Сочинение на тему образ сони мармеладовой в романе преступление и наказание

12 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Каждому своё

    Эта нежная и совсем хрупкая девушка, вызывает у читателя глубокое сочувствие, ее нелегкая судьба заставляет сердце сжаться. Совсем юная девушка Сонечка, была вынуждена стать рабыней обстоятельств, посланная собственной семьей на панель, она смиренно принимает свою участь. Эта миниатюрная девушка с глубокими и ясными газами, слишком робкая и богобоязненная особа. Но преданность своей семье, настолько сильна, что она переступает через себя и свои убеждения, дабы помочь семье справится с финансовыми трудностями.
    Не смотря на то, что главная героиня не совсем Соня Мармеладова, все же в романе отчетливо прослеживается, нежное отношения Федора Михайловича Достоевского, к этому истерзанному судьбой персонажу. Он все время возвращается к этой совсем юной и такой ранимой особе, которая вынуждена нести свой крест.
    Соня не ждет взамен благодарности и оваций за свое решение, ее преданность отцу не видит границ, Мармеладов же, в свою очередь тоже очень любит свою дочь, но болезненная тяга к спиртному, сделала из него безвольного раба. Он бесцельно шатается по улицам и кабакам, затуманивая свое сознание раз за разом, сжимая, в такой способ чувство вины за собственную беспомощность.
    Хрупкой Сонечке в свою очередь очень стыдно посещать отчий дом, не смотря на то что пошла она не этот грех, только ради своей семьи, приходит она лишь для того чтобы отдать деньги мачехе, которые достаются ей сквозь нестерпимые душевные терзания.
    Складывается впечатление, что Соня совершенно не способна думать о себе, все ее действия направлены на заботу о своих ближних. Она считает, что нет людей лучше, чем она и нет же хуже, ибо перед Богом все равны, все дети его.
    Единственное что смущает эту щупленькую девочку с детским личиком, это то, что Раскольников, после своего признания пытался скрыть вину. Но, по мнению Мармеладовой, нет преступления ужасней, она не осуждает молодого человека, но все же считает, ужасным пытаться обойти наказание.
    После того как Родион признался в своих деяниях и ответил перед законом. Соня единственная кто не отвернулся от него и продолжала наведывать Раскольникова, в местах не столь отдаленных. Не смотря на то, что Родион, не очень то тепло встречал на первых парах девушку, она продолжала посещать юношу. Что в очередной раз доказывает то, что нет придела ее милосердию.
    Есть между молодыми людьми нечто связующее, они оба перешли черту, оба прыгнули с обрыва и ничего не вернуть назад, но все же есть существенная разница, Родион, пренебрег чужой жизнью, а Соня пожертвовала собственной. У обоих были вне сомнения благие цели, но все же есть черта дозволенного.

    Сочинение 4

    Соня Мармеладова – главный женский образ романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
    Первый раз читатель узнаёт о Соне из рассказа её отца, Семёна Мармеладова о своей жизни Родиону Раскольникову: «единородная дочь моя». Глава семейства Мармеладовых рассказывает о подвиге Сони: ради благополучия семьи восемнадцатилетняя девушка идёт на панель, ведь другого способа заработать денег у неё нет. Это считается подвигом, ведь Соня переступает через страх унижения, мораль, она не думает о себе, а заботится о близких.
    Этот поступок отразится на дальнейшей жизни Сони, ведь теперь она обладательница «жёлтого билета», документа заменяющего паспорт и дающего право на работу «ночной бабочкой». Вернуть паспорт обратно было тяжело, а с жёлтым билетом заниматься можно было только проституцией, а значит, получить хоть какую-нибудь работу Соня Мармеладова не могла.
    Зная, чем занимается Соня, окружающие её травили, брезговали находиться с ней в одном помещении (пример: Амалия Фёдоровна, выдворившая Соню из комнаты, сдававшейся Мармеладовым).
    Полное имя девушки, София, пришло из Греции. На греческом оно означает «мудрость». И правда, Соня Мармеладова мудрая девушка. Любой её поступок обоснован. Это иногда не заметно под наивностью и некоторым любопытством, присущими Соне в силу её возраста.
    Внешность Сони даёт понять читателю, что душа девушки наполнена светом, несмотря на все обстоятельства её жизни. У Сони Мармеладовой «голос кроткий», «личико бледненькое, худенькое». Она «белокурая», «малого роста, блондинка, с замечательными голубыми глазами». У девушки «стыдливый взгляд» ей не плевать на нравственные ценности и идеалы.
    Это мы видим и в сцене с признанием Раскольникова. Она, сочувствуя ему, всё же убеждена в том, что каждый имеет право жить, что бы он ни совершил и кем он ни был. Преступление непозволительная роскошь для всех, кто пытается таким образом добиться счастья себе или другим. Соня понимающая, любящая, преданная девушка – она отправляется в Сибирь вслед за Родионом. Соня готова была ждать возвращения возлюбленного. Она нравственный идеал Фёдора Михайловича Достоевского, героиня, выражающая мнение автора.
    Мы сочувствуем Соне и в то же время понимаем, что она стоит на правильном пути и по правильному пути движется вперёд. На этот путь она наставляет и главного героя романа – Родиона Раскольникова.

    5 вариант

    Одним из шедевров русской литературы является произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». И одним наиболее ярких персонажей является Соня Мармеладова. Автор преподносит читателю образ восемнадцатилетней девушки, с красивой осанкой и белоснежными волосами. Ее тонкая и женственная натура, подвержена сильным жизненным переживаниям, из-за трагической судьбы героини.
    Соня живет в семье, в которой отец не работает и злоупотребляет спиртными напитками, матери у нее нет, есть только мачеха. Эта женщина больна, в семье много детей, детям нечего кушать. Поэтому Соня решает работать продажной женщиной, чтобы заработать хоть какие-то деньги для семьи.
    Это решение было вынужденным, оно полностью противоречит характеру и мировоззрению героини, она пошла на эту жертву ради своей семьи. Поэтому очень переживает из-за своей работы, дома она не бывает, приносит деньги отцу и опять уходит на работу.
    Но это низкое занятие не переломило Соню, она верит в людей, в Бога и помогает Раскольникову. Раскольников делит людей на два сословия, одни по его мнению должны править миром, а вторые просто дрожащие твари, которых не нужно уважать.
    Соня не разделяет этого мнения, она говорит Родиону, что все люди равны перед Богом и только Господь Бог может судить людей. Все люди равны перед Богом и обществом, вот поэтому она готова искупить свою вину и, Раскольникова наставить на истинный путь.
    Автор на примере главной героини романа «Преступление и наказание», показывает читателям, какие есть хорошие черты человеческого характера. Именно Соня Мармеладова, имеющая столь антиморальную профессию, обладает высокими душевными качествами.
    Она на протяжении всего романа рассказывает Раскольникову о смысле жизни и о том, как нужно искупить свою вину, перед людьми и перед Богом. Именно благодаря Соне и ее любви к нему Раскольников выдерживает долгие годы каторги и искренне раскаивается в своем поступке.
    Это раскаяние дает облегчение его душе, он может жить дальше и любить Соню. Благодаря постоянной поддержке со стороны Сони, Раскольников начал новую жизнь. Он покаялся в содеянном преступлении и полностью поменял свое отношение к жизни и людям.
    Соня Мармеладова, это именно тот герой произведения, который может помочь не только себе, но и всем окружающим получить путь к спасению, через веру в Бога и всепоглощающей любви к людям. Она настолько искренне общалась с Раскольниковым, что он смог стать чуточку добрее и легче смотреть на жизнь.
    Соня сама страдала от душевных мук, так как не могла простить себя за то, что ей пришлось работать в публичном доме. Но благодаря вере в Бога и сильному духу, Соня вытерпела все эти муки и стала на истинный путь. И помогла не только себе, но и Раскольникову стать лучше, чем он есть на самом деле.

    Сонечка Мармеладова

    Произведения Достоевского всегда имели в себе намного больше, чем просто интересный сюжет и колоритные персонажи. В своих произведениях автор часто задевал общественные темы и идеи, тем самым размышляя над ними в произведениях вместе с читателем. Он показывал простые бытовые проблемы красивым литературным языком, метафорами, и афоризмами, что также сыграло немаловажную роль в развитии, как и его карьеры, так и всей литературы в целом. За весь свой творческий путь он написал немало достойных произведений, однако самым ярким примером вышеописанного является его знаковое для литературы произведение – “Преступление и наказание”.
    В своём произведении “Преступление и наказание” Достоевский рассказывает трагичную историю становления простого человека в разбойника, убийцу, и просто алчного человека. Также в произведении мы можем видеть множество различных персонажей со своими уникальными, не похожими друг на друга, образами. Одним из таких персонажей является Соня Мармеладова.
    Соня Мармеладов – молодая девушка, которой из-за весьма неприятных обстоятельств приходится работать в ещё более неприятных местах, дабы прокормить себя, и свою семью. Автор показывает её образ, как образ самоотверженной девушки, которая готова пойти на все, дабы помочь своей семье. Показывая её как девушку, которая по воле судьбы обязана преодолевая себя работать в таких отвратительных местах, автор внедряет новую мысль и тему в произведение – тему преодоления своих желаний во имя общего блага.
    Характером же Соня довольно скромна, и даже наивна, но эта наивность в основном и подкупает её клиентов, заставляя обращать на неё своё внимание, и происходит это, скорее всего, из-за жалости. Так или иначе, автор создал достаточно запоминающийся образ в произведении, который переносит его  мысли и темы, которые он бы хотел перенести в своё произведение, дабы читатель мог вместе с ним поразмышлять на данную тему, и, конечно же, прийти к возможному решению проблемы.
    Я считаю, что именно данные черты преобладают в образе Сони Мармеладовой в произведении “Преступление и наказание”.

  2. Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели.
    Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье». Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».
    Первое описание Софьи Семеновны автор дает позже, в сцене исповедования раздавленного лошадью и доживающего последние минуты Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках. Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.
    Еще один штрих к портрету Сони Мармеладовой – ее поведение при происшествии на поминках. Ее незаслуженно обвиняют в краже, и Соня даже не пытается защититься. Вскоре справедливость восстановлена, однако сам инцидент доводит ее до истерики. Автор объясняет это жизненной позицией своей героини: «Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно. Но все-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды – осторожностию, кротостию, покорностию перед всем и каждым».
    После скандала на поминках Катерина Ивановна с детьми лишаются крова – их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина. Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос – она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
    Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса идее Родиона Раскольникова. Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба – отверженные. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня – «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир – библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.
    Примечательно, что каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» – не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением – и каторжные отвечают ей взаимностью.
    Соня Мармеладова – один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных идеалов путь Родиона Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Однако Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостный, логически завершенный мир своего великого романа.

  3. Автор знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, и Родион Раскольников погубил свою душу. Кажется, ничего в его жизни поправить уже невозможно. Однако знакомство со скромной девушкой изменило судьбу героя и возродило его к жизни.
    В первый раз мы слышим о Соне из рассказа несчастного пьяного Мармеладова. В исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.
    Соня – сирота, единственная родная дочь Мармеладова. До недавнего времени проживала вместе с семьёй. Её мачеха Катерина Ивановна, больная несчастная женщина, выбивалась из сил, чтобы дети не умерли голодной смертью, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья испытывала крайнюю нужду. От отчаяния больная женщина нередко раздражалась по пустякам, устраивала скандалы, попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради родных ей людей. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до личного знакомства с героиней.

    Портрет Сони Мармеладовой

    Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она как бессловесный призрак возникает на пороге своего родного дома во время смерти отца, раздавленного пьяным извозчиком. Робкая по натуре, она не посмела войти в комнату, чувствуя себя порочной и недостойной. Нелепый, дешёвый, но яркий наряд указывал на род её занятий. «Кроткие» глаза, «бледное, худое и неправильное угловатое личико» и весь облик выдавал натуру кроткую, робкую, дошедшую до крайней степени унижения. «Соня была малого роста, лет семнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Такой предстала она перед глазами Раскольникова, такой впервые видит её читатель.

    Черты характера Софьи Семёновны Мармеладовой

    Внешность человека часто бывает обманчива. Образ Сони в «Преступлении и наказании» полон необъяснимых противоречий. Кроткая слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с приличными женщинами. Она стесняется присесть рядом с матерью Раскольникова, не может подать руку его сестре, опасаясь оскорбить их. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина или квартирной хозяйки. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих её людей она не способна постоять за себя.

  4. Сколько существует человечество – столько и существует вопрос о добре и зле. Что есть правильным, а что стоит предавать осуждению – проблемы, которые часто поднимаются в художественных произведениях. Над этой сложной материей задумался и Федор Достоевский, известный классик русской литературы.
    В своем романе «Преступление и наказание» он размышляет от имени героев, на что же имеет право человек, может ли один человек решать судьбу другого.
    В центре событий – главный герой Родион Раскольников. Он наделен пытливым умом, острым чувством справедливости. Подражая романтическим героям, он создает теорию о том, что один человек имеет право расправиться с другим, если тот всего лишь вошь на теле общества. Убеждая себя в том, что он не тварь дрожащая, а право имеет, Раскольников расправляется со старухой-процентщицей. Он долго мучается, пытаясь поверить в то, что это не было преступлением, а справедливым судом. Однако в романе есть героиня, которая смогла достучаться до его совести.
    Эта героиня – Сонечка, бедная и скромная девушка. Она является дочерью чиновника Семена Мармеладова, который спился и не мог больше содержать семью. Через постоянное пьянство его даже увольняют с работы. Кроме родной дочери у него есть молодая жена и ее трое детей. Мачеха не была злым человеком, и не было у нее ненависти к Сонечке, но будучи женщиной вспыльчивой и раздраженной из-за бедности, она часто упрекала падчерицу.
    Когда она поняла, что не будет уже толку от ее мужа, то подталкивает Сонечку на позорный поступок ради семьи. А как могла помочь девушка, не имеющая талантов, практически необразованная? Вначале она пыталась честно трудиться, но с работы ее выгнали, даже не заплатив. Тяжелая мужская работа не была посильной маленькой очень худенькой девушке. Единственное, что у нее было – это своеобразная хорошенькая внешность. Ее тоненькое, худенькое, востренькое личико выглядело почти детским, а большие голубые глаза привлекали к себе внимание. Она была не велика ростом и очень хрупкая.
    Наделяя такой внешностью свою героиню, автор подчеркивает ее внутренний утонченный чистый мир. Она выглядит как дитя, она и есть дитя, которое в результате своей наивности и доброты оказывается очерненным. Мачеха подталкивает ее на недостойное дело – пойти по желтому билету. Для Сони – это непростое решение, ведь она глубоко верующий человек. Но ради выживания своей семьи, она решается пожертвовать собой.
    Однажды она уходит, надев вызывающий наряд. Вернувшись, девушка кладет гроши на стол и падает на кровать, закрыв лицо и вздрагивая всем телом. Она не винит никого в своем нравственном падении, а наоборот поддерживает всех. Повстречав Родиона Раскольникова, она помогает ему снова обрести душу.
    Соня – уникальный чистый образ, созданный Достоевским. Она – совесть главного героя.

  5. Одной из особенностей произведений Фёдора Михайловича Достоевского была реалистичность героев, их правдоподобность и живость. Читатель по-настоящему верил в то, что эти люди действительно существуют. Секрет был в том, что он наделял персонажей как положительными, так и отрицательными чертами характера. Не стала исключением и Соня Мармеладова, одна из центральных героинь романа.
    Соня – добрый и чистый человек, несмотря на проблемы, которыми одарила её жизнь. Даже нищета, пьянство, а затем и смерть отца и прочие невзгоды не подломили её воли к жизни. Соня бралась за любую подработку, чтобы была возможность прокормить сироток Мармеладова, а когда Катерина Иванова не могла заботиться о детях из-за болезни, Соня взвалила и это на свои хрупкие плечи. Помогает Соне вера в Бога, именно поэтому она читает Евангелие Раскольникову, потерянной душе и убийце, которому стала безразлична собственная судьба. Именно благодаря её усилиям морально Родион не погиб окончательно. Соня становится его доверенным другом, которому он смог открыть свою тайну об убийстве ростовщицы. Девушка отдала Родиону всю свою заботу и любовь и подтолкнула его к чистосердечному признанию. Когда Родион струсил, и не смог дать признание в полиции, выйдя из здания и увидев Соню, которую ранил его жалкий поступок, Раскольников не выдерживает и возвращается. Подобно женам декабристов, Соня отправляется вместе с заключённым Родионом в Сибирь, и её любовь к нему помогла Родиону измениться.
    Однако, Соня не безгрешна. Она занималась проституцией. Делать это её заставили обстоятельства, но всё же это решение она принимала сама, нарушив моральный закон. К отрицательным чертам девушки принято относить её чрезмерную робость и покорность судьбе, в противопоставлении духу борьбы Родиона.
    Но всё же есть отличия в преступлениях Сони и Родиона. Родион совершал убийства, чтобы проверить свою теорию, в то время как Соня буквально жертвовала собой ради спасения сироток.
    По закону жанра реализма Соня имеет отрицательные и положительные черты, которые своим контрастом дополняют образ Раскольникова, позволяя больше раскрыть оба этих героя.

  6. Бессмертный образ
    Знакомство с героиней
    Портрет Сони Мармеладовой
    Черты характера Софьи Семёновны Мармеладовой
    Роль образа Сони Мармеладовой в романе

    Бессмертный образ

    Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе «Преступление и наказание» Достоевского. На её примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в бога.

    Знакомство с героиней

    Автор знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, и Родион Раскольников погубил свою душу. Кажется, ничего в его жизни поправить уже невозможно. Однако знакомство со скромной девушкой изменило судьбу героя и возродило его к жизни.
    В первый раз мы слышим о Соне из рассказа несчастного пьяного Мармеладова. В исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.
    Соня – сирота, единственная родная дочь Мармеладова. До недавнего времени проживала вместе с семьёй. Её мачеха Катерина Ивановна, больная несчастная женщина, выбивалась из сил, чтобы дети не умерли голодной смертью, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья испытывала крайнюю нужду.
    От отчаяния больная женщина нередко раздражалась по пустякам, устраивала скандалы, попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради родных ей людей. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до личного знакомства с героиней.

    Портрет Сони Мармеладовой

    Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она как бессловесный призрак возникает на пороге своего родного дома во время смерти отца, раздавленного пьяным извозчиком. Робкая по натуре, она не посмела войти в комнату, чувствуя себя порочной и недостойной. Нелепый, дешёвый, но яркий наряд указывал на род её занятий. «Кроткие» глаза, «бледное, худое и неправильное угловатое личико» и весь облик выдавал натуру кроткую, робкую, дошедшую до крайней степени унижения. «Соня была малого роста, лет семнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Такой предстала она перед глазами Раскольникова, такой впервые видит её читатель.

    Черты характера Софьи Семёновны Мармеладовой

    Внешность человека часто бывает обманчива. Образ Сони в «Преступлении и наказании» полон необъяснимых противоречий. Кроткая слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с приличными женщинами. Она стесняется присесть рядом с матерью Раскольникова, не может подать руку его сестре, опасаясь оскорбить их. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина или квартирной хозяйки. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих её людей она не способна постоять за себя.
    Полная характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» складывается из анализа её поступков. Физическая слабость и нерешительность сочетается в ней с огромной душевной силой. В основе её существа лежит любовь. Ради любви к отцу она отдаёт ему последние деньги на похмелье. Ради любви к детям продаёт своё тело и душу. Ради любви к Раскольникову едет за ним на каторгу и терпеливо выносит его равнодушие. Доброта и умение прощать отличают героиню от других персонажей повествования. Соня не держит зла на свою мачеху за искалеченную жизнь, не смеет осуждать своего отца за слабохарактерность и вечное пьянство. Она способна простить и пожалеть Раскольникова за убийство близкой ей Лизаветы. «Нет никого несчастнее тебя в целом свете», – говорит она ему. Чтобы так относиться к порокам и ошибкам окружающих людей, надо быть очень сильным и цельным человеком.
    Откуда у слабой хрупкой униженной девушки такое терпение, выносливость и неисчерпаемая любовь к людям? Вера в бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. «Что бы я без бога-то была?» – искренне недоумевает героиня. Неслучайно измученный Раскольников идёт к ней за помощью и именно ей рассказывает о своём преступлении. Вера Сони Мармеладовой помогает преступнику сначала признаться в совершённом убийстве, потом искренне раскаяться, поверить в бога и начать новую счастливую жизнь.

    Роль образа Сони Мармеладовой в романе

    Главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принято считать Родиона Раскольникова, так как в основе сюжета лежит история преступления героя. Но роман невозможно себе представить без образа Сони Мармеладовой. Мироощущение, убеждения, поступки Сони отражают жизненную позицию автора. Падшая женщина чиста и невинна. Свой грех она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Она «униженная и оскорблённая» не «тварь дрожащая» по теории Раскольникова, а достойный уважения человек, который оказался гораздо сильнее главного героя. Пройдя через все испытания и страдания, Соня не утратила основных человеческих качеств, не изменила себе и выстрадала счастье.
    Нравственные принципы, вера, любовь Сони оказались сильнее эгоистической теории Раскольникова. Ведь только приняв убеждения своей подруги, герой обретает право на счастье. Любимая героиня Фёдора Михайловича Достоевского – воплощение его самых сокровенных мыслей и идеалов христианской религии.
    Характеристика образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» | источник

  7. 7
    Текст добавил: Ломая_системы

    Ключевые качества

    Соня Мармеладова является одним из ключевых персонажей известного романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Благодаря этому образу читатели задумываются о лучших человеческих качествах: самопожертвовании, милосердии, умению преданной любви и искренней веры в Бога.

    Идеи и образ Сони

    Соня – юная девушка в возрасте около восемнадцати лет, худенькая, голубоглазая и светловолосая. Она — дочь бывшего чиновника Мармеладова. После потери места на службе он начал беспрестанно пить, из-за чего его жена Катерина с детьми ведут нищенское существование и голодают. Девушка жертвует чистотой своего тела ради того, чтобы обеспечить пропитание семьи, однако она не винит в этом Катерину Ивановну, которая заставила ее пойти на панель, а просто смиряется со своей судьбой. Соня идет на грех ради семьи, но ей очень стыдно перед собой и перед Богом, в которого она глубоко верит. Из-за того, что она переступила нравственные законы, она стесняется находиться рядом с приличными женщинами – с матерью и сестрой Раскольникова; Соня не может даже сесть в их присутствии, боясь, что это их оскорбит. Каждый поступок кроткой и скромной девушки совершается не ради нее самой, а ради кого-то; несмотря на род своих занятий Соня предстает перед читателями как истинная христианка и праведница. В основе всех совершаемых девушкой действий лежит бесконечная, христианская любовь к ближним: из-за любви к отцу она дает ему деньги на выпивку, из-за любви к Раскольникову помогает ему очистить душу и едет с ним на каторгу.

    Соня как путь к искуплению

    Образ Сони Мармеладовой и ее идеи являются своеобразной противоположностью образу Родиона Раскольникова с его теорией. Девушка во всем руководствуется законом Божьим и поэтому не понимает идей молодого человека; для нее все люди – равны, и никто не может возвышаться над всеми и тем более отнимать чью-то жизнь. Именно Соне Раскольников рассказывает о совершенном преступлении, и благодаря девушке он смог раскаяться и признаться в этом и следствию. Соня готова отправиться на каторгу вместе с ним, ведь она тоже переступила библейские заповеди и считает, что должна пострадать ради очищения. “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, — говорит ей Родион Раскольников. Сокаторжники молодого человека ощутили доброту и любовь ко всему окружающему, исходящие от Сони, относящейся ко всем с уважением, и потому полюбили ее. Благодаря Соне Раскольников впоследствии смог раскаяться в своем поступке по-настоящему, обратиться к Богу и начать новую жизнь с новыми убеждениями.

    Любимый герой Достоевского

    Соня Мармеладова была одной из любимых героинь Федора Михайловича Достоевского. Через образ и убеждения девушки писатель открывает свои собственные мысли и идеи относительно веры в добро и в Бога, любви к людям и справедливости.
    Сочинения по роману Достоевского «Преступление и Наказание»

  8. 8
    Текст добавил: Прямоугольник

    Посмотрите эти сочинения

    Теория Раскольникова и ее опровержение в романе Достоевского «Преступление и наказание» Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе «Преступление и наказание» Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше.
    С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    Нравственный идеал в произведении Достоевского «Преступление и наказание» «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    Признание Раскольникова в преступлении (сочинение) Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи?процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    Противоречия теории Раскольникова (сочинение) Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как?то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что?либо не в его силах.
    В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    Образ «вечной Сонечки» в романе Достоевского «Преступление и наказание» В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой.
    Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    Тема «маленького человека» в романе Достоевского «Преступление и наказание» Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя».
    Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    Тема падения и духовного возрождения человека в романе Достоевского «Преступление и наказание» Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    Причины преступления Раскольникова В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60?х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху?процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим.
    Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    Образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента.
    Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут […]
    Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
    Сравнительная характеристика «Раскольников и Лужин» (таблица)
    Раскольников
    Лужин
    Возраст
    23 года
    Около 45 лет
    Род занятий
    Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить
    Преуспевающий юрист, надворный советник.
    Внешность
    Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу.
    Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    Три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича Порфирий Петрович — пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем — своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот — преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    Двойники Раскольникова и их роль в романе «Преступление и наказание» Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый […]
    Красота человеческого поступка «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский был настоящим писателем?гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    Духовные искания Раскольникова. Истоки бунта. В центpе pомана Ф. М. Достоевского “Пpестyпление и наказание” — хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy.
    Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим.
    В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче.
    Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
    Замысел и история создания романа «Преступление и наказание» Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман… Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…» Первоначально Достоевский задумал написать “Преступление и наказание” в […]
    Эпилог и его роль в романе «Преступление и наказание» Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
    Тварь я дрожащая или право имею? (Сочинение) Мы все глядим в наполеоны,
    Двуногих тварей миллионы
    Для нас орудие одно…
    А. С. Пушкин
    Каждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами.
    Век буржуазных революций давно уже связан в сознании читателей с феноменом Наполеона — маленького корсиканца с прядкой волос, упавшей на лоб. Он начинал с участия в великой революции, которая раскрыла его талант и таланты […]

  9. Соня Мармеладова — героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели.
    Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Рас- кольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова — ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми — жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня — его дочь от первого брака — живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольнико- ву, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье». Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».
    Первое описание Софьи Семеновны автор дает позже, в сцене исповедования раздавленного лошадью и доживающего последние минуты Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках. Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.
    Еще один штрих к портрету Сони Мармеладовой — ее поведение при происшествии на поминках. Ее незаслуженно обвиняют в краже, и Соня даже не пытается защититься. Вскоре справедливость восстановлена, однако сам инцидент доводит ее до истерики. Автор объясняет это жизненной позицией своей героини: «Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно. Но все-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды — осторожностию, кротостию, покорностию перед всем и каждым».
    После скандала на поминках Катерина Ивановна с детьми лишаются крова — их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина. Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос — она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
    Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса идее Родиона Раскольникова. Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба — отверженные. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня — «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир — библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.
    Примечательно, что каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» — не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением — и каторжные отвечают ей взаимностью.
    Соня Мармеладова — один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных идеалов путь Родиона Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Однако Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостный, логически завершенный мир своего великого романа.

  10. 11
    Текст добавил: Одолжите денег

    Соня Мармеладова — героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели.
    Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова — ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми — жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня — его дочь от первого брака — живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье». Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».
    Первое описание Софьи Семеновны автор дает позже, в сцене исповедования раздавленного лошадью и доживающего последние минуты Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках. Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.
    Еще один штрих к портрету Сони Мармеладовой — ее поведение при происшествии на поминках. Ее незаслуженно обвиняют в краже, и Соня даже не пытается защититься. Вскоре справедливость восстановлена, однако сам инцидент доводит ее до истерики. Автор объясняет это жизненной позицией своей героини: «Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно. Но все-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды — осторожностию, кротостию, покорностию перед всем и каждым».
    После скандала на поминках Катерина Ивановна с детьми лишаются крова — их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина. Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос — она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
    Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса идее Родиона Раскольникова. Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба — отверженные. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня — «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир — библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.
    Примечательно, что каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» — не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением — и каторжные отвечают ей взаимностью.
    Соня Мармеладова — один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных идеалов путь Родиона Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Однако Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостный, логически завершенный мир своего великого романа.

  11. Ложь и правда, добро и зло, борьба идей, столкновения характеров — все это составляет основу конфликта романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», самого знаменитого, может быть, произведения писателя.
    Униженные, оскорбленные, «маленькие люди», «подпольные люди» — персонажи едва ли не всех произведений Достоевского. Так и в «Преступлении и наказании». Брошенные на улицах дети, пьяная девочка на Конногвардейском бульваре, женщина-самоубийца на мосту, Мармеладов, Катерина Ивановна, сам Раскольников со своей матерью и сестрой — все они явно не благополучны, как будто отвергнуты жизнью, существуют где-то на самом краю, как будто над пропастью.
    К этим отверженным относится и Сонечка Мармеладова. Она такая же, как все вокруг, падшая, погибающая, и в то же время она совсем другая, она принадлежит как будто двум мирам.
    Соня — жертва, и в то же время она воплощение сострадания, всю себя отдает погибающим: своему несчастному семейству, убийце Раскольникову, наконец. Она не для себя живет, для других, и в этом смысл ее жизни.
    Она никого не судит, только себя, всех жалеет, всех любит, всем помогает, чем может. Это показалось бы банальным, ходульным образом «воплощенной добродетели», если б не великолепная простота, не реалистическая подлинность, с какой изображает свою героиню Достоевский. И — если б не ее «падшее», крайнее, «последнее», пограничное положение и состояние.
    Во всей своей полноте образ Сонечки раскрывается через главного героя, Раскольникова. Она послана ему, может быть, во спасение. Их обреченность, их зависимость друг от друга четко обозначена в самой сюжетной завязке романа. Раскольников «случайно» знакомится в трактире с ее заблудшим отцом и «случайно», сам того не желая, убивает заодно со старухой ее двоюродную сестру, Лизавету, такого близкого человека для Сонечки: и Евангелие Лизавета принесла, и читали вместе. «Она, — говорит о Лизавете Соня, — бога узрит». И даже такого его, убившего никому не сделавшую зла, добрую и кроткую женщину, Сонечка не отвергает. Только говорит в ужасе: «Что вы над собой сделали!»
    Соня и Родион в чем-то очень близки, понятны друг другу, необходимы. Оба ранены несправедливостью жизни, оба думают прежде о ближнем, чем о себе, но Раскольников весь в плену своей гордости и безумной идеи, верит, что ему можно «преступить», убить можно.
    Хрестоматийный эпизод: Раскольников падает перед Соней на колени. И объясняет: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». Это же даже в такое страшное для него время гордость говорит в нем, он все еще мыслит высокими и отвлеченными категориями!
    Так же при их следующей встрече, узнав, что он убил, Соня обнимает и целует его, но нет в ней никаких мыслей о «всем человеческом страдании»: «Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете».
    Соня не поучает, не проповедует, только в страшный момент, когда он сознается ей, она зовет его к покаянию, потому только, что знает: ему иначе нельзя. Она и о воскресении Лазаря читает ему, только когда он требует («Елизавете же читала»).
    Удивительно определяет Соня и причину трагедии Раскольникова: «Зачем я прежде тебя не знала! Зачем ты прежде не приходил?» И в самом деле верится, приди он прежде к ней, ничего бы не случилось.
    Раскольников живет весь в моральных категориях и переживаниях, он справедливости хочет, правды, как он ее понимает. Соня вне морали, вне правды как права. Для всех вокруг она падшая, и сама так понимает себя. Но она слишком способна любить, жертвовать, слишком чиста, несмотря на свое видимое «падение». Даже — кажущийся парадокс — может быть, она становится особенно чиста благодаря своему падению.
    Она не может понять Раскольникова. С какой наивной трогательностью она ищет ему оправдания: «…был голоден? Чтоб матери помочь?» Она не привносит ему свое «светлое», она ищет его лучшего в нем: «Как же вы сами последнее отдаете, а убили, чтоб ограбить!» Страшен их первый разговор в ее комнате. Он искушает ее: «…вас в больницу свезут… С Полечкой… то же самое будет…» И самое страшное, наконец: «…тебе бог что за это делает?»
    Но для Сони этого вопроса не существует: «Все делает». Соня остается верна.
    «Ты мне нужна», — говорит Соне Раскольников, и она идет за ним. А он, нужен ли ей? Безусловно. Только через него, через свою главную в жизни заботу, она окончательно обретает себя.
    Жизнь Сони и Раскольникова в Сибири, в каторге — совершенно особенное место в романе. Соня собирается следовать за его этапом, они не говорят об этом ни слова, но оба знают, что так и будет.
    На каторге Раскольников страшно страдает, болеет и не неволя, не каторжный быт, не физические трудности и лишения — причина его страданий. Он страдает от уязвленной гордости. Он стыдится даже Сони и мучает ее «своим презрительным и грубым обращением».
    Арестанты не любили Раскольникова, даже хотели убить как безбожника, а встречая Соню, снимали шапки и кланялись. Ее хвалили даже за ее маленький рост, не зная уже за что похвалить. «К ней даже ходили лечиться».
    Достоевский сам прошел каторгу, знал, что это такое, мог ли он выше вознести свою героиню! Наконец, она невероятным образом оживляет, возрождает и Раскольникова. Он еще не раскрыл Евангелие, «но одна мысль промелькнула в нем: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?»
    И сама Соня чувствует себя теперь такой счастливой, что даже почти пугается своего счастья. Образ Сони Мармеладовой чрезвычайно важен для Достоевского. Это, разумеется, не «житийный» образ. Соня верует, но она вовсе не устремлена в «нездешнее», «горнее», она вся здесь, вся на грешной земле. Но именно через нее великий писатель обозначает свое видение пути победы добра над злом.
    И нет никакого сомнения в том, что маленькая, неяркая, «бесчестная» Соня Мармеладова — один из лучших и важнейших женских образов не только в творчестве Ф. М. Достоевского, но и во всей русской классической литературе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *