Сочинение на тему общество и общественные отношения

7 вариантов

  1. Общество и общественные отношения
    Бытие людей в обществе характеризуется различными формами
    жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой
    результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей.
    Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует
    только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.
    В философской науке предлагается много определений понятия
    «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная
    группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо
    деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа
    или страны.
    В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но
    тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из
    индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы
    взаимодействия людей и формы их объединения.
    В философской науке общество характеризуется как динамическая
    саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно
    изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.
    При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою
    очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы,
    принимающий непосредственное участие в ее создании.
    Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той,
    которую представляет собой общество, было выработано понятие «подсистема».
    Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы,
    но менее сложные, чем сама система.
    Подсистемами общества принято считать сферы общественной
    жизни, их обычно выделяют четыре:
    1) экономическая, элементами которой являются материальное
    производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства
    материальных благ, их обмена и распределения;
    2) социальная, состоящая из таких структурных образований,
    как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии
    друг с другом;
    3) политическая, включающая в себя политику, государство,
    право, их соотношение и функционирование;
    4) духовная, охватывающая различные формы и уровни
    общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни
    общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.
    Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой
    «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее
    составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но
    и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько
    условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально
    целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.
    Социологи предлагают несколько классификаций общества.
    Общества бывают:
    а) дописьменные и письменные;
    б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии
    выступает число уровней управления обществом, а также степень его
    дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и
    бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и
    несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере
    убывания доходов);
    в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное
    (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;
    г) первобытное общество, рабовладельческое общество,
    феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.
    В западной научной литературе в 1960-е гг. получило
    распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные.
    В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий
    социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У.
    Ростоу.
    Традидионное (аграрное) общество представляло
    доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все
    общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского
    натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная
    технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический
    прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально
    приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения
    собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной
    форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной.
    Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения
    человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества
    сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность
    фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же
    социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья.
    Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами,
    обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании
    господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь
    воспринимались как осуществление божественного промысла.
    Духовный мир человека традиционного общества, его система
    ценностных ориентации, образ мышления — особые и заметно отличные от
    современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная
    группа диктовала личности нормы поведения. Число образованных людей было крайне
    ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над письменной.
    В политической сфере традиционного общества господствуют
    церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему
    представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество
    чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и
    импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность».
    Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без
    сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия
    приоритетна перед экономической.
    Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном
    в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка). С европоцентристской
    точки зрения традиционные общества — это отсталые, примитивные, закрытые,
    несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет
    индустриальные и постиндустриальные цивилизации.
    В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый,
    комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в
    странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной,
    техногенной, научно-технической или экономической.
    Экономической базой индустриального общества является
    промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного
    капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В
    сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная
    замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое
    воспроизводство — расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию
    принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического
    прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично
    подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных
    доходов на душу населения. В социальной сфере индустриального общества также
    рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность
    значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности
    удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит
    урбанизация. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия,
    укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.
    В духовной сфере наблюдается значительная трансформация
    системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы,
    руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм и
    утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для
    определенной пользы) — новые системы координат личности. Происходит
    секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от
    религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию,
    самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере.
    Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический
    режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные
    отношения в качестве активного субъекта.
    Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит
    традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ
    относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и
    Россию).
    Но модернизация породила множество новых противоречий,
    которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический,
    энергетический и др. кризисы).
    Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные
    общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры
    которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э.
    Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы
    услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного
    производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки,
    знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального
    общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов
    различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту
    удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована
    как антропогенная, в центре ее — человек, его индивидуальность. Иногда ее также
    называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость
    повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному
    обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой
    перспективой.
    В процессе своей деятельности человек вступает с другими
    людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия
    людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или
    внутри них), принято называть общественными отношениями.
    Все общественные отношения могут быть условно разделены на
    две большие группы — отношения материальные и отношения духовные (или
    идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что
    материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе
    практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него,
    а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание»
    людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные
    отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по
    делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые,
    художественные, философские и религиозные общественные отношения.
    Особым видом общественных отношений являются межличностные
    отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными
    индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям,
    имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие
    потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим
    Сорокин выделял следующие типы межличностного
    взаимодействия:
    а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два
    товарища);
    б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок)-
    в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его
    слушатели);
    г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной
    толпы).
    Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и
    являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер
    сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой
    общественных отношений.
    Формационный и цивилизационный
    подходы к изучению общества

    Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами
    к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются
    формационный и цивилизационный.
    Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания.
    Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация»
    Под формацией понимался исторически определенный тип
    общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер,
    возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. В
    структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис
    (иначе он назывался производственными отношения ми) — совокупность общественных
    отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения,
    обмена и потребления материальных благ (главными среди них являются отношения
    собственности на средства производства). Надстройка понималась как совокупность
    политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных
    взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на
    относительную самостоятельность, тип надстройки определялся характером базиса.
    Он же представлял собой основу формации, определяя формационную принадлежность
    того или иного общества. Производственные отношения (экономический базис
    общества) и производительные силы составляли способ производства, понимаемый
    часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие
    «производительные силы» входили люди как производители материальных благ с их
    знаниями, умениями и трудовым опытом, и средства производства: орудия,
    предметы, средства труда. Производительные силы являются динамичным, постоянно
    развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные
    отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает
    конфликт между производительными силами и производственными отношениями,
    разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на
    новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической
    формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые
    открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм
    понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную,
    естественноисторическую смену общественно-экономических формаций.
    В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две
    большие формации — первичная (архаическая) и вторичная (экономическая), которая
    включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью
    формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под
    общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития
    способа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советском
    обществознании к 1930 г. сформировалась и получила характер непререкаемой догмы
    так называемая «пятичленка». Согласно этой концепции все общества проходят в
    своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную,
    рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой
    фазой которой является социализм.
    Формационный подход основывается на нескольких постулатах:
    1) представление об истории как о закономерном, внутренне
    обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и
    телеологическом (направленном к цели — строительству коммунизма) процессе.
    Формационный подход практически отрицал национальную специфику и своеобразие
    отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для
    всех обществ;
    2) решающая
    роль материального производства в жизни общества, представление об
    экономических факторах как базисных для других общественных отношений;
    3) необходимость соответствия производственных отношений
    производительным силам;
    4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической
    формации к другой.
    На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория
    общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы
    выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического
    процесса.
    Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке:
    предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова
    «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень
    развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством,
    дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных
    проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности.
    В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика
    (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы
    стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М.
    А. Барг так определил цивилизацию: «…Это способ, которым данное общество
    разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические
    проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так
    как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как
    общества одной Формации), а на несовместимых системах социальных и духовных
    ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным
    базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей,
    видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
    В современной теории цивилизаций распространены как
    линейно-стадиальные концепции (в них под цивилизацией понимается определенная
    ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам),
    так и концепции локальных цивилизаций. Существование первых объясняется
    европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как
    постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе
    ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации,
    на этих же ценностях основанной. Сторонники второй группы концепций употребляют
    термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о
    многообразии путей развития различных цивилизаций.
    Различными историками выделяется множество локальных
    цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская
    цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская
    цивилизация). С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря
    которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется. Абсолютизировать
    уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для
    мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных
    цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первых
    характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической
    среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная
    мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений традиций и
    обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к
    подчинению природы власти человека приоритетом прав и свобод личности над
    социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим
    режимом и правовым государством.
    Таким образом, если формация концентрирует внимание на
    универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном,
    уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном
    обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.
    Общественный прогресс и его критерии
    Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется
    общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения.
    Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно
    поступательное движение общества от низших и простых форм общественной
    организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для
    которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация,
    возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии
    общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно
    оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерии
    прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении
    просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями.
    Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной
    общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи
    сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной
    неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом
    модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем
    и к постиндустриальному.
    Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном
    развитии, либо рассматривая историю как циклический круговорот с чередой
    подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории», либо
    утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга,
    параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.
    Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории,
    выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы
    возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и
    О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом
    движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного
    человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как
    прогрессивный процесс, и как регресс.
    Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает
    возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само
    развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем
    возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в
    одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой.
    Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое
    свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань
    экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное
    общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и
    цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются
    многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько
    велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении
    человечества вперед?
    В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия
    среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии
    разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей
    (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной
    нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал
    прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный
    критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения
    вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил
    общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он
    считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню
    производительных сил, открывали простор для развития человека (как главной
    производительной силы). Применимость подобного критерия оспаривается в
    современном обществознании. Состояние экономического базиса не определяет
    характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством
    любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и
    гармоничного развития человека.
    Следовательно, критерием прогресса должна являться мера
    свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального
    развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного
    общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для
    удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или,
    как говорят, по степени человечности общественного устройства).
    Различают две формы социального прогресса: революция и
    реформа.
    Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон
    общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До
    недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от
    одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось
    обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного
    строя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы
    оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к
    выхолащиванию первоначального содержания термина. «Механизм» же реальной
    революции удавалось обнаружить только в социальных революциях нового времени
    (при переходе от феодализма к капитализму).
    Согласно марксистской методологии, под социальной революцией
    понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и
    означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей,
    глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт
    между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных
    отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических,
    политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.
    Революция всегда представляет собой активное политическое
    действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в
    руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных
    преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно
    действуют народные массы.
    Диалектика понятий «реформа — революция» весьма сложна.
    Революция, как действие более глубокое, обычно «вбирает» в себя реформу:
    действие «снизу» дополняется действием «сверху».
    Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения в
    истории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией»,
    от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших
    исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой
    общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в
    результате реформ.
    Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны
    общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры,
    оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле
    путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным
    взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный
    процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком
    мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся
    «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и
    результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми
    и непоследовательными.
    Пренебрежительное отношение к реформам как формам
    общественного прогресса объяснялось и знаменитым положением В. И.
    Ульянова-Ленина о реформах как «побочном продукте революционной борьбы».
    Собственно, уже К. Маркс отмечал, что «социальные реформы никогда не бывают
    обусловлены слабостью сильных, они должны быть и будут вызваны к жизни силой
    «слабых». Отрицание возможности наличия у «верхов» стимулов при начале
    преобразований усилил его российский последователь: «Действительным двигателем
    истории является революционная борьба классов; реформы — побочный результат
    этой борьбы, побочный потому, что они выражают неудачные попытки ослабить, притушить
    эту борьбу». Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью не
    являлись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли их
    стремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств на
    господствующий строй в будущем. Реформы и в этих случаях являлись результатом
    потенциальной угрозы революционного движения масс.
    Постепенно российские ученые освободились от традиционного
    нигилизма по отношению к эволюционным преобразованиям, признав вначале
    равнозначность реформ и революций, а затем, поменяв знаки, обрушились с
    сокрушительной критикой теперь уже на революции как на крайне неэффективный, кровавый,
    изобилующий многочисленными издержками и приводящий к диктатуре путь.
    Сегодня великие реформы (т. е. революции «сверху») признаются
    такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа
    решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой
    практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Дилемма «реформа
    — революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и
    реформы. В этом контексте и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь
    (первая — терапевтическими методами, вторая — хирургическим вмешательством), в
    то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном
    обществознании акцент переносится с антиномии «реформа — революция» на «реформа
    — инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучше ние,
    связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в
    данных условиях.

  2. Готовое эссе по обществознанию на тему общества и его взаимосвязанности
    «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого» (Сенека)
    Фраза Сенеки для меня является ключом к ответу на вопрос, что же такое общество. Существует много определений понятия общества. Рассмотрим одно из них. Общество – это динамическая система, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Из этого определения следует, что общество как и всякая система состоит из элементов, так называемых «камней», которые находятся в постоянном взаимодействии и развитии. В структуре общества можно выделить четыре подсистемы, представленные сферами общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Каждая сфера является сложным образованием и состоит из множества элементов. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, называются общественными отношениями. Еще одним важнейшим элементом общества являются социальные институты. Обратимся к истории. На Руси в первых законах были предусмотрены различные наказания за убийство. Степень жесткости наказания зависела от принадлежности к тому или иному социальному слою или группе. Этот пример иллюстрирует связь правовых норм и социальных отношений. Общественная жизнь находится в постоянном изменении и развитии, которое может быть как прогрессивным, так и регрессивным. Этот фактор зависит от прочности связей между подсистемами. Действительно, если в стране начнется экономический кризис, то сразу же будет разлад в социальной сфере, что повлечет за собой крушение духовной сферы. В таком государстве будет наблюдаться регрессивное развитие общественной жизни. Произойдет разлад в обществе. Таким образом, общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.
    Нельзя не согласиться с высказыванием Сенеки. Вопрос о том , что такое общество, каково место человека в нем волновал человеческие умы с незапамятных времен. Сегодня определений у понятия «Общество» огромное множество, – это и то, что общество – это группа людей объединенных общими интересами; общество – это определенный этап в развитии человеческого сообщества; общество – это все человечество в целом в его прошлом, настоящем и будущем и многое другое. Однако главное о чем говорит Сенека – это то, что в основе общества лежит взаимодействие между его членами (если бы один не поддерживал другого), без которого бы общество обрушилось. И действительно трудно представить себе общество в котором бы люди не взаимодействовали между собой в разных видах и формах (участие в совместной деятельности (строительство дома), общение (родитель – ребенок), ответ на вызовы природы (строительство защитных дамб от наводнений) и т.д.).
    По-моему, общество, вне взаимодействия между его членами существовать не может и не сможет существовать никогда, как бы человек не стремился быть автономным и независимым. Без взаимной поддержки у общества нет никаких перспектив к развитию.

  3. Общество и общественные отношения
    Что такое общество?
    На первый взгляд кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно, понятие «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. Давайте попытаемся вспомнить знакомые нам устойчивые словосочетания, в которые входило бы данное слово. К примеру, общество книголюбов, дворянское общество, педагогическое общество. В данном случае под обществом мы понимаем определенную группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.
    Но вот другой ряд связанных понятий: первобытное общество, феодальное общество, французское общество. Здесь уже, употребляя понятие «общество», мы имеем в виду определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Если и дальше двигаться в соответствии с этой логикой рассуждения (от частного к общему), сообществом называют и человечество в целом — в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов. Иными словами, это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
    Последнее определение отражает понятие общества в широком смысле. Попробуем разобраться в этом определении более обстоятельно.
    Общество и природа
    Начнем с положения о том, что общество — это обособившаяся от природы (в данном случае под природой понимается совокупность естественных условий существования человека) часть мира. В чем же состоит это обособление? В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и еще одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры. Само слово «культура» в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это сотворенная человеком «вторая природа», которая как бы надстроена над природой естественной. Все это порождает представление о том, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе. Отношение к природе как к чему-то неоформленному, более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, покорителя природы. Вспомним известные слова тургеневского героя Базарова: «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник». К чему уже привела эта установка сегодня, хорошо известно. Опасное для жизни человека загрязнение среды его обитания, постепенное исчерпание природных ресурсов вызвало экологический кризис, создало угрозу самому существованию человечества.
    Сегодня важнее сознавать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда. Например, у В. О. Ключевского читаем о влиянии рек на хозяйственную и общественную жизнь славян: «Служа готовыми первобытными дорогами, речные бассейны своими разносторонними направлениями рассеивали население по своим ветвям. По этим бассейнам рано обозначились различные местные группы населения, племена, на которые древняя летопись делит русское славянство IX–X вв. …Но это центробежное действие речной сети сдерживалось другой ее особенностью. Взаимная близость главных речных бассейнов равнины… не позволяла размещавшимся по ним частям населения обособляться друг от друга, замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними, подготовляла народное единство и содействовала государственному объединению страны».
    С другой стороны, общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных ее последствиях. Так, в свое время были осушены болотистые топи вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями. Сады и виноградники на склонах Кавказских гор так же, как прекрасные рощи на островах Тихого океана,– дело рук человека. Вместе с тем известны случаи, когда стада домашних животных вытаптывали почву, объедали подрост. Так, об античной Греции говорили, что ее могущество «съели» расплодившиеся козы.
    Итак, возвращаясь к тому определению понятия общества, с которого мы начинали свои рассуждения, уточним: говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития.
    Жизнь во взаимосвязи и движении
    Во второй части нашего определения понятия «общество» подчеркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как динамическая система. Новое понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нем разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. К ним относятся наблюдаемая нами Вселенная, культура отдельного народа и деятельность самого человека. Слово «система» греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, совокупность. Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.
    Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Попытаемся выделить некоторые из этих частей и проследить связи между ними.
    К числу подсистем можно отнести в первую очередь сферы общественной жизни. Их выделяют несколько: экономическая (отношения в процессе материального производства), социальная (взаимодействие классов, социальных слоев и групп), политическая (деятельность государственных организаций, политических партий), духовная (мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений).
    Каждая сфера общественной жизни тоже представляет сложное образование: составляющие ее элементы дают представление и об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государства, церкви, системы образования и др.), другие — сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, танцевального и др.). Общество представляется как коллектив коллективов.
    Человек входит в более крупные общности людей. Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации.
    Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Принято различать отношения, которые складываются в сфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную жизнь общества. Если первые обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития, то вторые (идеологические, политические, юридические, нравственные и др.) есть результат и условие взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Вместе с тем материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества.
    Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Так, изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племен в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода — больных детей, стариков– и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен. Необходимость сообща добывать материальные блага, обреченность на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода,– в этом следует искать истоки коллективистской морали. Также с позиций борьбы за существование и выживание люди не считали безнравственным освобождаться от тех, кто мог стать обузой для коллектива.
    Хорошо прослеживается связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется «Русская Правда», предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась в 16 раз дешевле.
    Общественная жизнь находится в постоянном развитии. Темпы и масштабы его могут быть различными: в истории человечества были периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями; со временем темпы изменений стали нарастать.
    Знать общество, в котором живешь
    Общественная жизнь, как мы уже убедились, сложна и многогранна, поэтому ее изучают многие науки, получившие название общественных (история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика и др.). Каждая из них рассматривает определенную область общественной жизни. Так, юриспруденция исследует сущность и историю государства и права. Предметом этики являются нормы морали, эстетики — законы искусства, художественного творчества людей. Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.
    Мы уже отмечали, что общество имеет свою специфику в сравнении с природой. «Во всех областях природы… господствует определенная закономерность, независимая от существования мыслящего человечества»,– писал крупнейший ученый-физик М. Планк. Поэтому естествознание может сосредоточиться на изучении этих объективных законов развития, независимых от человека. Общество же — это не что иное, как совокупность людей, наделенных волей и сознанием, совершающих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений.
    Действуют ли в социальной действительности объективные, т. е. независимые от сознания людей, законы развития? Можно ли изучать общественную жизнь, отвлекаясь от многообразия взглядов, интересов, намерений людей? Если нет, то можно ли признать обществознание наукой, дающей точные и объективные знания о мире?
    Эти вопросы давно встали перед исследователями общественной жизни. И ответы на них давались и даются различные. Так, некоторые философы исходят из того, что социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности, и в их познании можно использовать точные методы социального исследования, а социология как наука должна быть свободна от связей с идеологией, что требует отделения в ходе конкретного исследования реальных фактов от их субъективных оценок. В рамках другого философского направления предпринята попытка устранить противостояние объективных явлений и познающего их человека. Сторонники этого направления стремятся осмыслить социальный мир в соотнесении с целями, идеями и мотивами реально действующих людей. Таким образом, в центре изучения оказываются сам «переживающий» человек и его восприятие мира через призму отношения к нему индивида.

  4. 4
    Текст добавил: Куратор Анна

    ?Общество и общественные отношения. Человек, индивид, личность. Сущность человеческой деятельности. Социальные нормы и отклоняющееся поведение
    В широком смысле, общество – это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия. В узком смысле общество представляет собой совокупность людей,осознающих, что у них есть постоянные общие интересы, которые могут быть удовлетворены лучше всего только собственными их действиями.
    ОБЩЕСТВО:
    1. Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество).
    2. Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов).
    3. Страна, государство, регион (французское общество,советское общество).
    4. Человечество в целом.
    Образование общества предшествует государственной организации его жизни, то есть было время, когда общество существовало, а государство – нет.
    Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. Поэтому основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают сферы, в которых осуществляетсясовместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.
    Экономическая сфера – это хозяйственная деятельность общества, когда создаются материальные блага.
    Социальная сфера – это возникновение и взаимодействие людей друг с другом.
    Политическая сфера – это область взаимодействия людей по поводу власти и подчинения.
    Духовная сфера – это область создания и освоения духовныхблаг.
    Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Поэтому понятие «человек», которым определяется телесно-духовное социальное существо, шире понятия «личность».
    Понятие личности выражает социальную сущность человека. Личность – это субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение,испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса. В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек: сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, мышления. Человек становится личностью благодаря самопознанию, которое позволяетсвободно подчинить свое «Я» нравственному закону.
    Под деятельностью в науке понимают отношение человека к внешнему миру и самому себе. Социальная деятельность – взаимодействие социально значимых действий, реализуемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах жизни.
    Здесь можно предположить два существенных положения:
    1. Результат деятельности людей – это развитие всего общества вцелом.
    2. В итоге этой деятельности происходит формирование и самореализация личности.
    Отличие деятельности человека от деятельности других живых существ:
    преобразование природной и социальной среды обитания,
    выход за рамки опыта, целеполагание, целесообразность.
    Структура человеческой деятельности выглядит следующим образом:
    1. Цель –
    2. Средства достижения цели –
    3. Действия, направленныена достижение цели –
    4. Результат.
    Потребности человека:
    Биологические (самосохранение, дыхание),
    Социальные (общение, самореализация, общественное признание),
    Идеальные (в знаниях, в искусстве).
    Виды человеческой деятельности:
    Практическая:
    материально-производственная,
    Духовная:
    познавательная деятельность,
    ценностноориентированная,
    прогностическая.
    Норма – это образец, правилоповедения, а социальные нормы – это для человека являются мерой и правилом его поведения в обществе.
    Поведение людей регулируется через:
    дозволение – желательные варианты поведения,
    предписания – это указанные правила поведения,
    запреты – это деяния, которые запрещены или их не следует совершать.
    Виды социальных норм:
    обычаи,
    традиции,
    моральные нормы,
    религиозные,…

  5. Источник: http://www.kritika24.ru/page.php?id=13280
    ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ “ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО”
    ПРИМЕРЫ ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ НА ТЕМУ “ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО”
    Сочинение-рассуждение по тематическому направлению Человек и общество
    Проблема взаимоотношений человека и общества всегда занимала лучшие умы человечества. Многие философы и писатели пытались найти или создать то идеальное общество, в котором раскрывался бы потенциал каждого его члена, где к каждой личности относились бы с уважением и пониманием, одним словом, создать общественную утопию.
    Но последние столетия показали, что сколь прекрасны ни были бы мечты, реальность их всегда рассеивает. Многие учёные считают, что лучшее общественное устройство было в городах-полисах Древней Греции и что с тех пор ничего подобного создано не было.
    Тем не менее, я уверен, что каждый разумный человек должен стараться внести свою лепту в улучшение взаимоотношений в обществе. Для этого существует несколько путей.
    Один из них, путь писателей-просветителей, заключается в постепенном изменении мировоззрения читателей, в реформировании самой системы ценностей. Таким образом пытались помочь обществу Д. Дефо, показавший своим произведением «Робинзон Крузо», что отдельная человеческая личность может совершить действительно многое, Дж. Свифт, который романом «Путешествия Гулливера» чётко изображает социальную несправедливость и предлагает пути спасения, и другие.
    Но есть и иной способ, к которому на протяжении истории прибегалии, пожалуй, слишком часто: радикальный, то есть революционный. Такой выход неизбежен, когда противоречия между обществом и личностью усилились настолько, что их больше нельзя разрешить переговорами. Примерами таких ситуаций могут быть буржуазные революции в Англии и Франции.
    В литературе второй, радикальный, метод ярче всего выразился, по-моему, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Студент Раскольников, чью жизнь нельзя назвать лёгкой, решает убить старушку-процентщицу, которая для него олицетворяет всю социальную несправедливость действительности Петербурга XIX века. Отобрать у богатых и раздать бедным – цель его задумки. Такова же была, кстати, цель и большевиков, тоже стремившихся улучшить положение людей, чтобы тот, кто «был никем», стал бы «всем», не подумав, правда, о том, что просто так наделить человека способностями и талантом нельзя. В принципе, цель сделать жизнь справедливее благородна. Но стоит ли забывать о том, какими средствами это достигается?
    У Раскольникова была и другая возможность. Он мог бы продолжить учёбу, начать давать частные уроки, перед ним было открыто будущее. Но это потребовало бы слишком много труда и усилий. Куда проще было бы убить старушку, ограбить её и начать творить добрые дела. К счастью для Раскольникова, он слишком умён и начинает сомневаться в своей «правоте» (преступление привело его на каторгу, но затем приходит прозрение).
    Противостояние личности Раскольникова и общества Петербурга 60-х годов XIX века закончилось поражением личности. Человеку, выделяющемуся из общества, вообще тяжело в жизни. И проблема часто не столько в самом обществе, сколько в толпе, сминающей личность и превращающей яркие цвета в серые.
    Один из классиков как-то сказал, что каждый человек в отдельности – мудр, но толпа – глупа. Но, к сожалению, именно толпа определяет характер нашего общества. Поэтому до того момента, когда между личностью и обществом наступит гармония в отношениях, если такое, конечно, когда-либо вообще наступит, ещё долгие, долгие годы.
    Сочинение-рассуждение по тематическому направлению Человек и общество
    Для каждого человека важно общество, в котором он вращается. Разве не сам человек отвечает за свои поступки? Конечно же, сам, но все мы, так или иначе, зависим от тех, кто рядом, как и они от нас. Порой именно окружение диктует нам поступки, потому как срабатывает закон коллективного решения. Как часто в жизни приходится наблюдать изменения в человеческом характере и поведении, как иногда люди быстро меняются в зависимости от своего окружения. Именно поэтому родители всегда заботятся, чтобы ребенок дружил с хорошими людьми. В окружении порядочных воспитанных людей каждый пытается быть не хуже. В дурном обществе человек готов прощать себе не только мелкие недостатки, но и недостойные поступки. Ведь общество этого не осуждает, а порой и поощряет зло. Может, человек никогда бы не обнаружил худшие черты в себе, если бы этому не поспособствовало плохое общество и окружение.
    Именно такую ситуацию описал ПанасМирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Ведь когда Чипка (главный герой романа) подружился с сомнительными людьми – Лушней, Мотней и Крысой, то все хорошее, что в нем было, куда-то исчезло. Вместо этого он стал циничным и злым, начал свои плохие поступки с краж, а потом перешел и к разбою. Писатель рисует яркую картину нравственного падения человека. Автор нам показывает, как пьянствуют в доме Чипки его так называемые товарищи. А сам Чипка при этом не обращает внимания на то, что его товарищи оскорбляют его мать. Он еще и сам на нее кричит. Это был его позорный выбор, ставший для Чипки фатальным. Вскоре он дошел и до убийства. Ничего человеческого не осталось в нем, так как он позволил себе пойти вслед за недостойными людьми.
    Конечно же, окружение человека влияет на его характер и на его личность в целом. Но насколько сильным и решающим будет это влияние, зависит уже только от самого человека. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него давить. Возможно, ребенку будет трудно и сложнее противостоять влиянию своего окружения. И в таком случае уже взрослые должны помочь ребенку преодолеть негативное влияние и выработать в себе тот спасительный стержень. В отличие от ребенка у взрослого человека всегда есть право выбора. Он сам может выбрать свои цели и свое окружение. Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Мы вправе себе выбирать тех друзей, которых мы заслуживаем. И всегда нужно выбирать тех, кто тебя ценит. А не тех, кто тебя недооценивает. Потому как нет смысла выбирать тех, кто не разделяет наших успехов и для которых мы нужны только ради собственного самоутверждения.
    Именно такую ситуацию описал ПанасМирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Ведь когда Чипка (главный герой романа) подружился с сомнительными людьми – Лушней, Мотней и Крысой, то все хорошее, что в нем было, куда-то исчезло. Вместо этого он стал циничным и злым, начал свои плохие поступки с краж, а потом перешел и к разбою. Писатель рисует яркую картину нравственного падения человека. Автор нам показывает, как пьянствуют в доме Чипки его так называемые товарищи. А сам Чипка при этом не обращает внимания на то, что его товарищи оскорбляют его мать. Он еще и сам на нее кричит. Это был его позорный выбор, ставший для Чипки фатальным. Вскоре он дошел и до убийства. Ничего человеческого не осталось в нем, так как он позволил себе пойти вслед за недостойными людьми.
    Конечно же, окружение человека влияет на его характер и на его личность в целом. Но насколько сильным и решающим будет это влияние, зависит уже только от самого человека. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него давить. Возможно, ребенку будет трудно и сложнее противостоять влиянию своего окружения. И в таком случае уже взрослые должны помочь ребенку преодолеть негативное влияние и выработать в себе тот спасительный стержень. В отличие от ребенка у взрослого человека всегда есть право выбора. Он сам может выбрать свои цели и свое окружение. Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Мы вправе себе выбирать тех друзей, которых мы заслуживаем. И всегда нужно выбирать тех, кто тебя ценит. А не тех, кто тебя недооценивает. Потому как нет смысла выбирать тех, кто не разделяет наших успехов и для которых мы нужны только ради собственного самоутверждения.

  6. 7
    Признаки общества. Внешние: территория хронология, т. е. последовательность исторических событий определяющая временны рамки конкретного общества. Внутренние: динамическая (способная к развитию) стабильность способность к выполнению определенных функций (производство, распределение материальных благ, воспроизводство и социализация человека, духовное производство).
    8
    Понятие общества ОБЩЕСТВО: Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество).Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество). Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов).Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов). Страна, государство, регион (французское общество, советское общество).Страна, государство, регион (французское общество, советское общество). Человечество в целом.Человечество в целом. Совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей Совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей
    9
    Уровни социально-философского анализа общества уровеньсущностьконкретно-исторический На этом уровне анализируются конкретные события, народы, государства. Наряду с описанием единичных фактов присутствуют обобщающие понятия и суждения. историко-ти-пологический Обобщение, связанное с типологией общества. социально-философский Выделение, анализ всеобщих свойств общества.
    10
    Функции общества
    11
    Общество и природа ПРИРОДА ПРИРОДА: В обществознании природа – естественная среда окружения человека Природа – совокупность естественных условий существования человека
    12
    Общество Природа Развивается Существует и развивается Человеком Созидателем КУЛЬТУРЫ Культура-все, созданное человеком. Сотворенная человеком «вторая природа» по объективным законам (независимым от человека и общества) Общество и природа. Схема
    13
    14
    Природа (от гр. physis и лат. natura – возникнуть, быть рожденным) – одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.
    15
    Принято говорить о широком и узком смысле понятия «природа». Вселенная Биосфера
    16
    17
    Понятие природа употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – второй природы. В той ИЛИ ивой мере преобразованной и сформированной человеком. действуют люди, одарённые сознанием и имеющие цели действуют слепые, бессознательные силы гармоничнаягармоничная конфликтнаяконфликтная общество природа природа взаимосвязь взаимосвязь
    18
    ответ
    19
    Omвem: В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены : Человек не только социальное, НО и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно энергетические ресурсы для своего развития. Человек не только социальное, НО и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.
    20
    В чем проявляется обособление общества от природы? В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по объективным законам. В отличие от природы, общество имеет пространственно-временные границы и подчиняется в своем развитии, наряду с общими, особенным и специфическим законам. Общество является организованной системой: социальная структура, социальные и политические организации и институты. Общество выступает в качестве творца, преобразователя культуры, т.е. сотворённой человеком «второй», искусственной природы.
    21
    Что объединяет и что отличает общество и природу?Общество: имеет законы исторического развития; имеет законы исторического развития; занимается созидательной деятельностью; занимается созидательной деятельностью; преобразует мир, в том числе и природу. преобразует мир, в том числе и природу.Природа: имеет собственные законы; имеет собственные законы; постоянный и непрерывный эволюционный процесс; постоянный и непрерывный эволюционный процесс; влияет на формирование культуры, традиций, обычаев; влияет на формирование культуры, традиций, обычаев; может замедлять или ускорять развитие стран и народов; может замедлять или ускорять развитие стран и народов; стихийна; стихийна; долговечна. долговечна.
    22
    Понятие общественных отношений Общественные отношения – это многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них, в процессе их экономической, социальной, политической и культурной деятельности.
    23
    Жизнь общества есть не что иное, как процесс совместной деятельности людей. Общественные отношения – устойчивые связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности Социализация – процесс включения человека в определённую систему связей и отношений.
    24
    Общественные отношения. Схема это– многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Общественные отношения: Устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны людей Общественные отношения существуют во всех социальных институтах и подсистемах общества. Человек является связующим звеном всех элементов и подсистем общества
    25
    Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. В широком смысле общественные отношения – это вся система социальных связей и зависимостей деятельности и жизни людей в обществе. В узком смысле – опосредованные связи между людьми.
    26
    ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО УСТОЙЧИВЫЕ СВЯЗИ БЕЗЛИЧНЫЕ (ФОРМАЛЬНЫЕ) СВЯЗИ ЗАТРАГИВАЮЩИЕ ВАЖНЫЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ
    27
    Социальные отношения подразделяются на Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. односторонние и взаимные. Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого. Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого. Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления. Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления.
    28
    Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др. К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др. Вторичный уровень образуют отношения, которые возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно- культурных ценностей. Вторичный уровень образуют отношения, которые возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно- культурных ценностей.
    29
    Общественные отношения Материальные отношения Духовные (идеальные) отношения Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него Формируются предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями п/о, экологические отношения, отношения по детопроизводству Моральные, политические, правовые, художественные, философские, религиозные отношения
    30
    Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений социокультур- ные политические производст- венные семья СМИцерковь творческие союзы учреждения культуры партии движения лоббистские группы (группы давления на власть) частные предприятия акционерные общества профессио- нальные общества
    31
    Общество и культура Понятие «общество» Имеет отношение к системе взаимоотношений индивидов, принадлежащих к общей культуре Понятие «культура» Имеет отношение к образу жизни членов данного обществ: к их привычкам обычаям, материальным благам, которые они производят
    32
    «Вторая природа» Культура (возделывание, воспитание, образование) Это достижения человечества в духовной области (искусстве, науке и проч.) Узкий смысл Все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого. Широкий смысл Не может существовать вне общества Характеризуется историчностью Материальная Духовная Культура Характеризуется многообразием
    33
    По мнению философа 3. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных. Что же такое культура? Попробуем исследовать это понятие. – Прочитайте п. 3 § 9. – Почему культуру называют «второй природой»? – Что мы понимаем под культурой? – Раскройте смысл этого понятия в узком его смысле. – Охарактеризуйте широкое значение понятия «культура» – Какую роль играет культура в жизни общества? -Назовите главные черты культуры. -Охарактеризуйте условное деление культуры на отдельные составляющие. – Почему это деление условное? – Что такое «культурные универсалии»? Приведите примеры.
    34
    понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира;понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира; взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности; взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности; ценности – общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться; ценности – общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться; правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
    35
    Последовательные действия людей, направленные на достижения определённой цели, называют деятельностью. Деятельность – это способ существования, который выделяет людей из природы.
    36
    Виды деятельности виды сфер деятельности Экономическая сфера – это хозяйственная деятельность общества, когда создаются материальные блага. Социальная сфера – это возникновение и взаимодействие людей друг с другом. Политическая сфера – это область взаимодействия людей по поводу власти и подчинения. Духовная сфера – это область создания и освоения духовных благ.
    37
    Сферы общественной жизни
    38
    Характеристика отрасли обществознания Экономика – система наук, изучающих экономические отношения, проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества. Философия – наука о наиболее общих законах развития общества, природы, сознания.
    39
    Характеристика отрасли обществознания Социология -наука об общности как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Политология – наука, изучающая политику, политические процессы и поведение субъектов политики, политические отношения, политическое сознание и культуру, способы решения политических проблем.
    40
    Характеристика отрасли обществознания Юридическая наука – общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права. Культурология -единая социально- гуманитарная наука о духовной культуре народа.
    41
    Характеристика отрасли обществознания Историческая наука -комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Социальная психология – наука, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития общественно- психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности.
    42
    Виды социальных норм Виды социальных норм обычаитрадиции моральные нормы религиоз- ные политичес- кие правовые
    43
    Система общественных наук общество политология философияэтикасоциологияэстетика история правоведение

  7. 7
    Текст добавил: Урбанистическая Ирония

    РЕФЕРАТ
    по курсу «Естествознание»
    по теме: «Общество как форма жизнедеятельности людей»
    1. Понятие общества
    На первый взгляд вопрос о том, что такое общество, представляется довольно простым. Общество — это совокупность людей. Действительно, без людей нет общества, но только такой ответ был бы неполным, поверхностным. Он не учитывает неизбежно складывающихся между людьми отношений; которые объединяют их, связывают в единую целостность. Такие отношений, устанавливающиеся в процессе совместной человеческой практической и духовной деятельности, называются общественными отношениями. Эти отношения воспроизводятся в деятельности людей и носят столь устойчивый характер, что многие Поколений могут сменять друг друга, а тип связей, характеризующих данное конкретное общество, остается.
    Таким образом, общество — это конкретно-историческая система сложившихся закономерным образом отношений, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности. Разумеется, это не единственно возможное определение общества, которое настолько сложно и многогранно, что допускает множество исследовательских подходов, все более дифференцирующихся по мере его усложнения. Общество можно рассматривать как способ существования человека, выделяя При этом деятельность, поведение, общение людей, которые проявляются во всех видах общественных отношений. Общество можно рассматривать как функциональную систему с точки зрения тех функций, которые оно выполняет, например, функции целеполагания, адаптации, интеграции, самосохранения. Если посмотреть на общество как на трансформационную систему, то на передний план выходят процессы развития, изменения общественных отношений.
    Общество — это определенный способ существования людей, обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя формы и способы объединения и взаимодействия людей, отражающие их всестороннюю зависимость друг от друга. Человек, будучи природным и социальным существом, устремлен к миру, к обществу, в котором он формируется как человек разумный, как личность.
    Социализация — это включение человека в развивающийся общественный организм, в процессе которого он усваивает опыт предшествующих поколений и современников, приобретает знания и навыки, способы поведения, культуру. Эту общественную ориентацию можно назвать коллективистской устремленностью. Стремление человека к индивидуальному самовыражению можно определить как индивидуалистическую направленность.
    В том или ином обществе, у того или иного человека мера коллективистской и индивидуалистической устремленности различна.
    Определенным типам общества соответствуют и определенные типы личности. Так, на ранних этапах человеческой истории доминирует коллективистский тип личности. Здесь человек устанавливает свои отношения с миром, социальным, природным в основном через коллектив. Хорошо известен институт «остракизма» или выселение из общины в античной культуре, что являлось самым серьезным наказанием. В эпоху Возрождения в европейской культуре начинается процесс все большей индивидуализации сознания и поведения людей, что нашло свое выражение в формировании к XIX в. нового буржуазного типа общества, новой индустриальной культурно-исторической эпохи.
    Существует глубинная взаимосвязь между сущностью общества и сущностью самого человека, спецификой его бытия. Поэтому при определении понятия «общество» мы должны прежде всего отразить эту взаимосвязь.
    Общество — это специфический, т. е., отличающийся от остального животного мира способ организации жизнедеятельности людей, отражающий особённости бытия человека, его коллективистскую и индивидуалистическую устремленность.
    По мере выявления сложности и многообразия общественной жизни постоянно усиливалось стремление ученых отыскать какое-то общее основание, общий знаменатель, к которому могло бы быть сведено все это многообразие.
    Ответ на этот вопрос заключается в том, что все внешне многообразные явления общественной жизни представляют в сущности ту или иную- разновидность совместной деятельности людей. Так рассуждал О. Конт, основоположник социологии. М. Вебер считал основой жизни общества социальное, действие, понимая под ним человеческое поведение, ориентированное на другого человека. По словам К. Маркса, общество — продукт взаимодействия людей. Таким образом, все многообразие общественных явлений представляет в своей сущности тот или иной вид жизнедеятельности. Наличие у общества единой основы в форме жизнедеятельности людей не исключает представления о его многомерности, сложности. Оно может быть проанализировано и с точки зрения его социальной структуры, социальных институтов и др., но в его основе лежит совместная жизнедеятельность людей.
    2. Общественные отношения
    Общественные отношения — это отношения, который возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности. По сути, это вся совокупная деятельность людей, формы взаимодействия между ними. В более конкретном смысле можно сказать, что общественные отношения — это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены или представители тех или иных социальных общностей или групп.
    Структура общественных отношений может быть рассмотрена с разных точек зрения. В соответствии с марксистской концепцией, все общественные отношения делятся на материальные и духовные. Материальные отношения интерпретируются как базисные, возникающие без непосредственного участия сознания. Их характер определяется производительными силами общества. Духовные отношения понимаются как производные от материальных отношений. Они относятся к надстроечным, возникают и функционируют, проходя через сознание людей. К духовным отношениям относятся политические, правовые, нравственные и др. С точки зрения основных видов практики, структура общественных отношений будет представлена двумя типами отношений. Во-первых, — это отношения «люди — природа» (производственная практика, преобразование человеком природы). Во-вторых, — это отношения «человек — человек» (социально-историческая практика). Структура общественных отношений может рассматриваться и с точки зрения субъектов общественной жизни. В этом случае могут быть выделены отношения, возникающие между классами, социально-этническими общностями, конфессиями, социальными и возрастными группами, индивидами и т. д.
    3. Нормы, регулирующие общественные отношения
    В каждом обществе существуют нормы, регулирующие общественные отношения, — социальные нормы. Социальные нормы — это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена общества или социальной группы и поддерживается с помощью санкций.
    Выделяют многие разновидности социальных норм. Основные из них — это обычаи, традиции, правовые и моральные нормы.
    Обычаи — это правила социального поведения, передающиеся от поколения к поколению, воспроизводящиеся в определенном обществе или социальной группе, вошедшие в привычку, быт и сознание их членов.
    Традиции — это элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в определенных обществах, социальных группах в течение длительного времени, процесс социального наследования, его способы.
    Правовые нормы — это установленные государством, законом общеобязательные правила поведения. В них, как правило, указываются условия их выполнения, субъекты регулируемых отношений, их взаимные права и обязанности, а также санкции в случае их нарушения.
    Моральные нормы — это требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и непозволительном. Они опираются исключительно на поддержку общества.
    Различные авторы предлагают выделять в качестве самостоятельных и другие нормы, регулирующие общественные отношения: политические, религиозные, эстетические и др. Социальные нормы могут складываться стихийно или создаваться сознательно, закрепляться и выражаться в устной или письменной форме. Несмотря на большие различия между собой, социальные нормы имеют ряд общих черт: они являются правилами поведения людей в обществе, носят общий характер, т. е. обращены ко всем и каждому.
    4. Взаимодействие общества и природы
    Естественной основой жизни общества является природа. Природа в широком смысле слова — это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Однако чаще это понятие употребляется в более узком и определенном смысле, обозначая всю совокупность естественных условий существования человека и человечества.
    Природу составляют земная кора (литосфера), воды Мирового океана, озер, рек, ледники (гидросфера), нижние слои атмосферы (тропосфера), а также все живые организмы, обитающие в этих геофизических сферах. Все эти составные части природы, проникая одна в другую, тесно связаны между собой взаимным обменом веществ и энергии и представляют собой единую саморазвивающуюся систему.
    Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, ибо, как известно, человеку присущи не только природные свойства, но и социальные. Общество встало в противоречие с природой в двух отношениях:
    во-первых, как социальная действительность, оно есть не что иное, чем сама природа;
    во-вторых, оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.
    На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как различие. Человек создавал примитивные орудия труда и с их помощью добывал средства к жизни. Производимые при этом воздействия на природу мало отличались от тех, какие оказывали на нее высокоразвитые животные. Однако полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на окружающую среду. Развитие производства свидетельствует о нарастающем воздействии человека на природу. Человек, став в результате труда самым совершенным живым существом, не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, «облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.
    Общество, как обособившаяся часть природы, и сама природа органически взаимосвязаны. Природа и общество находятся во взаимодействии и взаимно влияют друг на друга. Природная среда, географические и климатические условия оказывают значительное воздействие на жизнь людей, обусловливают во многом разнообразие обществ, особенности развития этносов, народностей, наций. В то же время сама природа испытывает на себе «организующую» силу общества. Человек по своему усмотрению «окультуривает» природу, искусственно «упорядочивая» ее. И вопрос здесь заключается в мере этого воздействия.
    Всю историю взаимодействия общества и природы можно разделить на несколько этапов. Часть ученых выделяет этапы такого взаимодействия на основе этапов развития материального производства, изменения его технологий. Исходя из этого, вычленяются три важнейших этапа взаимодействия общества и природы: первый — этап ручного производства, второй — этап машинного производства, третий — этап автоматизированного производства. Другие исследователи рассматривают историю развития взаимодействия общества и природы как историю последовательного снятия природных ограничений в росте потоков вещества и энергии от природной среды к обществу на основе роста и эффективного использования знаний. Первый этап характеризуется тем, что производство функционирует на природной энергетической основе, второй этап связан с промышленной революцией XVIII—XIX вв., т. е. с переходом к искусственному производству энергии, третий этап охватывает современную НТР.
    На протяжении истории менялось отношение человека к природе. В древнем мире человек не столько противопоставлял себя природе, сколько мыслил себя как одну из ее составных частей. Идеалом, достойным мудреца, считалась жизнь в согласии с природой. Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой европейской культуре. Здесь окружающая человека природа рассматривалась, как нечто более низкое чем человек, поскольку только он в процессе творения наделен божественным началом — душой. Более того, природа нередко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как борьба божественного начала — души с греховным телом. В эпоху Возрождения человек открывает для себя красоту природы, ее великолепие, начинает видеть в ней источник радости. В период становления промышленного капитализма возникает еще один тип отношения человека к природе. Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета. Такая установка высказана в известных словах тургеневского героя Базарова: «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Не изменилось подобное отношение и в советское время. Без учета экологических последствий строились гигантские заводы, гидроэлектростанции.
    С особой остротой экологические проблемы встали перед всем человечеством во 2-й половине XX в. И раньше люди сталкивались с такими явлениями как исчерпание того или иного месторождения, истощением тех или иных земель и т. п. Но все эти явления носили локальный характер. Ныне они носят глобальный характер, т. е., во-первых, приобрели планетарные масштабы, во-вторых, разрешить эти проблемы невозможно средствами одной страны или одной группы стран, а лишь объединенными усилиями всего человечества.
    Корни экологических проблем, причины разрушительной деятельности человека следует искать не только в недостаточном познании некоторых природных явлений, в преднамеренной алчности некоторых природопользователей, стремящихся исключительно к максимизации прибыли и действующих по принципу «после меня хоть потоп», но прежде всего в широком распространении так называемого технократического типа мышления, когда природа рассматривается в качестве источника сырья для материального производства. Для этого типа мышления характерно то, что человек мало задумывается над смыслом вещей, а увлечен соотношением их различных сторон. Решение экологических проблем зависит от способности человечества изменить позицию по отношению к окружающему миру, изменить тип мышления. Необходимо осознание того, что живая природа и человечество — это единый организм, что жизнь общества — это составная часть глобального биогеохимичёского процесса. Осознать суть экологических проблем может помочь учение о ноосфере (от греч. ноос, нус — разум). Термин «ноосфера» впервые употребили в 20-е гг. XX в. французские ученые Леруа и Тейяр де Шарден. Его использовал и развил, создав стройную теорию, выдающийся русский ученый, академик В. И. Вернадский. Суть этой теории в том, что человечество в XX в. приобрело такую техническую мощь, так влияет своей деятельностью на биосферу, что без участия разума, без целенаправленных и последовательных усилий со стороны государств, различных организаций, партий, общественных движений равновесие между природой и обществом не может сохраняться. Разумная человеческая деятельность должна стать главным определяющим фактором взаимодействия природы и общества. Дальнейшее развитие общества может быть только экологосообразным.
    Список литературы
    1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
    2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
    3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.
    4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
    5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *