Сочинение на тему образ родины и природы в слове о полку игореве

13 вариантов

  1. Имя автора “Слова о полку Игореве” – неразгаданная тайна восточных славян. Много лет разделяют нас с тем временем, когда Киевская Русь полтора века воевала с половцами. Одаренный славянин на этих исторических событиях создает вечно живую поэму, в которой призывает князей к единству во имя любви к родной земле.
    Отклонив завесу времени, вглядимся в одухотворенное лицо певца. Это плотный человек зрелого возраста, мощный военный, который знает тончайшие детали похода. Он, безусловно, принадлежит к высшей политической и духовной элиты, к своим слушателям-князей обращается «братья». Выдающийся политический деятель и дипломат – в его произведении Киевская Русь предстает открытой страной, поддерживает отношения со многими государствами. Бесспорно, это один из самых образованных представителей своего времени: в произведении упоминаются события, отдаленные от XII в. на 800 лет. Автор уважительно отзывается и своее предшественнике – певцу Бояне, прославляющем князей в XI в., и соединяет Бояна, с давним дохристианским миром богов, обещая творить по его стилю и объединить давнюю и нынешнюю славу. Описав подготовку к походу, и неудачное сражение трехдневного боя Игоря, автор раскрывает причины, приведшие Русскую землю к порабощению.
    Автор изображает очередной поход князя Игоря Святославовича против половцев. Эта тема есть лишь вступительной частью и основной частью большей проблемы. Здесь раскрыта тема битвы на Русской земле. Бескрайние Русские земли описываются в произведении. Все отступления автора, переживание героев, тревога Ярославны о муже имеют непосредственное отношение к образу своей земли. Герои произведения считают себя патриотами целой Руси, а не только одной местности.
    Ни затмение солнца, что предсказывает плохой конец похода, ни вой степных зверей и птиц не могут остановить Игоря и вернуть его назад. Начало произведения мрачное, в тревожных тонах. Предчувствуя неминуемую беду, ведется дальше со скорбью и тревогой. Трагически и насыщенно рисует поэт-художник эпизод неудачного сражения Игоря с кочевниками. Одаренный писатель описывает перемены в природе, вызывающиеся в ней историческими событиями. Реки, то переживают и помогают Игорю, то задерживают своим течением молодого Ростислава.

  2. Сочинение Кокухиной Елизаветы,
    ученицы 9 класса МБОУ СОШ п.Головановский
    Образ Русской земли в «Слово о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы. Это произведение написано неизвестным  писателем в 12 веке. В «Слове» отражены события неудачного  похода Князя-Игоря на половцев в 1185 году. Князь Игорь Святославович с немногими силами, очертя голову, выступил против половцев, чтобы «поискать» себе «чести и славы», не договорившись с другими князьями, потерпел страшное поражение.
    от этого.
    Рассказ о походе Игоря построен так, чтобы мы смогли увидеть и восхититься дерзкой смелостью князя, услышать мудрый голос правителя и задуматься о судьбе русской Земли и Русского народа. К единению князей призывает Святослав Киевский, который осуждает бездействие и раздоры всех князей.  Болью, чувством тревоги и заботой о родной земле пронизано «Золотое слово» Святослава Киевского. Героем  «Слова» является не только  князья, но весь русский народ, Русская земля. Автор «Слова» рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает Родину как единое, огромное и живое существо. В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: перед битвой с половцами кровавые зори свет поедают, черные тучи с моря идут, быть грому великому, земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется, После поражения войска Игоря глубокая печаль идет по Руси. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, дождевые облака, утренний туман – все скорбит о случившемся. Также широки образы из плача Ярославны. Ярославна обращается  к ветру, лелеющему корабли, веющему под облаками, к солнцу, от которого всем тепло и прекрасно. Женские образы овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом. В них воплощена печаль и забота родины о своих воинах. В идейном замысле автора эти женские образы занимают очень важное место, подчеркивая мирное и созидательное начало, противостоящее войне и разрушению.
    Необыкновенная чуткость к человеческому горю, большое и умное сердце автора «Слова» не могли не привлечь его к народному горю – к страданию русского населения.
    Народность и гуманизм автора – это, в сущности, две стороны одного и того же, поэтому «Слово» живет и для нас, продолжает волновать нас до сих пор.
    Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей противопоставлен образу пустынной половецкой степи. Русская земля для автора «Слова» – это, конечно, народ. Идеал автора – это могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть русских князей братьями, способными почувствовать чужую боль и помочь в горе. «Слово» – это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.

  3. Произведение безымянного русского автора, посвященное реально произошедшему в 1185 году походу князя Игоря Новгород-Северского на половцев, называется «Слово о полку Игореве». Но истинным, главным героем произведения является вся русская земля, Родина, и в описании, в создании ее образа автор поднимается до необычайного мастерства.
    Действие «Слова…» разворачивается на огромном географическом пространстве, которое уже тогда ассоциировалось у автора с понятием Руси. Половецкая степь («страна незнаемая»), Черное и Азовское моря, реки Дон, Волга, Рось и Сула, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Стугна, Немига, города Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль, Римов – вся Русь изображается автором, принимает участие в его повествовании.
    Не забывает автор рассказать и о соседях (друзьях и врагах) своей Родины, русская земля заставляет прислушиваться к происходящему на ее бескрайних просторах окружающие народы: немцев и венецианцев, греков и моравов, а литву, половцев, ятвягов и деремелу непосредственно принимать участие в тех событиях, которые происходят на Руси.
    Автор видит свою огромную страну как бы с необыкновенной высоты, что позволяет ему одновременно изображать действия, происходящие на разных концах ее: «девицы поют на Дунае, вьются голоса через море до Киева», «трубы трубят в Новегороде, стоят стязи в Путивле». Одновременно с походом Игорева войска двигаются к Дону половцы, скрипят их немазаные телеги.
    Широкое пространство Родины объединяется гиперболической быстротой передвижения в нем действующих лиц. Всеслав, по выражению «Слова…», «хитростями подперся на коней и скакнул ко городу Киеву и доткнулся копьем до золотого престола киевского. Отскочил от него лютым зверем. В полночь из Белгорода скрылся в синем облаке, наутро же, поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава».
    В обширных пространствах Руси могущество героев этой поэмы, сынов своей Родины, приобретает гиперболические размеры: Владимира Мономаха нельзя было пригвоздить к горам Киевским; Галицкий Ярослав подпер горы, затворил Дунаю ворота.
    Такой же поэтичностью и величественностью отличается пейзаж, изображение родной природы автором «Слова…». Перед битвой с половцами кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут: быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. Ветер, солнце, грозовые тучи, синие молнии, утренний туман, дождевые облака, соловьиный щекот и галочий крик, вечерние зори и утренние восходы составляют необыкновенно широкий фон, на котором развертывается действие произведения, передают ощущение бескрайних просторов нашей Родины.
    Русская природа в представлении автора одухотворена, совершает осознанные действия, является частью Родины, следовательно, может думать и чувствовать, как и автор этих строк. Ярославна в плаче по Игорю обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы посады до Кобякова стана; к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.Чем шире показывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседу с Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы, вороны и лисицы, принимающие участие в судьбе Игоря, даже деревья и травы, никнущие к земле, оплакивая участь его и войска после поражения.
    Наблюдая Русскую землю с такой высоты, с которой он может охватить все ее пространство, автор тем не менее видит и слышит ее во всех деталях. Образ Родины, полной городов и рек, многочисленных людей и животных, как бы противостоит образу пустынной половецкой степи – «стране незнаемой», ее яругам (оврагам), холмам, болотам и «грязивым» местам, где Див кличет.
    С образом Родины связана и основная идея «Слова…» – идея о необходимости объединения всех русских княжеств в борьбе против половцев, идея единения, которое в эпоху феодальной раздробленности нужно было родной земле как воздух. Автор этого произведения строго и прямо смотрит в глаза опасности порабощения Руси, суровой действительности, видит перед собою всю Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов врагов.
    Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая им об их долге перед Родиной. Он зовет их защитить землю русскую, загородить полю ворота своими острыми стрелами. Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой о будущем своей Родины. Автор мужественно и прямо обличает крамольные поступки князей – своих современников и их предков.
    Родоначальник князей Ольговичей, дед главного героя Игоря Святославича – знаменитый противник Владимира Мономаха – Олег Святославич «мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял». При нем Русская земля засевалась и прорастала усобицами, погибало достояние русского народа – «Даждьбожьего внука», в княжеских крамолах сокращались жизни человеческие, редко слышались покрикивания пахарей, но часто граяли вороны, деля между собой трупы русских людей.
    Потомки этих князей оказались не лучше. Игорь хоть и действовал ради благородного дела отомстить за землю Русскую, но своими действиями ослушался совета мудрого князя Киевского Святослава, с поражением войска Игоря «не веселая година настала», прекратилась борьба князей с половцами и сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. И застонал Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Руси, печаль обильная потекла среди земли Русской, князья на себя сами крамолу ковали, и поганые с победами совершали набеги на Русь, беря дань по белке от двора. Игорь и Всеволод своим непослушанием пробудили коварство половцев, ханы Гза и Кончак снова начали рыскать по родной для русских князей земле. В «Золотом слове» Святослава Киевского автор упрекает Игоря и Всеволода за поиски личной славы, которые так повредили Родине.
    Автор «Слова…» смело требует от князей согласованных действий против врагов Руси, укоряет их за бездеятельность. Он, вдохновленный патриотическим чувством, стыдит этих князей: «Где же ваши золотые шеломы, и сулицы лядские, и щиты! Загородите степи ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!»
    Таким увидел и отразил в своем произведении образ Родины безымянный автор «Слова о полку Игореве». В этом произведении заложены замечательные традиции всей дальнейшей русской литературы: патриотизм, любовь к Родине сочетаются у автора с чувством ответственности за ее судьбу, с горячим желанием видеть ее не только прекрасной, но еще единой, свободной и процветающей. Д. С. Лихачев писал об этом: «Мы узнаем в «Слове» замечательный героический дух всей последующей русской литературы, высокое осознание своей ответственности, своего писательского призвания, своего общественного долга».

  4. Русская природа выступает в «Слове о полку Игореве» как отдельное действующее лицо. Она реагирует на все происходящие события, как живой человек. В некоторых местах поэмы природа разъясняет читателю непонятные моменты.
    Автор – очень чуткий наблюдатель. В своем произведении он подмечает многие мелкие детали. Например, приводится описание берегов Донца, которые в «Слове…» имеют серебряный цвет. На первый взгляд может показаться, что это просто эпитет. Но в действительности воды Дона имеют беловатый оттенок, потому что содержат в себе много мела. В летнее время года берега Дона обмелевают, оставленный на косах и отмелях мел отсвечивает серебром.
    Очень точное наблюдение автора можно отметить в эпизоде побега Игоря из плена. Князь благодарит Донец за то, что тот спрятал его. Чтобы не попасться в руки половецким князьям, Игорь бежал только по ночам. Днем же ему приходилось скрываться в зарослях на берегу степных рек. О приближении людей беглецу сообщали гоголи и чайки. Когда их поведение становилось беспокойным, Игорь начинал бежать дальше.
    Еще одной мастерски подмеченной деталью описания природы являются дятлы, которые указывают Игорю дорогу к реке. Степная река и деревья, находящиеся только на берегах, не видны издалека, поэтому стук дятлов помогал князю двигаться в нужном направлении.
    Природа, безусловно, имеет огромное значение в «Слове о полку Игореве», но автор не добавляет прямого описания пейзажей. Природа воспринимается им не как нечто прекрасное, чем стоит любоваться, а как главный помощник человека в трудную минуту. Она влияет на ход описанных событий и является одним из главных их участников. Природа в «Слове…» наделена человеческими качествами – она так же изменчива, как живое существо. В поэме множество эпизодов, где природа играет главную роль: она предсказывает исход сражения еще в начале похода, помогает Игорю бежать из плена, к ней обращается с мольбой жена Игоря Ярославна. Разберем каждый эпизод поподробнее.
    Участие природы в повествовании заметно с самого начала. Свет солнца меркнет, и наступает затмение, начинается гроза. Все это должно уберечь Игоря от неудачного похода. Дикие птицы и звери тоже пытаются помешать безрассудному поступку князя. Движение половецкого войска навстречу русской дружине сопровождается синими тучами. Поражение княжеского войска отражается на состоянии природы: деревья в печали и роняют листву, а трава никнет к земле.
    Автор отмечает изменение природы из-за княжеских распрей. Войны Олега приводят к тому, что пустеют пашни.

  5. (На иллюстрации картина В. М. Назарук “Затмение (Слово о полку Игореве)” 1985г.)
    Многие писатели, поэты, художники и скульпторы описывают в своих произведениях природу. Зачастую, это изображение красивых пейзажей, описание закатов и рассветов, любование природными красотами и прочее. Но в повествовании «Слово о полку Игореве» природа является одним из основных участников всех событий, и ее по праву можно назвать главным действующим лицом поэмы, а автора «Слова» – исключительным знатоком русской природы.
    Природа стала прямым соучастником в побеге Игоря, поскольку длительное время главный герой скрывался на заросшем побережье «серебряного» Донца, где жители этого ж побережья (гоголи и чайки) предупреждали Игоря своим криком и беспокойным поведением о приближении погони. Автор весьма правдиво описал берег Донца, назвав его серебряным, ведь воды реки, разрезая меловые горы, несут большое количество мела, который позже оседает на берегу и блестит, как серебро. Еще одними помощниками Игоря были дятлы, которые своим стуком указывали герою, где находится вода.
    Несмотря на то, что в поэме практически не встречаются пейзажи, читатель всегда имеет возможность вполне детально представить, на каком фоне происходят события, поскольку природа в данном контексте является непосредственным активным участником событий. Она сопереживает русскому народу, предупреждая их об опасности, способствует побегу Игоря, затемнением солнца предупреждает его о провале перед походом, грозой пытается остановить его на пути к гибели. Стоит отметить и тот момент, где вместе с падением русских пала духом и природа – поникла трава, деревья наклонились низко к земле и с них, как слезы, посыпалась листва.

  6. Пожалуй, нет в русской литературе произведения более загадочного, чем “Слово о полку Игореве”. Найденное совершенно случайно среди забытых рукописей в начале 90-х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным, оно сразу же привлекло к себе внимание ученых и поэтов. Первых – совершенно новым взглядом на русскую историю, а точнее, на один ее эпизод, вторых – необыкновенным лиризмом, особой напевностью и, конечно же, своим патриотическим настроем. “Слово о полку Игореве” буквально пронизано горячей любовью к родине.
    Кем бы ни был автор “Слова о полку Игореве”, мы знаем, что этого человека глубоко волновало будущее Руси. С болью и горечью он говорит о разладе между князьями, об усобицах, терзающих Русскую землю и делающих ее беззащитной перед набегами врагов.
    “Слово о полку Игореве” посвящено неудачному походу на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославовича с немногими союзниками, походу, окончившемуся страшным поражением. Автор призывает русских князей сплотиться для отпора степи, совместными усилиями оборонять Русскую землю. “Слово о полку Игореве” с гениальной силой и проникновенностью отразило в себе главное бедствие своего времени – недостаточность государственного единства Руси. Следствием его была слабость обороны от внешних врагов, что красноречиво показал поход князя Игоря.
    XII век – времена, далекие от нас. Но, несмотря на это, мы можем представить себе всю сложность этой эпохи. Феодальная раздробленность, которая достигла в ту пору своего расцвета, совершенно ослабила государственное управление. Каждый удельный князь стремился только захватить как можно больше земель соседей, не гнушаясь для этого самыми грязными путями, вплоть до объединения с прямыми врагами Руси – половцами. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Отголоски этого явления наблюдаются в самом “Слове…”
    Игорь Святославович отправился в поход на половцев с небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом. Своим необдуманным поступком он перечеркнул недавние удачные походы Святослава, поставив Русь в крайне сложное положение, открыв врагам доступ к русским землям.
    “Слово о полку Игореве” – произведение небольшое, но, вместе с тем, необычайно монументальное по своему сюжету, образам, пространственным границам. Его героем является вся Русская земля, и в повествование “Слова…” также втянуты огромные географические пространства – от Новгорода на севере до Тмутаракани на Черном море, от Волги на востоке до Галича на западе. Десятки рек, городов, княжеств захвачены действием “Слова…”
    Поэтому невозможно выделить отдельно образ Русской земли, ибо вся она находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.
    Очень примечательны в этом отношении пейзажные зарисовки, хотя это название во многом условно. В древнерусской литературе не было принято писать картины природы, давать ей какую-либо характеристику. Функция пейзажа вполне определена – она теснейшим образом связана с судьбою действующих лиц и всегда проявляется в действии.
    Когда Игорь только выступил в поход, его встречало солнечное затмение – плохая примета, предвестник грядущей беды. Саму битву сопровождают бури, громы, а поражение русских оплакивает вся природа: “деревья с тугою к земле преклонились”
    А печальный рефрен “О, русская земля! Уже за шеломянем еси! ” (О, русская земля! Уже ты за холмом!) подчеркивает не только горячую любовь автора “Слова…” к родной земле, но и боль от сознания того, что ошибка уже совершена.
    Автор не раз обращается к образу Русской земли, когда хочет подчеркнуть необходимость единения. Он настойчиво призывает князей выступить “за землю Русскую, за раны Игоревы”.
    Упоминания различных князей, географических названий, а также использование двух временных пластов (прошлого и настоящего) придает “Слову…” эпическую величественность.
    Это тем более удивительно, что поход Игоря был делом вполне обычным, даже тривиальным. Но автор, а он, по всей видимости, был участником тех событий и мог наблюдать их воочию, придал своим поэтическим талантом этому рядовому происшествию общерусское значение. Форма “Слова…” позволила ему выразить и свое отношение, свой взгляд на проводимую политику. Чувствуется, что это не просто придворный поэт, любимец какого-либо князя, а человек, близкий к народу, переживающий за судьбу своей родины, бесконечно любящий ее. Возможно, кое-кому из нас стоит поучиться у этого необыкновенного человека, оставившего замечательный пример патриотизма в гениальнейшем творении – “Слове о полку Игореве”.

  7. «Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: тень от него полвойска покрыла», — так начинается повествование о походе Новгород-Северского князя Игоря на половцев.
    Воины выстроились, ожидая приказа двинуться вперёд – и вдруг среди бела дня становится темно, как ночью… Нетрудно догадаться, насколько удручающе могло подействовать такое знамение на дружину.
    Можно сказать, что природа является полноценным героем «Слова о полку Игореве». Солнечное затмение – дурное знак. Оно как будто предупреждает русских воинов о грядущей им опасности. Когда дружина выступает в поход, предостережения продолжаются:
    Солнце ему тьмою путь заграждало,
    ночь стонами грозы птиц пробудила,
    свист звериный поднялся…
    Природа тяжело, как живое существо, переживает поражение Игоря:
    Никнет трава от жалости,
    а древо с тоской к земле приклонилось.
    К силам природы обращается Ярославна, жена Игоря. В своём «Плаче» она умоляет солнце, ветер и Днепр вернуть князя домой. И, словно услышав женщину, силы природы помогают Игорю бежать из плена.
    Дятлы стуком путь кажут к реке,
    да соловьи веселыми песнями
    рассвет возвещают.
    Радостью наполняется всё вокруг, когда князь возвращается на родину. В начале повествования горестно и тревожно звучал рефрен: «О Русская земля, уже ты за холмом!» В финале радостно и оптимистично звучат другие слова: «Солнце светится на небе, а Игорь князь в Русской земле».
    Итак, через глубокое понимание и проникновенное изображение природы родной земли автор «Слова…» проводит идею единства, сочувствия и любви к Руси.
    Автор сочинения — Данила Герасимов

  8. «Слово о полку Игореве» – уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Действенная роль автора в этом произведении несомненна – он проявляет себя с первых строк «Слова», беседует с читателями, объясняя им, где он будет следовать традиции, а где – идти своим, новаторским, путем.
    Одно несомненно – автор сохраняет и всячески подчеркивает связь героев своего произведения с родной землей, с Русью. Эта фольклорная традиция помогает неизвестному автору выделить главную мысль «Слова» – патриотическую идею, мысль о любви к родине, необходимости заботиться о ее благе.
    Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину. Так, задумав поход против половцев, Игорь обращает свой взор на солнце, а призывая дружину выступить в поход, он торопит их увидеть «синего Дону». Эта река, таким образом, становится в «Слове» символом Руси: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!» И далее, говоря о своих намерениях, Игорь подчеркивает: «Хочу положить свою голову Или выпить шеломом из Дона».
    Но русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:
    Солнце дорогу ему тьмой заступило;
    Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
    Все силы земли русской пытаются сказать князю, что поход его будет страшен. Однако Игорь, стремясь к славе, никого и ничего не хочет слышать:
    Уже беда его птиц скликает,
    И волки угрозою воют по оврагам,
    Клектом орлы на кости зверей зовут,
    Лисицы брешут на червленые щиты…
    Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.
    Природа является предзнаменованием поражения Игоря и его дружины. В день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…»
    Природа – активный участник всего, что происходит на русской земле. Так, она участник и битвы с половцами:
    Земля гремит,
    Реки текут мутно,
    Прахи поля покрывают,
    Стяги глаголют!
    Но помочь Игорю даже природа не в состоянии – слишком непродуманным и неправедным был его поход. Она лишь, словно родная мать, способна поплакать о погибших славных воинах, пожалеть о том, что сильные и молодые русичи бесславно сложили свои головы, о том, что страшные времена пришли теперь на Русь: «Поникает трава от жалости, А древо печалию К земле преклонилось. Уже невеселое, братья, время настало; Уже пустыня силу прикрыла!»
    Но все-таки именно природа помогает князю Игорю выбраться из плена и вернуться домой. Благодаря любящей Ярославне, по языческим законам молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), Игорю удается бежать. Туман, ветер, трава, Донец – сам Бог указывал князю правильный путь:
    Игорю-князю бог путь указывает
    Из земли Половецкой в Русскую землю,
    К златому престолу отцовскому.
    Автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь – русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» – князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорения, наступает праздник: «Солнце светит на небе – Игорь-князь в Русской земле!»
    Таким образом, судьба героев «Слова» неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».

  9. “Слово о полку Игореве” было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. “Слово о полку Игореве” проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
    Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.
    Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.
    В основе гениальной наблюдательности автора “Слова”, в основе силы его человеческих чувств лежит его любовь к родной страдающей земле. Любовь к Родине водила его пером и определяла глубокую народность и патриотизм “Слова о полку Игореве”.
    Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой. Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие “Слова”, передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.
    Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.
    При этом русская природа не выключена из событий истории. Пейзаж “Слова о полку Игореве” тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в “Слове”, усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).
    Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению. Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа “Слова” – образа единой, прекрасной и страдающей Родины. Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.
    Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собою все “Слово” от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода князя Игоря. Игорь терпит поражение именно потому, что идет в поход один.
    Призывом к единению служит и центральный образ “Слова” – образ Русской земли. Одно перечисление упоминаемых в “Слове” русских городов составляет довольно точное представление об обширных пределах Русской земли: Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород Великий, Тмутаракань, Курск, Путивль и другие города.
    “Слово о полку Игореве” полно сильных и волнующих чувств по отношению к Русской земле. Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине. Высокие чувства автора к родной стране передаются и современному читателю, открывшему для себя это великое произведение.

  10. «Слово о полку Игореве» является одним из самых значительных произведений древнерусской литературы. В художественной системе «Слова о полку Игореве» образы природы играют огромную роль.
    Природа в «Слове о полку Игореве» выполняет двойную функцию. С одной стороны, она живет самостоятельной жизнью, описывая окружающий героев пейзаж, с другой – выступает средством выражения мыслей и отношения к происходящему автора.
    В описании природы проявляется поэтическое восприятие мира автором. К природе он относится как к живому существу, наделяя ее качествами, присущими человеку: она воспринимает окружающий мир, реагирует на происходящие события. Природа в «Слове о полку Игореве» выступает отдельным героем произведения, является отражением происходящих событий и дает им оценку. Так как образы природы служат своеобразным средством выражения мыслей автора, то она как бы является союзницей и сторонницей русских войск. Природа отражает происходящие события, и в этом отражении мы видим, что она «переживает» за русский народ. После поражения Игоря природа скорбит вместе с ним: «Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось».
    Вспомним описание второй битвы. «…Кровавыя зори свет поведают. Чръныя тучи с моря идут… а в них трепещут синии млънии. Быти грому великому!» В этом описании ощущается эмоциональное напряжение, читатель осознает неминуемость поражения. За описанием природы мы читаем мысли автора о том, что поражение неизбежно. Эта точка зрения – результат его политических взглядов, которые состояли в том, что для того чтобы русским войскам победить половцев, нужно объединиться русским князьям, а не действовать в одиночку.
    Природа в произведении выступает как некая высшая сила, которая может предсказывать события и управлять ими. Так, перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности: «Солнце ему тьмою путь заступаше».
    Природа не только отражает происходящие события и свидетельствует об опасности, но и является активным участником событий. К природе с просьбой о помощи обращается Ярославна. Она видит в ней защитницу и помощницу, просит Солнце «светлое и тресветлое», Ветер и Днепр Словутич помочь Игорю бежать из плена. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь. Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить «милому ладе».
    Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря «врани не граахуть, сорокы не троскоташа», соловьи поют песни, а дятлы путь показывают.
    Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: «Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа!» Когда Игорь возвращается из плена, «солнце светится на небесе».
    Большую роль в описании природы и ее смысловом значении играет символика цвета. Тот или иной цвет, преобладающий в описании данного пейзажа, несет в себе определенную психологическую нагрузку. Восприятие цвета как символа вообще характерно для эпохи Средневековья. Это очень ярко проявлялось в иконописи и также отразилось в литературе. Черный цвет используется для описания трагических событий, так как он является проявлением зла, символизирует мрак. Синий – небесный цвет, олицетворяющий высшие силы.
    Черные молнии и синие тучи в небесах говорят о грядущем мраке и безысходности положения Игоря, синий здесь выступает как знак свыше. Красный цвет символизирует кровь, страдания, поэтому используется в описании образов природы во время битвы и после поражения. Зеленый – цвет успокоения, серебристый символизирует свет и радость.
    Поэтому эти цвета применяются автором в описании побега Игоря из плена.
    Изображая природу, автор «Слова о полку Игореве» ярко и поэтично выражает свои мысли и политические взгляды. Когда князь решает самостоятельно выступить в поход, природа дает отрицательную оценку этому решению и становится на сторону врагов, когда же Игорь бежит из плена, чтобы, раскаявшись, «принести повинную голову» Святославу в Киев, природа помогает ему и радостно приветствует по прибытии в Киев.

  11. Произведение безымянного русского автора, посвященное реально произошедшему в 1185 году походу князя Игоря Новгород-Северского на половцев, называется «Слово о полку Игореве». Но истинным, главным героем произведения является вся русская земля, Родина, и в описании, в создании ее образа автор поднимается до необычайного мастерства.
    Действие «Слова…» разворачивается на огромном географическом пространстве, которое уже тогда ассоциировалось у автора с понятием Руси. Половецкая степь («страна незнаемая»), Черное и Азовское моря, реки Дон, Волга, Рось и Сула, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Стугна, Немига, города Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль, Римов – вся Русь изображается автором, принимает участие в его повествовании.
    Не забывает автор рассказать и о соседях (друзьях и врагах) своей Родины, русская земля заставляет прислушиваться к происходящему на ее бескрайних просторах окружающие народы: немцев и венецианцев, греков и моравов, а литву, половцев, ятвягов и деремелу непосредственно принимать участие в тех событиях, которые происходят на Руси.
    Автор видит свою огромную страну как бы с необыкновенной высоты, что позволяет ему одновременно изображать действия, происходящие на разных концах ее: «девицы поют на Дунае, вьются голоса через море до Киева», «трубы трубят в Новегороде, стоят стязи в Путивле». Одновременно с походом Игорева войска двигаются к Дону половцы, скрипят их немазаные телеги.
    Широкое пространство Родины объединяется гиперболической быстротой передвижения в нем действующих лиц. Всеслав, по выражению «Слова…», «хитростями подперся на коней и скакнул ко городу Киеву и доткнулся копьем до золотого престола киевского. Отскочил от него лютым зверем. В полночь из Белгорода скрылся в синем облаке, наутро же, поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава».
    В обширных пространствах Руси могущество героев этой поэмы, сынов своей Родины, приобретает гиперболические размеры: Владимира Мономаха нельзя было пригвоздить к горам Киевским; Галицкий Ярослав подпер горы, затворил Дунаю ворота.
    Такой же поэтичностью и величественностью отличается пейзаж, изображение родной природы автором «Слова…». Перед битвой с половцами кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут: быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. Ветер, солнце, грозовые тучи, синие молнии, утренний туман, дождевые облака, соловьиный щекот и галочий крик, вечерние зори и утренние восходы составляют необыкновенно широкий фон, на котором развертывается действие произведения, передают ощущение бескрайних просторов нашей Родины.
    Русская природа в представлении автора одухотворена, совершает осознанные действия, является частью Родины, следовательно, может думать и чувствовать, как и автор этих строк. Ярославна в плаче по Игорю обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы посады до Кобякова стана; к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.Чем шире показывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседу с Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы, вороны и лисицы, принимающие участие в судьбе Игоря, даже деревья и травы, никнущие к земле, оплакивая участь его и войска после поражения.
    Наблюдая Русскую землю с такой высоты, с которой он может охватить все ее пространство, автор тем не менее видит и слышит ее во всех деталях. Образ Родины, полной городов и рек, многочисленных людей и животных, как бы противостоит образу пустынной половецкой степи – «стране незнаемой», ее яругам (оврагам), холмам, болотам и «грязивым» местам, где Див кличет.
    С образом Родины связана и основная идея «Слова…» – идея о необходимости объединения всех русских княжеств в борьбе против половцев, идея единения, которое в эпоху феодальной раздробленности нужно было родной земле как воздух. Автор этого произведения строго и прямо смотрит в глаза опасности порабощения Руси, суровой действительности, видит перед собою всю Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов врагов.
    Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая им об их долге перед Родиной. Он зовет их защитить землю русскую, загородить полю ворота своими острыми стрелами. Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой о будущем своей Родины. Автор мужественно и прямо обличает крамольные поступки князей – своих современников и их предков.
    Родоначальник князей Ольговичей, дед главного героя Игоря Святославича – знаменитый противник Владимира Мономаха – Олег Святославич «мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял». При нем Русская земля засевалась и прорастала усобицами, погибало достояние русского народа – «Даждьбожьего внука», в княжеских крамолах сокращались жизни человеческие, редко слышались покрикивания пахарей, но часто граяли вороны, деля между собой трупы русских людей.
    Потомки этих князей оказались не лучше. Игорь хоть и действовал ради благородного дела отомстить за землю Русскую, но своими действиями ослушался совета мудрого князя Киевского Святослава, с поражением войска Игоря «не веселая година настала», прекратилась борьба князей с половцами и сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. И застонал Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Руси, печаль обильная потекла среди земли Русской, князья на себя сами крамолу ковали, и поганые с победами совершали набеги на Русь, беря дань по белке от двора. Игорь и Всеволод своим непослушанием пробудили коварство половцев, ханы Гза и Кончак снова начали рыскать по родной для русских князей земле. В «Золотом слове» Святослава Киевского автор упрекает Игоря и Всеволода за поиски личной славы, которые так повредили Родине.
    Автор «Слова…» смело требует от князей согласованных действий против врагов Руси, укоряет их за бездеятельность. Он, вдохновленный патриотическим чувством, стыдит этих князей: «Где же ваши золотые шеломы, и сулицы лядские, и щиты! Загородите степи ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!»
    Таким увидел и отразил в своем произведении образ Родины безымянный автор «Слова о полку Игореве». В этом произведении заложены замечательные традиции всей дальнейшей русской литературы: патриотизм, любовь к Родине сочетаются у автора с чувством ответственности за ее судьбу, с горячим желанием видеть ее не только прекрасной, но еще единой, свободной и процветающей. Д. С. Лихачев писал об этом: «Мы узнаем в «Слове» замечательный героический дух всей последующей русской литературы, высокое осознание своей ответственности, своего писательского призвания, своего общественного долга».

  12. Автор: Евгения Кошечкина
    В событиях «Слова о полку Игореве» большую роль играет природа. Автор делает ее живым существом, способным страдать и радоваться вместе с героями поэмы, оценивать их поступки. Вся природа, описанная человеком, принимавшим участие в бою против половцев, проникнута любовью к родине. Именно поэтому природа в этом произведении помогает героям, борющимся не за свое личное счастье, а за счастье своей родины.
    Когда князь Игорь выступает в поход на половцев, природа как-будто старается удержать его, предупредить об опасности. Об этом свидетельствуют: затмение солнца, крик филина.
    С природой связан также образ жены Игоря – Ярославны. Тоскуя по Игорю, тревожась за его войско, она обращается в своих мольбах к природе (ветру, Днепру, солнцу).
    Природа страдает вместе с матерью убитого князя Ростислава, горюющей о сыне:
    «Цветы почернели от скорби!
    Дерево в тоске к земле припало!»
    Природа помогает и князю Игорю бежать из плена. Она укрывает его от преследователей, и он благополучно возвращается домой.
    С природой неразрывно связан каждый образ «Cлова о полку Игореве». Человек, написавший поэму, хорошо знал природу и связывал с ней не только жизнь людей в целом, но и события, происходившие с ними.

  13. Пожалуй, нет в русской литературе произведения более загадочного, чем “Слово о полку Игореве”. Найденное совершенно случайно среди забытых рукописей в начале 90-х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным, оно сразу же привлекло к себе внимание ученых и поэтов. Первых – совершенно новым взглядом на русскую историю, а точнее, на один ее эпизод, вторых – необыкновенным лиризмом, особой напевностью и, конечно же, своим патриотическим настроем. “Слово о полку Игореве” буквально пронизано горячей любовью к родине.
    Кем бы ни был автор “Слова о полку Игореве”, мы знаем, что этого человека глубоко волновало будущее Руси. С болью и горечью он говорит о разладе между князьями, об усобицах, терзающих Русскую землю и делающих ее беззащитной перед набегами врагов.
    “Слово о полку Игореве” посвящено неудачному походу на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославовича с немногими союзниками, походу, окончившемуся страшным поражением. Автор призывает русских князей сплотиться для отпора степи, совместными усилиями оборонять Русскую землю. “Слово о полку Игореве” с гениальной силой и проникновенностью отразило в себе главное бедствие своего времени – недостаточность государственного единства Руси. Следствием его была слабость обороны от внешних врагов, что красноречиво показал поход князя Игоря.
    XII век – времена, далекие от нас. Но, несмотря на это, мы можем представить себе всю сложность этой эпохи. Феодальная раздробленность, которая достигла в ту пору своего расцвета, совершенно ослабила государственное управление. Каждый удельный князь стремился только захватить как можно больше земель соседей, не гнушаясь для этого самыми грязными путями, вплоть до объединения с прямыми врагами Руси – половцами. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Отголоски этого явления наблюдаются в самом “Слове…”
    Игорь Святославович отправился в поход на половцев с небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом. Своим необдуманным поступком он перечеркнул недавние удачные походы Святослава, поставив Русь в крайне сложное положение, открыв врагам доступ к русским землям.
    “Слово о полку Игореве” – произведение небольшое, но, вместе с тем, необычайно монументальное по своему сюжету, образам, пространственным границам. Его героем является вся Русская земля, и в повествование “Слова…” также втянуты огромные географические пространства – от Новгорода на севере до Тмутаракани на Черном море, от Волги на востоке до Галича на западе. Десятки рек, городов, княжеств захвачены действием “Слова…”
    Поэтому невозможно выделить отдельно образ Русской земли, ибо вся она находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.
    Очень примечательны в этом отношении пейзажные зарисовки, хотя это название во многом условно. В древнерусской литературе не было принято писать картины природы, давать ей какую-либо характеристику. Функция пейзажа вполне определена – она теснейшим образом связана с судьбою действующих лиц и всегда проявляется в действии.
    Когда Игорь только выступил в поход, его встречало солнечное затмение – плохая примета, предвестник грядущей беды. Саму битву сопровождают бури, громы, а поражение русских оплакивает вся природа: “деревья с тугою к земле преклонились”
    А печальный рефрен “О, русская земля! Уже за шеломянем еси! ” (О, русская земля! Уже ты за холмом!) подчеркивает не только горячую любовь автора “Слова…” к родной земле, но и боль от сознания того, что ошибка уже совершена.
    Автор не раз обращается к образу Русской земли, когда хочет подчеркнуть необходимость единения. Он настойчиво призывает князей выступить “за землю Русскую, за раны Игоревы”.
    Упоминания различных князей, географических названий, а также использование двух временных пластов (прошлого и настоящего) придает “Слову…” эпическую величественность.
    Это тем более удивительно, что поход Игоря был делом вполне обычным, даже тривиальным. Но автор, а он, по всей видимости, был участником тех событий и мог наблюдать их воочию, придал своим поэтическим талантом этому рядовому происшествию общерусское значение. Форма “Слова…” позволила ему выразить и свое отношение, свой взгляд на проводимую политику. Чувствуется, что это не просто придворный поэт, любимец какого-либо князя, а человек, близкий к народу, переживающий за судьбу своей родины, бесконечно любящий ее. Возможно, кое-кому из нас стоит поучиться у этого необыкновенного человека, оставившего замечательный пример патриотизма в гениальнейшем творении – “Слове о полку Игореве”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *