Сочинение на тему общение как процесс

8 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: приняли в Рай

    Размещено на http://www.allbest.ru/
    Правительство Российской Федерации
    Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет
    «Высшая школа экономики»
    Кафедра общего менеджмента (Пермь)
    Дисциплина: Психология
    Эссе
    на тему: «Общение как условие развития личности»

    Выполнила:
    студентка учебной группы М-14-4
    Курепина Полина Сергеевна
    Проверил:
    Голдырева В.А

    Пермь 2014
    Введение
    Общение является одним из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. Виды и формы общения очень разнообразны. На протяжении многих тысячелетий люди обменивались различной информацией, накапливали и сохраняли ее. Именно благодаря этому, люди имеют современные научные и житейские знания.
    Также именно в общении происходит становление личности, формирование важнейших ее свойств и мировоззрения.
    Для меня эта тема очень интересна. Это дает возможность понять, почему общение так важно для становления личности.
    Я считаю, что общение – это один из главных путей становления личности. Каждый из нас имеет своего кумира или просто того человека, на которого хотелось бы равняться. Именно благодаря общению, мы можем узнать как можно больше об этом человеке, обменяться с ним каким-либо опытом и так далее.
    В этой работе мне хотелось бы подробнее изучить роли общения. И также разобрать главный вопрос этой темы: «Общение как условие развития личности».
    1. Понятие общения
    Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.[5] Общение можно заменить словом коммуникация. Обычно в зарубежных публикациях речь идет только о коммуникативных процессах, так как в англоязычной культуре слово «общение» не существует. В русском же языке эти слова имеют различный смысл. Коммуникация – это более деловое взаимодействие субъектов. Но в своей работе я буду использовать слова «общение» и «коммуникация», подразумевая одинаковый смысл.
    Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Например: вербальный общение беседа коммуникация
    1. Социализации. Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности.[2]
    2. Познавательная. Познание людьми друг друга.
    3. Психологическая. Воздействие на психическое состояние человека.
    4. Организационная. С помощью нее люди организовывают совместную деятельность.
    Из этого можно сделать вывод, что общение выполняет самые важные функции в нашей жизни. Практически каждый день мы знакомимся с новыми людьми. С помощью общения мы пытаемся узнать о незнакомцах как можно больше. Также ни одна из фирм не сможет обойтись без общения. Ведь именно благодаря общению, мы может получить задание от начальников или наоборот дать задание подчиненным, попросить помощи у коллег или просто собрать команду для выполнения какой-либо задачи. Это все очень важно!
    Средства общения бывают вербальные и невербальные. В вербальном основным средством является язык – система словесных знаков, которыми люди обозначают предметы и явления окружающего мира и свои собственные состояния. Невербальные средства общения используются как дополнительные к языковым средствам. Например, жесты, мимика и т.д.
    Виды общения бывают: материальные, символические, речевые и ролевые. [3] В материальном общении обмен информации происходит при помощи естественных природных объектов и предметов, созданных человеком. Они несут определенную информацию в связи с их способом существования.
    Речевое общение осуществляется посредством слов. Оно может быть как письменным, так и устным. Этот вид общения позволяет получить информацию о мыслях, чувствах, мечта и желаниях индивида.
    Письменное речевое общение основано на использовании определенных знаков.
    Ролевое общение имеет место при выполнении людьми своих социальных функций.
    2. Роль общения в психическом развитии личности
    Развитие личности – процесс закономерного изменения личности как системного индивида в результате его социализации. [1] Этот процесс начинается с момента рождения и длится до конца жизни. Через активное общение с развитыми личностями, человек сам становится личностью, благодаря тому, что получается полезную информацию, которую в дальнейшем применяет на практике и постоянно совершенствуется.
    Если человека с рождения лишают такой возможности, то возможно он никогда не станет цивилизованным и культурно развитым человеком. Например, можно вспомнить историю о Маугли. Именно она свидетельствует о том, что очень важно с самого детства общаться именно с людьми. От родителей ребенок перенимает определенный опыт. Я думаю, что каждый из нас помнит, как в детстве мама говорила тебе: «Не трогай утюг! Будет больно!», а папа учил побеждать всегда и везде. Да, они делали ошибки, они знают, как тяжело их исправлять. И с помощью общения родители учат нас постоянно быть готовыми к неожиданным ситуациям.
    Очень важно выделить роль участия обоих родителей в общении с ребенком. Недополучение внимания одного из них в детстве, сказывается в более зрелом возрасте на становление и развитии личности.[4]
    Еще раз подробнее рассмотрим виды общения и их роль в формировании личности.
    Деловое общение. Это общение является средством приобретения особых знаний и навыков. Также помогает человеку развить его способности, совершенствовать организаторские качества, необходимые для умения взаимодействовать с другими людьми.
    Личностное общение. Дает возможность человеку обрести определенный привычки, интересы, определить цели в жизни. То есть формирования человека как личности.
    Когнитивное общение(процесс обработки информации мозгом)[4]. Позволяет обмениваться информацией с собеседником и, следовательно, пополнять свои знания в определенной области.
    Мотивационное общение. Представляет собой особый источник дополнительной энергии, которая стимулирует человека на продуктивную деятельность. В дальнейшем это сказывает на развитии личности. В результате такого общения человек может получить новые цели, интересы.
    Социальное общение. Такой вид общения позволяет человеку почувствовать себя частью чего-то целого, а главное знать, что он играет особую роль в достижении общего результата.
    Практически все эти виды общения мы используем каждый день. Какое-то в большей степени, какое-то в меньшей.
    Заключение
    Главной задачей моей темы было понять, почему же общение является условием развития личности. В итоге я пришла к выводу о том, что без общения человек вряд ли вообще станет личностью, так как именно благодаря общению, мы приобретаем знания и навыки, которые помогают нам стать личностью. Также именно из общения мы черпает энергию, для того, чтобы постоянно совершенствоваться, ставить перед собой новые цели и добиваться их.
    Для нас, менеджеров, очень важно уметь общаться. Особенно для нас важна такая функция общения, как организационная. Так как мы очень часто работаем в команде. Для нас важно находить общий язык с коллективом. Именно это и поможет добиться поставленных целей, а также делать свою работу как можно лучше и эффективнее.
    Список литературы

    1. Обществознание: полный справочник/П.А. Баранов – Москва:АСТ:Астрель,2014. – 542с.
    2. Основы психологии/П.А.Сорокун – Псков:ПГПУ,2005 – 312с.
    3. Психология общения и межличностных отношений :пособие/Е.П. Ильин – Спб:Питер.2009. – 576с.
    Размещено на Allbest.ru

  2. Не так давно население нашей планеты не могло достаточно быстро обмениваться сообщениями друг с другом, использовали письма, а для дальних расстояний это был длительный процесс, и письма шли адресатам долго. Сегодня благодаря высоким технологиям, мы имеем возможность звонить по телефону, отправлять сообщения в социальных сетях итп. Выход в интернет это возможность каждого для общения на сегодняшний день.
    Социальный сети на сегодняшний день самый популярный вид общения на далеком расстоянии. Можно использовать интернет просто поговорить с соседями, друзьями, родными. Конечно общение реальное гораздо лучше и интереснее чем виртуальное.
    Общение необходимость каждого, кому то больше нужно кому то меньше, но в этом нет человека кому его ненужно совсем. Все мы с помощью общения заводим знакомства, обучаемся новому, делимся эмоциями. Человек с ранних лет обучается общению, также как и ходить, есть. Нам нужно как можно раньше научиться общению что бы в обществе мы были адаптированы. Бывают полные исключения в виде отшельников, но это не означает что им ненужно общение совсем. В их случаях можно завести животных получить тем самым часть общения.
    Есть разные варианты общения. Один из них общение с друзьями. С ними у нас много общего, темы наших разговоров схожи, много увлечений которых можно обсудить. Общение идет с ними на равных. Бывает друзья помогают нам советами или рассказывают нам секреты. Второй способ это общение с близкими нам людьми. Общение с ними может проходить гораздо труднее чем с друзьями, но благодаря их опыту они могут давать очень важные советы. С родными общение проявляется и в виде отдыха и в виде работы. Можно ездить на шашлыки, рыбалку, ходить в кино.
    Третий вид общение интернет конечно он не заменит вам общение реальное но позволит поддерживать связь с родными и друзьями.
    Общение есть неотъемлемая часть каждого человека, Общение всегда нужно человеку для хорошего настроения в обществе.

  3. Человек является социальным существом. По сути, каждая личность создана для общения. Каждый индивид нуждается в обществе, имеет потребность в принятии, любви, внимании и понимании.
    Человек, который может спокойно абсолютно ни с кем не общаться, имеет серьёзные проблемы с психикой. Потому что психически здоровая личность не может существовать без общения.
    Люди делятся на 3 категории: интроверт, амбиверт и экстраверт. Интроверт – это личность, сосредоточенная на собственном внутреннем мире, она быстро утомляется от общения с большим количеством людей, имеет круг из близких друзей, с которыми делится своими переживаниями. Экстраверт – это личность, сосредоточенная на внешнем мире, возможностях и общении. Такие люди не могут сидеть на месте, не терпят одиночества, очень открыты и общительны. Амбиверт – личность, которая имеет черты интроверта и экстраверта.
    В общении часто можно встретить экстравертов. Они очень активны, как правило, проводят все мероприятия, открыты для всего нового. С ними очень легко общаться, экстраверты всегда найдут тему для разговора. Они привыкли всё время говорить. Им отлично даётся работа с людьми, так как они буквально жаждут общения.
    Интроверты не любят говорить ни о чём, они почти всегда в своих мыслях, смотря на них, можно подумать, что они всегда где-то витают. Когда их ненароком потревожишь, можно заметить, как недовольство отразиться на лице. Они совсем не любят, когда их беспокоят просто так, не выносят пустых разговоров и болтовни. У интровертов часто возникает желание забросить телефон как можно дальше. Но в кругу близких людей они максимально раскрываются, порой даже можно подумать, что они тоже обладают экстроверсией. Интроверты не замкнуты, они не боятся общения. Все эти доводы являются мифами. Им элементарно нужно время, чтобы восстановиться. Они очень много энергии теряют на общении с бурными и эмоциональными людьми, потому как умеют слушать. Другим, разумеется, это нравится.

  4. ЛЕКЦИЯ 1
    ОБЩЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС
    Общение
    – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Психологический словарь).
    Деловое общение –
    процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающий достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Деловое общение можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
    Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в официальных статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей.
    Деловое общение можно разделить на прямое
    (непосредственный контакт) и косвенное
    (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы. В целом ДО отличается от обыденного тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые
    требуют своего решения.
    В обычном общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент. В деловом общении взаимодействие с партнером невозможно прекратить без потерь для обеих сторон.
    Деловое общение реализуется в различных формах: деловой беседе, деловых переговорах и совещаниях, публичных выступлениях Принципы реализации форм делового общения и психологические особенности его участников, их умение и возможность влиять на партнера, способность добиваться эффективных результатов подробно рассматриваются далее.
    Структура общения
    Социальная психология в структуре общения выделяет три взаимосвязанные части: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
    Коммуникативная
    сторона общения (или коммуникация), состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
    Интерактивная
    сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
    Перцептивная
    сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
    Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.
    Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.
    ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ
    Коммуникативная сторона общения
    в узком смысле слова – это обмен различными представлениями, идеями, интересами, настроениями. В широком же смысле коммуникация
    рассматривается как информация, увязанная с конкретным поведением собеседников.
    Это значит, что, во-первых,
    общение – это отношения, как минимум, двух индивидов, взаимное информирование каждого из которых предполагает налаживание совместной деятельности. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информаци при условии, что она не просто принята, но и понята, осмыслена.
    Во-вторых,
    обмен такой информацией обязательно предполагает психлогическое воздействие на партнера.
    В-третьих,
    коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда все говорят на одном языке, так как всякий обмен информацией возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Мысль никогда не равна прямому значению слов, только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Но, даже зная значения одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково: тому причиной социальные, политические и возрастные особенности.
    В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они могут возникать из-за отсутствия понимания ситуации общения, вызван­ной не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые порождают различное миропонимание.
    В результате несоблюдения вышеперечисленных нюансов возникают коммуникативные барьеры, которые могут носить социальный и психологический характер.
    Во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, интересами, настроениями, чувствами. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: кик информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Общение нельзя рассматривать лишь кик отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой, так как, в отличие от простого движения информации между двумя устройствами, в общении двух индивидов каждый является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание отношений в совместной деятельности. Каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере. Направляя ему информацию, необходимо ориентироваться на него, т.е. анализировать его цели, мотивы и т.д., «обращаться» к нему. Поэтому в коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией. Здесь особую роль играет ее значимость, так как люди не просто общаются, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса не просто взаимное информирование, а совместное постижение предмета общения.
    Обмен информации сводится к тому, что посредством систем знаков партнеры могут повлиять друг на друга, следовательно, обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояния участников коммуникативного процесса. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть ни что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удалось это воздействие. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.
    Информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.
    Побудительная
    информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция, в свою очередь, может быть различной. Прежде всего, это может быть активизация,
    т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция,
    т.е побуждение, не допускающее определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабили
    зация –
    рассогласование или нарушение некоторых автономных форм повеления или деятельности (призыв деятельность или поступок совершить по-другому, рассогласованно).
    Констатирующая
    информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных деловых системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т.е. тем лицом, от которого исходит информация.
    Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Некоторые используются в коммуникативном процессе, и соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную (используется речь) и невербальную (неречевые знаковые системы) коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативной процесса.
    Виды коммуникативного процесса
    Вербальная коммуникация
    использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Благодаря ей осуществляется кодирование и декодирование информации. Хотя речь и является универсальным средством ДО, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности. Речь обязательно дополняется неречевыми знаковыми системами.
    Относительно использования речи как некоторой знаковой системы в процессе коммуникации справедливо все то, что говорилось о коммуникации в целом. В частности, и при характеристике диалога важно все время иметь в виду, что его ведут между собой личности, обладающие определенными намерениями, т.е. диалог представляет собой активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров. Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность с ним. В противном случае будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации – понимания смысла того, что говорит другой, в конечном счете – понимания, познания другой личности. Это означает, что посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. Российский психолог А.А. Леонтьев (1936-2004) предлагал обозначать их как личностно-речевую ориентацию (ЛРО) и социально-речевую ориентацию (СРО), что отражает не столько различие адресатов сообщения, сколько преимущественную тематику, содержание коммуникации. Само же воздействие может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим человеком, т.е. прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнера, т.е. раскрытию в нем и им самим каких-то новых возможностей.

  5. Зачем же человеку общаться?
    Очень немаловажную роль играет общение в жизни каждого индивида. С его помощью люди узнают много нового и интересного. Оно также помогает людям лучше взаимодействовать друг с другом. С помощью общения люди могут дарить эмоции друг другу.
    Из курса обществознания мы знаем, что общение это обмен информацией между людьми. Общение бывает в устной или письменной форме. Существует несколько классификаций человеческого общения: так общение может быть как деловым, так и дружеским, как вербальным, так и невербальным, как личным, так и опосредованным, доминантным и т.д.
    Есть замечательное выражение: “общение – это открытие других для себя и себя для других”. Тем самым человек с помощью общения узнает другого человека и одновременно сам открывается для него.
    Существует несколько золотых правил успешного общения:
    а) любите общаться с другим человеком;
    б) будьте вежливыми и приветливыми;
    в) почаще называйте имя собеседника;
    г) внимательно его слушайте;
    д) затрагивайте только те темы, которые будут интересны вам обоим;
    Проблема исследования сущности общения затрагивает сегодня множество сфер жизни. Ею занимаются и экономисты, и экономисты, психологи, педагоги, политики, философы и многие другие. Ведь без общения не было бы и общества.

  6. Общение – это сложный процесс установления контактов между отдельными людьми и целыми группами. Без общения человеческое общество просто не будет существовать. С самого появления первого человека, оно стало причиной и залогом возникновения общества и цивилизации. Современные люди не могут обходиться без общения ни в одной сфере своей жизни и деятельности, несмотря на то, любит ли человек одиночество или компанию, экстраверт он или интроверт. Давайте попробуем вместе найти причины такому уникальному явлению как коммуникабельность, и ответить на вопрос, зачем человеку общение.
    Роль общения в жизни человека
    Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились понятия и обозначения предметов, а позже и письменность. Именно благодаря общению и появился социум, человеческое общество, установились своеобразные правила общения между людьми.
    Значение общения в жизни человека невозможно переоценить. Оно имеет огромное влияние на формирование человеческой психики, правильном ее развитии. Общение между людьми помогает им обмениваться информацией, воспринимать и понимать друг друга, перенять опыт и поделиться своим. Общение в жизни человека отличает его от других биологических существ на этой планете.
    Зачем нужно общение?
    Потребность человека в общении определяется его естественной жизнью и постоянным нахождением в обществе, будь-то семья, коллектив сотрудников, школьный или студенческий класс. Если бы человек был лишен возможности общаться с рождения, он никогда не смог бы вырасти социальной личностью, цивилизованным и культурно развитым, напоминал бы человека лишь внешне.
    Это доказывают многочисленные случаи так называемых «людей-маугли», лишенных человеческого общения в раннем детстве или сразу при рождении. Все системы организма развивались у таких личностей вполне нормально, но вот психика очень задерживалась в развитии, а то и вовсе останавливалась из-за отсутствия опыта общения с людьми. Именно по этой причине мы понимаем, зачем человеку необходимо общение с остальными людьми. общение искусство внимание эмпатия
    Искусство общения с людьми
    Казалось бы, если общение вполне естественно для всех людей, то каждый из нас должен беспрепятственно контактировать и уметь это делать. Однако у некоторых порой возникает боязнь общения с людьми или, другими словами, социофобия. Этот страх возникает обычно в подростковом возрасте, самом сложном в жизни человека. Если первое осознанное вхождение в общество проходит негативно, то и в дальнейшем человек будет иметь проблемы в общении с людьми.
    Навыки общения с людьми приобретаются с возрастом и тут самое главное овладеть этим искусством. В этом могут помочь древнейшие заповеди общения:
    1. Общаясь с человеком, делайте это наилучшим, по вашему мнению, образом.
    2. Проявляйте уважение к человеку, с которым вы разговариваете.
    3. Доверяйте тому, с кем общаетесь.
    Со знакомым людьми у нас, как правило, не возникает никаких проблем в общении, мы хорошо знаем, как они реагируют на те или иные слова, реплики, новости. А вот разговаривая с незнакомыми людьми, стоит делать это всегда с положительной стороны, не проявлять никакого негатива, всегда быть доброжелательным. Разговаривайте с улыбкой, однако старайтесь, чтоб ваши слова и фразы были уместны. Смотрите человеку в глаза ясным и доброжелательным взглядом, проявляйте к собеседнику искренний интерес и внимание. Если вы не можете пересилить себя и сделать все вышеперечисленное по тем или иным причинам, лучше просто избегайте общения с
    ********Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”. Точка зрения А.А. Леонтьева на “общение как вид деятельности” поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов.
    Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
    Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)
    Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.
    Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.
    При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования личности.
    Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

    Содержание общения может быть различным:

    · передача информации

    · восприятие друг друга

    · взаимооценка партнерами друг друга

    · взаимовлияние партнеров

    · взаимодействие партнеров

    · управление деятельностью и т.д.

    Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

    Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

    · коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

    · информационная (обмен информацией между людьми)

    · когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

    · эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

    · конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

    · креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

    В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

    · инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)

    · синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)

    · самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)

    · трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

    И дополнительные:

    · экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)

    · социального контроля (регламентации поведения и деятельности)

    · социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

    Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

    Структура общения

    Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

    Коммуникативная сторона

    Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.
    Источники информации в общении:
    · сигналы непосредственно от другого человека;
    · сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем;
    · информация об итогах деятельности;
    · информация от внутреннего опыта;
    · информация о вероятном будущем.
    В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники информации и разное их содержание.
    Человек должен уметь каким-то образом отличать “хорошую” информацию от “плохой”. Каким образом это происходит? Интересное объяснение предложил психолог Б. Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.
    Б. Ф. Поршнев выделил 3 вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Избегание подразумевает уклонение от контактов с партнером (человек невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, находит повод отвлечься). Избегание проявляется не только уходе от общения с другим человеком, но и уклонение от определенных ситуаций. Например, люди, которые не хотят, чтобы на их мнение или решение оказывали влияние просто не приходят на заседания или на назначенную встречу. Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Можно найти много оснований для присвоения конкретному человеку авторитета (статус, превосходство в параметрах, привлекательность в конкретных ситуациях и т.п.) Определяются основания собственной историей и основными ценностями. Эффективность общения будет зависеть от характера формирования представлений об авторитете у собеседника. Иногда опасная информация может исходить и от людей, которым мы в целом доверяем. В тихом случае защититься мы можем с помощью своеобразного непонимания самого сообщения.
    Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.
    Существует целая группа приемов привлечения внимания:
    · прием “нейтральной фразы”. В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих.
    · прием “завлечения” — говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться.
    · прием установления зрительного контакта — пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.
    Первая группа приемов поддержания внимания — приемы “изоляции” (изолировать общение от внешних факторов — шума, освещения, разговора или уметь изолироваться от внутренних факторов — вместо того, чтобы слушать, обдумывает свои реплики или просто ожидает конца речи, чтобы вступить в разговор самому).
    Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Внимание человека постоянно колеблется, поэтому изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем возможности собеседнику расслабляться и пропустить нужную информацию.
    И, наконец, третья группа приемов поддержания — приемы акцентировки. Обратить внимание на нужную информацию можно с помощью определенных слов (“прошу обратить внимание на …”), “важно отметить, что…” и т. п.) или за счет контрасты с окружающим фоном.

    Интерактивная сторона

    Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.
    Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие позиций относительно друг друга. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций развивал Э. Берн в русле трансактного анализа и его последователи (Т. Харрис, М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.) С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка — это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель — это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго — состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго — состояний как “ребенок — ребенок”, “взрослый — взрослый”, “родитель — ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго — состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.

    Перцептивная сторона

    Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам. Эта ошибка в восприятии имеет свое название — фактор превосходства.
    Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то — нравится нам внешне этот человек или нет. Если человек внешне нам нравится, то мы склонны считать его более умным, интересным и т. д. Эта ошибка в восприятии связана с переоценкой или недооценкой свойств человека и называется фактором привлекательности.
    Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо.
    При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Из этого следует, что наше первичное впечатление всегда ошибочно. Но это не так. Специальные исследования показывают, что взрослый человек, имеющий опыт общения, способен точно определить характеристики партнера, эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок.
    При длительном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. В постоянном общении при этом становится важным более глубокое и объективное понимание партнера. Известно, что способности адекватного восприятия других индивидов у разных людей различные. Почему? Некоторые считают, что это зависит от жизненного опыта (но есть молодые люди, которые могут увидеть в партнере и понять, что с ним происходит и т. п.)
    Психологические исследования показывают, что весь внешний облик (лицо человека, его жесты, мимика, походки, манера стоять, сидеть) несет информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, об отношении к себе.
    Для того, чтобы понимать партнера в общении, необходимы не только знания и опыт — нужна направленность на него (желание понять, о чем он думает, отчего переживает и т. п.) Механизмом этого типа восприятия другого является эмпатия. Она основана на умении поставить себя на место другого, почувствовать его состояние и позицию и всё это учесть в своём поведении.
    Важно в общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. Как на практике человек объясняет поведение других людей? В психологии возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности. Например, работник оказывает на работу. И может по-разному трактовать причину опоздания, — это связано с атрибуцией (можно видеть причину опоздания в обстоятельствах, т.е. мотивировать внешней атрибуцией; можно искать причину в себе, т.е. мотивировать внутренней атрибуцией). Важным при понимании сущности общения является вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга.

    Средства общения

    Главным средством общения является язык. “Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

    Все знаки подразделяются следующим образом:

    · интенциональные — специально производимые для передачи информации

    · неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.

    В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения, акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека. Эти знаки говорят о самом человеке, поэтому важно научиться их замечать и верно расшифровывать.
    Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.
    Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
    Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.
    Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.
    Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)
    Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.
    Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.
    Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

    Виды и уровни общения

    В научной литературе выделяют следующие виды общения:

    · “Контакт масок” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).

    · Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.

    · Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.

    · Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.

    · Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.

    · Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

    · Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

    Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.
    Существует несколько точек зрения на существование уровней общения.
    Американский психолог Э.Т. Шостром считает, что существует два основных уровня и два типа общения — манипуляция и актуализация. Манипуляция — это есть отношение и обращение с людьми как с вещами. Актуализация — это признание независимости другого и его права быть другим; это естественность; полнота личностной, эмоциональной жизни в данный миг.

    Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:

    · Уровень манипуляции.

    · Уровень “рефлексивной игры” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельность его планов.

    · Уровень правового общения. Здесь главным является согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполнятся партнерами.

    · Уровень нравственного общения. На этом уровне взаимодействия происходит на основе единения внутренних, духовных начал. Американский психолог Э.Берн считает, что можно выделить шесть основных способов общения “нуль-общение” — уход в себя: например, молчаливая очередь у кабинета врача, пассажиры в метро. Никто при таком общении не говорит, но все приглядываются друг к другу (симпатичен — несимпатичен, кто это и т.п.)

    Ритуалы — это формированные обществом нормы общения (здороваться, благодарить, прощаться и т. п.)
    Работа — каждый знает, что такое плодотворное рабочее общение.
    Развлечения — в этом варианте общения тоже много формализации. Каждый знает, какой тон принят для встреч с близкими, какой — для общения в незнакомой компании.
    Игры — это повторяющееся общение на двух уровнях, когда человек изображает одно, на деле имеет ввиду совсем другое, например, разговор врача и пациента.
    Близость — это высший уровень общения. Человек обращается к другому “всеми силами души”. Э. Берн считает, что близость может быть и односторонней (“ослепление чувств”). Таким образом, современный человек, стремящийся научиться понимать себя и других должен знать, что такое общение, его структуру (устройство), чтобы учитывать в общении разницу уровней, несовпадение позиций и суметь переориентироваться по ходу взаимодействия, “услышать” другого, найти с ним “общий язык”.
    Размещено на Allbest.ru

  7. “Самая большая роскошь – роскошь человеческого общения”, – сказал кто-то из мудрых. Большинство людей, я полагаю, разделяет это мнение.

    Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и удовольствие.

    Общая тема разговора зависит от повода, по которому собрались люди, от культурного уровня собеседников и от общности их интересов. Чем развитее человек, тем интереснее с ним беседовать. Когда беседуют высокоинтеллектуальные люди, их разговор может доставить большое удовольствие не только им самим, но и окружающим.

    Психология общения

    Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми.

    Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

    Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью.

    Ни для кого не секрет, что “межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим”.

    Но часто ли мы задумываемся о необходимости анализировать процессы нашего общения?

    Как известно, необходимость общения обусловливается в конечном счете необходимостью совместного участия людей в производстве материальных благ. Что касается сферы духовной жизни, то здесь центральное место занимает потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к культурным ценностям, в овладении принципами и нормами поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми.

    Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивается человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание.

    Люди неизменно считают подлинную дружбу редкой и расцвет ее, как правило, относят к прошлому. Эта своего рода тоска по настоящей дружбе, по искренности общения в прошлом является преувеличенной. Ведь в наше время можно наблюдать множество проявлений подлинной дружбы людей, их искренности и самопожертвования. Ярким примером могут служить проявления дружбы в тяжелые годы Великой Отечественной войны.

    Но и сейчас трудно себе представить человека, не испытывающего дружеских чувств к близким людям, к товарищам по профессии, по общим склонностям, интересам, устремлениям.

    Может показаться, что с понятием общения, хорошо известным каждому, особых проблем не возникает. Вроде бы все прекрасно знают, что такое общение. С этим словом связываются привычные представления о контактах и отношениях людей друг с другом, о встречах с друзьями и незнакомыми людьми, о личных взаимоотношениях, возникающих на почве профессиональных, любительских, творческих и иных общих интересов.

    Беседа должна быть интересна для всех присутствующих. Малознакомым людям разумно завести разговор о новом кинофильме, спектакле, выставке, об актуальных политических событиях, о новинках литературы, об интересных поездках и конечно же о погоде – ее капризах, прогнозах и т.д.

    Тому, кто любуется закатом, не следует рассказывать о своих планах работы, а обсуждающему план работы – о своей вчерашней вечеринке. В обществе не принято рассказывать о своих сердечных делах или домашних ссорах. Доверенные вам тайны другим не передаются.

    В комнате больного не говорят о смерти и о том, что он неважно выглядит, наоборот, стараются подбодрить его. Только циник заведет разговор о воздушных катастрофах в самолете, а за столом – о вещах, которые могут испортить аппетит.

    Не принято спрашивать о возрасте женщины. Еще неприличнее подшучивать над нежеланием некоторых дам говорить о своих летах.

    Можно ли говорить о работе? Безусловно, если большинству этот разговор интересен и носит общий характер, а не превращается в чью-либо лекцию. Можно ли говорить об общих знакомых? Пока разговор ведется в корректном тоне – бесспорно. Но если вы почувствовали, что он превращается в пересуды и сплетню, лучше деликатно сменить тему.

    Шутка или анекдот сказанные кстати, вполне уместны, но при непременном условии хорошего вкуса, остроумия и умения рассказывать.

    Перейти к полному тексту работы
    Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru
    Смотреть похожие работы
    * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

  8. Человек учится навыкам общения с самого рождения наряду с умением сидеть, ходить, есть и т.п. Учитывая, что нас везде окружают люди, нам нужно как можно раньше научиться с ними общаться, чтобы влиться в социальную среду. Возможно, где-то в отдаленных районах Сибири или в горах есть люди, живущие в полном одиночестве, но это не означает, что им совсем не нужно общение. В таких случаях они часто заводят животных и получают общение хотя бы таким образом.
    В нашей жизни существуют разные виды общения. Например, мы общаемся со сверстниками. У нас много общих тем для разговора, вместе мы шутим, играем, слушаем музыку или смотрим фильмы. Все мы общаемся на равных. Часто мы делимся друг с другом секретами или спрашиваем совета. Вместе мы проводим достаточно много времени: в школе, на улице, ходим друг к другу в гости.
    Другое дело – общение с родителями. Чувствовать себя с ними на равных мы, конечно, не можем, но зато они часто дают более дельные советы, чем друзья. С родителями тоже можно вместе повеселиться, мы выезжаем на природу или идем в кино. Мне, например, очень нравится ездить с папой на рыбалку. А мама готовит очень вкусные пироги с малиной, и тогда мы всей семьей собираемся за столом, пьем чай и общаемся.
    Есть еще один вид общения – это общение в интернете. Оно, конечно, не может заменить живого, но помогает держать связь с друзьями и родными, которые не могут быть рядом. Также с его помощью можно заводить новых друзей.
    В моей жизни общение имеет большое значение. Я открытый человек, мне нужно делиться эмоциями и чувствовать поддержку и понимание. Со своей стороны, я тоже стараюсь дарить светлые чувства близким.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *