Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть невозможные для жизни человека климатические условия. Благодаря огню все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках. Чтобы изготовить нож, трактор, автомашину, тепловоз нужен металл. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Огонь приводит в движение пароходы, автомашины, самосвалы, ракеты. Пар, добытый при помощи огня, электричество, дающее тепло, энергию, свет – облегчают жизнь человека. Огонь – враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли с лица Земли в гигантских языках пламени. Бесценные творения созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.
Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город – Искоростень, но много-дневная осада не сломила сопротивление восставших. Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоро-стень и разрушила его.
В Новгороде храниться летопись 1508 г., в которой записано, что “… в первом часу дня на заутрени в неделю был большой пожар, загорелось на славянской улице у Логиновой жены Екатерины в клети от свечи, и погорела торговая сторона вся, и жизней без числа сгорело”. В летописи записано, что во время пожара погибло более 3 тысяч человек.
По несколько раз выгорали дотла многие города и села. Горела Москва, горели Новгород, Ярославль, Нижний Новгород, города Поволжья. На голом месте, без крова и средств существования, оставались уцелевшие жители. Захватывая огромные площади, пожары уничтожали леса и посевы, вселяя в людей ужас, заставляя их бросать родные места. Происходило это потому, что люди, научившись добывать огонь, не научились бороться с ним. Огонь стал не только другом, но и превратился в его недруга – пожар, который уничтожает материальные ценности, в огне которого гибнут люди, животные.
Тема: «Огонь – друг и враг человека»
Цель: пополнить знания учащихся о правилах пожарной безопасности, научить учащихся правильным действиям в случае возникновения пожара.
Предварительная работа: чтение книг
I. С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л.Н. Толстый «Пожар», «Пожарные собаки», Б. Житков Пожар в море».
II. Выставка рисунков на тему «Осторожно огонь!»
III. Конкурс лучшее сочинение « Огонь – друг и враг человека».
IV. Накануне провести экскурсию в пожарную часть или пригласить на классный час инспектора пожарной части.
Ведущий: Все вы, вероятно, не раз видели, как по селу или по улицам города проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами.
Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь. А как часто по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках страны. Обычно всё это случается и думаете, что лично к вам это не относится, что со спичками вы не играете и друзьям своим не позволяете. И тем не менее количество пожаров происходит по вине самих людей из-за их беспечности. А примерно каждый девятый пожар происходит по вине детей.
Сегодня я предлагаю поговорить о причинах возникновения пожара, о том, что нужно делать, если всё же произошел.
Для начала произведем разминку. Я буду задавать вопросы, а вы, если со мной согласны, хором отвечайте: «Это – я, Это – я, это все мои друзья», если не согласны, то молчите.
– Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу от огня? (Это я………….
– Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
И сгорел гараж знакомых.
И строительный забор. (молчат)
– Кто соседской детворе
Объясняет во дворе
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром? ( Это я …
– Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой уже. (молчат)
– Кто пожарным помогает?
Правила не нарушает.
Кто пример для всех ребят? ( Это – я, это – я, это – все мои друзья)
Ведущий: Я вижу, вы знаете, что с огнем шутить опасно.
Огонь издавна был друг человека. Наши древние предки знали немало хитростей, секретов забывания огня.
Они считали его живым существом, «приручали» огонь, поселяя его в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование. На огне человек научился готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе с хищниками. Человек считал огонь божеством и поклонялись ему.
Ученик 2. Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу. Иногда на костре, в походе или на рыбалке у реки. А чаще всего на газовой плите или электрической плите, в небольшой и уютной деревенской печке.
Ученик 3. А есть еще огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе в печах обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы, станки, автомобили и самолеты.
Ученик 4. Огонь и электрический ток ближайшие родственники. Ток освещает наши дома и улицы, по его линиям движутся троллейбусы и трамваи, им «питаются» и гигантские заводы, и работающие в наших квартирах телевизоры, радиоприемники, пылесосы, холодильники, утюги и т.д
Сила электрического тока и огня большая пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумело и неосторожно, то огонь может стать странным и коварным врагом. Это происходит, когда огонь вырывается из- под контроля человека, превращается в пожар.
А сейчас прерывая рассказ о пользе и вреде огня, предлагаю провести игру на испытание «Юный пожар».
Два участника ( с завяз. глазами проходят по лабиринту из кеглей, и нах. выход из «задыменного помещения»)
Два участника: две дет. машины (водители)
Итак, пожар – это неконтролируемый процесс горения определенных материалов. Пожар сопровождается выделением дыма и тепла. В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. При горении так же выделяются другие вещества отравляющие. Поэтому во время пожаров многие люди гибнут от отравления продуктами горения. Чтобы не случались пожары, необходимо знать причины из возникновения.
А сейчас мы с вами поиграем в другую игру « Доскажи словечко».
– Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить вам будет………..(злой пожар)
– Раз, два, три, четыре –
У кого пожар… ( в квартире?)
– Дыма столб поднялся вдруг
Кто не выключил….. ( утюг?)
– Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над…(газом?)
– Столб огня чердак объял
Кто там спички… (зажигал?)
– Побежал пожар во двор,
Это кто там жег… ( костер?)
– Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег… (траву?)
– Кто бросал в огонь при этом незнакомые…(предметы?)
– Помни каждый гражданин
Этот номер…. (01)
– Дым увидел – не зевай,
И пожарных…. (вызывай).
Молодцы! Причин возникновения пожаров действительно много, всего не перечесть, часто ребята разжигают костры вблизи строений, поджигают банки, с мусором, старую траву, тополиный пух, играют со спичками.
Кроме того, бывает, когда ребята, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают ложные сведения о пожаре. Такие «озорники» не задумываются о том, что в это время по-настоящему нужна помощь пожарных в другом месте.
А теперь обратимся к истории возникновения пожарной охраны в России.
Ученик 3. Своеобразным началом организованной борьбы с пожарами были первые государственные указы. Они появились в XV веке во времена царствования Василия Темного.
Это были указы о том, как обращаться с огнем и при каких условиях им пользоваться. Не топить летом изб, бань без крайней необходимости, не держать в доме огня. Нарушения каралось страшной казнью.
А в 1493 году после пожара в Кремле началась каменная достройка в Москве. Иван 2приказал в радиусе стодесяти сажений от кремлевских стен снести все деревянные строения.
Ученик 4. В 1560 году Иван Грозный повелел иметь во дворах на случай пожара бачки и чаны с водой.
А в 1803 году – царь Александр 1 издал указ о формировании в Петербурге пожарные команды. На вооруженные команды находились ручные насосы. Единственным видом пожарной связи служили калачи, с которых можно было обнаружить по зареву.
Ведущий. Не малый ущерб нашему государству, народу принес пожар. Это крайне опасное жестокое явление. Сегодня во всем мире пожары уносят тысячи жизней, уничтожая ценности, исчисляемые миллиарды рублей.
А сейчас викторина.
– По какому номеру телефона нужно звонить о пожаре ?(01)
– Как тушить огонь после костра?
– Можно ли бить стекла в комнате во время пожара? ( нет)
– Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включить свет? ( нет, может произойти взрыв газа)
– Почему нельзя бросать в огонь незнакомые предметы ( взрывоопасны, можно получить травму)
– Как тушить горящую на человеке одежду? (остановиться, упасть и катиться, сбивая пламя)
– Можно ли потушить водой горящую электропроводку? ( нельзя, вода проводит электрический ток, это опасно для жизни)
– Где можно спрятаться от дыма? (закрыть рот и нос мокрой тряпкой, при дыме – держаться ближе к полу, по возможности покинуть помещение)
– Можно пожар тушить огнем? (встречным огнем тушат лесные пожары)
Итоги.
Ведущий: Итак, о чем сегодня на занятии мы с вами говорили?
Ответы детей.
Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть невозможные для жизни человека климатические условия. Благодаря огню все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках. Чтобы изготовить нож, трактор, автомашину, тепловоз нужен металл. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Огонь приводит в движение пароходы, автомашины, самосвалы, ракеты. Пар, добытый при помощи огня, электричество, дающее тепло, энергию, свет – облегчают жизнь человека. Огонь – враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли с лица Земли в гигантских языках пламени. Бесценные творения созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.
Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город – Искоростень, но много-дневная осада не сломила сопротивление восставших. Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоро-стень и разрушила его.
В Новгороде храниться летопись 1508 г., в которой записано, что “… в первом часу дня на заутрени в неделю был большой пожар, загорелось на славянской улице у Логиновой жены Екатерины в клети от свечи, и погорела торговая сторона вся, и жизней без числа сгорело”. В летописи записано, что во время пожара погибло более 3 тысяч человек.
По несколько раз выгорали дотла многие города и села. Горела Москва, горели Новгород, Ярославль, Нижний Новгород, города Поволжья. На голом месте, без крова и средств существования, оставались уцелевшие жители. Захватывая огромные площади, пожары уничтожали леса и посевы, вселяя в людей ужас, заставляя их бросать родные места. Происходило это потому, что люди, научившись добывать огонь, не научились бороться с ним. Огонь стал не только другом, но и превратился в его недруга – пожар, который уничтожает материальные ценности, в огне которого гибнут люди, животные.
Тема: «Огонь – друг и враг человека»
Цель: пополнить знания учащихся о правилах пожарной безопасности, научить учащихся правильным действиям в случае возникновения пожара.
Предварительная работа: чтение книг
I. С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л.Н. Толстый «Пожар», «Пожарные собаки», Б. Житков Пожар в море».
II. Выставка рисунков на тему «Осторожно огонь!»
III. Конкурс лучшее сочинение « Огонь – друг и враг человека».
IV. Накануне провести экскурсию в пожарную часть или пригласить на классный час инспектора пожарной части.
Ведущий: Все вы, вероятно, не раз видели, как по селу или по улицам города проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами.
Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь. А как часто по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках страны. Обычно всё это случается и думаете, что лично к вам это не относится, что со спичками вы не играете и друзьям своим не позволяете. И тем не менее количество пожаров происходит по вине самих людей из-за их беспечности. А примерно каждый девятый пожар происходит по вине детей.
Сегодня я предлагаю поговорить о причинах возникновения пожара, о том, что нужно делать, если всё же произошел.
Для начала произведем разминку. Я буду задавать вопросы, а вы, если со мной согласны, хором отвечайте: «Это – я, Это – я, это все мои друзья», если не согласны, то молчите.
– Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу от огня? (Это я………….
– Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
И сгорел гараж знакомых.
И строительный забор. (молчат)
– Кто соседской детворе
Объясняет во дворе
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром? ( Это я …
– Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой уже. (молчат)
– Кто пожарным помогает?
Правила не нарушает.
Кто пример для всех ребят? ( Это – я, это – я, это – все мои друзья)
Ведущий: Я вижу, вы знаете, что с огнем шутить опасно.
Огонь издавна был друг человека. Наши древние предки знали немало хитростей, секретов забывания огня.
Они считали его живым существом, «приручали» огонь, поселяя его в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование. На огне человек научился готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе с хищниками. Человек считал огонь божеством и поклонялись ему.
Ученик 2. Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу. Иногда на костре, в походе или на рыбалке у реки. А чаще всего на газовой плите или электрической плите, в небольшой и уютной деревенской печке.
Ученик 3. А есть еще огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе в печах обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы, станки, автомобили и самолеты.
Ученик 4. Огонь и электрический ток ближайшие родственники. Ток освещает наши дома и улицы, по его линиям движутся троллейбусы и трамваи, им «питаются» и гигантские заводы, и работающие в наших квартирах телевизоры, радиоприемники, пылесосы, холодильники, утюги и т.д
Сила электрического тока и огня большая пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумело и неосторожно, то огонь может стать странным и коварным врагом. Это происходит, когда огонь вырывается из- под контроля человека, превращается в пожар.
А сейчас прерывая рассказ о пользе и вреде огня, предлагаю провести игру на испытание «Юный пожар».
Два участника ( с завяз. глазами проходят по лабиринту из кеглей, и нах. выход из «задыменного помещения»)
Два участника: две дет. машины (водители)
Итак, пожар – это неконтролируемый процесс горения определенных материалов. Пожар сопровождается выделением дыма и тепла. В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. При горении так же выделяются другие вещества отравляющие. Поэтому во время пожаров многие люди гибнут от отравления продуктами горения. Чтобы не случались пожары, необходимо знать причины из возникновения.
А сейчас мы с вами поиграем в другую игру « Доскажи словечко».
– Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить вам будет………..(злой пожар)
– Раз, два, три, четыре –
У кого пожар… ( в квартире?)
– Дыма столб поднялся вдруг
Кто не выключил….. ( утюг?)
– Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над…(газом?)
– Столб огня чердак объял
Кто там спички… (зажигал?)
– Побежал пожар во двор,
Это кто там жег… ( костер?)
– Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег… (траву?)
– Кто бросал в огонь при этом незнакомые…(предметы?)
– Помни каждый гражданин
Этот номер…. (01)
– Дым увидел – не зевай,
И пожарных…. (вызывай).
Молодцы! Причин возникновения пожаров действительно много, всего не перечесть, часто ребята разжигают костры вблизи строений, поджигают банки, с мусором, старую траву, тополиный пух, играют со спичками.
Кроме того, бывает, когда ребята, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают ложные сведения о пожаре. Такие «озорники» не задумываются о том, что в это время по-настоящему нужна помощь пожарных в другом месте.
А теперь обратимся к истории возникновения пожарной охраны в России.
Ученик 3. Своеобразным началом организованной борьбы с пожарами были первые государственные указы. Они появились в XV веке во времена царствования Василия Темного.
Это были указы о том, как обращаться с огнем и при каких условиях им пользоваться. Не топить летом изб, бань без крайней необходимости, не держать в доме огня. Нарушения каралось страшной казнью.
А в 1493 году после пожара в Кремле началась каменная достройка в Москве. Иван 2приказал в радиусе стодесяти сажений от кремлевских стен снести все деревянные строения.
Ученик 4. В 1560 году Иван Грозный повелел иметь во дворах на случай пожара бачки и чаны с водой.
А в 1803 году – царь Александр 1 издал указ о формировании в Петербурге пожарные команды. На вооруженные команды находились ручные насосы. Единственным видом пожарной связи служили калачи, с которых можно было обнаружить по зареву.
Ведущий. Не малый ущерб нашему государству, народу принес пожар. Это крайне опасное жестокое явление. Сегодня во всем мире пожары уносят тысячи жизней, уничтожая ценности, исчисляемые миллиарды рублей.
А сейчас викторина.
– По какому номеру телефона нужно звонить о пожаре ?(01)
– Как тушить огонь после костра?
– Можно ли бить стекла в комнате во время пожара? ( нет)
– Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включить свет? ( нет, может произойти взрыв газа)
– Почему нельзя бросать в огонь незнакомые предметы ( взрывоопасны, можно получить травму)
– Как тушить горящую на человеке одежду? (остановиться, упасть и катиться, сбивая пламя)
– Можно ли потушить водой горящую электропроводку? ( нельзя, вода проводит электрический ток, это опасно для жизни)
– Где можно спрятаться от дыма? (закрыть рот и нос мокрой тряпкой, при дыме – держаться ближе к полу, по возможности покинуть помещение)
– Можно пожар тушить огнем? (встречным огнем тушат лесные пожары)
Итоги.
Ведущий: Итак, о чем сегодня на занятии мы с вами говорили?
Ответы детей.