Сочинение на тему образ стихии в поэме медный всадник

7 вариантов

  1. МБОУ СОШ №51
    Научно- исследовательская работа на тему:
    Образ стихии и её роль в художественной структуре поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»
    Работу выполнила:
    Ученица 10 класса
    Александрова Екатерина Романовна
    Руководитель:
    Дмитриева Елена Юрьевна
    Вступление
    Петербург, эксцентричный, искусственный город, строился как вызов всем стихиям природы, так как он создавался на месте, малопригодном для житья большого количества людей, ценой небывалых усилий и жертв. В поэме «Медный всадник» А.С.Пушкин называет Петербург творением Петра, потому что город был построен наперекор всему. Однако природная стихия не подчиняется даже царям.
    В своей научно-исследовательской работе я постаралась подробней изучить вопрос: какова роль стихии в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»? Ведь неспроста А.С. Пушкин обращает наше внимание на явления природы.  По моим данным, к характеру изображения стихии в «Медном всаднике» в разное время обращались многие ученые, поскольку оно выступает нервом произведения, одним из ключей к постижению его сути. В этом ряду назовем исследования Д. Мережковского, Г. Федотова, Н. Анциферова, Б. Томашевского, Б. Мейлаха, Г. Макогоненко, Ю. Борева и других, из последних – И. Альми, Г. Зотова, Ю. Сугино, М. Новиковой, С. Денисенко. Обратимся к определению, которое устанавливает многогранность явления стихии, его основные свойства и способствует выработке системного подхода к его воплощению в «Петербургской повести». Стихия – (греч. stoicheion – первоначальный элемент) – 1) один из основных элементов природы (вода, земля, воздух и огонь) в античной философии; 2) явления природы, предстающие как мощная разрушительная сила; 3) в переносном значении – неорганизованная сила, действующая в социальной среде; привычная среда [1, с.552]. Это современное понимание круга реалий, охватываемых понятием «стихия», становится в настоящей работе исходным.
    Изучая поэму «Медный всадник» чаще всего рассматривают водную стихию, но мне бы хотелось ознакомиться не с одной, а с четырьмя стихиями. Как мне стало известно, в работе Ю. Сугино впервые было сказано о проявлении в пушкинском произведении основных четырех элементов природной стихии – воды, земли, воздуха и огня. «В поэме эти элементы, – считает исследователь, – с их многообразными формами эффективно изображены в каждом из ключевых сюжетных эпизодов и выражают различные явления стихийных сил» [2, с.15].
    «Петербургскую повесть», в которой Пушкин воплотил художественную модель мироздания в его диалектике, нередко называют «поэмой воды и камня». Вода играет в поэме главенствующую роль, предстает в различных состояниях. Здесь проявляется ее женское, материнское природное начало, порождающее жизнь на своих берегах. Само течение реки символизирует вечный поток бытия – «Река неслася».
    Водная стихия в поэме «Медный всадник» предстанет перед нами в двух образах. В одном автор использует возвышенную лексику, Нева торжественная и царственная, одетая в гранит и обрамленная металлом ограды –  как символ покорности воли царя – «..Невы державное теченье, береговой ее гранит, твоих оград узор чугунный..». В другом- предстает она взбунтовавшейся бездной, хаосом, готовым поглотить все сущее. А.С.Пушкин сравнивает её с шайкой разбойников, которая свободолюбива и довольна своим «наглым буйством», Нева забирает добычу, оставляя после себя лишь «вопли, вой и скрежет» – «Ну вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу».
    Огонь осмысляется мифологическим сознанием «как грозная и опасная стихия» [4, с.240], и в то же время как символ жизни – тепла, дома, семьи, когда он находится в сфере очага. В авторской интерпретации он как разрушительное начало в изображении беспощадной бунтующей Невы. Поэт использует здесь олицетворение -(«Но, торжеством победы полны, / Еще кипели злобно волны, / Как бы под ними тлел огонь» [3, т.Ш, с.268], подчеркивая ее разрушительную агрессию.
    Стихия воздуха (одна из четырех главных стихий) предстает в поэме «Медный всадник» во взвихренном состоянии, в ипостаси шквального ветра, который «сам по себе ассоциируется в мифологиях с грубыми хаотическими силами». Здесь используется звукопись(ассонанс и аллитерация) для передачи той обстановки, которая царит в поэме в момент бунта стихий. Аллитерация- повтор «е», «ы» и «а» передает рев ветра, вой и весь тот хаос, что царит вокруг-«Погода пуще свирепела, / Нева вздувалась и ревела.. Там буря выла, там носились / Обломки.. Как ветер буйно завывая»[3, т.Ш, с.263]. А также автор использует ассонанс- при повторе «з», «д», «р» и «ч» создается чувство ,что мы слышим шум, клокот воды, подгоняемой ветром, тот же самый рев бури – «Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь.. Как дождь ему в лицо хлестал».
    Особенность пушкинского произведения заключается в том, что в качестве первоэлемента земли в ней выступает камень, создавая особое смысловое поле. Камень в поэме воплощает в себе твердость и надежность, «окаменелую музыку творения» [5, с.236]. Камень – строительный материал города, его «дворцов и башен», он сковывает, пленяет водную стихию, провоцируя ее бунт. В этом плане он парадоксально заключает в себе разрушительную силу –«Нева всю ночь /  Рвалася к морю против бури.. Но силой ветров от залива / Перегражденная Нева / Обратно шла, гневна, бурлива / И затопляла острова »
    Присутствует также и цветопись. Это непременная черная мгла – «Над омраченным Петроградом» [3, т.Ш, с.263], «мгла ненастной ночи» [3, т.Ш, с.265], «Ночная мгла /На город трепетный сошла [3, т.Ш, с.269]. Черный цвет используется с целью показать тот хаос и ужас, который царит во мгле.
    По наблюдениям Г. Макогоненко, «мятеж водной стихии переводится в иной, социальный план – Пушкин сравнивает бунт «возмущенной» Невы с действительным народным бунтом, стихийным мятежом» [6, с.176].
    Мысль Пушкина связана с тем, что Петр не сумел найти ключ к природной и народной России. Можно во многом согласиться с японским пушкинистом Ю. Сугино в понимании ассоциативной связи природной стихии в «Медном всаднике» с широким спектром кризисных социальных явлений российской истории. Это и пугачевский бунт, и непокорность дикого горного народа на Кавказе, холера и холерные бунты 1830-1831 годов, восстание декабристов в очень дальней ассоциативности. В этом есть своя логика.
    В 1833 году в период создания «Медного всадника» он работал и над «Капитанской дочкой», и над «Историей Пугачева». Мне кажется, что сравнение Невы с «шайкой разбойников» появилось у А.С.Пушкина под впечатлением от образа Емельяна Пугачева. «Злые волны, как воры лезут в окна»,  «наглым буйством утомясь»,  «Так злодей, / С свирепой шайкою своей / В село ворвавшись, ломит, режет, / Крушит и грабит; вопли, скрежет, / «Насилье, брань, тревога, вой!.. / И, грабежом отягощены, / Боясь погони, утомленны, / Спешат разбойники домой, / Добычу на пути роняя» [9, т.ІІІ, с.267] – эта грубая разговорная лексика характерна для народа и поэтому становится очевидным, что созданный поэтом образ Невы подобен «шайке разбойников». А бессоюзие дает динамику тексту, создают тревогу и беспокойство.
    По наблюдениям С. В. Денисенко, «проявление стихийного начала в природе Пушкин связывает, прежде всего, с образом зверя и, в частности, лошади (коня)» [7, с.44].
    В поэме «Медный всадник» через зверя, воплощающего в представлении Пушкина агрессию стихии, передается миг нападения Невы на город – «И вдруг, как зверь остервенясь, / На город кинулась» [3, т.Ш, с.265]- олицетворение,с помощью которого автор рисует разрушительную силу Если учесть, что Нева предстает здесь и в прямом, и в символическом значении, то становится хорошо видно отсутствие водораздела между природной и народной стихией. Этот момент «оживления» автором стихии в тексте («ветер выл», «дождь стучал  не так сердито») тонко заметил С. А. Фомичев [8, с.198]. Главное в ней – разрушительная, безжалостная, спонтанная сила.
    Образ  побежденной стихии-Невы параллелен  России в образе коня, поднятого на дыбы. Россия, переданная через метафору обузданного коня, и Россия, предстающая в метафоре реки – таков художественный путь ее постижения в «Медном всаднике».
    Заключение
    Итак, образ стихии в повести Пушкина «Медный всадник» помогает читателям понять смысл этих произведений и важные для автора идеи. «Бессмысленный и беспощадный» бунт народа, разъяренная водная стихия — это кара, посланная Богом и правителям, и самому народу за то, что они превратились в тиранов и рабов.
    Используемая литература:
    1. Булыко А. Н. Большой словарь иноязычных слов. – М., 2004. – 704 с.
    2. Сугино Ю. К вопросу о теме стихии в поэме Пушкина «Медный всадник» // Болдинские чтения / Под ред. Н. М. Фортунатова- Н. Новгород, 2002.-С. 15-27.
    3. Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 10 т. – Л.: Наука, 1977-1979.
    4. Токарев С. А. Огонь // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. Т. 2. – М., 1991. – С.239-240.
    5. Керлот Х. Э. Словарь символов. – М., 1994. – 608 с.
    6. Макогоненко Г. П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). – Л., 1982. – 464 с.
    7. Денисенко С. В. Конфликт человека и стихии в поэме А. С.Пушкина «Медный всадник» // Филология = Philologicа- Краснодар. – 1993. – № 1. – С. 42-45.
    8. Фомичев С. А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л., 1986. – 304 с.

  2. Есть два представления о стихии. Стихия – явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживаемая сила. И стихия как неорганизованная сила, действующая в социальной среде. Само слово “стихия” не присутствует в описании наводнения, а появляется оно гораздо раньше, во вступлении, когда характеризуется красота Петербурга:
    Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо, как Россия.
    Да умирится же с тобой
    И побежденная стихия.
    Но почему-то, когда начинается наводнение, стихия переходит в Неву. То есть стихия – это Нева. Стихия как Нева представляется в поэме такими образами: Нева больной, зверь, вор, с битвы прибежавший конь, котел, злодей. Но Неву вначале что-то сдерживает, а именно гранитная набережная, построенная Петром I:
    В гранит оделася Нева.
    Тут же происходит конфликт стихии и Петра. Петр ничего не может сделать против нее, он прикован. В этом конфликте побеждает стихия. И тут стихия начинает бунтовать: она злится на Петра за то, что она не может причинить ему зла, как и он ей. То есть в принципе никто из них не победил. Но стихия разрушает город. А Петр прикованно смотрит на это. И тут кажется, что стихия ушла, но она вошла в человека (в Евгения). И стихия разрушает человека изнутри, но не как стихия природы, а как стихия безумия. Стихия природы переходит в стихию безумия. Тут сталкиваются Евгений как стихия и Петр как государство. И при столкновении побеждает Петр, так как он устоял при наводнении, а Евгений нет, он сошел с ума.
    Из текста видно, что А.С.Пушкин желает победы стихии. Пушкин очень ярко ее выражает, он понимает ее. И тут же появляется вопрос: “Что же надо сделать, чтобы предотвратить столкновение Петра и Евгения?” Но для этого нужно избежать конфликта Петра и стихии. Медный всадник стоит на скале Скала – это пропасть, а лошадь – Россия. Поэт Мицкевич сказал, что лошадь упадет в пропасть и разобьется. Высказывание Пушкина об этом: “Мицкевич считал, что лошадь упадет в пропасть и разобьется, но я не такой дурной пророк, как он: она удержится, эта отличная, сделанная из меди лошадь. Пропасть нас поглотит в том случае, если мы не совершим то, о чем я мечтал с лицея: не освободим крепостных, не освободим узников, не смилуемся над убийцами. Остальные прелести свободы придут потом”.
    Пушкин пытался предотвратить революцию. Но он только отсрочил ее на восемьдесят лет. И если мы не последуем наказам Пушкина, мир наш падет в ту пропасть.

  3. Стихия для поэта

    Литературные приемы, которые Пушкин использует для изображения наводнения, указывают на то, какую «непостижимую уму» мощь, способную одновременно и созидать, и разрушать, видел в ней поэт. Только при соприкосновении или при противостоянии ей может родиться действительно нечто великое и значимое. В поэме незримо присутствует демоническая сила, таившаяся в «дикой» природе стихии. Однако сам автор, в отличие от своего героя царя Петра, убежден, что природу до конца покорить нельзя. И чтобы показать всю мощь и беспощадность этого стихийного бунта, поэт применяет так обильно разнообразные средства выразительности.

    Отличительные черты произведения

    При небольшом объеме (примерно 500 строф) в поэме органично соединены несколько планов повествования: история и современные дни, реальность и вымысел, детали частной жизни и задокументированные хроники. Это отразилось не только в самой фабуле, но также повлияло на ее построение и стиль. Особенности произведения следующие.

    Своеобразие сюжета

    Основной конфликт – это противостояние естественного начала (природы) и цивилизации (насильственного насаждения рамок, ограничений, правил). На событийном уровне он воплощается в наступлении стихии на град Петров. Развитию конфликта способствует символика поэмы. Вольная река, которую по приказу царя заковали в гранит, взбунтовалась, поднялась и безжалостно затопила город. Заложниками конфликта становятся главный герой Евгений и его возлюбленная Параша, которая погибает во время наводнения.

    Особенности композиции

    Произведение имеет непомерно длинное вступление, занимающее около 1\3 текста. Состоит из первой части, повествующей о бунте стихии, второй части, описывающей результат наводнения, и заключения, занимающего всего несколько строк, и потому не выделенного автором в отдельную главу.

    Жанровое своеобразие

    Повествование нельзя определить как историческое, ведь образ Петра, созданный в данном произведении, далек от исторической фигуры. Поэма рассказывает не об эпохе Петра, а об отражении его дел на окружающей поэта современности через события, связанные с наводнением 1824 года, на примере жизни «маленького человека» Евгения. Пушкин далек от создания героической поэмы в классическом ее понимании.
    Поэтому совершено точно можно определить жанр произведения как лирико-эпическая поэма. Однако Пушкин подписал ее как «Петербургская повесть». Неужели поэта можно упрекнуть в незнании жанровой классификации? Конечно, нет. Своим подзаголовком не на жанр указывает Пушкин, а на «истинность происшествия», то есть место описываемого действия, колорит повествования.

    Символика

    В образах заключен философский аллегорический смысл. В «Медном всаднике» описано наводнение, которое на самом деле произошло в Петербурге, однако в авторской трактовке образ стихии наделен глубоким смыслом: природа не подчинилась даже царю, сумевшему обуздать Россию и построить на болоте наперекор всему новую столицу. Использованы самые яркие краски, выразительные сравнения в описании наводнения. И Нева, и ветер, выступают на страницах одушевленными существами.
    Александр Сергеевич Пушкин. Поэма «Медный всадник»

  4. 4
    Текст добавил: Тво МалЕньКий аНгеЛоЧик

    А.С.Пушкин
    Поэма «Медный
    всадник» (1830)

    Петербург в
    поэме
    .
    Петербург поэмы «Медный всадник» –
    образ многозначный, символический. С
    одной стороны, это любимый поэтом город
    белых ночей, дружеских встреч, поэтического
    вдохновения, утонченной, величественной
    красоты и блеска. С другой – это символ
    созданного Петром государства, в котором
    сочетаются сила, мощь, величие, энергия,
    но и холодное равнодушие к судьбе
    «маленького человека». Город, возведенный
    «над бездной», сравнивается с гордым
    конём, скачущим в неизвестность:
    Куда ты скачешь,
    гордый конь,
    И где опустишь ты
    копыта?
    Можно вспомнить
    Русь-«птицу-тройку» в поэме Н.В.Гоголя
    «Мертвые души», где подобный вопрос
    также остался без ответа: «Русь, куда ж
    несёшься ты? Дай ответ! Не даёт ответа».
    Многозначность
    образа Медного всадника.
    Образ
    Петра Первого в поэме также многозначен,
    и это чувствуется уже в эпитетах: с одной
    стороны – «строитель чудотворный»,
    «державец полумира», «мощный властелин
    судьбы», с другой – «горделивый истукан»,
    «бронзовый кумир», «грозный царь» с его
    «роковой волей». Медный всадник прекрасен,
    величествен и одновременно ужасен. Он
    полное воплощение того государства,
    которое создал Петр. Медный всадник
    одновременно напоминает о величии
    России, но и гнетёт, рождает ужас, ощущение
    полного бессилия человека перед
    монолитной мощью государства, что
    особенно чувствуется в сцене погони.
    Символика
    образа стихии
    .
    Образ стихии совмещает и конкретное, и
    символическое. Это воплощение той стихии
    природы, которая укрощена строителями
    Петербурга, закована в гранит нового
    города. Вырвавшись на некоторое время
    на волю, она мстит за своё укрощение,
    становится силой, с которой «царям не
    совладать».
    Стихия
    символизирует непредсказуемость судьбы,
    губительную силу неподвластного человеку
    рока, не случайно Пушкин часто употребляет
    слово «вдруг»: «вдруг на город кинулась»,
    «всё вокруг вдруг опустело», «воды вдруг
    втекли в подземные подвалы». Обычная
    жизнь обычного человека оказалась
    сломана стихией, равнодушно выброшена
    из пространства жизни.
    Есть и еще один
    смысловой оттенок образа стихии: стихия
    становится символом державной власти,
    безжалостной к мечтам, судьбе и самой
    жизни «маленького человека».
    Образ
    «маленького человека».

    Впервые в русской литературе главным
    героем поэмы – «высокого» жанра –
    становится незаметный чиновник, который
    «живёт в Коломне, где-то служит». Евгений
    в поэме – личность, со своей уникальной
    судьбой, надеждами, чувствами. «Маленький
    человек» в поэме Пушкина не принижен,
    не обезличен, он включен в поэзию обычной
    человеческой жизни, с ее мечтами о тихом
    счастье с любимой. Евгений благороден,
    для него честь – одно из основных
    достоинств человека, в час наводнения
    все его тревоги не о себе – о любимой
    Параше. Евгений вызывает не только
    сочувствие, жалость, но и восхищение: в
    минуту, когда он грозит царю, в нем
    вспыхивают сильные чувства, воля к
    возмездию.
    Евгений нарушил
    незыблемое спокойствие Медного Всадника,
    который увидел в этом жалком безумце
    достойную преследования силу. «Бунт»
    Евгения направлен против права высшей
    силы жестоко разрушать обычное течение
    жизни человека, обрывать его мечты.
    Евгений защищает право на свою, пусть
    скромную, жизнь, своё будущее, на их
    неприкосновенность. Эта мысль – мысль
    о неприкосновенности частной жизни
    человека, ее свободе от вмешательства
    государства – была очень близка Пушкину
    в тридцатые годы.
    Однако бунт
    «маленького человека» оказался
    бессильным, обреченным, это был последний
    всплеск жизненной силы в Евгении.
    Противостояние с государственной мощью
    заканчивается смертью «маленького
    человека» – иначе и быть не могло, однако
    то, что Евгений оказался способен на
    протест, пусть и такой бессильно-робкий
    («Ужо тебе!»), – немало.
    2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *