Сочинение на тему общественная роль истории и ее функции

11 вариантов

  1. «Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории» – сказал Чернышевский. Эти слова наиболее точно определяют роль и место истории в жизни человека.
    Изучение истории лежит в основе формирования научного мировоззрения, играет важнейшую роль в формировании общей эрудиции, кругозора, интеллектуальных способностей, гражданских и нравственных качеств человека. Без знания истории невозможно изучение философии, политологии и других общественных наук. Именно поэтому «отечественная история» входит в число обязательных предметов для изучения в ВУЗах студентами всех специальностей.
    В сущности, история – одна из важнейших форм самосознания людей. Изучение истории позволяет глубже понимать общественные процессы в современной жизни, т.к. они неразрывно связаны с нашим историческим прошлым. Поэтому знание истории всегда актуально, особенно в переломные периоды развития общества. Опытом истории всегда стремились воспользоваться противоборствующие политические силы, обосновывая свои действия ссылками на историю.
    Предметом отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития российского государства и общества. История России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах. История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии фактов, событий, явлений. По сравнению с другими гуманитарными науками, изучающими какую-либо одну сторону общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом ее познания является вся совокупность общественной жизни на всех этапах существования человечества. Многие проблемы современности могут быть решены только на основе исторического подхода, исторического анализа, на базе проделанной историками работе по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.
    История выполняет несколько социально значимых функций. 1)познавательная и интеллектуально-развивающая состоит во всемирном развитии эрудиции человека на основе выявления главных тенденций общественного развития, теоретического обобщения исторических фактов и процессов, познания закономерностей эволюции человеческого общества в прошлом и настоящем.2)практически-политическая. Сущность ее в том, что как наука история, выявляя закономерности развития общества, помогает разрабатывать текущий политический  курс развития с учетом анализа уже имеющегося исторического опыта. Это позволяет избегать тех ошибок, которые уже были допущены в прошлом.3)мировоззренческая. История дает документально точные данные о событиях прошлого. Их осмысление формирует взгляд на мир, общество и законы его развития. Так формируется научное мировоззрение, которое опирается на общественную реальность.4)воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает нравственность, формирует гуманистические гражданские качества, воспитывает патриотизм, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических деятелей по результатам их дел.

  2. Роль истории в жизни общества. Предмет изучения истории. Функции истории.
    История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система наук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.
    Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических источниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик.
    История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.
    По традиции, «отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.) – древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов.
    Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.
    Предметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.
    История – наука многоотраслевая, она включает в себя целый ряд самостоятельных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т.п. К историческим наукам относятся этнография, изучающая быт и культуру народов, археология, изучающая историю по вещественным памятникам древности.
    Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины: источниковедение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.
    История подразделяется и по широте изучения объекта: всемирная (всеобщая) история, история континентов, стран, цивилизаций, отдельных народов.
    Функции
    1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
    2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.
    3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.
    4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.
    5. Практически-рекомендательная заключается в том. что на основе исторических знаний возможна выработка научно обоснованного политического курса.

  3. История (от греческого historia) означает рассказ о прошедшем, об узнанном. Имеет много определений, но прежде всего — это процесс развития природы и общества; комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
    В мире существует около двух тысяч различных наук как сфер приложения человеческой деятельности, функцией которых является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из них — историческая наука, которая, как и каждая наука, имеет свою теорию, выражающуюся в системе законов, закономерностей, категорий и понятий, в совокупности обобщенных знаний, накопленных в процессе общественно-исторической жизни. “Отцом истории” считается древнегреческий историк Геродот, живший между 490 и 480–425 гг. до н. э. Именно ему принадлежит первое систематическое описание скифов, древних племен, проживавших в период VI в. до н. э. — III в. н. э. на территории нашего Отечества.
    История всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю. В прошлые годы история как наука во многом была политизирована. Многие ее страницы отражались в литературе односторонне, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей. Сегодня мы имеем возможность изучать правдивую историю своей страны.
    В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последние годы переизданы фундаментальные труды по истории России крупных дореволюционных российских историков, среди которых работы С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского и других. Мы располагаем сегодня трудами и таких видных историков, как Б.А. Рыбаков, Б.Д. Греков, С.Д. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, М.Н. Покровский, и других наших современников.
    Для чего нужно знать историю? Ответить на поставленный вопрос мы сможем, выяснив прежде всего социальные функции истории как науки. Вокруг проблем истории во всем мире всегда велась и ведется сегодня идейная борьба, происходит постоянное социальное размежевание, порождающее подчас остроконфликтные ситуации. Не осталась в стороне от данных процессов и многонациональная Россия. В сфере ее политической жизни в последнее время особенно отчетливо дали о себе знать негативные явления, сопровождающиеся кровавыми конфликтами и ситуациями. Десятки тысяч погибших, сотни тысяч беженцев, уничтожение в мирные годы огромных материальных и имущественных ценностей, разлад производства, деградация духовной жизни. Но самое страшное — искалеченные души и сердца детей, отравленных нетерпимостью, этнорасизмом, неуважением к правопорядку. Это и многое другое стало реальностью сегодняшней исторической действительности.
    Гражданская ответственность за исторические судьбы своих народов и наций обязывает нас тщательно разобраться в причинах социальных неурядиц, порождающих серьезные политические кризисы. И для этого необходимо выяснить социальные функции знания истории. Без этого невозможно восстановление и сохранение национального прошлого, его места и роли в великой драме всемирной истории. Народ, нация, народность без исторической памяти обречены на деградацию. Они не могут и не должны отказываться от своего прошлого, потому что тогда они не будут иметь будущего. Каждое государство, каждая страна имеют свою историю, которая является составной частью истории человечества. Поэтому, не зная истории России, вряд ли можно представить себе многогранный и сложный процесс мировой истории. В этой связи важно понять, какие функции выполняет курс истории России.
    Наиболее отчетливо проявляются следующие функции: познавательная, интеллектуально-развивающая; практически-политическая; мировоззренческая.
    Познавательная, интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания; из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития истории. На научном языке весьма часто слово “история” употребляют как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени. В курсе истории России нас будут интересовать процессы зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах его истории. В этой связи познавательная функция истории состоит в самом изучении исторического пути Российского государства, познании всех его сторон, явлений, событий и фактов.
    Практическо-политическая функция состоит в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера. Вместе с тем знание истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.
    Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это и понятно, так как история дает документально точные данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. Люди обращаются к прошлом того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Необходимо учитывать, что всемирная история ведет строгий отбор событий, фактов, имен, оставляя летописи тех из них, которые оказали влияние на судьбы цивилизации и культуры. На каждом этапе всемирного развития выделяются такие вехи и такие рубежи, которые по своему воздействию на весь исторический процесс приобрели решающее значение. Нельзя представить себе историю Древнего Рима без восстания рабов под руководством Спартака, историю средних веков — без крупнейших восстаний против феодальных владык, новую историю — без Парижской коммуны, современную историю XX века — без Октябрьской революции и последовавших за ней событий. В этой связи знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы. Историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная история никогда никого ничему не научит. Более того, она вредна, ибо самое худшее для общественно-политической практики — это ориентировка на искаженный исторический опыт.
    Истории России присуща и воспитательная функция. Изучение истории России, как и истории любой другой страны, воспитывает у народа нравственные качества, помогает прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов большинства народных масс. Знание истории активно формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные и нравственные качества и ценности человечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы.
    Наконец, изучение истории позволяет выяснить,, какие интересы отражает политика тех или иных политических партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать приоритет общечеловеческих интересов на конкретных примерах общественно-политических явлений. А это весьма важно прежде всего потому, что в современных условиях политической и идеологической борьбы сохраняется серьезный разрыв между растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем политических знаний и политической культуры. Было бы наивно полагать, что политика не влияет на историю, особенно в ее переломные моменты.
    Между тем одно дело иметь определенные политические симпатии (в этом нет ничего особенного), но оставаться на почве объективного изложения фактов, и совсем другое — превращать историю в “служанку” политических пристрастий. В этом смысле подлинная правда истории всегда лучше умалчивания или эмоций. Но настоящая правда истории требует не только особого уважения и бережного отношения к себе. Правда истории чрезвычайно сложна и многоаспектна. Поэтому весьма важно, ставя перед собой задачу всестороннего научного освоения истории, стремиться к объективному познанию истории России.
    Каждое поколение историков переписывает “свою историю”. Это суждение высказывается сравнительно часто. При этом одни считают, что “переписывание истории” каждым новым поколением свидетельствует о конъюнктуре в исторической науке. Другие считают, что “переписывание истории” диктуется объективными потребностями развития исторических знаний.

  4. Практическо-политическая функциясостоит в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического ос­мысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснован­ный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера. Вместе с тем знание истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.
    Мировоззренческая функцияпри изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это и понятно, так как история дает доку­ментально точные данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. Люди обращаются к прошлом того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложен­ные в ней тенденции. Необходимо учитывать, что всемир­ная история ведет строгий отбор событий, фактов, имен, оставляя летописи тех из них, которые оказали влияние на судьбы цивилизации и культуры. На каждом этапе всемир­ного развития выделяются такие вехи и такие рубежи, ко­торые по своему воздействию на весь исторический про­цесс приобрели решающее значение. Нельзя представить себе историю Древнего Рима без восстания рабов под руко­водством Спартака, историю средних веков — без крупней­ших восстаний против феодальных владык, новую историю — без Парижской коммуны, современную историю XX века — без Октябрьской революции и последовавших за ней собы­тий. В этой связи знание истории вооружает людей понима­нием исторической перспективы. Историю нельзя модерни­зировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная исто­рия никогда никого ничему не научит. Более того, она вред­на, ибо самое худшее для общественно-политической прак­тики — это ориентировка на искаженный исторический опыт.
    Истории России присуща и воспитательная функция. Изучение истории России, как и истории любой другой стра­ны, воспитывает у народа нравственные качества, помога­ет прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов большинства народных масс. Зна­ние истории активно формирует такие гражданские каче­ства, как патриотизм и интернационализм; позволяет по­знать моральные и нравственные качества и ценности чело­вечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вмес­те с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, политических руководителей, в их вли­янии на человеческие судьбы.
    Наконец, изучение истории позволяет выяснить,, ка­кие интересы отражает политика тех или иных политичес­ких партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, по­казать приоритет общечеловеческих интересов на конкрет­ных примерах общественно-политических явлений. А это весьма важно прежде всего потому, что в современных условиях политической и идеологической борьбы сохраня­ется серьезный разрыв между растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем полити­ческих знаний и политической культуры. Было бы наивно полагать, что политика не влияет на историю, особенно в ее переломные моменты.
    Между тем одно дело иметь определенные политичес­кие симпатии (в этом нет ничего особенного), но оставаться на почве объективного изложения фактов, и совсем другое — превращать историю в “служанку” политических пристрас­тий. В этом смысле подлинная правда истории всегда луч­ше умалчивания или эмоций. Но настоящая правда истории требует не только особого уважения и бережного отноше­ния к себе. Правда истории чрезвычайно сложна и многоас­пектна. Поэтому весьма важно, ставя перед собой задачу всестороннего научного освоения истории, стремиться к объективному познанию истории России.
    Каждое поколение историков переписывает “свою ис­торию”. Это суждение высказывается сравнительно часто. При этом одни считают, что “переписывание истории” каж­дым новым поколением свидетельствует о конъюнктуре в исторической науке. Другие считают, что “переписывание истории” диктуется объективными потребностями развития исторических знаний.
    Список используемой литературы:
    1.Горинов,М.М. История России с древнейших времен до конца 20 века/ М.М.Горинов(и др.).-М.,2000
    2.Орлов,А.С. История России: учебник/ А.С.Орлов (и др) –М.,2008г.
    3.Зуев М.Н. История России: учебник/Зуев М.Н.-М.,2000г.
    4.Мунчаев Ш.М. История России:учебник/ Мунчаев Ш.М (и др) –М.,2003г.
    5. Александров В.А. Общинное управление в помещичьих имениях XVIII-нач.
    XIX в. /. М., 1975. С.
    6. Гордон А.В. Тип хозяйствования – образ жизни – личность . М., 1993
    7. Громыко М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII-XIX вв. / М., 1989.
    8. Чистяков, История государства и права России. – М., 2001 г.
    Интернет-ресурсы по истории:
    1.http;//www.humanities.edu.ru/-образовательный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»
    2. http;//rushistory.stsiand.ru – История России с древнейших времен до наших дней.

  5. История (от
    греческого historia) означает рассказ о прошедшем, об узнанном. Имеет много
    определений, но прежде всего — это процесс развития природы и общества;
    комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его
    конкретности и многообразии.
    В мире
    существует около двух тысяч различных наук как сфер приложения человеческой
    деятельности, функцией которых является выработка и теоретическая
    систематизация объективных знаний о действительности. Одна из них —
    историческая наука, которая, как и каждая наука, имеет свою теорию,
    выражающуюся в системе законов, закономерностей, категорий и понятий, в
    совокупности обобщенных знаний, накопленных в процессе общественно-исторической
    жизни. “Отцом истории” считается древнегреческий историк Геродот,
    живший между 490 и 480—425 гг. до н. э. Именно ему принадлежит первое
    систематическое описание скифов, древних племен, проживавших в период VI в. до н. э. — III в. н. э. на территории нашего Отечества.
    История
    всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес. Этот
    интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю. В прошлые
    годы история как наука во многом была политизирована. Многие ее страницы
    отражались в литературе односторонне, что накладывало определенный отпечаток на
    формирование исторического мышления людей. Сегодня мы имеем возможность изучать
    правдивую историю своей страны.
    В
    исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За
    последние годы переизданы фундаментальные труды по истории России крупных
    дореволюционных российских историков, среди которых работы С. М. Соловьева, Н. М.
    Карамзина, В. О. Ключевского и других. Мы располагаем сегодня трудами и таких
    видных историков, как Б. А. Рыбаков, Б. Д. Греков, С. Д. Бахрушин, М. Н. Тихомиров,
    М. Н. Покровский, и других наших современников.
    Для чего
    нужно знать историю? Ответить на поставленный вопрос мы сможем, выяснив прежде
    всего социальные функции истории как науки. Вокруг проблем истории во всем мире
    всегда велась и ведется сегодня идейная борьба, происходит постоянное
    социальное размежевание, порождающее подчас остроконфликтные ситуации. Не осталась
    в стороне от данных процессов и многонациональная Россия. В сфере ее
    политической жизни в последнее время особенно отчетливо дали о себе знать
    негативные явления, сопровождающиеся кровавыми конфликтами и ситуациями.
    Десятки тысяч погибших, сотни тысяч беженцев, уничтожение в мирные годы
    огромных материальных и имущественных ценностей, разлад производства,
    деградация духовной жизни. Но самое страшное — искалеченные души и сердца
    детей, отравленных нетерпимостью, этнорасизмом, неуважением к правопорядку. Это
    и многое другое стало реальностью сегодняшней исторической действительности.
    Гражданская
    ответственность за исторические судьбы своих народов и наций обязывает нас
    тщательно разобраться в причинах социальных неурядиц, порождающих серьезные
    политические кризисы. И для этого необходимо выяснить социальные функции знания
    истории. Без этого невозможно восстановление и сохранение национального
    прошлого, его места и роли в великой драме всемирной истории. Народ, нация,
    народность без исторической памяти обречены на деградацию. Они не могут и не
    должны отказываться от своего прошлого, потому что тогда они не будут иметь
    будущего. Каждое государство, каждая страна имеют свою историю, которая
    является составной частью истории человечества. Поэтому, не зная истории
    России, вряд ли можно представить себе многогранный и сложный процесс мировой
    истории. В этой связи важно понять, какие функции выполняет курс истории
    России.
    Наиболее
    отчетливо проявляются следующие функции: познавательная,
    интеллектуально-развивающая; практически-политическая; мировоззренческая.
    Познавательная, интеллектуально-развивающая функция исходит из
    познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания; из
    теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций
    общественного развития истории. На научном языке весьма часто слово
    “история” употребляют как процесс, движение во времени и как процесс
    познания во времени. В курсе истории России нас будут интересовать процессы
    зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных
    этапах его истории. В этой связи познавательная функция истории состоит в самом
    изучении исторического пути Российского государства, познании всех его сторон,
    явлений, событий и фактов.
    Практическо-политическая функция состоит в том, что история как
    наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов
    закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно
    обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективных решений
    политического характера. Вместе с тем знание истории способствует определению
    оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними
    различных партий и движений.
    Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной
    степени определяет формирование научного мировоззрения. Это и понятно, так как
    история дает документально точные данные о событиях прошлого, опираясь на
    различные источники. Люди обращаются к прошлом того, чтобы лучше понять
    современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Необходимо учитывать, что
    всемирная история ведет строгий отбор событий, фактов, имен, оставляя летописи
    тех из них, которые оказали влияние на судьбы цивилизации и культуры. На каждом
    этапе всемирного развития выделяются такие вехи и такие рубежи, которые по
    своему воздействию на весь исторический процесс приобрели решающее значение.
    Нельзя представить себе историю Древнего Рима без восстания рабов под
    руководством Спартака, историю средних веков — без крупнейших восстаний против
    феодальных владык, новую историю — без Парижской коммуны, современную историю XX века — без Октябрьской революции и последовавших за
    ней событий. В этой связи знание истории вооружает людей пониманием
    исторической перспективы. Историю нельзя модернизировать, подгонять под
    сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная
    история никогда никого ничему не научит. Более того, она вредна, ибо самое
    худшее для общественно-политической практики — это ориентировка на искаженный
    исторический опыт.
    Истории
    России присуща и воспитательная функция. Изучение истории России, как и истории
    любой другой страны, воспитывает у народа нравственные качества, помогает
    прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов
    большинства народных масс. Знание истории активно формирует такие гражданские
    качества, как патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные и
    нравственные качества и ценности человечества в их развитии; понять такие
    категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро.
    Вместе с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества,
    политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы.
    Наконец,
    изучение истории позволяет выяснить,, какие интересы отражает политика тех или
    иных политических партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести
    классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать приоритет
    общечеловеческих интересов на конкретных примерах общественно-политических
    явлений. А это весьма важно прежде всего потому, что в современных условиях
    политической и идеологической борьбы сохраняется серьезный разрыв между
    растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем
    политических знаний и политической культуры. Было бы наивно полагать, что
    политика не влияет на историю, особенно в ее переломные моменты.
    Между тем
    одно дело иметь определенные политические симпатии (в этом нет ничего
    особенного), но оставаться на почве объективного изложения фактов, и совсем
    другое — превращать историю в “служанку” политических пристрастий. В
    этом смысле подлинная правда истории всегда лучше умалчивания или эмоций. Но
    настоящая правда истории требует не только особого уважения и бережного
    отношения к себе. Правда истории чрезвычайно сложна и многоаспектна. Поэтому
    весьма важно, ставя перед собой задачу всестороннего научного освоения истории,
    стремиться к объективному познанию истории России.
    Каждое
    поколение историков переписывает “свою историю”. Это суждение
    высказывается сравнительно часто. При этом одни считают, что “переписывание
    истории” каждым новым поколением свидетельствует о конъюнктуре в
    исторической науке. Другие считают, что “переписывание истории”
    диктуется объективными потребностями развития исторических знаний.
    Русская культура в X-XVII вв
    Русская культура в первой половине XIX века
    Формирование культурного центра вокруг Московского княжества (XIV-XV вв.)
    Архитектура России второй половины XV-XVII вв
    Развитие древнерусской литературы (XIV-XVII вв.)
    Русская наука в ХIХ веке
    Судебники 1497 г. и 1550 г., Соборное Уложение 1649 г
    Русская Правда П. И. Пестеля
    Конституция Никиты Муравьева
    Славянофилы и западники о реформах Петра I
    Роль православной церкви в политической жизни Руси в XIV-XV вв
    Роль русской православной церкви в объединении Руси в XIV-XV вв
    Контроль НКВД над русской православной церковью
    Репрессии в отношении священнослужителей и верующих
    Русская рукописная книга XI-XV вв
    ?

  6. Роль истории в современном мире.
    История – это наука, которая изучает развитие общества от первобытно-общиннного до наших дней. Не зная её законов невозможно управлять ни большими, ни малыми государствами. Знание истории позволяет оценить происходящие события, провести анализ и сделать правильный вывод.
    У истории нет сослагательного наклонения. Она опирается на события и факты. В современном мире они меняются так стремительно, что вчерашние друзья становятся врагами. Развитие истории идёт по спирали, поэтому, зная основные её законы можно предположить, как будут разворачиваться события.
    Сейчас вошло в моду критиковать историю прошлых веков. Особенно историю XX века. Это был не простой век, особенно для России. Кто были правители тех лет – гении или демоны? Правильно они делали или не правильно? Но, благодаря им, Россия победила фашизм, который оказался не по зубам ни одной другой стране. Восстановила разрушенную свою страну и ещё помогла соседним странам, первая взлетела в космос.
    И что мы получили взамен? Нас, не фашистов, некоторые западные «умники» объявили оккупантами и захватчиками. Они, вероятно, забыли, кто закрыл газовые вентили в Бухенвальде и Освенциме? А Саласпилс объявили, чуть ли не пионерским лагерем отдыха! Они пытаются переписать историю на свой лад, но это не возможно. Зачем им это?
    Неужели никто из них не видит, что фашизм опять поднимает голову, и это явно кому то очень нужно. Самое страшное, что нацисты тоже начинали и пивнушек ( никто не обратил на это внимание!), и чем потом закончили? Исторические законы придумала не Россия. Они выведены теоретиками Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. И были уже не раз подтверждены жизнью.
    Некоторые государства не от большого ума открестились от России. Создали собственные учебники истории, где про Россию написана явная ложь. Чуть ли не какая-то там страна между Европой и Японией. Именно эти знания, как истинные, они преподают на уроках истории в своих школах. Они выращивают поколения одурманенных людей, которые нужны им для своих имперских целей.
    Но ведь уже ни один раз пытались и Александр Македонский, и Наполеон, и Гитлер завоевать мир. Если это им не удалось, неужели эти люди хотят повторить их судьбу?
    Почему правительства некоторых государств пытаются вытравить из памяти народа все факты про Россию? Уничтожают и выносят чуть ли не на помойки памятники, оскверняют кладбища, устраивают показушные суды над бывшими НКВД- шниками, которым по 80-90 лет?
    А что взамен? Превосходство их наций над русскими? Тогда, почему из этих стран ежедневно молодежь уезжает на заработки в Европу и ту же Россию? Почему остаются одни пожилые люди, которые не в состоянии никуда уехать? Как известно, природа не терпит пустоты.
    Молодежь уехала, кто приедет на её место? Беженцы из нищих стран Африки, Ближнего Востока? Что они привезут? Заразу, насилие, разврат. Может ещё гей-парады. Не захотели парад на 9 Мая, будет гей-парад.
    В современных отстроенных портах стоят одни банановозы. А где сильный мощный военно – морской флот прибалтийских государств? Что-то его не видно и в бинокль. Хотели правительства переписать историю – пожалуйста, что получилось. И будут страны в своём развитии отброшены назад.
    Нельзя просто взять и какую-то отдельную страну вырвать из общего контекста развития. Одна страна не может существовать в вакууме. Нельзя отказываться от своего прошлого в угоду имперским амбициям отдельной группы людей. У такой страны нет будущего.
    Самое страшное – искалеченные людские судьбы. Дети и подростки, получившие искажённое представление об истиной истории своей страны. Историю невозможно делать в белых перчатках. Всегда были, есть, и будут перегибы. Но нельзя вот так разом перечеркнуть всю прошлую жизнь, весь накопленный опыт совместного проживания.
    Россия – многонациональная держава. Толерантность к другим народам здесь прививается с детства.
    Историю нужно преподавать и в школе, и в других учебных заведениях. Читать лекции, писать статьи и книги. Говорить, так как оно было, рассказывать, делать передачи по телевизору. Нам нечего стыдиться. Каждый человек имеет право на ошибку. Важно суметь сделать правильные выводы из этих ошибок и больше их не повторять. Ведь было и что-то положительное. А не отбрасывать прожитые годы на помойку, как мусор.
    И чтобы каждый последующий исторический виток забирал в предыдущем всё самое лучшее, самое ценное, чтобы не пришлось снова изобретать колесо и велосипед, или начинать всё с пепелища.

  7. Роль истории
    в современном обществе
    О.В. Мицук
    История и сопряженные с нею социальные учебные дисциплины всегда занимали особое место в общеобразовательных программах любого государства. Ведь именно содержание этих предметов помогает поколениям освоить культурно-историческую традицию родного народа, интегрироваться в государственную целостность, идентифицировать себя как граждан страны.
    Нельзя выбрать страну, в которой ты родился. Она может быть, как мать и отец, заботлива или неласкова. Настаёт время, когда приходится определять своё отношение к ней, сознательно избирая любовь или равнодушие. Чтобы не сделать ошибки, следует знать историю своего Отечества. Не только холодный перечень событий и действующих лиц, но и саму сущность истории родной земли, её основной смысл. Необходимо попытаться уяснить: что представляет собой родина, как она стала такою и какая судьба её ожидает.
    Каждый человек должен знать историю своего Отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках.
    Изучению и преподаванию истории в наше время уделяется особое внимание. Задача преподавания истории в современных условиях – показать действительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими сторонами, строго соблюдая объективность, историческую правду. [1]
    Усвоение исторического опыта, знаний и методов мышления, выработанных предшествующими поколениями, позволяет на этой основе направлять всю практическую деятельность настоящего. Наше прошлое – это наша интеллектуальная собственность, с которой нужно обращаться так же бережно, как и с материальной. История – это людская жизнь, которая уже закончилась, ее уже никто и никогда не вернет и не переделает. У России была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, не похожая на другие страны, история. Но, несмотря, ни на что, Россия внесла достойный вклад в мировую культуру и цивилизацию.
    Нужно с сожалением признать, что степень знания прошлого своей страны, уровень общей политической культуры, недостатки в гуманитарной подготовке молодежи не создают условий для критического восприятия публикаций, искажающих картину исторического процесса. Участники многих дискуссий о современном состоянии исторической науки приходили, как правило, к выводу, что, несмотря на радикальные перемены в стране, меняющийся характер общественно-политического и социально-экономического развития, на болезненность этих процессов, необходимо и в этих условиях стремиться к объективности в освещении всего исторического процесса, сложных страниц отечественной истории, не впадая в односторонность в оценках исторических событий, явлений и фактов. [2]

  8. Обычный ученик изучает историю в школе, а затем частенько забывает ее, уйдя с учебной скамьи. В вузах и колледжах история изучается, но уже мимоходом… А ведь история дает человеку много ценных знаний о мире и жизни. Она богата примерами того, как стоит поступать, как не стоит, и какие людские действия к каким последствиям приводят целые народы.
    История способна подарить человеку знания традиций и старинной культуры его народа и народов соседних. От того, как устроен национальный костюм до исторически сложившейся народной кухни. История примерами военных подвигов или достижений, к примеру, в искусстве, дает человеку право и желание гордиться своим народом, да и вообще человеческим видом – в целом. Стоит лишь раз увидеть мозаики и росписи старинных соборов, например, чтобы чувства гордости и вдохновения проснулись…
    Есть и негативный аспект роли исторических событий – не науки, а самой летописи истории в жизни человека. Много играют в жизни современного человека исторические обиды и предубеждения людей, которые живут рядом с ним. Например, кто-то из православных христиан может с предубеждением относиться к мусульманам, считая их веру ошибочной. Русские часто с предубеждением относятся к жителям Западной Украины, потому что некоторые из тех воевали на стороне Гитлера во Вторую мировую.
    Частенько представители черной и белых рас на нашей планете вступают в конфликты, считая друг друга то «неполноценными», то «вымирающими», в общем, вешая друг на друга все возможные ярлыки.
    По этому поводу стоит вспомнить хорошее кино , выпущенное в далеком Гонконге. Оно называется «2046-й». Там отец-китаец запрещал дочери любить японца, ведь во время Второй мировой воевал против Японии. Несколько лет она страдала в одиночестве, пытаясь разделить чувства отца, а затем вышла замуж за любимого. История не стоит на месте, и за враждой наступает примирение.

  9. Сегодня, в новых исторических условиях, историки могут провести ревизию всего исследовательского багажа прошлого, взять из него все действительно научно ценное и отбросить ненужную конъюнктурно идеологическую шелуху. Гири истории обычно точно взвешивают судьбу и значимость народа. А народ за это обычно платит сполна.
    Изучение истории обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего Отечества, своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества, национальное достоинство.
    Согласно цивилизационной теорииизучения развития общества, авторами которых считают российских мыслителей Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева (Х1Х в.) и Л.Н.Гумилева (ХХ в.), история есть смена цивилизаций, или культурно-исторических типов. Цивилизации возникают, развиваются, исчезают. Но на обломках одного культурно-исторического типа иногда вырастает новая или несколько новых цивилизаций.
    Основа исторической науки – собирание, систематизация и обобщение фактов. История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии событий. Она – научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего общества, нашего многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов.
    Огромный вклад в историографию отечественной истории вложили русские историки – В.В. Шахматов, В.Н. Щербатов, В.О. Ключевский, Н.М. Карамзин, В.М. Соловьев, советские историки академики Б. Рыбаков, А.М. Панкратова, А.Д. Иловайский, наши современники академики С.О. Шмидт, А.А. Зимин, А.Н. Сахаров, доктора исторических наук В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, М.Н. Зуев и многие другие.
    Разработка данного курса истории, который составляет 117 академических часов, вызвана необходимостью сконцентрировать в едином пособии данных разных источников, в том числе и учебников по всемирной истории.
    Лекции составлены в строгом соответствии с Государственным образовательным стандартом Министерства образования РФ и учебным планом соответствующей дисциплины. Основой курса стали новейшие учебники, прежде всего А.В. Захаревича «История Отечества»[1], который допущен Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов учреждений среднего профессионального образования. Издание богато иллюстрировано портретами исторических личностей, а также картами, схемами, наглядно подтверждающими приведенные авторами сведения.
    Другим важным источников для данного курса послужило 14-е стереотипное издание коллектива авторов под редакцией П.С. Самыгина «История»[2], в котором в достаточном для студентов учреждений среднего профессионального образования уровня дается материал по всемирной истории. Однако в данном пособии имеется ряд ошибок в определении дат, что вынуждало автора данного курса проводить дополнительные исследования по другим источникам.
    В процессе работы над данным курсом автором использован ряд дополнительных трудов. Это методический аппарат пособия В.М. Хачатуряна «История мировых цивилизаций»[3]- первое пособие по истории мировых цивилизаций, созданное с учетом современных общеобразовательных стандартов. Пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века. Данное пособие снабжено картами и развернутым методическим материалом. Издание рекомендовано Министерством образования и включено в перечень учебников.
    К работе над курсом было привлечено еще одно дополнительное пособие для старшеклассников и абитуриентов, поступающих в ВУЗы – «История России» М.Н. Зуева[4], в котором дано систематизированное изложение основных фактов и событий истории России с древнейших времен и до настоящего времени.
    Необходимо упомянуть еще один учебник, с которым ознакомился автор – это также коллективный труд Г.А. Елисеева, С.В. Алексеева и Д.М. Володихина «Отечественная история»[5] рекомендованный в качестве учебника для студентов среднего профессионального образования. Одним из достоинств данного учебника можно считать наличие в нем реестра правителей России от Рюрика до В.В. Путина. Однако авторы многие события истории России, особенно советского периода, освещают довольно тенденциозно, значительно отклоняясь от объективного рассмотрения событий, что было подвергнуто критике Президентом России В.В. Путиным, считавшим, что 65% учебников по истории России периода 90-х годов не могут считаться объективными .
    Следующим важнейшим источником автор считает знаменитую «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина[6]. «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец» – такое определение дал А.С. Пушкин великому просветителю, писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину. Знаменитая «История государства Российского», все 12 томов которой вошли в данное издание, стала крупным событием в общественной жизни страны. Она читается как увлекательный роман, и представляет большой интерес для всех студентов, в частности, для студентов учреждений среднего профессионального образования.
    В целях облегчения работы с соответствующим учебным материалом в конце каждой лекции указана литература по данной теме.
    Лекция № 1

  10. В прошлом эта задача понималась упрощенно – как собрание прецедентов на все случаи жизни. Поиск смысла истории привел науку XIX в. к задаче обнаружения законов исторического развития человечества. Следует признать огромное значение исторических знаний для всестороннего самопознания общества, в том числе для изучения законов его функционирования. История предоставляет свои данные обобщающим социальным наукам, в то же время путем сравнения исторических рядов, отдельных культур, типологизации исторических явлений вносит собственный вклад в теоретическое осмысление прошлого и выявление тенденций современного развития. Без знания уроков истории невозможно раскрытие действительных законов общества. История и обобщающие социальные науки действуют в этом направлении рука об руку.
    Вместе с тем оценка познавательной функции истории не может ограничиваться учетом ее вклада в раскрытие социальных законов. Само конкретное научное изучение хода общественного развития с древнейших времен до современности имеет фундаментальное научное значение. Кроме того, изучение исторического опыта важно для реализации других функций истории как науки.
    2. Функция социальной памяти
    Одной из фундаментальных социальных функций исторической науки является формирование исторического сознания. Историческое сознание, по определению, является массовым, одной из форм общественного сознания наряду с правовым, политическим, национальным, нравственным и другими его формами. Под историческим сознанием подразумевается связь времен – прошлого, настоящего и будущего – в сознании индивида и общества в целом. Историческое сознание это своего рода генетическая память человечества.
    От состояния исторического сознания зависит степень стабильности общества, его способность к выживанию в критических обстоятельствах и ситуациях. Устойчивое историческое сознание – важнейший показатель стабильности общества подобно тому, как разорванное состояние исторического сознания – свидетельство надвигающегося кризиса. Функция социальной памяти предполагает накопление и сохранение опыта предшествующих поколений. История обеспечивает связь времен, играет роль своеобразной посредницы между поколениями. Историческая память направлена на придание обществу уверенности в будущем.
    Историческое беспамятство людей отнимает у людей воз­можность ориентироваться в настоящем, превращает их в объект манипуляций политических сил, в орудие реализации самых разных целей, в том числе направленных против их коренных интересов. Как справедливо отмечал писатель Ф. Абрамов: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»[10]. Следовательно, то, что делает нас людьми, – наша историческая память. Таким образом, историческое сознание – важнейший способ самоидентификации общества и личности, средство социализации, «ориентации» человека в социуме, обретения расовой, национальной, культурно-цивилизационной принадлежности. Чем шире исторический кругозор, тем легче человеку ориентироваться в окружающем мире.
    Социальная память всегда избирательна. Общество не может относиться к своему прошлому, взирая на него индифферентно. Поэтому в функцию социальной памяти входит и оценка отдельных исторических явлений и личностей. Слишком многое из того, что имело место, затрагивает интересы современности.
    Критерием отбора явлений, достойных изучения, и их оценки служитъ господствующая в обществе система ценностей, государственный интерес, мировоззрение исследователя и др. В то же время историк не должен позволять себе раздувание исторических конфликтов, акцентирование внимания на прошлых междоусобных и национальных столкновениях, поиск «исконных границ», призывы к мщению за допущенные когда-то несправедливости. Все это может привести только к новым трагедиям и общечеловеческой катастрофе. Так, неверная оценка итогов первой мировой войны и стремление к их пересмотру в Германии, завершились новой мировой бойней и разделом страны. Поэтому задача историков – не искажая минувшего, стараться выявить объективную научную картину прошлого, избегая жестких суждений и морализаторства, давать крайне взвешенные оценки. Кредо исторической исторической науки состоит скорее в том, чтобы стать «примиряющей памятью».
    В то же время исторические оценки в обществе могут изменяться. Историческая наука может восстановить справедливость, реабилитировать отдельных исторических деятелей или целые народы, чья подлинная роль в прошлом была извращена, ниспровергнуть устоявшиеся оценки, сорвать маски с былых харизматических героев. «Суд истории» – не только красивая фраза, но и реальный результат выполнения исторической наукой своего предназначения.
    3. Воспитательная функция
    Уже античные авторы видели важнейшую задачу истории в выработке у сограждан высоких моральных и гражданских качеств. Все историки древности, европейского средневековья и нового времени, в том числе и российские, в той или иной мере являлись моралистами. Безусловно, они были правы в том, что исторические работы оказывают огромное воспитательное значение.
    Прежде всего, для подрастающего поколения важно найти идеалы, на которые следует ориентироваться и которым и нужно подражать. Именно из исторического прошлого можно черпать такие примеры.
    Образованный человек не может равнодушно относиться к преступным деяниям в истории. Не может равнодушно воспринимать и героические свершения своих предков. Эмоциональное переживание подобных исторических фактов воздействует на складывание личности, ее нравственных качеств, определяет ценностные ориентации, воздействует на формирование гражданской позиции и чувство патриотизма. Знание истории иных культур и народов предотвращает развитие ксенофобии, способствует воспитанию толерантности.
    Исторические знания имеют особое значение для формирования мировоззрения подрастающего поколения. Не случайно обязательные курсы истории были введены в школьные (гимназические) программы в Европе и в России уже во второй половине XIX в. Опыт показал, что при всех изъянах и недостатках в преподавании истории, без знания ее основ нельзя говорить о полноценном образовании.
    При этом, необходимо отметить, что эффект воспитательной функции зависит от личности автора или преподавателя. Изложение или анализ одних и тех же национальных вопросов перед широкой аудиторией может сформировать чувства патриота или националиста, то есть дать совершенно противоположный результат. Все зависит от содержания лекции или текста, от мировоззрения лектора, его влияния на аудиторию[11].
    4. Практически-рекомендательная функция
    Принято считать, что практически-рекомендательная функция позволяет выработать научно обоснованный политический курс на основе исторического опыта.
    Можно ли пренебрегать уроками истории? Следует сказать, что история учит, но она не может заставить это делать. Неизвлечение уроков не проходит даром, но не для истории, а для тех, кто это допускает. О французской династии Бурбонов, которые правили в постнаполеоновскую эпоху, говорят, что они ничего не забыли и ничему не научились – за это они поплатились короной. Тех, кто не учится у истории, она обязательно проучит. Здесь уместно вспомнить известный афоризм: «Кто выстрелит в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки». Плата бывает разной в зависимости от поступков и масштабов деятельности тех или иных лиц. Скольких ошибок в общественном реформировании удалось бы избежать, если бы ему предшествовали исторический анализ сложившейся общественно-политической ситуации, изучение опыта прежних реформ, постоянный учет силы воздействия исторической традиции. Недостаточный учет этих факторов погубил не одно самое здравое начинание в истории (примером может служить антиалкогольная кампания эпохи перестройки в СССР).
    Извлекать или не извлекать уроки из прошлого – зависит не от прошлого, а от конкретной исторической ситуации с ее потребностями и проблемами реальной жизни. Именно от нее исходит импульс. Общим условием извлечения уроков истории является наличие некоторого объективного сходства между данной реальной ситуацией и прошлым, из которого извлекается урок. Если такого сходства нет, нет возможности опираться на это прошлое. Извлеченный опыт – не некий штамп, который в неизменном виде переносится из прошлого на современную ситуацию, а своеобразная рекомендация к действию, смысл которой может быть и прямо противоположен тому, что было в прошлом.
    Поэтому исторический анализ тенденций социального развития выступает необходимой предпосылкой для рационального руководства обществом и проведения обоснованной государственной политики.
    Однако в реализации этой функции исторической науки есть множество подводных камней и бурных течений. Часто проблемы истории становятся весьма актуальными для современников. Исторический опыт становится предметом больших дискуссий, в которых политические, идейные и исторические аргументы переплетаются настолько тесно, что развести их невозможно. В исторические споры втягиваются различные социальные слои и политические группы. История превращается в инструмент борьбы за власть, что сказывается на ее объективности и часто превращает науку в служанку идеологии. Таким образом, независимо от пожеланий ученых, вместо практически-рекомендательных функций история фактически выполняет определенные политико-идеологические функции.
    Эта тенденция стала проявляться с XVIII в. и получила развитие в период формирования индустриального общества. В XX в. политическая ангажированность и партийность исторической науки стала еще более явной. Уже в 1920-е гг. в СССР один из первых историков-марксистов, академик М.Н.Покровский, рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, как фронт пролетарской борьбы с буржуазной идеологией. В эпоху сталинизма «Краткий курс истории ВКП(б)» был объявлен «могучим идейным оружием большевизма», а партийность была провозглашена важнейшим принципом исторической науки.
    Противостояние мировых социальных систем также сказалось на состоянии исторической науки по обе стороны «железного занавеса». В ходе холодной войны произошла еще большая политизация и советской и западной историографии. Так, в 1949 г. Президент Американской исторической ассоциации К.Рид в обращении к коллегам напрямую связал задачи политики и истории: «Тотальная война, горячая или холодная, мобилизует всех нас и требует, чтобы каждый выполнял свою роль. Историк должен выполнять это обязательство не в меньшей степени, чем физик»[12]. Сегодня вопрос о политико-идеологических функциях оказался весьма актуальным для молодых государств, образовавшихся в результате развала Советского Союза и крушения биполярной системы мировых отношений. Доказывая свои права на существование и особую роль в мировой геополитике, они активно обращаются к прошлому. В этих условиях историческая наука получает социальный заказ и ориентируется на политическую конъюнктуру, а не на истину.
    Важно иметь в виду, что правдивые рекомендации общество может получить только от независимой науки. Когда идеология превалирует над научными выводами, воспитательная функция неоправданно выпячивается, научно-познавательная и социальная – принижаются, а практически-рекомендательная функция либо искажается, либо уходить в тень.
    5. Прогностическая функция
    Еще античные историки выдвинули идею о том, что одной из задач истории является изучение прошлого для того, чтобы познать современность и предсказать будущее. Предание гласит, что Геродот из Галикарнаса любил повторять: «Я увидел дальше других, потому что забрался на плечи своих предшественников».
    Попытка приоткрыть завесу над будущим имеет жизненно важное значение, как для индивида, так и для общества. Являясь неотъемлемым элементом связи времен, категория будущего входит в структуру исторического сознания; без будущего, без уверенности в нем не может быть здорового исторического сознания.
    Можно ли спрогнозировать будущее? Следует, прежде всего, разграничить два способа прогнозирования. Они различаются и терминологически и по смыслу. Это предсказание, или пророчество, и предвидение. Предсказание лежит вне области науки, рационального мышления, предвидение является научным по своей сути.
    Важно осознание того, что история – это не только «преданья старины глубокой», но и сегодняшний день, а между настоящим и будущим нет разрыва. Будущее можно представить как веер все время меняющихся вероятностей (альтернатив) до тех пор, пока одна из них не станет реальностью. Однако развитие общества (в отличие от материального мира, где господствуют объективные законы, и лишь иногда вторгается случайность) предоставляет субъектам свободу выбора альтернатив. Конечно, эта свобода не безгранична. Существует определенная «инерция» исторического процесса, она образует «поле» современной жизни и текущей политики, диктует некие правила игры и, следовательно, ограничивает выбор вариантов. Именно поэтому существует возможность, опираясь на исторический опыт, знание специфики исторического процесса предвидеть с большей долей вероятности выбор будущей модели социального развития.
    Итак, исторические исследования являются основой для социального прогнозирования. Однако простая экстраполяция каких-либо данных из прошлого, как правило, приводит к краху попыток предвидеть даже основные тенденции будущего. Наиболее известным в этом отношении был крах прогнозов о мировой революции и закате западной цивилизации, о которой много говорили в начале прошлого столетия, или полная несостоятельность концепции построения коммунизма в СССР к 1980 гг. Неверными оказались и многие построения западной социологии (например, особой миссии белого человека и др.). При этом надо понять, что историческая наука не может дать прогноз конкретной ситуации или указать какое будет событие к той или иной дате.
    Речь о прогностической функции истории может идти только на уровне тенденций мирового масштаба, либо о вероятном знании. Даже случаи удачного предвидения носят более чем, вероятностный характер. В этом прогноз историка принципиально отличен от прогноза ученого – естествоиспытателя или врача. Медик с высокой долей вероятности может предсказать течение болезни и состояние пациента в будущем, а историк – конкретное будущее – никогда.
    Вопросы для самоконтроля
    1. Имеет ли история какой-то определенный смысл?
    2. Каково содержание понятий «предмет» и «объект исторической науки» и их соотношение?
    3. Что такое историческое сознание? Каковы его виды и источники формирования?
    4. Какова роль научно-познавательной функции истории?
    5. Какое значение имеет историческая наука для самоидентификации общества и социализации личности?
    6. Нужен ли человечеству суд истории?
    7. Почему воспитание полноценной личности невозможно без знания истории?
    8. Что такое уроки истории, в чем их назначение?
    9. В чем назначение и каков механизм предвидения будущего?
    10. В чем отличие предвидения от пророчеств и фантастики?

  11. “Первая черта культурного человека-
    знаниеистории своего Отечества”.
    А.С. Пушкин
    История в целом изучает прошлое человечества, а такжеотдельные стороны деятельности общества тенденции исторического процесса.
    Она являетсясамостоятельной наукой и имеет:
    1.Свое содержание
    2.Самостоятельные отрасли исторического знания
    3.Свои функции
    4.Свои методы и принципы
    5.Свои категории, законы и закономерности
    Содержаниемистории является исторический процесс,раскрывающий жизнь предыдущих поколений. Данная наука рассматриваетпроцесс развития общества в целом, а также анализирует совокупность явленийобщественной жизни.
    Раздел“История”в том или ином виде присутствуетво многих науках.
    Например:
    1.историческая география
    2.экономическая история
    3.социальная история
    4.гражданская и военная история
    5.идеология
    Историяподразделяется на Мировую, Историю отдельных народов и Историю континентов.
    ИсторияОтечества же изучает конкретно социальный и государственный строй, политическиеотношения и культуру (материальную, социально-политическую и духовную)определенного государства. В нашем случае этим государством является России.
    История имеет множествовспомогательных наук, таких как:
    1.Источниковедение
    2.Историография
    3.Метрология (система мер)
    4.Сфрагистика (система развития мер)
    5.Геральдика
    6.Топонимика
    7.Нумизматика
    Законы истории включают в себя:
    1.неизбежность социально-политических перемен
    2.исторические необходимости и исторические случайности
    3.альтернативность исторического развития
    Закономерностями историиявляются:
    1.Диалектика объективизма и субъективизма в историческомпроцессе
    2.Единство теоретической историческо-исследовательскойдеятельности
    3.Исключение схематизма и поверхностного подхода
    4.Диалектика общего, частного и особенного в историческомпроцессе
    5.Выявление причин наследственных связей междуисторическими явлениями и процессами
    6.Использование исторического опыта
    Принципами исторической наукиявляются:
    1.объективность
    2.историзм
    3.социальный подход
    Существуеттакже понятие методологии исторической науки. Данная методология изучает 4основных подхода к изучению предмета истории:
    1. Теориюапоссионарности развития Льва Гумилева
    2.Формационный подход, изучающий историю исходя из анализа существования тех илииных общественных формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной,буржуазной и социалистической.
    3.Многофакторный подход, включающий такие аспекты как экономическую жизнь,природную целостность социальные факторы и т.д.
    4. Цивилизационныйподход, выделяющий 3 типа цивилизаций:
    А. Замкнутаяцивилизация
    Особенности: крайне низкий уровеньразвития производственных сил, отсутствие исторического времени, система табу,региональный образ жизни.
    Б. Восточнаяцивилизация
    Особенности:Более высокий уровень развитияпроизводственных сил, замкнутый тип хозяйства,имеет длительную культуру, общество делится на касты, высокий духовныйуровень жизни
    В. Западнаяцивилизация
    Особенности: Высокий уровень развитияпроизводственных сил, высокий уровень политической и социальной жизни

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *