Сочинение на тему образ софии фамусовой

11 вариантов

  1. Софья – это героиня повести Грибоедова «Горе от ума». Эта девушка является очень необычным персонажем в повести Грибоедова. Она – как порождение лжи, так и доброжелательности и силы, пусть и только внешней.
    Софья – это девушка, которая является той, от которой шли все нити, как настроения, так и горя многих людей. Она, как кукловод умело пользовалась их слабостями, так и сильными сторонами. Она – манипулятор, если говорить современным языком. Но вместе с тем, с этими качествами и таким характером, Софья – красивая девушка, которая также и своей внешностью умеет пользоваться. У нее много поклонников, и недаром, ведь она сильна в этом.
    Эта девушка – сильная личность, которая не упустит своего. Кроме того, по характеру, она еще и очень насмешлива, ее сарказм достигает многих ушей, она любит насмешничать, говорить какие-то шутки. Но она не слишком весела, можно точнее сказать, что она умеет говорить саркастически, ее иронии может кого-то как обидеть, так и сделать врагом ее.
    Софья выросла в хорошей семье, богатой, всем обеспеченной, которая ни в чем не знала затрат сильных. Именно потому эта девушка молодая, выросла обеспеченной, яркой и смелой личностью. Она ничего не боялась, и умела умело лицемерить и лгать, когда понадобиться. И, в оправдание ее, можно сказать, что она не совсем виновата в этом, так как такие действия и черты характера были не в новинку в то время. Именно потому она еще и была таковой, потому что ее так воспитали, воспитали в такой среде, где по-другому быть и действовать нельзя было. Иначе – это вызывало толки и слухи, а также – презрение и недоброжелательность.
    В комедии «Горе от ума» приводятся примеры личности, которая тоже является главным героем.

    Вариант 4

    А.С. Грибоедов был многогранной личностью. У него был уникальный талант дипломата, театрала. Александр Сергеевич писал стихи, поэмы, играл на нескольких инструментах. Даже сочинял музыку. До наших дней дошли два вальса его авторства. Но в историю мировой литературы  Грибоедов вошел как автор одного произведения. Им стала комедия «Горе от ума», признанная критиками бессмертной.
    Пьеса включила в себя три художественных направления: реализм, классицизм, романтизм. Традиции жанра сочетаются с более современными веяниями. Социальная комедия, в своей классической трактовке, предполагает однобокие образы персонажей. Каждый из которых обличает один какой-то порок. Но «Горе от ума» раскрывает читателю многогранные личности героев. Глупость, нелепое подражание иностранцам, солдафонство, угодничество, лизоблюдство, меркантильность, отсутствие собственного мнения, гонения на культуру и образование – все отразил автор в своих «живых» персонажах.
    Основной конфликт пьесы – это противоборство «века нынешнего» с «веком минувшим». В первом лагере оказывается лишь Александр Андреевич Чацкий. Тогда, как во втором штабе – практически все остальные.
    На фоне общественного конфликта разворачивается любовный треугольник. Он не похож на сюжет любовного романа. Мужчин двое, но ни один не претендует на идеал. Чацкий, при его уме, образованности, резок, не сдержан в речах, не всегда тактичен. Молчалин же низок, подл, неприятен. Но на его стороне симпатии героини.
    Сама барышня тоже не похожа на классический образ. Софья – дочь крупного чиновника. Павел Афанасьевич – управляющий в казенном доме, богат. Для своего единственного ребенка хочет светлого будущего. Жених необходим «при чинах, да при звездах». Ни Чацкий, ни Молчалин этим критериям не соответствуют. Отец восклицает: «Кто беден, тот тебе не пара!»
    А.С. Пушкин писал о Софье, что это неясный образ, плохо прописанный персонаж. Но это лишь на первый взгляд. Юная леди, на протяжении всего текста, играет роль буфера между двумя мирами. Она не относится к  «фамусовскому обществу», хоть и воспитана в нем. Но и к «веку нынешнему» ее нельзя причислить. В этом ее роль ключевая. Ведь в конце воспитание одерживает верх.
    Большинство гостей «фамусовского» бала носят говорящие фамилии. Но у Софьи выразительное имя, со значением «мудрая». Это авторская ирония.
    Девушка не глупа. У нее хорошее воспитание. Отец нанимал «полк учителей». Но она рано лишилась матери, поэтому никто не занимался формированием души. Сейчас барышне семнадцать, она «расцвела», стала завидной невестой.
    Соня смелая, решительная. Ей сложно держать свою любовь втайне. Не страшит родительский гнев и общественное мнение. Молодая особа восклицает: «Что мне молва!»
    Она позволяет себе колкие, язвительные, остроумные высказывания с Чацким. Но нежно переживает за Молчалина. Лишается чувств, когда тот падает с лошади.
    Выросла барышня на французских романах. Поэтому все добродетели приписывает своему избраннику, рисуя идеал. Возможно, поэтому выбор пал на небогатого молодого человека. Ведь в сентиментальных книгах возлюбленный всегда не ровня.
    Девица не обладает особой душевной красотой, добродетелями. Но что-то в ней привлекает Чацкого, вызывая любовь. Быть может, сильный характер.
    В конце сюжета Софья понимает, что ее избранник подлец. Винит себя во всем. Но Чацкий наверняка прав. Появится другой «низкопоклонник и делец», за которого Соня выйдет замуж.

  2. 2
    Текст добавил: хру©талЬная_©леzа

    Столкновение «века минувшего» с его меркантильными интересами и «века нынешнего» с его новыми взглядами на жизнь разделило героев произведения на два лагеря. Но есть персонажи, которых нельзя однозначно отнести ни к первой, ни ко второй группе. Так, например, на рубеже двух поколений стоит Софья Фамусова, которая достаточно умна для уходящего века, но все же была воспитана в «фамусовском обществе».
    С одной стороны, девушка умеет искренне любить, переживать эмоции, обладает невероятной смелостью и решительностью. Софья любит проводить время за чтением, даже ее отец, который считает это дело глупым и бессмысленным, подчеркивает, что «ей сна нет от французских книг» и то, что «все по-французски вслух читает запершись». Она не боится мнения общества. В отличие от Молчалина, для которого «злые языки страшнее пистолета», Софья привыкла слушать сердце: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит».
    Несмотря на то, что во многом взгляды на жизнь Софьи отличаются от принципов дворян, девушка выросла и воспитывалась в «фамусовском обществе», которое, безусловно, повлияло на нее. Главной ошибкой героини стало то, что она решила связать свою жизнь с ярким представителем «века минувшего» – Молчалиным.
    Умная от природы, смелая девушка с прогрессивными взглядами на жизнь становится заложницей и общества, в котором выросла, и любви к человеку, который ее не достоин. В один момент образ героя Молчалина, который Софья нарисовала себе, разбивается, а вместе с ним и борьба, которую девушка вела за свою любовь, становится напрасной. Образ Софьи  достаточно сложен и противоречив, но в тоже время – это один из самых трагичных образов комедии.

  3. Софья Павловна Фамусова является главной героиней комедии Грибоедова «Горе от ума». Девушка наделена очень противоречивым характером. Однажды Гончаров И.А. подметил, что в Софье смешались хорошие манеры и ложь, острый ум и отсутствие каких-либо убеждений. Она не была «стандартом» девушки тогдашнего общества. Именно за это ее и полюбил Чацкий.
    Грибоедов показывает нам Софью, как очень умную и образованную девушку, способную по-настоящему переживать свои эмоции. Ей не чуждо сострадание и любовь всем сердцем. Софья Павловна очень любила читать произведения французских писателей и поэтов. Девушка была очень мечтательна и чувствительна. Окружающих она воспринимала через призму романтических произведений. Скорее всего, именно поэтому Софья обратила свой взор на Молчалина, ведь он так был похож на ее любимых литературных героев. Кроме того, будучи властной женщиной, Софья нуждалась в человеке, который будет слушать ее во всем. Молчалин оказался именно таким.
    Сблизившись с Чацким, Грибоедов показывает нам еще одну сильную черту характера Софьи. В своем юном возрасте девушка была независима в своих суждениях и мнении касательно происходящих событий. Чацкий видел это и очень ценил. Он считал Софью своим единственным другом и единомышленником.
    После приезда в Москву, Чацкий замечает, что Софья начала меняться под воздействием окружающих. Это очень опечалило Чацкого. Но Софья обеспокоена совсем по другому поводу. Жизнь преподнесла ей урок. Оказывается, Молчалин был рядом с девушкой, только ради того, чтобы получить высокий чин. В этот момент она потеряла такого «угодного» мужа. Софья не может, да и не хочет быть с Чацким. Это не удобный для нее человек. Но именно он открыл ее глаза на происходящие события. Нарисовав себе романтический образ, девушка выбирает его. Из-за чего девушка страдает больше всех.
    Грибоедов показал нам Софью Павловну, как драматический образ. Благодаря своему характеру девушка была очень похожа на Чацкого, но в конечном итоге стала его противником. Именно поэтому образ Софьи является одним из самых оригинальных женских образов в русской литературе.

  4. Трудно описать простыми обыденными словами, какая Софья Павловна Фамусова. Натура её глубока и чувствительна. Природа наградила её совершенными качествами. Она самостоятельна и целеустремленна, но в то же время ветрена и легкомысленна. Нрав её властный и решительный. В своих фантазиях она не перестаёт мечтать. Софья уже давно поняла, что она главная в семье и все обязаны её слушаться. Быть может причина всему – отсутствие материнской ласки.
    Софье всего семнадцать лет, но она сильна, независима и умна не по годам. Хоть и присутствуют в характере Софьи положительные черты, в окружении Фамусовых им трудно проявиться. Из-за особенностей воспитания она обладает таким же мировоззрением, как и остальная часть её окружения. Им не чуждо лицемерие и ложь.
    Софья воспринимает людей, сравнивая их с героями из любимых книг. Любовь к французским романам отложила свой отпечаток на характере Софьи. Она сентиментальна и чувственна. Объект её любви должен обладать такими же качествами, что и герои её любимых произведений. Именно поэтому она выдвинула на первый план Молчалина.
    Софья, опираясь на свои чувства и эмоции, живёт одним днём. На самом деле эта ситуация грустна и драматична, так как мужчина, которого она выбрала, жалкий и ничтожный. На первом месте у Софьи Молчалин, а уже потом всё остальное. Он занимает все её мысли, и ни о чём другом она думать не может. Любовь Софьи к Молчалину безгранична. Но всё происходящее не доставляет ей чувства радости и спокойствия. И она точно знает, что отец хочет видеть рядом с ней совершенно не такого человека. Вряд ли он сможет принять Молчалина в семью.
    Белый свет ей не мил. Софье тяжело справиться со своими переживаниями, и она делится своими чувствами со служанкой Елизаветой. А в конце Софья Павловна видит, как Молчалин оказывает Елизавете знаки внимания. Это её просто убивает и делает окончательно несчастной. К сожалению, она не смогла отличить искренних чувств от игры. Образ Софьи является одним из самых противоречивых и подлинных в русской литературе.
    Вместе со статьёй «Сочинение: Образ Софьи Фамусовой в комедии «Горе от ума» читают:
    В чем сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?
    Сочинение на тему: Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума»
    Сочинение на тему «Чацкий – победитель или побеждённый?»

  5. Выдающимся произведением первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих героев столь же сложными, как сложны реальные люди.
    Одним из наиболее противоречивых характеров в пьесе «Горе от ума» является Софья. Очень хорошо о ней сказано в статье И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Автор говорит о смешении в Софье «хороших инстинктов с ложью», «живого ума с отсутствием всякого намека на убеждения». Но она «загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Гончаров увидел в ней «задатки недюжинной натуры», ведь «недаром ее любил и Чацкий». От природы Софья наделена хорошими качествами: сильным умом, независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Эта девушка получила неплохое образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литературы. Но к сожалению, все эти положительные черты характера Софьи не могли получить развития в фамусовском обществе.
    Представления о людях она черпала из сентиментальных французских романов — эта литература развила в Софье мечтательность и чувствительность. Поэтому она не случайно обратила внимание на Мол- чалина, который своим характером и поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что Софья не умеет оценить избранника здраво и критически:
    Конечно, нет в нем этого ума,
    Что гений для иных, а для иных чума,
    Который скор, блестящ и скоро опротивит.
    Софья, может быть, еще и потому полюбила Мол- чалина, что ей, девушке с характером, нужен в жизни человек, которым она могла бы управлять. Любовь Чацкого к героине помогает нам понять одну истину: характер Софьи в чем-то главном под стать самому Чацкому. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», но и проявляет завидную независимость, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Об этом свидетельствует такая реплика Софьи: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Чацкий это понимает и свои речи адресует прежде всего Софье. Именно ее он считает своей единомышленницей. Он привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Этой веры не поколебали в нем «ни даль», «ни развлечения, ни перемена мест». Поэтому Чацкий, возвратившись в Москву и увидев, как изменилась Софья под влиянием окружения, поражен.
    Софья, как и Чацкий, переживает любовное разочарование. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника совсем с другой стороны. Она понимает, что нужна была ему только для того, чтобы, улучив момент, воспользоваться ее влиянием и получить повыше чин. Софья получает первый жестокий урок. Возможно, если бы она позже узнала об истинных намерениях Молчалина, ей не было бы так больно, но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль «мужа-мальчика, мужа-слуги». Ей не нужен был такой человек, как Чацкий, но именно он открыл ей глаза на все происходящее. Если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы Чацкого. Однако она выбирает человека недостойного, так как не мыслит себе иного героя. И, по замечанию Гончарова, «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого» именно Софье.
    Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен как близкий Чацкому. Критики Н. К. Пиксанов и И. А. Гончаров сопоставляют Софью Фамусову с Татьяной Лариной. Чрезвычайно важен для понимания образа героини ее сон. Сон, рассказанный Софьей, содержит как бы формулу ее души и своеобразную программу действий. Здесь самой Софьей впервые названы те черты ее личности, которые так высоко оценил Гончаров. Сон знаменателен для постижения ее характера, как и сон Татьяны Лариной для постижения характера пушкинской героини. Сопоставляя Татьяну и Софью, И. А. Гончаров писал, что «громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиным. Выбор Софьи, конечно, не рекомендует ее…» Н. К. Пиксанов совершенно справедливо отмечал, что «драма, переживаемая Софьей Фамусовой в финале четвертого акта, является в русской литературе… первым и блестящим опытом художественного изображения душевной жизни женщины. Драма Татьяны Лариной создана позже».
    Итак, А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные современному читателю и зрителю. Поэтому, как утверждал Гончаров, «Горе от ума» держится особняком в литературе и отличается от других произведений моложавостью и более крепкой живучестью.

  6. Сюжет комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” составляет конфликт человека прогрессивных убеждений —; Александра Андреевича Чацкого — с консервативным фамусовским обществом. Единственный персонаж, задуманный как близкий Чацкому. — это Софья Павловна Фамусова. Ради встречи с ней Чацкий приезжает в Москву после трехлетнего отсутствия. Он и не подозревает, что ее избранником стал Молчалин: возникает типичная ситуация “любовного треугольника”.
    Развитие сюжета определяется и желанием Чацкого выяснить, кому отдано сердце Софьи. Но герой постоянно вступает в конфликт с окружающими ее людьми и прежде всего с ее отцом Павлом Афанасьевичем Фамусовым. Взгляды Чацкого несовместимы с воззрениями фамусовского общества, а скрывать их он не умеет. Грибоедов блистательно показывает, насколько Чацкий чужд этому обществу, в котором живет Софья. Таким образом, девушка оказывается как бы на пересечении всех “силовых линий” этой комедии.
    Грибоедов, создавая столь сложный и . противоречивый образ, писал: “Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку. . . ” Он представил женский характер большой силы и глубины. Образу Софьи довольно долго “не везло” с критикой. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора. И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству образ Софьи и ее роль в пьесе. “Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”,— пишет Гончаров.
    Софья — персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии, так же как и Чацкий, она натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок — это не делает ситуацию смешной, а, напротив, усугубляет ее драматизм. У Софьи очень сильно чувство любви, но в то же время любовь ее безрадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что ее избранник, Молчалин, никогда не будет принят отцом: в фамусовском обществе браки совершаются по расчету. Отец мечтает выдать дочь за Скалозуба, но она способна адекватно оценить личность жениха:
    Он слова умного не выговорил сроду,
    Мне все равно, что за него, что в воду.
    Софья мечтает о любви, причем о необыкновенной любви. Мысль о браке со Скалозубом омрачает жизнь девушки, и внутренне она уже готова к борьбе. Чувства настолько переполняют ее душу, что она исповедуется в своей любви сначала служанке Лизе, а затем и Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно так удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?”
    Софья выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Как ей кажется, она относится к нему здраво и критически:
    Конечно, нет в нем этого ума.
    Что гений для иных, а для иных чума,
    Который скор, блестящ и скоро опротивет. . .
    Да эдакий ли ум семейство осчастливит?
    Вероятно, ей кажется, что, мечтая о браке с Молчалиным, она поступает очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, для нее открывается истинная сущность ее возлюбленного. Мол-чалин так низок, так подл в сцене с Лизой, что по сравнению с ним Софья ведет себя в этой ситуации с большим достоинством:
    Упреков, жалоб, слез моих
    Не смейте ожидать, не стоите вы их.
    Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина. но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека?
    Вероятно, проблема заключалась не в самой Софье, а во всей системе женского образования, которое имело конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, т. е. для благополучного замужества. Софья не умеет думать, не способна отвечать за каждый свой шаг — вот в чем ее беда. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти собственный путь. С одной стороны, ее воспитывают книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки, восхищается их верностью и преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Но она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии женские образы представлены так, что мы видим весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости, от княжон Тугоуховских до графини-бабушки. Такова удачная, благополучная жизнь светской дамы, повторить которую стремится любая барышня, и Софья тоже: замужество, законодательница в светских гостиных, почтение окружающих, и так до того момента, когда “с бала да в могилу”.
    «
    1
    2
    »

  7. Софья
    И.А. Гончаров писал о комедии “Горе от ума”, что это и “картина нравов, и галерея живых типов, и вечно жгучая, острая сатира,” в которой представлена дворянская Москва 10-20 годов 19 века. По словам Гончарова, каждый из главных героев комедии переживает “свой мильон терзаний”. Переживает его и Софья.
    Воспитанная Фамусовым и мадам Розье в соответствии с правилами воспитания московских барышень, Софья была обучена “и танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам”. Ее вкусы и представления об окружающем мире формировались под влиянием французских сентиментальных романов. Она воображает себя героиней романа, поэтому плохо разбирается в людях. С. отвергает любовь чересчур язвительного Чацкого. Не хочет стать женой тупоумного, грубого, но богатого Скалозуба и избирает Молчалина. Молчалин разыгрывает перед С. роль платонического влюбленного и может до рассвета возвышенно молчать наедине с любимой. С. отдает предпочтение Молчалину, потому что находит в нем множество достоинств, необходимых для “мужа-мальчика, мужа-слуги, из жениных пажей”. Ей нравится, что Молчалин застенчив, уступчив, почтителен.
    А между тем С. умна и находчива. Она дает верные характеристики окружающим. В Скалозубе она видит тупого, ограниченного солдафона, который “слова умного не выговорит сроду”, который может рассуждать только о “фрунтах и рядах”, “о петличках и выпушках”. Она даже не может представить себя женой такого человека: “Мне се равно, что за него, что в воду”. В отце Софья видит сварливого старика, который не церемонится с подчиненными и со слугами. Да и качества Молчалина С. оценивает правильно, но, ослепленная любовью к нему, не хочет замечать его притворства..
    Софья по-женски находчива. Она умело отвлекает внимание отца от присутствия Молчалина в гостиной, в ранний час утра. Чтобы замаскировать свой обморок и испуг после падения Молчалина с лошади, она находит правдивые объяснения, заявляя, что очень чувствительна к несчастьям других.. Желая наказать Чацкого за его язвительное отношение к Молчалину, именно Софья распускает слух о сумасшествии Чацкого. Романтическая , сентиментальная маска сорвана теперь с Софьи и открывается лицо раздраженной, мстительной московской барышни.
    Но расплата ждет и С., потому что развеялся ее любовный дурман. Она стала свидетельницей предательства Молчалина, оскорбительно отзывавшегося о ней и заигрывавшего с Лизой. Это наносит удар по самолюбию С., и вновь обнаруживается ее мстительная натура. “Расскажу всю правду батюшке”, – с досады решает она. Это еще раз доказывает, что любовь ее к Молчалину была не настоящей, а книжной, придуманной, но эта любовь заставляет ее пережить свой “мильон терзаний”.

  8. Сюжет комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” составляет конфликт человека прогрессивных убеждений —; Александра Андреевича Чацкого — с консервативным фамусовским обществом. Единственный персонаж, задуманный как близкий Чацкому.— это Софья Павловна Фамусова. Ради встречи с ней Чацкий приезжает в Москву после трехлетнего отсутствия. Он и не подозревает, что ее избранником стал Молчалин: возникает типичная ситуация “любовного треугольника”.
    Развитие сюжета определяется и желанием Чацкого выяснить, кому отдано сердце Софьи. Но герой постоянно вступает в конфликт с окружающими ее людьми и прежде всего с ее отцом Павлом Афанасьевичем Фамусовым. Взгляды Чацкого несовместимы с воззрениями фамусовского общества, а скрывать их он не умеет. Грибоедов блистательно показывает, насколько Чацкий чужд этому обществу, в котором живет Софья. Таким образом, девушка оказывается как бы на пересечении всех “силовых линий” этой комедии.
    Грибоедов, создавая столь сложный и .противоречивый образ, писал: “Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку…” Он представил женский характер большой силы и глубины. Образу Софьи довольно долго “не везло” с критикой. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора. И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству образ Софьи и ее роль в пьесе. “Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”,— пишет Гончаров.
    Софья — персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии, так же как и Чацкий, она натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок — это не делает ситуацию смешной, а, напротив, усугубляет ее драматизм. У Софьи очень сильно чувство любви, но в то же время любовь ее безрадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что ее избранник, Молчалин, никогда не будет принят отцом: в фамусовском обществе браки совершаются по расчету. Отец мечтает выдать дочь за Скалозуба, но она способна адекватно оценить личность жениха:
    Он слова умного не выговорил сроду,
    Мне все равно, что за него, что в воду.
    Софья мечтает о любви, причем о необыкновенной любви. Мысль о браке со Скалозубом омрачает жизнь девушки, и внутренне она уже готова к борьбе. Чувства настолько переполняют ее душу, что она исповедуется в своей любви сначала служанке Лизе, а затем и Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно так удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?”
    Софья выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Как ей кажется, она относится к нему здраво и критически:
    Конечно, нет в нем этого ума.
    Что гений для иных, а для иных чума,
    Который скор, блестящ и скоро опротивет…
    Да эдакий ли ум семейство осчастливит?
    Вероятно, ей кажется, что, мечтая о браке с Молчалиным, она поступает очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, для нее открывается истинная сущность ее возлюбленного. Мол-чалин так низок, так подл в сцене с Лизой, что по сравнению с ним Софья ведет себя в этой ситуации с большим достоинством:
    Упреков, жалоб, слез моих
    Не смейте ожидать, не стоите вы их.
    Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина. но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека?
    Вероятно, проблема заключалась не в самой Софье, а во всей системе женского образования, которое имело конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, т. е. для благополучного замужества. Софья не умеет думать, не способна отвечать за каждый свой шаг — вот в чем ее беда. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти собственный путь. С одной стороны, ее воспитывают книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки, восхищается их верностью и преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Но она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии женские образы представлены так, что мы видим весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости, от княжон Тугоуховских до графини-бабушки. Такова удачная, благополучная жизнь светской дамы, повторить которую стремится любая барышня, и Софья тоже: замужество, законодательница в светских гостиных, почтение окружающих, и так до того момента, когда “с бала да в могилу”. И для этой жизни Чацкий не подходит, а вот Молчалин — просто идеал! Ей необходим “муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — высокий идеал московских всех мужей”. Поэтому, даже отказавшись от Молчалина, Софья, скорее всего, не откажется от поклонника “молчалинского типа”.
    Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. В комедии Грибоедова Софья благодаря своему характеру оказывается в совершенно особом положении, занимая в конфликте Чацкого и фамусовского общества как бы срединное место. Отдельными чертами своей натуры Софья близка Чацкому, но в конечном итоге оказывается его противником. Это противоречие делает Софью одним из самых оригинальных образов комедии Грибоедова “Горе от ума”.

  9. Авг
    08 2010

    Образ Софьи Павловны Фамусовой

    Образ Софьи Павловны Фамусовой  сложен. От природы она наделена хорошими качествами. Это девушка умная, гордая, с сильным и независимым характером, с горячим сердцем, мечтательная. Эти черты отчётливо проявляются в её поведении. О ней так говорила народная артистка А. А. Яблочкина, одна из лучших исполнительниц роли Софьи: «Разве особый язык грибоедовской Софьи, такой отличный от языка других персонажей «Горя от ума», не раскрывает её образ? Её речь ясно показывает, что, несмотря на то, что ей семнадцать лет,- это… не речь девушки, а хозяйки дома, привычной к общему подчинению. Она давно без матери, она чувствует себя госпожой. Отсюда её властный тон, её самостоятельность. Вместе с тем она себе на уме, насмешлива, мстительна: несомненно, она девушка с большим характером. В её речи есть что-то и от крепостных, с ними ей постоянно приходится иметь дело, и, с другой стороны, от французских мадам и французских книг».
    Софья постоянно говорит о различных душевных переживаниях: «прикинулся влюблённым, взыскательным и огорчённым», «убийственны холодностью своей», «из глубины души вздохнёт» и т. д.
    Её ум проявляется в высказываниях обобщающего характера: «Счастливые часов не наблюдают», «Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждёт из-за угла» и т. п.
    Воспитание Софья получила под руководством француженок-гувернанток. Отсюда – обилие галлицизмов1 в её речи: «сказать вам сон», «делить смех». С другой стороны, в её языке есть и просторечия, например: «изволили вбежать», «пересмеять», «к парикмахеру, щипцы простудит».
    Хорошие черты и природные задатки Софьи не могли получить в фамусовском обществе своего развития. Наоборот, ложное воспитание привило Софье много отрицательного, сделало её представительницей общепринятых в этом кругу взглядов, приучило её ко лжи и лицемерию. И. А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» правильно говорит о Софье: «Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».
    Представления о людях, о жизни Софья почерпнула из наблюдений над бытом людей своего круга да из французских сентиментальных романов, которые были тогда очень популярны в дворянской среде, особенно среди девушек.
    Вот эта-то сентиментальная литература и развила в Софье мечтательность и чувствительность, по ней она рисовала героя своего романа – человека незнатного, чувствительного. Эти романы и могли заставить её обратить внимание на Молчалнна, некоторыми   своими чертами и поведением   напоминающего её любимых героев. Сыграло известную роль в её увлечении Молчаливым и другое обстоятельство, из которое указывает Гончаров. «Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на неё глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семенные права. Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастливым и иметь в нём вечного раба. Не её вина, что из этого выходил будущий «мужмальчик, МУЖСЛУГЭ – идеал московских мужей!» На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова».
    В Софье Гончаров видит «сильные задатки недюжинной натуры, живого ума страстности и женской мягкости», но «она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». За эти хорошие качества Софьи её и любил Чацкий, и тем больнее было ему увидеть в иен после трёхлетнего, отсутствия в Москве типичную представительницу фамусовского круга. Но и Софья переживает трагедию, когда, подслушав разговор Молчалина с Лизой, видит любимого ею человека в настоящем свете. По замечанию Гончарова, «ей конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого».
    Предыдущие Сочинения: «Веку минувшего», противопоставлен Александр Чацкий
    Следующие Сочинения: Гоголь. Мертвые души – роман о судьбе России
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Образ Софьи Павловны Фамусовой . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Почему Софья полюбила Молчалина? Героиня которая нарушает нравств. основы.
    Почему Софья выбрала Молчалина?
    Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Мое отношение к Софье («Горе от Ума»)
    Сюжет и композиция “Горя от ума”
    Софья и Лиза в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: два характера и две судьбы.
    Софья и Лиза в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: два характера и две судьбы.
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  10. 10
    Текст добавил: Яблоко Исаака Ньютона

    Сюжет комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» составляет конфликт человека прогрессивных убеждений Александра Андреевича Чацкого — с консервативным фамусовским обществом. Единственный персонаж, задуманный как близкий Чацкому.— это Софья Павловна Фамусова. Ради встречи с ней Чацкий приезжает в Москву после трехлетнего отсутствия. Он и не подозревает, что ее избранником стал Молчалин: возникает типичная ситуация «любовного треугольника».
    Развитие сюжета определяется и желанием Чацкого выяснить, кому отдано сердце Софьи. Но герой постоянно вступает в конфликт с окружающими ее людьми и прежде всего с ее отцом Павлом Афанасьевичем Фамусовым. Взгляды Чацкого несовместимы с воззрениями фамуеовского общества, а скрывать их он не умеет. Грибоедов блистательно показывает, насколько Чацкий чужд этому обществу, в котором живет Софья. Таким образом, девушка оказывается как бы на пересечении всех «силовых линий» этой комедии.
    Грибоедов, создавая столь сложный и .противоречивый образ, писал: «Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку…» Он представил женский характер большой силы и глубины. Образу Софьи довольно долго «не зезло» с критикой. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора. И только Гончаров в «Мильоне терзаний» в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству образ Софьи и ее роль в пьесе. «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга».— пишет Гончаров.
    Софья — персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии, так же как и Чацкий, она натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок — это не делает ситуацию смешной, а, напротив, усугубляет ее драматизм. У Софьи очень сильно чувство любви, но в то же время любовь ее безрадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что ее избранник, Молчалин, никогда не будет принят отцом: в фамусовском обществе браки совершаются по расчету. Отец мечтает выдать дочь за Скалозуба, но она способна адекватно оценить личность жениха:
    Он слова умного не выговорил сроду,
    Мне все равно, что за него, что в воду.
    Софья мечтает о любви, причем о необыкновенной любви. Мысль о браке со Скалозубом омрачает жизнь девушки, и внутренне она уже готова к борьбе. Чувства настолько переполняют ее душу, что она исповедуется в своей любви сначала служанке Лизе, а затем и Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно так удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл: «Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?»
    Софья выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Как ей кажется, она относится к нему здраво и критически:
    Конечно, нет в нем этого ума.

  11. Сюжет комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” составляет конфликт человека прогрессивных убеждений —; Александра Андреевича Чацкого — с консервативным фамусовским обществом. Единственный персонаж, задуманный как близкий Чацкому.— это Софья Павловна Фамусова. Ради встречи с ней Чацкий приезжает в Москву после трехлетнего отсутствия. Он и не подозревает, что ее избранником стал Молчалин: возникает типичная ситуация “любовного треугольника”.
    Развитие сюжета определяется и желанием Чацкого выяснить, кому отдано сердце Софьи. Но герой постоянно вступает в конфликт с окружающими ее людьми и прежде всего с ее отцом Павлом Афанасьевичем Фамусовым. Взгляды Чацкого несовместимы с воззрениями фамусовского общества, а скрывать их он не умеет. Грибоедов блистательно показывает, насколько Чацкий чужд этому обществу, в котором живет Софья. Таким образом, девушка оказывается как бы на пересечении всех “силовых линий” этой комедии.
    Грибоедов, создавая столь сложный и .противоречивый образ, писал: “Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку…” Он представил женский характер большой силы и глубины. Образу Софьи довольно долго “не везло” с критикой. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора. И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству образ Софьи и ее роль в пьесе. “Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”,— пишет Гончаров.
    Софья — персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии, так же как и Чацкий, она натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок — это не делает ситуацию смешной, а, напротив, усугубляет ее драматизм. У Софьи очень сильно чувство любви, но в то же время любовь ее безрадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что ее избранник, Молчалин, никогда не будет принят отцом: в фамусовском обществе браки совершаются по расчету. Отец мечтает выдать дочь за Скалозуба, но она способна адекватно оценить личность жениха:
    Он слова умного не выговорил сроду,
    Мне все равно, что за него, что в воду.
    Софья мечтает о любви, причем о необыкновенной любви. Мысль о браке со Скалозубом омрачает жизнь девушки, и внутренне она уже готова к борьбе. Чувства настолько переполняют ее душу, что она исповедуется в своей любви сначала служанке Лизе, а затем и Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно так удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?”
    Софья выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Как ей кажется, она относится к нему здраво и критически:
    Конечно, нет в нем этого ума.
    Что гений для иных, а для иных чума,
    Который скор, блестящ и скоро опротивет…
    Да эдакий ли ум семейство осчастливит?
    Вероятно, ей кажется, что, мечтая о браке с Молчалиным, она поступает очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, для нее открывается истинная сущность ее возлюбленного. Мол-чалин так низок, так подл в сцене с Лизой, что по сравнению с ним Софья ведет себя в этой ситуации с большим достоинством:
    Упреков, жалоб, слез моих
    Не смейте ожидать, не стоите вы их.
    Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина. но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека?
    Вероятно, проблема заключалась не в самой Софье, а во всей системе женского образования, которое имело конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, т. е. для благополучного замужества. Софья не умеет думать, не способна отвечать за каждый свой шаг — вот в чем ее беда. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти собственный путь. С одной стороны, ее воспитывают книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки, восхищается их верностью и преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Но она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии женские образы представлены так, что мы видим весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости, от княжон Тугоуховских до графини-бабушки. Такова удачная, благополучная жизнь светской дамы, повторить которую стремится любая барышня, и Софья тоже: замужество, законодательница в светских гостиных, почтение окружающих, и так до того момента, когда “с бала да в могилу”. И для этой жизни Чацкий не подходит, а вот Молчалин — просто идеал! Ей необходим “муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — высокий идеал московских всех мужей”. Поэтому, даже отказавшись от Молчалина, Софья, скорее всего, не откажется от поклонника “молчалинского типа”.
    Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. В комедии Грибоедова Софья благодаря своему характеру оказывается в совершенно особом положении, занимая в конфликте Чацкого и фамусовского общества как бы срединное место. Отдельными чертами своей натуры Софья близка Чацкому, но в конечном итоге оказывается его противником. Это противоречие делает Софью одним из самых оригинальных образов комедии Грибоедова “Горе от ума”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *