Сочинение на тему образы чацкого и софьи

15 вариантов

  1. Любовью ускорялось к вам?
    Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полю­бить! Однако он стремится познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находит их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась критически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представи­тельницу фамусовского общества.
    Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защи­тить свою любовь. Она испытывает глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, поэтому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою любовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близкому  другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумасшествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он “не свой”, из другого круга:
    Да этакий ли ум семейство осчастливит?
    А Чацкий тем временем все ищет определения чув­ствам Софьи и обманывается, потому что все то, что презираемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродете­ли. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Со­фьи, и поэтому в который раз списывает Молчалина со счетов:
    С такими чувствами, с такой душою

  2. Текст сочинения:
    В своей неувядающей комедии “Горе от ума” Грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и ?ипичных характеров, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд.
    И Софья, и Чацкий несу? в себе те качества, которыми не обладаю? большинство представителей фамусовского общества. Их отличает сила воли, способность переживать “живые страсти”, самоотверженность, умение делать собственные выводы.
    Софья и Чацкий росли и воспи?ывались вместе в доме Фамусова:
    Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой…
    За время, проведенное вместе, Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полюбил ее за э?и качества. Когда он, повзрослевший, набравшийся ума, многое повидавший, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувств “ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест”. Он счастлив видеть удивительно похорошевшую за время разлуки Софью и искренне радуется встрече.
    Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Начитавшись французских сен?иментальных романов, Софья жаждет любви и хочет быть любимой, но Чацкий далеко, лирикому она избирает для выражения своих чувств человека, уж никак не достойного ее любви. Льстец и лицемер, “жалчайшее созданье” Мол-чалин лишь использует отношения с Софьей в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по служебной лестнице. Но Софья, обуреваемая чувствами, не в силах разглядеть истинного лица под маской и лирикому направляет искреннюю, нежную, готовую на жер?вы любовь на труса и низкопоклонника.
    Чацкий довольно скоро понимает, что Софья не разделяет его чувств, и хочет знать, кто же ее избранник его соперник. Многое говори? о том, что этот счастливчик Молчалин, но Чацкий никак не хочет и не может этому поверить, видя как на ладони истинную сущность низкого подхалима.
    Но есть ли в нем та страсть, то чувство,
    пылкость,та.
    Чтоб кроме вас ему мир целый Казался прах и суета? Чтоб сердца каждое биенье Любовью ускорялось к вам?
    Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полюбить! Однако он стреми?ся познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находи? их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась кри?ически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представительницу фамусовского общества.
    Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась при?воряться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защи?ить свою любовь. Она испы?ывает глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, лирикому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою любовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близ-кому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумасшествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он “не свой”, из другого круга:
    Да этакий ли ум семейство осчастливи??
    А Чацкий тем временем все ищет определения чувствам Софьи и обманывается, потому что все то, что презираемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродетели. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Софьи, и лирикому в который раз списывает Молчалина со счетов:
    С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!
    Но вот трагический миг разгадки! Этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. Что же вынесли из этого урока наши герои?
    Чацкий настолько потрясен простотой разгадки, что рвет |не только ни?и, связывающие его с фамусовским обществом, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорбленный и униженный выбором ее до глубины души:
    Вот я пожер?вован кому!
    Не знаю, как в себе я бешенство умерил!
    Глядел, и видел, и не верил!
    Он не может сдержать своих эмоций, своего разочарования, негодования, обиды, и во всем вини? Софью. Теряя самообладание, он упрекает девушку в обмане, хотя именно во взаимоотношениях с Чацким Софья была хоть жестока, но честна. Теперь же девушка действительно в незавидном положении, но у нее хватает силы воли и чувства собственного достоинства порвать отношения с Молчали-ным и признаться себе в своих иллюзиях и ошибках:
    Я с э?их пор вас будто не знавала.
    Упреков, жалоб, слез моих
    Не смейте ожидать, не стоите вы их,
    Но чтобы в доме здесь заря вас не застала,
    Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.
    Во всем случившемся Софья вини? “себя кругом”. Ее положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и оставшись с разгневанным отцом, она опять одна. Некому будет помочь ей пережить горе и унижение, поддержать ее. Но мне хочется верить, что она справи?ся со всем, и что Чацкий, говоря: “Вы помиритесь с ним, по размышленья зрелом”, неправ.
    Комедия Грибоедова еще раз напомнила мне, что в истоках поступков людей лежат неоднозначные, зачастую противоречивые мотивы, и для того, чтобы правильно разгадать их, нужно обладать не только ясным умом, но и ин?уицией, широким сердцем, открытой душой.
    Права на сочинение “Образы Чацкого и Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  3. Софья Павловна Фамусова является главной героиней комедии Грибоедова «Горе от ума». Девушка наделена очень противоречивым характером. Однажды Гончаров И.А. подметил, что в Софье смешались хорошие манеры и ложь, острый ум и отсутствие каких-либо убеждений. Она не была «стандартом» девушки тогдашнего общества. Именно за это ее и полюбил Чацкий.
    Грибоедов показывает нам Софью, как очень умную и образованную девушку, способную по-настоящему переживать свои эмоции. Ей не чуждо сострадание и любовь всем сердцем. Софья Павловна очень любила читать произведения французских писателей и поэтов. Девушка была очень мечтательна и чувствительна. Окружающих она воспринимала через призму романтических произведений. Скорее всего, именно поэтому Софья обратила свой взор на Молчалина, ведь он так был похож на ее любимых литературных героев. Кроме того, будучи властной женщиной, Софья нуждалась в человеке, который будет слушать ее во всем. Молчалин оказался именно таким.
    Сблизившись с Чацким, Грибоедов показывает нам еще одну сильную черту характера Софьи. В своем юном возрасте девушка была независима в своих суждениях и мнении касательно происходящих событий. Чацкий видел это и очень ценил. Он считал Софью своим единственным другом и единомышленником.
    После приезда в Москву, Чацкий замечает, что Софья начала меняться под воздействием окружающих. Это очень опечалило Чацкого. Но Софья обеспокоена совсем по другому поводу. Жизнь преподнесла ей урок. Оказывается, Молчалин был рядом с девушкой, только ради того, чтобы получить высокий чин. В этот момент она потеряла такого «угодного» мужа. Софья не может, да и не хочет быть с Чацким. Это не удобный для нее человек. Но именно он открыл ее глаза на происходящие события. Нарисовав себе романтический образ, девушка выбирает его. Из-за чего девушка страдает больше всех.
    Грибоедов показал нам Софью Павловну, как драматический образ. Благодаря своему характеру девушка была очень похожа на Чацкого, но в конечном итоге стала его противником. Именно поэтому образ Софьи является одним из самых оригинальных женских образов в русской литературе.

  4. Чацкий довольно скоро понимает, что Софья не разде­ляет его чувств, и хочет знать, кто же ее избранник — его соперник. Многое говорит о том, что этот счастливчик — Молчалин, но Чацкий никак не хочет и не может этому поверить, видя как на ладони истинную сущность низкого подхалима.
    Но есть ли в нем та страсть, то чувство,пылкость та,Чтоб кроме вас ему мир целыйКазался прах и суета?Чтоб сердца каждое биеньеЛюбовью ускорялось к вам?
    Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полю­бить! Однако он стремится познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находит их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась критически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представи­тельницу фамусовского общества.
    Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защи­тить свою любовь. Она испытывает глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, поэтому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою лю­бовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близ­кому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумас­шествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацко­го не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он «не свой», из другого круга:
    Да этакий ли ум семейство осчастливит?
    А Чацкий тем временем все ищет определения чув­ствам Софьи и обманывается, потому что все то, что прези­раемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродете­ли. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Со­фьи, и поэтому в который раз списывает Молчалина со счетов:
    С такими чувствами, с такой душоюЛюбим!.. Обманщица смеялась надо мною!
    Но вот трагический миг разгадки! Этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. Что же вынесли из этого урока наши герои?
    Чацкий настолько потрясен простотой разгадки, что рвет не только нити, связывающие его с фамусовским обще­ством, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорблен­ный и униженный выбором ее до глубины души: Материал с сайта //iEssay.ru

  5. Всвоей комедии “горе от ума” грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и ?ипичных характеров, узнаваемых и сегодня. образы чацкого и софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как може? показаться на первый взгляд. и софья, и чацкий несу? в себе те качества, которыми не ? большинство представителей фамусовского общества. их отличае? сила воли, способность переживать “живые страсти”, самоотверженность, умение делать собственные выводы. софья и чацкий росли и воспи?ывались вместе в доме фамусова: привычка вместе быть день каждый неразлучно связала де?скою нас за время, проведенное вместе, чацкий успел узнать в софье умную, незаурядную, решительную девушку и полюбил ее за э?и качества. когда он, повзрослевший, набравшийся ума, многое повидавший, возвращае?ся на родину, мы понимаем, что его чувств “ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест”. он счастлив видеть удивительно похорошевшую за время разлуки софью и искренне радуе?ся встрече. чацкий никак не може? понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. начитавшись французских сен?иментальных романов, софья жажде? любви и хоче? быть любимой, но чацкий далеко, лирикому она избирае? для выражения своих чувств человека, уж никак не достойного ее любви. льстец и лицемер, “жалчайшее созданье” мол-чалин лишь используе? отношения с софьей в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по служебной лестнице. но софья, обуреваемая чувствами, не в силах разглядеть истинного лица под маской и лирикому направляе? искреннюю, нежную, готовую на жер?вы любовь на труса и низкопоклонника. чацкий довольно скоро понимае?, что софья не разделяе? его чувств, и хоче? знать, кто же ее избранник его соперник. многое говори? о том, что этот счастливчик молчалин, но чацкий никак не хоче? и не може? этому поверить, видя как на ладони истинную сущность низкого подхалима. но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость,та. чтоб кроме вас ему мир целый казался прах и суета? чтоб сердца каждое биенье любовью ускорялось к вам? принимая холодность софьи, чацкий не требуе? от нее отве?ных чувств, ведь невозможно заставить сердце полюбить! однако он стреми?ся познать логику ее поступков, выбора, он хоче? знать те достоинства молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находи? их. поверить в то, что софья и молчалин близки, для чацкого означае? разрушение его веры и представлений, признание того, что софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась кри?ически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представительницу фамусовского общества. софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась при?воряться, лгать, изворачиваться, но делае? это не из корыстных интересов, а пытаясь защи?ить свою любовь. она испы?ывае? глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, лирикому чацкий, с его пылкостью, остротами и , превращае?ся для девушки во врага. защищая свою любовь, софья готова даже коварно отомстить старому близ-кому другу, безумно любящему ее: пускае? слух о сумасшествии чацкого. мы видим, что софья отвергае? чацкого не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемле? фамусовская москва: его независимый и насмешливый ум пугае? софью, он “не свой”, из другого круга: да этакий ли ум семейство осчастливи?? а чацкий тем временем все ище? определения чувствам софьи и обманывае?ся, потому что все то, что презираемо им, в дворянской москве возведено в ранг добродетели. чацкий все надее?ся на ясность разума и чувств софьи, и лирикому в который раз списывае? молчалина со счетов: с такими чувствами, с такой душою обманщица смеялась надо мною! но вот трагический миг разгадки! этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. что же вынесли из этого урока наши герои? чацкий настолько потрясен простотой разгадки, что рве? |не только ни?и, связывающие его с фамусовским обществом, он разрывае? свои отношения с софьей, оскорбленный и униженный выбором ее до глубины души: вот я пожер?вован кому! не знаю, как в себе я бешенство умерил! глядел, и видел, и не верил!

  6. План
    1. Введение
    2.Любовь Чацкого
    3.Поведение Софьи
    4.Заключение
    Взаимоотношения Чацкого и Софьи – тема любви в произведении “Горе от ума”. Эта тема является второстепенной и лишь подчеркивает основной смысл комедии.
    Главный герой долгое время пробыл за границей. Но он никогда не забывал Софью. Для честного и благородного человека даже детское увлечение имеет большое значение. Вернувшись в Москву, Чацкий был поражен красотой повзрослевшей Софьи. Он наивно считает, что девушка не изменилась в душе и не стала заложницей общественного мнения.
    Чацкий разговаривает с Софьей искренно и открыто. Его удивляет холодный и равнодушный тон девушки. Он привык к правде, поэтому не может скрыть своих истинных чувств: “…я вас без памяти люблю”. Чацкого мучает лишь один вопрос: не могла ли Софья влюбиться в кого-нибудь за время его отсутствия. Перед его глазами проходят окружающие девушку мужчины.
    Чацкий ни в ком не видит достойного противника. В его глазах Скалозуб и Молчалин слишком глупы, чтобы быть женихами такой прекрасной девушки. Разговор с обоими только подтверждает его уверенность в этом. Чацкий испытывает мучительную ревность при виде обморока Софьи. Но он продолжает обманывать себя тем, что это – обычное явление для впечатлительной девушки.
    Искреннюю жалость вызывает разочарование Чацкого, когда он становится свидетелем ночной сцены между Софьей, Молчалиным и Лизой. Еще большее потрясение Чацкий испытывает, узнав, что именно Софья распространила слух о его сумасшествии. В один миг рушатся его представления о честности и порядочности Софьи.
    За время отсутствия Чацкого Софья очень сильно изменилась под влиянием окружающего общества. Чистая душой невинная девушка поняла, что добиться влияния в свете можно лишь путем обмана и сокрытия своих истинных чувств. Софья теперь считает, что успешный брак должен основываться не на любви, а на материальном благополучии. Софью нисколько не трогают искренние признания бывшего детского друга. Хуже всего, что она не признается ему в том, что Молчалин является ее предполагаемым женихом. Она просто играет с Чацким, позволяет ему сохранять бесплодную надежду.
    Слух о сумасшествии Чацкого пущен Софьей без особой цели в непонятном приступе злобы. Молодой человек открыто говорил о своей безграничной любви и высказывал свое мнение об окружающих. Казалось бы, девушка по крайней мере могла бы пожалеть несчастного влюбленного. Но Софья уже слишком испорчена. Измена Молчалина – достойное для нее наказание. Хотя Чацкий уверен, что Софья все простит ради того, чтобы получить покорного мужа.
    Взаимоотношения Чацкого и Софьи расширяют проhttp://www.ote4estvo.ru/sochineniya-9-klass/119559-smeshon-ili-strashen-molchalin.htmlблематику произведения. “Горе от ума” главного героя дополняется разочарованием в любви. Особый трагизм состоит в том, что единственного умного человека Софья с радостью променяет на глупого подлеца, лишь бы он не выделялся из толпы и постепенно накапливал деньги и влияние.

  7. Основным мотивом произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума» является отражение трагедии Чацкого — типичного представителя молодого поколения 1810—1820-х годов, тем или иным образом участвующего в общественной деятельности. Эта трагедия включает в себя множество моментов, но одним из наиболее важных среди них является его неразделенная любовь к Софье.
    Мы узнаем о жизни и характере героя еще до его появления на сцене. Так, горничная Софьи Лиза, намекая на его увлечение хозяйкой, восклицает:
    Кто так чувствителен, и весел, и остер
    Как Александр Андреич Чацкий,
    а наиболее яркую характеристику ему дает сама Софья:
    Остер, умен, красноречив,
    В друзьях особенно счастлив,
    Вот об себе задумал он высоко…
    Охота странствовать напала на него…
    Чацкий — выходец из дворянской семьи — был воспитан в доме Фамусова. Он умен и безукоризненно честен, искренен и ост роумен. Любит родину, и эта любовь порождает в нем ненависть к рабству и угнетению народа. Чацкий занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, но ушел от этого, потому что, говорит он: «Служить бы рад, — прислуживаться тошно». Он — мятущийся мыслитель, герой того времени, из тех людей, чье сердце «не терпит немоты», а потому раскрывающий все сокровенно обдуманное даже и перед ничтожествами, «глупцами». Чацкий смеется над Фамусовым и его окружением, остро вышучивает их нравы, потому что сам он выше Фамусовых, загорецких, молчаливых, скалозубов и прочих представителей московского общества начала XIX века. За три года путешествий характер героя во многом претерпевает изменения и окончательно формируется. Однако неизменной остается его искренняя любовь к Софье. Именно поэтому он, помня о юношеской привязанности, так спешит увидеть свою любимую, ради которой «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, верст больше семисот пронесся…», и такая искренняя радость от встречи звучит в его словах: «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног».
    Лучшие личностные качества раскрываются в его отношении к любви, браку. Чацкий любит Софью, видит в ней будущую жену. Однако Софья не может полюбить его, так как, хотя она и не лишена положительных качеств, но все же полностью принадлежит к фамусовскому миру. За годы отсутствия Чацкого характер Софьи сильно изменился, теперь она воспринимает их отношения как юношескую влюбленность, ни к чему ее не обязывающую. Кроме того, она теперь любит другого человека — Молчалина, а с Чацким холодна, и на его вопросы отвечает общими фразами или шутками:
    Кого вы любите?
    Ах! Боже мой! Весь свет.
    Кто более вам мил?
    Есть многие, родные…
    Однако Чацкий все еще не понимает истинной причины холодности Софьи, он счастлив, оживлен, говорлив, спрашивает о старых знакомых, подшучивает над ними. И тут он допускает главную ошибку, с едкой насмешкой упомянув о Молчалине. Этим он, сам того не подозревая, вызывает бурю негодования в душе Софьи. Именно за эти насмешки над предметом ее любви она потом так жестоко расправляется с ним, распространяя слухи о его сумасшествии.
    Конечно, Софья любит не самого Молчалина, а идеал, созданный ее чувствительным воображением. Чацкий прав, говоря ей: «Качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему».
    Ослепленный своим горем, разочарованный в своем чувстве, Чацкий часто бывает несправедлив, упрекая Софью даже в том, в чем она не виновата:

    Похожие сочинения

    «Горе от Ума» — бессмертное произведение Грибоедова
    Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала прошлого века. Однако, читая это произведение,…смотреть целиком
    Проблема «безумия» и «ума» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    В комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” показано противостояние Чацкого русскому дворянству. Всех персонажей можно считать безумными. Каждая сторона считает другую сторону сумасшедшей. Во всех действиях герои А.С.Грибоедова сплетничают и порочат друг…смотреть целиком
    Лиза – второстепенный персонаж комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Продолжая смотреть на сайте, я часто задумываюсь, а кто, собственно здесь положительные герои, а кто отрицательные? И не могу четко ответить на этот вопрос. Казалось бы, самые отрицательные герои, в последствии, совершают очень хорошие поступки, а герои,…смотреть целиком
    Современное прочтение Грибоедова
    Александр Сергеевич Грибоедов является автором замечательной реалистической комедии “Горе от ума”. Наследуя сатирические традиции Фонвизина и Крылова, он сумел создать русскую политическую комедию на бытовом материале, с широким изображением современных…смотреть целиком
    Столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”
    “Главная роль, конечно, -роль Четкого, без которого не было комедии,
    а была бы, пожалуй, картина нравов”. И.А. Гончаров
    Нельзя не согласиться с Гончаровым, что фигура. Чацкого определяет конфликт комедии – конфликт двух эпох. Он возникает…смотреть целиком
    Фамусовское общество в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    В своей комедии “Горе от ума” Грибоедов прямо противопоставляет Чацкого всем остальным (без исключения) персонажам. Противостоит главному герою общество Фамусова и его окружения: Молчалин, Скалозуб, Репетилов и прочие. В их обществе царит внешний лоск,…смотреть целиком
    Чацкий — «Пасынок здравого рассудка»
    И. А. Гончаров в критическом этюде «Мильон терзаний» писал о пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»: «Это — тонкая, умная, изящная и страстная комедия… она замаскирована типичными лицами героев, гениальной рисовкой, прелестью языка, всеми поэтическими…смотреть целиком

  8. б)  на чувства Софьи, очевидно, повлияли сентименталь­ные романы: как и в них, она влюбляется в человека незамет­ного, который ей не ровня;
    в)  сильный и властный характер Софьи требует именно такого человека: скромного, тихого, послушного (см. разговор Софьи с Лизой в первом действии и разговор Софьи и Чацкого в третьем действии). Софья уже думает о семье и чувствует, что Молчалин будет идеальным мужем.
    3. Отношение Софьи к Чацкому. Во-первых, Софья Чацко­го не любит и, вероятно, никогда всерьез не любила. Поэтому она и не чувствует себя виноватой перед ним: «Я очень ветре­но, быть может, поступила, // И знаю, и винюсь; но где же из­менила?» (первое действие). Во-вторых, Софья, зная острый и язвительный ум Чацкого, с самого начала предчувствует, что тот начнет высмеивать Молчалина, и не ошибается. В жизнь Софьи Чацкий вносит беспокойство. В-третьих, Чацкий не нужен Софье ни в качестве возлюбленного, ни в качестве му­жа. Его ум, в частности, не таков, который может «осчастли­вить семейство» (Подробнее см. план на тему «Кто умен в ко­медии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?»). По всем этим причинам отношение Софьи к Чацкому становится явно отри­цательным («Ах, этот человек всегда // Причиной мне ужасно­го расстройства», «Не человек — змея!», «Унизить рад, коль­нуть, // Завистлив, горд и зол»). К концу третьего действия Софья уже психологически готова к тому, чтобы так или ина­че отомстить Чацкому. Когда подворачивается случай, она им пользуется (правда, не без колебаний) и провоцирует возник­новение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Люби­те вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себя примерить?»
    4. Роль Софьи в комедии весьма существенна, прежде все­го для развития конфликта и сюжетного действия. Именно ра­ди нее Чацкий приезжает в дом Фамусова, видя ее холодность, пытается понять, отчего она; в дальнейшем пытается «доз­наться», кто ей мил и т.д. Именно она наносит Чацкому и по­следний удар («Так этим вымыслом я вам еще обязан?»).

  9. Софья – это героиня повести Грибоедова «Горе от ума». Эта девушка является очень необычным персонажем в повести Грибоедова. Она – как порождение лжи, так и доброжелательности и силы, пусть и только внешней.
    Софья – это девушка, которая является той, от которой шли все нити, как настроения, так и горя многих людей. Она, как кукловод умело пользовалась их слабостями, так и сильными сторонами. Она – манипулятор, если говорить современным языком. Но вместе с тем, с этими качествами и таким характером, Софья – красивая девушка, которая также и своей внешностью умеет пользоваться. У нее много поклонников, и недаром, ведь она сильна в этом.
    Эта девушка – сильная личность, которая не упустит своего. Кроме того, по характеру, она еще и очень насмешлива, ее сарказм достигает многих ушей, она любит насмешничать, говорить какие-то шутки. Но она не слишком весела, можно точнее сказать, что она умеет говорить саркастически, ее иронии может кого-то как обидеть, так и сделать врагом ее.
    Софья выросла в хорошей семье, богатой, всем обеспеченной, которая ни в чем не знала затрат сильных. Именно потому эта девушка молодая, выросла обеспеченной, яркой и смелой личностью. Она ничего не боялась, и умела умело лицемерить и лгать, когда понадобиться. И, в оправдание ее, можно сказать, что она не совсем виновата в этом, так как такие действия и черты характера были не в новинку в то время. Именно потому она еще и была таковой, потому что ее так воспитали, воспитали в такой среде, где по-другому быть и действовать нельзя было. Иначе – это вызывало толки и слухи, а также – презрение и недоброжелательность.
    В комедии «Горе от ума» приводятся примеры личности, которая тоже является главным героем.

    Вариант 4

    А.С. Грибоедов был многогранной личностью. У него был уникальный талант дипломата, театрала. Александр Сергеевич писал стихи, поэмы, играл на нескольких инструментах. Даже сочинял музыку. До наших дней дошли два вальса его авторства. Но в историю мировой литературы  Грибоедов вошел как автор одного произведения. Им стала комедия «Горе от ума», признанная критиками бессмертной.
    Пьеса включила в себя три художественных направления: реализм, классицизм, романтизм. Традиции жанра сочетаются с более современными веяниями. Социальная комедия, в своей классической трактовке, предполагает однобокие образы персонажей. Каждый из которых обличает один какой-то порок. Но «Горе от ума» раскрывает читателю многогранные личности героев. Глупость, нелепое подражание иностранцам, солдафонство, угодничество, лизоблюдство, меркантильность, отсутствие собственного мнения, гонения на культуру и образование – все отразил автор в своих «живых» персонажах.
    Основной конфликт пьесы – это противоборство «века нынешнего» с «веком минувшим». В первом лагере оказывается лишь Александр Андреевич Чацкий. Тогда, как во втором штабе – практически все остальные.
    На фоне общественного конфликта разворачивается любовный треугольник. Он не похож на сюжет любовного романа. Мужчин двое, но ни один не претендует на идеал. Чацкий, при его уме, образованности, резок, не сдержан в речах, не всегда тактичен. Молчалин же низок, подл, неприятен. Но на его стороне симпатии героини.
    Сама барышня тоже не похожа на классический образ. Софья – дочь крупного чиновника. Павел Афанасьевич – управляющий в казенном доме, богат. Для своего единственного ребенка хочет светлого будущего. Жених необходим «при чинах, да при звездах». Ни Чацкий, ни Молчалин этим критериям не соответствуют. Отец восклицает: «Кто беден, тот тебе не пара!»
    А.С. Пушкин писал о Софье, что это неясный образ, плохо прописанный персонаж. Но это лишь на первый взгляд. Юная леди, на протяжении всего текста, играет роль буфера между двумя мирами. Она не относится к  «фамусовскому обществу», хоть и воспитана в нем. Но и к «веку нынешнему» ее нельзя причислить. В этом ее роль ключевая. Ведь в конце воспитание одерживает верх.
    Большинство гостей «фамусовского» бала носят говорящие фамилии. Но у Софьи выразительное имя, со значением «мудрая». Это авторская ирония.
    Девушка не глупа. У нее хорошее воспитание. Отец нанимал «полк учителей». Но она рано лишилась матери, поэтому никто не занимался формированием души. Сейчас барышне семнадцать, она «расцвела», стала завидной невестой.
    Соня смелая, решительная. Ей сложно держать свою любовь втайне. Не страшит родительский гнев и общественное мнение. Молодая особа восклицает: «Что мне молва!»
    Она позволяет себе колкие, язвительные, остроумные высказывания с Чацким. Но нежно переживает за Молчалина. Лишается чувств, когда тот падает с лошади.
    Выросла барышня на французских романах. Поэтому все добродетели приписывает своему избраннику, рисуя идеал. Возможно, поэтому выбор пал на небогатого молодого человека. Ведь в сентиментальных книгах возлюбленный всегда не ровня.
    Девица не обладает особой душевной красотой, добродетелями. Но что-то в ней привлекает Чацкого, вызывая любовь. Быть может, сильный характер.
    В конце сюжета Софья понимает, что ее избранник подлец. Винит себя во всем. Но Чацкий наверняка прав. Появится другой «низкопоклонник и делец», за которого Соня выйдет замуж.

  10. Как Софья Павловна у вас похорошела!
    А. С. Грибоедов
    Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» открывает правдивую галерею русских национальных характеров. И, безусловно, лучшими, в художественном смысле, являются Чацкий и Софья.
    По силе характеров, страстности, умению отстаивать свою точку зрения они очень схожи, только вот к цели идут разными путями.
    Александр Андреевич Чацкий — открытая и смелая душа, он ничего не боится, кидается в борьбу с «открытым забралом». Из-за молодости и неопытности он еще верит, что людей можно изменить, внушить им высокие идеалы, объяснив ошибки и заблуждения. Оттого он так «мечет бисер» перед Репетиловыми и тому подобными. Его задача — «высветить» глупость и ограниченность окружающих его людей.
    А судьи кто? — За древностию лет
    К свободной жизни их вражда непримирима.
    Сужденья черпают из забытых газет…
    Всегда готовые к журбе,
    Поют все песнь одну и ту же,
    Не замечая об себе:
    Что старее, то хуже.
    Софья же плоть от плоти этого общества — ослепленный любовью, Чацкий еще не понял этого. Она прекрасно приспосабливается к законам, навязанным ей близкими: и уже прекрасно умеет изворачиваться, лгать и притворяться, и всегда делать по-своему, как хочется ей. Она и дальше будет поступать так же, в этом ее суть.
    Подумаешь, как счастье своенравно!
    Бывает хуже, с рук сойдет;
    Когда ж печальное ничто на ум нейдет…
    Чацкий догадывается и не хочет верить, что Софья его не любит, что есть у него счастливый соперник.
    Софья жестоко ошиблась, выбрав предметом обожания Молчалина. Сама она объясняет это «роком», но правда в том, что от скуки и безделья и Молчалин сгодился в «предмет страсти».
    Молчалин вам наскучил бы едва ли,
    Когда б сошлись короче с ним…
    Я не старалась, бог нас свел.
    Низкопоклонство, лицемерие, угодничество Молчалина Софья возводит в ранг заслуг, даже достоинств. А как же иначе? Она живет в таком обществе, где каждый выживает как может. Прослывешь сумасшедшим, как Чацкий, если будешь отличаться от остальных. Невозможно быть искренним, когда тебя не хотят слушать. Без денег и чинов нельзя «сметь свое суждение иметь». Это норма жизни данных людей. Софья приспособилась к этой обстановке; вероятно, не откройся коварство Молчалина, она нашла бы способ связать свою судьбу с его. Но и в этом кругу когда-то открывается истина. И чем ее больше скрывали, тем сокрушительнее ее действие.
    Чацкий не на шутку «расходился», когда понял, что его соперник — Молчалин. Это больно ударило по самолюбию Александра Андреевича; он умен, но слишком пылок, чтобы сдерживать эмоции.
    Не образумлюсь… виноват,
    И слушаю, не понимаю.
    Как будто все еще мне объяснить хотят,
    Растерян мыслями… чего-то ожидаю.
    Он настолько забывается, что начинает во всем винить Софью, но она-то сразу ему сказала, что не любит его, только вот Чацкий не хотел этого услышать. Теперь же он изливает свою обиду и желчь, понимая бессмысленность происходящего. Он просто «дурно ведет себя». Оскорблена его любовь, унижено его чувство. У Александра Андреевича не хватает благородства пожалеть Софью, а это необходимо.
    Умная девушка, с пылкой и страстной душой, полюбила ничтожного человека, да еще и труса. Теперь ей ждать нечего. Отец, конечно, примет меры. И если решит отдать её замуж за Скалозуба, то уж не будет медлить и брать в расчет чувства дочери, что для нее
    Мне все равно, что за него, что в воду.
    Теперь уж Павел Афанасьевич не будет так «слеп» и снисходителен, он получил прекрасный урок.
    Комедия заставляет задуматься над перипетиями людских судеб. Ведь всякое литературное произведение — это концентрированный рассказ о действительности жизни, и когда бы ни жили люди, они страдают и радуются, плачут и смеются одинаково.
    Скорее в обморок, теперь оно в порядке,
    Важнее давишной причина есть тому,
    Вот, наконец, решение загадке!
    Вот я пожертвован кому!

    А милый, для кого забыт
    И прежний друг, и женский страх, и стыд, —
    За двери прячется, боится быть в ответе…
    Ах! как игру судьбы постичь?
    Людей с душой гонительница, бич! —
    Молчалины блаженствуют на свете!

  11. В своей неувядающей комедии «Горе от ума» Грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и типичных ха­рактеров, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд.
    И Софья, и Чацкий несут в себе те качества, которыми не обладают большинство представителей фамусовского общества. Их отличает сила воли, способность переживать «живые страсти», самоотверженность, умение делать соб­ственные выводы.
    Софья и Чацкий росли и воспитывались вместе в доме Фамусова:
    Привычка вместе быть день каждый неразлучно
    Связала детскою нас дружбой…
    За время, проведенное вместе, Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полю­бил ее за эти качества. Когда он, повзрослевший, набрав­шийся ума, многое повидавший, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувств «ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест». Он счастлив видеть уди­вительно похорошевшую за время разлуки Софью и ис­кренне радуется встрече.
    Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Начитавшись французских сен­тиментальных романов, Софья жаждет любви и хочет быть любимой, но Чацкий далеко, поэтому она избирает для выражения своих чувств человека, уж никак не достойно­го ее любви. Льстец и лицемер, «жалчайшее созданье» Мол­чалин лишь использует отношения с Софьей в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по служебной лестнице. Но Софья, обуреваемая чувствами, не в силах разглядеть истинного лица под маской, и поэтому направ­ляет искреннюю, нежную, готовую на жертвы любовь на труса и низкопоклонника.
    Чацкий довольно скоро понимает, что Софья не разде­ляет его чувств, и хочет знать, кто же ее избранник — его соперник. Многое говорит о том, что этот счастливчик — Молчалин, но Чацкий никак не хочет и не может этому поверить, видя как на ладони истинную сущность низкого подхалима.
    Но есть ли в нем та страсть, то чувство,
    пылкость та,
    Чтоб кроме вас ему мир целый
    Казался прах и суета?
    Чтоб сердца каждое биенье
    Любовью ускорялось к вам?
    Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полю­бить! Однако он стремится познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находит их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась критически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представи­тельницу фамусовского общества.
    Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защи­тить свою любовь. Она испытывает глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, поэтому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою лю­бовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близ­кому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумас­шествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацко­го не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он «не свой», из другого круга:
    Да этакий ли ум семейство осчастливит?
    А Чацкий тем временем все ищет определения чув­ствам Софьи и обманывается, потому что все то, что прези­раемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродете­ли. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Со­фьи, и поэтому в который раз списывает Молчалина со счетов:
    С такими чувствами, с такой душою
    Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!
    Но вот трагический миг разгадки! Этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. Что же вынесли из этого урока наши герои?
    Чацкий настолько потрясен простотой разгадки, что рвет не только нити, связывающие его с фамусовским обще­ством, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорблен­ный и униженный выбором ее до глубины души:
    Вот я пожертвован кому!
    Не знаю, как в себе я бешенство умерил!
    Глядел, и видел, и не верил!
    Он не может сдержать своих эмоций, своего разочарова­ния, негодования, обиды, и во всем винит Софью. Теряя самообладание, он упрекает девушку в обмане, хотя имен­но во взаимоотношениях с Чацким Софья была хоть жес­тока, но честна. Теперь же девушка действительно в неза­видном положении, но у нее хватает силы воли и чувства собственного достоинства порвать отношения с Молчалиным и признаться себе в своих иллюзиях и ошибках:
    Я с этих пор вас будто не знавала.
    Упреков, жалоб, слез моих
    Не смейте ожидать, не стоите вы их.
    Но чтобы в доме здесь заря вас не застала.
    Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.
    Во всем случившемся Софья винит «себя кругом». Ее положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и ос­тавшись с разгневанным отцом, она опять одна. Некому будет помочь ей пережить горе и унижение, поддержать ее. Но мне хочется верить, что она справится со всем, и что Чацкий, говоря: «Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом», — неправ.
    Комедия Грибоедова еще раз напомнила мне, что в ис­токах поступков людей лежат неоднозначные, зачастую противоречивые мотивы, и для того, чтобы правильно раз­гадать их, нужно обладать не только ясным умом, но и интуицией, широким сердцем, открытой душой.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  12. Столкновение «века минувшего» с его меркантильными интересами и «века нынешнего» с его новыми взглядами на жизнь разделило героев произведения на два лагеря. Но есть персонажи, которых нельзя однозначно отнести ни к первой, ни ко второй группе. Так, например, на рубеже двух поколений стоит Софья Фамусова, которая достаточно умна для уходящего века, но все же была воспитана в «фамусовском обществе».
    С одной стороны, девушка умеет искренне любить, переживать эмоции, обладает невероятной смелостью и решительностью. Софья любит проводить время за чтением, даже ее отец, который считает это дело глупым и бессмысленным, подчеркивает, что «ей сна нет от французских книг» и то, что «все по-французски вслух читает запершись». Она не боится мнения общества. В отличие от Молчалина, для которого «злые языки страшнее пистолета», Софья привыкла слушать сердце: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит».
    Несмотря на то, что во многом взгляды на жизнь Софьи отличаются от принципов дворян, девушка выросла и воспитывалась в «фамусовском обществе», которое, безусловно, повлияло на нее. Главной ошибкой героини стало то, что она решила связать свою жизнь с ярким представителем «века минувшего» – Молчалиным.
    Умная от природы, смелая девушка с прогрессивными взглядами на жизнь становится заложницей и общества, в котором выросла, и любви к человеку, который ее не достоин. В один момент образ героя Молчалина, который Софья нарисовала себе, разбивается, а вместе с ним и борьба, которую девушка вела за свою любовь, становится напрасной. Образ Софьи  достаточно сложен и противоречив, но в тоже время – это один из самых трагичных образов комедии.

  13. Одним из центральных персонажей комедии Грибоедова «Горе от ума» является образ Софьи. Сам автор характеризовал свою героиню так: «девушка сама не глупая». И имя своей героине автор дал соответствующее – София, что означает «мудрость». Но читатель все-таки чувствует неоднозначное отношение автора к героине. И поэтому наше восприятие Софьи тоже неоднозначно. «Кто разгадает вас?» – на этот вопрос, заданный Чацким, мы должны найти ответ.
    Чацкий Софью любит, она не такая, как прочие московские барышни. И героиня Чацкого любила, молодой человек оставил значительный след в ее душе, до сих пор он ей небезразличен.
    Но на Софье тоже есть «особый отпечаток», как на всех московских. Она получила то воспитание и образование, каких требовало общество. У нее сложился определенный идеал семейной жизни – московский. Правда, на формирование этого идеала оказали влияние и французские романы о необыкновенной любви. Долгое время Чацкого не было рядом с Софьей (он «три года не писал двух слов»). Зато был Молчалин, вполне, с точки зрения героини, подходящий на роль милого, несмелого, робкого возлюбленного.
    Подобный образ девушка себе придумала и “наложила его” на Молчалина. Ей нравился не Молчалин, каким он был на самом деле, а Молчалин, каким она себе его представляла. И.А. Гончаров отмечал, что эта героиня «не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты». Софья решительна, она готова бороться за свое счастье, именно поэтому она и придумывает свой сон. Героиня ждет случая, чтобы подготовить отца к мысли об ее браке с Молчалиным. Что нам напоминает ее рассказ о сне? В нем чувствуются черты баллады, столь популярной в эпоху Грибоедова: разлука с любимым, противостояние мира, фантастические чудовища… «Тут все есть, коли нет обмана», – реагирует на этот сон Фамусов.
    Софья достаточно умна, чтобы не сердить отца, она хитрит, обманывает, не ощущая при этом угрызений совести. Она остра на язык, язвительна.
    И.А. Гончаров дал Софье следующую характеристику: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».
    Образ Софьи играет весьма значимую роль в комедии. С ней связана завязка конфликта любовного, а также и завязка конфликта личности и общества, которая происходит в эпизоде разговора Чацкого и Фамусова о сватовстве, перешедшего на разговор о службе.
    Кульминационные моменты этих двух конфликтов совпадают, и точка совпадения – Софья, обмолвившаяся в гневе за Молчалина – «Он не в своем уме». Героиня сознательно подтвеждает сумасшествие Чацкого:
    А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
    Угодно ль на себе примерить?
    И развязка связана с Софьей. Девушка посылает Лизу за Молчалиным, слышит, как и Чацкий, их разговор. Появление Фамусова приводит оба конфликта к логическому завершению.
    Софья – единственный из ведущих персонажей пьесы, действия которого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. Молчалин принимает на себя роль влюбленного и безропотно ее играет. Фамусов находится в состоянии каких-то пока не совсем определенных подозрений по отношению к Молчалину, а потом к Чацкому, поскольку Софья его поставила в эти условия. Чацкий ошеломлен холодной встречей и в силу своей углубляющейся любовной драмы неадекватно реагирует на любые обращения к нему со стороны героев пьесы. Сплетня же о сумасшествии Чацкого распространяется среди гостей Фамусова тоже с подачи Софьи. Софья здесь выступает как кукловод, в руках у которого ниточки, приводящие в действие марионеток.
    Говоря о Софье, Гончаров писал: «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»».
    Драма Софьи в том, что она полюбила недостойного. Появление Чацкого путает ей все карты, но становится катализатором развития ее отношений с Молчалиным. Софья сердится на Чацкого, потому что в душе ее таится смутное ощущение неполного соответствия Молчалина ее идеалу. Но в ней заговорило женское самолюбие: предмет ее любви посмели осуждать. Вдобавок Софья внутренне понимает, что Чацкий прав. От этого ей особенно обидно. Из-за чего у нее обострились отношения с Чацким? Из-за любви. У всех прочих это общественный конфликт, а у нее – любовный.
    Почему Грибоедов говорит, что Софье было тяжелее всех? Да потому что рухнула ее идиллия романтической любви Молчалина. Но существенно и другое: героиня унижена не только осознанием того, что не привлекает Молчалина вообще. Страшно, что это произошло на глазах у Чацкого.
    Между тем, Софья ведет себя очень достойно и мужественно. Она находит в себе силы признаться в том, что Молчалин – подлец, и признает свою неправоту:
    Не продолжайте, я виню себя кругом.
    Но кто бы думать мог, чтоб он был так коварен!
    Софья привлекает нас своей естественностью и простотой, свободной от предрассудков. Она наделена умом и сильным характером, мечтательностью и горячностью. В то же время она – дитя фамусовского общества, а потому бессознательно действует и живет по тем же законам. Вот почему девушка оказалась способна оклеветать Чацкого.
    К сожалению, Софья не может выйти замуж за иного героя, нежели Молчалин. Ей нужен муж–мальчик, ибо она подсознательно стремится к власти. В слепом чувстве любви Софья не увидела, что она нужна Молчалину для того, чтобы пользоваться ее влиянием.
    Софья – великолепный женский образ в русской литературе. В галерее русских женских характеров она занимает достойное место как образ сильного человека и мужественной, хоть и наивной девушки.

  14. Противостояние Софьи фамусовскому обществу
    Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом
    Трагедия Софьи Фамусовой
    Выводы
    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые начали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности. Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».

    Противостояние Софьи фамусовскому обществу

    Софья Фамусова – один из самых сложных персонажей в произведении А.С. Грибоедова. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, потому что с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.
    Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.
    С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума». И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего».
    Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.
    В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.

    Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом

    Однако Софья – дочь своего отца. Она воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние.
    Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье.
    Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо. Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.
    Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

    Трагедия Софьи Фамусовой

    В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.
    Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.
    Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.
    Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

    Выводы

    Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.
    Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.
    Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.
    Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.
    Софья Фамусова – самый сложный и противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Характеристика Софьи, раскрытие её образа и описание роли в комедии пригодятся 9 классам при подготовке материалов для сочинения на тему образа Софьи в комедии «Горе от ума»
    Образ Софьи в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика для сочинения по теме | источник

  15. Сочинения по литературе: Чацкий и софья. Значение образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Как Софья Павловна у вас похорошела! А. С. Грибоедов Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» °ткрывает правдивую галерею русских национальных характеров. И, безусловно, лучшими, в художественном смысле, явдя! ются Чацкий и Софья. По силе характеров, страстности, умению отстаивать свою точку зрения они очень схожи, только вот к цели идут разнъь ми путями. Александр Андреевич Чацкий — открытая и смелая душа, оц ничего не боится, кидается в борьбу с «открытым забралом» Из-за молодости и неопытности он еще верит, что людей можно изменить, внушить им высокие идеалы, объяснив ошибки и заб-луждения. Оттого он так «мечет бисер» перед Репетиловыми и тому подобными. Его задача — «высветить» глупость и ограниченность окружающих его людей.
    А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима. Сужденья черпают из забытых газет… Всегда готовые к журбе, Поют все песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже. Софья же плоть от плоти этого общества — ослепленный любовью, Чацкий еще не понял этого.
    Она прекрасно приспосабливается к законам, навязанным ей близкими: и уже прекрасно умеет изворачиваться, лгать и притворяться, и всегда делать по-своему, как хочется ей. Она и дальше будет поступать так же, в этом ее суть. Подумаешь, как счастье своенравно! Бывает хуже, с рук сойдет; Когда ж печальное ничто на ум нейдет… Чацкий догадывается и не хочет верить, что Софья его не любит, что есть у него счастливый соперник. Софья жестоко ошиблась, выбрав предметом обожания Мол-чалина.
    Сама она объясняет это «роком», но правда в том, что от скуки и безделья и Молчалин сгодился в «предмет страсти». Молчалин вам наскучил бы едва ли, Когда б сошлись короче с ним… Я не старалась, бог нас свел. Низкопоклонство, лицемерие, угодничество Молчалина Со – о фья возводит в ранг заслуг, даже достоинств. А как же иначе. Она живет в таком обществе, где каждый выживает как может. Прослывешь сумасшедшим, как Чацкий, если будешь отличаться от остальных. Невозможно быть искренним, когда тебя не т слушать.
    Без денег и чинов нельзя «сметь свое суждение ь». Это норма жизни данных людей. Софья приспособилась 11 ой обстановке; вероятно, не откройся коварство Молчали – К она нашла бы способ связать свою судьбу с его. Но и в этом ‘у когда-то открывается истина. И чем ее больше скрывали, 1 м Сокрушительнее ее действие. Чацкий не на шутку «расходился», когда понял, что его сопер – ик — Молчалин. Это больно ударило по самолюбию Александра Андреевича; он умен, но слишком пылок, чтобы сдерживать эмоции. Не образумлюсь… виноват, Я слушаю, не понимаю, Как будто все еще мне объяснить хотят.
    Растерян мыслями… чего-то ожидаю. Он настолько забывается, что начинает во всем винить Софью, но она-то сразу ему сказала, что не любит его, только вот Чацкий не хотел этого услышать. Теперь же он изливает свою обиду и желчь, понимая бессмысленность происходящего.
    Он просто «дурно ведет себя». Оскорблена его любовь, унижено его чувство. У Александра Андреевича не хватает благородства пожалеть Софью, а это необходимо. Умная девушка, с пылкой и страстной душой, полюбила ничтожного человека, да еще и труса.
    Теперь ей ждать нечего. Отец, конечно, примет меры. И если решит отдать ее замуж за Скалозуба, то уж не будет медлить и брать в расчет чувства дочери, что для нее Мне все равно, что за него, что в воду. Теперь уж Павел Афанасьевич не будет так «слеп» и снисходителен, он получил прекрасный урок. Комедия заставляет задуматься над перипетиями людских судеб. Ведь всякое литературное произведение — это концентрированный рассказ о действительности жизни, и когда бы ни жили люди, они страдают и радуются, плачут и смеются одинаково. Скорее в обморок, теперь оно в порядке, Важнее давишной причина есть тому, Вот, наконец, решение загадке!
    Вот я пожертвован кому! А милый, для кого забыт И прежний друг, и женский страх, и стыд, — За двери прячется, боится быть в ответе… Ах! как игру судьбы постичь?
    Людей с душой гонительница, бич! — Молчалины блаженствуют на свете!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *