Сочинение на тему образ всеволода в слово о полку игореве

9 вариантов

  1. Годы жизни Всеволода неизвестны, в отличие от даты смерти. Он погиб приблизительно в конце 1100-х годов. Он – один из первостепенных персонажей произведения «Слово о полку Игореве».
    Перейдем к его родословной. Он является князем курским и трубчевским, приходится сыном Святославу Ольговичу Черниговскому, родным братом Игорю Святославичу Новгород-Северскому. В «Слове» его иногда кличут Сокол.
    Теперь немного о характеристике Всеволода. Это человек мужественный и принципиальный, никогда не прощающий плохого к себе отношения и всякого рода обид: ни врагам, ни родственникам, ни правителям государства русского. Именно по этой причине он соглашается идти с Игорем в военный поход.
    Также Всеволода можно удостоить эпитетом «храбрый, воинственный». Это подтверждает рассказ о Каяльской битве. Но автор не дает герою объективной оценки, он, наоборот, делает его разноплановым персонажем. Повествователь «Слова» хвалит героя за мужество. Всеволоду нет равных в рукопашных боях. Погружаясь в бой, он словно погружается в транс, и, убивая врагов, получает удовольствие. Автор говорит о том, что Всеволод обладал огромной физической силой, меткостью глаз, отвагой. В совокупности эти черты героя всегда бросают его в эпицентр боя, где он, размахивая мечом, рубит нещадно врагов. Такой силы, как у Всеволода, нет почти ни у кого, за исключением пары солдат. Герой всего себя отдает делу всей своей жизни, а именно – войне.
    Но есть и другие черты Всеволода, о которых автор говорит с сердечной болью и состраданием. Автор прежде всего переживает не за Всеволода, а за молодых русских воинов, их семей, которых герой, не задумываясь об их чувствах, беспощадно ведет всех в бой. Также автор обвиняет Всеволода за то, что тот забыл интересы собственного народа и его древние традиции.
    Автор уверен, что могущество правителя и командира заключается не только в том, чтобы храбро вести себя в битве, но и в том, чтобы правильно, учитывая все плюсы и минусы, руководить армией, продумывать стратегию боя. А Всеволод, ослепленный яростью, похож на дикого неразумного животного, который забыл такие понятия, как честь и жизнь своих воинов. Только тогда, когда армия Игоря была полностью разбита, Всеволод понял всю трагедию – все потери были напрасны.

  2. Интересна история создания “Слова и полку Игореве”, этого масштабного эпического произведения. По одной из версий, поэма была написана монахом, который непосредственно был свидетелем похода князя Игоря. Произведение мог написать лишь грамотный и образованный человек, а такими были люди духовного сана.
    По этическим нормам, автор не мог ставить свою подпись под работой, и сочинение было анонимным. Посредством поэтического слова, автор хотел передать потомкам, что необходимо соединение всех княжеств перед лицом врага. Рукопись была утеряна, и только в 18 веке найдена Мусиным – Пушкиным, переписана им, но попала в огонь, и уничтожена пожаром. Остались лишь копии, сделанные Мусиным – Пушкиным.
    Приверженцы другой версии считают, что «Слово» написано именно Мусиным – Пушкиным, так как рукописи, якобы найденной им, никто не видел.
    В поэме описаны действительные события похода Игоря, и годом написания сочинения, считается 1185 или 1187 год.

    Тема

    В «Слове» анализ произведения определяет множество тем, которые охвачены автором. При его детальном изучении, можно с уверенностью считать, что основной посыл поэмы – патриотизм, именно к нему призывает автор на протяжении всего произведения. И Родина, и природа, и любовь – все призывает к верности своему Отечеству.
    Проблематика этого произведения затрагивает проблемы неудачного похода князя Игоря, что касается не именно его, а всей Руси.
    Если сказать кратко о сути “Слова”, то виной всему явилась непомерная гордыня Игоря, его больное тщеславие, что и привело к поражению русского полка.
    Разобщённость русских княжеств, их междоусобные столкновения и войны, высокое самомнение о собственных доблестях, в конечном счёте, ведут к поражению отечества. По сути, любой, из противоборствующего против Руси клана, понимает, что страна непобедима, если она живёт общими идеями, объединением всех своих сил, а если она разрознена, то становится беззащитной и уязвимой.
    Особенно четко проблема разобщённости отражается во второй части поэмы, идея которой в том, чтобы «золотым словом» Святослава донести до ума каждого из великих князей, что выходом из такого положения, является общее объединение.
    Смысл этого произведения, созданного гениальным автором сотни лет тому назад, до сих пор остаётся актуальным, и нужно сделать правильный вывод, извлечённый из поэтических строк этого творения, понять, чему учит, и к чему призывает автор.

    Композиция

    Композиционно поэма выстроена из вступления, трех основных частей и заключения.
    Вступление говорит о великом сказителе Бояне, который славит отважных русских героев.
    В первой части начинается поход князя Игоря против половцев, который он затеял, чтобы потешить свое тщеславие, не обращая внимания даже на знаки, которые ему посылает природа. Одержав первую победу, попировали витязи от души, заснули, и поплатились за это кто жизнью, а кто – попал в плен.

  3. Идеал автора — князь мужественный и
    сильный, способный побеждать врагов
    и оборонять Русскую землю.
    Д. С. Лихачев
    «Слово о полку Игореве», несмотря на небольшой объем, — произведение густо­населенное. Древнерусские князья, их доблестные ратники, женщины, среди кото­рых незабываемая Ярославна, старики, дети — с одной стороны, а с другой — поло­вецкие воины, хан Кончак, осторожный Гза и другие. И все это — живая Киевская Русь, которая трудится, воюет, страдает, скорбит, радуется, размышляет о жизни, славит героев.
    На переднем плане поэмы, как на живописном полотне, три русских князя, к мыс­лям и поступкам которых неотрывно приковано внимание читателя. Это молодые Игорь и Всеволод и старый, мудрый Святослав, князь Киевский. Противопоставление нео­пытных, горячих братьев и Святослава, защитника общерусских интересов, взгляды которого разделяет автор, и составляет идейный центр произведения.
    Герои «Слова» изображены своеобразно, непривычно для нас: не показан их вне­шний облик, не рассказана история их жизни, но это не мешает нам представить себе древнерусских витязей, понять причины их поступков. Вот перед нами Игорь — удель­ный князь Новгород-Северский. Это храбрый воин, патриот русской земли. Он «стя­нул ум крепостью своею и … исполнившись ратного долга, повел свои храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую». Его не останавливает даже дурное предзна­менование — солнечное затмение. Коротко и убедительно объясняет он своей дружи­не цель похода — «копье преломить в конце поля половецкого», то есть окончательно разбить кочевников. Не богатства, добываемые в боях, интересуют его, а военная сла­ва. После разгрома половцев в первом бою он берет себе лишь воинские знаки побеж­денных врагов: «красный стяг, белую хоругвь, красный бунчук, серебряное древко». Однако автор не скрывает и отрицательных черт Игоря: он честолюбив, тщеславен и эгоистичен, не считается с общерусскими интересами и наносит вред общему делу. Это типичный русский князь конца XII века. Мы не можем не восхищаться Игорем, когда видим его в бою, когда он отказывается от примирения с врагом и, рискуя жизнью, бежит из плена. Но мы осуждаем его поведение, навлекшее новые беды на Русскую землю.
    Брат Игоря, князь Всеволод, наделен в произведении героическими чертами. Глав­ная его забота и гордость — дружина. «Буй тур Всеволод» воспитал ее любовно и тре­бовательно и считает готовой к решительным боям. Битва — его стихия. В пылу боя он забывает обо всем: о почестях, богатом отчем доме, о милой жене Глебовне. Всево­лод сражается героически и неутомимо; как былинный богатырь, врезается он в гущу врагов: В то же время это нежный, любящий брат, верный товарищ. Однако, любуясь Всеволодом, автор не может не осуждать и его за эгоизм и честолюбие, неумение под­няться до понимания общерусских интересов.
    Только Святослав, князь Киевский, по мнению создателя «Слова», идеальный ге­рой. Он изображен как глава всего Киевского государства, заботящийся о его интере­сах. Его очень печалит своеволие Игоря и Всеволода. Чтобы обсудить создавшееся после поражения молодых князей положение, он созывает бояр и держит с ними совет.
    Бояре уважают Святослава и доверяют ему. Автор мечтает, чтобы так относились к князю Киевскому все русские князья, чтобы подчинялись они мудрому, опытному, всезнающему человеку, для которого превыше всего интересы Русской земли. Свя­тослав — человек большого государственного ума, умеет проанализировать причины поражения Игоря и призывает князей объединиться, чтобы защитить Отечество. Его «золотое слово, со слезами смешанное», — выражение мудрости и прозорливости вы­дающегося государственного деятеля.
    Князь Святослав превосходит других русских князей и как талантливый воена­чальник. Недаром славу ему поют и за рубежами Руси.
    Автор видит в Святославе ту реальную силу, которая сможет одолеть врага.
    По мнению создателя «Слова», Святослав — идеальный князь, бескорыстный за­щитник общерусских интересов. Вот почему в его «золотое слово» автор вложил соб­ственные мысли, призывая русских князей (он называет многих из них) преодолеть междоусобицы, проявить настоящую государственную мудрость.

  4. «Слово о полку Игореве» – великий памятник древнерусской литературы, изучением которого занимается уже не одно поколение литературоведов. Его смысл не так прост, поэтому нужно прочитать много раз, чтобы понять его потрясающую глубину.
    Среди образов повести «Слово о полку Игореве» выделяется образ русской дружины. И хотя он показан весьма обобщенно, заслуживает на отельное внимание, и читателя, и исследователя.
    Под княжеской дружиной стоит понимать профессиональных воинов. Именно на них надеялся правитель, с ними советовался в вопросах стратегии. Русская дружина имела свои ступени иерархической лестницы.
    Автор «Слова» не упоминает имен воинов полка Игоря. Возможно для того, чтобы создать единый образ сильной духом русской дружины. В отличие от князей, которые не могли сплотиться, воины показали свою силу в единстве. Поэтому они являются показателем того, что идея повести (единство Руси) действительно верная и нужная. Если бы князья выступали так же единой силой, то победа была бы за ними. Но, как известно, поход князя Игоря стал примером того, как излишняя самоуверенность приводит к поражению.
    Автор упоминает о славных подвигах воинов в прошлом, как на протяжении целого дня летели стрелы, гремели сабли и трещали копья. О высокой нравственности этих воинов говорит их отношение к богатству. После победы в битве они не забирали себе плащи и кожухи, а застилали ними болота и мосты, чтобы проще было идти по топким местам.
    Князь Всеволод с теплотой рассказывает о своих курянах – опытных бойцах. Он восхищается их стойкостью и преданностью.
    Все это характеризирует русскую дружину как сборный образ великого русского воина, который любит свою Родину.
    Поэтому, даже проиграв в походе на половцев, русская дружина оказывается морально выше победителей. Простые дружинники бились до конца. Иногда в качестве дружинников выступают и князья, что говорит об их высокой преданности делу. Так, например, князь Всеволод бьется, как обычный дружинник, только его сила гиперболизирована автором. А главный герой не покидает бой, даже получив ранение. Игорь призывает всех не покидать поле боя.
    Несмотря на величие князей, автор повести показывает значение русской дружины, как огромной силы, от которой многое зависит. К сожалению, главный герой пренебрег предсказанием (затмение солнца) – и в результате подвел свою дружину.
    На страницах «Слова» князь часто упоминается в связке со своей дружиной. Это говорит о том, что русская дружина имела не меньшее значение, чем сами князья. Они – та сила, без которой правителям не одолеть врага. Дружина была нужна, и для охраны внутреннего порядка, и для обороны от внешних врагов. И самое главное – русская дружина всегда наделялась высоким уровнем патриотизма. Благодаря этому повесть «Слово о полку Игореве» – это не столько история о поражении, сколько о величии воинов.

  5. 5
    Текст добавил: илюминатор тв

    Идеал автора — князь мужественный и
    сильный, способный побеждать врагов
    и оборонять Русскую землю.
    Д. С. Лихачев
    «Слово о полку Игореве», несмотря на небольшой объем, — произведение густо­населенное. Древнерусские князья, их доблестные ратники, женщины, среди кото­рых незабываемая Ярославна, старики, дети — с одной стороны, а с другой — поло­вецкие воины, хан Кончак, осторожный Гза и другие. И все это — живая Киевская Русь, которая трудится, воюет, страдает, скорбит, радуется, размышляет о жизни, славит героев.
    На переднем плане поэмы, как на живописном полотне, три русских князя, к мыс­лям и поступкам которых неотрывно приковано внимание читателя. Это молодые Игорь и Всеволод и старый, мудрый Святослав, князь Киевский. Противопоставление нео­пытных, горячих братьев и Святослава, защитника общерусских интересов, взгляды которого разделяет автор, и составляет идейный центр произведения.
    Герои «Слова» изображены своеобразно, непривычно для нас: не показан их вне­шний облик, не рассказана история их жизни, но это не мешает нам представить себе древнерусских витязей, понять причины их поступков. Вот перед нами Игорь — удель­ный князь Новгород-Северский. Это храбрый воин, патриот русской земли. Он «стя­нул ум крепостью своею и … исполнившись ратного долга, повел свои храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую». Его не останавливает даже дурное предзна­менование — солнечное затмение. Коротко и убедительно объясняет он своей дружи­не цель похода — «копье преломить в конце поля половецкого», то есть окончательно разбить кочевников. Не богатства, добываемые в боях, интересуют его, а военная сла­ва. После разгрома половцев в первом бою он берет себе лишь воинские знаки побеж­денных врагов: «красный стяг, белую хоругвь, красный бунчук, серебряное древко». Однако автор не скрывает и отрицательных черт Игоря: он честолюбив, тщеславен и эгоистичен, не считается с общерусскими интересами и наносит вред общему делу. Это типичный русский князь конца XII века. Мы не можем не восхищаться Игорем, когда видим его в бою, когда он отказывается от примирения с врагом и, рискуя жизнью, бежит из плена. Но мы осуждаем его поведение, навлекшее новые беды на Русскую землю.

  6. Всеволод (?— 17.05.1196) является одним из главных образов «Слова о полку Игореве». Всеволод – князь трубчевский и курский, родной брат Игоря Святославича, сын Святослава Ольговича Черниговского. Всеволод пошел в поход с Игорем, поскольку никому и никогда не прощал обид: ни ханам половецким, ни дяде своему Святославу, «великому князю киевскому».
    Если судить по рассказу о сражении Каяльском, Всеволод больше всех из Ольговичей достоин эпитета «хоробрый». Тем не менее, авторская оценка Всеволода имеет двойственный характер. Автор «Слова» очень выразительно и талантливо воспевает мужество Всеволода в рукопашной схватке, его громадную физическую силу, меткость глаза и отвагу, с которой он бросается в самую гущу сражения. Богатырская мощь Всеволода равна силе нескольких воинов, но еще больше она возрастает от бесстрашного самозабвения и истинного упоения боем, который он сам ведет и сам в нем участвует.
    Однако, вместе с тем, Автор проникновенно, с болью в сердце, искренне сочувствует рядовым воинам-русичам, семьям всех русских воинов и семье самого Всеволода. Он упрекает Всеволода- полководца за то, что тот забыл об интересах народа, доблестных традициях отцов. Автор считает, что честь князей по-настоящему измеряется не столько личной их отвагой в бою, но в большей степени – их полководческим искусством, точным стратегическим замыслом. Однако Всеволод, охваченный слепой яростью, подобно дикому туру, в бою забывает и о доме родном, и о любимой жене, прекрасной Глебовне. А после разгрома полков Игоревых оказалось, что без славы и чести братья вражью кровь проливали. Всеволод разделяет с князем Игорем ответственность за трагедию каяльскую, за ее тяжкие последствия для Руси (разбойный набег Гзака и Кончака, усиление раздоров между князьями русскими, ободрение врагов Руси и увеличение их притязаний, а также пробуждение злых духов разбоя и мести – Лжи и Обиды). Истоки безрассудной междоусобной политики Всеволода, как и Игоря, впрочем, Автор видит в их гордыне, воспитанной с детства, в жажде власти, в готовности пожертвовать интересами Руси ради личной славы.

  7. Всеволод – брат князя Игоря, вместе с ним отправляется в поход. Сильный, отважный богатырь. Настолько сильна его любовь к родной земле и отечеству, что, когда ведет ожесточенный бой с врагами, забывает обо всем на свете. Он даже не чувствует, что ранен, он не вспоминает ни о жене, ни о чести, ни о богатстве. Как и Игорь, оказывается в плену врага.

    Святослав

    Мудрый и справедливый правитель земли русской, отец героев, отправившихся в поход на половцев. Умный и глубоко мыслящий человек, он понимал, какой вред несут междоусобные войны, и стремился к объединению Руси. Святослав осознает, что только сплочение мелких княжеств в единое целое, может создать непобедимое и могучее государство.

    Ярославна

    Образ Ярославны, жены князя Игоря, заключает в себе весь русский народ, верящий в мудрость и отвагу своих героев, борющихся за свободу и независимость. Ярославна – это общий портрет всех жен и матерей, верно и преданно ждущих с поля боя своих мужей и сыновей. Образ женщины, готовой в любой момент прийти на помощь, самоотверженной и великой. Ее обращение к силам природы, передает весь патриотизм русского народа, его непобедимость.

    Второстепенные персонажи

    Боян

    Мудрый древний сказитель, воспевающий славу и подвиги русских князей. Обладает даром предвидения, он способен предугадывать будущие события. В произведении служит для создания контраста с автором повествования, который, в отличие от его патетического восхваления подвигов, излагает достоверные события.

    Природа

    В «Слове о полку Игореве» героем является и окружающая природа. Кратко можно сказать, что в этой поэме природа играет роль одушевленного существа, которое действует в союзе с человеком.

    Овлур

    Герой из вражеского стана, содействующий побегу князя Игоря из плена, бежал вместе с ним.

    Автор

    Образ автора – это образ великого и талантливого патриота своей земли. Ему удалось создать великолепное масштабное произведение, превосходящее все существующие жанры. Его неповторимый и уникальный язык, позволяет назвать эту поэму величайшим памятником древнерусской культуры. Автор – высокообразованный и неординарный человек, с широким историческим кругозором. Талантливо описав поражение русского войска, он сумел передать его силу и могущество.

  8. Киевский князь Святослав – выдающийся государственный деятель, выдающийся полководец, которого “хвалят немцы и венецианцы, греки и морава”. Незадолго до описанных в “Слове…” событий Святослав разгромил орды половцев своими сильными полками и харалужными мечами».
    Святослав – благородный человек и настоящий патриот, заботящийся о судьбе родной земли. Святослав страдает из-за того, что нападения кочевников и княжеские междоусобицы опустошают Русь. Святослав обращается к другим князьям с призывом отомстить за землю Русскую, за раны Игоря, смелого Святославича».
    Святослав понимает: чтобы укрепить Киевскую державу, сделать ее неодолимой, надо объединить Русских князей и делает все, чтобы достичь этой цели.
    Образ Всеволода
    Всеволод Святославич, брат Игоря, близкий к Игорю по многим чертам характера. Ему присущи мужество, отвага, воинская честь и храбрость. К своему брату этот суровый воин относится с любовью: «И сказал ему (Игорю) буй-тур Всеволод «один (ты у меня) брат, один свет, светлый ты Игорь! Оба мы с тобой Святославовичи”.
    Всеволод – настоящий воин, храбрый защитник русской земли, его прозвище “буй-тур” говорит само за себя. Всеволод воспитал свою жену в боевом духе и живет с ней одной жизнью, одним стремлением – защищать родную землю от врагов.
    Но этот великий воин в то же время стремится к личной славе. Именно жажда славы толкает Всеволода и Игоря в поход, не дожидаясь других князей, который закончился поражением.

  9. 9
    Текст добавил: Компас земной

    Одно из самых талантливых произведений древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было написано на рубеже 12−13 веков, незадолго до татаро-монгольского нашествия. Страна, которая на тот момент была разрознена, являлась легкой добычей для воинствующих кочевников:
    Сказал брат брату:
    «Это мое, и то мое же».
    И стали князья про малое
    «это великое» говорить
    И сами на себя крамолу ковать.
    Автор рассказывает в своем произведении о неудачном походе на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича с немногими союзниками. Если говорить о месте этого Игоря в русской истории, то в политической жизни Руси он занимал третьестепенное место по сравнению с другими князьями. Однако автор «Слова о полку…» придает огромное значение описываемым событиям. Это настоящий богатырь, который не боится половецких сил. И даже когда происходит затмение, он говорит своей дружине:
    Князь промолвил: «Братья и дружина!
    Лучше быть убиту от мечей,
    Чем от рук поганых полонян!
    Сядем, братья, на лихих коней
    Да посмотрим синего мы Дону».
    Это очень сильный, любящий свою родину человек. Несмотря на то, что русское войско было разбито, а сам Игорь попал в плен, он остается героем, так как не отделяет свою жизнь от жизней других русичей, не мыслит своего существования без родного края.
    Уж погасли зори. Игорь спит.
    Дремлет Игорь, но не засыпает.
    Игорь к Дону мыслями лежит.
    Еще один персонаж в произведении, князь Всеволод, на мой взгляд, очень схож с образами былинных богатырей:
    Славный яр-тур Всеволод! С полками
    В обороне крепко ты стоишь.
    Описывая один из самых трагических моментов сражения, когда Всеволод был ранен, и его дружина потерпела поражение, автор внезапно прерывает повествование. Его мучает вопрос: в чем причина неудач славного смелого Игоря? На мой взгляд, создатель «Слова о полку Игореве» не только талантливый поэт, но и мудрый человек. Он понимает, что причиной поражения Игоря является раздробленность государства. Вина лежит на всех русских князьях, которые своими раздорами и междоусобицами разоряли русскую землю:
    И куют крамолу брат на брата
    А враги на Русь несутся тучей,
    И повсюду бедствие и горе.
    В это время в Киеве князь Святослав видит страшный сон, из которого он узнает о поражении Игоря. И говорит Святослав свое «золотое слово», в котором призывает князей постоять за «землю Русскую», отомстить половцам за «раны Игоревы» и прекратить междоусобицы. По моему мнению, «золотое слово» Святослава занимает важное место в произведении. Автор изображает его как человека мудрого и понимающего причины всех неудач родной земли. Святослав — настоящий патриот, он гордится землей Русской.
    Я думаю, что через образ Святослава автор призывает всех князей к объединению, ибо только так государство русское будет неуязвимым:
    Ярослава все внуки и Всеслава,
    Склоните стяги свои,
    Вложите в ножны свои мечи поврежденные,
    Ибо лишились вы славы дедов.
    Князья были слишком увлечены властью и стремлением во что бы то ни стало оказаться в Киеве, каждый заботился о своем благополучии, об обогащении, и именно поэтому государство начало слабеть.
    По мнению автора, именно князья могут спасти русскую землю от бедствия. Они изображены как русские богатыри, истинные патриоты, люди сильные и мужественные. Они не отступят перед надвигающейся бедой. Их бесстрашие может быть примером для людей других поколений и для нас в том числе. Только вместе, только общим стремлением к могуществу и процветанию русской земли можно было достичь истинных успехов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *