Ода Русскому языку
Учиться русскому, друзья,
Нам забывать никак нельзя.
Ведь русский язык – основа основ,
Не просто набор непонятных всем слов.
Как высказать мысли?
Что нужно – сказать?
Чтоб каждый в округе
Вас смог бы понять?
Лишь знание только поможет всегда
И вам не грозит никакая беда!
Могуч и прекрасен наш русский язык –
И грани его многолики.
Смотрите, внимайте, читайте всегда
Наследие предков великих!
Тимижева Арина,
4Д класс, ГБОУ СОШ №2005, г Москва,
учитель Артамонова Галина Владимировна.
Ода Русскому языку
О, язык, ты мой родной и сильный!
Нет в мире тебя красивей!
Ты самый лучший и могучий!
На свете нет тебя певучей!
Без тебя не мог бы я
Мечтать и думать,
Природу воспевать,
Друзей встречать.
Люблю тебя, язык, мой, русский!
Кузнецов Даниил,
4Д класс, ГБОУ СОШ №2005, г Москва,
учитель Артамонова Галина Владимировна.
Ода Русскому языку
Очень давно, в Древней Руси
Жили Кирилл и Мефодий.
Русскую азбуку изобрели
И языка мелодию.
Вместе со страной развивался язык,
Полнился морем слов,
Первый букварь напечатал старик,
Каждый учиться готов.
Летит над страной родимая речь,
Полнится словом жизнь,
Русский язык надо беречь
И его чистоту беречь.
Корниенко Анастасия,
4Д класс, ГБОУ СОШ №2005, г Москва,
учитель Артамонова Галина Владимировна.
Ода о Русском языке
Русский язык по признанию всех великих людей – самый богатейший язык в мире. Благодаря языку мы общаемся друг с другом. А когда научились читать, то узнали и об истории нашей страны. Мы, русские, изучаем и иностранные языки. Но красота, мелодичность, возможность выразить точность своих мыслей русский язык не имеет себе равных в мире. Многие школы мира изучают русский язык, чтобы прочитать произведения наших классиков.
Наш язык – просто волшебный. Я горжусь, что родился в России, владею русским языком, имею возможность читать русские былины, сказки А.С. Пушкина, басни, читать познавательные статьи и рассказы.
Русский язык – наша гордость!
Тулинов Никита,
4Д класс, ГБОУ СОШ №2005, г Москва,
учитель Артамонова Галина Владимировна.
.
Великий русский язык.
Русский язык – наш родной. Он очень сложен для иностранцев. Но для нас он знаком уже давно и кажется легким. Русскому языку мы учились с рождения. На нём мы впервые сказали первые в жизни слова. Мы встречаем русский язык каждый день. Мы на нём говорим, читаем, пишем. (Если мы не иностранцы, в таком случае в других странах говорят, читают, пишут на своём языке). И мы понимаем, как он для нас необходим.
У каждой страны есть свой родной язык. Россия – большая страна. Издавна на Руси писали летописи монахи. В наше время на русском языке печатают книги.
Любите свой родной язык!!!
Роденкова Анна,
4Д класс, ГБОУ СОШ №2005, г Москва,
учитель Артамонова Галина Владимировна.
О, ты, «великий и могучий»
Свободный, нежный, дорогой,
Правдивый, праведный, певучий,
Язык мой русский, мой родной!
Русский язык, несомненно, – это язык богатейшей художественной литературы, мировое значение, которой исключительно велико.
Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою Родину. «Народ, у которого такой язык, – народ великий», – говорил один из прекрасных знатоков русского языка И.С. Тургенев.
Русский язык – это язык, на котором мы говорим с детства каждый день. Знать русский язык – это значит, не только уметь правильно говорить и писать на нём, но и знать его историю, происхождение. Русский язык очень сложный, но зато «великий и могучий». По тому, как говорит человек, судят о том, насколько он образован.
Таким образом, огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием.
Кирейченков Михаил,
4Д класс, ГБОУ СОШ №2005, г Москва,
учитель Артамонова Галина Владимировна.
Радищев, вынашивая революционные идеи свержения самодержавия, создает оду «Вольность». Сколь последователен он был в отрицании тирании, столь смелым был и в поэтическом экспериментаторстве. Для прославления политической и гражданской свободы поэт избирает традиционный жанр оды. Но что же остается в ней от традиции классицизма? Ведь Радищев воспевает не выдающегося полководца и не государственного деятеля и, тем более, не монарха. Полемично само начало произведения:
О! дар небес благословенный,
Источник всех великих дел,
О вольность, вольность, дар бесценный
Позволь, чтоб раб тебя воспел.
Пушкин же, осуждая и казнь народом французского короля Людовика XVI, и убийство дворянами-заговорщиками Павла I, выступает за ограничение самодержавия «законом»-конституцией:
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру…
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок…
Тираны мира! трепещите.’
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!..
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с вольностью святой
Законов мощных сочетанье.
Радищев же в своей оде доказывает право народа на казнь царя-тирана. Народ — создатель всех благ земных, и царь, возомнивший, что он истинный Господь, а не народ, «преступник из всех первейший».
Ликуйте, склепанны народы.
Се право мщенное природы
На плаху возвело царя.
Ода «Вольность» Радищева — первое слово русской революционной поэзии — содержит в себе призыв к революции и выражает его в соответствии с принципами эстетики поэта. Подлинный творец, утверждал Радищев, открывает согражданам «разнообразные стези познания», никчемна поэзия без мысли— «тощий без мыслей источник словесности».
Пушкин ценил значение поэзии Радищева, его вклад в русскую литературу. Недаром в первоначальном варианте стихотворения Пушкина «Памятник» была строка: «вослед Радищеву восславил я свободу». В оде «Вольность» Александр Сергеевич с юношеской безрассудностью и смелостью восклицает:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы.
Ты ужас мира, стыд природы.
Упрек ты Богу на земле.
Пушкин утверждает, что лишь закон должен главенствовать в жизни, он один может служить залогом справедливости и счастья народов.
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды.
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Красота — категория вечная. Когда-то великий русский мыслитель Ф. М, Достоевский провозгласил, что «красота спасет мир». Но красота всегда понималась русскими писателями не просто как совершенство форм, она сливалась в их представлении с добром, истиной, справедливостью. В пьесе Чехова «Дядя Ваня» доктор Астров, как и многие другие герои, преклоняется перед красотой Елены Андреевны. Именно Астрову принадлежат знаменитые слова: «В человеке все должно быть прекрасно: лицо, и одежда, и душа, и мысли». И именно поэтому Елена Андреевна не может быть идеалом: она живет праздной жизнью, которая не может быть чистой.
Многие русские писатели пытались создать идеальный образ женщины. С глубокой нежностью А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» говорит о Татьяне Лариной, рисует ее «милые» привычки, характер, говорит о ее воспитании. В романе появляется героиня, которую автор называет «милым идеалом», которой он восхищается, которую любит. Чистота и благородство, мечтательность и восторженность натуры, глубокая любовь к русской природе отличают ее от остальных персонажей романа. Недаром А. С. Пушкин говорит читателям: «…Очень я люблю Татьяну милую мою». Татьяна вовсе не красавица, в отличие от своей сестры Ольги:
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей…
И в то же время, даже оказавшись в Петербурге за одним столом с блестящей Ниной Вронскою, знаменитой столичной красавицей, Татьяна ничем не уступает ей. Прелесть пушкинской героини — в ее душевном благородстве, уме, простоте, богатстве внутреннего содержания. Рисуя в своем романе образ простой русской девушки, Пушкин и в ее характере и поведении подчеркивает прежде всего простоту, безыскусственность, видя прелесть Татьяны в том, что она
…любит без искусства.
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива она,
Что от небес озарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным…
Главное свойство Татьяны — ее высокое благородство, чувство долга, которое берет верх над самыми сильными ее душевными чувствами. Неспособность к обману, к сделкам с собственной совестью — вот что делает Татьяну особенно привлекательной для меня.
Для Л. Н. Толстого красота — это прежде всего «чистота нравственного чувства». Писатель оценивает людей по критериям нравственности. А потому самые злые чувства вызывает в авторе красавица Элен. Зато одним из самых обаятельных женских образов в романе «Война и мир» становится образ Наташи Ростовой. Эта непосредственная, полная жизни девушка удивительно тонко чувствует добро, правду, красоту человека, искусства, природы.
Толстой связывает необычайность Наташи с влиянием на ее воспитание и развитие народной среды. Ей в высшей степени присуще чувство близости ко всему русскому и к простым людям, и к народным обычаям, песням, обрядам. В доме своего дядюшки, после охоты, Наташа необычайно сильно почувствовала прелесть простоты, скромности обстановки и удивительных качеств самого дядюшки и Анисьи Федоровны с ее русской степенностью и скрытым душевным огнем. Ее пленяют напевы балалайки и гитары, народные песни и танцы. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная француженкой, этот дух, эти приемы?» — задает вопрос писатель и сам же всем романом отвечает на него: Наташе они были присущи всегда. Душа Наташи открыта для всех радостей жизни. И когда приходит пора любви, девичьи мечты и жажда счастья воплощаются в таких искренних и естественных формах, что невольно любуешься всем, что говорит и делает героиня романа.
Всем сердцем воспринимает Наташа и общенародное горе, не рассуждая, не обращая внимания на высокопарные патриотические лозунги. Именно она добивается того, чтобы подводы Ростовых были отданы раненым, потому что ей чуждо все эгоистическое.
В эпилоге романа Наташа будто бы и не похожа на себя. Она перестала петь, перестала следить за своей внешностью, располнела и целиком отдалась заботам о муже и детях. Но в этом и есть, по мнению Л. Н. Толстого, вся Наташа, но только на новом, более высоком этапе жизни. Героиня романа так же искренне, как и прежде, отдается своему чувству, только теперь ее чувства поглощены семьей. Она и не должна, по мнению писателя, интересоваться политикой. Женщина вообще, как считал писатель, не должна жить разумом, чуткость и душевность заменят ей деятельность ума.
Наташа в полной мере воплощает представления А. Н. Толстого об идеале женщины.
Совсем другим видит свой идеал Н. А. Некрасов. В поэме «Мороз, Красный нос» в образе Дарьи он раскрывает свое понимание народного идеала и воспевает русскую крестьянку. Дарья — героическая русская женщина, «величавая славянка», чей характер складывался веками и приобрел многие удивительные свойства:
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасет…
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
В образе Дарьи воплощена русская природа, русская поэзия, лучшие черты народа, великое ощущение собственного достоинства, долга, материнства. В поэме «Русские женщины» Н. А. Некрасов говорит о прекрасных дворянках, женах декабристов Трубецкого и Волконского, которые приняли решение последовать за мужьями в Сибирь. Они не останавливаются перед трудностями, верные чувству долга, и готовы бросить все, что им дорого, ради того, чтобы поддержать своих отверженных мужей.
Удивительно прекрасны женщины в романах И. С. Тургенева. Наиболее близка мне Елена Стахова, героиня романа «Накануне». И. С. Тургенев подчеркивает благородный нравственный смысл исканий Елены. Мелочность интересов и пустота жизни многих персонажей романа тяготят Елену. Ее волнуют не отвлеченные идеи добра и красоты, а желание полезной людям деятельности.
Героиня романа мечтает о героической жизни. Еще не зная Инсарова, она поражена рассказом о молодом болгарине — участнике борьбы за освобождение родины от владычества турок. «Освободить свою Родину! — промолвила она. — Эти слова даже выговорить страшно, так они велики». Любовь спасает Елену от пустоты обыденного существования, освещает ей путь к истинному счастью. Эта любовь становится и великой дружбой, поиском единомышленника. Елена не только способна выдержать все испытания, о которых предупреждает ее Инсаров, она делает больше: после смерти любимого она уезжает в Болгарию, где продолжает его дело.
Конечно, рассказать о всех прекрасных женских образах, созданных в произведениях русских писателей, в одном сочинении невозможно. Важно одно — художники слова всегда понимали истинную красоту как союз красоты внешней и внутренней, совмещение в человеке лучших качеств, и это по сей день остается великим напоминанием всем людям.
Ода – лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, “описывается… материя благородная, важная, редко – нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных”.Ее истоки – хоровая лирика древних греков. Создавались торжественные оды, славившие великое событие или великого героя; анакреонтические – по имени древнегреческого поэта Анакреонта, воспевавшего радости и наслаждения земного бытия; духовные – “пре-ложения” псалмов; в конце XVIII в. появились оды нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и оды-элегии. Но главное место среди всех видов занимают торжественные оды. Особая судьба у торжественной оды в России.Ее поэтика связана с отечественной традицией панегириков (похвальных речей), а также с традициями античной и западноевропейской оды. Торжественная ода стала первенствующим жанром в России XVIII в., что связано с личностью Петра I и его реформами. “Несравненных дел Петра Великого человеческой силе превысить невозможно”, – писал в одной из од М. В. Ломоносов.Торжественная ода в России XVIII в. – это не только литературный текст, не только слово, но действо, особый обряд. Она подобна фейерверку или иллюминации, которыми сопровождались в Петербурге торжественные события в жизни государства. Оды заказывались правительством, и их чтение составляло часть праздничного церемониала. М.В. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоаннов-не, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II.Однако содержание и значение похвальных од Ломоносова неизмеримо шире и важнее их официально-придворной роли. Похвальная ода представлялась Ломоносову наиболее удобной формой беседы с царями.В каждой из них поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства. Большая часть од была адресована Елизавете Петровне. Это объясняется не только тем, что с ее царствованием совпали двадцать лет жизни самого поэта, но и тем, что она была дочерью Петра I, которой, по мнению Ломоносова, прежде всего надлежало продолжать дела отца.Поэт выступает творцом, создающим своим словом особый мир, где нет места обыденным предметам и словам. Сознание такой своей миссии дает ему право вмешиваться в государственные дела, говорить “языком богов” о насущных политических и культурных проблемах, формулировать собственные взгляды и давать советы правителям. Так, в 1747 г.
Ода Русскому языку
Учиться русскому, друзья,
Нам забывать никак нельзя.
Ведь русский язык – основа основ,
Не просто набор непонятных всем слов.
Как высказать мысли?
Что нужно – сказать?
Чтоб каждый в округе
Вас смог бы понять?
Лишь знание только поможет всегда
И вам не грозит никакая беда!
Могуч и прекрасен наш русский язык –
И грани его многолики.
Смотрите, внимайте, читайте всегда
Наследие предков великих!
Тимижева Арина,
4Д класс, ГБОУ СОШ №2005, г Москва,
учитель Артамонова Галина Владимировна.
Ода Русскому языку
О, язык, ты мой родной и сильный!
Нет в мире тебя красивей!
Ты самый лучший и могучий!
На свете нет тебя певучей!
Без тебя не мог бы я
Мечтать и думать,
Природу воспевать,
Друзей встречать.
Люблю тебя, язык, мой, русский!
Кузнецов Даниил,
4Д класс, ГБОУ СОШ №2005, г Москва,
учитель Артамонова Галина Владимировна.
Ода Русскому языку
Очень давно, в Древней Руси
Жили Кирилл и Мефодий.
Русскую азбуку изобрели
И языка мелодию.
Вместе со страной развивался язык,
Полнился морем слов,
Первый букварь напечатал старик,
Каждый учиться готов.
Летит над страной родимая речь,
Полнится словом жизнь,
Русский язык надо беречь
И его чистоту беречь.
Корниенко Анастасия,
4Д класс, ГБОУ СОШ №2005, г Москва,
учитель Артамонова Галина Владимировна.
Ода о Русском языке
Русский язык по признанию всех великих людей – самый богатейший язык в мире. Благодаря языку мы общаемся друг с другом. А когда научились читать, то узнали и об истории нашей страны. Мы, русские, изучаем и иностранные языки. Но красота, мелодичность, возможность выразить точность своих мыслей русский язык не имеет себе равных в мире. Многие школы мира изучают русский язык, чтобы прочитать произведения наших классиков.
Наш язык – просто волшебный. Я горжусь, что родился в России, владею русским языком, имею возможность читать русские былины, сказки А.С. Пушкина, басни, читать познавательные статьи и рассказы.
Русский язык – наша гордость!
Тулинов Никита,
4Д класс, ГБОУ СОШ №2005, г Москва,
учитель Артамонова Галина Владимировна.
.
Великий русский язык.
Русский язык – наш родной. Он очень сложен для иностранцев. Но для нас он знаком уже давно и кажется легким. Русскому языку мы учились с рождения. На нём мы впервые сказали первые в жизни слова. Мы встречаем русский язык каждый день. Мы на нём говорим, читаем, пишем. (Если мы не иностранцы, в таком случае в других странах говорят, читают, пишут на своём языке). И мы понимаем, как он для нас необходим.
У каждой страны есть свой родной язык. Россия – большая страна. Издавна на Руси писали летописи монахи. В наше время на русском языке печатают книги.
Любите свой родной язык!!!
Роденкова Анна,
4Д класс, ГБОУ СОШ №2005, г Москва,
учитель Артамонова Галина Владимировна.
О, ты, «великий и могучий»
Свободный, нежный, дорогой,
Правдивый, праведный, певучий,
Язык мой русский, мой родной!
Русский язык, несомненно, – это язык богатейшей художественной литературы, мировое значение, которой исключительно велико.
Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою Родину. «Народ, у которого такой язык, – народ великий», – говорил один из прекрасных знатоков русского языка И.С. Тургенев.
Русский язык – это язык, на котором мы говорим с детства каждый день. Знать русский язык – это значит, не только уметь правильно говорить и писать на нём, но и знать его историю, происхождение. Русский язык очень сложный, но зато «великий и могучий». По тому, как говорит человек, судят о том, насколько он образован.
Таким образом, огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием.
Кирейченков Михаил,
4Д класс, ГБОУ СОШ №2005, г Москва,
учитель Артамонова Галина Владимировна.
Радищев, вынашивая революционные идеи свержения самодержавия, создает оду «Вольность». Сколь последователен он был в отрицании тирании, столь смелым был и в поэтическом экспериментаторстве. Для прославления политической и гражданской свободы поэт избирает традиционный жанр оды. Но что же остается в ней от традиции классицизма? Ведь Радищев воспевает не выдающегося полководца и не государственного деятеля и, тем более, не монарха. Полемично само начало произведения:
О! дар небес благословенный,
Источник всех великих дел,
О вольность, вольность, дар бесценный
Позволь, чтоб раб тебя воспел.
Пушкин же, осуждая и казнь народом французского короля Людовика XVI, и убийство дворянами-заговорщиками Павла I, выступает за ограничение самодержавия «законом»-конституцией:
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру…
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок…
Тираны мира! трепещите.’
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!..
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с вольностью святой
Законов мощных сочетанье.
Радищев же в своей оде доказывает право народа на казнь царя-тирана. Народ — создатель всех благ земных, и царь, возомнивший, что он истинный Господь, а не народ, «преступник из всех первейший».
Ликуйте, склепанны народы.
Се право мщенное природы
На плаху возвело царя.
Ода «Вольность» Радищева — первое слово русской революционной поэзии — содержит в себе призыв к революции и выражает его в соответствии с принципами эстетики поэта. Подлинный творец, утверждал Радищев, открывает согражданам «разнообразные стези познания», никчемна поэзия без мысли— «тощий без мыслей источник словесности».
Пушкин ценил значение поэзии Радищева, его вклад в русскую литературу. Недаром в первоначальном варианте стихотворения Пушкина «Памятник» была строка: «вослед Радищеву восславил я свободу». В оде «Вольность» Александр Сергеевич с юношеской безрассудностью и смелостью восклицает:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы.
Ты ужас мира, стыд природы.
Упрек ты Богу на земле.
Пушкин утверждает, что лишь закон должен главенствовать в жизни, он один может служить залогом справедливости и счастья народов.
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды.
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Красота — категория вечная. Когда-то великий русский мыслитель Ф. М, Достоевский провозгласил, что «красота спасет мир». Но красота всегда понималась русскими писателями не просто как совершенство форм, она сливалась в их представлении с добром, истиной, справедливостью. В пьесе Чехова «Дядя Ваня» доктор Астров, как и многие другие герои, преклоняется перед красотой Елены Андреевны. Именно Астрову принадлежат знаменитые слова: «В человеке все должно быть прекрасно: лицо, и одежда, и душа, и мысли». И именно поэтому Елена Андреевна не может быть идеалом: она живет праздной жизнью, которая не может быть чистой.
Многие русские писатели пытались создать идеальный образ женщины. С глубокой нежностью А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» говорит о Татьяне Лариной, рисует ее «милые» привычки, характер, говорит о ее воспитании. В романе появляется героиня, которую автор называет «милым идеалом», которой он восхищается, которую любит. Чистота и благородство, мечтательность и восторженность натуры, глубокая любовь к русской природе отличают ее от остальных персонажей романа. Недаром А. С. Пушкин говорит читателям: «…Очень я люблю Татьяну милую мою». Татьяна вовсе не красавица, в отличие от своей сестры Ольги:
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей…
И в то же время, даже оказавшись в Петербурге за одним столом с блестящей Ниной Вронскою, знаменитой столичной красавицей, Татьяна ничем не уступает ей. Прелесть пушкинской героини — в ее душевном благородстве, уме, простоте, богатстве внутреннего содержания. Рисуя в своем романе образ простой русской девушки, Пушкин и в ее характере и поведении подчеркивает прежде всего простоту, безыскусственность, видя прелесть Татьяны в том, что она
…любит без искусства.
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива она,
Что от небес озарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным…
Главное свойство Татьяны — ее высокое благородство, чувство долга, которое берет верх над самыми сильными ее душевными чувствами. Неспособность к обману, к сделкам с собственной совестью — вот что делает Татьяну особенно привлекательной для меня.
Для Л. Н. Толстого красота — это прежде всего «чистота нравственного чувства». Писатель оценивает людей по критериям нравственности. А потому самые злые чувства вызывает в авторе красавица Элен. Зато одним из самых обаятельных женских образов в романе «Война и мир» становится образ Наташи Ростовой. Эта непосредственная, полная жизни девушка удивительно тонко чувствует добро, правду, красоту человека, искусства, природы.
Толстой связывает необычайность Наташи с влиянием на ее воспитание и развитие народной среды. Ей в высшей степени присуще чувство близости ко всему русскому и к простым людям, и к народным обычаям, песням, обрядам. В доме своего дядюшки, после охоты, Наташа необычайно сильно почувствовала прелесть простоты, скромности обстановки и удивительных качеств самого дядюшки и Анисьи Федоровны с ее русской степенностью и скрытым душевным огнем. Ее пленяют напевы балалайки и гитары, народные песни и танцы. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная француженкой, этот дух, эти приемы?» — задает вопрос писатель и сам же всем романом отвечает на него: Наташе они были присущи всегда. Душа Наташи открыта для всех радостей жизни. И когда приходит пора любви, девичьи мечты и жажда счастья воплощаются в таких искренних и естественных формах, что невольно любуешься всем, что говорит и делает героиня романа.
Всем сердцем воспринимает Наташа и общенародное горе, не рассуждая, не обращая внимания на высокопарные патриотические лозунги. Именно она добивается того, чтобы подводы Ростовых были отданы раненым, потому что ей чуждо все эгоистическое.
В эпилоге романа Наташа будто бы и не похожа на себя. Она перестала петь, перестала следить за своей внешностью, располнела и целиком отдалась заботам о муже и детях. Но в этом и есть, по мнению Л. Н. Толстого, вся Наташа, но только на новом, более высоком этапе жизни. Героиня романа так же искренне, как и прежде, отдается своему чувству, только теперь ее чувства поглощены семьей. Она и не должна, по мнению писателя, интересоваться политикой. Женщина вообще, как считал писатель, не должна жить разумом, чуткость и душевность заменят ей деятельность ума.
Наташа в полной мере воплощает представления А. Н. Толстого об идеале женщины.
Совсем другим видит свой идеал Н. А. Некрасов. В поэме «Мороз, Красный нос» в образе Дарьи он раскрывает свое понимание народного идеала и воспевает русскую крестьянку. Дарья — героическая русская женщина, «величавая славянка», чей характер складывался веками и приобрел многие удивительные свойства:
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасет…
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
В образе Дарьи воплощена русская природа, русская поэзия, лучшие черты народа, великое ощущение собственного достоинства, долга, материнства. В поэме «Русские женщины» Н. А. Некрасов говорит о прекрасных дворянках, женах декабристов Трубецкого и Волконского, которые приняли решение последовать за мужьями в Сибирь. Они не останавливаются перед трудностями, верные чувству долга, и готовы бросить все, что им дорого, ради того, чтобы поддержать своих отверженных мужей.
Удивительно прекрасны женщины в романах И. С. Тургенева. Наиболее близка мне Елена Стахова, героиня романа «Накануне». И. С. Тургенев подчеркивает благородный нравственный смысл исканий Елены. Мелочность интересов и пустота жизни многих персонажей романа тяготят Елену. Ее волнуют не отвлеченные идеи добра и красоты, а желание полезной людям деятельности.
Героиня романа мечтает о героической жизни. Еще не зная Инсарова, она поражена рассказом о молодом болгарине — участнике борьбы за освобождение родины от владычества турок. «Освободить свою Родину! — промолвила она. — Эти слова даже выговорить страшно, так они велики». Любовь спасает Елену от пустоты обыденного существования, освещает ей путь к истинному счастью. Эта любовь становится и великой дружбой, поиском единомышленника. Елена не только способна выдержать все испытания, о которых предупреждает ее Инсаров, она делает больше: после смерти любимого она уезжает в Болгарию, где продолжает его дело.
Конечно, рассказать о всех прекрасных женских образах, созданных в произведениях русских писателей, в одном сочинении невозможно. Важно одно — художники слова всегда понимали истинную красоту как союз красоты внешней и внутренней, совмещение в человеке лучших качеств, и это по сей день остается великим напоминанием всем людям.
Ода – лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, “описывается… материя благородная, важная, редко – нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных”.Ее истоки – хоровая лирика древних греков. Создавались торжественные оды, славившие великое событие или великого героя; анакреонтические – по имени древнегреческого поэта Анакреонта, воспевавшего радости и наслаждения земного бытия; духовные – “пре-ложения” псалмов; в конце XVIII в. появились оды нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и оды-элегии. Но главное место среди всех видов занимают торжественные оды. Особая судьба у торжественной оды в России.Ее поэтика связана с отечественной традицией панегириков (похвальных речей), а также с традициями античной и западноевропейской оды. Торжественная ода стала первенствующим жанром в России XVIII в., что связано с личностью Петра I и его реформами. “Несравненных дел Петра Великого человеческой силе превысить невозможно”, – писал в одной из од М. В. Ломоносов.Торжественная ода в России XVIII в. – это не только литературный текст, не только слово, но действо, особый обряд. Она подобна фейерверку или иллюминации, которыми сопровождались в Петербурге торжественные события в жизни государства. Оды заказывались правительством, и их чтение составляло часть праздничного церемониала. М.В. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоаннов-не, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II.Однако содержание и значение похвальных од Ломоносова неизмеримо шире и важнее их официально-придворной роли. Похвальная ода представлялась Ломоносову наиболее удобной формой беседы с царями.В каждой из них поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства. Большая часть од была адресована Елизавете Петровне. Это объясняется не только тем, что с ее царствованием совпали двадцать лет жизни самого поэта, но и тем, что она была дочерью Петра I, которой, по мнению Ломоносова, прежде всего надлежало продолжать дела отца.Поэт выступает творцом, создающим своим словом особый мир, где нет места обыденным предметам и словам. Сознание такой своей миссии дает ему право вмешиваться в государственные дела, говорить “языком богов” о насущных политических и культурных проблемах, формулировать собственные взгляды и давать советы правителям. Так, в 1747 г.