Сочинение на тему огонь друг огонь враг

2 варианта

  1. Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.
    Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан. В далекую историческую эпоху человек покорил огонь, овладел способами управления им. Прежде всего, наши далекие предки научились добывать огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки – трение одного сухого куска дерева о другой или высекание искры ударом о камень камнем. Вот почему в те далекие времена так священно оберегался огонь в виде костра. В костер запрещалось бросать отходы, так как это могло “оскорбить” огонь. Костер нельзя было ворошить острым предметом, чтобы не поранить дух огня.
    Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть невозможные для жизни человека климатические условия. Благодаря огню все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы.
    Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках.  Чтобы изготовить нож, трактор, автомашину, тепловоз нужен металл. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Огонь приводит в движение пароходы, автомашины, самосвалы, ракеты. Пар, добытый при помощи огня, электричество, дающее тепло, энергию, свет – облегчают жизнь человека.
    Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
    Огонь – враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли с лица Земли в гигантских языках пламени. Бесценные творения созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
    С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.
    Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город – Искоростень, но многодневная осада не сломила сопротивление  восставших. Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной  пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоростень и разрушила его.
    В Новгороде храниться летопись 1508 г., в которой записано, что “… в первом часу дня на заутрени в неделю был большой пожар, загорелось на славянской улице у Логиновой жены Екатерины в клети от свечи, и погорела торговая сторона вся, и жизней без числа сгорело”. В летописи записано, что во время пожара погибло более 3 тысяч человек.
    По несколько раз выгорали дотла многие города и села. Горела Москва, горели Новгород, Ярославль, Нижний Новгород,  города Поволжья. На голом месте, без крова и средств   существования, оставались уцелевшие жители. Захватывая огромные площади, пожары уничтожали леса и посевы, вселяя в людей ужас, заставляя их бросать родные места. Происходило это потому, что люди, научившись добывать огонь, не научились бороться с ним. Огонь стал не только другом, но и превратился в его недруга – пожар, который уничтожает материальные ценности, в огне которого гибнут люди, животные.
      ПОЖАР. Что же представляет он собой сегодня? Может это только в прошлом, огонь был страшен людям? Может современный человек, вооруженный знаниями и мощнейшей техникой, уже справился с этим бедствием? Ведь и в самом деле, многие за всю свою жизнь так и не увидят реального пожара и, встретив на городской улице пожарную машину, лишь удивленно посмотрят ей вслед.
    Конечно, на экранах телевизоров довольно часто бушуют настоящие или имитированные пожары, но ведь это там, на экране, и хотя порой зрелище очень впечатляющее, но совсем не страшное. Поэтому, узнав из газет о том или ином случае пожара, чаще вспоминают именно тот, кинематографический, красивый и нестрашный пожар. Отсюда и рождается представление о самой сути проблемы пожаров, столь далекое от реального положения.
    Согласно социологическим исследованиям и опросам более 70 % людей пожары относят к категории стихийного бедствия. Около 80% считают, что пожаров сегодня куда меньше, чем раньше. Глубокое заблуждение! В действительности же огненная проблема была, есть и, без опасения впасть в ошибку, будет существовать в обозримом будущем. В наше время эта проблема, безусловно, приобрела особую остроту.
    Общее количество пожаров на нашей планете достигло 5,5 миллиона в год – каждые 5 секунд где-то вспыхивает пожар. Поэтому неудивительно, что в наши дни пожары действительно все чаще становятся проблемой номер один.
    Огонь уносит десятки тысяч человеческих жизней, калечит здоровье и судьбы миллионов людей, уничтожает порой бесценные реликвии человеческой жизни и истории. Говоря об опасности пожаров для человека, вспомним слова  В. Травинского: “Яснее ясного, когда жертвы исчисляются десятками тысяч, а убытки – миллиардами, то получается, что пожары вполне сравнимы с “малыми войнами” ХХ века. Но малые войны начинаются и кончаются, а пожарные потери ежегодны – идет такая непрерывная “малая война с огнем”.
    При всем несовершенстве учета можно с уверенностью сказать, что сейчас в России пожаров в 10 раз больше, чем 100 лет назад. Ежесуточно около 1,5 тыс. раз раздается сигнал тревоги в пожарных подразделениях  и около 7 тыс. граждан России оказываются лицом к лицу с огнем. Наша страна имеет самый высокий уровень в мире гибели и травматизма  людей на пожарах, более чем в три раза превышающий средний уровень развитых зарубежных стран.
    В течение часа пока идет урок, пожарные более 100 раз выедут по тревоге, будут уничтожены огнем материальные ценности на миллионы рублей, погибнет, по меньшей мере, один человек, около 10 получат травмы и ожоги, многие из них останутся калеками или будут обезображены на всю жизнь.
    Огонь – друг, огонь – враг… какой гранью он обернется к нам, зависит от человека. Когда в свое время к великому Эйнштейну обратились с вопросом, опасна ли атомная энергия для человечества, он ответил: «не больше, чем коробка спичек. Дело только в том, в чьих руках она будет».
    Пожар может возникнуть всюду, где найдет хотя бы малейшую лазейку. Это и не выключенный вовремя электрический утюг или чайник, небрежно брошенный дымящийся окурок, непогашенная спичка, непотушенный костер, дефект электропроводки, неисправность печи или дымохода, нарушение правил проведения огневых или сварочных работ.  В промышленности, в производстве, в быту появились новые вещества и материалы, созданные с помощью химии и физики. Широко используются нефть и нефтепродукты, природный и искусственный газ. Сложные и энергоемкие технологические процессы проходят нередко при весьма высоких давлениях и температурах, с использованием сырья, обладающего крайне высокой пожароопасностью.
    В связи с этим возможность возникновения пожаров в наше время неизмеримо возросла. В каждом доме – обилие электроприборов. Здесь и холодильники, электрочайники, и телевизоры, наконец, утюги и электронагреватели. Во многих домах газ – незаменимый помощник жильцов. Однако этот помощник может легко превратиться в источник бед при неосторожном с ним обращении.
    Окинем взглядом предметы, находящиеся в наших квартирах. Рядом со шкафом из дерева стоит диван на поролоновой основе. А в ванной? Там, на полочках – предметы бытовой химии: всевозможные аэрозоли, флаконы, тюбики, наполненные растворяющимися, освежающими, дезинфицирующими, клеящими и прочими препаратами. Все большее внимание в отделке помещений в быту находят полимерные материалы, изделия из синтетики и пластмасс. И почти все это легко воспламеняется, хорошо горит, выделяя при этом ядовитый, токсичный дым, опасный для здоровья и жизни человека.
    В большинстве случаев люди на пожарах, в особенности дети гибнут сейчас не от высокой температуры, а от дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания привычных и полезных в быту вещей.
    О том, что огонь жжется, знает каждый. А вот грозной опасности, которую таит в себе обыкновенная электрическая розетка, знают далеко не все, а тем более дети. Стоит ребенку взять в руки гвоздь, шпильку и, «от нечего делать», ковырнуть ими в розетке – тяжелая травма неизбежна.
    Примерно каждый шестой – восьмой пожар в России вспыхивает из-за шалости детей с огнем, от их неумелого обращения с ним. Каждый пятый погибший на пожаре – несовершеннолетний. За этой статистикой – трагедия многих людей. И уж ничем не измерить горечь потери, когда в огне гибнут сами дети.
    Наибольшую опасность при пожарах в жилых домах, в особенности многоэтажных, представляет паника. Известны случаи, когда при возникновении даже незначительного загорания люди, преувеличивая опасность, с криками бросались к выходам, вызывая общее смятение. Это приводило к давкам, заторам, ушибам и даже к гибели людей.
    Иные, спасаясь от огня, выбегают из горящих помещений, оставляя открытыми двери. Распространяясь через дверные проемы, пламя охватывает новые помещения. Кое – кто  ничем себя не защитив, пытается уйти через помещения объятые огнем. В таких случаях даже один вдох раскаленного воздуха может привести к параличу дыхательных путей и трагическому исходу. К тому же человек получает при этом тяжелые ожоги.
    У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях дети обычно прячутся под кроватями, одеялами, в шкафах, укромных уголках комнат. Не пытаются бежать и тогда, когда двери не заперты. Отыскать же их в задымленных помещениях порой нелегко.
    Довольно частая ситуация: мать ушла, оставив на время детей без присмотра. Кто-то из них заходит на кухню. Внимание ребенка привлекает коробочка с яркой этикеткой. Подражая отцу или матери, он неуверенным движением достает спичку, чиркает ее и – о, радость! Вспыхивает огонек. Горит, подбираясь к пальчикам. И вдруг начинает «кусаться». Испуганный малыш бросает спичку. Она падает на пол или стол, или скатерть… Беды тогда не миновать. Ведь температура пламени горящей спички достигает нескольких сот градусов. Этого достаточно, чтобы загорелось большинство домашних вещей, сделанных из древесины, текстиля и синтетики.
    Детей одних иногда запирают в доме, где топится печь. Неисправный дымоход, выпал уголек из печи. На первый взгляд вроде мелочь, но и она может привести к большой беде.
    Бывает и так. Малышу надоели игрушки, он капризничает, мать, желая успокоить ребенка, дает ему коробок спичек. Он перестает плакать, раскладывая на полу спички. Взрослые довольны – ребенок успокоился, но вот в другой раз малыш сам уже потянется за спичками и попробует их зажечь, подражая взрослым.
    Иные родители используют спички для игр с детьми – выкладывают из них различные фигурки, учат считать.
    Нет нужды говорить о том, что в таких играх таиться большое зло: дети привыкают к спичкам, ищут их. А порой прячут в карман, отправляясь на прогулку. А там разжигают костры, причем вблизи строений, около хлебных массивов, в лесу. Увлекшись игрой, ребята могут забыть потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры могут разлететься на большое расстояние, и привести к пожару. Случаются трагедии, когда дети находят и бросают в костер порох, патроны, гранаты и неизвестные предметы, становясь инвалидами в результате взрыва.
    А сколько неприятностей приносят бумажные голуби или самолетики, которые с подожженными хвостами бросают некоторые ребята с балконов или окон. Под действием ветра эти «жарптицы» залетают в форточки и на балконы нижерасположенных этажей, вызывая серьезные пожары.
    Часто, подражая взрослым, дети начинают украдкой курить, выбирая для этого такие места, где можно надежно спрятаться от взрослых. При появлении родителей или педагогов они, стремясь скрыть свой проступок, бросают, непотушенную сигарету куда попало, не думая, что может произойти пожар.
    Начало лета совпадает с обильным цветением тополя. Улицы, дворы и скверы покрываются тополиным пухом. Для ребят этот пух – предмет забав: стоит поднести спичку – и он вспыхивает, как порох. Огонь бежит по нему, как по бикфордову шнуру. Интересно и… опасно. Можно привести немало примеров, когда, вспыхнув от детской шалости, огонь «пробегал» по пуху десятки метров и, найдя подходящую «пищу» разгорался пожаром.
    Дорого обходятся подобного рода забавы. В такие дни чаще обычного звонят по телефону «01». Пожарные то и дело выезжают по срочным вызовам.
    Следует иметь в виду, что если пожар произойдет в результате безнадзорности детей с причинением кому-либо ущерба, то родители несут за это ответственность в установленном законном порядке.
    Отдел надзорной деятельности
    г.о. Вичуга и Вичугского района
    УНПР ГУ МЧС России по Ивановской области

  2. Тема: «Огонь – друг и враг человека»
    Цель: пополнить знания учащихся о правилах пожарной                             безопасности, научить учащихся правильным действиям в случае возникновения пожара.
    Предварительная работа: чтение книг
    I. С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л.Н. Толстый «Пожар», «Пожарные собаки», Б. Житков Пожар в море».
    II. Выставка рисунков на тему «Осторожно огонь!»
    III. Конкурс лучшее сочинение « Огонь – друг и враг человека».
    IV. Накануне провести экскурсию в пожарную часть или пригласить на классный час инспектора пожарной части.
    Ведущий: Все вы, вероятно, не раз видели, как по селу или по улицам города проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами.
    Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь. А как часто по телевизору показывают пожары, происходящие в разных  уголках страны. Обычно всё это случается и думаете, что лично к вам это не относится, что со спичками вы не играете и друзьям своим не позволяете.  И тем не менее количество пожаров происходит по вине самих людей из-за их беспечности. А примерно каждый девятый пожар происходит по вине детей.
    Сегодня я предлагаю поговорить о причинах возникновения пожара, о том, что нужно делать, если всё же произошел.
    Для начала произведем разминку. Я буду задавать вопросы, а вы, если со мной согласны, хором отвечайте: «Это – я, Это – я, это все мои друзья», если не согласны, то молчите.
    – Кто задорный и веселый,
    Верность правилам храня,
    Бережет родную школу от огня? (Это я………….
    – Кто поджег траву у дома,
    Подпалил ненужный сор,
    И сгорел гараж знакомых.
    И строительный забор. (молчат)
    – Кто соседской детворе
    Объясняет во дворе
    Что игра с огнем недаром
    Завершается пожаром? ( Это я …
    – Кто украдкой в уголке
    Жег свечу на чердаке?
    Загорелся старый стол,
    Еле сам живой уже. (молчат)
    – Кто пожарным помогает?
    Правила не нарушает.
    Кто пример для всех ребят? ( Это – я, это – я, это – все мои друзья)
    Ведущий: Я вижу, вы знаете, что с огнем шутить опасно.
    Огонь издавна был друг человека. Наши древние предки знали немало хитростей, секретов забывания огня.
    Они считали его живым существом, «приручали» огонь, поселяя его в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование. На огне человек научился готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе с хищниками. Человек считал огонь божеством и поклонялись ему.
    Ученик 2. Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу. Иногда на костре, в походе или на рыбалке у реки. А чаще всего на газовой плите или электрической плите, в небольшой и уютной деревенской печке.
    Ученик 3. А есть еще огромные заводские печи.  На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе в печах обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь.  Из неё делают трубы, станки, автомобили и самолеты.
    Ученик 4. Огонь и электрический ток ближайшие родственники. Ток освещает  наши дома и улицы, по его линиям движутся троллейбусы и трамваи, им «питаются» и гигантские заводы, и работающие в наших квартирах телевизоры, радиоприемники, пылесосы, холодильники, утюги и т.д
    Сила электрического тока и огня большая пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумело и неосторожно, то огонь может стать странным и коварным врагом. Это  происходит,  когда  огонь  вырывается  из- под контроля человека,  превращается в пожар.
    А сейчас прерывая рассказ о пользе и вреде огня, предлагаю провести игру на испытание «Юный пожар».
    Два участника ( с завяз. глазами проходят по лабиринту из кеглей, и нах. выход из «задыменного помещения»)
    Два участника: две дет. машины (водители)
    Итак, пожар – это  неконтролируемый процесс горения определенных материалов. Пожар сопровождается выделением дыма и тепла. В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. При горении так же выделяются другие вещества отравляющие. Поэтому во время пожаров многие люди гибнут  от отравления продуктами горения. Чтобы не случались пожары, необходимо знать причины из возникновения.
    А сейчас мы с вами поиграем в другую игру « Доскажи словечко».
    – Где с огнем беспечны люди,
    Там взовьется в небо шар,
    Там всегда грозить вам будет………..(злой пожар)
    – Раз, два, три, четыре –
    У кого пожар… ( в квартире?)
    – Дыма столб поднялся вдруг
    Кто не выключил….. ( утюг?)
    – Стол и шкаф  сгорели разом
    Кто сушил белье над…(газом?)
    – Столб огня чердак объял
    Кто там спички… (зажигал?)
    – Побежал пожар во двор,
    Это кто там жег… ( костер?)
    – Пламя прыгнуло в листву,
    Кто у дома жег… (траву?)
    – Кто бросал в огонь при этом незнакомые…(предметы?)
    – Помни каждый гражданин
    Этот номер…. (01)
    – Дым увидел – не зевай,
    И пожарных…. (вызывай).
    Молодцы! Причин возникновения пожаров действительно много, всего не перечесть, часто ребята разжигают костры вблизи строений, поджигают банки, с мусором, старую траву, тополиный пух, играют со спичками.
    Кроме того, бывает, когда ребята, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают ложные сведения о пожаре. Такие «озорники» не задумываются о том, что в это время по-настоящему нужна помощь пожарных в другом месте.
    А теперь обратимся к истории возникновения пожарной охраны в России.
    Ученик 3. Своеобразным началом организованной борьбы с пожарами были первые государственные указы. Они появились в XV веке во времена царствования Василия Темного.
    Это были указы о том, как обращаться с огнем и при каких условиях им пользоваться. Не топить летом изб, бань без крайней необходимости, не держать в доме огня. Нарушения каралось страшной казнью.
    А в 1493 году после пожара в Кремле началась каменная достройка в Москве. Иван 2приказал в радиусе  стодесяти сажений от кремлевских стен снести все деревянные строения.
    Ученик 4. В 1560 году Иван Грозный повелел иметь во дворах на случай пожара бачки и чаны с водой.
    А в 1803 году – царь Александр 1 издал указ о формировании в Петербурге  пожарные команды. На вооруженные команды находились  ручные насосы. Единственным видом пожарной связи служили калачи, с которых можно было обнаружить по зареву.
    Ведущий. Не малый ущерб нашему государству, народу принес пожар. Это крайне опасное жестокое явление. Сегодня во всем мире пожары уносят тысячи жизней, уничтожая ценности, исчисляемые миллиарды рублей.
    А сейчас викторина.
    – По какому номеру телефона нужно звонить о пожаре ?(01)
    – Как тушить огонь после костра?
    – Можно ли бить стекла в комнате во время пожара? ( нет)
    – Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включить свет? ( нет, может произойти взрыв газа)
    – Почему нельзя бросать в огонь незнакомые предметы  ( взрывоопасны, можно получить травму)
    – Как тушить горящую на человеке одежду? (остановиться, упасть и катиться, сбивая пламя)
    – Можно ли потушить водой горящую электропроводку? ( нельзя, вода проводит электрический ток, это опасно для жизни)
    – Где можно спрятаться от дыма? (закрыть рот и нос мокрой тряпкой, при дыме – держаться ближе к полу, по возможности покинуть помещение)
    – Можно пожар тушить огнем? (встречным огнем тушат лесные пожары)
    Итоги.
    Ведущий: Итак, о чем сегодня на занятии мы с вами говорили?
    Ответы детей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *