Сочинение на тему образ россии в лирике лермонтова

14 вариантов

  1. Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые, —
    Как слезы первые любви!
    «И я любил всем напряжением душевных сил…»
    Эти строки из стихотворения «1831-го июня 11 дня» — словно эпиграф к любовной лирике Лермон­това, лирике «сильнейших страстей» и глубоких стра­даний. И хотя Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником Пушкина, тема любви — за­звучала у него совершенно по-иному. «Пушкин – дневное, Лермонтов — ночное светило нашей поэ­зии»,— писал Д. Мережковский. И воистину, если для Пушкина любовь — источник счастья, то для Лер­монтова она неразлучна с печалью. У него мотивы одиночества, противостояния «бесчувственной толпе» пронизывают и стихи о любви: в его художествен­ном мире высокое чувство всегда трагично.
    Лишь изредка в стихах юного поэта мечта о любви сливалась с мечтою о счастье:
    Меня бы примирила ты
    С людьми и буйными страстями, —
    писал он, обращаясь к Н.Ф. И. — Наталии Федоров­не Ивановой, в которую был страстно и безнадежно влюблен. Но это лишь одна, не повторившаяся боль­ше нота. Весь же цикл посвященных Ивановой сти­хов — это история неразделенного чувства:
    Я недостоин, может быть, Твоей любви; не мне судить, Но ты обманом наградила Мои надежды и мечты, И я скажу, что ты Несправедливо поступила.
    Перед нами словно страницы дневника, где запе­чатлены все оттенки пережитого: от вспыхивающей безумной надежды до горького разочарования:
    И стих безумный, стих прощальный
    В альбом твой бросил для тебя,
    Как след единственный, печальный,
    Который здесь оставлю я.
    Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятым, но это лишь усиливает в нем сознание своего предназначенья для иной, высшей свободы и иного счастья — счастья творить. Завершающее цикл стихотворение — одно из самых прекрасных у Лер­монтова — это не только расставание с любимой, это и освобождение от унижающей и порабощающей стра­сти:
    Ты позабыла: я свободы
    Для заблужденья не отдам…
    Контраст между высоким чувством героя и «ко­варной изменой» героини в самом строе стиха, насы­щенном антитезами, столь характерными для роман­тической поэзии:
    И целый мир возненавидел,
    Чтобы тебя любить сильней…
    Этот типично романтический прием определяет стиль не только одного стихотворения — на контр­астах, противопоставлениях построена вся лирика по­эта; И рядом с образом «изменившегося ангела» под его пером возникает другой женский образ, возвы­шенный и идеальный:
    Улыбку я твою видал,
    Она мне сердце восхищала…
    Эти стихи посвящены Варваре Лопухиной, любовь к которой не угасала у поэта до конца дней. Плени­тельный облик этой нежной, одухотворенной женщи­ны предстает перед нами и в живописи, и в поэзии Михаила Юрьевича:
    …Все ее движенья,
    Улыбки, речи и черты
    Так полны жизни, вдохновенья,
    Так полны чудной простоты.
    Но и в стихах, посвященных Варваре Александров­не, звучит тот же мотив разлуки, роковой неосущест­вимости счастья:
    Мы случайно сведены судьбою,
    Мы себя нашли один в другом,
    И душа сдружилася с душою,
    Хоть пути не кончить им вдвоем!
    Отчего же так трагична судьба любящих? Известно, что Лопухина ответила на чувство Лермонтова. Между ними не было непреодолимых преград. Раз­гадка, наверное, кроется в том, что лермонтовский «ро­ман в стихах» не был зеркальным отражением его жизни. Поэт писал о трагический невозможности сча­стья в этом жестоком мире, «среди ледяного, среди беспощадного света». Перед нами опять возникает ро­мантический контраст между высоким идеалом и низкой действительностью, в которой любовь сущест­вовать не может. Поэтому Лермонтова так притяги­вают ситуации, таящие в себе нечто роковое. Это мо­жет быть чувство, восставшее .против власти «свет­ских цепей»:
    Мне грустно, потому что я тебя люблю,
    И знаю: молодость цветущую твою
    Не пощадит молвы коварное гоненье.
    Это может быть гибельная страсть, изображенная в таких стихотворениях, как «Дары Терека», «Мор­ская царевна». Вдумываясь в эти стихи, невозможно не вспомнить знаменитый «Парус»:
    Увы! Он счастия не ищет…
    Этой строке вторят другие:
    Что без страданий жизнь поэта?
    И что без бури океан?
    Лермонтовский герой будто бежит от безмятежно­сти, от покоя, за которым для него — сон души, уга­сание и самого поэтического дара.
    Нет, в поэтическом мире Лермонтова не найти сча­стливой любви в ее обычном понимании. Душевное родство возникает здесь вне «чего б то ни было земного» даже вне обычных законов времени и пространства. Вспомним поразительное стихотворение «Сон». Его даже нельзя отнести к любовной лирике, но имен­но оно помогает понять, что есть любовь для лермон­товского героя. Для него это прикосновение к вечно­сти, а не путь к земному счастью. Такова любовь в том мире, что зовется поэзией Михаила Юрьевича Лер­монтова.

  2. В эпоху николаевской реакции важным вопросом, волновавшим умы русской интеллигенции, был вопрос о судьбе России, о русском национальном характере. Та же проблема оказывается главной в русской литературе начала XX века, в эпоху революций и потрясений, поэтому тема России становится преобладающей в произведениях ведущих художников обеих эпох, таких, например, как М. Лермонтов и А. Блок. Оба поэта, романтик Лермонтов и символист Блок, создают оригинальный, неповторимый образ своей родины, и каждый по-своему выражает свою любовь к ней.
    Основные принципы изображения России двумя поэтами абсолютно разные. Лермонтов — романтик по мировоззрению, мировосприятию, по отношению к своей родине, но при раскрытии образа России Он зачастую тяготеет к реалистическому методу. Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Образ России и чувство к ней двояки, в одном стихотворении он говорит:
    Люблю отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой, —
    а в другом резко выкрикивает: «Прощай, немытая Россия!» — с явной ненавистью. Лермонтов как бы разделяет Россию на «прошлое» и «настоящее», любит первое и ненавидит последнее.
    Блок — символист, поэт другой эпохи, что, несомненно, нашло отражение в его понимании и раскрытии образа России. Для Блока Россия неразрывно слилась с образом женщины, любимой жены: «О, Русь моя! Жена моя!» Этот символ трансформировался из раннего блоковского образа Прекрасной Дамы, Вечной Женственности, несущей в себе божественное начало. В стихотворении «На поле Куликовом» символ Руси — «степная кобылица», которая «несется вскачь».
    Оба поэта прибегают к реалистическому пейзажу, у Лермонтова он «печальный», у Блока — «грустный»:
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее, подобные морям…
    …Дрожащие огни печальных деревень…
    Лермонтов, «Родина»
    Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега.
    Над скудной глиной желтого обрыва
    В степи грустят стога.
    Блок, «На поле Куликовом»
    Оба поэта для раскрытия образа России обращаются к исторической тематике. Лермонтов в стихотворении «Бородино» идеализирует историческое прошлое России, поколение людей, сражавшихся в войне 1812 года и проявивших себя как герои, противопоставляя его современному «потерянному» поколению:
    Да, были люди в наше время,
    Могучее, лихое племя:
    Богатыри — не вы.
    Блок также обращается к древней истории, к татарскому нашествию и Куликовской битве, но он проецирует древнюю битву на современность. В его стихотворении звучат мотивы неизбежности «долгого пути» и «вечного боя», его Русь «несется вскачь». Такая интерпретация обусловлена временем жизни поэта — эпохой стремительных изменений и потрясений в жизни России. Лермонтов в «Бородине» раскрывает самые ценные, на его взгляд, качества русского народного характера: способность на подвиг простого солдата, самопожертвование ради родной земли, удаль и смелость. Блока привлекают в русском народном характере «разбойная краса» и «прекрасные черты», двуликость, соединение верности заветам христианских догм и готовности к разудалому молодецкому выверту, к бунту. Его Россия никогда «не пропадет, не сгинет», найдет выход (в этом заключается отношение Блока к революции). Она полна тайн, ведьм, колдунов.
    Где ведуны с ворожеями
    Чаруют злаки на полях…
    «Русь»
    У Лермонтова изображаются более реальные атрибуты крестьянской жизни:
    Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно…
    «Родина»
    В произведениях обоих поэтов появляется народное творчество: песни и пляски. У Лермонтова это «пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков», у Блока —
    вихрь, свистящий в голых прутьях.
    Поет преданья старины…
    «Русь»
    Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви…
    «Россия»
    Лермонтов, писавший при существовавшем крепостном праве, решает тему России еще и в социальном плане, называя ее «страной рабов, страной господ». Там рано жизнь тяжка бывает для людей, Там за утехами несется укоризна, Там стонет человек от рабства и цепей!..
    «Жалобы турка»
    Во времена же Блока Россия была совсем не такой, как во времена Лермонтова. Но Блок избегал описания косности, дикости, невежества, голода, нужды и пьянства, хотя он несколько раз называет Россию «нищей»:
    Так — я узнал в моей дремоте
    Страны родимой нищету.
    И в лоскутах ее лохмотий
    Души скрываю наготу.
    «Русь»
    Россия остается для Блока идеалом чистоты и святости, любовь к ней спасительна:
    Живую душу укачала Русь, на своих просторах ты,
    И вот — она не запятнала Первоначальной чистоты…
    «Русь»
    С образом России тесно связан мотив дороги, особенно ярко у Блока («Россия», «На поле Куликовом»), но также присутствует он и у Лермонтова: «Проселочным путем люблю скакать в телеге» («Родина»). Образ дороги символизирует вечное движение России в огромном пространстве, движение, которое рано или поздно изменит ее жизнь.
    Россия Лермонтова, романтически идеализированная в своем историческом прошлом и презираемая в конкретный исторический момент, и Россия Блока, таинственная, шальная, любимая — два очень разных образа. Различия в изображении России каждым из поэтов обусловлены временем жизни авторов, а также особенностями их личного мировосприятия.

  3. Настанет год, России черный год,
    Когда царей корона упадет;
    Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
    И пища многих будет смерть и кровь…
    Это страшное предсказание оказалось правдой: на место свергнутого царя явился «мощный человек» с «булатным ножом в руке», который был «мрачен» и «беспощаден»; и Россия на многие годы погрузилась в кровавый хаос войн и революций. Но Лермонтов, размышляя о судьбе России, думал и о судьбе своего поколения — поколения 30-х годов XIX века. И это закономерно: ведь именно люди творят историю, и будущее страны зависит только от них, от того, какую память они оставят следующим поколениям после себя, О своем поколении Лермонтов написал в стихотворении «Дума». Это стихотворение — размышление, и не случайно оно начинается таким образом:
    Тема Родиныи и Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова является традиционным. Нашла она свое отражение и в стихах М. Ю. Лермонтова. Поэт не был равнодушным или безучастным в своем отношении к родине. Его стихи пронизаны болью и гордостью за нее: болью — за те несчастья и страдания, которые выпали на ее долю, а огромной гордостью — за ее несокрушимый дух, мужественный народ, будущее которого должно быть величественным и прекрасным.
    Уже в ранних стихах Лермонтова можно найти размышления о судьбе России. Шестнадцатилетний поэт написал в стихотворении «Предсказание» поистине пророческие строчки:
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно…
    Почему же поэт начинает свое размышление этими грустными строчками? Потому что он видел все ничтожество окружающих его людей. Эти люди были «перед опасностью позорно-малодушны, и перед вла-стию — презренные рабы». Они отказались от борьбы, их с самой молодости томит «путь без цели», они состарятся «в бездействии», Лермонтов произносит полные горечи слова:
    И ненавидим мы, и любим мы случайно,
    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
    И царствует в душе какой-то холод тайный,
    Когда огонь кипит в крови.
    Это поколение не оставит после себя ничего: «ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Оно ничем не прославит Родину. Поэт использует в стихотворении местоимение «мы»; он не хочет отделять себя от своего поколения, хотя эти горькие упреки меньше всего относились к нему самому. Поэт не боялся власти; он смело бросал ей в лицо наполненные беспощадным презрением слова:
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, послушный им народ.
    Лермонтов, уезжая в очередную ссылку на Кавказ, прощался с официозной Россией — страной, где «рано жизнь тяжка бывает для людей», где «стонет человек от рабства и цепей», как написал он в своем раннем стихотворении «Жалобы турка».
    Но Лермонтов знал и другой Образ России — страну бескрайних полей, безбрежных лесов и широких рек, чьи разливы подобны морям. Именно такой Образ России мы видим в его стихотворении «Родина». Стихотворение начинается с признания поэта: «Люблю отчизну я, но странною любовью…» Почему же Лермонтов называет своё отношение к родине «странной любовью»? Потому что прошлая громкая слава России, ее история («темной старины заветные преданья») не пробуждают должного отклика в душе поэта. Он любит иной Образ России:
    Люблю дымок спаленной жнивы,
    В степи ночующий обоз
    Й на холме средь желтой нивы
    Чету белеющих берез.
    Лермонтов «с отрадой, многим незнакомой», взирает на «полное гумно» и на крестьянскую избу, «покрытую соломой». Он, чувствовавший себя чужим на великосветском балу, был готов до полночи смотреть «на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков» во время обычного деревенского праздника.
    Н. А. Добролюбов, восхищаясь простотой и красотой этого лермонтовского стихотворения, писал: «В удивительном стихотворении «Родина» Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». Именно такую любовь к России можно считать подлинной, и именно поэтому мы можем назвать М. Ю. Лермонтова настоящим патриотом своей Родины, прославляющим ее красоту и величие.
    Сочинение по литературе: Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова

  4. Лирика Лермонтова на тему патриотизма берет свое начало со стихотворения «Булевар» 1830 года.
    Уже через год выходит из-под пера «В избушке позднею порой…», где прославляется русская женщина, наставляющая малыша отвечать на угнетение знати.
    В 1837 году публикуется «Бородино», в котором победа над французами воспринимается автором восторженно, как одна из величайших русских побед.
    В 1840-1841 годах выходят сразу два стихотворения поэта:
    «Тучи», где он с горечью отмечает порабощение народа знатью, метафорично называя Россию грязной.
    «Родина», из которого становится понятно, что жесткие слова автора продиктованы его патриотизмом и нежеланием оставлять страну в нынешнем положении.
    Тема Родины в лирике Лермонтова часто встречается и отображает одновременно восхищение автором героическим прошлом державы, даже несколько идеализированно, и его угнетение поступками нынешней власти, а также возмущение безропотностью народа. Наиболее ярко это отражают цитаты Лермонтова о родине:
    «Да, были люди в наше время,
    Могучее, лихое племя:
    Богатыри — не вы…»
    («Бородино»)
    «Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ.»
    («Родина»)

    Патриотические взгляды автора, выраженные через лирического героя

    Первые стихи были написаны под влиянием байроновского творчества, поэтому они наполнены романтическими образами, а вот поздняя лирика серьезно отличается и уже более реалистичная, зрелая. Литературоведы делят творчество поэта на этапы:
    ранний – с 1828 по 1837;
    поздний – с 1837 по 1841.
    Не секрет, что поэт чаще всего использует своего лирического героя, чтобы отразить свою позицию по отношению к различным ситуациям. Какие чувства к Родине испытывает лирический персонаж?

    Ранний период

    В ранних стихах лирический герой отличается решительностью и бескомпромиссностью, живо реагирует на любую несправедливость. Ранний герой – эдакий романтик, который типичен для произведений западной литературы, многогранная личность, целью которого является свобода.
    Он смел и отчаян, вызывает тиранов на бой и громко кричит об угнетении, одновременно с этим испытывает лирический герой к своей стране и любовь.
    Отражается пылкая странная страсть поэта к Родине в лирике вместе с его желанием изменить то, что угнетает простых людей.

    Поздний период

    На этом этапе происходят серьезные изменения в мировоззрении героя, хотя тема Родины в лирике Лермонтова присутствует регулярно. Это уже умудренный опытом взрослый мужчина, который отличается рассудительностью и неторопливостью. Эти изменения можно прочесть в «Бородино», с которого и начинается второй этап творчества, характерный своим реализмом. Однако, в отличие от других, автор не полностью отказывается от романтизма, но совмещает его с реализмом. Его поздние стихи – это смешение двух этих приемов.
    «Бородино» представляет уже не просто лирического героя, а человека, который принимал участие в важных событиях, выступающего в роли повествователя. Он не отличается красотой, возвышенностью или знатностью – это простой вояка, сражающийся за державу. Чувство грусти и тоски испытывает лирический герой позднего творчества поэта. Он уже не пылко реагирует на все события, но сомневается, боится поражения. Также можно заметить, что поздние герои произведения не выступают от своего лица, но олицетворяют собой весь народ.
    На протяжении всего творчества, благодаря изменениям в мыслях и поступках героев, можно проследить, как изменялись мысли самого поэта, как он взрослел и уже не пылко реагировал на ужасающую действительность, но рассуждал, раздумывал и сомневался в правильности пути государства, ища не активных столкновений с правительством, но действительных изменений в ее политике.

    Анализ стихотворения «Родина»

    Тема Родины в творчестве Лермонтова является регулярной, но наиболее четко прослеживается в «Родине» – произведении, переполненном тоской и заботой по Отчизне. Анализ лирического произведения включает определение жанра, идеи и художественных приемов, использованных автором.

    Жанр

    Стихотворение создано во время кавказской ссылки, когда любовь к Родине и тоска по ней переполняет Михаила Юрьевича.
    Лирическое произведение написано и соответствует жанру размышления-раздумья, поскольку в нем автор рассуждает о судьбе страны, простой деревни и народа, и все это на фоне прекрасной природы. Автор сострадает нелегкой судьбе крестьян, которую он принимает как свою собственную.
    Он соотносит будущее деревни и страны, наполняя существование первой философским смыслом. Стихотворение отражает любовь к стране и тоску за ее путь.

    Идея и структура

    Рассуждая о крепкой связи природы и народа, автор восхищен удачами людей и опечален их поражениями. Здесь четко прослеживается отвращение к правящему классу, к знати, которые не понимают своих подданных и ввергают их в пучину бедности и болезней. А сострадание и восхищение вызывают простые крестьяне. В стихотворении прослеживаются два чувства:
    возмущение господами и их равнодушием к простым людям;
    тоска по родине.
    Идея произведения скрыта в единой фразе: «Люблю отчизну я, но странною любовью!». Используется повторение глаголов, чтобы обозначить это: «люблю скакать в телеге», «люблю дымок» и т. д.
    По своей структуре произведение складывается из двух разных по размеру и смыслу частей. Торжественное вступление – Родина в природном смысле любима автором, поэтому он начинает с описания красоты бескрайних полей и темных лесов. Следует четкое разграничение между понятиями «родина» и «держава».
    Это не обличительное стихотворение, но поэтичное, в которое автор вкладывает свое отчаяние и обиду за упадок в стране и порабощенный народ. Таково произведение изгнанника, призывающего всех будущих русских людей любить свою страну.
    Это интересно! Проблема статуса и место индивидуума в мире: человек и общество — сочинение рассуждение

    Образ России в лирике Лермонтова

    Родина в его произведениях представлена сильной державой, но слышится и тревога, скорбь за Родину за ее население. Одновременно с этим он желает показать врагам свою страсть по Отчизне, хотя, будучи сосланным, дается автору это особенно тяжело.
    Не устает восхищаться автор красотой русской природы в каждом произведении. Отражают это цитаты Лермонтова о родине:
    «Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье…»
    «..И на холме средь желтой нивы
    Чету белеющих берез…

  5. Текст сочинения:
    Люблю отчизну я, но странною любовью!
    М. Лермонтов
    Для каждого человека слово “родина” означает что-то свое, но всегда очень теплое, ин?имное, важное. Поэтому неудивительно, что в ?ворчестве многих великих поэтов тема родины была основной.
    Значительное место Родина всегда занимала и в лирике М. Ю. Лермонтова. Лермонтовская любовь к родной земле “странная”, неоднозначная, порой мучительная, но всегда искренняя и горячая.
    . Всегда очень кри?ичный к себе, Лермонтов предъявляет высокие требования и к окружающему миру, лирикому многое в своей Родине он принять не может. Часто в словах поэта звучи? неприкрытая боль: что же это за страна такая, если даже изгнанием из нее Лермонтов советует хвалиться “повсюду как свободой”? А это та, не признаваемая лириком Родина, “где стонет человек от рабства и цепей”. С горечью признается Лермонтов в стихотворении “Жалобы ?урка”: “Друг! этот край… моя отчизна”. Такая Россия вызывает не только душевные муки, но и гнев. Рабское смирение, долготерпение, покорность мятежный поэ? не хочет ни понять, ни принять.
    Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ?ы, им преданный народ.
    Однако социальная несправедливость, царящая в обществе, не может приглушить его влечение к отчизне, даже в ссылке его думы и сердце полны образом Родины жестоким, но прекрасным:
    Боюсь сказать! душа дрожи?! Что, если я со дня изгнанья Совсем на Родине забы?!
    И свое прошлое и будущее поэ? связывает с Россией, где он вырос, возмужал, где в полной мере раскрылся его блестящий литературный дар, где он всегда мечтал встретить близких и родных по духу и вере людей:
    ..Л родину люблю И больше многих: средь ее полей Есть место, где я горесть начал знать, Есть место, где я буду отдыхать, Когда мой прах, смешавшийся с землей, Навеки прежний вид остави? свой.
    Лермонтов действительно люби? свою отчизну “больше многих”, поскольку его чувство глубоко, эмоционально, искренно. В образе России поэта привлекает не внешняя сторона: “слава, купленная кровью”, “полный гордого доверия покой”, а простая и прекрасная русская природа:
    Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям…
    Любовь к родине у Лермонтова часто неразрывно связана с любовью к простым русским людям, к их незамысловатому образу жизни и их пляске “с топаньем и свистом”. Однако это далеко не полный образ русских людей, сумевших создать славу и гордость своей родной земли, лирикому в стихотворении “Бородино” народ это “богатыри”, “могучее, лихое племя”.
    Но опять конфликт. Лермонтов понимает, что люди, сумевшие отстоять независимость Родины, народ в его национально-освободительном значении остался в прошлом. В своих современниках Лермонтов види? духовную пустоту, душевную апатию, неспособность к совершению великих поступков.
    Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состари?ся оно.
    Оглядываясь вокруг, Лермонтов хочет отыскать людей честных, мыслящих, бескорыстно преданных Родине, способных возродить былую честь и славу России, но… вокруг пустота…
    И скучно и грустно, и некому руку подать
    В мину?у душевной невзгоды…
    Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?
    А годы проходят все лучшие годы!
    И все же, даже не вписываясь своим мятежным духом, острым умом и широким сердцем в современную ему действительность, Лермонтов пронес свою “странную” любовь к родной земле через одиночество, тоску, печаль и выплеснул ее в своей глубокой и прекрасной поэзии.
    Права на сочинение “Образ Родины в лирике М. Ю. Лермонтова” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  6. Образ Родины в лирике М. Ю. Лермонтова. Для каждого человека слово “родина” означает что-то свое, но всегда очень теплое, интимное, важное. Поэтому неудивительно, что в творчестве многих великих поэтов тема родины была основной.
    Значительное место Родина всегда занимала и в лирике М. Ю. Лєрмонтова. Лермонтовская любовь к родной земле — “странная”, неоднозначная, порой мучительная, но всегда искренняя и горячая.
    Всегда очень критичный к себе, Лермонтов предъявляет высокие требования и к окружающему миру, поэтому многое в своей Родине он принять не может. Часто в словах поэта звучит неприкрытая боль: что же это за страна такая, если даже изгнанием из нее Лермонтов советует хвалиться “повсюду как свободой”? А это та, не признаваемая поэтом Родина, “где стонет человек от рабства и цепей”. С горечью признается Лермонтов в стихотворении “Жалобы турка”: “Друг! этот край… моя отчизна”. Такая Россия вызывает не только душевные муки, но и гнев. Рабское смирение, долготерпение, покорность мятежный поэт не хочет ни понять, ни принять.
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ.
    Однако социальная несправедливость, царящая в обществе, не может приглушить его влечение к отчизне, даже в ссылке его думы и сердце полны образом Родины — жестоким, но прекрасным:
    Боюсь сказать! душа дрожит!
    Что, если я со дня изгнанья
    Совсем на Родине забыт!
    И свое прошлое и будущее поэт связывает с Россией, где он вырос, возмужал, где в полной мере раскрылся его блестящий литературный дар, где он всегда мечтал встретить близких и родных по духу и вере людей:
    …Я родину люблю И больше многих: средь ее полей Есть место, где я горесть начал знать,
    Есть место, где я буду отдыхать,
    Когда мой прах, смешавшийся с землей.
    Навеки прежний вид оставит свой.
    Лермонтов действительно любит свою отчизну “больше многих”, поскольку его чувство глубоко, эмоционально, искренно. В образе России поэта привлекает не внешняя сторона: “слава, купленная кровью”, “полный гордого доверия покой”, а простая и прекрасная русская природа:
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее, подобные морям…
    Любовь к родине у Лермонтова часто неразрывно связана с любовью к простым русским людям, к их незамысловатому образу жизни и их пляске “с топаньем и свистом”. Однако это далеко не полный образ русских людей, сумевших создать славу и гордость своей родной земли, поэтому в стихотворении “Бородино” народ — это “богатыри”, “могучее, лихое племя”.
    Но — опять конфликт. Лермонтов понимает, что люди, сумевшие отстоять независимость Родины, народ в его национально-освободительном значении остался в прошлом.
    В своих современниках Лермонтов видит духовную пустоту, душевную апатию, неспособность к совершению великих поступков.
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно.
    Меж тем, под бременем познанъя и сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    Оглядываясь вокруг, Лермонтов хочет отыскать людей честных, мыслящих, бескорыстно преданных Родине, способных возродить былую честь и славу России, но
    … Вокруг пустота…
    И скучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…
    Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?
    А годы проходят — все лучшие годы!
    И все же, даже не вписываясь своим мятежным духом, острым умом и широким сердцем в современную ему действительность, Лермонтов пронес свою “странную” любовь к родной земле через одиночество, тоску, печаль и выплеснул ее в своей глубокой и прекрасной поэзии.

    читать похожие:

    Образ родины в лирике С. А. Есенина
    Тема родины в лирике М. Ю. Лермонтова
    Tема родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова
    Тема родины в лирике Лермонтова сочинение

  7. Легко ли читать стихи? Легко ли писать стихи?.. Уходят в прошлое произведения одних поэтов, творчество других продолжает жить в веках. Но есть поистине бессмертные творцы, стихи которых читаешь и перечитываешь, каждый раз открывая для себя что-то новое и становясь богаче душой. Одним из таких поэтов для меня является Михаил Юрьевич Лермонтов. Почему?
    Поэт решал проблемы вселенского масштаба. Его не стало. Теперь те же проблемы решают другие поэты. Продолжается Жизнь. И в этой Жизни есть место Лермонтову. Его творчество многогранно и удивительно. В своих стихах он обращается к разным сторонам жизни человека и к различным нравственным и этическим проблемам. Поэт и гражданин, Лермонтов любил Россию, любил ее народ, ее природу, желал своей стране счастья. Любить Родину в понимании поэта означало – бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства.
    Любовь к России – тема многих стихотворений Лермонтова («Два великана», «Бородино», «Жалоба турка»). Причем поэт показывает Родину двуликой. С одной стороны, он обнажает темную сторону николаевской жандармской империи во всем ее античеловеческом уродстве. С другой – рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую, в которой обыденное и грандиозное одинаково поэтично. Такая двуликая Россия для каждого русского человека того времени и была реальной исторической действительностью.
    Тема эта с особой силой и полнотой раскрывается в стихотворении «Родина», созданном поэтом в 1841 году, за несколько месяцев до трагической гибели. Лермонтов заявляет о своей связи с родной ему русской природой, с русским народом, его горестями и радостями. Свою любовь к Родине поэт называет «странной», потому что он любит ее народ, природу, но ненавидит «страну господ» – самодержавно-крепостническую, официальную Россию:
    Люблю Отчизну я, но странною любовью:
    Не победит ее рассудок мой,
    Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой.
    Что же любит поэт, равнодушный и к воинской славе, и к величавому покою государства, и даже к преданиям темной старины? Вот что он любит:
    Проселочным путем люблю скакать в телеге
    И, взором медленным пронзая ночи тень,
    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
    Дрожащие огни печальных деревень.
    Патриотизм Лермонтова раскрывается в этом стихотворении. Искренность, безыскусственность чувств поэта к Родине подчеркивается простыми, деревенскими образами. Таким образом, создается поистине народный образ России.
    Лермонтова, на мой взгляд, можно с полной уверенностью назвать патриотом своего Отечества. Ему чужды показные, наигранные чувства, поэтому его не интересует Россия городов и царского двора. Он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой родная страна является идеальным государством. Россия Лермонтова предстает совсем в ином свете:
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ…
    Россия входила в художественный мир Лермонтова через образы родной природы. Чаще всего эти образы были связаны с пензенской землей, с имением бабушки поэта в Тарханах:
    И вижу я себя ребенком, и кругом
    Родные все места: высокий барский дом
    И сад с разрушенной теплицей,
    Зеленой сетью трав подернут старый пруд,
    А за прудом село дымится, и встают
    Вдали туманы над полями.
    Тема Родины ярко прослеживается в стихотворении «Бородино». Она сильно связана с идеей искреннего, великого патриотизма и готовностью умереть за родную страну и за ее покой:
    Что тут хитрить, пожалуй к бою:
    Уж мы пойдем ломить стеною,
    И постоим мы головою
    За Родину свою!
    Вот она, по мнению Лермонтова,- истинная любовь к родной земле, любовь без пафоса и высоких фраз, любовь настоящая и глубокая. Для поэта Россия – разная, но в этом ее истинная прелесть и красота. Он безумно любит Россию и одновременно презирает её за косность, тщеславие и наигранность, но не может представить свою жизнь без нее, такой разной и непредсказуемой.
    Беру!

  8. Прощай, немытая Россия,Страна рабов, страна господ,И вы, мундиры голубые,И ты, им преданный народ.
    Однако социальная несправедливость, царящая в обще­стве, не может приглушить его влечение к отчизне, даже в ссылке его думы и сердце полны образом Родины — жес­токим, но прекрасным:
    Боюсь сказать! душа дрожит!Что, если я со дня изгнаньяСовсем на Родине забыт!
    И свое прошлое и будущее поэт связывает с Россией, где он вырос, возмужал, где в полной мере раскрылся его блестящий литературный дар, где он всегда мечтал встре­тить близких и родных по духу и вере людей:
    …Я родину люблюИ больше многих: средь ее полейЕсть место, где я горесть начал знать,Есть место, где я буду отдыхать,Когда мой прах, смешавшийся с землей,Навеки прежний вид оставит свой.
    Лермонтов действительно любит свою отчизну «боль­ше многих», поскольку его чувство глубоко, эмоциональ­но, искренно. В образе России поэта привлекает не вне­шняя сторона: «слава, купленная кровью», «полный гор­дого доверия покой», а простая и прекрасная русская природа:
    Ее степей холодное молчанье,Ее лесов безбрежных колыханье,Разливы рек ее, подобные морям…
    Любовь к родине у Лермонтова часто неразрывно свя­зана с любовью к простым русским людям, к их незамыс­ловатому образу жизни и их пляске «с топаньем и свис­том». Однако это далеко не полный образ русских людей, сумевших создать славу и гордость своей родной земли, поэтому в стихотворении «Бородино» народ — это «бога­тыри», «могучее, лихое племя».
    Но — опять конфликт. Лермонтов понимает, что люди, сумевшие отстоять независимость Родины, народ в его на­ционально-освободительном значении остался в прошлом. В своих современниках Лермонтов видит духовную пусто­ту, душевную апатию, неспособность к совершению вели­ких поступков. Материал с сайта //iEssay.ru

  9. Название: Образ России в лирике Лермонтова и Блока
    Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
    Тип: сочинение
    В эпоху николаевской реакции важным вопросом, волновавшим умы русской интеллигенции, был вопрос о судьбе России, о русском национальном характере. Та же проблема оказывается главной в русской литературе начала XX века, в эпоху революций и потрясений, поэтому тема России становится преобладающей в произведениях ведущих художников обеих эпох, таких, например, как М. Лермонтов и А. Блок. Оба поэта, романтик Лермонтов и символист Блок, создают оригинальный, неповторимый образ своей родины, и каждый по-своему выражает свою любовь к ней.
    Основные принципы изображения России двумя поэтами абсолютно разные. Лермонтов — романтик по мировоззрению, мировосприятию, по отношению к своей родине, но при раскрытии образа России Он зачастую тяготеет к реалистическому методу. Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Образ России и чувство к ней двояки, в одном стихотворении он говорит:
    Люблю отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой, —
    а в другом резко выкрикивает: «Прощай, немытая Россия!» — с явной ненавистью. Лермонтов как бы разделяет Россию на «прошлое» и «настоящее», любит первое и ненавидит последнее.
    Блок — символист, поэт другой эпохи, что, несомненно, нашло отражение в его понимании и раскрытии образа России. Для Блока Россия неразрывно слилась с образом женщины, любимой жены: «О, Русь моя! Жена моя!» Этот символ трансформировался из раннего блоковского образа Прекрасной Дамы, Вечной Женственности, несущей в себе божественное начало. В стихотворении «На поле Куликовом» символ Руси — «степная кобылица», которая «несется вскачь».
    Оба поэта прибегают к реалистическому пейзажу, у Лермонтова он «печальный», у Блока — «грустный»:
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее, подобные морям…
    …Дрожащие огни печальных деревень…
    Лермонтов, «Родина»
    Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега.
    Над скудной глиной желтого обрыва
    В степи грустят стога.
    Блок, «На поле Куликовом»
    Оба поэта для раскрытия образа России обращаются к исторической тематике. Лермонтов в стихотворении «Бородино» идеализирует историческое прошлое России, поколение людей, сражавшихся в войне 1812 года и проявивших себя как герои, противопоставляя его современному «потерянному» поколению:
    Да, были люди в наше время,
    Могучее, лихое племя:
    Богатыри — не вы.
    Блок также обращается к древней истории, к татарскому нашествию и Куликовской битве, но он проецирует древнюю битву на современность. В его стихотворении звучат мотивы неизбежности «долгого пути» и «вечного боя», его Русь «несется вскачь». Такая интерпретация обусловлена временем жизни поэта — эпохой стремительных изменений и потрясений в жизни России. Лермонтов в «Бородине» раскрывает самые ценные, на его взгляд, качества русского народного характера: способность на подвиг простого солдата, самопожертвование ради родной земли, удаль и смелость. Блока привлекают в русском народном характере «разбойная краса» и «прекрасные черты», двуликость, соединение верности заветам христианских догм и готовности к разудалому молодецкому выверту, к бунту. Его Россия никогда «не пропадет, не сгинет», найдет выход (в этом заключается отношение Блока к революции). Она полна тайн, ведьм, колдунов.
    Где ведуны с ворожеями
    Чаруют злаки на полях…
    «Русь»
    У Лермонтова изображаются более реальные атрибуты крестьянской жизни:
    Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно…
    «Родина»
    В произведениях обоих поэтов появляется народное творчество: песни и пляски. У Лермонтова это «пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков», у Блока —
    вихрь, свистящий в голых прутьях.
    Поет преданья старины…
    «Русь»
    Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви…
    «Россия»
    Лермонтов, писавший при существовавшем крепостном праве, решает тему России еще и в социальном плане, называя ее «страной рабов, страной господ». Там рано жизнь тяжка бывает для людей, Там за утехами несется укоризна, Там стонет человек от рабства и цепей!..
    «Жалобы турка»
    Во времена же Блока Россия была совсем не такой, как во времена Лермонтова. Но Блок избегал описания косности, дикости, невежества, голода, нужды и пьянства, хотя он несколько раз называет Россию «нищей»:
    Так — я узнал в моей дремоте
    Страны родимой нищету.
    И в лоскутах ее лохмотий
    Души скрываю наготу.
    «Русь»
    Россия остается для Блока идеалом чистоты и святости, любовь к ней спасительна:
    Живую душу укачала Русь, на своих просторах ты,
    И вот — она не запятнала Первоначальной чистоты…
    «Русь»
    С образом России тесно связан мотив дороги, особенно ярко у Блока («Россия», «На поле Куликовом»), но также присутствует он и у Лермонтова: «Проселочным путем люблю скакать в телеге» («Родина»). Образ дороги символизирует вечное движение России в огромном пространстве, движение, которое рано или поздно изменит ее жизнь.
    Россия Лермонтова, романтически идеализированная в своем историческом прошлом и презираемая в конкретный исторический момент, и Россия Блока, таинственная, шальная, любимая — два очень разных образа. Различия в изображении России каждым из поэтов обусловлены временем жизни авторов, а также особенностями их личного мировосприятия.
    ?

  10. Легко ли читать стихи? Легко ли писать стихи?.. Уходят в прошлое произведения одних поэтов, творчество других продолжает жить в веках. Но есть поистине бессмертные творцы, стихи которых читаешь и перечитываешь, каждый раз открывая для себя что-то новое и становясь богаче душой. Одним из таких поэтов для меня является Михаил Юрьевич Лермонтов. Почему?
    Поэт решал проблемы вселенского масштаба. Его не стало. Теперь те же проблемы решают другие поэты. Продолжается Жизнь. И в этой Жизни есть место Лермонтову. Его творчество многогранно и удивительно. В своих стихах он обращается к разным сторонам жизни человека и к различным нравственным и этическим проблемам. Поэт и гражданин, Лермонтов любил Россию, любил ее народ, ее природу, желал своей стране счастья. Любить Родину в понимании поэта означало – бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства.
    Любовь к России – тема многих стихотворений Лермонтова («Два великана», «Бородино», «Жалоба турка»). Причем поэт показывает Родину двуликой. С одной стороны, он обнажает темную сторону николаевской жандармской империи во всем ее античеловеческом уродстве. С другой – рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую, в которой обыденное и грандиозное одинаково поэтично. Такая двуликая Россия для каждого русского человека того времени и была реальной исторической действительностью.
    Тема эта с особой силой и полнотой раскрывается в стихотворении «Родина», созданном поэтом в 1841 году, за несколько месяцев до трагической гибели. Лермонтов заявляет о своей связи с родной ему русской природой, с русским народом, его горестями и радостями. Свою любовь к Родине поэт называет «странной», потому что он любит ее народ, природу, но ненавидит «страну господ» – самодержавно-крепостническую, официальную Россию:
    Люблю Отчизну я, но странною любовью:
    Не победит ее рассудок мой,
    Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой.
    Что же любит поэт, равнодушный и к воинской славе, и к величавому покою государства, и даже к преданиям темной старины? Вот что он любит:
    Проселочным путем люблю скакать в телеге
    И, взором медленным пронзая ночи тень,
    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
    Дрожащие огни печальных деревень.
    Патриотизм Лермонтова раскрывается в этом стихотворении. Искренность, безыскусственность чувств поэта к Родине подчеркивается простыми, деревенскими образами. Таким образом, создается поистине народный образ России.
    Лермонтова, на мой взгляд, можно с полной уверенностью назвать патриотом своего Отечества. Ему чужды показные, наигранные чувства, поэтому его не интересует Россия городов и царского двора. Он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой родная страна является идеальным государством. Россия Лермонтова предстает совсем в ином свете:
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ…
    Россия входила в художественный мир Лермонтова через образы родной природы. Чаще всего эти образы были связаны с пензенской землей, с имением бабушки поэта в Тарханах:
    И вижу я себя ребенком, и кругом
    Родные все места: высокий барский дом
    И сад с разрушенной теплицей,
    Зеленой сетью трав подернут старый пруд,
    А за прудом село дымится, и встают
    Вдали туманы над полями.
    Тема Родины ярко прослеживается в стихотворении «Бородино». Она сильно связана с идеей искреннего, великого патриотизма и готовностью умереть за родную страну и за ее покой:
    Что тут хитрить, пожалуй к бою:
    Уж мы пойдем ломить стеною,
    И постоим мы головою
    За Родину свою!
    Вот она, по мнению Лермонтова,- истинная любовь к родной земле, любовь без пафоса и высоких фраз, любовь настоящая и глубокая. Для поэта Россия – разная, но в этом ее истинная прелесть и красота. Он безумно любит Россию и одновременно презирает её за косность, тщеславие и наигранность, но не может представить свою жизнь без нее, такой разной и непредсказуемой.

  11. Пожалуй, тема родины является главной в творчестве всех великих русских писателей. Своеобразное преломление находит она в лирике М. Ю. Лермонтова. В чем-то его задушевные мысли о России совпадают с пушкинскими. Лермонтова так же не устраивает настоящее родины, он так же желает ей свободы. Но в его лирике нет пылкой оптимистической уверенности Пушкина в то, что “взойдет она, звезда пленительного счастья”. Его проницательный и беспощадный взор художника обнажает те негативные стороны русской жизни, которые заставляют поэта испытывать чувство ненависти к ним и без всякого сожаления расстаться с отечеством.
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ.
    В чеканных лаконичных лермонтовских строчках до предела сконцентрировано то зло, которое вызывает его гнев и возмущение. И зло это &#151 рабство народа, деспотизм самодержавной власти, преследование инакомыслия, стеснение гражданских свобод.
    Чувство скорби об угнетенной родине пронизывает стихотворение “Жалобы турка”. Острое политическое содержание заставляет поэта прибегнуть к иносказанию. Название стихотворения указывает на деспотический государственный режим Турции, в которой велась национально-освободительная борьба греков, находящихся под ее владычеством. Эти антитурецкие настроения находили сочувствие в русском обществе. Вместе с тем прогрессивно настроенным читателям был вполне понятен истинный смысл стихотворения, направленный против ненавистного самодержавно-крепостнического режима России.
    Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
    Там за утехами несется укоризна,
    Там стонет человек от рабства и цепей!..
    Друг! этот край… моя отчизна!
    Да, Лермонтова не устраивала николаевская Россия 30-х годов XIX века, на которые пришлась его творческая зрелость. Что же питало лермонтовскую любовь к отчизне? Может быть, ее славное героическое прошлое? Лермонтова, как и Пушкина, восхищали мужество, стойкость, патриотизм русского народа, отстоявшего свободу родной страны в грозные годы Отечественной войны 1812 года. Самому яркому героическому событию этой войны, которая была для Лермонтова уже историей, он посвятил замечательное стихотворение “Бородино”. Восхищаясь подвигом русских богатырей прошлого, поэт невольно вспоминает о своем поколении, которое пассивно терпит гнет, не предпринимая попытки изменить жизнь своего отечества к лучшему.
    &#151 Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри &#151 не вы!
    Плохая им досталась доля:
    Не многие вернулись с поля…
    Не будь на то господня воля,
    Не отдали б Москвы!
    В стихотворении “Родина” Лермонтов все-таки говорит о том, что эта “слава, купленная кровью”, не может дать ему “отрадного мечтанья”. Но почему же это стихотворение наполнено каким-то светлым, пушкинским настроением? Здесь нет характерного для Лермонтова мятежного гневного духа. Все тихо, просто, мирно. Даже стихотворный ритм здесь придает произведению плавность, замедленность и величавость. В начале стихотворения Лермонтов говорит о своей “странной” любви к отчизне. Эта странность заключается в том, что он ненавидит самодержавно-крепостническую Россию, страну “голубых мундиров”, и всей душой любит народ России, ее неброскую, но прелестную природу. В “Родине” поэт рисует Россию народную. Перед мысленным взором поэта предстают дорогие сердцу каждого русского человека картины.
    Но я люблю &#151 за что, не знаю сам &#151
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее, подобные морям.
    Художник рисует здесь три последовательно сменяющихся образа-пейзажа: степь, лес и реку, которые типичны для русского фольклора. Ведь в народных песнях степь всегда широкая, привольная. Своей необъятностью, беспредельностью привлекает она поэта. Образ богатырского, могучего леса усиливает впечатление мощи и размаха русской природы. Третий образ &#151 река. В отличие от быстрых, стремительных горных речек Кавказа они величественны, спокойны, полноводны. Их силу Лермонтов подчеркивает сравнением с морями. Значит, величие, размах и ширь родной природы вызывает в поэте “отрадные мечтанья” о великом будущем России и ее народа. Эти размышления Лермонтова перекликаются с мыслями других великих писателей России &#151 Гоголя и Чехова, которые видели в родной природе отражение национального духа своего народа. Горячей любовью к сельской, деревенской России проникнуто все лермонтовское стихотворение.
    Люблю дымок спаленной жнивы,
    В степи кочующий обоз
    И на холме средь желтой нивы
    Чету белеющих берез.
    С отрадой многим незнакомой
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно…
    Тяжесть подневольного положения народа заставляет поэта с особой отрадой увидеть немногие “следы довольства и труда”, которые все-таки есть в крестьянской жизни. Он как бы ведет читателя за собой через лес и степи, по проселочной дороге к деревне, к простой избе и останавливается, чтобы полюбоваться удалой русской пляской “с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков”. Его бесконечно радует искреннее народное веселье на празднике. Чувствуется горячее желание поэта увидеть русский народ счастливым и свободным. Только ее, народную Россию считает поэт своей настоящей родиной.

    М. Ю. Лермонтов

    Стихи
    Биография М. Ю. Лермонтова
    Когда Михаил Юрьевич Лермонтов был маленьким…
    Образ Лермонтова. Реферат

    Сочинения

    М. Ю. Лермонтов о роли и назначении поэта и поэзии. Сочинение
    Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. Сочинение
    М. Ю. Лермонтов о своем поколении. Сочинение
    Жизнь и подвиг Мцыри. Сочинение
    “Мцыри” М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма. Сочинение
    Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова. Сочинение
    Тема родины в творчестве Лермонтова. Сочинение
    В чем трагедия Печорина? Сочинение
    “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова &#151 социально-психологический роман. Сочинение
    По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Материалы к сочинению
    Тексты произведений:
    М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (278 k)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *