В русской культуре с давних времен существует огромное количество различных былин, сказаний, легенд о добрых молодцах, которые выделяются среди других людей своей огромной силой. В современном мире таких персонажей назвали бы супергероями. Мы знаем огромное количество зарубежных супергероев, однако о своих былинных традиционно русских героях, к сожалению, мы знаем немного. Хотя многие писатели, художники создавали произведения, основываясь на образах этих персонажей.
Русский народ знает о трех могучих богатырях: Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Илье Муромце. Естественно, в былинах и сказаниях образы этих героев преувеличены, но нельзя сказать о том, что эти герои не существовали в реальной жизни. Например, один из трех богатырей, который являлся самым известным богатырем на Руси, был Илья Муромец. В своей жизни он воевал, принял монашество, а после был причислен церковью к лику святых, и даже сейчас мощи Ильи Муромца хранятся в Киево-Печерской лавре. Как нам рассказывали в школе, один из самых известных богатырей был до 30 лет прикован к постели, но после он обрел свою истинную силу и стал великим воином. Он погиб, по мнению исследователей, на поле битвы: копье проткнуло ему сердце.
Еще одним богатырем является Добрыня Никитич. Он был так называемым воспитателем племянника князя Владимира, а когда Владимир стал князем, Добрыня был при нем регентом. Как рассказывает история, Добрыня Никитич тренировался в боевом искусстве, его множество раз испытывали: ставили против него сотни варяжских воинов, которых он с легкостью побеждал. Также Добрыню Никитича считают одним из основоположников христианства на Руси.
В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа и его героические подвиги. Наделенные чувством собственного достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства.
Русские былины насчитывают десятки богатырей: это и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алеша Попович, и Василий Буслаев, и Садко-купец, и Михайло Данилович. Богатыри отличаются происхождением, нравом, поведением, но все они выражают народные представления о том, каким должен быть человек.
Герои былин — могучие богатыри — воплощают в себе лучшие качества народа: любовь к родной земле, беззаветное мужество и стойкость. Самые известные среди них — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Могучей силой, бесстрашием, отвагой и самоотверженной преданностью родине отличается старший богатырь — крестьянский сын Илья Муромец. Мудрость, благородство помыслов и поступков, дальновидность и предусмотрительность — у Добрыни Никитича. Самый младший богатырь — Алеша Попович — смелый, хитрый и хвастливый, но в бою не уступает своим старшим собратьям.
Для былин характерны гиперболы — преувеличения, помогающие ярче показать богатырей и их подвиги.
Сила богатырей многократно преувеличивается: Илья Муромец легко, как лебединое перышко, поднимает палицу, которая весит 90 пудов (это около 1440 кг), одним взмахом руки он валит на землю полчища врагов. Богатырей отличает огромная физическая сила: они едят и пьют как существа необыкновенные, они бьются-рубятся с врагами «не пиваючи, не едаючи», подбрасывают тяжелые палицы в поднебесье, «скоки» их богатырских коней «по пятнадцать верст». Конечно, такого не может быть.
Микула Селянинович, крестьянин-богатырь, одной рукой легко выдергивает из земли сошку, которую не могла сдвинуть с места вся дружина
князя Вольги. Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, и песня его слышна в Царьграде. Богатырский конь Ильи скачет « выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Богатыри в боях сталкиваются с несметными полчищами врагов, которые «серому волку в три дня не обскакать», «черному ворону в день не облететь».
На протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли мощи Ильи Муромца; разбросанные в ростовских лесах курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем. Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: «В старину люди были вовсе не такие, как теперь, — богатыри». 2 вариант
Героический эпос создавался на основе исторических преданий, мифов, сказок, песен и других произведений устного народного творчества. К героическому эпосу относятся и былины, в которых главными героями выступают богатыри. Как правило, это выходцы из народа, простые трудовые люди, которые ведут борьбу против зла и обладают сверхъестественной силой.
Одни из самых известных героев многих былин — Илья Муромец и Микула Селянинович. С Ильей Муромцем мы знакомимся в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Богатырь выступает олицетворением народного идеала воина- защитника. Он смелый, преданный, неподкупный, обладает нечеловеческой силой. Возле города Чернигова, мимо которого держит путь Илья Муромец, стоят войска вражеские («нагнано-то силушки черным-черно…»):
Так пехотою никто тут не прохаживает,
На добром коне никто тут не проезживает…
А богатырь выходит сам против «силушки великой» и побеждает всех. Жители Чернигова прославляют его, просят остаться у них воеводою. Илья Муромец чтит христианскую веру, из былины можно сделать вывод, что он глубоко верующий человек:
Он стоял заутреню во Муроме,
Айк обеденке поспеть хотел он в стольный
Киев-град…
Как и Илья Муромец, Микула Селянинович — представитель простого народа, оратай. В его внешности воплощено народное представление о красоте:
А у оратая кудри качаются —
Как скатен жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя…
Как и Илья, Микула наделен сверхъестественной силой.
Образы богатырей из русских былин впечатляют нас. Это мужественные люди, сильные и телом и духом, настоящие герои.
«Былины — жанр монументальной народной поэмы, сюжеты их отличаются масштабностью, величавостью изложения» — эти слова принадлежат В. Путилову. Величавые, смелые, сильные, могучие — такими нам представляются герои этих произведений — богатыри. Они являются главными, центральными героями всех былин и только им под силу спасти всю землю русскую от врагов, избавить народ от страхов. В русском народном эпосе существует три главных богатыря — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. У всех богатырей имеются общие черты сильного, справедливого, рослого человека. В. Путилов пишет: «Богатырство воплощает понятие народа о его собственных силах и возможностях». Действительно, ведь только Илья Муромец в одиночку смог справиться с силой черною под Черниговом.
Вся жизнь каждого из богатырей, прежде всего, посвящена своей Родине. Все мысли их заняты лишь тем, как помочь Руси-матушке, государю-батюшке и народу русскому. В образе богатыря русский народ собирал все положительные качества, такие как сила,…
доброта, патриотизм, вера в Бога. Существуют, конечно, в богатырском характере и отрицательные стороны: строптивость, нежелание подчиняться общепринятым правилам. Но, тем не менее, это можно объяснить, ведь «мы имеем дело с бытом и нравами далекой древности, с «языческими» нормами отношения». Но для народа, богатырь всегда остается идеалом поведения, с них берут пример маленькие дети, им отдают почет пожилые люди.
Богатыри всегда уверенны в своих поступках, это придает им решимости отстаивать свою позицию. К примеру, Алеша Попович, как только услышал о Тугарине Змеевиче, тут же надевает платье калеки прохожего. И в нем ни на минуту не возникает вопрос «Прав ли я?». Ведь только ему, Алеше Поповичу, богатырю русскому удалось победить Тугарина Змеевича.
Образы героев-богатырей олицетворяют мужество, силу и справедливость всего русского народа. Возможно, таких героев и не существовало в истории государства, а сказители, создавая образы богатырей, вкладывали народные представления о правильном русском человеке.
1. Идеальные представления народа.
2. Гиперболическое описание.
3. Богатырские слабости.
Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.
О. де Бальзак
В былинах перед нами раскрывает особый мир подвигов, сказочных превращений и противников, которые постоянно пытаются завоевать Русь. Но им в таком стремлении непременно противостоит главное действующее лицо многих былин богатырь, единственный, кто может победить неприятеля в любой схватке. Поэтому он всячески прославляется и восхваляется на страницах произведений. С помощью таких образов авторы показывают не только отвагу русского человека, но и величие всего государства. Они становятся словно визитной карточкой, в которой отражен «идеал социальной справедливости». Богатыри показывают идеальные представления народа о мужественном и преданном служении народу и родине. Возможно, поэтому вражеской силе они противостоят, как правило, в одиночку. Однако каждый их них имеет свои особенности, которые показывают одну из сторон их образа. Среди них такие, как самый сильный русский богатырь Илья Муромец, добрый и храбрый Добрыня Никитич, хитрый и смекалистый Алеша Попович. Но, несмотря на такое разнообразие, все эти качества являются обобщенной характеристикой, созданной русским народом, который в своих произведениях хотел показать противостояние любой силе, стремящейся его покорить.
При создании образа богатыря в произведении используется как идеализация, так и гиперболизация. Подобное описание касается не только главных героев, но и тех, кто им помогает, например верный конь. Таковым является Бурушка-косматушка Ильи Муромца в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник»: он «с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает».
Но богатыри не только сражаются с темными вражескими силами. Они делают много полезных дел для блага самого народа. В своем стремлении они могут не только улучшать жизнь нуждающихся, но быть в какой-то степени сильнее самих животных. Илья Муромец «левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болота настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил — до сих пор по ней люди добрые ездят».
Не меньше гиперболических черт используется и при описании противников, с которыми богатырям приходится встречаться на своем пути. Таким образом, создается не столько пугающий облик неприятеля, сколько в очередной раз показывается сила русского богатыря, который смог противостоять ему. Например, образ Соловья-разбойника: «Сидит за рекой Соловей-разбойник на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни гад не проползет». Но это не только не останавливает богатыря, но и заставляет его с удвоенной силой приняться за дело, чтобы обезвредить противника.
Образу богатыря также чужда любая корысть. Он не гонится за деньгами, тем более за теми, которые собраны благодаря человеческим страданиям. В этом тоже отражаются чаяния русского народа, который видит в богатыре не только сказочного спасителя, но и заступника. Поэтому Илья Муромец не берет тех денег, что предлагает ему жена Соловья-разбойника: «Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждою крестьянскою».
Во многих былинах главным героем становится не только богатырь, но и государь — князь Владимир. В разных текстах отношение к нему у богатырей складывается противоречивое. Например, они могут явиться по первому же зову для того, чтобы защитить Русь. С другой стороны, князь Владимир может обидеть богатыря, который таит в себе обиду, но потом, в минуту опасности, обязательно прощает упреки и поступки Владимира. Либо он сразу довольно-таки резко отвечает на любые нелестные высказывания в свой адрес. В былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» представлен третий вариант отношений. Алеша Попович оскорбляет Илью Муромца, говоря, что тот не мог проехать через Соловья-разбойника. Но Владимир в такой ситуации поступает мудро. Он просит показать того, кого смог одолеть богатырь. В этот момент Соловей-разбойник пошел на хитрость и свистнул очень громко, что нанесло большой урон близ стоящим строениям. Тогда Илья доводит свое дело до конца: он срубает голову разбойнику, чтобы тот больше никому не мог принести вреда. В конце этой былины авторы обращаются еще к одной грани образа богатыря. Князь Владимир отметил для себя поведение Ильи, который не поддался на упреки в свой адрес со стороны Алеши Поповича. Поэтому он выбирает его старшим в дружину. Но Алеша Попович и в этот момент пытается «насолить» Илье Муромцу, говоря о том, что во главе не может стать «деверевенщина лесная неумытая». Но не социальное положение, а деяние богатырей определяют их статус и положение в этом обществе: «Да и не по роду-племени слава идет, а по богатырским делам да подвигам». В этой фразе выражено понимание русским народом того, кто должен стоять на страже и во главе дружины — человек, храбрость и отвага которого проявляется на деле, а не на словах.
Однако богатыри в произведении не всегда выражают только идеальное представление о жизни. Для них характерны определенные слабости, которые также находят отражения в произведениях. Например, в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» это представлено в поведении Алеши Поповича, который с первой встречи враждебно относится к богатырю. Сначала он обвиняет его во лжи, а потом в том, что тот не имеет соответствующего социального положения для того, чтобы возглавлять дружину. Но подобное поведение можно объяснить молодостью героя и в какой-то степени его неопытностью. Однако индивидуальные черты видны и в других образах героев таких произведений. В частности, в былине «На заставе богатырской».
Первая ошибка богатырей в этом повествовании заключается в том, что они были поставлены для охраны на заставу молодецкую, но в «недобрый час» разбрелись. Такое халатное отношение к своим обязанностям, могло привести к беде, так как в это время в сторону Киева проехал незнакомец, лошадь которого может отставлять след размером с полпечи.
В былине также появляется Алеша Попович, который получает нелестную характеристику от Ильи Муромца: «Алеша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алеша на чужанине много серебра да золота, позавидует и погибнет зря». Подобное описание не говорит том, что Алеша плохой богатырь, но в этом эпизоде представлены не только его слабые стороны, но мудрость и рассудительность Ильи Муромца. В этом описании Алеша Попович становится своеобразным контрастным образом по отношению к другому богатырю. И никто не говорит о том, что они оба слабые, просто они наделены различными человеческими пороками и достоинства.
Но и в образе Добрыни, который в этой былине едет наказать чужанина, проявляются свои слабости. Когда противник к нему начал приближаться, то богатырский конь упал на колени. Добрыня лишился своего основного помощника, поэтому он понял, что не может дать боя неприятелю: «Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает ни жив, ни мертв…». Тогда Илья Муромец решает сам наказать чужанина. В начале произведения говорилось только о следе лошади, который остался недалеко от заставы, и только перед битвой богатырей представлен портрет самого неприятеля. Главной отличительной его чертой становится не в описании внешности, а похвальба своей силой: «Он кидает в небо палицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею, словно перышком». Увиденное не пугает Илью Муромца, он только просит своего коня помочь ему отстоять заставу богатырскую. Он въезжает на правое дело и наказывает чужанина не только за своевольное пересечение заставы, но и за похвальбу своей силой, которую тот выставлял напоказ.
В образе богатырей выразились нравственные представления народа о защитнике. Они могут сразиться с любым неприятелем. Чем страшнее и могущественнее описан противник в былине, тем сильнее кажется сам богатырь, так как смог победить его.
Появляющийся в произведении гиперболизированные образы отражают скорее не действительность, а чаяния народа о тех, кто может постоять за них и правое дело, которое они считают самым важным в своей жизни. Но при этом в образе каждого богатыря представлены отдельные черточки, говорящие об их характере. Подобное описание не умаляет силу и достоинства богатырей, но приближает образ к реальному человеку. Возможно, это один из приемов, позволяющих верить в то, что богатыри когда-то жили на Руси и могли защитить ее рубежи от любого врага, который хотел не только покорить ее, но и показать свою великую силу.
Посредине, сидя на своём верном коне, изображён Илья Муромец. Он очень сосредоточен, его взгляд устремлён вдаль. Богатырь явно хочет что-то разглядеть. На правой руке нашего героя можно увидеть тяжёлое холодное оружие. Левой же рукой Илья придерживает копьё, которое опирается на коня. Под Ильёй можно увидеть чёрного коня. Насколько он красив. Он прошёл вместе с Ильей множество боев и сражений, но никогда его не подвёл.
Слева от Ильи изображён Добрыня Никитич. Взгляд его белого коня устремлён вперёд, он готов к новым походам и сражениям, но в его виде можно увидеть усталость. Добрыня Никитич тоже пытается что-то разглядеть вдали. Он уже начал вынимать меч из ножен. Похоже, надвигается опасность. На левой руке виднеется красный щит.
Справа изображён Алёша Попович, самый молодой богатырь. В его руках пока только лук и стрелы. Взгляд Алёши очень отличается от взгляда более старших товарищей. Они более уверены. Алёша же ещё совсем молод. Он ещё больше остальных жаждет новых сражений. Конь молодого богатыря меньше, чем остальные, равно, как и Лёша меньше своих старших товарищей.
Эти богатыри жили и существовали не в самое спокойное для Руси время. Их защита, военные навыки, храбрость и смелость были буквально необходимы для нашего народа. Именно во время существования наших богатырей на Русь часто нападали татары, у них было одно желание – завоевать и подчинить как можно больше земель. Но им придётся встретиться с нашими героями, которые будут сражаться до последнего. Они не дадут в обиду свой народ.
Автор непросто так подобрал именно такие цвета и пейзаж. Богатыри расположились на равнине с холмами. Вокруг наших героев расположены ели. Позади можно увидеть тёмно-зелёные цвета. Над головой плывут тёмные тучи. Такая атмосфера вызывает напряжение и тревогу. Вероятно, наши герои очень скоро вступят в очередной бой. Но их это не страшит. Богатыри многое видели в своей жизни: и злых недругов, и плохую погоду во время боя. Им ничего не внушает страх, даже сама смерть, с которой они много раз встречались в бою.
Описание 2
Васнецов Виктор Михайлович является знаменитым художником из России, он преимущественно создавал произведения соответствующие тематике русской истории, народных сказок и былин. Его произведения производят впечатление на людей на протяжении уже многих лет. Самой известной картиной автора является картина «Богатыри».
На картине изображены герои русских былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Эти герои являются олицетворением защитников земли русской, сильных могучих мужчин. На картине они изображены в процессе совершения конного дозора границ государства Русского. Лица богатырей спокойные, однако, глядя на картину понятно, что спокойствие это только видимость, герои без промедления готовы жизнь отдать за державу.
В центральной части полотна изображен Илья Муромец. Автор изобразил богатыря могучим, мужественным человеком, одетым в кольчугу и шлем, вооруженным щитом и копьем. Не всем известно, что Илья Муромец, не выдуманный персонаж, а реальный человек, который жил в далекие древние времена. Богатырь изображен с поднятой к глазам рукой, зорко высматривая недруга вдалеке степей.
По правую руку от Ильи автор расположил Добрыню Никитича. Этого богатыря художник изобразил нарядно одетым в шлем украшенный узором, сверкающие доспехи. На картине он изображен выхватывающим из ножен меч, как бы показываю свою готовность к бою в любую секунду.
По левую руку от Ильи Муромца младший богатырь из троицы Алеша Попович. У него в руках лук со стрелой, а на плече гусли, которые показывают, что герой любил радовать окружающих веселой музыкой и песнями.
Три богатыря на картине Васнецова стали воплощением богатырей из русских былин, читая которые каждый придумывал себе образ. Художник дополнил образы богатырей изображением природы на заднем плане, добавил движения богатырям и их коням с помощью изображения ветра. Герои, изображенные на картине имеют, особенности присущие характеру и образу жизни их прототипов, воплотить и оживить героев на полотне художник смог благодаря своему таланту.
Вариант 3
Русский фольклор наполнен былинами о могучих русских богатырях. С Давних пор детям рассказывают истории о подвигах трёх богатырей – Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Они являются символом русского духа, свободы, силы и любви к своей родине. Спустя много лет былины вышли за рамки литературы, и нашли отражение даже в изобразительном искусстве. Виктор Михайлович Васнецов – русский художник – живописец, который создал шедевр изобразительного искусства под названием «Богатыри».
В средине холста изображены три величественные мужские фигуры, сидящих на конях. В центре композиции изображен мужчина среднего возраста с серьезным выражением лица. Его голову защищает шлем, а одет он в железную кольчугу. Рука Ильи Муромца приложена ко лбу, а на кисти руки висит булава. Илья смотрит вдаль, возможно смотрит в сторону врага . Под его ногами стоит могучий конь черного цвета, который склоняет свою голову под тяжестью своей черной гривы. По правую руку Ильи Ивановича стоит белый конь, смотрящий вперед. На белоснежном красавце сидит Добрыня Никитич. Всем своим внешним видом он готов к битве. Права его рука держит меч, а в левой руке щит. По левую руку Ильи Муромца сидит на буром коне самый молодой мужчина из троицы – Алеша Попович. Его взгляд игрив и умён. Он одет подобно Илье и Добрыне, но в левой руке держит лук, готовый к стрельбе. Голова его чуть под наклоном, что позволяет ему смотреть в сторону врага из-за плеча. По внешнему виду могучих мужчин мы можем сказать, что они – богатыри.
На втором плане изображена русская природа. Трава под копытами лошадей согнулась, рядом растут маленькие ёлочки, а вдали можно увидеть их родителей – крупные ели, которые вошли в целый темный лес. Настроение погоды хмурое. Тучи заполонили небо, но дождя нет. Окружающее пространство передает состояние богатырей, их настрой на долгую битву.
Виктор Михайлович Васнецов смог передать в своей картине образ настоящих русских богатырей, которые стали достоянием русского народа. Картина передает атмосферу, в которой существовали Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Их могучие и в тоже время светлые душой образы дают нам понять, как важно любить свою родину, стоять за нее горой и никогда не падать духом. Ведь в каждом из нас может жить такой же великий богатырь, подобный тем, что жили на Руси сотни лет назад.
Сочинение Три богатыря Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов влюбился в дух русской культуры, став её искусным выразителем и проповедником. Вероятно, каждый из нас знает этого художника-живописца по его картине «Три богатыря», которая громко заявила о его таланте и подарила ему мировую известность. Без трепетного содрогания вспоминать о Викторе Михайловиче невозможно, так как именно его непосильным трудом, его достойным примером была дополнена повесть о русской культуре, переживающая то периоды угнетённого спада, то периоды созидательного преподнесения.
Произведение «Три богатыря» вместило троих богатырей из фольклора, на стыке которого и образовалось всё современное искусство. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Лёша Попович доблестно восседают на мощных лошадях, устремляя свой взор на дальние рубежи государства, с минуты на минуту ожидая боя с полчищем вражеских недоброжелателей, покусившихся на русскую землю. В их глазах играет какая-то бунтарская воля, патриотическая непоколебимость, в определённых моментах превозмогающая здравый рассудок.
Тяжелые доспехи закрывают их крепкие тела, защищая от стрел, мечей, копьев. Бой поистине предстоит сложный, и Родина в них нуждается, как никогда ранее. Младший богатырь, Алёша Попович вопросительно ухмыляется, приоткрывая свои чёрные глаза и навевая дикую тоску по дому, матери, любимой женщине. Ведь никогда не знаешь, какой бой станет последним и каковыми будут его итоги. Либо же лучи славы и публичной любви облучат героев, либо же неволя и каторга пленят их души навсегда. Примечателен факт, что хмурящаяся погода как бы предвещает начало грандиозной битвы, скапливая противоборствующие стороны на определённой местности. Ратные подвиги ждут не дождутся узнать имена своих носителей. Боями и достижениями перед отечеством закаляют они свой дух, видя в этом цель своего существования.
В русской культуре с давних времен существует огромное количество различных былин, сказаний, легенд о добрых молодцах, которые выделяются среди других людей своей огромной силой. В современном мире таких персонажей назвали бы супергероями. Мы знаем огромное количество зарубежных супергероев, однако о своих былинных традиционно русских героях, к сожалению, мы знаем немного. Хотя многие писатели, художники создавали произведения, основываясь на образах этих персонажей.
Русский народ знает о трех могучих богатырях: Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Илье Муромце. Естественно, в былинах и сказаниях образы этих героев преувеличены, но нельзя сказать о том, что эти герои не существовали в реальной жизни. Например, один из трех богатырей, который являлся самым известным богатырем на Руси, был Илья Муромец. В своей жизни он воевал, принял монашество, а после был причислен церковью к лику святых, и даже сейчас мощи Ильи Муромца хранятся в Киево-Печерской лавре. Как нам рассказывали в школе, один из самых известных богатырей был до 30 лет прикован к постели, но после он обрел свою истинную силу и стал великим воином. Он погиб, по мнению исследователей, на поле битвы: копье проткнуло ему сердце.
Еще одним богатырем является Добрыня Никитич. Он был так называемым воспитателем племянника князя Владимира, а когда Владимир стал князем, Добрыня был при нем регентом. Как рассказывает история, Добрыня Никитич тренировался в боевом искусстве, его множество раз испытывали: ставили против него сотни варяжских воинов, которых он с легкостью побеждал. Также Добрыню Никитича считают одним из основоположников христианства на Руси.
В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа и его героические подвиги. Наделенные чувством собственного достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства.
Русские былины насчитывают десятки богатырей: это и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алеша Попович, и Василий Буслаев, и Садко-купец, и Михайло Данилович. Богатыри отличаются происхождением, нравом, поведением, но все они выражают народные представления о том, каким должен быть человек.
Герои былин — могучие богатыри — воплощают в себе лучшие качества народа: любовь к родной земле, беззаветное мужество и стойкость. Самые известные среди них — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Могучей силой, бесстрашием, отвагой и самоотверженной преданностью родине отличается старший богатырь — крестьянский сын Илья Муромец. Мудрость, благородство помыслов и поступков, дальновидность и предусмотрительность — у Добрыни Никитича. Самый младший богатырь — Алеша Попович — смелый, хитрый и хвастливый, но в бою не уступает своим старшим собратьям.
Для былин характерны гиперболы — преувеличения, помогающие ярче показать богатырей и их подвиги.
Сила богатырей многократно преувеличивается: Илья Муромец легко, как лебединое перышко, поднимает палицу, которая весит 90 пудов (это около 1440 кг), одним взмахом руки он валит на землю полчища врагов. Богатырей отличает огромная физическая сила: они едят и пьют как существа необыкновенные, они бьются-рубятся с врагами «не пиваючи, не едаючи», подбрасывают тяжелые палицы в поднебесье, «скоки» их богатырских коней «по пятнадцать верст». Конечно, такого не может быть.
Микула Селянинович, крестьянин-богатырь, одной рукой легко выдергивает из земли сошку, которую не могла сдвинуть с места вся дружина
князя Вольги. Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, и песня его слышна в Царьграде. Богатырский конь Ильи скачет « выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Богатыри в боях сталкиваются с несметными полчищами врагов, которые «серому волку в три дня не обскакать», «черному ворону в день не облететь».
На протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли мощи Ильи Муромца; разбросанные в ростовских лесах курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем. Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: «В старину люди были вовсе не такие, как теперь, — богатыри».
2 вариант
Героический эпос создавался на основе исторических преданий, мифов, сказок, песен и других произведений устного народного творчества. К героическому эпосу относятся и былины, в которых главными героями выступают богатыри. Как правило, это выходцы из народа, простые трудовые люди, которые ведут борьбу против зла и обладают сверхъестественной силой.
Одни из самых известных героев многих былин — Илья Муромец и Микула Селянинович. С Ильей Муромцем мы знакомимся в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Богатырь выступает олицетворением народного идеала воина- защитника. Он смелый, преданный, неподкупный, обладает нечеловеческой силой. Возле города Чернигова, мимо которого держит путь Илья Муромец, стоят войска вражеские («нагнано-то силушки черным-черно…»):
Так пехотою никто тут не прохаживает,
На добром коне никто тут не проезживает…
А богатырь выходит сам против «силушки великой» и побеждает всех. Жители Чернигова прославляют его, просят остаться у них воеводою. Илья Муромец чтит христианскую веру, из былины можно сделать вывод, что он глубоко верующий человек:
Он стоял заутреню во Муроме,
Айк обеденке поспеть хотел он в стольный
Киев-град…
Как и Илья Муромец, Микула Селянинович — представитель простого народа, оратай. В его внешности воплощено народное представление о красоте:
А у оратая кудри качаются —
Как скатен жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя…
Как и Илья, Микула наделен сверхъестественной силой.
Образы богатырей из русских былин впечатляют нас. Это мужественные люди, сильные и телом и духом, настоящие герои.
«Былины — жанр монументальной народной поэмы, сюжеты их отличаются масштабностью, величавостью изложения» — эти слова принадлежат В. Путилову. Величавые, смелые, сильные, могучие — такими нам представляются герои этих произведений — богатыри. Они являются главными, центральными героями всех былин и только им под силу спасти всю землю русскую от врагов, избавить народ от страхов. В русском народном эпосе существует три главных богатыря — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. У всех богатырей имеются общие черты сильного, справедливого, рослого человека. В. Путилов пишет: «Богатырство воплощает понятие народа о его собственных силах и возможностях». Действительно, ведь только Илья Муромец в одиночку смог справиться с силой черною под Черниговом.
Вся жизнь каждого из богатырей, прежде всего, посвящена своей Родине. Все мысли их заняты лишь тем, как помочь Руси-матушке, государю-батюшке и народу русскому. В образе богатыря русский народ собирал все положительные качества, такие как сила,…
доброта, патриотизм, вера в Бога. Существуют, конечно, в богатырском характере и отрицательные стороны: строптивость, нежелание подчиняться общепринятым правилам. Но, тем не менее, это можно объяснить, ведь «мы имеем дело с бытом и нравами далекой древности, с «языческими» нормами отношения». Но для народа, богатырь всегда остается идеалом поведения, с них берут пример маленькие дети, им отдают почет пожилые люди.
Богатыри всегда уверенны в своих поступках, это придает им решимости отстаивать свою позицию. К примеру, Алеша Попович, как только услышал о Тугарине Змеевиче, тут же надевает платье калеки прохожего. И в нем ни на минуту не возникает вопрос «Прав ли я?». Ведь только ему, Алеше Поповичу, богатырю русскому удалось победить Тугарина Змеевича.
Образы героев-богатырей олицетворяют мужество, силу и справедливость всего русского народа. Возможно, таких героев и не существовало в истории государства, а сказители, создавая образы богатырей, вкладывали народные представления о правильном русском человеке.
1. Идеальные представления народа.
2. Гиперболическое описание.
3. Богатырские слабости.
Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.
О. де Бальзак
В былинах перед нами раскрывает особый мир подвигов, сказочных превращений и противников, которые постоянно пытаются завоевать Русь. Но им в таком стремлении непременно противостоит главное действующее лицо многих былин богатырь, единственный, кто может победить неприятеля в любой схватке. Поэтому он всячески прославляется и восхваляется на страницах произведений. С помощью таких образов авторы показывают не только отвагу русского человека, но и величие всего государства. Они становятся словно визитной карточкой, в которой отражен «идеал социальной справедливости». Богатыри показывают идеальные представления народа о мужественном и преданном служении народу и родине. Возможно, поэтому вражеской силе они противостоят, как правило, в одиночку. Однако каждый их них имеет свои особенности, которые показывают одну из сторон их образа. Среди них такие, как самый сильный русский богатырь Илья Муромец, добрый и храбрый Добрыня Никитич, хитрый и смекалистый Алеша Попович. Но, несмотря на такое разнообразие, все эти качества являются обобщенной характеристикой, созданной русским народом, который в своих произведениях хотел показать противостояние любой силе, стремящейся его покорить.
При создании образа богатыря в произведении используется как идеализация, так и гиперболизация. Подобное описание касается не только главных героев, но и тех, кто им помогает, например верный конь. Таковым является Бурушка-косматушка Ильи Муромца в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник»: он «с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает».
Но богатыри не только сражаются с темными вражескими силами. Они делают много полезных дел для блага самого народа. В своем стремлении они могут не только улучшать жизнь нуждающихся, но быть в какой-то степени сильнее самих животных. Илья Муромец «левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болота настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил — до сих пор по ней люди добрые ездят».
Не меньше гиперболических черт используется и при описании противников, с которыми богатырям приходится встречаться на своем пути. Таким образом, создается не столько пугающий облик неприятеля, сколько в очередной раз показывается сила русского богатыря, который смог противостоять ему. Например, образ Соловья-разбойника: «Сидит за рекой Соловей-разбойник на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни гад не проползет». Но это не только не останавливает богатыря, но и заставляет его с удвоенной силой приняться за дело, чтобы обезвредить противника.
Образу богатыря также чужда любая корысть. Он не гонится за деньгами, тем более за теми, которые собраны благодаря человеческим страданиям. В этом тоже отражаются чаяния русского народа, который видит в богатыре не только сказочного спасителя, но и заступника. Поэтому Илья Муромец не берет тех денег, что предлагает ему жена Соловья-разбойника: «Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждою крестьянскою».
Во многих былинах главным героем становится не только богатырь, но и государь — князь Владимир. В разных текстах отношение к нему у богатырей складывается противоречивое. Например, они могут явиться по первому же зову для того, чтобы защитить Русь. С другой стороны, князь Владимир может обидеть богатыря, который таит в себе обиду, но потом, в минуту опасности, обязательно прощает упреки и поступки Владимира. Либо он сразу довольно-таки резко отвечает на любые нелестные высказывания в свой адрес. В былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» представлен третий вариант отношений. Алеша Попович оскорбляет Илью Муромца, говоря, что тот не мог проехать через Соловья-разбойника. Но Владимир в такой ситуации поступает мудро. Он просит показать того, кого смог одолеть богатырь. В этот момент Соловей-разбойник пошел на хитрость и свистнул очень громко, что нанесло большой урон близ стоящим строениям. Тогда Илья доводит свое дело до конца: он срубает голову разбойнику, чтобы тот больше никому не мог принести вреда. В конце этой былины авторы обращаются еще к одной грани образа богатыря. Князь Владимир отметил для себя поведение Ильи, который не поддался на упреки в свой адрес со стороны Алеши Поповича. Поэтому он выбирает его старшим в дружину. Но Алеша Попович и в этот момент пытается «насолить» Илье Муромцу, говоря о том, что во главе не может стать «деверевенщина лесная неумытая». Но не социальное положение, а деяние богатырей определяют их статус и положение в этом обществе: «Да и не по роду-племени слава идет, а по богатырским делам да подвигам». В этой фразе выражено понимание русским народом того, кто должен стоять на страже и во главе дружины — человек, храбрость и отвага которого проявляется на деле, а не на словах.
Однако богатыри в произведении не всегда выражают только идеальное представление о жизни. Для них характерны определенные слабости, которые также находят отражения в произведениях. Например, в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» это представлено в поведении Алеши Поповича, который с первой встречи враждебно относится к богатырю. Сначала он обвиняет его во лжи, а потом в том, что тот не имеет соответствующего социального положения для того, чтобы возглавлять дружину. Но подобное поведение можно объяснить молодостью героя и в какой-то степени его неопытностью. Однако индивидуальные черты видны и в других образах героев таких произведений. В частности, в былине «На заставе богатырской».
Первая ошибка богатырей в этом повествовании заключается в том, что они были поставлены для охраны на заставу молодецкую, но в «недобрый час» разбрелись. Такое халатное отношение к своим обязанностям, могло привести к беде, так как в это время в сторону Киева проехал незнакомец, лошадь которого может отставлять след размером с полпечи.
В былине также появляется Алеша Попович, который получает нелестную характеристику от Ильи Муромца: «Алеша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алеша на чужанине много серебра да золота, позавидует и погибнет зря». Подобное описание не говорит том, что Алеша плохой богатырь, но в этом эпизоде представлены не только его слабые стороны, но мудрость и рассудительность Ильи Муромца. В этом описании Алеша Попович становится своеобразным контрастным образом по отношению к другому богатырю. И никто не говорит о том, что они оба слабые, просто они наделены различными человеческими пороками и достоинства.
Но и в образе Добрыни, который в этой былине едет наказать чужанина, проявляются свои слабости. Когда противник к нему начал приближаться, то богатырский конь упал на колени. Добрыня лишился своего основного помощника, поэтому он понял, что не может дать боя неприятелю: «Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает ни жив, ни мертв…». Тогда Илья Муромец решает сам наказать чужанина. В начале произведения говорилось только о следе лошади, который остался недалеко от заставы, и только перед битвой богатырей представлен портрет самого неприятеля. Главной отличительной его чертой становится не в описании внешности, а похвальба своей силой: «Он кидает в небо палицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею, словно перышком». Увиденное не пугает Илью Муромца, он только просит своего коня помочь ему отстоять заставу богатырскую. Он въезжает на правое дело и наказывает чужанина не только за своевольное пересечение заставы, но и за похвальбу своей силой, которую тот выставлял напоказ.
В образе богатырей выразились нравственные представления народа о защитнике. Они могут сразиться с любым неприятелем. Чем страшнее и могущественнее описан противник в былине, тем сильнее кажется сам богатырь, так как смог победить его.
Появляющийся в произведении гиперболизированные образы отражают скорее не действительность, а чаяния народа о тех, кто может постоять за них и правое дело, которое они считают самым важным в своей жизни. Но при этом в образе каждого богатыря представлены отдельные черточки, говорящие об их характере. Подобное описание не умаляет силу и достоинства богатырей, но приближает образ к реальному человеку. Возможно, это один из приемов, позволяющих верить в то, что богатыри когда-то жили на Руси и могли защитить ее рубежи от любого врага, который хотел не только покорить ее, но и показать свою великую силу.
Посредине, сидя на своём верном коне, изображён Илья Муромец. Он очень сосредоточен, его взгляд устремлён вдаль. Богатырь явно хочет что-то разглядеть. На правой руке нашего героя можно увидеть тяжёлое холодное оружие. Левой же рукой Илья придерживает копьё, которое опирается на коня. Под Ильёй можно увидеть чёрного коня. Насколько он красив. Он прошёл вместе с Ильей множество боев и сражений, но никогда его не подвёл.
Слева от Ильи изображён Добрыня Никитич. Взгляд его белого коня устремлён вперёд, он готов к новым походам и сражениям, но в его виде можно увидеть усталость. Добрыня Никитич тоже пытается что-то разглядеть вдали. Он уже начал вынимать меч из ножен. Похоже, надвигается опасность. На левой руке виднеется красный щит.
Справа изображён Алёша Попович, самый молодой богатырь. В его руках пока только лук и стрелы. Взгляд Алёши очень отличается от взгляда более старших товарищей. Они более уверены. Алёша же ещё совсем молод. Он ещё больше остальных жаждет новых сражений. Конь молодого богатыря меньше, чем остальные, равно, как и Лёша меньше своих старших товарищей.
Эти богатыри жили и существовали не в самое спокойное для Руси время. Их защита, военные навыки, храбрость и смелость были буквально необходимы для нашего народа. Именно во время существования наших богатырей на Русь часто нападали татары, у них было одно желание – завоевать и подчинить как можно больше земель. Но им придётся встретиться с нашими героями, которые будут сражаться до последнего. Они не дадут в обиду свой народ.
Автор непросто так подобрал именно такие цвета и пейзаж. Богатыри расположились на равнине с холмами. Вокруг наших героев расположены ели. Позади можно увидеть тёмно-зелёные цвета. Над головой плывут тёмные тучи. Такая атмосфера вызывает напряжение и тревогу. Вероятно, наши герои очень скоро вступят в очередной бой. Но их это не страшит. Богатыри многое видели в своей жизни: и злых недругов, и плохую погоду во время боя. Им ничего не внушает страх, даже сама смерть, с которой они много раз встречались в бою.
Описание 2
Васнецов Виктор Михайлович является знаменитым художником из России, он преимущественно создавал произведения соответствующие тематике русской истории, народных сказок и былин. Его произведения производят впечатление на людей на протяжении уже многих лет. Самой известной картиной автора является картина «Богатыри».
На картине изображены герои русских былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Эти герои являются олицетворением защитников земли русской, сильных могучих мужчин. На картине они изображены в процессе совершения конного дозора границ государства Русского. Лица богатырей спокойные, однако, глядя на картину понятно, что спокойствие это только видимость, герои без промедления готовы жизнь отдать за державу.
В центральной части полотна изображен Илья Муромец. Автор изобразил богатыря могучим, мужественным человеком, одетым в кольчугу и шлем, вооруженным щитом и копьем. Не всем известно, что Илья Муромец, не выдуманный персонаж, а реальный человек, который жил в далекие древние времена. Богатырь изображен с поднятой к глазам рукой, зорко высматривая недруга вдалеке степей.
По правую руку от Ильи автор расположил Добрыню Никитича. Этого богатыря художник изобразил нарядно одетым в шлем украшенный узором, сверкающие доспехи. На картине он изображен выхватывающим из ножен меч, как бы показываю свою готовность к бою в любую секунду.
По левую руку от Ильи Муромца младший богатырь из троицы Алеша Попович. У него в руках лук со стрелой, а на плече гусли, которые показывают, что герой любил радовать окружающих веселой музыкой и песнями.
Три богатыря на картине Васнецова стали воплощением богатырей из русских былин, читая которые каждый придумывал себе образ. Художник дополнил образы богатырей изображением природы на заднем плане, добавил движения богатырям и их коням с помощью изображения ветра. Герои, изображенные на картине имеют, особенности присущие характеру и образу жизни их прототипов, воплотить и оживить героев на полотне художник смог благодаря своему таланту.
Вариант 3
Русский фольклор наполнен былинами о могучих русских богатырях. С Давних пор детям рассказывают истории о подвигах трёх богатырей – Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Они являются символом русского духа, свободы, силы и любви к своей родине. Спустя много лет былины вышли за рамки литературы, и нашли отражение даже в изобразительном искусстве. Виктор Михайлович Васнецов – русский художник – живописец, который создал шедевр изобразительного искусства под названием «Богатыри».
В средине холста изображены три величественные мужские фигуры, сидящих на конях. В центре композиции изображен мужчина среднего возраста с серьезным выражением лица. Его голову защищает шлем, а одет он в железную кольчугу. Рука Ильи Муромца приложена ко лбу, а на кисти руки висит булава. Илья смотрит вдаль, возможно смотрит в сторону врага . Под его ногами стоит могучий конь черного цвета, который склоняет свою голову под тяжестью своей черной гривы. По правую руку Ильи Ивановича стоит белый конь, смотрящий вперед. На белоснежном красавце сидит Добрыня Никитич. Всем своим внешним видом он готов к битве. Права его рука держит меч, а в левой руке щит. По левую руку Ильи Муромца сидит на буром коне самый молодой мужчина из троицы – Алеша Попович. Его взгляд игрив и умён. Он одет подобно Илье и Добрыне, но в левой руке держит лук, готовый к стрельбе. Голова его чуть под наклоном, что позволяет ему смотреть в сторону врага из-за плеча. По внешнему виду могучих мужчин мы можем сказать, что они – богатыри.
На втором плане изображена русская природа. Трава под копытами лошадей согнулась, рядом растут маленькие ёлочки, а вдали можно увидеть их родителей – крупные ели, которые вошли в целый темный лес. Настроение погоды хмурое. Тучи заполонили небо, но дождя нет. Окружающее пространство передает состояние богатырей, их настрой на долгую битву.
Виктор Михайлович Васнецов смог передать в своей картине образ настоящих русских богатырей, которые стали достоянием русского народа. Картина передает атмосферу, в которой существовали Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Их могучие и в тоже время светлые душой образы дают нам понять, как важно любить свою родину, стоять за нее горой и никогда не падать духом. Ведь в каждом из нас может жить такой же великий богатырь, подобный тем, что жили на Руси сотни лет назад.
Сочинение Три богатыря Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов влюбился в дух русской культуры, став её искусным выразителем и проповедником. Вероятно, каждый из нас знает этого художника-живописца по его картине «Три богатыря», которая громко заявила о его таланте и подарила ему мировую известность. Без трепетного содрогания вспоминать о Викторе Михайловиче невозможно, так как именно его непосильным трудом, его достойным примером была дополнена повесть о русской культуре, переживающая то периоды угнетённого спада, то периоды созидательного преподнесения.
Произведение «Три богатыря» вместило троих богатырей из фольклора, на стыке которого и образовалось всё современное искусство. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Лёша Попович доблестно восседают на мощных лошадях, устремляя свой взор на дальние рубежи государства, с минуты на минуту ожидая боя с полчищем вражеских недоброжелателей, покусившихся на русскую землю. В их глазах играет какая-то бунтарская воля, патриотическая непоколебимость, в определённых моментах превозмогающая здравый рассудок.
Тяжелые доспехи закрывают их крепкие тела, защищая от стрел, мечей, копьев. Бой поистине предстоит сложный, и Родина в них нуждается, как никогда ранее. Младший богатырь, Алёша Попович вопросительно ухмыляется, приоткрывая свои чёрные глаза и навевая дикую тоску по дому, матери, любимой женщине. Ведь никогда не знаешь, какой бой станет последним и каковыми будут его итоги. Либо же лучи славы и публичной любви облучат героев, либо же неволя и каторга пленят их души навсегда. Примечателен факт, что хмурящаяся погода как бы предвещает начало грандиозной битвы, скапливая противоборствующие стороны на определённой местности. Ратные подвиги ждут не дождутся узнать имена своих носителей. Боями и достижениями перед отечеством закаляют они свой дух, видя в этом цель своего существования.