Сочинение на тему описание базарова

10 вариантов

  1. Автор проводит своего героя через много испытаний, а так же через испытания любовью. Когда у него произошла встреча с Одинцовой, Базаров был уверен, что любви нет, и не будет вообще. На женщин он смотрит равнодушно. Анна Сергеевна для него – только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он говорил, что её богатое тело, достойно театра, но он о ней не задумывался как о человеке. Потом неожиданно для него вспыхивает чувство, которые его вводят в состояние рассеянности. Чем дольше он находился в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается.
    Человек, сильно веривший в свою теорию нигилизма, принимающий ее на 100 %, ломается при первой же настоящей жизненной ситуацией. Подлинная любовь настигает героя романа Базарова и он не знает, что делать и как правильно поступить. Он не лишается гордости из-за неразделенного чувства, он просто отходит в сторону.
    Отношение Базарова к окружающим – разное. Аркадия он пытается увлечь своей теорией. Павла Петровича Кирсанова ненавидит, а Николая Петровича считает добрым, но уже отжившим свой век человеком. Внутри него растет чувство внутреннего противостояния с самим собой. Пытаясь выстроить свою жизнь на основе нигилизма, он не может подчинить ее всем этим сухим канонам.
    Отрицая существование чести, он, в то же время, принимает вызов на дуэль, так как считает это правильным. Презирая принцип благородства, на дули он ведет себя, именно благородно, что признает сам Павел Кирсанов. Поступки, требующие определенного анализа Базарова пугают и не всегда он понимает как поступить.
    Как Базаров не пытается, ему не удается спрятать свои нежные чувства к родителям. Особенно это проявляется в момент приближения смерти Базарова. Прощаясь с Одинцовой, он просит не забывать стариков. Осознание того, что базаров нигилист, но он верит в существование любви для него тягостно и болезненно.

  2. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» главным героем является молодой нигилист по имени Евгений Базаров. Этот персонаж сильно выделяется из всей основной массы героев романа. Он, как и Печорин или как Пётр Гринёв является «лишним» в ещё неготовом к таким людям российском обществе.
    Евгений Базаров на протяжении всего романа имел сообщника и ученика в лице Аркадия Кирсанова. Это молодой образованный дворянин, только что окончивший университет. Он пытается походить на Базарова, быть нигилистом, но не может, так как в душе Аркадий мягкий сентиментальный и великодушный человек. Именно поэтому молодой Кирсанов не смог стать продолжателем дела Евгения Базарова.
    Одиночество главного героя было неизбежно. Никто не мог мыслить и рассуждать так, как он: ни Ситников, сын богатого купца, ни Кукшина, эмансипированная женщина. Все эти люди брали от нигилизма только то, что им было выгодно и необходимо. Кукшина, например, обосновывала нигилизмом свою эмансипацию, но на самом-то деле она просто разъехалась с мужем и занималась имением одна. Ситников же был глуповат, ругал женщин за их ограниченность, любил презирать что-либо и делал вид, что он настоящий нигилист.
    Евгений остался один на один с проблемами, которые считал глобальными. Он решил уехать к родителям и там помогать отцу лечить больных. Но почему-то в родных местах даже мужики не хотели с ним разговаривать, обходили стороной. Возможно, это и стало последним шагом к концу жизни Евгения Базарова.
    Таким образом, Базаров был обречён на трагическое одиночество. Его никто не понимал, никто не разделял его взглядов. Может быть, вследствие этого к Базарову пришло осознание того, что все его труды и старания напрасны, может быть именно поэтому он предпочёл самоубийство дальнейшему сопротивлению миру, который не может изменить даже нигилист.

  3. Центральный персонаж романа «Отцы и дети» — Евге­ний Базаров — поражает своей яркостью и неоднозначнос­тью, но безусловная его особенность — глубокий трагизм.
    Базаров выступает в романе как носитель настроений нового поколения. Он называет себя нигилистом — отрицающим, не верящим ни во что. Он не признает никаких авторитетов, стереотипов и принципов. Он ярый против­ник «уездного дворянства», выступающего в его представ­лении «самолюбивым и пустым». Базаров и такие, как Базаров, по его же словам, призваны сломать установлен­ные нормы и порядок вещей, реализовав таким образом жажду перемен, будоражащую общество.
    Назвать Базарова материалистом — мало. Любое самое загадочное явление или чувство он низводит до уровня химии или физиологии: «И что за таинственные отно­шения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка ана­томию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, за­гадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», — говорит он своему товарищу и учени­ку Аркадию Кирсанову. Молодой нигилист утверждает, что единственно верный способ жизни — руководствуясь ощущениями, соображением пользы: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным», — говорит Ба­заров Павлу Петровичу Кирсанову в одном из споров. А Аркадия позже убеждает: «Я придерживаюсь отрица­тельного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? — тоже в силу ощущения».
    Но здесь-то и начинается противоречивость идей Ба­зарова. Он, ценящий здравый смысл, науку и прогресс (хоть сам это и отрицает), ратующий за просвещение и образованность, предлагает опуститься до уровня инс­тинктов. Он, обвиняющий дворянство в себялюбии, сам только себя и считает за человека, не скрывая презрения к окружающим. Только умирая, он сознается перед собой в своей непомерной гордыне, называя себя топорщащим­ся полураздавленным червяком.
    Самое яркое противоречие слов и чувств Базарова про­является в его отношениях с Одинцовой. Было бы даже забавно наблюдать, как он отрицает свои нежные чувс­тва к ней… если бы он не делал этого с таким звериным ожесточением, разрывая и уродуя свою душу, лишая себя права на счастье в угоду выдуманному им же самим прин­ципу отрицания, — им, который «против принципов»! Им, живущим «ощущениями»! Разве не ощущал он, как новое, неведомое, щемящее чувство заполняет его сердце? Как меняется картина его мира? Как шатаются незыбле­мые материалистические устои, как слетает с него налет цинизма? Как радость наполняет его от одного осознания, что Она рядом?.. В добровольном «усечении» собственной души, в разрушительной войне с собой и с любовью, в оз­лоблении на весь мир и на себя самого состоит глубокий трагизм образа Базарова.
    Главный герой романа — из тех образов, которые не могут оставить равнодушными никого. Им можно восхи­щаться, его можно ненавидеть, превозносить или пори­цать… или и то, и другое. Он, не боясь непонимания или осуждения, высказывает свои мысли; он честен и прямоли­неен; он целеустремлен, собран, практичен; он явный ли­дер по натуре; обладает незаурядным умом и широтой кру­гозора; он независим и смел; он носитель прогрессивных, демократичных тенденций и противник рабства… Многие из этих качеств были необходимы обществу того времени, но общество еще не было готово к ним. Да и сам Базаров не является идеальным примером «нового человека». Ско­рее, он — предтеча этого человека, обреченный на траги­ческое непонимание… Но Базаров не только привлекате­лен, но и отвратителен: в своем цинизме, в своей гордыне, в своем фантастическом эгоизме.
    Смерть Базарова не случайна: образ «героя времени» не имеет будущего, он может быть дорисован только вре­менем. И. С. Тургенев показал, что слепое отрицание старого — не выход: необходимо новое мировоззрение, унаследовавшее лучшие качества «отцов» — духовность, благородство, патриотизм, — дополненное базаровским бесстрашием, новаторством и честностью.

  4. Как же относились к такому персонажу остальные герои романа? Некоторые аристократы (в своем понимании), побаивались, отчуждались от Базарова. Старик Прокофьич обзывал его живодером. Павел Петрович отнес Базарова к числу гордецов и нахалов. А вот обычные, простые люди всегда приветствовали Базарова. Они относили его к числу своих людей, не к баринам.
    При общении с окружающими, Базаров пытался говорить спокойно и размеренно. Даже в столкновениях с Павлом Петровичем, он старался держать себя в руках, ведь считал такие споры совершенно бессмысленными.
    Именно сравнение этих двух персонажей и открывает перед читателями полную картинку их образов. Павел Петрович много и часто использовал слова, свойственные именно аристократам. Он выражался иностранными высказываниями, чем, в свою очередь, необычайно раздражал Евгения. Но, на самом деле, такие выражения были пустыми.
    Разговор Базарова отличался неким остроумием. Герой безупречно владел родным языком, и умело использовал его выражения в разговорной речи. В спорах со своими оппонентами, главный герой ведет себя самоуверенно, и даже эгоистично. Он не ценит поэзии, он надсмехается над Пушкиным. Ему не понятны стихотворные работы, посвященные пейзажной лирике. Хотя, сам Базаров положительно относится к природе. Он видит в ней источник, которым может пользоваться человек в свое благо.
    Характеризуя образ Евгения Базарова, нельзя не отметить, что он был достаточно одиноким человеком. Находясь в деревне отца, он совершенно чужой. Его воспринимают за барина, хотя, он далек от такого звания. К тому же, на страничках романа «Отцы и дети» нам не встречается ни один герой, который был бы схож с Евгением своими взглядами, жизненными позициями. Нет у него ни настоящих друзей, ни преданной любви. Именно поэтому, образ Базарова настолько волнующий, настолько привлекающий к себе внимание.

  5. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему «Образ Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети»

    «Отцы и дети» — произведение И. Тургенева, которое считается классикой русской литературы. В нем писатель делает акцент на взаимоотношениях людей, на разрушительной силе недопонимания.
    В романе центральный герой — Базаров. Он вырос в деревне, благодаря родителям выучился в университете и стал медиком. Он любит своих родителей, но не показывает этого. Ему не нравиться изъявление чувств. Василий Иванович и Арина Власьевна тоже стараются не выражать эмоции при сыне, хотя безумно его любят. Они превозносят Евгения и даже немного боятся. Мать пытается всячески угодить сыну и печется о том, что отпрыск позабыл веру своих предков.
    Базаров постоянно проводит опыты. Он хочет быть полезным обществу, внедряя последние достижения науки. Постоянно ведет философские беседы с другом Аркадием.
    Евгений считает себя нигилистом. Все, что нельзя использовать в практических целях, по его мнению, ломаного гроша не стоит. Эмоции, чувства – праздная суета. Он самоуверен и дерзок. Разговаривая с Павлом Петровичем или Аркадием Евгений резок в своих суждениях. Ему противны нравы аристократов. Базарову намного интересней Фенечка. Ее простота и практичность вызывают уважение.
    Теория о жизненных устоях рушится, когда Евгений знакомится с Анной Сергеевной. Мысли о красавице не дают ему покоя. Встреча в комнате без свидетелей сводит Базарова с ума. Он не выдерживает натиска обольстительной женщины и открывает истинные чувства. Евгений умен. Он заранее знает о своем проигрыше. Спокойствие важнее для Одинцовой, чем любовь.
    Мир рушится. Базаров корит себя, упрекает в бессилии. Он зол. Евгений винит и себя, и возлюбленную. Лишь на смертном одре он увидит вновь Анну Сергеевну, но для него уже все потеряно, как потеряна сама жизнь.
    Нигилизм, который распространяется в русских землях, по мнению писателя, крайне опасен. Молодые люди на веру воспринимают новые веяния, отвергая веками хранившиеся традиции. Но без опыта предшествующих поколений не возможно будущее. Такой путь опасен, примером чего служит участь Базарова.
    Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение на тему «Образ Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети»» / Январь 2016
    источник

  6. Евгений Базаров, герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» предстает перед читателем в конкретный период развития своей личности. Писатель не предлагает его биографии, откуда возникли и развивались его взгляды.
    Гораздо важнее его характер, который проявляется и во внешнем образе Базарова, и в общении с другими героями произведения, что и анализируется в сочинении на тему образ Базарова.
    Его одежда – вызов для того времени, почему он казался франтоватому Павлу Петровичу нелепым. А между тем, его балахон и широкополая шляпа – ответ соображениям удобства, комфорта, свободы. Его разговор – простые и понятные слова, по возможности без заимствованных иностранных слов. Ему не нужно украшать себя – ведь и внешность у него не слишком привлекательна.
    В сочинении на тему образа персонажа следует отметить и то, что социальную позицию Базаров сочетает с внешним поведением: отрицание общепринятых правил (не сразу подал руку Николаю Петровичу), переходящее в фамильярность.
    Еще в начале романа, когда Базаров едет в чужое имение, он отстраняется от Аркадия и Николая Петровича, однако магнетизм его личности, не оставляет отца и сына, словно Базаров не в тарантасе, а рядом с ними, в коляске.
    И хозяева объясняют его поведение одним словом – нигилист. У Аркадия это вызывает почти восхищение, а у его дяди – только иронию.
    Однако, нигилизм – это не то главное, что привлекает в Базарове. Это не его внешность, поведение и духовная жизнь. Это его цельная личность. В сочинении хочется сказать, что чуть меньше непримиримости, больше терпимости и понимания, что новая жизнь, общественные и человеческие отношения не строятся на руинах прошлого, и не происходят такие изменения в одночасье, будь он более амбициозен – в положительном смысле – и добился бы большего.
    Да, на формирование взглядов и характера в некоторой степени повлиял образ его отца – штабного лекаря, который часто оказывал помощь бедным. Сам Базаров стал врачом, но его действия лишены сочувствия. Им движут некие высокие идеалы, которые, увы, далеки от реальной жизни с ее проблемами и противоречиями. При этом образ Базарова является удивительно цельным – из-за его искренней веры в свои убеждения, искренности и прямоты.
    Важной является и тема внешнего проявления убеждений героя. Его поведение – зачастую грубое, фамильярное – это не отсутствие должного воспитания. Поведение Базарова – во многом преувеличение. Возможно, светские манеры, излишняя утонченность поведения, присущая Кирсановым, и является лишней в честной трудовой жизни ради общего блага – но элементарное уважение к окружающим людям, страшим по возрасту, не зависимо от их социального положения – это естественная норма. Базаров же, отказываясь от условностей, переступает и эту черту.
    То же видно и в отношении Базарова к родителям. Кажется, он должен глубоко уважать и почитать отца, который своей службой простым людям во многом стал для него примером. Но любовь к родителям, видимо, для него такой же атавизм, как и уважение к аристократии. Забота родителей мешает ему работать – и он спокойно их покидает всего через несколько дней после приезда. Так проявляется одно из противоречий характера Базарова, доказывающее его незрелость: будучи уверенным, что его долг служение людям, он проявляет удивительный эгоизм по отношению к самым родным и близким – к родителям.
    Еще одно противоречие Базарова, в том, что для него не существует русских ученых, пример для него ученые немецкие. При этом сам интересуется и другими естественными науками, кроме химии и медицины. Неужели он считает себя одного исключительным человеком, способным работать в той мастерской, которой он зовет природу?
    Но тема образа Базарова не исчерпывается его принадлежностью к нигилистам. В сочинении нельзя не сказать, что Евгений Базаров – человек труда. О его любви и уважении к труду говорят руки – сильные, не чуждые простому физическому труду, так отличающиеся от ухоженных рук дворян.
    Его недворянское происхождение во многом объясняет и внешность, и характер. Будучи вынужден, как и другие разночинцы, пробивать дорогу сам, он изначально имел два выхода: примкнуть к аристократическому обществу в качестве человека, готового оказать служить и прислуживать, или же служить человеку, обществу. Базаров выбрал второе, иного его прямая и деятельная натура и не приняла бы. Недаром автор часто подчеркивает такие качества образа Базарова, как интеллект и самоуважение.
    Не обходит стороной автор и тему любви. Несмотря на кажущуюся холодность, равнодушие, кажущееся нарочито-механическим поведение, упрощенные фразы о новом социальном устройстве и роли сословий, Базаров, неожиданно для себя оказывается подвержен чувствам. И это нельзя обойти в данной теме. Возникшая симпатия к Одинцовой удивительна для героя не только своим фактом, но и тем, что не нашла ответа, что увлечение не было взаимным, что есть сферы жизни, где убеждения не дают ощущения победы, где можно проиграть не сказав ни слова.
    И тем более горьким выглядит поражение в любви, что объектом чувств стала равная – по силе духа, твердости убеждений, интеллекту – столь же холодная и отстраненная по отношению к людям Одинцова.
    Итак, как видно из сочинения, образ Базарова – сплетение противоречий и преувеличений.
    И в заключение сочинения – плохое или хорошее – нынешняя жизнь это наследство “отцов”. Базаров же стремиться отказаться от этого, и тем самым показываем самое слабое звено в своих убеждениях и рассуждениях. Ведь его труд, его путь служению – это наследство его отца и прочих предков. Но, к сожалению, то чего не смогла доказать Базарову жизнь, доказала смерть.

  7. Образ Базарова сочинение
    План
    1. Герои романа “Отцы и дети”.
    2. Образ Базарова
    2.1. Образованный человек.
    2.2. Нигилист.
    2.3. Испытание любовью.
    3. Теория Базарова.
    И. С. Тургенев написал свой роман “Отцы и дети” в непростое время для всей России – в период крестьянской реформы, когда общество разделилось на либералов и демократов, порождая многочисленные споры и раздоры между разными социальными слоями.
    В своем произведении писатель изобразил конфликт между свободомыслящими, но законсервированными дворянами, и представителями прогрессивной революционной интеллигенции.
    Семья Кирсановых является образцом вольномыслящих аристократов, они не борются за крепостное право, но и не считают себя равными по отношению к простому народу.
    Базаров же, благородный человек, имеющий дворянские корни, выступает за полное освобождение крестьян и возвращение им всех гарантий и благ.
    Поэтому Евгений Базаров – небогатый образованный мужчина, любитель науки, будущий врач по призванию, становится причиной многих ссор и размолвок в доме пригласивших его Кирсановых.
    Молодой человек очень увлечен естествознанием, каждое утро он отправляется на пешие прогулки и проводит всевозможные хирургические опыты. Базаров очень любит медицину и с ответственностью подходит к ее изучению. Он с радостью употребляет свои знания на пользу бедных людей.
    По мировоззрению главный герой – нигилист, он отрицает и отвергает все условности и все общепринятые нормы, из-за чего у него постоянно бывают нешуточные столкновения с одним из Кирсановых – Павлом Петровичем. Пожилой аристократ недоумевает, как можно отвергать все – искусство, поэзию и даже любовь?! “Все!” – твердо отвечает Евгений, не признающий ни авторитетов, ни идеалов. “Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… – размышляет Павел Петрович. – Да ведь надобно же и строить”. “Сперва нужно место расчистить” – резонно объясняет уверенный Базаров.
    Однако противоречие между ним и старшим поколением является не единственным конфликтом романа.
    После встречи с Одинцовой, в Евгении назревает внутренний разлад, который он не сразу постигает. Дело в том, что молодой человек, отвергающий чувства, эмоции и привязанность, сам начал испытывать всепоглощающее ощущение любви к понравившейся ему женщине. “Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…” – почти со злостью говорит он богатой помещице. Базаров, ни разу до этого не испытывающий настоящего чувства, ожесточен не только сам на себя, но и на свою избранницу. Это она заставляет его верить в любовь! Это из-за нее он трепещет в ожидании ответа!
    Чувство Евгения осталось неразделенным. Понимая это, он уезжает от любимой женщины и вскоре умирает из-за своей неосторожности.
    Смерть молодой человек принимает стойко, сообразно своим принципам и убеждениям. Как врач, он осознает, что скоро начнется кризис и что он может впасть в беспамятство. Мысль о несчастных родителях тревожит его. Он старается ободрить отца мыслями о религии и философии, которым старик очень предан. Перед смертью Базарову удается еще раз увидеть свою любимую женщину.
    Я двояко отношусь к теории всеобщего отрицания, которой придерживается главный герой. С одной стороны, нигилизм говорит о смелости и прогрессивности, но с другой… Я считаю, что невозможно отрицать то, что заложено в людей с рождения – стремление к любви, восхищение прекрасным, устремление к идеалу.

  8. 8
    Текст добавил: Моя жизнь в твоём сердцебиении

    Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. С тех пор он продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами, а политические, философские и эстетические проблемы, поднятые писателем на его страницах, продолжают волновать умы и сердца людей.
    Главный герой романа, Базаров, представлен автором как недавно возникший в русском обществе новый тип людей – нигилистов, появление которых становится своеобразным «знамением времени».
    Базаров – сильный, наделенный природным умом и уверенный в себе человек. Тургенев наделил его материалистическим воззрением, любовью к труду и точным наукам, огромной силой воли и способностью оказывать влияние на окружающих. Писатель показал ненависть своего героя ко всякой «фразе и позе», к косности и рутине. Во всех спорах Базаров обычно побеждает. Он критикует консерватизм Павла Петровича Кирсанова, считает естественнонаучные знания оружием в борьбе с идеализмом «отцов», самостоятельно пробивает дорогу в жизни: «всякий человек сам себя восхищать должен, – ну хоть, как я, например».
    Этот человек не признавал «нематериального», он – враг всего отвлеченного, «оторванного от жизни». Базаров ратует лишь за «конкретные ремесла», которые могли бы быть усвоены народом. Это труженик науки: он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Казалось бы, идеальная личность, но нет…
    В то же время Базаров показан человеком жестким, а иногда и жестоким, безжалостным, грубым. Как некоторые другие персонажи, живущие идеей (например, Чацкий), он совершенно не способен объективно оценивать свои высказывания и высказывания собеседника, принять «чужую правду» хотя бы частично. Евгений Базаров оскорбляет Павла Петровича, не проявляет к нему снисхождения. В «марьинских» главах автор подчеркивает его грубоватую манеру держаться: он не считается с хозяевами, грубит им, то есть выражает презрение к среде, в которую попал.
    Но полный крах своих теорий, своих убеждений Базаров осознает, когда попадает в «любовную коллизию» с Анной Сергеевной Одинцовой. Те теории, идеалы, которым он посвятил себя, не проходят испытания на прочность: «В разговоре с Анной Сергеевной он больше прежнего высказывал свое равнодушие, презрение ко всему романтическому, а, оставшись один, с негодованием осознавал романтика в самом себе». Теперь душа Базарова «раскалывается» на две части: с одной стороны, мы видим отрицание всего духовного, в частности – любви; с другой – способность страстно и одухотворенно любить. На смену наивному цинизму («посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа»; «Этакое богатое тело. Хоть сейчас в анатомический театр», «баба с мозгом») приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Если сначала Базаров называл любовь белибердой, считал рыцарские порывы чем-то вроде уродства или болезни, то теперь «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней». Герой ловил себя на всякого рода «постыдных мыслях, точно бес его дразнил». Общий скептицизм у Базарова сохраняется, но теперь в нем нет прежней непоколебимой уверенности. Идеальная концепция рушится…
    В высказываниях главного героя появляется философская рефлексия на тему смерти и места человека в мире. Но положение «песчинки», «атома» во власти стихий его не удовлетворяет. По мнению героя, человек должен подчинить природу себе. Но это невозможно, законы природы неподвластны человеку. И Базаров это понимает, но принять не может: «Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается». Почему? Как этот волевой и сильный человек повел себя после того, как Одинцова отвергла его любовь?
    Герой спасовал перед жизненной неудачей, или, как он сам говорит, «рассыронился»: у него появляются нотки скептицизма и пессимизма, он поступается некоторыми своими взглядами. Становится ясно, что требования живой человеческой натуры несовместимы с принципами нигилизма. Нет у Базарова ни друзей, ни единомышленников, способных поддержать, помочь. Потому что Аркадий, в сущности, не друг, а попутчик, временный приятель, поверхностно усвоивший взгляды Базарова и вскоре отказавшийся от них. Базаров один, и сил справится с душевным кризисом у него нет. Будучи сильной личностью, он не может отрешиться от своих убеждений, но и от требований натуры он отвернуться не в состоянии. Это тупик: конфликт неразрешим, и герой осознает это. Единственный выход для него – это смерть. И главный герой умирает…
    Кто же такой Базаров? Представитель своего времени, «лишний человек» или человек без будущего? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ясно одно: нельзя пренебрегать духовными ценностями. Это то, на чем держится личность человека, его душа. А без души человек – это только оболочка. Тургенев показал нам сильного человека и лишний раз доказал этот факт.

  9. Образ Базарова
    … Начало шестидесятых годов 19 века. Сложная, переходная для России эпоха. Это был переломный период, ознаменовавшийся появлением нового типа людей – разночинцев. Они не имели ни средств на существование и были вынуждены получать образование, а затем своими знаниями зарабатывать на жизнь. Разночинцы шли, как правило, в естественные науки, увлекались материализмом, причем в низшем его проявлении, вульгарном. Базаров в «Отцах и детях» — один из представителей нигилистов-шестидесятников. И. С. Тургенев не приемлет его взгляды, доказывает ложность его теории.
    Базаров – убежденный нигилист. И, как оказывается, это не дань новому модному веянию. Герой полностью верит в свою теорию. Тщательно продумав и прочувствовав свои идеи, он претворяет их в жизнь. Так кто же такой нигилист? Лучшее определение дает Аркадий, ученик Евгения: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Но формирование новой идеологии не могло обойтись без крайностей. Базаров считает, что только естественные науки способны вести к прогрессу. Поэтому он и занимается в основном химией, физикой, биологией. Проводит эксперименты с лягушками, наблюдает за амебами, собирает образцы флоры и фауны. Но на этом его интересы и заканчиваются. Герой думает, что искусство и другие проявления духовности жизни людей тормозят движение вперед. Этим, собственно, он и отличается от истинных материалистов, утверждающих первичность материи и вторичность сознания. Чего стоят, например, рассуждения Базарова о том, что «Рафаэль гроша медного не стоит,» а «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Невежество героя не ограничивается этим. Базаров не может понять великого русского поэта А. С. Пушкина. Доходит даже до того, что он оскорбляет его, смеется над его поэзией. Нигилист всячески издевается над пристрастиями Николая Петровича Кирсанова к игре на скрипке и чтению стихов. Жизнь таких людей, в понимании Базарова, бесполезна для общества. Он также отрицает любовь и романтизм. Во время разговора с Аркадием «ученый-материалист» издевается над речами своего друга о «загадочных взглядах» и советует ему получше изучить анатомию глаза.
    В прошлые десятилетия молодое поколение узнавало черты своих характеров в онегиных, печориных, рудиных и чацких. У печориных была воля без знания, у рудиных – знание без воли. «У базаровых же есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое». Действительно, Базаров – человек жизни, человек дела. Он дни напролет проводит в труде, в занятиях. У него даже руки от работы красные, подчеркивает Тургенев. Базаров не может жить без того, чтобы не давать регулярно работу своему мозгу и извлекать из нее пользу. Так, гостя у Аркадия, все время он проводит в своей лаборатории за микроскопом. Конечно же, такие энергичные люди могли бы внести большой вклад в развитие науки.
    Базаров – сын уездного лекаря, имеющего два десятка душ. Поэтому и средств на существование у героя мало. Ему чуждо изящество жизни. Оказавшись в обществе утонченного аристократа Павла Петровича Кирсанова, Базаров не перестает над ним подтрунивать. Герой не устает иронизировать над его воротничками, духами, английской одеждой. Ненависть к «барчукам проклятым» у Евгения в крови. Но она взаимна и вскоре выливается в горячий спор. Выясняются некоторые дикие идеи Базарова. Да, герой все отрицает, все опровергает, стремится все рушить. Но что же он хочет построить взамен? Ничего. Как говорит герой, его задача – лишь расчистить место. А создавать что-то новое это уже не его забота. Какое сходство с варварами! Разрушить Рим – это все, на что они были способны.
    Но идеи Базарова нежизнеспособны. Его теория ставит его же самого в тупик, он становится ее рабом. Герой, отрицающий все чувства, вдруг влюбляется. Охватившая его страсть пробивает брешь в его теории. Любовь к Одинцовой заставляет Базарова посмотреть на мир иначе. И вот уже Евгений видит, что жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Поэтому Базаров, выстрадавший свою теорию, отступничество от нее видит как свою слабость, как жизненный крах. Рушатся все его устои. Постепенно он начинает подмечать, что совершает непозволительные для себя поступки. Это и участие в дуэли, «рыцарском поединке», который так яростно отрицал герой. Это и благородный поступок, совершенный во время дуэли. Поддавшись чувству, Евгений сохраняет жизнь своему противнику. Внутренний конфликт Базарова не находит своего разрешения и в итоге приводит разочаровавшегося героя к трагическому финалу.
    Неотвратимый удар судьбы настигает Базарова – он умирает. В том, что смелый «анатом» и «физиолог» заражается от вскрытия трупа, есть что-то роковое. Перед лицом смерти слабыми оказываются опоры, поддерживавшие некогда Базарова. «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» — признает Евгений. Но герой вдруг проявляет качества, некогда им отрицавшиеся. Смерть Базарова удивительна. Умирая, он думает не о себе, а о своих родителях и об Одинцовой. Ослабив над собой контроль, Базаров становится лучше и человечнее. Но это не признак слабости, а естественной проявление чувства. И «это служит энергичным доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры».
    Базарова больше нет. Но жизнь продолжается. Те герои, которые изучали природу, понимали ее красоту, покорялись таинственным силам, действующим в ней, обретают счастье в любви, в жизни. И история продолжается ими. Но Базаров не побежден окончательно. После смерти его продолжают помнить и любить. Базаровы с такими знаниями и умениями нужны обществу. Материализм же в их понимании обречен на гибель.

  10. Базаров – типичный нигилист, решительно и беспощадно отрицающий общественное устройство, пустословие, а также искусство, литературу и любовь. Базаров не признаёт духовного начала ни в природе, ни в человеке. Это человек с особым мировоззрением, отрицающий общепринятые нормы, правила, принципы, авторитеты и опыт отцов. Он отрицает самодержавие, крепостное право, либеральную болтовню, отрицательные стороны самосознания народа. Он говорит о том, что его поколение всё разрушит и место расчистит.
    Базаров упрощает сложную духовную жизнь до физиологических элементов. Он отрицает любовь, отрицает дружбу. Базаров считает, что сильным чувствам нет места, а в человеческом теле, а любовь вообще не свойственно природе человеческой – существует только физическое влечение. Он признаёт только то, что можно потрогать, реально ощутить, что приносит видимую практическую пользу. Базаров говорит о том, что во всём виновато общество. Он считает, что надо перестроить общество, и тогда люди изменятся.
    Даже в предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца и гордо смотрит в глаза смерти. Ждать собственную смерть, лицом к лицу столкнуться с ней и не испугаться может не каждый. Это говорит о том, что Базаров – мужественный, сильный и поистине преданный себе человек.
    Но у Евгения есть и отрицательные качества: грубость, резкость, иронизм, неверное отношение к искусству. Он сплеча отрицает вещи, которых не знает или не понимает.
    Сам Тургенев относится к плеяде «отцов» и, хотя он симпатизирует Базарову, выступает за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытав Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.
    59402 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
    Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
    Можно ли Базарова назвать «лишним» человеком? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
    Трагизм образа Базарова в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”
    Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
    Нигилизм Базарова (по роману И.А. Тургенева “Отцы и деты”)

    / Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Личность Базарова в романе “Отцы и дети”

    Смотрите также по произведению “Отцы и дети”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. С тех пор он продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами, а политические, философские и эстетические проблемы, поднятые писателем на его страницах, продолжают волновать умы и сердца людей.
    0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

    Смотрите также по произведению “Отцы и дети”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *