Сочинение на тему он сеял зло без наслажденья образ демона

6 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Выгнали из ада

    Ответ оставил Гость
    Поэму «Демон» Михаил Юрьевич написал в 1832 году, она по праву считается одной из жемчужин его творчества и романтической поэзии в целом. Поэт и писатель работал над этим произведением целых десять лет и вложил в него всю суть своих тираноборческих амбиций. Не зря главный герой поэмы предстает могущественным противником ужаснейшего из тиранов — творца. Именно поэтому образ демона передает суть авторской мысли гораздо больше, чем собственно сюжет.
    Судьба демона, его чувства и мысли, отношение к Тамаре — все это создает трагичность и возвышенность персонажа, облагораживает его роль борца за свободу, несправедливо осужденного тираном. Такая интерпретация образа демона была для литературы крайне редкой, даже можно сказать, что пришлась современникам Лермонтова в новинку.
    Демон вовсе не отрицательный персонаж, хотя он и носит клеймо «позора преступленья», читатель невольно ему симпатизирует, жалеет, гневается на несправедливость бога. Каждая строчка застрагивает струну в душе:
    «Я тот, чей взор надежду губит,Едва надежда расцветет,Я тот, кого никто не любит,И все живущее клянет.Я бич рабов моих земных,Я царь познанья и свободы,Я враг небес, я зло природы,И, видишь,— я у ног твоих!»
    Эти строки, несмотря на свое внешне отрицательное содержание, невероятным образом наполняются невыносимым страданием демона, который их произносит. Вместе с тем поэт раскрывает всю глубину и возвышенность натуры персонажа.В начале поэмы демон предстает отрешенным, опустевшим от вечно творимого зла и бесконечной власти над грешными людьми:
    «Он сеял зло без наслажденья.Нигде искусству своемуОн не встречал сопротивленья —И зло наскучило ему»
    Кажется, будто из этого замкнутого круга ему не выбраться. Он и сам уверен, что вынужден вечно скитаться, все больше полнясь глубоким страданием из-за собственного всесилия. Но однажды герой узнает о Тамаре, святой женщине, монахине. Эта мимолетная, исключительно земная, но чистая красота пленяет его, побуждает к жизни. С этого момента перед читателем предстает новый демон, такой, каким он был когда-то, будучи во власти страстей. Только теперь он раскрывается в полной мере, во всех гранях своей натуры.
    Безумная страсть демона похожа на помешательство, чтобы соблазнить Тамару, он клянется в потрясающих масштабами вещах, вызывая некий трепет перед собой:
    «Пучину гордого познаньяВзамен открою я тебе.Толпу духов моих служебныхЯ приведу к твоим стопам;…Я опущусь на дно морское,Я полечу за облака,Я дам тебе все, все земное —Люби меня!..»
    Выражая свои чувства, демон пугает и восхищает не меньше, чем его обещания:
    «С моей преступной головыЯ гордо снял венец терновый,Я все былое бросил в прах:Мой рай, мой ад в твоих очах.Люблю тебя нездешней страстью,Как полюбить не можешь ты:Всем упоением, всей властьюБессмертной мысли и мечты»
    Это открывает в персонаже безумного авантюриста, способного бросить к ногам своей страсти самые великие и сокровенные плоды мироздания. При чем становится понятно, что это касается не только любви к женщине, но и любви к идее, к желанию. Демон буквально охвачен попыткой возродить себя самого, он поднимает в себе все то, что так старался заглушить, мучимый великим страданием.
    Когда Тамара умирает, ей прощаются все грехи и даруется право отправиться на небеса. Демон вновь, как когда-то, вступает в неравный бой с тираном, силясь отвоевать свое право на счастье, но терпит ожидаемое поражение. Он вновь становится на путь одиночества, отчаяния и опустошения. Это настоящая трагедия бессмертного существа, которое вынуждено угасать в вечности, не имея возможности наконец потухнуть, как бы ни было сильно желание.Интересно отношение демона к человечеству:
    «Что повесть тягостных лишений,Трудов и бед толпы людскойГрядущих, прошлых поколений,Перед минутою однойМоих непризнанных мучений?Что люди? что их жизнь и труд?Они прошли, они пройдут…»
    Удивительно, что демона сумела покорить земная женщина, которая никогда не стремилась к его идеалам, а напротив — чтила бога. Это только подтверждает вольность натуры героя, истинно свободного даже от навязанных мирозданием порядков.

  2. ДЕМОН — герой «восточной повести» М.Ю.Лермонтова «Демон» (1829-1841). Образ восходит к библейскому мифу об изгнании из рая, содержание которого свободно-поэтически переработано Лермонтовым. В повести Д.— персонифицированный человеческий дух, наделенный божественным бессмертием.
    В характеристике Д. изначальный символический смысл приобретает его положение «изгнанника рая». Божье наказание состоит в том, что Д. обречен на скитания и вечное одиночество. Д., как «дух отрицанья», «дух сомненья», наделен исключительной зоркостью в отношении несовершенства мира. Его положение трагично: по своей природе он ничего не может принять на веру (до опыта), а в результате опыта (познания) разрушается целостность познаваемых явлений. Как некая мировая субстанция Д. выступает источником зла, но пребывает в постоянном взаимодействии с противоположным началом. Превращенный ангел, он помнит о временах райского блаженства. В сущности, представляемое Д. зло — это месть миру за его нетождественность идеалу красоты и совершенства. Следует добавить, что Д. Лермонтова не совпадает с христианско-библейскими источниками, не равен Люциферу или Сатане. Он — индивидуальный миф русского поэта.
    В основу повести легла идея о возможной перемене участи отщепенца Д. К началу действия Д. не удовлетворен предназначенной ему в мире ролью сеятеля зла, он утомлен и недоволен («зло наскучило ему»). Внезапно в его душе вспыхивает любовь к земной женщине — грузинке Тамаре. Сюжет строится на взаимодействии двух самостоятельных лиц — таинственного духа и обольщаемой человеческой души. Масштаб и напряженность чувств Д. соответствуют его безумной идее преодолеть божье проклятие, а символическим условием возвращения в утраченный рай является осуществление абсолюта в любовных отношениях с Тамарой.
    Характеризуя личность Д., Лермонтов выделяет в нем две определяющие черты: загадочную непостижимость и небесное очарование, перед которым не может устоять земная женщина. «Материализация» Д., воплощение духа в реальное существо дается в восприятии Тамары. Вопрос о реальности Д.— важнейший. Несомненно, для самого Лермонтова Д.— не призрак, не болезненная фантазия, но воплощение духа в осязаемых и видимых формах.
    Д. является земной Тамаре в ночное время, в ее снах. Он соотносится со стихией воздуха и проявляется как дыхание и «голос». Внешняя характеристика Д. отсутствует. Подобно фантому сновидений, он не только бесплотен, но и промежуточен по состоянию. В восприятии Тамары «ои… похож на вечер ясный: ни день, ни ночь,— ни мрак, ни свет!». В ее видениях Д. «скользит без звука и следа», «сияет тихо, как звезда», «зовет и манит». Тамару тревожит его «волшебный голос», «чудная нежность речей». Погубив своего соперника, жениха Тамары, Д. прилетает к ней навевать «сны золотые». Его песня (колыбельная по жанру) волшебным образом освобождает Тамару от земных тревог. Д. поет о жизни «неуловимых облаков», что в небе «ходят без следа». Отсутствие цели, безвольность движения, бесслед-ность исчезновения, безучастность ко всему пребывающему в мире — такие качества «облаков» моделируют своего рода идеальную форму существования. Эта жизнь без затрат, противоположная земному бытию, вызывает грезы о невозможном покое. Д.— ночное божество, магия которого связана именно с ночным временем. В его «колыбельной» присутствует эта распространенная в романтической традиции поэтизация ночного мира: «звуков» тишины, веянья ветерка, распускания ночного цветка. Таким образом, Д. предстает демиургом утопической вселенной, которая властно притягивает Тамару звуковой гармонией, чувственно-телесными ощущениями блаженства.
    В чем же демонизм (убивающее действие) «песен» Д.? Д. заражает душу Тамары тоской по тому, чего не бывает в действительности, обезволивает и внушает равнодушие ко всему земному. В его речах значительное место занимает отрицание жалкой краткой человеческой жизни, в которой невозможны «ни истинное счастье, ни долговечная красота». Отказаться от «земли», чего требует Д. от Тамары, на языке человеческих представлений означает этическое безразличие, губительное в мире людей. Д. развращает сердце Тамары новой красотой, в которой примиряются в странном единстве все оппозиции человеческого понимания мира: добро и зло, небо и ад. Смерть Тамары, которая поверила Д., проявляет до конца индивидуалистическую природу героя, сосредоточенного исключительно на своем положении и на своих страданиях. Эта смерть является одновременно разоблачением несостоятельности Д. и высшей точкой его отчаяния. Попытка героя вернуться к миру добра и красоты трагически оборвалась, и вину за неудачу Д. не может принять на себя одного.
    Авторское отношение к герою сложно. С одной стороны, в произведении имеется автор-повествователь, рассказывающий «восточную легенду» из давних времен, точка зрения которого не совпадает с индивидуальными позициями героев и отличается широтой и объективностью. На разных уровнях текста осуществляется авторский комментарий судьбы Д., в том числе на уровне сюжетной организации. Развязка романтической истории — Д. убивает Тамару своей любовью — воспринимается как форма суда над героем.
    С другой стороны, Д.— глубоко интимный образ поэта. Многие страстные медитации Д. перекликаются с лирикой Лермонтова и окрашиваются непосредственной авторской интонацией. Образ такого масштаба оказался созвучным исторической судьбе молодого поколения 30-х годов, к которому принадлежал Лермонтов. В Д. отразились неприкаянность этого поколения, его философские сомнения в правильности мироустройства, его искания абсолютной свободы, глубокая тоска по утраченным идеалам. В глубинах своего духа Лермонтов угадал и пережил многие стороны зла как определенного типа мировосприятия и поведения личности. Он угадал, например, демоническую природу мятежного отношения к миру при нравственной невозможности смириться с его неполноценностью. Лермонтов угадал также демонические опасности, таящиеся в творчестве, посредством которого человек может выйти из потока всего временного, преходящего, «мелкого», заплатив за это равнодушием к реальности. До конца жизни Лермонтов не смог освободиться от власти образа Д. над собой. Д. остался тайной. По мнению большинства исследователей, писавших о «восточной повести», Д. уходит из произведения таким же непроясненным, каким входит в него.
    Образ лермонтовского Д. был воплощен в опере А.Г.Рубинштейна «Демон» (1871-1872).В либретто П.А.Висковатова отсечены мотивы «познанья и свободы», вражды с небом, проигнорировано философское содержание поэмы. «Златокованый» лермонтовский стих значительно разбавлен низкопробными вставками. Огромный диапазон чувствований вселенского изгнанника сведен к обыденному любовному чувству, что превратило Д. в банального соблазнителя.
    Д. Рубинштейна заново обрел масштаб лермонтовского образа в трагических интонациях Ф.И.Шаляпина (1904), который сотворил «поверх» оперного текста образ духа отрицания, ищущего очищения любовью. Шаляпинский Д. берет начало в безднах личности самого артиста. Недаром он говорил: «Кто не слышал меня в Демоне, тот меня не знает».
    Другим воплощением героя Лермонтова стали полотна М.А.Врубеля «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1899), «Демон поверженный» (1902) и его акварельные иллюстрации к поэме (1891). Кисть мастера сотворила Д. из элементов стихий, из осколков гор и самоцветов, струй воды и бликов воздуха, отсветов огня, ночных теней и мерцания светил. У Врубеля Д. предстает воплощением вечной борьбы «мятущегося человеческого духа», не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе. q

    Похожие сочинения

    Сравнение поэмы Лермонтова «Мцыри» и «Демон» Новое!

  3. Демон в поэме изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом «крылатым и прекрасным». Демон -не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Он лишен не только смерти, но и дара забвения – такое наказание за его преступление. Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к ничтожным суетным людям- вот, что движет им в непрерывной борьбе божественной идеей добра и всем божьим миром и в каком-то усталом равнодушном свершении зла. В поэме перед нами предстает Демон в 3-х образах. Первый – это скучающий, уставший от свершения зла демон. Но все меняется, когда он видит молодую невесту-грузинку Тамару. Второй образ. Сила земной жизни и мимолетной красоты, воплотившаяся в летящем счастливом танце, вдруг трогает эту заблудшую душу и порождает в ней «неизъяснимое волнение».
    Я позавидовал невольно
    Неполной радости земной
    Демон влюбляется в Тамару
    …Он был похож на вечер ясный…
    …С глазами полными печали и
    Чуждой нежностью речей…
    Цель Демона – не очередное сотворении зла, погибель соблазненной души. Это мятеж против установленного Богом мирового порядка, попытка изменить судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая, ангельская песнь монахини Тамары пробуждает в духе земную любовь и исторгает слезы, но сама слеза его неземная, она прожигает дикий камень у монастырских стен. Третий образ. Лермонтов показывает этой красноречивой деталью, что и любовь вечного гения зла, опасна, греховна, гибельна для слабой смертной женщины. Дух хочет возродится, избавится от вечного проклятия и осуждения и спастись любой ценой, пусть ценой гибели юной, безгрешной души монахини.
    Тамара погибает и между Демоном и Ангелом начинается борьба за ее душу. Демон и зло торжествуют, но за страдания и искреннюю любовь, чистоту души и за попытку спасти великого грешника все грехи ей отпускаются, открываются врата рая , светлый ангел отвергает все грозные требования и притязания Демона на трепещущую душу юной монахини.
    И Демон вновь остается один, без любви и веры, в своей скучной, холодной вечности и мрачном мире мирового зла.
    Добавил: Lilelechka
    Беру!

  4. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» по праву считается вершиной русской романтической поэзии. Замысел ее воз­ник еще в 1829 году. Поэт работал над ним почти всю свою творческую жизнь, создав восемь вариантов поэмы. Лер­монтов нарисовал яркий образ — портрет Кавказа — из совокупности экзотических пейзажей, зарисовок патриар­хального быта и оригинальных персонажей, на фоне кото­рых предстал главный герой. Но более всего оригинальный авторский подход виден в понимании конфликта и в рас­крытии образа Демона: здесь сказались отзвуки новейших для того времени воззрений на проблему личности.
    Демон Лермонтова — образ человечный и возвышен­ный, вызывает не ужас и отвращение, а сочувствие и сожаление. Он воплощение абсолютного одиночества. Демон одинок поневоле, он страдает от своего тяжкого одиночества и преисполнен тоски по духовной близости. Демон существует как бы на грани разных миров, и пото­му-то Тамара представила его следующим образом:
    То не был ангел-небожитель,
    Ее божественный хранитель:
    Венок из радужных лучей
    Не украшал его кудрей.
    То не был ада дух ужасный,
    Порочный мученик — о нет!
    Он был похож на вечер ясный:
    Ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет!..
    В поэме Лермонтова предстает не дерзкий претендент на власть небесного владыки, не возмутитель спокойствия и порядка во вселенной, не враг человечества. Лермонтов создал образ жертвы несправедливого мироустройства.
    Демон тоскует по гармонии. Он страдает от противо­речий, раздирающих все вокруг него. Демон тоскует по справедливости, но и она недоступна для него, потому что не может быть справедливым мир, основанный на борьбе противоположностей. Демон не только сам страдает, но и обязан мучить людей.
    Ничтожной властвуя землей,
    Он сеял зло без наслажденья,
    Нигде искусству своему
    Он не встречал сопротивленья —
    И зло наскучило ему.
    И он искал примирения с извечным противником, жаждал возрождения к новой участи, искал общения с чистой душой, пытался полюбить с «неземной страстью» — бескорыстно и самозабвенно. В этом смысле его встреча с Тамарой не случайна, а подготовлена всеми предыдущими нравственными исканиями. Демон не намеревался иску­шать ее: он искренне полюбил, а такая любовь предпола­гает готовность приносить добро. И столь же искренним он был, когда явился на необычное свидание:
    И входит он, любить готовый,
    С душой, открытой для добра,
    И мыслит он, что жизни новой
    Пришла желанная пора.
    Демон готов отказаться от свободы в одиночестве, чтобы обрести расцвет души в общении. Однако его наме­рениям не дано сбыться. Примирение с небесами не состо­ялось: Демона оттолкнули. Чистая любовь не осуществи­лась- его опять заставили сыграть роль искусителя. В келье Тамары его уже поджидает Ангел: «И вместо сладкого привета Раздался тягостный укор». Посланец небесного владыки назвал его духом беспокойным и порочным, а в посещении Тамары увидел злой умысел. Не стерпев уни­жения, Демон вступает в борьбу за душу Тамары, но теперь не ради ее любви, а чтобы доказать свое могущество и превосходство над Ангелом. Так на пути нравственных исканий Демон совершил поворот вспять. «И вновь в душе его проснулся Старинной ненависти яд» — эта психологи­ческая мотивировка объясняет срыв намечавшегося пере­рождения Демона.
    У современников Лермонтова постоянно возникали вопросы о том, почему в основе мироустройства лежит трагичная дисгармония. У реалистов и романтиков ответы были разными по выражению, но почти одинаковыми по существу.
    Так, например, и у Пушкина в поэме «Медный всад­ник» возникал вопрос: кто виноват в трагедии «бедного Евгения», чье счастье разбито наводнением? И Пушкин помогал читателю понять: не император-преобразователь, не «разъяренная Нева», не случай и слепые стихии вино­ваты, а историческая необходимость всему причиной.
    Лермонтов же обратился к древнему мифу, чтобы в духе романтических воззрений представить извечно траге­дийную основу мира.
    В поэме Лермонтова «Демон» особенным образом преломились настроения и духовные искания 1830-х годов. Однако ее значение шире тех исторических рамок: поэма увлекла своим содержанием и эстетическими достоинства­ми многие поколения русских читателей.

  5. Часть I

    I – IV

    В первых четырех строфах мы узнаем маленькую историю демона. Он предстает перед нами отчаянным и одиноким, он вспоминает с грустью те времена, когда «блистал он, чистый херувим», когда «верил и любил».
    Печальный Демон, дух изгнанья,
    Летал над грешною землей,
    И лучших дней воспоминанья
    Пред ним теснилися толпой;
    Тex дней, когда в жилище света
    Блистал он, чистый херувим,
    Когда бегущая комета
    Улыбкой ласковой привета
    Любила поменяться с ним,
    Когда сквозь вечные туманы,
    Познанья жадный, он следил
    Кочующие караваны
    В пространстве брошенных светил;
    Когда он верил и любил,
    Счастливый первенец творенья!
    Ему было даровано единение с божьим миром, познанье, но без отрицания, любовь и вера. Когда он был ангелом, он не знал мучительного сомнения и вечной бесплодной игры ума, как сейчас:
    Не знал ни злобы, ни сомненья.
    И не грозил уму его
    Веков бесплодных ряд унылый…
    И много, много… и всего
    Припомнить не имел он силы!
    Его отвергли, и из-за этого он стал тем, кем был – Демоном. Он много лет жил, сея зло на Земле, но зло, как и всё остальное, наскучило ему. Его ничего не радовало, он был настолько опустошен, что внутри него не осталось никаких чувств и стремлений:
    Ничтожной властвуя землей,
    Он сеял зло без наслажденья.
    Нигде искусству своему
    Он не встречал сопротивленья –
    И зло наскучило ему.
    Никакие красоты Кавказа не восхищали его. «Всё, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел». Он был абсолютно равнодушен к божьему творению. И относился к природе с презрением, потому что презирал самого Бога. Единственное чувство, которое в нем было, – это зависть.
    Под ним Казбек, как грань алмаза,
    Снегами вечными сиял,
    И, глубоко внизу чернея,
    Как трещина, жилище змея,
    Вился излучистый Дарьял,
    И Терек, прыгая, как львица
    С косматой гривой на хребте,
    Ревел,- и горный зверь и птица,
    Кружась в лазурной высоте,
    Глаголу вод его внимали;
    И золотые облака
    Из южных стран, издалека
    Его на север провожали;
    И скалы тесною толпой,
    Таинственной дремоты полны,
    Над ним склонялись головой,
    Следя мелькающие волны;
    И башни замков на скалах
    Смотрели грозно сквозь туманы –
    У врат Кавказа на часах
    Сторожевые великаны!
    И дик и чуден был вокруг
    Весь божий мир; но гордый дух
    Презрительным окинул оком
    Творенье бога своего,
    И на челе его высоком
    Не отразилось ничего.

    V – IX

    В этих строфах нашему вниманию предстает красавица Тамара, какая «под солнцем юга не цвела!»
    И вот она, одной рукой
    Кружа его над головой,
    То вдруг помчится легче птицы,
    То остановится, глядит –
    И влажный взор ее блестит
    Из-под завистливой ресницы;
    То черной бровью поведет,
    То вдруг наклонится немножко,
    И по ковру скользит, плывет
    Ее божественная ножка;
    И улыбается она,
    Веселья детского полна.
    Но луч луны, по влаге зыбкой
    Слегка играющий порой,
    Едва ль сравнится с той улыбкой,
    Как жизнь, как молодость, живой.
    Она прекрасна, невинна, и «все ее движенья так стройны, полны выраженья, Так полны милой простоты», что пробудили в Демоне то, что, казалось, умерло в нем. Он будто бы воскрес, благодаря ей:
    И Демон видел… На мгновенье
    Неизъяснимое волненье
    В себе почувствовал он вдруг.
    Немой души его пустыню
    Наполнил благодатный звук –
    И вновь постигнул он святыню
    Любви, добра и красоты!..
    —–
    Прикованный незримой силой,
    Он с новой грустью стал знаком;
    В нем чувство вдруг заговорило
    Родным когда-то языком.
    То был ли признак возрожденья?
    Он слов коварных искушенья
    Найти в уме своем не мог…
    Забыть? – забвенья не дал бог:
    Да он и не взял бы забвенья!..
    Он поверил, что это его шанс вернуть прежнюю жизнь, полную радости и грусти, полную чувств и эмоций. Она завладела им в миг и на всю жизнь, на всю его бесконечную, бессмысленную жизнь. Любовь, добро и красота вновь стали ему понятны и близки, на миг он теряет желание искушать людей, склонять их к греху. В нем раздался голос прежних чувств, который нарушил «немой души пустыню». В его душе пробудилось «неизъяснимое волнение», он не мог все так же безразлично смотреть на красоту Тамары, как смотрел на красоты природы. Был ли это признак возрожденья? – спрашивает Лермонтов. Думаю, что да. Но он не мог забыть и простить то, что его свергли. Он не прощает и не раскаивается, а без этого нет возрожденья.

    X – XIV

    К сожалению, любовь к Тамаре изменила Демона только на мгновение. В его делах и в душе было только зло. Поэтому ради своей любви он мог сделать все, даже лишить человека жизни. Он любил, но думал только о себе. Страдания в семье Гудала тревожили его меньше всего.

    XV – XVI

    Стараясь завоевать Тамару, Демон хочет ее успокоить, заставить забыть жениха. Его волшебный голос очаровал и заколдовал ее. Его обращения к ней полны земной нежности, сострадания и страсти.
    “Не плачь, дитя! не плачь напрасно!
    Твоя слеза на труп безгласный
    Живой росой не упадет:
    Она лишь взор туманит ясный.
    Ланиты девственные жжет!
    ………
    «Нет, жребий смертного творенья
    Поверь мне, ангел мой земной,
    Не стоит одного мгновенья
    Твоей печали дорогой!»
    Он с таким чувством описывает красоты Кавказа, каждую деталь пейзажа, что совершенно не верится, что говорит существо, равнодушное ко всему на свете. Природный мир оживает под пером Лермонтова, в нем все взаимосвязано. Поэт рисует момент наступления ночи: все меняется – мир замолкает, слышен только ветер, встает месяц, птичка порхает веселей, распускается ночной цветок. Ничто не ускользает от взгляда демона, и крупные и мелкие явления.
    “Лишь только ночь своим покровом
    Верхи Кавказа осенит,
    Лишь только мир, волшебным словом
    Завороженный, замолчит;
    Лишь только ветер над скалою
    Увядшей шевельнет травою,
    И птичка, спрятанная в ней,
    Порхнет во мраке веселей;
    И под лозою виноградной,
    Росу небес глотая жадно,
    Цветок распустится ночной;
    Лишь только месяц золотой
    Из-за горы тихонько встанет
    И на тебя украдкой взглянет,-
    К тебе я стану прилетать;
    Гостить я буду до денницы
    И на шелковые ресницы
    Сны золотые навевать…”
    Слова его кажутся искренними, он действительно сочувствует Тамаре, жалеет ее. В такие минуты светлое начало (он же падший ангел!) берет верх над темной стороной.

    Часть II

    I – II

    Для Тамары этот голос был искушением, она хотела избавиться от него и ушла в монастырь. Эта «жертва злой отрады» надеялась на то, что Господь защитит ее. Но даже в монастыре она не переставала думать о своем Демоне. Он манил и звал ее.
    Но и в монашеской одежде,
    Как под узорною парчой,
    Все беззаконною мечтой
    В ней сердце билося, как прежде.
    Пред алтарем, при блеске свеч,
    В часы торжественного пенья,
    Знакомая, среди моленья,
    Ей часто слышалася речь.

    III – IV

    В этих строфах описывается красота природы, окружающей монастырь. Деревья, голоса птиц, ключи, кусты, покрытые инеем цветов – такая райская красота, и могучий Казбек – защитник всего этого невинного и прекрасного Божеского создания.

    V – VI

    Но Тамара не видит всей красоты, ее окружающей. Она описывается Лермонтовым так, как Демон в начале поэмы. Все человеческие радости ей чужды, она находится под властью греховной мечты. Она печальна, весь мир для нее «одет угрюмой тенью».
    Перед ней
    Весь мир одет угрюмой тенью;
    И все ей в нем предлог мученью –
    И утра луч и мрак ночей.
    Можно заметить, как различается настроение Тамары и окружающей ее природы. Природа звонкая и веселая: хоры птиц, шум водяных ключей, сливавшихся «дружески в ущелье». Опять поэт вводит мотив единения всего в Божьем мире.
    Тамара же одна, печальна и угрюма, «её тяжелое рыданье Тревожит путника вниманье», но он не узнает в нем человеческий голос, а только голос, схожий по силе страсти и сомненья с голосом горного духа. Она так же, как Демон, ждет любви, ждет Его.

    VII

    Привычке сладостной послушный,
    В обитель демон прилетел.
    Но долго, долго он не смел
    Святыню мирного приюта
    Нарушить.
    Он понимал, что она, как ангел, т.е. не может быть с ним. Он понимал, что может причинить ей боль, и была минута, когда он хотел улететь, «оставить умысел жестокий», когда светлое начало взяло вверх над ним, но он не мог даже пошевелить крыльями. Она очаровала его, пленила, он вновь жалел ее и познал тоску ее любви. Это было настолько ново и настолько близко человеку, эти чувства, которые могут возникнуть только у тех, у кого есть сердце и душа. И у него они были, и именно они позволили ему проронить «слезу жаркую, как пламень, нечеловеческую слезу»!

    VIII – IX

    Так неожиданно проснувшиеся чувства на время поменяли Демона. Он был готов делать добро, любить и быть любимым.
    И входит он, любить готовый,
    С душой, открытой для добра,
    И мыслит он, что жизни новой
    Пришла желанная пора.
    Но появление ангела, укорившего его в злодеяниях и не верившего в его добрые намерения, разбудило в Демоне прежнюю ненависть. В нем опять заговорила гордыня, которая хотела получить то, что принадлежит ей, – Тамару. И уже ничто не могло остановить его…
    “Дух беспокойный, дух порочный.
    Кто звал тебя во тьме полночной?
    Твоих поклонников здесь нет,
    Зло не дышало здесь поныне;
    К моей любви, к моей святыне
    Не пролагай преступный след.
    Кто звал тебя?”
    Ему в ответ
    Злой дух коварно усмехнулся;
    Зарделся ревностию взгляд;
    И вновь в душе его проснулся
    Старинной ненависти яд.
    “Она моя! – сказал он грозно,-
    Оставь ее, она моя!

    X

    Эта строфа построена как диалог Демона и Тамары. Демон говорит о себе, как об отторженном и одиноком враге небес и зле природы, но в то же время он называет себя царем познанья и свободы. Т.е. какая- то часть его гордыни все же присутствует. В своих словах он говорит о том, что, несмотря на то, что он такой гордый, он все же падает к ногам Тамары. Он молит ее, чтобы она помогла вернуться ему на небеса, вновь завоевать доверие.
    Я враг небес, я зло природы,
    И, видишь,- я у ног твоих!
    Меня добру и небесам
    Ты возвратить могла бы словом.
    Он рассказывает Тамаре о чувствах, которые вновь в нем проснулись, благодаря ей. Для Тамары все его признания – удар, потому что она не хочет ему верить, он для нее зло, но она не может противиться его любви, его слова для нее «яд», от которого она постепенно погибает, отдаваясь в его руки.
    Демон полностью отдается на суд Тамары. Ему все равно, где быть – в аду или в раю, для него главное, чтобы она была с ним. Он осознает, что всю жизнь ему не хватало именно ее и что всю свою жизнь он скитался между наслаждением и страданием:
    Я все былое бросил в прах:
    Мой рай, мой ад в твоих очах.
    Ему было плохо, потому что в раю за добрые дела не награждали, а в аду за зло не хвалили. У него не было цели в жизни, не было ни малейшей отрады, не было друзей.
    Всю жизнь, века без разделенья
    И наслаждаться и страдать,
    За зло похвал не ожидать,
    Ни за добро вознагражденья;
    … прежними друзьями
    Я был отвергнут;
    В строках:
    Всегда жалеть и не желать,
    Все знать, все чувствовать, все видеть,
    Стараться все возненавидеть
    И все на свете презирать!..
    повторение слова «все», которое усиливает впечатление от его муки и страдания.
    Дальше Демон сравнивает себя с поврежденной ладьей, которой не за чем плыть, и с тучей, которая летит без цели и следа. Это еще раз показывает беспомощность Демона, он не знал, что ему делать, как жить:
    Так поврежденная ладья
    Без парусов и без руля
    Плывет, не зная назначенья;
    Так ранней утренней порой
    Отрывок тучи громовой,
    В лазурной вышине чернея,
    Один, нигде пристать не смея,
    Летит без цели и следа,
    Бог весть откуда и куда!
    Со временем ему надоело сеять зло и учить этому людей. Он скрылся от всех глупцов и лицемеров как можно дальше, в горах. Бездна мучений Демона заключалась в его поступках, в его одиночестве и в его судьбе. Она завидовал людям, потому что их ошибки могли быть прощены, хоть и осуждены. Всему живому когда-то приходит конец, и все муки и печали когда-то должны «вздремнуть в могиле», но Демон осознает, что ему никогда не удастся избавиться от своих страданий.
    Тамара отчаянно борется, она не хочет слушать его раскаяний. Она боится, но искренне желает, чтобы демон говорил правду, чтобы он действительно отрекся от всех злодеяний. В своей речи она просит Демона быть честным, не лукавить, если же он лукавит, то пощадить ее и не забирать ее душу. Тамара просит его отречься от всего злого, дать клятву, что он не будет больше совершать злодеяний.
    Демон клянется ей в ответ, что он отрекся от мести и гордости:
    Я отрекся от старой мести,
    Я отрекся от гордых дум;
    Отныне яд коварной лести
    Ничей уж не встревожит ум;
    Самое интересное в этой клятве – это, во-первых, анафора слова клянусь и сама клятва:
    Клянусь я первым днем творенья,
    Клянусь его последним днем,
    Клянусь позором преступленья
    И вечной правды торжеством.
    Клянусь паденья горькой мукой,
    Победы краткою мечтой;
    Клянусь свиданием с тобой
    И вновь грозящею разлукой.
    Демон клянется противоположными явлениями, такими как первый день творения и последний день творения, позор преступленья и правда торжества, паденье и победа, свидание и разлука и т.д. Он не клянется чем-то одним, к примеру, только добрыми деяниями или, наоборот, только злыми. Этим подчеркивается, что мир состоит из противоположностей, возможно, это также подчеркивает и характер самого демона. В нем всегда противоборствуют добро и зло, так же как и во всех людях, не бывает добрых или злых людях, всегда в людях есть частичка добра и для равновесия частичка зла, поэтому, клянясь противоположными вещами, он фактически клянется всей своей натурой: и светлой, и темной.
    Но в каждом слове Демона, даже когда он отрекается от прошлого («Я отрекся от гордой мести, Я отрекся от гордых дум»), звучит гордость, презрение к людям, стремление подчеркнуть свое избранничество. («Я власть сложил», «Я неизменен и велик»). Он противопоставляет свою страсть минутной любви людей. Лермонтов вкладывает в уста Демона обличительный монолог, направленный против пороков человечества. Лермонтов дает полную волю выражению своего отношения к миру, своему гневу, негодованию, призыву к мести. Он обличает людей в их непостоянстве, он говорит, что человек не может устоять перед соблазном чего-то нового:
    Кто устоит против разлуки,
    Соблазна новой красоты…
    Он обвиняет их в жестокости и боязни высоких чувств и сильных страстей, в приземленности и обыденности, они чужды сильных страстей – в их душах гнездятся только мелкие страстишки:
    Где преступленья лишь да казни,
    Где страсти мелкой только жить;
    Где не умеют без боязни
    Ни ненавидеть, ни любить.
    Лермонтов также подчеркивает, что все люди лицемерны, холодны и малодушны. Он говорит, что человек запросто может предать, обмануть ради своей выгоды, и не всегда те, кого мы считаем своими друзьями, на самом деле являются таковыми:
    Нет! не тебе, моей подруге,
    Узнай, назначено судьбой
    Увянуть молча в тесном круге
    Ревнивой грубости рабой,
    Средь малодушных и холодных,
    Друзей притворных и врагов…

    XI – XII

    Несмотря на всю борьбу Демона со своей темной половиной, она восторжествовала. И в тот миг, когда, казалось, наступил самый прекрасный момент его бессмысленной жизнь, его чувства убили Тамару. Все то, что в нем пылало: любовь, страданья, радость – все вылилось в яд, поразивший сердце прекрасной Тамары. Невозможно представить чувства демона в этот момент…

    XIII – XV

    Все ее черты «были исполнены красоты», но красоты, лишенной чувства и ума. В ней было презрение к жизни, которое свойственно тем, кто перешагнул за черту смерти, принял ее и смирился с ней:
    И были все ее черты
    Исполнены той красоты,
    Как мрамор, чуждой выраженья.
    Лишенной чувства и ума,
    Таинственной, как смерть сама.
    …………
    В ней было хладное презренье
    Души, готовой отцвести,
    Последней мысли выраженье,
    Земле беззвучное прости.
    Уже ничто не могло оживить Тамару. Она прощалась с жизнью на земле, но ее взор не был столь печален. Для нее только начинался путь.

    XVI

    Ангел, несущий душу Тамары, победил в схватке с Демоном Душа Тамары «страдала и любила – и рай открылся для любви». Ангел «след проступка и страданья с нее смывал слезами», ей даровано прощение. Но она у Лермонтова не лишена права выбора: «Судьба грядущего решалась, пред нею снова он стоял». Но он снова стал Демоном:
    Каким смотрел он злобным взглядом,
    Как полон был смертельным ядом
    Вражды, не знающей конца,-
    И веяло могильным хладом
    От неподвижного лица.
    Эпитеты «злобным взглядом», «смертельным ядом», «могильным хладом», «неподвижного лица» создают образ титанического, нечеловеческого, всеохватного зла. Ярость Демона безгранична, он не мог представить, как Тамара могла его покинуть.
    Ему казалось, что она принадлежит ему и никому другому. В нем опять говорила ненависть и гордыня. Он был повержен и изгнан вновь. Он вновь был одинок и опустошен:
    И проклял Демон побежденный
    Мечты безумные свой,
    И вновь остался он, надменный,
    Один, как прежде, во вселенной
    Без упованья и любви!..

    ВЫВОД

    В течение всего произведения мы наблюдаем Демона, который мечется между добром и злом. Но звуки добра не так велики, как другая сторона Демона. Это типичный пример, когда добро не уживается со злом, что-то в итоге должно доминировать и играть решающую роль. В начале своего пути, как мы понимаем из поэмы, Демон был на доброй стороне – был ангелом, но, видимо, какой-то поступок вынудил низвергнуть ангела в ад и наполнить его жизнь страданиями, сделав его бессмертным. Но для Демона жизни и так не существовало, потому что жизнь без друзей, без радостей и разочарований – бессмысленна и мучительна. Сначала лирический герой получал удовольствие от того, что сеял зло по земле, возможно, таким образом он мстил небесам за то, что его отлучили, но потом и это ему стало надоедать. Ему не хватало чувств, пока он не встретил Тамару. Именно она разбудила в нем его светлую сторону и позволила человеческим чувствам вырваться наружу. Но даже в стремлении добиться Тамары Демон был коварен. Для него она стала очередным его желанием, целью, которую он привык добиваться. На протяжении всей поэмы в нем играла гордыня именно относительно Тамары. Она стала для него его собственностью, тем, что не может принадлежать никому другому кроме него. Хотя, с другой стороны, его намерения были чисты. Он действительно полюбил Тамару и хотел, чтобы она помогла ему обрести счастье, будучи ангелом, а не демоном.
    Некоторые критики считают, что центральной темой этой поэмы является все-таки не борьба между добром и злом или любовь, а сугубо политические взгляды Лермонтова, выраженные через реплики Демона. Лермонтов пытается как бы передать все отрицательные черты мира, в котором он жил, весь его гнев и негодование. Тамара в данном случае является просто объектом, которому Демон открывает свою душу, той, кому он доверяет. Но Тамара навряд ли способна понять всю речь Демона, она не может проникнуться во все детали его чувств, но зато благодаря такой искренности со стороны лирического героя Тамара начинает сопереживать ему и поддерживать его.
    Сложно сказать какая именно проблема затрагивается в поэме. Но, тем не менее, проблема политики, если и затронута, то она не лежит на поверхности, как банальная проблема добра и зла. Но от выбора этой самой проблемы меняются тогда смыслы и даже герои поэмы. Если рассматривать политическую проблему, то Тамара уходит на второй план. Безусловно, тема завоевания ее сердца затрагивается, но все же она просто является слушателем речи Демона. Я бы все-таки больше склонилась к варианту добра и зла. При рассмотрении поэмы с этой стороны в ней сочетаются не только добро и зло, но и любовь и даже где-то политика.
    Демона злит, что ни добрые, ни злые дела никак не поощряются. Нет ни похвалы, ни оспаривания поступков. Будучи в раю он не получал наград за хорошие дела, но и в аду его никто не благодарит. Он надеется, что Тамара осудит или одобрит его действия. Лирический герой Лермонтова пытается найти поддержку хоть с чьей-либо стороны. Со всеми этими побуждениями Демон стремится к Тамаре, но путь ему преграждает ангел ,который не хотел, чтобы демон погубил Тамару. Ангел, который мог бы довольно легко заставить Демона покинуть монастырь, спокойно улетает и даже не пытается остановить Демона. Мне кажется, что после встречи с ангелом в Демоне вновь проснулись его темные черты, такие как гордость и какая-то месть небесам. Но до последнего момента в не мне угасала надежда, что Тамара спасет его и поможет ему, и, когда она уже подчинилась ему, и он поцеловал ее, настал момент, которого демон не ожидал или не хотел увидеть. Он убил свою единственную надежду, не добился своей цели. Затем он попытается еще вернуть себе Тамару, но Ангел, который некоторое время назад покинул ее, сейчас же защищал. Она боялась Демона, боялась, что он вновь подчинит ее себе, и поэтому прижалась к ангелу. Демон был повержен вновь. Для него это была огромная трагедия, он не мог поверить, что Тамара не согласилась отдаться ему, что добро победило зло, как это и принято!

  6. Падший ангел влюбляется, и теперь ему надо разобраться с соперником. Демон видит, как властитель Синодала — жених Тамары — со всех ног скачет навстречу своему счастью, и решает во что бы то ни стало не допустить его появления на свадебном пиру. Сначала Демон делает так, что соперник не остановился помолиться в часовне, где лежал «какой-то князь, теперь святой», и сразу же после этого напускает на караван жениха разбойников. Раненого жениха из битвы вывозит его конь, но «злая пуля осетина» все же догоняет его. Таким образом Демону удается избавиться от соперника.
    Когда конь привозит тело жениха к воротам Гудала и все понимают, что свадьбе не быть, начинаются «плач и стоны», а сам глава семьи видит в этом Божью кару. Лежа в своей комнате, «рыдает бедная Тамара», но вдруг ей слышится «волшебный голос над собой»: это Демон пришел смущать ее сладкими речами:
    Нет, жребий смертного творенья,
    Поверь мне, ангел мой земной,
    Не стоит одного мгновенья Твоей печали дорогой!
    Тамара засыпает и ей снится сон, будто бы, «красой блистая неземной», к изголовью ее кровати спускается некий «пришелец» и жалобно, с любовью смотрит на нее. Но она не может понять, кто это: «Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет». Так продолжается несколько ночей подряд, и Тамара понимает, что это, скорее, «дух лукавый», и умоляет отца разрешить ей постричься в монахини. Гудал соглашается, и родные отвозят Тамару в монастырь. Но и там образ Демона не отпускает ее, не дает ей покоя:
    Уж много дней она томится,
    Сама не зная почему;
    Святым захочет ли молиться —
    А сердце молится ему.
    Демон ищет встречи с Тамарой, но долго не может войти в «святыню мирного приюта». Его одолевают сомнения: он понимает, что расплата за любовь — гибель девушки, и это его мучит, в какое-то мгновенье ему даже хочется улететь, но «его крыло не шевелится». Демон действительно страдает, ему не хочется причинять ей зло, но он не может ничего с собой сделать, и это доводит его до слез:
    Поныне возле кельи той Насквозь прожженный виден камень Слезою жаркою, как пламень,
    Нечеловеческой слезой!..
    Демон все же входит в келью, но видит там не Тамару, а ее ангела- хранителя. И тут «старинной ненависти яд» снова просыпается в душе Демона. Он объясняет херувиму, что «явился ты, защитник, поздно», потому как его любовь к Тамаре уже успела стать взаимной, и «здесь больше нет твоей святыни». Ангел, поняв, что Демон его не обманывает, покидает поле боя. Тамару при виде Демона начинают одолевать сомнения, и она просит его поклясться, что он отрекается от «злых стяжаний». Он клянется; Демон вкладывает все свое мастерство красноречия, увещевания и соблазнения в эту клятву:
    Клянусь я первым днем творенья,
    Клянусь его последним днем,
    Чертоги пышные построю Из бирюзы и янтаря;
    Я опущусь на дно морское,
    Я полечу за облака,
    Я дам тебе все, все земное —
    Люби меня!..
    Тамара не может устоять перед пылкостью, страстностью и сладостью этих слов и дарит свою любовь духу зла. Но расплата за эту любовь — смерть — не заставляет себя долго ждать:
    Мучительный ужасный крик Ночное возмутил молчанье.
    Сложность этой поэмы заключается в том, что Лермонтов одновременно и подключается к традиции, и во многом идет своим путем. Поэма «Демон», над которой Лермонтов продолжал работать почти всю свою творческую жизнь, отличается от других произведений той же тематической направленности сюжетным построением. К образу демона обращался Джордж Байрон в поэме «Каин», Иоганн Гете в «Фаусте», А. С. Пушкин в «Демоне», в «Мое беспечное незнание» и в «Ангеле». У Лермонтова Демон — более сложный характер, он совмещает человеческие черты Фауста и Мефистофеля с таким свойством демона, как мятежность. Его Демон стремится к добру, красоте и гармонии, решает переписать свою судьбу, то есть его нельзя назвать только силой зла. Автор пытается сказать, что мир настолько погряз во зле, что Демон стал незаметен: зла хватает и без него. Лермонтовскому Демону кажется, что любовь может все изменить, и в нем происходит борьба: он понимает, что губит Тамару, но ему кажется, что любовь его облагораживает. Демон по-своему понимает добро, но то, что он считает добром, на самом деле им не является. Духу зла неведома такая любовь, которая заставила бы его оставить Тамару, его собственные желания ставятся выше: Демон любит не ее, а свою любовь к ней, иначе бы он не добивался ее. Но Демон сам себя обманывает, он действительно верит в свои слова. «Нечеловеческая слеза», которую он проливает у стен монастыря — доказательство этой борьбы.
    Еще одна борьба в поэме происходит между Демоном и Ангелом за душу Тамары. Здесь Лермонтов подчеркивает, что Божий суд милосерден, а Бог и ангелы способны разглядеть чистоту души, то есть в мире есть сила, которая выше Демона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *