Сочинение на тему образ собакевича в поэме мертвые души 9 класс

9 вариантов

  1. У Чичикова сложилось свое мнение о Михаиле Семеновиче. Он был похож на неуклюжего медведя, его фрак имел медвежий цвет. Повадки и походка героя заканчивала медвежий образ. Собакевич постоянно умудрялся наступать всем на ноги. И не только персона помещика выглядела так нелепо. Его дом был очень похож на своего хозяина. Домашняя мебель – стулья, столы, диваны – все напоминало Михаила Семеновича, все имело непонятно беспорядочный вид.
    У Собакевича было свое виденье о городских чиновниках. Одних он прозывал разбойниками, других – мошенниками, третьих – христопродавцами. Даже о своих близких друзьях Собакевич высказывается не очень хорошо, ведь считает, что город, в котором он живет, наполнен одними мошенниками. Сам Михаил Семенович достаточно груб и неуклюж. Он совершенно отвергает все новое, не принимает современные устои и принципы.
    Из описания образа Собакевича, мы видим то, что он является хорошим хозяином, он заботится о людях, которые на него работают. За продажу мертвых душ, Собакевич просит достаточно приличные деньги, ведь знает им цену. Он с точностью и аккуратностью пишет список для Чичикова, указывая все данные про своих умерших крестьянах. Это говорит о том, что он знал всех своих рабочих лично и владел полной информацией об их судьбах. Поэтому, не смотря на свой небрежный вид, герой Собакевич был достаточно неплохим человеком и заботливым крепостным помещиком.

  2. Помещик Собакевич в поэме Н. В. Гоголя является одним из центральных персонажей. Он стал четвертым человеком из списка посещений Чичикова.
    Гоголь представляет читателю Собакевича как человека огромных размеров, похожего на медведя. Под стать хозяину была и его супруга Феодулия Ивановна, женщина высокая, хотя и худая.
    Михаил Семенович был добротным и практичным хозяином. Хотя внешний вид жилья и подворья не соответствовал строительным канонам зодчих, все строения отличались добротностью, прочностью, что может говорить о том, каким хозяйственным человеком был Собакевич. Его двор окружен добротной толстой деревянной решеткой, что говорит о достатке, имеющемся у помещика.
    Гоголь описывает Собакевича как неуклюжего человека, даже имя его намекает на медведя; убранство дома полностью соответствует ему: хозяину не важны эстетичность и красота, для него важным показателем жизни является функциональность
    Висящие в гостиной картины военачальников, здоровых и крепких, словно бы дополняют образ такого же крепко слаженного хозяина дома.
    Гоголь показывает читателю, что все в доме напоминало Собакевича, даже мебель – в виде массивных столов и стульев.
    Собакевич – человек грубый и прямой, он не страшится высказывать свое объективное мнение о чиновниках, называя губернатора – первым разбойником в мире, председателя – дураком, а начальника полиции – мошенником.
    Собакевича Гоголь представляет как щедрого хозяина. Для гостя он накрывает стол, рассказывая о том, как любит вкусно поесть и никогда не жалеет пищи. Помещик является превосходным слушателем и своеобразным собеседником, но вместе с тем он предстает перед читателем человеком невежественным, отвергающим сущность просвещения.
    Основные занятия Собакевича сводятся к крестьянскому хозяйству. Он отлично ладит со всеми своими крепостными крестьянами и помнит всех умерших людей. Михаил Семенович рассказывает о каретнике Михееве, словно о живом, когда между героями идет жаркий спор о цене за ревизскую душу, как называет мертвецов сам хозяин. Потом Собакевич начинает перечислять всех мастеров, некогда трудившихся у него в хозяйстве.
    Собакевич предстает в лице опытного дельца, он пытается торговаться с Чичиковым, выпрашивая за одну мертвую душу 100 рублей, расхваливая свой товар, будто он был не помещиком, а купцом.
    Как и у всех персонажей данной поэмы, у Собакевича отсутствует живая душа. Видя перед собой мошенника в образе Чичикова Михаил Семенович сам рад обогатиться посредством фальсифицированной сделки за несуществующий товар. В каждом человеке он видит исключительно пройдоху и мошенника, но не замечает, что таковым является на самом деле сам.

  3. Поэма Н.В.Гоголя рисует правдивые картины жизни русского провинциального чиновничества и помещичьего сословия. Путешествуя по России, главный герой поэмы волей судьбы заброшен в российскую глубинку, где знакомится с целой плеядой типичнейших представителей помещичьего класса.
    Каждый из помещиков имеет свои отличительные черты, свой собственный образ жизни. Но всех их отличает одно общее – они мертвы духовно. И добряк Манилов, и грубиян Ноздрев, и крепыш Собакевич, и Коробочка, И Плюшкин – все они остановились в своем духовном развитии. Власть над крепостными душами, стремление к наживе убили в них все человеческое.
    Примечателен в этом плане образ Собакевича. Чичиков обращает внимание на то, что весь облик этого крепкого хозяина напоминает средней величины медведя. Создавая этого человека, «натура недолго мудрила». В его облике заметна какая-то топорная работа. Что-то звериное наблюдается в этом человеке. «Медведь! совершенный медведь!» – думает о нем Чичиков. И вся окружающая обстановка тоже чем-то сродни Собакевичу. Даже дрозд в клетке напоминает своего хозяина. Почему так?
    Потому что вся жизнь Собакевича, так же как и Коробочки, направлена на одно – накопление капитала. Но в отличие от Настасьи Петровны, Собакевич чувствует время, он предполагает грядущие перемены и готов к ним. Он нисколько не удивлен предложением Чичикова. Напротив, начинает нахваливать, какими замечательными мастерами были умершие крепостные. Он без стеснения запрашивает с Чичикова по сто рублей за душу.
    Собакевич наглый делец, которого ничто не остановит на пути достижения своей цели. Он хорошо относится к крепостным крестьянам. Но не из человеколюбия. Они выгодны ему, как средство накопления капитала. Но как только Собакевич почувствует выгоду, он не раздумывая продаст любого из своих крестьян. Потому что он «мертвая душа», человек, сделавший накопительство единственной ценностью жизни, не верящий никому и ничему на свете.

  4. Собакевич следует четвертым в галерее гоголевских помещиков. Образ этот сравнивают с шекспировским Калибаном, однако много в нем и чисто русского, национального.
    Основные черты Собакевича — это ум, деловитость, практическая хватка, но при этом для него характерны прижимистость, какая-то тяжеловесная устойчивость во взглядах, характере, образе жизни. Эти черты заметны уже в самом Портрете героя, который похож на медведя «средней величины». Даже зовут его Михайлом Семеновичем. «Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке».
    В портрете Собакевича ощутим гротескный мотив сближения героя с животным, с вещью. Тем самым Гоголь подчеркивает ограниченность интересов помещика миром материальной жизни.
    Качества героя Гоголь раскрывает также посредством пейзажа., интерьера и диалогов. Деревня Собакевича «довольно велика». Слева и справа от нее расположены «два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темное, другое светлее». Уже леса эти говорят о хозяйственности помещика, его практической сметке.
    Полностью соответствует внешнему и внутреннему облику хозяина и его усадьба. Собакевич нисколько не заботится об эстетичности, внешней красоте окружающих его предметов, думая лишь об их функциональности. Чичиков, подъезжая к дому Собакевича, отмечает, что при постройке, очевидно, «зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина». «Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин — удобства…», — замечает Гоголь. Это «удобство», забота о функциональности предметов проявляется у Собакевича во всем. Двор помещика окружен «крепкою и непомерно толстою деревянного решеткой», конюшни и сараи сделаны из полновесных, толстых бревен, даже деревенские избы мужиков «срублены на диво» — «все …пригнано плотно и как следует».
    Обстановка в доме Собакевича воспроизводит тот же «крепкий, неуклюжий порядок». Стол, кресла, стулья — все «самого тяжелого и беспокойного свойства», в углу гостиной стоит «пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь». На стенах висят картины «греческих полководцев» — необыкновенно крепких и рослых молодцов, «с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходит по телу».
    Характерно, что здесь вновь возникает мотив богатырства, «играющий роль положительного идеологического полюса в поэме». И задают этот мотив не только изображения греческих полководцев, но и портрет самого Собакевича, имеющего «самый крепкий и на диво стаченный образ». В этом мотиве отразилась мечта Гоголя о русском богатырстве, заключенном, по мысли писателя, не только в физической мощи, но и в «несметном богатстве русского духа». Писатель улавливает здесь самую суть русской души: «Подымутся русские движения… и увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов».
    Однако в образе Собакевича «богатство русского духа» подавлено миром материальной жизни. Помещик озабочен лишь сохранением своего достатка да изобилием стола. Больше всего он любит хорошо и вкусно поесть, не признавая иностранных диет. Так, обед у Собакевича весьма «разнообразен»: к щам подается фаршированный бараний желудок, затем следуют «бараний бок с кашей», ватрушки, фаршированный индюк и варенье. «У меня когда свинина, всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!» — говорит он Чичикову. Здесь Гоголь развенчивает чревоугодие, один из людских пороков, с которым борется православие.
    Характерно, что Собакевич далеко не глуп: он сразу сообразил, в чем суть пространной речи Павла Ивановича и быстро назначил свою цену умершим крестьянам. Логичен и последователен помещик во время торга с Чичиковым.
    Собакевич по-своему проницателен, наделен трезвым взглядом на вещи. Он не питает никаких иллюзий по поводу городских чиновников: «…это всё мошенники; весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». В словах героя здесь заключается правда автора, его позиция.
    Ум Собакевича, его проницательность и, вместе с тем, «дикость», нелюдимость, необщительность помещика проявляются в его речи. Собакевич высказывается очень четко, кратко, без излишней «красивости» и витиеватости. Так, на пространные разглагольствования Чичикова о тягостной помещичьей обязанности внесения податей за ревизские души, «окончившие жизненное поприще», Михаил Иванович «реагирует» одной фразой; «Вам нужно мертвых душ?» Обсуждая знакомых, помещик может и побраниться, употребить «крепкое словцо».
    Образ Собакевича в поэме статичен: читателям не представлена жизненная история героя, какие-либо духовные изменения его. Однако характер, представший перед нами, — живой и многосторонний. Как и в главах, посвященных остальным помещикам, Гоголь использует здесь все элементы композиции (пейзаж, интерьер, портрет, речь), подчиняя их лейтмотиву данного образа.

  5. Собакевич Михайло Семеныч – помещик, четвертый «продавец» мертвых душ. Само имя и внешность этого героя (напоминает «средней величины медведя», фрак на нем «совершенно медвежьего» цвета, ступает вкривь и вкось, цвет лица «каленый, горячий») указывают на его могучесть его натуры.
    С самого начала образ С. связывается с темой денег, хозяйственности, расчета (в момент въезда в деревню С. Чичиков мечтает о 200-тысячном приданом). Беседуя с Чичиковым С., не обращая внимания на уклончивость Чичикова, деловито переходит к существу вопроса: «Вам нужно мертвых душ?» Главное для С. – цена, все остальное его не интересует. Со знанием дела С. торгуется, расхваливает свой товар (все души «что ядреный орех») и даже успевает надуть Чичикова (подсовывает ему «женскую душу» – Елизавету Воробей). Душевный облик С. отражается во всем, что его окружает. В его доме все «бесполезные» архитектурные красоты удалены. Избы мужиков также построены без всяких украшений. В доме С. на стенах висят картины, изображающие исключительно греческих героев, которые внешне похожи на хозяина дома. На С. похож и дрозд темного цвета в крапинку, и пузатое ореховое бюро («совершенный медведь»). В свою очередь и сам герой тоже похож на предмет – ноги его как чугунные тумбы. С. – это тип русского кулака, крепкого, расчетливого хозяина. Крестьянам его живется неплохо, надежно. То, что природная мощь и деловитость превратились у С. в туповатую косность, скорее не вина, а беда героя. С. живет исключительно в современности, в 1820-х гг. С высоты своей мощи С. видит, как измельчала окружающая его жизнь. Во время торга он замечает: «…что это за люди? мухи, а не люди», куда хуже покойников. С. занимает одно из самых высоких мест в духовной «иерархии» героев, потому что у него, по мысли автора, много шансов на возрождение. От природы он наделен многими хорошими качествами, у него богатый потенциал и могучая натура. Их реализация их будет показана во втором томе поэмы – в образе помещика Костанжогло.
    СОБАКЕВИЧ — персонаж поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (перв. том 1842, под ценз. назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор, том 1842-1845). Фольклорные источники образа С.— былинные и сказочные богатыри (Еруслан Лазаревич, Илья Муромец и т.п.). Возможные литературные источники: Тарас Скотинин из комедии Д.Фонвизииа «Недоросль», медведеподоб-ный разбойник Бурдаш из романа М.Загоскина «Юрий Милославский». Богатырская мощь С. (нога, обутая в сапог исполинского размера), подвиги за обеденным столом (ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка», съеденная зараз «половина бараньего бока»), богатырское здоровье С. («пятый десяток живу, ни разу не был болен») пародируют облик и деяния сказочных и былинных богатырей. Фамилия С. формально не связана с его внешним обликом: С. похож «на средней величины медведя»; цвет лица «каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке»; его имя — Михайло Семенович — также указывает на фольклорного медведя. Однако ассоциативно фамилия соответствует характеру и портрету: у С. «бульдожья» хватка и лицо; кроме того, к людям он относится, как цепной пес (ср. иронически обыгранные Гоголем слова С. после согласия продать души: «да уж нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствие ближнему»). Грубость и неуклюжесть — суть портрета С. Природа, создавая его лицо, «рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…». Бездушность С. подчеркивает метафорическая подмена лица широкой молдаванской тыквой, а ног — чугунными тумбами. Вещи вокруг С. повторяют тяжелое и прочное тело хозяина: крепкий и асимметричный дом, «как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов»; крестьянские избы и колодец из корабельного дуба, но без всяких резных узоров; пузатое ореховое бюро — совершенный медведь; стол, кресло, стулья, казалось, говорили: «И я тоже Собакевич!» Даже дрозд похож на С. С. привязан к земному и строит так, будто намерен жить вечно, не думая ни о смерти, ни о душе; С. бездетен (ср. евангельскую притчу о богаче, настроившем новые житницы: «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому ж достанется то, что ты заготовил?» (Ев. от Луки, 12:20)). С.— хозяин, материалист, и ему нет дела до «сокровищ на небесах». Гипертрофированная практичность С. контрастна слащавым «эмпиреям» Манилова, так же как привычка ругать все подряд, видеть во всех мерзавцев и мошенников противопоставлена восторженной идеализации людей, присущей Манилову. Губернатор у С.— «первый разбойник в мире», «за копейку зарежет». Весь город — христопродавцы, «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет . Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Чиновники, по мнению С., «даром бременят землю», а стряпчий Золотуха — «первейший хапуга в мире». С.— русофил и ненавидит все западное. Он готов перевешать немцев и французов, так как те придумали диету, воображая, «что и с русским желудком сладят». С. не детализирует, он сторонник целого, гигантского. В этом, согласно С., проявляется истинно русская натура: «У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!» У полицмейстера, пока гости беседовали, С. «доехал» осетра. Душа С. погребена под тяжестью плоти или, по словам Гоголя, где-то за горами закрыта «толстою скорлупою», «как у бессмертного Кощея». О душе С. вспоминает только торгуясь с Чичиковым, сводя ее неуловимую сущность к сугубо вещественной оболочке, к пище: «У вас душа человеческая все равно что пареная репа» (ср. «редька, варенная в меду»). Нереализованные героические потенции «омертвелой» души С. пародийно представлены портретами героев греческого национально-освободительного движения 1821-1829 гг. (Маврокордато, Миау-ли, Канари), впрочем, их героизм, исключительно лубочного толка, вырождается у С. в пустую внешнюю грандиозность («толстые ляжки и неслыханные усы»), подчеркнутую алогизмом портрета Багратиона, «тощего, худенького, с маленькими знаменами и пушками», «в самых узеньких рамках». С.— «человек-кулак». Метафора Гоголя выражает общечеловеческую страсть, олицетворенную в образе С.,— страсть к тяжелому, земному, плотскому. Это — стяжательство особого рода, оно кардинально отличается от беспочвенного, зыбкого стяжательства Чичикова; напротив, оно предметно, по-хозяйски прочно (даже «мертвые души» у С. не дрянь-душа, а «ядреный орех, все на отбор»), за душу С. «заламывает» сто рублей и не брезгует м
    ошенничеством, подсунув в список душ бабу — «Елизавету Воробья». Сила и воля С. («Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь!») лишены идеала, сердцевины, души, по сути, они так же мертвы, как мечтательность Манилова или скупость Плюшкина, в конечном счете они тормозят движение «птицы-тройки» Руси.
    Образ помещика Собакевича в поэме «Мертвые души»
    В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем отмечает основательность и фундаментальность. Это естественные черты жизни Собакевича. На нём и на обстановке его дома лежит печать неуклюжести, уродливости. Физическая крепость и неуклюжесть выступает в облике самого героя. “Он был похож на средней величины медведя”,- пишет о нем Гоголь. В Собакевиче преобладает животное начало. Он лишен каких бы то ни было духовных запросов,далек от мечтательности, философствования и благородных порывов души Смысл его жизни состоит в насыщении желудка. Сам он отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением:” Просвещение – вредная выдумка”. В нем уживается поместный существователь и накопитель. В отличие от Коробочки, он хоршо понимает окружающую обстановку и понимает время, в которое он жвёт, знает людей.В отличие от остальных помещиков он сразу понял сущность Чичикова. Собакевич – это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести. Всё окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды.В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду. Он прямолинеен, достаточно груб и никому ни во что не верит. В отличие от Манилова, в его восприятии все люди – разбойники, негодяи, дураки.( в доме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила:”И я тоже Собакевич”.
    Описание деревни и хозяйства помещика свидетельствует об определенном достатке. “Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности… Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво… все было пригнано плотно и как следует”.
    Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению — сравнению помещика с медведем. Собакевич — чревоугодник. В своих суждениях о где он поднимается до своеобразной “гастрономической” патетики: “У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!” Впрочем,
    Собакевичу, и этим он отличается от Плюшкина и большинства других помещиков, кроме разве что Коробочки, присуща некоторая хозяйственная жилка: не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян.
    Образ Собакевича занимает достойное место в галерее помещиков. “Кулак! Да еще и бестия в придачу” — такую характеристику дал ему Чичиков. Собакевич, бесспорно, помещик-накопитель. Деревня у него большая, обустроенная. Все постройки хоть и неуклюжи, но прочны до крайности. Сам Собакевич напомнил Чичикову средней величины медведя — большой, неуклюжий. В портрете Собакевича совсем нет описания глаз, которые, как известно, являются зеркалом души. Гоголь хочет показать, что Собакевич настолько груб, неотесан, что в теле его “совсем не было души”. В комнатах Собакевича все такое же неуклюжее и большое, как он сам. Стол, кресло, стулья и даже дрозд в клетке, казалось, говорили: “И я тоже Собакевич”. Просьбу Чичикова Собакевич воспринимает спокойно, но требует за каждую мертвую душу по 100 рублей, да еще и нахваливает свой товар, как купец. Говоря о типичности подобного образа, Гоголь подчеркивает, что люди, подобные Собакевичу, встречаются везде — ив провинции, и в столице. Ведь дело не во внешности, а в натуре человека: “нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь”. Грубый и неотесанный Собакевич — властелин над своими крестьянами. А если бы такому подняться повыше да дать ему власть побольше? Сколько бы бед он мог натворить! Ведь о людях он придерживается строго определенного мнения: “Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет”.

  6. Н. В. Гоголь предлагает интересный эпитет для характера Собакевича. Чичиков сравнивает его с кулаком, крепко сжатым. Почему появляется такая ассоциация? Все во внешнем виде и в душе плотно сжато, сбито в единую суть. Каждая деталь подчеркивает силу и здоровье русского барина.
    Кулак – это как броня, кольчуга, под которой прячется помещик. Он закрыл свой внутренний мир, стал бездушным и эгоистичным. Его интересует только свой дом. Жажда наживы не позволяет руке разжаться. Он никогда не протянет руки встречному, не поможет и не поддержит.
    Михаил Семенович неспособен на лесть и подобострастие. Он, не задумываясь, бьет по людям, не размышляя о сути своих высказываний, о возможности обидеть собеседника.

    Крепкий хозяин

    Помещик Собакевич расчетлив и надежен. Он ведет хозяйство по-деловому спокойно и неторопливо. Не вводит в хозяйство эксперименты, отрицает прогрессивные методы управления поместьем.
    Классик не может отказаться от возможности порассуждать, вникнуть в описание Собакевича в поэме «Мертвые души». Что было бы, если Собакевич оказался не помещиком, а, например, представителем власти или чиновником? Горе будет всей стране. Добившись власти, Собакевичи будут «щелкать» чиновников, от которых нет толку. Страшно представить, к чему придут чиновники под руководством кулака. Лучше для литературного героя, по мнению автора, быть помещиком. Он заботится о себе, стремится не принести вреда крестьянам, от которых видит прок.
    Помещик знает всех умерших крестьян. Готов рассказать о каждом, причем не только о его профессии, но и о чертах характера. Цитатная характеристика может запутать. Следует понимать, это не проявления заботливости, это расчетливость. Хозяин должен точно знать, что может дать ему мужик, какую пользу принесет, сколько на нем можно заработать.

  7. Основная мысль бессмертной поэмы «Мертвые души» – изображение российской действительности XIX века: невежественные помещики и чиновники, тяжелая участь простого народа, произвол властей.
    Очень ярким представителем класса помещиков является Михаил Семенович Собакевич. У этого помещика довольно большая деревня, с крепкими и основательными постройками. Его дом, «как будто был определен на вековое стояние». Дома крестьян в его деревне «тоже срублены были на диво» – прочно и надежно. Этот факт говорит о том, что помещик Собакевич не только сам заботился о прочности и порядке своего дома, но и давал возможность крепостным крестьянам иметь хорошие деревенские избы.
    Сам Собакевич показался Чичикову «похожим на средней величины медведя»: «Фрак на нем был совершенно медвежьего цвета», он был весьма неуклюжим и наступал беспрестанно на чужие ноги.
    Убранство комнат дома Собакевича было «прочное и неуклюжее в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома…». «Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, и каждый предмет, казалось, говорил «И я тоже Собакевич!»…
    О городских чиновниках Михаил Семенович отзывается грубо и нелестно: губернатор, по его словам, первый в мире разбойник, полицмейстер – мошенник, все – христопродавцы.
    Даже о тех людях, с кем Собакевич, кажется, дружен, он не произносит ни одного хорошего слова, помещик твердо уверен, что в их городе «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».
    Собакевич груб и невежественен, отказывается принимать все новое и передовое:«Эти доктора – немцы до французы, я бы их перевешал…Толкуют: просвещенье, просвещенье, а это просвещенье – фук!».
    Хотя сам Собакевич, по словам Чичикова, настоящий кулак, излишнюю скупость он не приемлет и осуждает: «У меня не так, как у какого-нибудь Плюшкина: восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!». Это тоже характеризует Собакевича, как хорошего хозяина.
    Просьбу Чичикова о продаже мертвых душ, Собакевич выслушивает спокойно и просит за это довольно большие деньги. Когда торг состоялся, Собакевич пишет список умерших крестьян с такой аккуратностью и точностью, описывая «ремесло, звание, лета и семейное состояние, что любо было глядеть». Мы понимаем, что он не только крепостной помещик и хозяин своих крестьян, он прекрасно знает людей и ценит их качества. Т.е., говоря словами Чичикова, со своими мужиками Собакевич в ладу и их не обижает.
    «Эк наградил-то тебя бог! Вот уж точно, как говорят, неладно скроен, до крепко сшит», – это изречение Чичикова наиболее точно отражает образ помещика Михаила Семеновича Собакевича.

  8. В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем отмечает основательность и фундаментальность. Это естественные черты жизни Собакевича. На нём и на обстановке его дома лежит печать неуклюжести, уродливости.
    Физическая крепость и неуклюжесть выступает в облике самого героя. “Он был похож на средней величины медведя”,- пишет о нем Гоголь. В Собакевиче преобладает животное начало. Он лишен каких бы то ни было духовных запросов, далек от мечтательности, философствования и благородных порывов души Смысл его жизни состоит в насыщении желудка.
    Сам он отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением:” Просвещение – вредная выдумка”. В нем уживается поместный существователь и накопитель. В отличие от Коробочки, он хоршо понимает окружающую обстановку и понимает время, в которое он жвёт, знает людей. В отличие от остальных помещиков он сразу понял сущность Чичикова. Собакевич – это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести.
    Всё окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды. В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду. Он прямолинеен, достаточно груб и никому ни во что не верит. В отличие от Манилова, в его восприятии все люди – разбойники, негодяи, дураки.( в доме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила:”И я тоже Собакевич”.
    Описание деревни и хозяйства помещика свидетельствует об определенном достатке. “Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности… Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво… все было пригнано плотно и как следует”.Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению — сравнению помещика с медведем. Собакевич — чревоугодник.
    В своих суждениях о где он поднимается до своеобразной “гастрономической” патетики: “У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!” Впрочем,Собакевичу, и этим он отличается от Плюшкина и большинства других помещиков, кроме разве что Коробочки, присуща некоторая хозяйственная жилка: не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян.Образ Собакевича занимает достойное место в галерее помещиков. “Кулак! Да еще и бестия в придачу” — такую характеристику дал ему Чичиков.
    Собакевич, бесспорно, помещик-накопитель. Деревня у него большая, обустроенная. Все постройки хоть и неуклюжи, но прочны до крайности. Сам Собакевич напомнил Чичикову средней величины медведя — большой, неуклюжий.
    В портрете Собакевича совсем нет описания глаз, которые, как известно, являются зеркалом души. Гоголь хочет показать, что Собакевич настолько груб, неотесан, что в теле его “совсем не было души”. В комнатах Собакевича все такое же неуклюжее и большое, как он сам. Стол, кресло, стулья и даже дрозд в клетке, казалось, говорили: “И я тоже Собакевич”. Просьбу Чичикова Собакевич воспринимает спокойно, но требует за каждую мертвую душу по 100 рублей, да еще и нахваливает свой товар, как купец.
    Говоря о типичности подобного образа, Гоголь подчеркивает, что люди, подобные Собакевичу, встречаются везде — ив провинции, и в столице. Ведь дело не во внешности, а в натуре человека: “нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь”. Грубый и неотесанный Собакевич — властелин над своими крестьянами.

  9. Характеристика Собакевича. Характер Собакевича начинает раскрываться перед нами еще в первой главе, когда он, едва познакомившись с Чичиковым, тут же наступил ему на ногу, сказавши: «Прошу прощения». Эти неповоротливость, неуклюжесть и немногословие сразу же производят впечатление чего-то грубоживотного, малоподвижного, тяжелого. Оно бесконечно усиливается в ходе дальнейшего знакомства с ним. Основными чертами характера Собакевича являются звериная жестокость и хищность. Не случайно Гоголь сравнивает его со «средней величины медведем». Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, его практически нельзя обмануть. Характер Собакевича великолепно схвачен писателем и раскрывается не только во внешности, но и в его манере говорить, двигаться, во всем: укладе его жизни. Еще подъезжая к имению, Чичиков обратил внимание на «большой деревянный дом с мезонином, красной крышей, темно-серыми, или лучше дикими стенами», на то, что «двор окружен был крепкой и непомерно толстою деревянной решеткой», чго конюшни, сараи и кухни были построены из полновесных и толстых бревен, «определенных на вековое стояние».
    Каждая вещь в доме Собакевича, начиная от «пузатого орехового бюро на пренелепых четырех ногах» и кончая последним стулом, удивительно тесно срослась со своим хозяином и, казалось, говорила: «Я тоже Собакевич. И я тоже очень похожа на Собакевича».
    Однако, подчеркивая основательность и прочность поместного быта Собакевича, Гоголь вместе с тем подчеркивает его неуклюжесть и уродливость. При этом важно подчеркнуть: уродливость вещей, уродливость обстановки выдают и уродливость человеческой души. В чем же она проявляется? Для Собакевича характерно в высшей степени враждебное отношение ко всему, что связано с духовным началом в человеческой жизни. В его глазах просвещение, культура – все только выдумки, никому не нужные и вредные. «Толкуют: просвещение, просвещение, а это просвещение – фук!» – заявляет он, непоколебимо уверенный в своей правоте.
    По твердому убеждению Собакевича, единственно важным делом жизни может быть только забота о собственном существовании и благополучии. Насыщение желудка у него при любых обстоятельствах (дома или в гостях – не важно) всегда стоит на первом плане.
    Исключительно ярко раскрывается кулацко-медвежья   хватка   Собакевича   в   сцене  купли-продажи «мертвых душ» (в ходе анализа ее желательно прочитать в классе). Прежде всего здесь обращает внимание поза Собакевича в продолжение всего разговора с Чичиковым, выдающая его звериную хватку хищника: «Собакевич все слушал, наклонивши голову», далее опять: «Собакевич все слушал, наклонивши голову», затем снова: «Собакевич слушал, все по-прежнему нагнувши голову». И, наконец, первая фраза, которую он произносит: «Вам нужно мертвых душ? Извольте, я готов продать»,- сказал Собакевич, уже несколько приподнявши голову». Все это напоминает внимательное выслеживание добычи хищником и стремительный бросок из засады ей навстречу, когда она оказывается в пределах досягаемости. Слушая витиеватые подступы Чичикова к интересующей его теме, расчетливый и хитрый Собакевич прекрасно понимает, что все это еще далеко от сути дела, но едва только эта суть стала ему ясна, он деловито обрывает красноречие Чичикова, и это выразительно оттеняет писатель изменением его позы.
    В отличие от Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевич мгновенно оценивает выгодность предложения Чичикова и стремится сорвать куш побольше, заламывая цену сразу «по сту рублей за штуку». Причем, прекрасно понимая всю незаконность предлагаемой гостем сделки, он пытается даже его шантажировать: «Но знаете ли, что такого рода покупки… не всегда позволительны, и расскажи я или кто иной…» – и г. д.
    Весь нравственно-психологический облик Собакевича не оставляет сомнений относительно положения его крестьян, но помещик этот понимает, что разорять их невыгодно ему самому. Вот почему деревянные избы его мужиков были срублены так же надежно и прочно, как и дом их хозяина. Расчетливый, хитрый, прижимистый, «человек-кулак», Собакевич по-своему не менее типичен, нежели тупая Коробочка или прожектер Манилов, и Гоголь подчеркивает эту типичность, сравнивая его с крупным петербургским чиновником, грабящим казну. Собакевич страшен своей звериной сущностью, желанием прижать, сломить, подчинить себе других, зажать в кулак, «показать себя», наступить всем и каждому на ногу. Однако наиболее ярко и последовательно Гоголь использует в пятой главе прием гиперболизации. Описание обстановки, внешности Собакевича, его аппетита – все это дано Б яркой гиперболической манере. Исключительное многообразие стилевых приемов свидетельствует о замечательном мастерстве писателя. Каждый из них глубоко им продуман и помогает более емко показать действительность этой эпохи.
    Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Сочинение на тему: Образ Собакевича в романе Гоголя «Мертвые души» . Это нужно, ведь не потеряешь!

    Содержание интересных новостей

    Новые сочинения:
    Единство образов отрицательных героев в романе «Мертвые души»
    Сочинение на тему: Типичен ли Плюшкин?
    Прореха на человечестве. Сочинение: Образ Плюшкина
    Николай Гоголь (1809-1852)
    По произведению Гете «Фауст»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *