Сочинение на тему образ родины в лирике блока

13 вариантов

  1. В стихотворении «Русь» Россия предстает перед нами как сказочная и таинственная страна, полная чудес и загадок, где живут мифические существа: черти, ворожеи и колдуны, эта земля пропитана духом древности и мистики «где разноликие народы ведут ночные хороводы под зарево горящих сел». Главный герой этого произведения как будто грезит наяву «ты и во сне необычайна» и представляет Русь как никем непознанную первобытную вселенную, такую загадочную и таинственную, с её дикой природой «где буйно заметает вьюга до крыши – утлое жилье» и загадочным понятием русской души «и девушка на злого друга под снегом точит лезвее». Русь предстает перед нами во всем величии своей древней истории, красоты и мощи своей природы, таинственности и загадочности русского духа, и все это не может не пленить душу героя, который по-детски беззащитен перед её мощным очарованием, его чувства к родной земле настолько глубоки, что они полностью захватывают его, погружая его в эфемерный мир на грани эйфории «и сам не понял, не измерил, кому я песни посвятил…».
    Очень часто в произведениях русских поэтов Родина выступала в образе матери, и только для Блока она стала любимой женщиной, которую он представляет привлекательной молодой девушкой, невестой тоскующей по жениху, возлюбленной женой. В своем стихотворении «Россия» Родина показана великим символистом как женщина полная жизненных сил и энергии, обладающая «разбойничьей красой», всегда вольная, дикая и не кому неподвластная «не пропадешь, и не сгинешь ты, и лишь забота затуманит твои прекрасные черты». И вместе с тем поэт придает этому образу романтичности и интимности, когда можно совершить возможное и невозможное за «мгновенный взор из-под платка». Также Блок в этом стихотворении показывает нам не только прекрасную и вечную Русь, которой ни почем все невзгоды, а еще и обездоленную, обиженную, с её вечными расхлябанными дорогами, откровенной нищетой, серыми избами и «острожной песнью ямщика». И все равно в этих сроках чувствуется великое сострадание поэта к судьбе этой земли, его сила великой любви к ней и твердое убеждение, что у его Родины великое будущее, и она обязательно преодолеет все трудности и преграды на пути к нему.

  2. 1. Вечная тема лирики А. С. Блока.
    2. Образ Родины в стихотворениях разных лет.
    3. Вера поэта в будущее России.
    Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь — и жизнь и смерть, счастье или погибель.
    А. А. Блок
    Образ России у А. А. Блока сложен и многогранен. Он вобрал в себя все: и радость, и горе, двойственность и противоречивость. Родина имеет важное значение в жизни народа и каждой отдельной личности. Образ России в творчестве Блока с годами наполняется все более значительным содержанием, становится конкретнее и реалистичнее. Любовь к своей стране дает поэту мощный творческий толчек, она вызывает восторг даже скромными приметами: «наша русская дорога, наши русские туманы, наши шелесты в овсе…». Россия может быть нищей, но нет страны дороже ее сердцу Блока. Тема родины звучит уже в ранних стихотворениях поэта. В «Осенней воле» (1905) образ родины неотделим от родной русской природы. И пусть этот осенний пейзаж невзрачен, поэт восклицает:
    Приюти ты в далях необъятных!
    Как и жить и плакать без тебя!
    Стихотворение «Русь» вышло в свет в 1906 году, оно посвящено России. В нем Русь представляется как нечто святое, священное. Она древняя, заколдованная, языческая: Русь, опоясана реками
    И дебрями окружена,
    С болотами и журавлями,
    И с мутным взором колдуна…
    Молитвенная тональность стихотворения завораживает читателя:
    Она и в снах необычайна.
    Ее одежды не коснусь.
    Лирический герой благодарит Русь за спасение души:
    Живую душу укачала,
    Русь, на своих просторах ты,
    И вот — она не запятнала
    Первоначальной чистоты.
    Поэт говорит о постижении тайны духа русского народа, духа Руси, которым она жива. Образ России поэт отождествляет с женщиной. В цикле стихотворений «На поле Куликовом» он восклицает:
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Никто из поэтов до А.. А.. Блока так не обращался к России. Блок сравнивает Русь с женщиной, женой, с которой ему предстоит проделать долгий путь, полный лишений, разочарований и потерь. «На поле Куликовом» — предчувствие грядущих бурь, трагедий. Поэт видит весь путь страны — «от поля Куликова» до современных дней. Блок придает исключительное значение Куликовской битве как историческому событию. Он называет ее «символическим событием русской истории», которому «суждено возвращение» и разгадка которого впереди.
    Ряд символов передает нам переживания лирического героя, полные тревоги, внутренней силы и энергии:
    И нет конца! Мелькают версты, кручи…
    Останови!
    Идут, идут испуганные тучи,
    Закат в крови!
    Образ России многогранен: «слышал я Твой голос сердцем вещим / В криках лебедей», «Твой лик нерукотворный». Образ Руси отождествляется и с образом Богоматери.
    Образы у Блока имеют глубокую внутреннюю наполненность, а символы обретают новые смыслы:
    Опять с вековою тоскою
    Пригнулись к земле ковыли.
    Опять за туманной рекою
    Ты кличешь меня издали…
    Много тревоги, тяжелых предчувствий. Неоднократно встречаются словосочетания «вековая тоска», «тоска могучая». Как бы ни описывал поэт настоящее своей отчизны, он всегда верил в ее будущее. В пятом стихотворении цикла «На поле Куликовом» лирический герой предвидит «начало высоких и мятежных дней». Тревога, беспокойство подчеркнуто словами «как бывало». Последняя строфа звучит как предостережение:
    Не может сердце жить покоем,
    Недаром тучи собрались.
    Доспех тяжел, как перед боем.
    Теперь твой час настал. — Молись!
    Любовь к Родине, к народу А, А. Блок выразил в стихотворении «Россия», датированным 1908 годом. Это произведение сочетает в себе реалистическое начало и романтическую приподнятость:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые —
    Как слезы первые любви!
    Реальный образ России лишен ярких красок:
    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи,
    И вязнут спицы расписные
    В расхлябанные колеи…
    Но поэт верит в родину, он восхищается ей:
    Пускай заманит и обманет, —
    Не пропадешь, не сгинешь ты,
    И лишь забота затуманит
    Твои прекрасные черты…
    И вновь Блок сравнивает Россию с женским образом:
    Ну что ж? одной заботой боле —
    Одной слезой река шумней,
    А ты все та же — лес, да поле,
    Да плат узорный до бровей…
    Несколькими словами поэт рисует яркий, знакомый образ.
    В судьбе и творчестве А. А. Блока Россия — совершенно особенная тема. Именно Россия стала счастьем и болью поэта, надеждой и утешением. По словам В. М. Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель — с отвлеченной идеей, а как поэт — с интимной любовью». Россия в творчестве А. А. Блока предстает как стихия, как страна еще непознанной энергии и силы. Она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее.

  3. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
    Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…
    А.А. Блок. Из письма к К.С. Станиславскому.
    Тема родины, России занимает в творчестве А.А. Блока ведущее место. Можно сказать, что это сквозной мотив лирики поэта. Поначалу, в ранней поэзии, тема России проявлялась в пейзажных зарисовках, изображении природы любимых мест. Подмосковье, Шахматово, Москва, Петербург и его окрестности – все это отразилось в поэзии Блока.
    Более явственно и продуманно тема Родины прозвучала в стихотворении «Осенняя воля» (1905). Его считают первым серьезным воплощением этой темы в лирике Блока. Лирический герой испытывает чувство трагического одиночества. Ничто не может помочь герою. И только любовь к природе России помогает ему преодолеть это тягостное чувство. Пусть российские пейзажи бедны и невзрачны:
    Битый камень лег по косогорам
    Желтой глины скудные пласты
    …..
    Разгулялась осень в мокрых долах
    Обнажила кладбища земля…
    Но они глубоко родные, кровные. Только Россия может дать успокоение, смысл жизни, скупое счастье:
    Приюти ты в далях необъятных!
    Как и жить, и плакать без тебя!
    Развитие темы Родины происходит у Блока в стихотворении «Русь» (1906). Здесь Россия представляется поэту сказочно-колдовской землей:
    Русь, опоясана реками
    И дебрями окружена,
    С болотами и журавлями
    И с мутным взором колдуна…
    Но, к сожалению, обладая огромными богатствами во всех областях жизни, Россия бедна и убога («утлое жилье», «вихрь в голых прутьях»). Поэт чувствует кровное родство со всем русским, он хочет обрести обновление благодаря тесной связи со своей Родиной:
    Так – я узнал в моей дремоте
    Страны родимой нищету,
    И в лоскутах ее лохмотий
    Души скрываю наготу.
    Сам Блок говорил, что в России для него все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Наиболее полно и серьезно его раздумья о своей стране отразились в поэтическом цикле «Родина» (1907-1916). Здесь поэт размышляет о судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем. Центральными проблемами цикла являются проблемы России и народа, России и истории, особенности русского характера.
    В своих рассуждениях герой не отстраняется, не судит со стороны. Для него любовь к Родине – чувство глубоко личное, похожее на любовь к жене или матери:
    О бедная моя жена,
    О чем так горько плачешь?
    Одним из самых известных стихотворений цикла «Родина» является стихотворение «Россия» (1908). В нем слиты воедино чувство любви к родине и вера в ее будущее возрождение. Стихотворение начинается с образа дороги:
    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи,
    И вязнут спицы росписные
    В расхлябанные колеи…
    Для раскрытия образа Родины очень важна антитеза «спицы росписные» – «расхлябанные колеи». Россия – страна, где невероятное богатство соседствует со страшной нищетой:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые –
    Как слезы первые любви!
    Автору дорога именно деревенская, народная родина с ее простором, широтой и… нищетой. Русские «песни ветровые» поэт сравнивает со «слезами первыми любви». Это означает, что чувство любви к России насквозь пропитало душу поэта.
    Хоть и тяжела доля родины, но автор не жалеет свою родную страну:
    Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу…
    Какому хочешь чародею
    Отдай разбойничью красу!
    Лирический герой видит все, что происходит с его горячо любимой Россией. Он мучается от осознания бед и несчастий, которыми наполнена судьба его страны. Но герой с готовностью несет свой крест. Он чувствует себя насквозь русским человеком и не собирается отступать от судьбы своей родины.
    Последние две строки характеризуют особенности русского характера, отдающего себя с готовностью в руки любому «чародею». В этом образе скрыты многие правители Руси, «заманивающие» и «обманывающие» ее, как наивную девушку с «разбойничьей красой». Но автор понимает: что бы ни случилось, Россия «не пропадет, не сгинет». Она по сути своей сильнее всех бед и катастроф. «И лишь забота затуманит» ее «прекрасные черты». С годами любимая страна поэта не меняется:
    Ну что ж? Одной заботой боле –
    Одной слезой река шумней,
    А ты все та же – лес, да поле,
    Да плат узорный до бровей…
    Россией были пролиты целые потоки слез, поэтому еще одна беда – это как очередная капелька, упавшая в реку. Но от несчастий красота страны не тускнеет.
    Образу родины автор придает черты национального женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойничью красу».
    Последняя строфа состоит из шести строк, потому что она самая главная. Именно здесь автор выражает свою основную мысль: несмотря ни на что, Россия – удивительная страна, где «невозможное возможно». Блок поэтизирует даже страдания простого крестьянского народа. Долгая дорога пролетает для него незаметно, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика!..»
    Кроме цикла «Родина» судьбам России Блок посвятил и цикл стихов «На поле Куликовом» (1908). Этот цикл посвящен истории страны, начиная татарским игом и заканчивая современностью. Герой «На поле Куликовом» – это и воин времен Куликовской битвы, и современник поэта, стоящий у порога «высоких и мятежных дней».
    Россия предстает в этом цикле в образе степной кобылицы. Это символ движения и борьбы, преодоления «тоски безбрежной» и мглы «ночной и зарубежной».
    В 1918 году Блок поверил, что для его любимой России наступают новые, лучшие времена. Свои надежды поэт отразил в стихотворении «Скифы»:
    В последний раз – опомнись, старый мир!
    На братский пир труда и мира,
    В последний раз – на светлый братский пир
    Сзывает варварская лира!
    Мне кажется, что А.А. Блок – удивительный поэт, горячо любивший свою Родину. Его произведения, посвященные этой теме, отличаются теплотой, сопереживанием, пониманием, искренней верой в лучшее будущее родной России.

  4. Нам ясен долгий путь! Наш путь – стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь… Здесь и самый покой безграничных просторов оказывается мнимым: за ним
    – клокотание бури, противоборствующих страстей. означающих «вечный бой» с
    силами хищничества и порабощения, – и в облике воина Дмитрия Донского,
    нанесшего решительное поражение татарам, захватившим русскую землю, поэт
    видит воплощение бессмертного духа и непреклонного мужества русских людей,
    упорных в труде и грозных в гневе, – если враг осквернил их святыни и
    покусился на их неотъемлемое достояние. Цикл стихов «На поле Куликовом» – это напоминание о подвиге, некогда
    воплощенном в битве света с тьмой, в одолении темного хаоса – ради свободы
    и счастья своей отчизны. Идет «вечный бой» – за Русь, за милого друга, за
    светлую жену, за все то, что дорого и свято, и нет отдыха в этой трудной и
    напряженной борьбе: И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… В пыли мчатся герои Куликова поля на битву с врагом, и самый закат
    перед ними, словно бы омытый кровью, прорывается сквозь нагромождения
    тяжелых и испуганных туч, сквозь суровые облака, отсвечивающие багрянцем и
    заволакивающие небо – от края до края… В первом собрании своих стихотворений Блок сопроводил цикл «На поле
    Куликовом» следующим примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по
    убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям
    суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Как понимать эти слова о символическом значении освободительной
    битвы? Статья Блока «Народ и интеллигенция» (1908) раскрывает символику его
    лирического цикла: воинский стан Дмитрия Донского – это поэтический образ
    русского народа, находящегося в состоянии революционного брожения и
    готовности к наступающей битве, а «вражий стан» Мамая – это аналог
    оторвавшейся от народа и погруженной в мертвый «аполлинический» сон
    интеллигенции. Таким образом, Блок как бы переворачивает традиционные представления,
    привычные для либерального интеллигента, которому испокон века твердили,
    что народ «спит», а интеллигенция «идет вперед» и призвана «разбудить
    народ». У поэта же все приобретает иной смысл: «орда» интеллигенции хотя и
    шумит, но это – косная и уже мертвеющая сила, а народ – русская рать –
    готовится к великой решающей битве. Стихи цикла «На поле Куликовом» существуют, конечно, и вне такого
    понимания как гениальная поэзия родины, русской национальной стихии, не
    сводимая к частному вопросу о народе и интеллигенции. Но в них есть второй
    (публицистический) план, и он был для Блока далеко не безразличен.Драма «Песня Судьбы». Гораздо более резко прямолинейно публицистический смысл, который Блок
    вкладывал в тему России, выражен в драме «Песня Судьбы». Сама идея драмы
    очень значительна. Герой ее – поэт Герман (в нем легко угадать самого
    Блока) покинул свой «белый дом», полный «безысходного счастья». ради
    соблазнов большого мира. В свисте ветра он услышал «песню судьбы», которая
    властно влечет его на волю. Но на воле он встретил лишь пошлости,
    продажность, ложь, насилие, бездушную машинную цивилизацию, которая только
    угнетает и губит человека. Герман честен и совестлив, он проклинает этот
    развращенный мир: Я не могу и не хочу терпеть! Так вот каков великий пир Культуры! Там гибнут люди – здесь играют в гибель! Здесь песней золотою покупают Достоинство и разум, честь и долг… Так вот куда нас привели века Возвышенных, возвышенных мечтаний? Но он – человек, запутавшийся в сомнениях и противоречиях. Душа у
    него «как шумный водопад», но он не знает, «куда направить силу»: «Я не
    знаю! Знаю, сколько дела, и не умею начать…» Он полюбил Фаину (Россию), но
    ему еще не под силу пойти с нею вместе. «Ты любишь меня?» – спрашивает
    Фаина Германа. «Люблю тебя», – отвечает тот. «Ты знаешь меня?» – «Не знаю».
    – «Ты найдешь меня?» – «Найду». Настоящая встреча Германа и Фаины еще
    впереди. Фаина покидает Германа. У него остается только одно – «чистая
    совесть». «И нет дороги. Что же делать мне, нищему? Куда идти?» Обратно, в тихий «белый дом», Герману уже нет пути. Драма кончается
    тем, что бездомного и сбившегося с дороги Германа выводит из вьюги
    некрасовский коробейник (песня на слова Некрасова: «Ой, полна, полна
    коробушка…» и т. д. проходит аккомпанементом через всю последнюю сцену
    «Песни Судьбы»). Блок возлагал на «Песню Судьбы» большие надежды: «Но камень-то,
    который я, может быть, не сумел отшлифовать в «Песне Судьбы», – он
    драгоценен» (письмо к Станиславскому от 9 декабря 1908 года).«Новая Америка». Следующий этап в осмыслении темы родины знаменует стихотворение «Новая
    Америка», являющееся новой ступенью в цикле, посвященном родине; оно
    свидетельствует о том, что поэт все более глубоко осмысливал судьбы родной
    страны и находил все более верные ответы на вопрос о ее будущем, о ее
    счастье. Стихотворение открывается необъятно широкой и торжественной картиной: Праздник радостный, праздник великий, Да звезда из-за туч не видна… Ты стоишь под метелицей дикой, Роковая, родная страна… В стихотворении «Новая Америка» Блок утверждал, какими обманчивыми
    являются порою представления о России, – если ограничиться лишь тем, что
    бросается в глаза, и упустить из виду нечто гораздо более важное и
    существенное, хотя бы и неприметное с первого взгляда: Там прикинешься ты богомольной, Там старушкой прикинешься ты, Глас молитвенный, звон колокольный… За крестами – кресты, да кресты… Словно бы ничто не изменилось в этой Руси, и она такая же, как и
    столетия назад, но если взглянуть пристальней, то и поистине окажется, что
    Русь уже совершенно не та, какою видится с первого взгляда; она может
    «прикинуться» смиренной, покорной, богомольной, но ведь это уже одна только
    видимость, ибо не молитвенное смирение, а нечто совершенно другое различает
    пытливый взгляд поэта сквозь старые, привычные черты, и совсем иные звоны и
    голоса слышатся его настороженному, чуткому слуху «под метелицей дикой»,
    проносящейся по просторам родной страны. Поэт говорит о России будущего как о «новой Америке», но вносит он в
    эти слова особый смысл: здесь «новая Америка» – это не США, не страна
    бизнесменов, биржевиков (о которых ни одного слова нет в стихотворении);
    здесь под «новой Америкой» подразумевается край огромных возможностей и
    талантливого, молодого духом народа, который сумеет претворить – и
    претворяет – эти возможности на живом, плодотворном деле. Самое главное, что следует подчеркнуть в стихотворении «Новая
    Америка», – это то, что, прославляя новую Русь и ее новый облик, ее молодой
    задор, ее творческие силы, Блок даже и не упоминает предпринимателей,
    владельцев фабрик и заводов. Он знает – не они создают богатства и, стало
    быть, не им принадлежит честь и слава завоевания и освоения недр родной
    страны, ее неисчислимых сокровищ, несущих людям счастливое будущее. Если сравнить цикл «На поле Куликовом» с «Новой Америкой», то нельзя
    не заметить новой степени зрелости поэта, ибо в «Новой Америке» то, что
    несла с собой современность, раскрыто более конкретно, и картины
    злободневной действительности уходят в широкую , устремленную в будущее
    перспективу; здесь вера поэта в свой народ и его будущее обрела более
    прочную опору, ибо художник отдает себе уже ясный отчет в том, где заложены
    богатства и мощь родной страны, от кого именно можно ждать ее обновления,
    кто является носителем будущего, от кого зависит победа в борьбе за ее
    благо и процветание; все это и находит свое страстное и торжественное
    выражение в «Новой Америке» – гимне новой России, одно предчувствие которой
    преображало обыкновенный и будничный день в радостный и великий праздник.Россия – страна назревающей революции. На первый план в гражданственно-патриотической поэзии Блока
    выдвигается тема борьбы за будущую Россию. Из понимания того факта, что
    Россия – страна назревающей революции, вырастала уверенность поэта в том,
    что родине его предстоит сыграть великую, всемирно-историческую роль в
    жизни человечества. Даже обращаясь к национальному прошлому, поэт, как мы
    видели, останавливался на таких исторических событиях, которые позволяли
    ему связывать их с темой борьбы за будущую Россию («На поле Куликовом»). «Нам завещана в фрагментах русской литературы от Пушкина и Гоголя до
    Толстого, в светлых и неподкупных, лишь временно помутившихся взорах
    русских мужиков – огромная (только не схваченная еще железным кольцом
    мысли) концепция живой, могучей и юной России, – писал Блок в письме,
    вступая в спор с Розановым. – …Если есть чем жить, то только этим. И если
    где такая Россия «мужает», то уж, конечно, только в сердце русской
    революции в самом широком смысле, включая сюда русскую литературу, науку и
    философию, молодого мужика, одержанно раздумывающего думу «все об одном», и
    юного революционера с сияющим правдивым лицом, и все вообще непокладливое,
    одержанное, грозовое, пересыщенное электричеством. С этой грозой ни один
    громоотвод не сладит». Таких слов, проникнутых неподкупной любовью к народу и верой в
    революцию, в ее историческую справедливость, в годы реакции не произносил
    ни один из символистов и вообще ни один из представителей тогдашней
    литературы. Пусть представление поэта о надвигающейся революции было смутным, – в
    самом главном он не ошибался: в воле народа к победе за свободу, в его
    моральной правоте и неисчерпаемой творческой силе, в том, что правда на его
    стороне и будущее за ним: Народ – венец земного цвета, Краса и радость всем цветам: Не миновать Господня лета Благоприятного – и нам. Эта вера в Россию животворила Блока. Даже запечатлев с истинно
    реалистической беспощадностью отвратительный образ ханжи и стяжателя (в
    стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…»), поэт наперекор всему
    мужественно утверждает: Да. И такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне… Блок здесь ничего не любит и ни чем не любуется, напротив – все
    ненавидит «священной ненавистью». Но даже с такой Россией он не может
    «разлучиться», даже такая Россия ему «дороже всех краев» – и не только по
    велению патриотического долга, но и потому, что за всяческой пошлостью и
    грязью ему сквозит «мир иной», будущая Россия. Это – «Россия в мечтах». «Она глядит на нас из синей бездны будущего и
    зовет туда. Во что она вырастет – не знаем; как назовем ее – не знаем». Но
    мечты об этой будущей России помогали Блоку вынести «непроглядный ужас» и
    пошлость окружавшей его «лживой жизни», уберегли от отчаяния. Россия Блока
    – это «легкий образ рая», утешенье и надежда усталого, обездоленного
    человека. Вспоминая «все, что мучило когда-то, забавляло иногда» – лесть,
    коварство, славу, злато, «человеческую тупость», все, что составляет «круг
    постылый бытия», поэт спрашивает: «Что ж, конец?» И отвечает: Нет… еще леса, поляны, И проселки, и шоссе, Наша русская дорога, Наши русские туманы, Наши шелесты в овсе…Блоковские образы родины. Важно отметить, что образ родины в патриотической поэзии Блока не
    оставался неизменным. С течением времени он все больше и больше наполнялся
    реальным общественно-историческим содержанием. Сначала поэт вдохновенно
    воспевал романтически «необычайную», «почиющую в тайне» Русь – «нищую»,
    колдовскую, «дремучую», с ведунами и ворожеями, с заветными «преданьями
    старины»: Ты и во сне необычайна, Твоей одежды не коснусь. Дремлю – и за дремотой тайна, И в тайне – ты почиешь Русь. Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна, Где разноликие народы

  5. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
    Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…
    А.А. Блок. Из письма к К.С. Станиславскому.
    Тема родины, России занимает в творчестве А.А. Блока ведущее место. Можно сказать, что это сквозной мотив лирики поэта. Поначалу, в ранней поэзии, тема России проявлялась в пейзажных зарисовках, изображении природы любимых мест. Подмосковье, Шахматово, Москва, Петербург и его окрестности – все это отразилось в поэзии Блока.
    Более явственно и продуманно тема Родины прозвучала в стихотворении «Осенняя воля» (1905). Его считают первым серьезным воплощением этой темы в лирике Блока. Лирический герой испытывает чувство трагического одиночества. Ничто не может помочь герою. И только любовь к природе России помогает ему преодолеть это тягостное чувство. Пусть российские пейзажи бедны и невзрачны:
    Битый камень лег по косогорам
    Желтой глины скудные пласты
    …..
    Разгулялась осень в мокрых долах
    Обнажила кладбища земля…
    Но они глубоко родные, кровные. Только Россия может дать успокоение, смысл жизни, скупое счастье:
    Приюти ты в далях необъятных!
    Как и жить, и плакать без тебя!
    Развитие темы Родины происходит у Блока в стихотворении «Русь» (1906). Здесь Россия представляется поэту сказочно-колдовской землей:
    Русь, опоясана реками
    И дебрями окружена,
    С болотами и журавлями
    И с мутным взором колдуна…
    Но, к сожалению, обладая огромными богатствами во всех областях жизни, Россия бедна и убога («утлое жилье», «вихрь в голых прутьях»). Поэт чувствует кровное родство со всем русским, он хочет обрести обновление благодаря тесной связи со своей Родиной:
    Так – я узнал в моей дремоте
    Страны родимой нищету,
    И в лоскутах ее лохмотий
    Души скрываю наготу.
    Сам Блок говорил, что в России для него все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Наиболее полно и серьезно его раздумья о своей стране отразились в поэтическом цикле «Родина» (1907-1916). Здесь поэт размышляет о судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем. Центральными проблемами цикла являются проблемы России и народа, России и истории, особенности русского характера.
    В своих рассуждениях герой не отстраняется, не судит со стороны. Для него любовь к Родине – чувство глубоко личное, похожее на любовь к жене или матери:
    О бедная моя жена,
    О чем так горько плачешь?
    Одним из самых известных стихотворений цикла «Родина» является стихотворение «Россия» (1908). В нем слиты воедино чувство любви к родине и вера в ее будущее возрождение. Стихотворение начинается с образа дороги:
    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи,
    И вязнут спицы росписные
    В расхлябанные колеи…
    Для раскрытия образа Родины очень важна антитеза «спицы росписные» – «расхлябанные колеи». Россия – страна, где невероятное богатство соседствует со страшной нищетой:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые –
    Как слезы первые любви!
    Автору дорога именно деревенская, народная родина с ее простором, широтой и… нищетой. Русские «песни ветровые» поэт сравнивает со «слезами первыми любви». Это означает, что чувство любви к России насквозь пропитало душу поэта.
    Хоть и тяжела доля родины, но автор не жалеет свою родную страну:
    Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу…
    Какому хочешь чародею
    Отдай разбойничью красу!
    Лирический герой видит все, что происходит с его горячо любимой Россией. Он мучается от осознания бед и несчастий, которыми наполнена судьба его страны. Но герой с готовностью несет свой крест. Он чувствует себя насквозь русским человеком и не собирается отступать от судьбы своей родины.
    Последние две строки характеризуют особенности русского характера, отдающего себя с готовностью в руки любому «чародею». В этом образе скрыты многие правители Руси, «заманивающие» и «обманывающие» ее, как наивную девушку с «разбойничьей красой». Но автор понимает: что бы ни случилось, Россия «не пропадет, не сгинет». Она по сути своей сильнее всех бед и катастроф. «И лишь забота затуманит» ее «прекрасные черты». С годами любимая страна поэта не меняется:
    Ну что ж? Одной заботой боле –
    Одной слезой река шумней,
    А ты все та же – лес, да поле,
    Да плат узорный до бровей…
    Россией были пролиты целые потоки слез, поэтому еще одна беда – это как очередная капелька, упавшая в реку. Но от несчастий красота страны не тускнеет.
    Образу родины автор придает черты национального женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойничью красу».
    Последняя строфа состоит из шести строк, потому что она самая главная. Именно здесь автор выражает свою основную мысль: несмотря ни на что, Россия – удивительная страна, где «невозможное возможно». Блок поэтизирует даже страдания простого крестьянского народа. Долгая дорога пролетает для него незаметно, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика!..»
    Кроме цикла «Родина» судьбам России Блок посвятил и цикл стихов «На поле Куликовом» (1908). Этот цикл посвящен истории страны, начиная татарским игом и заканчивая современностью. Герой «На поле Куликовом» – это и воин времен Куликовской битвы, и современник поэта, стоящий у порога «высоких и мятежных дней».
    Россия предстает в этом цикле в образе степной кобылицы. Это символ движения и борьбы, преодоления «тоски безбрежной» и мглы «ночной и зарубежной».
    В 1918 году Блок поверил, что для его любимой России наступают новые, лучшие времена. Свои надежды поэт отразил в стихотворении «Скифы»:
    В последний раз – опомнись, старый мир!
    На братский пир труда и мира,
    В последний раз – на светлый братский пир
    Сзывает варварская лира!
    Мне кажется, что А.А. Блок – удивительный поэт, горячо любивший свою Родину. Его произведения, посвященные этой теме, отличаются теплотой, сопереживанием, пониманием, искренней верой в лучшее будущее родной России.

  6. Со словом Родина каждый из нас знаком с самого детства. Но понимаем ли мы глубину этого слова? Скорее всего нет. Ведь осознание Родины приходит гораздо позже, и это чувство формируется годами. Тема Родины волновала почти каждого писателя и поэта, каждый из которых по-своему пытался осознать глубину этого слова. Тему Родины затрагивал в своем творчестве и Блок. Более того, эта тема стала важнейшей в его творчестве.

    Родина в творчестве Блока

    Только пережив революцию и став свидетелем революционных потрясений, Блок начинает все чаще и чаще посвящать свои работы теме Родины, которая постепенно вытесняет остальные тематики, становясь главной в его творчестве. При этом мы замечаем эволюцию Родины в лирике Блока, где с каждой последующей работой ее образ становится все многогранней. Если в раннем творчестве поэта мы видим спящую страну, как например в стихе Русь, то с годами, ее сказочность сменяется повседневностью. Здесь царит пошлость и бездушность, а примерами тому могут стать стихотворения поэта Грешить бесстыдно, непробудно и Фабрика. Здесь мы видим измученных рабочих и барина кровососа. Несмотря на все изъяны образов Родины, Блок все равно любит свой край, ведь и такая страна ему дороже всего.
    Анализируя творчество поэта, мы понимаем, что тема Родины в лирике Блока действительно поглотила писателя полностью и бесповоротно. Он погрузился в тематику настолько, что решил посвятить ей всю свою жизнь, а все потому что для Блока этот вопрос был первейшей важности.

  7. 1. Вечная тема лирики А. С. Блока.
    2. Образ Родины в стихотворениях разных лет.
    3. Вера поэта в будущее России.
    Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь — и жизнь и смерть, счастье или погибель.
    А. А. Блок
    Образ России у А. А. Блока сложен и многогранен. Он вобрал в себя все: и радость, и горе, двойственность и противоречивость. Родина имеет важное значение в жизни народа и каждой отдельной личности. Образ России в творчестве Блока с годами наполняется все более значительным содержанием, становится конкретнее и реалистичнее. Любовь к своей стране дает поэту мощный творческий толчек, она вызывает восторг даже скромными приметами: «наша русская дорога, наши русские туманы, наши шелесты в овсе…». Россия может быть нищей, но нет страны дороже ее сердцу Блока. Тема родины звучит уже в ранних стихотворениях поэта. В «Осенней воле» (1905) образ родины неотделим от родной русской природы. И пусть этот осенний пейзаж невзрачен, поэт восклицает:
    Приюти ты в далях необъятных!
    Как и жить и плакать без тебя!
    Стихотворение «Русь» вышло в свет в 1906 году, оно посвящено России. В нем Русь представляется как нечто святое, священное. Она древняя, заколдованная, языческая: Русь, опоясана реками
    И дебрями окружена,
    С болотами и журавлями,
    И с мутным взором колдуна…
    Молитвенная тональность стихотворения завораживает читателя:
    Она и в снах необычайна.
    Ее одежды не коснусь.
    Лирический герой благодарит Русь за спасение души:
    Живую душу укачала,
    Русь, на своих просторах ты,
    И вот — она не запятнала
    Первоначальной чистоты.
    Поэт говорит о постижении тайны духа русского народа, духа Руси, которым она жива. Образ России поэт отождествляет с женщиной. В цикле стихотворений «На поле Куликовом» он восклицает:
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Никто из поэтов до А.. А.. Блока так не обращался к России. Блок сравнивает Русь с женщиной, женой, с которой ему предстоит проделать долгий путь, полный лишений, разочарований и потерь. «На поле Куликовом» — предчувствие грядущих бурь, трагедий. Поэт видит весь путь страны — «от поля Куликова» до современных дней. Блок придает исключительное значение Куликовской битве как историческому событию. Он называет ее «символическим событием русской истории», которому «суждено возвращение» и разгадка которого впереди.
    Ряд символов передает нам переживания лирического героя, полные тревоги, внутренней силы и энергии:
    И нет конца! Мелькают версты, кручи…
    Останови!
    Идут, идут испуганные тучи,
    Закат в крови!
    Образ России многогранен: «слышал я Твой голос сердцем вещим / В криках лебедей», «Твой лик нерукотворный». Образ Руси отождествляется и с образом Богоматери.
    Образы у Блока имеют глубокую внутреннюю наполненность, а символы обретают новые смыслы:
    Опять с вековою тоскою
    Пригнулись к земле ковыли.
    Опять за туманной рекою
    Ты кличешь меня издали…
    Много тревоги, тяжелых предчувствий. Неоднократно встречаются словосочетания «вековая тоска», «тоска могучая». Как бы ни описывал поэт настоящее своей отчизны, он всегда верил в ее будущее. В пятом стихотворении цикла «На поле Куликовом» лирический герой предвидит «начало высоких и мятежных дней». Тревога, беспокойство подчеркнуто словами «как бывало». Последняя строфа звучит как предостережение:
    Не может сердце жить покоем,
    Недаром тучи собрались.
    Доспех тяжел, как перед боем.
    Теперь твой час настал. — Молись!
    Любовь к Родине, к народу А, А. Блок выразил в стихотворении «Россия», датированным 1908 годом. Это произведение сочетает в себе реалистическое начало и романтическую приподнятость:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые —
    Как слезы первые любви!
    Реальный образ России лишен ярких красок:
    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи,
    И вязнут спицы расписные
    В расхлябанные колеи…
    Но поэт верит в родину, он восхищается ей:
    Пускай заманит и обманет, —
    Не пропадешь, не сгинешь ты,
    И лишь забота затуманит
    Твои прекрасные черты…
    И вновь Блок сравнивает Россию с женским образом:
    Ну что ж? одной заботой боле —
    Одной слезой река шумней,
    А ты все та же — лес, да поле,
    Да плат узорный до бровей…
    Несколькими словами поэт рисует яркий, знакомый образ.
    В судьбе и творчестве А. А. Блока Россия — совершенно особенная тема. Именно Россия стала счастьем и болью поэта, надеждой и утешением. По словам В. М. Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель — с отвлеченной идеей, а как поэт — с интимной любовью». Россия в творчестве А. А. Блока предстает как стихия, как страна еще непознанной энергии и силы. Она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее.

  8. В сборник стихов о России, наряду с новыми, впервые появившимися стихами, были помещены стихи, напечатанные несколько лет назад. И каждое стихотворение несет в себе определенную идейную нагрузку, оно — своеобразное звено в цепи. Открывается книга циклом стихов о Куликовом поле. Этот цикл задает тон всему сборнику — просветленную грусть и мудрую любовь поэта к России, — даже такой:
    … И под лампадой у иконы
    Пить чай, отщелкивая счет,
    Потом переслюнить купоны,
    Пузатый отворив комод,
    И на перины пуховые
    В тяжелом завалиться сне…
    Сколько душевных сил и истинной любви надо иметь, чтобы после этого сказать:
    Да, и такой, моя Россия,
    Ты всех краев дороже мне.
    В книге более двадцати стихотворений, и почти каждое — новый этап лирического познания России. От первых горьких откровений до заключительных строк:
    И опять мы к тебе, Россия,
    Добрели из чужой земли.
    Цикл “На поле Куликовом” открывается стихотворением “Река раскинулась”. Здесь родина для Блока — буйная, хаотическая, хмельная; ее путь “в тоске безбрежной”. В стихотворении “На поле Куликовом” небесная Возлюбленная охраняет спящих воинов:
    И когда наутро, тучей черной
    Двинулась орда,
    Был в щите твой лик нерукотворный
    Светел навсегда. В строках:
    Идут, идут испуганные тучи,
    Закат в крови! —
    не только человеческий бунт, но и природная стихия — бунт неба. Поэт хотел разбудить родную Россию, но вместо этого всюду льется кровь.
    Но у Блока есть другая, совершенно противоположная Русь —
    С болотами и журавлями
    И мутным взором колдуна.
    Это старая Русь. Ее толкование сходно с пушкинским; “Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…”
    И сам не понял, не измерил,
    Кому я песни посвятил,
    В какого Бога страстно верил,
    Какую девушку любил, —
    говорил поэт.
    Но Блок не жалеет Россию:
    Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу…
    Он твердо верит в ее будущее:
    Не пропадешь, не сгинешь ты,
    И лишь забота затуманит
    Твои прекрасные черты…
    В “Последнем напутствии” возникают любимые образы:
    … Еще леса, поляны,
    И проселки, и шоссе,
    Наша русская дорога,
    Наши русские туманы,
    Наши шелесты вовсе.
    Поэта волнует не политическая судьба родной страны, а спасение ее живой души. К судьбе России он подходит не как мыслитель с отвлеченной идеей, а как поэт — с интимной любовью. Россия для него — Возлюбленная, и как меняются ее черты — от Прекрасной Дамы до музы последних стихов, так и чувство к родине выражается в меняющихся символах романтической любви. Сначала как невеста, жена или мать она напоминает своими светлыми чертами Возлюбленную:
    … Вот она — с хрустальным звоном
    Переполнила надежды,
    Светлым кругом обвела… …
    Это — легкий образ рая,
    Это — милая твоя…
    Только Блок, со свойственным ему личным чувственным, интимным восприятием, может полюбить такую Россию и признаться ей:
    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи,
    И вязнут спицы расписные
    В расхлябанные колеи…
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые, —
    Как слезы первые любви!
    Но интимно-личное у поэта неотделимо от вселенского: образ невесты, жены связан с вечной красотой Прекрасной Дамы, Мировой Души…
    В более позднем творчестве тема родины, а впоследствии и революции, у Блока стала связываться не только с идеалом Вечной Женственности, но и с духовно-нравственным мотивом и образом Христа. Часто эти два образа сливаются:
    О том, что было, не жалея,
    Твою я понял высоту:
    Да. Ты — родная Галилея
    Мне — невоскресшему Христу.
    И пусть другой тебя ласкает,
    Пусть множит дикую молву:
    Сын Человеческий не знает,
    Где преклонить ему главу.
    Образ Христа в творчестве Блока, с одной стороны, носит лирический характер, а с другой — эпический, народный. О таком Христе Блок говорит в стихотворении “Родина”:
    Когда-то там, на высоте,
    Рубили деды сруб горячий
    И пели о своем Христе.
    В образе Христа, весть о котором идет из темной России, нет смирения, он несет возмездие:
    И капли ржавые, лесные,
    Родясь в глуши и темноте,
    Несут испуганной России
    Весть о сжигающем Христе.
    Эпический и лирический образы Христа из стихов о России, соединившись, станут в поэме “Двенадцать” трагическим символом “русского строя души”.
    Итак, мы проследили эволюцию темы родины в творчестве Блока от идеала Вечной Женственности — России — Возлюбленной, жены, матери, до сложного, неоднозначного образа Христа, несущего в себе идейные духовно-нравственные искания поэта, а также слияние двух этих образов.

  9. Рассохиной Насти, 11 А.
    [email protected]
    Образ Родины в творчестве Александра Блока.
    «У меня все стихи о Родине»
    А. Блок
    Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались писатели и поэты во все времена. Но в творчестве А.Блока, на мой взгляд, эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: “Мы – дети страшных лет России”.
    Предчувствие “неслыханных перемен” и “невиданных мятежей” делало любовь А.Блока к России противоречивой и обостренной.
    Раннюю поэзию Блока пронизывают образы русской культуры, нередко в романтическом облике. Мир ранней поэзии А.Блока – это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России.
    К постижению Родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира в цикле стихов “Пляски смерти”. Наиболее известное стихотворение этого цикла – “Ночь, улица, фонарь, аптека…”, в котором подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг.
    Однако страшный мир – это не только мир вокруг поэта, а еще, на мой взгляд, это и мир в нем самом. Так, в стихотворении “Незнакомка” – лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт – хранитель этой тайны. Но мы так же видим, что он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира “испытанных остряков”, бездушной и мертвой природы, где и луна на небе превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворение возвращением лирического героя от мечты к реальности.
    Страшный мир, созданный А. Блоком, – это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье.
    В 1906 году А. Блок пишет стихотворение «Русь», где страна предстает перед нами как заповедная, сказочная:
    Русь опоясана реками
    И дебрями окружена
    С болотами и журавлями
    И смутным взором колдуна…
    Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается ее тайной, его душа погружена в дремоту. Русь убаюкала ее на своих просторах.
    Итогом размышлений А.Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов “Родина”, который создавался с 1907 по 1916 год. Здесь мы видим и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка – сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы – статной, с косой. Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв. Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии.
    Одно из наиболее известных стихотворений цикла – “Россия” – “Опять, как в годы золотые…”. Все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России.
    Однако тема трагического предвидения звучит в стихотворениях написанных в 1908 году и объединенных темой “На поле Куликовом”. Я считаю, что этому стихотворению принадлежит особая роль в творчестве поэта. В 1912 году Блок писал: “Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди”. На мой взгляд, Этот цикл наиболее ярко и точно показывает чувства Блока к России. Первое стихотворение этого цикла «Река раскинулась…»:
    Река раскинулась. Течет, грустит лениво,
    И моет берега.
    Над скудной глиной же того обрыва
    В степи грустят стога.
    Оно посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет (“Закат в крови!”). В стихотворении несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России “О, Русь моя! Жена моя!”, и, на мой взгляд, именно оно показывает высшую степень единения лирического героя с Россией.
    Стихотворения А.Блока, прозвучавшие в те годы, когда судьба России неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к Родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и дают нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.
    В стихах о России Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, языческого, сказочного и исторического. Звучание стиха таково, что за этим писателем закрепилась слава самого музыкального поэта. Он создал особенный поэтический образ России.Ее необъятные просторы,песни ветровые,дороги дальние, тройки удалые, дали туманные – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом 1917 года свет одолеет тьму. Но от той реальности, которую он увидел после революции 1917 года, так не похожей на его мечту,он задохнулся.

  10. В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами;
    личность поэта всегда перед читателем.
    В. Я. Брюсов
    Тема Родины является главной в творчестве А. Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель», — говорил поэт.
    Блок начинал свой творческий путь как символист. Основная тема юношеской лирики поэта — ожидание и предчувствие чудесных перемен, идеальный мир мечты и фантазии, где нет общественных конфликтов, человеческих слез, есть только музыка, «улыбки, сказки, сны».
    Блок в течение многих лет искал свой поэтический идеал — высокий, святой, общезначимый. Он находит его в образе Родины. Его Прекрасная Дама спустилась с небес на землю, и Блок переходит от мечтаний юности к зрелому творчеству. С приходом к теме России поэзия Блока обретает широкое звучание.
    В стихотворении «Русь» (1906) поэт изображает сказочную страну. Он и называет свое произведение старым, древним именем России. Читатель погружается в сказочный мир. Здесь и колдуны, и ведуны с ворожеями, и ведьмы с чертями. Стихотворение насыщено образами русского фольклора и преданиями русской старины. Сама же Русь предстает как таинственный волшебный край:
    Ты и во сне необычайна.
    Твоей одежды не коснусь.
    Дремлю — и за дремотой тайна,
    И в тайне — ты почиешь, Русь.

    В Руси поэту видится много языческого, древнего, только ей свойственного, отличающего ее от других стран. Сначала кажется, что тайна Руси в ее сказочности, в том, что ведуны «чаруют злаки на полях», метет снежная вьюга, а вихрь «поет преданья старины». Однако затем становится ясно, что загадка России в чем-то ином, и ее можно разгадать только тогда, когда живешь одной жизнью с народом:
    Где разноликие народы
    Из края в край, из дола в дол,
    Ведут ночные хороводы
    Под заревом горящих сел.
    Значительно позже в стихотворении «Скифы» Блок скажет: «Россия — сфинкс» и будет противопоставлять ее европейским странам. Но уже в этом стихотворении о загадочной Руси поэт говорит об особом пути и особой миссии своей страны, потому что она сумела сохранить «живую душу» своего народа:
    Живую душу укачала,
    Русь, на своих просторах, ты,
    И вот — она не запятнала
    Первоначальной чистоты.

    Автор подчеркивает необъятность просторов Руси не только тем, что она «опоясана реками» и «дебрями окружена». Он вводит в стихотворение тему дороги и движения, характерную для русской литературы:
    Где все пути и все распутья
    Живой клюкой измождены…

    Русь для поэта не просто географическое или историческое понятие. Это живое существо, которое представляется ему русской девушкой — колдуньей из старинных преданий. В этом стихотворении слышатся мотивы преклонения перед любимой женщиной, те самые мотивы, которые характерны для ранней любовной лирики Блока. Он восторженно и почтительно любуется Россией-женщиной и, подчеркивая свое преклонение перед ней, заканчивает стихотворение вариацией его первой строфы:
    Дремлю — и за дремотой тайна,
    И в тайне почивает Русь,

    Она и в снах необычайна.
    Ее одежды не коснусь.

    Но, несмотря на восприятие Родины как сказки, как древней песни или легенды, поэт сумел увидеть «страны родимой нищету»: «утлое жилье», «лоскуты» «ее лохмотий», вихрь, «свистящий в голых прутьях», печальную дорогу на погост.
    Социальные мотивы, только намеченные в стихотворении «Русь», получают развитие в стихотворении «Россия» (1908). Уже первые строки этого стихотворения напоминают нам стихотворение Лермонтова «Родина». Читая его, мы так же представляем картину движения по проселочной русской дороге:
    И вязнут спицы расписные
    В расхлябанные колеи…

    «Странная» любовь Блока к отчизне не связана с любовью к ее богатствам. Поэт принимает родину такой, какая она есть: в нищете и унижении. «Нищая Россия» дорога Блоку, потому что это его родина, какая бы неприглядная она ни была. Заметна любовь Блока и к неброской русской природе.
    Переосмысливая некрасовские традиции, Блок соединяет образ Руси с обликом почти некрасовской красавицы-крестьянки. У нее «плат узорный до бровей», а на глазах слезы. По-некрасовски также звучит строка: «И лишь забота затуманит твои прекрасные черты…» Фраза о «прекрасных чертах» явно напоминает и блоковскую Прекрасную Даму, но слова «разбойничья краса» несколько снижают небесный бесплотный образ, делая его более близким и родным, так как ассоциируются с русским фольклором. Русь, в понимании Блока, не смиренная кроткая красавица с эфемерными чертами. Она сильная и решительная женщина.
    Но Россия предстает в лирике Блока не только прекрасной и загадочной. Здесь и «серые избы», и расхлябанные дороги, и унылая песня ямщика. Вместе с лирическим героем читателя охватывает острое чувство боли за свою Родину, которая дорога поэту, несмотря на все ее беды и страдания:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне слезы ветровые —
    Как слезы первыя любви!

    Противоречие между поэтическим идеалом Блока и реальной картиной, которую видит поэт, порождает ощущение трагичности. Блок предчувствует, что России грозит время катастроф, а «разбойная краса» ее будет отдана «чародею». Но он готов нести «свой крест», как несет его русский народ, на долю которого выпадают тяжкие испытания. Он верит в будущее России:
    Пускай заманит и обманет, —
    Не пропадешь, не сгинешь ты…
    В стихотворении явно угадывается образ летящей гоголевской Руси-тройки. В последних строках слышится твердая вера поэта, которую он разделяет с Некрасовым, в то, что русский народ вынесет все. «Одной слезой» будет больше, но Россия останется все той же, все теми же будут «лес, да поле, // Да плат узорный до бровей». Таким образом, Блок соединяет прошлое, настоящее и будущее своей Родины. Поэтический образ будущей России настраивает на оптимистический лад. Вслед за поэтом мы верим в особую судьбу своей страны:
    И невозможное возможно,
    Дорога долгая легка,
    Когда блеснет в дали дорожной
    Мгновенный взор из-под платка,
    Когда звенит тоской острожной
    Глухая песня ямщика!..

    Множество произведений Блока посвящено теме Родины. Он сумел в них, следуя богатой литературной и фольклорной традиции, внести нечто новое, только ему свойственное в освоение этой темы. Основной особенностью патриотической лирики Блока стало то, что любовь к Родине у него — это переживание глубоко личное. Россия с ее историей, традициями, с ее таинственной русской душой, с огромным потенциалом ее народа давала поэту надежду на лучшее будущее.

  11. Тема Родины – одна из ведущих в творчестве Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», – писал поэт.
    Образ Родины в лирике Блока многогранен. В стихотворении «Русь» (1906) Россия предстает перед читателем таинственной, колдовской землей:
    Русь, опоясана реками
    И дебрями окружена,
    С болотами и журавлями
    И с мутным взором колдуна.
    Позже, в цикле «Родина» (1907-1916) Блок изображает любовь к Родине как чувство глубоко личное. Лирический герой размышляет о судьбе страны, ее прошлом, настоящем и будущем. Появляется неожиданный для русской поэзии образ Родины-жены:
    О, нищая моя страна,
    Что ты для сердца значишь?
    О, бедная моя жена,
    О чем так горько плачешь?
    В стихотворении «Россия» образ Родины еще больше усложняется. Это одновременно и страна с лесами, полями, деревнями и проселками, и красавица-крестьянка с «мгновенным взором из-под платка»:
    А ты все та же – лес да поле,
    Да плат узорный до бровей.
    Облик России у Блока связан с мотивами дороги, ветра, пути:
    Нет… еще леса, поляны.
    И проселки, и шоссе,
    Наша русская дорога,
    Наши русские туманы.
    Наши шелесты в овсе.
    Стихотворение «Россия» выражает понимание Родины, близкое тютчевскому («Россия, нищая Россия»), высказывается предчувствие, что на Россию надвигается что-то страшное, что Россия отдаст «разбойную красу» чародею, который может ее «заманить» и «обмануть». Но вместе с тем поэт выражает веру в то, что Россия не Пропадет.
    Не пропадешь, не сгинешь ты,
    И лишь забота затуманит
    Твои прекрасные черты.
    В цикле «На поле Куликовом» Блок обращается к историческому прошлому России, чтобы через прошлое понять современность. Блок считал Куликовскую битву «символическим» событием русской истории: «Таким событиям суждено возвращение. Разгадка еще впереди». Лирический герой ощущает себя современником, сразу двух эпох. Начинается цикл изображением величественной России, устремленной в даль веков. С помощью аллитерации («ст») поэт передает состояние застылости и грусти: «река грустит», «в степи грустят стога». В следующей строфе образ России становится динамичным. Риторическое восклицание будто нарушает покой: «О, Русь моя! Жена моя!» Создается ритм, имитирующий бешеную скачку степной кобылицы.
    Наш путь степной, наш путь в тоске безбрежной,
    В твоей тоске, о Русь.
    Но завершается стихотворение тревожными нотами, предчувствием чего-то ужасного, кровавого. Образ кровавого заката – символ, в который Блок вкладывает мысли о судьбе России: будущее ему видится неясным, далеким, трудным и мучительным.
    Однако Блок не жалеет Россию:
    Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу.
    Он принимает ее такой, какая она есть: дикая, бескрайняя, отчаянная и печальная.
    «Из сердца кровь струится» – так мог сказать только тот, кто видел свою жизнь кровно связанной с судьбой и жизнью России.

  12.                                  

                                       

                                      Сочинение
    по литературе:

                          Тема Родины в
    лирике А.А.Блока.

    ученицы  11 “A” класса

    Дьяковой  Марии

    В годы политической и
    общественной реакции  после  поражения  первой  русской  революции,  когда
    буржуазная  литература  переживала  время  застоя  и  упадка,  когда
    подавляющее  большинство  буржуазных  писателей, вчерашних союзников
    революции,  отшатнулось  от  борьбы  за  свободу  и  изменило  благородным
    традициям  передовой  общественной  мысли  и  литературы, –  в  это
    тяжёлое  время  Александр  Блок   занимал  особую  и  в   высшей  степени
    достойную  позицию. Разочаровавшись  в  своих  прежних  исканиях, он
    настойчиво  ищет  новые  пути.
    Из  мира  бесплотной  мечты
    фантазии  он  окончательно  переходит  в  мир  действительности,  который
    одновременно  и  влечет, и  страшит  его.
    Блок  очень  тяжело  переживал
    поражение  революции, но  не  утратил  чувство  будущего: временное
    торжество  реакции  он  правильно  оценил  как «случайную  победу»
    палачей  народа  и  предупредил  наступление  ещё  более  грозных  и
    величественных  событий.  Главной  темой  Блока – и  в  художественном
    творчестве,  и в  публицистике –  становится  Россия.
    Блок
    очень  тяжело  переживал  поражение  революции, но  не  утратил  чувство
    будущего:         временное  торжество  реакции  он  правильно  оценил  как
    «случайную победу»  палачей  народа, предупредил  наступление  ещё  более
    грозных  и  величественных  событий.  Главной  темой
    Блока – и  в  художественном  творчестве,  и в
    публицистике –  становится  Россия.
    Тема
    родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во
    все времена. Но в творчестве А.Блока эта тема обретает особое звучание. Сам
    поэт писал: «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное
    человеку, но бесконечно более уютное, ласковое беспомощное, чем отдельный
    человек; человек – маленькая монада, состоящая из весёлых стальных мышц
    телесных и душевных, сам себе хозяин в мире, когда здоров и здрав, пойдёт куда
    захочет, и сделает, что пожелает, ни пред кем, кроме бога и себя не отвечает он
    за свои поступки. Так пел человека ещё Софокл, таков он всегда, вечно юный.
    Родине суждено быть некогда
    покинутой, как матери, когда сын её, человек вырастает до звёзд и найдёт себе
    невесту. Эту обречённость на покинутость мы всегда видим в больших материнских
    глазах родины, всегда печальных, даже тогда, когда она тихо радуется. Не родина
    оставит человека, а человек родину. Мы ещё дети и не знаем сроков, только
    читаем их по звёздам; однако читаем уже, что близко время, когда границы
    сотрутся и родной станет вся земля, а потом и не одна земля, а бесконечная
    вселенная, только мало крыльев из полотна и стали некогда крылья Духа понесут
    нас в объятия вечности».
    Тема  родины, России  захватывает
    Блока  всецело.  Ощущение  отчизны  как  живого  существа  сливается  со
    сверх  чувством  жгучей  любви.  Личная  трагедия одиночества поднимается  до
    уровня  трагедии  народа.
    «В
    поэтическом  ощущении  мира  нет  разрыва  между  личным  и  общим»,-  говорит
    поэт. От  своих  предшественников  Блок  отличается  тем,  что  к  судьбе  России
    он  подходит  не  как  мыслитель, не  отвлечённой  идеей, а  как  поэт – с
    интимной  любовью.  Написаны  они в  угарное  время  увлечений, но  несут  на
    себе  печать  объективизма, кризисного  спокойствия  и  эстетизм  правды.
    Пропитаны  они  и  современными  ужасами, но  остались  в  сфере  и  атмосфере
    идейного  равновесия  и  умного  такта.
    Утончённое  мастерство  совпадает  в
    стихах  о  России  со всем  богатством  творческого   опыта  и  достигает
    истинной  классичности.  Любовь, муки,  мудрость, вся  сложность  чувств
    современного  мира  соединены  в  них  с  величественной,  в  веках
    теряющейся  духовной  генеалогией.  Образ  родины  в  русской  литературе
    обычно  ассоциировался  с  образом  матери.  Блок  связывает  его  с  образом
    молодой  красавицы, невесты, жены, тем  самым,  придавая  ему  глубоко
    интимный  характер «Твои  мне  слёзы  ветровые – как  слёзы  первые  любви», и
    в  то же  время – с  вечной  и  нетленной  красотой  Прекрасной  Дамы, Мировой
    Души,  мировой  гармонии.  В  блоковском  образе  родины – полной  сил  и
    страсти  женщин,  надёлённой «разбойной  красотой»,-  интимно личное
    неотделимо  от  вселенского,  чувственное – от  духовного,  национальное – от
    общечеловеческого, природное – от  культурных  традиций,  высокое – от
    будничного.   В  свете  романтического  идеала  родина  предстаёт  не  только
    поэтической, одухотворённой, прекрасной, нетленной,  но  и  нищей –  с  серыми
    избами,  расхлябанными  дорогами,  острожной  тоской, глухой  песней  ямщика.
    Чувство  живой  нетленной  красоты  помогает  Блоку  верить  в  её  будущее, в
    то,  что  она  преодолеет  все  тяготы  и  препятствия  на своём  трудном
    пути.  Он надеется,  что  тяжёлый  путь  во  мгле, «в  тоске  безбрежной»,
    бесстрашно  будет  пройден: «Домчимся. Озарим  кострами   степную  даль».
    Разум  и  духовность  сразятся  со  всем, что  делает  жизнь  грязной,  пошлой,
    беспросветной. «Но  узнаю  тебя, начало  высоких  и  мятежных  дней!» Только
    в  неуспокоенности  и  движении  к  добру  видит  автор  смысл  существования:
    «Не  может  сердце  жить  покоем…»  Блок  часто  подчёркивает, что  дела
    победы – кровь.  Кровь  сопутствует  свету. «Закат  в крови»  Звучит  призыв
    к  действию.
    И вечный
    бой! Покой  нам  только  снится.
    Сквозь
    кровь  и  пыль…
    Летит,
    летит  степная  кобылица
    Внимание  его  сосредоточено  на
    судьбе  народа, на  волновавшем  его  вопросе  о  взаимоотношениях
    интеллигенции  и  народа.  Он  утверждал,  что  только  с  народом «все
    пути»,  что  народ  является  единственным  источником  всякой «жизненной
    силы»,  в том  числе  и  творческой  силы  художника, поэта.
    В  лирическом  предисловии  к
    сборнику «Земля  в  снегу»  Блок  прочерчивает  восходящий  путь  своей
    поэзии,  неумолимую  логику  выпущенных  своих  трёх  книг: «Стихи  о
    Прекрасной  Даме» – ранняя  утренняя  заря… «Печальная  радость» – первые
    жгучие  и  горестные  восторги,  первые  страницы  книги  бытия …  И  вот
    «Земля  в  снегу», плод  горестных  восторгов,  чаша «горького  вина, когда
    безумец  потеряет  дорогу, – уж  не вы  ли  укажете  ему  путь?  Не  принимаю –
    идите  своими  путями. Я  сам  знаю  страны  света, звуки сердца,  лесные
    тропинки, глухие  овраги, огни  в  избах  моей  родины,  очи  моей  спутницы.
    Но  не  победит  и  Судьба, ибо  в  конце  пути,  исполненного  падений,
    противоречий,  горестных  восторгов  и  ненужной  тоски, расстилается  одна
    вечная  и  бескрайняя  равнина –  изначальная  родина, может  быть,  сама
    Россия…»
    Так  в  лирических  образах
    блоковской  прозы  возникает  тема  его  стихов – «тема  о  России».
    Блок  находится  в  центре  перелома,
    общеевропейского  кризиса, в  конечном  счете,  приведшего  к  первой  мировой
    войне  и  межреволюционной  реакции  в  России. Россия, «вырвавшись  из  одной
    революции,  жадно  смотрит  в  глаза  другой…»
    Испепеляющие
    годы!
    Безумья
    ль  в  вас,  надежды  ль  весть?
    От  дней
    войны, от  дней  свободы-

  13. Александр Блок
    Александр Александрович Блок – русский поэт, классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов Р оссии.
    Родился: 28.11.1880, Санкт-Петербург
    Умер: 07.08.1921 (40 лет)
    Популярные произведения А.А. Блока
    В неуверенном, зыбком полете…
    В ресторане
    Вхожу я в темные храмы…
    Мне страшно с тобою встречаться
    На поле Куликовом
    О, весна без конца и без краю…
    О, я хочу безумно жить…
    Русь
    Синий крест
    Ты в комнате один сидишь
    Осенняя воля
    Другие сочинения по произведению Блока
    Тема любви в лирике А.А. Блока
    Тема России в творчестве А. Блока
    Лики “страшного мира” в поэзии А.Блока
    Отражение чувств и мыслей Блока в его стихах
    Чем мне близка поэзия Блока
    Лирический цикл А.А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме».
    Тема родины в творчестве А. А. Блока
    ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА
    Тема любви в поэзии – Блок
    Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А.А. Блока.
    Стихи А. А. Блока о Родине.
    Образ Руси в поэзии Блока
    Современники о поэзии А. Блока
    Мое любимое стихотворение – Блок
    Тема Родины – Блок
    Тема России в лирике А.А.Блока.
    Тема любви в лирике А. Блока (1)
    Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока “Двенадцать”
    А. Блок — символист
    Лирический герой А. Блока
    Сочинение «Тема родины в творчестве А. А. Блока»
    Блок – все сочинения
    О, Русь моя! Жена моя!..
    А. А. Блок
    Основная часть творчества Александра Блока относится к дореволюционному периоду, времени полной дискредитации человеческих чувств. В этом мире все фальшиво и продажно: и дружба, и любовь, и сострадание… Единственным чистым чувством остается для Блока любовь к Родине. Только на нее может опереться истерзанная одиночеством, непониманием окружающих и фальшью чувств душа поэта.
    Путь Блока не прост и не гладок, но в судьбе и творчестве его чувствуется строгая логика образа России.
    Сам поэт писал: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель”.
    Почти все, совершенное Блоком, было сделано во имя русской земли, во славу русского народа. Читаем ли мы его “Русь”, “Россию” или другое какое-нибудь юношеское стихотворение, исполненное сыновней любви к родному краю, перед нами возникает образ страны со своей особой, неповторимой и возвышенной судьбой — историей.
    В поисках идеала и пути в будущее Блок обращается к прошлому России, к ее источникам. Сопоставлению прошлого и будущего родной земли посвящен цикл “На поле Куликовом”. Именно в прошлом поэт ищет животворную силу, позволяющую Руси не бояться “тьмы — ночной и зарубежной”, скрывающей ее путь.
    Пять стихотворений из цикла “На поле Куликовом”, созданных в годы первой русской революции, говорили о том, что Блок умел чувствовать милую его сердцу Русь чутко и трепетно:
    Я вижу над Русью далеко
    Широкий и тихий пожар…
    Всего десять лет спустя новый пожар тысяча девятьсот семнадцатого года перевернул судьбу России.
    Однако не прошли бесследно для душевного равновесия поэта дни, когда лилась невинная кровь, а вокруг лежали разоренные разбоем земля и культура. Да и с Шахматовым, любимым местом всей семьи, было покончено: разграблена усадьба, сожжена бесценная библиотека. А в довершение всего Блок был арестован. Луначарский в письме ЦК к Ленину писал: “Поэт Александр Блок, в течение этих четырех лет державшийся вполне лояльно к Советской власти и написавший ряд сочинений, учтенных за границей как явно симпатизирующих октябрьской революции, в настоящее время заболел нервным расстройством”. Нервным расстройством… И ни слова о смертельной болезни сердца, цинге, истощении, опухоли суставов. Ни слова о бескорыстной работе поэта в Наркомпросе.
    Характер чувства к России, ее восприятие менялись, но любовь к ней Блок пронес через всю жизнь. Эта любовь спасала его в страшные годы, когда, иссякая от внутреннего мрака и отчаяния, все же оставалась “путеводительным маяком”, освещая дорогу и побуждая выполнять свой долг. И поэтому в стихотворении “Последнее напутствие” поэт говорит о том единственном, что выводит из “постылого “круга бытия”. Это “единственное” — Россия.
    …еще леса, поляны,
    И проселки, и шоссе,
    Наша русская дорога,
    Наши русские туманы,
    Наши шелесты в овсе.
    Блок создал особенный образ Родины. Это образ красавицы Женщины, возлюбленной невесты. Ее лик светел, “светел навсегда” , она хранит первоначальную чистоту души поэта. Это женщина с прекрасными чертами, “разбойной красотой”, повязанная в “плат узорный до бровей”.
    О, Русь моя! Жена моя!
    До боли
    Нам ясен долгий путь!..
    И нет конца!
    Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею “невозможное возможно”, — она ведет на вечный бой, перед ней лежит долгий путь.
    Выхожу я в путь, открытый взорам,
    Ветер гнет упругие кусты,
    Битый камень лег по косогорам,
    Желтой глины скудные пласты.
    Разгулялась осень в мокрых долах,
    Обнажила кладбища земли,
    Но густых рябин в проезжих селах
    Красный цвет зареет издали.
    Вот оно, мое веселье, пляшет
    И звенит, звенит, в кустах пропав!
    И вдали, вдали призывно машет
    Твой узорный, твой цветной рукав.
    Необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, расхлябанные колеи, дали туманные, “неба осветленный край средь дымных пятен” — такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия. Ее он любил, ждал для нее перемен, надеялся, что с приходом тысяча девятьсот семнадцатого года “свет одолеет тьму”.
    Вся лирика Александра Блока — поэтический дневник жизни русского человека на рубеже двух веков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *