Сочинение на тему образ пугачева

8 вариантов

  1. (305 слов)
    Образ Пугачева – один из самых ярких и интересных в романе. Он является воплощением жестокости и одновременно милосердия, это сильная волевая натура со своими слабостями и пристрастиями, сочетание народной непросвещенности и своеобразной мудрости.
    Именно Пугачев – центральная фигура романа, вопреки заглавию книги. Назвать произведение именем государственного преступника значит привлечь внимание цензоров и не увидеть свой труд в печати, поэтому А.С. Пушкин успешно избежал этой проблемы, дав нейтральное с точки зрения современного автору общества название. В романе раскрывается вся проблематика того времени, поэтому историческая линия, сосредоточенная вокруг фигуры Пугачева, выходит на первый план.
    Самый знаменитый эпизод – первая встреча Гринева и будущего предводителя восстания, тот, где молодой барин отдаёт свой заячий тулуп нищему мужику. На нем завязывается весь дальнейший сюжет. Уже после знаменитый государственный преступник не раз спасёт Петра от смерти, помня об этом его поступке. Своевластный и жёсткий, он ценит доброту и благородство. Три раза Гринев отказывался служить казачьего атаману, но не оказался на виселице, а каждый раз получал от него дар, главным образом, — жизнь. Почему? Потому что Емельян ценил его простую искренность и неоспоримую верность, смелость высказать свои мысли и рискнуть жизнью. Именно такими Пугачев хотел бы видеть своих людей, понимая, что это невозможно — все они преступники и продали бы его при первом выгодном предложении. С этой стороны фигура народного мстителя трагическая.

  2. Данная повесть от начала и до конца посвящена восстанию крестьян, которое происходило в 1773-1774 годах. Несмотря на то, что мир, в котором происходят события создан автором, реальные действия там всё же присутствуют.
    Одним из главных персонажей данного произведения является Емельян Пугачёв, зачинщик движения повстанцев. Здесь его образ очень схож с историческим: он груб, жесток, кровожаден. Вообще он разбойник и злодей, который загубил множество невинных людей. Однако нельзя не согласиться с тем, что он был по-своему уникален. Благодаря своим способностям, он сумел привлечь на свою сторону большое количество народа России. Александр Сергеевич выделяет и некоторые положительные качества данного героя, которые были помимо отрицательных. У него есть прекрасная смекалка, он хорошо соображает, способен спокойно рассуждать.  Своими дальнейшими действиями он не раз показывал мудрость, которая была далеко не у каждого предводителя.
    К дворянам он был практически одинаково жесток. Господин Миронов вместе со своей женой и слугами были беспощадно казнены Пугачёвым. Однако эти дворяне довольно хорошо относились к крепостным. Но для предводителя восстания не играло роли, хороший дворянин или плохой. Он казнил их без разбору, включая помещиков и других господ, стоявших по рангу выше крестьян. Пугачёв уничтожал любого человека, кто встал быпротив его движения.
    Также он проявлял снисходительность к тем, кто с добром относился к нему. Когда Гринёв вручил подарок Пугачёву в виде своего тёплого тулупа и бутылку водки, то Емельян впоследствии отблагодарил Петра Андреевича. Пугачёв помог ему разобраться со Швабриным, когда тот забрал себе Марию Миронову.
    Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что Емельян не был полностью плохим человеком. У него также проявлялась доброта и щедрость по отношению к тем, кто также добр был к нему. К своим подчинённым он относился достаточно тепло. Он был как бы добрым “царём-батюшкой”. А тех людей, кто осмелился спорить с его мнением, он не казнил, а выслушивал.
    Пушкин показывает в Пугачёве широкую душу русского человека. Но он не разделяет его кровожадных взглядов на иерархию Российской Империи.

    Образ Емельяна Пугачева в повести Пушкина Капитанская дочка

    Александр Сергеевич Пушкин создал не мало поэтических и прозаических произведений, достойных внимания всех читателей. Одним из актуальных произведений о чести, достоинстве, гордости и долге является повесть (роман) под названием «Капитанская дочка». Данное произведение повествует об исторических событиях восстания Емельяна Пугачева. Главным героем произведения является, собственно, этот мятежник. Его образ и характеристика рассмотрены в данной статье.
    Емельян Пугачев является реально существовавшим персонажем. Под его руководством было поднято крестьянское восстание в 1773 году. Оно было жестоко подавлено императорской властью. Емельян мыл мятежником и происходил из простых людей.
    Александр Сергеевич Пушкин изобразил героя не как кровожадного, жестокого убийцу, не знающего пощады, а умного, смекалистого вождя, лидера, который сумел повести за собою весь народ. Историки изображали его иначе. Не любой человек из толпы способен организовать крестьянское восстание. А Пугачев смог. Неспроста. Это ему удалось благодаря природной остроте ума, сноровке, энергичности. К нему начали прислушиваться и следовать за ними крестьянство всей страны. Они уважали Пугачева и, конечно же, он имел для них какой-то авторитет. Это, безусловно, о чем-то заявляет.
    Емельян Пугачев изображён, как некий «борец за справедливость». Он милосерден и добр к крестьянам, ведь сам таковым является, но жестоко расправляется над теми, кто принадлежит к дворянству, ведь они являются для него первостепенным угнетателями. Он не пытается разобраться в личности. Он сразу же без суда и следствия казнит Миронова и его жену. Он не знал, что они могут быть хорошими и добрыми людьми, и не стал ничего выяснять.  Среди дворян Пугачев считает всех врагами.
    При этом нельзя назвать данного героя, лишенного сердца и памяти на добро. Пугачев помнит все добрые дела, которые для него кто-либо сделал. Таким человеком стал Петр Гринев.
    Сначала он не знал, что встретил именно Емельяна Пугачев. Потому в кабаке не пожалел человеку рюмки водки и заячьего тулупа. Возможно, что именно это и предопределило судьбу Петра, который, повстречав Пугачева в Оренбургской крепости, смог уберечься от верной смерти.
    Пугачев три раза миловал и отпускал Петра. Он даже предлагал тому перейти на его сторону, но тот отказался из-за слова, данного императрице.
    При всем при том, что Пугачев был жестоким, в некоторых ситуациях он вел себя как человек.

  3. Емельян Пугачев, один из главных персонажей в этой повести, этот человек сыграл важную роль в жизни Гринева и Маши Мироновой. Свое повествование о Пугачеве, Пушкин начинает с того времени, когда Пугачев еще не был бунтовщиком, а был самым обычным казаком.
    Пушкин, неоднозначно описывает Пугачева в первой встрече с Гриневым, «то ли волк, то ли человек», говорит автор. Кошмарный сон, который приснился Гриневу, где он увидел убийцу в комнате с мертвыми телами, говорит о противоречивости натуры Пугачева, он благословляет одних, других предает жестокой казни.
    Судьба Гринева была бы решена, и он был бы убит, если бы Пугачев не опознал в Гриневе человека, который когда-то ему очень помог. Пугачев очень жесток по отношению к другим людям, он приказал убить защитников крепости, за то, что они не захотели присягнуть ему, но пощадил Гринева, в знак благодарности за добрый поступок.
    По своей сути, Пугачев обманщик, он повел за собой массу народа выдавая себя за царя, не имея в себе даже отдаленно царской крови. Многие ему верили, думая, что пришел справедливый царь освободитель, без зазрения совести Пугачев пользовался доверием обманутых им людей. В разговоре с Гриневым, он и не стесняясь называет себя проходимцем и сравнивает с Гришкой Отрепьевым.
    Пушкин, наделил Пугачева благородными чертами, однако в своей реальной жизни, это был жестокий и никого не щадивший человек, он без зазрения совести из шалости легко убивал людей, реальный Пугачев, не щадил ни друзей ни любовниц.
    В последний момент, Пугачев молит о пощаде, такой конец недостоин его, ему отрубили голову и показали народу, так бесславно погиб Емельян Пугачев, разбойник, казак, самозванец. Он не погиб как воин на поле боя, а унизил себя перед властями и униженный ушел из этого мира. Гринев сокрушаясь жалел, что Пугачев погиб так бесславно и принял недостойную его смерть, так описал смерть Пугачева Пушкин.
    На самом деле Пугачева казнили 10 января 1775 года, в отличие от Пушкинского персонажа, реальный Пугачев принял смерть достойно и смиренно, он попросил прощения у народа и принял жестокую казнь, осознав свои злодеяния перед людьми. В народной памяти Пугачев остался как освободитель, заступник от произвола властей и защитник простых людей.

  4. Первое знакомство Гринева и Пугачева показало, что предводитель мятежников не такой злодей, как о нем говорят царские власти. Его внешность показалась главному герою «замечательной». Это был простой человек сорока лет, худощавого телосложения, с черной бородой, в которой пробивалась седина. Его отличал живой взгляд и плутовское лицо.
    В «Капитанской дочке» Пугачев, кроме всего прочего, изображен как простой казак. Его речь была наполнена народным фольклором. Он просил называть себя «царь-батюшка», ведь в сознании русского человека всегда жила слава про «доброго царя». Он не был тираном. Отношения со своими подчиненными Пугачев строил на принципах демократизма. Каждый мог высказать свое мнение и поспорить с «царем-батюшкой».
    Главные черты характера Емельяна Пугачева были заключены в сказе про орла и ворона. Свою жизнь Пугачев ассоциирует с жизнью орла, который живет, хотя и не долгую жизнь, но каждый день «пьет живую кровь».
    В образе Емельяна Пугачева Пушкин показал все величие русского человека с его огромной душей и многогранным характером. Хотя автор и восхищается силой своего героя, он не разделяет его взглядов на силовое решение конфликта. Пушкин был сторонником реформ и категорически был против любой революции. В подтверждение чего, он пишет: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». Автор расценивает крестьянское восстание как бессмысленную затею, не пытаясь дать оценку историческим событиям. «Капитанская дочка» – это повесть о сильном характере русского человека – Емельяне Пугачеве.

  5. Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» написано на историческую тему, связанную со временем правления Екатерины II и с народным восстанием под предводительством Емельяна Пугачёва. Пугачёв – одно из главных действующих лиц повести.
    История России показывает нам Емельяна Пугачёва как народного заступника, который не щадил своих противников, устраивал кровавые расправы над ними. Но так ли однозначен образ Пугачёва в произведении А. С. Пушкина?
    Впервые мы знакомимся с Пугачёвым косвенно. Главный герой Петр Гринёв встречает во время бурана мужичка, который спасает ему жизнь и сопровождает на постоялый двор для ночлега. Пётр дарит ему заячий тулуп в благодарность за спасение. Мужичок искренне радуется дару барина, приговаривая: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». Необходимо обратить внимание на эти слова, потому что в дальнейшей истории отношений Гринёва и Пугачёва они сыграют важную роль. В этой сцене мы видим человека (Пугачёва), который искренне ценит благородство и щедрость в людях.
    В последующих сценах Пугачёв предстаёт перед нами как бунтовщик, каратель, противник власти, жестокий человек, который захватывает Белогорскую крепость и подчиняет себе её жителей, а тех, кто не повинуется – казнит. Безжалостно расправляется он с капитаном Мироновым, с его женой, с защитниками крепости. Но, в то же время, он помиловал Гринёва, вспомнив, что этот человек сделал ему добро, проявил к нему щедрость своей души. Пугачёв ценит в людях их лучшие качества: искренность, верность, честь, достоинство. Он видит, что Гринёв – человек чести, это подкупает его. На протяжении всего произведения мы видим, что отношения Пугачёва и Гринёва «дружеские», Пугачёв не раз помогал Гринёву. Например, вызволил Машу из рук Швабрина.
    Пугачёв умён и хитёр, он понимает опасность и неустойчивость своего положения среди народа. Ему приходится притворяться, играть на публику. Например, когда Гринёв отказывается целовать Пугачёва руку, он переводит беседу в шутку: «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!». Он понимает, что неповиновение Гринёва могло сыграть злую шутку, что народ мог усомниться в нём.
    Образ Емельяна Пугачёва – неоднозначный. С одной стороны, мы видим жестокого человека, с другой стороны – жертву времени, государственного строя. Пугачёв сражался за народную свободу. Благая цель не принесла результатов, герой был пойман, его же соратники предают своего вожака.
    А. С. Пушкину удалось создать многостороннего героя, в котором читатели находят и положительные, и отрицательные черты характера, который вызывает презрение и ненависть, уважение, благодарность и жалость.

  6. Пугачев Емельян – вождь антидворянского восстания, называющий себя «великим государем» Петром III.
    Этот образ в повести многогранен: П. и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.
    Образ П. дан в повести глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя.
    При первой встрече Гринева с П. внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.
    Вторая встреча с П., в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что П. играет, изображая «настоящего государя». Он, с царской руки, «казнит так казнит, милует так милует».
    И только во время третьей встречи с Гриневым П. раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. П. поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. П. понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: «А разве нет удачи удалому?» Но надежды П. не оправдываются. Его арестовывают и казнят: «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».
    П. неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти П., что и происходит в финале повести.
    В этой повести Пугачёв изображён, не как историческая личность, предводитель, а как человек.
    Своеобразие образа Пугачёва в повести определяется идейно0нравственной проблематикой. Не социальное освобождение народа, а проблема нравственного, этнического выбора интересует автора. Восстание и любовная интрига – удобный повод для Пушкина, чтобы поставить героев перед этим выбором.
    Для Пушкина предательство – всегда предательство в общечеловеческом смысле (Швабрин – подлец оболгал машу, написал донос родителям Гринёва, во время дуэли ранил Гринева, воспользовавшись его минутной слабостью).
    Когда Пушкин писал «Капитанскую дочку» он параллельно работал над «Историей пугачёвского бунта», в которой и отобразился образ Пугачёва – убийцы, злодея и изверга. Он описал его с исторической точки зрения. В то время как в «К.д.» Пугачёв рассматривается в социальных отношениях.
    Пушкин поставил перед собой задачу создать не портрет преступника, а сложную личность во взаимоотношениях с другими личностями.
    Пугачёв предстаёт в роли обычного человека. У Пушкина он не только казнит, но и милует. Он вступает с людьми не только в социальные, но и в чисто человеческие отношения, которые провоцируют его на этот выбор. Только в этот момент обнаруживается настоящая человеческая личность. Герой не будет для нас убедительным, если он односложный. Это и продиктовало Пушкину создание такого многогранного, сложного, запутанного, противоречивого героя, как Пугачёв.
    Образ …
    1).портрет;
    2).речевая манера;
    3).черты характера;
    4).поступки;
    5).оценка персонажа другими героями;
    6).авторская позиция.
    1. «Мужик с чёрной бородой весело на меня поглядывал…Страшный мужик ласково меня кликал…Он был лет сорока росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его проглядывала проседь; живые большие глаза так и бегали, лицо его имело выражение довольно приятное. Но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».
    Главная деталь: «живые глаза так и бегали» – плутовское выражение.
    2. В речи Пугачева много пословиц, поговорок, присказок. Из этого следует, что он мудр: он не только много знает поговорок, но и вовремя их применяет.
    «…Улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче они свою шею выкупят моей головой».
    3. Решимость, мужественность – любимая песня Пугачёва(он знает, что его ждёт смерть, но идёт до конца).
    Хладнокровие – «его хладнокровие одобрило меня».
    Смекалка – по запаху нашёл путь.
    Памятливый, благодарный – заячий тулуп.
    Шутливый, весёлый – вторая встреча.
    Умеет оценивать сильные качества врага. (Гринёв поразил Пугачёва тем, что не юлит, не приспосабливается, не выкручивается. Это состояние Гринёва честь, чувство собственного достоинства поразило Пугачёва. Этот 16летний мальчишка никогда не пасовал перед ним. Из-за этого П. видел в нём достойного врага).
    Лукав – пытался переманить Гринёва на свою сторону.
    Хвастливость, самолюбие – «я воюю хоть куда».
    Простодушие – «как ты думаешь, прусский король мог бы со мной потягаться».
    Вспыльчив и отходчив – Швабрин.
    Жесток, свиреп, дик – «с каким-то диким вдохновением».
    Пушкин создал сложнейший характер, в котором не просто сочетается набор положительных и отрицательных качеств. Он создал живой характер. А это значит, что как и в жизни положительные свойства часто оборачиваются своей противоположной стороной. «Наши недостатки – это продолжение наших достоинств»
    Это приводит к тому, что перед читателями возникает интересный человеческий характер, за поступками которого можно следить с постоянным интересом.
    Пушкин воссоздаёт такой характер, чтобы решить главную задачу – показать характер, преодолевающий сословную ограниченность, разрывающий социальные рамки человеческих отношений, которые строятся, с точки зрения Пушкина, на гуманности, милосердии. Только во вне сословных отношениях раскрываются лучшие человеческие качества, поэтому Пушкин утверждает внесословные ценности человеческой личности (стихотворение «Няне» ).
    Гринёв – Пугачёв
    Маша – императрица Екатерина 2
    Гринёв – Савельич
    Гринёв – императрица
    Когда Пугачёв берёт на себя образ Петра 3 – казнит, как только забывает это –милует.
    4. Встречи с Гринёвым
    5. Оценка другими персонажами:
    Гринев:
    «Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле… Мысль о нём неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут моей жизни, и об избавлении моей невесты из рук гнусного Швабрина».
    6. Авторская оценка.
    За то, что Пугачёв получает сочувственное отношение от Гринева. За милосердие, проявленное Пугачёвым, Пушкин проявляет сочувствие к нему».
    Емельян Пугачев-руководитель народного восстания, он же самозванец,выступавший под именем Петра 3. На страницах “Капитанской дочки” мы видим не только исторического деятеля, но обычного человека,которомц свойственны достоинства и недостатки, ошибки и заблуждения.
    Автор знакомит читателя с Пугачевым в главе 2.
    Наблюдения за поведением Пугачева, описание его внешности дают интересный материал для оценки этого человека. Его динамизм, быстрота и активность реакции на окружающее, находчивость и смелость, умение общаться с людьми, способность приноровиться к обстоятельствам очевидны уже при первой встрече.
    Когда же “вожатый” предстает перед рассказчиком как руководитель восстания? ” В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы,и вскоре степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями и сайдаками. Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблей в руке:это был сам Пугачев”. Гринев пока, конечно, не мог на таком расстоянии узнать своего “вожатого”. Узнавание происходит чуть позже:” Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо”.
    Понимание роли Пугачева в событиях, присходящих в Белогорской крепости, определил капитан Миронов.
    Что же узнает читатель о Пугачеве как человеке и как руководителе восстания? Он-отважный казак. И он же- неграмотный человек, с цепким и изобретательным умом, который проявляется в его поступках и решениях. Пугачев хочет воли и власти. И для него это главное. Кровь, которая льется рекой, ему не страшна. Для него хоть немного пожить на воле-предел желаний.
    Одним из самых страшных в истории России был бунт под предводительством Емельяна Пугачева. Этой исторической фигурой интересовались многие историки и писатели. Одним из них был и Александр Сергеевич Пушкин. В 1836 году он написал историческую повесть «Капитанская дочка», посвященную восстанию под предводительством Емельяна Пугачева.
    В этой повести изображена сложная личность бунтаря Пугачева. Несомненно, это очень интересный и незаурядный образ. и Даже главный герой сомневался как воспринимать его: «Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле… Мысль о нём неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут моей жизни, и об избавлении моей невесты из рук гнусного Швабрина». Но все же потом можно обнаружить явную симпатию к разбойнику. С одной стороны, предводитель крестьянского восстания – безжалостный человек.Взяв штурмом Белогорскую крепость, он начинает убивать тех людей, которые отказались видеть в нем государя императора Петра III. При чем он показан не как хладнокровный убийца, а как революционер, борющийся против гнёта монархической власти, но просто благородный , задушеввный человек,что доказывает его описание в текст: частое применение поговорок, отношение к Петруше и т.д. Но если судить о нем по этому произведению, то можно точно увериться в том, что весь этот бунт был не только ради наживы, но и ради народа. Как тогда иначе объяснить его слова: ” …В любой момент они выкупят свою шею моей головой…” Ведь он знал, что он погибнет, но может его основная цель была не только свергнуть власть, но может даже при его поражении воодушевить народ на революцию ради всего блага.
    Пугачев не милует никого: ни молодых, ни старых. Здесь он предстает жестоким человеком с железной волей и непоколебимым характером: «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице». «Унять старую ведьму!» – сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца».
    Но, несмотря на все обилие его отрицательных черт, в образе Емельяна Пугачева можно все-таки найти еще несколько его достоинств. В повести показаны замечательные способности Пугачева как руководителя. Его действия противопоставлены бездарным действиям царских генералов. Ведь он руководил войском так, что его боялись и шли за ним толпами, а в Белогорской крепости мирные жители вместо неповиновения начинали выходить с хлебом и солью, а после этого руки ему целовали. Даже после разгрома он нашел силы снова продолжить войну. руше.А так же он юыл мужиком даже очень смекалистым, это показано в тексте, когда он указывает путь Пет
    В «Капитанской дочке» Пугачев показан не только как строгий стрвоенный начальник, но и как человек, который нуждается в человеческом тпле.. Когда, по дороге на службу, Петруша Гринев и Савельич заблудились, на помощь им приходит простой мужик с хитрыми сверкающими глазами. В знак благодарности на следующий день Гринев дарит ему свой заячий тулуп, несмотря на недовольство Савельича. судьбе. А Пугачев, найдя хоть одну добрую к нему душу, до конца жизни не прощает ему этот дар и становится ему посаженным отцом. Но если немного поразмышлять над личностью Пугачева, то можно понять что впоследствии наверное его тянет к Гриневу лесть и храбрость. Петр, как истинный дипломат, относился к нему очень аккуратно, как к почтенной особе, а Емельяну по видимому это очень нравилось.
    В следующий раз Гринев встречается с Пугачевым уже в Белогорской крепости, во время страшных событий. Именно тогда-то Пугачеву и вспомнилась щедрость молодого барина Петра Гринева. Когда Путрушу уже пости повесили, вбегает Савельич и молит разбойника о пощаде свего хозяина. Именно благодаря Савельичу Емельян и узнал “своего благодеятеля”. Когда же петлю сняли с шеи, бунтовщик потребовал поцеловать руку, но он отказался, и наверное в этот момент больше всего поразило Пугачева в Петре его гордость. И найдя в нем свое же качество, он подарил ему жизнь: «…Казнить так, казнить, миловать так, миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь».
    Собственно сам Пугачев представлен двумя образами: “бродягой” и “настоящим полководцем.” «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Это портрет Пугачева при его первой встрече с Гриневым. А вот одеяние Пугачева как мятежника и бунтовщика: «… На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». По его одежде видно, как он богат, что он уже не тот простой дорожный, глаза не плутовские, а сверкающие, решительные, готовые ко всему.
    Правда странно, что речь в его образах абсолютно разная. Вот пример речи “бродяги”: «… будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит». А вот уже речь “бунтовщика” совершенно иная: «Как ты смел, противиться мне, своему государю?.. Присягай, – сказал ему Пугачев, – государю Петру Федоровичу!»; «… Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (тут он взял на себя вид важный и таинственный) Ты крепко передо мной виноват, – продолжал он, – но я помиловал тебя за твою добродетель…» То есть он был человек с вполне хорошим актерским талантом.
    В сцене беседы Пугачева с Гриневым после помилования раскрываются многие положительные качества предводителя восстания. Мы видим, что Пугачев близок к народу, справедлив. Ему свойственны народная мудрость и проницательность. Это позволяет герою трезво оценивать и свои силы, и возможности народного войска.
    В страшной ситуации, в которую попала Маша Миронова, Гринев находит помощь именно у Пугачева, пожаловавшись на Швабрина в том, что он держит сироту в неволе. В этих эпизодах особенно ярко проявились спаведливость, благородство, понимание, душевность Пугачева. Вот только все это чуть не кончиилось плохо. Во первых слуги Пугачева явно толкали его на мысль о предптельстве и клевете его товприща состоянии Оренбурга и о Швабрине. Здесь вот он понастоящему раскрыл свою большое сердце, поверив в Петра, не смотря на мнение старика (подчиненного Пугачева)Но в один момент Швабрин хотел выдать тайну о Маше. И в данный момент Путруша смог не только вывернуться из ситауации, но и похвастать разбойнику своим смекалистым умом, за что бунтовщик и похвалил своего товарища.Он освобождает Машу от страшного плена и благословляет ее союз с Петром Гриневым, что было очень благородно с его стороны: « Казнить так, казнить, жаловать так, жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»
    Таким образом, Пушкин изображает Пугачева как противоречивый характер, в котором сочетаются и положительные и отрицательные качества. Мне кажется, что Емельян Пугачев – незаурядная личность, с очень сильным характером и яркими талантами. Но все-таки я считаю что он больше положительный герой, чем отрицательный, ну по крайней мере в данном произведении особой жестокости в нем нет ,т.к. убил он всего лишь 3 человек, скорее он просто освободиться от оков власти и помочь другим. Так что я испытываю большую симпатию к нему, как к человеку.
    Сахаров Дима 8 “б”
    Образ “великого государя” “Капитанской дочки” многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения. Он связан не только со страшными событиями екатерининской эпохи, но и с полувымышленными событиями пушкинской повести; зависит не только от расстановки социальных сил, но и от расстановки сил сюжетных. Пушкин последовательно соотносит образ народного вождя с образами дворянских генералов, с образами “людей из толпы”, даже с образом Екатерины II, но главное сопоставление – все-таки с образом Петруши Гринева, обычного человека, действующего в великой истории.
    Емельян Пугачев — донской казак, ветеран двух войн — Семилетней и русско-турецкой 1768—1774 годов. Он дослужился до звания хорунжего, то есть до первого офицерского чина в казачьих войсках русской армии. Вместо того чтобы продолжать военную карьеру, он стал предводителем крестьянской войны и погиб на эшафоте.
    Пугачев свободен ровно до того предела, за которым открывается истинная беспредельность власти в пушкинском ее понимании. Чтобы подчеркнуть эту мысль, Пушкин выстраивает параллель Пугачев – Екатерина. Как Гринев прибегает к помощи Пугачева, чтобы выручить невесту, так его невеста прибегает к помощи Екатерины, чтобы спасти жениха. Царица изображена в простодушно-сентиментальных тонах. В ней нет пугачевского величия, необузданной силы; мы должны помнить, что способ, каким она пришла к власти, был столь же беззаконным, сколь и пугачевская попытка овладеть страной. Но то, насколько свободно милует она Гринева, насколько самостоятельна и независима в своем царственном праве прощать, – выдает в ней истинную государыню. Именно это делает властителей властителями, а не царские знаки и даже не “законность” воцарения сама по себе. Пугачев такой свободой обладает не вполне, значит, он не вполне и господин своего положения. Вызывая к жизни социальный буран, зная дорогу сквозь него по счастливой звезде, он с этой дороги свернуть не может. Не он управляет стихией и не стихия им; просто они друг от друга уже неотделимы. Ее угасание, усмирение бунта равнозначно его смерти. Приписка “издателя” к запискам Гринева, от чьего лица ведется повествование, сообщает, что Пугачев узнал в толпе некогда спасенного им дворянина, “и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, была показана народу”
    Фигура Емельяна Пугачева – предводителя крестьянского восстания 1773-1775 гг. – стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека.
    Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава “Пугачевщина”), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым.
    Образ Пугачева – центральный образ романа, хотя Пугачев не является главным героем среди действующих лиц. С ним связаны размышления А. С. Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической.
    Пушкин последовательно соотносит образ народного вождя с образами дворянских генералов, с образами “людей из толпы”, даже с образом Екатерины II, но главное сопоставление – все-таки с образом Петруши Гринева, обычного человека, действующего в великой истории.
    Пугачев неотделим от стихии; он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собою, и в то же время подчиняется ее безличной власти. Потому впервые на страницах повести он появляется во время снежного бурана, как бы рождаясь из самой его сердцевины. Герои (Гринев и его слуга Савельич) бессильны против буйства непогоды; они заблудились; снег заметает их, но внезапно появившийся чернобородый казак говорит: “Дорога-то здесь, я стою на твердой полосе”. В этом и дело, что твердая полоса Пугачева – это беспутье; он – проводник, дорожный бездорожья; он выводит путников по звездам – и его собственная звезда ведет его по историческому пути.
    Пушкину настолько важно раз и навсегда связать образ Пугачева с величественной и смертоносной символикой снега, что он легко поступается реальной хронологией. Страшный буран происходил в самом начале сентября; это не до конца правдоподобно, зато работает на построение образа и сюжета, дает возможность Петруше пожертвовать для Пугачева заячий тулупчик – в благодарность за путеводство и просто из человеческого сочувствия к казаку, в холода пропившему свой тулуп. И затем Пугачев неизменно будет появляться в сопровождении зимнего пейзажа; и как иначе, если он свалился на Российское государство как снег на голову?
    Центральная проблема повести проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Именно поэтому Пугачев показан не глазами приближенного (иначе то была бы лубочная картинка с великим государем, торжествующим властелином судьбы – как в полулегендарных отзывах пугачевцев о своем вожде), и не глазами опытного дворянского историка (тогда получилась бы карикатура на Самозванца – как в официальном извещении о Пугачеве, которое “объявляет” комендант Белогорской крепости).
    Пугачев показан глазами простого и честного дворянина. Кроме того, действие повести начинает разворачиваться в 1773 году, а это дает возможность показать Пугачева не только во время, но и до восстания, когда за ним не тянется еще шлейф ярко описанных преступлений, Как только герои выбираются из бурана, мы видим перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным выражением лица. Ничего “мистического”, “избраннического” в этом облике нет; потому особенно комичным покажется нам более поздний рассказ рядового казака о том, как “государь” по-царски скушал двух поросят и показывал в бане свои царские знаки на грудях.
    Вторая встреча с Пугачевым, во взятой им Белгородской крепости, дает нам иной образ. Гринев, ожидающий казни, видит перед собой самозванца, одетого в красный казацкий кафтан, обшитый галунами; затем на белом коне, в окружении генералов. И даже то, что Пугачев милует Гринева, благодаря заступничеству его крепостного слуги, поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а все го лишь подражанием “царскому жесту”.
    Лишь во время третьего “свидания” Пугачев раскрывается до конца. Гринев присутствует на казачьем пиру; замечает, что черты пугачевского лица скорее приятны и совсем не свирепы; слышит его любимую песню (“Не шуми, мати зеленая дубравушка”), догадывается, что сквозь сюжет этой песни проступают линии судьбы самого крестьянского вождя. Разговор наедине подтверждает это: “великий государь” понимает, какую опасную игру затеял, но надеется: “А разве нет удачи удалому?” И когда на утро он не только принимает “счет”, выставленный Савельичем за разграбление барского имущества, но и жалует отпущенному Гриневу тулуп – это не только “царский жест”, но и движение души: долг платежом красен.
    Собственно, лепка образа завершена; далее при встрече с Гриневым Пугачев будет лишь поворачиваться то одной (“авантюрной”), то другой (“самозванческой”}, то третьей, главной (“человеческой”) стороной, еще и еще раз подтверждая то, что читатель о нем и так уже знает.
    Золотая бумага, которой оклеены стены его избы, притворная важность, хвастливый вопрос, какой он задает Гриневу по пути в Белогорскую крепость – мог бы с ним потягаться король прусский “Федор Федорыч”, – напоминают о самозванческой психологии Пугача. Неоднократные упоминания о Гришке Отрепьеве; сказка об орле и вороне напоминают о его авантюрном уме и характере; веселая готовность поучаствовать в вызволении Гриневской невесты из лап Швабрина; предложение стать посаженным отцом на их свадьбе не дают забыть о естественной человечности, которая живет в душе Пугачева.
    Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева – сложный сплав исторических, реально бытовых, символических и фольклорных элементов.
    Облик Пугачева физически конкретен, он казак, “бродяга”, главарь “шайки разбойников”.
    Несмотря на свою реалистичность, Пугачев резко отличается от других героев. С его появлением в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. И в главе “Вожатый”, и во время бунта перед нами человек, внешность которого выразительна, но обманчива. Внутреннее, скрытое кажется в нем значительнее и талантливее того, что доступно взгляду Гринева.
    Человеческий облик Пугачева также сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и “готовности ему помочь”. Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя “важный вид” и улыбаться, добродушно подмигивать.
    В повести постоянно говорится о глазах Пугачева: “живые большие глаза так и бегали”, “прищуривал левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости”, “глаза у Пугачева сверкали”. Эта деталь необходима для создания его динамического портрета.
    Пугачев непредсказуем. Важнейший принцип создания его образа – превращение. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений: он и казак – человек, имеющий подлинное имя, и самозванец, присвоивший имя покойного Петра III. В сюжете произведения он из “бродяги” превращается в “великого государя”. В нем проступают то черты плутовского казака, то мудрость народного вождя и полководца. Превращения следуют одно за другим: властный и грозный “государь” оборачивается искренним и милосердным спасителем “его благородия” и “красной девицы”, нетерпеливый и скорый на расправу человек становится рассудительным и примиряющим.
    Образ “великого государя” “Капитанской дочки” многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения.
    Пугачев говорит о вариантах развития событий: о походе на Москву (“Дай срок, не то еще буде, как пойду на Москву”), о возможном триумфе (“Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою”). Довольный своими военными победами, он предполагает даже “потягаться” с самим прусским королем Фридрихом. Но ни один из этих вариантов судьбы не осуществился.
    Однако ведущее в образе Пугачева – величие, героизм, столь импонировавшие Пушкину. Это выражено символическим образом орла, о котором говорит пугачевская сказка.
    Пугачев – фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как и в детском заячьем тулупчике, подаренном Гриневым. “Улица моя тесна, воли мне мало”, ? говорит он. И он сам осознает трагизм своей судьбы, это подчеркнуто и любимой песней Пугачева “Не шуми, мати зеленая дубравушка…”, и рассказанной им калмыцкой сказкой.
    Как всякий трагический герой, Пугачев предстает в героическом свете.
    Он гордо отвергает совет Гринева “прибегнуть к милосердию императрицы”. Им движет не чувство вины, а уверенность в несокрушимой силе.
    Он хозяин своей судьбы и не может принять то, что иногда дает другим людям.
    Пушкин очень глубоко раскрыл личность Пугачева. Так же как и рядовому крепостному крестьянину, Пугачеву свойственно недоверие и недоброжелательство ко всякому барину, хотя бы этот барин был на его стороне, как Швабрин, или сочувствовал ему лично, как Гринев. Добродушие и простосердечие Пугачева – также свойства характера народного. В одной – двух сценах внешняя величественность Пугачева окрашивается Пушкиным в юмористические тона. Однако мягкий, любовный юмор не снижает образа, вызывая не столько смех, сколько симпатию и сочувствие, с которыми относился сам поэт к своему герою. Эти сцены усиливают историческую конкретность образа Пугачева, который был для Пушкина не только вождем крестьянского восстания, потрясшего дворянское государство, но и простым казаком Емелькой Пугачевым.
    Несомненно, главным героем в романе является Пугачев. Пушкин изображает Пугачева талантливым, смелым руководителем крестьянского восстания, подчеркивает его ум, сметливость, храбрость, героизм, гуманность, связь с народом. Все это создает облик подлинного Пугачева. Для Пушкина он выражал национальный характер русского народа. Пугачев – подлинный представитель народа. Беспощадность ко всему антинародному и вместе с тем великодушие и гуманность, талантливость и русская удаль – таковы основные черты пушкинского Пугачева.
    Но в образах Пугачева и его ближайших соратников показана и слабость движения, его политическая незрелость. Образ царя – батюшки соответствовал настроениям самого народа и его представлениям о народном царе.

  7. Пугачёв – герой романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» – вызывает у читателей довольно неоднозначное отношение. Сразу очень сложно определить: злодей Пугачёв или благодетель. С одной стороны, Пугачёв по своим поступкам похож на злодея: он позволяет своим людям убивать и грабить ни в чём неповинных людей. Однако всё не так просто, как может показаться: если бы он не разрешил им совершать эти преступления, то его шайка ополчилась бы против него («Они воры. Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою»). С другой стороны, он с таким же успехом благодетельствует Гринёву. В Гринёве он видит достойного, справедливого человека, говорящего истинную правду и никогда не лицемерящего.
    Пугачёв – неграмотный человек («Это что?» – спросил важно Пугачёв. «Прочитай, так изволишь увидеть» – отвечал Савельич. Пугачев принял бумагу и долго рассматривал с видом значительным. «Что ты так мудрено пишешь? – сказал он наконец. – Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать. Где мой обер-секретарь?»). Не каждый был убеждён в том, что Пугачёв – это великий князь Пётр Фёдорович, но кто-то всё-таки искренне верил в это. Конечно же, неграмотность «государя» разубедила бы веривших Пугачёву людей.
    Ещё Пугачёв часто упоминает про Гришку Отрепьева, я думаю, он хотел бы также поцарствовать на Руси («А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?»).
    Конечно, на свете нет идеальных людей, и Пугачёв не является исключением. В нём есть как положительные, так и отрицательные качества. И пусть Пугачёв не был грамотным человеком, зато у него были те качества, которые порой не находят места в самом образованном человеке. Он был мужественным и смелым человеком с особой внутренней силой. Даже когда Гринёв предлагал ему прибегнуть к милосердию государыни, Пугачёв отказался, сказав, что будет продолжать как начал, да и помилования ему слишком поздно просить. Он готов был идти до конца, даже если впереди его ждёт смерть, Пугачёв был не из тех, кто трусит и останавливается на полпути.
    Однажды Пугачёв рассказал Гринёву калмыцкую сказку, в которой орёл, в отличие от ворона, решает, что лучше питаться 33 года свежей кровью, чем 3 сотни лет есть мертвечину. Я думаю, что Пугачёв за свою жизнь видел очень многое, он знал, как живут люди и совсем не хотел жить также. Пугачёв хотел сделать в своей жизни что-то полезное, стоящее. Возможно, он пытался жить спокойной, размеренной жизнью, но не выдержал, потому что ему хотелось сделать что-то такое, что изменит жизнь всех к лучшему.
    Теперь имя Пугачёва известно каждому, и я уверен, что оно никогда не забудется. Я считаю Пугачёва неплохим и мудрым человеком, дошедшим до конца и не сошедшим с того пути, который ему был предназначен.

  8. образ Емельяна Пугачева является символом власти. Известно, что в «Капитанской дочке» Пушкин противопоставил народ и власть. Главной причиной пугачевского бунта он считал оторванность власти от народа, незнание и нежелание властьимущих знать потребности простого мужика. Отсюда – национальные трагедии, одной из которых является, по мнению Пушкина, бунт под предводительством Емельяна Пугачева.
    Емельян Пугачев на страницах книги изображен Пушкиным не убийцей, показанным историками XVIII-XIX веков, а умным и смелым вожаком народа. Смекалистый, энергичный, способный вести за собой – таков образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка». В отношении дворянского сословия и представителей власти Пугачев беспощаден, в их лице он видит врагов. Кровожадный, жестокий – эти черты также определяют образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка». Сочинение об этом персонаже обязательно затрагивает тему убийства капитана Миронова и его жены, с которыми самозванец обошелся беспощадно. Хладнокровие, с которым он убивает людей, поражает. Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» немного комичен. А. С. Пушкин изображает самозванца как простого казака. Речь его полна народными пословицами и поговорками. Он велит своим «ребятам» называть его царем-батюшкой. При этом в его отношениях с людьми отсутствует чинопочитание, и каждый может оспорить его мнение. Пугачев осознает, что обречен на погибель, и понимает, что его могут легко предать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *