Сочинение на тему образ руси в поэзии блока

13 вариантов

  1. Центральной для творчества Блока является тема России. Особенно сильно она звучит в переломные времена начала века. Новость о первой революции была воспринята поэтом с восторгом. В нем пробудились чувства связи с российским народом, а также осознание ответственности за судьбу родины. Его стихи наполняются духовной силой. Страна с огромной историей и духовным потенциалом давала Блоку мужество и надежду на грядущее преображение. Поэт сравнивал Родину с огромным дышащим существом сродни человеку и говорил, что любит ее как мать, сестру или жену.
    К примеру, в стихотворении «Русь», написанном в 1906 году, Родина представлена таинственной и сказочно прекрасной. Оно соединяет в себе кое-что из фольклора, отголоски старинных преданий и даже, в некотором смысле, продолжает гоголевскую традицию. Россия здесь, словно пани Катерина, зачарована колдуном, она застыла в дремоте. Пейзажные детали явно отражают среднюю Россию с ее необычайно красивой природой. Автор выражает свои чувства к России, рассказывая о ее жизни и народе. Блок демонстрирует веру в Родину, в то, что добро и свобода восторжествуют. Облик страны хорошо прорисован через волю и простор, через необъятные дали и свободолюбие живущих здесь людей.
    Примечательно, что поэт обращается к родной стране как к человеку, нежно и ласково, словно разговаривает с женщиной. Любовь к ней в его стихах звучит как нечто заветное, даже интимное. Ее образ высок и одухотворен.
    К сожалению, сам поэт и его современники, по его мнению, являются «детьми страшных лет России», которые должны передать потомкам свой страшный опыт «испепеляющих» лет. По словам самого Блока, все написанное им – о России, все для нее.

  2. Да, и такой, моя Россия,
    Ты всех краев дороже мне.
    А.Блок
    Александр Блок жил и творил на рубеже двух веков – девятнадцатого и двадцатого. Он явился последним поэтом старой, дооктябрьской России. Именно этим именем «открывается первая страница русской советской поэзии». Я больше всего люблю в поэзии Блока стихи, посвященные теме родины – России. Стихи об этом можно встретить почти у каждого поэта, но, на мой взгляд, патриотическая поэзия Блока – лучшая.
    «Этой теме, – писал Блок, – я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни….»
    Перу поэта принадлежать циклы стихов о России: «Родина», «На поле Куликовом». Одно из ярчайших стихотворений первого цикла – «На железной дороге» («Под насыпью, во рву некошеном…»). Оно было написано в 1910 году. Главная тема стихотворения – тема поруганной женской любви. Девушка погибает, «раздавленная» жизнью («любовью, грязью иль колесами»), и смерть для нее предпочтительней смирения. Трагедия одинокой личности происходит на глазах «сытых», равнодушных ко всему людей.
    Блок пытается показать причину этой трагедии с помощью контраста. С одной стороны, довольство, роскошь, с другой – боль, грязь, смерть. Художественные приемы, используемые Блоком в этом стихотворении (гиперболы, метафоры, олицетворения) помогают ярче раскрыть главную мысль поэта: гибель юности и красоты, невозможность и бессмысленность их существования в «страшном мире». В поезде люди тоже разделены на два лагеря – на богатых и бедных. Голодная и нищая Россия, едущая в «зеленых» вагонах, поет и плачет. Фигура жандарма рядом с молодой, красивой девушкой, бросающей жадные взоры «в пустынные глаза вагонов», становится символическим выражением железного уклада, ограждающего человека от счастья, от полноты жизни. Судьба этой поруганной девушки сближается с судьбой России.
    Образ России в лирике Блока двойственен. Он видит в своей Родине красоту и, вместе с тем, загадочное, чуждое, дикое начало, недоступное пониманию:
    Знала ли что? Или в Бога ты верила?
    Что там услышишь из песен твоих?
    Чудь начудила, да Меря намерила
    Гатей, дорог да столбов верстовых…
    …Дико глядится лицо онемелое,
    Очи татарские мечут огни…
    Двусмысленное отношение к России также раскрыто в стихотворении 1914 года «Грешить бесстыдно, непробудно…» Опять, применяя прием контраста, сталкивая в одном произведении низость мещанского быта и стремление к высокой христианской духовности, Блок рисует реалистичную картину современной ему России:
    И под лампадой у иконы
    Пить чай, отщелкивая счет,
    Потом переслюнить купоны,
    Пузатый отворив комод…
    Тема этого стихотворения – неуправляемая, темная стихия народной жизни, которая подавляет человека, погружает его в мещанское существование, а его душа ищет и не находит покаяния. Но заканчивается произведение словами:
    Да, и такой, моя Россия,
    Ты всех краев дороже мне.
    В годы первой русской революции Блок пишет стихотворение «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Бурное революционное время всецело захватило поэта. Нельзя сказать, что он приветствовал надвигающуюся бурю 1905 года, скорее, наоборот. С тревогой поэт пишет одному из своих товарищей в 1902 году: «Слышали ли вы про ужасные бунты в Пензе и Саратове? Я имею достоверные сведения об этом, потому что пострадали мои родственники и знакомые. Крестьяне жгут усадьбы, призваны войска…»
    Блок горячо любит родную землю, с ней связывает лучшие надежды, несмотря на то, что ненавидел «страшный мир» царской России. В этом стихотворении образ лирического героя выступает в роли обличителя социального зла:
    Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
    Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
    Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…
    Вольному сердцу на что твоя тьма?
    Очень символично Блок использует в данной строфе слово «тьма». За этой символикой угадываются тревожные мысли о будущем России, о вере в победу света над тьмой – революции над черными силами царизма.
    Открыв это стихотворение в сборнике и еще даже не прочитав его, мы замечаем большое количество знаков препинания – риторических вопросов, восклицаний, многоточий, которые наполняют каждую строфу. Это говорит о душевном состоянии лирического героя: его волнении, беспокойстве за родину. Многоточия, свидетельствующие о недосказанности, недоговоренности, незаконченности фраз, помогают создать Блоку огромные просторы родины, так как они такие же нескончаемые, как и мысли поэта о России. Ведь сказать о ней, ограничившись несколькими поэтическими строками, нельзя.
    Любовь к России, непоколебимая вера в величие, силу и стойкость Родины, в ее светлое будущее находят выражение в стихотворных строках. Опираясь на художественный опыт своих предшественников – Пушкина, Лермонтова, Некрасова – Блок нашел новые грани раскрытия художественного образа России.
    Образ Руси представлен им в виде прекрасной женщины, гордой и сильной духом. На ее долю выпадет много испытаний, но поэт уверен, что Россия достойно их выдержит. Поэт верит, что Россия только окрепнет и станет еще более сильной духовно. Знать и понимать лирику Блока о России очень важно, ведь его стихи о Родине заставляют нас задумываться о настоящем и будущем.

  3. 3
    Текст добавил: СеРДцЕ_РаЗБиТо_ТоБоЙ

    Тема патриотизма традиционна в творчестве каждого русского писателя. Александр Блок, великий русский поэт, обращается к теме России в тот период, когда начинает ощущать внутреннюю опустошенность. Созданный им «страшный мир» города начинает подавлять поэта. И вот на горизонте его творчества появился новый и прекрасный образ — образ России.
    В этот период поэт создает циклы стихов «Родина», «На поле Куликовом». Одно из ярчайших стихотворений первого цикла – «На железной дороге» («Под насыпью, во рву некошеном…»). Оно было создано в 1910 году. Сам автор писал, что «это бессознательное подражание эпизоду из „Воскресенья“ Толстого: Катюша Маслова видит на маленькой станции в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса». Так, сразу вырисовывается главная тема – тема поруганной женской любви. У Блока жизнь покинутой молодой девушки кончается гибелью. Она «раздавлена» жизнью («любовью, грязью иль колесами»), а смерть для нее предпочтительней смирения. Трагедия одинокой раздавленной личности происходит на глазах «сытых», равнодушных ко всему людей.
    Блок пытается раскрыть причину этой трагедии, обратившись к приему контраста. С одной стороны, довольство, роскошь, с другой — боль, грязь, смерть. Художественные приемы, используемые Блоком в этом стихотворении (гиперболы, метафоры, олицетворения), помогают ярче раскрыть главную мысль поэта: гибель юности и красоты, невозможность и бессмысленность их существования в «страшном мире». Олицетворением равнодушной судьбы выступает поезд — в нем тоже люди разделены на богатых и бедных. Голодная и нищая Россия, едущая в «зеленых» вагонах, поет и плачет. Фигура жандарма рядом с молодой, красивой девушкой, бросающей жадные взоры «в пустынные глаза вагонов», становится символическим выражением железного уклада, ограждающего человека от счастья, от полноты жизни. Судьба этой поруганной девушки сближается с судьбой России.
    Образ России в лирике Блока двойственен. Он видит в своей Родине и красоту, и загадочное, чуждое, дикое начало, не доступное пониманию:
    Знала ли что? Или в Бога ты верила?
    Что там услышишь из песен твоих?
    Чудь начудила, да Меря намерила
    Гатей, дорог да столбов верстовых…
    …Дико глядится лицо онемелое,
    Очи татарские мечут огни…
    Двойственное отношение к России особенно ярко воплощено в стихотворении 1914 года «Грешить бесстыдно, непробудно…» Опять используя прием контраста, сталкивая в одном произведении пошлость мещанского быта и стремление к высокой христианской духовности, Блок рисует поразительно реалистичную картину современной ему России:
    И под лампадой у иконы
    Пить чай, отщелкивая счет,
    Потом переслюнить купоны,
    Пузатый отворив комод…
    Тема этого стихотворения — неуправляемая, темная стихия народной жизни, которая подавляет человека, погружает его в болото косного существования. А душа человека ищет и не находит покаяния. Но заканчивается произведение словами:
    Да, и такой, моя Россия,
    Ты всех краев дороже мне.
    Немного другой ракурс взял поэт в своем цикле «На поле Куликовом». Он помогает увидеть величие России в ее исторических свершениях. Обратившись к событиям далекого исторического прошлого (XVI век), Блок придал реальному эпизоду исторической хроники обобщенный смысл. Любовь к родной земле пробуждает в душе поэта вдохновенные строки: «О, Русь моя! Жена моя!».
    В стихотворениях этого цикла особую роль играет символика: клекот орлов, крики лебедей, бег коня создают великолепную картину древней Руси. Россия предстает перед нами то в образе степной кобылицы, которая «несется вскачь»”, то в образе «светлой жены» русского воина.
    В третьем стихотворении цикла возникает поразительная перекличка образа России с образом Прекрасной Дамы:
    В ночь, когда Мамай залег с ордою
    Степи и мосты
    В темном поле были мы с Тобою, —
    Разве знала Ты?
    Перед Доном темным и зловещим,
    Средь ночных полей,
    Слышал я Твой голос сердцем вещим
    В криках лебедей.
    Любовь к России, непоколебимая вера в величие, силу и стойкость Родины, в ее светлое будущее находят выражение в страстных строках стихотворений циклов «Родина» и «На поле Куликовом». Опираясь на художественный опыт своих предшественников — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блок нашел новые грани раскрытия художественного образа Родины.
    Метафорический образ России представлен им в виде прекрасной женщины, доверчивой, но гордой и сильной духом, на долю которой выпадут многие испытания. Россия не пропадет, какой бы чародей ни завладел ею, как бы ни затуманились еще одной заботой ее прекрасные черты. Таким иносказательным языком говорит поэт о возможных бедах России и тут же утверждает, что из всех испытаний она выйдет духовно и физически окрепшей и закаленной.
    Знать и понимать лирику Блока о России чрезвычайно важно, ведь его стихи о Родине вызывают у нас серьезные раздумья о судьбе России в наши дни.

  4. Тема Родины – одна из вечных тем в поэзии – обретает в творчестве А. Блока особое звучание. Ведь ему довелось жить в переломную эпоху, в удивительное время, когда решалась судьба России, когда страна испытывала одно потрясение за другим. Как русский поэт, Блок не мог не думать о своей стране, не мог не попытаться запечатлеть в стихах ее меняющийся облик. Со щемящей болью в душе поэт писал: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» И своими трепетными стихами о Родине давал ответ на этот вопрос.
    Обращаясь к К. С. Станиславскому, Блок писал 9 декабря 1906 года: «Стоит передо мной моя тема, тема России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему я подхожу давно, с начала своей самостоятельной жизни…»
    В ранней поэзии А. Блока тема России еще не являлась ведущей, хотя поэт не раз обращался к русским пейзажам и фольклорным образам. В одном из стихотворений возникает такая поэтическая картина:
    Все деревья стоят как в сияньи.
    Ночью холодом веет с земли;
    Утром белая церковь вдали
    И близка, и ясна очертаньем.
    Значительно чаще к теме Родины Блок начинает обращаться во второй период творчества. После первой русской революции патриотическое чувство поэта обострилось. В 1906 году Блок пишет стихотворение, которое он уже целиком связывает с Россией. Характерно, что оно и называется ее древним именем – «Русь». Правда, поэт изображает здесь сказочную, заповедную страну – с колдунами, ведунами, гадателями эпохи седой старины. Блок вводит в свое стихотворение народное творчество и крестьянские поверья. А это ведь тоже достояние Родины. Отчизна предстает в этих стихах «дремучей», «колдовской», «почивающей в тайне». Это ее состояние кажется поэту прекрасным:
    Ты и во сне необычайна.
    Твоей одежды не коснусь.
    Дремлю – и за дремотой тайна,
    И в тайне – ты почиешь, Русь.
    Но за этой сказочной красотой Блок прозревает и печальные картины: крестьянское «утлое жилье», «вихрь в голых прутьях», нищету. Пока эти социальные мотивы звучат робко. Но вскоре, в 1908 году, они получают свое развитие и находят воплощение в стихотворении «Россия»:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые, –
    Как слезы первые любви!
    Блок возвращается здесь к лермонтовской традиции. Нетрудно уловить в начальных строчках произведения перекличку с классической «Родиной» предшественника. Стихотворение вошло в блоковский цикл «Родина», один из важнейших в третьей книге его лирики.
    Патриотическая тема в этом разделе зазвучала громко и выразительно. Как показывает название, тема Родины является теперь для поэта главной, определяющей. Цикл начат евангельским мотивом: свою Отчизну поэт осеняет именем Христа. Стихотворение «В густой траве пропадешь с головой…» развивает фольклорные образы предшествующих произведений и настраивает читателя на восприятие «песен далеких сел» и звуков ямщицкого колокольчика. Образ любимой становится сращенным с обликом Родины, а сам герой преисполнен жажды подвига; он «просится в бой», потому что видит, как над страной его «тучи вдали встают». Эта лирическая пьеса прекрасно предваряет последующие стихотворения цикла «Родина». Любовь к Родине у Блока – переживание глубоко интимное. Поэтому, обращаясь к своей стране, поэт говорит о сердечной и душевной боли при виде «низких нищих деревень» и, в нарушение принятого обычая связывать образ родной земли с матерью, сопоставляет его с обликом жены.
    Гармоничным соединением общего и частного в цикле объясняется тот факт, что в раздел оказалось включенным стихотворение «На железной дороге». Будничная драма молодой и красивой девушки в «цветном платке, на косы брошенном», мимо которой проносится поезд, этот символ жестокого равнодушия и ускользающего счастья, перекликается с некрасовским «Что ты жадно глядишь на дорогу…» и одновременно со сценой из толстовского «Воскресения». Участь девушки становится печальной страницей истории страны, трагедией тысяч молодых жизней («Так мчалась юность бесполезная…»), судьбой самой России.
    Важнейшими в рассматриваемом цикле стали стихи Блока, составившие особый подцикл «На поле Куликовом». Написанные задолго до первой мировой войны (1908), они исполнены трагического предвидения. Сама Куликовская битва рассматривается поэтом в ряду символических событий русской истории. Блок смело сопоставляет прошлое, настоящее и будущее родной земли. Основой могущества России, ее всегдашней стойкости и силы являются, по убеждению поэта, неуспокоенность, движение, порыв вперед («И вечный бой! Покой нам только снится…»). Вот отчего в стихах возникает яркий, динамический образ «степной кобылицы», вновь напоминая о гоголевском образе летящей птицы-тройки.
    Стихи цикла «Родина», отражающие события начавшейся мировой войны, также исполнены высокого смысла. В них слышится предвестие грядущей трагической участи России («Петроградское небо мутилось дождем…»). Себя и своих современников поэт называет «детьми страшных лет России», которые донесут до потомков свой кошмарный опыт «испепеляющих» лет. Поэт ясно видит нищету и бедность деревень, охваченных пожаром мятежей и войн, сложное, подчас парадоксальное сочетание европейского начала и азиатчины, «заплаканную» красу родной земли. И все отчетливее звучит его нежное признание Родине:
    Да, и такой, моя Россия,
    Ты всех краев дороже мне.
    В заключение можно добавить один яркий и, в общем, объясняющий все штрих: когда на одном из поэтических вечеров кто-то из слушателей попросил Блока, уже закончившего выступление, прочитать стихи о России, поэт ответил: «Это все о России».

  5. Тема патриотизма традиционна в творчестве каждого русского писателя. Александр Блок, великий русский поэт, обращается к теме России в тот период, когда начинает ощущать внутреннюю опустошенность. Созданный им «страшный мир» города начинает подавлять поэта. И вот на горизонте его творчества появился новый и прекрасный образ – образ России.
    В этот период поэт создает циклы стихов «Родина», «На поле Куликовом». Одно из ярчайших стихотворений первого цикла – «На железной дороге» («Под насыпью, во рву некошеном…»). Оно было создано в 1910 году. Сам автор писал, что «это бессознательное подражание эпизоду из «Воскресенья» Толстого: Катюша Маслова видит на маленькой станции в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса». Так, сразу вырисовывается главная тема – тема поруганной женской любви. У Блока жизнь покинутой молодой девушки кончается гибелью. Она «раздавлена» жизнью («любовью, грязью иль колесами»), а смерть для нее предпочтительней смирения. Трагедия одинокой раздавленной личности происходит на глазах «сытых», равнодушных ко всему людей.
    Блок пытается раскрыть причину этой трагедии, обратившись к приему контраста. С одной стороны, довольство, роскошь, с другой – боль, грязь, смерть. Художественные приемы, используемые Блоком в этом стихотворении (гиперболы, метафоры, олицетворения), помогают ярче раскрыть главную мысль поэта: гибель юности и красоты, невозможность и бессмысленность их существования в «страшном мире». Олицетворением равнодушной судьбы выступает поезд – в нем тоже люди разделены на богатых и бедных. Голодная и нищая Россия, едущая в «зеленых» вагонах, поет и плачет. Фигура жандарма рядом с молодой, красивой девушкой, бросающей жадные взоры «в пустынные глаза вагонов», становится символическим выражением железного уклада, ограждающего человека от счастья, от полноты жизни. Судьба этой поруганной девушки сближается с судьбой России.
    Образ России в лирике Блока двойственен. Он видит в своей Родине и красоту, и загадочное, чуждое, дикое начало, не доступное пониманию:
    Знала ли что? Или в Бога ты верила?
    Что там услышишь из песен твоих?
    Чудь начудила, да Меря намерила
    Гатей, дорог да столбов верстовых…
    …Дико глядится лицо онемелое,
    Очи татарские мечут огни…
    Двойственное отношение к России особенно ярко воплощено в стихотворении 1914 года «Грешить бесстыдно, непробудно…» Опять используя прием контраста, сталкивая в одном произведении пошлость мещанского быта и стремление к высокой христианской духовности, Блок рисует поразительно реалистичную картину современной ему России:
    И под лампадой у иконы
    Пить чай, отщелкивая счет,
    Потом переслюнить купоны,
    Пузатый отворив комод…
    Тема этого стихотворения – неуправляемая, темная стихия народной жизни, которая подавляет человека, погружает его в болото косного существования. А душа человека ищет и не находит покаяния. Но заканчивается произведение словами:
    Да, и такой, моя Россия,
    Ты всех краев дороже мне.
    Немного другой ракурс взял поэт в своем цикле «На поле Куликовом». Он помогает увидеть величие России в ее исторических свершениях. Обратившись к событиям далекого исторического прошлого (XVI век), Блок придал реальному эпизоду исторической хроники обобщенный смысл. Любовь к родной земле пробуждает в душе поэта вдохновенные строки: «О, Русь моя! Жена моя!».
    В стихотворениях этого цикла особую роль играет символика: клекот орлов, крики лебедей, бег коня создают великолепную картину древней Руси. Россия предстает перед нами то в образе степной кобылицы, которая «несется вскачь»», то в образе «светлой жены» русского воина.
    В третьем стихотворении цикла возникает поразительная перекличка образа России с образом Прекрасной Дамы:
    В ночь, когда Мамай залег с ордою
    Степи и мосты
    В темном поле были мы с Тобою, –
    Разве знала Ты?
    Перед Доном темным и зловещим,
    Средь ночных полей,
    Слышал я Твой голос сердцем вещим
    В криках лебедей.
    Любовь к России, непоколебимая вера в величие, силу и стойкость Родины, в ее светлое будущее находят выражение в страстных строках стихотворений циклов «Родина» и «На поле Куликовом». Опираясь на художественный опыт своих предшественников – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блок нашел новые грани раскрытия художественного образа Родины.
    Метафорический образ России представлен им в виде прекрасной женщины, доверчивой, но гордой и сильной духом, на долю которой выпадут многие испытания. Россия не пропадет, какой бы чародей ни завладел ею, как бы ни затуманились еще одной заботой ее прекрасные черты. Таким иносказательным языком говорит поэт о возможных бедах России и тут же утверждает, что из всех испытаний она выйдет духовно и физически окрепшей и закаленной.
    Знать и понимать лирику Блока о России чрезвычайно важно, ведь его стихи о Родине вызывают у нас серьезные раздумья о судьбе России в наши дни.

  6. Блок – все сочинения
    Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров – в эпоху подготовки и осуществления Октябрьской революции. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические изыскания всего XIX века. И вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии.
    Тема России является центральной в творчестве поэта. Особенно мощно она начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века. Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство кровной связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. Его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты («…через край перелилась восторга творческая чаша, и все уже не мое, а наше, и с миром утвердилась связь»). Россия народная, природная с ее историей, традициями, не раскрытым, но огромным, непредсказуемым духовным потенциалом давала мужество поэту и надежду на будущее преображение. Никто до Блока не сказал тех пронзительно щемящих слов, которые хранятся в душе каждого русского; «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку…». Что-то древнее, языческое встает в прапамяти художника. Недаром он говорил, что любит родную страну «по-народному, как мать, сестру и жену в едином лице – России».
    Стихотворение «Русь» было написано 24 сентября 1906 года. Родина здесь таинственная, сказочно прекрасная страна:
    С болотами и журавлями,
    И с мутным взором колдуна…
    Это не только отголоски фольклора, старинных преданий, но и продолжение гоголевской традиции. Россия, как пани Катерина, во власти колдуна. Родина рисуется непонятной, зачарованной, застывшей в дремоте. Это вполне реальная «нищая» страна с «утлым» жильем и ветром в «голых прутьях». В пейзажных деталях явно запечатлены картины средней России, Подмосковья, где природа необычайно красива. Блок показывает свою любовь к России. Рассказывает о ее народах, жилье, жизни. Россию он представляет магической, с мистическим замыслом:
    Где ведуны с ворожеями
    Чаруют злаки на полях,
    И ведьмы тешатся с чертями
    В дорожных снеговых столбах.
    В своем стихотворении Блок выражает веру в Россию, в торжество добра и свободы. Облик России он рисует через простор и волю. Неоглядные дали и свободолюбие – вольность людей, живущих на этой земле:
    Где разноликие народы
    Из края в край, из дола в дол
    Ведут ночные хороводы
    Под заревом горящих сел.
    Блок обращается к России как к живому человеку, он разговаривает с ней ласково и нежно, в его словах Россия, словно женщина, необычайна и загадочна.
    Она и в снах необычайна.
    Ее одежды не коснусь.
    Любовь к Родине звучит как что-то заветное, интимное. С Россией, как и с любимой, у Блока связано все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Образ ее одухотворен, высок. Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего – трагическое и очень личное, лирическое. «Bсe о России» – все для нее.

  7. Текст сочинения:
    Образ Руси в поэзии А.А.Блока.
    Тема родины относи?ся к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в ?ворчестве А. Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэ? жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: “Мы – дети страшных лет России”. Предчувствие “неслыханных перемен” и “невиданных мятежей” отбрасывало особый отблеск на любовь А. Блока к России, делало ее противоречивой и обостренной.
    В ранней поэзии А. Блока тема России не звучи? как самостоятельная.
    Но все собы?ия его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года “Видно дни золотые пришли…”:”Видно, дни золотые пришли,
    Все деревья стоят как в сияньи.
    Ночью холодом веет с земли;
    Утром белая церковь вдали
    И близка и ясна очертаньем”.
    Героиня блоковских стихов ранних лет обретает чер?ы сказочной царевны из русских сказок, жилище ее – заколдованный терем, а герой-царевич, князь, жених. Поэзию А. Блока э?их лет пронизываю? образы русской куль?уры, нередко в их роман?ическом облике, например, в стихотворении “Ночь на Новый год” возникает образ Светланы, героини баллады В. Жуковского. Мир ранней поэзии А. Блока – это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России. К постижению родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэ? шел через мотивы страшного мира. Именно в этот страшный мир попадает блоковский герой, копирование запрещено уйдя от Прекрасной Дамы, выйдя из заповедного сада своих ранних стихов в страшный мир природы, где звезды и зори сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, ржавых кочек и пней. Населяю? э?у природу диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы, “?вари весенние”, чертенята, “больная русалка”. Не менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире: это герои зловещего балагана, носители “всемирной пошлости”, живые мер?вецы, как например, в цикле стихов “Пляски смер?и”. Наиболее известное стихотворение этого цикла – “Ночь, улица, фонарь, аптека…”, в котором самой композицией подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг. Однако страшный мир -это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом. Так, в самом своем известном стихотворении, надолго ставшем символом поэзии А. Блока – “Незнакомка” – лирический герой принадлежи? двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а
    поэ? – хранитель этой тайны. Но он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира “испытанных остряков”, бездушной и мер?венной природы, в которой самое поэ?ичное ее явление – луна на небе – превращается в мер?вый диск. Недаром заканчивается стихотворение возвращением лирического героя от мечты к реальности.
    Страшный мир, созданный А. Блоком, – это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье. Сам А. Блок предельно открыто выразил э?у свою, любовь-ненависть в стихотворении “Грешить бесстыдно, непробудно…”, написанном в 1914 году. В нем возникает крайне отвратительный, безмерно отталкивающий облик человека бездуховного, лавочника, вся жизнь которого – это беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь мину?но. Подавая грошик в церкви, он ?у? же, вернувшись, обманывает на этот грош своего ближнего. Моментами стихотворение звучи? почти как сатира. Герой его обретает чер?ы символические. И тем неожиданнее и сильнее звучи? финал стихотворения: “Да, и такой, моя Россия,
    Ты всех краев дороже мне”.
    Одним из первых непосредственных обращений А. Блока к теме России как к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года “Русь”. Страна предстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная. Таково само ее пространство:
    “Русь опоясана реками
    И дебрями окружена
    С болотами и журавлями
    И сму?ным взором колдуна…”
    Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту. Русь убаюкала ее на своих просторах.
    Итогом размышлений А. Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов “Родина”, который создавался с 1907 по 1916 годы. К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэ? в этом цикле. Здесь и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка – сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы – статной, с косой. Символом этой страны станови?ся ?ихий дом в густой траве, покину?ый героем ради тревог и би?в. В этот цикл входи? и стихотворение “На железной дороге”, в чем то перекликающееся с некрасовским “Что ?ы жадно глядишь на дорогу…” Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии. Одно из наиболее известных стихотворений цикла – “Россия” (“Опять, как в годы золотые…”). В последних произведения цикла “Родина” появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России. Это ощущается в стихотворениях “Петроградское небо му?илось дождем..”, “Я не предал белое знамя…”, “Коршун” и других. Однако тема трагического предвидения звучи? в стихотворениях из цикла Родина, написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии: “На поле Куликовом”. Написаны э?и стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значительных собы?ий русской истории. В 1912 году Блок писал: “Куликовская би?ва принадлежи?, по убеждению автора, к символическим собы?иям русской истории. Таким собы?ием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди”. Значение Куликовской би?вы (восьмое сен?ября 1380 года) было не столько военным, поли?ическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому собы?ию поэ? в предвидении трагических лет России. Мне хотелось бы проанализировать первое стихотворение цикла “На поле Куликовом”:
    “Река раскинулась. Течет, грусти? лениво,
    И моет берега.
    Над скудной глиной же того обрыва
    В степи грустят стога.
    О Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Наш путь стрелой татарской древней воли
    Пронзил нам грудь.
    Наш путь степной, наш путь – в тоске безбрежной.
    В ?воей тоске, о, Русь!
    И даже мглы – ночной и зарубежной –
    Я не боюсь.
    Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
    Степную даль.
    В степном дыму блеснет святое знамя
    И ханской сабли сталь…
    И вечный бой! Покой нам только сни?ся
    Сквозь кровь и пыль…
    Лети?, лети? степная кобылица
    И мнет ковыль…
    И нет конца! Мелькаю? версты, кручи…
    Останови!
    Иду?, иду? испуганные ?учи,
    Закат в крови!
    Закат в крови! Из сердца кровь струи?ся; Плачь, сердце, плачь…
    Покоя нет! Степная кобылица
    Несется вскачь!”
    С?ихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее станови?ся стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет (“Закат в крови!”). Этот мотив встречается и в других стихотворениях цикла “Родина”, например, в стихотворении “Петроградское небо му?илось дождем…”: “В закатной дали/ Были дымные ?учи в крови”. В стихотворении “Река раскинулась…” несколько раз меняется объект поэ?ической речи. Начинается оно как описание ?ипично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучи? прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим – ведь А. Блок называл свою страну “О, Русь моя! Жена моя!”. Однако в этом нет поэ?ической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову “жена” символистской поэзией. В ней он восходи? к евангельской традиции, к образу величавой жены. И, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: “Плачь, сердце, плачь…” В стихотворении А. Блок употребляет авторское “мы”, размышляя о судьбах людей своего поколения. Они представляю?ся ему трагическими, стремительное движение – это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэ?ической речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаю?ся короткими, в половину, а то и в треть поэ?ической строки (например: “Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами”.). Нарастаю? восклицательные интонации – это реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворения автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэ?ическая речь здесь предельно взволнованна. Это ощущение создается и стиховым строем текста. Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую динамичность и стремительность, передавая безудержный и страшный порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.
    С?ихотворение А. Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята лириком от лучших традиций классической русской литературы
    Права на сочинение “Образ Руси в поэзии А.А.Блока.” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  8. 8
    Текст добавил: Богдан_Добрый

    Тема патриотизма традиционна в творчестве каждого русского писателя. Александр Блок, великий русский поэт, обращается к теме России в тот период, когда начинает ощущать внутреннюю опустошенность. Созданный им «страшный мир» города начинает подавлять поэта. И вот на горизонте его творчества появился новый и прекрасный образ – образ России.
    В этот период поэт создает циклы стихов «Родина», «На поле Куликовом». Одно из ярчайших стихотворений первого цикла – «На железной дороге» («Под насыпью, во рву некошеном…»). Оно было создано в 1910 году. Сам автор писал, что «это бессознательное подражание эпизоду из «Воскресенья» Толстого: Катюша Маслова видит на маленькой станции в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса». Так, сразу вырисовывается главная тема – тема поруганной женской любви. У Блока жизнь покинутой молодой девушки кончается гибелью. Она «раздавлена» жизнью («любовью, грязью иль колесами»), а смерть для нее предпочтительней смирения. Трагедия одинокой раздавленной личности происходит на глазах «сытых», равнодушных ко всему людей.
    Блок пытается раскрыть причину этой трагедии, обратившись к приему контраста. С одной стороны, довольство, роскошь, с другой – боль, грязь, смерть. Художественные приемы, используемые Блоком в этом стихотворении (гиперболы, метафоры, олицетворения), помогают ярче раскрыть главную мысль поэта: гибель юности и красоты, невозможность и бессмысленность их существования в «страшном мире». Олицетворением равнодушной судьбы выступает поезд – в нем тоже люди разделены на богатых и бедных. Голодная и нищая Россия, едущая в «зеленых» вагонах, поет и плачет. Фигура жандарма рядом с молодой, красивой девушкой, бросающей жадные взоры «в пустынные глаза вагонов», становится символическим выражением железного уклада, ограждающего человека от счастья, от полноты жизни. Судьба этой поруганной девушки сближается с судьбой России.
    Образ России в лирике Блока двойственен. Он видит в своей Родине и красоту, и загадочное, чуждое, дикое начало, не доступное пониманию:
    Знала ли что? Или в Бога ты верила?
    Что там услышишь из песен твоих?
    Чудь начудила, да Меря намерила
    Гатей, дорог да столбов верстовых…
    …Дико глядится лицо онемелое,
    Очи татарские мечут огни…
    Двойственное отношение к России особенно ярко воплощено в стихотворении 1914 года «Грешить бесстыдно, непробудно…» Опять используя прием контраста, сталкивая в одном произведении пошлость мещанского быта и стремление к высокой христианской духовности, Блок рисует поразительно реалистичную картину современной ему России:
    И под лампадой у иконы
    Пить чай, отщелкивая счет,
    Потом переслюнить купоны,
    Пузатый отворив комод…
    Тема этого стихотворения – неуправляемая, темная стихия народной жизни, которая подавляет человека, погружает его в болото косного существования. А душа человека ищет и не находит покаяния. Но заканчивается произведение словами:
    Да, и такой, моя Россия,
    Ты всех краев дороже мне.
    Немного другой ракурс взял поэт в своем цикле «На поле Куликовом». Он помогает увидеть величие России в ее исторических свершениях. Обратившись к событиям далекого исторического прошлого (XVI век), Блок придал реальному эпизоду исторической хроники обобщенный смысл. Любовь к родной земле пробуждает в душе поэта вдохновенные строки: «О, Русь моя! Жена моя!».
    В стихотворениях этого цикла особую роль играет символика: клекот орлов, крики лебедей, бег коня создают великолепную картину древней Руси. Россия предстает перед нами то в образе степной кобылицы, которая «несется вскачь»», то в образе «светлой жены» русского воина.
    В третьем стихотворении цикла возникает поразительная перекличка образа России с образом Прекрасной Дамы:
    В ночь, когда Мамай залег с ордою
    Степи и мосты
    В темном поле были мы с Тобою, –
    Разве знала Ты?
    Перед Доном темным и зловещим,
    Средь ночных полей,
    Слышал я Твой голос сердцем вещим
    В криках лебедей.
    Любовь к России, непоколебимая вера в величие, силу и стойкость Родины, в ее светлое будущее находят выражение в страстных строках стихотворений циклов «Родина» и «На поле Куликовом». Опираясь на художественный опыт своих предшественников – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блок нашел новые грани раскрытия художественного образа Родины.
    Метафорический образ России представлен им в виде прекрасной женщины, доверчивой, но гордой и сильной духом, на долю которой выпадут многие испытания. Россия не пропадет, какой бы чародей ни завладел ею, как бы ни затуманились еще одной заботой ее прекрасные черты. Таким иносказательным языком говорит поэт о возможных бедах России и тут же утверждает, что из всех испытаний она выйдет духовно и физически окрепшей и закаленной.
    Знать и понимать лирику Блока о России чрезвычайно важно, ведь его стихи о Родине вызывают у нас серьезные раздумья о судьбе России в наши дни.

  9. Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров – в эпоху подготовки и осуществления Октябрьской революции. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические изыскания всего XIX века. И вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии.
    Тема России является центральной в творчестве поэта. Особенно мощно она начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века. Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство кровной связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. Его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты («…через край перелилась восторга творческая чаша, и все уже не мое, а наше, и с миром утвердилась связь»). Россия народная, природная с ее историей, традициями, не раскрытым, но огромным, непредсказуемым духовным потенциалом давала мужество поэту и надежду на будущее преображение. Никто до Блока не сказал тех пронзительно щемящих слов, которые хранятся в душе каждого русского; «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку…». Что-то древнее, языческое встает в прапамяти художника. Недаром он говорил, что любит родную страну «по-народному, как мать, сестру и жену в едином лице – России».
    Стихотворение «Русь» было написано 24 сентября 1906 года. Родина здесь таинственная, сказочно прекрасная страна:
    С болотами и журавлями,
    И с мутным взором колдуна…
    Это не только отголоски фольклора, старинных преданий, но и продолжение гоголевской традиции. Россия, как пани Катерина, во власти колдуна. Родина рисуется непонятной, зачарованной, застывшей в дремоте. Это вполне реальная «нищая» страна с «утлым» жильем и ветром в «голых прутьях». В пейзажных деталях явно запечатлены картины средней России, Подмосковья, где природа необычайно красива. Блок показывает свою любовь к России. Рассказывает о ее народах, жилье, жизни. Россию он представляет магической, с мистическим замыслом:
    Где ведуны с ворожеями
    Чаруют злаки на полях,
    И ведьмы тешатся с чертями
    В дорожных снеговых столбах.
    В своем стихотворении Блок выражает веру в Россию, в торжество добра и свободы. Облик России он рисует через простор и волю. Неоглядные дали и свободолюбие – вольность людей, живущих на этой земле:
    Где разноликие народы
    Из края в край, из дола в дол
    Ведут ночные хороводы
    Под заревом горящих сел.
    Блок обращается к России как к живому человеку, он разговаривает с ней ласково и нежно, в его словах Россия, словно женщина, необычайна и загадочна.
    Она и в снах необычайна.
    Ее одежды не коснусь.
    Любовь к Родине звучит как что-то заветное, интимное. С Россией, как и с любимой, у Блока связано все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Образ ее одухотворен, высок. Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего – трагическое и очень личное, лирическое. «Bсe о России» – все для нее.

  10. Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров – в эпоху подготовки и осуществления Октябрьской революции. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершив-: игам своим творчеством поэтические изыскания всего XIX века. И вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии.
    Тема России является центральной в творчестве поэта. Особенно мощно она начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века. Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в кем чувство кровной связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. Его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты («…через край перелилась восторга творческая чаша, и все уже не мое, а наше, и с миром утвердилась связь»). Россия народная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным непредсказуемым духовным потенциалом давала мужество поэту и надежду на будущее преображение. Никто до Блока не сказал тех пронзительно щемящих слов, которые хранятся в душе каждого русского: «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку…» Что-то древнее, языческое встает в прапамяти художника. Недаром он говорил, что любит родную страну «по-народному, как мать, сестру и жену в едином лице – России».
    Стихотворение «Русь» было написано 24 сентября 1906 года. Родина здесь таинственная, сказочно прекрасная страна:
    С болотами и журавлями,
    И с мутным взором колдуна…

    Это не только отголоски фольклора, старинных преданий, но и продолжение гоголевской традиции. Россия, как пани Катерина, во власти колдуна. Родина рисуется непонятной, зачарованной, застывшей в дремоте. Это вполне реальная «нищая» страна с «утлым» жильем и ветром в «голых прутьях». В пейзажных деталях явно запечатлены картины средней России, Подмосковья, где природа необычайно красива. Блок показывает свою любовь к России. Рассказывает о ее народах, жилье, жизни. Россию он представляет магической, с мистическим замыслом:
    Где ведуны с ворожеями
    Чаруют злаки на полях,
    И ведьмы тешатся с чертями
    В дорожных снеговых столбах.

    В своем стихотворении Блок выражает веру в Россию, в торжество добра и свободы. Облик России он рисует через простор и волю. Неоглядные дали и свободолюбие – вольность людей, живущих на этой земле:
    Где разноликие народы
    Из края в край, из дола в дол
    Ведут ночные хороводы
    Под заревом горящих сел.

    Блок обращается к России как к живому человеку, он разговаривает с ней ласково и нежно, в его словах Россия, словно женщина, необычайна и загадочна.
    Она и в снах необычайна.
    Ее одежды не коснусь.

    Любовь к Родине звучит как что-то заветное, интимное. С Россией, как и с любимой, у Блока связано все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Образ ее одухотворен, высок. Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего – трагическое и очень личное, лирическое. «Все о России» – все для нее.

  11. Да, и такой, моя Россия,
    Ты всех краев дороже мне.
    А. Блок
    Александр Блок жил и творил на рубеже двух веков – девятнадцатого и двадцатого. Он явился последним поэтом старой, дооктябрьской России. Именно этим именем «открывается первая страница русской советской поэзии». Я больше всего люблю в поэзии Блока стихи, посвященные теме родины – России. Стихи об этом можно встретить почти у каждого поэта, но, на мой взгляд, патриотическая поэзия Блока – лучшая.
    «Этой теме, – писал Блок, – я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни…. »
    Перу поэта принадлежать циклы стихов о России: «Родина», «На поле Куликовом». Одно из ярчайших стихотворений первого цикла – «На железной дороге» («Под насыпью, во рву некошеном…»). Оно было написано в 1910 году. Главная тема стихотворения – тема поруганной женской любви. Девушка погибает, «раздавленная» жизнью («любовью, грязью иль колесами»), и смерть для нее предпочтительней смирения. Трагедия одинокой личности происходит на глазах «сытых», равнодушных ко всему людей.
    Блок пытается показать причину этой трагедии с помощью контраста. С одной стороны, довольство, роскошь, с другой – боль, грязь, смерть. Художественные приемы, используемые Блоком в этом стихотворении (гиперболы, метафоры, олицетворения) помогают ярче раскрыть главную мысль поэта: гибель юности и красоты, невозможность и бессмысленность их существования в «страшном мире». В поезде люди тоже разделены на два лагеря – на богатых и бедных. Голодная и нищая Россия, едущая в «зеленых» вагонах, поет и плачет. Фигура жандарма рядом с молодой, красивой девушкой, бросающей жадные взоры «в пустынные глаза вагонов», становится символическим выражением железного уклада, ограждающего человека от счастья, от полноты жизни. Судьба этой поруганной девушки сближается с судьбой России.
    Образ России в лирике Блока двойственен. Он видит в своей Родине красоту и, вместе с тем, загадочное, чуждое, дикое начало, недоступное пониманию:
    Знала ли что? Или в Бога ты верила?
    Что там услышишь из песен твоих?
    Чудь начудила, да Меря намерила
    Гатей, дорог да столбов верстовых…
    …Дико глядится лицо онемелое,
    Очи татарские мечут огни…
    Двусмысленное отношение к России также раскрыто в стихотворении 1914 года «Грешить бесстыдно, непробудно…» Опять, применяя прием контраста, сталкивая в одном произведении низость мещанского быта и стремление к высокой христианской духовности, Блок рисует реалистичную картину современной ему России:
    И под лампадой у иконы
    Пить чай, отщелкивая счет,
    Потом переслюнить купоны,
    Пузатый отворив комод…
    Тема этого стихотворения – неуправляемая, темная стихия народной жизни, которая подавляет человека, погружает его в мещанское существование, а его душа ищет и не находит покаяния. Но заканчивается произведение словами:
    Да, и такой, моя Россия,
    Ты всех краев дороже мне.
    В годы первой русской революции Блок пишет стихотворение «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Бурное революционное время всецело захватило поэта. Нельзя сказать, что он приветствовал надвигающуюся бурю 1905 года, скорее, наоборот. С тревогой поэт пишет одному из своих товарищей в 1902 году: «Слышали ли вы про ужасные бунты в Пензе и Саратове? Я имею достоверные сведения об этом, потому что пострадали мои родственники и знакомые. Крестьяне жгут усадьбы, призваны войска…»
    Блок горячо любит родную землю, с ней связывает лучшие надежды, несмотря на то, что ненавидел «страшный мир» царской России. В этом стихотворении образ лирического героя выступает в роли обличителя социального зла:
    Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
    Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
    Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…
    Вольному сердцу на что твоя тьма?
    Очень символично Блок использует в данной строфе слово «тьма». За этой символикой угадываются тревожные мысли о будущем России, о вере в победу света над тьмой – революции над черными силами царизма.
    Открыв это стихотворение в сборнике и еще даже не прочитав его, мы замечаем большое количество знаков препинания – риторических вопросов, восклицаний, многоточий, которые наполняют каждую строфу. Это говорит о душевном состоянии лирического героя: его волнении, беспокойстве за родину. Многоточия, свидетельствующие о недосказанности, недоговоренности, незаконченности фраз, помогают создать Блоку огромные просторы родины, так как они такие же нескончаемые, как и мысли поэта о России. Ведь сказать о ней, ограничившись несколькими поэтическими строками, нельзя.
    Любовь к России, непоколебимая вера в величие, силу и стойкость Родины, в ее светлое будущее находят выражение в стихотворных строках. Опираясь на художественный опыт своих предшественников – Пушкина, Лермонтова, Некрасова – Блок нашел новые грани раскрытия художественного образа России.
    Образ Руси представлен им в виде прекрасной женщины, гордой и сильной духом. На ее долю выпадет много испытаний, но поэт уверен, что Россия достойно их выдержит. Поэт верит, что Россия только окрепнет и станет еще более сильной духовно. Знать и понимать лирику Блока о России очень важно, ведь его стихи о Родине заставляют нас задумываться о настоящем и будущем. .

  12. Тема России является центральной в творчестве А. Блока. Особенно мощно она начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века. Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство кровной связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. Его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты ( «… через край перелилась восторга творческая чаша, и все уже не мое, а наше, и с миром утвердилась связь»). Россия народная, природная с ее историей, традициями, не раскрытым, но огромным, непредсказуемым духовным потенциалом давала мужество поэту и надежду на будущее преображение. Никто до Блока не сказал тех пронзительно щемящих слов, которые хранятся в душе каждого русского; «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку… ». Что-то древнее, языческое встает в прапамяти художника. Недаром он говорил, что любит родную страну «по-народному, как мать, сестру и жену в едином лице – России» . Стихотворение «Русь» было написано 24 сентября 1906 года. Родина здесь таинственная, сказочно прекрасная страна: С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна… Это не только отголоски фольклора, старинных преданий, но и продолжение гоголевской традиции. Россия, как пани Катерина, во власти колдуна. Родина рисуется непонятной, зачарованной, застывшей в дремоте. Это вполне реальная «нищая» страна с «утлым» жильем и ветром в «голых прутьях». В пейзажных деталях явно запечатлены картины средней России, Подмосковья, где природа необычайно красива. Блок показывает свою любовь к России. Рассказывает о ее народах, жилье, жизни. Россию он представляет магической, с мистическим замыслом: Где ведуны с ворожеямиЧаруют злаки на полях, И ведьмы тешатся с чертямиВ дорожных снеговых столбах. В своем стихотворении Блок выражает веру в Россию, в торжество добра и свободы. Облик России он рисует через простор и волю. Неоглядные дали и свободолюбие – вольность людей, живущих на этой земле: Где разноликие народыИз края в край, из дола в долВедут ночные хороводыПод заревом горящих сел. Блок обращается к России как к живому человеку, он разговаривает с ней ласково и нежно, в его словах Россия, словно женщина, необычайна и загадочна. Она и в снах необычайна. Ее одежды не коснусь. Любовь к Родине звучит как что-то заветное, интимное. С Россией, как и с любимой, у Блока связано все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Образ ее одухотворен, высок. Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего – трагическое и очень личное, лирическое. «Bсe о России» – все для нее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *