Поэзия А.А. Блока – это мир романтики, иллюзий, идеалов, и поэтому образ Родины в его стихах овеян мечтой, сказкой. Но реальность России начала 20 века, с войнами, потрясениями, революцией, далека от фантазий. Поэтому герой Блока покидает райские сады, и попадает в другой мир, тягостный, наполненный демонами. Люди в этом мире «мертвы», погрязли в пошлости.
Всё мировоззрение поэта построено на противоречии, дуализме. С одной стороны, окрыляющая мечта, а с другой – жестокая реальность. Через данную призму он воспринимает и Россию.
В произведении «Грешить бесстыдно, непробудно» мы видим лавочника, человека ограниченного, подающего милостыню, но обманывающего покупателей. Здесь обличается порок всех русских людей. Несмотря на это Блок признается в любви к России, говорит, что и такой она всех ему дороже.
В 1906 году появилось произведение «Русь». В нем русские просторы – сонное царство, погружающее душу в нравственную дремоту.
В поэтическом цикле «Родина» говорится о России, как о таинственной стране, повелевает которой красавица – царевна. В « Железной дороге» затрагивается аспект тяжёлой судьбы русской женщины.
В последних стихотворениях цикла, написанных около 1914 года, ощущается отчётливая нота надвигающейся войны, революции, катастрофы.
Но и до этого, в произведении « На поле Куликовом» 1908 года звучит мотив трагического предзнаменования. Сам Блок, склонный к мистицизму, верил, что Куликовская битва – знаковое событие для русского народа, и что подобная битва не последняя, она обязательно повторится.
Прошло более ста лет, с того момента, как впервые прозвучали преисполненные внутреннего драматизма стихи Блока. Но и в наши дни они звучат свежо и актуально, напоминая нам, как непросто любить свою родину в трудные для неё и всех нас времена.
Сочинение Русь в творчестве Блока 11 класс
В поэзии Блока Русь представлена весьма двойственно. Поэт видит красоту и чистоту своей Родины, но в то же время, и что-то чужое, недоступное для понимания заметно ему тоже. Он применяет приём контраста и в одном произведении сталкивает с одной стороны стремление народа к духовности, а с другой – низость мещанского быта. Таким образом, Блоку удалось создать вполне реалистичной представление о Руси его времени.
Центральной для творчества Блока является тема России. Особенно сильно она звучит в переломные времена начала века. Новость о первой революции была воспринята поэтом с восторгом. В нем пробудились чувства связи с российским народом, а также осознание ответственности за судьбу родины. Его стихи наполняются духовной силой. Страна с огромной историей и духовным потенциалом давала Блоку мужество и надежду на грядущее преображение. Поэт сравнивал Родину с огромным дышащим существом сродни человеку и говорил, что любит ее как мать, сестру или жену.
К примеру, в стихотворении «Русь», написанном в 1906 году, Родина представлена таинственной и сказочно прекрасной. Оно соединяет в себе кое-что из фольклора, отголоски старинных преданий и даже, в некотором смысле, продолжает гоголевскую традицию. Россия здесь, словно пани Катерина, зачарована колдуном, она застыла в дремоте. Пейзажные детали явно отражают среднюю Россию с ее необычайно красивой природой. Автор выражает свои чувства к России, рассказывая о ее жизни и народе. Блок демонстрирует веру в Родину, в то, что добро и свобода восторжествуют. Облик страны хорошо прорисован через волю и простор, через необъятные дали и свободолюбие живущих здесь людей.
Примечательно, что поэт обращается к родной стране как к человеку, нежно и ласково, словно разговаривает с женщиной. Любовь к ней в его стихах звучит как нечто заветное, даже интимное. Ее образ высок и одухотворен.
К сожалению, сам поэт и его современники, по его мнению, являются «детьми страшных лет России», которые должны передать потомкам свой страшный опыт «испепеляющих» лет. По словам самого Блока, все написанное им – о России, все для нее.
Тема России является центральной в творчестве А.Блока. Особенно мощно она начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века. Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство кровной связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. Его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты («…через край перелилась восторга творческая чаша, и все уже не мое, а наше, и с миром утвердилась связь»). Россия народная, природная с ее историей, традициями, не раскрытым, но огромным, непредсказуемым духовным потенциалом давала мужество поэту и надежду на будущее преображение. Никто до Блока не сказал тех пронзительно щемящих слов, которые хранятся в душе каждого русского; «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку…». Что-то древнее, языческое встает в прапамяти художника. Недаром он говорил, что любит родную страну «по-народному, как мать, сестру и жену в едином лице – России».Стихотворение «Русь» было написано 24 сентября 1906 года. Родина здесь таинственная, сказочно прекрасная страна:С болотами и журавлями,И с мутным взором колдуна…Это не только отголоски фольклора, старинных преданий, но и продолжение гоголевской традиции. Россия, как пани Катерина, во власти колдуна. Родина рисуется непонятной, зачарованной, застывшей в дремоте. Это вполне реальная «нищая» страна с «утлым» жильем и ветром в «голых прутьях». В пейзажных деталях явно запечатлены картины средней России, Подмосковья, где природа необычайно красива. Блок показывает свою любовь к России. Рассказывает о ее народах, жилье, жизни. Россию он представляет магической, с мистическим замыслом:Где ведуны с ворожеямиЧаруют злаки на полях,И ведьмы тешатся с чертямиВ дорожных снеговых столбах.В своем стихотворении Блок выражает веру в Россию, в торжество добра и свободы. Облик России он рисует через простор и волю. Неоглядные дали и свободолюбие – вольность людей, живущих на этой земле:Где разноликие народыИз края в край, из дола в долВедут ночные хороводыПод заревом горящих сел.Блок обращается к России как к живому человеку, он разговаривает с ней ласково и нежно, в его словах Россия, словно женщина, необычайна и загадочна.Она и в снах необычайна.Ее одежды не коснусь.Любовь к Родине звучит как что-то заветное, интимное. С Россией, как и с любимой, у Блока связано все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Образ ее одухотворен, высок. Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего – трагическое и очень личное, лирическое. «Bсe о России» – все для нее.
Через всю поэму «Мертвые души» проходит тема России, тема народа. Вот что написал об этом Герцен: «Гоголь чувствовал, и многие другие чувствовали с ним — позади мертвых душ души живые». Беспощадно бичуя общественный порядок, существовавший в стране, писатель был уверен в светлом будущем России, в ее грядущем расцвете.Образ России совершенно не сливается с картинами жизни господствующей верхушки общества. Напротив, он резко им противостоит. Все построено на резких контрастах: замкнутость существования владельцев крепостных душ и беспредельная ширь России; духовное убожество обитателей усадеб и богатство творческих сил русского народа; неподвижность, застой мира коробочек, Плюшкиных, собакевичей и стремительное движение России вперед. Образ России также резко противостоит образу Чичикова: его внутренние качества совершенно чужды сущности русского народа.Гоголь пламенно верил в великое будущее России. Однако он неясно представлял себе тот путь, который должен был привести страну к могуществу, славе и процветанию: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа». Писатель не видел реальных способов преодоления противоречия между состоянием подавленности страны и расцветом России.«Где же тот, — писал Гоголь, — кто бы на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово вперед? Кто, зная все силы и свойства, и всю глубину нашей природы, одним чародейным мгновеньем мог бы устремить нас на высокую жизнь?» Ясного ответа на этот вопрос Гоголь дать не мог. И все-таки он надеялся. Надеялся на то, что если изменятся условия существования русского крестьянина, то проявится «его живая, хлопотливая природа». В «Мертвых душах» Гоголь показал то страшное воздействие, которое оказывала на народ зависимость его от помещиков. Именно в этом заключается суть образов дяди Митяя и дяди Миняя, крепостного слуги Плюшкина Прошки, девочки Пелагеи, не умевшей различить, «где право, где лево». Все эти действующие лица поэмы-романа находятся в подавленном, рабском состоянии. Власть коробочек и Плюшкиных определяет духовную неразвитость крепостных крестьян. Той же духовной нищетой отличаются Петрушка и Селифан. Петрушка «имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг», в котором его привлекало «не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит». В отличие от молчаливого Петрушки, разговорчивый Селифан склонен к длинным рассуждениям, но они отличаются абсолютной ограниченностью интересов.В образах Петрушки и Селифана раскрываются инертность и неподвижность, причиной которых является крепостная зависимость. Однако народ для Гоголя вовсе не сводится к Петрушке и Селифану, к дяде Митяю и к дяде Миняю. Писатель необычайно высоко оценивал природную талантливость русского крестьянина, его живой ум, острую наблюдательность. «Выражается сильно российский народ! — писал Гоголь в пятой главе поэмы, — и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света…» Слово, речь, язык, с точки зрения Гоголя, исключительно ярко отражают характер народа. Говоря об особенностях русской речи, Гоголь отмечал удивительную меткость и энергичность, свойственные русскому народу и воплотившиеся в русском слове.
Тема России является центральной в творчестве А. Блока. Особенно мощно она начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века. Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство кровной связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. Его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты ( «… через край перелилась восторга творческая чаша, и все уже не мое, а наше, и с миром утвердилась связь»). Россия народная, природная с ее историей, традициями, не раскрытым, но огромным, непредсказуемым духовным потенциалом давала мужество поэту и надежду на будущее преображение. Никто до Блока не сказал тех пронзительно щемящих слов, которые хранятся в душе каждого русского; «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку… ». Что-то древнее, языческое встает в прапамяти художника. Недаром он говорил, что любит родную страну «по-народному, как мать, сестру и жену в едином лице – России» . Стихотворение «Русь» было написано 24 сентября 1906 года. Родина здесь таинственная, сказочно прекрасная страна: С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна… Это не только отголоски фольклора, старинных преданий, но и продолжение гоголевской традиции. Россия, как пани Катерина, во власти колдуна. Родина рисуется непонятной, зачарованной, застывшей в дремоте. Это вполне реальная «нищая» страна с «утлым» жильем и ветром в «голых прутьях». В пейзажных деталях явно запечатлены картины средней России, Подмосковья, где природа необычайно красива. Блок показывает свою любовь к России. Рассказывает о ее народах, жилье, жизни. Россию он представляет магической, с мистическим замыслом: Где ведуны с ворожеямиЧаруют злаки на полях, И ведьмы тешатся с чертямиВ дорожных снеговых столбах. В своем стихотворении Блок выражает веру в Россию, в торжество добра и свободы. Облик России он рисует через простор и волю. Неоглядные дали и свободолюбие – вольность людей, живущих на этой земле: Где разноликие народыИз края в край, из дола в долВедут ночные хороводыПод заревом горящих сел. Блок обращается к России как к живому человеку, он разговаривает с ней ласково и нежно, в его словах Россия, словно женщина, необычайна и загадочна. Она и в снах необычайна. Ее одежды не коснусь. Любовь к Родине звучит как что-то заветное, интимное. С Россией, как и с любимой, у Блока связано все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Образ ее одухотворен, высок. Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего – трагическое и очень личное, лирическое. «Bсe о России» – все для нее.
“Мертвые души” — вершина в творчестве Н.В.Гоголя. В поэме автор сделал глубокие художественные открытия и обобщения. В основу идейного замысла произведения положены мысли писателя о народе и о будущем России. Для Гоголя, как и для многих других писателей, тема Руси связана с темой народа. В произведении создан коллективный собирательный образ народа.
Заезжая вместе с Чичиковым в помещичьи усадьбы, читатель может сделать определенные выводы о положении крестьян. У Манилова перед взором героя промелькнули “серенькие бревенчатые избы” и оживляющие вид фигуры двух баб, тащивших “изорванный бредень”. В еще более ужасной нищете живут крестьяне у Плюшкина: “… бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето… Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном…” У того, кто “плохо кормит людей”, они и “мрут, как мухи”, многие спиваются или находятся в бегах. У кулака Собакевича и прижимистой Коробочки крестьянам тоже живется нелегко. Деревенька помещицы – источник меда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и самими крестьянами – вот “уступила” третьего года протопопу “двух девок по сто рублей каждую”. Еще одна деталь: девчонка Пелагея из барской дворни лет одиннадцати, посланная Коробочкой показать Селифану дорогу, не знает, где право, где лево. Этот ребенок растет, как сорная трава. Коробочка проявляет беспокойство о девчонке, но не более чем о вещи: “… только ты смотри: не завези ее, у меня уже одну завезли купцы”.
Помещики, изображенные в поэме, — не злодеи, а обычные, типичные для данной среды люди, но они владеют душами. Для них крепостной не человек, а раб. Гоголь показывает беззащитность крестьянина перед помещичьим произволом. Крепостник распоряжается судьбой человека, может продать или купить его: живого или даже мертвого. Таким образом, Гоголь создает обобщенный образ русского народа, показывая, сколько бед стережет его: неурожаи, болезни, пожары, власть помещиков, хозяйственных и бесхозяйственных, скупых и рачительных.
Крепостное право губительно действует на трудовой народ. У крестьян появляется тупая покорность, безразличие к собственной судьбе. В поэме показаны забитые мужики дядя Митяй и дядя Миняй, загнанный Плюшкиным Прошка в огромных сапогах, глупая девчонка Пелагея, пьяницы и лентяи Петрушка и Селифан. Автор сочувствует тяжелому положению крестьян. Он не умолчал о народных бунтах. Чиновники и Плюшкин вспомнили, как недавно за пристрастие заседателя Добряжкина к деревенским бабам и девкам казенные крестьяне селений Вшивая спесь и Задирайлово стерли земскую полицию с лица земли. Губернское общество сильно тревожится при мысли о возможности бунта беспокойных крестьян Чичикова при их переселении в Херсонскую область.
В обобщенном образе народа автор выделяет колоритные фигуры и яркие или трагичные судьбы. В уста Чичикова вложены раздумья автора о не живущих уже на земле крестьянах. Впервые в поэме показаны действительно живые люди, но жестокая ирония судьбы заключается в том, что они-то уже закопаны в землю. Мертвые поменялись местами с живыми. В списке Собакевича обстоятельно отмечены достоинства, перечислены профессии; у каждого крестьянина – свой характер, своя судьба. Пробка Степан, плотник, “всю губернию исходил стопором за поясом и сапогами на плечах”. Максим Телятников, сапожник, “учился у немца… был бы чудо, а не сапожник”, а из гнилой кожи сшил сапоги – и лавка запустела, и пошел он “попивать да валяться по улицам”. Каретник Михеев – народный умелец. Он делал прочные экипажи, которые славились на всю округу.
В воображении Чичикова воскресают молодые, здоровые, работящие, одаренные люди, ушедшие из жизни в цвете лет. С горьким сожалением звучит авторское обобщение: “Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!” Не могут не вызывать сочувствия изломанные судьбы беглых крестьян Плюшкина. Кто-то из них по тюрьмам мается, кто-то подался к бурлакам и тащит лямку “под одну бесконечную, как Русь, песню”.
Таким образом, Гоголь среди живых и мертвых находит воплощение различных качеств русского характера. Его Родина – Русь народная, а не поместно-чиновничья. В лирической части “Мертвых душ” автор создает абстрактно-символические образы и мотивы, которые отражают его размышления о настоящем и будущем Руси, — “меткое русское слово”, “чудо-дорога”, “Русь моя”, “птица-тройка”. Автор восхищается меткостью русского слова: “Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство…” Меткость выражений отражает бойкий, живой ум русского мужика, который способен одной чертой обрисовать явление или человека. Этот удивительный дар народа отражается в созданных им пословицах и поговорках. В своем лирическом отступлении Гоголь перефразирует одну из таких пословиц: “Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором”. Автор убежден, что по творческой силе русскому народу нет равных. В его фольклоре отражается одно из главных качеств русского человека – душевность. Меткое, бойкое слово у мужика вырывается “из-под самого сердца”.
Образ Руси в авторских отступлениях пронизан лирическим пафосом. Автор создает образ идеальный, возвышенный, притягивающий “тайной силой”. Он не даром говорит о “чудном, прекрасном далёке”, из которого смотрит на Россию. Это эпическая даль, даль “могучего пространства”: “у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..” Яркие эпитеты передают мысль об удивительной, неповторимой красоте России. Автор поражен и далью исторического времени. Риторические вопросы содержат утверждения об уникальности русского мира: “Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?” Герои, изображенные в повествовании о похождениях Чичикова, лишены эпических качеств, это не богатыри, а обычные люди с их слабостями и пороками. В эпическом образе России, созданном автором, для них не находится места: они исчезают, подобно тому, “как точки, значки, неприметно торчат среди равнин невысокие города”.
В финале поэмы Гоголь создает гимн дороге, гимн движению – источнику “чудных замыслов, поэтических грез”, “дивных впечатлений”. “Русь-тройка” — емкий символический образ. Автор убежден, что у России великое будущее. Риторический вопрос, обращенный к Руси, пронизан верой в то, что дорога страны – дорога к свету, чуду, перерождению: “Русь, куда же несешься ты?” Русь-тройка возносится в другое измерение: “кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг” “и мчится вся вдохновенная Богом”. Автор верит, что Русь-тройка летит по пути духовного преображения, что в будущем появятся настоящие, “добродетельные” люди, живые души, способные спасти страну.
Поэзия А.А. Блока – это мир романтики, иллюзий, идеалов, и поэтому образ Родины в его стихах овеян мечтой, сказкой. Но реальность России начала 20 века, с войнами, потрясениями, революцией, далека от фантазий. Поэтому герой Блока покидает райские сады, и попадает в другой мир, тягостный, наполненный демонами. Люди в этом мире «мертвы», погрязли в пошлости.
Всё мировоззрение поэта построено на противоречии, дуализме. С одной стороны, окрыляющая мечта, а с другой – жестокая реальность. Через данную призму он воспринимает и Россию.
В произведении «Грешить бесстыдно, непробудно» мы видим лавочника, человека ограниченного, подающего милостыню, но обманывающего покупателей. Здесь обличается порок всех русских людей. Несмотря на это Блок признается в любви к России, говорит, что и такой она всех ему дороже.
В 1906 году появилось произведение «Русь». В нем русские просторы – сонное царство, погружающее душу в нравственную дремоту.
В поэтическом цикле «Родина» говорится о России, как о таинственной стране, повелевает которой красавица – царевна. В « Железной дороге» затрагивается аспект тяжёлой судьбы русской женщины.
В последних стихотворениях цикла, написанных около 1914 года, ощущается отчётливая нота надвигающейся войны, революции, катастрофы.
Но и до этого, в произведении « На поле Куликовом» 1908 года звучит мотив трагического предзнаменования. Сам Блок, склонный к мистицизму, верил, что Куликовская битва – знаковое событие для русского народа, и что подобная битва не последняя, она обязательно повторится.
Прошло более ста лет, с того момента, как впервые прозвучали преисполненные внутреннего драматизма стихи Блока. Но и в наши дни они звучат свежо и актуально, напоминая нам, как непросто любить свою родину в трудные для неё и всех нас времена.
Сочинение Русь в творчестве Блока 11 класс
В поэзии Блока Русь представлена весьма двойственно. Поэт видит красоту и чистоту своей Родины, но в то же время, и что-то чужое, недоступное для понимания заметно ему тоже. Он применяет приём контраста и в одном произведении сталкивает с одной стороны стремление народа к духовности, а с другой – низость мещанского быта. Таким образом, Блоку удалось создать вполне реалистичной представление о Руси его времени.
Центральной для творчества Блока является тема России. Особенно сильно она звучит в переломные времена начала века. Новость о первой революции была воспринята поэтом с восторгом. В нем пробудились чувства связи с российским народом, а также осознание ответственности за судьбу родины. Его стихи наполняются духовной силой. Страна с огромной историей и духовным потенциалом давала Блоку мужество и надежду на грядущее преображение. Поэт сравнивал Родину с огромным дышащим существом сродни человеку и говорил, что любит ее как мать, сестру или жену.
К примеру, в стихотворении «Русь», написанном в 1906 году, Родина представлена таинственной и сказочно прекрасной. Оно соединяет в себе кое-что из фольклора, отголоски старинных преданий и даже, в некотором смысле, продолжает гоголевскую традицию. Россия здесь, словно пани Катерина, зачарована колдуном, она застыла в дремоте. Пейзажные детали явно отражают среднюю Россию с ее необычайно красивой природой. Автор выражает свои чувства к России, рассказывая о ее жизни и народе. Блок демонстрирует веру в Родину, в то, что добро и свобода восторжествуют. Облик страны хорошо прорисован через волю и простор, через необъятные дали и свободолюбие живущих здесь людей.
Примечательно, что поэт обращается к родной стране как к человеку, нежно и ласково, словно разговаривает с женщиной. Любовь к ней в его стихах звучит как нечто заветное, даже интимное. Ее образ высок и одухотворен.
К сожалению, сам поэт и его современники, по его мнению, являются «детьми страшных лет России», которые должны передать потомкам свой страшный опыт «испепеляющих» лет. По словам самого Блока, все написанное им – о России, все для нее.
Тема России является центральной в творчестве А.Блока. Особенно мощно она начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века. Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство кровной связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. Его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты («…через край перелилась восторга творческая чаша, и все уже не мое, а наше, и с миром утвердилась связь»). Россия народная, природная с ее историей, традициями, не раскрытым, но огромным, непредсказуемым духовным потенциалом давала мужество поэту и надежду на будущее преображение. Никто до Блока не сказал тех пронзительно щемящих слов, которые хранятся в душе каждого русского; «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку…». Что-то древнее, языческое встает в прапамяти художника. Недаром он говорил, что любит родную страну «по-народному, как мать, сестру и жену в едином лице – России».Стихотворение «Русь» было написано 24 сентября 1906 года. Родина здесь таинственная, сказочно прекрасная страна:С болотами и журавлями,И с мутным взором колдуна…Это не только отголоски фольклора, старинных преданий, но и продолжение гоголевской традиции. Россия, как пани Катерина, во власти колдуна. Родина рисуется непонятной, зачарованной, застывшей в дремоте. Это вполне реальная «нищая» страна с «утлым» жильем и ветром в «голых прутьях». В пейзажных деталях явно запечатлены картины средней России, Подмосковья, где природа необычайно красива. Блок показывает свою любовь к России. Рассказывает о ее народах, жилье, жизни. Россию он представляет магической, с мистическим замыслом:Где ведуны с ворожеямиЧаруют злаки на полях,И ведьмы тешатся с чертямиВ дорожных снеговых столбах.В своем стихотворении Блок выражает веру в Россию, в торжество добра и свободы. Облик России он рисует через простор и волю. Неоглядные дали и свободолюбие – вольность людей, живущих на этой земле:Где разноликие народыИз края в край, из дола в долВедут ночные хороводыПод заревом горящих сел.Блок обращается к России как к живому человеку, он разговаривает с ней ласково и нежно, в его словах Россия, словно женщина, необычайна и загадочна.Она и в снах необычайна.Ее одежды не коснусь.Любовь к Родине звучит как что-то заветное, интимное. С Россией, как и с любимой, у Блока связано все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Образ ее одухотворен, высок. Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего – трагическое и очень личное, лирическое. «Bсe о России» – все для нее.
Через всю поэму «Мертвые души» проходит тема России, тема народа. Вот что написал об этом Герцен: «Гоголь чувствовал, и многие другие чувствовали с ним — позади мертвых душ души живые». Беспощадно бичуя общественный порядок, существовавший в стране, писатель был уверен в светлом будущем России, в ее грядущем расцвете.Образ России совершенно не сливается с картинами жизни господствующей верхушки общества. Напротив, он резко им противостоит. Все построено на резких контрастах: замкнутость существования владельцев крепостных душ и беспредельная ширь России; духовное убожество обитателей усадеб и богатство творческих сил русского народа; неподвижность, застой мира коробочек, Плюшкиных, собакевичей и стремительное движение России вперед. Образ России также резко противостоит образу Чичикова: его внутренние качества совершенно чужды сущности русского народа.Гоголь пламенно верил в великое будущее России. Однако он неясно представлял себе тот путь, который должен был привести страну к могуществу, славе и процветанию: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа». Писатель не видел реальных способов преодоления противоречия между состоянием подавленности страны и расцветом России.«Где же тот, — писал Гоголь, — кто бы на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово вперед? Кто, зная все силы и свойства, и всю глубину нашей природы, одним чародейным мгновеньем мог бы устремить нас на высокую жизнь?» Ясного ответа на этот вопрос Гоголь дать не мог. И все-таки он надеялся. Надеялся на то, что если изменятся условия существования русского крестьянина, то проявится «его живая, хлопотливая природа». В «Мертвых душах» Гоголь показал то страшное воздействие, которое оказывала на народ зависимость его от помещиков. Именно в этом заключается суть образов дяди Митяя и дяди Миняя, крепостного слуги Плюшкина Прошки, девочки Пелагеи, не умевшей различить, «где право, где лево». Все эти действующие лица поэмы-романа находятся в подавленном, рабском состоянии. Власть коробочек и Плюшкиных определяет духовную неразвитость крепостных крестьян. Той же духовной нищетой отличаются Петрушка и Селифан. Петрушка «имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг», в котором его привлекало «не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит». В отличие от молчаливого Петрушки, разговорчивый Селифан склонен к длинным рассуждениям, но они отличаются абсолютной ограниченностью интересов.В образах Петрушки и Селифана раскрываются инертность и неподвижность, причиной которых является крепостная зависимость. Однако народ для Гоголя вовсе не сводится к Петрушке и Селифану, к дяде Митяю и к дяде Миняю. Писатель необычайно высоко оценивал природную талантливость русского крестьянина, его живой ум, острую наблюдательность. «Выражается сильно российский народ! — писал Гоголь в пятой главе поэмы, — и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света…» Слово, речь, язык, с точки зрения Гоголя, исключительно ярко отражают характер народа. Говоря об особенностях русской речи, Гоголь отмечал удивительную меткость и энергичность, свойственные русскому народу и воплотившиеся в русском слове.
Тема России является центральной в творчестве А. Блока. Особенно мощно она начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века. Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство кровной связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. Его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты ( «… через край перелилась восторга творческая чаша, и все уже не мое, а наше, и с миром утвердилась связь»). Россия народная, природная с ее историей, традициями, не раскрытым, но огромным, непредсказуемым духовным потенциалом давала мужество поэту и надежду на будущее преображение. Никто до Блока не сказал тех пронзительно щемящих слов, которые хранятся в душе каждого русского; «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку… ». Что-то древнее, языческое встает в прапамяти художника. Недаром он говорил, что любит родную страну «по-народному, как мать, сестру и жену в едином лице – России» . Стихотворение «Русь» было написано 24 сентября 1906 года. Родина здесь таинственная, сказочно прекрасная страна: С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна… Это не только отголоски фольклора, старинных преданий, но и продолжение гоголевской традиции. Россия, как пани Катерина, во власти колдуна. Родина рисуется непонятной, зачарованной, застывшей в дремоте. Это вполне реальная «нищая» страна с «утлым» жильем и ветром в «голых прутьях». В пейзажных деталях явно запечатлены картины средней России, Подмосковья, где природа необычайно красива. Блок показывает свою любовь к России. Рассказывает о ее народах, жилье, жизни. Россию он представляет магической, с мистическим замыслом: Где ведуны с ворожеямиЧаруют злаки на полях, И ведьмы тешатся с чертямиВ дорожных снеговых столбах. В своем стихотворении Блок выражает веру в Россию, в торжество добра и свободы. Облик России он рисует через простор и волю. Неоглядные дали и свободолюбие – вольность людей, живущих на этой земле: Где разноликие народыИз края в край, из дола в долВедут ночные хороводыПод заревом горящих сел. Блок обращается к России как к живому человеку, он разговаривает с ней ласково и нежно, в его словах Россия, словно женщина, необычайна и загадочна. Она и в снах необычайна. Ее одежды не коснусь. Любовь к Родине звучит как что-то заветное, интимное. С Россией, как и с любимой, у Блока связано все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Образ ее одухотворен, высок. Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего – трагическое и очень личное, лирическое. «Bсe о России» – все для нее.
“Мертвые души” — вершина в творчестве Н.В.Гоголя. В поэме автор сделал глубокие художественные открытия и обобщения. В основу идейного замысла произведения положены мысли писателя о народе и о будущем России. Для Гоголя, как и для многих других писателей, тема Руси связана с темой народа. В произведении создан коллективный собирательный образ народа.
Заезжая вместе с Чичиковым в помещичьи усадьбы, читатель может сделать определенные выводы о положении крестьян. У Манилова перед взором героя промелькнули “серенькие бревенчатые избы” и оживляющие вид фигуры двух баб, тащивших “изорванный бредень”. В еще более ужасной нищете живут крестьяне у Плюшкина: “… бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето… Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном…” У того, кто “плохо кормит людей”, они и “мрут, как мухи”, многие спиваются или находятся в бегах. У кулака Собакевича и прижимистой Коробочки крестьянам тоже живется нелегко. Деревенька помещицы – источник меда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и самими крестьянами – вот “уступила” третьего года протопопу “двух девок по сто рублей каждую”. Еще одна деталь: девчонка Пелагея из барской дворни лет одиннадцати, посланная Коробочкой показать Селифану дорогу, не знает, где право, где лево. Этот ребенок растет, как сорная трава. Коробочка проявляет беспокойство о девчонке, но не более чем о вещи: “… только ты смотри: не завези ее, у меня уже одну завезли купцы”.
Помещики, изображенные в поэме, — не злодеи, а обычные, типичные для данной среды люди, но они владеют душами. Для них крепостной не человек, а раб. Гоголь показывает беззащитность крестьянина перед помещичьим произволом. Крепостник распоряжается судьбой человека, может продать или купить его: живого или даже мертвого. Таким образом, Гоголь создает обобщенный образ русского народа, показывая, сколько бед стережет его: неурожаи, болезни, пожары, власть помещиков, хозяйственных и бесхозяйственных, скупых и рачительных.
Крепостное право губительно действует на трудовой народ. У крестьян появляется тупая покорность, безразличие к собственной судьбе. В поэме показаны забитые мужики дядя Митяй и дядя Миняй, загнанный Плюшкиным Прошка в огромных сапогах, глупая девчонка Пелагея, пьяницы и лентяи Петрушка и Селифан. Автор сочувствует тяжелому положению крестьян. Он не умолчал о народных бунтах. Чиновники и Плюшкин вспомнили, как недавно за пристрастие заседателя Добряжкина к деревенским бабам и девкам казенные крестьяне селений Вшивая спесь и Задирайлово стерли земскую полицию с лица земли. Губернское общество сильно тревожится при мысли о возможности бунта беспокойных крестьян Чичикова при их переселении в Херсонскую область.
В обобщенном образе народа автор выделяет колоритные фигуры и яркие или трагичные судьбы. В уста Чичикова вложены раздумья автора о не живущих уже на земле крестьянах. Впервые в поэме показаны действительно живые люди, но жестокая ирония судьбы заключается в том, что они-то уже закопаны в землю. Мертвые поменялись местами с живыми. В списке Собакевича обстоятельно отмечены достоинства, перечислены профессии; у каждого крестьянина – свой характер, своя судьба. Пробка Степан, плотник, “всю губернию исходил стопором за поясом и сапогами на плечах”. Максим Телятников, сапожник, “учился у немца… был бы чудо, а не сапожник”, а из гнилой кожи сшил сапоги – и лавка запустела, и пошел он “попивать да валяться по улицам”. Каретник Михеев – народный умелец. Он делал прочные экипажи, которые славились на всю округу.
В воображении Чичикова воскресают молодые, здоровые, работящие, одаренные люди, ушедшие из жизни в цвете лет. С горьким сожалением звучит авторское обобщение: “Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!” Не могут не вызывать сочувствия изломанные судьбы беглых крестьян Плюшкина. Кто-то из них по тюрьмам мается, кто-то подался к бурлакам и тащит лямку “под одну бесконечную, как Русь, песню”.
Таким образом, Гоголь среди живых и мертвых находит воплощение различных качеств русского характера. Его Родина – Русь народная, а не поместно-чиновничья. В лирической части “Мертвых душ” автор создает абстрактно-символические образы и мотивы, которые отражают его размышления о настоящем и будущем Руси, — “меткое русское слово”, “чудо-дорога”, “Русь моя”, “птица-тройка”. Автор восхищается меткостью русского слова: “Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство…” Меткость выражений отражает бойкий, живой ум русского мужика, который способен одной чертой обрисовать явление или человека. Этот удивительный дар народа отражается в созданных им пословицах и поговорках. В своем лирическом отступлении Гоголь перефразирует одну из таких пословиц: “Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором”. Автор убежден, что по творческой силе русскому народу нет равных. В его фольклоре отражается одно из главных качеств русского человека – душевность. Меткое, бойкое слово у мужика вырывается “из-под самого сердца”.
Образ Руси в авторских отступлениях пронизан лирическим пафосом. Автор создает образ идеальный, возвышенный, притягивающий “тайной силой”. Он не даром говорит о “чудном, прекрасном далёке”, из которого смотрит на Россию. Это эпическая даль, даль “могучего пространства”: “у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..” Яркие эпитеты передают мысль об удивительной, неповторимой красоте России. Автор поражен и далью исторического времени. Риторические вопросы содержат утверждения об уникальности русского мира: “Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?” Герои, изображенные в повествовании о похождениях Чичикова, лишены эпических качеств, это не богатыри, а обычные люди с их слабостями и пороками. В эпическом образе России, созданном автором, для них не находится места: они исчезают, подобно тому, “как точки, значки, неприметно торчат среди равнин невысокие города”.
В финале поэмы Гоголь создает гимн дороге, гимн движению – источнику “чудных замыслов, поэтических грез”, “дивных впечатлений”. “Русь-тройка” — емкий символический образ. Автор убежден, что у России великое будущее. Риторический вопрос, обращенный к Руси, пронизан верой в то, что дорога страны – дорога к свету, чуду, перерождению: “Русь, куда же несешься ты?” Русь-тройка возносится в другое измерение: “кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг” “и мчится вся вдохновенная Богом”. Автор верит, что Русь-тройка летит по пути духовного преображения, что в будущем появятся настоящие, “добродетельные” люди, живые души, способные спасти страну.