Сочинение на тему олеся куприна 11 класс

17 вариантов

  1. Тема любви часто затрагивается в творчестве А.И. Куприна. Это чувство раскрывается в его произведениях по-разному, но, как правило, оно трагично. Особенно ярко трагичность любви мы можем увидеть в двух его произведениях: «Олеся» и «Гранатовый браслет».
    Повесть «Олеся» – раннее произведение Куприна, написанное в 1898 году. Здесь можно увидеть черты романтизма, ведь писатель показывает свою героиню вне воздействий общества, цивилизаций.
    Олеся – человек чистой души. Она выросла в лесу, ей свойственны природная естественность, доброта, душевность. Героиня живет лишь по велениям своего сердца, ей чуждо притворство, неискренность, она не умеет переступать через свои подлинные желания.
    Олеся встречает в своей жизни человека из совсем другого мира. Иван Тимофеевич – начинающий писатель, городской интеллигент. Между героями зарождается чувство, которое в дальнейшем помогает раскрыть сущность их характеров. Перед нами предстает драма неравной любви персонажей. Олеся – девушка искренняя, она любит Ивана Тимофеевича всей душой. Искреннее чувство делает девушку сильнее, она готова ради возлюбленного преодолеть все преграды. Иван Тимофеевич же, несмотря на свои положительные качества, испорчен цивилизацией, развращен обществом. Этот добрый, но слабый человек с «ленивым» сердцем, нерешительный и осторожный, не может встать выше предрассудков своей среды. В его душе есть какой-то изъян, он не может с головой отдаться тому сильному чувству, которое захватило его. Иван Тимофеевич не способен на благородство, он не умеет заботиться о других, его душа полна эгоизма. Особенно ярко это заметно в момент, когда он ставит Олесю перед выбором. Иван Тимофеевич готов заставить выбирать Олесю между собой и бабушкой, он не подумал, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания и так далее.
    Такое эгоистичное поведение героя становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.
    В этой повести мы видим трагедию расхождения подлинного, природного чувства и чувства, впитавшего в себя черты цивилизации.
    Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1907 году, повествует нам о подлинной, сильной, безусловной, но безответной любви. Стоит заметить, что в основе этого произведения лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе.
    Перед нами типичные представители аристократии начала 20 века, семья Шеиных. Вера Николаевна Шеина – красивая светская дама, в меру счастлива в браке, живет спокойной, достойной жизнью. Ее муж, князь Шеин, довольно приятный человек, Вера уважает его, ей с ним комфортно, но с самого начала у читателя создается впечатление, что героиня его не любит.
    Спокойное течение жизни этих персонажей нарушают только письма от анонимного поклонника Веры Николаевны, некоего Г.С.Ж. Брат героини презрительно относится к браку, не верит в любовь, поэтому он готов прилюдно высмеивать этого незадачливого Г.С.Ж. Но, присмотревшись повнимательней, читатель понимает, что только этот тайный поклонник княгини Веры является подлинным сокровищем среди пошлых, разучившихся любить людишек. «..любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», – такими словами генерала Аносова передает Куприн современное ему положение вещей.
    Поклонником Веры Николаевны оказывается мелкий чиновник Желтков. Однажды в его жизни произошла роковая встреча – Желтков увидел Веру Николаевну Шеину. Он даже не разговаривал с этой, незамужней еще тогда, барышней. Да и как бы он посмел – слишком неравным было их социальное положение. Но человеку не подвластны чувства такой силы, он не способен контролировать жизнь своего сердца. Любовь настолько захватила Желткова, что стала смыслом всего его существования. Из прощального письма этого человека мы узнаем, что его чувство – это «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
    От самого героя мы узнаем, что чувство это – не следствие душевной болезни. Ведь в ответ на свои эмоции ему не нужно было ничего. Пожалуй, это абсолютная, безусловная любовь. Чувства Желткова настолько сильны, что он добровольно уходит из жизни, лишь бы не мешать Вере Николаевне. Уже после смерти героя, под самый конец произведения, княгиня начинает смутно осознавать, что не сумела вовремя разглядеть в своей жизни что-то очень важное. Недаром в конце рассказа, слушая сонату Бетховена, героиня плачет: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала». Мне кажется, что эти слезы – тоска героини по настоящей любви, о которой люди так часто забывают.
    Любовь в восприятии Куприна часто трагична. Но, пожалуй, только лишь это чувство способно придать смысл человеческому существованию. Можно сказать, что писатель проверяет любовью своих героев. Сильные люди (такие как Желтков, Олеся) благодаря этому чувству начинают светиться изнутри, они способны нести любовь в своем сердце, не смотря ни на что.

  2. Русский писатель Куприн Александр Иванович написал много произведений. Они популярны и в настоящее время, вызывая волнения у людей разных возрастов, ведь главной темой своих работ автор выбрал любовь. На одном из уроков мы также познакомились с одной из его повестей. Называлась она Олеся. Это, наверное, самая трогательная его работа, по которой школьники пишут сочинение, раскрывая образ Олеси, поднимая тему дружбы, тематику любви и отношений. Вот и мы сегодня пишем сочинение по повести Олеся, раскрывая взаимоотношения героев, где есть он и она и их любовь, а остальное не важно. Но, выдержат ли герои испытания? Пронесут ли они свою любовь до конца?

    Он и она в повести Куприна Олеся

    Работа Куприна Олеся — это не просто повесть, это гимн, посвященный настоящему чувству любви. В повести он и она — главные герои и главная тема произведения. Здесь Куприн воспел чистое и светлое чувство, которое может испытать каждый человек. Любовь Олеси к своему герою оказалась по-настоящему великой, ради которой девушка готова была на все. А вот любовь Ивана Тимофеевича вряд ли была чистой и большой. А может это был просто очень слабый человек, не готовый к жертвам и идти на все ради своей любимой.
    Герои повести очень разные. Он — городской житель, что приехал в деревню изучать нравы и быт. Она — выросла в лесу и была внучкой ведьмы. Он — писатель, образованный, добрый, но вместе с тем, слабый человек. Она — самобытная, по-детски наивная, свободная натура со светлым умом и очень сильная.

  3. Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна “Олеся”)
    Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе
    Женский образ в повести А. Куприна “Олеся”
    По повести А. И. Куприна “Олеся”
    Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»
    Человек и природа в творчестве Куприна
    Как вы понимаете выражение “талант человечности”
    Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна (“Олеся”)
    Любовь в творчестве Куприна
    Мое любимое произведение Куприна «Олеся»
    Сочинение по повести А.И. Куприна “Олеся”
    «Олеся» Куприн – Гимн возвышенному, первозданному чувству любви
    Анализ идейно-художественного содержания повести А. И. Куприна «Олеся»
    Мои размышления над повестью Куприна «Олеся»
    Какой предстает «лесная колдунья» Олеся в одноименной повести А. И. Куприна
    «Полесская сказка» А. И. Куприна (анализ повести «Олеся»)
    Иван Тимофеевич
    Олеся
    Образ лесной колдуньи Олеси в одноименной повести Куприна
    “Лесная колдунья” Олеся в одноименной повести А. И. Куприна
    Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна “Олеся”
    Тема любви в повести А. И. Куприна «Олеся»
    Тема любви повести А. И. Куприна «Олеся»
    Сочинение по повести А. И. Куприна “Олеся”

  4. История недолгой, но прекрасной по своей искрен­ности и полноте любви Олеси и Ивана Тимофеевича овеяна романтикой. Романтическая интонация угадывается уже в самом начале за внешне спокойным описанием быта и нравов полесских крестьян, самочувствия Ивана Тимофе­евича в непривычной обстановке глухой деревни. Затем герой повести слушает рассказы Ярмолы о «ведьмаках» и о живущей неподалеку колдунье.
    Иван Тимофеевич не мог не найти затерявшуюся в болотах «сказочную избушку на курьих ножках», где жила Мануйлиха и красавица Олеся.
    Писатель окружает свою героиню тайной. Никто не знает и не узнает никогда, откуда пришла Мануйлиха со своей внучкой в полесскую деревню и куда они навек исчезли. В этой неразгаданности тайны — особая притяга­тельная сила купринской поэмы в прозе. Жизнь на мгно­вение сливается со сказкой, но только на мгновение, потому что жестокие обстоятельства жизни разрушают сказочный мир.
    В любви, бескорыстной и честной, с наибольшей пол­нотой раскрываются характеры героев повести. Выросшая в лесах, сроднившаяся с природой, Олеся не знает расчета и хитрости, ей чуждо себялюбие — все то, что отравляет взаимоотношения людей в «цивилизованном мире». Есте­ственная, простая и возвышенная любовь Олеси заставляет и Ивана Тимофеевича забыть на время предрассудки своей среды, пробуждает в его душе все самое лучшее, светлое, человечное. И потому так горько для него потерять Олесю.
    Олеся, владеющая даром провидения, чувствует неиз­бежность трагического конца короткого своего счастья. Она знает, что их счастье в душном, тесном городе, от которого не мог отречься Иван Тимофеевич, невозможно. Но тем более по-человечески ценно ее самоотречение, попытка примирить свой образ жизни с тем, что ей чуждо.
    Куприн беспощаден в обрисовке косной, забитой, страшной в своем темном гневе крестьянской массы. Он говорит горькую правду о загубленных веками рабства человеческих душах. Говорит с болью и гневом, не оправ­дывает, а объясняет невежество крестьян, их жестокость.
    К лучшим страницам творчества Куприна и русской прозы в целом относятся пейзажные фрагменты повести. Лес — не фон, а живой участник действия. Весеннее пробуждение природы и зарождение любви героев совпа­дают потому, что люди эти (Олеся — всегда, ее возлюблен­ный — лишь недолго) живут одной жизнью с природой, подчиняются ее законам. Они счастливы до тех пор, пока сохраняют это единство.
    В понимании счастья, возможного лишь в отрыве от цивилизации, было много наивного. Куприн сам понимал это. Но идеал любви как высшей духовной силы будет по-прежнему жить в сознании писателя.
    Известно, что Куприн редко придумывал сюжеты, сама жизнь подсказывала их в изобилии. По-видимому, и сюжет «Олеси» имел корни в реальной действительности. По крайней мере известно, что в конце своего жизненного пути писатель признавался одному из собеседников, говоря о полесской повести: «Все это было со мной». Автору удалось переплавить жизненный материал в неповторимо прекрасное произведение искусства.
    Константин Паустовский, прекрасный писатель, ис­тинный знаток и почитатель купринского таланта, написал очень верно: «Куприн не умрет, пока человеческое сердце будет волноваться любовью, гневом, радостью и зрелищем смертельно заманчивой земли, отведенной на нашу долю для жизни».
    Куприн не может умереть в памяти людей — как не может умереть гневная сила его «Поединка», горькая пре­лесть «Гранатового браслета», потрясающая живописность его «Листригонов», как не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к родной земле.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  5. Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметила для себя основную тему его произведений — это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви.
    Я перевернула последнюю страницу повести “Олеся” — моей любимой повести А. И. Куприна.
    “Олеся” глубоко затронула меня, я считаю эту повесть гимном величайшей, чистой любви, которая, на мой взгляд, должна быть в жизни каждого человека. Я говорю о любви Олеси к Ивану Тимофеевичу. Эти люди такие разные: Олеся – “цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины”, а Иван Тимофеевич -“человек хотя добрый, но только слабый”. Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич – образованный человек, писатель, приехавший в Полесье “наблюдать нравы”, а Олеся – “ведьмака”, необразованная девушка, выросшая в лесу.
    Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга. Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина. Ее любовь вызывает у меня восхищение, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически.
    А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: “Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…”. Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: “Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса”.
    Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича — это трагедия людей, которые “выломились” из своей социальной среды. Трагична судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой,, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей. И, как известно, люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто он них отличается. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.
    Нельзя не сказать также о литературном мастерстве А. Куприна. Перед нами пейзажи природы, портреты, их внутренний мир, характеры, настроения — все это глубоко поразило меня. Повесть “Олеся” — это гимн прекрасному, первозданному чувству любви и олицетворение самого прекрасного и дорогого, что может быть в жизни любого из нас.
    Изображение глубокого, бескорыстного чувства любви, богатства духовного мира героев и причин, обусловивших трагичность их судеб.

  6. Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметила для себя основную тему его произведений — это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви.
    Я перевернула последнюю страницу повести “Олеся” — моей любимой повести А. И. Куприна.
    “Олеся” глубоко затронула меня, я считаю эту повесть гимном величайшей, чистой любви, которая, на мой взгляд, должна быть в жизни каждого человека. Я говорю о любви Олеси к Ивану Тимофеевичу. Эти люди такие разные: Олеся – “цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины”, а Иван Тимофеевич -“человек хотя добрый, но только слабый”. Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич – образованный человек, писатель, приехавший в Полесье “наблюдать нравы”, а Олеся – “ведьмака”, необразованная девушка, выросшая в лесу.
    Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга. Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина. Ее любовь вызывает у меня восхищение, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически.
    А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: “Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…”. Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: “Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса”.
    Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича — это трагедия людей, которые “выломились” из своей социальной среды. Трагична судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой,, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей. И, как известно, люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто он них отличается. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.
    Нельзя не сказать также о литературном мастерстве А. Куприна. Перед нами пейзажи природы, портреты, их внутренний мир, характеры, настроения — все это глубоко поразило меня. Повесть “Олеся” — это гимн прекрасному, первозданному чувству любви и олицетворение самого прекрасного и дорогого, что может быть в жизни любого из нас.
    Изображение глубокого, бескорыстного чувства любви, богатства духовного мира героев и причин, обусловивших трагичность их судеб.

  7. Настоящая любовь — любовь чистая, возвышенная, всепоглощающая.
    Такая любовь изображена во многих произведениях А. И. Куприна: «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Олеся». Все три повести заканчиваются трагически: «Гранатовый браслет» и «Суламифь» разрешаются гибелью главных героев, в « Олесе» сюжетное действие заканчивается расставанием Олеси и рассказчика. По Куприну, истинная любовь обречена, потому что ей нет места в этом мире, — она всегда будет осуждаться в порочной общественной среде.
    В «Олесе» препятствием для любви героев явились их социальные различия и предрассудки общества. Олеся — девушка, родившаяся и всю юность проведшая в полесских чащобах, дикая, необразованная, чуждающаяся людей. Местные жители считали её ведьмой, презирали, ненавидели (показателен оказанный ей жестокий приём у церковной ограды). Олеся не отвечала им взаимной ненавистью, она просто опасалась их и предпочитала уединение. Однако к рассказчику она прониклась доверием с первой встречи; их обоюдное влечение стремительно возрастало и постепенно переросло в настоящее чувство.
    Рассказчика (Ивана) поразило в ней сочетание естественности, «лесной души», и благородства, «конечно, в лучшем смысле этого довольно пошлого слова». Олеся никогда не училась, не умела даже читать, однако говорила красноречиво и складно, «не хуже настоящей барышни». И главное, что привлекало его в полесской колдунье, это её тяготение к народным традициям, её сильный, волевой характер и свободолюбивая, чуткая и способная искренне любить душа. Олеся не умела притворствовать, поэтому её любовь не могла быть низменным порывом или маской. И герой питал к ней, такой искренней, подлинные чувства: он обрёл в девушке родственную душу, они без слов понимали друг друга. А настоящая любовь, как известно, строится на взаимопонимании.
    Олеся любила Ивана самозабвенно, жертвенно. Боясь, что его осудит общество, девушка оставила его, отказалась от своего счастья, предпочтя его счастье. Каждый из героев выбрал благополучие другого. Но их личное счастье оказалось невозможным без взаимной любви. Это подтверждает финал повести: «Господи! Что же такое случилось?» — прошептал Иван, «входя с замиранием сердца в сени». Это был апогей несчастья героя.
    Любовь соединила их навеки и навеки разлучила: только сильные чувства побудили Олесю покинуть Ивана, а Ивана — позволить ей это. Они не боялись за самих себя, но опасались друг за друга. Олеся ради Ивана отправилась в церковь, осознавая, что её ожидает там опасность. Но она не выдала своих опасений Ивану, чтобы не огорчить его. В сцене их последнего свидания она также не хотела огорчать возлюбленного, разочаровывать его, потому не поворачивалась к нему лицом до тех пор, пока он «с нежным умилением отнял её голову от подушки». Онавзывала: «Не смотри на меня… Прошу тебя… Гадкая я теперь…» Но Ивана не смутили длинные красные ссадины, избороздившие её лоб, щёки и шею, — он принимал её такой, какая она есть, он не отвернулся от неё, израненной, для него она и тогда являлась самой красивой. Он любил её безоговорочно и не отказывался от намерения жениться на ней. Но в жестоком обществе, закостенелом в предрассудках, это было невозможно.
    Олеся была изгоем общества. Люди считали, что Олеся накликивает беду, ворожит, презирали и боялись её, а Иван верил ей. Даже когда она сама принялась уверять его, что обладает колдовской силой, он не сомневался, что она добрая и никому не способна причинить зло, что сила, заключенная в ней, — светлая, а сплетни о ней — суеверный вымысел. Он не мог подозревать Олесю в чём-либо дурном, он доверял ей, а значит, испытывал настоящую любовь, любовь, основанную на вере, надежде и всепрощении.
    Олеся тоже готова была простить Ивана в любой ситуации, обвинить себя, но выгородить его (хотя именно из-за Ивана пошла в церковь, в произошедшем с ней несчастье она винила только себя). Слёзы и неумолимую дрожь в сердце у читателя вызывает ответ Олеси на просьбу героя простить его: «Да что ты!.. Что ты, милый?.. Как тебе не стыдно и думать об этом? Чем же ты виноват здесь? Всё я одна, глупая… Ну, чего я полезла в самом деле? Нет, солнышко, ты себя не вйновать…» Всю вину и всю ответственность за свершившееся девушка возлагала на себя. И за последующие действия —- тоже. Никогда ничего не боявшаяся Олеся вдруг испугалась… за Ивана. Иван неоднократно предлагал Олесе выйти за него замуж, высказывал ей заверения в их дальнейшем, счастливом и совместном, будущем, но девушка боялась подставить его под удар закона и молвы, бросить тень на его репутацию. А Иван в свою очередь пренебрегал репутацией во имя любви.
    Их чувство не принесло им счастья, жертвы во имя друг друга — тоже. Слишком сильно довлело над ними общество. Но побороть их любовь никакие предрассудки не могли. Рассказчик после исчезновения Олеси говорит: «Сстеснённым, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг моё внимание привлёк яркий предмет, очевидно нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием “кораллов”, — единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и её нежной, великодушной любви ». Эта незабвенная вещица символизировала для Ивана любовь Олеси, которую та даже после расставания стремилась передать ему.
    Понятия «душа» и «любовь» для обоих героев были неразделимы, поэтому их любовь — чиста и непорочна, возвышенна и искренна, как и души — чистые, светлые. Любовь для них — творение души. Чувство, лишённое недоверия и ревности: «Ревновал ли ты меня?» — «Никогда, Олеся! Никогда!» Как можно было ревновать её, чистую и светлую Олесю?! Слишком возвышенной, сильной и крепкой была их взаимная любовь, чтобы допускать эгоистического инстинкта — ревности. Сама по себе их любовь исключала всё приземлённое, пошлое, банальное; герои любили не для себе, не свою любовь лелеяли, а отдавали души друг другу.
    Такая любовь — вечная, но непонятая обществом, жертвенная, но не приносящая счастье, может быть дарована не многим и лишь раз в жизни. Потому что такая любовь — высшее проявление Человека. А человек рождается лишь однажды.

  8. В конце девятнадцатого века А.И. Куприн был управляющим имением в Волынской губернии. Под впечатление от прекрасных пейзажей того края и от драматической судьбы его жителей, он написал цикл рассказов. Украшением этого сборника стала повесть «Олеся», рассказывающая о природе и настоящей любви.
    Повесть «Олеся» – одно из первых произведений Александра Ивановича Куприна. Оно поражает своей глубиной образов и необычным сюжетным поворотом. Эта повесть уносит читателя в конец девятнадцатого века, когда старый уклад русской жизни столкнулся с необычайным техническим прогрессом.
    Произведение начинается с описания природы края, куда по делам имения приехал главный герой Иван Тимофеевич. На улице зима: метели сменяют оттепели. Уклад жителей Полесья кажется Ивану, привыкшему к городской суете, необычным: в деревни до сих пор царит атмосфера суеверных страхов и боязнь нововведении. Время как будто остановилось в этом селении. Неудивительно, что именно здесь главный герой встретил колдунью Олесю. Их любовь изначально обречена: слишком разные герои предстают перед читателем. Олеся – полесская красавица, гордая и решительная. Во имя любви она готова пойти на многое. Олеся лишена хитрости и корысти, ей чуждо себялюбие.  Иван Тимофеевич же наоборот неспособен на принятие судьбоносных решений, в повести он предстает как человек несмелый, неуверенный в своих поступках. Он до конца не представляет своей жизни с Олесей, как с супругой.
    С самого начала Олеся, обладающая даром предвиденья, чувствует неизбежность трагического конца их любви. Но она готова принять всю тяжесть обстоятельств. Любовь дарит ей уверенность  в собственные силы, помогает выстоять все тяжести и невзгоды. Стоит заметить, что в образе лесной колдуньи Олеси А. И. Куприн воплотил свой идеал женщины: решительной и мужественной, бесстрашной и искренне любящей.
    Фоном отношений двух главных героев повести стала природа: она зеркально отражает чувства Олеси и Ивана Тимофеевича. Их жизнь на мгновение превращается в сказку, но только на мгновение. Кульминацией повести становится приход Олеси в деревенскую церковь, откуда местные жители прогоняют ее. Ночью этого же дня разгорается страшная гроза: сильный град уничтожил половину урожая. На фоне этих событий, Олеся с бабушкой понимаю, что суеверные селяне непременно обвинят в этом их. Поэтому они решают уйти.

  9. Тема любви часто затрагивается в творчестве А.И. Куприна. Это чувство раскрывается в его произведениях по-разному, но, как правило, оно трагично. Особенно ярко трагичность любви мы можем увидеть в двух его произведениях: «Олеся» и «Гранатовый браслет».
    Повесть «Олеся» – раннее произведение Куприна, написанное в 1898 году. Здесь можно увидеть черты романтизма, ведь писатель показывает свою героиню вне воздействий общества, цивилизаций.
    Олеся – человек чистой души. Она выросла в лесу, ей свойственны природная естественность, доброта, душевность. Героиня живет лишь по велениям своего сердца, ей чуждо притворство, неискренность, она не умеет переступать через свои подлинные желания.
    Олеся встречает в своей жизни человека из совсем другого мира. Иван Тимофеевич – начинающий писатель, городской интеллигент. Между героями зарождается чувство, которое в дальнейшем помогает раскрыть сущность их характеров. Перед нами предстает драма неравной любви персонажей. Олеся – девушка искренняя, она любит Ивана Тимофеевича всей душой. Искреннее чувство делает девушку сильнее, она готова ради возлюбленного преодолеть все преграды. Иван Тимофеевич же, несмотря на свои положительные качества, испорчен цивилизацией, развращен обществом. Этот добрый, но слабый человек с «ленивым» сердцем, нерешительный и осторожный, не может встать выше предрассудков своей среды. В его душе есть какой-то изъян, он не может с головой отдаться тому сильному чувству, которое захватило его. Иван Тимофеевич не способен на благородство, он не умеет заботиться о других, его душа полна эгоизма. Особенно ярко это заметно в момент, когда он ставит Олесю перед выбором. Иван Тимофеевич готов заставить выбирать Олесю между собой и бабушкой, он не подумал, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания и так далее.
    Такое эгоистичное поведение героя становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.
    В этой повести мы видим трагедию расхождения подлинного, природного чувства и чувства, впитавшего в себя черты цивилизации.
    Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1907 году, повествует нам о подлинной, сильной, безусловной, но безответной любви. Стоит заметить, что в основе этого произведения лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе.
    Перед нами типичные представители аристократии начала 20 века, семья Шеиных. Вера Николаевна Шеина – красивая светская дама, в меру счастлива в браке, живет спокойной, достойной жизнью. Ее муж, князь Шеин, довольно приятный человек, Вера уважает его, ей с ним комфортно, но с самого начала у читателя создается впечатление, что героиня его не любит.
    Спокойное течение жизни этих персонажей нарушают только письма от анонимного поклонника Веры Николаевны, некоего Г.С.Ж. Брат героини презрительно относится к браку, не верит в любовь, поэтому он готов прилюдно высмеивать этого незадачливого Г.С.Ж. Но, присмотревшись повнимательней, читатель понимает, что только этот тайный поклонник княгини Веры является подлинным сокровищем среди пошлых, разучившихся любить людишек. «..любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», – такими словами генерала Аносова передает Куприн современное ему положение вещей.
    Поклонником Веры Николаевны оказывается мелкий чиновник Желтков. Однажды в его жизни произошла роковая встреча – Желтков увидел Веру Николаевну Шеину. Он даже не разговаривал с этой, незамужней еще тогда, барышней. Да и как бы он посмел – слишком неравным было их социальное положение. Но человеку не подвластны чувства такой силы, он не способен контролировать жизнь своего сердца. Любовь настолько захватила Желткова, что стала смыслом всего его существования. Из прощального письма этого человека мы узнаем, что его чувство – это «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
    От самого героя мы узнаем, что чувство это – не следствие душевной болезни. Ведь в ответ на свои эмоции ему не нужно было ничего. Пожалуй, это абсолютная, безусловная любовь. Чувства Желткова настолько сильны, что он добровольно уходит из жизни, лишь бы не мешать Вере Николаевне. Уже после смерти героя, под самый конец произведения, княгиня начинает смутно осознавать, что не сумела вовремя разглядеть в своей жизни что-то очень важное. Недаром в конце рассказа, слушая сонату Бетховена, героиня плачет: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала». Мне кажется, что эти слезы – тоска героини по настоящей любви, о которой люди так часто забывают.
    Любовь в восприятии Куприна часто трагична. Но, пожалуй, только лишь это чувство способно придать смысл человеческому существованию. Можно сказать, что писатель проверяет любовью своих героев. Сильные люди (такие как Желтков, Олеся) благодаря этому чувству начинают светиться изнутри, они способны нести любовь в своем сердце, не смотря ни на что.

  10. Итак, для того, чтобы понять основную мысль повести нужно усвоить, что – естественная красота или идеал, как хотите, воплотились в образе Олеси. Она (красота), по мысли автора, лишь там, где полное отъединение от любых общественных условностей, а такое достижимо лишь в жизни дикой природы. Теперь всем понятно, почему Олеся выросла именно в лесу, а не воспитывалась, к примеру, в строгой христианской морали? Все познается в сравнении и мы видим, что все остальные герои повести – крестьяне, Ярмола, Иван Тимофеевич, бабка Мануйлиха – воспитанные определенной социальной средой, скованны ее законами и как следствие этого – далеки от совершенства. Странные понятия о совершенстве и красоте, не находите? Но это легко объяснить. Объясняю. Для начала давайте определим эпоху, ведь мы с вами помним, что писатель неразрывно связан со своей эпохой. Год написания повести – 1898. Капитализм уже развит, техническое оснащение мира тоже на уровне, но в мире больше эксплуатации, подавления и нищеты – основные массы народа находились, как сейчас говорят на минимальном прожиточном уровне, в обществе господствует ложь и фальшь, происходит крушение всяческих иллюзий, поэтому творческая и прогрессивно мыслящая личность ищет спасения на лоне природы и вне несовершенной цивилизации. Теперь всем понятно откуда взялся этот идеал?
    Надо признать, что купринский идеал несколько идеализирован и романтизирован, но это произошло из-за колоритности его героини Ее душа, наделенная небывалой силой, несет ей и ее избраннику гармонию сосуществования двух столь различных меж собой людей. Выражается это в беззаветной любви девушки к Ивану Тимофеевичу. Для последнего любовь как бы возвращает, утраченную им из-за тех самых общественных условностей, естественность человеческой личности, потому, что в обществе он превратился в целеустремленное, эгоистическое существо, стремящееся заработать, заработать, заработать…как можно больше денег. Олеся – нет. Тут она как бы антипод ему, да? Вот они сошлись…тут ответьте сами себе на вопрос – кто на кого оказал большее влияние? То-то же. Сильней, привлекательней оказалась с человеческой точки зрения сущность Олеси. Только поэтому и ни почему другому Иван Тимофеевич погружается в эту сказку любви, извините за выражение, плюя на общественные условности!. Но жизнь распорядилось этой любовью по-своему: получилось так, что избранник нашей героини по бездушному эгоизму приносит девушке страдания. Бездушный эгоизм заключается в победе общественных условностей над счастливым будущем! Над чувством! И еще была причина, в которой выразилась победа общественных условностей. Вспомните чем закончился для девушки поход в церковь, напомню: оскорблением, побоями, позором и окончательным изгнанием из родных мест. Она попыталась изменить себе, своей индивидуальности, красоте и естественности – отсюда трагедия расставания. И теперь я смело могу утверждать, что Куприн показал нам торжество общественных условностей над простым человеческим стремлением быть счастливым. Общественные условности – это всё, чем разочаровывала мыслящих людей цивилизация того времени. Примеры из текста таковы – служба Ивана Тимофеевича, невежество крестьян и от того предубеждения, перерастающие в преступные действия, среди таких серьезных неурядиц вредность урядника почти незаметна. Со стороны мы видим трагический исход любви, существующей в современном автору мире.
    К слову скажу, что тема любви — основная тема в творчестве Куприна, а это направление было приоритетным в творчестве писателя.
    Описание природы в повести играет роль фона того состояния, в котором находятся главные герои, вспоминаем: вначале момент одиночества героя – унылый зимний пейзаж, потом – бурная весна, совпадающая с зарождением чувства к Олесе, и наконец – сказочно летняя ночь в минуты счастья влюбленных… На этом моменте я остановлюсь подробнее – здесь Куприн добивался такого эффекта, при котором у читателя появляется ощущение, что сама Природа охраняет и покровительствует влюбленным. Разве не так? Месяц «таинственно расцвечивает лес», березы одеваются «серебристыми покрывалами», мох ложится «плюшевым ковром».
    Финалу же идеально подходит жестокая гроза с градом. Идея, кстати, не новая. Помним, да? («Гроза» Островского)

  11. Сочинение на тему: “Любовь Олеси и Ивана Тимофеевича (по повести А. И. Куприна «Олеся»)”.
    Главная тема творчества Александра Ивановича Куприна – романтическая любовь. Писатель не устает воспевать это прекрасное, возвышенное чувство, раскрывая все новые и новые его стороны. Так, в повести «Олеся» Куприн изображает любовь чистой и невинной.
    Любовь совершенно разных людей друг к другу настолько же отличается, насколько непохожими являются эти люди. Олеся влюблена в Ивана Тимофеевича. Она – молодая девушка без образования, которая всю жизнь провела в Полесье, живя среди природы.
    Посредственность сочетается в ней с природным умом. Олеся свободно мыслит и не лишена женственности, что не могло не привлечь Ивана Порошина – образованную цельную личность, состоявшегося писателя. Несмотря на разность характеров и образов жизни, между Иваном и Олесей вспыхнули чувства, которые возникают между родственными душами.  Иван ехал в Полесье за наблюдениями, а нашел любовь. Олеся пленила его своей наивностью, нежностью, привлекательностью. Иван не видел в девушке недостатков. Она же, как истинная женщина, осознавала несовершенство своего возлюбленного, но тем сильнее была ее любовь. Ее пылкое сердце любило так сильно, как только было способно, несмотря на то, что Олеся понимала невозможность их совместного будущего. Ради своего любимого Олеся была готова пойти на что угодно, и это вызывает восхищение и уважение.
    Иван Порошин тоже любит Олесю, но по-своему. Его любовь более сдержанна, ее нельзя назвать великодушной. Ивана пугало возникшее в нем чувство, он с опаской отнесся к нему, поэтому так и не связал свой жизненный пусть с Олесей. Она слишком выделялась среди простых крестьян. Открытость ее души и богатство внутреннего мира отличают девушку от ограниченных людей из ее окружения, вызывая у них осуждение и даже ненависть. Из-за этого Олесе приходится бежать из родных мест, оставив любимого. Судьба девушки сложилась трагично, потому что она отличалась от людей из своей социальной прослойки. К сожалению, из-за чувства страха люди зачастую стремятся подавить непохожих на себя. Так случилось и с Олесей.
    Литературное мастерство А. И. Куприна поражает читателя, перед которым открываются непревзойденной красоты пейзажи, реалистичные портреты, разнообразные характеры. В своем произведении «Олеся» Куприн в очередной раз напоминает нам о красивом и чистом чувстве, которое нужно испытать каждому из нас – о любви.
    Следующая >

  12. Но, несмотря на эти различия .ониполюбили друг друга. Од на-, ко их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота,’ нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осо­знавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой так, как толь­ко способна любить женщина. Ее любовь вызывает у меня восхи­щение, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически.
    А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и велико­душной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пой­дет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захо­телось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдер­жал свой неожиданный порыв…». Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: «Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смелдаже воображать себе, какова будет Олеся, одетая влюдское платье, разговаривающая в гостиной сже-нами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рам­ки старого леса».
    Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича — это трагедия людей, которые «выломились» из своей социальной среды. Трагич­на судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе чер­ствых, ограниченныхлюдей. И, как известно, люди всегда стремят­ся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто он них отли­чается. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.
    Нельзя не сказать также о литературном мастерстве А. Куприна. Перед нами пейзажи природы, портреты, внутренний мир героев, характеры, настроения — все это глубоко поразило меня. Повесть «Олеся» — это гимн прекрасному, первозданному чувству любви и олицетворение самого прекрасного и дорогого, что может быть в жизни любого из нас.[/sms]

  13. Тема любви — основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.
    Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.
    А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.
    Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания “быть вместе” с другим человеком. Его чувство, вероятно, основано на “смутных влечениях”, но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.
    Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.
    В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: “Доброта ваша не хорошая, не сердечная”. И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз — причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается. В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.
    Олеся — полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ “дочери лесов”. Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того — Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке.
    Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.
    Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь — это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

  14. Известная широкому кругу читателей повесть А.И.Куприна Олеся содержит элементы и фантастического, и чудесного, и необъяснимого колорита человеческой жизни.
    Главные герои повести – барин Иван Тимофеевич и молодая девушка, Олеся. Повествование ведется от лица героя.
    В первой части повести рассказывается о приезде барина в Полесье. Судьба забрасывает героя туда на целых шесть месяцев, и единственную радость для него составляет охота. Крестьяне, которых он встречает здесь, необщительны и угрюмы. От скуки герой пытается учить полесовщика Ярмолу грамоте, но больших способностей к учебе Ярмола не проявляет. Однажды герой заводит с Ярмолой разговор о чудесах, которые, возможно есть вокруг. Ярмола рассказывает барину, что раньше в деревне жила ведьма с внучкой, но потом из деревни ее прогнали за то, что у одной молодицы на дитя наколдовала, и оно умерло… Спустя несколько дней барин и Ярмола идут в лес, на охоту. Герой теряет дорогу и неожиданно для себя оказывается на Ириновском шляху – месте, как говаривают, и живет местная ведьма. И действительно, за болотом на сваях стоит хата, в которую герой входит. Хозяйкой оказывается старая, ворчливая и несговорчивая особа, не очень-то похожая на ведьму. Напившись воды, герой думает уже идти, как в хату входит высокая, черноволосая и красивая молодая девушка. Он просит ее показать дорогу. По дороге молодой человек знакомится с девушкой, выясняется, что ее зовут Олеся…
    Наступает весна. Герой все больше думает о Олесе, и, как только просыхают тропинки, снова оказывается в лесной избушке. Олеся очень рада его появлению, но потом ее лицо вдруг омрачает печаль. Она рассказывает, что бросала на герое карты, и они предсказали ему большую любовь от трефовой дамы, несчастье для этой дамы через него – и все это в ближайшее время… Герой говорит Олесе, что возможно, карты обманывают, но Олеся отвечает, что это чистая правда… После незамысловатого ужина Олеся идет проводить барина.
    Известная широкому кругу читателей повесть А.И.Куприна Олеся содержит элементы и фантастического, и чудесного, и необъяснимого колорита человеческой жизни.
    Девушка соглашается, порезав ему ножом руку, а после заговаривает кровь. Но для него этого мало. И тогда полесская ведьма говорит, что может сделать так, что по приказу ее воли он будет падать. И в самом деле, через каждые десять шагов герой падает на ровном месте, а Олеся звонко смеется.… С этого дня паныч становится частым гостем в избушке. Как-то раз у него с Олесей заводится разговор о возможном замужестве девушки. Но она отвечает, что этого никогда не будет, ей в церкви появляться нельзя, ведь вся сила от него идет и весь род их проклят во веки – веков… Споры эти обычно заканчиваются молчанием и внутренним раздражением друг против друга.
    Однажды, когда паныч вновь посещает заветную избушку, он видит, что настроение ее обитательницы удрученное. Старуха, качаясь, что-то бормочет, а Олеся необычно молчалива и расстроена. Как выясняется позже, в гости к обитателям избушки заходил урядник и попросил их выселиться, а если они его не послушают, то не миновать этапного порядка. На следующий день паныч видит, как мимо его дома проезжает урядник. Он приглашает его в гости, угощает сливянкой и дарит свое великолепное ружье, так как видит, что оно уряднику весьма приглянулось. После этого на неопределенное время обитательницы леса живут спокойно. Но отношения паныча с Олесей резко меняются. В его присутствии она сурово и молча работает, редко улыбается, а прогулки по лесу и вовсе прекращаются. Но герой продолжает приходить в избушку.
    В один из таких дней его охватывает болезнь и шесть дней он мечется в бреду. После выздоровления первым делом герой идет к Олесе. Когда девушка видит его, ее охватывает необъяснимая радость, а в глазах светится искренняя любовь. Вечером она снова идет провожать его, хотя бабушка сердится. Когда они выходят из избушки, паныч заводит разговор о причинах ее прежней суровости.
    Потом обняла его шею руками и говорит Теперь мне все равно, потому что я люблю тебя, мой дорогой! В ответ герой говорит ей, что и сам давно ее любит… Целый месяц продолжается очаровательная сказка любви. Но приближается время отъезда. И тогда герой решается предложить Олесе выйти за него замуж. Но она снова говорит, что в церковь ей нельзя. Паныч не может разубедить ее. Когда они прощаются, Олеся вдруг спрашивает, был бы он рад, если бы она пошла в церковь… И слышит в ответ Да… На следующий день паныч узнает от соседнего конторщика, что сельские девчата поймали ведьму и хотели дегтем вымазать, да она убежала… Ведьма эта приходила и в церковь, а после службы ее вдруг окружила толпа баб, появилась посудина с дегтем. Она вырвалась, а, убегая, крикнула Вы еще вспомните это!… Герой бежит в знакомую избушку и видит Олесю, лежащую в бреду. Лицо ее в ссадинах и царапинах. Она говорит, что не судьба им быть вместе и добавляет, что теперь им придется уехать, потому, как теперь какая беда случится, все на них свалят. Герой расстроенный, уходит.
    На следующий день начинается дождь с градом, Ярмола говорит, что наслала, ведьма чертова. Жито у половины села, как ногами вытоптано градом. Герой торопится к знакомому домику – предупредить Олесю и ее бабушку, но его встречает пустая хата. В ней господствовал беспорядок, который всегда остается после поспешного выезда…
    Так завершается повесть А. И. Куприна Олеся.

  15. Но поездка, которая должна была быть самой обыкновенной – как и многие другие, преподносит писателю сюрприз – знакомство с красивой девушкой по имени Олеся. В которую Иван Тимофеевич, естественно, влюбляется всей душою…. Эта девушка обитает вместе с бабушкой в далёком лесу, избегая общения с людьми, которые, приняв их за колдуний, выгнали несчастных из деревни. Полюбив прекрасную Олесю, главный герой начинает упрекать её в предрассудках и суеверии. В то же время, сам Иван Тимофеевич уделяет много времени на ненужные размышления, находясь под влиянием высшего общества он не может представить себе Олесю в приличном обществе. И на фоне Олеси писатель показан зависимым от чужого мнения человеком, вдобавок ко всему достаточно слабым и ленивым.
    Олеся же, напротив, олицетворяет собою отвагу и решимость, Куприн показывает её всегда готовый на серьёзный и важный поступок. Она не мелочится и ничего не боится. В итоге, местные крепостные изгоняют её и из лесу.
    Мне кажется, что автор хотел сказать нам о том, что серьёзные чувства порою требуют от людей различных жертв. И безрассудство во имя любви, в некоторых случаях, необходимо для того, чтобы обрести настоящее счастье.

  16. 16
    Текст добавил: *н*и*к *н*а *п*р*о*г*у*л*к*е*

    Итак, для того, чтобы понять основную мысль повести нужно усвоить, что – естественная красота или идеал, как хотите, воплотились в образе Олеси. Она (красота), по мысли автора, лишь там, где полное отъединение от любых общественных условностей, а такое достижимо лишь в жизни дикой природы. Теперь всем понятно, почему Олеся выросла именно в лесу, а не воспитывалась, к примеру, в строгой христианской морали? Все познается в сравнении и мы видим, что все остальные герои повести – крестьяне, Ярмола, Иван Тимофеевич, бабка Мануйлиха – воспитанные определенной социальной средой, скованны ее законами и как следствие этого – далеки от совершенства. Странные понятия о совершенстве и красоте, не находите? Но это легко объяснить. Объясняю. Для начала давайте определим эпоху, ведь мы с вами помним, что писатель неразрывно связан со своей эпохой. Год написания повести – 1898. Капитализм уже развит, техническое оснащение мира тоже на уровне, но в мире больше эксплуатации, подавления и нищеты – основные массы народа находил
    ись, как сейчас говорят на минимальном прожиточном уровне, в обществе господствует ложь и фальшь, происходит крушение всяческих иллюзий, поэтому творческая и прогрессивно мыслящая личность ищет спасения на лоне природы и вне несовершенной цивилизации. Теперь всем понятно откуда взялся этот идеал?
    Надо признать, что купринский идеал несколько идеализирован и романтизирован, но это произошло из-за колоритности его героини Ее душа, наделенная небывалой силой, несет ей и ее избраннику гармонию сосуществования двух столь различных меж собой людей. Выражается это в беззаветной любви девушки к Ивану Тимофеевичу. Для последнего любовь как бы возвращает, утраченную им из-за тех самых общественных условностей, естественность человеческой личности, потому, что в обществе он превратился в целеустремленное, эгоистическое существо, стремящееся заработать, заработать, заработать…как можно больше денег. Олеся – нет. Тут она как бы антипод ему, да? Вот они сошлись…тут ответьте сами себе на вопрос – кто на кого оказал большее влияние? То-то же. Сильней, привлекательней оказалась с человеческой точки зрения сущность Олеси. Только поэтому и ни почему другому Иван Тимофеевич погружается в эту сказку любви, извините за выражение, плюя на общественные условности!. Но жизнь распорядилось этой любовью по-своему: получило
    сь так, что избранник нашей героини по бездушному эгоизму приносит девушке страдания. Бездушный эгоизм заключается в победе общественных условностей над счастливым будущем! Над чувством! И еще была причина, в которой выразилась победа общественных условностей. Вспомните чем закончился для девушки поход в церковь, напомню: оскорблением, побоями, позором и окончательным изгнанием из родных мест. Она попыталась изменить себе, своей индивидуальности, красоте и естественности – отсюда трагедия расставания. И теперь я смело могу утверждать, что Куприн показал нам торжество общественных условностей над простым человеческим стремлением быть счастливым. Общественные условности – это всё, чем разочаровывала мыслящих людей цивилизация того времени. Примеры из текста таковы – служба Ивана Тимофеевича, невежество крестьян и от того предубеждения, перерастающие в преступные действия, среди таких серьезных неурядиц вредность урядника почти незаметна. Со стороны мы видим трагический исход любви, существующей в современном ав
    тору мире.
    К слову скажу, что тема любви — основная тема в творчестве Куприна, а это направление было приоритетным в творчестве писателя.
    Описание природы в повести играет роль фона того состояния, в котором находятся главные герои, вспоминаем: вначале момент одиночества героя – унылый зимний пейзаж, потом – бурная весна, совпадающая с зарождением чувства к Олесе, и наконец – сказочно летняя ночь в минуты счастья влюбленных… На этом моменте я остановлюсь подробнее – здесь Куприн добивался такого эффекта, при котором у читателя появляется ощущение, что сама Природа охраняет и покровительствует влюбленным. Разве не так? Месяц «таинственно расцвечивает лес», березы одеваются «серебристыми покрывалами», мох ложится «плюшевым ковром».
    Финалу же идеально подходит жестокая гроза с градом. Идея, кстати, не новая. Помним, да? («Гроза» Островского)

  17. Повесть «Олеся» А. И. Куприна — одно из лучших произведений писателя. В ней, как и во многих его произведениях, воспевается чистая, непорочная, великодушная любовь.
    Олеся — не просто очень красивая девушка: «Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать». Дальше А. И. Куприн говорит о «больших, блестящих, темных глазах», о смугло-розовой коже, однако главным остается это впечатление необычности. Мы понимаем, что Олеся резко отличается от окружающих ее людей, что это необычная и незаурядная натура.
    Это впечатление подтверждается в дальнейшем. «Цельная, свободная, самобытная натура », — вот как думаете ней Иван Тимофеевич. Выросшая в лесу, необразованная девушка оказывается по-настоящему умной, рассуждает здраво и своеобычно. Долгие разговоры ведет она с Иваном Тимофеевичем, и темы этих разговоров свидетельствуют о богатстве ее духовного мира, она расспрашивает его обо всем, что ее волнует. Многое ей кажется необычным, удивительным, неправдоподобным, однако она пытается понять и принять чужую точку зрения, чуждую ей систему ценностей. Это очень удивляет Ивана Тимофеевича: Вот ты выросла в лесу, ничего не видевши. Читать ты, конечно, тоже много не могла… А между тем ты так хорошо говоришь, не хуже настоящей барышни». Разум Олеси — разум естественного человека, живущего в единении с природой.
    Любовь Олеси так же естественна и цельна, как она сама. Эта любовь основана на понимании любимого человека, на осознании всех его недостатков. Она знает, что Иван Тимофеевич «добрый, но слабый», что тот, кто будет его любить, будет несчастен. Она понимала, что любовь ее обречена, но, несмотря на это, любила Ивана Тимофеевича всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина. Ее любовь не может не вызывать восхищения, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Только ради того, чтобы доставить удовольствие Ивану Тимофеевичу, она идет в церковь, хотя и понимает, что это закончится для нее трагически.
    Судьба Олеси трагична потому, что она резко отличалась от своей социальной среды. Она совершенно не походила на перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей. Такие люди всегда стремятся уничтожить то, чего они не понимают. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.
    Повесть «Олеся» — это гимн прекрасному, первозданному чувству любви и олицетворение самого прекрасного и дорогого, что может быть в жизни любого из нас. А. И. Куприн создал в этом произведении чистый, цельный образ женщины, овеянный поэзией, органически связанный с природой, романтический и незабываемый.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *