Сочинение на тему образ россии в прозе бунина

9 вариантов

  1. В рассказе «Косцы», написанном уже в эмиграции, в 1921 году, возникает идеализированный образ страны, которая была когда-то, но которой больше никогда не будет. Всю свою огромную любовь к родине отражает Бунин в этом произведении. В начале рассказа изображается удивительно поэтичная картина русской природы: «Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль… Казалось, что нет да и никогда и не было ни времени, ни деления ею на века, на годы в этой забытой -или благословенной – Богом стране». Читатель находит в этом описании все атрибуты дореволюционной России: дорога – один из излюбленных символов страны, напоминание о предках, о связи поколений, потеря представлений о времени. И дальше идет описание косцов, поющих песню, в которой было «несознаваемое, но кровное родство» с родной землей. Красивые, сильные, здоровые, беззаботные крестьяне работают охотно и дружно, радуясь своей работе и песней выражая эту радость. Песня вызывает восхищение у тех, кто ее слушает: «Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно… И еще в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда)прелееть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу». Эта прекрасная лирическая зарисовка могла бы вызвать у читателей только самые хорошие чувства, если бы не фраза, предваряющая повествование: «Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки».

  2. “Годы запахли по-другому…” — такими словами характеризовал украинский писатель А. Малышко процессы, которые происходили в России в 20-30-е годы XX столетия. Это было время коренных социальных и экономических преобразований, которые отразились на всех слоях русского общества, затронули и большие города, и провинцию, и деревню. Тема деревни заняла особенно значительное место в творчестве писателей и поэтов того времени. К их числу относился и Й. А. Бунин. Судьба родины, России настолько органично вошла в его творчество, что со страниц произведений на нас глянули живые русские души — открытые, искренние, правдивые, знакомые и понятные любому из нас. Не случайно в 1933 году именно Бунин был удостоен Нобелевской премии “за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер”.
    Иван Бунин был неразрывно связан с родной страной. Писатель всем сердцем переживал те изменения, те трудности, которые выпали на долю России. И он был твердо уверен, что великая русская литература — это тот единственный путь, который может спасти и его, и его любимый народ от всего ужаса, что царил вокруг. Да, И. Бунин не любил “тысячелетней русской нищеты”, убожества и длительного разорения русской деревни. Но он никогда не оставался равнодушным к страданию людей, вынужденных терпеть рабство, безмерную жестокость и унижение, к бесконечной боли и горю деревенских жителей. Он не мог не любить “смиренные, родимые черты”, не мог не преклоняться перед святостью русской души.
    Мысли о любимой многострадальной России вызывали у писателя различные, но всегда искренние, добрые, теплые чувства — будь то сожаление об ушедших добрых старых временах в “Антоновских яблоках”, или грусть по вырождающемуся знатному роду в “Суходоле” (1911), или тяжелые раздумья о судьбе России в “Деревне” (1910). С любовью описывает автор в своих произведениях и быт русского человека, и особенно великолепную природу России, которая стала для Бунина целительной и благотворной силой, дающей человеку все: и радость, и красоту, и мудрость, и наслаждение.
    Погружаясь в мир русской природы, писатель наиболее полно ощущает свою связь с этим бесконечным миром, свое единение с родной землей, со своим народом. Он искренне любил весь этот разнообразный, но такой родной мир, где “пахнет… и коровами, и дегтем, и сеном, которым набиты тележные задки, больше же всего — городом и ярмарочным станом, уже раскинувшимся на громадном выгоне перед монастырем. Там, на этом выгоне, белеют балаганы, дымят собранные на скорую руку походные печки, набралось порядочное количество скотины и телег с поднятыми оглоблями…” (“Подторжье”)”
    Но главное, что постоянно занимало мысли И. Бунина, что заставляло сжиматься его сердце, — это размышления о судьбе русского народа. Россия была для писателя нераздельно связана именно с русским человеком, русским характером, потому на страницах его произведений мы встречаем так много обычных тружеников. Автор раскрывает перед нами все стороны души и поведения простого человека, размышляет над истоками национального характера. Выходец из семьи помещиков, Бунин, тем не менее, никогда не делал различия между помещиком и мужиком, считал эту разницу “искусственной и мнимой”. Да, он искренне считал дворянство источником духовной культуры, но при этом никогда не отрицал духовных исканий среди простого народа, представители которого точно так же могут овладевать грамотой, постигать науки, обладать всевозможными талантами (писать стихи, например) и добиваться успехов в других видах творчества.
    Другое дело, что крестьянину, мужику для возможности реализации своих талантов нужно приложить гораздо больше усилий, — да и тогда не всегда он добьется такой возможности. Писатель возмущается той социальной разницей, которую искусственно навязали русским людям. Он показывает в своих рассказах трагическое противоречие между богатствами России, ее неисчерпаемыми внутренними ресурсами, плодородием родной земли и глубокой, ужасающей нищетой русского народа. Именно эта нищета ведет к страшным последствиям — гибели традиционного крестьянского уклада жизни, нравственных народных устоев. А это, по мнению Бунина, впоследствии приведет к “окаянным дням” России.
    Трагическое предчувствие губительных для родины перемен ощущается во многих произведениях писателя. “Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была Масленица…” Все это было. Но существует ли будущее у этой великой страны — такое же светлое, радужное, героическое, как ее прошлое? Этот вопрос Бунин задавал себе постоянно. И часто приходил к неутешительным выводам. Он не принял революционных преобразований страны именно потому, что был твердо уверен, что они отбросят Россию на много лет назад. И еще труднее будет восстановить исконно русское, национальное, народное, то, что мы называем словом Родина.
    В период гражданской войны и первые годы после нее Бунин выражал свое неприятие новой России на страницах дневника “Окаянные дни”, в рассказе “Конец” и некоторых других произведениях. “России — конец, да и всему, всей моей прежней жизни тоже конец, даже если случится чудо и мы не погибнем в этой злой и ледяной пучине!” — писал он в рассказе “Конец”. Но эмиграция ни в коем случае не стала для писателя разрывом с родиной. Он неоднократно подчеркивал, что Россия всегда была и остается частицей его души: “Россию, наше русское естество мы унесли С собой, и где бы мы ни были, мы не можем не чувствовать ее”. Во всех произведениях периода эмиграции (“Косцы”, “Лапти”, “Божье дерево” и др.) отчетливо слышны лирические воспоминания молодости. Бунин бережно хранил в памяти картины дореволюционной русской жизни, поэтизировал красоту родной природы, мир русского крестьянства, тосковал по безвозвратно ушедшему: “Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы жили в то время, не вернется уже вовеки”.
    Самым значительным произведением Бунина в период эмиграции стал роман “Жизнь Арсеньева” (1927-1933). Герой романа, Арсеньев, от лица которого ведется повествование, близок автору, и это делает произведение лирическим и отчасти биографическим. Герой, как и сам Бунин, остро и постоянно испытывает свою связь с историческим прошлым России, с национальными корнями, с русским характером, находя в себе и русскую склонность к бродяжничеству, и непонятную любовь ко всему тому, на чем “лежит печать увядания и запустения”, и “русскую потребность праздника”. “Так чувственны мы, так жаждем упоения жизнью, — не просто наслаждения, а именно упоения, так тянет нас к непрестанному хмелю, запою, так скучны нам будни и планомерный труд!” Это прошлое с его разнообразными проявлениями влечет Арсеньева, как и автора. Знак древности, старины для него — непременный критерий прекрасного. Вот, например, характерная для этого произведения освещенная лиризмом картина маленького провинциального городка и одновременно — всей “старинной уездной Руси”: “Ах, хорошо, почувствовал я, ах, как все хорошо — и та дикая, неприветливая ночь и поле, и эта вечерняя дружелюбная городская жизнь, эти пьющие и едящие мужики и мещане, то есть вся эта старинная уездная Русь со всей ее грубостью, сложностью, домовитостью”. В своей всеобъемлющей любви к родине Бунин идеализировал даже малопривлекательные стороны ее жизни. Говоря о России, “погибшей на наших глазах в такой волшебно краткий срок”, писатель всем художественным строем романа преодолевает мысль о конце и смерти. Это преодоление — во всем: в бунинских пейзажах, в той любви к России и ее культуре, которую мы ощущаем в каждом эпизоде романа, и, конечно, в любви, преодолевающей мрак и хаос жизни.
    В годы Второй мировой войны, когда Бунин жил крайне бедственно материально и тяжело духовно, переживая за судьбу России, воюющей с фашистской Германией, он создал настоящий шедевр — цикл рассказов о любви “Темные аллеи”. В эту книгу вошел и рассказ “Чистый понедельник”, который сам автор считал лучшим из всего, что им было написано. Писатель тосковал по родине. В нем происходил мучительный процесс переоценки ценностей, но великая любовь к родной стране не позволила ему потерять веру в ее будущее.
    В рассказе “Чистый понедельник” (1944) он постарался иносказательно, символически выразить мысль об историческом пути России. Героиня рассказа, в характере которой загадочным образом сочетаются восточное и западное начала как отражение этого сочетания в жизни России, воплощает тоску Бунина по нравственному идеалу, а уход героини в монастырь символизирует “третий путь”, который Бунин избрал для России. Символично и название рассказа— у православных христиан с чистого понедельника начинается Великий пост — время смирения и труда. Бунин воплотил в этом названии свою надежду на возрождение духовности русского народа, на скорую счастливую перемену российской жизни.
    Насколько сильной была любовь Бунина к родной стране, насколько неразрывной была его связь с родиной, мы можем судить из его слов о России: “Все корни мои, ушедшие в русскую почву, до мельчайшего корешка чувствую… и дальше, дальше чувствую свою связь со “зверем”, со “зверями” — и нюх у меня, и глаза, и слух — на все не просто человеческий, а нутряной — “звериный”.
    Поэтому “по-звериному” люблю я жизнь. Все проявления ее — связаны, с ней, с природой, с землей, со всем, что в ней, под ней, над ней”. Да, Россия для Бунина — это не только родная земля, не только русский народ, не только его история — это сама жизнь — во всей красоте и убожестве, радостях и бедах, величии и смиренности. И своими произведениями писатель подарил этой жизни вечность. Потому что все свои душевные и творческие усилия направил на то, чтобы сохранить и приумножить духовные богатства русского народа, чтобы показать и позитивные и негативные стороны русской жизни, возродить в сердцах людей такую же искреннюю любовь, какую испытывал к России он сам.

  3. Не смотря на гениальность или наоборот, ограниченность, люди остаются детьми своего времени, подвергая свое сознание его влиянию. Творчество И.А.Бунина – яркий тому пример. Писатель, поэт, высокообразованный, тонко чувствующий человек, он при этом в своем мышлении отображал все сомнения, все странности, бурления революционных годов.
    Сам из дворянской среды, автор описывал события с точки зрения присущей его классу утонченности, сочетающейся с чувством обреченности, покорности неизбежному. В смесь его стиля гармонично вплеталось противоречивость общественного мнения, сложные характеристики простых на первый взгляд персонажей. Такими в тот момент были граждане Российского государства, и писатель никак не отступал от истины.
    С другой стороны, воспитанный на патриотизме, он искал в событиях те позитивные черты, которые показали бы с лучшей стороны русского человека. Да, все сложно, но ведь потенциал есть! Так, в повести «Деревня» настоящее положение вещей как в реальной жизни, так и в произведении не радовали. Деревня разлагалась, культура опускалась все ниже, традиции уходили в прошлое, оставляя на своем месте рваные плеши. Их заполняла агрессия, стадность и ограниченность мышления. Но ведь есть и Кузьма Краснов. Да, пока не понятый, не развитой в своем творчестве и возможностях, но ведь вышедший из такой сложной среды! Значит, в России есть возможности. Скрытые, придушенные тяжелой атмосферой переходного исторического периода, но есть!
    Да, «Суходол» предлагает читателю страшную картину исковерканной жизни многих, и правящего класса, и крепостных. Равновесие между ними обрело страшную, уродливую форму, которая привела к кризису в обществе того времени. Однако герои начинают подсознательно понимать ситуацию, и гибель их не случайна, они просто не смогли почувствовать из нее выход, что и привело к притягиванию к себе смерти.
    Россия в творчестве И.А.Бунина не идеальна, он полностью отдает отчет во всех проблемах, которые предстоит решить. И пусть самого решения он не видит, но надежда и искренняя любовь к Родине делает его творчество силой, движущей нацию вперед.

  4. У каждого писателя есть свой, неповторимый образ России, в который он вкладывает представления о ней, размышления о ее прошлом, настоящем и будущем, осмысливает исторический путь страны.
    Пушкин гордился воинской славой русских, историей своего отечества, Лермонтов любил Россию «странною любовью», он любил Россию народную, Некрасов воспел русское крестьянство, с которым связывал свои надежды на будущее России. Бунин, творивший в конце XIX и в XX веке, продолжая традиции великих русских писателей, вносит новые черты в образ России. Время, в которое творил Бунин, было очень беспокойным: начало XX века было ознаменовано русско-японской войной, мировой войной, тремя революциями. В этот период решалась судьба России, и в этот сложный, переломный момент в жизни родины Бунин исследует русскую действительность, пытается найти нетленные ценности бытия, создавая такие произведениях, как «Антоновские яблоки», «Мелитон», «Сосны», «Суходол», «Косцы», «Деревня», «Жизнь Арсеньева» и многие другие.
    В рассказе «Косцы», написанном уже в эмиграции, в 1921 году, возникает идеализированный образ страны, которая была когда-то, но которой больше никогда не будет. Всю свою огромную любовь к родине отражает Бунин в этом произведении. В начале рассказа изображается удивительно поэтичная картина русской природы: «Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль… Казалось, что нет да и никогда и не было ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой – или благословенной – Богом стране». Читатель находит в этом описании все атрибуты дореволюционной России: дорога – один из излюбленных символов страны, напоминание о предках, о связи поколений, потеря представлений о времени. И дальше идет описание косцов, поющих песню, в которой было «несознаваемое, но кровное родство» с родной землей. Красивые, сильные, здоровые, беззаботные крестьяне работают охотно и дружно, радуясь своей работе и песней выражая эту радость. Песня вызывает восхищение у тех, кто ее слушает: «Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно… И еще в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда)прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу». Эта прекрасная лирическая зарисовка могла бы вызвать у читателей только самые хорошие чувства, если бы не фраза, предваряющая повествование: «Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки».
    Та же ностальгия звучит в рассказе «Антоновские яблоки», наполненном щемящей грустью по утраченной красоте и гармонии жизни. Недаром автор постоянно повторяет: «Вспоминается мне ранняя погожая осень… Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад…» В этой прошедшей жизни были другие люди – крепкие, здоровые, красивые. Бунин с любовью описывает крестьян: «Толпятся бойкие девки-однодворки в сарафанах, сильно пахнущих краской, приходят «барские» в своих красивых и грубых, дикарских костюмах, молодая старостиха, беременная, с широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова, о которой в народе говорят, что «переводятся теперь такие». Бунин считает, что жизнь крестьян и мелкопоместных дворян не отличается и признается: «И помню, мне порой казалось на редкость заманчивым быть мужиком». Описывает Бунин и дворянские усадьбы с их обитателями: Анну Герасимовну, в доме которой ощущались следы крепостного права, которая сохранила быт и порядки прошедших лет. С легкой иронией описываются эти персонажи, но и с грустью, потому что прежняя жизнь исчезает: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб… Перемерли старики. В Выселках умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч…» Весь прежний уклад жизни России изменился. Антоновские яблоки символизируют нравственное и физическое здоровье нации, гармонию в отношениях между людьми, разумный трудовой быт – все, что было утеряно с течением времени. Автор не дает ответа на извечный вопрос «что делать», он создал гимн ушедшему миру с его разумным началом, домовитостью и хозяйственностью.
    В повести «Суходол» мы видим еще одну дворянскую усадьбу, но изображенную совершенно иначе. Здесь уже нет любования единством жизни крестьян и помещиков, здесь автор исследует русский национальный характер, носителем которого является Наталья. Бывшая крепостная, всю свою жизнь посвятившая Суходолу, она рассказывает потомкам прежних господ, как раньше жили в Суходоле. Эти рассказы и пугают, и завораживают. Сильные страсти кипят в этом отдаленном уголке России, страсти, приводящие к сумасшествию, убийству, отлучению от дома. Наталья, полюбившая хозяина усадьбы, крадет его серебряное зеркало, чтобы хоть таким образом приблизиться к нему, за это ее отправляют на отдаленный хутор заниматься тяжелым трудом на много лет. Когда сходит с ума сестра Петра Петровича от любви к его другу, Наталью возвращают в усадьбу ухаживать за ней. Сам Петр Петрович погибает то ли в результате несчастного случая, то ли убийства. Душу Натальи Бунин называет «прекрасной и жалкой»: она наделена способностью сильно и глубоко чувствовать, она способна любить, у нее есть ум и воображение, но при этом Наталья даже не пытается изменить свою судьбу, она всему подчиняется, в ее крови – вековая покорность. В том, что люди не могут наладить свою жизнь, не могут изменить жизнь общества, виноваты, по мысли Бунина, все: и помещики, и крестьяне. Что же остается? Финал повести обращает читателя к непреходящим ценностям: природе, красоте, памяти.
    Образ России в творчестве Бунина предстает перед нами сложным и противоречивым, полным нерешенных загадок. Автор беспощаден в описании отрицательных сторон русской жизни, он сумел показать подлинную трагедию русского народа. Люди, которые живут, трудятся, ошибаются, страдают, всегда близки автору. Поэтому проза Бунина о России пронизана чувством огромной любви и сострадания к ней.

  5. Как называется страна, в которой мы живем? Чуть более десятка лет назад не каждый взрослый мог быстро найти ответ на этот вопрос. Политические невзгоды, экономические потрясения по сей день лихорадят нашу Родину. Вспоминаются слова из песни к кинофильму «Щит и меч»: «С чего начинается Родина???» Видимо, у каждого свой ответ на этот вопрос… Одно я знаю точно — Родину не выбирают! Можно уехать в другую страну, сменить гражданство, но отметка в паспорте не сможет вытеснить из сердца память о месте, где ты родился, каким бы неказистым оно ни было. Ностальгия всё равно будет возвращать к истокам.
    Подтверждение можно найти в творчестве многих русских писателей 20 века, вынужденных волею судьбы покинуть Россию. Таковы, например, произведения И. А. Бунина. Его рассказы проникнуты трагическим ощущением обреченности старого мира России, близкого и родственного писателю, с которым он был связан происхождением и воспитанием. Художнику были особенно дороги те черты прошлого, которые несли на себе печать утонченного дворянского восприятия красоты и гармонии мира. «Дух этой среды, романтизированный моим воображением, казался мне тем прекраснее, что навеки исчезал на моих глазах», — напишет он впоследствии.
    Самыми яркими произведениями Бунина на тему России являются рассказы «Деревня» и «Суходол». В первой «жестокой» повести на примере судьбы братьев Красовых автором показаны разложение и гибель крестьянского мира, причем разложение и внешнее, бытовое, и внутреннее, нравственное. Крестьянская жизнь полна уродства и дикости. На фоне разорения и нищеты большинства мужиков показано стремительное обогащение таких, как Тихон Красов, подчинивший всю свою жизнь погоне за деньгами. Но материальные блага не приносят герою счастья, а только губят его как личность.
    Бунин в рассказе упоминает события первой русской революции. Бурлит многоголосая мужицкая сходка, разносятся невероятные слухи, пылают помещичьи усадьбы, отчаянно гуляет беднота. Все эти события в «Деревне» вносят разлад и смятение в души людей, показывают, какие беды и страдания принесла революция.
    Солдат, знающий о связи Тихона Красова с его женой, униженно просит хозяина не выгонять его со службы, зверски избивая молодую. Весь свой век ищет правду поэт-самоучка Кузьма Красов, мучительно переживая бессмысленное и жестокое поведение мужиков. Все это говорит о неспособности крестьян разумно устроить свою судьбу, об их разобщенности.
    В повести «Суходол» Бунин обращается к крепостническому прошлому России. В центре повествования — судьба обедневшего дворянского рода Хрущевых и их дворовых.
    В жизни героев этой повести, как и в предыдущем рассказе, много странного, дикого, ненормального. Показательна судьба Натальи, бывшей крепостной няни молодых Хрущевых. Эта незаурядная и одаренная девушка лишена возможности реализовать свои способности. Ее жизнь нещадно изломана господами, которые обрекают Наталью на позор и унижение за такой «страшный» проступок, как любовь к молодому барину Петру Петровичу. Ведь именно это чувство явилось причиной кражи складного зеркальца, поразившего дворовую девчонку своей красотой. Какое счастье испытала Наташа, сурьмив брови перед зеркалом, чтобы понравиться своему кумиру! И сколько стыда и позора испытала она, когда ее на глазах всей дворни посадили на навозную телегу и отправили на далекий хутор…
    После возвращения Наталья подвергается жестоким издевательствам барышни, которые переносит со стоической покорностью судьбе. Любовь, семейное счастье, теплота и гармония человеческих отношений недоступны крепостной женщине. Поэтому вся сила и глубина чувств Натальи проявляется в ее трогательной привязанности к господам, преданности Суходолу.
    Крепостнический строй калечит не только крестьян, но и представителей дворянской среды. Нелепа и трагична судьба Хрущевых. Сходит с ума барышня Тоня, погибает под копытами коня Петр Петрович, умирает от руки крепостного слабоумный дедушка Петр Кириллович. Извращенность и уродство отношений господ и слуг очень точно выразила Наталья: «Над барчуком и дедушкой Герваська измывался, а надо мной — барышня. Барчук, — а, по правде сказать, и сами дедушка, — в Герваське души не чаяли, а я в ней». Вот так любовь привела в конечном итоге к смерти…
    В чем же причина того, что даже светлые чувства порождают позор или даже смерть? Конечно, во многом здесь виновата крепостническая действительность. Но повесть Бунина, не заостряя социальных противоречий, более широко и глубоко раскрывает эту проблему, переводя ее в плоскость человеческих отношений, свойственных любому времени. Дело не только в общественно-политическом строе, но и в несовершенстве человека, которому часто не достает силы бороться с обстоятельствами.
    Бунин в своих рассказах показывал Россию такой, какая она есть, то есть не приукрашивал действительность, но и не представлял все только в серых тонах. В произведениях он пытался разобраться в загадочной русской душе.
    «Умом Россию не понять», — утверждают классики. Бунин же пытался понять Россию через людей, ведь человеческие чувства, менталитет и характеры русских мужчин и женщин и есть страна, в которой мы живем.

  6. Образ России — один из центральных в прозаическом и поэтическом творчестве И. А. Бунина. Он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней.
    Эта любовь проявляется уже в ранней прозе писателя. Так, в рассказе «Антоновские яблоки» он любуется красотой родной природы. Подлинный герой рассказа — великолепная русская осень, со всеми ее красками, звучаниями и запахами. Антоновские яблоки становятся в рассказе символом цельности, гармонии во взаимоотношениях людей и природы.
    Писатель грустит по уходящему в прошлое великолепию дворянских усадеб, ностальгически изображает их быт.
    Однако грусть о прошлом России соединяется с ощущением неизбежных перемен. «Не тем ли и хороша жизнь, что она пребывает в неустанном обновлении?» — пишет И. А. Бунин в рассказе «Эпитафия». А в рассказе «Руда» он рисует вполне конкретные перемены. В пустынную степь приходят люди, буравят ее. В рассказе чувствуется опасливая настороженность: развороченная, сложенная кучами земля напоминает могильные холмы. И все же писатель надеется, что люди ищут «источники нового счастья».
    Не исключая из памяти прошлое, с надеждой ждать будущего — такова главная мысль бунинской прозы. Надежда писателя на лучшее будущее связана прежде всего с русским национальным характером. Образы простых людей, увиденные не посторонним наблюдателем, а сочувствующим и понимающим человеком, появляются в рассказах «Захар Воробьев», «Последняя осень», в повестях «Деревня» и «Суходол». В рассказе «Сосны» говорится о смерти крестьянина — охотника Митрофана. Все в нем рождает ощущение душевного здоровья, внутренней гармонии и мудрости. «За траву не удержишься», — отвечает он перед смертью на предложение съездить в больницу. Он — «батрак у жизни», вечный труженик.
    Однако, поэтизируя и Россию, и русский характер, писатель не отвлекается от реальных бедствий и нищеты.
    Так, в повести «Деревня» И. А. Бунин описывает провинциальную Россию, говорит о жуткой нищете, о физических и нравственных последствиях неправедного устройства жизни. Вот трое караульщиков в огромном саду.
    Спят они на сырой соломе, под навесом гнилого шалаша. Все больны — лихорадка, чахотка, «куриная слепота». От болезней они злы на все, в том числе и на лечебницу, где им не помогли, плохо говорят друг о друге. Но ничто, по мнению автора, не может истребить в русском мужике человечность: к удивлению Кузьмы, караульщики, не зная его, приглашают к своему немудреному ужину.
    А. М. Горький, прочитав повесть «Деревня», писал: «Мы еще не думали о России, — как о целом — это произведение указало нам необходимость мыслить именно обо всей стране, мыслить исторически». Эти слова можно отнести ко всему творчеству И. А. Бунина. Трудные, до конца не познанные тайны российского бытия исследует он в своих произведениях, и потому они волнуют нас и сегодня.

  7. Как называется страна, в которой мы живем? Чуть более десятка лет назад не каждый взрослый мог быстро найти ответ на этот вопрос. Политические невзгоды, экономические потрясения по сей день лихорадят нашу Родину. Вспоминаются слова из песни к кинофильму «Щит и меч»: «С чего начинается Родина. . . ?» Видимо, у каждого свой ответ на этот вопрос…Одно я знаю точно – Родину не выбирают! Можно уехать в другую страну, сменить гражданство, но отметка в паспорте не сможет вытеснить из сердца память о месте, где ты родился, каким бы неказистым оно ни было. Ностальгия всё равно будет возвращать к истокам.
    Подтверждение можно найти в творчестве многих русских писателей 20 века, вынужденных волею судьбы покинуть Россию. Таковы, например, произведения И. А. Бунина. Его рассказы проникнуты трагическим ощущением обреченности старого мира России, близкого и родственного писателю, с которым он был связан происхождением и воспитанием. Художнику были особенно дороги те черты прошлого, которые несли на себе печать утонченного дворянского восприятия красоты и гармонии мира. “Дух этой среды, романтизированный моим воображением, казался мне тем прекраснее, что навеки исчезал на моих глазах”, – напишет он впоследствии.
    Самыми яркими произведениями Бунина на тему России являются рассказы «Деревня» и «Суходол». В первой «жестокой» повести на примере судьбы братьев Красовых автором показаны разложение и гибель крестьянского мира, причем разложение и внешнее, бытовое, и внутреннее, нравственное. Крестьянская жизнь полна уродства и дикости. На фоне разорения и нищеты большинства мужиков показано стремительное обогащение таких, как Тихон Красов, подчинивший всю свою жизнь погоне за деньгами. Но материальные блага не приносят герою счастья, а только губят его как личность.
    Бунин в рассказе упоминает события первой русской революции. Бурлит многоголосая мужицкая сходка, разносятся невероятные слухи, пылают помещичьи усадьбы, отчаянно гуляет беднота. Все эти события в «Деревне» вносят разлад и смятение в души людей, показывают, какие беды и страдания принесла революция.
    Солдат, знающий о связи Тихона Красова с его женой, униженно просит хозяина не выгонять его со службы, зверски избивая молодую. Весь свой век ищет правду поэт-самоучка Кузьма Красов, мучительно переживая бессмысленное и жестокое поведение мужиков. Все это говорит о неспособности крестьян разумно устроить свою судьбу, об их разобщенности.
    В повести «Суходол» Бунин обращается к крепостническому прошлому России. В центре повествования – судьба обедневшего дворянского рода Хрущевых и их дворовых.
    В жизни героев этой повести, как и в предыдущем рассказе, много странного, дикого, ненормального. Показательна судьба Натальи, бывшей крепостной няни молодых Хрущевых. Эта незаурядная и одаренная девушка лишена возможности реализовать свои способности. Ее жизнь нещадно изломана господами, которые обрекают Наталью на позор и унижение за такой “страшный” проступок, как любовь к молодому барину Петру Петровичу. Ведь именно это чувство явилось причиной кражи складного зеркальца, поразившего дворовую девчонку своей красотой. Какое счастье испытала Наташа, сурьмив брови перед зеркалом, чтобы понравиться своему кумиру! И сколько стыда и позора испытала она, когда ее на глазах всей дворни посадили на навозную телегу и отправили на далекий хутор. . .
    После возвращения Наталья подвергается жестоким издевательствам барышни, которые переносит со стоической покорностью судьбе. Любовь, семейное счастье, теплота и гармония человеческих отношений недоступны крепостной женщине. Поэтому вся сила и глубина чувств Натальи проявляется в ее трогательной привязанности к господам, преданности Суходолу.
    Крепостнический строй калечит не только крестьян, но и представителей дворянской среды. Нелепа и трагична судьба Хрущевых. Сходит с ума барышня Тоня, погибает под копытами коня Петр Петрович, умирает от руки крепостного слабоумный дедушка Петр Кириллович. Извращенность и уродство отношений господ и слуг очень точно выразила Наталья: “Над барчуком и дедушкой Герваська измывался, а надо мной – барышня. Барчук, – а, по правде сказать, и сами дедушка, – в Герваське души не чаяли, а я в ней”. Вот так любовь привела в конечном итоге к смерти…
    В чем же причина того, что даже светлые чувства порождают позор или даже смерть? Конечно, во многом здесь виновата крепостническая действительность. Но повесть Бунина, не заостряя социальных противоречий, более широко и глубоко раскрывает эту проблему, переводя ее в плоскость человеческих отношений, свойственных любому времени. Дело не только в общественно-политическом строе, но и в несовершенстве человека, которому часто не достает силы бороться с обстоятельствами.
    Бунин в своих рассказах показывал Россию такой, какая она есть, то есть не приукрашивал действительность, но и не представлял все только в серых тонах. В произведениях он пытался разобраться в загадочной русской душе.
    «Умом Россию не понять», – утверждают классики. Бунин же пытался понять Россию через людей, ведь человеческие чувства, менталитет и характеры русских мужчин и женщин и есть страна, в которой мы живем.
    «
    1
    2
    »

  8. И. А. Бунина называют последним русским классиком, представителем уходящей дворянской культуры. Его произведения действительно проникнуты трагическим ощущением обреченности старого мира России, близкого и родственного писателю, с которым он был связан происхождением и воспитанием. Художнику были особенно дороги те черты прошлого, которые несли на себе печать утонченного дворянского восприятия красоты и гармонии мира. “Дух этой среды, романтизированный моим воображением, казался мне тем прекраснее, что навеки исчезал на моих глазах”, – напишет он впоследствии.
    Но, несмотря на то, что для Бунина прошлое России стало неким идеальным образцом духовности, он принадлежал своему противоречивому, дисгармоничному времени. Самыми яркими произведениями на тему России являются рассказы «Деревня» и «Суходол».
    Реальные черты своего противоречивого времени с замечательной силой воплотились в «Деревне». В этой «жестокой» повести на примере судьбы братьев Красовых автором показаны разложение и гибель крестьянского мира, причем разложение и внешнее, бытовое, и внутреннее, нравственное. Крестьянская жизнь полна уродства и дикости. Разорение и нищета большинства мужиков еще ярче оттеняет стремительное обогащение таких, как Тихон Красов, подчинивший всю свою жизнь погоне за деньгами.
    Но жизнь мстит герою: материальное благополучие не делает его счастливым и, кроме того, оборачивается опасной деформацией личности. Повесть Бунина насыщена событиями поры первой русской революции. Бурлит многоголосая мужицкая сходка, разносятся невероятные слухи, пылают помещичьи усадьбы, отчаянно гуляет беднота. Все эти события в «Деревне» вносят разлад и смятение в души людей, нарушают естественные человеческие связи, искажают вековые нравственные понятия.
    Солдат, знающий о связи Тихона Красова с его женой, униженно просит хозяина не выгонять его со службы, зверски избивая Молодую. Весь свой век ищет правду поэт-самоучка Кузьма Красов, мучительно переживая бессмысленное и жестокое поведение мужиков. Все это говорит о разобщенности крестьян, их неспособности разумно устроить свою судьбу.
    Стремясь разобраться в причинах нынешнего состояния народа, Бунин обращается к крепостническому прошлому России в повести «Суходол». Но писатель далек от идеализации той эпохи. В центре изображения – судьба обедневшего дворянского рода Хрущевых и их дворовых.
    В жизни героев этой повести, как и в рассказе “Деревне”, много странного, дикого, ненормального. Показательна судьба Натальи, бывшей крепостной няни молодых Хрущевых. Эта незаурядная, одаренная натура лишена возможности реализовать себя. Жизнь крепостной девушки нещадно изломана господами, которые обрекают ее на позор и унижение за такой “страшный” проступок, как любовь к молодому барину Петру Петровичу. Ведь именно это чувство явилось причиной кражи складного зеркальца, поразившего дворовую девчонку своей красотой. Велик контраст между ощущением невиданного счастья, которое переполняет Наташку, “сурьмившую” брови перед зеркалом, чтобы понравиться своему кумиру, и тем стыдом и позором, который испытывает деревенская девушка с опухшим от слез лицом, которую на глазах всей дворни посадили на навозную телегу и отправили на далекий хутор.
    После возвращения Наталья подвергается жестоким издевательствам барышни, которые переносит со стоической покорностью судьбе. Любовь, семейное счастье, теплота и гармония человеческих отношений недоступны крепостной женщине. Поэтому вся сила и глубина чувств Натальи реализуется в ее трогательной привязанности к господам, преданности Суходолу.
    Значит, поэзия “дворянских гнезд” скрывает трагедию душ, изуродованных жестокостью и бесчеловечностью крепостнических отношений, с суровой правдивостью воспроизведенной писателем в “Суходоле”.
    Но антигуманный общественный строй калечит и представителей дворянской среды. Нелепа и трагична судьба Хрущевых. Сходит с ума барышня Тоня, погибает под копытами коня Петр Петрович, умирает от руки крепостного слабоумный дедушка Петр Кириллович. Извращенность и уродство отношений господ и слуг очень точно выразила Наталья: “Над барчуком и дедушкой Герваська измывался, а надо мной – барышня. Барчук, – а, по правде сказать, и сами дедушка, – в Герваське души не чаяли, а я в ней”.
    Нарушение нормальных, естественных понятий приводит даже к деформации любовного чувства. То, что наполняет жизнь влюбленного человека радостью, нежностью, ощущением гармонии, в “Суходоле” приводит к слабоумию, сумасшествию, позору, опустошению.
    В чем же причина искажения нравственных понятий? Конечно, во многом здесь повинна крепостническая действительность. Но повесть Бунина, не заостряя социальных противоречий, более широко и глубоко раскрывает эту проблему, переводя ее в плоскость человеческих отношений, свойственных любому времени. Дело не только в общественно-политическом строе, но и в несовершенстве человека, которому нередко недостает силы бороться с обстоятельствами.
    Таким образом, Бунин не идеализировал Россию, но и не отказывал ей в поэтичности. Родина рождала в его душе многие противоречивые чувства, в которых мастер слова пытался разобраться доступным ему способом – привлечением внимания читательской массы к проблемам бытия через своё творчество.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *