Сочинение на тему образ сада в поэзии маяковского

12 вариантов

  1. Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения
    ским утверждением «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть». Таким образом, в архитектонике текста стихотворения начало и конец смыкаются, образуя круговую бесконечность, где конец (закат) перетекает в начало (возрождение) и – наоборот. Скрепляющим узлом композиции выступает рефрен «Здесь будет город-сад!». Образ светлой утопии будущего, таким образом, знаменует процесс возрождения из закатной сумеречности, реализуя «последовательную оптимистическую инверсию пессимистического манифеста»20 и осуществляя прорыв из эсхатологической тьмы к солнечной утопии.
    Исследователи отмечают в творчестве В. Маяковского тенденцию к синтезу литературной и народной утопии. По мнению В. Скуратов-ского, в художественной вселенной Маяковского происходит едва ли не наиболее впечатляющая встреча утопии, отшлифованной несколькими поколениями русской гуманистической интеллигенции, и утопии народной – едва ли не во всех ее версиях и редакциях21. В этом смысле семантическое поле образа города-сада в «Рассказе о Кузнецкстрое» включает смысловые вариации данного образа, созданного в мировой культурной традиции (библейского города-сада в Откровении Иоанна Богослова22, града Китежа и т.п.), являющей город-сад как символ света, труда и возрождения.
    На этом смысловом уровне в образе утопии в стихотворении актуализируется образ сада, олицетворяющего, по мысли А. Гениса, выход из парадоксального мира в мир органичный, переход из состояния тревожного ожидания, кризисного существования – в вечный деятельный покой23. В этой связи, как нам представляется, мифологема города-сада у Маяковского наследует уже не столько шпенглеровскую сумеречность, сколько сумеречность темных садовых аллей, которую Д. Лихачев определял как основную характерную черту русского сада, из которой «рождаются и жизнь, и животность, и Бог»24.
    20 Скуратовский В.Л. Указ. соч. С. 180.
    21 Там же.
    22 «Среди улицы его, и по ту, и по другую сторону реки, дерево жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой, и листья дерева для исцеления народов… И город сей не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо сама благодать Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет. И принесут ему славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, кто записаны у Агнца в книге жизни» [Откр. Иоанна: 21: 22, 23, 25, 27].
    23 Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. – М., 1991. С. 187.
    24 Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. – М., 1998. С. 419-421.
    Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения
    В смысловой глубине и многоаспектности образа города-сада в стихотворении «Рассказ о Кузнецкстрое» выкристаллизовывается феномен этого образа в культуре, содержащий направленность на преобразование мира. У Маяковского идея города-сада выстраивается по принципу эйдетического художественного образа, заключающего в себе феномен, воплощенный в зримом образе. Эйдетический образ возникает в процессе чувственного познания характера пространства или образа пространства (города-сада, например). В данной ситуации процесс чувственного познания связан с тем, что Кевин Линч называет вообразимостью – «таким качеством материального объекта, которое может вызвать сильный образ в сознании произвольно избранного наблюдателя… Это качество можно назвать. видимостью в усиленном смысле, когда объекты не просто можно видеть, но они навязывают себя чувствам обостренно и интенсивно»25. Образ города-сада в «Рассказе о Кузнецкстрое» существует в воображении рабочих, но изображается так, будто этот город видимый, причем, не только автором, но и читателем.
    Нам представляется, что техника воплощения эйдетического образа в литературном произведении соприкасается с методологией создания художественного образа в кинематографе, особенно в сфере специфики его воздействия на аудиторию. Разрабатывая метод создания кинематографического образа и изучая эффект его воздействия на зрителя, С. Эйзенштейн подчеркивал, что полноценное воздействие художественного образа возможно лишь при условии достижения эффекта вовлеченности зрителя в действие, происходящее на экране. С этой целью в процессе создания видимого образа, вызывающего чувство сопереживания у зрителя, кинематограф заимствовал основные средства гипнотической техники первобытных культовых эксцессов -ритм и повтор. В результате возникал тот же образ, что был задуман и создан автором, но этот образ одновременно был создан и собственным творческим актом зрителя26. Кроме того, ритм и повтор активно использовались в мире киноискусства, хорошо знакомом В. Маяковскому.
    В художественной структуре стихотворения «Рассказ о Кузнецк-строе» именно ритм и повтор вызывают иллюзию видимости, подлинности существующего в воображении города-сада. На образном уров-
    25 Линч К. Образ города. – М., 1982. С. 21-22.
    26 См. подробнее об этом: Басин Е. С.М.Эйзенштейн о психологических механизмах воздействия искусства // Художники социалистической культуры. Эстетические концепции. – М., 1981. С. 167-199.

  2. 2
    Текст добавил: ЛюБиМа Им ОдНиМ

    То сучья золотых стволов,
    Как свечи, теплятся пред тайной,
    И расцветают звезды слов
    На их листве первоначальной.
    С. Есенин
    Поэзия великого русского поэта С. Есенина чрезвычай­но близка к народной, настолько она задушевна, мелодич­на, образна. Из каждого есенинского стихотворения нам улыбается природа: лесами, лугами, озерами…
    В своем творчестве С. Есенин предстает перед нами как молодой, но мудрый философ. Он часто сравнивает человека с деревьями, цветами, словно желая показать, что все мы — дети одной природы и законы, действующие в мире, распространяются и на человека. Жизнь, по Есенину, — это цветущий весенний сад, и люди здесь — одни из самых прекрасных плодов.
    Вижу сад в голубых накрапах,
    Тихо август прилег ко плетню.
    Держат липы в зеленых лапах
    Птичий гомон и щебетню.
    Образ сада у Есенина многозначен. Лирический герой в стихотворениях поэта часто отождествляется с листьями, цветами, деревьями (кленом, черемухой, березой) и, благо­даря этому, как ненужную ношу, сбрасывает ограничения, накладываемые человеческим телом: лучше видит и слы­шит, глубже чувствует, чаще прикасается к истине и Богу.
    Хорошо под осеннюю свежесть
    Душу яблоко ветром стряхать
    И смотреть, как над речкою режет
    Воду синюю солнца соха.
    Олицетворение — любимый художественный прием С. Есенина. С его помощью природа в стихотворениях поэта оживает, помогает ему, предупреждает об опасности, дает возможность лучше выразить свои чувства и мысли. Сам поэт растворяется в окружающем мире, превращаясь в единое целое с травами, полями, листвой.
    Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
    Что стоишь нагнувшись под метелью белой?…
    Сам себе казался я таким же кленом,
    Только не опавшим, а вовсю зеленым.
    Друг детства Есенина К. Цыбин вспоминал, что даже в детстве цветы для поэта были живыми друзьями, с которыми можно общаться, печалиться, делиться надеждами. В последние годы жизни Есенин создает целый цикл сти­хов «Цветы», в котором делится своими мыслями о чело­веке, смысле его жизни, любви.
    А люди разве не цветы?
    О милая, почувствуй ты,
    Здесь не пустынные слова.
    Как стебель тулово качая
    А эта разве голова
    Тебе не роза золотая?
    Цветы людей и в солнь и в стыть
    Умеют ползать и ходить.
    Цветы — живые, и потому все они разные, как и люди. Но цветы могут расцветать каждую весну, осыпаясь осе­нью, человеку же дана лишь одна жизнь, смысл которой — любовь.
    Я милой голову мою
    Отдам, как розу золотую.
    И все же человек — дитя природы, поэтому у каждого в жизни есть своя пора: время цветения — весна, зрелос­ти — лето, увядания или плодоношения — осень и суро­вая снежная зима, закономерно завершающая этот круг.
    Все мы яблоко радости носим,
    И разбойный нам близок свист.
    Срежет мудрый садовник осень
    Головы моей желтый лист.
    Есенин считает, что не стоит жалеть о том, что вся жизнь осталась позади, ведь есть воспоминания, в которых жива молодость. Природу не переделаешь, все имеет свой конец.
    Вот так же отцветем и мы
    И отшумим, как гости сада…
    Коль нет цветов среди зимы,
    Так и грустить о них не надо.

  3. Творчество Маяковского и по сегодняшний день остается выдающимся художественным достижением русской поэзии нач. XX ст. Его произведения не лишенные идеологических перекосов и пропагандистской риторики, но они не могут перечеркнуть объективной значимости и масштаба художественного таланта Маяковского, реформаторской сути его поэтических экспериментов, которые для современников, да и для потомков поэта ассоциировались с революцией в искусстве.
    Маяковский родился в Грузии, где минуло его детство. После смерти отца в 1906 г. семья перебралась в Москву, где Маяковский вступил в 4-ий класс Пятой московской гимназии. В 1908 г. его отчислили оттуда, а через месяц Маяковского арестовала полиция в подпольной типографии Московского комитета РСДРП. На протяжении следующего года его еще дважды арестовывали. В 1910—1911 г. Маяковский занимался в студии художника П. Келина, а потом учился в Училище живописи, познакомился с художником и поэтом Д. Бурлюком, под влиянием которого формировались авангардистские эстетические вкусы Маяковского.
    Первые стихи Маяковский написал в 1909 г.в тюрьме, к которой попал через связь с подпольными революционными организациями. Стихи поэта-дебютанта были написаны в довольно традиционной манере, которая подражала поэзии русских символистов, и сам М. сразу же от них отказался. Настоящим поэтическим крещением для М. стало его знакомство в 1911 г. с поэтами-футуристами. В 1912 г. M. вместе с другими футуристами выдал альманах «Пощечина общественным вкусам» («Пощёчина общественному вкусу»), подписанный Д. Бурлюком, О. Крученых и В. Маяковским. Со стихами Маяковского «Ночь» («Ночь») и «Утро» («Утро»), в которых в эпатажно дерзкой манере провозглашал разрыв с традициями русской классики, призвал к созданию нового языка и литературы, такой, которая бы отвечала духу современной «машины» цивилизации и задачам революционного преобразования мира. Практическим воплощением декларированных Маяковским в альманахе футуристических тезисов постоянная постановка в петербургском театре «Луна-парк» в 1913 г. его стихотворной трагедии «Владимир М.» («Владимир М.»). Лично автор выступил режиссером и исполнителем главной роли — поэта, который страдает в ненавистном ему современном городе, который калечит души людей, которые хотя и избирают поэта своим князем, но не способны оценить принесенную им жертву. В 1913 г. Маяковский вместе с другими футуристами осуществил большое турне городами СССР: Симферополь, Севастополь, Керчь, Одесса, Кишинев, Николаев, Киев, Минск, Казань, Пенза, Ростова, Саратов, Тифлис, Баку. Художественной интерпретацией программы нового искусства футуристы не ограничивались и старались внедрять у жизнь свои лозунги практически, в частности даже одеждой и поведением. Их поэтические выступления, посещение кофеен или даже обычная прогулка по городу нередко сопровождались скандалами, потасовкой, вмешательством полиции.
    Под знаком увлечения футуристическими лозунгами перестройки мира и искусства находится все творчество М. дореволюционного периода, ее характеризует пафос возражения буржуазной действительности, которая, по мнению поэта, морально калечит человека, осознание трагедии существования человека в мире наживы, призывы к революционному обновлению мира: стихи «Пекло города» («Адище города», 1913), «Нате!» («Нате!», 1913), сборник «Я» (1913), поэмы «Облачко в штанах» («Облако в штанах», 1915), « Флейта-Позвоночник» (« Флейта-Позвоночник», 1915), «Война и мир» («Война и мир», 1916), «Человек» («Человек», 1916) и др. Поэт резко возражал Первую мировую войну, которую характеризовал как бессмысленную кровавую бойню: статья «Гражданская шрапнель» (Штатская шрапнель», 1914), стихе «Война объявлена» («Война объявлена», 1914),(«Мама и убитый немцами вечер», 1914) и др. С саркастической иронией поэт относится к лицемерному миру бюрократов, карьеристов, которые дискредитируют честную работу, чистая совесть и высокое искусство: («Гимн судье», 1915), «Гимн ученому»,(«Гимн ученому», 1915), «Гимн хабарю» («Гимн взятке», 1915) и др.
    Вершиной дореволюционного творчества Маяковского есть поэма «Облачко в штанах», какая стала своеобразным программным произведением поэта, в которой он наиболее четко и выразительно изложил свои мировоззренческие и эстетичные установки. В поэме, которую сам поэт называл «катехизисом современного искусства», провозглашаются и в образной форме конкретизируются четыре лозунга: «Прочь ваша любовь», «прочь ваш порядок», «прочь ваше искусство», «прочь вашу религию» — «четыре вопля четырех частей». Сквозным лейтмотивом через всю поэму проходит образ человека, который страдает от неполноты и лицемерности бытия, которое его окружает, который протестует и стремится к настоящему человеческому счастью. Начальное название поэмы — «Тринадцатый апостол» — было перечеркнуто цензурой, но именно оно более глубоко и точно передает основной пафос этого произведения и всего раннего творчества Маяковского. Апостол — это учений Христоса, призван внедрять у жизнь его учения, но в М. этот образ быстрее приближается к тому, который позднее появится в знаменитой поэме О. Блока «Двенадцать». Двенадцать — это традиционное число ближайших учеников Христоса и появление в этом ряде тринадцатого, «лишнего» за библейскими канонами, апостола воспринимается как вызов традиционному мирозданию, как альтернативная модель нового мировозрения. Тринадцатый апостол Маяковского — это и символ революционного обновления жизни, к которому стремился поэт, и вместе с тем метафора, способна передать настоящий масштаб поэтического явления спикера нового мира — Маяковского.
    Тогдашняя поэзия Маяковского порождает не просто отдельные нелады и недостатки современного общества, она порождает самую возможность его существования, основоположные, коренные принципы его бытия, приобретает масштаб космического бунта, в котором поэт ощущает себя равным Богу. Поэтому в своих желаниях было подчеркнуто антитрадиционность лирического героя Маяковского. Доходило к максимальным эпатажам, так, что, казалось бы давали «пощечины общественному вкусу», требовали у парикмахера «причесать он ухо» («Ничто не понимал…»), становится на корточки и лает по-собачьему («Вот так я сделался собакой… «) и с вызовом заявляет: «Я люблю смотреть, как умирают дети…» («Я»), бросает у зал во время выступления: «я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам…» («Нате!»). Вместе с высоким ростом и громким голосом Маяковского все это создавало неповторимый образ поэта-борца, апостола-предвестника нового мира. «Поэтика раннего Маяковского, — пишет О. Мясников, — это поэтика грандиозного.
    В его поэзии тех лет все предельно напряжено. Его лирический герой ощущает себя способным и обязанным решать не только задачаи переустройства собственной души, а и всего человечества, задача не только земные, а и космические. Гиперболизация и сложная метафоризация — характерные особенности стиля раннего Маяковского. Лирический герой раннего Маяковского чувствует чрезвычайно неуютно в буржуазно-мещанскому среде. Он ненавидит и пренебрегает всех, кто мешает Человеку из прописной буквы жить по-человечески. Проблема гуманизма — одна из центральных проблем раннего Маяковского.

    Похожие сочинения

    Что мне нравится в творчестве Владимира Маяковского

  4. 4
    Текст добавил: ЁжЫк_в_ТуМаНе

    Первые шаги В.В.Маяковского в литературе были свя­заны с одной из многочисленных группировок в те годы — кубофутуризмом. Русский футуризм нашел в нем прекрас­ного пропагандиста. От других литературных течений фу­туризм отличался более резко выраженным бунтарским характером и был направлен против традиций реализма с его высокой идейностью и гражданственностью.
    Но через некоторое время стало очевидно, что талант поэта стремительно обретал самостоятельность. Эксперименты над словом не стали для него самоцелью, а расце­нивались как средство повышения выразительности стиха. Творчество Маяковского даже в период близости к футу­ризму основной своей направленностью отрицало принци­пы, провозглашенные этим течением. «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства», — говорил поэт. Несмотря на некоторую затемненность поэ­тической мысли, уже трагедия «Владимир Маяковский», а особенно последовавшие за ней поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек» откры­вали совершенно новую страницу в истории русской лите­ратуры. «Облако в штанах» — это подлинно революцион­ная поэма. Не только потому, что она содержит пророческие слова о близящейся революции, но и по самому характеру восприятия капиталистической действи­тельности и отношения к ней поэта.
    Главное, что определяет содержание предоктябрьского творчества Маяковского, точно назвал Горький: поэт «ищет слияния с народными массами и свое «я» понимает только как символ массы, до дна поднятой и взволнован­ной волной. Маяковский… поднимая вопросы обществен­ной совести, социальной ответственности, несет в себе ярко выраженное русское начало».
    С октября 1917 года начинается новый этап в творче­стве поэта, обусловленный прежде всего изменением дей­ствительности. Резко меняется тональность стихов. Мая­ковский, как и прежде, романтик, но теперь это романтизм утверждения и созидания нового мира. «Необычайней-шее», почти фантастическое в его произведениях тех лет вырастает из жизни, переплавляемой революцией. Он глу­боко убежден, что революция и поэзия нужны друг другу, он верит в действенность слова.
    С именем Маяковского прочно связано представление о поэте-ниваторе. Он сделал самый смелый и решительный шаг, превратив поэзию в активную участницу митингов, демонстраций, лозунгов, диспутов. Поэзия вышла на пло­щади, обратилась к колоннам демонстрантов. «Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры» — эти метафоры относятся и к слову поэта. Его слово действительно пол­ководец человечьей силы. Его голос — голос эпохи.
    В поэзии Маяковского есть и лирика, и публицистика в чистом виде. Но историческая заслуга поэта — создание лирики нового типа, в которой публицистика становится лирикой, а лирика звучит публицистически. Гражданская лирика Маяковского — явление XX века. Это лирика личности, отвергнувшей отчуждение и погрузившейся в большой мир общественных, всенародных и всечеловечес­ких интересов и связей, забот и радостей.
    В творчестве Маяковского поэмы — своеобразные вехи, обозначающие узловые точки пересечения его био­графии с ходом истории. Герой поэзии Маяковского при ее сосредоточенности на судьбе народа, судьбе миллио­нов — это и сам поэт, образ которого обретает эпичность.
    Вечная лирическая тема любви в поэмах «Облако в штанах», «Люблю», «Про это» решается Маяковским свое­образно. У него любовное чувство выражено яростно, страстно, с вулканической силой. «Громада-любовь», «гро­мада-ненависть». В том числе любовь к женщине. У Мая­ковского почти нет произведений, посвященных только этому чувству. В «Облаке» крик «долой вашу любовь!» сливается с криками «долой ваше искусство!», «долой ваш строй!», «долой вашу религию!»
    Весь опыт работы на «злобу дня» («Окна сатиры РОСТА», стихи на газетной полосе) и особенно над поэ­мами, посвященными истории современности, ставил Ма­яковского, как и всю советскую литературу, перед пробле­мой художественного метода.
    В первых крупных послеоктябрьских произведениях поэта господствует принцип романтического преображе­ния действительности. В отличие от дооктябрьских поэм, в которых страстно звучала романтическая мечта о пре­красном будущем, но идеал противостоял уродливой дей­ствительности, послеоктябрьские произведения проникну­ты уверенностью: отныне все подвластно человеку, «как нами написано, мир будет таков…»
    Поэт посвятил немало стихотворных «рассказов» геро­ическому труду и новым условиям жизни людей («Рассказ о Кузнецкстрое…», «Рассказ литейщика Ивана Козырева…» и др.). Маяковскому особенно дороги люди, жизнь кото­рых — повседневный, будничный и тем не менее подлин­ный подвиг.
    Таков Теодор Нетте. В стихотворении «Товарищу Нетте — пароходу и человеку» героическое раскрывается не как проявление исключительных духовных качеств в ис­ключительных обстоятельствах, а как своего рода норма поведения советского человека. Конкретный, единичный факт — гибель Нетте при защите советской дипломатичес­кой почты — включен в систему жизненных явлений и наиболее дорогих автору мыслей и чувств, подчеркиваю­щих закономерность и бессмертие подвига.
    Романтическая мечта о подвиге, волновавшая Маяков­ского с самых первых его выступлений, выступает как реальная черта эпохи социалистического созидания. Имен­но эту особенность поэт стремится запечатлеть в поэме «Хорошо!» В ней нашел особенно широкое применение принцип изображения советской действительности в един­стве героического и повседневного. «Хорошо!» тоже поэма о любви. О любви к родине, преображенной революцией. О преданности народу, ее совершившему. И о надежде, что история, которую отныне творит народ, не будет больше безразлична к судьбе человека. Для того чтобы увековечить это, поэт создает новые поэтические формы. Потому-то он решительно заявляет:
    Ни былин,
    ни эпосов,
    ни эпопей. Телеграммой лети,
    строфа! Воспаленной губой припади
    и попей
    Из реки
    по имени — «Факт».
    Стремясь создать новый эпос, поэт ищет новые воз­можности его слияния с лирикой. Причем лирика служит Маяковскому для широкого обобщения. Слияние лирики и эпоса нашло в поэме глубокое обоснование как результат слияния личности с народом, рождение новой индивиду­альности, утверждающей свою сопричастность ко всему, что совершают массы. «Это было с бойцами, или страной, или в сердце было моем».
    В.Маяковский — один из самых талантливых сатири­ков XX века. Он создал классические образцы сатиры нового типа. «Грозный смех» — так назвал он сборник своих сатирических произведений. Эти произведения по­ражают своим тематическим разнообразием. Кажется, нет такого отрицательного явления, которое не попало бы под увеличительное стекло поэта-сатирика. Перед нашим взо­ром «целая лента типов тянется»: новый буржуй, кулак, вредитель, хулиган, обыватель, сплетник, ханжа, разврат­ник, пьяница, лодырь, очковтиратель, бракодел, трус, «со­ветский» вельможа, взяточник, головотяп и т.п. В те годы поэт не обошел вниманием ни одного сколько-нибудь заметного явления международной жизни. Он создал гале­рею сатирических памфлетов, дал острые зарисовки запад­ного, в том числе американского, образа жизни.
    Ярче всего талант Маяковского-сатирика раскрылся в последних драматических произведениях. «Театр должен «врываться в жизнь», — требовал Маяковский. Комедию «Клоп» он сам определил как «публицистическую, про­блемную, тенденциозную».
    Защищая публицистический театр, Маяковский широ­ко пользуется в пьесах «Клоп» и «Баня» художественной условностью: преувеличением, гротеском, фантастикой. Но все эти приемы великолепно служат целям реалисти­ческой типизации, с тем уточнением, что эта типизация сатирическая, обладающая особой речевой характеристи­кой, сосредоточившая внимание не на психологических нюансах, а на выявлении главного в характере персонажа с точки зрения социальной. Ибо мещанство, бюрокра­тизм — это прежде всего социальная опасность.
    Установка на публицистичность и зрелищность — одно из проявлений сознательного и целеустремленного движения Маяковского к народности. Этот критерий поэт понимал широко. Он хотел быть понят своей страной, но хорошо знал, что в его время массовый читатель и зритель еще не обладали высокой культурой. Свою задачу поэт видел не в подлаживании к низкому уровню массового читателя, не в снижении требований мастерства, а в при­общении масс к высокой художественной культуре. Мая­ковский, обладая гениальной одаренностью, сам был носителем высокой культуры, как поэтической, так и теат­ральной.
    Человеческим величием, страстной убежденностью, благородством потрясает каждый стих, каждый образ пос­леднего шедевра Маяковского, его разговора с потомка­ми — поэмы «Во весь голос».
    Поэт разговаривает с потомками через головы совре­менников. Но не о конфликте с временем, а «о времени и о себе», о том, как он понимает время и искусство, этому времени необходимое.
    «Во весь голос» — своеобразный смотр всего, что писалось им когда-то на «злобу дня». Все в этом разговоре масштабно. «О времени» здесь означает «об эпохе», «о себе» — о типе поэта.
    Обобщая самые дорогие и заветные убеждения, добы­тые в самоотверженном труде и жестокой борьбе, поэт подводит итог трудному, героическому пути.
    Стихи стоят
    свинцово-тяжело,
    готовые и к смерти,
    и к бессмертной славе.
    Не каждый стих выдержит проверку временем. Он сделал свое дело и может умереть «как рядовой, как безы­мянные на штурмах мерли наши». Но господствует в этих строках мысль о бессмертии созданного в трудах и бою, вера в разум и благодарность потомков.
    Как бы ни была трагична личная судьба Маяковского, в истории всемирной литературы трудно указать такое удивительное соответствие между потребностями эпохи, ее характером и — личностью поэта, сущностью его таланта, как бы созданного историей для того времени, когда он жил и творил.

  5. «Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных», – говорит О.Э. Мандельштам о творчестве В.В. Маяковского. Маяковский известен нам как новатор и просто великолепный поэт. Своему делу он всегда отдавался полностью, стремился делать все, что в его силах и даже больше для народа: это желание нашло отражение в его поэзии.
    В 1912 г. юный Маяковский вместе со своими единомышленниками футуристами выпускает альманах и манифест «Пощечина общественному вкусу», тем самым сделав себе репутацию крайне неоднозначного и скандального поэта. Тогда публика еще не была к такому яркому проявлению личности.
    Между тем, за всем этой экстравагантностью и антиэстетизмом скрывалась пылкая душа поэта, душа человека с ясным взглядом на мир, с высокой миссией. «Светить всегда!/светить везде, до дней последних донца…», – озвучивает лозунг поэта Маяковский в стихотворении «Необычайное приключение…». Маяковский как организатор литературной группы «ЛЕФ» (Левый фронт) выдвинул три основных принципа поэзии: принцип социального заказа, принцип литературы факта и принцип искусства-жизнестроения. Так, основой для «Необычайного приключения» послужило абсолютно реальное событие – встреча поэта с солнцем у себя на даче. Но гениальность и новаторство Маяковского проявилось именно в том, что обычный факт он преподносит еще и с фантастическим подтекстом: поэт начинает разговор с солнцем, что еще больше сближает их. «Ты да я,/нас, товарищ, двое!», – говорит солнце. Истинное назначение поэта Маяковский видит в полной отдаче, непрекращающейся работе, которая будет нести людям свет: и даже когда на небе не будет солнца – светила, дарующего людям радость и покой, самого теплого человеческого спутника – путь людской будут озарять стихи.
    Образ поэзии-света также нашел отклик в стихотворении «Послушайте!». Здесь автор представил свой взгляд на назначение поэзии. Поэзия – эта та великая сила, которая никогда не угаснет, та великая надежда, которая никогда не потухнет, как и звезды будут каждую ночь выходить на небо – и так до бесконечности. Быть может, для кого-то поэзия – это не просто «плевочки», быть может, остались еще люди, которые способны разглядеть в ней «жемчужину»? Ведь без света не может быть будущего, а именно слово может озарять умы и привести все общество в мир идеального будущего.
    Грядущие люди!
    Кто вы?
    Вот – я,
    весь
    боль и ушиб.
    Вам завещаю я сад фруктовый
    моей великой души!
    В этих строчках перед нами предстает поэт-жертвенник. Поэта терзает то, что его не понимают, что его творчество никому, по сути, не нужно, что поэт весь «боль и ушиб». Но он не теряет веры в светлое будущее, веры в грядущее поколение, которому он завещает «фруктовый сад» его великой души. Только самое лучшее он оставит последующему поколению – свои стихи.
    Сверхзадача поэзии по Маяковскому – это служение людям. Поэт верил, что слово – это то, что может навести человека на правильный путь. Для себя Маяковский давно определил, во имя чего он пишет, и он жертвует собой ради служения людям, ради того, чтобы хоть чуть-чуть приблизить идеальное.
    Добавил: olyaolyalya

  6. Как это ни покажется странным и парадоксальным, Маяковский едва ли не чаще других своих современников обращался к образам Библии. Многие писатели, поэты, художники обращались к библейской тематике. Христианские мотивы, образы из Священной книги привычно ассоциируются у нас с поэзией символистов, акмеистов, Есенина, Блока и уж совсем не с именем В. Маяковского. Тем не менее, итогом его дооктябрьского творчества стали поэмы “Человек” и “Облако в штанах”, в которых присутствуют библейские образы и мотивы.
    В дооктябрьской поэзии Маяковского библейские образы выполняют особые функции. Их использование тесно связано с особенностью творческой индивидуальности поэта, а смысл их напрямую зависит от контекста произведения. Даже биографические факты имеют значение: имя возлюбленной лирического героя в поэме “Облако в штанах” — Мария (Маяковский в Одессе познакомился с Марией Денисовой и влюбился в нее). Ее имя и дал Маяковский героине поэмы. В контексте поэмы оно ассоциируется и с именем матери Христа, а сам образ героини контрастирует с образом Девы Марии.
    В лирике Маяковский обращается к библейской тематике реже, чем в поэмах, но в лирике прослеживается особая закономерность использования библейских образов. Чаще они встречаются в стихотворениях 1912–1914 годов, в частности в тех из них, которые раскрывают внутренний мир лирического героя, его конфликт с миром “жирных” и “сытых”.
    Маяковский часто включает в свои произведения библейскую и церковную лексику, цитаты и выражения из Библии, ставшие крылатыми: “молитва”, “тога”, “царские врата”, “божий лик”, “око за око” (“Ко всему”), “кесарево кесарю, богу богово” (“Себе, любимому, посвящает эти строки автор”), “распни, распни его”, “хлеб наш насущный даждь нам днесь” (“Облако в штанах”). Библейские образы входят также во многие эпитеты и метафоры: “небо опять нудит”, “голгофнику оплеванному”, “городов вавилонские башни”, “отпляшет Иродиадой солнце землю”. В контексте конкретных произведений все эти образы приобретают особый смысл. В стихотворении “Ко всему” повторенная дважды фраза “око за око” помогает поэту передать гнев и протест героя против мира, в котором нет места чистой и бескорыстной любви, и любимая женщина произносит как приговор слова, объясняющие ее уход. Поэтому лирический герой и завещает свою душу грядущим людям, а образ райского сада раскрывает красоту и богатство его души:
    Грядущие люди!
    Кто вы?
    Вот — я
    весь
    боль и ушиб
    Вам завещал я сад фруктовый моей великой души. Библейские образы в ранней лирике Маяковского обычно снижены, обытовлены и заземлены. Измеренный земными мерками, образ бога оказывается комически сниженным. Это достигается за счет описания бытовых деталей, употребления стилистически сниженной лексики. Поэтому даже тогда, когда действие происходит на небе, у читателя создается иллюзия, что это происходит на земле, в замкнутом пространстве дома, улицы, города:
    Арканом в небо поймали бога
    и, ощипавши, с улыбкой крысьей,
    глумясь, тащили сквозь мель порога.
    (“За женщиной”)
    С иронией обращается к всевышнему и герой поэмы “Облако в штанах”:
    — Послушайте, господин бог!
    Как вам не скушно
    в облачный кисель
    ежедневно обмакивать раздобревшие
    глаза?
    Давайте — знаете —
    устроим карусель
    на древе изучения добра и зла!
    Как видим, бог у Маяковского уподоблен реальному человеку, низведен до смертного. Поэт рисует даже некоторые портретные детали его облика (“жилистую руку”, “раздобревшие глаза”). Он ассоциируется то с грозным повелителем (“Послушайте”), то со взволнованным читателем (“А все-таки”), то с этаким старцем, равнодушным к земным страстям (“Облако в штанах”), то с судьей-инквизитором (“Флейта-позвоночник”). Если образы бога и ангелов заземлены и помещены в замкнутое пространство, то лирический герой всегда изображен в неограниченном пространстве, на фоне звездного неба, галактик, хотя находится он на Земле, и его занимает мысль не о познании вечных тайн, а земное, реальное бытие. Он смотрит на мироздание не снизу вверх, а сверху вниз. Поэт как бы меняет местами небо и землю, бога и человека. Это ощущение создается за счет того, что метафоры основаны на сопоставлении бытовых реалий с космическими:
    Это душа моя
    клочьями порванной течи
    в выжженном небе
    на ржавом кресте колокольни!
    Космический пейзаж завершает и поэму “Облако в штанах”:
    Эй вы!
    Небо!
    Снимите шляпу!
    Я иду!
    Глухо.
    Вселенная спит,
    положив на лапу
    с клещами звезд огромное ухо.
    А в поэме “Флейта-позвоночник” Маяковский рисует картину своеобразной небесной казни. Обращаясь к богу, лирический герой восклицает:
    Слушай!
    Всевышний инквизитор!..
    Привяжи меня к кометам, как к хвостам
    лошадиным,
    и вымчи,
    рвя о звездные зубья.
    Как видим, в поэзии Маяковского часто все наоборот: бог — внизу, на земле, а человек — наверху, на небе. Именно человек становится у поэта своеобразным центром мироздания. Раскрывая идейный смысл поэмы “Облако в штанах”, Маяковский писал: “Облако в штанах”… считаю катехизисом сегодняшнего искусства. “Долой вашу любовь”, “Долой ваше искусство”, “Долой ваш строй”, “Долой вашу религию” — четыре крика четырех частей”. Поэт отрицает не любовь вообще, не религию как форму сознания и отношения к миру вообще, а то, как воспринимаются и трактуются они в буржуазном мире. Любви буржуазного мира поэт противопоставляет свою, огромную, сильную любовь — пожар сердца, любовь — несгорающий костер. Логично предположить, что и о религии, о ее сути у Маяковского было свое представление — составной частью его веры и религии является любовь, которую раньше называли христианской. В поэме “Флейта-позвоночник” есть такие строки: “Любовь мою, как апостол во время оно, по тысячам тысяч разнесу дорог”. Он верит в любовь, возвышенную и земную одновременно. Именно такой любовью любил Марию лирический герой поэмы “Облако в штанах”:
    Мария!
    Имя твое я боюсь забыть,
    как поэт боится забыть
    какое-то
    в муках ночей рожденное слово,
    величием равное богу.
    Суть веры лирического героя, суть его “христианства” — любовь, ибо лишь она, даже неразделенная и трагическая, сильнее смерти. Очевидно, что именно в этом основное содержание религии дооктябрьского Маяковского — протестанта и бунтаря, но в то же время глубоко верящего в любовь и человечность человека.

  7. Владимир Маяковский
    Владимир Владимирович Маяковский — русский советский поэт, один из крупнейших поэтов XX века.
    Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ».
    Родился: 19.07.1893, Багдати
    Умер: 14.04.1930 (36 лет)
    Популярные произведения В.В. Маяковского
    Нате
    Письмо товарищу Кострову из парижа о сущности любви
    Скрипка и немножко нервно
    Другие сочинения по произведению Маяковского
    Творчество Маяковского
    Тема революции в произведениях В. В. Маяковского 1917 — 1921 годов
    Что мне нравится в творчестве Владимира Маяковского
    Тема любви в лирике В. В. Маяковского
    Мой Маяковский
    Новаторство Маяковского
    Тема любви в лирике В.В. Маяковского
    Мое отношение к Маяковскому.
    Тема любви в творчестве В. В. Маяковского
    Художественные особенности поэзии Владимира Маяковского
    Лирика Маяковского
    Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (по лирике В. Маяковского)
    Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского
    Тема творчества у Есенина, Блока, Маяковского, Ахматовой и Пастернака
    Мой ли поэт Маяковский
    Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского
    В. Маяковский. Тема поэта и поэзии
    Одиночество лирического героя в стихотворениях В. В. Маяковского
    Лирика В. В. Маяковского
    Тема Родины в творчестве В. Маяковского
    Сочинение «Образ личности поэта в лирике В. Маяковского»
    Маяковский – все сочинения
    Многие поэты задумывались о цели поэтического творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Именно они первыми откликались и давали свою оценку каким-либо общественным событиям, явлениям. Одним из таких поэтов своего времени является Владимир Маяковский. Его творчество представляет новый этап в развитии русской поэзии. Владимир Маяковский для нас прежде всего — поэт-политик. Он всегда спорил с теми, кто считал, что основной предмет поэзии — лирические темы. Сближая поэзию с политикой, Маяковский поставил искусство на службу революции.
    Владимир Владимирович выступает перед нами еще и как поэт-новатор. Художественное новаторство поэта было рождено революцией, которая определила характер и содержание его лирики. В своем творчестве он использовал средства и приемы художественной условности, много сделал в области стихосложения. Большинство его стихов написано тонической системой и построено в виде “лесенки”. Таким образом он выделяет главные слова, чтобы точнее донести их смысл до читателя. Большое место в своем творчестве Маяковский уделяет образу поэта. Он определил назначение поэта в современной поэзии и посвятил много стихотворений своему любимому труду. По его мнению, поэт должен “быть активным бойцом, активным работником”. Он был также сторонником борьбы за чистоту поэзии, ратовал за активную и кропотливую работу над стихами.
    В то нелегкое время, когда жил и творил Маяковский, поэты и писатели должны были платить большие налоги. В стихотворении “Разговор с фининспектором о поэзии” Владимир Владимирович доказывает фининспектору, что это несправедливо. Он говорит, что труд поэта нисколько не легче труда рабочего на заводе. Поэт сравнивает написание стихов с тяжелой добычей радия:
    Поэзия
    — вся! —
    езда в незнаемое.
    Поэзия — та же добыча радия.
    В грамм добыча,
    в год труды.
    Изводишь единого слова ради тысячи тонн
    словесной руды.
    Маяковский не считает поэта каким-то особенным человеком. “Поэт, — говорит он, — такой же рабочий человек”. Сам Владимир Владимирович не только пишет стихи. Он готов выполнять для дела революции любую работу. Много сил и таланта Маяковский отдал написанию агиток, плакатов, рекламы. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэтического творчества среди будничных забот людей, он задает вопрос:
    Ведь если звезды зажигают —
    значит это кому-нибудь нужно?
    А поэзия — это тоже звезда, которая зажигается, и ее свет служит людям. Маяковский не сомневается в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране, как солнце. Так у него возникло стихотворение “Необычайное приключение”. В нем автор сравнивает поэзию со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света. Стихи согревают душу человека, заставляют осознать себя неотъемлемой частью огромного мира. А солнце тоже:
    “Ты да я,
    нас, товарищ, двое!
    Пойдем, поэт,
    взоприм
    вспоем
    у мира в сером хламе.
    Я буду солнце лить свое,
    а ты — свое, стихами”.
    Поэт и Солнце действуют сообща, сменяя друг друга. Поэт заявляет, что когда “устанет” и захочет “прилечь” Солнце, то он “во всю светает мочь — и снова день трезвонится”.
    Важной особенностью поэзии Маяковского было то, что круг жизненных явлений в его произведениях был ничем не ограничен. Поэт считал, что обязан писать обо всем, что видит вокруг себя, что волнует и мучит, ведь любая тема — это познание чего-то нового, каждое стихотворение — первооткрытие, а поэзия в целом — “езда в незнаемое”.
    Итоговым, обобщающим все творчество Маяковского является вступление к поэме “Во весь голос”. В этом произведении автор обращается к грядущим поколениям, обещая рассказать “о времени и о себе”:
    Я, ассенизатор
    и водовоз, революцией
    мобилизованный и призванный.
    Автор в этом стихотворении называет себя ассенизатором, очищающим город от нечистот, поэт борется с “грязью” жизни. Маяковский называет себя водовозом потому, что его стихи, как и вода, необходимы людям.
    Владимир Владимирович с полным сознанием своего значения утверждает, что его стихи будут известны потомкам:
    Мой стих
    трудом
    громаду лет прорвет и явится
    весомо,
    грубо,
    зримо, как в наши дни
    вошел водопровод, сработанный
    еще рабами Рима.
    Поэзия Маяковского — страстный и смелый разговор “агитатора, горлана-главаря”. Для того чтобы так писать, как писал он, требуется недюжинный талант и мужество. Сам он считал, что поэт должен быть не похожим ни на кого.
    Его поэзия, глубокая и проникновенная, поражает своей оригинальностью и яркостью. Поэтому интерес к творчеству такой незаурядной личности, как Маяковский, не может быть преходящим, как и ко всему гениальному.

    Похожие сочинения

    Что мне нравится в творчестве Владимира Маяковского
    Владимир Маяковский широко известен прежде всего как поэт революции. Это и не удивительно — долгое время его стихи были своеобразным манифестом советской России. Поэт жил в очень сложное время, время социальных потрясений и больших перемен в обществе….смотреть целиком
    Тема творчества у Есенина, Блока, Маяковского, Ахматовой и Пастернака
    Поэзия XX века значительно отличалась от поэзии XIX века. В XX веке сформировались различные литературно-художественные направления (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм). Поэты, принадлежащие к тому или иному направлению, по-разному определяли принципы…смотреть целиком
    САТИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.В.МАЯКОВСКОГО.
    Сатирические произведения В.Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах “Сатирикон” и “Новый сатирикон”, а в своей автобиографии “Я сам” под датой “1928”, то есть за два года до смерти,…смотреть целиком
    Современна ли сатира В. Маяковского?
    Жизнь меняется каждый день, задавая все новые и новые вопросы и не давая на них ответов. Можно ли сейчас сказать что-то справедливое в отношении творчества Маяковского? Трудно разобраться в своем времени, э что говорить о прошлом?! Получается так, что…смотреть целиком
    «Сатира Маяковского»
    Наша жизнь меняется каждый день и вместе с ней меняется отношение к культуре, искусству, поэзии.
    Поэтому интересно было бы задать вопрос: «Можно ли сейчас сказать что-то справедливое в отношении творчества В.Маяковского? Трудно разобраться в своём времени,…смотреть целиком
    Лирика Маяковского
    Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека – строителя социалистического общества. Основные темы лирики Маяковского…смотреть целиком
    В. Маяковский и футуризм
    Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: “Мы — дети страшных лет…смотреть целиком

  8. Имена Есенина и Маяковского по праву вошли в «золотой фонд» отечественной и мировой литературы XX века. Оба поэта завоевали любовь и признание современников в самое трудное для страны время — время перемен, оба были увлечены революционными идеями, оба были увенчаны лаврами славы еще при жизни. Однако, несмотря на сходство их жизненного и поэтического пути, между творчеством Есенина и Маяковского пролегает бездонная пропасть.
    Нежный, голубоглазый и златокудрый певец деревни и природы сумел затронуть своими стихами самые чувствительные струны русской души, заставить ее трепетать от волнения; подчеркнуто грубый, угловатый и порывистый Маяковский завораживал читателя своей смелостью, он беспардонно врывался в душу, выворачивал ее наизнанку, срывая все покровы с тех полуосознанных чувств и мыслей, в которых человеку было бы стыдно признаться даже себе самому. Есенин горячо любил родную природу, и большинство его стихов посвящены красотам ее необозримых просторов. Его Россия — это деревня, мать поэта — родная земля.
    Русь моя! Деревянная Русь!
    Я один твой певец и глашатай,
    Звериных стихов моих грусть
    Я кормил резедой и мятой.
    В эпоху расцвета городской культуры, на фоне всеобщего воодушевления достижениями современной техники Есенин ощущает тоску по деревне, по живой природе. Город для него — это «черная гибель», машины — «железные враги»:
    Город, город! Ты в схватке жестокой
    Окрестил нас, как падаль и мразь.
    Стынет поле в тоске волоокой,
    Телеграфными столбами давясь.
    Напротив, в поэзии Маяковского город — это символ нового мира, безудержного движения. Только современный индустриальный центр может стать ареной для грандиозной мистерии — революции. В стихах Маяковского город предстает живым организмом, в котором больше жизни, чем в любом явлении природы. Маяковский, одержимый урбанистически-индустриальным пафосом, безжалостно изгоняет природу из своего творческого воображения и из своей поэзии:
    … а за солнцами улиц где-то ковыляла
    никому не нужная, дряблая луна.
    В «адище города», где Маяковский чувствует себя дома, жалкие островки чахлой природы либо вызывают у него презрение и насмешку, либо вызывают ассоциации с миром фабрик и механизмов: «листья — копоть»; «ветки — провода»; «ручьи — чернила нефти». Небо в этом городе оклеено флагами и усеяно пятиконеч-
    ными звездами, а неумолимые законы бытия и прогресса диктуют человеку машины, в каждой из которых бьется «железное» сердце. Так, например, пароход, которому поэт посвящает целое стихотворение, — «живой дымной жизнью труб, канатов и крюков».
    Есенин видит небо совсем по-другому:
    За темной прядью перелесиц,
    В неколебимой синеве
    Ягненочек кудрявый месяц
    Гуляет в голубой траве.
    Солнце у Маяковского — «дармоед», оно «осклабилось на людские безобразья», тогда как в стихах Есенина «льется солнечное масло на зеленые холмы».
    Если у Маяковского полноправные хозяева города — автомобили, эти «рыжие дьяволы», то есенинскую страну «березового ситца» населяют милые его сердцу обыкновенные коровы:
    Вот оно, мое стадо рыжее!
    Кто ж воспеть его лучше мог?
    Маяковский тоже по-своему «очеловечивает» природу, но он в отличие от Есенина наделяет ее самыми низкими, пошлыми и вульгарными характеристиками циничного и развращенного жителя большого города: «сады похабно развалились в июне». Под пером Есенина природа оживает, приобретая возвышенные и прекрасные свойства живой любящей души:
    Улыбнулись сонные березки,
    Растрепали шелковые косы.
    Шелестят зеленые сережки,
    И горят серебряные росы.
    Однако то умиротворение и спокойствие, которое Есенин воспевает в природе, вовсе не означает, что поэт всегда хотел «затеряться в зелени стозвонной». Как большинство его современников, Есенин также был увлечен идеями революционного преобразования всего жизненного уклада. Более того, в минуты хмельного угара, который завладевал его наивной крестьянской душой, он готов был, подобно Маяковскому, пожертвовать во имя светлого будущего «иной крепи» самым дорогим — родной природой:
    Сшибаю камнем месяц,
    И на немую дрожь
    Бросаю, в небо свесясь,
    Из голенища нож.
    Маяковский предлагал заново создать весь мир природы, предварительно разрушив старый:
    Возьми и небо заново вышей,
    новые звезды придумай и вставь.
    Есенин в отличие от него представлял даже светлое будущее в образах заветного «мужицкого» рая, его герой идет к «иной степи», держа в руках неизменную «краюху хлеба». Маяковский призывал «издинамитить старое»:
    Мы смерть зовем рожденья во имя,
    во имя бега,
    горенья,
    реянья.
    Есенин же довольно скоро отрезвел от революционного угара с его пафосом разрушения и массового террора, он понял, что с большевиками ему не по пути:
    Веслами отрубленных рук
    Вы гребете в страну грядущего.
    В зрелый период творчества Есенин с ужасом и горечью видит, что «каменные руки шоссе» душат родную деревню, ему больно смотреть на то, как «изб бревенчатый живот трясет стальная лихорадка». В его стихах все чаще звучат мотивы одиночества, он сознает, что лазурная страна «Инония», которая в его поэзии символизировала освобожденную Русь светлого будущего, — всего лишь недостижимый идеал.
    Маяковский до конца сохранил верность идеям революции, однако он жестоко разочаровался в том обществе, которое выросло на развалинах старого мира и не только унаследовало все его пороки, но в чем-то даже превзошло их. И Маяковский и Есенин не вынесли кошмара той действительности, к борьбе за которую когда-то призывали, и по своей воле ушли из жизни. Последние их стихи проникнуты горечью, последние дни наполнены холодом, одиночеством, отчуждением от жизни. Их судьбы, столь непохожие и вместе с тем столь сходные, показывают нам, что любовь к Природе, а прежде всего — к природе человеческой, и Революция — вещи несовместимые…

  9. 9
    Текст добавил: †Когда Жизынь боль†

    Автор: Ирина Михайлова
    Сочинение по творчеству В.В.Маяковского.
    План
    Маяковский – продолжатель лучших традиций русской поэзии.
    «Я всю звонкую силу поэта тебе отдаю атакующий класс».
    Маяковский о задачах поэзии.
    «Мастера, а не длинноволосые проповедники».
    Поэзия Маяковского – отражение действительности.
    Поэт – слуга народа.
    Поэзия на службе рабочему классу.
    «Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм».
    Значение творчества Маяковского.
    Тема о поэте и поэзии является традиционной в русской литературе. Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии,не раз был предметом ожесточенных споров в русской литературе. Еще Жуковский спрашивал: «Кто есть поэт?» – и отвечал: «Искусный лжец. Ему и слава, и венец». Маяковский не только продолжил эту традицию лучших русских поэтов-реалистов, но и творчески расширил и обогатил ее. Маяковский ясно понимал свое место в советской поэзии, свои задачи как поэта социалистического общества. Правильно понимал он и то, что новые формы жизни, порожденные революцией, диктуют его поэзии новые задачи, новые идеи, новые образы. Все эти задачи ему удалось решить не только потому, что он твердо стоял на своих идейных позициях и был кровно связан с народом, но и потому, что он опирался на великий опыт русской литературы.
    Связь с передовой русской литературой просматривается во всех его произведениях. Например, его «приказы» по армии искусств с их пафосом новаторства были продолжением традиционной русской темы поэта и гражданина, особенно в ее некрасовском отражении. В стихотворении Некрасова «Поэт и гражданин»:
    Иди в огонь за честь отчизны,
    За убежденье, за любовь…
    Иди, и гибни безупречно,
    Умри не даром… дело прочно,
    Когда под ним струится кровь.
    Слово поэта не должно расходиться с делом – вот основная мысль и пафос этого стихотворения.
    Маяковский призывает «в годину горя» не писать о красе долин, небес, моря, ласки любимой:
    Брось!
    Забудьте,
    Плюньте
    И на рифмы,
    И на арии,
    И на розовый куст,
    И на прочие мерехлюндии
    Из арсенала искусств.
    Кому это интересно,
    Что – «Ах, вот бедненький!
    Как он любил,
    И каким он был несчастным…»
    Мастера,
    А не длинноволосые проповедники
    Нужны сейчас нам.
    Для Маяковского поэзия была революционным делом, а не только отражением революции. Он видел прекрасное в том, что служит революционному народу, помогает делать прекрасной жизнь. И сам он «всю свою звонкую силу поэта», все свои стихи, всю жизнь отдал народу, революции, Родине.
    Каждое произведение Маяковского было откликом на явление жизни, «зовом» поэта по самым важным для данного момента вопросам. Он беспощадно издевался над поэтами и писателями, которые, под прикрытием работы «на вечность», уходили от современности. Поэтов-мастеров он противопоставляет «футуристикам, имажинистикам, акмеистикам, запутавшимся в паутине рифм». Еще никогда тема мастерства не имела такого звучания, какое она получила у Маяковского.
    Народный слуга – вот кто такой поэт. Нет бремени, которого не взвалил бы Маяковский на плечи «любимца муз».
    А для того, чтобы поднять это бремя, он должен быть мастером.
    «Труд мой любому труду родственней», – говорит Маяковский в «Разговоре с фининспектором о поэзии» и создает гимн мастерству. Не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся заставляют поэта стать мастером:
    Поэзия –
    та же добыча радия.
    В грамм добыча,
    в год труды.
    Изводишь
    единого слова ради
    тысячи тонн
    словесной руды.
    Но как
    ослепляюще
    слов этих жжение
    рядом
    с тлением
    слова сырца.
    Эти слова
    приводят в движение
    тысячи лет
    миллионов сердца.
    Маяковский хотел вооружить своим стихом рабочий класс в его великой борьбе. Он хотел «размножить бурей восстаний, дел и поэм» события советской эпохи. Он хотел, чтобы его поэзия была связана с рабочим классом.
    Взгляд на поэта эпохи социализма как на бойца, готового отдать свою жизнь за народ, отражет в последнем произведении Маяковского, которым явилось начало поэмы «Во весь голос».
    «Слово-полководец человечней силы», – так определяет Маяковский задачу поэта. Поэт, «революцией мобилизованный и призванный», отдает «планеты пролетарию».
    Маяковский заявляет о своем равнодушии к личной славе:
    Пускай нам
    общим памятником будет
    построенный
    в боях
    социализм.
    Это девиз поэзии Маяковского. Величие поэтического подвига Маяковского в том, что «всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс».
    Наследник традиций русской поэзии, он утверждает оригинальность русского искусства. Маяковский с полным правом мог сказать потомкам:
    Я к вам приду
    в коммунистическое далеко
    но так,
    как песенно-осененный провитязь.
    Мой стих дойдет
    через хребты веков
    и через головы
    поэтов и правительств.
    Мой стих дойдет,
    но он дойдет не так, –
    не как стрела
    в амурно-мировой охоте,
    не как доходит
    к нумизмату стершийся пятак
    и не как свет умерших звезд доходит.
    Мой стих
    трудом громаду лет пройдет
    и явится
    грубо,
    зримо,
    как в наши дни
    вошел водопровод,
    сработанный
    еще рабами Рима.

  10. «Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных», – говорит О.Э. Мандельштам о творчестве В.В. Маяковского. Маяковский известен нам как новатор и просто великолепный поэт. Своему делу он всегда отдавался полностью, стремился делать все, что в его силах и даже больше для народа: это желание нашло отражение в его поэзии.
    В 1912 г. юный Маяковский вместе со своими единомышленниками футуристами выпускает альманах и манифест «Пощечина общественному вкусу», тем самым сделав себе репутацию крайне неоднозначного и скандального поэта. Тогда публика еще не была к такому яркому проявлению личности.
    Между тем, за всем этой экстравагантностью и антиэстетизмом скрывалась пылкая душа поэта, душа человека с ясным взглядом на мир, с высокой миссией. «Светить всегда!/светить везде, до дней последних донца…», – озвучивает лозунг поэта Маяковский в стихотворении «Необычайное приключение…». Маяковский как организатор литературной группы «ЛЕФ» (Левый фронт) выдвинул три основных принципа поэзии: принцип социального заказа, принцип литературы факта и принцип искусства-жизнестроения. Так, основой для «Необычайного приключения» послужило абсолютно реальное событие – встреча поэта с солнцем у себя на даче. Но гениальность и новаторство Маяковского проявилось именно в том, что обычный факт он преподносит еще и с фантастическим подтекстом: поэт начинает разговор с солнцем, что еще больше сближает их. «Ты да я,/нас, товарищ, двое!», – говорит солнце. Истинное назначение поэта Маяковский видит в полной отдаче, непрекращающейся работе, которая будет нести людям свет: и даже когда на небе не будет солнца – светила, дарующего людям радость и покой, самого теплого человеческого спутника – путь людской будут озарять стихи.
    Образ поэзии-света также нашел отклик в стихотворении «Послушайте!». Здесь автор представил свой взгляд на назначение поэзии. Поэзия – эта та великая сила, которая никогда не угаснет, та великая надежда, которая никогда не потухнет, как и звезды будут каждую ночь выходить на небо – и так до бесконечности. Быть может, для кого-то поэзия – это не просто «плевочки», быть может, остались еще люди, которые способны разглядеть в ней «жемчужину»? Ведь без света не может быть будущего, а именно слово может озарять умы и привести все общество в мир идеального будущего.
    Грядущие люди!
    Кто вы?
    Вот – я,
    весь
    боль и ушиб.
    Вам завещаю я сад фруктовый
    моей великой души!
    В этих строчках перед нами предстает поэт-жертвенник. Поэта терзает то, что его не понимают, что его творчество никому, по сути, не нужно, что поэт весь «боль и ушиб». Но он не теряет веры в светлое будущее, веры в грядущее поколение, которому он завещает «фруктовый сад» его великой души. Только самое лучшее он оставит последующему поколению – свои стихи.
    Сверхзадача поэзии по Маяковскому – это служение людям. Поэт верил, что слово – это то, что может навести человека на правильный путь. Для себя Маяковский давно определил, во имя чего он пишет, и он жертвует собой ради служения людям, ради того, чтобы хоть чуть-чуть приблизить идеальное.

  11. Владимир Маяковский
    Владимир Владимирович Маяковский — русский советский поэт, один из крупнейших поэтов XX века.
    Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ».
    Родился: 19.07.1893, Багдати
    Умер: 14.04.1930 (36 лет)
    Популярные произведения В.В. Маяковского
    Нате
    Письмо товарищу Кострову из парижа о сущности любви
    Скрипка и немножко нервно
    Другие сочинения по произведению Маяковского
    Творчество Маяковского
    Тема революции в произведениях В. В. Маяковского 1917 — 1921 годов
    Что мне нравится в творчестве Владимира Маяковского
    Тема любви в лирике В. В. Маяковского
    Мой Маяковский
    Новаторство Маяковского
    Тема любви в лирике В.В. Маяковского
    Мое отношение к Маяковскому.
    Тема любви в творчестве В. В. Маяковского
    Художественные особенности поэзии Владимира Маяковского
    Лирика Маяковского
    Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (по лирике В. Маяковского)
    Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского
    Тема творчества у Есенина, Блока, Маяковского, Ахматовой и Пастернака
    Мой ли поэт Маяковский
    Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского
    В. Маяковский. Тема поэта и поэзии
    Одиночество лирического героя в стихотворениях В. В. Маяковского
    Лирика В. В. Маяковского
    Тема Родины в творчестве В. Маяковского
    Сочинение «Образ героя-бунтаря в поэзии В.В.Маяковского.»
    Маяковский – все сочинения
    Что мы увидим на любом портрете Маяковского? Мужественное лицо «грубого гунна» с чертами, приобретенными, кажется, не от природы, а в процессе постоянного титанического труда поэта-борца, поэта-воина, окидывающего пристальным взглядом действительность и протестующего против всякой «дряни», наполняющей Землю. Таков и его лирический герой, всю свою недолгую жизнь, запечатленную в поэзии, посвятивший не спокойному миросозерцанию, а борьбе за счастье людей в настоящем и будущем.
    Образ героя-бунтаря претерпевает в творчестве Маяковского некоторую эволюцию под влиянием изменяющихся социальных условий. В дореволюционный период перед нами предстает бунтарь-пессимист, пытающийся достучаться до «глухих» сердец, но не способный это сделать:
    Нет людей. //Понимаете //Крик тысячедневных мук? // Душа не хочет немая идти, //А сказать кому?
    Поэт пытается сказать людям о необходимости перемен, покричать о том, что они несчастны потому, что страной управляют люди, с которых стекает «обрюзгший жир». Несмотря на это, герой не опускает руки и смело выражает свой протест, хотя и ощущает себя «гласом вопиющего в пустыне»:
    А если сегодня мне, грубому гунну, //кривляться перед
    вами не захочется – и вот //я захохочу и радостно
    плюну, //плюну в лицо вам //я – бесценный слов транжир
    и мот.
    Все бунтарское настроение ранний лирический герой Маяковского направляет на воодушевление людей, на их пробуждение, на освобождение их от гнета буржуазного общества, которое не дает свободно любить, жить, творить. Поэт в стихотворении «Эй!» призывает:
    Возьми и небо заново вышей, //новые звезды придумай и
    выставь, //чтоб, исступленно царапая крыши, //в небо
    карабкались души артистов.
    Но такой оптимистический настрой раннего героя часто сменяется овладевающей им безнадежностью, порожденной неспособностью пробудить людей от тяжелого сна пассивности. Об этом он пишет в стихотворении «Скрипка и немножко нервно»:
    Я вот тоже // ору -//а доказать ничего не умею!
    С приходом революции, которую, как главного избавителя от людских страданий, ждал поэт, меняется и настроение лирического героя. Теперь его бунтарский характер проявляется в смелых, громогласных призывах:
    Граждане, за ружья! // К оружию, граждане…
    Он осознает, что именно революция поможет ему достучаться до «глухих» сердец людей и стать частью одного, родственного ему «нового» общества, забыв про то, что он когда-то был «таким большим и таким ненужным». Поэтому герой стремиться построить свой голос на волну революции, зная, что теперь его поймут и поддержат:
    «Граждане! //Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».
    Теперь бунтарство героя находит свое применение в революционных призывах, и это приносит герою счастье:
    Бейте в площади бунтов топот! //Выше, гордых голов
    гряда! // Мы разливом второго потопа // перемоем миров
    города.
    После революции миссия поэта-борца за коммунистическое «далеко» не заканчивается, так как пережитки «старого» общества продолжают нарушать гармонию «нового». Поэт в этот период встает на защиту плодов революции, вкладывая в уста своего героя слова осуждения врагов социализма. В стихотворении «О дряни» звучит такой призыв:
    Скорее//головы канарейкам сверните -//чтоб коммунизм //канарейками не был побит!
    Канарейка – это символ мещанства, которое возмущает героя. По его мнению, это явление необходимо искоренять, чтобы люди могли свободно жить в «новом» обществе. В стихотворении «Стих не про дрянь, а про дрянцо. Дрянцо хлещите рифм концом», посвященном той же теме разоблачения мещанского быта, герой восклицает:
    Изобретатель, даешь //порошок универсальный, //сразу убивающий //клопов и обывателей.
    Или, например, в стихотворении «Мразь», осуждающем взяточничество, поэт голосом героя провозглашает:
    Чтобы выбиться нам сквозь продажную смрадь // из
    грязного быта и вшивого – //давайте не взятки брать, //
    а взяточника брать за шиворот!
    Таким образом, мы видим, как эволюционирует герой-бунтарь в творчестве Маяковского. Он ни на минуту не перестает быть активным борцом за честную, справедливую, счастливую жизнь в стране, которой нужен ее народ, которая стремится вместе с ним построить счастливое будущее.

    Похожие сочинения

    Размышления над поэзий Маяковского
    Существует общепринятое мнение, что поэзию способны по-настоящему понять далеко не все. Что для того, чтобы понять стихи, нужно обладать определенным умом, складом характера, образом мыслей, уметь по-особому чувствовать, видеть, угадывать мир, уметь…смотреть целиком
    Что мне нравится в творчестве Владимира Маяковского
    Владимир Маяковский широко известен прежде всего как поэт революции. Это и не удивительно — долгое время его стихи были своеобразным манифестом советской России. Поэт жил в очень сложное время, время социальных потрясений и больших перемен в обществе….смотреть целиком
    «Сатира Маяковского»
    Наша жизнь меняется каждый день и вместе с ней меняется отношение к культуре, искусству, поэзии.
    Поэтому интересно было бы задать вопрос: «Можно ли сейчас сказать что-то справедливое в отношении творчества В.Маяковского? Трудно разобраться в своём времени,…смотреть целиком
    САТИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.В.МАЯКОВСКОГО.
    Сатирические произведения В.Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах “Сатирикон” и “Новый сатирикон”, а в своей автобиографии “Я сам” под датой “1928”, то есть за два года до смерти,…смотреть целиком
    Что вызывает протест у героя ранней лирики В.В. Маяковского?
    На рубеже нового периода в жизни страны и в своём собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до конца продумать свои взгляды на сущность литературы и на положение и задачи писателя в социалистическом обществе….смотреть целиком
    Юмор и сатира в стихах Маяковского.
    Сатира и юмор присутствуют во многих произведениях Маяковского, и сейчас нам трудно представить творчество поэта как без сатиры, так и без юмора. В начале своего творческого пути Маяковский критиковал, высмеивал, в основном, буржуев, их жизненные ценности,…смотреть целиком
    Мое отношение к Маяковскому.
    «Он в большей степени,
    чем остальные люди,
    быль весь в явлении. Вы-
    раженного и оконча-
    тельного в нем было
    так же много, как
    мало этого у боль-
    шинства…»
    Б. Пастернак.
    Владимир Владимирович Маяковский. Тот самый В.В., о котором из года в год…смотреть целиком

  12. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского

    Поэты всегда задумывались о цели поэтического творчества, о месте поэта в жизни страны, народа. Что и для кого должен писать поэт — эти вопросы возникли еще в глубокой древности одновременно с самой поэзией. Поэт или гражданин? Поэт и гражданин? Поэт — гражданин? Необходимо ли поэту — Божьему избраннику — быть еще и гражданином?
    Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” писал:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Трагична была судьба великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, который не нашел себе места в жизни среди бесчисленных “масок”. Одиночество тяжелой печатью легло на его стихи. О своем назначении поэта, о своих стихах он говорил:
    И отзыв мыслей благородных
    Звучал, как колокол на башне вечевой
    Во дни торжеств и бед народных.
    Поэт-демократ Н. А. Некрасов свои лучшие стихи посвятил народу, он до конца пронес на плечах всю тяжесть труда и ответственности поэта, чтобы в конце жизни с гордостью сказать: “Я лиру посвятил народу своему.”
    Творчество Владимира Маяковского представляет новый этап в развитии русской поэзии. Он стал одним из лучших поэтов начала XX века, века глубоких социальных перемен. Это было время ломки не только политического строя, но и этических и эстетических норм. В его лирике наиболее ярко, может быть, даже демонстративно запечатлены черты новой человеческой личности. Герой поэзии Маяковского — это и сам поэт, и обобщенный образ россиянина.
    Место своей поэзии в жизни современного ему общества поэт определил не сразу и не скоро. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных будничных забот людей, он задает вопрос:
    Ведь, если звезды зажигают —
    значит –
    это кому-нибудь нужно?
    Поэт — та же звезда, и свет ее служит нравственным ориентиром людям. Внутренне убежденный в необходимости поэтического слова для человеческой души, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя всю боль миллионов страдающих и одиноких людей и рассказать о ней миру. Обращаясь к окружающим, к грядущим поколениям, поэт заявляет:
    Вот — я,
    весь
    боль и ушиб.
    Вам завещаю я сад фруктовый
    Моей великой души!
    После Октябрьской революции поэт обращается ко всем художникам слова с призывом направить свое мастерство на воспитание людей: “Товарищи, на баррикады — баррикады сердец и душ”. Маяковский уже не сомневается в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране. Как капитан, который является душой и сердцем корабля, так и поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет сердцами и умами людей на одном большом корабле, называемом страной. “Сердца — такие же моторы. Душа — такой же хитрый двигатель.”
    По Маяковскому, поэзия необходима людям, как солнце. И здесь не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света. Стихи согревают душу каждого человека, наполняя ее вечным огнем жизни, заставляя осознать себя неотъемлемой частью огромного мира.
    А солнце тоже:
    “Ты да я, нас, товарищ, двое!
    Я буду солнце лить свое, а ты — свое,
    стихами”.
    В стихотворении “Необычайное приключение…” возникает тема двух солнц: солнца света и солнца поэзии. Эта тема развивается в произведении и дальше, находя очень точное и меткое воплощение в поэтическом образе “двухстволки солнц”, из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого — свет поэзии. Перед силой этого оружия падает ниц “стена теней, ночей тюрьма”. Поэт и Солнце действуют сообща, сменяя друг друга. Поэт заявляет, что когда “устанет” и захочет “прилечь” Солнце, то он “во всю светает мочь — и снова день трезвонится”.
    Размышления о поэтическом труде В. Маяковский продолжает в стихотворении “Разговор с фининспектором о поэзии”. Это его произведение является одним из ключевых к пониманию того, какой глубокий смысл вкладывал автор в слово “поэт”. Стихотворение представляет собой шутливый, но страстный монолог — спор, где Маяковский отстаивает свою точку зрения.
    Прежде всего, он говорит о поэте как о труженике, человеке, который не даром ест хлеб, а является полезным членом общества: “Мой труд любому труду равен”. Этими словами автор строк хочет сказать, что поэзия — нелегкий, кропотливый, требующий высочайшего мастерства и квалификации труд, нуждающийся в шлифовке каждого стихотворения, как драгоценного камня, чтобы он “сверкал всеми гранями”:
    Поэзия —
    та же добыча радия.
    В грамм добыча,
    в год труды.
    Изводишь единого слова ради
    тысячи тонн словесной руды.
    Работа поэта-мастера оправдывается глубоким воздействием меткого слова на умы и сердца людей. Как и Пушкин, видевший задачу поэта в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”, так и Маяковский пишет об “испепеляющем слов этих жжении”.
    А что, если я
    народа водитель
    и одновременно —
    народный слуга?
    Важной особенностью поэзии В. Маяковского было то, что круг жизненных явлений, отраженных в его произведениях, был ничем не ограничен. Поэт считал, что он обязан писать обо всем, что видит вокруг себя, обо всем, что волнует и мучает его, ведь любая тема — это познание чего-то нового, каждое стихотворение — это первооткрытие, а поэзия в целом — “езда в незнаемое”.
    Возможно, и революцию Маяковский принял от жажды чего-то нового, неведомого доселе, от желания идти в ногу со временем, участвовать в созидании новой жизни, новых идеалов, а вовсе не оттого, что он глубоко верил в идеи коммунизма. Революция “пожирает” своих детей. Поэт, наступая на горло собственной песне”, превратился в производителя штампов, певца Моссельпрома:
    Но я себя
    смирял, становясь
    на горло
    собственной песне.
    Как нельзя лучше эти строки показывают душевную борьбу Маяковского, его мучительные раздумья. В 1930 году, незадолго до своей трагической гибели, поэт пишет поэму “Во весь голос”, которая является как бы его поэтическим завещанием. Именно в этом произведении мы видим истинное лицо и настоящие чувства поэта, который через головы современников обращается к грядущим поколениям, к своим потомкам, обещая рассказать “о времени и о себе”. Начиная этот рассказ, автор не торопится называть себя поэтом.
    Я ассенизатор
    и водовоз, революцией
    мобилизованный и призванный.
    Поэт борется с грязью и “мразью” жизни. Почему он водовоз? Потому что стихи, как и вода, необходимы людям, без них не может гармонично развиваться ни один человек. “Водовоз” противопоставляется тем, кто “строчит романсы”, кто “мандолинит из-под стен”, создавая литературные побрякушки в угоду низкопробным мещанским вкусам.
    И теперь, уже громко и ясно называя себя поэтом, В. Маяковский резко отмежевывается от всех тех, кто считает поэзию делом сугубо личным. Маяковский с полным сознанием своего значения утверждает, что его стихи будут известны потомкам:
    Мой стих
    с трудом громаду лет прорвет
    и явится весомо, грубо, зримо,
    Как в наши дни
    вошел водопровод,
    сработанный еще рабами Рима.
    Поэт оказался прав: его стихи, пройдя сквозь время, не обесценились, а его “звонкая сила поэта” напоминает людям о том месте, которое занимает творчество поэта и гражданина Владимира Маяковского в нашем литературном наследии.

    В. В. Маяковский

    Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. Сочинение
    В. Маяковский и революция. Сочинение
    Сатира В. Маяковского. Сочинение
    Новаторство поэзии В. Маяковского. Сочинение
    Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сочинение
    Мои впечатления от поэмы В.Маяковского “Облако в штанах”. Сочинение
    Сатирическая линия поэмы В.Маяковского “Хорошо”. Сочинение
    Отрывки из статьи Б. Пастернака о творчестве В. В. Маяковского
    Стихи В. Маяковского
    Биография В. В. Маяковского

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *