Сочинение на тему опера иван сусанин

7 вариантов

  1. Опера «Иван Сусанин» имеет историко-патриотическую сюжетную линию. Время ее создания заняло около пяти лет. В этот период Глинка бросает аристократический мир, и перебирается в жилище литератора. Композитор обращается к времени XVII века, когда русские боролись с польскими завоевателями. Идею сюжетной линии о подвиге Сусанина подбросил Жуковский.
    Существует легенда, но она научно не доказана.
    По ней сам Сусанин сделал так, чтобы отряд врага попал в болото, после чего его убили в тяжких муках, потому что тот не указывал правильный путь. Есть лишь одно доказательство, зятю героя была подарена грамота от самого царя за героический поступок.
    Опера описывает поход Польши на московские земли. Военные действия, направленные против польского населения стали всенародными. Русские ополченцы их разгромили. Ярким эпизодом в картине стал подвиг знаменитого Сусанина. Он стал олицетворять героизм и патриотическую верность. Опера сделала его народным типом, показав при этом русскую народную жизнь и природу.
    Эта знаменитая опера пронизана музыкальным сопровождением и наполнена хоровыми сценами. Они присутствуют в начале и концовке произведения. Центральное место в опере занимает русский крестьянин Иван Сусанин. Подчеркивается его нравственная сила. Дабы передать все эмоциональное состояние героя используются известные народные мелодии с разной интонацией. Присутствуют и образы близких людей главного героя. Ваня, Антонида, Собинин – подчеркивают народные традиции.
    Другой противоположностью в опере является польский лагерь. Можно увидеть проведенный польский бал в старом замке. Хореографическое и музыкальное сопровождение подчеркивает знатность польской шляхты. Можно услышать полонез, мазурку, краковяк. Прекрасная музыка привлекает внимание. Но она проводит противопоставление между простыми и задушевными сценами русского народа и польским дворянством.
    Опера состоит из четырех действий и эпилога. Произведение написано на реальных событиях, с невероятной искренностью и правдивостью отображения исторических событий. Огромное достоинство произведения, то, что главное действующее лицо – народ. Отражаются эмоции русских, раскрывается героичность, милосердие.
    Спустя 6 лет, после удачного триумфа постановки «Иван Сусанин», Глинку снова ждал невероятный успех в новой опере «Руслан и Людмила».

  2. Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В эти годы Глинка порывает с аристократической средой и переселяется в дом литератора Н. Кукольника. Здесь он встречается с писателями, актерами и музыкантами. Тогда же была сочинена музыка к трагедии “Князь Холмский” Н. Кукольника (увертюра, симфонические антракты2 и три песни, одна из которых — “Ходит ветер у ворот” — стала народной). Тогда же родились многие из вокальных шедевров Глинки: “Ночной смотр” на слова Жуковского, “Я помню чудное мгновенье” и “Ночной зефир” на слова Пушкина, “Сомненье” и “Жаворонок” на слова Кукольника. Сочиненный в порыве глубокого сердечного чувства “Вальс-фантазия” для фортепиано затем был оркестрован, а позднее переделан в обширную оркестровую пьесу.
    27 ноября 1842 года — ровно через шесть лет со дня первой постановки “Ивана Сусанина” — состоялась премьера второй оперы Глинки — “Руслана и Людмилы”. Демократическая публика и передовая интеллигенция сумели оценить неповторимую красоту гениального создания Глинки. Музыкальный писатель В. Ф. Одоевский выступил со статьей, посвященной новой опере: “На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок — он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его — черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие”. Зато придворная знать встретила оперу с холодным равнодушием. Отношение аристократических кругов хорошо выразил брат царя, вели-кий князь Михаил Павлович: провинившихся офицеров он посылал не под арест на гауптвахту, а на представление “Руслана и Людмилы”, считая это наказанием.
    Оперу стали давать все реже и реже, хотя она делала хорошие сборы, а вскоре и вовсе сняли со сцены. Редко ставился и “Иван Сусанин” — к тому же с обветшавшими декорациями и костюмами.
    В 1844 году Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим успехом прошел здесь концерт из произведений Глинки. Два года Глинка провел в Испании. Его живо увлекала народная испанская музыка. Композитор знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, изучал язык, даже выучился танцевать с кастаньетами. Используя записи испанских народных танцев, Глинка в 1845 году написал замечательное симфоническое произведение — концертную увертюру “Арагонская хота”; в 1848 году, уже по возвращении в Россию, появилась еще одна увертюра — “Ночь в Мадриде”. Тогда же была сочинена и симфоническая фантазия “Камаринская” на темы двух русских песен: свадебной лирической СТ1з-за гор, гор высоких ) и бойкой плясовой.
    Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и недоброжелательства мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.
    Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески. В доме композитора собирались поэты, писатели, актеры и певцы, передовые молодые музыканты. Бывал у него А. С. Даргомыжский, завершавший тогда свою “Русалку”, бывали молодые музыкальные критики А. Н. Серов и В. В. Стасов. Вскоре к ним присоединился талантливый юноша М. А. Балакирев, впоследствии ставший главой “Могучей кучки”. Под впечатлением знакомства с Балакиревым Глинка написал в письме к сестре следующее: “…В первом в Балакиреве я нашел взгляды, так близко подходящие к моим во всем, что касается музыки… со временем он будет второй Глинка”.
    Глинка умер в 1857 году в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и захоронили на кладбище Александро-Невской лавры.
    После смерти брата Л. И. Шестакова всю свою жизнь посвятила пропаганде его творчества. Она стала близким другом последователей Глинки — композиторов “Могучей кучки”.
    Опера Глинки “Иван Сусанин” — героическая народная музыкальная драма. Впервые на русской сцене была поставлена отечественная опера, основанная на непрерывном музыкальном развитии, без разговорных вставок.
    Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время захвата ее иноземцами. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там.
    Подвиг костромского крестьянина вдохновил поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу “Иван Сусанин”. И Рылеев и Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.
    В опере четыре действия и эпилог. Первое действие происходит в селе Домнино, где живет Иван Сусанин с дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней. Антонида ждет возвращения своего жениха — ратника Собини-на, который защищает Родину от врагов. Девушка мечтает о скорой свадьбе. Сусанин возражает: “Что гадать о свадьбе — горю нет конца”. С отрядом ратников прибывает Собинин, он рассказывает крестьянам об успехах русского ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Теперь можно бы играть и свадьбу. Иван Сусанин благословляет Собинина и Антониду.
    Опера “Иван Сусанин” — произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Музыка оперы глубоко национальна, песенна. Опера обрамлена большими народными сценами — интродукцией и эпилогом. Это подчеркивает то, что основным действующим лицом оперы является народ. В хоровых сценах отражены переживания русских людей, дана разносторонняя характеристика народа, раскрыты его героизм, стойкость, душевное величие и сердечная отзывчивость.

  3. Муниципальное общеобразовательное учреждение
    Елизаровская основная общеобразовательная школа
    157323, Мантуровский муниципальный район Костромская область тел.(49446)92133
    Тема сочинения:
    «Иван Сусанин – патриот России».
    Автор работы:
    Кешокова  Виктория  Муратовна, 7 класс
    Руководитель:
    Федосова Надежда Ивановна,
    учитель русского языка и литературы
    Не сочтёшь в России
    Славных патриотов.
    Слава их сверкает
    Золотом лучей,
    И во мгле столетий
    Не померкло имя
    Первого героя
    Из костромичей.
    Ю. Рыбников
    В нашей стране нет человека, который бы не знал, кто такой Иван Сусанин. Он – герой.  Герой, который отдал жизнь, спасая свою Отчизну, родной край. Память о нём сохранилась в многочисленных устных преданиях. Светлый образ крестьянина-патриота привлекает к себе внимание поэтов, художников, музыкантов. Кондратий Фёдорович Рылеев воспел его мужественный поступок в думе «Иван Сусанин». Именем Ивана Сусанина назван один из районов нашей области. В центре Костромы на высоком берегу Волги ему возведён памятник с простой, трогательной надписью: «Ивану Сусанину – патриоту земли русской».
    Давайте перенесёмся в далёкий семнадцатый век. В то смутное время в стране не было царя. Но зато было много насилия и грабежей, которые вызвали взрыв народного возмущения. Поэтому люди решили собраться все вместе и выбрать себе царя. Много на Руси достойных бояр и князей, но больше всего любил народ семью бояр Романовых, которые были верными и храбрыми защитниками родной земли. Народ заявил, что он хочет видеть на престоле только Михаила Фёдоровича Романова. Об избрании Михаила на царство узнали поляки и задумали убить молодого царя. Узнав, что Михаил Романов находится в Домнине, они задержали крестьянина села Домнино  Костромского уезда
    Ивана Осиповича Сусанина и потребовали провести их  к его родному селу. Сусанин успел передать верным людям, чтобы они бежали к царю и предупредили Михаила об опасности. Сам Сусанин повёл поляков  в непроходимые лесные дебри, откуда не было выхода.  Заведя вражеский отряд вёрст на десять в гибельную топь, он решил, что теперь ляхам нипочём не догнать Михаила Фёдоровича даже при верном проводнике, остановился и признался в обмане. Несмотря на приставленные к своей груди кинжалы, вести поляков обратно он категорически отказался. Тогда поляки набросились на Сусанина и стали пытать его великими, немерными пытками, и замучили его до смерти. Так погиб храбрый и великий душою костромской крестьянин, не пожалевший  жизни, чтобы спасти своего царя и русскую землю от владычества поляков.                            Щедро наградил потом царь Михаил Романов потомство Сусаниных.  Ему была дана жалованная грамота на участок земли при селе Домнине, которую подтвердили и последующие государи.
    Восхищаясь безмерной любовью к Родине и самопожертвованием костромского крестьянина, Н.В.Гоголь писал: «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принёс и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя,  и  сею чистою жертвою связал  уже неразрывно государя с подданным».
    По моему мнению, то, что совершил Иван Сусанин, по праву можно считать подвигом. Это настоящий, достойный уважения поступок, на который способен только истинный христианин, любящий русскую землю человек. Он искренне переживал и заботился о благе страны, верил, что Михаил будет править мудро и опытно, что нового царя ждут великие дела и свершения.
    Предателя, мнили, во мне вы нашли:
    Их нет и не будет на русской земли!
    Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
    И радостно гибнет за правое дело!
    Так отзывался о Сусанине К.Ф.Рылеев в своей думе, воплотив в его образе лучшие черты характера русского человека: преданность, любовь к родной земле, патриотизм.
    Иван Сусанин – это неотъемлемая часть трагической истории нашей великой страны. Человек, живший в страшное Смутное время начала 17 века, совершивший подвиг во имя спасения Отечества. Поэтому и хранит русский народ в памяти своей это святое имя.

  4. –>
    Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В эти годы Глинка порывает с аристократической средой и переселяется в дом литератора Н. Кукольника. Здесь он встречается с писателями, актерами и музыкантами. Тогда же была сочинена музыка к трагедии “Князь Холмский” Н. Кукольника (увертюра, симфонические антракты2 и три песни, одна из которых — “Ходит ветер у ворот” — стала народной). Тогда же родились многие из вокальных шедевров Глинки: “Ночной смотр” на слова Жуковского, “Я помню чудное мгновенье” и “Ночной зефир” на слова Пушкина, “Сомненье” и “Жаворонок” на слова Кукольника. Сочиненный в порыве глубокого сердечного чувства “Вальс-фантазия” для фортепиано затем был оркестрован, а позднее переделан в обширную оркестровую пьесу.
    27 ноября 1842 года — ровно через шесть лет со дня первой постановки “Ивана Сусанина” — состоялась премьера второй оперы Глинки — “Руслана и Людмилы”. Демократическая публика и передовая интеллигенция сумели оценить неповторимую красоту гениального создания Глинки. Музыкальный писатель В. Ф. Одоевский выступил со статьей, посвященной новой опере: “На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок — он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его — черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие”. Зато придворная знать встретила оперу с холодным равнодушием. Отношение аристократических кругов хорошо выразил брат царя, вели-кий князь Михаил Павлович: провинившихся офицеров он посылал не под арест на гауптвахту, а на представление “Руслана и Людмилы”, считая это наказанием.
    Оперу стали давать все реже и реже, хотя она делала хорошие сборы, а вскоре и вовсе сняли со сцены. Редко ставился и “Иван Сусанин” — к тому же с обветшавшими декорациями и костюмами.
    В 1844 году Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим успехом прошел здесь концерт из произведений Глинки. Два года Глинка провел в Испании. Его живо увлекала народная испанская музыка. Композитор знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, изучал язык, даже выучился танцевать с кастаньетами. Используя записи испанских народных танцев, Глинка в 1845 году написал замечательное симфоническое произведение — концертную увертюру “Арагонская хота”; в 1848 году, уже по возвращении в Россию, появилась еще одна увертюра — “Ночь в Мадриде”. Тогда же была сочинена и симфоническая фантазия “Камаринская” на темы двух русских песен: свадебной лирической СТ1з-за гор, гор высоких ) и бойкой плясовой.
    Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и недоброжелательства мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.
    Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески. В доме композитора собирались поэты, писатели, актеры и певцы, передовые молодые музыканты. Бывал у него А. С. Даргомыжский, завершавший тогда свою “Русалку”, бывали молодые музыкальные критики А. Н. Серов и В. В. Стасов. Вскоре к ним присоединился талантливый юноша М. А. Балакирев, впоследствии ставший главой “Могучей кучки”. Под впечатлением знакомства с Балакиревым Глинка написал в письме к сестре следующее: “…В первом в Балакиреве я нашел взгляды, так близко подходящие к моим во всем, что касается музыки… со временем он будет второй Глинка”.
    Глинка умер в 1857 году в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и захоронили на кладбище Александро-Невской лавры.
    После смерти брата Л. И. Шестакова всю свою жизнь посвятила пропаганде его творчества. Она стала близким другом последователей Глинки — композиторов “Могучей кучки”.
    Опера Глинки “Иван Сусанин” — героическая народная музыкальная драма. Впервые на русской сцене была поставлена отечественная опера, основанная на непрерывном музыкальном развитии, без разговорных вставок.
    Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время захвата ее иноземцами. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там.
    Подвиг костромского крестьянина вдохновил поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу “Иван Сусанин”. И Рылеев и Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.
    В опере четыре действия и эпилог. Первое действие происходит в селе Домнино, где живет Иван Сусанин с дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней. Антонида ждет возвращения своего жениха — ратника Собини-на, который защищает Родину от врагов. Девушка мечтает о скорой свадьбе. Сусанин возражает: “Что гадать о свадьбе — горю нет конца”. С отрядом ратников прибывает Собинин, он рассказывает крестьянам об успехах русского ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Теперь можно бы играть и свадьбу. Иван Сусанин благословляет Собинина и Антониду.
    Опера “Иван Сусанин” — произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Музыка оперы глубоко национальна, песенна. Опера обрамлена большими народными сценами — интродукцией и эпилогом. Это подчеркивает то, что основным действующим лицом оперы является народ. В хоровых сценах отражены переживания русских людей, дана разносторонняя характеристика народа, раскрыты его героизм, стойкость, душевное величие и сердечная отзывчивость.
    Понравилось сочинение » Опера Глинки “Иван Сусанин” , тогда жми кнопку

  5. Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В эти годы Глинка порывает с аристократической средой и переселяется в дом литератора Н. Кукольника. Здесь он встречается с писателями, актерами и музыкантами. Тогда же была сочинена музыка к трагедии “Князь Холмский” Н. Кукольника (увертюра, симфонические антракты2 и три песни, одна из которых — “Ходит ветер у ворот” — стала народной). Тогда же родились многие из вокальных шедевров Глинки: “Ночной смотр” на слова Жуковского, “Я помню чудное мгновенье” и “Ночной зефир” на слова Пушкина, “Сомненье” и “Жаворонок” на слова Кукольника. Сочиненный в порыве глубокого сердечного чувства “Вальс-фантазия” для фортепиано затем был оркестрован, а позднее переделан в обширную оркестровую пьесу.
    27 ноября 1842 года — ровно через шесть лет со дня первой постановки “Ивана Сусанина” — состоялась премьера второй оперы Глинки — “Руслана и Людмилы”. Демократическая публика и передовая интеллигенция сумели оценить неповторимую красоту гениального создания Глинки. Музыкальный писатель В. Ф. Одоевский выступил со статьей, посвященной новой опере: “На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок — он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его — черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие”. Зато придворная знать встретила оперу с холодным равнодушием. Отношение аристократических кругов хорошо выразил брат царя, вели-кий князь Михаил Павлович: провинившихся офицеров он посылал не под арест на гауптвахту, а на представление “Руслана и Людмилы”, считая это наказанием.
    Оперу стали давать все реже и реже, хотя она делала хорошие сборы, а вскоре и вовсе сняли со сцены. Редко ставился и “Иван Сусанин” — к тому же с обветшавшими декорациями и костюмами.
    В 1844 году Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим успехом прошел здесь концерт из произведений Глинки. Два года Глинка провел в Испании. Его живо увлекала народная испанская музыка. Композитор знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, изучал язык, даже выучился танцевать с кастаньетами. Используя записи испанских народных танцев, Глинка в 1845 году написал замечательное симфоническое произведение — концертную увертюру “Арагонская хота”; в 1848 году, уже по возвращении в Россию, появилась еще одна увертюра — “Ночь в Мадриде”. Тогда же была сочинена и симфоническая фантазия “Камаринская” на темы двух русских песен: свадебной лирической СТ1з-за гор, гор высоких ) и бойкой плясовой.
    Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и недоброжелательства мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.
    Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески. В доме композитора собирались поэты, писатели, актеры и певцы, передовые молодые музыканты. Бывал у него А. С. Даргомыжский, завершавший тогда свою “Русалку”, бывали молодые музыкальные критики А. Н. Серов и В. В. Стасов. Вскоре к ним присоединился талантливый юноша М. А. Балакирев, впоследствии ставший главой “Могучей кучки”. Под впечатлением знакомства с Балакиревым Глинка написал в письме к сестре следующее: “…В первом в Балакиреве я нашел взгляды, так близко подходящие к моим во всем, что касается музыки… со временем он будет второй Глинка”.
    Глинка умер в 1857 году в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и захоронили на кладбище Александро-Невской лавры.
    После смерти брата Л. И. Шестакова всю свою жизнь посвятила пропаганде его творчества. Она стала близким другом последователей Глинки — композиторов “Могучей кучки”.
    «
    1
    2
    »

  6. Оглавление
    Михаил Иванович Глинка опера «Иван Сусанин» с точки зрения права. 0
    Значение музыки как фактор влияния на деятельность человека. 2
    Музыка активно использовалась и используется в деятельности человека, общества и государства. 3
    Михаил Иванович Глинка. 4
    Социальная среда и истоки формирования мировоззрения М.И. Глинки. 6
    Эпоха Михаила Ивановича Глинки. 7
    Опера как жанр музыкального искусства. 9
    Краткое содержание оперы «Иван Сусанин». 10
    Опера «Иван Сусанин» и ее правовое содержание. 11
    Выводы. 14
    Вопрос: Чехов – рассказ «Злоумышленник». Справедливость и судопроизводство. 15
    Источники: 15
    Предметный указатель. 16

    Значение музыки как фактор влияния на деятельность человека.


    Музыка – как один из социальных факторов, воздействующих не только на деятельность человека, но и на общество, государство и право. Человек с рождения окружен различными звуками и это его естественное состояние, естественная среда обитания, порожденная окружающим миром природы. И нет ничего удивительного в том, что гармония музыкальных звуков играет в жизни людей значительную роль – лечит от физических и душевных страданий, наполняет чувством восторга в моменты радости и счастья, объединяет общество, придавая ему устойчивость, а государству идею самостоятельности и независимости.

    Музыка активно использовалась и используется в деятельности человека, общества и государства.


    Музыка характеризует общий уровень развития общества, степень его художественной культуры, демократизма, свидетельствует о наличии или отсутствии прав и свобод человека и гражданина. Общественная значимость музыки заключается в том, что она является одним из факторов формирования в человеке таких личных качеств, как справедливость, честность, порядочность, доброжелательность, идейность, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, творческая активность и др. Музыка способствует также формированию в человеке его неповторимости, индивидуальности и целостности.




    Михаил Иванович Глинка.

    Рисунок 1. Михаил Иванович Глинка
    Русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Родился 1 июня (20 мая по старому стилю) 1804 года, в селе Новоспасское Смоленской губернии, в семье смоленских помещиков И. Н. и Е. А. Глинок (бывших троюродными братом и сестрой). Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Миша увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия — игра на скрипке и фортепиано — начались довольно поздно (в 1815—1816 годах) и носили любительский характер. Музыка оказывала на Глинку сильное влияние.
    В 1818 Михаил Иванович поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте (в 1819 он был переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где учился вместе с младшим братом Александра Пушкина — Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом. Гувернером Глинки был русский поэт и декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано (сначала у английского композитора Джона Филда, а после его отъезда в Москву — у его учеников Омана, Цейнера и Ш. Майра — довольно известного музыканта). Закончил пансион в 1822 году вторым учеником. В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Иоганна Непомука Гуммеля (австрийский музыкант, пианист, композитор, автор концертов для фортепьяно с оркестром, камерно-инструментальные ансамбли, сонаты). Посещая вечера у поэта Василия Андреевича Жуковского, он познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем, Петром Андреевичем Вяземским, Владимиром Федоровичем Одоевским и др. Композитор увлекся идеей, поданной Жуковским, написать оперу на сюжет об Иване Сусанине, о ком он узнал еще в юности, прочитав «Думу» поэта и декабриста Кондратия Федоровича Рылеева. Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя» состоялась 9 декабря (27 ноября по старому стилю) 1836 года в петербургском Большом театре и стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы.

    Социальная среда и истоки формирования мировоззрения М.И. Глинки.


    Прежде чем приступить к данной теме, нам необходимо выяснить несколько вопросов, прямо не относящихся к творческой деятельности великого композитора, основателя русской классической музыки, рассмотреть идейные истоки мировоззрения будущего композитора и ту политическую и социальную среду, в которой он жил и творил. Без этих предварительных сведений трудно представить его идейные искания, которые нашли свое отражение в выдающихся произведениях, оказавших существенное влияние на формирование не только музыкальной, но и духовной культуры России второй половины XIX – начала XX в.
    В начале XIX века в России происходят значительные изменения, связанные с экономическими, политическими и социальными противоречиями в обществе. Главной проблемой становится государственное устройство, система правосудия и крепостное право, тормозившие развитие общества в целом. В этих условиях начинают прорастать новые представления об общественном и государственном строе, новой системе хозяйствования, праве и правосудии.
    В России формировался новый тип политического мышления, он укоренился во всех слоях общества – от купеческих сыновей, становившихся музыкантами и литературными критиками, до членов императорской фамилии. Корень преобразований эти люди – начиная с Ломоносова, Фонвизина, Карамзина, Жуковского, Пушкина, Глинки – видели не в политических реформах, а в художественной культуре активно влиявшей на уровень общественного сознания. Очень важное условие формирования мировоззрения Глинки были его путешествия. Странствия начались в ранней молодости и продолжались до последних дней жизни. Он изъездил почти всю континентальную Европу – от Гибралтара до российских и украинских равнин: Испания, Италия, Франция, Швейцария, Австрия, Бельгия, Польша. Видел горные панорамы Кавказа, Альп, Пиренеев и Апеннин. Путешествовал по Рейну, Дунаю, берегам Средиземного моря. Созерцал архитектурные сокровища Милана, Мадрида, Парижа, Гранады, Киева, Кельна. И во многих этих местах он был не туристом, жил подолгу, учился и учил сам, слушал, смотрел, размышлял, лечился, учил языки, писал музыку, анализировал и переосмыслял окружавшую его реальную действительность.

    Эпоха Михаила Ивановича Глинки.


    Имя Глинки неизменно связывается в нашем сознании со всем широким, многоцветным миром русской классической музыки. Глинка вошел в круг важнейших явлений культуры и утвердил свою самостоятельность, став истинным выражением народного сознания, духовных творческих сил русского народа. «Эпохой Глинки» можно по справедливости назвать всю вторую четверть XIX века. События Отечественной войны 1812 г. и восстание декабристов 1825 г. не могли не отозваться в его музыке и, прежде всего, в его операх. Эти события, его мировоззрение, сформировавшееся в кругу передовой интеллигенции, выносили идею «отечественной героико-трагической оперы», концепцию русского героического эпоса, своими корнями уходящие в историческое прошлое Киевской Руси. Воспитанный на поэзии Жуковского, Батюшкова, Пушкина, молодой Глинка отразил в музыке лучшие стороны этого поэтического мироощущения. Тема «Пушкин и Глинка» давно уже стала традиционной в критической литературе. Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии, писал Стасов. Оба художника продвинули вперед русское искусство, формируя новое общественное сознание и свободу мысли. Художественные принципы Глинки созревали в насыщенной атмосфере последствий Отечественной войны 1812 г. и декабризма. Глинка смог проникнуть в характер народной музыки, подметил ее особенности, изучил и усвоил ее, и его музыка приняла образы чисто русские. Слушая его оперу «Иван Сусанин» многие замечали в ней что-то известное, знакомое и старались припомнить, из какой русской песни взят тот или другой мотив, но не находили оригинала. Однако в его опере не было ни одного заимствованного мотива, и его музыка казалась знакомой потому, что она вышла из народного творчества, писал о Глинке музыкальный критик Неверов.
    Известный советский музыкальный критик Б. В. Асафьев подчеркивал в творчестве Глинки преемственность моцартовской и бетховенской традиций. Анализируя его сочинения, Асафьев подробно прослеживает его связь с творчеством Бетховена и мастеров эпохи Великой французской революции – Мегюля и Керубини. В зрелые годы, в период создания опер все полнее проявлялось у Глинки бетховенское начало – широкий размах, могучий, подлинно всенародный подъем в монументальных оперных композициях. В истории русской музыки Глинка выступил как первый великий мастер, сумевший слить в единство два начала – правду жизни и ее красоту. Он достиг совершенства в этом единстве правдивого и прекрасного, передавая музыкальные образы окружающей действительности в классически стройной и совершенной художественной форме. Его музыка, подобно музыке Моцарта, всегда доставляет огромное эстетическое наслаждение. Гармония действительности передавалась гармонией музыкальных звуков и по форме, и по содержанию. Понятие красоты у Глинки, как и у Пушкина, всегда претворяется через поэтическое восприятие. Отсюда у Глинки понимание формы как красоты, т.е. соразмерности, пропорциональности ритма, интонации для составления единого стройного целого. Поэтому совпадение формы и содержания понималось как достижение совершенства, т. е. – прекрасного. Возникшее в пору высокого подъема русской словесности, в эпоху Пушкина и Лермонтова, Белинского и Гоголя, творчество Глинки несло с собой свет передовых гуманистических идеалов – свободы и справедливости, мысль о единстве русского искусства и народа.

    Опера как жанр музыкального искусства.

    Прежде чем мы приступим к анализу оперы М.И. Глинки, необходимо рассмотреть само понятие «опера» как один из жанров музыкального искусства. Опера (итал. – труд, дело, сочинение) – род музыкально- драматического произведения, состоящего из сценического действия и музыки. В опере музыка является основной движущей силой действия. Опера возникает на рубеже XVI – XVII вв., когда эпоха Ренессанса возродила идеи античности о свободе человека и справедливости, провозгласив право свободного от церковных запретов, проявления внутренних переживаний и эмоций, вызвав к жизни новое пение, в котором звук стал выражением духовного богатства человека. Этот глубокий в истории музыки переворот изменил качество интонации человеческого голоса и смог вызвать к жизни оперное искусство. Важнейший элемент оперного произведения – пение, передающее богатую гамму человеческих переживаний. Из столкновения разных интонаций голоса рождается интонационная драматургия оперы. Другим важным элементом оперы является симфонизм. Развитие симфонизма в XVIII – XIX вв. расширило и обогатило возможности истолкования музыкальной драматургии действия в опере. Оркестр стал выявлять в опере комментирующую и обобщающую роль произведения. Оркестр не только сопровождает пение, но и создает фон действия оперы, обрисовывает обстановку, в которой происходит действие, отражает события действия (например, в симфонических антрактах между сценами). Наконец, оркестровое развитие является фактором создания цельной, законченной оперной формы. В опере используются разнообразные жанры бытовой музыки – песня, танец, марш, которые служат средством типизации образов, выявления общего в частном. Создание оперы было вызвано стремлением к возрождению древнегреческой трагедии. Эта идея возникла в среде ученых-гуманистов, писателей и музыкантов Флоренции. Зародившись в атмосфере аристократических салонов, опера со временем демократизируется[1] и становится доступной для широких слоев населения.
    В России с появлением классических шедевров Глинки русская оперная школа, усвоив важнейшие достижения западноевропейской музыки от Глюка и Моцарта до своих итальянских, немецких и французских современников, сравнялась с европейскими образцами. Своеобразие оперных произведений Глинки кроется в глубокой связи народной жизни и передовых взглядов русской общественной мысли и культуры пушкинской эпохи.
    Вокруг Глинки уже при его жизни складывается некий ореол представлений, знаменующих мировоззренческие ориентиры. В этом отношении Глинка разделил судьбу Пушкина: «солнце русской поэзии» – «солнце русской музыки». Имя Глинки уже в 30 – 40-е гг. XIX в. оказалось вовлечено в формирование новой национальной идеологии. С одной стороны – официальная: православие, самодержавие и народность, с другой – «неофициальная», созданная, главным образом, усилиями интеллигенции – патриотическая, нацеленная на формирование могучей русской культуры, которая смогла овладеть всеми ресурсами более развитой западноевропейской цивилизации и выдвинуться на одну из ведущих ролей в мировом общественном прогрессе. Композиторский успех Глинки стал важнейшим показателем того, что отечественная культура способна встать вровень с лучшими европейскими образцами музыкального искусства. В связи с оперой «Иван Сусанин» известный критик Н. В. Кукольник писал: «Народная гордость в музыкальном отношении была удовлетворена произведением, которое могло спорить со всеми современными знаменитостями» (Художественная газета. 1840. № 17). Вторым достижением композитора было формирование нового ориентира для дальнейшего развития русской музыки – историко-героической оперы. И в третьих, музыка Глинки начинает свое продвижение на Запад – в Европу.

    Краткое содержание оперы «Иван Сусанин»

    Действие происходит в 1612 г., во время борьбы русского народа против польского нашествия.
    Акт 1. Крестьяне села Домнина уходят в ополчение. Антонида, дочь Сусанина, вспоминает о своем женихе Богдане Собинине, который сражается в русском войске. Приходит Собинин с отрядом и рассказывает об ополчении Минина и Пожарского, о том, что вся Россия поднимается на врага.
    Акт 2. Бал в польском замке. В разгар веселья приходит польский воин и приносит известие об окружении русскими войсками польского отряда в Москве. Шляхтичи собираются выступить к нему на помощь.
    Акт 3. Сусанин готовится к свадьбе своей дочери Антониде, но внезапно врываются поляки. Они требуют от Сусанина, чтобы он показал им дорогу к отряду. Сусанин незаметно отправляет своего сына Ваню предупредить русские войска.
    Акт 4. Дремучий лес. Шляхтичи, поняв, что Сусанин завел их глухую чащу убивают его. Появление Собинина с воинами. Поляки в панике бегут.
    Эпилог. Москва, Красная площадь. Народ торжествует победу над врагом.

    Опера «Иван Сусанин» и ее правовое содержание.


    Композитор сделал главными действующими лицами своей оперы крестьян, показав их героизм. Сусанин – мужественный патриот, простой человек, нежный отец – все эти качества ярко показаны в музыке Глинки. Музыкальная характеристика Сусанина складывается и развивается в различных эпизодах на протяжении всей оперы. Едва ли не важнейшее звено – ария Сусанина в четвертом акте, один из самых волнующих эпизодов оперы. Ночь, дремучий лес, куда завел Сусанин отряд шляхтичей. Усталые враги спят. Сусанин знает, что жить ему осталось недолго. Чувства и мысли, нахлынувшие на героя в его последний час, композитор раскрывает в проникновенной музыке – суровой и величавой.
    В основу интродукции заложены две темы, связанные с хоровыми песнями. Широкий, свободный запев мужского хора оттеняется звучанием женских голосов, и подвижность хоровой темы придает картине светлый, радостный колорит. Заканчивается интродукция мужественным и энергичным повторением одной и той же темы разными голосами. Многоголосные песни строятся на народных традициях. Глинка впервые использовал высшую форму классической полифонии на русской народной основе. Еще более широко развернута композиция заключительной сцены оперы – эпилога. Величественный хор «Славься» с небывалой мощью выражает общее чувство народного ликования. «Хор этот – неоспоримо высший и совершеннейший народный гимн, какой когда-либо раздавался в России», – писал Стасов. Весь ее интонационно-ритмический строй передает неторопливую поступь народного шествия, движение колоссальных масс народа. Истоки мелодии многообразны. Это напевы древнего знаменного распева и победных возгласов Петровской эпохи и маршевых ритмов воинских песен 1812 г. Голоса движутся плотной массой, с преобладающим параллельным движением баса и мелодии. Типично русский, распевный характер темы дополняется приемами полифонического варьирования.
    Впечатление света, радости, торжества достигается участием полного симфонического оркестра, двух медных оркестров и звона колоколов. Все эти средства использованы с чувством меры, стройности, гармонии и красоты формы. Такого апофеоза народной мощи еще не знала оперная сцена. Однако за этим музыковедческим толкованием интродукции и эпилога кроется и правовое их содержание. Учеба в Благородном пансионе, встречи с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, А. С. Грибоедовым и другими деятелями культуры, Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов оказали существенное влияние на понимание значения оперы «Иван Сусанин».
    Особенно заметно проявилось влияние преподавателей Благородного пансиона Куницына и Арсеньева. Идеи естественного права, которые проповедовал Куницын, отчетливо слышны в интродукции и эпилоге оперы. Выразить представление о равенстве людей по своей природе только и можно было в звуках светлых, радостных и торжественных одновременно. Осознание большого числа жертв народа, в Отечественной войне 1812 г. отстоявшего свободу и независимость России, требовало отмены крепостного права. Эта идея распространялась в умах российской интеллигенции и отдельных помещиков уже в начале XIX в. Глинка изображает русский народ, полный достоинства и чести, с гордостью и уважением, и это отношение было воспитано в нем не только на эмоциональном уровне, но и на научном. Его учитель, К. И. Арсеньев, был последовательным противником крепостного права, и свои взгляды он активно проповедовал с кафедры.
    Арсеньев раскрыл перед Глинкой взгляд на лучшую форму государственного устройства – теорию сбалансированного правления и теорию общественного договора. Глинка и показывает характер народа в музыке всей оперы как основу государства. Благодаря активному участию народа в войне против поляков государство и одерживает победу. Народ не пассивная масса, а основа всего государственного и общественного устройства. «Народ был прежде, чем правительства», – записывает Глинка в конспекте лекций Арсеньева, отобранном у него начальством пансиона. Поэтому так
    убедительно звучит музыка оперы Глинки. Эти положения он выразил в интродукции, первом акте, и особенно мощно они прозвучали в эпилоге оперы. Правовые мысли-идеи проходят, по существу, через всю оперу. Отдельный человек – Сусанин, Антонида, Собинин, Ваня – и есть народ-герой, основа государства. Без участия народа в управлении делами государства не может быть справедливого правления и устойчивой государственности. Вот о чем музыка Глинки. «Государи приходят и уходят» – конспектирует Глинка лекцию, а народ остается, именно он и составляет фундамент государства. И совсем не случайно то, что когда недавно широко обсуждался вопрос о гимне новой России, одним из вариантов предлагался как раз гимн-марш Глинки «Славься».
    Правовое понимание оперы усиливается появлением двух ярких лидеров – К. М. Минина (1616) и Д. М. Пожарского (1578 – 1642) организаторов национально-освободительной борьбы русского народа. Нижегородский посадник К. М. Минин возглавил 2-е Земское ополчение 1611 – 1612 гг. в боях за Москву, проявил личную храбрость и героизм. Д. М. Пожарский – князь, боярин, русский полководец, участник 1-го Земского ополчения в 1611 г., руководитель временного Земского правительства и военных действий против польских интервентов. Однако ведущую роль в этой борьбе Глинка отводит русскому народу. Он смог обобщить образ народа в его этическом и нравственном аспекте: народ как носитель мужества, добра, справедливости и источник духовных ценностей нации. Отсюда своеобразие композиции, сочетающей в себе черты эпичности и драматизма: трагические события развертываются в масштабе народной эпопеи.
    Музыкальная характеристика Сусанина поражает своей убедительностью правды и простоты. Перед зрителем возникают черты реального русского крестьянина, заботливого семьянина, ласкового отца, прямого и простодушного человека. В то же время Сусанин показан как собирательный образ. Он не простой мужик, он идея свободного русского человека. Только в партии Сусанина Глинка использует лейттемы народного патриотизма на материале русских народных песен «Что гадать о свадьбе» и широко известную песню вольницы (разбойничью песню) «Вниз по матушке по Волге».
    Глинка рисует не образ князя или посадника, а крестьянина с явной симпатией, наделяя его благородством героя. Этим композитор решительно выступает против крепостного права, унижающего честь и достоинство человека. Земское ополчение (народ) в музыке Глинки представляется как источник власти, а Земское временное правительство – как власть аристократии. Здесь мы наблюдаем сочетание гармонии звуков с гармонией правовой идеи – сбалансированного правления.
    Широкому развитию русских народных образов в опере противопоставлена более обобщенная характеристика сцен польской музыки. Мы ясно слышим, где говорит русский, а где поляк. Образ надменных завоевателей передан симфоническими средствами. Композитор намеренно подчеркивает черты аристократических польских танцев: горделивую поступь полонезов, прихотливой мазурки, стремительного краковяка. В сценах с польской музыкой отсутствует выделение отдельных фигур, подчеркивается колорит рыцарского авантюризма. Пышно-торжественным темам противопоставлены женственно-грациозные сольные эпизоды у деревянных духовых инструментов.
    Мысль Глинки противопоставить русской музыке польскую проявляет себя все более в третьем и четвертом действиях.
    Драматическая трактовка темы мазурки в последней картине четвертого действия создает образ оцепенения. Тревожно и грозно звучит польская тема перед финальной сценой Сусанина с поляками, приобретая зловещую, мрачную окраску. В последний раз тема мазурка звучит в симфоническом антракте перед эпилогом, чтобы уступить затем место величественной распевной теме интродукции.
    Создание второй оперы – «Руслан и Людмила» (1842 г.) – было завершением единого цикла, состоящего из двух опер. В первой опере Глинка откровенно выступает против крепостного права, за равенство между людьми. Он ярко показывает, что народ является
    источником власти, именно народ и составляет основу общественного и государственного устройства.
    В опере «Иван Сусанин» Глинка выразил правовые идеи о народном суверенитете и общественном договоре, которые с эстетической точки зрения прозвучали в музыке как идея народа-героя, источника и носителя духовных сил русской культуры, о свободе и справедливости. Несмотря на существование крепостного права, именно народ спасает свое отечество, а вместе с тем и государственность. В опере нет прославления власти, но последовательно проводится мысль о единстве власти и народа, что подтверждает последняя сцена на Красной площади перед Кремлем. Поэтому хор «Славься» звучит мощно, торжественно, захватывая все окружающее пространство, а звуки колоколов устанавливают непосредственную связь с эпическими временами единой Киевской Руси.

    Выводы.


    Историческая роль Глинки заключается в создании им нового классического периода русской музыки. Он первый обратился в своем творчестве к истокам народной музыки, эпическому осмыслению Древнерусского государства. «Руслан и Людмила» – это русская национальная эпопея опера сказание, породившая богатырские образы А. П. Бородина – «Князь Игорь», М. П. Мусоргского – «Борис Годунов», «Хованщина», Н. А. Римского-Корсакого – «Псковитянка», А. К. Глазунова – «Стенька Разин». Глинка в своей музыке обращается к проблемам общественного развития: формам государства, институтам власти, к народу как источнику власти и русской культуры, к борьбе за социальную справедливость, отмену крепостного права. Героико-патриотические оперы Глинки вызвали широкое развитие в музыке народного эпоса и расширили социально-правовое назначение и роль музыки.

    Вопрос: Чехов – рассказ «Злоумышленник». Справедливость и судопроизводство.

    Рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник» был опубликован впервые в июле 1885 года в «Петербургской газете». Анализ данного произведения раскрывает бездну крестьянско-господских отношений в России на тот момент времени. Перед судом в рассказе предстаёт мужик по имени Денис Григорьев — босой, не отличающийся живостью ума, но готовый отстаивать свою правоту до конца.Преступление его заключалось в том, что он откручивал гайки на рельсах железной дороги. В ходе допроса выясняется, что гайки нужны для невода, который без них тонуть не хочет. Судья пытается объяснить Денису, что от этого может поезд сойти с рельсов и погибнуть люди. Но Денис утверждает, что у него этого и в мыслях не было, а вот невод непригоден для рыбной ловли без гаек.Мало того, выясняется, что почти все мужики деревни занимаются этим занятием и даже продают эти неводы господам.Судье ничего не остаётся, как отдать приказ увести Дениса обратно в тюрьму, на что мужик наивно и искренне удивляется: за что? Рассказ написан в реалистическом направлении, так как конкретно рисует картины российской действительности на конец XIX века. Произведение необычно по своей композиции, так как не имеет ни начала, ни конца: кусок суда над Денисом словно вырван из общего хода следствия. Ну как может быть злоумышленником мужик, выкручивающий гайки для рыбалки?
    Чехов высмеивает современные порядки судопроизводства, косность мышления руководства, непродуманность административной системы общества. Приговор остаётся неизвестным: Чехов хотел, чтобы читатель вынес его сам.Очень короткий по содержанию, но ёмкий с точки зрения идеи, рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник» заставляет читателя задуматься над темой халатности в России и её истинных виновниках.

    Источники:

    Учебник В.Г. Вишневского, М.М. Рассолов, А.И. Алексеев, М.Б. Аверин, Ю.В. Ерохина, И.А. Шершнева-Цитульская, Ю.К. Малов, И.И. Шматков, А.А. Федорченко. « Право и история художественной культуры». (14.12.2015г.)
    Левашёва О. Е., Лебедева-Емелина А. В. Глинка Большая российская энциклопедия. Т.7. М., 2007, с.233-235. (14.12.2015г.)
    Скафтымов А. П. К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова. А. П. Скафтымов Три сестры:Пьесы Чехова А. П. — СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. — с. 229—268. (14.12.2015г.)
    Статья Соловьева Евгения ( Михаил Иванович Глинка ) ; http://glinka1804-rus.ru/ ( дата обращения 14.12.2015г.)

    Предметный указатель

    «Эпохой Глинки», 7
    Композитор, 11
    Музыка, 2
    музыкальные образы, 8
    музыкальный критик, 7
    песню, 13
    русская оперная, 9


    [1] Демокритизация – процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру, стиль жизни и т. д.

  7. «Жизнь за царя» – гениальное творение М.И. Глинки, которое принесло ему славу основоположника русской оперы и открыло новый, «русский период» в мировом музыкальном искусстве.
    Мысль написать оперу, посвященную историческим событиям начала XVII века и подвигу костромского крестьянина Ивана Сусанина, Глинке подсказал В.А. Жуковский. Он же предложил название «Жизнь за царя». Эта идея сразу увлекла композитора, мечтавшего о воплощении национального историко-патриотического сюжета[1]. Жуковский из-за занятости не смог написать либретто и передал работу барону Е.Ф. Розену, участнику своих «литературных суббот». Розен был поэтом, драматургом, переводчиком, критиком, сотрудничал в ряде изданий Пушкина. К работе над либретто он приступил весной 1835 года, имея на руках детально разработанный композитором сценарный план оперы.
    Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря по новому стилю) 1836 года в Петербургском Большом театре. Оперу горячо приветствовали Пушкин, Жуковский, Гоголь, Вяземский, Одоевский. Вместе с тем, часть придворных кругов была шокирована «простонародным характером музыки», называла ее «мужицкой», «кучерской». В 1840-х – 50-х годах опера давалась лишь изредка, преимущественно в дни официальных торжеств. Лишь в 60-х годах XIX века, когда театр заполнила разночинно-демократическая интеллигенция, «Жизнь за царя» стала самым репертуарным спектаклем.
    После 1917 года опера Глинки долгое время не звучала, так как считалась «монархической». В 1939 году она была возрождена на сцене московского Большого театра под названием «Иван Сусанин». В новом, «советском» либретто, написанном поэтом С. Городецким, исторические факты искажены. Царь в тексте не упоминается, и непонятно, почему поляки, направляющиеся в Москву, оказываются под Костромой (у Розена это мотивировано: здесь, в монастыре, укрывается будущий русский царь, 16-летний Михаил Романов). По сути, версия Городецкого делает бессмысленным сам подвиг Сусанина, который гибнет, спасая многотысячное войско Минина от жалкой горсточки поляков.
    В 1989 году московский Большой театр восстановил «Жизнь за царя» в редакции, близкой первоначальной. Главная идея сочинения – самопожертвование во имя Руси и ее царя (родственная жанру страстей[2]). Иван Сусанин идет на гибель, преисполненный веры в то, что спасение законного наследника престола положит конец «смутному времени» и возродит Русь как независимое государство. Мотив жертвы возвышает простого русского крестьянина до уровня трагического героя и, более того, окружает его ореолом христианского мученика. Интересно, что в черновиках партитуры Глинка сокращенно писал имя главного героя – ИСус.
    Жанр сочинения сам композитор определил как «отечественную героико-трагическую оперу». Это первая русская опера без разговорного диалога, на смену которому пришел распевный речитатив. Отдельные арии, ансамбли, хоры в «Жизни за царя» следуют друг за другом сплошным потоком, без пауз, преодолевая номерное строение. Вся музыкальная ткань пронизана симфоническим развитием, но это не оркестровое плетение лейтмотивов вагнеровского типа, а развитие хорового мелоса. От первого мужского хора «Родина моя» к последнему «Славься» развертывается единый процесс, напоминающий крестьянскую протяжную песню: из начального интонационного зерна рождаются все новые и новые мелодические продолжения.
    Тема хора «Родина моя» имеет ярко выраженный народный колорит. Начальный мелодический оборот V–I–VI–V в мажоре (предтеча «руслановского» гексахорда) завершается плавным нисхождением к тонике[3]. Мелодию темы сопровождает плагальный оборот, выполняющий функцию своеобразной «лейтгармонии» оперы. Именно эта тема прозвучит в одной из кульминаций («Страха не страшусь» в III действии) и в начале Эпилога.
    Минорный вариант темы («Тех, кто в смертный бой») ляжет в основу ряда тем скорбно-медитативного характера: каватины Антониды, ее же романса «Не о том скорблю, подруженьки», ариозо Сусанина из III действия «Ты не кручинься, дитятко мое».
    Широкое симфоническое развитие в опере получает также тема «Славься». Если тема «Родина моя» появляется сразу в своем основном виде и в дальнейшем порождает множество вариантов, то «Славься», напротив, «собирается» из отдельных родственных мотивов, вобрав в себя самые типические, обобщенные интонации предыдущих тем. Свое окончательное выражение она получает лишь в конце оперы. Наиболее значительные варианты, предвосхищающие тему «Славься» – «Велик и свят наш край родной» (III д.), «Встает моя заря» (IV д.).
    Следовательно, осуществляя в «Жизни за царя» принципы симфонического развития, Глинка использует систему тематических связей. Обе сквозные темы изменяются, трансформируются в связи с драматургической ситуацией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *