определяет принципы устройства словообразовательной системы в целом. Материал с сайта //iEssay.ru
Словообразовательная структура производных слов и вся система словообразовательных средств конкретного языка с течением времени меняется. Потому принято различать словообразование синхронное и диахроническое. Синхронное, или описательное, словообразование изучает мотивационные отношения между словами, сосуществующими в один исторический период данного языка, без учета этимологической ситуации. Диахроническое, или историческое, словообразование изучает историю возникновения отдельных слов, развитие и исторические изменения их структуры, изменения формальных и семантических связей между родственными словами.
Специфика предмета словообразования в структуре языка обусловлена особенностями самих деривационных значений и внешних средств их выражения. Данный раздел лингвистики описывает все аффиксы, представленные в словах языка, связывая их с определенными словообразовательными типами — продуктивными и непродуктивными. Так что, по словам Л. В. Щербы, здесь рассматривается и то, «как сделаны слова» (т.е. устройство уже имеющихся в языке слов), и то, «как делаются слова» (т.е. потенциальные возможности создания новых слов). Сами словообразовательные типы изучаются с разных сторон: принимаются во внимание деривационные аффиксы, грамматические и семантические характеристики производных и производящих слов, мор- фонологические явления на стыках морфем в мотивированном слове (чередования звуков, усечение основ, наложение морфов друг на друга, изменение места ударения и т.п.), стилистическая характеристика и сфера функционирования новых слов.
Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Основной путь
обогащения словарного состава — образование слов различными способами от иных слов или основ.Слово, от которого образованно другое слово, называется
производящим, а образованное от него слово производным.При последовательном образовании слов друг от друга получается
словообразовательная цепочка однокоренных слов.
Слова могут образовываться с помощью приставок, суффиксов,
а также сложением нескольких основ или слов.
Также есть морфемные способы словообразования .
Суффиксальный — суффикс присоединяется к основе производящего слова.
Приставочный — приставка присоединяется к целому производящему слову.
Приставочно-суффиксальный — приставка и суффикс одновременно присоединяются к основе производящего слова.
Бессуффиксный — этим способом образуются имена существительные:
1) от прилагательных, в которых отбрасывается окончание,либо окончание и суффикс
2)от глаголов, отсечением от начальной формы суффикса и окончания
В процессе образования слов может происходить:
1)чередование звуков;
2)усечение конечных суффиксов или их частей;
3)одновременно чередование и усечение:
Слова могут образовываться сложением основ, с помощью соединительных гласных или без них
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕВ русском языке новые слова могут образовываться путем прибавления приставки к исходному слову. Такой способ образования слов называется приставочным. Например, прибавляя (присоединяя) приставку за1- (со значением «начало действия») к производящей основе (готовить) образуем слово ИЗгото-вить; наречие “поменьше образовано также с помощью приставки Но1-, присоединенной к основе (меньше).
Образование слов с помощью суффикса называется суффиксальным способом. Например, прилага-
тельное аленький образовано путем прибавления к основе (ал)(ый) суффикса -еньк- с уменьшительно-ласкательным значением. Существительное переплетчик образовано с помощью суффикса -чик- (со значением «профессия»), присоединенного к основе (переплет} (переплетчик – тот, кто умеет переплетать); слово выключатель образовано с помощью суффикса -тель-(со значением «предмет»), соединенного с основой (выключав (выключатель – предмет, с помощью которого можно выключать); глагол столярничать (т. е. выступать в роли столяра) образован с помощью суффикса -нича-, соединенного с основой (столяр}; прилагательное болотистый («похожий на болото») образовано с помощью суффикса -ист-, соединенного с основой (болот}; существительное работник образовано с помощью суффикса -ник- и основы (работ)(а).
Новые слова могут образовываться путем прибавления приставки и суффикса одновременно. Такой способ образования называется приставочно-суф-фиксальным. Например, прилагательное заграничный («находящийся за границей») образовано с помощью приставки за1- (со значением «за пределами чего-то») и суффикса -н- (значение признака); наречие засветло (в светлую пору) образовано с помощью приставки за1- (со значением «начало») и типичного
суффикса наречия -о.
Бессуффиксальный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зелен/ый] -» зелень) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (повтори1ть/ -» повтор).
Способ сложения заключается в том, что новые слова образуются путем соединения слов (диван-кровать), сложением основ слов без соединительных гласных (спортплощадка, физкультура, пол-Ев-
ропы) или с помощью соединительных гласных (снегопад, землепашец, пятидневка, тепловоз, языковед), с помощью соединительных гласных (интерфиксов) one, соединяющих часть слова с целым словом (новостройка, морозоустойчивый, декоративно-прикладной), сложением основ с присоединением суффикса (головокружительный, пятилетка), сокращенной основы и слова (Сбербанк).
Имена существительные в русском языке имеют и только им присущие способы образования, с помощью которых создаются сложносокращенные слова:
сложение слогов или частей слов полного названия: спецкор (специальный корреспондент), профком (профсоюзный комитет);
сложение названий начальных букв словосочетания: АТС – произносится [атээс] (автоматическая телефонная станция), РФ – [эрэф] (Российская Федерация);
сложение начальных звуков словосочетания: ООН – [оон] (Организация Объединенных Наций), НИИ – [нии] (научно-исследовательский институт);
смешанный способ (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком): главк (главный комитет).
Грамматический род сложносокращенных слов определяется по главному слову словосочетания: МГУ (Московский государственный университет) начал прием студентов.
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз (высшее учебное заведение) – вузовец (учащийся вуза), колхоз (коллективное хозяйство) – колхозник (человек, работающий в коллективном хозяйстве).
Перечисленные способы образования слов называют морфологическими. Кроме них, есть лексико-семантический способ – образование омонимов (ячмень – зерновая культура, ячмень – воспаление глазного века); морфолого-синтаксический способ – переход из одной части речи в другую мороженое (от-
глагольное прилагательное) молоко – вкусное мороженое (имя существительное); лексико-синтаксиче-ский способ – образование слова из словосочетания (вечно + зеленый = вечнозеленый, тот + час = тотчас).
Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Основной путь
обогащения словарного состава – образование слов различными способами от иных слов или основ. Слово, от которого образованно другое слово, называется
производящим, а образованное от него слово производным. При последовательном образовании слов друг от друга получается
словообразовательная цепочка однокоренных слов.
Слова могут образовываться с помощью приставок, суффиксов,
а также сложением нескольких основ или слов.
Также есть морфемные способы словообразования.
Суффиксальный – суффикс присоединяется к основе производящего слова.
Приставочный – приставка присоединяется к целому производящему слову.
Приставочно-суффиксальный – приставка и суффикс одновременно присоединяются к основе производящего слова.
Бессуффиксный – этим способом образуются имена существительные:
1) от прилагательных, в которых отбрасывается окончание, либо окончание и суффикс
2) от глаголов, отсечением от начальной формы суффикса и окончания
В процессе образования слов может происходить:
1) чередование звуков;
2) усечение конечных суффиксов или их частей;
3) одновременно чередование и усечение:
Слова могут образовываться сложением основ, с помощью соединительных гласных или без них
Образование высоко ценили во все времена, ведь прогресс человечества в большой степени зависит именно от образованных людей. Они продвигают науку и искусство, создают незаменимые изобретения и шедевры мировой культуры, развивая человечество, все больше и больше отдаляя его от животных.
Когда человек получает специальное образование, он становится специалистом, далее нужно развивать свой профессиональный уровень. Даже профессионалы периодически обновляют свои знания, узнают что-то новое. Потому, что со временем любые знания и навыки устаревают, появляется что-то новое, и чтобы удержать свои позиции, нужно все время пополнять свои знания.
Немаловажную роль играет и самообразование, с его помощью человек может сформироваться как гармонично развитая личность. Самообразование отражает стремление человека к познанию и развитию, оно характеризует его как сильную, целеустремленную личность.
Образование дает нам представление о мире и жизни. Оно необходимо для развития разных сторон личности, ее талантов и способностей. С помощью образования человек может определить свое призвание и выбрать дело своей жизни. В каждом цивилизованном государстве уделяется пристальное внимание образовательной отрасли. По мнению Д. Кеннеди, прогресс нации зависит от прогресса образования. Также оно сближает людей разных наций, стирая барьеры.
Важную роль в выборе будущей профессии играют родители. Именно на их плечи ложится забота о том, чтобы разъяснить ребенку важность образования и помочь ему определиться с будущим направлением. Думаю, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив и добился успеха, но важно помнить, что выбор этот должен соответствовать стремлениям и способностям самого ребенка, а не только желаниям родителей.
При образовании существительных в русском языке используются все из перечисленных выше способов словообразования: образование слов при помощи присоединения аффиксов, сокращение, сложение, субстантивация, соединение сложения с аффиксацией.
Аффиксальные способы образования существительных
1. Приставочным способом существительные могут быть образованы только от существительных, так как присоединение одной только приставки не может изменить частеречную принадлежность слова.
Для образования существительных используются следующие приставки: не- (удача < неудача), при- (город < пригород), под- класс < подкласс), сверх- (прибыль < сверхприбыль), супер- (игра < суперигра), ультра- (звук < ультразвук), анти- (частица < античастица), контр- (удар < контрудар), противо- (действие < противодействие) и некоторые другие.
2. Наиболее активна при образовании существительных суффиксация. Посредством суффиксов существительные могут образованы от существительных, прилагательных, глаголов, числительных, наречий.
Образование существительных от существительных происходит при помощи суффиксов -ик (ключ < ключик), -ек (замок < замочек), -к (книга < книжка), -чик/-щик (барабан < барабанчик, газета < газетчик), -ник (школа < школьник, чай < чайник), -ин (горох < горошина), -онок (тигр < тигренок), -иц (тигр < тигрица) и многих других.
От прилагательных существительные образуются при помощи суффиксов -ость (строгий < строгость), -изн (белый < белизна), -ин (глубокий < глубина), -от (добрый < доброта), -# (тихий < тишь), -ец (беглый < беглец), -ик (умный < умник), -ак (бедный < бедняк) и некоторых других.
Для суффиксального словообразования существительных от глаголов характерны следующие суффиксы: -ниj (петь < пение), -к (строить < стройка), -тельств (строить < строительство), -# (входить < вход), -тель (читать < читатель, включать < включатель), -чик / -щик (перевозить < перевозчик, выдумать < выдумщик), -ец (бороться < борец), -ун (врать < врун) и другие.
При образовании существительных от числительных используются, например, суффикс -н (сто < сотня).
От наречий существительные образуются с помощью суффиксов -ник (сообща < сообщник) и -чк (почему < почемучка).
3. Многие существительные образованы приставочно-суффиксальным способом.
При образовании таких существительных от других существительных используются следующие сочетания приставки и суффикса: под-...-ник (снег < подснежник), на-...-ник (колено < наколенник), при-...-j (море < приморье), за-...-j (река < заречье), меж-...-j (гора < межгорье), без-...-j (деньги < безденежье), без-...-иц (работа < безработица).
При образовании существительных от прилагательных используются сочетания аффиксов за-...-j (полярный < заполярье), про-...-# (седой < проседь).
Иногда приставочно-суффиксальным способом существительные образуются и от глаголов, например: со-...-(в)ец (служить < сослуживец).
Неаффиксальные способы образования существительных 1. Многие существительные образованы сложением, в том числе с сокращением: лес + степь < лесостепь, сберегательный банк < сбербанк, Московский государственный университет < МГУ.
2. Существительные могут быть образованы сокращением: специалист < спец, заместитель < зам.
3. При образовании существительных активна субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий, чаевые (речь идет о тех словах, которые осознаются носителями как существительные в языке, а не только в конкретном тексте - ср. с причастием, употребленным в функции существительного: Все посмотрели на вошедшего).
Смешанные способы Существительные образуются сложением с суффиксацией. Наиболее часто при этом используются суффиксы -ец (земля + делать < земледел-ец), -ник (тепло + обменивать < теплообменник), -тель (море + плавать < мореплаватель), -# (вино + делать < винодел).
Прилагательное Прилагательные в русскому языке образованы приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами, сложением, в том числе сращением.
Аффиксальные способы образования прилагательных
1. Приставочным способом прилагательные образуются от прилагательных; этот способ является одним из самых продуктивных при образовании слов этой части речи. При это используются следующие приставки: не- (веселый < невеселый), пре- (огромный < преогромный), раз- (веселый < развеселый), анти- (научный < антинаучный), противо- (естественный < противоестественный), сверх- (быстрый < сверхбыстрый), архи- (сложный < архисложный), супер- (модный < супермодный).
2. Суффиксальный способ используется для образования прилагательных от прилагательных, существительных, глаголов, числительных и наречий.
При образовании прилагательных от прилагательных используются суффиксы -оньк-/-еньк- (синий < син-еньк-ий, плохой < плохонький), -ущ- (большой < большущий), -енн- (высокий < высоченный), -оват-/-еват- (белый < беловатый, синий < синеватый).
При образовании прилагательных от существительных используются суффиксы -н- (осень < осенний), -ан- (песок < песчаный), -ин- (тополь < тополиный, мама < мамин), -ий (лиса < лисий), -ов (отец < отцов), -ск- (море < морской), -ист- (лес < лесистый), -чат- (пузырь < пузырчатый), -лив- (дождь < дождливый).
От глаголов прилагательные образуются при помощи суффиксов -н- (резать < резной), -чив- (улыбаться < улыбчивый), -лив- (въедаться < въедливый), -ист- (поджарить < поджаристый), -к- (пылать < пылкий), -л- (гнить < гнилой).
При образовании прилагательных от числительных и наречий используются суффиксы -н- и -енн- (двое < двойной, вчера < вчерашний, внутри < внутренний).
3. Приставочно-суффиксальным способом прилагательные образуются от существительных и глаголов.
При образовании прилагательных от существительных используются следующие сочетания приставки и суффикса: без-...-н- (билет < безбилетный), внутри-...-н- (школа < внутришкольный), вне-...-н- (класс < внеклассный), на-...-н- (стол < настольный), после-...-н- (война < послевоенный), до-...-н- (война < довоенный), противо-...-н- (удар < противоударный), без-...-(- (усы < безусый).
Эти же приставки могут сочетаться с суффиксами -енн- (листва < безлиственный), -ов- (сеть < внутрисетевой), -ск- (завод < внутризаводской).
При образовании от глаголов используются преимущественно сочетания не-...-н- (разорвать < неразрывный), без-...-н- (возвратить < безвозвратный), не-...-м- (исцелить < неисцелимый).
Неаффиксальные способы словообразования 1. Из неаффиксальных способов образования прилагательного особенно продуктивно сложение, например: лирический + эпический < лир(о)-эпический, засуха + устойчивый < засух(о)устойчивый. При образовании прилагательных сложением обязательно используется интерфикс.
2. Только при образовании прилагательных используется такой способ словообразования, как сращение: быстро + растворимый < быстрорастворимый, с ума сшедший < сумасшедший. Отличие сращения от сложения заключается в том, что словосочетание при объединении в одно слово не претерпевает никаких изменений, за исключением того, что в производном прилагательном может быть установлено единое ударение (о возможной интерпретации этого способа см. примечание в разделе "Средства и способы словообразования").
Смешанные способы При образовании прилагательных возможно сложение с суффиксацией, при этом чаще других используются суффиксы -н- и -(-: железная дорога < железн(о)дорож-н-ый, кривой + бок < крив(о)бокий.
Числительное Числительные образуются от числительных следующими способами:
1) суффиксальный: два < дв-адцать, пять < пят-надцать, три < тр-оj-е,
2) сложение: три + сто < триста, двести + пятьдесят< двести пятьдесят.
Местоимение Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь: кто < никто, некто, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь.
Глагол Глаголы образуются преимущественно аффиксальными способами (наиболее продуктивны приставочный и приставочно-суффиксальный); сложение для глаголов малохарактерно.
Аффиксальные способы образования глаголов
1. Приставочным способом глаголы образуются от глаголов. Число глагольных приставок очень велико, что связано с выражением значений результата (видовое значение), направления, количественно-временных модификаций и характера протекания действия. Перечислим основные глагольные приставки: с- (делать < сделать), на- (писать < написать), про- (читать < прочитать), о- (слепить < ослепить), в- (нести < внести), вы- (бежать < выбежать), от- (прыгнуть < отпрыгнуть), у- (лететь < улететь), за- (петь < запеть), до- (есть < доесть), про- (жить < прожить), при- (бежать < прибежать), недо- (выполнить < недовыполнить).
2. Суффиксальным способом глаголы образуются от глаголов, существительных, прилагательных, числительных, местоимений, междометий, звукоподражательных слов.
От глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов -ива/-ыва, -ва и -а: перечитать < перечитывать, подкормить < подкармливать, напеть < напевать, решить < решать.
При образовании глаголов от существительных используются суффиксы -и- (соль < солить), -а- (плотник < плотничать), -е- (пот < потеть), -нича- (лентяй < лентяйничать), -ова- (форма < формовать), -ствова- (адвокат < вокатствовать).
Для образования глаголов от прилагательных используются суффиксы -и- (белый < белить), -е- (белый < белеть), -ова- (пустой < пустовать), -ича- (подлый < подличать).
От числительных глаголы образуются с помощью суффикса -и- (двое < двоить 'разделять надвое').
От местоимений, междометий и звукоподражаний глаголы образуются суффиксом -а-, причем, если производящая основа оканчивается на гласный, используется интерфикc-согласный: вы < вы(к)ать, ах < ахать, мяу < мяу(к)ать.
3. Постфиксальным способом от глаголов образуются глаголы со значением возвратности: мыть < мыться, встречать< встречаться.
4. Приставочно-суффиксальный способ используется при образовании глаголов от глаголов, существительных, прилагательных и числительных.
Глаголы, образованные от глаголов, получают значение несовершенного вида вместе с обозначением интенсивности совершения действия. Для этого используются следующие комбинация видового суффикса -ива-/-ыва- с приставками по- (трещать < потрескивать), при- (петь < припевать), на- (свистеть < насвистывать), под- (петь < подпевать), недо- (любить < недолюбливать).
От существительных глаголы образуются суффиксом и в сочетании с приставками за- (тень < затенить), об- (лес < облесить), при- (земля < приземлить). Приставка обез- употребляется в сочетании с суффиксами -и- (рыба < обезрыбить 'лишить рыбы') и -е- (рыба < обезрыбеть 'лишиться рыбы').
От прилагательных глаголы образуются с помощью суффикса -и- и приставок -у- (плотный < уплотнить), о- (благородный < облагородить), вы- (прямой < выпрямить) и некоторых других.
От числительных глаголы образуются при помощи суффикса -и- и приставок у- (трое < утроить), с- (двое < сдвоить).
5. Глаголы могут быть образованы приставочно-постфиксальным способом от глаголов. Постфикс -ся/-сь при этом сочетается с приставками в- (думать < вдуматься), за- (думать < задуматься), на- (гулять < нагуляться), рас- (прыгать < распрыгаться), до- (звонить < дозвониться) и некоторыми другими.
6. Суффиксально-постфиксальным способом глаголы образуются от существительных и прилагательных с помощью суффиксов -и- (толпа < толпиться) и -е- (видный < виднеться).
7. Глаголы могут быть образованы приставочно-суффиксально-постфиксальным способом: банкрот < о-банкрот-и-ть-ся, звонить < пере-зван-ива-ть-ся.
Неаффиксальные способы при образовании глаголов используются крайне редко. Так, например, сложением образованы следующие слова: труд + устроить < труд(о)устроить, сам + воспламениться < сам(о)воспламениться.
Смешанные способы при обрезовании глагола также не очень распространены и представлены сложением с аффиксацией, например: мир + творить < у-мир(о)творить.
Наречие Наречие образуется преимущественно аффиксальными способами, среди которых наиболее продуктивен приставочно-суффиксальный.
Аффиксальные способы образования наречий
1. Приставочным способом наречия образуются от наречий. Наиболее часто при этом используются приставки не- (долго < недолго), во- (вне < вовне), за- (темно < затемно), до- (ныне < доныне), на- (всегда < навсегда), по- (ныне < поныне), от- (ныне < отныне), кое- (как < кое-как), ни- (где < нигде).
2. Суффиксальным способом наречия образуются от существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий.
Наречия, образованные от существительных, содержат суффиксы, омонимичные окончаниям существительного (см. об этом в разделе "Образование слов переходом из одной части речи в другую"). Это суффиксы -ом (вечер < вечером, -ой/-ою (весна < весной / весною), -ами (времена < временами).
От прилагательных регулярно образуются наречия с суффиксами -о/-е (веселый < весело, неуклюжий < неуклюже), -и (дружеский < дружески), -ком (пеший < пешком).
Для образования наречий от числительных используется суффикс -жды и его модификации (два < дважды, три < трижды).
При образовании наречий от глаголов используются суффиксы -мя (стоять < стоймя), -ом (волочь < волоком), -ю (ощупать < ощупью).
Наречия могут быть образованы суффиксацией и от наречий, при этом используются суффиксы: -овато (рано < рановато), -енько/-онько (часто < частенько) и некоторые другие.
3. При образовании неопределенных местоименных наречий используется постфиксальный способ, при котором к местоименным наречиям прибавляются постфиксы -то (где < где-то), -либо (куда < куда-либо), -нибудь (зачем < зачем-нибудь).
4. Приставочно-суффиксальный способ наиболее активно используется при образовании наречий от существительных и прилагательных.
При образовании наречия от существительного бывают представлены следующие комбинации приставок и суффиксов: в-...-у (сухомятка < всухомятку), в-...-( (даль < вдаль), на-...-у (встеча < навстречу), на-...- (показ < напоказ), в-...-у (верх < вверху), в-...-е (начало < вначале), в-...-и (даль < вдали), на-...-у (верх < наверху), с-...-у (бок < сбоку) и другие.
Наибольшее количество комбинаций представлено при образовании наречий от прилагательных. Это следующие сочетания аффиксов: по-...-ому/-ему (новый < по-новому, прежний < по-прежнему), по-...-и (охотничий < по-охотничьи), из-...-а (давний < издавна), до-...-а (белый < добела), с-...-а (новый < снова), в-...-о (правый < вправо), на-...-о (белый < набело), по-...-у (пустой < попусту), в-...-ую (пустой < впустую), в-...-и (близкий < вблизи), с-...-у (молодой < молоду).
Наречия могут быть образованы приставочно-суффиксальным способом от числительных, при этом используются следующие приставки и суффиксы: в-/во-...-ых/-их (третий < в-третьих, второй < во-вторых), в-...-ом/-ем (двое < вдвоем, пятеро < впятером), в-...-о/-е (десятеро < вдесятеро), на-...-о/-е (двое < надвое).
От глаголов наречия образуются аффиксамив-...-( (скакать < вскачь), в-...-ку (догонять < вдогонку).От наречий наречия образуются при помощи по-...-у (долго < подолгу), по-...-ку (нарочно < понарошку).
Неаффиксальные способы образования у наречий не представлены.
Смешанные способы представлены незначительно. Так, некоторые наречия образованы сложением с суффиксацией, например: мимо + ходить < мимоходом.
Образование слов путем перехода из одной части речи в другую Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.
Мы уже называли образование существительных путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий) – субстантивацию. Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ/-ющ, -ащ/-ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике образование подобных слов рассматривается как суффиксация: заведу-ющ-ий (заведовать, заведующий – ‘тот, кто заведует’).
Переходом из других частей речи были образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением
– существительных (дома, весной),
– прилагательных (попусту, в открытую),
– деепричастий (сидя, лёжа),
– числительных (вдвое).
Переход слова из одной части речи в другую – процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой / зима, леж-а / лежать, по-пуст-у / пустой. Процесс перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов, образованные переходом из других частей речи:
– отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу,
– отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя,
– наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль.
При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) – Я обошел вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их значении – производный отглагольный предлог выражает значение отношения, а не действия, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) – Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие).
Что касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили смысловую связь с базовым существительным, например: ввиду, в течение, путем, насчет, по мере; в современном языке эти предлоги следует считать непроизводными. В других случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помощью, в пользу. Такие предлоги называют предложными сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтаксические свойства существительного: избирательную сочетаемость (в роли кого-то – в функции чего-то), возможность принимать определение (выступить в сомнительной роли миротворца). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом “опредложивания” именных сочетаний.
С точки зрения современного состояния языка можно выделить следующие способы образования предлогов:
1) суффиксальный – от глаголов: исключа-я > исключать,
2) приставочно-суффиксальный – от существительных: во-врем-я > время,
3) сложение – от предлогов: из-за > из + за.
определяет принципы устройства словообразовательной системы в целом. Материал с сайта //iEssay.ru
Словообразовательная структура производных слов и вся система словообразовательных средств конкретного языка с течением времени меняется. Потому принято различать словообразование синхронное и диахроническое. Синхронное, или описательное, словообразование изучает мотивационные отношения между словами, сосуществующими в один исторический период данного языка, без учета этимологической ситуации. Диахроническое, или историческое, словообразование изучает историю возникновения отдельных слов, развитие и исторические изменения их структуры, изменения формальных и семантических связей между родственными словами.
Специфика предмета словообразования в структуре языка обусловлена особенностями самих деривационных значений и внешних средств их выражения. Данный раздел лингвистики описывает все аффиксы, представленные в словах языка, связывая их с определенными словообразовательными типами — продуктивными и непродуктивными. Так что, по словам Л. В. Щербы, здесь рассматривается и то, «как сделаны слова» (т.е. устройство уже имеющихся в языке слов), и то, «как делаются слова» (т.е. потенциальные возможности создания новых слов). Сами словообразовательные типы изучаются с разных сторон: принимаются во внимание деривационные аффиксы, грамматические и семантические характеристики производных и производящих слов, мор- фонологические явления на стыках морфем в мотивированном слове (чередования звуков, усечение основ, наложение морфов друг на друга, изменение места ударения и т.п.), стилистическая характеристика и сфера функционирования новых слов.
Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Основной путь
обогащения словарного состава — образование слов различными способами от иных слов или основ.Слово, от которого образованно другое слово, называется
производящим, а образованное от него слово производным.При последовательном образовании слов друг от друга получается
словообразовательная цепочка однокоренных слов.
Слова могут образовываться с помощью приставок, суффиксов,
а также сложением нескольких основ или слов.
Также есть морфемные способы словообразования .
Суффиксальный — суффикс присоединяется к основе производящего слова.
Приставочный — приставка присоединяется к целому производящему слову.
Приставочно-суффиксальный — приставка и суффикс одновременно присоединяются к основе производящего слова.
Бессуффиксный — этим способом образуются имена существительные:
1) от прилагательных, в которых отбрасывается окончание,либо окончание и суффикс
2)от глаголов, отсечением от начальной формы суффикса и окончания
В процессе образования слов может происходить:
1)чередование звуков;
2)усечение конечных суффиксов или их частей;
3)одновременно чередование и усечение:
Слова могут образовываться сложением основ, с помощью соединительных гласных или без них
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕВ русском языке новые слова могут образовываться путем прибавления приставки к исходному слову. Такой способ образования слов называется приставочным. Например, прибавляя (присоединяя) приставку за1- (со значением «начало действия») к производящей основе (готовить) образуем слово ИЗгото-вить; наречие “поменьше образовано также с помощью приставки Но1-, присоединенной к основе (меньше).
Образование слов с помощью суффикса называется суффиксальным способом. Например, прилага-
тельное аленький образовано путем прибавления к основе (ал)(ый) суффикса -еньк- с уменьшительно-ласкательным значением. Существительное переплетчик образовано с помощью суффикса -чик- (со значением «профессия»), присоединенного к основе (переплет} (переплетчик – тот, кто умеет переплетать); слово выключатель образовано с помощью суффикса -тель-(со значением «предмет»), соединенного с основой (выключав (выключатель – предмет, с помощью которого можно выключать); глагол столярничать (т. е. выступать в роли столяра) образован с помощью суффикса -нича-, соединенного с основой (столяр}; прилагательное болотистый («похожий на болото») образовано с помощью суффикса -ист-, соединенного с основой (болот}; существительное работник образовано с помощью суффикса -ник- и основы (работ)(а).
Новые слова могут образовываться путем прибавления приставки и суффикса одновременно. Такой способ образования называется приставочно-суф-фиксальным. Например, прилагательное заграничный («находящийся за границей») образовано с помощью приставки за1- (со значением «за пределами чего-то») и суффикса -н- (значение признака); наречие засветло (в светлую пору) образовано с помощью приставки за1- (со значением «начало») и типичного
суффикса наречия -о.
Бессуффиксальный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зелен/ый] -» зелень) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (повтори1ть/ -» повтор).
Способ сложения заключается в том, что новые слова образуются путем соединения слов (диван-кровать), сложением основ слов без соединительных гласных (спортплощадка, физкультура, пол-Ев-
ропы) или с помощью соединительных гласных (снегопад, землепашец, пятидневка, тепловоз, языковед), с помощью соединительных гласных (интерфиксов) one, соединяющих часть слова с целым словом (новостройка, морозоустойчивый, декоративно-прикладной), сложением основ с присоединением суффикса (головокружительный, пятилетка), сокращенной основы и слова (Сбербанк).
Имена существительные в русском языке имеют и только им присущие способы образования, с помощью которых создаются сложносокращенные слова:
сложение слогов или частей слов полного названия: спецкор (специальный корреспондент), профком (профсоюзный комитет);
сложение названий начальных букв словосочетания: АТС – произносится [атээс] (автоматическая телефонная станция), РФ – [эрэф] (Российская Федерация);
сложение начальных звуков словосочетания: ООН – [оон] (Организация Объединенных Наций), НИИ – [нии] (научно-исследовательский институт);
смешанный способ (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком): главк (главный комитет).
Грамматический род сложносокращенных слов определяется по главному слову словосочетания: МГУ (Московский государственный университет) начал прием студентов.
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз (высшее учебное заведение) – вузовец (учащийся вуза), колхоз (коллективное хозяйство) – колхозник (человек, работающий в коллективном хозяйстве).
Перечисленные способы образования слов называют морфологическими. Кроме них, есть лексико-семантический способ – образование омонимов (ячмень – зерновая культура, ячмень – воспаление глазного века); морфолого-синтаксический способ – переход из одной части речи в другую мороженое (от-
глагольное прилагательное) молоко – вкусное мороженое (имя существительное); лексико-синтаксиче-ский способ – образование слова из словосочетания (вечно + зеленый = вечнозеленый, тот + час = тотчас).
Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Основной путь
обогащения словарного состава – образование слов различными способами от иных слов или основ. Слово, от которого образованно другое слово, называется
производящим, а образованное от него слово производным. При последовательном образовании слов друг от друга получается
словообразовательная цепочка однокоренных слов.
Слова могут образовываться с помощью приставок, суффиксов,
а также сложением нескольких основ или слов.
Также есть морфемные способы словообразования.
Суффиксальный – суффикс присоединяется к основе производящего слова.
Приставочный – приставка присоединяется к целому производящему слову.
Приставочно-суффиксальный – приставка и суффикс одновременно присоединяются к основе производящего слова.
Бессуффиксный – этим способом образуются имена существительные:
1) от прилагательных, в которых отбрасывается окончание, либо окончание и суффикс
2) от глаголов, отсечением от начальной формы суффикса и окончания
В процессе образования слов может происходить:
1) чередование звуков;
2) усечение конечных суффиксов или их частей;
3) одновременно чередование и усечение:
Слова могут образовываться сложением основ, с помощью соединительных гласных или без них
Образование высоко ценили во все времена, ведь прогресс человечества в большой степени зависит именно от образованных людей. Они продвигают науку и искусство, создают незаменимые изобретения и шедевры мировой культуры, развивая человечество, все больше и больше отдаляя его от животных.
Когда человек получает специальное образование, он становится специалистом, далее нужно развивать свой профессиональный уровень. Даже профессионалы периодически обновляют свои знания, узнают что-то новое. Потому, что со временем любые знания и навыки устаревают, появляется что-то новое, и чтобы удержать свои позиции, нужно все время пополнять свои знания.
Немаловажную роль играет и самообразование, с его помощью человек может сформироваться как гармонично развитая личность. Самообразование отражает стремление человека к познанию и развитию, оно характеризует его как сильную, целеустремленную личность.
Образование дает нам представление о мире и жизни. Оно необходимо для развития разных сторон личности, ее талантов и способностей. С помощью образования человек может определить свое призвание и выбрать дело своей жизни. В каждом цивилизованном государстве уделяется пристальное внимание образовательной отрасли. По мнению Д. Кеннеди, прогресс нации зависит от прогресса образования. Также оно сближает людей разных наций, стирая барьеры.
Важную роль в выборе будущей профессии играют родители. Именно на их плечи ложится забота о том, чтобы разъяснить ребенку важность образования и помочь ему определиться с будущим направлением. Думаю, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив и добился успеха, но важно помнить, что выбор этот должен соответствовать стремлениям и способностям самого ребенка, а не только желаниям родителей.
При образовании существительных в русском языке используются все из перечисленных выше способов словообразования: образование слов при помощи присоединения аффиксов, сокращение, сложение, субстантивация, соединение сложения с аффиксацией.
Аффиксальные способы образования существительных
1. Приставочным способом существительные могут быть образованы только от существительных, так как присоединение одной только приставки не может изменить частеречную принадлежность слова.
Для образования существительных используются следующие приставки: не- (удача < неудача), при- (город < пригород), под- класс < подкласс), сверх- (прибыль < сверхприбыль), супер- (игра < суперигра), ультра- (звук < ультразвук), анти- (частица < античастица), контр- (удар < контрудар), противо- (действие < противодействие) и некоторые другие. 2. Наиболее активна при образовании существительных суффиксация. Посредством суффиксов существительные могут образованы от существительных, прилагательных, глаголов, числительных, наречий. Образование существительных от существительных происходит при помощи суффиксов -ик (ключ < ключик), -ек (замок < замочек), -к (книга < книжка), -чик/-щик (барабан < барабанчик, газета < газетчик), -ник (школа < школьник, чай < чайник), -ин (горох < горошина), -онок (тигр < тигренок), -иц (тигр < тигрица) и многих других. От прилагательных существительные образуются при помощи суффиксов -ость (строгий < строгость), -изн (белый < белизна), -ин (глубокий < глубина), -от (добрый < доброта), -# (тихий < тишь), -ец (беглый < беглец), -ик (умный < умник), -ак (бедный < бедняк) и некоторых других. Для суффиксального словообразования существительных от глаголов характерны следующие суффиксы: -ниj (петь < пение), -к (строить < стройка), -тельств (строить < строительство), -# (входить < вход), -тель (читать < читатель, включать < включатель), -чик / -щик (перевозить < перевозчик, выдумать < выдумщик), -ец (бороться < борец), -ун (врать < врун) и другие. При образовании существительных от числительных используются, например, суффикс -н (сто < сотня). От наречий существительные образуются с помощью суффиксов -ник (сообща < сообщник) и -чк (почему < почемучка). 3. Многие существительные образованы приставочно-суффиксальным способом. При образовании таких существительных от других существительных используются следующие сочетания приставки и суффикса: под-...-ник (снег < подснежник), на-...-ник (колено < наколенник), при-...-j (море < приморье), за-...-j (река < заречье), меж-...-j (гора < межгорье), без-...-j (деньги < безденежье), без-...-иц (работа < безработица). При образовании существительных от прилагательных используются сочетания аффиксов за-...-j (полярный < заполярье), про-...-# (седой < проседь). Иногда приставочно-суффиксальным способом существительные образуются и от глаголов, например: со-...-(в)ец (служить < сослуживец).
Неаффиксальные способы образования существительных 1. Многие существительные образованы сложением, в том числе с сокращением: лес + степь < лесостепь, сберегательный банк < сбербанк, Московский государственный университет < МГУ. 2. Существительные могут быть образованы сокращением: специалист < спец, заместитель < зам. 3. При образовании существительных активна субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий, чаевые (речь идет о тех словах, которые осознаются носителями как существительные в языке, а не только в конкретном тексте - ср. с причастием, употребленным в функции существительного: Все посмотрели на вошедшего).
Смешанные способы Существительные образуются сложением с суффиксацией. Наиболее часто при этом используются суффиксы -ец (земля + делать < земледел-ец), -ник (тепло + обменивать < теплообменник), -тель (море + плавать < мореплаватель), -# (вино + делать < винодел).
Прилагательное Прилагательные в русскому языке образованы приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами, сложением, в том числе сращением.
Аффиксальные способы образования прилагательных
1. Приставочным способом прилагательные образуются от прилагательных; этот способ является одним из самых продуктивных при образовании слов этой части речи. При это используются следующие приставки: не- (веселый < невеселый), пре- (огромный < преогромный), раз- (веселый < развеселый), анти- (научный < антинаучный), противо- (естественный < противоестественный), сверх- (быстрый < сверхбыстрый), архи- (сложный < архисложный), супер- (модный < супермодный). 2. Суффиксальный способ используется для образования прилагательных от прилагательных, существительных, глаголов, числительных и наречий. При образовании прилагательных от прилагательных используются суффиксы -оньк-/-еньк- (синий < син-еньк-ий, плохой < плохонький), -ущ- (большой < большущий), -енн- (высокий < высоченный), -оват-/-еват- (белый < беловатый, синий < синеватый). При образовании прилагательных от существительных используются суффиксы -н- (осень < осенний), -ан- (песок < песчаный), -ин- (тополь < тополиный, мама < мамин), -ий (лиса < лисий), -ов (отец < отцов), -ск- (море < морской), -ист- (лес < лесистый), -чат- (пузырь < пузырчатый), -лив- (дождь < дождливый). От глаголов прилагательные образуются при помощи суффиксов -н- (резать < резной), -чив- (улыбаться < улыбчивый), -лив- (въедаться < въедливый), -ист- (поджарить < поджаристый), -к- (пылать < пылкий), -л- (гнить < гнилой). При образовании прилагательных от числительных и наречий используются суффиксы -н- и -енн- (двое < двойной, вчера < вчерашний, внутри < внутренний). 3. Приставочно-суффиксальным способом прилагательные образуются от существительных и глаголов. При образовании прилагательных от существительных используются следующие сочетания приставки и суффикса: без-...-н- (билет < безбилетный), внутри-...-н- (школа < внутришкольный), вне-...-н- (класс < внеклассный), на-...-н- (стол < настольный), после-...-н- (война < послевоенный), до-...-н- (война < довоенный), противо-...-н- (удар < противоударный), без-...-(- (усы < безусый). Эти же приставки могут сочетаться с суффиксами -енн- (листва < безлиственный), -ов- (сеть < внутрисетевой), -ск- (завод < внутризаводской). При образовании от глаголов используются преимущественно сочетания не-...-н- (разорвать < неразрывный), без-...-н- (возвратить < безвозвратный), не-...-м- (исцелить < неисцелимый).
Неаффиксальные способы словообразования 1. Из неаффиксальных способов образования прилагательного особенно продуктивно сложение, например: лирический + эпический < лир(о)-эпический, засуха + устойчивый < засух(о)устойчивый. При образовании прилагательных сложением обязательно используется интерфикс. 2. Только при образовании прилагательных используется такой способ словообразования, как сращение: быстро + растворимый < быстрорастворимый, с ума сшедший < сумасшедший. Отличие сращения от сложения заключается в том, что словосочетание при объединении в одно слово не претерпевает никаких изменений, за исключением того, что в производном прилагательном может быть установлено единое ударение (о возможной интерпретации этого способа см. примечание в разделе "Средства и способы словообразования").
Смешанные способы При образовании прилагательных возможно сложение с суффиксацией, при этом чаще других используются суффиксы -н- и -(-: железная дорога < железн(о)дорож-н-ый, кривой + бок < крив(о)бокий.
Числительное Числительные образуются от числительных следующими способами:
1) суффиксальный: два < дв-адцать, пять < пят-надцать, три < тр-оj-е, 2) сложение: три + сто < триста, двести + пятьдесят< двести пятьдесят.
Местоимение Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь: кто < никто, некто, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь.
Глагол Глаголы образуются преимущественно аффиксальными способами (наиболее продуктивны приставочный и приставочно-суффиксальный); сложение для глаголов малохарактерно.
Аффиксальные способы образования глаголов
1. Приставочным способом глаголы образуются от глаголов. Число глагольных приставок очень велико, что связано с выражением значений результата (видовое значение), направления, количественно-временных модификаций и характера протекания действия. Перечислим основные глагольные приставки: с- (делать < сделать), на- (писать < написать), про- (читать < прочитать), о- (слепить < ослепить), в- (нести < внести), вы- (бежать < выбежать), от- (прыгнуть < отпрыгнуть), у- (лететь < улететь), за- (петь < запеть), до- (есть < доесть), про- (жить < прожить), при- (бежать < прибежать), недо- (выполнить < недовыполнить). 2. Суффиксальным способом глаголы образуются от глаголов, существительных, прилагательных, числительных, местоимений, междометий, звукоподражательных слов. От глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов -ива/-ыва, -ва и -а: перечитать < перечитывать, подкормить < подкармливать, напеть < напевать, решить < решать. При образовании глаголов от существительных используются суффиксы -и- (соль < солить), -а- (плотник < плотничать), -е- (пот < потеть), -нича- (лентяй < лентяйничать), -ова- (форма < формовать), -ствова- (адвокат < вокатствовать). Для образования глаголов от прилагательных используются суффиксы -и- (белый < белить), -е- (белый < белеть), -ова- (пустой < пустовать), -ича- (подлый < подличать). От числительных глаголы образуются с помощью суффикса -и- (двое < двоить 'разделять надвое'). От местоимений, междометий и звукоподражаний глаголы образуются суффиксом -а-, причем, если производящая основа оканчивается на гласный, используется интерфикc-согласный: вы < вы(к)ать, ах < ахать, мяу < мяу(к)ать. 3. Постфиксальным способом от глаголов образуются глаголы со значением возвратности: мыть < мыться, встречать< встречаться. 4. Приставочно-суффиксальный способ используется при образовании глаголов от глаголов, существительных, прилагательных и числительных. Глаголы, образованные от глаголов, получают значение несовершенного вида вместе с обозначением интенсивности совершения действия. Для этого используются следующие комбинация видового суффикса -ива-/-ыва- с приставками по- (трещать < потрескивать), при- (петь < припевать), на- (свистеть < насвистывать), под- (петь < подпевать), недо- (любить < недолюбливать). От существительных глаголы образуются суффиксом и в сочетании с приставками за- (тень < затенить), об- (лес < облесить), при- (земля < приземлить). Приставка обез- употребляется в сочетании с суффиксами -и- (рыба < обезрыбить 'лишить рыбы') и -е- (рыба < обезрыбеть 'лишиться рыбы'). От прилагательных глаголы образуются с помощью суффикса -и- и приставок -у- (плотный < уплотнить), о- (благородный < облагородить), вы- (прямой < выпрямить) и некоторых других. От числительных глаголы образуются при помощи суффикса -и- и приставок у- (трое < утроить), с- (двое < сдвоить). 5. Глаголы могут быть образованы приставочно-постфиксальным способом от глаголов. Постфикс -ся/-сь при этом сочетается с приставками в- (думать < вдуматься), за- (думать < задуматься), на- (гулять < нагуляться), рас- (прыгать < распрыгаться), до- (звонить < дозвониться) и некоторыми другими. 6. Суффиксально-постфиксальным способом глаголы образуются от существительных и прилагательных с помощью суффиксов -и- (толпа < толпиться) и -е- (видный < виднеться). 7. Глаголы могут быть образованы приставочно-суффиксально-постфиксальным способом: банкрот < о-банкрот-и-ть-ся, звонить < пере-зван-ива-ть-ся. Неаффиксальные способы при образовании глаголов используются крайне редко. Так, например, сложением образованы следующие слова: труд + устроить < труд(о)устроить, сам + воспламениться < сам(о)воспламениться. Смешанные способы при обрезовании глагола также не очень распространены и представлены сложением с аффиксацией, например: мир + творить < у-мир(о)творить.
Наречие Наречие образуется преимущественно аффиксальными способами, среди которых наиболее продуктивен приставочно-суффиксальный.
Аффиксальные способы образования наречий
1. Приставочным способом наречия образуются от наречий. Наиболее часто при этом используются приставки не- (долго < недолго), во- (вне < вовне), за- (темно < затемно), до- (ныне < доныне), на- (всегда < навсегда), по- (ныне < поныне), от- (ныне < отныне), кое- (как < кое-как), ни- (где < нигде). 2. Суффиксальным способом наречия образуются от существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий. Наречия, образованные от существительных, содержат суффиксы, омонимичные окончаниям существительного (см. об этом в разделе "Образование слов переходом из одной части речи в другую"). Это суффиксы -ом (вечер < вечером, -ой/-ою (весна < весной / весною), -ами (времена < временами). От прилагательных регулярно образуются наречия с суффиксами -о/-е (веселый < весело, неуклюжий < неуклюже), -и (дружеский < дружески), -ком (пеший < пешком). Для образования наречий от числительных используется суффикс -жды и его модификации (два < дважды, три < трижды). При образовании наречий от глаголов используются суффиксы -мя (стоять < стоймя), -ом (волочь < волоком), -ю (ощупать < ощупью). Наречия могут быть образованы суффиксацией и от наречий, при этом используются суффиксы: -овато (рано < рановато), -енько/-онько (часто < частенько) и некоторые другие. 3. При образовании неопределенных местоименных наречий используется постфиксальный способ, при котором к местоименным наречиям прибавляются постфиксы -то (где < где-то), -либо (куда < куда-либо), -нибудь (зачем < зачем-нибудь). 4. Приставочно-суффиксальный способ наиболее активно используется при образовании наречий от существительных и прилагательных. При образовании наречия от существительного бывают представлены следующие комбинации приставок и суффиксов: в-...-у (сухомятка < всухомятку), в-...-( (даль < вдаль), на-...-у (встеча < навстречу), на-...- (показ < напоказ), в-...-у (верх < вверху), в-...-е (начало < вначале), в-...-и (даль < вдали), на-...-у (верх < наверху), с-...-у (бок < сбоку) и другие. Наибольшее количество комбинаций представлено при образовании наречий от прилагательных. Это следующие сочетания аффиксов: по-...-ому/-ему (новый < по-новому, прежний < по-прежнему), по-...-и (охотничий < по-охотничьи), из-...-а (давний < издавна), до-...-а (белый < добела), с-...-а (новый < снова), в-...-о (правый < вправо), на-...-о (белый < набело), по-...-у (пустой < попусту), в-...-ую (пустой < впустую), в-...-и (близкий < вблизи), с-...-у (молодой < молоду). Наречия могут быть образованы приставочно-суффиксальным способом от числительных, при этом используются следующие приставки и суффиксы: в-/во-...-ых/-их (третий < в-третьих, второй < во-вторых), в-...-ом/-ем (двое < вдвоем, пятеро < впятером), в-...-о/-е (десятеро < вдесятеро), на-...-о/-е (двое < надвое). От глаголов наречия образуются аффиксамив-...-( (скакать < вскачь), в-...-ку (догонять < вдогонку).От наречий наречия образуются при помощи по-...-у (долго < подолгу), по-...-ку (нарочно < понарошку). Неаффиксальные способы образования у наречий не представлены. Смешанные способы представлены незначительно. Так, некоторые наречия образованы сложением с суффиксацией, например: мимо + ходить < мимоходом.
Образование слов путем перехода из одной части речи в другую Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.
Мы уже называли образование существительных путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий) – субстантивацию. Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ/-ющ, -ащ/-ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике образование подобных слов рассматривается как суффиксация: заведу-ющ-ий (заведовать, заведующий – ‘тот, кто заведует’).
Переходом из других частей речи были образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением
– существительных (дома, весной),
– прилагательных (попусту, в открытую),
– деепричастий (сидя, лёжа),
– числительных (вдвое).
Переход слова из одной части речи в другую – процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой / зима, леж-а / лежать, по-пуст-у / пустой. Процесс перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов, образованные переходом из других частей речи:
– отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу,
– отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя,
– наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль.
При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) – Я обошел вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их значении – производный отглагольный предлог выражает значение отношения, а не действия, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) – Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие).
Что касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили смысловую связь с базовым существительным, например: ввиду, в течение, путем, насчет, по мере; в современном языке эти предлоги следует считать непроизводными. В других случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помощью, в пользу. Такие предлоги называют предложными сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтаксические свойства существительного: избирательную сочетаемость (в роли кого-то – в функции чего-то), возможность принимать определение (выступить в сомнительной роли миротворца). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом “опредложивания” именных сочетаний.
С точки зрения современного состояния языка можно выделить следующие способы образования предлогов:
1) суффиксальный – от глаголов: исключа-я > исключать,
2) приставочно-суффиксальный – от существительных: во-врем-я > время,
3) сложение – от предлогов: из-за > из + за.