Сочинение на тему образ прекрасной дамы в поэзии блока

12 вариантов

  1. Образ дамы противопоставлен суете и пошлости окружающего мира, которую тонко подмечал автор. Например, в стихотворении «Незнакомка» героиня приходит в набитый до отказа ресторан. Там люди пьяны и противны, там сереет рутина и чернеет тоска, но вот между столиками проходит ОНА. Ее упругие шелка «веют древними поверьями», ее синие очи цветут, сама же она дышит не только духами, но и туманами. Ее грациозный образ контрастирует с тем обывательским и уродливым миром, где пребывает лирический герой. Она, таинственная и далекая, всегда «на дальнем берегу», всегда одинока. Он не может дотянуться до нее, схватить узкое запястье в кольцах браслетов. Она далека и иллюзорна, как идеал, по которому можно только томиться. Это роднит символиста Блока с его предшественниками — поэтами-романтиками.
    Наконец, прекрасная дама — это всегда незнакомка. Герой впервые видит ее и не знает даже ее имени. Именно такое видение легче всего любить безумно и слепо, ведь оно так прекрасно издали, так таинственно на расстоянии. В ее образе можно представить все, что угодно. Именно это отличает поэзию Блока: он любит то, чего меньше всего знает. Его идеал ненастоящий, ведь рассыпается после знакомства. Таким образом, данный образ характеризует все символистское течение, которое было далеко от реальности, которое воспевало сферу подсознательного и воображаемого мира.

  2. Мало кто из русских поэтов так тщательно вынашивал свой жизненный и художественный идеал, как Александр Блок. Он рано сформировал идеал, наполнил его глубоким содержанием и очень долго был ему верен. И хотя эстетический облик этого идеала менялся с годами, но сердцевина его оставалась неизменной.
    Так возник цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Его открывает «Вступление», в котором рисуется путник, неостановимо шествующий туда, где находится героиня. Интересно, что здесь еще поэт помещает ее в русский деревянный терем, украшенный резьбой, коньком, высоким верхом-куполом. Мне кажется, что Блок опирается на фольклорный источник, на песню «Живет моя отрада в высоком терему…» Только эту песенную «отраду» поэт делает сказочной Царевной, слово это начинает писать с заглавной буквы, а сам он проникает в ворота малодоступного терема сквозь пламя заревого пожара.
    Далее следуют стихи цикла, в которых героиня все чаще называется «душой» и наделяется неземными чертами:
    Огонь нездешних вожделений
    Вздымает девственную грудь.
    Поэт жаждет в эту пору (она совпадает с «мистическим летом» Блока и Л. Д. Менделеевой в 1901 году) любви «божественной». Он испытывает в это время сильное влияние философии Владимира Соловьева, который утверждал, что божественный мировой разум, управляющий миром, проявляет себя в «душе мира», «Софии», которая принимает женский образ Вечной Женственности. Это «высшее существо» (женское начало) находится между Богом и реальной действительностью и вмещает в себя полноту добра, истины и «нетленное сияние красоты». Она, эта Вечная Женственность, призвана сласти своей красотой мир, обновив человечество.
    Учение выдающегося русского философа легло в основу поэтического цикла А. Блока. Мистический образ Вечной Женственности, став у него источником любви и света, получает различные имена и названия: «Вечно-Юная», «Дева», «Святая», «Владычица вселенной», «Душа» и «Прекрасная Дама». Это позволило Блоку необычайно возвысить образ любимой, соединить прекрасное и возвышенное, выразить идею будущего преображения мира в гармонию.
    Высокий идеал прекрасного по-своему, очень своеобразно (и отдаленно) отражал конфетное лицо в жизни – Любу Менделееву. Она вспоминает, говоря о поэзии Блока 1901 – 1903 годов: «Понемногу я вошла в этот мир, где не то я, не то не я, но все певуче, все недосказанно, где эти прекрасные стихи так или иначе, но все же идут от меня». Теперь мы начинаем значительно лучше понимать эти загадочные стихи Блока. С одной стороны, тут много идет от реальной жизни: совместное с невестой посещение городских соборов – Казанского и Исаакиевского – отразилось в стихотворениях «Люблю высокие соборы…» и «Вхожу я в темные храмы…», прогулки по тихим майским улицам Петербурга запечатлелись в стихотворении «Белой ночью месяц красный…», другие стихи передают перемены во взаимоотношениях возлюбленных. Тут и надежда, и сомнения, и волнения молодых людей. А с другой стороны – многое идет от философии, мечты и литературы. Теперь понятен смысл таких строк:
    В чьем-то женственном дыханьи,
    Видно вечно радость мне!
    И в образе Души, и в Российской Венере, и в Матери, и Вечной Жене, и в Звезде, «святилище Твоем», и в горе Твоем, и в Тихой, и в Ясной, и в Прекрасной Даме, которую ждет герой, так или иначе вол- лощены черты Вечной Женственности.
    Центральный из этих образов – Прекрасная Дама – больше напоминает видение, чем реальную женщину. Это скорее видение, греза, пожалуй, даже сон. Многое в нем скоротечно, мгновенно, неуловимо ибо оно из мира иного:
    И нам недолго любоваться
    На эти, здешние, пиры:
    Пред нами тайны обнажатся,
    Возблещут дальние миры.
    Эта Дама очень неопределенна, бесплотна, трудно увидеть ее лицо, фигуру, одежды, походку. Но она прекрасна. Недаром перед словом Дама стоит соответствующий эпитет. Прекрасен свет, идущий от нее, таинственен шелест ее шагов, чудесны звуки ее появления, многообещающи сигналы о ее приближении, музыкальны голоса, ее сопровождающие. Вообще все, что с нею связано, овеяно духом музыки. Точно ангелы поют, славя Мадонну.
    Такое изображение не случайно. Ведь Блок творит в эту пору как символист. Он пользуется не реалистическими образами, а символами. В каждом символе есть что-то от предметного образа. Если это хорошо понять, то откроется своеобразие того образа Вечной Женственности, который так часто предстает в своей разновидности – образ Прекрасной Дамы. Этот символ лишен плоти, зато в нем нет ничего от натурализма, от пошлости, от призем- ленности. В нем много загадочного, возвышенного. Поэтому так много здесь иносказания, условностей, недоговоренностей. Как увлекательно их пытаться «прочесть, уловить, понять!»
    Я не случайно упомянул Мадонну. Когда я читаю эти стихи, то почему-то представляю себе витринное изображение Мадонны в так называемом «прекрасном окне» Шартрского собора (XII век). Контуры царственной женщины имеются, свет от нее излучается, нимб сияет, цветные стекла вокруг звонко «поют», а сама Мадонна прозрачна. Ускользая, она оставляет прекрасный след в душе. Так и Дама Блока.
    А еще она напоминает мне Даму сердца, избиравшуюся в том же средневековье рыцарем, который ей служил, сражался за нее на турнире, отдавал за нее жизнь. Вот, например, в романе «Айвенго» Вальтера Скотта мы читаем, как рыцарь де Браси на арене объявляет: «Оставьте трон незанятым, и пусть тот, кто войдет победителем, сам изберет прекрасную королеву. Это увеличит прелесть победы и научит прекрасных дам еще более ценить любовь доблестных рыцарей, которые могут так их возвысить». Не из этого ли рыцарского мира пришла к Блоку его Прекрасная Дама?
    Если теперь мы обратимся к лирическому герою стихов Блока, то увидим, что наша догадка правильна. Хотя этот лирический герой тоже лишен плоти, расплывчат и трудноуловим, но он нередко выступает именно в роли рыцаря, который служит Даме сердца. Недаром у него голубой плащ и странствует он, как Рыцарь Печального Образа. Правда, иногда и он меняет свой облик и порою оказывается пажом госпожи, коленопреклоненным рабом своей царицы, ангелом, склоняющимся с цветком лилии перед Тихой. И тогда он начинает в моем представлении походить на ангела, изображенного на картине С. Боттичелли «Благовещение». Здесь тот же порыв, то же благоговение у явившегося к Марии, те же черты прекрасного в Божественной Деве, те же иносказания и намеки, что у Блока. Ангел здесь скорее послушник, паж, раб госпожи, нежели святой небожитель. Иногда у поэта унижение «рыцаря» или «раба», которые служат Прекрасной Даме, доходят до крайности. Ее служитель ощущает свою ничтожность перед ее «глубинами» и объявляет даже себя тварью дрожащей. Это нужно ему для того, чтобы непомерно возвысить Даму.
    Возвышенность героини в этих стихах призвана подчеркнуть еще и низменность окружающего будничного, серого, ничтожного мира. Прекрасное в ее облике контрастно безобразному в действительности. Ее «великий» свет противостоит «злой тьме».
    Минуют годы, и блоковская Дама, меняя свой облик, подвергаясь странному влиянию страшной действительности, пройдет сквозь циклы «Город». «Снежная маска». «Фаина», «Кармен», «Ямбы». Но всякий раз она будет по-своему Прекрасной, ибо всегда будет нести в себе высокий свет блоковского идеала.

  3. Весь горизонт в огне, и близко появленье,
    Но страшно мне — изменишь облик
    Ты, И дерзкое возбудишь подозренье,
    Сменив в конце привычные черты.
    А. Блок
    С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение совершенной женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией и поэзией Вл. Соловьева. Учение последнего о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить и возродить мир, прошло сквозь призму поэтического таланта Блока. При этом “Стихи о Прекрасной Даме” во многом автобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическому произведению. Блок воплотил в них интимно-лирические переживания своей юности. Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом женственности и красоты.
    Весь цикл стихов о Прекрасной Даме пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед него как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она — небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед:
    Прозрачные, неведомые тени
    К тебе плывут, и с ними
    Ты плывешь,
    В объятия лазурных сновидений,
    Невнятных нам, —
    Себя Ты отдаешь.
    Она недоступна герою, потому что он — только человек, земной, грешный, смертный:
    А здесь, внизу, в пыли, в уничиженье,
    Узрев на миг бессмертные черты,
    Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
    Тебя поет. Его не знаешь Ты…
    Лирический герой цикла, двойник поэта —
    Порой слуга, порою милый, И вечно — раб.
    Рыцарь, коленопреклоненный монах, раб, он свершает свое служение прекрасной царице, Пречистой Деве:
    Вхожу я в темные храмы,
    Совершаю бедный обряд,
    Там жду я Прекрасной Дамы
    В мерцанье красных лампад.
    Во всем герою чудится ее присутствие — в бездонной лазури неба, в весеннем ветре, в песне скрипки:
    С той поры, что ни ночь, что ни день,
    Надо мной твоя белая тень,
    Запах белых цветов средь садов,
    Шелест, легких шагов у прудов…
    При этом героиня почти бесплотна, бестелесна, ее образ не предполагает ничего конкретного, “осязаемого”, ведь все земное ей чуждо:
    Вот лицо возникает из кружев,
    Возникает из кружев лицо…
    Вот плывут ее вьюжные трели,
    Звезды светлые шлейфом влача…
    “Мне не слышны ни вздохи, ни речи”, — говорит герой.
    Для описания объекта своего поклонения автор использует эпитеты типа “лучезарный”, “таинственный”, “несказанный”, “озаренный”, “отрадный”. Но в некоторых стихах о Прекрасной Даме ее образ принимает более конкретные, земные черты, лишенные налета мистики:
    Встану я в утро туманное,
    Солнце ударит в лицо.
    Ты ли, подруга желанная,
    Всходишь ко мне на крыльцо?
    Перед нами уже не отвлеченный образ, а земная женщина; следует заметить, что говоря о ней, поэт отказывается от прописных букв.
    В стихах, последовавших вслед за циклом о Прекрасной Даме, можно проследить дальнейшее развитие ее образа. Героиня цикла так и осталась небожительницей, не снизошедшей к герою и его любви. В более поздних стихотворениях возникает фигура новой героини, также по-своему воплощавшей идеал красоты и света. Небесный ангел, Звездная Дева неожиданно падает на землю:
    Звездой кровавой ты текла,
    Я измерял твой путь в печали,
    Когда ты падать начала.
    Метафизическое падение Девы тревожит и печалит
    героя, но затем он понимает, найдя свою возлюбленную
    на неосвященной земле, в “неосвещенных воротах”, что
    И этот взор не меньше светел,
    Чем был в туманных высотах.
    Спустившись с “небес”, героиня не потеряла своей красоты, прелести, очарования. Так рождается на свет Незнакомка — сошедший на землю ангел, “гений чистой красоты”, говоря словами А. С. Пушкина. В стихотворении “Шлейф, забрызганный звездами” героиня сравнивается с кометой, падающей вниз, соединяющей этим своим падением небо и землю:
    Шлейф, забрызганный звездами,
    Синий, синий, синий взор.
    Меж землей и небесами
    Вихрем поднятый костер.
    Так образ мистической “Вечной Женственности” сменяется в поэтическом мире Блока романтическим образом живущей на земле Незнакомки. И тогда возникает другой конфликт:
    Средь этой пошлости таинственной,
    Скажи, что делать мне с тобой —
    Недостижимой и единственной,
    Как вечер дымно-голубой?
    Героиня обречена на пребывание в мире пошлости и грязи. Как возможно сосуществование прекрасного и безобразного, возвышенного и обыденного? На этот вопрос Блок пытается дать ответ в своем стихотворении “Незнакомка”. Оно построено на противопоставлении двух миров. В первой части поэт дает картину уродливой повседневной реальности (духота улиц, скука, пыль, плач, визг). Обыденность, привычность происходящего подчеркиваются неоднократным употреблением сочетания “и каждый вечер”. И в то же время —
    …в час назначенный
    (Иль это только снится мне?)
    Девичий стан, шелками схваченный,
    В туманном движется окне.
    Образ Незнакомки нельзя толковать однозначно. То ли это только видение, пригрезившееся сидящему за стаканом вина герою? То ли это реальная женщина, наделенная атрибутами романтической возлюбленной — опять же, не без воздействия алкоголя? Наследник романтизма, Блок не избегает двусмысленности и иронии. Несомненным представляется одно: мечта и действительность несовместимы, в мире быта нет места идеалу. Последние строки выглядят саркастическим выводом:
    Ты право, пьяное чудовище!
    Я знаю: истина в вине.
    Но — как знать? Может быть, это — вино поэзии? Романтический по своему характеру: образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блоковским произведениям. Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненна она лишь символ. Со временем ее образ наполняется жизненным содержанием: поэт ищет свою героиню в этом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни успокоения, так как невозможность существования ее на земле очевидна. Так развивается и находит свой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы — Вечной Женственности желанной подруги — падшего ангела — Незнакомки.

  4. Юлий Айхенвальд в книге «Силуэты русских писателей» назвал Александра Александровича Блока певцом Прекрасной Дамы, вспоминая, безусловно, о знаменитых блоковских «Стихах о Прекрасной Даме», появившихся в печати в самом начале XX века. Прекрасная Дама – образ, возникший в глубоком средневековье в эпоху рыцарского поклонения даме сердца и воспетый трубадурами Прованса. Прекрасной Дамой Александра Блока стала, как известно, Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь великого русского химика. Незадолго до появления своей первой поэтической книги Блок писал Менделеевой: «Ты – моё солнце, моё небо, моё блаженство».
    Действительно, Любовь Дмитриевна отличалась необыкновенным обаянием, поэтому едва ли случайно то, что Блок, тонко чувствующий красоту, видел в Менделеевой земное отражение божества, воплощение Вечной Женственности. Известно, что образ вечной женственности зародился в учении древнегреческого философа Платона, которое Блок очень хорошо знал. Платоновский космос был расколот на два мира: мир вещей – сферу земной жизни растений, животных и человека, бытия предметов и мир идей – поднебесную сферу, воплощающую красоту, гармонию и мудрость. Стремление к миру идей – это и есть Эрос, представляющий собой духовную энергию, любовь и музыку, исходящую из космоса.
    В пору увлечения философией Платона А.А. Блок знакомится с поэзией и философией Владимира Соловьёва, в работах которого образ вечной женственности был центральным. Начало XX века Соловьёв предлагал встретить новой религией, в центре которой окажется Бог. Всевышний явится на землю уже не в образе Иисуса Христа, а в образе Великой Премудрости – Божественной Софии. Этот образ со времён античности претерпел множество изменений, главное из которых заключается в том, что безликая энергия музыкального первоначала мира, согласно христианской традиции, приобрела плоть и кровь в женском облике. Вечное женственное начало вошло в историю мировой культуры в храмовом зодчестве (блистательный Софийский собор в Киеве), в строгом лике Богородицы с печальными глазами. В. Соловьёв подчёркивал, что не только христианское, но и языческое начало наполняет образ вечной женственности, поскольку она есть воплощение души природы и самой вселенной. София стала душой мира, той всемирной любовью, которая объединила небо и землю.
    Для А.А. Блока была важна в философии Соловьёва именно эта идея объединения музыкальной природы с образом вечной женственности. Все события, происходящие вокруг, Блок воспринимал как таинственные символы.
    Такими настроениями была проникнута первая книга стихов Блока. Под прекрасной дамой, каков бы ни был реальный прообраз, вызвавший посвящённые ей стихи, поэт видел божественное, вечно женственное начало, которое должно возродить, воскресить мир. Эта идея получила отражение, например, в стихотворении Блока «Сбылось пророчество моё…». Лирический герой этого текста, увидев её святилище, «весь исполнен торжества, … упоён великой тайной». В своих стихах поэт изображает себя то рыцарем, то «стражником во храме», «хранящим огонь лампад», то одним из верных рабов, сторожащих царицу у входа в её терем, то человеком, свершающим «в тёмном храме бедный обряд» в ожидании прекрасной Дамы, то пажом, который несёт за красавицей покрывало. Вся книга первых стихов Блока проникнута пафосом ожидания, неоднократно в поэтических текстах повторяются слова «я жду», «мы ждём» и т.д. Например, в стихотворении «» поэт пишет:
    «Предчувствую Тебя. Года проходят Предчувствую Тебя мимо –
    Всё в облике одном предчувствую Тебя.
    Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
    И молча жду, – тоскуя и любя».
    Это же чувство выражено и в стихотворении «Я жду призыва, жду ответа», где есть строки: «Я жду – и трепет объемлет новый,
    Всё ярче небо, молчанье глуше…
    Ночную тайну нарушит слово…
    Помилуй, Боже, ночные души!»
    В реальной жизни герой книги «Стихи о Прекрасной Даме» чувствует себя одиноким, земля для него пустынна. Только в идеальном мире поэт ощущает свободу и радость бытия. Всем предметам и переживаниям поэт придаёт смысл иносказания. Например, в ранних стихах Блока река предстаёт не только как водный поток, но и как символ границы, отделяющей лирического героя от идеала. Такие слова, как дверь, ступени, небеса, заря, берутся поэтом в особом, условном значении. Только в последних стихотворениях книги образы обретаю конкретность, становятся более жизненными, из-за куполов таинственных храмов проступают стены простых домов и даже фабрик, исчезают лики ангелов, но появляются лица людей. Мир намёков и отзвуков постепенно исчезает, появляется мир танца.
    Если в самых ранних стихах Блока (1904) Прекрасная Дама показана чаще всего как Богоматерь, то начиная с поэтических текстов 1905 года этот образ трансформируется. Например, в стихотворении «Пляски осенние» (1905г). Прекрасная дама явлена в нём как женщина танцующая, и её пляска сопровождается «волнением», полыханием сразу трёх стихий: воды («ниспадают струи», «реющая влага», «всплески»), воздуха («в небеса уходит мольба», «легкокрылая младость») и огня, который здесь образно характеризует яркие краски осени («ткань золотая», «золотое кольцо»). Осенняя пляска в этом стихотворении – это не только движения влажного воздуха, ветра, листьев по золотому лесу, не только кружение осенней девы и её подруг, но и музыка сначала «золотой трубы», а потом и «звенящего голоса», и, в конце концов, «музыка влаги». В этом стихотворении перед нами олицетворена душа языческой природы, языческий вариант Вечной Женственности, лик которой растворяется в бесконечности природных стихий.
    Прекрасная Дама будет появляться в стихах Блока то как Незнакомка, то как снежная маска, то как Кармен, то как Коломбина. Существует версия, что Последней прекрасной Дамой Блока стала главная героиня поэмы «Двенадцать» «толстоморденькая» Катька.
    Итак, если ранние стихи А.А. Блока были не столько любовной лирикой, сколько «философией космизма», которая адресовалась не к конкретной женщине, а к женщине идеальной, божественной, то поздние стихи поэта обретают более реалистические очертания.
    Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  5. Творчество Александра Блока приходится на начало XX века. Этот период ознаменовался для всей России как переломный в ее истории и отразился во многих произведениях великого поэта. Многие поэмы и стихотворения Блока, посвященные политической ситуации в стране, вызывают у читателей противоположные мнения. Некоторые восхищаются ими, другие не признают. Но можно точно сказать, что все с большим удовольствием читают произведения, относящиеся к ранней лирике Блока. Несомненно, это шедевры любовной лирики. Блок создавал их, вдохновленный своей молодой женой, дочкой великого русского ученого Менделеева. Ее красота послужила источником мыслей Блока, которые, сложившись в прекрасные стихи, заставляли волноваться сердца многих его почитателей. В произведениях Блока отсутствует образ конкретной женщины. Его Муза предстает в образе вечной женственности, нежности, непорочности. Прекрасная Дама Блока олицетворяет собой обычную земную женщину что-то возвышенное, объединяющее в себе лучшие женские черты:
    О, Святая, как ласковы свечи,
    Как отрадны Твои черты!
    Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
    Но я верю: Милая — Ты.
    Себя Блок представляет как служителя Прекрасной Дамы, как ее рыцаря:
    Вхожу я в темные храмы,
    Совершаю бедный обряд.
    Там жду я Прекрасной Дамы
    В мерцаньи красных лампад.
    В своих стихах Блок основывается на своих переживаниях, чувствах, он открывает свою душу, предстает перед нами пылким мечтательным юношей. Для него как будто не существует реальности, он полностью предан своим мечтам о Прекрасной Даме:
    Жизнью шумящей нестройно взволнован,
    Шепотом, криком смущен,
    Белой мечтой неподвижно прикован
    К берегу поздних времен.
    Белая Ты, в глубинах несмутина,
    В жизни — строга и гневна.
    Тайно тревожна и тайно любима,
    Дева, Заря, Купина.
    Но постепенно происходит кризис его юношеской мечтательности, она уступает место осознанию реальности. Его Прекрасная Дама обретает определенные черты, становится более земной. В «Незнакомке» Блок описывает свою новую Музу. Блок переносит ее из возвышенной среды в обычную, свойственную каждой простой женщине:
    По вечерам над ресторанами
    Горячий воздух дик и глух,
    И правит окриками пьяными
    Весенний и тлетворный дух.
    Она все так же прекрасна, горда, возвышается над однообразием и пошлостью. Но все же в ней произошли изменения:
    И медленно, пройдя меж пьяными,
    Всегда без спутников, одна,
    Дыша духами и туманами,
    Она садится у окна.
    И веют древними поверьями
    Ее упругие шелка,
    И шляпа с траурными перьями,
    И в кольцах узкая рука.
    Это описание наводит нас на мысль о ее аристократичности, благородном происхождении. Ее лицо покрывает вуаль, что символизирует какую-то тайну. Не все нам еще известно о новой Прекрасной Даме, создается ощущение, что за ее чудесной внешностью стоит что-то неизвестное:
    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль,
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль.
    Глухие тайны мне поручены,
    Мне чье-то солнце вручено,
    И все души моей излучины
    Пронзило терпкое вино.
    Может быть, именно эта тайна легла в основу названия стихотворения «Незнакомка». Шло время, и мнение Блока о своей Музе все больше изменялось и уходило дальше от образа Прекрасной Дамы и Незнакомки. В этот период Блок посвящал большинство своих творений Родине. Многие поэты представляли Родину в своих произведениях как мать. Блок же говорил о ней как о жене, как о возлюбленной:
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Так пишет о России Блок в цикле «На поле Куликовом». В стихотворении «Осенний день» Блок опять представляет свою Родину как жену:
    О, нищая моя страна,
    Что ты для сердца значишь?
    О, бедная моя жена,
    О чем ты горько плачешь?
    Таким образом, Блок постоянно изменялся, и вместе с ним постоянно изменялся образ его Музы. Эти стихи, наполненные огромной любовью к женственности, Родине, могут нравиться людям Любого возраста, мужчинам и женщинам, людям, увлекающимся политикой и далеким от нее, потому что они о любви, вечном чувстве, близком любому человеку. Ранние стихи Блока актуальны всегда, как актуальна всегда любовь.

  6. 6
    Текст добавил: Всё будет bym-bym-bym

    Весь горизонт в огне, и близко появленье,
    Но страшно мне — изменишь облик
    Ты, И дерзкое возбудишь подозренъе,
    Сменив в конце привычные черты.
    А. Блок
    С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение совершенной женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией и поэзией Вл. Соловьева. Учение последнего о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить и возродить мир, прошло сквозь призму поэтического таланта Блока. При этом “Стихи о Прекрасной Даме” во многом автобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическому произведению. Блок воплотил в них интимно-лирические переживания своей юности. Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом женственности и красоты.
    Весь цикл стихов о Прекрасной Даме пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед него как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она — небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед:
    Прозрачные, неведомые тени
    К тебе плывут, и с ними
    Ты плывешь,
    В объятия лазурных сновидений,
    Невнятных нам, —
    Себя Ты отдаешь.
    Она недоступна герою, потому что он — только человек, земной, грешный, смертный:
    А здесь, внизу, в пыли, в уничиженъе,
    Узрев на миг бессмертные черты,
    Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
    Тебя поет. Его не знаешь Ты…
    Лирический герой цикла, двойник поэта —
    Порой слуга, порою милый, И вечно — раб.
    Рыцарь, коленопреклоненный монах, раб, он свершает свое служение прекрасной царице, Пречистой Деве:
    Вхожу я в темные осрамы,
    Совершаю бедный обряд,
    Там жду я Прекрасной Дамы
    В мерцанье красных лампад.
    Во всем герою чудится ее присутствие — в бездонной лазури неба, в весеннем ветре, в песне скрипки:
    С той поры, что ни ночь, что ни день,
    Надо мной твоя белая тень,
    Запах белых цветов средь садов,
    Шелест, легких шагов у прудов…
    При этом героиня почти бесплотна, бестелесна, ее образ не предполагает ничего конкретного, “осязаемого”, ведь все земное ей чуждо:
    Вот лицо возникает из кружев,
    Возникает из кружев лицо…
    Вот плывут ее вьюжные трели,
    Звезды светлые шлейфом влача…
    “Мне не слышны ни вздохи, ни речи”, — говорит герой.
    Для описания объекта своего поклонения автор использует эпитеты типа “лучезарный”, “таинственный”, “несказанный”, “озаренный”, “отрадный”. Но в некоторых стихах о Прекрасной Даме ее образ принимает более конкретные, земные черты, лишенные налета мистики:
    Встану я в утро туманное,
    Солнце ударит в лицо.
    Ты ли, подруга желанная,
    Всходишь ко мне на крыльцо?
    Перед нами уже не отвлеченный образ, а земная женщина; следует заметить, что говоря о ней, поэт отказывается от прописных букв.
    В стихах, последовавших вслед за циклом о Прекрасной Даме, можно проследить дальнейшее развитие ее образа. Героиня цикла так и осталась небожительницей, не снизошедшей к герою и его любви. В более поздних стихотворениях возникает фигура новой героини, также по-своему воплощавшей идеал красоты и света. Небесный ангел, Звездная Дева неожиданно падает на землю:
    Звездой кровавой ты текла,
    Я измерял твой путь в печали,
    Когда ты падать начала.
    Метафизическое падение Девы тревожит и печалит
    героя, но затем он понимает, найдя свою возлюбленную
    на неосвященной земле, в “неосвещенных воротах”, что
    И этот взор не меньше светел,
    Чем был в туманных высотах.
    Спустившись с “небес”, героиня не потеряла своей красоты, прелести, очарования. Так рождается на свет Незнакомка — сошедший на землю ангел, “гений чистой красоты”, говоря словами А. С. Пушкина. В стихотворении “Шлейф, забрызганный звездами” героиня сравнивается с кометой, падающей вниз, соединяющей этим своим падением небо и землю:
    Шлейф, забрызганный звездами,
    Синий, синий, синий взор.
    Меж землей и небесами
    Вихрем поднятый костер.
    Так образ мистической “Вечной Женственности” сменяется в поэтическом мире Блока романтическим образом живущей на земле Незнакомки. И тогда возникает другой конфликт:
    Средь этой пошлости таинственной,
    Скажи, что делать мне с тобой —
    Недостижимой и единственной,
    Как вечер дымно-голубой?
    Героиня обречена на пребывание в мире пошлости и грязи. Как возможно сосуществование прекрасного и безобразного, возвышенного и обыденного? На этот вопрос Блок пытается дать ответ в своем стихотворении “Незнакомка”. Оно построено на противопоставлении двух миров. В первой части поэт дает картину уродливой повседневной реальности (духота улиц, скука, пыль, плач, визг). Обыденность, привычность происходящего подчеркиваются неоднократным употреблением сочетания “и каждый вечер”. И в то же время —
    …в час назначенный
    (Иль это только снится мне?)
    Девичий стан, шелками схваченный,
    В туманном движется окне.
    Образ Незнакомки нельзя толковать однозначно. То ли это только видение, пригрезившееся сидящему за стаканом вина герою? То ли это реальная женщина, наделенная атрибутами романтической возлюбленной — опять же, не без воздействия алкоголя? Наследник романтизма, Блок не избегает двусмысленности и иронии. Несомненным представляется одно: мечта и действительность несовместимы, в мире быта нет места идеалу. Последние строки выглядят саркастическим выводом:
    Ты право, пьяное чудовище!
    Я знаю: истина в вине.
    Но — как знать? Может быть, это — вино поэзии? Романтический по своему характеру: образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блоковским произведениям. Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненна она лишь символ. Со временем ее образ наполняется жизненным содержанием: поэт ищет свою героиню в этом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни успокоения, так как невозможность существования ее на земле очевидна. Так развивается и находит свой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы — Вечной Женственности желанной подруги — падшего ангела — Незнакомки.

  7. С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение совершенной женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией и поэзией Вл. Соловьева. Учение последнего о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить и возродить мир, прошло сквозь призму поэтического таланта Блока. При этом «Стихи о Прекрасной Даме» во многом автобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическому произведению. Блок воплотил в них интимно-лирические переживания своей юности. Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом женственности и красоты.
    Весь цикл стихов о Прекрасной Даме пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед нею как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она — небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед:
    Прозрачные, неведомые тени
    К тебе плывут, и с ними Ты плывешь,
    В объятия лазурных сновидений,
    Невнятных нам, — Себя Ты отдаешь.
    Она недоступна герою, потому что он — только человек, земной, грешный, смертный: А здесь, внизу, в пыли, в уничиженъе, Узрев на миг бессмертные черты, Безвестный раб, исполнен вдохновенья, Тебя поет. Его не знаешь Ты… Лирический  герой  цикла,   двойник  поэта —
    Порой слуга, порою милый,
    И вечно — раб.
    Рыцарь, коленопреклоненный монах, раб, он свершает свое служение прекрасной царице, Пречистой Деве:
    Вхожу я в темные храмы,
    Совершаю бедный обряд,
    Там жду я Прекрасной Дамы
    В мерцанье красных лампад.
    Во всем герою чудится ее присутствие — в бездонной лазури неба, в весеннем ветре, в песне скрипки:
    С той поры, что ни ночь, что ни день,
    Надо мной твоя белая тень,
    Запах белых цветов средь садов,
    Шелест, легких шагов у прудов…
    При этом героиня почти бесплотна, бестелесна, ее образ не предполагает ничего конкретного, «осязаемого», ведь все земное ей чуждо:
    Вот лицо возникает из кружев,
    Возникает из кружев лицо…
    Вот плывут ее вьюжные трели,
    Звезды светлые шлейфом влача…
    «Мне не слышны ни вздохи, ни речи»,
    — говорит герой.
    Для описания объекта своего поклонения автор использует эпитеты типа «лучезарный», «таинственный», «несказанный», «озаренный», «отрадный». Но в некоторых стихах о Прекрасной Даме ее образ принимает более конкретные, земные черты, лишенные налета мистики:
    Встану я в утро туманное,
    Солнце ударит в лицо.
    Ты ли, подруга желанная,
    Всходишь ко мне на крыльцо?
    Перед нами уже не отвлеченный образ, а земная женщина; следует заметить, что говоря о ней, поэт отказывается от прописных букв.
    В стихах, последовавших вслед за циклом о Прекрасной Даме, можно проследить дальнейшее развитие ее образа. Героиня цикла так и осталась небожительницей, не снизошедшей к герою и его любви. В более поздних стихотворениях возникает фигура новой героини, также по-своему воплощавшей идеал красоты и света. Небесный ангел, Звездная Дева неожиданно падает на землю:
    Звездой кровавой ты текла,
    Я измерял твой путь в печали,
    Когда ты падать начала.
    Метафизическое падение Девы тревожит и печалит героя, но затем он понимает, найдя свою возлюбленную на неосвященной земле, в «неосвещенных воротах», что
    И этот взор не меньше светел, Чем был в туманных высотах. Спустившись с «небес», героиня не потеряла своей красоты, прелести, очарования. Так рождается на свет Незнакомка — сошедший на землю ангел, «гений чистой красоты», говоря словами А. С. Пушкина. В стихотворении «Шлейф, забрызганный звездами» героиня сравнивается с кометой, падающей вниз, соединяющей этим своим падением небо и землю:
    Шлейф, забрызганный звездами,
    Синий, синий, синий взор.
    Меж землей и небесами
    Вихрем поднятый костер.
    Так образ мистической «Вечной Женственности» сменяется в поэтическом мире Блока романтическим образом живущей на земле Незнакомки. И тогда возникает другой конфликт:
    Средь этой пошлости таинственной,
    Скажи, что делать мне с тобой —
    Недостижимой и единственной,
    Как вечер дымно-голубой?
    Героиня обречена на пребывание в мире пошлости и грязи. Как возможно сосуществование прекрасного и безобразного, возвышенного и обыденного? На этот вопрос Блок пытается дать ответ в своем стихотворении «Незнакомка». Оно построено на противопоставлении двух миров. В первой части поэт дает картину уродливой повседневной реальности (духота улиц, скука, пыль, плач, визг). Обыденность,  привычность происходящего подчеркиваются неоднократным употреблением сочетания «и каждый вечер». И в то же время —
    …в час назначенный
    (Иль это только снится мне?)
    Девичий стан, шелками схваченный,
    В туманном движется окне.
    Образ Незнакомки нельзя толковать однозначно. То ли это только видение, пригрезившееся сидящему за стаканом вина герою? То ли это реальная женщина, наделенная атрибутами романтической возлюбленной — опять же, не без воздействия алкоголя? Наследник романтизма, Блок не избегает двусмысленности и иронии. Несомненным представляется одно: мечта и действительность несовместимы, в мире быта нет места идеалу. Последние строки выглядят саркастическим выводом:
    Ты право, пьяное чудовище!
    Я знаю: истина в вине.
    Но — как знать? Может быть,
    это — вино поэзии?
    Романтический по своему характеру: образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блоковским произведениям. Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненна она лишь символ. Со временем ее образ наполняется жизненным содержанием: поэт ищет свою героиню в этом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни успокоения, так как невозможность существования ее на земле очевидна. Так развивается и находит свой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы — Вечной Женственности желанной подруги — падшего ангела — Незнакомки.

  8. В пору увлечения философией Платона А.А. Блок знакомится с поэзией и философией Владимира Соловьёва, в работах которого образ вечной женственности был центральным. Начало XX века Соловьёв предлагал встретить новой религией, в центре которой окажется Бог. Всевышний явится на землю уже не в образе Иисуса Христа, а в образе Великой Премудрости – Божественной Софии. Этот образ со времён античности претерпел множество изменений, главное из которых заключается в том, что безликая энергия музыкального первоначала мира, согласно христианской традиции, приобрела плоть и кровь в женском облике. Вечное женственное начало вошло в историю мировой культуры в храмовом зодчестве (блистательный Софийский собор в Киеве), в строгом лике Богородицы с печальными глазами. В. Соловьёв подчёркивал, что не только христианское, но и языческое начало наполняет образ вечной женственности, поскольку она есть воплощение души природы и самой вселенной. София стала душой мира, той всемирной любовью, которая объединила небо и землю.
    Для А.А. Блока была важна в философии Соловьёва именно эта идея объединения музыкальной природы с образом вечной женственности. Все события, происходящие вокруг, Блок воспринимал как таинственные символы.
    Такими настроениями была проникнута первая книга стихов Блока. Под прекрасной дамой, каков бы ни был реальный прообраз, вызвавший посвящённые ей стихи, поэт видел божественное, вечно женственное начало, которое должно возродить, воскресить мир. Эта идея получила отражение, например, в стихотворении Блока «Сбылось пророчество моё…». Лирический герой этого текста, увидев её святилище, «весь исполнен торжества, … упоён великой тайной». В своих стихах поэт изображает себя то рыцарем, то «стражником во храме», «хранящим огонь лампад», то одним из верных рабов, сторожащих царицу у входа в её терем, то человеком, свершающим «в тёмном храме бедный обряд» в ожидании прекрасной Дамы, то пажом, который несёт за красавицей покрывало. Вся книга первых стихов Блока проникнута пафосом ожидания, неоднократно в поэтических текстах повторяются слова «я жду», «мы ждём» и т.д. Например, в стихотворении «» поэт пишет:
    «Предчувствую Тебя. Года проходят Предчувствую Тебя мимо –
    Всё в облике одном предчувствую Тебя.
    Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
    И молча жду, – тоскуя и любя».
    Это же чувство выражено и в стихотворении «Я жду призыва, жду ответа», где есть строки: «Я жду – и трепет объемлет новый,
    Всё ярче небо, молчанье глуше…
    Ночную тайну нарушит слово…
    Помилуй, Боже, ночные души!»
    В реальной жизни герой книги «Стихи о Прекрасной Даме» чувствует себя одиноким, земля для него пустынна. Только в идеальном мире поэт ощущает свободу и радость бытия. Всем предметам и переживаниям поэт придаёт смысл иносказания. Например, в ранних стихах Блока река предстаёт не только как водный поток, но и как символ границы, отделяющей лирического героя от идеала. Такие слова, как дверь, ступени, небеса, заря, берутся поэтом в особом, условном значении. Только в последних стихотворениях книги образы обретаю конкретность, становятся более жизненными, из-за куполов таинственных храмов проступают стены простых домов и даже фабрик, исчезают лики ангелов, но появляются лица людей. Мир намёков и отзвуков постепенно исчезает, появляется мир танца.
    Если в самых ранних стихах Блока (1904) Прекрасная Дама показана чаще всего как Богоматерь, то начиная с поэтических текстов 1905 года этот образ трансформируется. Например, в стихотворении «Пляски осенние» (1905г). Прекрасная дама явлена в нём как женщина танцующая, и её пляска сопровождается «волнением», полыханием сразу трёх стихий: воды («ниспадают струи», «реющая влага», «всплески»), воздуха («в небеса уходит мольба», «легкокрылая младость») и огня, который здесь образно характеризует яркие краски осени («ткань золотая», «золотое кольцо»). Осенняя пляска в этом стихотворении – это не только движения влажного воздуха, ветра, листьев по золотому лесу, не только кружение осенней девы и её подруг, но и музыка сначала «золотой трубы», а потом и «звенящего голоса», и, в конце концов, «музыка влаги». В этом стихотворении перед нами олицетворена душа языческой природы, языческий вариант Вечной Женственности, лик которой растворяется в бесконечности природных стихий.
    Прекрасная Дама будет появляться в стихах Блока то как Незнакомка, то как снежная маска, то как Кармен, то как Коломбина. Существует версия, что Последней прекрасной Дамой Блока стала главная героиня поэмы «Двенадцать» «толстоморденькая» Катька.
    Итак, если ранние стихи А.А. Блока были не столько любовной лирикой, сколько «философией космизма», которая адресовалась не к конкретной женщине, а к женщине идеальной, божественной, то поздние стихи поэта обретают более реалистические очертания.
    Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  9. Главной темой в лирике Александра Александровича Блока всегда была любовь, воспевание вечной женственности. Первый сборник его стихов называется «Ante Lucem» — «До света», а второй — «Стихи к Прекрасной Даме», уже озаренный светом любви.
    Сам образ Прекрасной Дамы пришел из провансальской поэзии, из лирики трубадуров. В этой традиции служение Прекрасной Даме понималось как бескорыстная любовь к ней; Дама всегда находилась на определенной дистанции от поклонника, могла даже не знать его имени. В цикле Блока Дама — это не столько конкретная женщина (её черты почти не угадываются), сколько олицетворение святой Софии, вечной женственности. Она всечеловечна, её дух растворен во всем, её нельзя любить обыкновенной, земной любовью, а можно только поклоняться.
    Перед Тобой синеют без границы
    Моря, поля, и горы, и леса,
    Перекликаются в свободной выси птицы,
    Встает туман, алеют небеса…
    Лирический герой заключен в огненный круг любви, околдован её огнями, через любовь он поднимается над привычной реальностью. И неясный, зыбкий, обладающий сверхчеловеческой природой образ Прекрасной Дамы ведет его в небеса. Но уже тогда, в 1901 году Блока томили дурные предчувствия:
    Весь горизонт в огне, и близко появленье,
    Но страшно мне: изменишь облик Ты,
    И дерзкое возбудишь подозренье,
    Сменив в конце привычные черты.
    И вскоре Прекрасная Дама действительно меняет свой облик. Она уже не абстрактная женственность, а девушка, невеста, или сказочная Королевна, а то и цыганка, поющая в кабаке. Она уже отнюдь не идеальна, и ей уже можно горько сказать:
    Не меня ты любишь, Млада,
    Дикой вольности сестра!
    Любишь краденые клады,
    Полуночный свист костра!
    Она уже не светлая София, а мистическая Ночь с факелом-кубком, в её облике появляется что-то грозное. И сам герой изменился, душа его заржавела, устала, и он мечтает о смерти. А черты Дамы продолжают меняться, и вот это уже не лицо, а маска. Кто за ней — неизвестно. Незнакомка — Невидимка, то таинственно-прекрасная, то странная, она по-прежнему владеет душой лирического героя:
    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль,
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль.
    В 1907 году Александром Блоком был написан цикл «Снежная маска». Героиня этого цикла уже не имеет ничего общего с Прекрасной Дамой ранней лирики. В ней есть что-то дьявольское, её любовь ведет к гибели:
    Рукавом моих метелей
    Задушу.
    Серебром моих веселий
    Оглушу.
    Она вся состоит из снегов, из метели, за маской лирическому герою открывается бездна, но он уже целиком захвачен вихрем, он уже погиб. Это существо так же нечеловечно, как и Прекрасная Дама, но — с отрицательным зарядом. Это скорее олицетворение мирового зла, такого влекущего и искушающего, что
    …сердце хочет гибели,
    Тайно просится на дно…
    И герой погибает. В поздней лирике Блока уже нет чистого поклонения вечной женственности, да и поклоняться некому. Герой перегорел, его душа иссякла, унеслась в воронку-вихрь Снежной Маски, он мертв:
    Как тяжело ходить среди людей
    И притворятся непогибшим,
    И об игре трагической страстей
    Повествовать еще не жившим.
    Трагичен путь А.Блока. Предчувствие сбылось — Она изменила облик и погубила душу лирического героя, но остались великие стихи, одни из самых прекрасных стихов в русской литературе.

  10. Тема: – Эволюция образа прекрасной дамы в лирике А. Блока

    Весь горизонт в огне, и близко появленье,
    Но страшно мне — изменишь облик
    Ты, И дерзкое возбудишь подозренъе,
    Сменив в конце привычные черты.
    А. Блок
    С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение совершенной женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией и поэзией Вл. Соловьева. Учение последнего о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить и возродить мир, прошло сквозь призму поэтического таланта Блока. При этом “Стихи о Прекрасной Даме” во многом автобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическому произведению. Блок воплотил в них интимно-лирические переживания своей юности. Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом женственности и красоты.
    Весь цикл стихов о Прекрасной Даме пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед него как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она — небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед:
    Прозрачные, неведомые тени
    К тебе плывут, и с ними
    Ты плывешь,
    В объятия лазурных сновидений,
    Невнятных нам, —
    Себя Ты отдаешь.
    Она недоступна герою, потому что он — только человек, земной, грешный, смертный:
    А здесь, внизу, в пыли, в уничиженъе,
    Узрев на миг бессмертные черты,
    Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
    Тебя поет. Его не знаешь Ты…
    Лирический герой цикла, двойник поэта —
    Порой слуга, порою милый, И вечно — раб.
    Рыцарь, коленопреклоненный монах, раб, он свершает свое служение прекрасной царице, Пречистой Деве:
    Вхожу я в темные осрамы,
    Совершаю бедный обряд,
    Там жду я Прекрасной Дамы
    В мерцанье красных лампад.
    Во всем герою чудится ее присутствие — в бездонной лазури неба, в весеннем ветре, в песне скрипки:
    С той поры, что ни ночь, что ни день,
    Надо мной твоя белая тень,
    Запах белых цветов средь садов,
    Шелест, легких шагов у прудов…
    При этом героиня почти бесплотна, бестелесна, ее образ не предполагает ничего конкретного, “осязаемого”, ведь все земное ей чуждо:
    Вот лицо возникает из кружев,
    Возникает из кружев лицо…
    Вот плывут ее вьюжные трели,
    Звезды светлые шлейфом влача…
    “Мне не слышны ни вздохи, ни речи”, — говорит герой.
    Для описания объекта своего поклонения автор использует эпитеты типа “лучезарный”, “таинственный”, “несказанный”, “озаренный”, “отрадный”. Но в некоторых стихах о Прекрасной Даме ее образ принимает более конкретные, земные черты, лишенные налета мистики:
    Встану я в утро туманное,
    Солнце ударит в лицо.
    Ты ли, подруга желанная,
    Всходишь ко мне на крыльцо?
    Перед нами уже не отвлеченный образ, а земная женщина; следует заметить, что говоря о ней, поэт отказывается от прописных букв.
    В стихах, последовавших вслед за циклом о Прекрасной Даме, можно проследить дальнейшее развитие ее образа. Героиня цикла так и осталась небожительницей, не снизошедшей к герою и его любви. В более поздних стихотворениях возникает фигура новой героини, также по-своему воплощавшей идеал красоты и света. Небесный ангел, Звездная Дева неожиданно падает на землю:
    Звездой кровавой ты текла,
    Я измерял твой путь в печали,
    Когда ты падать начала.
    Метафизическое падение Девы тревожит и печалит
    героя, но затем он понимает, найдя свою возлюбленную
    на неосвященной земле, в “неосвещенных воротах”, что
    И этот взор не меньше светел,
    Чем был в туманных высотах.
    Спустившись с “небес”, героиня не потеряла своей красоты, прелести, очарования. Так рождается на свет Незнакомка — сошедший на землю ангел, “гений чистой красоты”, говоря словами А. С. Пушкина. В стихотворении “Шлейф, забрызганный звездами” героиня сравнивается с кометой, падающей вниз, соединяющей этим своим падением небо и землю:
    Шлейф, забрызганный звездами,
    Синий, синий, синий взор.
    Меж землей и небесами
    Вихрем поднятый костер.
    Так образ мистической “Вечной Женственности” сменяется в поэтическом мире Блока романтическим образом живущей на земле Незнакомки. И тогда возникает другой конфликт:
    Средь этой пошлости таинственной,
    Скажи, что делать мне с тобой —
    Недостижимой и единственной,
    Как вечер дымно-голубой?
    Героиня обречена на пребывание в мире пошлости и грязи. Как возможно сосуществование прекрасного и безобразного, возвышенного и обыденного? На этот вопрос Блок пытается дать ответ в своем стихотворении “Незнакомка”. Оно построено на противопоставлении двух миров. В первой части поэт дает картину уродливой повседневной реальности (духота улиц, скука, пыль, плач, визг). Обыденность, привычность происходящего подчеркиваются неоднократным употреблением сочетания “и каждый вечер”. И в то же время —
    …в час назначенный
    (Иль это только снится мне?)
    Девичий стан, шелками схваченный,
    В туманном движется окне.
    Образ Незнакомки нельзя толковать однозначно. То ли это только видение, пригрезившееся сидящему за стаканом вина герою? То ли это реальная женщина, наделенная атрибутами романтической возлюбленной — опять же, не без воздействия алкоголя? Наследник романтизма, Блок не избегает двусмысленности и иронии. Несомненным представляется одно: мечта и действительность несовместимы, в мире быта нет места идеалу. Последние строки выглядят саркастическим выводом:
    Ты право, пьяное чудовище!
    Я знаю: истина в вине.
    Но — как знать? Может быть, это — вино поэзии? Романтический по своему характеру: образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блоковским произведениям. Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненна она лишь символ. Со временем ее образ наполняется жизненным содержанием: поэт ищет свою героиню в этом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни успокоения, так как невозможность существования ее на земле очевидна. Так развивается и находит свой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы — Вечной Женственности желанной подруги — падшего ангела — Незнакомки.

  11. Весь горизонт в огне, и близко появленье,
    Но страшно мне — изменишь облик
    Ты, И дерзкое возбудишь подозренъе,
    Сменив в конце привычные черты.
    А. Блок
    С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение совершенной женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией и поэзией Вл. Соловьева. Учение последнего о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить и возродить мир, прошло сквозь призму поэтического таланта Блока. При этом “Стихи о Прекрасной Даме” во многом автобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическому произведению. Блок воплотил в них интимно-лирические переживания своей юности. Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом женственности и красоты.
    Весь цикл стихов о Прекрасной Даме пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед него как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она — небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед:
    Прозрачные, неведомые тени
    К тебе плывут, и с ними
    Ты плывешь,
    В объятия лазурных сновидений,
    Невнятных нам, —
    Себя Ты отдаешь.
    Она недоступна герою, потому что он — только человек, земной, грешный, смертный:
    А здесь, внизу, в пыли, в уничиженъе,
    Узрев на миг бессмертные черты,
    Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
    Тебя поет. Его не знаешь Ты…
    Лирический герой цикла, двойник поэта —
    Порой слуга, порою милый, И вечно — раб.
    Рыцарь, коленопреклоненный монах, раб, он свершает свое служение прекрасной царице, Пречистой Деве:
    Вхожу я в темные осрамы,
    Совершаю бедный обряд,
    Там жду я Прекрасной Дамы
    В мерцанье красных лампад.
    Во всем герою чудится ее присутствие — в бездонной лазури неба, в весеннем ветре, в песне скрипки:
    С той поры, что ни ночь, что ни день,
    Надо мной твоя белая тень,
    Запах белых цветов средь садов,
    Шелест, легких шагов у прудов…
    При этом героиня почти бесплотна, бестелесна, ее образ не предполагает ничего конкретного, “осязаемого”, ведь все земное ей чуждо:
    Вот лицо возникает из кружев,
    Возникает из кружев лицо…
    Вот плывут ее вьюжные трели,
    Звезды светлые шлейфом влача…
    “Мне не слышны ни вздохи, ни речи”, — говорит герой.
    Для описания объекта своего поклонения автор использует эпитеты типа “лучезарный”, “таинственный”, “несказанный”, “озаренный”, “отрадный”. Но в некоторых стихах о Прекрасной Даме ее образ принимает более конкретные, земные черты, лишенные налета мистики:
    Встану я в утро туманное,
    Солнце ударит в лицо.
    Ты ли, подруга желанная,
    Всходишь ко мне на крыльцо?
    Перед нами уже не отвлеченный образ, а земная женщина; следует заметить, что говоря о ней, поэт отказывается от прописных букв.
    В стихах, последовавших вслед за циклом о Прекрасной Даме, можно проследить дальнейшее развитие ее образа. Героиня цикла так и осталась небожительницей, не снизошедшей к герою и его любви. В более поздних стихотворениях возникает фигура новой героини, также по-своему воплощавшей идеал красоты и света. Небесный ангел, Звездная Дева неожиданно падает на землю:
    Звездой кровавой ты текла,
    Я измерял твой путь в печали,
    Когда ты падать начала.
    Метафизическое падение Девы тревожит и печалит
    героя, но затем он понимает, найдя свою возлюбленную
    на неосвященной земле, в “неосвещенных воротах”, что
    И этот взор не меньше светел,
    Чем был в туманных высотах.
    Спустившись с “небес”, героиня не потеряла своей красоты, прелести, очарования. Так рождается на свет Незнакомка — сошедший на землю ангел, “гений чистой красоты”, говоря словами А. С. Пушкина. В стихотворении “Шлейф, забрызганный звездами” героиня сравнивается с кометой, падающей вниз, соединяющей этим своим падением небо и землю:
    Шлейф, забрызганный звездами,
    Синий, синий, синий взор.
    Меж землей и небесами
    Вихрем поднятый костер.
    Так образ мистической “Вечной Женственности” сменяется в поэтическом мире Блока романтическим образом живущей на земле Незнакомки. И тогда возникает другой конфликт:
    Средь этой пошлости таинственной,
    Скажи, что делать мне с тобой —
    Недостижимой и единственной,
    Как вечер дымно-голубой?
    Героиня обречена на пребывание в мире пошлости и грязи. Как возможно сосуществование прекрасного и безобразного, возвышенного и обыденного? На этот вопрос Блок пытается дать ответ в своем стихотворении “Незнакомка”. Оно построено на противопоставлении двух миров. В первой части поэт дает картину уродливой повседневной реальности (духота улиц, скука, пыль, плач, визг). Обыденность, привычность происходящего подчеркиваются неоднократным употреблением сочетания “и каждый вечер”. И в то же время —
    …в час назначенный
    (Иль это только снится мне?)
    Девичий стан, шелками схваченный,
    В туманном движется окне.
    Образ Незнакомки нельзя толковать однозначно. То ли это только видение, пригрезившееся сидящему за стаканом вина герою? То ли это реальная женщина, наделенная атрибутами романтической возлюбленной — опять же, не без воздействия алкоголя? Наследник романтизма, Блок не избегает двусмысленности и иронии. Несомненным представляется одно: мечта и действительность несовместимы, в мире быта нет места идеалу. Последние строки выглядят саркастическим выводом:
    Ты право, пьяное чудовище!
    Я знаю: истина в вине.
    Но — как знать? Может быть, это — вино поэзии? Романтический по своему характеру: образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блоковским произведениям. Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненна она лишь символ. Со временем ее образ наполняется жизненным содержанием: поэт ищет свою героиню в этом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни успокоения, так как невозможность существования ее на земле очевидна. Так развивается и находит свой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы — Вечной Женственности желанной подруги — падшего ангела — Незнакомки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *