Сочинение на тему образ вишневого сада в пьесе чехова

16 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: d{рожденная в СССР}b

    Это ее детство, ей даже мерещится мать, ее молодость и не очень удачное замужество за человеком, как и она, легкомысленным транжирой; возникшая после смерти мужа сжигающая ее любовная страсть; гибель младшего сына. От всего этого она сбежала во Францию, бросив все, надеясь, что побег поможет ей забыться. Но и за границей она не нашла покоя и счастья. И теперь ей предстоит решать судьбу усадьбы. Лопахин предлагает ей единственный выход – вырубить сад, не приносящий ни какой пользы и весьма запущенный, и отдать освободившуюся землю под дачи. Но для Раневской, воспитанной в лучших аристократических традициях, все, что заменяемо деньгами и ими меряется – пошло. Отклонив предложение Лопахина, она вновь и вновь просит его совета, надеясь, что возможно спасти сад, не уничтожая его: « Что же нам делать? Научите, что?». Любовь Андреевна так и не решается переступить через свои убеждения, и потеря сада становится горькой утратой для нее. Однако она признала, что с продажей имения у нее развязаны руки , и без долгих размышлений, оставив дочерей и брата, вновь собирается покинуть родину.
    Гаев перебирает способы спасения усадьбы, но все они безрезультатны и слишком фантастичны: получить наследство, выдать Аню за богача замуж, попросить денег у богатой тетушки, или перезанять у кого-нибудь. Впрочем, он об этом догадывается: «…у меня много средств…значит… ни одного». Ему тоже горько от потери родового гнезда, но его переживания не столь глубоки, как ему хотелось бы это показать. После аукциона его печаль развеивается, как только он слышит звуки так любимого им бильярда.
    Для Раневской и Гаева вишневый сад – это ниточка в прошлое, где не было места мыслям о финансовой стороне жизни. Это счастливое беззаботное время, когда не нужно было что-то решать, не случалось никаких потрясений, и они были хозяевами.
    Аня любит сад как то единственно светлое, что было в ее жизни « Я дома! Завтра утром встану, побегу в сад…». Она искренне переживает, но ничего сделать для спасения имения не может, полагаясь на решения своих старших родственников. Хотя на самом деле, она куда более рассудительна, чем мать и дядя. Во многом под влиянием Пети Трофимова сад перестает значить для Ани то же, что и для старшего поколения семьи. Она перерастает эту в чем-то даже болезненную привязанность к родным пенатам, и позже сама недоумевает, что разлюбила сад: «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде… мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад». И в финальных сценах она единственная из жителей проданного поместья, которая с оптимизмом глядит в будущее: «…Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь…»
    Для Пети Трофимова сад – это живой памятник крепостничеству. Именно Трофимов говорит, что семья Раневской до сей поры живет прошлым, в котором они были владельцами «живых душ», и этот отпечаток рабовладения на них: « …вы …уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет…», и открыто заявляет, что Раневская и Гаев просто боятся настоящей жизни.
    Единственный человек, полностью осознающий ценность вишневого сада – «новый русский» Лопахин. Он искренне восхищается им, называя местом «прекрасней которого ничего нет на свете». Он мечтает скорее очистить территорию от деревьев, но не с целью уничтожения, а чтобы перевести эту землю в новую ипостась, которую увидят «внуки и правнуки». Он искренне старался помочь Раневской сберечь имение и жалеет ее, но теперь сад принадлежит ему, и безудержное ликование странно перемешано с состраданием к Любови Андреевне.

    Символический образ вишневого сада

    Написанная на рубеже эпох пьеса «Вишневый сад» стала отражением происходящих в стране перемен. Старое уже ушло, а на смену ему идет неизведанное будущее. Для каждого из участников пьесы сад – свой, но символический образ вишневого сада – как уходящего былого для всех, кроме Лопахина и Трофимова, един. «Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест» – говорит Петя, тем самым показывая, что людям новой эпохи, к которым он относится, не свойственна привязанность к своим корням, и это настораживает. Люди, любившие сад, легко отказались от него, и это пугает, ведь если «Вся Россия наш сад», как говорит Петя Трофимов, что же будет, если на будущее России так же все махнут рукой? И вспоминая историю, мы видим: спустя всего чуть более 10 лет в России начали происходить такие потрясения, что страна действительно стала безжалостно уничтоженным вишневым садом. Поэтому можно сделать однозначный вывод: главный образ пьесы стал истинным символом России.

  2. Образ вишневого сада является центральным образом в комедии Чехова, он представлен лейтмотивом различных временных планов, невольно соединяя прошлое с настоящим. Но вишневый сад – не просто фон происходящих событий, он – символ усадебной жизни. Судьба имения сюжетно организует пьесу. Уже в первом действии, сразу после встречи Раневской, начинается обсуждение спасения заложенного имения от торгов. В третьем действии имение продано, в четвертом – прощание с усадьбой и прошлой жизнью.
    Вишневый сад олицетворяет не только усадьбу: он прекрасное творение природы, которое должен сохранить человек.
    Автор уделяет большое внимание этому образу, что подтверждается развернутыми ремарками и репликами героев. Вся атмосфера, которая связана в пьесе с образом вишневого сада, служит утверждению его непреходящей эстетической ценности, утрата которой не может не обеднить духовной жизни людей. Именно поэтому образ сада выносится в заглавие. Вишневый сад выступает своеобразным нравственным критерием, по отношению к нему определяются не только действующие лица пьесы, но и мы.
    «Вишневый сад» – комедия о беспечных русских людях, – писал Ю, Соболев. В этой пьесе переходит в грусть, оборачивает тревогой. Большое количество комических сцен – фокусы Шарлотты, ошибки Епиходова, глупые речи Гаева, только усиливают грусть, «тоску по идеалу». В классической комедии порок обычно бывает наказан, добродетель торжествует.
    В пьесе Чехова нет явно отрицательных героев, и положительные отсутствуют. Неясен с первого взгляда и конфликт произведения. Дело в том, что предметом изображения в пьесах драматурга является собственно не действие, их нежелание и невозможность совершить поступок. Именно это и осмеивается в комедиях Чехова К.С. Станиславский отмечал особый характер конфликта пьесы «Вишневый сад»
    Комизм «Вишневого сада» коренится в ситуациях, отражающих комедийный смысл самой жизни. Чехов своеобразно трактовал этот жанр. В его представлении комедия – это драма, с тончайшей иронией высмеивающая пошлость. Традиционный обличительный пафос, «смех сквозь слезы», по меткому замечанию писательницы Тэффи, в поэтике Чехова сменяется «смехом вместо слез».
    Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1903 году, на рубеже эпох. В это время автор полон ощущения того, что Россия находится в преддверии огромных перемен. Как любой человек, Чехов мечтал о будущем, о новой жизни, которая принесет людям что-то светлое, чистое и прекрасное. Именно этот мотив ожидания лучшей жизни звучит в пьесе «Вишневый сад». Чехов чувствует, что старая жизнь постепенно уходит, а новая — лишь только зарождается.
    Каким видел будущее Чехов? О каком будущем он мечтал? Ответить на эти вопросы помогут герои «Вишневого сада». Стремление к новой жизни в пьесе воплощается в образахЛопахина, Ани и Пети Трофимова. Именно о них я и буду говорить. На смену уходящему дворянству (Гаеву и Раневской), чей «вишневый сад» уже отцвел, приходят новые «хозяева» жизни — новые люди в лице купца Лопахина.
    Образ Лопахина неоднозначен. С одной стороны, Лопахин в своих делах руководствуется лишь личными выгодами и соображениями. Его голова забита мыслями о купле и продаже. Он предлагает вырубить вишневый сад, настроить дач, чтобы внуки и правнуки увидели новую жизнь. Он нужен обществу, «как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь…».
    С другой стороны, Лопахин — человек труда. Он встает «в пятом часу утра» и «работает с утра до вечера». Лопахин активен, энергичен. Он прилагает все усилия, чтобы спасти вишневый сад от продажи. Ведь именно Лопахин советует Раневской сдать имение в аренду, чтобы не потерять его. Он постоянно дает ей деньги взаймы. У Лопахина «тонкая, нежная душа». Ему присущи и доброта, и мягкость. Именно Лопахину принадлежат слова: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…»
    Лопахин чувствует неловкость из-за того, что купил вишневый сад. Он говорит: «О, скорее бы это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».
    Лопахин предвещает новую жизнь. Может быть, он и есть тот человек будущего, предприниматель, твердо оценивающий все, что происходит вокруг. Возможно… Но это не тот человек, о котором мечтал Чехов.
    Тогда, быть может, Петя Трофимов? Петя — студент, разночинец, «облезлый барин» и «недотепа», живущий в имении Раневской. Он говорит о новой жизни: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Эти слова рождены глубоким чувством. Они сказаны восторженно, с пафосом. Трофимов призывает начать новую жизнь, но для этого нужно сначала «искупить… прошлое, покончить с ним…». Эти слова чисты, светлы и искренни. Но это только философствования, нереализованные мечты.
    Но в пьесе есть героиня, которую увлекают эти романтические речи Пети. Это Аня, обаятельная, искренняя девушка, способная работать для того, чтобы увидеть будущее, о котором говорил Трофимов. Аня — это образ весны, нового, светлого будущего. Именно она, как мне кажется, воплощает чеховскую мечту о новой жизни. Ее тонкая, лиричная душа способна перевернуть жизнь. Пусть это немного наивно и смешно, но Аня сможет дойти вместе со всем человечеством «к высшей правде, к высшему счастью», у нее хватит сил. И на свете появится новый вишневый сад. Поэтому хочется вместе с Аней сказать: «Прощай, старая жизнь. Здравствуй, новая жизнь!..»

  3. Для Петра вишневый сад несет в себе образ страданий, репрессий, издевательств над простыми людьми. Он буквально презирает поместье, которое уже много лет удерживает его, как добровольного пленника. Мужчина находится в зависимости от него и поэтому не только с ненавистью думает о нем, но и призывает к «борьбе» с садом Аню.
    Анна же в силу своей юности по-прежнему с трепетом относится ко всему, что ее окружат. Она любит сад, потому что он ассоциируется с детством, счастьем и легкостью. Для девушки он как надежный старший брат, который всегда рядом, всегда поможет, всегда будет родным…
    Однако после общения с Трофимовым, у девушки, образ вишневого сада исказился. Он перестал быть замечательным, сдерживал ее порывы, стал ограничивать свободу. Все поместье, как строгий надсмотрщик, следило за девушкой. Куда бы ни шла Аня, повсюду на нее давило что-то невидимое и тяжелое. Аня, Раневская и Гаев с радостью покидают и поместье и «любимый» вишневый сад, оставляя в нем все свои печали, проблемы и неурядицы. Для каждого с его «потерей» начинается новая жизнь…
    Но, к сожалению, в обновленном быту, так и останутся старые проблемы, прежний характер, «вредные» привычки. И уже свои беды нельзя будет на кого-то переложить, и ответственность за свою «испорченную» жизнь теперь придется нести каждому по отдельности.
    Только для старого лакея Фирса, вишневый сад был и останется родным домом и последним пристанищем. Чехов вознаградил старика за преданность, за хорошую службу и за человечность. «Вечный слуга» обретает покой в родных стенах под звуки топора и умирающего вишневого сада.

  4. Вишневый сад – образ сложный и неоднозначный.
    Это не только конкретный сад, являющийся частью
    усадьбы Гаева и Раневской, но и образ-символ.
    Он символизирует не только красоту русской природы,
    но, главное, красоту жизни людей, взрастивших этот сад
    и восторгавшихся им, той жизни, которая погибает
    вместе с гибелью сада.
    Образ вишневого сада объединяет вокруг себя всех
    героев пьесы.
    На первый взгляд, кажется, что это только родственники
    и старые знакомые, волей случая собравшиеся в
    поместье, чтобы решить свои житейские проблемы.
    Но это не так.
    Писатель соединяет персонажей и они должны будут
    так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою
    судьбу.
    Вишневый сад – символ красоты.
    Но кто же спасет красоту,
    если люди, которые способны ее ценить, не в силах за
    нее бороться, а люди энергичные и деятельные смотрят
    на нее только как на источник выгоды и наживы?
    Вишневый сад – символ добра, а потому такие выражения,
    как “подрубить корни”, “растоптать цветок” или
    “ударить по дереву топором”, звучат кощунственно
    и бесчеловечно.
    Размышляя над характерами и поступками героев пьесы,
    Чехов заставляет задуматься над судьбой России,
    которая является тем самым вишневым садом .

  5. 5
    Текст добавил: я И еСтЬ сМыСл

    Вишневый сад — образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ-символ. Он символизирует не только красоту русской природы, но, главное, красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни, которая погибает вместе с гибелью сада.
    Образ вишневого сада объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны будут так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.
    Владельцы усадьбы — русские помещики Гаев и Раневская. И брат, и сестра — образованные, умные, чуткие люди. Они умеют ценить красоту, тонко чувствуют ее, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения. При всей своей развитости и душевном богатстве Гаев и Раневская лишены чувства реальности, практичности и ответственности, а потому не в состоянии позаботиться ни о себе, ни о близких людях. Они не могут последовать совету Лопахина и сдать землю в аренду, несмотря на то что это принесло бы им солидный доход: «Дачи и дачники — это так пошло, простите». Пойти на эту меру им мешают особые чувства, которые связывают их с усадьбой. Они относятся к саду как к живому человеку, с которым их очень многое связывает. Вишневый сад для них — это олицетворение прошлой жизни, ушедшей молодости. Глядя в окно на сад, Раневская восклицает: «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось». И далее: «О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя…» Раневская говорит не только о саде, но и о себе. Она как будто сравнивает свою жизнь с «темной ненастной осенью» и «холодной зимой». Вернувшись в родную усадьбу, она вновь почувствовала себя молодой и счастливой.
    Чувств Гаева и Раневской не разделяет Лопахин. Их поведение кажется ему странным и нелогичным. Он удивляется, почему на них не действуют столь очевидные для него доводы благоразумного выхода из затруднительной ситуации. Лопахин умеет ценить красоту: его восхищает сад, «прекраснее которого нет ничего на свете». Но он — человек деятельный и практичный. Он не может просто любоваться садом и сожалеть о нем, не пытаясь что-либо предпринять для его спасения. Он искренне старается помочь Гаеву и Раневской, постоянно убеждая их: «И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее — аукцион на носу! Поймите!» Но они не желают его слушать. Гаев способен лишь на пустые клятвы: «Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано… Счастьем моим клянусь… назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!»
    Однако аукцион состоялся, и Лопахин купил имение. Для него это событие имеет особый смысл: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…» Таким образом, для Лопахина покупка имения становится неким символом его успешности, наградой за многолетние труды. Он бы хотел, чтобы его отец и дед встали из могилы и порадовались тому, как их сын и внук преуспел в жизни. Для Лопахина вишневый сад — всего лишь земля, которую можно продать, заложить или купить. В своей радости он даже не считает нужным проявить элементарное чувство такта по отношению к прежним хозяевам усадьбы. Он начинает вырубать сад, даже не дожидаясь их отъезда. В чем-то ему сродни бездушный лакей Яша, в котором начисто отсутствуют такие чувства, как доброта, любовь к матери, привязанность к месту, где родился и вырос. В этом он прямая противоположность Фирсу, у которого эти качества необычайно развиты. Фирс — самый старый человек в доме. Он много лет верой и правдой служит своим господам, искренне любит их и по-отцовски готов оберегать от всех бед. Пожалуй, Фирс — единственный персонаж пьесы, наделенный этим качеством — преданностью. Фирс — очень цельная натура, и эта цельность со всей полнотой проявляется в его отношении к саду. Сад для старого лакея — это родовое гнездо, которое он стремится оберегать так же, как и своих господ.
    Петя Трофимов — представитель нового поколения. Его вообще не волнует судьба вишневого сада. «Мы выше любви», — заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Петя смотрит на все слишком поверхностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе надуманных идей. Внешне Петя и Аня счастливы. Они хотят идти к новой жизни, решительно порвав с прошлым. Сад для них — «вся Россия», а не только этот вишневый сад. Но разве можно, не любя родного дома, полюбить весь мир? Оба героя устремляются к новым горизонтам, но теряют корни. Взаимопонимание между Раневской и Трофимовым невозможно. Если для Пети нет прошлого и воспоминаний, то Раневская глубоко горюет: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни…»
    Вишневый сад — символ красоты. Но кто же спасет красоту, если люди, которые способны ее ценить, не в силах за нее бороться, а люди энергичные и деятельные смотрят на нее только как на источник выгоды и наживы?
    Вишневый сад — символ дорогого сердцу прошлого и родного очага. Но можно ли идти вперед, когда за твоей спиной раздается стук топора, разрушающего все, что прежде было свято? Вишневый сад — символ добра, а потому такие выражения, как «подрубить корни», «растоптать цветок» или «ударить по дереву топором» звучат кощунственно и бесчеловечно.
    Размышляя над характерами и поступками героев пьесы, мы задумываемся над судьбой России, которая является для нас тем самым «вишневым садом».

  6. Вишневый сад — образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ-символ. Он символизирует не только красоту русской природы, но, главное, красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни, которая погибает вместе с гибелью сада.
    Образ вишневого сада объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны будут так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.
    Владельцы усадьбы – русские помещики Гаев и Раневская. И брат, и сестра — образованные, умные, чуткие люди. Они умеют ценить красоту, тонко чувствуют ее, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения. При всей своей развитости и душевном богатстве Гаев и Раневская лишены чувства реальности, практичности и ответственности, а потому не в состоянии позаботиться ни о себе, ни о близких людях. Они не могут последовать совету Лопахина и сдать землю в аренду, несмотря на то что это принесло бы им солидный доход: “Дачи и дачники — это так пошло, простите”. Пойти на эту меру им мешают особые чувства, которые связывают их с усадьбой. Они относятся к саду как к живому человеку, с которым их очень многое связывает. Вишневый сад для них — это олицетворение прошлой жизни, ушедшей молодости. Глядя в окно на сад, Раневская восклицает: “О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось”. И далее: “О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя…” Раневская говорит не только о саде, но и о себе. Она как будто сравнивает свою жизнь с “темной ненастной осенью” и “холодной зимой”. Вернувшись в родную усадьбу, она вновь почувствовала себя молодой и счастливой.
    Чувств Гаева и Раневской не разделяет Лопахин. Их поведение кажется ему странным и нелогичным. Он удивляется, почему на них не действуют столь очевидные для него доводы благоразумного выхода из затруднительной ситуации. Лопахин умеет ценить красоту: его восхищает сад, “прекраснее которого нет ничего на свете”. Но он — человек деятельный и практичный. Он не может просто любоваться садом и сожалеть о нем, не пытаясь что-либо предпринять для его спасения. Он искренне старается помочь Гаеву и Раневской, постоянно убеждая их: “И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее — аукцион на носу! Поймите!” Но они не желают его слушать. Гаев способен лишь на пустые клятвы: “Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано!… Счастьем моим клянусь!… назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!”
    Однако аукцион состоялся, и Лопахин купил имение. Для него это событие имеет особый смысл: “Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…” Таким образом, для Лопахина покупка имения становится неким символом его успешности, наградой за многолетние труды. Он бы хотел, чтобы его отец и дед встали из могилы и порадовались тому, как их сын и внук преуспел в жизни. Для Лопахина вишневый сад — всего лишь земля, которую можно продать, заложить или купить. В своей радости он даже не считает нужным проявить элементарное чувство такта по отношению к прежним хозяевам усадьбы. Он начинает вырубать сад, даже не дожидаясь их отъезда. В чем-то ему сродни бездушный лакей Яша, в котором начисто отсутствуют такие чувства, как доброта, любовь к матери, привязанность к месту, где родился и вырос. В этом он прямая противоположность Фирсу, у которого эти качества необычайно развиты. Фирс — самый старый человек в доме. Он много лет верой и правдой служит своим господам, искренне любит их и по-отцовски готов оберегать от всех бед. Пожалуй, Фирс — единственный персонаж пьесы, наделенный этим качеством — преданностью. Фирс — очень цельная натура, и эта цельность со всей полнотой проявляется в его отношении к саду. Сад для старого лакея — это родовое гнездо, которое он стремится оберегать так же, как и своих господ.
    Петя Трофимов — представитель нового поколения. Его вообще не волнует судьба вишневого сада. “Мы выше любви”, — заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Петя смотрит на все слишком поверхностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе надуманных идей. Внешне Петя и Аня счастливы. Они хотят идти к новой жизни, решительно порвав с прошлым. Сад для них — “вся Россия”, а не только этот вишневый сад. Но разве можно, не любя родного дома, полюбить весь мир? Оба героя устремляются к новым горизонтам, но теряют корни. Взаимопонимание между Раневской и Трофимовым невозможно. Если для Пети нет прошлого и воспоминаний, то Раневская глубоко горюет: “Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни…”
    Вишневый сад — символ красоты. Но кто же спасет красоту, если люди, которые способны ее ценить, не в силах за нее бороться, а люди энергичные и деятельные смотрят на нее только как на источник выгоды и наживы?
    Вишневый сад — символ дорогого сердцу прошлого и родного очага. Но можно ли идти вперед, когда за твоей спиной раздается стук топора, разрушающего все, что прежде было свято? Вишневый сад — символ добра, а потому такие выражения, как “подрубить корни”, “растоптать цветок” или “ударить по дереву топором” звучат кощунственно и бесчеловечно.
    Размышляя над характерами и поступками героев пьесы, мы задумываемся над судьбой России, которая является для нас тем самым “вишневым садом”.

  7. Вся Россия — наш сад
    А. П. Чехов
    Действие в пьесе «Вишневый сад» происходит в Украине, недалеко от Харькова. Вишневые сады здесь встречаются довольно часто, они рождают в душе образ чего- то светлого, поэтического, по-домашнему родного («Садок вишневий коло хати»).
    Такие же чувства вызывает вишневый сад и в пьесе Чехова, где он играет осо­бую роль. Читатели и зрители сначала недоумевают: почему это бывшие владель­цы вишневого сада так горюют из-за продажи сада, почему так сопротивляются предложению Лопахина? Предполагается при этом, что материальное благополу­чие, деньги сами по себе способны успокоить чеховских героев. Но смогут ли день­ги заменить им прекрасный вишневый сад? Ведь вишневый сад в пьесе Чехова перерастает в символ красоты, чистоты, гармонии. Утрата его равносильна утрате счастья. Работая над последней своей пьесой, Чехов, наверное, очень хорошо пони­мал, что значит терять что-то дорогое и бесконечно любимое. В своей записной книжке он оставил такие строчки: «Разговор на другой планете о земле через 1000 лет: помнишь ли ты то белое дерево…» Неужели дойдет человечество до того, что забудет, как называлась береза, как цветут вишневые сады весной, забудет Зем­лю? Вот почему так остро звучит у Чехова тема памяти. Гаев, обращаясь к Ранев­ской, настойчиво спрашивает ее, волнуясь и повторяя одни и те же слова: «Сад весь белый. Ты не забыла, Люба?.. Ты помнишь? Не забыла?» Кажется удивитель­ным, что это говорит Гаев, которого мы привыкли считать легкомысленным и без­заботным. Но даже он тревожится о судьбе красоты, которую нельзя разрушать.
    Вишневый сад — это еще и символ родного дома. Как тут не вспомнить знаме­нитые пушкинские строчки:
    Два чувства дивно близки нам —
    В них обретает сердце пищу —
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отеческим гробам.
    Животворящая святыня!
    Земля была б без них мертва…
    Уважение к святыням прошлого, к родному дому, к собственной памяти — важ­нейший показатель уровня культуры. Каждый должен знать свои корни, без этого нет человека и нет человечества. Как горько звучат слова Шарлотты в пьесе: «А от­куда я и кто я — не знаю…»
    Образ вишневого сада у Чехова имеет большее значение, чем символ родного дома. Это символ всей России. Речь идет не просто об охране природы, хотя и это очень важно. Речь идет о нравственных и эстетических ценностях. Антигуманно, проти­воестественно уничтожать память о прошлом, красоту, идеалы, традиции. Ника­кие деньги не могут возместить нравственные утраты, моральные потери. Продан не просто вишневый сад. Уничтожено все лучшее в жизни Раневской и Гаева. Вот отчего плачут они, вот откуда ощущение жизненного тупика и катастрофы.
    В письме к жене Чехов писал: «Во всей пьесе ни одного выстрела…» Выстрела нет, а убийство есть. Убит вишневый сад. Как хорошо об этом сказал современный поэт Ю. Левитанский:
    Ну, полно, мне-то что быть в обиде!
    Я посторонний. Я ни при чем.
    Рубите вишневый сад! Рубите!
    Он исторически обречен.
    Вздор — сантименты! Они тут лишни!
    А ну, еще разик! Еще разок!
    …И снова снятся мне вишни, вишни,
    Красный-красный вишневый сок.
    В финале пьесы звучит стук топора. Кажется, что это похоронный звон колокола.
    И под этот звук появляется Фирс. Он трогает ручку запертой двери и говорит: «Заперто. Уехали. Про меня забыли». Это жестокая сцена, но написана она с доб­рыми побуждениями. Чехов хотел этой сценой напомнить нам об огромной ответ­ственности людей за все, что совершается на земле: и за судьбу прекрасного сада, и за судьбу каждого человека.

  8. Текст сочинения:
    Вишневый сад образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ-символ. Он символизирует не только красоту русской природы, но, главное, красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни, которая погибает вместе с гибелью сада.
    Образ вишневого сада объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны буду? так или иначе решить судьбу сада, а значи?, и свою судьбу.
    Владельцы усадьбы – русские помещики Гаев и Раневская. И брат, и сестра образованные, умные, чу?кие люди. Они умею? ценить красоту, тонко чувствую? ее, но в силу инер?ности не могу? ничего предпринять для ее спасения. При всей своей развитости и душевном богатстве Гаев и Раневская лишены чувства реальности, практичности и ответственности, а потому не в состоянии позаботиться ни о себе, ни о близких людях. Они не могу? последовать совету Лопахина и сдать землю в аренду, несмотря на то что это принесло бы им солидный доход: Дачи и дачники это так пошло, простите. Пой?и на э?у меру им мешаю? особые чувства, которые связываю? их с усадьбой. Они относятся к саду как к живому человеку, с которым их очень многое связывает. Вишневый сад для них это олицетворение прошлой жизни, ушедшей молодости. Глядя в окно на сад, Раневская восклицает: О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. И далее: О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ?ы молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Раневская говори? не только о саде, но и о себе. Она как булто сравнивает свою жизнь с темной ненастной осенью и холодной зимой. Вернувшись в родную усадьбу, она вновь почувствовала себя молодой и счастливой.
    Чувств Гаева и Раневской не разделяет Л опахин. Их поведение кажется ему странным и нелогичным. Он удивляется, почему на них не действую? столь очевидные для него доводы благоразумного выхода из затруднительной си?уации. Лопа-хин умеет ценить красоту: его восхищает сад, прекраснее которого нет ничего на свете. Но он человек деятельный и практичный. Он не может просто любоваться садом и сожалеть о нем, не пытаясь что-либо предпринять для его спасения. Он искренне старается помочь Гаеву и Раневской, постоянно убеждая их: И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее аукцион на носу! Поймите! Но они не желаю? его слушать.
    Гаев способен лишь на пустые клятвы: Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано!… Счастьем моим клянусь!… назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!
    Однако аукцион состоялся, и Лопахин купил имение. Для него это собы?ие имеет особый смысл: Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещи?ся мне, это только кажется… Таким образом, для Лопахина покупка имения станови?ся неким символом его успешности, наградой за многолетние труды. Он бы хотел, чтобы его отец и дед встали из могилы и порадовались тому, как их сын и внук преуспел в жизни. Для Лопахина вишневый сад всего лишь земля, которую можно продать, заложить или купить. В своей радости он даже не считает нужным проявить элементарное чувство такта по отношению к прежним хозяевам усадьбы. Он начинает вырубать сад, даже не дожидаясь их отъезда. В чем-то ему сродни бездушный лакей Яша, в котором начисто отсу?ствую? такие чувства, как доброта, любовь к матери, привязанность к месту, где родился и вырос. В этом он прямая противоположность Фирсу, у которого э?и качества необычайно разви?ы. Фирс самый старый человек в доме. Он много лет верой и правдой служи? своим господам, искренне люби? их и по-отцовски готов оберегать от всех бед. Пожалуй, Фирс единственный персонаж пьесы, наделенный э?им качеством преданностью. Фирс очень цельная натура, и эта цельность со всей полнотой проявляется в его отношении к саду. Сад для старого лакея это родовое гнездо, которое он стреми?ся оберегать так же, как и своих господ.
    Петя Трофимов представитель нового поколения. Его вообще не волнует судьба вишневого сада. Мы выше любви, заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Петя смотри? на все слишком поверхностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе надуманных идей. Внешне Петя и Аня счастливы. Они хотят ид?и к новой жизни, решительно порвав с прошлым. Сад для них вся Россия, а не только этот вишневый сад. Но разве можно, не любя родного дома, полюбить весь мир? Оба героя устремляю?ся к новым горизонтам, но теряю? корни. Взаимопонимание между Раневской и Трофимовым невозможно. Если для Пети нет прошлого и воспоминаний, то Раневская глубоко горюет: Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни…
    Вишневый сад символ красоты. Но кто же спасет красоту, если люди, которые способны ее ценить, не в силах за нее бороться, а люди энергичные и деятельные смотрят на нее только как на источник выгоды и наживы?
    Вишневый сад символ дорогого сердцу прошлого и родного очага. Но можно ли ид?и вперед, когда за ?воей спиной раздается стук топора, разрушающего все, что прежде было свято? Вишневый сад символ добра, а потому такие выражения, как подрубить корни, растоптать цветок или ударить по дереву топором звучат кощунственно и бесчеловечно.
    Размышляя над характерами и поступками героев пьесы, мы задумываемся над судьбой России, которая является для нас тем самым вишневым садом.
    Права на сочинение “Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова Вишневый сад” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  9. Чехов А. П.

    Сочинение по произведению на тему: Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»

    Вишневый сад — образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ-символ. Он символизирует не только красоту русской природы, но, главное, красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни, которая погибает вместе с гибелью сада.
    Образ вишневого сада объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны будут так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.
    Владельцы усадьбы – русские помещики Гаев и Раневская. И брат, и сестра — образованные, умные, чуткие люди. Они умеют ценить красоту, тонко чувствуют ее, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения. При всей своей развитости и душевном богатстве Гаев и Раневская лишены чувства реальности, практичности и ответственности, а потому не в состоянии позаботиться ни о себе, ни о близких людях. Они не могут последовать совету Лопахина и сдать землю в аренду, несмотря на то что это принесло бы им солидный доход: “Дачи и дачники — это так пошло, простите”. Пойти на эту меру им мешают особые чувства, которые связывают их с усадьбой. Они относятся к саду как к живому человеку, с которым их очень многое связывает. Вишневый сад для них — это олицетворение прошлой жизни, ушедшей молодости. Глядя в окно на сад, Раневская восклицает: “О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось”. И далее: “О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя.” Раневская говорит не только о саде, но и о себе. Она как булто сравнивает свою жизнь с “темной ненастной осенью” и “холодной зимой”. Вернувшись в родную усадьбу, она вновь почувствовала себя молодой и счастливой.
    Чувств Гаева и Раневской не разделяет Л опахин. Их поведение кажется ему странным и нелогичным. Он удивляется, почему на них не действуют столь очевидные для него доводы благоразумного выхода из затруднительной ситуации. Лопа-хин умеет ценить красоту: его восхищает сад, “прекраснее которого нет ничего на свете”. Но он — человек деятельный и практичный. Он не может просто любоваться садом и сожалеть о нем, не пытаясь что-либо предпринять для его спасения. Он искренне старается помочь Гаеву и Раневской, постоянно убеждая их: “И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее — аукцион на носу! Поймите!” Но они не желают его слушать. Гаев способен лишь на пустые клятвы: “Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано!. Счастьем моим клянусь!. назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!”
    Однако аукцион состоялся, и Лопахин купил имение. Для него это событие имеет особый смысл: “Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется.” Таким образом, для Лопахина покупка имения становится неким символом его успешности, наградой за многолетние труды. Он бы хотел, чтобы его отец и дед встали из могилы и порадовались тому, как их сын и внук преуспел в жизни. Для Лопахина вишневый сад — всего лишь земля, которую можно продать, заложить или купить. В своей радости он даже не считает нужным проявить элементарное чувство такта по отношению к прежним хозяевам усадьбы. Он начинает вырубать сад, даже не дожидаясь их отъезда. В чем-то ему сродни бездушный лакей Яша, в котором начисто отсутствуют такие чувства, как доброта, любовь к матери, привязанность к месту, где родился и вырос. В этом он прямая противоположность Фирсу, у которого эти качества необычайно развиты. Фирс — самый старый человек в доме. Он много лет верой и правдой служит своим господам, искренне любит их и по-отцовски готов оберегать от всех бед. Пожалуй, Фирс — единственный персонаж пьесы, наделенный этим качеством — преданностью. Фирс — очень цельная натура, и эта цельность со всей полнотой проявляется в его отношении к саду. Сад для старого лакея — это родовое гнездо, которое он стремится оберегать так же, как и своих господ.
    Петя Трофимов — представитель нового поколения. Его вообще не волнует судьба вишневого сада. “Мы выше любви”, — заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Петя смотрит на все слишком поверхностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе надуманных идей. Внешне Петя и Аня счастливы. Они хотят идти к новой жизни, решительно порвав с прошлым. Сад для них — “вся Россия”, а не только этот вишневый сад. Но разве можно, не любя родного дома, полюбить весь мир? Оба героя устремляются к новым горизонтам, но теряют корни. Взаимопонимание между Раневской и Трофимовым невозможно. Если для Пети нет прошлого и воспоминаний, то Раневская глубоко горюет: “Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни.”
    Вишневый сад — символ красоты. Но кто же спасет красоту, если люди, которые способны ее ценить, не в силах за нее бороться, а люди энергичные и деятельные смотрят на нее только как на источник выгоды и наживы?
    Вишневый сад — символ дорогого сердцу прошлого и родного очага. Но можно ли идти вперед, когда за твоей спиной раздается стук топора, разрушающего все, что прежде было свято? Вишневый сад — символ добра, а потому такие выражения, как “подрубить корни”, “растоптать цветок” или “ударить по дереву топором” звучат кощунственно и бесчеловечно.
    Размышляя над характерами и поступками героев пьесы, мы задумываемся над судьбой России, которая является для нас тем самым “вишневым садом”.
    chehov/vishnevyjsad25
    История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия – сборник сочинений и эссе по литературе

  10. В очередной раз перечитав пьесу “Вишневый сад” Антона Павловича, я окончательно убедился с одной стороны во всей ее гениальности, глубине, а с другой
    стороны в ее простоте и легкости. Определенный нерв, психологизм, напряжение в слиянии с легкостью, воздушностью и некой безразличностью – все это
    свойственно “Вишневому саду”.
    В данном сочинении я хотел бы обратиться к образу своего любимого героя пьесы – Ермолаю Алексеевичу Лопахину. Безусловно, он является одной из центральных,
    ключевых фигур произведения. Сам Чехов писал: “…роль Лопахина центральная. Если она не удастся, провалится и вся пьеса”.
    Скажу честно, будь я на месте Лопахина, я абсолютно поступил бы также. Конкретно, выкупил бы вишневый сад, разбил его на участки и сдавал их в аренду.
    Ермолай Лопахин – удивительный персонаж. Да, он человек настоящего времени, капиталист, стремящийся зарабатывать, накапливать и приумножать свои
    средства. Он готов на многое ради достижения своей цели. Не буду лукавить, но я до глубины души рад, что Лопахин, все-таки, в конце пьесы купил вишневый сад
    на торгах и окончательно, не побоюсь этого слова, морально растоптал, уничтожил Раневскую и Гаева. Согласно пьесе, отец Ермолая Алексеевича находился в
    статусе крепостного крестьянина у отца и деда Раневской Любови Андреевной. Благодаря реформе 1861 года ему удалось разбогатеть и стать лавочником. Сам же
    Ермолай Алексеевич прошел через суровое детство; его он описывал так: “Мой отец был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна и все
    палкой…” В итоге в пьесе перед нами предстает сильный по духу, разбогатевший, познавший жизнь человек. Лопахин честно говорит: “… времена меняются, и
    «битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал», оторвался от своих корней, «выбился в люди», разбогател, но образования так и не получил…”
    Примечательно то, что Ермолай Алексеевич нажил все свое состояние честным трудом, путь его к богатству был не простым. Несмотря на свой статус и положение,
    Лопахин остался человеком глубоко мыслящим, понимающим и чувствующим. Он с огромным уважением относится к Любови Андреевной, которая в детстве для него
    сделала много добра. Видя столь ужасную и плачевную ситуацию, происходящую с вишневым садом, он сразу предлагает ей и ее брату лучший, верный способ
    выхода из нее… Увы, безразличность, неадекватность, отсутствие разума “здесь и сейчас” Раневской сыграло свою отрицательную роль.
    Безусловно, после прочтения пьесы люди делятся на тех кто за Лопахина, а кто против. Лично я отношу себя к первой категории. Да, Ермолай Алексеевич –
    “хищник”, стремящийся во что бы ни было достичь своей цели. Конечно, по крайней мере я так думаю, он понимал и осознавал всю ценность и значимость вишневого
    сада для семьи Раневской. Но, видя всю безразличность, неадекватность поведения Любови Андреевной, он идет на смелый, хотя, и не всегда оправданный
    читателями шаг. Скорее всего, у Лопахина в голове возникает мысль, что помочь людям в сложившейся ситуации можно не уговорами, а действиями, точнее, забрав
    у них то самое ценное, дорогое, чем они дорожили всю жизнь, и чем не дорожат в минуту нынешнюю.
    Финал пьесы с одной стороны очень красив, с другой жесток. Купив сад, вернувшись с торгов и сообщив об этом всей семье Раневской, Лопахин после своего
    монолога подходит к Любови Андреевной со словами: «Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь». Затем с ироническим
    тоном он произносит: «Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю! Идет новый помещик, владелец вишневого сада!»
    Ермолай Алексеевич, по сути, отомстил за отца, которому досталась жалкая участь крепостного в доме Раневской. Ему удалось развернуть ситуацию в свою
    сторону, он рискнул посмеяться над жизнью и судьбою. Лопахин – личность двуликая, противоречивая, но, для меня самое главное честная и настоящая. Кроме
    того, мне искренне жаль, что отношения Еромолая Алексеевича и приемной дочери Раневской Любови Андреевной Вари сложились именно таким образом. Но, это уже
    вопрос к автору…
    Увы, многие персонажи наподобие Ермолая Алексеевича в 1917 году столкнулись с другими событиями, произошедшими в России. Но… Это, пожалуй, совсем другая
    история.
    Подводя итог, скажу одно – читателей много и у каждого из них свое мнение относительно Ермолая Алексеевича. У меня есть собственное мнение и я с уважением
    отношусь к мнению других.

  11. Вишневый сад объединяет вокруг себя всех героев пьесы. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны будут так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.
    Владельцы усадьбы — русские помещики Гаев и Раневская. И брат, и сестра — образованные, умные, чуткие люди. Они умеют ценить красоту, тонко чувствуют ее, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения. Гаев и Раневская лишены чувства реальности, практичности и ответственности, а потому не в состоянии позаботиться ни о себе, ни о близких людях. Они не могут последовать совету Лопахина и сдать землю в аренду, несмотря на то что это принесло бы им солидный доход: «Дачи и дачники — это так пошло, простите». Пойти па эту меру им мешают особые чувства, которые связывают их с усадьбой. Они относятся к саду как к живому человеку, с которым их очень многое связывает. Вишневый сад для них — это олицетворение прошлой жизни, ушедшей молодости. Глядя в окно на сад, Раневская восклицает: «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось». Вернувшись в родную усадьбу, она вновь почувствовала себя молодой и счастливой.
    Чувств Гаева и Раневской не разделяет Лопахин. Их поведение кажется ему странным и нелогичным. Он удивляется, почему на них не действуют столь очевидные для него доводы благоразумного выхода из затруднительной ситуации. Лопахин умеет ценить красоту: его восхищает сад, «прекраснее которого нет ничего на свете». Но он — человек деятельный и практичный. Он искренне старается помочь Гаеву и Раневской, постоянно убеждая их: «И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее, аукцион па носу! Поймите!» Но они не желают его слушать. Гаев способен лишь па пустые клятвы: «Честью моей, чем хочешь клянусь, имение не будет продано!.,»
    Однако аукцион состоялся, и Лопахин купил имение. Для него это событие имеет особый смысл: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…» Таким образом, для Лопахина покупка имения становится неким символом его успешности, наградой за многолетние труды. Для Лопахина вишневый сад — всего лишь земля, которую можно продать, заложить или купить. В своей радости он даже не считает нужным проявить элементарное чувство такта по отношению к прежним хозяевам усадьбы. Он начинает вырубать сад. даже не дожидаясь их отъезда. В чем-то ему сродни бездушный лакей Яша, в котором начисто отсутствуют такие чувства, как доброта, любовь к матери, привязанность к месту, где родился и вырос. В этом он — прямая противоположность Фирсу, у которого эти качества необычайно развиты. Фирс — самый старый человек в доме. Он много лет верой и правдой служит своим господам, искренне любит их и по-отцовски готов оберегать от всех бед. Пожалуй, Фирс — единственный персонаж пьесы, наделенный этим качеством – преданностью. Фирс — очень цельная натура, и эта цельность со всей полнотой проявляется в его отношении к саду. Сад для старого лакея — это родовое гнездо, которое он стремится оберегать так же, как и своих господ.
    Петя Трофимов — представитель нового поколения. Его вообще не волнует судьба вишневого сада. «Мы выше любви», — заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Петя смотрит па все слишком поверхностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее па основе надуманных идей. Внешне Петя и Аня счастливы. Они хотят идти к новой жизни, решительно порвав с прошлым. Сад для них – «вся Россия», а не только этот вишневый сад. Но разве можно, не любя родного дома, полюбить весь мир? Оба героя устремляются к новым горизонтам, но теряют корни. Взаимопонимание между Раневской и Трофимовым невозможно. Если для Пети нет прошлого и воспоминании, то Раневская глубоко горюет: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни…»
    Вишневый сад — символ красоты. Но кто же спасет красоту, если люди, которые способны ее ценить, не в силах за нее бороться, а люди энергичные и деятельные смотрят на нее только как на источник выгоды и наживы?
    Вишневый сад — символ добра, а потому такие выражения, как «подрубить корни», «растоптать цветок» или «ударить по дереву топором», звучат кощунственно и бесчеловечно. Размышляя над характерами и поступками героев пьесы, мы задумываемся над судьбой России, которая является для нас тем самым «вишневым садом».

  12. 12
    Текст добавил: ЛюБиМа Им ОдНиМ

    В очередной раз перечитав пьесу “Вишневый сад” Антона Павловича, я окончательно убедился с одной стороны во всей ее гениальности, глубине, а с другой
    стороны в ее простоте и легкости. Определенный нерв, психологизм, напряжение в слиянии с легкостью, воздушностью и некой безразличностью – все это
    свойственно “Вишневому саду”.
    В данном сочинении я хотел бы обратиться к образу своего любимого героя пьесы – Ермолаю Алексеевичу Лопахину. Безусловно, он является одной из центральных,
    ключевых фигур произведения. Сам Чехов писал: “…роль Лопахина центральная. Если она не удастся, провалится и вся пьеса”.
    Скажу честно, будь я на месте Лопахина, я абсолютно поступил бы также. Конкретно, выкупил бы вишневый сад, разбил его на участки и сдавал их в аренду.
    Ермолай Лопахин – удивительный персонаж. Да, он человек настоящего времени, капиталист, стремящийся зарабатывать, накапливать и приумножать свои
    средства. Он готов на многое ради достижения своей цели. Не буду лукавить, но я до глубины души рад, что Лопахин, все-таки, в конце пьесы купил вишневый сад
    на торгах и окончательно, не побоюсь этого слова, морально растоптал, уничтожил Раневскую и Гаева. Согласно пьесе, отец Ермолая Алексеевича находился в
    статусе крепостного крестьянина у отца и деда Раневской Любови Андреевной. Благодаря реформе 1861 года ему удалось разбогатеть и стать лавочником. Сам же
    Ермолай Алексеевич прошел через суровое детство; его он описывал так: “Мой отец был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна и все
    палкой…” В итоге в пьесе перед нами предстает сильный по духу, разбогатевший, познавший жизнь человек. Лопахин честно говорит: “… времена меняются, и
    «битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал», оторвался от своих корней, «выбился в люди», разбогател, но образования так и не получил…”
    Примечательно то, что Ермолай Алексеевич нажил все свое состояние честным трудом, путь его к богатству был не простым. Несмотря на свой статус и положение,
    Лопахин остался человеком глубоко мыслящим, понимающим и чувствующим. Он с огромным уважением относится к Любови Андреевной, которая в детстве для него
    сделала много добра. Видя столь ужасную и плачевную ситуацию, происходящую с вишневым садом, он сразу предлагает ей и ее брату лучший, верный способ
    выхода из нее… Увы, безразличность, неадекватность, отсутствие разума “здесь и сейчас” Раневской сыграло свою отрицательную роль.
    Безусловно, после прочтения пьесы люди делятся на тех кто за Лопахина, а кто против. Лично я отношу себя к первой категории. Да, Ермолай Алексеевич –
    “хищник”, стремящийся во что бы ни было достичь своей цели. Конечно, по крайней мере я так думаю, он понимал и осознавал всю ценность и значимость вишневого
    сада для семьи Раневской. Но, видя всю безразличность, неадекватность поведения Любови Андреевной, он идет на смелый, хотя, и не всегда оправданный
    читателями шаг. Скорее всего, у Лопахина в голове возникает мысль, что помочь людям в сложившейся ситуации можно не уговорами, а действиями, точнее, забрав
    у них то самое ценное, дорогое, чем они дорожили всю жизнь, и чем не дорожат в минуту нынешнюю.
    Финал пьесы с одной стороны очень красив, с другой жесток. Купив сад, вернувшись с торгов и сообщив об этом всей семье Раневской, Лопахин после своего
    монолога подходит к Любови Андреевной со словами: «Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь». Затем с ироническим
    тоном он произносит: «Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю! Идет новый помещик, владелец вишневого сада!»
    Ермолай Алексеевич, по сути, отомстил за отца, которому досталась жалкая участь крепостного в доме Раневской. Ему удалось развернуть ситуацию в свою
    сторону, он рискнул посмеяться над жизнью и судьбою. Лопахин – личность двуликая, противоречивая, но, для меня самое главное честная и настоящая. Кроме
    того, мне искренне жаль, что отношения Еромолая Алексеевича и приемной дочери Раневской Любови Андреевной Вари сложились именно таким образом. Но, это уже
    вопрос к автору…
    Увы, многие персонажи наподобие Ермолая Алексеевича в 1917 году столкнулись с другими событиями, произошедшими в России. Но… Это, пожалуй, совсем другая
    история.
    Подводя итог, скажу одно – читателей много и у каждого из них свое мнение относительно Ермолая Алексеевича. У меня есть собственное мнение и я с уважением
    отношусь к мнению других.

  13. Особенностью драматургии Чехова является, в частности, то, что в его произведениях практически нельзя выделить одного главного героя. Вся система образов пьесы важна для понимания вопросов, которые поднимает драматург в пьесе.
    Так, образы героев в «Вишневом саду» представляют,
    с одной стороны, социальные слои России накануне перелома (дворянство, купечество, разночинную интеллигенция, отчасти крестьянство),
    с другой стороны, эти группы своеобразно отражают прошлое, настоящее и будущее страны.
    Сама Россия представлена образом большого сада, к которому с нежной любовью относятся все герои.

    Образы героев прошлого

    Олицетворением прошлого являются герои  Раневской и Гаева. Это прошлое уходящих с исторической арены дворянских гнезд. В Гаеве и Раневской отсутсвует корыстный расчет: так совершенно чужда им идея продать вишневый сад под землю дачникам. Они тонко чувствуют красоту природы
    («Направо, на повороте беседки, белое деревце склонилось, похожее на женщину»…).
    Им свойственна некоторая детскость восприятия: Раневская по-детски относится к деньгам, не считает их. Но в этом не только детскость, но и привычка жить, не считаясь с расходами. И Гаев и Раневская добры. Лопахин помнит, как в давние времена Раневская пожалела его. Жалеет Раневская и Петю Трофимова с его неустроенностью, и Аню, которая осталась без приданного, и прохожего.
    Но время Гаевых и Раневских прошло. Их интеллигентность, неумение жить, беззаботность оборачиваются черствостью и эгоизмом.
    Раневская растрачивает состояние, оставив свою дочь на попечении приемной дочери Вари, уезжает в Париж с любовником, получив деньги от ярославской бабушки, предназначенные для Ани, она решает вернуться в Париж к человеку, который практически обобрал ее, при этом она не думает, как сложится жизнь Ани дальше. Она проявляет заботу о больном Фирсе, спрашивая, отправили ли его в больницу, но проверить этого она не может и не хочет (Раневская — человек слова, но не дела) — Фирс остается в заколоченном доме.
    Итог жизни дворян — следствие жизни в долг, жизни, основанной на угнетении других.

    Образы будущего

    Новая Россия — это Ермолай Лопахин, купец. В нем автор подчеркивает деятельное начало: он встает в пять часов утра и работает до вечера, труд приносит ему не капитал, но и радость. Ермолай Лопахин — человек, сделавший сам себя (его дед был крепостным, отец — лавочником). В деятельности Лопахина виден практический расчет: засеял поля маком — и выгода, и красиво. Лопахин предлагает способ спасения вишневого сада, который должен принести выгоду. Лопахин ценит и помнит добро, таково его трогательное отношение к Раневской. У него «тонкая, нежная душа», по словам Пети Трофимова. Но тонкость чувств сочетается у него с выгодой собственника. Не мог устоять Лопахин и купил на аукционе вишневый сад. Он кается перед Раневской утешает ее и тут же заявляет:
    «Идет новый владелец вишневого сада!».
    Но и в Лопахине есть какой-то надрыв, иначе откуда взяться тоске по другой жизни. В конце пьесы он говорит:
    «Скорее бы изменилась… наша нескладная, несчастная жизнь!»
    Образы будущего — Петя Трофимов и Аня. Петя Трофимов -вечный студент, он полон оптимизма, в его речах есть убежденность в том, что он, именно он знает, как сделать жизнь прекрасной
    ( Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!»).
    Именно он говорит Ане:
    «Вся Россия наш сад!»
    Но его образ неоднозначен. Петя Трофимов в пьесе скорее тоже человек слова, а не дела. В практической жизни он — недотепа, как и остальные герои пьесы. Образ Ани, пожалуй, единственный образ пьесы, в котором много чувства светлого. Аня похожа на тургеневских девушек, которые готовы уйти в новую жизнь и отдать ей себя всю без остатка, поэтому в Ане нет сожаления об утрате вишневого сада.

    Второстепенные образы

    Второстепенные персонажи пьесы оттеняют судьбы Гаева и Раневской. Симеоно-Пищик — помещик, готовый приспособиться к жизни, чем отличается от Раневской и Гаева. Но и он живет практически в долг. Образ Шарлотты подчеркивает неустроенность, практическую бездомность Раневской.
    Патриархальное крестьянство представлено образами слуг. Это Фирс, в котором сохранилась основная черта старых слуг — преданность барину. Как за малым ребенком ухаживает Фирс за Гаевым. Судьба его трагична и символична: его забывают, в общем-то бросают те, которые так много говорили о любви к нему и так мало сделали для него. Дуняша и Яша — слуги нового поколения. Дуняша «тонкостью чувств» повторяет, утрируя свою барыню. Яша впитал в себя эгоизм господ.

    Образ вишневого сада

    Как уже говорилось, огромна роль вишневого сада в образной системе пьесы. Именно вокруг вишневого сада завязывается внешний конфликт, свое отношение к саду высказывают все герои пьесы. Поэтому по-человечески трагично ощущает зритель и читатель его судьбу:
    «… и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».
    Для Чехова и писателя, и драматурга характерно чуткое вслушивание в биение обыденной жизни, умение найти в этой жизни важнейшие социальные проблемы и построить свое произведение так, чтобы эти проблемы стали достоянием соотечественников.

  14. Вишневый сад — образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ-символ. Он символизирует не только красоту русской природы, но, главное, красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни, которая погибает вместе с гибелью сада.
    Образ вишневого сада объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны будут так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.
    Владельцы усадьбы – русские помещики Гаев и Раневская. И брат, и сестра — образованные, умные, чуткие люди. Они умеют ценить красоту, тонко чувствуют ее, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения. При всей своей развитости и душевном богатстве Гаев и Раневская лишены чувства реальности, практичности и ответственности, а потому не в состоянии позаботиться ни о себе, ни о близких людях. Они не могут последовать совету Лопахина и сдать землю в аренду, несмотря на то что это принесло бы им солидный доход: “Дачи и дачники — это так пошло, простите”. Пойти на эту меру им мешают особые чувства, которые связывают их с усадьбой. Они относятся к саду как к живому человеку, с которым их очень многое связывает. Вишневый сад для них — это олицетворение прошлой жизни, ушедшей молодости. Глядя в окно на сад, Раневская восклицает: “О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось”. И далее: “О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя…” Раневская говорит не только о саде, но и о себе. Она как булто сравнивает свою жизнь с “темной ненастной осенью” и “холодной зимой”. Вернувшись в родную усадьбу, она вновь почувствовала себя молодой и счастливой.
    Чувств Гаева и Раневской не разделяет Л опахин. Их поведение кажется ему странным и нелогичным. Он удивляется, почему на них не действуют столь очевидные для него доводы благоразумного выхода из затруднительной ситуации. Лопа-хин умеет ценить красоту: его восхищает сад, “прекраснее которого нет ничего на свете”. Но он — человек деятельный и практичный. Он не может просто любоваться садом и сожалеть о нем, не пытаясь что-либо предпринять для его спасения. Он искренне старается помочь Гаеву и Раневской, постоянно убеждая их: “И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее — аукцион на носу! Поймите!” Но они не желают его слушать. Гаев способен лишь на пустые клятвы: “Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано!… Счастьем моим клянусь!… назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!”
    Однако аукцион состоялся, и Лопахин купил имение. Для него это событие имеет особый смысл: “Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…” Таким образом, для Лопахина покупка имения становится неким символом его успешности, наградой за многолетние труды. Он бы хотел, чтобы его отец и дед встали из могилы и порадовались тому, как их сын и внук преуспел в жизни. Для Лопахина вишневый сад — всего лишь земля, которую можно продать, заложить или купить. В своей радости он даже не считает нужным проявить элементарное чувство такта по отношению к прежним хозяевам усадьбы. Он начинает вырубать сад, даже не дожидаясь их отъезда. В чем-то ему сродни бездушный лакей Яша, в котором начисто отсутствуют такие чувства, как доброта, любовь к матери, привязанность к месту, где родился и вырос. В этом он прямая противоположность Фирсу, у которого эти качества необычайно развиты. Фирс — самый старый человек в доме. Он много лет верой и правдой служит своим господам, искренне любит их и по-отцовски готов оберегать от всех бед. Пожалуй, Фирс — единственный персонаж пьесы, наделенный этим качеством — преданностью. Фирс — очень цельная натура, и эта цельность со всей полнотой проявляется в его отношении к саду. Сад для старого лакея — это родовое гнездо, которое он стремится оберегать так же, как и своих господ.
    Петя Трофимов — представитель нового поколения. Его вообще не волнует судьба вишневого сада. “Мы выше любви”, — заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Петя смотрит на все слишком поверхностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе надуманных идей. Внешне Петя и Аня счастливы. Они хотят идти к новой жизни, решительно порвав с прошлым. Сад для них — “вся Россия”, а не только этот вишневый сад. Но разве можно, не любя родного дома, полюбить весь мир? Оба героя устремляются к новым горизонтам, но теряют корни. Взаимопонимание между Раневской и Трофимовым невозможно. Если для Пети нет прошлого и воспоминаний, то Раневская глубоко горюет: “Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни…”
    Вишневый сад — символ красоты. Но кто же спасет красоту, если люди, которые способны ее ценить, не в силах за нее бороться, а люди энергичные и деятельные смотрят на нее только как на источник выгоды и наживы?
    Вишневый сад — символ дорогого сердцу прошлого и родного очага. Но можно ли идти вперед, когда за твоей спиной раздается стук топора, разрушающего все, что прежде было свято? Вишневый сад — символ добра, а потому такие выражения, как “подрубить корни”, “растоптать цветок” или “ударить по дереву топором” звучат кощунственно и бесчеловечно.
    Размышляя над характерами и поступками героев пьесы, мы задумываемся над судьбой России, которая является для нас тем самым “вишневым садом”.
    ?

  15. Раневская Любовь Андреевна представлена в пьесе А.П.Чехова как яркая представительница уходящего века, ее образ вобрал в себя родовые черты русской дворянской культуры. Помещица. Привыкнув однажды жить на широкую ногу, она не в состоянии осознать и принять тот факт, что за ее спиной уже нет пары сотен крепостных, которые были раньше, и которые покрывали ее расходы. За годы жизни за границей, она так и не научилась практичности и рациональности. Наивная и добрая, позволяет себя обманывать всем, кому не лень, начиная от ее любовника и кончая лакеем Яшей. Чувствительная и сентиментальная, она совершенно не готова к ударам судьбы, всякий раз пытается убежать от проблем и бед.
    Раневская – дама, у которой есть взрослая дочь, она владеет заложенным поместьем с прекрасным вишневым садом. С одной стороны она непрактична и чрезмерно эгоистична. Раневская – женщина, которая не способна вести дела, она излишне эмоциональна. Ее усадьба погрузла в долгах, поэтому будет продана на аукционе, однако Раневская даже не думает о том, чтобы получать с этого деньги. Она слишком сентиментальна, все ее мысли сосредоточены в воспоминаниях о прошлой жизни, о том времени, когда не было неурядиц, которые сейчас разорили ее: «…Бывало, сушеную вишню возами возили и отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!»
    Вишневый сад является одной из наиболее сокровенных частей души Раневской. Она не может представить свою жизнь без любимого вишневого сада, однако и сад останется без нее сиротой. Кажется, что он просыпается с ее приездом, и сама помещица обращается к саду как к живому: «Ангелы небесные не покинули тебя». Раневскую переполняет любовь к прошлому, она чтит «родовые традиции». Это не просто любовь к усадьбе, она давно породнилась с ней. Однако Любовь Андреевне не хватает смелости, решительности, чтобы бороться за свою «душу». Она пытается отогнать от себя мысли о продаже сада, Раневская «рвет телеграмму, не прочитав», но в конечном итоге она оказывается намного ниже идеи вишневого сада, она оставляет его.
    Любовь Андреевна пошлая и мелкая в своей любви, она готова ради единственного мига счастья в настоящем лишить будущего свою дочь. Вся жизнь Раневской сосредоточена в прошлом и настоящем, она не строит планов на будущее, не думает о завтрашнем дне. Образ помещицы – изображение роскошной женщины, которая очутилась в мире без привычного для нее устоя, и она выглядит смешной и жалкой в своем новом положении.
    Но, не смотря на все, автор отводит образу Раневской одно из самых светлых мест в своей пьесе. Он позиционирует ее как добродушную слабую женщину, у которой в жизни одна единственная ценность – красота. В ней самой живет красота, ведь она слилась воедино с собственным вишневым садом, он вошел в ее плоть и кровь. Ведь Раневская с детства существует с ним. Она приезжает в свое поместье весной, и сад встречает ее «белые массы цветов», поют скворцы, над садом – голубое небо. «Весь, весь белый! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинут тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!»
    Трагедия Раневской – это крах прекрасного. Красота не способна защитить себя сама, и потому вынуждена исчезнуть. Но, если бы у нее была возможность справиться с собой и поступить против своего влечения, она бы перестала быть тем, чем является. Красота – это и эгоизм, и бесцельность, и неспособность к подлинным поступкам, однако вместе с ней из мира исчезает нечто очень важное. Что-то, чего не выразить словами.

  16. 16
    Текст добавил: БаЛдЕю От СвОеЙ ОбАлДеНнОсТи

    Вишневый сад — образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ-символ. Он символизирует не только красоту русской природы, но, главное, красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни, которая погибает вместе с гибелью сада.
    Образ вишневого сада объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны будут так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.
    Владельцы усадьбы – русские помещики Гаев и Раневская. И брат, и сестра — образованные, умные, чуткие люди. Они умеют ценить красоту, тонко чувствуют ее, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения. При всей своей развитости и душевном богатстве Гаев и Раневская лишены чувства реальности, практичности и ответственности, а потому не в состоянии позаботиться ни о себе, ни о близких людях. Они не могут последовать совету Лопахина и сдать землю в аренду, несмотря на то что это принесло бы им солидный доход: «Дачи и дачники — это так пошло, простите». Пойти на эту меру им мешают особые чувства, которые связывают их с усадьбой. Они относятся к саду как к живому человеку, с которым их очень многое связывает. Вишневый сад для них — это олицетворение прошлой жизни, ушедшей молодости. Глядя в окно на сад, Раневская восклицает: «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось». И далее: «О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя…» Раневская говорит не только о саде, но и о себе. Она как булто сравнивает свою жизнь с «темной ненастной осенью» и «холодной зимой». Вернувшись в родную усадьбу, она вновь почувствовала себя молодой и счастливой.
    Чувств Гаева и Раневской не разделяет Л опахин. Их поведение кажется ему странным и нелогичным. Он удивляется, почему на них не действуют столь очевидные для него доводы благоразумного выхода из затруднительной ситуации. Лопа-хин умеет ценить красоту: его восхищает сад, «прекраснее которого нет ничего на свете». Но он — человек деятельный и практичный. Он не может просто любоваться садом и сожалеть о нем, не пытаясь что-либо предпринять для его спасения. Он искренне старается помочь Гаеву и Раневской, постоянно убеждая их: «И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее — аукцион на носу! Поймите!» Но они не желают его слушать. Гаев способен лишь на пустые клятвы: «Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано!… Счастьем моим клянусь!… назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!»
    Однако аукцион состоялся, и Лопахин купил имение. Для него это событие имеет особый смысл: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…» Таким образом, для Лопахина покупка имения становится неким символом его успешности, наградой за многолетние труды. Он бы хотел, чтобы его отец и дед встали из могилы и порадовались тому, как их сын и внук преуспел в жизни. Для Лопахина вишневый сад — всего лишь земля, которую можно продать, заложить или купить. В своей радости он даже не считает нужным проявить элементарное чувство такта по отношению к прежним хозяевам усадьбы. Он начинает вырубать сад, даже не дожидаясь их отъезда. В чем-то ему сродни бездушный лакей Яша, в котором начисто отсутствуют такие чувства, как доброта, любовь к матери, привязанность к месту, где родился и вырос. В этом он прямая противоположность Фирсу, у которого эти качества необычайно развиты. Фирс — самый старый человек в доме. Он много лет верой и правдой служит своим господам, искренне любит их и по-отцовски готов оберегать от всех бед. Пожалуй, Фирс — единственный персонаж пьесы, наделенный этим качеством — преданностью. Фирс — очень цельная натура, и эта цельность со всей полнотой проявляется в его отношении к саду. Сад для старого лакея — это родовое гнездо, которое он стремится оберегать так же, как и своих господ.
    Петя Трофимов — представитель нового поколения. Его вообще не волнует судьба вишневого сада. «Мы выше любви», — заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Петя смотрит на все слишком поверхностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе надуманных идей. Внешне Петя и Аня счастливы. Они хотят идти к новой жизни, решительно порвав с прошлым. Сад для них — «вся Россия», а не только этот вишневый сад. Но разве можно, не любя родного дома, полюбить весь мир? Оба героя устремляются к новым горизонтам, но теряют корни. Взаимопонимание между Раневской и Трофимовым невозможно. Если для Пети нет прошлого и воспоминаний, то Раневская глубоко горюет: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни…»
    Вишневый сад — символ красоты. Но кто же спасет красоту, если люди, которые способны ее ценить, не в силах за нее бороться, а люди энергичные и деятельные смотрят на нее только как на источник выгоды и наживы?
    Вишневый сад — символ дорогого сердцу прошлого и родного очага. Но можно ли идти вперед, когда за твоей спиной раздается стук топора, разрушающего все, что прежде было свято? Вишневый сад — символ добра, а потому такие выражения, как «подрубить корни», «растоптать цветок» или «ударить по дереву топором» звучат кощунственно и бесчеловечно.
    Размышляя над характерами и поступками героев пьесы, мы задумываемся над судьбой России, которая является для нас тем самым «вишневым садом».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *