Сочинение на тему образ шарикова в повести булгакова собачье сердце

0 вариантов

  1. В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков не просто Описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской действительности первых послереволюционных лет.
    Основу сюжета повести составляют взаимоотношения крупного русского ученого и Шарика, Шарикова, собаки и искусственно созданного человека. Первая часть повести строится в основном на внутреннем монологе полуголодного уличного пса. Он по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа, с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”. Шарик умеет сочувствовать, ценить добро и ласку и, как ни странно, прекрасно понимает социальное устройство новой России: он осуждает новых хозяев жизни (“Я теперь председатель, и сколько не накраду — все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо”), а про старого московского интеллигента Преображенского знает, что “этот не станет пинать ногой”.
    В жизни Шарика происходит, по его мнению, счастливая случайность — он оказывается в роскошной профессорской квартире, в которой, несмотря на повсеместную разруху, есть все и даже “лишние комнаты”. Но пес нужен профессору не для забавы. Над ним задуман фантастический эксперимент: путем пересадки части человеческого мозга собака должна превратиться в человека. Но если тем Фаустом, который создает человека в пробирке, становится профессор Преображенский, то вторым отцом — человеком, который дает собаке свой гипофиз, — Клим Петрович Чугункин, характеристика которого дается предельно коротко: “Профессия — игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной”. И появившееся в результате операции существо полностью унаследовало пролетарскую сущность своего предка. Он нагл, чванлив, агрессивен. Он полностью лишен представлений о человеческой культуре, о правилах взаимоотношений с другими людьми, он абсолютно безнравствен. Постепенно назревает неизбежный конфликт между творцом и творением, Преображенским и Шариком, точнее, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как именует себя “гомункулус”. И трагедия в том, что едва научившийся ходить “человек” находит в жизни надежных союзников, которые подводят под все его поступки революционную теоретическую основу. От Швондера Шариков узнает о том, какие у него, пролетария, привилегии по сравнению с профессором, и, больше того, начинает осознавать, что ученый, давший ему человеческую жизнь, — классовый враг. Шариков четко осознает главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все, что создано другими людьми, а главное — стремись к всеобщей уравниловке. И некогда благодарный профессору пес уже не может смириться с тем, что тот “один в семи комнатах расселился”, и приносит бумагу, по которой ему в квартире полагается площадь в 16 метров. Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы… С каждым днем он все больше и больше распоясывается. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает к женщинам. Но звездным часом для Шарикова становится его новая работа. Шарик совершает головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превращается в заведующего подотделом очистки города от бродячих животных. И именно такой выбор профессии неудивителен: шариковы всегда стремятся уничтожать своих же.
    Но Шариков не останавливается на достигнутом. Через некоторое время он появляется в квартире на Пречистенке с молодой девушкой и заявляет: “Я с ней расписываюсь, это — наша машинистка. Борменталя надо будет выселить…” Разумеется, выясняется, что Шариков обманул девушку, сочинил о себе множество историй.
    И последний аккорд шариковской деятельности — донос на профессора Преображенского.
    В повести чародею-профессору удается обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Хорошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Но, увы, в реальной жизни шариковы оказались куда более живучими. Самоуверенные, наглые, не сомневающиеся в своих священных правах на все, полуграмотные люмпены довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо насилие над ходом истории, пренебрежение законами ее развития могло породить только Шариковых.
    В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые — пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков.
    Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но их нелюдская сущность только и ждет момента, чтобы проявиться. И тогда они превращаются в монстров, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Они готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, как только они к нему прикасаются. И самое ужасное, что шариковым удалось добиться огромной власти, а приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
    В нашей стране после революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и поныне среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена. Страшно, что агрессивные шариковы со своей поистине собачьей живучестью, несмотря ни на что, могут выжить.
    Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза и нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Иногда кажется, что наша страна стала другой. Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет — сменится не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных М. А. Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..

  2. На протяжении всей повести происходит становление Шарикова как гражданина. Постепенно он превращается из обычного бродячего пса в личность. И вот он уже не обычная дворняга Шарик, а новый гражданин Шариков.
    Это новый человек, хоть и «существо лабораторное». И как любой другой, он желает иметь свое имя, права и свободы. Желает быть гражданином в советском государстве. Из него не выходит добропорядочного гражданина, но он пытается развиваться: требует документы и даже получает работу по отлову бродячих животных.
    В Шарикове проявляются черты характера Чугункина, чей гипофиз был пересажен псу. Чугункин – тип, весьма, аморальный – вор и рецидивист. Эти черты делают из персонажа Булгакова личность не самую приятную. Шариков безобразничает, сквернословит, пристает к женщинам, пьет. Профессор не теряет надежды перевоспитать своего подопечного, но поведение Полиграфа становится только хуже. Преображенский понимает, что эксперимент оказался неудачным, когда Шариков  пишет на него донос и угрожает убить.
    Филипп Филиппович и не подозревал, что эксперимент обернется таким образом. Шариков становится проблемой для профессора. Преображенский проводит еще одну операцию и совершает обратное превращение Полиграфа Шарикова в добродушного пса.
    Полиграф Полиграфович Шариков – фигура довольно неоднозначная. Он уже не добрый уличный пес, но и не Клим Чугункин. Он невероятный симбиоз пса и  человека, неудавшийся эксперимент.
    В конце концов, обычный бродячий пес не хотел становиться человеком. “Я, может, своего разрешения на операцию не давал», заявляет Шариков.
    Имел ли право профессор Преображенский распоряжаться судьбами живых существ? Эксперимент на благо науки, который перешел границы моральных устоев. Именно поэтому повесть «Собачье сердце» остается актуальной и в наши дни.

    Шарик в повести Булгакова Собачье сердце

    В рассказе  Булгакова  М. А «Собачье сердце» не просто идет речь о эксперименте  профессора. Булгаков, обращает внимание, на первый типаж человека, который появился в лаборатории ученых. Вся суть рассказа основывается на взаимоотношение одного ученного и Шарика, не естественно появившегося человека и собаки. Сначала повествование идет о речи внутри голодного   дворового пса.  Он делает выводы о жизни на улице, ее быте, характере Московских нравов, о ее ресторанах и магазинах. Он дорожит добротой, и лаской, он очень сочувственный пес.
    В какой миг в жизни Шарика появляется полный переворот, он живет  с профессором, где огромное количество комнат. Но собака нужна профессору для его эксперимента. Преображенский пересаживает псу  мозг человека, который  в прошлом, был Чугункин, играл на балалайке, вел разгульный образ жизни, за что был убит. В итоге эксперимента, у профессора все получилось,  Шарик стал человеком, но он взял гены своего предка, он был, наглый хамоватый, не воспитанный, неадекватный, вообще не чего не зная, и не понимая о человеческих отношениях.
    Между профессором и Шариковым  начались разногласия. Вся суть проблемы заключается в том что едва получившийся человек находит в обществе себе поддержку для того что бы противостоять своему творцу. И они внушают  Шарикова на то, что Профессор ему злейший враг номер один. Дошло до того что Шариков принес ему бумагу на то что он имеет долю на его квартиру.
    Он лично  осознает главное мировоззрение новых хозяев жизни: делай что хочешь, воруй, громи все, что сделали другие, но главное что бы был похож на других. И все же неблагодарный бывший пес, принес профессору бумагу, где ему полагается, какая-то доля в его квартире.  Такие качества как  моральные принципы, постыдность, или совесть Шарикову чужды.
    Чем  дальше, тем хуже он себя вел,  пил, веселился, приводил в профессорский  дом, кого попала, буянил там, как ему хотелось. Но точкой стало, что он нашел себе работу заведующим очистки города, от бездомных животных. Но в этом нет ничего удивительного он всегда старался своих же подставить. В один момент он привел в квартиру девушку, и сказал что хочет, женится на ней. Профессор рассказал прошлое Шарикова, девушка рыдая, ничего естественно не знала, он ее обманул придумав о себе  различные легенды. В рассказе Преображенскому удалось все вернуть на круги своя, он из человека Шарикова превратил собаку Шарика. И жизнь пошла обычным чередом.
    В этой повести, я думаю, что автор хотел донести до людей, что в любой ситуации нужно оставаться человеком.

  3. Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова Собачье сердце
    В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков не просто описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской действительности первых послереволюционных лет.
    Основу сюжета повести составляют взаимоотношения крупного русского ученого и Шарика, Шарикова, собаки и искусственно созданного человека. Первая часть повести строится в основном на внутреннем монологе полуголодного уличного пса. Он по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа, с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”. Шарик умеет сочувствовать, ценить добро и ласку и, как ни странно, прекрасно понимает социальное устройство новой России: он осуждает новых хозяев жизни (“Я теперь председатель, и сколько не накраду все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо”), а про старого московского интеллигента Преображенского знает, что “этот не станет пинать ногой”.
    В жизни Шарика происходит, по его мнению, счастливая случайность он оказывается в роскошной профессорской квартире, в которой, несмотря на повсеместную разруху, есть все и даже “лишние комнаты”. Но пес нужен профессору не для забавы. Над ним задуман фантастический эксперимент: путем пересадки части человеческого мозга собака должна превратиться в человека. Но если тем Фаустом, который создает человека в пробирке, становится профессор Преображенский, то вторым отцом человеком, который дает собаке свой гипофиз, Клим Петрович Чугункин, характеристика которого дается предельно коротко: “Профессия игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти удар ножом в сердце в пивной”. И появившееся в результате операции существо полностью унаследовало пролетарскую сущность своего предка. Он нагл, чванлив, агрессивен. Он полностью лишен представлений о человеческой культуре, о правилах взаимоотношений с другими людьми, он абсолютно безнравствен. Постепенно назревает неизбежный конфликт между творцом и творением, Преображенским и Шариком, точнее, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как именует себя “гомункулус”. И трагедия в том, что едва научившийся ходить “человек” находит в жизни надежных союзников, которые подводят под все его поступки революционную теоретическую основу. От Швондера Шариков узнает о том, какие у него, пролетария, привилегии по сравнению с профессором, и, больше того, начинает осознавать, что ученый, давший ему человеческую жизнь, классовый враг. Шариков четко осознает главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все, что создано другими людьми, а главное стремись к всеобщей уравниловке. И некогда благодарный профессору пес уже не может смириться с тем, что тот “один в семи комнатах расселился”, и приносит бумагу, по которой ему в квартире полагается площадь в 16 метров. Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы… С каждым днем он все больше и больше распоясывается. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает к женщинам. Но звездным часом для Шарикова становится его новая работа. Шарик совершает головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превращается в заведующего подотделом очистки города от бродячих животных. И именно такой выбор профессии неудивителен: шариковы всегда стремятся уничтожать своих же.
    Но Шариков не останавливается на достигнутом. Через некоторое время он появляется в квартире на Пречистенке с молодой девушкой и заявляет: “Я с ней расписываюсь, это наша машинистка. Борменталя надо будет выселить…” Разумеется, выясняется, что Шариков обманул девушку, сочинил о себе множество историй.
    И последний аккорд шариковской деятельности донос на профессора Преображенского.
    В повести чародею-профессору удается обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Хорошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Но, увы, в реальной жизни шариковы оказались куда более живучими. Самоуверенные, наглые, не сомневающиеся в своих священных правах на все, полуграмотные люмпены довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо насилие над ходом истории, пренебрежение законами ее развития могло породить только Шариковых.
    В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков.
    Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но их нелюдская сущность только и ждет момента, чтобы проявиться. И тогда они превращаются в монстров, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Они готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, как только они к нему прикасаются. И самое ужасное, что шариковым удалось добиться огромной власти, а приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
    В нашей стране после революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и поныне среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена. Страшно, что агрессивные шариковы со своей поистине собачьей живучестью, несмотря ни на что, могут выжить.
    Собачье сердце в союзе с человеческим разумом главная угроза и нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Иногда кажется, что наша страна стала другой. Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет сменится не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных М. А. Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..
    Список литературы
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

  4. 5
    Текст добавил: *ПоШлЫй ПрЕзИдЕнТ*

    Пес Шарик описанный Булгаковым в повести «Собачье сердце» был обычной дворнягой. С самого рождения его не жаловала судьба. У пса не было ни конуры, ни хозяина, который мог бы о нем позаботиться. Питалось животное в основном отбросами на свалках. Позже это обернется для пса трагедией. Повар, из общественной столовой вышедший выливать «помои», окатит его кипятком.
    Уже с четырех месяцев Шарик умел различать и понимать некоторые буквы. Они служили ему ориентиром по общепиту. Это ставит его на следующую ступень «эволюции» в глазах читателя.
    После полученного ожога, голодный и едва живой пес не надеялся выжить. Автор показывает, что у собаки на тот момент все мысли были о боли и еде. Однако, видя знакомый силуэт машинисточки, выходящей из общественной столовой, Шарик именно к ней испытывает чувство жалости.
    Страх был постоянным спутником пса. Он боялся дворников, швейцаров, боялся жизни, так как от людей он получал только негатив. Его постоянно ни за что били и прогоняли ото всюду. Однако он не утратил в душе своей «человечности» и доброты. Спокойный и отзывчивый когда-то пес, теперь смиренно ждал своей кончины подле холодной стены.
    Он даже представить себе не может, как через некоторое время изменится его жизнь… А пока, измученный от боли, истощавший от недоедания и наблюдающий за прохожими он олицетворяет собой рабочий класс. Так же как и люди, которые трудились практически за «копейки», не знали ни радости, ни хорошей жизни и «выброшенные» на обочину жизни.
    Однако псу не суждено было умереть ни в этот день, ни в ближайшие месяцы. Его заприметил профессор Преображенский, решил угостить колбасой и зачем-то позвал с собой. Пес покорно шел, больше уже из чувства благодарности, нежели от голода.
    Размышление «умного» Шарика по этому поводу были разными. С одной стороны он надеялся на то, что еще остались добрые люди на земле, а с другой – пса, не покидало чувство тревоги и легкого недоверия.
    Именно это состояние и испытывал рабочий класс в то время. Пролетарии громко говорят с трибун, расклеивают листовки, вроде как все правильно и понятно, а что же на деле? Будет ли светлое будущее, если выбрать именно этот путь? Или идти не стоит?! Но дорога назад еще хуже… Как быть? Остается довериться, и, превозмогая боль и трудности, двигаться на «запах колбасы».
    Когда Шарик попал в квартиру к профессору, он по-настоящему был счастлив. Радость эта была связанна больше с тем, что он еще жив и нужен кому-то. Однако он понимал, что не просто так оказался в этих «хоромах», возможно, придется за это дорого заплатить. Конечно, он не знал о «масштабах бедствия», о планах Филиппа Филипповича и о том, что ему зачем-то придется стать «человеком».
    Однако Шарик не отбрасывал версии, что возможно он просто красив. Эта теория была самой не правдоподобной, хотя и заставила пса посмотреться на себя со стороны.
    Вот так охарактеризовал Булгаков тот момент в истории в своей повести. Мыслящие животные и не задумывающиеся люди…

  5. Одним из значительных произведений в творчестве М. Булгакова является повесть «Собачье сердце». Закончена она была в 1925 году, но читателю стала доступна лишь в 1987 году.
    В основу сюжета автор положил полуфантастическую историю превращения собаки в человека. Именитый учёный, светило с мировым именем, профессор Преображенский всю жизнь занимался проблемами омоложения организма. Окончательным результатом эксперимента должно было стать создание нового, совершенного человека. Вместе с доктором Борменталем Филипп Филиппович проделывает уникальную операцию – заменяет мозг собаки мозговым гипофизом умершего мужчины.
    Вечно голодный, бездомный пес Шарик после операции принимает человеческий облик и становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Но этот эксперимент нельзя назвать удачным. Совсем не тот результат хотел увидеть профессор.
    И здесь на первый план выходит социально-нравственная проблематика повести. Революционная действительность уничтожает в человеке «человеческое», гуманное. От собаки Шарикову перешли все худшие качества: он огрызается, ловит блох, кусается, бегает за кошками. От человека же остались прежние задатки.
    Какой это был человек? «Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. Беспартийный, сочувствующий… Судился три раза и оправдан… Кражи. Профессия игра на балалайке по трактирам…». То есть Шарикову передались гены дебошира, уголовника и пьяницы.
    Это – лишь одна сторона проблемы. Вторая, более серьёзная, – среда, в которой формировался Шариков, революционная действительность тех лет. Преображенский пытался воспитывать «нового человека» в духе интеллигенции, привить ему свой образ жизни. Но большее участие в «формировании» личности Шарикова принадлежит председателю домового комитета Швондеру. Преображенский только подумал предложить своему подопечному почитать «Робинзона Крузо», как его уже опередил «красный агитатор, предложивший «эту… Как её… переписку Энгельса с этим… как его – дьявола – с Каутским».
    По этим словам Шарикова уже можно судить о его недалёком уме. Ответная реакция была необыкновенной: «Борменталь остановил на полдороги вилку с куском белого мяса, а Филипп Филиппович расплескал вино. Шариков в это время изловчился и проглотил водку». Изумление героев понятно: недоразвитый человек говорит о таком серьёзном политическом документе, как «Переписка Энгельса с Каутским». То, чего не может добиться Преображенский как воспитатель, легко смог сделать Швондер, занимающий с Шариковым один уровень. Поэтому «новорождённому» роднее короткие приказные лозунги и цитаты из Энгельса.
    Шариков – недалёкое, грубое, эгоистичное существо. Он отвратителен для нормальных людей не только внешне, но и внутренне. Вместо благодарности своему «родителю» он претендует на жилплощадь, грубо оскорбляет и доносит в соответствующие органы.
    Шарикова нельзя назвать полностью глупым и недалёким. Он прекрасно чувствует выгоду в проживании у Преображенского, так как здесь можно бесплатно «харчеваться». А когда Шарикова пытались выгнать из квартиры, тот показал «три бумаги»: зелёную, жёлтую и белую, выданные жилищным товариществом, подтверждающие право проживать в квартире номер пять. Оказывается, Шариков всё оформил заранее, что говорит о его жизненной хваткости.
    Полиграф Полиграфович не так прост, как может показаться сначала. Он нигде не упускает своей выгоды. Шариков устроился не простым рабочим, а заведующим подотделом по очищению города от бездомных кошек. Интересно его мнение о военной службе: «Я воевать не пойду никуда!.. На учёт возьмусь, а воевать – шиш с маслом». Удивляет, как быстро нашёл он причину отказа служить в армии: «Я тяжко раненый при операции, – хмуро подвыл Шариков, – меня, вишь, как отделали, – и он показал на голову. Поперёк лба тянулся очень свежий операционный шрам». В другом месте причину появления шрама герой объясняет по-другому, как ранение, полученное в годы гражданской войны на «колчаковских фронтах».
    С каждым днём испытуемый становится всё наглее и наглее. Учёным ничего не остаётся, как вернуть ему прежний облик.
    Повесть «Собачье сердце» является трагикомической. В ней сплелись фантастика, реальность и сатира. В облике Шарикова отражаются недостатки нового социального строя, которые не принимал М. Булгаков.

  6. Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» — одно из сатирических произведений М. Булгакова. Предметом обличения является новое общественное устройство, возникшее после 1917 года. Революцию М. Булгаков воспринимал как грандиозный и очень опасный социальный эксперимент. Моделью общественных преобразований и трагических экспериментов новой власти является эксперимент профессора Преображенского, в результате которого из Шарика был создан Шариков.
    В наружности Шарикова ясно проявляется, что он «стоит на самой низшей ступени развития»: «У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу за ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности… Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка».
    Единственное, что могло бы сделать из Шарикова нормального члена общества — постоянная учеба, стремление усвоить хотя бы элементарные правила культуры. Но все попытки в этой области оказываются бесплодными, потому что в дело воспитания Шарикова вмешивается Швондер. Внутренней сущности люмпена и рецидивиста Клима Чугункина удивительным образом оказывается созвучной социальная демагогия Швондера, и вот уже вчерашняя собака рассуждает: «Ухватили животную, исполосовали Ножиком голову, а теперь гнушаются. Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно… и мои родные. Я иск, может, имею право предъявить?»
    Налицо резкая деградация интеллекта: бродячая дворняжка стоит на более высоком уровне развития, нежели «вселившийся» в ее тело Клим Чугункин. Вспомним, что собака чувствует благодарность к своему спасителю, называет профессора «божеством». Даже те «безобразия», которые творит собака, — разодранное чучело совы, разбитая фотография — выглядят естественными и безобидными по сравнению с теми безобразиями, которые творит Шариков: бросается на котов, заливает водой квартиру, кусает женщину.
    Собака же Шарик, в отличие от Шарикова, обладает способностью разбираться в людях: именно он дает первую и чрезвычайно выразительную характеристику Преображенского как «человека умственного труда», который спокоен и независим потому, что «вечно сыт», Шарик с уважением относится к графу Толстому, замирает, когда слышит арию из оперы «Аида», не любит жестоких людей. Он может поделиться своими мыслями о «свободе воли», вспомнить, причем вполне уместно, о «Садах Семирамиды» и т. д. Собственно, словарь, интонации и темы рассуждений Шарика — это лексика и размышления интеллигентного человека.
    Во второй части перед нами уже не Шарик, а Клим Чугункин, первые же фразы которого говорят о социальной агрессивности, безнравственности, нечистоплотности и полнейшем невежестве («Обыкновенная прислуга, а форсу, как у комиссарши», — о Зине, «…еще за такого мерзавцы полтора целковых платить», — о соседе по дому). «Вот все у вас как на параде, — обвиняет Шариков своих хозяев, — а так, чтобы по-настоящему, — это нет…» Нормы культуры, естественные для профессора и Борменталя, мучительны и обременительны для Шарикова. И эти нормы он считает «ненастоящими», мучительными для всех.
    «Жить по-настоящему» для Шарикова значит грызть семечки и плевать на пол, нецензурно браниться и приставать к женщинам. По всей вероятности, он искренен, когда заявляет своим воспитателям, что они «мучают себя, как при царском режиме». Мысль о естественности и «нормальности» иного, отличного от его собственного поведения, просто не приходит, да и не может прийти в голову Шарикова.
    И в этом он как раз смыкается, находит общий язык с членами домкома и в их лице — с новым обществом в целом. Ведь Швондер и его присные искренне убеждены, что человеку совершенно ни к чему «жить в семи комнатах», «иметь сорок пар штанов», «обедать в столовой» и т. д. То, что ненужно им, представляется им ненужным никому другому. Все, что поднимается над средним уровнем развития, кажется им вредным и опасным.
    Итак, в повести «Собачье сердце» М. Булгаков вскрыл подлинную природу социализма. Он стал настоящим сатириком как раз в то время, когда никакая сатира была в стране абсолютно немыслима.

  7. В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков не просто Описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской действительности первых послереволюционных лет.
    Основу сюжета повести составляют взаимоотношения крупного русского ученого и Шарика, Шарикова, собаки и искусственно созданного человека. Первая часть повести строится в основном на внутреннем монологе полуголодного уличного пса. Он по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа, с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”. Шарик умеет сочувствовать, ценить добро и ласку и, как ни странно, прекрасно понимает социальное устройство новой России: он осуждает новых хозяев жизни (“Я теперь председатель, и сколько не накраду — все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо”), а про старого московского интеллигента Преображенского знает, что “этот не станет пинать ногой”.
    В жизни Шарика происходит, по его мнению, счастливая случайность — он оказывается в роскошной профессорской квартире, в которой, несмотря на повсеместную разруху, есть все и даже “лишние комнаты”. Но пес нужен профессору не для забавы. Над ним задуман фантастический эксперимент: путем пересадки части человеческого мозга собака должна превратиться в человека. Но если тем Фаустом, который создает человека в пробирке, становится профессор Преображенский, то вторым отцом — человеком, который дает собаке свой гипофиз, — Клим Петрович Чугункин, характеристика которого дается предельно коротко: “Профессия — игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной”. И появившееся в результате операции существо полностью унаследовало пролетарскую сущность своего предка. Он нагл, чванлив, агрессивен. Он полностью лишен представлений о человеческой культуре, о правилах взаимоотношений с другими людьми, он абсолютно безнравствен. Постепенно назревает неизбежный конфликт между творцом и творением, Преображенским и Шариком, точнее, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как именует себя “гомункулус”. И трагедия в том, что едва научившийся ходить “человек” находит в жизни надежных союзников, которые подводят под все его поступки революционную теоретическую основу. От Швондера Шариков узнает о том, какие у него, пролетария, привилегии по сравнению с профессором, и, больше того, начинает осознавать, что ученый, давший ему человеческую жизнь, — классовый враг. Шариков четко осознает главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все, что создано другими людьми, а главное — стремись к всеобщей уравниловке. И некогда благодарный профессору пес уже не может смириться с тем, что тот “один в семи комнатах расселился”, и приносит бумагу, по которой ему в квартире полагается площадь в 16 метров. Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы… С каждым днем он все больше и больше распоясывается. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает к женщинам. Но звездным часом для Шарикова становится его новая работа. Шарик совершает головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превращается в заведующего подотделом очистки города от бродячих животных. И именно такой выбор профессии неудивителен: шариковы всегда стремятся уничтожать своих же.
    Но Шариков не останавливается на достигнутом. Через некоторое время он появляется в квартире на Пречистенке с молодой девушкой и заявляет: “Я с ней расписываюсь, это — наша машинистка. Борменталя надо будет выселить…” Разумеется, выясняется, что Шариков обманул девушку, сочинил о себе множество историй.
    И последний аккорд шариковской деятельности — донос на профессора Преображенского.
    В повести чародею-профессору удается обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Хорошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Но, увы, в реальной жизни шариковы оказались куда более живучими. Самоуверенные, наглые, не сомневающиеся в своих священных правах на все, полуграмотные люмпены довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо насилие над ходом истории, пренебрежение законами ее развития могло породить только Шариковых.
    В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые — пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков.
    Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но их нелюдская сущность только и ждет момента, чтобы проявиться. И тогда они превращаются в монстров, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Они готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, как только они к нему прикасаются. И самое ужасное, что шариковым удалось добиться огромной власти, а приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
    В нашей стране после революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и поныне среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена. Страшно, что агрессивные шариковы со своей поистине собачьей живучестью, несмотря ни на что, могут выжить.
    Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза и нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Иногда кажется, что наша страна стала другой. Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет — сменится не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных М. А. Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..

  8. Образ
    Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

    В повести
    “Собачье сердце” М. А. Булгаков не просто описывает противоестественный
    эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека,
    который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской
    действительности первых послереволюционных лет.
    Основу сюжета
    повести составляют взаимоотношения крупного русского ученого и Шарика,
    Шарикова, собаки и искусственно созданного человека. Первая часть повести
    строится в основном на внутреннем монологе полуголодного уличного пса. Он
    по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа, с ее
    многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на
    полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”. Шарик умеет сочувствовать,
    ценить добро и ласку и, как ни странно, прекрасно понимает социальное
    устройство новой России: он осуждает новых хозяев жизни (“Я теперь председатель,
    и сколько не накраду — все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо”),
    а про старого московского интеллигента Преображенского знает, что “этот не
    станет пинать ногой”.
    В жизни Шарика
    происходит, по его мнению, счастливая случайность — он оказывается в роскошной
    профессорской квартире, в которой, несмотря на повсеместную разруху, есть все и
    даже “лишние комнаты”. Но пес нужен профессору не для забавы. Над ним задуман
    фантастический эксперимент: путем пересадки части человеческого мозга собака должна
    превратиться в человека. Но если тем Фаустом, который создает человека в
    пробирке, становится профессор Преображенский, то вторым отцом — человеком,
    который дает собаке свой гипофиз, — Клим Петрович Чугункин, характеристика
    которого дается предельно коротко: “Профессия — игра на балалайке по трактирам.
    Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти —
    удар ножом в сердце в пивной”. И появившееся в результате операции существо
    полностью унаследовало пролетарскую сущность своего предка. Он нагл, чванлив,
    агрессивен. Он полностью лишен представлений о человеческой культуре, о
    правилах взаимоотношений с другими людьми, он абсолютно безнравствен.
    Постепенно назревает неизбежный конфликт между творцом и творением,
    Преображенским и Шариком, точнее, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как
    именует себя “гомункулус”. И трагедия в том, что едва научившийся ходить
    “человек” находит в жизни надежных союзников, которые подводят под все его
    поступки революционную теоретическую основу. От Швондера Шариков узнает о том,
    какие у него, пролетария, привилегии по сравнению с профессором, и, больше
    того, начинает осознавать, что ученый, давший ему человеческую жизнь, —
    классовый враг. Шариков четко осознает главное кредо новых хозяев жизни: грабь,
    воруй, растаскивай все, что создано другими людьми, а главное — стремись к
    всеобщей уравниловке. И некогда благодарный профессору пес уже не может
    смириться с тем, что тот “один в семи комнатах расселился”, и приносит бумагу,
    по которой ему в квартире полагается площадь в 16 метров. Шарикову чужды
    совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме
    подлости, ненависти, злобы… С каждым днем он все больше и больше
    распоясывается. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает
    к женщинам. Но звездным часом для Шарикова становится его новая работа. Шарик
    совершает головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превращается в
    заведующего подотделом очистки города от бродячих животных. И именно такой
    выбор профессии неудивителен: шариковы всегда стремятся уничтожать своих же.
    Но Шариков не
    останавливается на достигнутом. Через некоторое время он появляется в квартире
    на Пречистенке с молодой девушкой и заявляет: “Я с ней расписываюсь, это — наша
    машинистка. Борменталя надо будет выселить…” Разумеется, выясняется, что
    Шариков обманул девушку, сочинил о себе множество историй.
    И последний
    аккорд шариковской деятельности — донос на профессора Преображенского.
    В повести
    чародею-профессору удается обратное превращение человека-монстра в животное, в
    собаку. Хорошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой.
    Но, увы, в реальной жизни шариковы оказались куда более живучими.
    Самоуверенные, наглые, не сомневающиеся в своих священных правах на все,
    полуграмотные люмпены довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо насилие
    над ходом истории, пренебрежение законами ее развития могло породить только
    Шариковых.
    В повести
    Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему
    казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые — пятидесятые годы
    травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю
    свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую
    ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне
    инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы
    эти звериные инстинкты было легче удовлетворить. Он гордится своим низким
    происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем
    низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом,
    разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы
    над ними мог возвыситься Шариков.
    Внешне шариковы
    ничем не отличаются от людей, но их нелюдская сущность только и ждет момента,
    чтобы проявиться. И тогда они превращаются в монстров, которые при первой
    возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную
    сущность. Они готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается
    в свою противоположность, как только они к нему прикасаются. И самое ужасное,
    что шариковым удалось добиться огромной власти, а приходя к власти, нелюдь
    старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них
    все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
    В нашей стране
    после революции были созданы все условия для появления огромного количества
    шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует.
    Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и
    поныне среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена. Страшно, что
    агрессивные шариковы со своей поистине собачьей живучестью, несмотря ни на что,
    могут выжить.
    Собачье сердце
    в союзе с человеческим разумом — главная угроза и нашего времени. Именно
    поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни,
    служит предупреждением грядущим поколениям. Иногда кажется, что наша страна
    стала другой. Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за
    десять, ни за двадцать лет — сменится не одно поколение, прежде чем шариковы
    исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет
    пороков, описанных М. А. Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется
    верить, что это время настанет!..

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

  9. В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков не просто Описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской действительности первых послереволюционных лет.
    Основу сюжета повести составляют взаимоотношения крупного русского ученого и Шарика, Шарикова, собаки и искусственно созданного человека. Первая часть повести строится в основном на внутреннем монологе полуголодного уличного пса. Он по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа, с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”. Шарик умеет сочувствовать, ценить добро и ласку и, как ни странно, прекрасно понимает социальное устройство новой России: он осуждает новых хозяев жизни (“Я теперь председатель, и сколько не накраду — все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо”), а про старого московского интеллигента Преображенского знает, что “этот не станет пинать ногой”.
    В жизни Шарика происходит, по его мнению, счастливая случайность — он оказывается в роскошной профессорской квартире, в которой, несмотря на повсеместную разруху, есть все и даже “лишние комнаты”. Но пес нужен профессору не для забавы. Над ним задуман фантастический эксперимент: путем пересадки части человеческого мозга собака должна превратиться в человека. Но если тем Фаустом, который создает человека в пробирке, становится профессор Преображенский, то вторым отцом — человеком, который дает собаке свой гипофиз, — Клим Петрович Чугункин, характеристика которого дается предельно коротко: “Профессия — игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной”. И появившееся в результате операции существо полностью унаследовало пролетарскую сущность своего предка. Он нагл, чванлив, агрессивен. Он полностью лишен представлений о человеческой культуре, о правилах взаимоотношений с другими людьми, он абсолютно безнравствен. Постепенно назревает неизбежный конфликт между творцом и творением, Преображенским и Шариком, точнее, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как именует себя “гомункулус”. И трагедия в том, что едва научившийся ходить “человек” находит в жизни надежных союзников, которые подводят под все его поступки революционную теоретическую основу. От Швондера Шариков узнает о том, какие у него, пролетария, привилегии по сравнению с профессором, и, больше того, начинает осознавать, что ученый, давший ему человеческую жизнь, — классовый враг. Шариков четко осознает главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все, что создано другими людьми, а главное — стремись к всеобщей уравниловке. И некогда благодарный профессору пес уже не может смириться с тем, что тот “один в семи комнатах расселился”, и приносит бумагу, по которой ему в квартире полагается площадь в 16 метров. Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы… С каждым днем он все больше и больше распоясывается. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает к женщинам. Но звездным часом для Шарикова становится его новая работа. Шарик совершает головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превращается в заведующего подотделом очистки города от бродячих животных. И именно такой выбор профессии неудивителен: шариковы всегда стремятся уничтожать своих же.
    Но Шариков не останавливается на достигнутом. Через некоторое время он появляется в квартире на Пречистенке с молодой девушкой и заявляет: “Я с ней расписываюсь, это — наша машинистка. Борменталя надо будет выселить…” Разумеется, выясняется, что Шариков обманул девушку, сочинил о себе множество историй.
    И последний аккорд шариковской деятельности — донос на профессора Преображенского.
    В повести чародею-профессору удается обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Хорошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Но, увы, в реальной жизни шариковы оказались куда более живучими. Самоуверенные, наглые, не сомневающиеся в своих священных правах на все, полуграмотные люмпены довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо насилие над ходом истории, пренебрежение законами ее развития могло породить только Шариковых.
    В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые — пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков.
    Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но их нелюдская сущность только и ждет момента, чтобы проявиться. И тогда они превращаются в монстров, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Они готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, как только они к нему прикасаются. И самое ужасное, что шариковым удалось добиться огромной власти, а приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
    В нашей стране после революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и поныне среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена. Страшно, что агрессивные шариковы со своей поистине собачьей живучестью, несмотря ни на что, могут выжить.
    Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза и нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Иногда кажется, что наша страна стала другой. Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет — сменится не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных М. А. Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..

  10. В повести
    “Собачье сердце” М. А. Булгаков не просто описывает противоестественный
    эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека,
    который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской
    действительности первых послереволюционных лет.
    Основу сюжета
    повести составляют взаимоотношения крупного русского ученого и Шарика,
    Шарикова, собаки и искусственно созданного человека. Первая часть повести
    строится в основном на внутреннем монологе полуголодного уличного пса. Он
    по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа, с ее
    многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на
    полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”. Шарик умеет сочувствовать,
    ценить добро и ласку и, как ни странно, прекрасно понимает социальное
    устройство новой России: он осуждает новых хозяев жизни (“Я теперь председатель,
    и сколько не накраду — все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо”),
    а про старого московского интеллигента Преображенского знает, что “этот не
    станет пинать ногой”.
    В жизни Шарика
    происходит, по его мнению, счастливая случайность — он оказывается в роскошной
    профессорской квартире, в которой, несмотря на повсеместную разруху, есть все и
    даже “лишние комнаты”. Но пес нужен профессору не для забавы. Над ним задуман
    фантастический эксперимент: путем пересадки части человеческого мозга собака должна
    превратиться в человека. Но если тем Фаустом, который создает человека в
    пробирке, становится профессор Преображенский, то вторым отцом — человеком,
    который дает собаке свой гипофиз, — Клим Петрович Чугункин, характеристика
    которого дается предельно коротко: “Профессия — игра на балалайке по трактирам.
    Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти —
    удар ножом в сердце в пивной”. И появившееся в результате операции существо
    полностью унаследовало пролетарскую сущность своего предка. Он нагл, чванлив,
    агрессивен. Он полностью лишен представлений о человеческой культуре, о
    правилах взаимоотношений с другими людьми, он абсолютно безнравствен.
    Постепенно назревает неизбежный конфликт между творцом и творением,
    Преображенским и Шариком, точнее, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как
    именует себя “гомункулус”. И трагедия в том, что едва научившийся ходить
    “человек” находит в жизни надежных союзников, которые подводят под все его
    поступки революционную теоретическую основу. От Швондера Шариков узнает о том,
    какие у него, пролетария, привилегии по сравнению с профессором, и, больше
    того, начинает осознавать, что ученый, давший ему человеческую жизнь, —
    классовый враг. Шариков четко осознает главное кредо новых хозяев жизни: грабь,
    воруй, растаскивай все, что создано другими людьми, а главное — стремись к
    всеобщей уравниловке. И некогда благодарный профессору пес уже не может
    смириться с тем, что тот “один в семи комнатах расселился”, и приносит бумагу,
    по которой ему в квартире полагается площадь в 16 метров. Шарикову чужды
    совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме
    подлости, ненависти, злобы… С каждым днем он все больше и больше
    распоясывается. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает
    к женщинам. Но звездным часом для Шарикова становится его новая работа. Шарик
    совершает головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превращается в
    заведующего подотделом очистки города от бродячих животных. И именно такой
    выбор профессии неудивителен: шариковы всегда стремятся уничтожать своих же.
    Но Шариков не
    останавливается на достигнутом. Через некоторое время он появляется в квартире
    на Пречистенке с молодой девушкой и заявляет: “Я с ней расписываюсь, это — наша
    машинистка. Борменталя надо будет выселить…” Разумеется, выясняется, что
    Шариков обманул девушку, сочинил о себе множество историй.
    И последний
    аккорд шариковской деятельности — донос на профессора Преображенского.
    В повести
    чародею-профессору удается обратное превращение человека-монстра в животное, в
    собаку. Хорошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой.
    Но, увы, в реальной жизни шариковы оказались куда более живучими.
    Самоуверенные, наглые, не сомневающиеся в своих священных правах на все,
    полуграмотные люмпены довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо насилие
    над ходом истории, пренебрежение законами ее развития могло породить только
    Шариковых.
    В повести
    Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему
    казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые — пятидесятые годы
    травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю
    свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую
    ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне
    инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы
    эти звериные инстинкты было легче удовлетворить. Он гордится своим низким
    происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем
    низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом,
    разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы
    над ними мог возвыситься Шариков.
    Внешне шариковы
    ничем не отличаются от людей, но их нелюдская сущность только и ждет момента,
    чтобы проявиться. И тогда они превращаются в монстров, которые при первой
    возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную
    сущность. Они готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается
    в свою противоположность, как только они к нему прикасаются. И самое ужасное,
    что шариковым удалось добиться огромной власти, а приходя к власти, нелюдь
    старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них
    все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
    В нашей стране
    после революции были созданы все условия для появления огромного количества
    шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует.
    Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и
    поныне среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена. Страшно, что
    агрессивные шариковы со своей поистине собачьей живучестью, несмотря ни на что,
    могут выжить.
    Собачье сердце
    в союзе с человеческим разумом — главная угроза и нашего времени. Именно
    поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни,
    служит предупреждением грядущим поколениям. Иногда кажется, что наша страна
    стала другой. Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за
    десять, ни за двадцать лет — сменится не одно поколение, прежде чем шариковы
    исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет
    пороков, описанных М. А. Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется
    верить, что это время настанет!..

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *