Сочинение на тему образ сергия радонежского

10 вариантов

  1. Выбери самое главное на твой взгляд)))
    Жизненный путь преподобного Сергия описан в Житие, которое составил в 1406–1419 гг. его ученик Епифаний Премудрый, а во второй четверти ХV века переработал Пахомий Логофет. “Житие Сергия Радонежского” является одним из лучших древнерусских памятников агиографической литературы.
    Преподобный Сергий Радонежский  не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского это его жизнь.
    Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, так как он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи.
    В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к “жизни во Христе”, ввел идею и практику “высокого жития”, как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам “иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную”, “смирением украшать себя”, “единомыслие друг с другом хранить”, “ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения”. По сути дела, в этом завещании, в краткой форме, выражены все главные составляющие идеи “высокого жития”.
    Проповедуя “высокое житие”, Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. “А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим”, говорил Сергий.
    Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому троицкие иноки практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию. Больше того, если жители окрестных сел привозили инокам провизию, то по велению игумена, они сначала совершали молитву во славу Божию, потом кормили гостей, и уже в последнюю очередь сами приступали к трапезе.
    В Троицкой обители аскетический подвиг рассматривали, как, во-первых, страдание во имя Христа, и, во-вторых, как средство “осветления души”, ибо страдание должно именно осветлять душу, а не “истязать” тело. Таким образом, выступая духовным наследником Антония и Феодосия Печерских, Сергий Радонежский сместил акценты в направление духовного и нравственного самосовершенствования, отказавшись от физического “истязания плоти”. И недаром в самом Житие неоднократно подчеркивается, что именно из-за “чистоты жизни” преподобный Сергий был удостоен Божией благодати.

  2. В 1385 г. , когда между Дмитрием Донским и рязанским князем Олегом разразилась война, великий князь попросил Сергия принять на себя труд миротворца. Поздней осенью Сергий отправился пешком в Рязань и там много беседовал с Олегом о мире и любви. Под его влиянием Олег переменил свирепость на кротость, утих и умилился душой и заключил с московским князем вечный мир.
    В последующие годы жизни Сергия его духовная сила достигла чрезвычайной мощи. Ему сообщились все дары Божии: дар чудотворения, дар пророчества, дар утешения и назидания. Для его духовного взора не существует ни вещественных преград, ни расстояния, ни времени. Однажды братия видела, как во время литургии Сергию прислуживал Ангел, в другой раз к нему явилась сама Богородица. За полгода до смерти Сергий удостоился откровения о времени своего пришествия к Богу. Тогда он созвал всю братию и в присутствии всех передал управление обителью своему ученику, преподобному Никону, а сам принял на себя обет безмолвия. Лишь перед самой смертью, 25 сентября 1392 г. , он опять собрал к себе всех монахов и обратился к ним с последним напутствием. Завещание его было просто и бесхитростно. Это были те самые, идущие от Евангелия, слова, истинность которых Сергий свидетельствовал всей своей жизнью. Более всего он просил братию хранить любовь и единомыслие, душевную и
    телесную чистоту, смирение и «страннолюбие» – заботу о нищих и бездомных.
    После этого он тихо скончался. Знавшие его писали позже, что никогда за всю свою жизнь он ни на что не жаловался, ни на что не роптал, не унывал, не скорбел, всегда был спокоен, невзирая на искушения и скорби человеческие.
    Уже вскоре после смерти Сергий стал почитаться Троицкими монахами как святой. В 1422-1423 гг. над могилой Сергия был выстроен сохранившийся до наших дней каменный собор во имя Троицы.
    Скромному Радонежскому игумену суждено было обрести бессмертие не только в памяти и делах своих учеников и последователей, но также и в истории Российского государства. Московские государи считали его своим небесным покровителем и заступником. Они часто ездили в Троицкий монастырь на богомолье, делали сюда богатые вклады. К образу Сергия обращались в тяжелые для России времена.
    Имя Сергия было и остается символом духовного богатства русского народа. «Строителем русской духовной культуры» назвал Преподобного художник Н. К. Рерих. Идущая от Сергия традиция внутренней духовной свободы имеет значение высшей ценности для россиян. Заветы Сергия – христианская любовь к людям, непрестанное восхождение к нравственному совершенству путем мужественному самоотречения – стали светлыми идеалами русской культуры.
    В. О. Ключевский писал : «Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем своей нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей – только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его» .
    Всего преподобным Сергием и его учениками основано около 70 монастырей. Это явилось решающим условием в деле сплочения Руси, оздоровления ее нравственности и послужило просвещению народа, обогатило Русь книгами, иконами. Москва окончательно утвердилась как столица Руси.

  3. Вот уже семь веков отделяют нас от времени, когда  3 мая 1314 года  родился  преподобный Сергий (в миру Варфоломей)  – Святой угодник Божий.
    Давайте перенесемся  в прошлое, вернемся в те далекие времена, когда начался святой путь духовного воспитателя многих поколений, преподобного Сергия Радонежского.
    И так, давным-давно, семь веков назад в ростовской боярской семье, у боярина Кирилла и  его жены Марии родился сын, которого назвали Варфоломеем  в честь  святого апостола Варфоломея.
    Своё детство Варфоломей  вместе со своими братьями, старшим Степаном и  младшим Петром, провел на вотчине своего отца Кирилла Иванчина, в четырех верстах от Ростова Великого.
    С детских лет Варфоломей  в своей семье рос в любви и дружбе.        С малых лет мальчика приобщали  к церкви, он читал молитвы и запоминал их. Учеба давалась ему нелегко, но после встречи со старцем Епифанием, жизнь мальчика изменилась. Его любимыми книгами стали Жития святых и летописи. С 12 лет Варфоломей стал соблюдать посты, регулярно ходил на церковные службы. Он мечтал жить в монастыре,  хотел  себя посвятить монашеству. Примером были его родители. По преданию, родители Сергия Кирилл и Мария, основали в 1308 году Покровский женский монастырь в Хотьково.       А в 1336 году они приняли там монашеский постриг, а год спустя были там погребены.
    Св. преп. Кирилл и Мария.                                                                                Роспись Вознесенского храма на Гродке (Павлов-Посад)
    Сам преподобный Сергий и его брат Стефан также постриглись в этом монастыре.
    В те далекие времена, в тяжелое для Руси время, тяжесть жизни коснулась и семью Кирилла и Марии. Им пришлось уехать из Ростовских земель  и поселится в подмосковном городе Радонеж, где в местных лесах находил уединение и покой Варфоломей. Мысли о монашеской жизни его не покидали. Варфоломей смог осуществить свою мечту только после смерти своих родителей. Он чувствовал свою предрасположенность не просто к монашеской жизни, но и к отшельничеству и пустынножительству. Варфоломей удаляется в пустынь в нескольких верстах от Радонежа, где всею душою предается пустынным подвигам, претерпевая все неудобства пустыни.
    В дремучем Радонежском лесу вместе с братом Варфоломей ставит себе одиночную келью и церквушку на холме. Холм впоследствии, становится святым местом. Здесь,  сильный духом – Варфоломей посвящает свою жизнь подвигу служения Господу. В лесной тишине, отгородившись от мира, он молится за всех несчастных и страждущих,  спасая своими молитвами  многих от гибели в то страшное для Руси время.
    Во все времена монахи занимали особое положение в церковной среде. Они полностью были оторваны от мира, от земной суеты, а потому иночество  излучало Божественный свет, недоступный людям, придающим значение материальным ценностям. Не случайна и пословица, глубоко проникшая в душу каждого верующего:                « Свет инокам – ангелы, свет мирянам – иноки ».
    К Варфоломею, пораженные величием  его подвига, стали приходить люди, которые всецело поддерживали его и искали высокие нравственные стремления.  На этом святом месте строится церковь, основывается монастырь, который становится источником света для всей окрестности. Рядом стали селится люди, со временем возникает посад.
    После освящения построенной церкви, Варфоломей принимает монашество, его нарекают Сергием.
    Великий святой первым на Руси создал монашескую общину вне городских стен, тем самым положив начало пустынничеству.
    Знаменитая обитель Святой Троицы, основанная в 1337 году, имеет долгую историю, богатую чудесными и трагическими событиями.
    Троице-Сергиева лавра в наши дни.
    Неоднократно она подвергалась нападению врагов, но мужество и вера всякий раз помогали братии отстоять святыню.
    Благодаря горячим молитвам братии и помощи преподобного Сергия Радонежского, православная твердыня  была спасена.
    И сегодня, Троице-Сергиева обитель, удостоенная почетного статуса лавры в 1744 году, на протяжении многих веков служит оплотом православной веры, является главным центром русской культуры и духовного просвещения. Именно здесь, были собраны уникальные памятники древнерусской литературы – старопечатные и рукописные книги. Именно из её стен вышли такие знаменитые подвижники церкви, как преподобный Никон Радонежский, Максим Грек, известные духовные писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый. Последователи святого Сергия основали множество новых монастырей, подаривших миру сонмы великих подвижников.
    Троице-Сергиева лавра  и поныне является величайшей святыней русского народа, ежегодно собирающей тысячи паломников со всего христианского мира.
    Но вернемся опять в прошлое, в те времена, когда великий святой создал монашескую общину.
    Невозможно представить, какую тяжелую жизнь прожил в этих дремучих лесах  преп. Сергий Радонежский. Жить в лесной глуши, не боятся хищного зверя, боятся только греха хуже самой смерти и при этом терпеть холод и голод! Но горячая вера и упование на Божию милость неизменно помогали подвижникам. Господь внимал молитвам иноков и посылал им щедрую помощь.
    Вся жизнь преп.Сергия Радонежского представляла собой непрерывный христианский подвиг. Всю свою жизнь он посвятил служению Богу, жил праведной жизнью, проводил время в строгих постах, трудах и молитвах. Своими речами утешал многих людей, которые издалека стали приходить к нему за советами. Его считали угодником Божьим. Он никому не отказывал, молился за больных, его ласковое слово исцеляло многих людей. Позже  ему было дано предназначение – видеть все тайные помышления людей, видеть будущее каждого человека, предсказывать судьбы народов и стран.  Его чудесные видения были – пророческими.
    Слава Сергия Радонежского была очень велика. Со временем слава о нем распространилась не только по всей Русской земле, но и за её пределами. Его называли «Святым старцем». Он приобрел большую любовь среди людей. Эта любовь остается в наших сердцах и сегодня!
    Сергий Радонежский вошел в историю церкви, как мудрый святитель и миротворец. Не раз он предотвращал междоусобные распри, которые в те времена были обычным явлением. Много раз  Сергий наставлял на путь истинный молодых князей Русской земли, предсказывал будущее Руси.
    Именно он, предсказал победу на Куликовом поле, предсказал победу Русского народа  и освобождение от татаро-монгольского ига. Сергий Радонежский своим словом вдохновил русский народ на победу, на веру в себя, на веру в помощь Божию. А русский народ надеялся на молитвы и заступничество старца.
    После своей смерти, в 1447, преподобный Сергий Радонежский был канонизирован, а позднее стал почитаться как небесный покровитель и заступник московских государей.
    18 июля является одним из дней памяти святого.
    Великий старец Сергий Радонежский не оставил нашему поколению своих писаний и поучений. Но вся его жизнь, все его наставления и пророчества стали для нас частичкой русской души. Благодаря Житие Сергия, написанное его  учеником  Епифанием Премудрым,  а позднее переработанное и дополненное  Пахомием Логофетом, мы сегодня  можем многое узнать  о радонежском чудотворце.
    Сегодня можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского – это его жизнь.
    Недаром, в самом Житие говорится, что именно из-за «Чистоты жизни» преподобный Сергий Радонежский был удостоен Божией благодати. А если в сердце человека живет Божия Благодать, то человек будет совершать те поступки, которые будут внушены ему Всевышним.
    Своим подвигом Сергий Радонежский умножил Христову Любовь на земле и подал нам потомкам пример. Народная любовь к Сергию Радонежскому из поколения в поколение будет только расти.
    Образ Святой Троицы, который проповедовал Сергий Радонежский, – всегда будет  символом  единства небесного и земного, символом единства Руси.
    Мы потомки должны помнить и почитать его последние слова накануне кончины, когда он в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:
    « Внимайте себе, братии. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную….»
    Республика Мордовия
    МБОУ «Гимназия №1»
    Республиканский конкурс творческих работ
    «Святыни земли мордовской»
    Номинация « Литература»
    «Святой угодник Божий, преподобный Сергий Радонежский»
    Учватова Елизавета
    5 А класс
    МБОУ «Гимназия №1»
    Рузаевка, 2014
    ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАНИЦА
    Учватова Елизавета Витальевна
    Дата рождения: 12.04.2002  (12 лет)
    Ученица 5 А класса МБОУ «Гимназия №1»            Рузаевского муниципального района
    (431440, город Рузаевка, улица Ленина, 16. Тел.: 8(83451)6-40-18  )
    Домашний адрес:
    431440  г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 49, кв. 18
    Тел.: 8(927)185-22-06
    Руководитель: Давыдова Светлана Максимовна, учитель мокшанского языка
    Номинация « Литература»
    «Святой угодник Божий, преподобный Сергий Радонежский»
    ЗАЯВКА
    на участие в конкурсе детского творчества
    « Святыни земли мордовской»
    среди обучающихся образовательных организаций в рамках    Всероссийского конкурса
    «700 – летие со дня рождения  преподобного Сергия Радонежского»
    1. Фамилия, имя, отчество участника
    Учватова Елизавета Витальевна
    2. Школа, класс, контактный телефон
    МБОУ «Гимназия №1», 12 лет ,  5 «А» класс, 8-927-185-22-06
    3. Фамилия, имя, отчество руководителя, должность, место работы,
    Давыдова Светлана Максимовна, учитель мокшанского языка                МБОУ «Гимназия №1» Рузаевского муниципального района
    4. Номинация
    «Литература»
    5. Возрастная категория
    1 группа -8-12 лет
    5. Тема работы
    «Святой угодник Божий, преподобный Сергий Радонежский»
    Директор МБОУ «Гимназия №1»                          Г.Ю. Алексина712123445679799786656565656136512545

  4. Герой ведёт себя так,
    как ему положено себя вести,
    но не по законам поведения
    его характера, а по законам
    поведения того разряда геро-
    ев, к которому он принадле-
    жит.
    Д.С.Лихачёв
    Древняя Русь, Россия, Великая, могучая  необыкновенно красивая земля… Это моя Родина, а Родина- это движение народа по земле из глубин веков к желанному будущему, в которое человек верит и создаёт своими руками для себя и своих детей. Родина-это соотечественники, люди, которые говорят на одном языке, несут одну культуру и твёрдую веру в законность и неразрушимость своего места на земле. Родина-это не только полноводные реки, зеркальные озёра,необъятные поля и леса. Это люди, пришедшие на нашу землю навечно. Некоторые из них не воевали и не участвовали в государственных делах, но тем не менее оказывали очень большое влияние на нравственность народа.
    Начиная с тринадцатого века растёт число отшельников, уходивших в пустынные места, в горы, в леса… Они отказывались от материальных благ, земных человеческих радостей, посвящали себя молитвам и неустанному труду. Постепенно создавались сообщества отшельников, возникали лесные монастыри. Один из них, получивший название Троицкого, основал недалеко от Москвы Сергий Радонежский (ныне Троице- Сергиева лавра). Он был преобразователем монашества в Северной Руси.
    В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.
    В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. Высказывалось мнение, что Сергий появился на свет или в 1315, или в 1318 году. Днём рождения Сергия также называлось или 9 мая, либо 25 августа 1322 года. В сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян».
    Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года. В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперед не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия. Когда мальчику было 13 лет, по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: “Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей.”
    Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана, постаревшие родители приняли схиму в Хотьково-Покровском монастыре.
    После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец поcреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом.
    Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. Ему было 23 года.
    Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице- Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример.
    Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.
    После смерти святителя Алексия преподобный Сергий Радонежский предлагал великому князю Дмитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия. Но великий князь Дмитрий пожелал иметь митрополитом своего духовника Новоспасского архимандрита Михаила. По повелению князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского. Святитель Дионисий смело выступил против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Митяй вынужден был ехать в Константинополь. Дионисий хотел опередить Митяя и ехать в Константинополь сам, но был задержан и взят под стражу великого князя. Желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою преподобного Сергия. Но как только получил свободу, по вызову патриарха, поспешил в Грецию вслед за Митяем. Своим поступком он причинил много неприятностей Сергию.
    По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. По версии жития, отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и, согласно “Сказанию о Мамаевом побоище”, отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием Пересвета и Ослябю. Хотя, по канонам Русской Православной церкви, монахам и священнослужителям запрещено участвовать в боевых действиях. Существует также версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ Жития Сергия Радонежского о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в более поздних текстах («Сказание о Мамаевом побоище») с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием.
    Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.
    В 1382 году, когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий на некоторое время покидает свой монастырь «и от Тахтамышова нахожения бежа в Тверь» под защиту князя Михаила Александровича Тверского.
    После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой, Ферапонтом, Кириллом , Сильвестром, а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.
    Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.
    Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания. “Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…” 25 сентября 1392 года Сергий скончался.
    Через 30 лет, 18 июля 1422 были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет; день 18 июля является одним из дней памяти святого. При этом на языке древней церковной литературы нетленные мощи — это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости.
    В 1919 году, во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен . В 1920—1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены церкви.
    Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в 1417—1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом.
    Церковь отмечает память преподобного Сергия в день кончины 25 сентября (8 октября), а также в день обретения мощей 5 (18) июля и в Соборе Радонежских святых 19 (6) июля. Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации). Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы».Уже в 1427 году, спустя пять лет после обретения мощей Сергия, на его родине в Варницах был основан Троице-Сергиев Варницкий монастырь (ныне подворье Свято- Троицкой Сергиевой лавры).
    Максим Грек открыто высказывал прямые сомнения в святости Сергия. Причина сомнений была в том, что Сергий, как и московские святители «держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства». Церковный историк Е. Е. Голубинский не даёт однозначных сообщений о начале его почитания. Он упоминает две княжеские грамоты, написанные до 1448 года, в которых Сергий называется преподобным старцем, но считает, что в них он указан пока как местночтимый святой. По его мнению, фактом причисления Сергия к лику святых для общецерковного почитания служит грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке, датируемая 1449 или 1450 годом (неопределённость года вызвана тем, что неизвестно, когда именно старое мартовское летоисчисление было заменено сентябрьским). В ней предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями, угрожая лишить Шемяку «милости» московских святых. Голубинский считает, что общецерковное прославление Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом Белозерским и святителем Алексием было одним из первых деяний митрополита Ионы после возведения его на кафедру.
    В ряде светских энциклопедий указано, что Сергий причислен к лику святых в 1452 году. С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточнокатолическими церквями. Светские историки отмечают, что Сергий причислен к святым по политическим мотивам волей великого князя Василия Тёмного. Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте 1448 года с князем Иваном Можайским.
    Мне очень понравились слова писателя Бориса Зайцева- автора очерка о Сергии Радонежском, который говорил: « В тяжёлые времена крови, насилия, свирепости,предательства, подлости неземной обликСергия поддерживает и утоляет…Он учит всем обликом своим : одним на утешение и освежение, другим- немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду,благоговению и вере.» Преподобными называются в Русской Православной Церкви те, кто отказывался от жизни в семье и миру и посвящал себя Богу.Он помогал людям при жизни и после смерти много чудесных дел произошло и происходит. Хотя и не хотел святой славы, но крепкая сила Божья его прославила.

  5. Двенадцатый областной краеведческий конкурс
    среди школьников и студентов
    «Край Воронежский Православный»
    Сочинение
    «Подвиг преподобного Сергия Радонежского»
    Луконина Юлия
    ученица 4 класса
    МКОУ «Поселковая СОШ».
    397300, Воронежская область
    Поворинский район,
    пос. Октябрьский,
    ул. Школьная, д.1
    8-47376-5-05-30
    2013 г.
    Имя Сергия Радонежского сохранилось в народной памяти благодаря житию, написанному в 1417-1418 годах монахом Епифанием Премудрым. Сергий Радонежский  – личность выдающаяся. Он не просто священнослужитель, причисленный к лику святых, а человек жизнь и дела которого оказали определяющее влияние на историю русской церкви, русского подвижничества и жизнь русского народа.
    Согласно житию, будущий подвижник родился в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. При крещении его нарекли Варфоломеем. Он уже с детства был отмечен Божьей благодатью. С первых дней родные стали примечать в младенце нечто необыкновенное: младенец всем на удивление отказывался от материнского молока в «постные» дни недели – среду и пятницу. На седьмом году жизни Варфоломея вместе с родными братьями Стефаном и Петром родители отдали учиться грамоте. Не давалось учение Варфоломею, не смотря на все его старания. Часто где-нибудь в уединении отрок со слезами молился Господу о даровании ему «книжного разумения». Чудесным образом он постиг грамоту, получив из рук таинственного старца маленькую просфору. Эти знамения убеждают в «богоизбранности» отрока.
    Вскоре семейство переехало жить в село Радонеж. В юности Варфоломей  твердо решил принять монашеский постриг. Став взрослым, он отказывается от мирской, суетной жизни и ищет смирения и покорности воле Божией. Вместе с братом Стефаном они основывают Троицкий монастырь. Но брат не выдерживает трудностей жизни  в пустынном месте и уходит в Московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же принимает пострижение  в монашество с именем святого мученика Сергия.
    Для Сергия начинаются годы полного одиночества, годы борьбы с темными силами, которые православным человеком осознаются как силы дьявола. Это труднейшее время требует от него напряжения всех духовных и физических сил. Как всякому  отшельнику, ему пришлось пройти  сквозь тоску, отчаяние, усталость, обольщение более легкой жизнью. Но он вышел победителем из этой борьбы, совершив духовный подвиг.
    Чувствуя огромную духовную ответственность за все, что происходило вокруг, он  всегда стремился к установлению евангельских отношений между людьми.
    Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений: чудо с источником, когда из креста, начерченного на земле преподобным, пробился родник; чудо воскрешения мертвого ребенка; видение чудного Небесного Света и явление Богородицы.
    Мне кажется, что неслучайно великий избранник Божий Сергий Радонежский дарован Богом земле русской именно в такое тяжелое время, когда многострадальная Русь томилась под тяжким татарским игом. Примером своей святой жизни, он поднял упавший дух родного народа, вернул доверие к себе, вдохнул веру в помощь Божию.
    Собрав войско на борьбу с татарским ханом Мамаем, великий князь Дмитрий Донской накануне битвы посетил Троице-Сергиев монастырь с тем, чтобы принять напутственное благословение на предстоящее сражение от великого  старца. В святой обители Дмитрий получил от преподобного Сергия благословение. Кроме того Сергий отправил с князем монахов-богатырей Пересвета и Ослябю, чтобы показать, что дело освобождения Родины свято даже для иноков, покинувших мирскую жизнь и давших клятву не брать в руки оружия. Тогда же он предсказал победу великому князю Дмитрию.
    Пророчество исполнилось 8 сентября 1380 года – в день большого церковного праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. Находясь в церкви на молитве, духом своим он был там, где решалась судьба русского народа. Перед его духовным взором  проходят все события Куликовской битвы. Стоя в церкви, он сообщает изумленной братии о ходе битвы, время от времени называя имена павших воинов и тут же читая о них молитвы. Наконец, он возвестил о решительной победе русского народа и вознес молитвенное благодарение Богу.
    Именно в 16 веке, в эпоху борьбы с внешними врагами, во времена княжеских раздоров явился Руси святой, жизнь которого прошла в служении Богу. В сознании народа Сергий Радонежский является посредником между миром земным и силами божественными. Народ воспринимает его как заступника перед Господом за Русскую землю. Для русского человека имя Сергия Радонежского на многие века стало примером праведной жизни. Поэтому в Троице-Сергиеву лавру к преподобному Сергию, как к неиссякаемому роднику крепкого русского духа, приходят на поклонение, для назидания, молитвы и до сегодняшнего дня тысячи людей.

  6. Произведение Б. К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» было написано в 1925 году в эмиграции. Это жизнеописание самого почитаемого на Руси святого старца. По признанию автора, такая тема — «никак не явилась бы автору и не завладела бы им в дореволюционные годы». Читая жизнеописание знаменитого русского святого XIV века, я отметил, что именно во времена потрясений могут появляться такие произведения, дышащие страданием и надеждой, печалью и любовью — всеми высокими чувствами, которые могут возникнуть в душе человека, болеющего за свое Отечество.
    Я понял, что автору этого произведения эти чувства близки и понятны. Мне пришлось по душе также и то, что автор изобразил Сергия именно как русского национального святого, со всеми присущими русскому человеку душевными качествами, из которых автор выделил ярче всех «скромность подвижничества». Черта очень русская. Не зря в жизнеописании своими человеческими приметами и самой сутью подвига Сергию противопоставляется другой, католический святой — Франциск Ассизский. Преподобный Сергий не отмечен особым талантом, даром красноречия. Он «бедней» способностями, чем старший брат Стефан. Но зато он излучает свет — незаметно и постоянно.
    Б. К. Зайцев в своем произведении поставил перед собой задачу, как я полагаю, раскрыть образ Сергия в постепенном, ясном, непрерывном и даже не в драматическом восхождении к святости. Святость растет в нем органично.
    Сергий последовательно тверд и непреклонен в своей кротости, смирении, скромности. Когда монастырская братия вдруг начала роптать, игумен не впал в пастырский гнев, не стал обличать своих «детей» за греховность. Он, уже старый человек, взял посох свой и ушел в дикие места, где основал скит Киржач. И другу своему, митрополиту московскому Алексию, не позволил наложить на себя золотой крест митрополичий: «От юности я не был златоносцем, а в старости тем более желаю пребывать в нищете».
    Таким мировоззрением св. Сергий на Руси завоевывает великий нравственный авторитет, который, как показала история, только и позволяет ему совершить главный подвиг жизни — благословить Дмитрия Московского на битву с поработителями Отечества.
    В произведении Зайцева св. Сергий — неотъемлемая часть России. Я был в Радонеже на открытии памятника св. Сергию. Там, на фоне русской природы, острее почувствовал эту великую связь св. Сергия с нашей Родиной, столь же кроткой, светлой в своей печали и притихшей как бы в ожидании чуда.
    Но, к сожалению, светлые чудеса на Руси случаются гораздо реже, чем великие потрясения. Во времена ордынского ига Русь испытывала двойной удар: «разоряли и чужие, и свои». Все эти несчастья испытала на себе семья отрока Варфоломея. Отец будущего святого, Кирилл, получил в Радонеже поместье, но сам уже, по старости, не мог вести хозяйство. Его заменил сын Стефан. На Варфоломея надежды не было, потому что отрок все больше стремился к уединению, к молитве, к Богу. Тяжелая жизнь еще сильнее укрепляла его в мысли покинуть родной дом и стать иноком.
    Автор показывает Варфоломея еще до конца не представляющим, от чего и ради чего он решает отказаться в жизни. Перед читателем предстает скромный, погруженный в общение с Богом отрок. Отец, как мог, сдерживал сына от этого шага: «Мы стали стары, немощны; послужить нам некому; у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Мы радуемся, что ты стараешься угодить Господу. Но твоя благая часть не отнимется, только послужи нам немного, пока Бог возьмет нас отсюда; вот, проводи нас в могилу, и тогда никто не возбранит тебе».
    Варфоломей пожалел родителей и остался. Пожертвовал своим влечением к зовущей к себе новой жизни ради родных людей. В связи с этим вновь вспомню о противопоставлении св. Сергия св. Франциску. Автор уверен, что «Св. Франциск ушел, конечно бы отряхнул прах от всего житейского, в светлом экстазе ринулся бы в слезы и молитвы подвига. Варфоломей сдержался. Выжидал».
    Здесь, по-моему, разрешился более вопрос нравственный, чем религиозный. Разрешился таким образом, что для русской души нравственное и религиозное неразрывно. Во всяком случае, русская душа всегда в подобных случаях мучается и мечется перед выбором, Сейчас трудно сказать, как поступил бы Варфоломей, если бы эти сдерживающие его житейские обстоятельства затянулись. Автор жизнеописания считает, что, «наверное, не остался бы. Но, несомненно, как-нибудь с достоинством устроил бы родителей и удалился бы без бунта. Его тип иной. А отвечая типу, складывалась и судьба…».
    После ухода в дикие места вместе с братом Стефаном им пришлось нелегко. В ските надо было много трудиться. Брат оказался много слабее Варфоломея, и большая часть трудов легла на плечи будущего святого.
    Вскоре, после пострижения его в иноки и ухода от него игумена Митрофана, св. Сергий остался совсем один среди дикой природы.
    Автор особо подчеркивает расположенность св. Сергия к аскетизму: «Аскетический подвиг — выглаживание, выпрямление души к единой вертикали. В таком облике она легчайше и любовнейше соединяется с Первоначалом, ток божественного беспрепятственней бежит по ней…»
    Наивно полагать, мне кажется, что св. Сергию в особенно трудные, первые месяцы одиночества помог тысячелетний опыт монашества. Опыт одиночества передать невозможно. К этому человек приходит сам, перешагнув через себя, и учась у самого себя, и поддерживая сам себя.
    Как всякий отшельник, св. Сергий прошел сквозь тоску, отчаяние, упадок чувств, утомление, обольщение более легкой жизнью святой Сергий вышел победителем из этой борьбы, подчинив дух свой линии Бога.
    Интересно в изображении образа св. Сергия раскрытие широты его взглядов. Известно, что он, будучи православным, насаждал среди своих подопечных в некотором смысле западную культуру: труд, порядок, дисциплину. Он не был проповедником, ни он, ни ученики его не занимались миссионерской деятельностью. И это только еще более повысило его авторитет в народе.
    Не буду описывать подвиг преподобного Сергия, его роль в победе русских войск на Куликовом поле. Это всем известно. И сам автор жизнеописания заострил свое внимание на моментах восхождения преп. Сергия к подвигу его жизни. Ни он, ни Дмитрий Донской не дожили до окончательного освобождения Руси от поработителей, но они заложили прочный духовный фундамент, на котором Россия твердо стоит до сих пор.
    Б. К. Зайцеву удалось создать образ народного героя, который во времена крови и насилия поддерживал дух соотечественников.
    Автор заканчивает жизнеописание, накладывая последний важнейший штрих на облик преп. Сергия. Он говорит о том, что, «не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим — немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере».
    В этом, я считаю, самая главная ценность образа великого старца, изображенного рукой талантливого русского художника слова Б. К. Зайцева.

  7. Житие – это повествование о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости, дает образцы правильной христианской жизни, убеждает, что так прожить ее может каждый. Герои жития – простые крестьяне, горожане, князья, которые однажды избрали этот путь, идут по нему и стараются уподобиться Иисусу Христу.
    Жития святых создавались на протяжении всего периода древнерусской литературы. Большинство авторов нам неизвестны. Житийный канон оказался самым устойчивым из всех жанров древнерусской литературы.
    Агиографическая повесть Епифания Премудрого «Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца» рассказывает о выдающемся религиозном деятеле. Она содержит сведения об устройстве и быте монастырской жизни, о духовной помощи братии Дмитрию Донскому во время войны с татарами.
    Произведение начинается с самоуничижения автора и с благодарности Богу.
    Автор наполняет описание жизни преподобного Сергия чудесами. Всеми мерами он пытается доказать врожденную праведность учителя, прославить его как угодника Божия, как истинного служителя Божественной троицы. Рассказывая о жизни и деяниях великого подвижника, автор проповедует исполнившиеся на нем «дела Божии». Причем проповедует, как сам признается, с помощью самого Бога, Богоматери и Сергия. Отсюда и мистико-символический подтекст его произведения.
    Епифаний с большим мастерством использует библейские числа. Наиболее заметно в «Житии Сергия Радонежского» использование числа «три». Автор придавал ему особое значение. Фон троичной символики неравномерен. Особой насыщенностью отличаются первые три главы. Вступление в жизнь будущего основателя Троицкого монастыря было ознаменовано чудесами, что предвещало ему необыкновенную судьбу. В главе «Начало житию Сергиеву» рассказывается о четырех таких предзнаменованиях. Самое значительное предвестие произошло тогда, когда еще не родившийся ребенок прокричал из чрева матери во время ее пребывания в церкви. «И свершилось некоторое чудо до рождения его. Когда ребенок был еще в утробе матери, однажды в воскресенье мать его вошла в церковь во время пения святой литургии. И стояла она с другими женщинами, когда должны были приступить к чтению святого Евангелия, и все стояли молча, младенец начал кричать в утробе матери. Перед тем как начать петь херувимскую песнь, младенец начал кричать вторично. Когда же иерей возгласил: „Вонмем, святая святым!“ младенец в третий раз закричал. Когда наступил сороковой день после рождения его, родители принесли ребенка в церковь Божию… Иерей окрестил его именем Варфоломей. Отец и мать рассказали иерею, как их сын еще в утробе матери в церкви три раза прокричал: „Не знаем, что означает это“. Иерей сказал: „Радуйтесь, ибо будет ребенок, избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы“».
    Создавая «Житие Сергия Радонежского», автор использует не только сокровенные изобразительные средства для выражения троической идеи. В процессе написания повести «Житие Сергия Радонежского» Епифаний Премудрый проявил себя вдохновеннейшим и тончайшим богословом. Создавая данное житие, он размышлял о литературно-художественных образах, о Святой Троице. Сергий Радонежский при жизни скрывал свой истинный лик, не позволял ученикам рассказывать о чудесах, связанных с ним.
    В повести не описываются бурные переживания, сдержанно рассказывается о тяжелых испытаниях, умалчивается о внутренней борьбе. Житие, как икона, показывает нам образец святости, не лицо, а лик.
    Ключевский В. О. в своей речи «Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства» назвал Сергия Радонежского носителем чудодейственной искры, способной вызвать действие нравственной силы, скрытой в людях, утверждал, что нравственный подвиг Сергия Радонежского очень высок и достоин подражания.

  8. Произведение Б. К. Зайцева “Преподобный Сергий Радонежский” было написано в 1925 году в эмиграции. Это жизнеописание самого почитаемого на Руси святого старца. По признанию автора, такая тема — “никак не явилась бы автору и не завладела бы им в дореволюционные годы”. Читая жизнеописание знаменитого русского святого XIV века, я отметил, что именно во времена потрясений могут появляться такие произведения, дышащие страданием и надеждой, печалью и любовью — всеми высокими чувствами, которые могут возникнуть в душе человека, болеющего за свое Отечество.
    Я понял, что автору этого произведения эти чувства близки и понятны. Мне пришлось по душе также и то, что автор изобразил Сергия именно как русского национального святого, со всеми присущими русскому человеку душевными каче- ствами, из которых автор выделил ярче всех “скромность подвижничества”. Черта очень русская. Не зря в жизнеописании своими человеческими приметами и самой сутью подвига Сергию противопоставляется другой, католический святой — Франциск Ассизский. Преподобный Сергий не отмечен особым талантом, даром красноречия. Он “бедней” способностями, чем старший брат Стефан. Но зато он излучает свет — незаметно и постоянно.
    Б. К. Зайцев в своем произведении поставил перед собой задачу, как я полагаю, раскрыть образ Сергия в постепенном, ясном, непрерывном и даже не в драматическом восхождении к святости. Святость растет в нем органично.
    Сергий последовательно тверд и непреклонен в своей кротости, смирении, скромности. Когда монастырская братия вдруг начала роптать, игумен не впал в пастырский гнев, не стал обличать своих “детей” за греховность. Он, уже старый человек, взял посох свой и ушел в дикие места, где основал скит Киржач. И другу своему, митрополиту московскому Алексию, не позволил наложить на себя золотой крест митрополичий: “От юности я не был златоносцем, а в старости тем более желаю пребывать в нищете”.
    Таким мировоззрением св. Сергий на Руси завоевывает великий нравственный авторитет, который, как показала история, только и позволяет ему совершить главный подвиг жизни — благословить Дмитрия Московского на битву с поработителями Отечества.
    В произведении Зайцева св. Сергий — неотъемлемая часть России. Я был в Радонеже на открытии памятника св. Сергию. Там, на фоне русской природы, острее почувствовал эту великую связь св. Сергия с нашей Родиной, столь же кроткой, светлой в своей печали и притихшей как бы в ожидании чуда.
    Но, к сожалению, светлые чудеса на Руси случаются гораздо реже, чем великие потрясения. Во времена ордынского ига Русь испытывала двойной удар: “разоряли и чужие, и свои”. Все эти несчастья испытала на себе семья отрока Варфоломея. Отец будущего святого, Кирилл, получил в Радонеже поместье, но сам уже, по старости, не мог вести хозяйство. Его заменил сын Стефан. На Варфоломея надежды не было, потому что отрок все больше стремился к уединению, к молитве, к Богу. Тяжелая жизнь еще сильнее укрепляла его в мысли покинуть родной дом и стать иноком.
    Автор показывает Варфоломея еще до конца не представляющим, от чего и ради чего он решает отказаться в жизни. Перед читателем предстает скромный, погруженный в общение с Богом отрок. Отец, как мог, сдерживал сына от этого шага: “Мы стали стары, немощны; послужить нам некому; у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Мы радуемся, что ты стараешься угодить Господу. Но твоя благая часть не отнимется, только послужи нам немного, пока Бог возьмет нас отсюда; вот, проводи нас в могилу, и тогда никто не возбранит тебе”.
    Варфоломей пожалел родителей и остался. Пожертвовал своим влечением к зовущей к себе новой жизни ради родных людей. В связи с этим вновь вспомню о противопоставлении св. Сергия св. Франциску. Автор уверен, что “Св. Франциск ушел, конечно бы отряхнул прах от всего житейского, в светлом экстазе ринулся бы в слезы и молитвы подвига. Варфоломей сдержался. Выжидал”.
    Здесь, по-моему, разрешился более вопрос нравственный, чем религиозный. Разрешился таким образом, что для русской души нравственное и религиозное неразрывно. Во всяком случае, русская душа всегда в подобных случаях мучается и мечется перед выбором, Сейчас трудно сказать, как поступил бы Варфоломей, если бы эти сдерживающие его житейские обстоятельства затянулись. Автор жизнеописания считает, что, “наверное, не остался бы. Но, несомненно, как-нибудь с достоинством устроил бы родителей и удалился бы без бунта. Его тип иной. А отвечая типу, складывалась и судьба…”.
    После ухода в дикие места вместе с братом Стефаном им пришлось нелегко. В ските надо было много трудиться. Брат оказался много слабее Варфоломея, и большая часть трудов легла на плечи будущего святого.
    Вскоре, после пострижения его в иноки и ухода от него игумена Митрофана, св. Сергий остался совсем один среди дикой природы.
    Автор особо подчеркивает расположенность св. Сергия к аскетизму: “Аскетический подвиг — выглаживание, выпрямление души к единой вертикали. В таком облике она легчайше и любовнейше соединяется с Первоначалом, ток божественного беспрепятственней бежит по ней…”
    Наивно полагать, мне кажется, что св. Сергию в особенно трудные, первые месяцы одиночества помог тысячелетний опыт монашества. Опыт одиночества передать невозможно. К этому человек приходит сам, перешагнув через себя, и учась у самого себя, и поддерживая сам себя.
    Как всякий отшельник, св. Сергий прошел сквозь тоску, отчаяние, упадок чувств, утомление, обольщение более легкой жизнью святой Сергий вышел победителем из этой борьбы, подчинив дух свой линии Бога.
    Интересно в изображении образа св. Сергия раскрытие широты его взглядов. Известно, что он, будучи православным, насаждал среди своих подопечных в некотором смысле западную культуру: труд, порядок, дисциплину. Он не был проповедником, ни он, ни ученики его не занимались миссионерской деятельностью. И это только еще более повысило его авторитет в народе.
    Не буду описывать подвиг преподобного Сергия, его роль в победе русских войск на Куликовом поле. Это всем известно. И сам автор жизнеописания заострил свое внимание на моментах восхождения преп. Сергия к подвигу его жизни. Ни он, ни Дмитрий Донской не дожили до окончательного освобождения Руси от поработителей, но они заложили прочный духовный фундамент, на котором Россия твердо стоит до сих пор.
    Б. К. Зайцеву удалось создать образ народного героя, который во времена крови и насилия поддерживал дух соотечественников.
    Автор заканчивает жизнеописание, накладывая последний важнейший штрих на облик преп. Сергия. Он говорит о том, что, “не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим — немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере”.
    В этом, я считаю, самая главная ценность образа великого старца, изображенного рукой талантливого русского художника слова Б. К. Зайцева.
    ?

  9. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»
    СОЧИНЕНИЕ
    на тему
    «Житие Сергия Радонежского»
    выполнила:
    Сотникова Анна
    педагог:
    Дворниченко Екатерина Николаевна
    г. Новомосковск
    Преподобный Сергий родился в Тверской земле, в годы княжения тверского князя Дмитрия, при митрополите Петре. Его родителей звали Мария и Кирилл. Были они благородные и боговерные. Беспрестанно молясь, они соблюдали посты и следовали своей вере в Бога.
    Удивительное чудо свершилось ещё до рождения святого, когда он был в утробе матери. Однажды Мария пришла в церковь, как обычно, во время пения литургии. Во время чтения Евангелия младенец начал внезапно кричать в утробе матери, так что все ужаснулись от его крика. Внезапно младенец начал снова кричать, так что сама Мария стояла в ужасе и недоумевала от случившегося. Спустя некоторое время, младенец снова, в третий раз громко закричал. Мария от сильного испуга и страха чуть не упала на землю. Все люди подходили к ней и спрашивали нет ли у неё ребенка за пазухой, который плакал во время службы. Из-за растерянности и обильных слез на не могла им ничего сказать. Когда Мария носила в себе ребенка, то усердно молилась и постилась, прося бога о его милости и благодати. И делая так, жила она до самого рождения ребенка. Так как была она добродетельна и богобоязненна, то уразумела такое знамение и явление. Посоветовавшись с мужем, они дали друг другу обещание, что если родится у них мальчик, то отдадут они его в церковь на служение Богу. Так и случилось.
    Младенец появился на свет здоровым, но не хотел брать грудь, когда мать ела мясную пищу. На сороковой день после родов, родители принесли его в церковь и крестили. Иерей дал ребенку имя Варфоломей. Родители рассказали священнику о троекратном крике младенца из утробы. Священник же сказал, что мальчик будет слугой Святой Троицы. Через некоторое время мальчик подрос и его отдали учиться грамоте. Братья его – Стефан и Петр быстро овладели письмом и учились хорошо. Варфоломей же медленно научился читать, он отставал от своих братьев и сверстников, из-за чего сильно печалился. Однажды отец послал его в искать лошадей. На поле под дубом мальчик увидел старца священника. Варфоломей рассказал священнику о своих неудачах в учёбе и попросил помолиться о нём. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники.
    Через несколько лет Варфоломей начал строго поститься и молиться по ночам. Не щадя себя, он придавался Богу и вере. Мать пыталась его уговорить, чтобы он не истязал себя таким строгим постом и излишним воздержанием. Но Варфоломей продолжал придерживаться избранного пути. Вскоре Варфоломей поселился в Радонеже. Его братья женились, но он же стремился к монашеской жизни. Варфоломей просил своих родителей о благословении на монашество. Но Кирилл и Мария попросили сына, чтобы он проводил их до гроба, а потом уже исполнил свой замысел. Через некоторое время и отец, и мать святого постриглись в монахи, и каждый ушёл в свой монастырь. Через несколько лет они умерли. Варфоломей похоронил родителей и почтил их память милостыней и молитвами. Вскоре Варфоломей и его брат Стефан ушли искать пустынное место, чтобы провести свою жизнь молясь и служа Богу. Они пришли в чащу леса. Там была и вода. Братья построили на этом месте хижину и срубили небольшую церковь, которую решили освятить во имя Святой Троицы. Варфоломей позвал к себе в пустыньку старца игумена Митрофана, который постриг его в монашество с наречением имени Сергий. Некоторые монахи навещали Сергия и хотели поселиться вместе с ним, но святой не принимал их, ибо жизнь в пустыньке была очень трудна. Но всё же некоторые настаивали, и Сергий не стал прогонять их. Каждый из монахов построил себе келью, и стали они жить, во всём подражая преподобному.
    Много испытаний пришлось преодолеть Варфоломею, чтобы доказать свою истинную веру в Бога. Однажды, когда Сергий в церкви пел заутреню, стена расступилась и вошёл сам дьявол со множеством бесов. Они приказывали святому уходить из пустыньки и угрожали ему. Но преподобный изгнал их молитвой и крестом. Иногда дикие звери приходили к хижине преподобного Сергия. Среди них был один медведь, для которого святой каждый день оставлял по куску хлеба. Случилось так, что Игумен, который постриг Сергия, умер. Преподобный Сергий стал молиться, чтобы Бог дал новой обители игумена. Братия же начала просить Сергия, чтобы он сам стал игуменом и священником. Много раз приступала она с этой просьбой к преподобному, и в конце концов Сергий с другими иноками пошёл в Переяславль к епископу Афанасию, чтобы он дал братии игумена. Епископ же повелел святому стать игуменом и священником. Сергий согласился. Однажды поздним вечером Сергию было чудесное видение: яркий свет на небе и множество прекрасных птиц. Некий голос сказал, что иноков в монастыре будет так же много, как этих птиц. К преподобному пришли греки, посланцы константинопольского патриарха. Патриарх советовал Сергию устроить общежительство. Русский митрополит поддержал эту мысль. Сергий так и сделал. Он дал каждому брату особое послушание. Обитель давала приют нищим и странникам. Читая житие Сергия Радонежского мы понимание, что он был богоугодником божиим. Все свои годы он жил в совершенном воздержании, труде и совершал множество добрых дел и несказанных чудес. Служа Богу, он распространял свою веру и учил людей своими наставлениями, призывал их к праведной жизни.
    Все полюбили Сергия и приходили к нему за советом. Даже князь Дмитрий Донской почитал святого и просил у него благословения перед битвой. Святой Сергий предвидел за 6 месяцев свою кончину и, призвав братию, вручил игуменство своему самому любимому ученику по имени Никон.
    Перед самой смертью, Преподобный Сергий причастился и, подняв руки к небу, совершил молитву и предал свою священную душу Богу. От его тела распространилось великое благоухание. Вся братия собралась и в плаче и рыдании сокрушалась. Множество народу из разных городов — князья, бояре, священники, иноки — пришли проводить святого Сергия.  Лицо святого было светлым как снег, но как у живого человека или ангела божьего, показывая этим свою душевную чистоту.
    Умер Преподобный Сергий 25 сентября в 1392 году.

  10. Житие – это повествование о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости, дает образцы правильной христианской жизни, убеждает, что так прожить ее может каждый. Герои жития – простые крестьяне, горожане, князья, которые однажды избрали этот путь, идут по нему и стараются уподобиться Иисусу Христу.
    Жития святых создавались на протяжении всего периода древнерусской литературы. Большинство авторов нам неизвестны. Житийный канон оказался самым устойчивым из всех жанров древнерусской литературы.
    Агиографическая повесть Епифания Премудрого “Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца” рассказывает о выдающемся религиозном деятеле. Она содержит сведения об устройстве и быте монастырской жизни, о духовной помощи братии Дмитрию Донскому во время войны с татарами.
    Произведение начинается с самоуничижения автора и с благодарности Богу.
    Автор наполняет описание жизни преподобного Сергия чудесами. Всеми мерами он пытается доказать врожденную праведность учителя, прославить его как угодника Божия, как истинного служителя Божественной троицы. Рассказывая о жизни и деяниях великого подвижника, автор проповедует исполнившиеся на нем “дела Божии”. Причем проповедует, как сам признается, с помощью самого Бога, Богоматери и Сергия. Отсюда и мистико символический подтекст его произведения.
    Епифаний с большим мастерством использует библейские числа. Наиболее заметно в “Житии Сергия Радонежского” использование числа “три”. Автор придавал ему особое значение. Фон троичной символики неравномерен. Особой насыщенностью отличаются первые три главы. Вступление в жизнь будущего основателя Троицкого монастыря было ознаменовано чудесами, что предвещало ему необыкновенную судьбу. В главе “Начало житию Сергиеву” рассказывается о четырех таких предзнаменованиях. Самое значительное предвестие произошло тогда, когда еще не родившийся ребенок прокричал из чрева матери во время ее пребывания в церкви. “И свершилось некоторое чудо до рождения его. Когда ребенок был еще в утробе матери, однажды в воскресенье мать его вошла в церковь во время пения святой литургии. И стояла она с другими женщинами, когда должны были приступить к чтению святого Евангелия, и все стояли молча, младенец начал кричать в утробе матери. Перед тем как начать петь херувимскую песнь, младенец начал кричать вторично. Когда же иерей возгласил: “Вонмем, святая святым!” младенец в третий раз закричал. Когда наступил сороковой день после рождения его, родители принесли ребенка в церковь Божию… Иерей окрестил его именем Варфоломей… Отец и мать рассказали иерею, как их сын еще в утробе матери в церкви три раза прокричал: “Не знаем, что означает это”. Иерей сказал: “Радуйтесь, ибо будет ребенок, избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы””.
    Создавая “Житие Сергия Радонежского”, автор использует не только сокровенные изобразительные средства для выражения троической идеи. В процессе написания повести “Житие Сергия Радонежского” Епифаний Премудрый проявил себя вдохновеннейшим и тончайшим богословом. Создавая данное житие, он размышлял о литературно художественных образах, о Святой Троице. Сергий Радонежский при жизни скрывал свой истинный лик, не позволял ученикам рассказывать о чудесах, связанных с ним.
    В повести не описываются бурные переживания, сдержанно рассказывается о тяжелых испытаниях, умалчивается о внутренней борьбе. Житие, как икона, показывает нам образец святости, не лицо, а лик.
    Ключевский В. О. в своей речи “Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства” назвал Сергия Радонежского носителем чудодейственной искры, способной вызвать действие нравственной силы, скрытой в людях, утверждал, что нравственный подвиг Сергия Радонежского очень высок и достоин подражания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *