Сочинение на тему ольга ильинская как тип женщины будущего

10 вариантов

  1. Образ Ольги Ильинской – это прекрасная, мастерская работа И.А. Гончарова, которая удалась ему на славу. Именно в образе этой женщины автор раскрывает основные черты характера и внешности русской женщины.
    Гончаров представляет Ольгу обычной женщиной. Она не была наделена великой красотой, в ней не было шика и блеска. Но, в то же время, ее черты лица соединялись воедино и создавали гармонию и грацию. Именно такие женщины являлись редкостью в то время.
    Простота и природность были изюминкой Ольги. Она была чужда окружающему обществу. Она была словно не в своей тарелке. К счастью, ее разум, сообразительность и решительность позволили ей занять достойное положение среди других особ, найти себя в жизни.
    Она привлекает Обломова своей персоной и сама проникается вниманием к Илье Ильичу. Соотношение и соединение образа Ольги и образа Обломова позволяет автору раскрыть внутренний мир главного героя, оголить все его слабости перед читателем. Именно эта женщина смогла внести изменения в жизнь Ильи Ильича. Именно она пробудила в нем хоть небольшое желание жить и двигаться вперед.
    Что же привлекает Ольгу в Обломове – его простота, его доверчивость. Он не избалован светской жизнью. Он не испорчен, не циничен. Но, такие разные личности не могут построить совместного счастья. Бездеятельность и лень Обломова пугают его. Он понимает, что ради семьи нужно двигаться, активничать, чем-то заниматься, к чему-то стремится. Поэтому, так и не решается изменить себя.
    Ольга во многом сочувствует Обломову. Возможно, это самое главное чувство, которое руководило ей. Она считает отношения с Ильей своей миссией. Чувство долга переполняло ее душу. В какой-то степени, она пыталась доказать всем, насколько ее кропотливый труд и работа над Обломовым тяжки. Она не готова была стать с ним на один жизненный путь. Оба героя ждут невозможного. Обломов хочет получить от женщины безграничные эмоции любви, а Ольга пытается завести, воодушевить Обломова. Ни того, ни другого не происходит. Ольга высказывает Илье мысли о том, что в его жизни все потеряно и больше ничего не изменить. Она решается на предложение Штольца и выходит за него замуж. Она счастлива, но иногда, ее сердце переполняет тоска и грусть. Часть души, которая любила Обломова, умирает в Ольге.
    Образ Ольги – это живой образ, жизненный и настоящий. Это один из самых знаменитых женских образов того времени, тех произведений.

  2. Я вас люблю (к ?ему лукавить?), Но я другому отдана И буду век ему верна…
    А. Пушкин
    Несомненно, ?то для решения той художественной зада?и, которую поставил перед собой Гон?аров в романе Обломов, нужна была не просто красивая и умная женщина, а женщина, образ которой был бы максимально приближен к идеалу. Автор так и поступил: Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только русский художник мог вызвать из той русской жизни. Поэтому она изумляет нас, ?итателей, необыкновенной ясностью и простотой своей логики, гармонией своего сердца и воли. Героиня поражает нас до того, ?то впору усомниться и сказать самому себе: Чепуха! Таких девушек не бывает на свете. Но, следя за развитием ее образа, я постепенно свыкся с мыслью и с ощущением, ?то она естественна, верна себе и довольно последовательна в характере, словом, я на?ал верить как бы в реальность Ольги и увидел даже ее живое лицо, в воображении, коне?но. Да, она необы?на, да, она слишком хороша, но лишь потому, ?то я такой еще не встре?ал.
    Если говорить о социальном или общественном развитии образов героев романа, то в Ольге, мне кажется, больше намека на новую русскую жизнь, нежели в Штольце. От Ольги можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину. Когда-то она любила Обломова, верила в него, в его нравственное совершенство. Долго и упорно, с любовью и нежной заботой трудилась она, ?тобы возбудить в нем энергию к жизни, к деятельности. Ольга не хо?ет верить, ?то Обломов не способен на добро. Любя в нем свою надежду, свое будущее, Ольга делает для него все, пренебрегая даже условными прили?иями. Она едет к нему одна и не боится, подобно ему, потерять свою репутацию. Она с удивительным тактом заме?ает тот?ас же всякую фальшь, проявлявшуюся в его натуре, и еще объясняет ему, по?ему это ложь, а не правда. Он, например, пишет ей письмо мелодрамати?еского содержания, “а потом уверяет ее, ?то писал это только для ее блага, забыв про себя, жертвуя собой и т. д. Ольга спокойно ему ответила: Нет, неправда: если бы вы думали только о моем с?астье и с?итали необходимою для него разлуку с вами, то вы бы просто уехали, не посылая мне предварительно никаких писем. Он продолжает говорить, ?то боится ее нес?астья, если она со временем поймет, ?то ошиблась, и полюбит другого. Ольга отве?ает: Где же вы тут видите нес?астье мое? Теперь я вас люблю, и мне хорошо; а после я полюблю другого, и, зна?ит, мне с другим будет хорошо. Напрасно вы обо мне беспокоитесь. Эта простота и ясность в мышлении Ольги и заклю?ает в себе, как мне кажется, задатки новой будущей жизни, отли?ающейся от той, в которой выросло современное героям романа общество. Меня поражает также, как воля Ольги послушна ее сердцу. Она продолжает свои отношения с Обломовым, несмотря на все насмешки посторонних, до тех пор, пока окон?ательно не убеждается, ?то ошиблась в нем. После открытого выяснения отношений она уже не может соединить с ним свою судьбу, хотя и при этом разговоре и даже после она еще ласкает и хвалит его. Собственно говоря, она его просто уни?тожает духовно.
    У пушкинской Татьяны выбор предрешен. Только нравственный долг спасает Татьяну от Онегина. Будь она свободна бросилась бы ему на шею. Наталья оставляет Рудина только потому, ?то он сам уперся на первых же порах, да и, проводив его, она убеждается только в том, ?то он ее не любит, и ужасно горюет об этом. Пе?орин успел заслужить только ненависть княжны Мери.
    Героиня Гон?арова в похожих психологи?еских ситуациях, я имею в виду выбор, поступила с Обломовым иным образом. Она просто и коротко сказала ему: Я узнала недавно только, ?то я любила в тебе то, ?то я хотела, ?тоб было в тебе, ?то указал мне Штольц, ?то мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, ?естен, Илья; ты нежен… как голубь; ты спря?ешь голову под крыло и ни?его не хо?ешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно ?его-то еще, а ?его не знаю!
    Ольга оставляет Обломова и устремляется к своему будущему, хотя еще не знает его хорошо. Казалось бы, ?то со Штольцем она нашла свое с?астье. Но нетрудно заметить, ?то уже и с ним ее на?инают тревожить какие-то туманные вопросы и сомнения. Автор не раскрыл эти новые волнения Ольги. Мне кажется, ?то это вполне закономерное веяние той новой жизни, к которой она стремилась. Собственно, характер Ольги на этом этапе ис?ерпан. Что может быть дальше? Дальше, по логике, может быть одно: если она перестанет верить Штольцу, несомненно, поступит с ним, как с Обломовым. Но это по логике, а как известно, в отношении умных и красивых женщин логика пустое место. И все же, суммировав свои наблюдения, я не могу не согласиться, ?то образ Ольги Ильинской о?ень близок к идеалу русской женщины в любви.

  3. В романе И.А. Гончарова «Обломов» перед читателем предстают замечательные художественные образы. Гений писателя смог изобразить их так ярко и динамично, что они навсегда вошли в историю русской литературы, сделались нарицательными и пополнили галерею героев.
    Таким образом, роман Гончарова «Обломов» вывел на сцену классической литературы замечательный образ ленивого барина, в котором выразились все типические черты русского национального характера. Противоположность его представляет деятельный Штольц. Он оттеняет черты Обломова, делает их ярче и выразительнее.
    Но в романе есть и еще один герой, точнее героиня, образ которой не только замечателен сам по себе, но и имеет огромное значение в раскрытии характера Ильи Ильича Обломова. Это Ольга Ильинская.
    Её образ складывается из множества мелких характеристик автора. В итоге перед нами предстает красивая, умная девушка, выделяющаяся из круга себе подобных трезвой головой и здравым смыслом. Именно поэтому её так ценит Штольц. Ольга для него вершина женской природы. Он тайно от других и себя влюблен в неё. И в конце романа читатель узнает, что Ильинская и Штольц поженились.
    Но до этого замечательного события Ольга была влюблена в Обломова, и дело тоже шло к свадьбе. Почему же Ольга заинтересовалась героем, который являл полную противоположность её будущего мужа Штольца?
    Вначале её интерес был довольно определенным и лишенным каких-либо романтических порывов – Ольга «занялась» воспитанием Обломова по просьбе своего друга Штольца, который решил таким образом изменить образ жизни Ильи Ильича. Но с течением времени, как истинно страстная натура, Ольга влюбляется в нашего героя, и он тоже, видя её чувство, влюбляется. Отныне Ольга предстает перед Обломовым в роли ангела, который спустился с небес.
    Обломов беспрекословно слушается Ильинскую, а она, упиваясь своей властью, придумывает все новые и новые испытания чувства героя. К примеру, она просит его прийти на свидание, которое должно состояться в самый разгар летнего дня на вершине холма. И Илья Ильич забирается на самую вершину, что стоит ему немалых усилий, как физических, так и моральных.
    И все, казалось бы, идет хорошо, Обломов худеет, начинает понимать прелесть деятельного времяпровождения. Но вдруг он начинает замечать что-то между Ольгой и Штольцем, какую-то искру, он начинает понимать, что он не тот, кто должен быть всю жизнь рядом с Ильинской.
    Так в романе появляется эпизод, который свидетельствует не только о богатой внутренней жизни главного героя, но и о его недюжинных способностях. Это письмо Ильи Ильича к Ольге Ильинской. В нём он просит Ольгу расстаться с ним, потому что считает её любовь к себе только ошибкой, временным заблуждением. Герой приводит вполне разумные, хотя на взгляд постороннего, несколько поспешные доводы в пользу их расставания. Он говорит о любви как о растении, семена которого не должны прорасти: «Вся эта драпировка скрывает обыкновенно умысел глубже пустить корни на почве чувства, а я хочу истребить и в вас и в себе семена его».
    В тот момент Обломов находился на распутье – либо возврат к старому, либо предложенная новая жизнь, в которую непременно войдёт любовь и деятельность. Правда, всё это должно было происходить под «чутким надзором» Ильинской и Штольца.
    Но появление такого письма свидетельствует, что у Обломова существует ещё одна возможность идти вперёд – полагаться только на себя, не ломать свой внутренний мир, но и не погрязать в старых привычках, которые ведут только к смерти души.
    Посмотрите, как пишет письмо герой: «Он сел к столу и начал писать быстро, с жаром, с лихорадочной поспешностью…» И на самом деле, как страстен его порыв, сколько силы в его словах! Разве таков был Обломов в начале романа? Теперь он пишет не так, «как в начале мая писал к домовому хозяину». Он переменился.
    Принято считать, что изменила Илью Ильича Ольга, что это она вдохнула в него жизнь. Но мне кажется, что Ольга только показала Обломову дорогу, а идти или не идти по ней, он решил сам.
    Язык послания Ильи Ильича очень образен («намерения разлетятся в прах» и т. п.), что свидетельствует о поэтической душе героя. Эта грань его характера раскрылась под действием любви, хотя Обломов и считает это чувство чем-то губительным для себя. Герой не выдерживает испытания любовью, он пасует перед ней. Неслучайно впоследствии Ольга упрекает его в эгоизме и бессердечности.
    Это произошло потому, что доводы Обломова кажутся трезвому рассудку Ильинской достаточно шатки: «Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить… Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: «Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придёт, и тогда вы очнётесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль» – вот, что следовало бы мне сказать вам».
    Гончаров не случайно вставил этот эпизод в канву произведения. Во-первых, любовь и послание к Ольге Ильинской глубже раскрывают характер героя. Обломов представлен неплохим знатоком человеческой натуры, ведь он верно угадал в Ольге ненастоящее чувство, а также обладателем широкой души, так как способен отказаться от любви ради счастья другого.
    Во-вторых, до этого письма Обломов обрисовывался в романе несколько сатирически и вызывал если не смех, то, по крайней мере, улыбку. Послание же полностью переворачивает представление о нём. Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. И эта грань открылась посредством образа Ольги Ильинской. Таково её важнейшее значение в раскрытии образа Ильи Ильича Обломова.
    Беру!

  4. Как луч востока благодатный,
    Зачем тогда не разбудил
    Меня твой голос, сердцу внятный,
    И падших сил не обновил?
    Я. Полонский
    Как и И. С. Тургенев, И. А. Гончаров умел рисовать пленительные женские портреты и создал целую галерею колоритных женских образов. Ольга Ильинская — героиня романа “Обломов”, по праву считается одним из самых замечательных образов русской женщины в классической литературе.
    Гончаров не наделил свою Ольгу исключительной красотой, но во всем ее облике сквозит присутствие говорящей мысли: в тонких “сжатых” губах, “зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз”. Особенную красоту глазам Ольги — “умным”, “ласковым” придают брови: “две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль”. Не будучи красавицей, Ольга является воплощением артистичности, грации и гармонии. Она была выше среднего роста, но “двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо “. Опущенная низко на затылок коса ” продолжала благородство всей ее фигуры, начиная с головы до плеч и стана”.
    Ольга не ищет общего поклонения, в ней нет лжи” “ничего чужого, а все свое, и это свое так: смело, свежо и прочно”. Она не подчиняется нормам и правилам света. В отличие от других светских женщин, Ольга идет “простым, природным путем жизни”.
    По мнению Д. Ж. Писарева, в личности Ольги Ильинской” “привлекающей к себе невыразимою прелестию, но не поражающей никакими резко выдающимися достоинствами”, особенно выделяются “два свойства, бросающие оригинальный колорит на все ее действия, слова и движения”. Это “естественность и присутствие сознания”. Именно они, по мнению критика, отличают Ольгу от обыкновенных женщин. Отличают потому, что “эти два свойства редки в современных женщинах, и потому особенно дороги “, к тому же представлены в романе с такой художественной верностью, что им трудно не верить и трудно не принять Ольгу за “невозможный идеал”, созданный творческой фантазией автора. Из этих двух замечательных качеств вытекают правдивость в словах и поступках, отсутствие кокетства, жеманства, постоянное стремление к развитию, умение любить просто ж серьезно, без хитростей и уловок, умение жертвовать собой своему чувству настолько, насколько позволяют не законы этикета, а голос совести и рассудка.
    Мы видим, что она действительно умела жить, управлять собой, своими чувствами, “держать в равновесии мысль с намерением, намерение с исполнением”.. Ни перед кем никогда не открывала “сокровенных движений сердца”, никому не поверяла “душевных тайн”. Она отвечает на внезапно вспыхнувшее чувство Ильи Ильича, увидевшего в ней воплощение своего идеала, потому что у нее возникает желание воскресить интересного, хотя и безвольного человека. “Ольга поняла Обломова ближе, чем понял его Штольц, ближе, чем все лица, ему преданные, — замечает А.В. Дружинин. — Она разглядела в нем и нежность врожденную, и чистоту нрава, и русскую незлобивость, и рыцарскую способность к преданности, и решительную неспособность на какое-нибудь нечистое дело, и наконец — чего забывать не должно — разглядела в нем человека оригинального, забавного, но чистого и нисколько не презренного в своей оригинальности”. Ольга видит свое призвание в обновлении Ильи Ильича: “Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил”.
    Вероятно, именно за это стремление И. Анненский назвал Ольгу “одной из русских миссионерок”, девиз которых — “пострадать, послужить, пожертвовать собой”. Но Ольга.— миссионерка “умеренная, уравновешенная”, так как ею движет не желание пострадать, а чувство долга. “Для нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг”, и миссия у нее “скромная” — “разбудить спящую душу” Обломова.
    В значительной степени Ольга осуществляет эту миссию, эту роль своеобразного доктора. После первой встречи с ней Обломов распорядился вымыть окна и вытереть пыль и паутину. После второй встречи почувствовал прилив душевных сил, затем — впервые признался в любви. Ольга вынуждает своего необычного избранника читать, совершать длительные прогулки, отказываться от послеобеденного сна и ужина, радоваться жизни, вставать на заре и подниматься на гору. Это последнее обстоятельство символизирует, по-видимому, пик процесса возрождения, совершаемого настойчивым побуждением Ольги. Она искренне любит Илью, тянется к нему: особый смысл, вероятно, состоит в том, что сама ее фамилия является производной от имени Илья. Гончаров показал нам все оттенки этих сложных любовных отношений, в которых раскрылись лучшие качества Ольги: благородство, желание быть “путеводной звездой”, решительность, духовная красота. Мы увидели, что она растет вместе со своим чувством, и каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру, с каждой сценой грациозный образ девушки делается все симпатичнее, обрисовывается все ярче.
    Почувствовав колебания и страх Обломова перед предстоящими заботами, увидев стремление своего избранника спрятаться в тихую гавань, Ольга не сдается, а снова начинает заботливо искать средства воздействия на любимого человека. Она не боится пересудов и общественного мнения, едет к Обломову на Выборгскую сторону, но постепенно убеждается, что все ее усилия напрасны и бесполезны. В конце концов, Ольга понимает, что полюбила свою мечту об Обломове — будущего, нереального Обломова, что тихая, сонная и беззаботная жизнь Илье дороже прекрасных свиданий, что он никогда не изменится: “Я думала, что оживлю тебя, что можешь еще жить для меня, а ты уже давно умер”, — горько заключает Ольга. Но она неспособна покорно подчиняться судьбе. Она хочет спасти его погибающие ум и душу, усиленно работает над своей задачей, и только окончательно убедившись в тщетности усилий, порывает с ним. “Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья?.. Что сгубило тебя? — в тоске спрашивает Ольга. — Нет имени этому злу…” И сам Обломов подсказывает ей ответ: ” Есть, — сказал он чуть слышно, — обломовщина!..”
    Разлука с Ольгой, осознание собственного бессилия в реальном воплощении романтических порывов и чувств потрясли Обломова. После тяжелой болезни он долго входил “в прежнюю нормальную свою жизнь”. С годами же “волнения и раскаяние являлись все реже, ион тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками…” Вместе с Ольгой из жизни Ильи Ильича уходят не только волнения, но и поэзия. Его жизненное пространство сжимается (Штольц назовет его “ямой”), а добрейшая Агафья Матвеевна всеми силами помогает ему не замечать жизни и не чувствовать ее. Время Обломова останавливается в своем течении…
    Ольга же, после разрыва с Обломовым, не без сомнений решается стать женой его давнего друга — Штольца, в котором отчасти ” воплотился ее идеал мужского совершенства “. Она продолжает жить богатой духовной жизнью, она полна сил и желания действовать. У нее сильный характерно гордостью признается она себе: “Я не состарюсь, не устану жить никогда”. Она счастлива в браке, но ее союз со Штольцем и окружающее благополучие не могут удовлетворить ее. Она прислушивается к себе и чувствует, что чего-то иного просит ее душа, “тоскует, будто ей мало было счастливой жизни, будто она уставала от нее и требовала еще новых, небывалых явлений, заглядывала дальше вперед”. В своем развитии она переживает потребность в сверхличных целях жизни. Н.А. Добролюбов, видевший в героине романа передовую русскую женщину, замечает: “Она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать ей давать советы — принять их как новую стихию жизни и склонить голову. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнести над нею суд беспощадный…”
    По словам Д. Н. Овсянико-Куликовского, в любом забытом уголке Ольга сохранит заветы своей молодости; разочаровавшись в Штольце, она “выступит на иной путь, трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод”. Только движение вперед, ко все более высокому идеалу достойно настоящего человека, а именно таким человеком была Ольга, воплотившая в себе стремление народной России к светлому будущему. Не случайно Д. И. Писарев усматривал в Ольге “тип будущей женщины, как сформируют ее впоследствии те идеи”, которые старались в то время ввести в женское воспитание.

  5. В. Г. Белинский в статье “Взгляд на русскую литературу 1847 года” отмечал, что И. А. Гончаров наделен “сильным, замечательным” талантом. И к особенностям этого таланта причислял в первую очередь ” необыкновенное мастерство рисовать женские характеры “. ” Он никогда не повторяет себя, — писал критик, — ни одна его женщина не напоминает собою другой, и все, как портреты, превосходны”.
    В романе Гончарова “Обломов” выведены замечательные женские образы, и один из них — Ольга Сергеевна Ильинская. Критик Д.И. Писарев усматривал в Ольге “тип будущей женщины, как сформируют ее впоследствии те идеи”, которые старались в то время ввести в женское воспитание. В личности Ольги, “привлекающей к себе невыразимою прелестию, но не поражающей никакими резко выдающимися достоинствами”, он особо выделяет “два свойства, бросающие оригинальный колорит на все ее действия, слова и движения”. “Естественность и присутствие сознания” — вот что, по мнению Писарева, отличает Ольгу от обыкновенных женщин. Отличает потому, что “эти два свойства редки в современных женщинах, и потому особенно дороги”, к тому же представлены в романе с такой художественной правдивостью, что им трудно не верить и трудно не принять Ольгу за “невозможный идеал”, созданный творческой фантазией автора. Из этих двух замечательных качеств вытекают правдивость в словах и поступках, отсутствие кокетства, постоянное стремление к развитию, умение любить просто и серьезно, без хитростей и уловок, умение жертвовать собой настолько, насколько позволяют не законы этикета, а голос совести и рассудка. Вероятно, за это последнее качество И. Анненский назвал Ольгу “одной из русских миссионерок”, девиз которых — “пострадать, послужить, пожертвовать собой”. Но Ольга — миссионерка “умеренная, уравновешенная”, так как ею движет не желание пострадать, а чувство долга. “Для нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг”, и миссия у нее “скромная” — “разбудить спящую душу” Обломова.
    Для русской литературы Ольга — новый образ в самом широком понимании этого слова. Она полюбила, чтобы перевоспитать, полюбила “из идейных соображений”. С другой стороны, Ольга — самый интересный персонаж в романе “Обломов”. Она живет богатой духовной жизнью, полна сил и желания действовать. У нее сильный характер, она мечтает о герое, соединяющем в себе высокий ум и страстное чувство с энергией, волей и большой целью в жизни. Редкие появления подруги Ольги — Сонечки — очень красноречиво подчеркивают контраст между героиней и такими, как ее подруга, — пустыми и ветреными кокетками.
    Подчеркивая в Ольге стремление к борьбе во имя благородных, а не эгоистических целей, Н. А. Добролюбов, видевший в ней передовую русскую женщину, замечает: “Она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать давать ей советы — принять их как новую стихию жизни и склонить голову”.
    Еще один женский образ воплощен у Гончарова полнокровно и многокрасочно. Это образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной, вдовы коллежского секретаря, в доме которой Обломов обрел спокойное счастье и семью.
    Агафья Матвеевна — простая, заурядная, необразованная женщина из мещанской среды, которая, тем не менее, нежно полюбила Илью Ильича, трогательно заботилась о нем и очень гордилась его привязанностью. Она живет в своем мире, ограниченном стенами ее дома. Она царствует в этом мире кастрюль и сковород, диванов, клеток с канарейками, ее не волнует все происходящее сверху, снаружи этого микробытия. Но нельзя отрицать, что образ Агафьи Матвеевны достаточно поэтичен. Предоставив Обломову домашний очаг и обеспечив ему желанный покой, эта добрая и мягкая женщина нашла в своем преданном чувстве к герою смысл своей жизни. Ее любовь, не управляемая никакой внешней идеей, почти безмолвная, как будто присыпанная сдобной мукой покоя и лени ума, может быть и жертвенной. Когда Обломов был почти разорен, когда ему почти не на что было жить, его спасла любовь верной Агафьи Матвеевны, которая заложила свое столовое серебро, чтобы прокормить обожаемого Обломова, чтобы ему было по-прежнему уютно и спокойно. Любовь преобразила ее. Из простой, заурядной женщины она превратилась в женщину, готовую пожертвовать всем ради любимого человека.
    Пшеницына не предъявляла к Обломову никаких требований, и он “жил как будто в золотой рамке жизни”. В доме Пшеницыной Обломов обрел то спокойное и ровное семейное счастье, о котором мечтал. Его любовь к жене была такой же спокойной и ровной, не требующей ни бессонных ночей, ни сладких и горьких слез. Добрейшая Агафья Матвеевна помогала Обломову не замечать жизни и не чувствовать ее. И Илья Ильич окончательно убедил себя, что в этой женщине воплотился “идеал того необозримого, как океан, и нерушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла в его душу в детстве, под отеческою кровлей”, то есть “…идеал его жизни осуществился”.
    “После смерти Обломова Агафья Матвеевна проторила тропинку к могиле мужа и выплакала все глаза, почти ничего не ела, не пила, питалась только чаем и часто по ночам не смыкала глаз и истомилась совсем”. Она только сильнее замыкалась в себе. Разве примитивная, неразвитая духовно натура была бы способна на такие сильные чувства? Даже Ольга Ильинская, несбывшаяся любовь Обломова, не переживает смерть некогда близкого ей человека так же искренно, как Пшеницына.
    Еще один колоритный женский образ в романе — образ жены Захара Анисьи, принадлежащей к многочисленной петербургской обслуге. Анисья — “живая, проворная баба, лет сорока семи, с заботливой улыбкой, с бегавшими живо во все стороны глазами, крепкой шеей и грудью и красными, цепкими, никогда не устающими руками”. До замужества она занималась рынком и кухней, а после замужества быстро причислила себя к дому Обломовых, бессознательно разделила судьбу мужа, неразрывно связанную с жизнью, домом и особой Ильи Ильича. Этот образ введен автором не случайно.
    Если слуга Обломова Захар является своеобразным двойником своего барина, то Анисья олицетворяет собой тот тип слуги (служанки), который полностью приспосабливается к хозяину. Даже во внешности ее особо отмечается незаметность лица: “Лица у ней почти вовсе не было… оно так обтянулось, выцвело, что о носе ее давно уже получишь ясно понятие, а лица все не заметишь”. Зато благодаря своей ловкости и проворности она быстро, “в две недели” доказала свою незаменимость. Анисья обладала всеми теми качествами, которых не было у Захара: живостью, проворностью, легкостью, гибкостью, была умнее мужа. Он понимал, что благодаря всем этим качествам она очень скоро вытеснит его из жизни любимого барина, и не мог смириться, а потому стал грубым, стремился всячески обидеть и унизить Анисью. Но, несмотря на враждебное отношение Захара, именно она стала его спасительницей. При жизни Обломова Анисья сглаживала все конфликты между барином и слугой, а после его смерти полностью взяла мужа под свою опеку. Без нее он был таким же беспомощным и беззащитным перед жизнью, как и Обломов без опеки Пшеницыной.
    Женские образы можно разделить на главные и второстепенные, причем роли второго плана отданы автором женщинам обычным, традиционным, и их образы резко противопоставляются образу главной героини, тем самым подчеркивается необычность и значимость Ольги Ильинской — единственной по-настоящему положительной героини романа. Ее образ энергично движет все действие, объединяет центральные мужские фигуры (Обломова и Штольца), выявляет достоинства и недостатки обоих главных героев-антиподов. Именно в этом образе выдающийся критик Н. А. Добролюбов усмотрел “намек на новую русскую жизнь”, потому что от Ольги “…можно ожидать слов, которые сожгут и развеют обломовщину”. Обломовщина “хорошо ей знакома”, и “она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнести над нею суд беспощадный…”

  6. Похожие сочинения

    Тема любви в романе И. А. Гончарова “Обломов”
    В романе И. А. Гончарова “Обломов” показаны три истории любви: Обломов и Ольга, Обломов и Агафья Матвеевна, Ольга и Штольц. Все они по-разному относятся к любви, у них разные цели в жизни, разные взгляды на саму жизнь, но в них есть нечто общее – умение…смотреть целиком
    Что такое “обломовщина”? (по роману И. А. Гончарова “Обломов”)
    Н. А. Добролюбов в своей знаменитой статье “Что такое “обломовщина”?” писал об этом явлении как о “знамении времени”. С его точки зрения, Обломов — это “живой, современный, русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью”….смотреть целиком
    Сюжетно-композиционные особенности комедии «Горе от ума» Новое!
    Сюжетно-композиционные особенности. Своеобразие идейно­тематического содержания комедии определяет особенности ее по­строения. Очень точно об этом сказал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» Гончаров: «Две комедии как будто вложены одна в другую:…смотреть целиком
    Художественные особенности комедии «Горе от ума» Новое!
    Художественная форма пьесы, созданной Грибоедовым, была очень необычна и непривычна для его современников, поскольку сочетала в себе традиционные и но­ваторские элементы. Комедия «Горе от ума», как никакое другое произведение, соединила в себе черты,…смотреть целиком
    Есть ли Обломовы и Штольцы сегодня Новое!
    Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов». Осудить бездеятельность и оправдать деловитость – такую задачу ставил себе автор в «Обломове». Образы Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца приобрели типичные черты, и само слово «обломовщина»…смотреть целиком
    Ядовитое слово «Обломовщина» Новое!
    Роман И. А. Гончарова «Обломов» был написан в 1859 г. По словам Н. А. Добролюбова, писатель представил «живое изображение и ручается только за его сходство с действительностью». Неудивительно, что после выхода романа мнения о нем резко разделились. Ведь…смотреть целиком
    Тема любви в романе “Обломов”
    Есть такой тип книг, где читатель увлекается повествованием не с первых страниц, а постепенно. Я думаю, что “Обломов” — именно такая книга. Читая первую часть романа, я невыразимо скучала и даже не предполагала, что эта леность Обломова приведет его…смотреть целиком

  7. Несомненно, что для решения той художественной задачи, которую поставил перед собой Гончаров в романе «Обломов», нужна была не просто красивая и умная женщина, а женщина, образ которой был бы максимально приближен к идеалу. Автор так и поступил: Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только русский художник мог вызвать из той русской жизни. Поэтому она изумляет нас, читателей, необыкновенной ясностью и простотой своей логики, гармонией своего сердца и воли. Героиня поражает нас до того, что впору усомниться и сказать самому себе: «Чепуха! Таких девушек не бывает на свете». Но, следя за развитием ее образа, я постепенно свыкся с мыслью и с ощущением, что она естественна, верна себе и довольно последовательна в характере, словом, я начал верить как бы в реальность Ольги и увидел даже ее живое лицо, в воображении, конечно. Да, она необычна, да, она слишком хороша, но лишь потому, что я такой еще не встречал.
    Если говорить о социальном или общественном развитии образов героев романа, то в Ольге, мне кажется, больше намека на новую русскую жизнь, нежели в Штольце. От Ольги можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину. Когда-то она любила Обломова, верила в него, в его нравственное совершенство. Надо сказать, что встреча с Ольгой изменила Обломова, он стал подвижным. Ему уже не лень встать с дивана, пошевелиться, хотя бы для того, чтобы изложить свои мысли. Долго и упорно, с любовью и нежной заботой трудилась она, чтобы возбудить в нем энергию к жизни, к деятельности. Ольга не хочет верить, что Обломов не способен на добро. Любя в нем свою надежду, свое будущее, Ольга делает для него все, пренебрегая даже условными приличиями. Она едет к нему одна и не боится, подобно ему, потерять свою репутацию. Она с удивительным тактом замечает тотчас же всякую фальшь, проявлявшуюся в его натуре, и еще объясняет ему, почему это ложь, а не правда. Он, например, пишет ей письмо мелодраматического содержания, а потом уверяет ее, что писал это только для ее блага, забыв про себя, жертвуя собой и т.д. Ольга спокойно ему ответила: «Нет, неправда: если бы вы думали только о моем счастье и считали необходимою для него разлуку с вами, то вы бы просто уехали, не посылая мне предварительно никаких писем». Он продолжает говорить, что боится ее несчастья, если она со временем поймет, что ошиблась, и полюбит другого. Ольга отвечает: «Где же вы тут видите несчастье мое? Теперь я вас люблю, и мне хорошо; а после я полюблю другого, и, значит, мне с другим будет хорошо. Напрасно вы обо мне беспокоитесь». Эта простота и ясность в мышлении Ольги и заключает в себе, как мне кажется, задатки новой будущей жизни, отличающейся от той, в которой выросло современное героям романа общество. Меня поражает также, как воля Ольги послушна ее сердцу. Она продолжает свои отношения с Обломовым, несмотря на все насмешки посторонних, до тех пор, пока окончательно не убеждается, что ошиблась в нем. После открытого выяснения отношений она уже не может соединить с ним свою судьбу, хотя и при этом разговоре и даже после она еще ласкает и хвалит его.
    Таким образом, инерция жизни Обломова победила, он не хочет делать усилий, которых от него требовала Ольга, да и та жизнь, которая представлялась ей, никак не подходит самому Обломову. Поэтому, хоть Ольга и пыталась преобразить Обломова, — это преображение было очень недолгим.

  8. Введение
    Любовь к Обломову
    Ольга и Штольц
    Заключение

    Введение

    Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов» является наиболее ярким и сложным женским персонажем. Знакомясь с ней как с юной, только развивающейся девушкой, читатель видит ее постепенное взросление и раскрытие как женщины, матери, самостоятельной личности. При этом полная характеристика образа Ольги в романе «Обломов» возможна только при работе с цитатами из романа, максимально емко передающими внешность и индивидуальность героини:
    «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – с станом…».
    При встрече с Ольгой люди всегда на мгновение останавливались «перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом».
    Ольга получила хорошее воспитание и образование, разбирается в науках и искусстве, много читает и находится в постоянном развитии, познании, достижении новых и новых целей.
    Эти ее черты отразились на внешности девушки: «Губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз», а неровно расположенные тонкие брови создавали маленькую складку на лбу «в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль». Все в ней говорило о собственном достоинстве, внутренней силе и красоте: « Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо».

    Любовь к Обломову

    Образ Ольги Ильинской в «Обломове» предстает в начале романа как еще совсем юной, мало знающей девушки, с широко открытыми глазами смотрящей на окружающий мир и старающейся познавать его во всех проявлениях. Переломным моментом, ставшим для Ольги переходом от детской стеснительности и некого смущения (как это было при общении со Штольцем), стала любовь к Обломову. Прекрасное, сильное, вдохновляющее чувство, молниеносно вспыхнувшее между возлюбленными, было обречено на расставание, так как Ольги и Обломов не хотели принимать друг друга такими, какими они есть на самом деле, культивируя в себе чувство к полуидеальным прообразам реальных героев.
    Для Ильинской любовь к Обломову была связана не с теми женственными нежностью, мягкостью, принятием и заботой, которых ждал от нее Обломов, а долгом, необходимость поменять внутренний мир возлюбленного, сделать его абсолютно другим человеком:
    «Она мечтала, как “прикажет ему прочесть книги”, которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу – словом, он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил».
    «И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!»
    Любовь Ольги к Обломову – была основана на эгоизме и амбициях героини. Более того, ее чувства к Илье Ильичу трудно назвать истинной любовью – это была скоротечная влюбленность, состояние вдохновения и подъема перед новой вершиной, которую она хотела достичь. Для Ильинской на самом деле не были важны чувства Обломова, она хотела сделать из него свой идеал, чтобы затем гордиться плодами своих трудов и, возможно, напоминать ему после, что всем, что он имеет, обязан именно Ольге.

    Ольга и Штольц

    Отношения Ольги и Штольца развивались с нежной, трепетной дружбы, когда Андрей Иванович был для девушки учителем, наставником, фигурой вдохновляющей, по-своему далекой и недоступной: «Когда у ней рождался в уме вопрос, недоумение, она не вдруг решалась поверить ему: он был слишком далеко впереди ее, слишком выше ее, так что самолюбие ее иногда страдало от этой недозрелости, от расстояния в их уме и летах».
    Брак со Штольцем, который помог ей оправиться после расставания с Ильей Ильичем, был логичен, так как герои очень схожи по характеру, жизненным ориентирам и целям. Тихое, спокойное, бесконечное счастье виделось Ольге в совместной жизни со Штольцем:
    «Она испытывала счастье и не могла определить, где границы, что оно такое».
    « Она тоже шла одиноко, незаметной тропой, также на перекрестке встретился ей он, подал руку и вывел не в блеск ослепительных лучей, а как будто на разлив широкой реки, к пространным полям и дружески улыбающимся холмам»
    Прожив несколько лет вместе в безоблачном, бесконечном счастье, видя в друг друге те идеалы, о которых всегда грезили и тех людей, которые им являлись во снах, герои начали словно отдаляться друг от друга. Штольцу стало тяжело тянуться за пытливой, непрерывно стремящейся вперед Ольгой, а женщина «стала строго замечать за собой и уловила, что ее смущала эта тишина жизни, ее остановка на минутах счастья», задаваясь вопросами: «Ужели еще нужно и можно желать чего-нибудь? Куда же идти? Некуда! Дальше нет дороги… Ужели нет, ужели ты совершила круг жизни? Ужели тут все… все…». Героиня начинает разочаровываться в семейной жизни, в женском предназначении и в той судьбе, которая была уготована ей с самого рождения, но продолжает верить в своего сомневающегося мужа и в то, что их любовь будет держать их вместе даже в самый трудный час:
    « Та неувядающая и негибнущая любовь лежала могуче, как сила жизни, на лицах их – в годину дружной скорби светилась в медленно и молча обмененном взгляде совокупного страдания, слышалась в бесконечном взаимном терпении против жизненной пытки, в сдержанных слезах и заглушенных рыданиях».
    И хотя Гончаров не описывает в романе, как сложились дальнейшие отношения Ольги и Штольца, можно кратко предположить, что женщина спустя какое-то время либо ушла от мужа, либо оставшуюся жизнь прожила несчастной, все более погружаясь в разочарование от недостижимости тех высоких целей, о которых мечтала в юности.

    Заключение

    Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов» Гончарова – это новый, в какой-то мере феминистичный тип русской женщины, которая не хочет закрываться от мира, ограничивая себя хозяйством и семьей. Краткая характеристика Ольги в романе – женщина-искатель, женщина-новатор, для которой «рутинное» семейное счастье и «обломовщина» были действительно самыми ужасающими и пугающими вещами, способными привести к деградации и застою ее направленной вперед, познающей личности. Для героини любовь была чем-то второстепенным, проистекающим из дружбы или вдохновения, но не самобытным, ведущим чувством, а уж тем более не смыслом жизни, как у Агафьи Пшеницыной.
    Трагичность образа Ольги состоит в том, что общество 19 века еще не было готово к появлению сильных женских личностей, способных менять мир наравне с мужчинами, поэтому ее все равно бы ожидало то самое усыпляющее, однообразное семейное счастье, которого девушка так опасалась.
    Характеристика образа Ольги Ильинской в романе «Обломов» Гончарова | источник

  9. 9
    Текст добавил: МиЛ@Я(//ДЕВА4КА//)

    Гончаров “Обломов” – сочинение (Сочинение по Гончарову “Обломов”).
    Иван Александрович Гончаров – талантливый русский писатель, который в своем творчестве часто обращался к женским образам. Не стал исключением и его роман «Обломов», в котором он с большим мастерством изобразил характер современной ему русской женщины, идеализировав его по своему усмотрению.
    Наиболее интересной героиней романа является Ольга Ильинская. Эта неординарная особа сыграла важную роль в жизни главного героя произведения – Ильи Обломова. Через его взаимоотношения с Ольгой автор дает читателю возможность лучше разобраться в характере Обломова.
    В образе Ольги И. А. Гончаров воплотил все те черты русской женщины, которые считал лучшими. Это не внешний лоск, а живая естественная красота, грация, внутренняя и внешняя гармония. Ольга – решительная женщина, которая следует своим жизненным принципам, имеет на все свою точку зрения, и поэтому становится чужой в своей среде. Писатель довольно точно описывает черты характера Ольги, тем самым указывая на то, что она отличается от остальных героев романа. Автор наделяет ее умом и сообразительностью, гибкостью мышления. Уверенная в себе женщина пугает большинство окружающих людей, им она кажется странной. Однако именно широта взглядов Ольги и ее богатый внутренний мир делают ее такой. Ведь молодая женщина из высшего общества должна общаться со всем высшим светом, но Ольга не видит необходимости в разговорах с неинтересными ей людьми.
    Единственным человеком, который действительно понимал героиню, стал Штольц. С ним девушка вела долгие беседы. Он и познакомил Ильинскую с Обломовым, попросив ее оказать на него влияние, расшевелить его и приобщить к общественной деятельности. Ольга почувствовала себя способной изменить жизнь Ильи, она посчитала это дело своим долгом. Герой начал меняться, полюбив Ольгу, но она все-таки переоценила свои возможности. Ведь нельзя полностью перекроить уже сформировавшегося человека, даже если в его душе поселилась любовь. Обломов ждет от рассудительной и деятельной Ольги безоглядной любви, она от него – активной жизненной позиции и реальных действий. Оба они ждут друг от друга невозможного, поэтому их союз не состоялся. Выйдя замуж за Штольца, идеального, по ее мнению, мужа, она не находит выхода своей жизненной энергии. Ее окружили покой и безмятежность, но душа русской женщины рвется в бой. Ольге хочется бороться с существующими порядками, ее жизнь не полная без труда и лишений. Автор противопоставляет героиню другим женщинам, с традиционными взглядами на жизнь. Они играют в романе второстепенную роль и только подчеркивают особенность личности Ольги.
    Ольга Ильинская – это тип цельной, чуткой, положительной русской женщины,  который начал формироваться с резким подъемом в развитии культуры России. И. А. Гончаров показал в своем романе, как начало пробуждаться самосознание у женщин, которые почувствовали, что они вправе участвовать в общественной деятельности.
    Следующая >

  10. Это образ девушки, в характере которой, как замечает Добролюбов, гармонически слились «сердце и воля». Соединение в облике Ольги таких черт, как сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за поставленную цель, пытливость ума, глубина чувства и женственность, действительно, делают её образ одним из самых гармонических, светлых образов девушки в русской литературе XIX в. Гончаров любовно рисует портрет своей героини. Отметив, что Ольга в строгом смысле не была красавицей, он пишет дальше: «Но если бы её обратить в статую, это была бы статуя грации и гармонии». Ольга полюбила Обломова. У читателей иногда возникает вопрос: как могла такая умная, серьёзная девушка полюбить Обломова, бездельника, не способного к жизни человека? Не нужно забывать, что у Обломова был целый ряд положительных качеств: он был умён, достаточно образован, хорошо говорил по-французски и читал книги на английском языке. Лень Обломова, о которой Ольга знала сначала только со слов Штольца, могла показаться ей вполне исправимым недостатком. Наконец, самая любовь Ольги к Обломову возникла как раз на почве благородных стремлений перевоспитать Обломова, воскресить его для нормальной деятельности.
    Обломов первый признаётся Ольге в любви. Несколько позже Ольга вносит поправку в это признание: Обломов только влюблён, а любит она. Действительно, её чувство глубже, серьёзнее. Ольга говорит: «Для меня любовь – это всё равно, что… жизнь, а жизнь… долг, обязанность, следовательно – любовь тоже долг». Любовь наполняет её жизнь новым содержанием, освещает её каким-то новым светом. Жизнь теперь кажется Ольге глубже и содержательнее, словно она прочла большую книгу. Когда Ольга поняла, что в сознательном отношении к жизни она стоит выше любимого человека, она твёрдо ставит перед собой задачу перевоспитания Обломова. Ольге нравилась «роль путеводной звезды», «луча света» для Обломова. Она звала и «толкала его вперёд». Её настойчивость побеждает на время лень Обломова. Ольга заставляет его читать газеты и книги и рассказывать ей их содержание, совершает с Обломовым прогулки по окрестностям Петербурга, побуждая спутника подниматься на каждый пригорок. Обломов жалуется: «Каждый день вёрст по десяти пешком». Он посещает по просьбе Ольги музеи, магазины, а дома пишет деловые письма старосте в имение. Ольга добивается от Обломова и физического движения, и умственной работы. Она сравнивает свою роль с ролью врача, спасающего больного. Поведение безвольного Обломова доставляет ей немало страданий. Видя нерешительность действий Обломова, она с тоской признаётся ему, что «теряется в соображениях» и что «у неё гаснут ум и надежда». Когда Обломов, нерешительно отодвигая вопрос о свадьбе, заявляет Ольге, что пройдёт ещё «какой-нибудь год» и Ольга станет его женой, у Ольги открываются глаза. Она поняла, что мечта её о перевоспитании Обломова разбилась о его непобедимую лень. Разрыв с Обломовым стал для неё неизбежен. Ольга говорит жениху: «Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья, ты нежен, как голубь, ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше, ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то ещё, а чего – не знаю!» Автор разъясняет дальше: «Признав раз в избранном человеке достоинства и права на себя, она верила в него и потому любила, а переставала верить- переставала и любить, как случилось с Обломовым».
    Разрыв подкосил силы и Обломова, и Ольги: Обломов заболел горячкой, а больную Ольгу тётка увезла за границу. В Париже Ольга встретила Штольца. Время смягчило горечь её разочарования в Обломове, и она стала женой Штольца – человека, который соответствовал её идеалу мужа. Казалось бы, теперь Ольга могла стать вполне счастливой женщиной. Штольц создал ей жизнь, полную комфорта и спокойствия. Однако безмятежный покой, которым окружил её Штольц, начинает смущать и томить её. Ольгу не удовлетворяет спокойная, безмятежная личная жизнь. Штольца пугают «мятежные вопросы», т. е. то, что волновало тогда мысль передовых общественных деятелей. А Ольгу тянут именно «мятежные вопросы». У неё постепенно созревает мысль о какой-то другой жизни, полной, быть может, труда и лишений, и она уже мысленно «измеряла свои силы» для предстоящей борьбы. Добролюбов писал: «Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить, она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него». Вопрос о дальнейшей судьбе Ольги составлял тему, которая выходила за рамки сюжета романа. Тема эта осталась поэтому неразработанной. Но образ Ольги и без того ясен для читателя. Добролюбов писал: «Ольга… представляет высший идеал, какой может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни… В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намёк на новую русскую жизнь; от неё можно ожидать слова, которое сожжёт и развеет обломовщину».Ольга-тип русской женщины того периода русской жизни, когда в России под влиянием роста культуры стало пробуждаться самосознание женщин, когда они почувствовали своё право на участие в общественной деятельности. Наряду с тургеневскими Натальей Ласунской («Рудин») и Еленой Стаховой («Накануне») Ольга Ильинская принадлежит к лучшим, пленительным образам русской женщины, созданным нашими писателями в 50-е годы XIX в. Иной тип женщины дан Гончаровым в лице Агафьи Матвеевны Пшеницы ной. Любовь Обломова к ней выросла в основном на почве барских привычек Ильи Ильича. Пшеницына, добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка, мещанка по социальному положению, благоговела перед Обломовым. Для неё Обломов был существом высшего порядка, идеалом барина. Она готова была стать рабой Ильи Ильича и в глубокой преданности ему находила радость и счастье. Она, не задумываясь, несла в ломбард последние вещи, лишь бы Илья Ильич не нуждался ни в чём. Обстановка, которой она окружила Обломова, чем-то напоминала Обломовку. Здесь Илья Ильич нашёл то, что было его жизненной мечтой: идеал «ненарушимого покоя жизни». Пшеницына не могла подняться до сознания того, что её любовь несёт Обломову гибель, бесповоротно хоронит все его порывы к деятельности. Она любила просто, бездумно, беззаветно. Это тип скромной, самоотверженной женщины-хозяйки, весь кругозор которой ограничивался только миром семейных забот и обывательского благополучия.
    Ольга Ильинская и Пшеницына так же противоположны, как Обломов и Штольц. В таком расположении женских фигур в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга с её идейными порывами и серьёзными требованиями и патриархально-тихая Пшеницына, каждая по-своему, помогают раскрыть идею романа, обнажая сущность обломовщины.
    Роман Гончарова – замечательный образец обформы романа исчерпывающе полно и глубоко дана характеристика обломовщины. Выбор темы- чрезвычайно важная сторона творческого процесса, так как именно тема определяет общественную роль произведения. Анализ обломовщины как печального явления крепостнического строя и быта был, несомненно, важной и своевременной темой. Но одной темы ешё недостаточно, чтобы приковать внимание читателей к произведению. Материал темы важно расположить и изложить так, чтобы читатель с интересом и волнением следил за развитием темы и был захвачен произведением. Отсюда видно, какое значение имеет мастерство писателя и художественная форма произведения: сюжет его, композиция, обрисовка образов, язык и пр. Какие же особенности характеризуют художественную форму романа Гончарова?
    Сюжет романа прост и ясен. Он заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает. Простоту и естественность сюжета романа очень удачно раскрывает Добролюбов, излагая всё содержание романа в таких словах: «В первой части Обломов лежит на диване; во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошиблась в Обломове, и они расходятся; в четвёртой она выходит замуж за друга его Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру. Вот всё». Действительно, основное содержание романа сводится именно к этому. Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843-1851). Содержание же всего романа, если считать «предысторию» Обломова (т. е. 6-ю и 9-ю главы первой части романа) и эпилог, охватывает огромный период времени – около 37 лет. Это не только история целой жизни героя,- это целая эпоха русской истории. Содержание романа развёртывается естественно, неторопливо и плавно. Гончаров избегает искусственных приёмов развлекательности и сцен, рассчитанных на эффект (таинственных встреч, необыкновенных приключений, убийств и самоубийств и пр.), к которым обычно прибегают авторы романтических повестей и ‘авантюрных романов в целях усиления занимательности произведения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *