ланит,
    Его сердечные волненья
    Все тише, и призрак бежит!
    Лермонтов рисует образ поэта, который под властью вдохновенья “чарует свет” своими стихами, но, когда вдохновенье покидает его, он забывает этот “огонь небесный” и только хранит в себе “первые впечатления” о нем.
    В стихотворении “Молитва” (“Не обвиняй меня, всесильный”), написанном в 1829 году, Лермонтов называет творчество “всесожигающим костром”, а “жажду песнопений” — “страшной”. Это существенно отличает его от поэтов прошлых лет, в особенности от Пушкина, для которого поэзия — дар, приходящий легко и естественно. Но Лермонтов — человек уже другой эпохи, он видит разъединение людей, а не их общность. Он видит, что люди изменились, что общество уже не то, и это нашло отражение в душах людей, в их жизненных потребностях. Лермонтов также замечал, что в сей век “позорно малодушных” людей поэт утратил свое истинное назначение, “на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье”. Об этом он четко сказал в своем стихотворении “Поэт” (“Отделкой золотой блистает мой кинжал”) 1838 года. Автор использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным некогда оружием. Боевой кинжал был снят отважным казаком с убитого господина, затем стал предметом купли-продажи. В конце концов — это игрушка с золотой отделкой:
    Теперь родных ножон, избитых на войне,
    Лишен героя спутник бедный,
    Игрушкой золотой он блещет на стене —
    Увы, бесславный и безвредный!
    Такой кинжал безвреден, но и бесславен. Автор пользуется положением бездейстия кинжала для сравнения его с поэтом:
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье,
    На злато променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом благоговенье?
    Поэт вспоминает славное прошлое, когда поэт достойно выполнял свою
    миссию:
    Бывало, мерный звук твоих могучих слов
    Воспламенял бойца для битвы,
    Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
    Как фимиам в часы молитвы.
    Твой стих, как божий дух, носился над толпой
    И, отзыв мыслей благородных,
    Звучал, как колокол на башне вечевой
    Во дни торжеств и бед народных. Лермонтов заканчивает стихотворение вопросом:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк.
    Иль никогда, на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?..
    Лермонтов обвиняет поэтов-современников, променявших высокое назначение поэта на обеспеченное, сытое существование. Он осознавал то печальное положение, в котором находились поэт и поэзия, и старался бороться за жизнь настоящего, подлинного искусства, а не заменять его пустой болтовней ради денег.
    Художественное своеобразие стихотворения заключается в том, что поэт сравнивается с кинжалом — грозным оружием. В стихотворении много риторических вопросов, метафор (“покрытый ржавчиной презренья”), эпитетов (“осмеянный пророк”).
    Для самого Лермонтова творчество — это спасительное освобождение от страданий, приход к вере, к гармонии. Он осознавал, что поэзия призвана объединять людей, сила заключенного в слове чувства — зов человечества к высшей духовности.
    Из стихотворения “Есть речи — значенье…” (1840) мы понимаем, почему в Лермонтове побеждала вера в поэзию при всей мучительности творческого процесса. “Из пламя и света рожденное слово” вызывает не просто волнение, а страстное желание творчества, порыв броситься к нему навстречу:
    Как полны их звуки
    Безумством желанья!
    В них слезы разлуки,
    В них трепет свиданья.
    Это творчество, вера в “слово”, помогают поэту сохранить веру в жизнь, в духовные, нравственные ценности и не пасть духом.
    К сожалению, он чувствовал себя одиноким в своих убеждениях. В стихотворении “Журналист, читатель и писатель” (1840) Лермонтов показывает три разные точки зрения на проблемы современности. Для читателя творения писателей не представляют никакой духовной ценности, они обращают внимание на:
    Во-первых, серая бумага,
    Она, быть может, и чиста;
    Да как-то страшно без перчаток…
    Читаешь — сотни опечаток!
    Для читателей скучен простой и гордый язык, их тешат глупые романы, блеск и обманы, читатель замечает: “В чернилах ваших, господа, И желчи едкой даже нету — А просто грязная вода”.
    Журналист тоже ругает писателей, но у него, в основном, мелкие нападки: он говорит, что рад бы вовсе не браниться. Но в этом мире все опирается на деньги, и материальное благополучие для него важнее:
    Приличье, вкус — все так условно;
    А деньги все ведь платят ровно…
    Поэтому журналист уговаривает сочинителя написать что-нибудь, чтобы было, что критиковать. Но писатель не хочет представить свои творения на суд читателя:
    Но эти страшные творенья
    Читает дома он один,
    И ими после без зазренья
    Он затопляет свой камин.
    Автор не хочет, чтобы его творения назвали “бранью коварной”, но он не хочет и покупать славу такой ценой.
    В этот век “позорно малодушных” людей поэт, “на мелочь душу разменяв”, гибнет жертвой общих мнений, что для него особенно болезненно. “Да и о чем писать?” — спрашивает писатель, ведь все уже давно описано. Такое положение вещей угнетает поэта, он становится одиноким.
    Последним стихотворением Лермонтова является “Пророк”, написанное в 1841 году. Темой стихотворения является высокая миссия поэтического призвания и непонимание этого толпой Возвышенная идея общественного служения поэта ярко выражена Лермонтовым в образе пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ жизни во имя служения этой высокой идее В основе стихотворения лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение пророка не признается толпой. Эгоистическая, мелкая толпа отнеслась к пророку-поэту жестоко, она дошла до преследования, глумления и унижения его:
    С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока.
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Картине грубости, мелочности мещански настроенной толпы Лермонтов противопоставляет величественный образ природы, необыкновенной силы и красоты:
    И вот в пустыне я живу…
    Мне тварь покорна там земная;
    И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.
    В этом противопоставлении восторженного внимания звезд к пророческой речи поэта бездушному, жестокому отношению людей чувствуется глубокий протест Лермонтова против этого бездушия. В. Г. Белинский писал по поводу “Пророка”: “Какая глубина мысли! Какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России”.
    Лермонтов выступил достойным преемником Пушкина в вопросах о месте и назначении поэта и поэзии в современном обществе. Он продолжил мысль о гражданском назначении поэзии, она должна откликаться на насущные нужды современности.

  8. Конечно, в поэзии Лермонтова поднимается тема взаимопонимания поэта и толпы, а вернее, отсутствия того самого взаимопонимания. Произведение «Нет, я не Байрон…» раскрывает общее между английским поэтом и самим Лермонтовым, в «Смерти поэта» автор заступается за Пушкина, обвиняя общество в том, что оно погубило поэта. Все эти стихотворения открыто заявляют о творческом кредо поэта, и о том, как необходимо проникаться чужими чувствами, потому и остаются в сердцах читателей.
    У Лермонтова действительно множество замечательных стихотворений. Например, в знаменитом произведении «И скучно, и грустно» автор рассуждает о вечных проблемах, поэтому философская лирика поэта заслуживает отдельного внимания.
    Однако лично меня ни что лермонтовское так не вдохновляет, как его стихи о любви. Казалось бы, это банально, но все-таки удивительно, как поэт, славившийся одновременно великим талантом и сложным характером, изливал свои чувства в лирике. Его боль передается во многих стихотворениях, и заметно, как от самого прекрасного чувства на земле автор мучительно страдал. Для себя я выделила два любимых любовных стихотворения: «Я не унижусь пред тобой», в котором выражается отчаяние лирического героя, и «Нищий», где свои чувства автор сравнивает с ощущениями бедняка, «просящего подаянья». И в том, и в другом произведении избранница жестока по отношению к нему, а его боль так тонко передается нам сквозь строки ямба.

  9. Образ поэта занимает особое место в лирике Лермонтова. Обращаясь к традиционной в русской литературе теме поэта и поэзии, он создает художественный образ, отражающий действительность 30-х годов девятнадцатого века с ее трагическими противоречиями “наружного рабства” и стремлением к “внутреннему освобождению”.
    Следуя традиции Пушкина, Лермонтов говорит об уникальности личности поэта, который непохож на окружающих его людей. Лермонтовский поэт тоже “сын небес”, томящийся на земле и тоскующий по небесным звукам. Однако небесное и земное в лирике Лермонтова противопоставлены более резко, чем у Пушкина.
    В стихотворении “Ангел” речь идет о “младой душе”, возможно, душе поэта, которую ангел нес из небесных сфер на землю, “для мира печалей и слез”. Запомнив ангельские песни о блаженстве безгрешных душ в райских садах, эта душа долго томилась на свете, мечтая освободиться от земного плена.
    Поэт Лермонтова, как и поэт Пушкина, осознает, что на земле он выполняет определенную миссию, возложенную на него самим Богом. Его назначение в современном обществе – быть пророком. Библейские пророки, водимые Божьим Духом, провозглашали истину, и Бог имел возможность говорить их устами. Лермонтовское стихотворение “Пророк” сюжетно продолжает одноименное стихотворение Пушкина. Получив дар всеведения и поручение от Всевышнего “глаголом жечь сердца людей”, поэт-пророк, верный своему призванию, начинает “провозглашать любви и правды чистые ученья”. Однако люди полностью отвергают его слово, побивают его камнями, и он вынужден, покинув человеческое общество, удалиться в пустыню. Так, используя легенду, Лермонтов г….
    [ 1 ] – [ 2 ] – [ 3 ] – [ 4 ]
    К-ть переглядів: 5201
    Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова (1) Сочинения по русской литературе

  10. Всероссийскую славу молодому М.Ю. Лермонтову принесло стихотворение «Смерть Поэта», написанное сразу после трагической гибели Пушкина и в сотнях списков распространившееся по России.
    Это великое стихотворение стало не только плачем по погибшему гению, но и предчувствием собственной судьбы Лермонтова.
    Погиб Поэт, невольник чести.
    Пал, оклеветанный молвой,
    С свинцом в груди и жаждой мести,
    Поникнув гордой головой.
    Не вынесла душа Поэта
    Позора мелочных обид,
    Восстал он против мнений света
    Один, как прежде, и убит!
    В сущности, в этих строках уже заложен ключ к пониманию внутреннего мира Лермонтова, его представлений не только о высоком предназначении художника, но и о жестоком неприятии света, о трагическом одиночестве поэта в мире. Так же чувствует себя, так же ощущает пустоту света и лермонтовский лирический герой:
    Нет, я не Байрон, я другой,
    Еще неведомый избранник,
    Как он, гонимый миром странник,
    Но только с русскою душой.
    В стихотворении «Поэт», написанном в 1838 году, Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом и вспоминает те далекие времена, когда страстное слово поэта отзывалось в сердцах слушателей, когда творчество его было служением, а не мукой одиночества:
    Бывало, мерный звук твоих могучих слов
    Воспламенял бойца для битвы.
    Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
    Как фимиам в часы молитвы.
    Твой стих, как Божий дух, носился над толпою,
    И отзвук мыслей благородных
    Звучал, как колокол на башне вечевой
    Во дни торжеств и бед народных.
    Но пустота и глухота окружающего мира заставляют поэта уйти в себя, отказаться от высокого служения людям, а это, по убеждению Лермонтова, равнозначно ржавчине клинка. Призывая поэта услышать зов времени, Лермонтов впервые в своем творчестве употребит образ «осмеянного пророка»:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?
    В «Поэте» М.Ю. Лермонтов ставит вопрос о том, каково должно быть назначение поэта в современном ему обществе. Решая этот вопрос, он исходит из декабристских взглядов на поэта как на гражданина – борца за общественное благо.
    В стихотворении использован прием развернутого сравнения – сравнение поэта с кинжалом. Когда-то грозное боевое оружие, верно служившее своему господину на поле битвы, теперь кинжал превратился в игрушку золотую, бесславную и безвредную. С такой судьбой кинжала сравнивает Лермонтов и судьбу поэта в современном ему обществе. Прежде он служил людям:
    Твой стих, как Божий дух, носился над толпой,
    И о тзвук мыслей благородных
    Звучал, как колокол на башне вечевой
    Во дни торжеств и бед народных.
    Таков был поэт во время Рылеева, раннего Пушкина. Он был великой силой, которая звала и вдохновляла, указывала цели борьбы. Тогда поэт был вместе с народом и «во дни торжеств», и во время «бед народных».
    Стихотворение заканчивается призывом к поэту проснуться и вновь обрести свое слово, неотразимое, как удар кинжала. Великая роль поэта состоит в общественном служении народу – таков основной смысл стихотворения «Поэт». Назначение поэзии состоит в том, чтобы «воспламенять бойца для битвы», быть идейно насыщенной, стать проводником в народные массы «мыслей благородных», передовых идей.
    Как и в стихотворении «Поэт», в «Журналисте, Читателе и Писателе» возникает тема пророчества. «Пророческая речь», «осмеянный пророк»- эти настойчиво повторяющиеся образы получат трагическое завершение в стихотворении «Пророк», которое станет итогом размышлений Лермонтова о судьбе настоящего поэта. Лермонтов сознательно избирает стиховую форму пушкинского «Пророка». Его стихотворение написано тем же размером и звучит как прямое продолжение стихотворения Пушкина. У Пушкина «Бога глас» взывает к пророку:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей!
    Вот главное предназначение пророка, вот его долг перед миром и перед собой. И неважно, как воспримут его слова те, к кому оно обращено. Лермонтов услышал этот призыв и последовал ему. И что же?
    С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока.
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья.
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья…
    Лермонтовский пророк, посыпав голову пеплом, бежит подальше от людей, в пустыню, где его благодарно слушают лишь звезды да бессловесная тварь. Когда же он изредка появляется в «шумном граде», то умудренные старцы показывают на него пальцами и внушают детям:
    Смотрите ж, дети, на него:
    Как он угрюм, и худ, и бледен.
    Смотрите, как он наг и беден.
    Как презирают все его!
    Осмеянный, презираемый пророк, на которого показывают пальцами, как на городского сумасшедшего, – какой страшный образ! Если ассоциировать и пушкинского «Пророка», и лермонтовского с Библией, то становится совершенно очевидно, что для Пушкина главным было чистое пророческое предназначение, сама идея пророка как носителя божественного Глагола, а для Лермонтова мучительным стало понимание трагической истины, что «нет пророка в своем отечестве». Не отказываясь от своего божественного дара, Лермонтов принимает на себя тяжкий крест непонимания и презрения окружающих и, как его пророк, идет сквозь толпу, обращая к ней свою великую «пророческую речь».

  11. Тема творчества – одна из центральных в лирике М.Ю.Лермонтова. Герой уже ранних стихотворений, по мироощущению тождественный самому Лермонтову, размышлял о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии.
    Идеалом для него стал Байрон, английский поэт-романтик. Лермонтова увлекала бунтарская поэзия Байрона, его протест против деспотизма власти, тирании. Мотивы безверия, разочарования, одиночества, вызванные конфликтом с несовершенным миром, сближали лирику Лермонтова и Байрона. В 1830 году молодой поэт писал:
    Я молод; но кипят на сердце звуки,
    И Байрона достигнуть я б хотел;
    У нас одна душа, одни и те же муки, –
    О, если б одинаков был удел!..
    Лермонтова также увлекали судьбы сосланных поэтов-декабристов, немеркнущим кумиром для него оставался Пушкин. Осмысливая творчество предшественников, Лермонтов настойчиво искал свой путь и уже в 1832 году создал один из самых выразительных поэтических манифестов – стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…» От байроновского протеста против несовершенного общества он не отказывается. Однако поэт начинает осознавать, что он – сын России. Беды и страдания России становятся источником его личных переживаний:
    Нет, я не Байрон, я другой,
    Еще неведомый избранник,
    Как он, гонимый миром странник,
    Но только с русскою душой.
    Взгляды Лермонтова на поэта и поэзию в разные периоды творчества менялись. Сначала в стихах жил образ «неведомого избранника», противопоставленного толпе:
    Кто может, океан угрюмый,
    Твои изведать тайны? кто
    Толпе мои расскажет думы?
    Я – или Бог – или никто!
    В 1828-1832 гг поэт писал свои произведения не для публики, а для себя. Он стремился к самопознанию, хотел выработать собственную программу действий, страстно мечтал о героическом подвиге. В стихотворении «1831-го июня 11 дня» он пишет:
    Мне нужно действовать, я каждый день
    Бессмертным сделать бы желал, как тень
    Великого героя, и понять
    Я не могу, что значит отдыхать.
    Путь поэта в ранних стихах – путь сильной, но обреченной личности. В стихотворении «Я жить хочу! хочу печали…» Лермонтов осознает неразрешимое противоречие между своими героическими порывами и их невостребованностью в окружающем мире. По Лермонтову, жить полноценно – значит страдать, жертвовать собой:
    Что без страданий жизнь поэта?
    И что без бури океан?
    В «низкой» реальности привыкли к обычным человеческим чувствам, проявлениям. Поэт же у Лермонтова – гигант, мятежник, его переживания превращаются во всепоглощающие страсти. Повышенная эмоциональность стихотворения, созданная обилием восклицательных и вопросительных предложений, повторами, параллелизмами, передает напряженность духовной жизни поэта:
    Он хочет жить ценою муки,
    Ценой томительных забот.
    Он покупает неба звуки,
    Он даром славы не берет.
    С 1837 года в характере лирического творчества Лермонтова произошли резкие изменения. Поэт стал ощущать себя пророком, совестью своего поколения. Его предназначением стала поэзия; он писал стихи уже не для себя, а для публики.
    Образцом публичной гражданской лирики стало стихотворение «Смерть Поэта». В нем соединены обличительные и элегические мотивы. Вопросительно-восклицательная организация речи придает стихам повышенную взволнованность то ораторского обращения, то неизбывной сердечной грусти. Однако ведущий мотив стихотворения – мотив негодования. Поэт гневно обвиняет высший свет, истинных убийц Пушкина:
    Не вы ль сперва так злобно гнали
    Его свободный, смелый дар
    И для потехи раздували
    Чуть затаившийся пожар?
    Лермонтов пишет и о трагическом уделе поэта вообще. Поэтому он вспоминает в стихотворении другого поэта – Ленского из романа «Евгений Онегин», образ которого должен подтвердить трагическую участь Пушкина и типичность трагедии певца. В «Смерти Поэта» конфликт Поэта с окружающим миром выглядит неразрешимым. Истинного поэта отличает нравственный максимализм, бескомпромиссность, а эти качества не ценятся в «жадной толпе».
    И все же такую трудную судьбу выбирает лермонтовский герой в стихотворении «Журналист, читатель и писатель» (1840г). Поэт, по Лермонтову, должен быт «больше, чем поэтом» – судьей, – разоблачающим тайные пороки людей:
    Судья безвестный и случайный,
    Не дорожа чужою тайной,
    Приличьем скрашенный порок
    Я смело предаю позору;
    Неумолим я и жесток…
    В этом произведении создан образ «неумолимого», непродажного «судьи», пишущего под «диктовку» совести и «сердитого» ума; правдивость и благородство снова определяются как пророческий дар. В художественной системе Лермонтова пророк – это борец, смелый обличитель зла.
    Еще в стихотворении «Поэт» (1838г) Лермонтов задумывается над тем, почему толпа изгоняет поэта и не нуждается в нем, почему поэт в «наш век» «свое утратил назначенье». Стихотворение построено на развернутом сравнении:
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье, на злато променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом благоговенье?
    Лермонтов требует от Поэтов мгновенного отклика на беды Отечества, переосмысления жизненных ценностей, стремления к обретению духовной власти над людьми. Поэт должен жертвовать собой, не быть слабым.
    Судьба современного поэта показана в стихотворении «Пророк» (1841г). В нем Лермонтов как бы отвечает на вопрос, заданный им в последней строфе «Поэта». Пророк лишен былого величия, ведь он по существу не смог выполнить свою миссию. Бог послал его к людям, но до их сердец «осмеянный пророк» не смог достучаться. В жалкой участи пророка в равной степени виновны и люди, и он сам, не сумевший разглядеть в них ничего, кроме «злобы и порока», удовлетворившийся тем, что не люди, а «бессловесная тварь земная» внемлет его проповеди. Печальна судьба современного поэта, он не способен исполнить волю Бога: своим словом «глаголом жечь сердца людей» – такова основная мысль Лермонтова.
    Однако сам поэт не отрекался от миссии поэта-пророка. Лирические монологи поэта обращены к людям. Он убежден, что его стих, как в давние времена, должен, «как Божий дух», носиться над толпой, быть «отзывом мыслей благородных». Именно он, поэт, должен высказать людям всю правду о них. В этом предназначение поэзии..

  12. Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова
    Образ
    поэта занимает особое место в лирике Лермонтова.
    Обращаясь к традиционной в рус­ской литературе теме поэта и поэзии, он
    создает художественный образ, отражающий
    действи­тельность 30-х годов XIX века с ее трагическими противоречиями ^наружного
    рабства» и стремле­нием к «внутреннему освобождению».
    Следуя традиции Пушкина, Лермонтов гово­рит об
    уникальности личности поэта и его при­звания,
    а также о его трагическом бытии. В сти­хотворении
    «Нет, я не Байрон, я другой..,» 1832 года лирический герой осознает себя
    из­бранником. Однако осознание этого
    избранниче­ства у Лермонтова не сопровождается чувством радости и ликования, как в ранних стихотворе­ниях Пушкина. Оно омрачается предчувствием неизбежных
    страданий, связанных с выполнени­ем поэтической миссии. В этом стихотворении также появляется мотив изгнания и пророческое предсказание собственной безвременной кончины.
    Поэт Лермонтова, как и поэт Пушкина, верит, что на земле он выполняет поручение, возложен­ное на него самим Богом, что его назначение в современном обществе— быть пророком. Биб­лейские пророки, водимые Божьим Духом, про­возглашали
    истину, и Бог имел возможность го­ворить их
    устами. Лермонтовское стихотворе­ние «Пророк» 1841 года сюжетно
    продолжает одноименное стихотворение
    Пушкина. Получив дар всеведения и
    поручение от Всевышнего -аглаголом
    жечь сердца людей», поэт-пророк, верный своему призванию, начинает «провозглашать любви и правды чистые ученья». Однако
    люди полностью отвергают
    его слово, побивают его камнями,
    и он вынужден покинуть человеческое общество и удалиться в пустыню. Так, используя легенду, Лермонтов говорит о
    трагическом про­тиворечии, возникшем между поэтом и общест­вом, в котором он живет. Поэт как
    личность обречен на
    одиночество, непонимание и даже гибель.
    В
    стихотворении «Смерть поэта», написанном в 1837 году
    по поводу кончины Пушкина, Лер­монтов показал реальную
    судьбу русского поэта, пережившего гонения, злобные насмешки свет­ской толпы, предательство и раннюю смерть. В последних строках этого стихотворения гово­рится, что истинным убийцей поэта, направляв­шим руку стрелявшего, был высший свет, вер­нее, та его часть, которая была непосредственно
    приближена к трону царя. Это они стали палачами
    «Свободы, Гения и Славы».
    Собственные горестные переживания трагиче­ской неразрешимости конфликта между поэтом и светским обществом Лермонтов воплощает в стихотворении «Как часто пестрою толпою ок­ружен…» 1840 года. Лирический герой этого стихотворения — поэт, осознающий себя совер­шенно чужим в толпе, веселящейся на бал-мас­караде. Его окружают «образы бездушные лю­дей, нриличьем стянутые маски», лишенные внутреннего
    содержания, человеческого тепла, любви,
    сочувствия» Его протест против этого об­щества
    выражается в желании «смутить весе­лость их»,
    бросив им в лицо «железный стих, об­литый
    горечью и злостью».
    Лермонтовский поэт — это романтический бунтарь, гордая, одинокая личность, противо­стоящая толпе и страдающая от невозможности гармонических
    отношений с окружающим ми­ром.
    Он чувствует себя одиноким не только в све­те, но и среди своих сверстников. Итогом фило­софских раздумий поэта о состоянии
    современно­го общества и судьбе его поколения
    явилось стихотворение «Дума» 1840 года- В
    числе недос­татков и даже пороков, в
    которых Лермонтов об­виняет свое
    поколение» упоминаются бездейст­вие
    и бесплодие, равнодушие к добру и злу, раб­ская покорность перед властью, отсутствие высоких идеалов. Однако поэт не исключает себя из числа тех,
    кому он выносит свой приговор. Употребляя
    местоимения «мы», «нас», он тем са­мым
    признает, что разделяет все недостатки по­коления, к которому он принадлежит.
    Размышляя
    о состоянии, в котором оказалась поэзия после смерти Пушкина, Лермонтов при­знает, что она не всегда оставалась верной своему высокому
    призванию. В стихотворении «Поэт» 1838 года
    появляется образ осмеянного поэ­та-пророка,
    променявшего «на злато» дарован­ную ему свыше власть. Соблазнившись
    земным благополучием, увлеченный «блестками
    и обма­нами», поэт утратил свое влияние на общество, а его слово потеряло силу воздействия на сознание людей. Вместо того чтобы быть боевым оружием, оно
    превратилось в безвредную игрушку, подоб­но
    кинжалу, ставшему со временем украшением в богатом доме. В конце
    стихотворения, несмот­ря на долю скептицизма,
    Лермонтов выражает надежду» что
    современный поэт вновь станет тем, кому
    свет когда-то «внимал в немом благого-венье», что он вернет былую власть
    и уважение людей к его «пророческой речи».
    Несмотря на трагическое одиночество, лер­монтовский поэт
    все же полон желания обрести утраченную
    цельность мироощущения и соеди­ниться
    с окружающим миром» Переживание гар­монии
    он часто достигает к общении с природой.
    В отличие от
    человеческого общества, где царит злоба,
    тщеславие, гордыня, в природе все по­слушно
    воле Творца, все находится во взаимном общении
    и любви» В стихотворении «Выхожу один
    я на дорогу».,» 1841 года лирический герой преодолевает душевную боль,
    страдание, приоб­щаясь к покою и благости,
    царящей во вселен­ной, В редкие минуты
    просветленного сознания он счастлив,
    соединив небо и землю, преодолев трагическую
    разорванность земного мироощуще­ния, В
    стихотворении «Когда волнуется жел­теющая
    нива…» 1837 года поэт освобождается от тревоги в душе, чувствует себя счастливым на земле и может созерцать Бога в небесах. Лермон­товский поэт, как и поэт Пушкина, тоже «сын небес», томящийся на земле и тоскующий по не­бесным
    звукам. Однако небесное и земное в ли­рике Лермонтова противопоставлены
    более рез­ко, чем у Пушкина.
    В поздний период
    творчества одним из воз­можных путей
    преодоления конфликта поэта с обществом
    становится его обращение к народной стихии. В стихотворении «Родина»
    1841 года он говорит о любви, которая
    связывает его с родной землей,
    отчизной. Эту любовь он называет стран­ной, не соответствующей
    общепринятым пред­ставлениям. Особенность
    лермонтовской любви к родине в том,
    что она носит демократический ха­рактер. Поэту доставляет наслаждение
    созерцать стихию народной жизни, погружаться
    в ее глу­бину. В стихотворении
    «Бородино», написан­ном в 1837 году и
    посвященном двадцатипяти­летнему
    юбилею победы над Наполеоном» поэт воссоздает портрет героического поколения
    бога­тырей 1812 года и противопоставляет
    их своим современникам. Повествование о славных собы­тиях народной войны
    он поручает простому сол­дату, рядовому
    участнику Бородинского сраже­ния,
    подчеркивая его мужество, самоотверженность, готовность жертвовать жизнью
    ради оте­чества.
    Противостояние поэта и общества, воплощен­ное в лирике Лермонтова, оказалось неразреши­мым. Обреченный на страдания в течение своей жизни, он, как и Пушкин, трагически гибнет на дуэли, оказавшись жертвой клеветы и гонений со стороны светского общества. Однако эта ги­бель утвердила те духовно-нравственные ценнос­ти» которые он отстаивал в жизни и воплотил в своей поэзии.

  13. Образ поэта – пророка в лирике М.Ю. Лермонтова
    Впервые о судьбе поэта М.Ю. Лермонтов пишет в  стихотворение «Смерть Поэта». Это великое стихотворение стало не только плачем по погибшему гению, но и рассуждением о трагическом одиночестве поэта в мире:
    «Восстал он против мнений света
    Один, как прежде, и убит!»
    В стихотворении «Поэт» Лермонтов  вспоминает те далекие времена, когда страстное слово поэта отзывалось в сердцах слушателей, когда творчество его было служением, а не мукой одиночества:
    «Твой стих, как Божий дух, носился над толпою,
    И отзвук мыслей благородных
    Звучал, как колокол на башне вечевой
    Во дни торжеств и бед народных».
    Лермонтов  сравнивает судьбу поэта в современном ему обществе с судьбой кинжала, который верно служил своему хозяину, но потом превратился в золотую игрушку и стал бесполезным. Пустота и глухота окружающего мира заставляют поэта уйти в себя, отказаться от высокого служения людям, а это, по убеждению Лермонтова, равнозначно ржавчине клинка.  Призывая поэта услышать зов времени, Лермонтов впервые в своем творчестве употребит образ «осмеянного пророка»:
    «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?»
    «Пророческая речь», «осмеянный пророк» – эти настойчиво повторяющиеся образы получат трагическое завершение в стихотворении «Пророк», которое станет итогом размышлений Лермонтова о судьбе настоящего поэта. Лермонтов сознательно избирает стиховую форму пушкинского «Пророка». Его стихотворение написано тем же размером и звучит как прямое продолжение стихотворения Пушкина. У Пушкина «Бога глас» взывает к пророку:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголам жги сердца людей!»
    Вот главное предназначение пророка, вот его долг перед миром и перед собой. И неважно, как воспримут его слова те, к кому оно обращено. Лермонтов услышал этот призыв, и  его пророк последовал ему. Он принялся «провозглашать» «любви
    и правды чистые ученья», а в ответ «все ближние» в него «бросали бешено каменья».
    Лермонтовский пророк вынужден «посыпав  пеплом главу» бежать подальше от людей, в пустыню, где его благодарно слушают  звезды и бессловесная тварь. Когда же он изредка появляется в «шумном граде», то умудренные старцы показывают на него пальцами и внушают детям:
    «Смотрите ж, дети, на него:
    Как он угрюм, и худ, и бледен.
    Смотрите, как он наг и беден,
    Как презирают все его!»        .
    Осмеянный, презираемый пророк, на которого показывают пальцами, как на городского сумасшедшего, – какой страшный образ! Люди не поняли и не приняли пророка. Но ведь сказано: «Нет пророка в своем отечестве». Лермонтов понимал, что жизнь тех, кто несёт новое знание, всегда полна препятствий и людского непонимания, и несмотря ни на что поэт – пророк должен хранить свято «завет предвечного» и нести его людям.

  14. Образ поэта-пророка в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (3)
    Поэт – гражданин любит свою Родину высокой любовью, любит ее народ, ее природу, он желает счастья своей стране. Любить Родину – значит бороться за свободу, ненавидеть тех кто держит родную страну в цепях рабства. Тема поэта и поэзии остро волновала А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Эта тема раскрывает назначение поэта в обществе, его роль в жизни своего народа.
    По словам Пушкина, поэт – избранник и провидец, должен своим творчеством пробуждать сознание народа, указывать путь к свободе, уметь жертвовать собой во имя своего народа. Муза Пушкина – гордая певица свободы: “Хочу воспеть свободу миру!”
    Творческий процесс – это божественное откровение, а поэзия – область возвышенного чувства. Поэзия должна стать проводником передовых людей в народные массы.
    Восстань, пророк, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею Моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей”.
    Вслед за Пушкиным тема поэта и поэзии развивается в лирике Лермонтова. В стихотворении “Пророк” осмысливается судьба поэта во враждебном ему обществе.
    С тех пор как вечный судья
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я.
    Страницы злобы и порока
    В душе поэта бушуют могучие силы, но им не суждено вырваться на поверхность. Богатый внутренний мир не нужен людям, окружающим поэта:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    В стихотворении “Пророк” явно написанного как ответ, перекличка с “Пророком” Пушкина, видно, что в пустыне пророк живет в мире и гармонии со всем живым. Когда же ему приходится “пробираться через шумный городок”, он терпит поношение и позор!
    Смотрите ж, дети, на него:
    Как он угрюм, и худ, и бледен!
    Смотрите, как он наг и беден,
    Как презирают все его!”
    Судьба лирического героя в самом пессимистическом варианте: люди не воспринимают богоизбранничества пророка, хотя весь остальной мир – и птицы, и звезды, и звери – признают его и подчиняются ему.
    Глубокое идейное содержание заключено в небольшом стихотворении “Пророк”. В нем с потрясающей силой раскрывается трагедия поэта – пророка, обреченного строя, основанного на социальной неправде, нравственно развращенного. Поэт – гражданин, поэт – пророк, в таком обществе, вызывает ненависть к себе, его забрасывают камнями изгоняют из городов в пустыню, его презирают. Лишь на лоне природы поэт находит отдых и успокоение. Люди же к его проповеди любви и правды относятся с озлоблением.
    Но чем хуже и мрачнее жизнь на земле, тем больше поэзия Лермонтова устремляется ввысь, к непознаваемому. Высокое религиозное чувство озаряет ряд его стихотворений:
    Есть сила благодатная
    В созвучье слов живых
    И дышит непонятная
    Святая прелесть в них.
    В стихотворении “Поэт” тема – общественное назначение поэта, в нем Лермонтов ставит вопрос о том, какова должна быть деятельность поэта в современном ему обществе. Решая этот вопрос он исходит из декабристских взглядов на поэта как на гражданина и борца за общественное благо.
    В стихотворении используется прием развернутого сравнения – сравнение поэта с кинжалом. Когда-то грозное боевое оружие, верно служившее своему господину на поле битвы, теперь кинжал превратился в игрушку золотую. С такой судьбой кинжала Лермонтов сравнивает и судьбу поэта в современном ему обществе:
    Бывало, мерный звук твоих могучих слов
    Воспламенял бойца для битвы,
    Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
    Как фимиам в часы молитвы.
    Твой стих, как божий дух, носился над толпой
    И, отзыв мыслей благородных,
    Звучал, как колокол на башне вечевой
    Во дни торжеств и бед народных.
    Таков был поэт во времена Рылеева, раннего Пушкина. Он был великой силой, которая звала на борьбу.

  15. Взгляды М. Ю. Лермонтова на поэта и его миссию менялись по мере развития творца, появления и утверждения в его лирике тенденций реализма.
    Молодой Лермонтов – романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника «с гордою душой», который живет своими мечтами, своими переживаниями, недоступными «толпе»:
    Что без страданий жизнь поэта?
    И что без бури океан?
    Он хочет жить ценою муки,
    Ценой томительных забот.
    Он покупает неба звуки,
    Он даром славы не берет.
    Мотив избранничества проявляется и в раннем стихотворении поэта «Нет, я не Байрон…». Здесь восемнадцатилетний Лермонтов осознает, что у него свой путь в творчестве:
    Нет, я не Байрон, я другой,
    Еще неведомый избранник,
    Как он, гонимый миром странник,
    Но только с русскою душой.
    Однако и в ранний период творчества Лермонтов порой ставит под сомнение правомерность противопоставления одинокого поэта другим людям, не наделенным таким даром:
    Безумец я! Вы правы, правы!
    Смешно бессмертье на земли.
    Как смел желать я громкой славы,
    Когда вы счастливы в пыли?
    Во второй, зрелый период своего творчества поэт признается в одном из писем: «О, ведь я очень изменился! Я не знаю, как это происходит, но только каждый день дает новый оттенок моему характеру и взглядам – это и должно было быть, я это знал». Постепенно Лермонтов приходит к иному пониманию творчества. Меняется его представление и о личности поэта. Лермонтов начал понимать безуспешность индивидуалистического протеста, бессилие одинокого гордого бунтаря, не нашедшего связей с обществом. Поэт стремится к преодолению юношеского максимализма, судит о жизни более трезво и мудро. В одном из стихотворений он пишет:
    Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
    Как язвы, бойся вдохновенья…
    Оно – тяжелый бред души твоей больной
    Иль пленной мысли раздраженье.
    Теперь поэта волнует судьба своего поколения, народа и родины. Он ратует за творчество, в котором должна выразиться подлинная жизнь:
    Когда же на Руси бесплодной,
    Расставшись с ложной мишурой,
    Мысль обретет язык простой
    И страсти голос благородный?
    В стихотворении «Любил и я в былые годы»… Лермонтов как бы подводит итог раннему романтизму и утверждает реализм, поэзию, в которой отразится мир во всей его полноте:
    Люблю я больше год от году,
    Желаньям мирным дав простор,
    Поутру ясную погоду,
    Под вечер тихий разговор.
    Это стихотворение получило восторженный отзыв В. Г. Белинского: «Какая простота и глубокость! Оборот мысли, фразы – все пушкинское».
    Зрелому Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицательно относился к поэзии, которая стояла в стороне от общественной жизни России. Поэт не мог принять лирику, которая только переливает «в гремучие напевы несчастный жар страдальческой любви». Ему уже чужд и образ творца как человека избранного, противопоставленного «ничтожной толпе». Его герой стремится к людям даже тогда, когда они отвергают «любви и правды чистые ученья». Продолжая традиции Пушкина и декабристов, Лермонтов рассматривает поэзию как орудие борьбы за свободу и справедливость. Его лирика становится гражданской. Вот, например, стихотворение «Поэт», построенное на развернутом сравнении. Творчество здесь автор уподобляет кинжалу, который может быть грозным клинком или презренной безделушкой в зависимости от того, кто им владеет. Вот оружие, которое «не по одной груди» провело «страшный след», попадает к новому хозяину, очевидно, не бойцу и становится «бесславным и безвредным». Далее автор сравнивает судьбы кинжала и поэта:
    В наш век изнеженный, не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье,
    На злато, променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом благоговенье?
    Нет, не таков удел творца. Его истинное предназначение – воспламенять «бойца для битвы»:
    Твой стих, как Божий дух, носился над толпой
    И, отзыв мыслей благородных,
    Звучал, как колокол на башне вечевой
    Во дни торжеств и бед народных.
    Лермонтов страстно призывает своих современников оставить сугубо личные переживания и вернуть в поэзию вольнолюбивые и бунтарские идеи декабристов:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?
    Тема творца и его миссии в лирике Лермонтова прошла целую эволюцию. Противоречия в раскрытии этой темы свидетельствуют о развитии личности поэта. Образ творца отличается силой характера и огромной целеустремленностью, что делает его жизнеутверждающим и вносит оптимистические ноты в общий трагический контекст. Поэт в лирике Лермонтова является героем, а его поэзия – подвигом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *