Сочинение на тему один в поле не воин образ чацкого

13 вариантов

  1. Комедия «Горе от ума» — явление в русской литературе редчайшее. Более шестидесяти лет назад поэт А. Блок заметил, что комедия не разгадана до конца, и мы не очень-то хорошо разобрались в его настоящем. Кто же все-таки он, Чацкий?
    Уже буквально первые реплики приоткрывают нам его душевный мир. Мы видим натуру цельную, полностью отдающуюся чувству, переполняющему ее: любви к Софье.
    Чацкий, подобно влюбленному Ромео, «перенесся на крылах любви» и ему также не помеха родные Софьи, сам Фамусов, взгляды которого отнюдь не разделяет Чацкий.
    Итак, Чацкий, полный радужных надежд и фантастических планов, не заезжая даже домой (это после трехлетней разлуки!), мчится к Софье:
    Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног.
    И что же он находит? Софья не обрадована, а скорее даже огорчена, раздражена его приездом. Он не может понять причины такого отношения и думает, что виновница холодности Софьи — разлука. Он даже представить себе не может, что Софья (умница Софья!) предпочла его Молчалину. Даже когда это становится очевидным, Чацкий не верит, утешая себя мыслью: «Она его не уважает». Для Чацкого ум остается неизменным (если не основным) качеством, за которое можно полюбить человека. . Именно потому, что это качество отсутствует у Скалозуба, Чацкий исключает его как потенциального соперника. Именно поэтому он не верит, что Молчалин — ее избранник.
    … Прежде был так глуп, Уж разве поумнел? —
    недоумевает Чацкий. Для него загадка, почему Софья избрала Молчалина, но ему ясно одно: Софья его (Чацкого) больше не любит. Воздушные замки Чацкого разрушены, на их месте осталось пепелище.
    В душе Чацкого происходит надлом. Он уже не тот, каким выл три года, три часа назад. Он ищет виновников своей трагедии — и находит их. Он видит, что среда, воспитавшая Молчалиных, подобна трупному яду, отравляющему и разлагающему живые организмы. Софья оказалась неустойчива к этому яду, и поэтому душа ее погибла.
    Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет,
    в гневе бросает Чацкий в лицо Фамусову и всем тем, кто после бала успел разъехаться по домам, но кто тоже несет немалую часть ответственности за эту трагедию.
    «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок», — решает Чацкий. Он уезжает, увозя с собой «мильон терзаний» — неизбежных для человека с его темпераментом, умом и взглядами…
    Чацкий умеет самостоятельно мыслить, и это пугает в нем Фамусова. Он не нуждается ни в чьем опыте, ни в чьих суждениях: он накапливает свой опыт, он имеет свои суждения. Если бы он захотел употребить свои способности для продвижения по службе, Москва была бы от него в восторге. Но он не захотел — и это само по себе стало уже вызовом для фамусовского общества.
    Чацкий, с его остроумием и красноречием, мог быть украшением Москвы, а он «свет ругает наповал». А это Москва никому не прощает и простить не может. Чацкий нарушает покой фамусовского общества, и чтобы спастись от него, они объявляют его безумным, они клевещут на его неумолимую логику, против которой трудно возразить, потому что возражать нечего. Чацкий пугает московских бар, потому что он носитель нового и передового. Они чувствуют где-то в глубине души, что Чацкий прав, что они «зек минувший». Сознание этого отягощает вину Чацкого в их глазах. Он произвел смятение в их обленизшихся умах, а из глубины души поднимается страх: «А что, если?»
    Но Чацкий прав — и это придает ему силы, ума, духа и бодрости. Личная драма не делает его глупее — она лишь обостряет его чувствительность к несправедливости и обману. Его убеждения не пошатнулись под натиском доводов Фамусова. Он, как настоящий боец, обладает значительной силой воли и твердостью. Его оружие — острое, меткое, язвительное или страстное слово, правда и факты. Фамусовскому обществу трудно дать достойного противника Чацкому, поэтому они стремятся изгнать его. Но поздно: зерна сомнения посеяны, они непременно дадут всходы. Чацкий — человек действия, только такой человек может стать настоящим победителем, даже если он один «в поле воин», даже если количественный перевес — не на его стороне.

  2. Великий и талантливый писатель, основоположник русского реализма Александр Сергеевич Грибоедов жил и творил в тяжелый период русской истории.
    Над своей комедией “Горе от ума” он работал в конце 10-х, начале 20-х годов девятнадцатого столетия. В это время в стране передовое дворянское общество переживало резкий патриотический подъем. Только недавнозакончилась Отечественная война 1812 года. Эта великая победа подтвердила силу русского народа, его горячую любовь к Родине. В стране появилось множество тайных политических обществ, члены которых ненавидели самодержавие и крепостничество, призывали народ к борьбе против тирании идеспотизма. Конечно, эти передовые идеи дворянской молодежи довольно значительно повлияли на мировоззрение молодого Грибоедова и на направление его творчества. “Горе от ума” – бесценный вклад Грибоедова в русскую литературу. Несомненно, основное настроение этого произведения было навеяно теми передовыми идеями, столь активными в грибоедовское время и все еще остающимися злободневными.
    Образ главного героя комедии сочетает в себе все черты идеального человека: высоко развитое чувство собственного достоинства, истиннаякультура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливым общественным устроем, ненависть к крепостничеству и сочуствие русскому народу. Помимо всего этого Чацкий имеет еще и чувствительную душу, способную любить искренне и честно.
    Таким по представлению Грибоедова и его современников должен быть настоящий человек.
    Герой Грибоедова более чем какой-либо другой герой русской литературы того времени
    воплотил в себе черты “нового человека”. Даже сама биография Чацкого напоминает нам
    биографию передового гражданина декабристской эпохи. У Чацкого было свое
    имение. В детстве он был взят на воспитание в дом Фамусовых. Но сонная обстановка этого дома, где все отношения построены на лицемерии и обмане, вскоре надоедает
    молодому Чацкому. Деятельный и энергичный, он не может жить в столь инертной среде
    притворства и подхалимства. Он отправляется путешествовать, “ума искать”,
    искать светлые стороны жизни.
    Но, вернувшись, Чацкий видит, что московскоеобщество изменилось с тех пор, как он
    покинул его три года назад: теперь фамусовский мир не потерпит “вольнодумцев”
    и “якобинцев”, не позволит открыто обличать свои пороки в московских гостинных. В “бочку с дегтем” добавилось еще больше лжи и лицемерия, глупого чванства и пустого самодурства.
    Как ни противна вся эта обстановка Чацкому, он все равно остается в доме Фамусова. Но что же его держит? Любовь! Отчужденный ото всех, он все же сохраняет в себе способность любить. Но его понятие любви совершенно не совпадает с понятием любви фамусовского мира. Его чувство искренне и бескорыстно, Чацкий любит нежно и даже наивно. А возьмем Молчалина. В комедии мы можем видеть егоотношения с двумя девушками: Софьей и Лизой. Кого же он любит по-настоящему? Понятно, что
    не Софью: “Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного. Дай бог ей век прожить
    богато, любила Чацкого когда-то, меня разлюбит как его”.
    Да и чувство к Лизоньке нельзя назвать настоящей любовью – скорее мелкой страстишкой жалкого человека. Итак, мы видим, что член фамусовского общества оказывается неспособным на глубокое истинное чувство. В первом случае мы видим корысть и расчет, во втором – только похоть.
    Не только на любовной почве, но и на многом другом разыгрывается основной конфликт комедии – конфликт между Чацким, представителемнового времени, “новых” людей и лагерем Фамусовых. В произведении показано столкновение двух противоположных
    общественных сил: дворянских революционеров и дворян-крепостников, верных устоям старого общества, где действуют “знатные негодяи”, мошенники и подхалимы, доносчики и “зловредные старухи”.
    Наиболее ярко этот конфликт раскрывается в столкновении Чацкого и Молчалина, основных представителей двух противоположных лагерей. Противоречия у них существуют во всем: в отношении к службе, к стране и к жизни вообще. Бездушный Молчалин живет по принципу, завещанному ему отцом:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    Стремление достичь личного благополучия, делает из Молчалина жалкого подхалима,
    низкопоклонника и лицемера. Безвольный и жалкий, разве может он сравниться с Чацким.
    Чацкий – личность и борец, твердо отстаивающий свои идеи перед целым “ботальоном”
    противников. Даже, когда все окружающие считали его сумасшедшим, он продолжал
    наносить безжалостные удары, с желчью и остротой обличая пороки фамусовского
    общества.
    Чацкий одинок, как и все, кто своей дерзкой новизной решается нарушить непоколебимый
    сон минувшего века, кто остается непонятым и изгнанным лишь только за то, что осмелился противостоять старым порядкам, проповедуя новые истины. Со старым миром, столь презираемым Чацким, главного героя связывали только чувства к Софье. Но любовь
    его оказалась преданой – грязный мир Фамусовых сумел втянуть в свой темный круг
    и чистую, еще не опустившуюся душу девушки. Каковы же были страдания Чацкого, когда он узнал, что Софья, так нежно им любимая, отдала свое предпочтение никому иному, как самому презренному человеку, врагу всего мировоззрения Чацкого, Молчалину.
    Несмотря на свою тяжелую духовную драму, Чацкий вышел из борьбы победителем. Мы ясно видим, что никаких путей к примирению с фамусовским обществом у него нет и быть не может. Возмутив спокойствие и “благополучие” этого общества, Чацкий нанес ему первое серьезное поражение “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный Удар качеством силы свежей, – писал Гончаров. – он вечный
    обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу:
    “Один в пале не воин”, Нет, воин, если он – Чацкий, …передовой воин, засрелыцик и – всегда

  3. «И ОДИН В ПОЛЕ ВОИН, ЕСЛИ ОН — ЧАЦКИЙ». Комедия «Горе от ума» — явление в русской литературе ред­чайшее. Более шестидесяти лет назад поэт А. Блок заметил, что комедия не разгадана до конца, и мы не очень-то хорошо разоб­рались в его настоящем. Кто же все-таки он, Чацкий.
    Уже буквально первые реплики приоткрывают нам его душевный мир. Мы видим натуру цельную, полностью отдаю­щуюся чувству, переполняющему ее: любви к Софье.
    Чацкий, подобно влюбленному Ромео, «перенесся на крылах любви» и ему также не помеха родные Софьи, сам Фаму­сов, взгляды которого отнюдь не разделяет Чацкий.
    Итак, Чацкий, полный радужных надежд и фантастичес­ких планов, не заезжая даже домой (это после трехлетней раз­луки!), мчится к Софье:
    Чуть свет уж на ногах!
    И я у ваших ног.
    И что же он находит? Софья не обрадована, а скорее даже огорчена, раздражена его приездом. Он не может понять причи­ны такого отношения и думает, что виновница холодности Со­фьи — разлука. Он даже представить себе не может, что Софья (умница Софья!) предпочла его Молчалину. Даже когда это ста­новится очевидным, Чацкий не верит, утешая себя мыслью: «Она его не уважает». Для Чацкого ум остается неизменным (если не основным) качеством, за которое можно полюбить человека. Именно потому, что это качество отсутствует у Скалозуба, Чац­кий исключает его как потенциального соперника. Именно по­этому он не верит, что Молчалин — ее избранник.
    … Прежде был так глуп,
    Уж разве поумнел? —
    недоумевает Чацкий. Для него загадка, почему Софья избра­ла Молчалина, но ему ясно одно: Софья его (Чацкого) больше не любит. Воздушные замки Чацкого разрушены, на их месте ©сталось пепелище.
    В душе Чацкого происходит надлом. Он уже не тот, каким был три года, три часа назад. Он ищет виновников своей тра­гедии — и находит их. Он видит, что среда, воспитавшая Мол- чалиных, подобна трупному яду, отравляющему и разлагаю­щему живые организмы. Софья оказалась неустойчива к этому яду, и поэтому душа ее погибла.
    Из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет,
    в гневе бросает Чацкий в лицо Фамусову и всем тем, кто пос­ле бала успел разъехаться по домам, но кто тоже несет нема­лую часть ответственности за эту трагедию,
    «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок», — решает Чац­кий. Он уезжает, увозя с собой «мильон терзаний» — неизбеж­ных для человека с его темпераментом, умом и взглядами…
    Чацкий умеет самостоятельно мыслить, и это пугает в нем Фамусова Он не нуждается ни в чьем опыте, ни в чьих суждени­ях: он накапливает свой опыт, он имеет свои суждения. Если бы он захотел употребить свои способности для продвижения по служ­бе, Москва была бы от него в восторге. Но он не захотел — и это само по себе стало уже вызовом для фамусовского общества, Чацкий, с его остроумием и красноречием, мог быть украше­нием Москвы, а он с свет ругает наповал». А это Москва никому не прощает и простить не может, Чацкий нарушает покой фаму­совского общества, и чтобы спастись от него, они объявляют его безумным, они клевещут на его неумолимую логику, против ко­торой трудно возразить, потому что возражать нечего. Чацкий пугает московских бар, потому что он носитель нового и передо­вого. Они чувствуют где-то в глубине души, что Чацкий прав, что они «век минувший». Сознание этого отягощает вину Чац­кого в их глазах. Он произвел смятение в их обленившихся умах, а из глубины души поднимается страх: «А что, если?»
    Но Чацкий прав — и это придает ему силы, ума, духа и бодрости. Личная драма не делает его глупее — она лишь обо­стряет его чувствительность к несправедливости и обману. Его убеждения не пошатнулись под натиском доводов Фамусова, Он, как настоящий боец, обладает значительной силой воли и твер­достью. Его оружие — острое, меткое, язвительное или страст­ное слово, правда и факты. Фамусовскому обществу трудно дать достойного противника Чацкому, поэтому они стремятся изгнать его. Но поздно: зерна сомнения посеяны, они непременно дадут всходы. Чацкий — человек действия, только такой человек мо­жет стать настоящим победителем, даже если он один «в поле воин», даже если количественный перевес — не на его стороне.

  4. Комедия «Горе от ума» — явление в русской литературе редчайшее. Более шестидесяти лет назад поэт А. Блок заметил, что комедия не разгадана до конца, и мы не очень-то хорошо разобрались в его настоящем. Кто же все-таки он, Чацкий?
    Уже буквально первые реплики приоткрывают нам его душевный мир. Мы видим натуру цельную, полностью отдающуюся чувству, переполняющему ее: любви к Софье.
    Чацкий, подобно влюбленному Ромео, «перенесся на крылах любви» и ему также не помеха родные Софьи, сам Фамусов, взгляды которого отнюдь не разделяет Чацкий.
    Итак, Чацкий, полный радужных надежд и фантастических планов, не заезжая даже домой (это после трехлетней разлуки!), мчится к Софье:
    Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног.
    И что же он находит? Софья не обрадована, а скорее даже огорчена, раздражена его приездом. Он не может понять причины такого отношения и думает, что виновница холодности Софьи — разлука. Он даже представить себе не может, что Софья (умница Софья!) предпочла его Молчалину. Даже когда это становится очевидным, Чацкий не верит, утешая себя мыслью: «Она его не уважает». Для Чацкого ум остается неизменным (если не основным) качеством, за которое можно полюбить человека.. Именно потому, что это качество отсутствует у Скалозуба, Чацкий исключает его как потенциального соперника. Именно поэтому он не верит, что Молчалин — ее избранник.
    … Прежде был так глуп, Уж разве поумнел? —
    недоумевает Чацкий. Для него загадка, почему Софья избрала Молчалина, но ему ясно одно: Софья его (Чацкого) больше не любит. Воздушные замки Чацкого разрушены, на их месте осталось пепелище.
    В душе Чацкого происходит надлом. Он уже не тот, каким выл три года, три часа назад. Он ищет виновников своей трагедии — и находит их. Он видит, что среда, воспитавшая Молчалиных, подобна трупному яду, отравляющему и разлагающему живые организмы. Софья оказалась неустойчива к этому яду, и поэтому душа ее погибла.
    Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет,
    в гневе бросает Чацкий в лицо Фамусову и всем тем, кто после бала успел разъехаться по домам, но кто тоже несет немалую часть ответственности за эту трагедию.
    «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок», — решает Чацкий. Он уезжает, увозя с собой «мильон терзаний» — неизбежных для человека с его темпераментом, умом и взглядами…
    Чацкий умеет самостоятельно мыслить, и это пугает в нем Фамусова. Он не нуждается ни в чьем опыте, ни в чьих суждениях: он накапливает свой опыт, он имеет свои суждения. Если бы он захотел употребить свои способности для продвижения по службе, Москва была бы от него в восторге. Но он не захотел — и это само по себе стало уже вызовом для фамусовского общества.
    Чацкий, с его остроумием и красноречием, мог быть украшением Москвы, а он «свет ругает наповал». А это Москва никому не прощает и простить не может. Чацкий нарушает покой фамусовского общества, и чтобы спастись от него, они объявляют его безумным, они клевещут на его неумолимую логику, против которой трудно возразить, потому что возражать нечего. Чацкий пугает московских бар, потому что он носитель нового и передового. Они чувствуют где-то в глубине души, что Чацкий прав, что они «зек минувший». Сознание этого отягощает вину Чацкого в их глазах. Он произвел смятение в их обленизшихся умах, а из глубины души поднимается страх: «А что, если?»
    Но Чацкий прав — и это придает ему силы, ума, духа и бодрости. Личная драма не делает его глупее — она лишь обостряет его чувствительность к несправедливости и обману. Его убеждения не пошатнулись под натиском доводов Фамусова. Он, как настоящий боец, обладает значительной силой воли и твердостью. Его оружие — острое, меткое, язвительное или страстное слово, правда и факты. Фамусовскому обществу трудно дать достойного противника Чацкому, поэтому они стремятся изгнать его. Но поздно: зерна сомнения посеяны, они непременно дадут всходы. Чацкий — человек действия, только такой человек может стать настоящим победителем, даже если он один «в поле воин», даже если количественный перевес — не на его стороне.

  5. Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе и отличается более крепкой живучестью от других произведений слова.
    Главная роль в комедии “Горе от ума”, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.
    Можно было бы подумать, что Грибоедов, из отеческой любви к своему герою, польстил ему в заглавии, как будто предупредив читателя, что герой его умен, а все прочие около него неумны. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Однако о Чацком многие недоумевают: что он такое?
    Фамусов говорит о Чацком: “Он славно пишет, переводит”. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, был в сношениях с министрами и разошелся — нетрудно догадаться почему.
    “Служить бы рад, — прислуживаться тошно! ” — намекает он сам.
    Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену.
    Чацкий, и в этом его ошибка и трагедия, поначалу не воспринимает Молчалина, не видит в нем достойного соперника. Для Чацкого Молчалин — полное ничтожество, “жалчайшее созданье”. А. С. Пушкин писал: “Между мастерскими чертами этой прелестной комедии —недоверчивость Чацкого в любви Софьи к Молчалину — прелестна! — и как натурально! Вот на нем должна была вертеться вся комедия… ”
    Черты характера и мировоззрения Грибоедова нашли глубокое отражение в комедии “Горе от ума”, прежде всего в образе Чацкого. В этом образе Грибоедов впервые показал “нового человека”. Это образ смелого и непримиримого борца за дело, за идею, за правду.
    Печальна была судьба такого одинокого борца, каким изображен Чацкий, он противопоставлен миру Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных и За-горецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями.
    Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это происходит от его ума. С понятием “умный”, “умник” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном. Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов, Загорецких. Глубочайший смысл комедии Грибоедова заключается в том, что она показывает, как в условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство.
    Так кто же все-таки Чацкий? Я считаю, что несмотря на свое положение, на свое вынужденное бегство из Москвы, в идейном и моральном плане Чацкий остается победителем. Это и подтверждают слова И. А. Гончарова: “Чацкий сломлен количеством старой силы. Нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы своей. Чацкий — победитель, передовой воин, застрельщик и — всегда жертва”

  6. План.
    I  Предпосылки создания комедии.
    II.   Борьба Чацкого с фамусовским обществом.
       1.   В чем сила Чацкого?
       2.   Беспомощность фамусовского общества:
          а) староверование Фамусова;
          б) услужливость Молчалина;
          в) бескультурность Скалозуба.
       3.  Чацкий и светская Москва.
    Ш.  Побежденный, но не сломленный.
    Чацкий Грибондова есть единственное
    истинное героическое лицо нашей литературы.
    А.А.Григорьев
    Комедия «Горе от ума» была написана в 1824  году. В этом произведении А.С.Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти – XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 года, отразил антикрепостнические воззрения декабристов. Автор сам придерживался идей декабризма, что подтверждает его комедия и созданный в ней образ Чацкого. Эта комедия актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала XIX века. Однако, читая это произведение, мы находим в нем его героев нынешних дней.
    Поэтому мы можем говорить и об актуальности для сегодняшнего дня таких героев, как Чацкий. Александр Андреевич Чацкий показан Грибоедовым как передовой человек «века нынешнего». Чацкий – водитель. Он борется против идеалов, целей, стремлений старой Москвы, клейми позором шутовство, бездумную роскошь и отвратительные нравы «разливанья в пирах и мотовстве». В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убежденьям он близок к декабристам. Он отрицательно относится к крепостническому праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, невежеству, к идеалам «века минувшего». Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению. Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим высоким и прекрасным».
    На протяжении всего действия комедии автор сталкивает Чацкого с консервативными кругами московского дворянства. Он показывает явный контакт во взглядах Чацкого и его оппонентов на службу, власть, «век нынешний век», «век минувший», иностранцев, просвещение, народ, нравы. Именно «фамусовская Москва» тот противник, с которым сражается Чацкий, «один в поле воин» против всех. Но на сколько опасны его враги, кто они?
    Одним из представителей «минувшего века является Фамусов. Занимая большой пост, Фамусов признаёт, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага. При этом он даже не вникает в суть подписываемых им бумаг:
    А у меня, что дело, что не дело,
    Обычай мой такой:
    Подписано, так с плеч долой.
    А.С.Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова также такую черту чиновничества, какую мы называем сегодня «протекционизмом». Герой комедии признается:
    При мне служащие чужие очень редки,
    Все больше сестрины, свояченицы детки…
    Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
    Ну как не порадеть родному человечку.
    Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: «кто беден, тот тебе не пара». Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он «не нынче – завтра генерал». В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в жизни туже шкалу ценностей, какая была у русского барства начала XIX века. А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых фамусовых.
    Молчалин, ещё один типичный представитель фамусовского общества, также ставит своей целью карьеру, ему свойственно низкопоклонство. Он знает, когда нужно поднять платок, а погладить моську влиятельной старухи. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением. «Вот он на цыпочках и небогат словами», – говорит о нем Чацкий. Уступчивость и кротость Молчалина, которыми так восхищается Софья, – лишь маска, которая служит для достижения жизненной цели, а именно, – блестящей карьеры, чинов, богатства. Высшее счастье он видит в том, чтобы «и награжденья брать и весело пожить». Для этого он выбрал самый верный путь: лесть угодничество. «Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловных», – презрительно бросает Чацкий. Молчалин знает, как ему надо себя вести, и так определяет свою тактику:
    Во-первых, угождать всем людям без изъяна –
    Хозяину, где доведется жить.
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    Для примера нравственного деградирования можно взять полковника Скалозуба, военного карьериста, «созвездием маневров и мазурки». Это человек глуп, но «слова умного не выговорил сроду», рассуждает только о «фрунте и рядах». А когда Фамусов спрашивает его об общей знакомой, Скалозуб тупо заявляет:
    Не знаю-с, виноват;
    Мы с нею не служили.
    Все окружающие относятся к нему с иронией. Так, например, по определению остроумной Лизы, служанки Софьи, Скалозуб – «и золотой мешок, и мети в генералы». Мечта этого человека – стать генералом, что очень возможно, так как «вакансии как раз открыты».
    То старших выключат иных,
    Другие, смотришь, перебиты.
    Кроме фамусовского общества Чацкому приходится воевать со всей светской Москвой. Москвой, которая безжалостно подчиняет себе людей, и, в некотором роде, зомбирует их. Пример тому Платон Михайлович Горич. Это человек, некогда служивший с Чацким. Но и его жестоко сломила  чудовище – Москва в лице его супруги Натальи Дмитриевны. Платон Михайлович начал посещать  балы, которые в душе ненавидел, трепетно исполнять указания своей жены – светской «пустышки». Даже сам он признается – «теперь, брат, я не тот». Не удивительно, что вся эта светская Москва со своими Тугоуховскими, Хрюмиными, Репетиловыми, Загорецкими, вскоре объявляется Чацкого сумасшедшими:
    С ума сошел!…Ей кажется, вот на!
    Недаром? Стало быть… с чего б взяла она!
    Эти бессовестные сплетни расползаются с мгновенной скоростью, и наносят Чацкому сильный удар. Да, в этой комедии описывается светское общество в натурально «прогнившем» состоянии, и поэтому Чацкий кажется среди него «белой вороной», так как он не такой, как все.
    Чацкий не побежденный герой, его отъезд тоже форма борьбы, потому что он не смирился, не принял тех законов, по которым существует мир фамусовых и молчалиных. Поэтому он действительно герой, не утративший силы, мужества, принципов. Даже один, он победитель, ведь за ним придут другие по законам исторического развития.

  7. В комедии «Горе от ума» Грибоедов создаёт истинную картину жизни русского общества в 19 веке. Здесь показаны так же изменения, которые это общество претерпело после войны 1812 года, показано антикрепостническое настроение отдельных групп людей. При этом автор и сам поддерживает эти идеи. Это подтверждается образом Чацкого.
    Не удивительно, что данная комедия актуальна и сегодня. Ведь в комедии удивительным образом раскрываются пороки, которые поразили российское общество ещё в 19-м веке, но отражение которых видится и героях сегодняшнего времени.
    А раз актуальны пороки, то актуальны и такте герои, как Чацкий. Грибоедов показывает Чацкого как человека «века нынешнего». Он борется против идеалов старой Москвы, навлекает позор на пустую роскошь и нравы «разливанья в пирах и мотовстве».
    Чацкий – это воплощение всех качеств передового человека. Он крайне близок идеям декабристов: отрицает крепостное право, самоуправство помещиков, стремление сделать карьеру во что бы то ни стало, почитание чинов, невежество и идеалы «века минувшего».
    Взамен он несёт гуманность, уважительное отношение к простому человеку, преданность делу, а не лицам, свободу мыслей. Чацкий пропагандирует идет процветания науки и искусств, защиту и уважения национальных культур и просвещение людей.
    Человек, по мнению Чацкого, волен сам выбирать себе любимое дело, от путешествий до реализации в творчестве. Но его прогрессивные мысли наталкиваются на консерватизм Московского дворянства.
    Именно «фамусовская Москва» стала тем противником, с которым сражается Чацкий, «один в поле воин».
    И это общество имеет отражение в конкретных лицах. Например, ярким представителем «минувшего века» прописан Фамусов. Он открыто заявляет, что на своём высоком посту служит ради того, чтобы иметь чины и блага. А порой и вообще не понимает, что подписывает:
    В образе Фамусова отражён ещё один порок, актуальный и в наши дни – это протекционизм:
    Человека Фамусов ценит только по деньгам и чинам. Именно об этом он и говорит Софье:
    Даже жениха для дочери он подбирает исходя из будущей выгоды:
    И до сих пор, в нашем времени люди живут этими идеалами и до сих пор пользуются фамусовской шкалой ценностей.
    Типичным представителем общества, с которым сталкивается Чацкий, так же является Молчалин. Он карьерист, но выбирает путь низкопоклонства, лебезя и как бы прислуживая более влиятельным особам.
    У него весьма говорящая фамилия, которая оправдывает его кроткое, уступчивое поведение, служащее прикрытием для истинных целей – достижения чинов и богатств:
    Ещё один персонаж из клана противников главного героя – это Скалозуб. Он невероятно глуп и нравственно деградировал. Но окружающие воспринимают это иронично, ведь он:
    Москва как будто подчиняет себе людей, делает их рабами своей системы. Поломала она и такого человека, как Платон Михайлович Горич, бывший сослуживец Чацкого. По настоянию супруги («светской пустышки»), он начал входить в светское общество, посещать ненавистные балы и вот уже сам признает, что «теперь, брат, я не тот».
    А есть ещё разные Тугоуховские, Хрюмины, Репетиловы, Загорецкие. И именно эти люди вскоре объявляют Чацкого сумасшедшим.
    Это общество настолько прогнило, что такой человек, как Чацкий, уже видится в нем «белой вороной», ведь он кардинально отличается ото всех.
    Но они не могут победить героя. Его отъезд – это протест и способ борьбы, он не сломлен, не смирился и не принял законов чуждого общества. Он не променял своих принципов. И даже оставшись один, он победил. Ведь, по законам развития истории, за ним обязательно придут другие.

  8. Великий и талантливый писатель, основоположник русского реализма Александр Сергеевич Грибоедов жил и творил в тяжелый период русской истории.
    Над своей комедией “Горе от ума” он работал в конце 10-х, начале 20-х годов девятнадцатого столетия. В это время в стране передовое дворянское общество переживало резкий патриотический подъем. Только недавнозакончилась Отечественная война 1812 года. Эта великая победа подтвердила силу русского народа, его горячую любовь к Родине. В стране появилось множество тайных политических обществ, члены которых ненавидели самодержавие и крепостничество, призывали народ к борьбе против тирании идеспотизма. Конечно, эти передовые идеи дворянской молодежи довольно значительно повлияли на мировоззрение молодого Грибоедова и на направление его творчества. “Горе от ума” – бесценный вклад Грибоедова в русскую литературу. Несомненно, основное настроение этого произведения было навеяно теми передовыми идеями, столь активными в грибоедовское время и все еще остающимися злободневными.
    Образ главного героя комедии сочетает в себе все черты идеального человека: высоко развитое чувство собственного достоинства, истиннаякультура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливым общественным устроем, ненависть к крепостничеству и сочуствие русскому народу. Помимо всего этого Чацкий имеет еще и чувствительную душу, способную любить искренне и честно.
    Таким по представлению Грибоедова и его современников должен быть настоящий человек.
    Герой Грибоедова более чем какой-либо другой герой русской литературы того времени воплотил в себе черты “нового человека”. Даже сама биография Чацкого напоминает нам биографию передового гражданина декабристской эпохи. У Чацкого было свое имение. В детстве он был взят на воспитание в дом Фамусовых. Но сонная обстановка этого дома, где все отношения построены на лицемерии и обмане, вскоре надоедает молодому Чацкому. Деятельный и энергичный, он не может жить в столь инертной среде притворства и подхалимства. Он отправляется путешествовать, “ума искать”, искать светлые стороны жизни.
    Но, вернувшись, Чацкий видит, что московскоеобщество изменилось с тех пор, как он покинул его три года назад: теперь фамусовский мир не потерпит “вольнодумцев” и “якобинцев”, не позволит открыто обличать свои пороки в московских гостинных. В “бочку с дегтем” добавилось еще больше лжи и лицемерия, глупого чванства и пустого самодурства.
    Как ни противна вся эта обстановка Чацкому, он все равно остается в доме Фамусова. Но что же его держит? Любовь! Отчужденный ото всех, он все же сохраняет в себе способность любить. Но его понятие любви совершенно не совпадает с понятием любви фамусовского мира. Его чувство искренне и бескорыстно, Чацкий любит нежно и даже наивно. А возьмем Молчалина. В комедии мы можем видеть егоотношения с двумя девушками: Софьей и Лизой. Кого же он любит по-настоящему? Понятно, что не Софью: “Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного. Дай бог ей век прожить богато, любила Чацкого когда-то, меня разлюбит как его”.
    Да и чувство к Лизоньке нельзя назвать настоящей любовью – скорее мелкой страстишкой жалкого человека. Итак, мы видим, что член фамусовского общества оказывается неспособным на глубокое истинное чувство. В первом случае мы видим корысть и расчет, во втором – только похоть.
    Не только на любовной почве, но и на многом другом разыгрывается основной конфликт комедии – конфликт между Чацким, представителемнового времени, “новых” людей и лагерем Фамусовых. В произведении показано столкновение двух противоположных
    общественных сил: дворянских революционеров и дворян-крепостников, верных устоям старого общества, где действуют “знатные негодяи”, мошенники и подхалимы, доносчики и “зловредные старухи”.
    Наиболее ярко этот конфликт раскрывается в столкновении Чацкого и Молчалина, основных представителей двух противоположных лагерей. Противоречия у них существуют во всем: в отношении к службе, к стране и к жизни вообще. Бездушный Молчалин живет по принципу, завещанному ему отцом:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    Стремление достичь личного благополучия, делает из Молчалина жалкого подхалима, низкопоклонника и лицемера. Безвольный и жалкий, разве может он сравниться с Чацким.
    Чацкий – личность и борец, твердо отстаивающий свои идеи перед целым “ботальоном” противников. Даже, когда все окружающие считали его сумасшедшим, он продолжал наносить безжалостные удары, с желчью и остротой обличая пороки фамусовского общества.
    Чацкий одинок, как и все, кто своей дерзкой новизной решается нарушить непоколебимый сон минувшего века, кто остается непонятым и изгнанным лишь только за то, что осмелился противостоять старым порядкам, проповедуя новые истины. Со старым миром, столь презираемым Чацким, главного героя связывали только чувства к Софье. Но любовь его оказалась преданой – грязный мир Фамусовых сумел втянуть в свой темный круг и чистую, еще не опустившуюся душу девушки. Каковы же были страдания Чацкого, когда он узнал, что Софья, так нежно им любимая, отдала свое предпочтение никому иному, как самому презренному человеку, врагу всего мировоззрения Чацкого, Молчалину.
    Несмотря на свою тяжелую духовную драму, Чацкий вышел из борьбы победителем. Мы ясно видим, что никаких путей к примирению с фамусовским обществом у него нет и быть не может. Возмутив спокойствие и “благополучие” этого общества, Чацкий нанес ему первое серьезное поражение “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный Удар качеством силы свежей, – писал Гончаров. – он вечный
    обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу:
    “Один в пале не воин”, Нет, воин, если он – Чацкий, …передовой воин, засрелыцик и – всегда

  9. Великий и талантливый писатель, основоположник русского реализма Александр Сергеевич Грибоедов жил и творил в тяжелый период русской истории.
    Над своей комедией “Горе от ума” он работал в конце 10-х, начале 20-х годов девятнадцатого столетия. В это время в стране передовое дворянское общество переживало резкий патриотический подъем. Только недавнозакончилась Отечественная война 1812 года. Эта великая победа подтвердила силу русского народа, его горячую любовь к Родине. В стране появилось множество тайных политических обществ, члены которых ненавидели самодержавие и крепостничество, призывали народ к борьбе против тирании идеспотизма. Конечно, эти передовые идеи дворянской молодежи довольно значительно повлияли на мировоззрение молодого Грибоедова и на направление его творчества. “Горе от ума” – бесценный вклад Грибоедова в русскую литературу. Несомненно, основное настроение этого произведения было навеяно теми передовыми идеями, столь активными в грибоедовское время и все еще остающимися злободневными.
    Образ главного героя комедии сочетает в себе все черты идеального человека: высоко развитое чувство собственного достоинства, истиннаякультура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливым общественным устроем, ненависть к крепостничеству и сочуствие русскому народу. Помимо всего этого Чацкий имеет еще и чувствительную душу, способную любить искренне и честно.
    Таким по представлению Грибоедова и его современников должен быть настоящий человек.
    Герой Грибоедова более чем какой-либо другой герой русской литературы того времени
    воплотил в себе черты “нового человека”. Даже сама биография Чацкого напоминает нам
    биографию передового гражданина декабристской эпохи. У Чацкого было свое
    имение. В детстве он был взят на воспитание в дом Фамусовых. Но сонная обстановка этого дома, где все отношения построены на лицемерии и обмане, вскоре надоедает
    молодому Чацкому. Деятельный и энергичный, он не может жить в столь инертной среде
    притворства и подхалимства. Он отправляется путешествовать, “ума искать”,
    искать светлые стороны жизни.
    Но, вернувшись, Чацкий видит, что московскоеобщество изменилось с тех пор, как он
    покинул его три года назад: теперь фамусовский мир не потерпит “вольнодумцев”
    и “якобинцев”, не позволит открыто обличать свои пороки в московских гостинных. В “бочку с дегтем” добавилось еще больше лжи и лицемерия, глупого чванства и пустого самодурства.
    Как ни противна вся эта обстановка Чацкому, он все равно остается в доме Фамусова. Но что же его держит? Любовь! Отчужденный ото всех, он все же сохраняет в себе способность любить. Но его понятие любви совершенно не совпадает с понятием любви фамусовского мира. Его чувство искренне и бескорыстно, Чацкий любит нежно и даже наивно. А возьмем Молчалина. В комедии мы можем видеть егоотношения с двумя девушками: Софьей и Лизой. Кого же он любит по-настоящему? Понятно, что
    не Софью: “Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного. Дай бог ей век прожить
    богато, любила Чацкого когда-то, меня разлюбит как его”.
    Да и чувство к Лизоньке нельзя назвать настоящей любовью – скорее мелкой страстишкой жалкого человека. Итак, мы видим, что член фамусовского общества оказывается неспособным на глубокое истинное чувство. В первом случае мы видим корысть и расчет, во втором – только похоть.
    Не только на любовной почве, но и на многом другом разыгрывается основной конфликт комедии – конфликт между Чацким, представителемнового времени, “новых” людей и лагерем Фамусовых. В произведении показано столкновение двух противоположных
    общественных сил: дворянских революционеров и дворян-крепостников, верных устоям старого общества, где действуют “знатные негодяи”, мошенники и подхалимы, доносчики и “зловредные старухи”.
    Наиболее ярко этот конфликт раскрывается в столкновении Чацкого и Молчалина, основных представителей двух противоположных лагерей. Противоречия у них существуют во всем: в отношении к службе, к стране и к жизни вообще. Бездушный Молчалин живет по принципу, завещанному ему отцом:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    Стремление достичь личного благополучия, делает из Молчалина жалкого подхалима,
    низкопоклонника и лицемера. Безвольный и жалкий, разве может он сравниться с Чацким.
    Чацкий – личность и борец, твердо отстаивающий свои идеи перед целым “ботальоном”
    противников. Даже, когда все окружающие считали его сумасшедшим, он продолжал
    наносить безжалостные удары, с желчью и остротой обличая пороки фамусовского
    общества.
    Чацкий одинок, как и все, кто своей дерзкой новизной решается нарушить непоколебимый
    сон минувшего века, кто остается непонятым и изгнанным лишь только за то, что осмелился противостоять старым порядкам, проповедуя новые истины. Со старым миром, столь презираемым Чацким, главного героя связывали только чувства к Софье. Но любовь
    его оказалась преданой – грязный мир Фамусовых сумел втянуть в свой темный круг
    и чистую, еще не опустившуюся душу девушки. Каковы же были страдания Чацкого, когда он узнал, что Софья, так нежно им любимая, отдала свое предпочтение никому иному, как самому презренному человеку, врагу всего мировоззрения Чацкого, Молчалину.
    Несмотря на свою тяжелую духовную драму, Чацкий вышел из борьбы победителем. Мы ясно видим, что никаких путей к примирению с фамусовским обществом у него нет и быть не может. Возмутив спокойствие и “благополучие” этого общества, Чацкий нанес ему первое серьезное поражение “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный Удар качеством силы свежей, – писал Гончаров. – он вечный
    обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу:
    “Один в пале не воин”, Нет, воин, если он – Чацкий, …передовой воин, засрелыцик и – всегда

  10. Комедия «Горе от ума» была написана Грибоедовым в 1822 году. И только в 1824 году он заканчивает работу над ней. В Петербурге ему удается напечатать отрывки из нее. Однако читатели могли познакомиться с комедией в рукописных списках. В 1824 году такой список привозит Пушкину в Михайловское Пущин.
    Появление «Горе от ума» было очень своевременным. Это произошло накануне декабристского восстания. Герой комедии Чацкий был одним из новых людей, борцом против всего старого и отжившего. Русский критик и писатель И. А. Гончаров писал, что «Чацкий начинает новый век — и в этом все его значение и весь ум.»
    «Горе от ума» часто называют «бессмертной комедией». Это правда, так как ее значение очень велико и для нашей жизни. В ней много мудрости, она объясняет людям их поведение, учит быть сильными, ненавидеть ложь.
    Главный герой комедии, Александр Андреевич Чацкий, дворянин, получил хорошее образование в Москве. Уехал путешествовать за границу. Вернулся через три года обратно в Россию.
    Все знают о его высоком уме. Фамусов говорит Скалозубу:
    Не служит, то есть в том он пользы не находит,
    Но захоти — так был бы деловой.
    Жаль, очень жаль, он малый с головой,
    И славно пишет, переводит,
    Нельзя не пожалеть, чтоб с эдаким умом.
    Чацкий с большой ответственностью относится к службе, но прислуживаться нигде не хочет. Он общался с министрами, но разошелся во взглядах:» Служить бы рад, прислуживаться тошно.»
    Чацкий умен, и он понимает, кто перед ним. Он видит вокруг себя глупых, наглых и несчастных людей.
    Снова после разлуки увидев Софью, Чацкий забывает обо всем. Он страстно в нее влюблен:»Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног!» Чацкий поражен ее красотой и холодностью к нему. Он мучается в догадках, кто же теперь ее избранник, Молчалин или Скалозуб. Вскоре он понимает, кого она предпочла, и горько разочаровывается.
    На званом вечере Чацкий видит гостей Фамусова и говорит им, что нельзя быть такими, какие они есть, пусть они всмотрятся в себя повнимательнее и увидят, что ничего полезного они не делают. В монологе о французике из Бордо он высмеивает преклонение перед всем иностранным.
    Посмотришь, вечерком
    Он чувствует себя здесь маленьким царьком;
    Такой же толк у дам, такие же наряды.
    Он рад, но мы не рады.
    Ах! если рождены мы все перенимать,
    Хоть у китайцев бы нам несколько занять
    Премудрого у них незнанья иноземцев.
    Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
    Чтоб умный, бодрый наш народ
    Хотя по языку нас не считал за немцев.
    Чацкий выступает против невежества, против низкопоклонства.
    Что нынче, так же, как издревле,
    Хлопочут набирать учителей полки,
    Числом поболее, ценою подешевле?
    Не то чтобы в науке далеки;
    В России, под великим штрафом,
    Наш каждого признать велят
    Историком и географом.
    Как посравнить да посмотреть
    Век нынешний и век минувший:
    Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
    Как не в войне, а в мире брали лбом,
    Стучали об пол не жалея!
    Чацкий борется с ложью, он открывает людям глаза на правду, разоблачает их.
    Где, укажите нам, отечества отцы,
    Которых мы должны принять за образцы?
    Не эти ли, грабительством богаты?
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
    Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и мотовстве.
    Опять увидеть их мне суждено судьбой!
    Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
    Когда он узнает, что его считают сумасшедшим, ему становится очень горько. А узнав, что слух о сумасшествии распускает Софья, Чацкий испытывает настоящее потрясение.
    Не образумлюсь. виноват,
    И слушаю, не понимаю,
    Как будто все еще мне объяснить хотят,
    Растерян мыслями. чего-то ожидаю.
    Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
    Спешил. летел! дрожал! вот счастье, думал близко.
    Пред кем я давиче так страстно и так низко
    Был расточитель нежных слов!
    С кем был! Куда меня закинула судьба!
    Все гонят! все клянут! Мучителей толпа!
    В любви предателей, в вражде неутомимых.
    Он устает от всего, он оскорблен, он все бросает и уезжает от этих людей.
    Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!-
    Карету мне, карету!
    Чацкий покидает общество Фамусовых, но остается победителем. И один в поле воин,»если он Чацкий, и притом победитель»,- считает И. А. Гончаров. В жизни всегда появляются Чацкие.
    «Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого — и кто бы ни были деятели, около какого бы человеческого дела,- будет ли то новая идея, шаг в науке, в политике, в войне — ни группировались люди,- им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: от совета «учиться, на старших глядя»,с одной стороны, и от жажды стремиться от рутины к «свободной жизни» вперед и вперед, с другой.
    Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».

  11. Главная
    Сочинения по литературе
    И один в поле воин, если он Чацкий – сочинение
    Комедия «Горе от ума» — явление в русской литературе редчайшее. Более шестидесяти лет назад поэт А. Блок заметил, что комедия не разгадана до конца, и мы не очень-то хорошо разобрались в его настоящем. Кто же все-таки он, Чацкий?
    Уже буквально первые реплики приоткрывают нам его душевный мир. Мы видим натуру цельную, полностью отдающуюся чувству, переполняющему ее: любви к Софье.
    Чацкий, подобно влюбленному Ромео, «перенесся на крылах любви» и ему также не помеха родные Софьи, сам Фамусов, взгляды которого отнюдь не разделяет Чацкий.
    Итак, Чацкий, полный радужных надежд и фантастических планов, не заезжая даже домой (это после трехлетней разлуки!), мчится к Софье:
    Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног.
    И что же он находит? Софья не обрадована, а скорее даже огорчена, раздражена его приездом. Он не может понять причины такого отношения и думает, что виновница холодности Софьи — разлука. Он даже представить себе не может, что Софья (умница Софья!) предпочла его Молчалину. Даже когда это становится очевидным, Чацкий не верит, утешая себя мыслью: «Она его не уважает». Для Чацкого ум остается неизменным (если не основным) качеством, за которое можно полюбить человека. . Именно потому, что это качество отсутствует у Скалозуба, Чацкий исключает его как потенциального соперника. Именно поэтому он не верит, что Молчалин — ее избранник.
    … Прежде был так глуп, Уж разве поумнел? —
    недоумевает Чацкий. Для него загадка, почему Софья избрала Молчалина, но ему ясно одно: Софья его (Чацкого) больше не любит. Воздушные замки Чацкого разрушены, на их месте осталось пепелище.
    В душе Чацкого происходит надлом. Он уже не тот, каким выл три года, три часа назад. Он ищет виновников своей трагедии — и находит их. Он видит, что среда, воспитавшая Молчалиных, подобна трупному яду, отравляющему и разлагающему живые организмы. Софья оказалась неустойчива к этому яду, и поэтому душа ее погибла.
    Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет,
    в гневе бросает Чацкий в лицо Фамусову и всем тем, кто после бала успел разъехаться по домам, но кто тоже несет немалую часть ответственности за эту трагедию.
    «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок», — решает Чацкий. Он уезжает, увозя с собой «мильон терзаний» — неизбежных для человека с его темпераментом, умом и взглядами…
    Чацкий умеет самостоятельно мыслить, и это пугает в нем Фамусова. Он не нуждается ни в чьем опыте, ни в чьих суждениях: он накапливает свой опыт, он имеет свои суждения. Если бы он захотел употребить свои способности для продвижения по службе, Москва была бы от него в восторге. Но он не захотел — и это само по себе стало уже вызовом для фамусовского общества.
    Чацкий, с его остроумием и красноречием, мог быть украшением Москвы, а он «свет ругает наповал». А это Москва никому не прощает и простить не может. Чацкий нарушает покой фамусовского общества, и чтобы спастись от него, они объявляют его безумным, они клевещут на его неумолимую логику, против которой трудно возразить, потому что возражать нечего. Чацкий пугает московских бар, потому что он носитель нового и передового. Они чувствуют где-то в глубине души, что Чацкий прав, что они «зек минувший». Сознание этого отягощает вину Чацкого в их глазах. Он произвел смятение в их обленизшихся умах, а из глубины души поднимается страх: «А что, если?»
    Но Чацкий прав — и это придает ему силы, ума, духа и бодрости. Личная драма не делает его глупее — она лишь обостряет его чувствительность к несправедливости и обману. Его убеждения не пошатнулись под натиском доводов Фамусова. Он, как настоящий боец, обладает значительной силой воли и твердостью. Его оружие — острое, меткое, язвительное или страстное слово, правда и факты. Фамусовскому обществу трудно дать достойного противника Чацкому, поэтому они стремятся изгнать его. Но поздно: зерна сомнения посеяны, они непременно дадут всходы. Чацкий — человек действия, только такой человек может стать настоящим победителем, даже если он один «в поле воин», даже если количественный перевес — не на его стороне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *