Сочинение на тему октябрь 1917 года в литературе и кинематографе

4 варианта

  1. «Октябрь 1917 года в отечественной литературе и кинематографе»
    Октябрьская революция 1917 года является самым противоречивым событием ХХ века. Вне зависимости от оценок, бесспорно, что события Октября 1917 года являются ключевыми для дальнейшего понимания хода нашей истории. Октябрьская революция 1917 года нашла свое отражение в искусстве, об этих событиях писали стихи, рассказы, картины и, конечно, снимали кино.
    А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский радостно приветствовали великое событие: «Слушайте, слушайте музыку революции!» (Блок) «Четырежды славься, благословенная» (Маяковский), «Что нам слюна иконная в наши ворота в высь?» (Есенин).
    М. Горький в «Несвоевременных мыслях» и И.А. Бунин в «Окаянных днях» свидетельствовали всеобщее озверение, взаимную ненависть, антинародную деятельность Ленина и его «комиссаров», гибель вековой культуры и человека в процессе революции.
    М. Волошин не входил в литературу «левого фронта». Его стихотворение «Гражданская война» продиктовано христианским взглядом на события и великой любовью к России. По Волошину, виноваты и красные и белые, считавшие свою правду единственно верной. Эти строки интересны и личным отношением поэта к враждующим сторонам: и те и другие – вероотступники, они впустили бесов в Россию, за них, обуянных злобой, нужно молиться, их нужно пожалеть.
    Совсем по-другому оценивали события в стране поэты-романтики Э. Багрицкий, М. Светлов, М. Голодный, Н. Тихонов, убежденные, что в «солнечный край непочатый» можно прийти и через братоубийственную вакханалию, террор.
    Революция разделила поэтов и прозаиков не по степени дарования, а по идейной направленности.
    Среди писателей, запечатлевших образ Октября 1917 г., были А.Серафимович «Железный поток»(1924 г.), А.Фадеев «Разгром» (1926 г.). В своих произведениях они запечатлели героическое величие эпохи Октября.
    А.С. Серафимович – писатель целиком советский, «красный». Он считался настоящим учителем подрастающей в литературе молодежи. Писатель был убежден, что свобода достается кровью и страданиями, призывал беречь завоевания революции. Своим творчеством и поступками создал себе образ настоящего писателя Страны Советов. Серафимович в романе «Железный поток» показал, как в ходе борьбы за Советскую власть революционно преобразовывается, закаляется стихийная крестьянская масса. В центре повествования – наступление Таманской армии, совершившей прорыв через антибольшевистскую Кубань. Армия состояла из осколков разных социальных групп, объединившихся перед лицом нависшей опасности со стороны контрреволюционных казаков. И во время похода эта анархическая масса преобразуется в страшную силу, способную снести все на своем пути и дойти до конца.
    Имя А.А. Фадеева всегда стояло в первом ряду классиков официальной советской литературы. Его роман «Разгром» относили к числу книг, «дающих широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны». Главный герой романа коммунист Левинсон, предводитель партизанского отряда, имеет неказистую внешность, но огромную внутреннюю силу. Его отряд переживает разгром, но финал произведения оптимистичен: Левинсон с выжившими партизанами видит долину, не занятую белыми, и работающих людей, которых Левинсону предстояло «сделать близкими себе».
    А тот, кто не рядился в красные одежды, кто ужаснулся новой идеологии, тот заплатил изгнанием, непечатанием книг и даже жизнью. Среди них были И.Э. Бабель, И.А. Бунин, И. Шмелёв, М.М. Зощенко, А.А. Ахматова, М.А. Булгаков и др.
    И. Шмелев в 1924 г. в статье «Крестный подвиг», обращенной, скорее всего к будущему, одним из первых сказал о трагическом идеализме десятков тысяч юных офицеров, любивших Россию, преданных либеральными болтунами, оскорбленных «похабным» Брестским миром, общей картиной развала страны.
    Для И.А.Бунина революция не «праздник трудящихся и угнетенных», а «окаянные дни», о которых он расскажет в своем дневнике (1918-1920 гг.). «Окаянные дни» – это исповедь, в которой звучат ноты глубочайшего страдания, боли, тоскующей любви по России.
    «Донские рассказы» М.А. Шолохова отражают взгляд на войну как национальную трагедию русского народа. В рассказе «Родинка» отец принимает сторону белых, тогда как сын воюет за красных. После очередного столкновения отец неожиданно узнает в зарубленном им красном командире сына. Он обнимает его, говорит ласковые слова, тщетно пытаясь вернуть к жизни. А убедившись, что сын мертв, «…поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами сталь маузера, выстрелил себе в рот » Шолохов показал, что в войне нет правых и виноватых, люди гибнут глупо и бессмысленно.
    Роман «Белая гвардия» М.А. Булгакова, может быть, единственный в советской литературе «деполитизированный» роман о революции, в данном произведении мы видим отношение автора к революции и постреволюционной действительности как к чудовищной ошибке, нарушению великого процесса эволюции и разрушению основ нормальной жизни.
    Таким образом, революция 1917 года разделила поэтов и прозаиков не по степени дарования, а по идейной направленности.
    Силы кинематографа в 1920-х годах были направлены на агитацию и пропаганду среди населения. Нужно было объяснить крестьянам, почему большевики и коммунизм – это хорошо. Поэтому самые первые советские фильмы были историческими и рассказывали о революции. Тогда и появилась плеяда молодых режиссеров, создавшая авангардное кино: Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Дзига Ветров, Всеволод Пудовкин и другие. Они благодаря новаторскому подходу (например, созданию интеллектуального монтажа) оказали влияние не только на советский, но и на мировой кинематограф.
    В авангардном кино 1920-х годов главным героем был народ, а не отдельные личности. Режиссеры показывали движение революционных масс, народный размах, деятельность партии в таких фильмах, как «Стачка», «Броненосец Потемкин», «Октябрь» и др.
    С. Эйзенштейн одним из первых показал образ русского рабочего движения, правда, дореволюционного. Фильм, повлиявший на кино 1920-х годов, очень точно отражает тенденцию авангарда в кинематографе: народ – главный герой. «Стачка» была снята по инициативе Пролеткульта как фильм-агитка. Эйзенштейн применил элементы «интеллектуального монтажа» – когда несвязанные друг с другом кадры вызывают у зрителя определенные ассоциации. Поэтому картина насыщена метафорическими и символическими деталями.
    В 1930-е годы тема гражданской войны в кинематографе все так же популярна. Только эстетика историко-революционных фильмов меняется, и авангардное кино с его интеллектуальным монтажом и символизмом уходит с главной сцены. Теперь у революции есть конкретные исторические персонажи, а народ становится фоном их подвигов. Появляются образы представителей всех классов: рабочий Максим (трилогия о Максиме), крестьянин и солдат Иван Шадрин («Человек с ружьем»), интеллигенты Полежаев и Бочаров («Депутат Балтики»), красноармейцы («Чапаев»). Во второй половине 1930-х создается образ героя новой эпохи, приобретенной киноискусством – возникает «Лениниана», то есть фильмы о Ленине («Ленин в октябре», «Ленин в 1918»).
    Со временем происходит и усложнение характеров героев. В фильмах отражается их активная деятельность и неоценимый вклад в революционное движение – советские граждане должны знать своих героев. Тогда же появляется образ врага: хитрые, жестокие и мстительные белые противопоставляются добрым и отважным красным.
    В 1940-1950-е годы тема была вытеснена фильмами о Великой Отечественной войне. За это время было выпущено лишь несколько историко-революционных лент («Пархоменко, «Котовский»). Последующее десятилетие в кинематографе стали называть «малокартиньем». И, Сталин говорил: «Снимать картин надо меньше, но каждая должна быть шедевром». Снимать действительно стали меньше. В основном, это были историко-биографические кинокартины, не обошла такая участь и Сталина, ставшего настоящим героем революции в фильме «Незабываемый 1919-й».
    Возвращение к теме революции в кинематографе произошло после XX съезда КПСС 14 февраля 1956 года, на котором был развенчан культ личности Сталина. К концу 1950-х-началу 1960-х режиссеры стали показывать не известных исторических персонажей, а простых людей, волею судьбы попавших на войну: как вступает в революцию ученик реального училища, как рождается первая любовь девушки-красноармейца, как в таинственных лабиринтах старой крепости дети прячут от белогвардейцев раненого большевика и т. п.
    В это время в советском кинопрокате шли зарубежные приключенческие фильмы. В журналах стали писать о том, что в стране не производят свои аналоги, особенно рассчитанные на юных зрителей. Это стало толчком к созданию советского фильма «Неуловимые мстители». Так, тема гражданской войны прижилась в жанре истерн, где было все, чтобы заинтересовать зрителя: приключения, подвиги, погоня, перестрелка.
    С конца 1960-х – начала 1970-х меняется картина восприятия революционных событий. В это время впервые в кинематографе показывается взгляд белых на революционные события. На это повлияла историческая наука, которая в 1960-х годах начала очень активно изучать белое движение – открылись архивы, стали доступны мемуары белых эмигрантов, появилось множество статей о руководителях белого движения.
    На эти запросы времени ответили постановщики фильма «Бег» А. Алов и В. Наумов. Фильм показал белых, интеллигенцию, их жизнь за границей. Люди, посмотревшие этот фильм, впервые увидели и горестную русскую интеллигенцию, попавшую в жернова войны, и офицеров, отчаявшихся и готовых покончить жизнь самоубийством, и жизнь эмигрантов за рубежом, где каждый переступал через себя.
    Уже с конца 1970-х годов историко-революционных фильмов выпускают все меньше. Тема революции за 20 лет исчерпала себя, и режиссеры потеряли к ней интерес. Те, кто еще снимали, штамповали фильм один за другим с одинаковым сюжетом.
    Таким образом, события, показанные в художественных фильмах, это творческое переосмысление, режиссёрский взгляд на революцию.
    Почти 100 лет отделяют нас от событий Октября 1917 года. Но до сих пор не затухают споры о том, что это было – переворот или все-таки революция. Октябрь 2017 г. произвел в обществе глубочайшие изменения, ликвидировав частную собственность и эксплуататорские классы, отвергнув капиталистический путь развития страны. Стремление же к установлению социалистической справедливости и равенства вызвали у народных масс прилив энтузиазма и вовлекли их в творческий процесс созидания новой жизни.

  2. Одной из тем письменных работ в старших классах российских школ является «Литература в кинематографе». Сочинение обычно предполагает либо анализ процесса «перевода» литературных произведений на «язык» кинофильмов в целом, либо характеристику какой-то одной или нескольких конкретных экранизаций. Итак, вашему вниманию предлагается: «Русская литература в отечественном кинематографе» — сочинение ученицы 10 класса.
    Литература и кинематограф – очень близкие виды искусства. И поэтому многие литературные произведения со временем становятся основой для фильмов. Режиссеры, вдохновившись тем или иным творением писателей, снимают свои картины. Некоторые из них становятся шедеврами, а некоторые смотрятся жалко – особенно на фоне оригинала.
    Русская литература очень широко отражена в отечественном кинематографе. Многие фильмы завоевали всенародную любовь. На них воспитывались целые поколения наших дедушек и бабушек, пап и мам. К таким можно отнести, например, сериал «Тихий дон» по эпопее Михаила Шолохова. Он был снят режиссером Сергеем Герасимовым в пятьдесят девятом году и прекрасно передал идею, которую пытался донести читателям автор одноименного романа. Герои фильма получились очень колоритными – не хуже, чем в книге. И если кто-то не особо любит читать, то у него есть прекрасная возможность посмотреть сериал и окунуться в атмосферу казачьей жизни начала прошлого века.
    Еще одна эпопея другого классика русской литературы Льва Толстого «Война и мир» тоже заслуживает пристального внимания зрителя. Герои в фильме – как живые. Милая Наташа Ростова, строгий, но романтичный Андрей Болконский, немного неуклюжий, но умный Пьер Безухов… Они так и стоят перед моими глазами до сих пор, хотя сериал я смотрела достаточно давно. Думаю, режиссеру Сергею Бондарчуку отлично удалось справиться со своей задачей. Фильм совершенно не испортил произведение классика и тоже, на мой взгляд, заслуживает звания классического.
    Таких примеров можно приводить очень много. Это и «Бесприданница» Якова Протазанова по Островскому, и «Хождение по мукам» по одноименному произведению Алексея Толстого, и «Вий» Георгия Кропачева по Гоголю, и «Два капитана» Евгения Карепова по Каверину… Даже целой тетради не хватит, чтобы перечислить все, не говоря уже об одном сочинении.
    Не только классики русской литературы привлекают внимание режиссеров. Множество современных отечественных сериалов и фильмов сняты по произведениям, которым еще предстоит пройти испытание временем. Лично мне очень понравился сериал «Капитанские дети», снятый по одноименной серии романов Анны Берсеневой. И книги, и фильм – просто замечательные!
    Существует расхожее мнение, что кинокартина не может стоять на одном уровне с литературным шедевром. Я считаю, что это далеко не так. Писатель и режиссер пользуются разными художественными средствами, но если есть самое главное – талант, получится настоящее произведение искусства. И в некоторых случаях фильмы оказываются даже более впечатляющими.
    В любом случае я не советую людям отказываться от чтения книг. Посмотреть кино – может, быстрее и легче. Но все-таки одно другого не заменяет. Литература и кинематограф похожи, но и отличий имеют более чем достаточно. И каждый из них ценен и прекрасен по-своему!

  3. Все обожают художественные фильмы. Они не только делают разнообразным досуг, но и могут быть полезны. Особая польза от фильмов снятых по литературным произведениям русских писателей. Экранизация произведений позволяет по-новому взглянуть на героев, а в некоторых случаях более красочно и ярко представить сюжет. Не смотря на то, что фильм никогда не заменит прочитанной книги, он может сделать школьную программу более интересной и воспринимаемой.
    Экранизация произведений является отличным дополнением книги, поэтому в библиотеках часто представлены не только бумажные книги, но и видео книги и аудио произведения.
    Большое количество замечательных произведений русский классиков послужили сценариями таким отличным фильмам, как «Война и мир», «Руслан и Людмила», «Дубровский», «Борис Годунов», «Анна Каренина», «Братья Карамазовы», «Вий», «Ревизор» и так далее.
    Экранизация произведений русских классиков является сложной задачей. Не каждому режиссёру удается создать достойный фильм. Привлечь зрителя сложная работа, ведь от визуализации произведения зависит успех фильма.
    Некоторые режиссеры по – своему трактуют произведение, меняя в нем сценарий, переписывая его или изменяя. К сожалению, низкое качество экранизации отталкивает читателя от произведения, а отлично снятая картина заставляет перечитать произведение. Оценить его с новой точки зрения и сделать новые выводы.
    Иллюстрация книг позволяет загримировать актеров под картинку и в точности передать настроение созданное русским писателем. А подбор отличного актерского состава делает произведение незабываемым и ярким.
    Нашей стране повезло иметь богатую коллекцию качественной литературы, что позволяет снимать большое количество фильмов, перенося зрителя в непередаваемую и захватывающую атмосферу литературного произведения.

    Сочинение №2

    Русская литература необычайно богата на интересные произведения. Именно поэтому такое большое количество фильмов было снято по ним. И хотя фильмы не могут заменить прочтения книги, но они позволяют взглянуть на произведения через призму режиссера, сценариста, оператора и актеров. Благодаря этому вы сможете глубже понять автора в его замысле.
    Прежде чем смотреть экранизацию произведения, прочтите первоисточник. Вы сможете заметить в фильме гораздо больше деталей и смыслов происходящего.
    Экранизации часто ругают за то, что те не передали весь смысл книги. Но нужно понимать, что когда мы читаем, то используем наше воображение, а сильнее этого инструмента нет у человечества. Ни один компьютер не сможет повторить то, что мы можем себе легко представить. Поэтому смотря  экранизацию, не ищите мелкие недостатки и несоответствия вашему пониманию произведению. Постарайтесь понять то, что возможно осталось за кадром при прочтении.

    Список отечественных фильмов экранизаций русской литературы (подойдет как список тем):

    Александр Сергеевич Пушкин

    Руслан и Людмила. Выпущен в 1938 году. Мофильм
    Алеко. По поэме “Цигане”. Фильм-опера 1953 год. Ленфильм
    Юность поэта. Биографический 1937 год. Ленфильм
    Благородный разбойник. Владимир Дубровский. По произведению «Дубровский». 1980 год. Беларусьфильм

    Николай Васильевич Гоголь 

    Ревизор. 1952 год. Мосфильм
    Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. 1941 год. Мосфильм
    Ночь перед Рождеством. Мультфильм
    Майская ночь, или Утопленница. 1952 год. Киностудия им. М.Горького
    Пропавшая грамота. Мультфильм. 1945, 1951. Союзмультфильм
    Мёртвые души. 1984 год. Мосфильм
    Вий. 1967 год. Мосфильм
    Женитьба. 1977 год. Ленфильм

  4. Талантливые произведения художественной литературы. Переворот 1917 г. в России закончила идеологическую войну в истоке XX в. Одержало победу реалистическое понимание с его конструкцией, что же Личность обязан непосредственно создавать собственную новую жизнедеятельность, разбив старинный уклад жизни вплоть до причины и отодвинув в сторонку подходящие законы развития. Путешествия в бухту Инал с Краснодара в комфортных автобусах. И всегда осуществилось: взбунтовался население в население, братья в братьев, «глад», разрушение, гонения в храм, рост беззакония, праздник лжепророков с марксизма, обмораживание мыслями «свободы, равноправия, братства», обнаружившими отображение в творчестве наиболее одаренных, наиболее выбранных. И трагичен конец данных выбранных. Переворот «напылила вокруг, нак оптила и исчезла перед убийственный свист», а Блока, Гумилева, Есенина, Маяковского и многочисленных иных никак не, стало быть. Еще в 1915 г. в первой своей поэме “Облако в штанах” Маяковский пророчески говорил о грядущей в 1916 году революции. И она не заставила себя ждать. В феврале 1917 грянула очередная русская революция, вслед за ней – Октябрьская… Маяковский никак не без гордыни упоминал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *