Сочинение на тему объясните как вы понимаете смысл финала текста

0 вариантов

  1. По­яс­не­ние.15. 1 Ос­нов­ное на­зна­че­ние пунк­ту­а­ции — пе­ре­да­вать ло­ги­ку пред­ло­же­ния, связь между его ча­стя­ми. Одни знаки пре­пи­на­ния, как и слова, рас­чле­ня­ют поток пись­мен­ной речи на вы­ска­зы­ва­ния, дру­гие по­мо­га­ют раз­ли­чить «свои» и «чужие слова, тре­тьи делят вы­ска­зы­ва­ния на про­стые пред­ло­же­ния, четвёртые вы­де­ля­ют в со­ста­ве вы­ска­зы­ва­ния спе­ци­фи­че­ские кон­струк­ции. Роль зна­ков пре­пи­на­ния в пись­мен­ной речи очень ве­ли­ка. Не­слу­чай­но со­вре­мен­ный линг­вист Н. С. Вал­ги­на пи­са­ла: «Со­вре­мен­ная рус­ская пунк­ту­а­ция — это очень слож­ная, но чёткая си­сте­ма. В раз­но­сто­рон­нем бо­гат­стве этой си­сте­мы та­ят­ся боль­шие воз­мож­но­сти для пи­шу­ще­го. И это пре­вра­ща­ет пунк­ту­а­цию… в мощ­ное смыс­ло­вое и сти­ли­сти­че­ское сред­ство».Об­ра­тим­ся к тек­сту Аль­бер­та Ли­ха­но­ва. В пред­ло­же­нии № 37 (Но мы жили, как живут люди все­гда, толь­ко с дет­ства знали: там-то и там-то есть стро­гая черта, и Анна Ни­ко­ла­ев­на про­сто пре­ду­пре­жда­ла об этой черте.) ис­поль­зу­ют­ся за­пя­тые, двое­то­чие, точка. Точка в конце пред­ло­же­ния ука­зы­ва­ет на за­кон­чен­ность вы­ска­зы­ва­ния с точки зре­ния пи­шу­ще­го. Одна из за­пя­тых ука­зы­ва­ют на сле­до­ва­ние объ­ек­тов и друг за дру­гом: в со­ста­ве слож­но­со­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния за­пя­тая раз­де­ля­ет рав­но­знач­ные части (…мы жили… и …Анна Ни­ко­ла­ев­на пре­ду­пре­жда­ла…). Кроме того, за­пя­тые в этом пред­ло­же­нии вы­де­ля­ют при­да­точ­ное пред­ло­же­ние в со­ста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го, тем самым рас­чле­ня­ют поток пись­мен­ной речи на вы­ска­зы­ва­ния. Двое­то­чие по­став­ле­но ав­то­ром между ча­стя­ми слож­но­го бес­со­юз­но­го пред­ло­же­ния с целью по­ка­зать, что далее сле­ду­ет по­яс­не­ние сде­лан­но­го со­об­ще­ния, ука­зать на разъ­яс­не­ние преды­ду­щей части вы­ска­зы­ва­ния. Не­ма­ло в тек­сте вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ний ((7)Мамы! (8)Вы! (9)Пойдёте! (10)В дет­скую! (11)Биб­лио­те­ку! (12)И за­пи­ше­тесь!): вос­кли­ца­тель­ный знак яв­ля­ет­ся по­ка­за­те­лем того, на­сколь­ко силь­но рас­сказ­чи­ка вол­ну­ет со­дер­жа­ние, ука-зы­ва­ет на эмо­ци­о­наль­ное от­но­ше­ние ге­ро­ев к вы­ска­зы­ва­е­мой мысли.Таким об­ра­зом, нам уда­лось до­ка­зать важ­ную роль пунк­ту­а­ции в пись­мен­ной речи и под­твер­дить пра­во­моч­ность вы­ска­зы­ва­ния Н. Вал­ги­ной.
    15.2 По моему мне­нию, смысл при­ведённого фи­на­ла тек­ста А. Ли­ха­но­ва за­клю­ча­ет­ся в том, что учи­тель­ни­ца ста­ра­ет­ся с малых лет вос­пи­тать в своих уче­ни­ках чув­ство от­вет­ствен­но­сти, вну­шить им, что без­от­вет­ствен­ность, на­чи­на­ясь с ма­ло­го, может стать твоим серьёзным по­ро­ком и бедой для окру­жа­ю­щих людей. В до­ка­за­тель­ство этого при­ведём при­ме­ры из тек­ста. Анна Ни­ко­ла­ев­на очень серьёзно от­но­сит­ся к по­се­ще­нию уче­ни­ка­ми её клас­са биб­лио­те­ки. Она по­ни­ма­ет, что в труд­ное во­ен­ное время, когда книги в биб­лио­те­ке нуж­да­ют­ся в осо­бой со­хран­но­сти, когда их про­сто негде взять, очень важно на­учить своих уче­ни­ков бе­реж­но от­но­сить­ся к книге. Книга — дра­го­цен­ность. Вот по­че­му учи­тель­ни­ца, че­ка­ня каж­дое слово, так тща­тель­но зна­ко­мит детей с пра­ви­ла­ми поль­зо­ва­ния кни­га­ми. Очень важ­ным для вто­ро­класс­ни­ков яв­ля­ет­ся сам факт за­пи­си в биб­лио­те­ку, по­то­му что это при­знак опре­делённой са­мо­сто­я­тель­но­сти, взрос­ло­сти, а это зна­чит и опре­делённой меры от­вет­ствен­но­сти, причём, от­вет­ствен­но­сти не толь­ко за себя, но и перед ро­ди­те­ля­ми. Вто­ро­класс­ни­ки долж­ны усво­ить, что их ха­лат­ность может обер­нуть­ся про­бле­ма­ми для их ро­ди­те­лей. Если с дет­ства на­учить­ся це­нить книгу, бе­речь её, то можно при­об­ре­сти надёжного друга и по­мощ­ни­ка. В об­ра­ще­нии с кни­гой фор­ми­ру­ют­ся такие важ­ные ка­че­ства че­ло­ве­ка, как от­вет­ствен­ность и са­мо­сто­я­тель­ность.
    15.3 Если с дет­ства на­учить­ся це­нить книгу, бе­речь её, то можно при­об­ре­сти надёжного друга и по­мощ­ни­ка. В об­ра­ще­нии с кни­гой фор­ми­ру­ют­ся такие важ­ные ка­че­ства че­ло­ве­ка, как от­вет­ствен­ность и са­мо­сто­я­тель­ность. Если вам в жизни уда­лось встре­тить книгу, к ко­то­рой хо­чет­ся воз­вра­щать­ся вновь и вновь, ко­то­рая не оста­ви­ла рав­но­душ­ным, про­бу­ди­ла же­ла­ние ду­мать или де­лать что со­зи­да­ю­щее, то вы со­гла­си­тесь, что книга может стать дра­го­цен­но­стью. В труд­ное во­ен­ное время, когда книги в биб­лио­те­ке нуж­да­ют­ся в осо­бой со­хран­но­сти, когда их про­сто негде взять, очень важно на­учить своих уче­ни­ков бе­реж­но от­но­сить­ся к книге. Вот по­че­му учи­тель­ни­ца Анна Ни­ко­ла­ев­на, че­ка­ня каж­дое слово, так тща­тель­но зна­ко­мит детей с пра­ви­ла­ми поль­зо­ва­ния кни­га­ми. Вто­ро­класс­ни­ки долж­ны усво­ить, что книгу нужно бе­речь. Книги могут быть дру­зья­ми. Когда бы­ва­ет груст­но, я беру с полки «Зо­ло­то­го телёнка» Ильфа и Пет­ро­ва. Оп­ти­мизм Оста­па Бен­де­ра пе­ре­даётся и мне. Очень хо­чет­ся ве­рить, что Остап обя­за­тель­но при­ду­ма­ет выход из любой си­ту­а­ции. Успо­ка­и­ва­ясь, я тоже на­чи­наю ис­кать выход из своей про­бле­мы. Мне ка­жет­ся, что книги нужны будут че­ло­ве­ку все­гда. Ко­неч­но, с по­мо­щью со­вре­мен­ных га­д­же­тов можно найти любую ин­фор­ма­цию го­раз­до быст­рее, чем в книге, но ни­ка­кой га­д­жет не за­ме­нит нам до­ве­ри­тель­но­го об­ще­ния с кни­гой, уюта, со­зда­ва­е­мо­го едва слыш­ным ше­ле­стом стра­ниц.

  2. По­яс­не­ние.15.1 Аб­зац­ное чле­не­ние тек­ста — это одно из важ­ных усло­вий его оформ­ле­ния. Абзац и пунк­ту­а­ция поз­во­ля­ют пра­виль­но по­нять ин­фор­ма­цию, ос­нов­ную мысль и ав­тор­ский за­мы­сел. Чтобы до­ка­зать это, об­ра­тим­ся к тек­сту Ев­ге­ния Пер­мя­ка.Ввод­ная часть в тек­сте пред­став­ле­на пред­ло­же­ни­я­ми №1—3 и яв­ля­ет­ся от­дель­ным аб­за­цем, в ко­то­ром сразу же об­ри­со­вы­ва­ет­ся ос­нов­ная про­бле­ма, под­ни­ма­е­мая рас­сказ­чи­ком: герой опа­са­ет­ся, как ему с дру­зья­ми удаст­ся до­брать­ся домой в не­по­го­ду. Так, с пер­во­го аб­за­ца мы можем опре­де­лить тему тек­ста.В конце по­вест­во­ва­ния герой под­во­дит итог своим раз­мыш­ле­ни­ям о роли ма­те­ри в его жизни. Этот вывод автор объ­еди­ня­ет в от­дель­ный абзац (пред­ло­же­ния 43—47). Об­ра­тим вни­ма­ние и на пунк­ту­а­цию в по­след­нем аб­за­це: она пре­дель­но про­ста. В конце каж­до­го пред­ло­же­ния стоит точка как по­ка­за­тель за­кон­чен­но­сти мысли, ее не­оспо­ри­мо­сти. Кроме того, об­ра­ща­ет на себя вни­ма­ние то, что из пяти пред­ло­же­ний по­след­не­го аб­за­ца че­ты­ре яв­ля­ют­ся про­сты­ми не­ослож­нен­ны­ми, по­это­му они не пе­ре­гру­же­ны зна­ка­ми, от­вле­ка­ю­щи­ми вни­ма­ние чи­та­те­ля от ос­нов­ной мысли ав­то­ра, вы­ска­зан­ной ла­ко­нич­но и точно.Таким об­ра­зом, прав был рус­ский пи­са­тель И. Э. Ба­бель: «Все аб­за­цы и вся пунк­ту­а­ция долж­ны быть сде­ла­ны пра­виль­но с точки зре­ния наи­боль­ше­го воз­дей­ствия тек­ста на чи­та­те­ля».
    15.2 Очень часто бы­ва­ет так, что мы не можем во­вре­мя оце­нить, на-сколь­ко любит нас самый близ­кий, до­ро­гой нам че­ло­век — мама. Это не все­гда по­ка­за­тель нашей чёрст­во­сти, рав­но­ду­шия, нет. Порой мы на­столь­ко при­вы­ка­ем, что мама есть, и нам ка­жет­ся, что она будет все­гда, а зна­чит ещё успе­ет­ся ска­зать ей доб­рые слова, по­ка­зать ей свою лю­бовь. Осо­зна­ние соб­ствен­ных оши­бок при­хо­дит го­раз­до позже. От­рад­но, что герой тек­ста Ев­ге­ния Пер­мя­ка понял, как силь­но пе­ре­жи­ва­ла мама из-за него, и оце­нил это, о чём сви­де­тель­ству­ют фи­наль­ные стро­ки тек­ста: «Я ни­ко­гда ещё не был так лас­ков с нею. Я ни­ко­гда ещё так не любил свою мать».Рас­сказ­чик с дру­ги­ми ре­бя­та­ми за­блу­дил­ся в ме­тель. Когда им под утро уда­лось вы­брать­ся из снеж­но­го плена и он от­крыл дверь дома, маль­чик бро­сил­ся к маме и рас­пла­кал­ся. Мама сде­ла­ла вид, что ни­че­го не про­изо­шло. По­че­му же она так от­ре­а­ги­ро­ва­ла? Рас­сказ­чик оце­нил это уже бу­дучи взрос­лым: мама хо­те­ла, чтобы сын рос го­то­вым к пре­одо­ле­нию жиз­нен­ных труд­но­стей, чтобы потом без неё смог не рас­кис­нуть под вли­я­ни­ем об­сто­я­тельств.На самом деле мама всю ночь места себе не на­хо­ди­ла. Она ушла в ночь, в ме­тель, чтобы спа­сти сво­е­го ребёнка, даже ценой здо­ро­вья, а воз­мож­но, и жизни (пред­ло­же­ния номер 29—31). Мама го­то­ва на любую жерт­ву ради бла­го­по­лу­чия своих детей, ма­ми­на лю­бовь «силь­нее смер­ти и стра­ха смер­ти». Ма­те­рин­ская лю­бовь — это без­дон­ная чаша ан­гель­ско­го тер­пе­ния; жи­тей­ской муд­ро­сти; ду­шев­ной доб­ро­ты; не­ис­ся­ка­е­мо­го сер­деч­но­го тепла; не­уто­ми­мой, бес­ко­рыст­ной за­бо­ты и бес­ко­неч­ной пре­дан­но­сти.
    15.3 Слово «мама» очень важно для каж­до­го из нас. Оно и по­нят­но, ведь имен­но мама даёт нам жизнь, потом с тре­пе­том по­мо­га­ет де­лать пер­вые шаги, с вол­не­ни­ем от­прав­ля­ет в школу, со сле­за­ми — в ин­сти­тут. Не­за­ви­си­мо от воз­рас­та для нашей мамы мы все­гда будем детьми, она все­гда будет за­бо­тить­ся о нас, пе­ре­жи­вать из-за наших не­удач и безум­но ра­до­вать­ся даже самым ма­лень­ким по­бе­дам, по­то­му что ма­те­рин­ская лю­бовь не знает гра­ниц.Герой рас­ска­за Ев­ге­ния Пер­мя­ка с дру­ги­ми ре­бя­та­ми за­блу­дил­ся в ме­тель. Когда им под утро уда­лось вы­брать­ся из снеж­но­го плена и он от­крыл дверь дома, маль­чик бро­сил­ся к маме и рас­пла­кал­ся. Мама сде­ла­ла вид, что ни­че­го не про­изо­шло. По­че­му же она так от­ре­а­ги­ро­ва­ла? Рас­сказ­чик оце­нил это уже бу­дучи взрос­лым: мама хо­те­ла, чтобы сын рос го­то­вым к пре­одо­ле­нию жиз­нен­ных труд­но­стей, чтобы потом без неё смог не рас­кис­нуть под вли­я­ни­ем об­сто­я­тельств. На самом деле мама всю ночь места себе не на­хо­ди­ла. Она ушла в ночь, в ме­тель, чтобы спа­сти сво­е­го ребёнка, даже ценой здо­ро­вья, а воз­мож­но, и жизни.С при­ме­ра­ми ма­те­рин­ской любви мы встре­ча­ем­ся в по­все­днев­ной жизни, бо­га­та ими и рус­ская ли­те­ра­ту­ра. В про­из­ве­де­нии А. Н. Тол­сто­го «Рус­ский ха­рак­тер» глав­ный герой Дре­мов, на­граж­ден­ный от­пус­ком, по­ехал домой, пред­ста­вив­шись дру­гим че­ло­ве­ком. Но не про­жив там и дня, вер­нул­ся об­рат­но в часть. Дре­мо­ву ка­за­лось, что он стал чужой ро­ди­те­лям. Но серд­це ма­те­ри под­ска­за­ло ей, что при­ез­жал сын. Маме не важно, кра­сив или нет их сын, глав­ное, чтобы он остал­ся жив.Связь че­ло­ве­ка с мамой про­хо­дит креп­кой, не­ви­ди­мой нитью через всю его жизнь. На­чи­ная от тихой песни у ко­лы­бе­ли, мама ста­но­вит­ся самым пре­дан­ным дру­гом и муд­рым на­став­ни­ком. Мамы мудро ведут по жизни, и все­гда ста­ра­ют­ся найти оправ­да­ние нашим оплош­но­стям, по­то­му что дня них мы все­гда оста­ем­ся детьми — са­мы­ми лю­би­мы­ми и са­мы­ми луч­ши­ми.

  3. Структура сочинения-рассуждения 15.2
    1. Тезис.
    2. Аргумент – пример 1 + комментарий.
    3. Аргумент – пример 2 + комментарий.
    4. Заключение (по тезису).
    1. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе нужно коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
    Ваша задача – объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль, текста, и дать объяснение не составит труда.
    При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
    Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
    Текст заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что…
    Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
    Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
    По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
    В этом отрывке автор говорит о том, что…
    Смысл данного отрывка я понимаю так: …
    В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
    Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д.
    2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры из текста.
    В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста. Примеры должны
    соответствовать тезису;
    иллюстрировать мнение о смысле цитаты.
    Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:
    Попробую доказать справедливость своего суждения.
    Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям …
    Это подтверждают предложения …
    Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).
    Предложение … подтверждает мысль о том, что…
    Своё мнение могу доказать на таком примере из текста.
    Возможно использование вводных слов во-первых, во-вторых.
    3. Вывод.
    Задача вывода – подвести итог размышлению, завершить работу, еще раз обратив внимание на самую главную мысль. Вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию
    В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу.
    Пример сочинения-рассуждения 15.2

  4. По­яс­не­ние.15.1 Линг­вист В.Н. Жуков писал: «Фра­зео­ло­гиз­мы на­де­ле­ны оце­ноч­ным зна­че­ни­ем и яркой эмо­ци­о­наль­но-экс­прес­сив­ной окрас­кой». Так ли это? По­про­бу­ем разо­брать­ся.Фра­зео­ло­гиз­мы – устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния, об­ла­да­ю­щие не­де­ли­мым смыс­лом и из­вле­ка­е­мые из нашей па­мя­ти в го­то­вом виде. Во фра­зео­ло­гиз­ме за­ло­жен глу­бо­кий смысл, ко­то­рый пе­ре­даётся нам на каком-то глу­бо­ком, порой под­со­зна­тель­ном уров­не. Вла­де­ние язы­ком будет не­пол­ным, если мы не зна­ко­мы с фра­зео­ло­ги­ей. Под­твер­дим это при­ме­ра­ми из тек­ста Юрия На­ги­би­на.В пред­ло­же­нии 12 встре­ча­ем фра­зео­ло­гизм «души не чаяла», с по­мо­щью ко­то­ро­го автор пе­ре­даёт, на­сколь­ко учи­тель­ни­ца не­мец­ко­го языка бла­го­во­ли­ла к рас­сказ­чи­ку.В пред­ло­же­нии 21 с по­мо­щью фра­зео­ло­гиз­ма «счи­тать ворон» пе­ре­да­но воз­му­ще­ние Елены Фран­цев­ны по по­во­ду раз­гиль­дяй­ства уче­ни­ка, не вы­учив­ше­го сти­хо­тво­ре­ние. Вряд ли ярче можно ска­зать о без­дель­ни­ке!Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить, что зна­ние фра­зео­ло­гиз­мов и упо­треб­ле­ние их в речи де­ла­ет её вы­ра­зи­тель­нее, ярче, об­раз­нее.
    15.2 Можно ли вер­нуть друга? В жизни бы­ва­ют раз­ные си­ту­а­ции. Бы­ва­ют такие, после ко­то­рых ру­шат­ся от­но­ше­ния на­все­гда. Имен­но о таком слу­чае рас­ска­за­но в тек­сте Юрия На­ги­би­на. Фи­наль­ные стро­ки объ­яс­ня­ют, по­че­му раз­ру­ше­на друж­ба: «Потом было не­ма­ло слу­ча­ев, когда мы могли бы вер­нуть­ся к преж­ней друж­бе. Но Пав­лик не хотел этого. Ему не нужен был тот че­ло­век, каким я вдруг рас­крыл­ся на уроке не­мец­ко­го».На уроке не­мец­ко­го языка герой-рас­сказ­чик повёл себя подло. Он решил сва­лить вину на друга, по сути, пре­дав его. А вот Пав­лик был дру­гим. Он не выдал то­ва­ри­ща, не стал оправ­ды­вать­ся, а молча слу­шал не­оправ­дан­ные об­ви­не­ния: «Он слу­шал её молча, не оправ­ды­ва­ясь и не огры­за­ясь, слов­но всё это ни­сколь­ко его не ка­са­лось».Рас­сказ­чик не сразу понял, что на­тво­рил. Он ещё, ви­ди­мо, не до­зрел до на­сто­я­щей друж­бы, не по­ни­ма­ет, что пре­да­тель­ство не де­лит­ся на боль­шое и ма­лень­кое – пре­да­тель­ство оно оди­на­ко­во раз­ру­ша­ю­ще. Те­перь он для Пав­ли­ка пу­стое место: «Он мол­чал и гля­дел мимо меня». Пусть это ста­нет уро­ком для героя на всю жизнь.Уме­ние дру­жить – это дар и та­лант, нис­по­слан­ный свыше. Не каж­дый умеет и может по­жерт­во­вать чем-то важ­ным и до­ро­гим ради друга, не каж­дый умеет со­пе­ре­жи­вать, по­чув­ство­вать и рас­по­знать чужую боль, во­вре­мя найти и ска­зать нуж­ное слово под­держ­ки. Уме­ние ис­крен­не по­ра­до­вать­ся успе­хам дру­го­го че­ло­ве­ка, без ма­лей­ше­го от­тен­ка за­ви­сти – это тоже боль­шая ред­кость. Такие люди умеют дру­жить по-на­сто­я­щем
    15.3 Без дру­зей труд­но. Че­ло­ве­ку свой­ствен­но ис­пы­ты­вать по­треб­ность в об­ще­нии, же­ла­ние с кем-то по­де­лить­ся бедой или ра­до­стью, об­су­дить какие-то про­бле­мы, на­де­ять­ся на чью-то по­мощь или са­мо­му эту по­мощь ока­зы­вать. Всё это можно ре­а­ли­зо­вать, если у тебя есть друг. По­треб­ность в друге ис­пы­ты­ва­ет, я думаю, каж­дый че­ло­век, но не каж­дый умеет дру­жить, ведь друж­ба пред­по­ла­га­ет вза­и­мо­по­мощь, го­тов­ность по­жерт­во­вать сво­и­ми ин­те­ре­са­ми ради друга, а на это не каж­дый спо­со­бен. Герой Юрия На­ги­би­на под­дал­ся сию­ми­нут­ной сла­бо­сти, стру­сил, со­вер­шил двой­ной про­сту­пок: об­ма­нул учи­тель­ни­цу и пе­ре­ло­жил свою вину на друга, не­за­слу­жен­но его об­ви­нив в соб­ствен­ной ха­лат­но­сти и лени. Вы­го­ду при этом по­лу­чил «гро­шо­вую», про­дал друга, по­лу­ча­ет­ся, за грош. Разве воз­мож­но после этого до­ве­рять ему? А без до­ве­рия нет друж­бы. На­сто­я­щие дру­зья были у Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на. Ли­цей­скую друж­бу смог­ли через всю жизнь про­не­сти Пуш­кин, Пущин, Дель­виг. Не один де­ся­ток верст при­ш­лось пре­одо­леть Пу­щи­ну, чтобы на­ве­стить опаль­но­го друга в Ми­хай­лов­ском. Нужна была сме­лость, чтобы по­ехать к во­шед­ше­му в не­ми­лость к царю поэту. При­ведённые при­ме­ры под­твер­жда­ют, что друж­ба — ве­ли­кий дар. Хо­ро­шо бы, чтобы каж­до­му в жизни встре­тил­ся на­сто­я­щий друг.

  5. 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Людмилы Алексеевны Введенской: «Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, которая создается явлениями многозначности, омонимии и синонимии».
    Произведения искусных авторов определяются красноречием, в которое вкладываются различные стилистические приемы, необходимые для того, чтобы автор, излагая одни и те же события, прибегал к различным значениям похожих слов или же к разным словам, имеющим одно значение. Об этом у известного лингвиста Л. А. Введенской имеется такое мнение: «Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, которая создаётся явлениями многозначности, омонимии и синонимии».
    Действительно, явления омонимии и синонимии играют важную роль как в русском, так и во многих других языках. Они позволяют избегать тавтологии, делают речь благозвучной и красочной.
    В рассказе русского писателя и поэта Погодина Радия Петровича мы можем найти подтверждение данному высказыванию. Например, после предложения: «Нинка фыркнула и проскочила вперёд» автор в продолжении рассказа употребляет такие синонимы к слову «проскочить», как «прошмыгнуть» или «пройти», тем самым, избегая повторений слов.
    В своём рассказе автор также прибегает к омонимии, как в предложении 39, в котором под значением слова «подставить» имеется ввиду подножку, а в предложении 40 слово «подставить» имеет совершенно другое значение, как, например, подставить друга.
    Таким образом, на примера данного рассказа мы понимаем, что явления синонимии и омонимии в художественной литературе незаменимы в том, чтоб придать разнообразия в изложении художественной мысли.
    15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Витьке показалось, что он уже знал это раньше. Что не могла эта девчонка поступить по-другому, не могла подставить товарища, не могла допустить, чтобы пострадал тот, кто поступил глупо, но понял свою ошибку и раскаивается в совершенном…».
    В этом рассказе школьник Витька, влюблённый в свою одноклассницу Валю, пытается привлечь ее внимание рассказами о том, как он поймал двух лосей, но безуспешно. Издевки своих одноклассников Витька решает сорвать на именно на ней, подставив ей подножку. «Что я тебе сделала плохого?» – взглядом, полным немого вопроса, который, однако, красноречивее слов, она заставляет его призадуматься о своём поступке.
    Немного позже он узнает, что Валя его так и не сдала, защитила, возможно, потому, что почувствовала его глубокое сожаление: «А Валька сказала ничего подобного, ты не подставил, что даже посторонился, пропустил…».
    Таким образом Валя проявляет доброе отношение к своему однокласснику, не подставляет его и защищает. Она знала, что он понимает всю глупость своего поступка и раскаивается.
    15.3 Как вы понимаете значение слова РАСКАЯНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение.
    Раскаяние – это совесть человека, который ещё способен распознавать свои добрые и злые поступки. Внутренний голос, который пытается вразумить того, кто совершает непоправимую ошибку по отношению к кому-либо.
    Так и в произведении Р. П. Погодина мы также понимаем, что автор поднял крайне болезненную тему раскаяния.
    После того как Витька подставил подножку бедной Вале, он сам понимает, что прямо сейчас совершил нечто ужасно подлое по отношению к своей однокласснице, при всём этом осознавая, что она ни в чем не виновата. «Витька не раздеваясь, сел к столу, подпер голову кулаком. Он так размечтался, что не слышал звонка в коридоре, не слышал, как открылась дверь и вошли Кончак с Генькой». Этот отрывок даёт нам ясное понимание по поводу того, как герой ушёл в свои мысли, сокрушаясь о том, что он натворил, в его действиях можно увидеть явные признаки сожаления, искреннего раскаяния, которое в дальнейшем может помочь ему все исправить.
    В моем далеком детстве был такой случай, когда я навредила своему другу, испортила его книгу из-за небольшой ссоры. Навредила так, что долго не могла ходить с чистой совестью, изводила себя. Я ведь хорошо понимала, что это был дурной поступок. Однако потом я узнала, что он никому не рассказал обо мне. Взял все на себя. Видел, что все поняла, что я мучаюсь, и простил. Он сказал тогда, что человек, осознающий гнусность своих поступков и жалеющий об этом, должен быть прощён.

  6. 6
    Текст добавил: МиЛ@Я(//ДЕВА4КА//)

    ОГЭ Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по тексту из сборника И.П.Цыбулько (задание 15.2, вариант 2, стр.12)
    Задание 15.2
    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: “Я была на костре, – ответила Ленка. – И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!” Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Сочинение
    Смысл финала текста я понимаю так: несмотря на то что Ленка  испытала унижения, издевательства со стороны своих одноклассников, она никогда  не поступила бы так же с другим человеком, даже с тем, кто её предал и кого она считала другом. Это её жизненный принцип.
    Ленка оказалась гораздо нравственнее и великодушнее своих одноклассников, которые, узнав правду о предательстве Димки Сомова, ждали от Ленки мести (предложения 15, 17-28).  Они были потрясены  тем, что Ленка отказалась поддержать бойкот против Димки (предложения 37, 39). Их сердца оказались глухими к чужой боли и страданиям. Ленка как никто другой понимает, как тяжело сейчас Димке, против которого настроен весь класс, потому что сама прошла через это.
    Таким образом, чужую боль способен почувствовать только тот, кто сам испытал её. (116 слов)Попробуй написать сочинение сам, воспользовавшись этим шаблоном:Шаблон

    Смысл финала текста я понимаю так: несмотря на то что Ленка  _____________________________________________________________________, она никогда  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Это её жизненный принцип.
    Ленка оказалась _______________________________________________________________________________________________________________________________________ (предложения…).  Они были потрясены  тем, что Ленка ____________________________________________________ (предложения…). Их сердца оказались _____________________________________________. Ленка как никто другой понимает, ___________________________________________, потому что _________________________________________________.
    Таким образом, чужую боль способен почувствовать только тот, __________________________________.
    15.2  (по тексту Ю. Бондарева).
    Сочинение-рассуждение.
    «Как много и мало нужно человеку для счастья!» – такими словами заканчивает текст русский писатель Ю. В. Бондарев.    Конечно, у каждого своё представление о счастье и своё понимание «многого» и «малого». Попробую объяснить смысл этой финальной фразы, приведя примеры из текста.
    «Много» и «мало» – это антонимы, то есть  слова, противоположные по значению. Но между ними автор ставит союз «И», для того чтобы объединить их  в одно целое.
    Здоровье семьи, близких людей, возможность много работать ради них, мирное небо над головой (предложения 18, 19) – в этом видит своё счастье один из героев текста – отец Надежды. Для него это и «много» и «мало».
    Таким образом,  используя  антонимы, автор говорит, что и «много» и «мало» нужно для человеческого счастья.                                                                                                          (117 слов)

    15.2.                    Ю. Бондарев заканчивает свой текст словами: «Как много и мало нужно человеку для счастья!». Размышляя о том, что нужно человеку, чтобы быть счастливым, автор приходит к парадоксальному выводу, соединяя антонимы – слова, противоположные по смыслу, сочинительной связью.  Значит, «малое» может обернуться «многим» и наоборот. Так что же нужно человеку для счастья?  В поисках ответа на этот вопрос обратимся к тексту.
    Понимание счастья  отцом передано  в прямом высказывании в диалоге с дочерью ( предложение 18).  Мирная жизнь, семья под крышей твоего дома  – вот счастье. Уберечь  родных от невзгод, много работать, чтобы помочь близким, поддержать своей любовью в трудную минуту  – в этом он видит своё счастье. «Много» это или «мало»?
    Вторая часть текста убеждает нас в том, что очень «много»! Ведь от родительской любви, их умения  вовремя обнять ВЗРОСЛУЮ ДОЧЬ, «как маленькую»,  вместе плакать и повторять «мы любим тебя»  у НЕЁ «на душе потеплело» (предложения 19, 23 -24).
    Таким образом, мы видим, что из «малого» ( обнять, пожалеть, открыто заявить о своей любви) складывается «большое». Отступает холод одиночества, человек обретает веру в себя, появляется ощущение возможности счастья.
    Задание 15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: “Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. Потом встал и ушёл из зоопарка. Навсегда”. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.Сочинение          Смысл финала текста я понимаю так: девятилетний Тимофей тяжело переживает неожиданное расставание с Машей, потому что он очень привязался к этой девушке. Их знакомство и встречи происходили в зоопарке, поэтому после расставания он не мог больше находиться в этом месте, так как всё напоминало ему о Маше. Докажу справедливость своих слов на примерах из текста.          Тимофей действительно очень дорожил дружбой с Машей, потому что рядом с ней он чувствовал себя не хулиганом и мелким воришкой, а человеком, которому можно доверить важное дело. Маша заставляла Тимофея гордиться собой, ощущать себя полезным и нужным (предложения 8, 10).          Но мир рухнул для Тимофея в тот момент, когда Маша уехала (предложения 35-36). Отъезд девушки для него стал настоящим горем (предложение 26). Тоска, одиночество и безысходность охватили мальчика (предложения 34,37).          Эта печальная история рассказывает о большой трагедии маленького человека, который потерял единственного настоящего друга. (132 слова)

  7. 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Евгении Васильевны Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
    Действительно, художественный текст не только сообщает объективную информацию, но и обращается к чувствам человека, к его душе.
    Например, читая текст Л.Андреева, мы вполне представляем себе переживания собаки и окружающих ее людей. Скажем, в предложении 24 автор изображает детей, используя эпитеты (шумные, звонкоголосые и т.п.) и сравнение («как капельки ртути»), и настроение собаки: «у нее отняли ее непримиримую злобу».
    Л.Андреев дает нам понять душевное состояние Кусаки, рассказывая о том, как она «вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки и ей больно было от непривычной ласки, как от удара». Используя определение «непривычной» и сравнение, кажущееся, на первый взгляд, странным, автор заставляет нас снова задуматься о том, что в несчастье собаки виноваты равнодушные и жестокие люди, которым безразлична была Кусака и которые ее обижали.
    Все это мы можем понять благодаря тому, что художественный текст создает образ, находящий дорогу к нашему сердцу.
    15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить её восторга, благодарности и любви”.
    Эти слова показывают переживания собаки, которая хотела, но не умела показать свои чувства к приласкавшим ее людям.
    Кусака была несчастной собакой. Ее окружали люди, которым она была в лучшем случае безразлична, а в худшем – ненавистна. Но все изменилось в тот момент, когда появились добрые дачники с девочкой Лёлей, сумевшей сломить недоверчивость собаки (предложения 19-21). Теперь Кусака чувствовала себя нужной и любимой. Но она не умела ласкаться и играть и огорчалась из-за своей неспособности выразить благодарность добрым людям (предложения 34 и 35). Собака и рада бы была проявить весь переполнявший ее восторг, но не знала как.
    Автор изображает Кусаку любящим и благодарным существом; бедняга кусалась вовсе не со зла, а просто защищаясь от жестокого и несправедливого мира. А когда ей вдруг выпало немного счастья и любви, не могла по-настоящему осознать его, все еще ожидая удара – какого-нибудь обмана или подвоха. Но она все равно пыталась, как могла, выразить свою радость и любовь к приютившим ее людям.
    15.3 Какого человека можно считать сильным?
    Я думаю, что сильным человека можно назвать лишь тогда, когда у него есть не только физическая сила, но и сила духа и характера. Такой человек не станет никого обижать, наоборот, он постарается помочь любому, кто окажется возле него и будет нуждаться в помощи.
    Например, в отрывке из рассказа Л.Андреева изображены люди, которые приютили и обласкали бездомную собаку, давно разуверившуюся в человеческой доброте и справедливости. Кусака была злой не по характеру – она защищалась таким образом от безжалостного мира. Семья дачников приняла собаку в свой круг, заботилась о ней, приучила ее к ласке и доброму отношению. Это характеризует дачников как людей добрых и сильных, они не побоялись трудностей и не разозлились на собаку, которая сначала их не признала.
    Мне кажется, по-настоящему сильные люди всегда добры. Примером этого может служить мой прадедушка, который был очень сильным и бесстрашным человеком, участником Великой Отечественной войны, и в то же время отличался мягким и отзывчивым характером. У него дома всегда жили собаки или кошки, которых он подбирал на улице и очень любил.
    Окружить заботой всеми отверженное существо – это трудно, требует много доброты и твердости. Только истинно сильный человек на это способен.

  8. 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Ильи Наумовича Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
    Почему писатели, используя те же самые слова, что и мы все, могут добиться удивительной выразительности текста? Это загадка, которую едва ли возможно разрешить.
    Например, в рассказе В.Катаева говорится о том, как Бунин дает советы молодому автору, призывая его писать ежедневно, оттачивая мастерство и стремясь к точным и искренним словам. И мы можем убедиться, что писатель, действительно, подбирает очень выразительные слова, когда описывает (в предложениях 26-30) свое новое видение литературы. Взять, например, слово «упивался». Это метафора, которая описывает и восторг юноши, понявшего суть поэзии, и выражает его счастливое опьянение от красоты слова, и передает его неспособность оторваться от источника вдохновения.
    Или встречающееся в этом же абзаце, наряду с возвышенными «упиваться» и «сулить», разговорное слово «выковыривать». Оно тоже употреблено в переносном значении, но, будучи низким, передает пренебрежение юного писателя к бездарным поискам поэзии среди «высоких, поэтичных» предметов.
    Писатель словно открывает в слове новые грани его значения, раскрывая смысл своего высказывания.
    15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Лишь теперь я вдруг узнал, понял всей душой: вечное присутствие поэзии – в самых простых вещах, мимо которых я проходил раньше, не подозревая, что они в любой миг могут превратиться в произведение искусства, стоит только внимательно в них всмотреться».
    В финале заключен главный смысл текста. Молодой писатель после разговора с мастером понял, что поэзия живет во всем, что окружает человека. А еще во всем, что находится вокруг нас, есть красота и тайна, достойные того, чтобы о них написали стихами. Но поэтичность миру придает поэт своими выразительными словами.
    Если бы Пушкин не посвятил осени столько вдохновенных строк, может быть, осень и не стала бы самым поэтичным временем года. Кто нашел бы что-то завораживающее в воробьях или собаке с высунутым языком? А И.А.Бунину кажется, что они вполне заслуживают быть увековеченными в литературе.
    Молодому писателю кажется, что вся его жизнь – это поэзия (предложение 30), потому что он понимает, что в жизни нет ничего, что не было бы достойно изображения в стихах.
    15.3 Как вы понимаете значение слова КРАСОТА?

    В понятие «красота» каждый вкладывает собственное представление о том, что это такое. По мнению В.Катаева, красота – это все, что нас окружает: «Она была тут, рядом, вся на виду…» Молодой писатель понял, что изображения в стихах заслуживает все: и красные цветы, и собака с высунутым языком, и скамейка, и воробьи. Потому что красота зависит не от каких-то качеств предмета, а от нашего поэтического восприятия ее.
    Мне кажется, автор совершенно прав. Ведь нам нравится не только то, что отличается какой-то небывалой красотой, но и что-то совсем скромное и на первый взгляд обычное. Например, каждому из нас кажется красивым тот уголок природы, который мы считаем родным, который мы называем «малой родиной». И пусть у многих он такой обычный, что сторонний наблюдатель сочтет его невзрачным и скучным, – для нас он все равно самый прекрасный в мире.

  9. 9
    Текст добавил: КласснаяЧика

    Текст 10.2 Как только у нас с Пашкой появлялся… (По Н.И. Дубову)
    ОГЭ –
    ОГЭ
    Автор: Administrator
    08.07.2015 23:50
    Текст 10.2
    (1)Как только у нас с Пашкой появлялся какой-нибудь замысел, неизменно оказывалось, что в прошлом кто-то уже опередил нас. (2)Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк! (3)Выходило, что мы родились слишком поздно и пути к славе для нас закрыты.
    (4)Я высказался в этом смысле дома, но мать, удивлённо посмотрев на меня, сказала:
    – (5)Экий ты, оказывается, ещё дурачок!.. (6)Иди вон на огороде славу зарабатывай…
    (7)Пашка заметил:
    – (8)Почему это матери, как правило, детей любят, а не понимают? (9)Вот раньше было: (10)«Благословляю тебя, сын мой, на подвиг…» (11)А тут – на огород!..
    (12)Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает. (13)Он построил машину, чтобы наливать воду в колоду для коровы. (14)Машина, правда, сама воду наливать не могла; зато если налить вёдрами, то потом достаточно нажать железный рычаг, чтобы бочонок опрокинулся и половина воды попала в колоду.
    (15)Мать поругивала Пашку за то, что он нагородил у колодца всяких палок, однако всё обходилось. (16)Но однажды Пашкин отец в сумерки наступил на рычаг, и его окатило с головы до ног. (17)Он тут же изломал Пашкину «механику» и задал бы самому изобретателю, да тот убежал.
    (18)У меня нет пристрастия к технике – мне больше нравится читать. (19)Но все книги, какие я мог достать, уже читаны-перечитаны, и я попробовал написать свою.
    (20)Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке: «(21)Летопись. (22)Древняя, средняя и новая история деревни Тыжи, сочинённая Н.И. Березиным».
    (23)Вначале описание деревни шло гладко. (24)Но после слов: «Заложена деревня в…» – начались затруднения. (25)Основание деревни относилось, конечно, к древней истории, но никаких древностей мне обнаружить не удалось.
    (26)Ничего, к сожалению, не вышло и со средней историей. (27)Дед Савва, к которому я пристал с расспросами, отмахнулся:
    – (28)Какая, к лешему, у нашей деревни история! (29)Бедовали в этой чащобе – вот и вся история.
    (30)История Тыжи осталась ненаписанной, но в деревне меня теперь зовут не иначе как Колька-летописец…
    (31)Да, мы могли бы удивить мир, но пока не знали чем.(По Н.И. Дубову)*
    * Дубов Николай Иванович (1910–1983)– русский советский писатель. Автор пьес «У порога», «Наступает утро», повестей «На краю земли», «Огни на реке», «Небо с овчинку» и др., романа «Горе одному». В основном его произведения освещают острые проблемы, переломные события в жизни молодого человека.
    15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г. Милославского: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью маленьких” слов, слов, которые принято считать служебными, – частиц и союзов».
    15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Да, мы могли бы удивить мир, но пока не знали чем».
    15.3Как Вы понимаете значение словосочетания НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое неуверенность в себе».


    Сочинение 15.2.
    Смысл финала текста я понимаю следующим образом. Часто, люди оставляют работу не законченной, бросают её на полпути. Хочется спросить, что же им помешало? И тогда мы понимаем, что в такие моменты внутри человека просыпается неуверенность в себе. Он сосредотачивается на определённом факторе, обвиняя себя или окружающих в неудачах начатого дела. Так и главные герои из текста Дубова Н.И., у которых было множество идей, но ребята не знали, как реализовать себя. Свои слова мне хотелось бы подтвердить словами из текста.
    Безграничная фантазия и большое количество грандиозных идей – вот что крутилось у мальчишек в голове. Их возможности безграничны. Так и Пашка, мечтающий стать как Циолковский, пытался изобрести полезную машину. Однако, все старания оказались напрасными. Родители не поддержали идей ребёнка, и, в результате небольшого происшествия, отец сломал агрегат сына. (предложения 12-17)
    Неуверенность в себе помешала мальчишкам реализовать свои планы, а возможно, они могли бы стать известными писателями, учёными, изобретателями… ( предложения 1-3, 20-28) Радует только одно, что они ещё маленькие, и всё у них впереди, хочется верить, что они построят себе великолепное будущее.
    Каждый родитель должен поддерживать начинания его ребёнка, побуждая в нём всё новые силы для свершения намеченных планов. Помогать ребёнку стать уверенным в себе, не упускать в ребёнке стремления к покорению новых вершин. В каждом ребёнке кроется талант, который в результате может покорить весь мир. Задача родителей – раскрыть этот талант и стремление.

  10. Задание 15.1
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики»: «Междометия — это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию» … 
    Согласно одной из теорий происхождения речи, первыми человеческими словами были междометия. Не случайно многие из них звучат одинаково на разных языках.
    Междометия – слова особые. Они выражают самые разнообразные эмоции человека: восторг и изумление, боль и отчаяние. Мы почти неосознанно произносим эти слова-сигналы, реагируя на ту или иную жизненную ситуацию. Думаю, именно таков смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики.
    Особую роль междометий можно проиллюстрировать на примере текста Юрия Карловича Олеши. Лицеист Пушкин читает друзьям посвящённое им стихотворение. Вильгельму Кюхельбекеру адресуются довольно обидные строки, намекающие на недостатки его поэзии. Едва прочитав стихотворение, Пушкин спохватывается: понимает, что мог обидеть друга, готов сделать всё ради прощения. «О, как же я себя презираю!» — восклицает он. Эмоции поэта в данном случае выражены при помощи междометия «о».
    Но Виленька не обижается. Он восхищён талантом друга и желает лишь одного – вновь услышать прекрасное стихотворение. Да и можно ли обижаться на того, кого считаешь «добрым другом»? «Ах, Пушкин!..» — повторяет Кюхельбекер. Междометие «ах» в этом предложении выражает восхищение Виленьки и в то же время лёгкую досаду: как мог  Пушкин подумать, что его друг способен на обиду?
    Итак, междометия действительно являются «эмоциональными сигналами, выражающими реакцию говорящего на ситуацию». Мы убедились в этом, анализируя языковые особенности текста Ю.К. Олеши.
    Задание 15.2
    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл заключительных предложений текста: «-Ах, Пушкин, Пушкин! — повторял он. — Ведь я знаю, что ты добрый друг!» …
    Назвать настоящим другом можно лишь того, кто тобой дорожит. Этот человек никогда не станет обижаться по пустякам или доказывать, что он в чём-то лучше: красивее, умнее, сильнее…
    Именно о таких друзьях рассказывает Юрий Карлович Олеша. Лицеист Пушкин читает стихотворение, в котором есть насмешливые строки, адресованные его товарищу Кюхельбекеру. Однако в сердце Виленьки нет места для мелочной обиды: он восхищён талантом юного поэта. Вильгельм смог почувствовать и то, что шутка в стихотворении дружеская, то есть совсем не злая.
    «Ведь я знаю, что ты добрый друг», — повторяет Кюхельбекер, обращаясь к Пушкину.  Автор стихотворения вполне заслуживает таких слов. Поэт от души посмеялся над недостатками Виленьки, но он уважает его, дорожит дружбой с ним, готов на всё ради прощения (предложение 39). Но Вильгельм и не винит друга ни в чём. Он знает, что Пушкин требователен не только к другим, но и к себе, потому что осознаёт, насколько высок долг истинного поэта (предложения 51 – 52).
    Итак, настоящий друг всегда скажет в глаза самую неприятную правду, но при этом не перестанет тобой дорожить. Думаю, именно это имеет в виду Виленька, когда называет Пушкина «добрым другом».
    Задание 15.3
    Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное вами определение…
    Что такое дружба?
    Дружба – это отношения между людьми, основанные на взаимоуважении. Настоящий друг ценит тебя, дорожит тобой. Ему незнакомо чувство зависти, он испытывает лишь радость, если оказывается, что ты в чём-то его превосходишь.
    Именно о таких друзьях повествует Юрий Олеша. Лицеисты слушают стихотворение, написанное юным Пушкиным. Несколько строк поэт посвятил Вильгельму Кюхельбекеру. В них звучит насмешка над стихами Виленьки: они настолько скучны, что навевают сон. Едва закончив чтение, Пушкин бросается к другу. Он уважает Кюхельбекера и готов на всё, чтобы тот простил шутку. Однако в сердце Виленьки нет места для обиды. Он искренне восхищён талантом друга и просит его только об одном – ещё раз прочитать «дивное стихотворение». «Ведь я знаю, что ты добрый друг», — говорит Кюхельбекер Пушкину. Думаю, те же слова могли бы относиться и к самому Виленьке. Чувствуется, насколько сильно Пушкин и Кюхельбекер уважают друг друга. Такие отношения и называют настоящей дружбой.
    У человека может быть огромное количество приятелей и знакомых. Но настоящих друзей у нас обычно немного. С чем это связано? Думаю, причина именно в отсутствии взаимоуважения. У моего старшего брата был приятель, которого он долгое время считал другом. Как ни странно, их отношения не прошли испытания не трудностями, а успехом. Брату удалось неплохо продвинуться по карьерной лестнице. Вместо радости от «друга» он дождался лишь злых насмешек и упрёков. Разумеется, ни о каких дружеских отношениях в дальнейшем не было и речи.
    Таким образом, настоящая дружба – это, прежде всего, взаимоуважение. Думаю, она даётся лишь избранным, а потому является великим даром судьбы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *