Сочинение на тему описание человека по личным наблюдениям

12 вариантов

  1. Цель: ознакомить учащихся с особенностями описания внешности человека; развивать речевые умения и навыки; формировать наблюдательность и Внимание к окружающим людям; способствовать формированию уважительного отношения к людям, интересу к личности; воспитывать культуру речи. оборудование: портрет а. П. Струйской художника Ф. С. Рокотова, репродукции картин: леонардо да Винчи «Джоконда», П. Пикассо «Девочка на шаре», грамзапись песен в исполнении а. Герман, карточки с индивидуальными заданиями. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
    Никакая внешняя прелесть
    Не может быть полной, если она
    Не оживлена внутренней красотой.
    В. Гюго
    Худ. Ф. с. рокотов. Портрет а. П. струйской Худ. леонардо да винчи. Джоконда
    ХОД УРОКА
    I. Организационный этап
    II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности
    Слово учителя
    — Ребята, присмотритесь друг к другу, когда вы разговариваете на переменах… Излишняя жестикуляция, громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир… В этот момент мало кто из вас способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя… мы разучились смотреть друг другу в глаза…
    Поэтому очень важным является сегодня разговор о внешности человека. Он поможет сформировать у вас наблюдательность и Внимание к окружающим людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы.
    Сегодня на уроке мы будем учиться через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.
    На уроках литературы вы уже знакомились с понятием портрет литературного героя.
    Вспомните:
    • Что такое литературный портрет?
    • Для кого он вводится в художественное произведение?
    (1. Словесное изображение внешности человека, фигуры, одежды, манеры
    Держаться, жестов, мимики. 2. С помощью портрета писатель даёт зримое представление о внешности героя, своё отношение к герою.)
    III. Работа над культурой и развитием речи учащихся
    1. слово учителя
    Определите, о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках, ответьте на вопросы:
    • Какие элементы внешности использованы автором при описании героев?
    • Что сразу бросается в глаза?
    1) «Правду молвит, молодица
    Уж и впрямь была царица:
    Высока, стройна, бела,
    И умом и всем взяла;
    Но зато горда, ломлива,
    Своенравна и ревнива…»
    (Царица, А. Пушкин «Сказка о мёртвой
    Царевне и о семи богатырях»)
    2) «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира» (Снежная королева, Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)
    3) «лицо её было очень строгим, и Гарри сразу подумал, что с такой лучше не спорить и от неё лучше держаться подальше…» (Профессор Мак Гонагалл, Джоан Кэтлин Роллинг «Гарри Поттер и философский камень»)
    4) «месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит;
    А сама-то величава, Выступает, словно пава…» (Царевна, А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
    — Как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза — ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души… Народная мудрость гласит: «В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить». Обратите Внимание на портрет александры Петровны Струйской работы великого русского художника Фёдора Степановича Рокотова и послушайте замечательные стихи Николая Заболоцкого:
    Любите живопись, поэты!
    Лишь ей единственной дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.
    Ты помнишь, как из тьмы былого,
    Едва закутана в атлас,
    С портрета Рокотова снова
    Смотрела Струйская на нас?
    Её глаза — как два тумана,
    Полуулыбка, полуплач,
    Её глаза — как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Когда потёмки наступают
    И приближается гроза,
    Со дна души моей мерцают
    Её прекрасные глаза.
    2. слово учителя
    — Описание внешности — один из самых трудных видов описания.
    Редко кому удаётся отыскать особенную, неповторимую деталь внешности, которая позволяет раскрыть внутренний мир человека, мгновенно узнать его, сделать заметным на фоне остальных лиц… а умение отмечать особые приметы может оказаться полезным (например, в розыске человека). Такие описания носят обычно деловой характер: отсутствие эмоций, отступлений, предельная точность, лаконичность.
    1) Потерялся мальчик 4-х лет. Зовут Серёжа. Одет в спортивный ко
    Стюм зелёного цвета. Без головного убора. На правой щеке, ближе
    К подбородку, небольшое родимое пятно. Немного заикается. На
    Шедших просим сообщить…
    Поэтому с детства надо развивать наблюдательность, зрительную память, умение отмечать в человеке самое яркое, особенное, индивидуальное.
    Представьте себе, что нас просят помочь составить словесный портрет девочки. Что из предложенного текста надо оставить?
    2) Она маленькая, худенькая. Светлые, кудрявые волосы. Глаза задум
    Чивые, голубые. На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье
    В красную клеточку. Она любит долго спать, есть мороженое «Эски
    Мо». Увлекается коллекционированием марок. любит петь весёлые
    Песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой машей. У неё
    Есть кошка мурка.
    Главный недостаток второго текста — непоследовательность описания внешности. Поэтому для ориентации необходим план.
    3. работа над составлением плана
    1) Основная мысль описания (замысел).
    2) Что во внешности выделяется для раскрытия замысла (компоненты внешности).
    3) яркие, незабываемые портретные детали.
    4) языковые средства, использованные для описания.
    План поможет и в работе со специальными карточками, подготов
    Ленными к этому уроку. (На карточках — красочные фотографии и ин
    Дивидуальные задания с учётом интересов и склонностей ребят.)
    4. работа с ситуативным материалом
    А) лена — гимнастка. Сегодня у неё ответственные соревнования. Только
    Что она закончила своё выступление на бревне. а что скажут судьи?
    Опиши выражение лица девочки. Какие у неё глаза? О чём она ду
    Мает? Какие строчки можно было бы подписать под фотографией?
    Максим. Он уже совсем взрослый. Он любит ходить на прогулки сам. Сколько интересного вокруг!
    Опиши выражение лица максима, когда он увидел кузнечика. Подбери такие слова, которые помогли бы понять его настроение.
    Своё описание озаглавь. Употребляй слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
    Юра. Он не слушал объяснения учителя. а когда его спросили правило, то…
    Опиши выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут нам понять его душевное состояние? Своё описание озаглавь.
    Настенька. Она с дедушкой пришла на могилу Неизвестного солдата.
    Опиши выражение лица девочки, подбери такие слова, которые позволили бы понять её душевное состояние. О чём она думает? Употребляй слова с оценочными суффиксами. Как бы ты озаглавил своё описание?
    Б) Следующий вид работы — описание соседа по парте с использова
    Нием составленной заранее портретной лексики.
    Советуем запомнить!
    5. составление и разыгрывание диалогов
    Составьте и разыграйте диалог, учитывая указанные обстоятельства.
    Вы договорились встретиться со своим знакомым, чтобы взять книгу (диск, игру, словарь), но оказалось, что не можете пойти на встречу. Позвоните своему другу (своей подруге), объясните, что встречу отменить невозможно, попросите встретиться вместо вас. Опишите своего знакомого.
    Вашу просьбу выслушивают и уточняют, где, когда, что нужно передать, спрашивают имя человека, с кем предстоит встретиться, просят описать его внешность.
    (Как правило, ребята вскользь говорят об улыбке человека, либо вообще не включают её в описание. И тогда уместно напомнить слова Л. Толстого: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли — всё покажет».)
    6. слово учителя
    — Доброжелательное, озаренное ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. мы до сих пор замираем перед картиной леонардо да Винчи «Джоконда».
    Улыбка ДЖОКОНДЫ
    Летел в её улыбку камень,
    Вонзали нож по рукоять.
    Посмотрит тёмными зрачками —
    И улыбается опять.
    Из лувра выкрали. И даже
    На Пикассо упала тень,
    Но вновь она на вернисаже
    Улыбкою встречает день.
    Смеялись флейты,
    Пели скрипки
    На всех сеансах год подряд,
    Чтоб вызвать этот миг улыбки,
    Непостижимый этот взгляд.
    Умолкло всё,
    Всё притаилось
    На всех ветвях, на всех кустах,
    Когда улыбка появилась
    У моны лизы на устах.
    Постичь до дна улыбку надо,
    Чтоб увидать в её венце
    Измученного леонардо
    С улыбкой на худом лице.
    Левша, он сам сработал раму,
    Сам врезал в раму вензеля.
    С тех пор улыбкой этой самой
    Интересуется земля.
    Джоконда властно и коварно
    Сквозь линзы стёкол четырёх
    Глядит с улыбкой лучезарной
    Равно на умниц и дурёх.
    Смеётся флейта,
    Плачет скрипка —
    Не расставались будто с ней,
    А легендарная улыбка
    Меж тем с годами всё ясней.
    Не меркнет и не угасает,
    Светлее дня,
    Сильнее тьмы.
    Джоконда, видно, что-то знает,
    Чего ещё не знаем мы.
    (М. Лисянский)
    — Посмотрите на картину Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Это
    Одно из ранних произведений художника.
    …Холмистая местность, вдалеке несётся лошадь, гуляет женщина с детьми. Здесь же стоянка бродячих акробатов. Тоненькая девочка-гимнастка легко балансирует на шаре, рядом — её партнёр и тренер — широкоплечий атлет. Сила и грация… Художник умышленно чуть преувеличивает контраст могущества и изящества.
    (можно предложить дифференцированные задания:
    А) описание внешности девочки;
    Б) описание фигуры мужчины;
    В) подобрать синонимы к словам хрупкая, сильный;
    Г) подобрать антонимы к словам изящный, мощный, массивный, нежный)
    IV. Рефлексия. Подведение итогов урока
    Заключительное слово учителя
    — Всегда ли могучее телосложение является доказательством сильной воли человека, а люди хрупкие не способны на подвиг? Нет, не всегда внешность человека передаёт его внутренний мир, иногда она обманчива и надо быть очень наблюдательным, чтобы не ошибиться в людях, суметь разглядеть истинные душевные качества.
    …что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? (Н. Заболоцкий)
    Описание человека не будет полным без упоминания о его голосе. мы теряем свою привлекательность, если говорим невыразительно, тускло. «Девушка без голоса, что пшеница без колоса»,— гласит народная мудрость.
    Послушайте песни анны Герман, чей удивительный голос так гармонически сочетался с мягкими, нежными чертами лица, доброй согревающей улыбкой и задумчивыми, глубокими глазами…
    V. Домашнее задание
    Написать сочинение-миниатюру (на основе личных наблюдений) «мой друг (подруга) в минуту радости (гнева)».

  2. В двух словах описать внешность человека сложно, так как каждый человек имеет свои особенности. Я расскажу о внешности свой подруги Марины.
    Моя подруга — веселый и подвижный человек, слегка полновата, с роскошной рыжей шевелюрой и молочно-белой кожей. Ничего примечательного в ней нет, но если приглядеться внимательно к ее лицу, можно увидеть столько отличительных признаков, что, встретив ее на улице, вы не ошибетесь — мой рассказ именно о ней.
    Первое, что вы увидите — это огромные зеленые глаза с золотыми искорками. Цвет глаз очень редкий. Изумрудно-зеленая радужная оболочка глаз напоминает драгоценный камень. Золотистые вкрапления придают глазам необычную глубину. Длинные коричневые ресницы усиливают магнетизм глаз и создается впечатление, что вы ныряете в теплое море, а красиво изогнутые брови подчеркивают все это великолепие.
    Форма носа с виду обычная. Тонкая, ровная спинка носа, слегка вздернутый кончик, маленькие ноздри. На круглом лице Марины маленький носик выглядит забавно.
    На носу и под глазами можно увидеть бронзовую россыпь веснушек. Они совершенно не портят внешность моей подруги и придают ее образу очарования.
    Губы Марины — это предмет зависти всех знакомых девочек. В уголке рта с левой стороны расположилась небольшая симпатичная родинка. Красивая линия верхней губы напоминает лук Амура. Сами губы полные, кораллового цвета, скрывают за собой идеально ровные зубы.
    Красота глаз и губ Марины отвлекает внимание от слегка полноватых ее щечек. Но не тогда, когда она улыбается. В этот момент на щеках появляются две маленькие ямочки, которые завершают образ Марины. Если моя подруга улыбается — невозможно не улыбнуться в ответ. Такую улыбку можно назвать лучезарной.
    Добрая и симпатичная. Рыжая хохотушка. Вот такая моя подруга Марина.
    Источник: sdam-na5.ru

  3. Описание внешности человека – это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания – найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.
    Источником сочинений-описаний внешности может быть все что угодно. Как и для других описаний, это может быть жизненный опыт, когда словесный портрет воссоздаётся по памяти (например, “Внешность человека, которого я видел однажды…”). Или воображение (“Мой портрет через 10 лет”).
    Примерный план сочинения:
    1. Вступление.
    2. Общее впечатление (фигура, рост).
    3. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши.
    4. Одежда.
    5. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).
    6. Заключение.
    Возможные определения:
    Глаза – зелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…
    Брови – красивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные…
    Лоб – высокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский…
    Взгляд – растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…
    Нос – прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой…
    Волосы – короткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу…
    Фигура – хорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская…
    Походка – быстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная…
    Поза – величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная…
    Пример описания внешности позаимствуем у М.Ю. Лермонтова (из романа «Герой нашего времени»):
    «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо.
    Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.
    Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! – Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».

  4. Цели:
    Развивать у учащихся наблюдательность,
    внимание их к окружающим людям, к самим себе.
    Подготавливать школьников к пониманию
    внутреннего мира человека, индивидуальности
    каждого, воспитывать эстетический вкус.
    Готовить учащихся к сочинениям на литературную
    тему (сочинениям-характеристикам).
    Расширять общее развитие, обогащая речь
    учащихся “портретной лексикой”

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя

    Учитель: Сегодня, ребята, у нас будет
    не совсем обычный урок русского языка. Мы будем
    учиться описывать внешность человека по личным
    наблюдениям. Записываем в тетрадь тему урока (тема
    на доске).

    2. Знакомство с темой

    Вопрос: Какие слова в названии темы
    главные? (Описание внешности – личные
    наблюдения.)
    Вопрос: Как вы понимаете “личные
    наблюдения”? (Это то, что я видел сам.)
    Вопрос: А что значит описать внешность
    человека? (Это описать (рассказать) про: далее
    запись в тетрадь.)
    лицо, рост, одежду, руки, фигуру, которые служат
    для описания внешней портретной
    характеристики;
    глаза, манеры, осанку, походку, речь, жесты,
    которые служат для описания внутренней
    характеристики
    Подвожу учащихся к этим выводам.
    Вопрос: Как вы думаете, что ещё обязательно
    необходимо отразить в описании внешности
    человека? (Надо постараться найти характерные
    особенности его индивидуальности, что может быть
    связано с его профессией, с его душевным
    состоянием.)
    Вопрос: Описание внешности может
    открывать нам внутреннее состояние человека? (Конечно).
    А характер? (В какой-то степени ДА).
    Вопрос: Чтобы показать при описании
    внешности индивидуальность человека, каким
    должен быть сам описывающий его? (Наблюдательным,
    внимательным к окружающим тебя людям.)
    Вы, наверное, знаете, что описание внешности
    может быть:
    деловое (…при розыске пропавшего, т.к.
    надо указать особые приметы..) Например:
    Потерялся мальчик 4-х лет…Зовут…Одет…На правой
    щеке ближе к шее – родимое пятно…;
    научное (описание археологами
    найденных экспонатов, описание представителя
    определённой расы);
    художественное (описание
    литературного героя).

    3. Подведие небольшого итога

    Учитель: Мы узнали, что значит описать
    внешность человека (это…), каким человеком надо
    быть (наблюдательным, внимательным к окружающим
    тебя людям). Надо обязательно суметь передать
    индивидуальность человека, его характер,
    настроение, душевное состояние в этот момент.
    И вы приступаете к описанию внешности. Давайте
    запишем несколько пожеланий, которые помогут вам
    правильно это сделать.
    (Учитель записывает заранее на закрытой
    части доски или делает памятку-распечатку для
    каждого. Учащиеся записывают в тетрадь.)
    Определи свой замысел. Зачем ты описываешь
    именно этого человека?
    Почувствуй индивидуальность неповторимость,
    что поможет понять его характер, настроение,
    внутреннее “Я”.
    Продумайте последовательность изложения.
    Не заменяйте описание повествованием (т.е.
    вместо описания друга, вы рассказываете о том,
    как вы познакомились и подружились).
    Использовать можно “портретную лексику”.
    Давайте вместе сделаем примерные записи (В
    сильном классе можно предложить выполнить эту
    работу по группам с последующей проверкой и
    дополнением).
    Запись в тетрадь.
    ГЛАЗА – серые, карие, синие, чёрные,
    зелёные, голубые, небесные, серовато-голубые,
    лучистые, темные, светлые, маленькие, большие,
    хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые,
    добрые, со смешинкой, дикие, приветливые,
    недоверчивые, коварные…
    НОС – прямой, с горбинкой, курносый,
    вздёрнутый, широкий, узкий.
    ВОЛОСЫ – каштановые, светлые, русые,
    соломенные, седые, с проседью, густые, пышные,
    блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые,
    кудрявые, торчащие как палки…
    ПОХОДКА – собранная, вразвалку,
    быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная.
    ВЗГЛЯД – растерянный, весёлый
    недоверчивый, открытый, грустный, восторженный,
    хитрый, доверчивый…

    4. Закрепление материала

    (На парте у каждого карточки.)
    Карточка 1. Портрет подруги
    Ей четырнадцать лет. Черты лица мелкие. Лицо
    круглое. Лоб небольшой, открытый. Волосы русые,
    заплетённые в косу с голубым бантом. Глаза синие
    и живые. Ресницы маленькие и белые. Нос небольшой
    с горбинкой. Рот маленький. Губы красные.
    Вопрос: Как Вы думаете, определил ли автор
    этого описания свой замысел? Показал ли он в
    описании индивидуальность этого человека? Да ещё
    подруги!
    (НЕТ! Потому что описываются отдельные детали
    внешности девочки, их перечисление. А
    индивидуальное, существенное не выделено.
    Получился набор фраз!)
    Давайте попробуем справить. Я думаю, у нас
    получится.
    Давайте подумаем, какой мы хотим себе
    представить эту девочку? Определи замысел!
    (Девочка приятная, открытая, доброжелательная….)
    Простым карандашом делаем вставки. Читаем
    целиком исправленный текст. Теперь появилась
    индивидуальность.
    Карточка 2
    У нас в классе есть девочка. У неё высокий лоб,
    на лоб падает чёлка. В открытом взгляде можно
    угадать непоседу. Чёрные густые волосы собраны в
    хвостик. Глаза светлые озорные.
    Вопрос: В этом описании перечисление,
    набор фраз или чувствуется индивидуальность? (НЕТ!
    Это не набор фраз, не перечисление!)
    Вопрос: А что же сделано не так? Нарушена
    последовательность изложения.
    Лучше вначале всё сказать о волосах.
    “У неё высокий лоб, на который падает чёлка.
    Чёрные густые волосы собраны в хвостик.”
    (учащиеся работают карандашом, проводят стрелки)
    А затем описать глаза и взгляд.
    “Глаза светлые озорные. В открытом взгляде можно
    угадать непоседу.”
    Читаем целиком исправленный текст.

    5. Заключение

    Учитель: А теперь мы подошли с Вами к
    заключительному этапу работы. Перед вами
    карточка № 3. В ней два текста А и Б. Оба
    текста-описания внешности по личным наблюдениям.
    Наша задача – работать с двумя текстами сразу, а
    потом определить, в каком из них, на ваш взгляд,
    есть недостатки, а какой уже дан в исправленном
    виде.
    Карточка 3
    А. У моей подруги обыкновенная,
    по-моему, привлекательная внешность. Чёрные
    волосы, коротко постриженные, аккуратно лежат на
    её круглой голове. Длинный нос некрасиво
    прилеплен к лицу. Губы большие и алые, как
    помидор. Но самое интересное в ней – это её глаза.
    Когда она смотрит на меня, то они у неё чёрные.
    Когда радуется – какие-то блестящие и не чёрные,
    а непонятно какие. Один раз я чем-то, не помню,
    обидела её. Она не сказала ни слова, но так
    посмотрела на меня, как бы сказав мне: “Ты не
    права. Слышишь?” После этого мы не виделись с ней
    три дня. Я поняла свой поступок, но не
    осмеливалась к ней подойти. Мне было стыдно. А она
    уже понимала это. Когда мы нечаянно вместе
    встретились в подъезде, я взглянула в её глаза.
    Она опять как бы сказала мне: “Ну. Я всё поняла”.
    При этом они были такие радостные и весёлые.Б.
    У моей подруги обыкновенная, но, по-моему,
    привлекательная внешность. У неё , как у многих,
    коротко постриженные волосы (чёрные цвета).
    Большие яркие губы и длинный нос. Пожалуй, он даже
    немного портит её лицо. Но самое главное в её лице
    для меня – чёрные большие глаза под большими
    чёрными бровями. Это глаза очень внимательного,
    умного, живого человека. В них выражается и
    настроение моей подруги, и её отношение к
    человеку. Когда она радуется, глаза у неё
    становятся блестящими и даже как будто светлеют.
    Один раз я чем-то, не помню, обидела её. Она не
    сказала ни слова, но так посмотрела на меня, как
    будто сказала: “Ты не права, слышишь?” А когда мы
    через несколько дней встретились и я почему-то не
    смогла признаться, что поняла свою ошибку, я
    просто взглянула в её глаза. И они как бы сказала
    мне: “Я всё поняла”. При этом они были такие
    радостные и весёлые!
    Учащиеся высказывают свои замечания. Кто-то
    считает, что автор сочинения очень увлёкся, можно
    было изложить более кратко. Другой считает, что
    сравнение алых губ с помидором неприлично, что
    можно ярче описать сами глаза, их выражение. К
    сожалению, пришлось подсказать, что если
    внешность привлекательная, то не надо так резко
    говорить о носе и т. д. Большинство учащихся
    приходит к выводу, что текст Б – исправленный.

    6. Подведение итогов урока. Выставление оценок

    7. Домашнее задание

    Описать внешность знакомого нам человека.
    Озаглавить работу.

    Материал для учащихся

    Карточка 1. Портрет подруги
    Ей четырнадцать лет. Черты лица мелкие. Лицо
    круглое. Лоб небольшой, открытый. Волосы русые,
    заплетённые в косу с голубым бантом. Глаза синие
    и живые. Ресницы маленькие и белые. Нос небольшой
    с горбинкой. Рот маленький. Губы красные.
    Карточка 2
    У нас в классе есть девочка. У неё высокий лоб,
    на лоб падает чёлка. В открытом взгляде можно
    угадать непоседу. Чёрные густые волосы собраны в
    хвостик. Глаза светлые озорные.
    Карточка 3
    А. У моей подруги обыкновенная,
    по-моему, привлекательная внешность. Чёрные
    волосы, коротко постриженные, аккуратно лежат на
    её круглой голове. Длинный нос некрасиво
    прилеплен к лицу. Губы большие и алые, как
    помидор. Но самое интересное в ней – это её глаза.
    Когда она смотрит на меня, то они у неё чёрные.
    Когда радуется – какие-то блестящие и не чёрные,
    а непонятно какие. Один раз я чем-то, не помню,
    обидела её. Она не сказала ни слова, но так
    посмотрела на меня, как бы сказав мне: “Ты не
    права. Слышишь?” После этого мы не виделись с ней
    три дня. Я поняла свой поступок, но не
    осмеливалась к ней подойти. Мне было стыдно. А она
    уже понимала это. Когда мы нечаянно вместе
    встретились в подъезде, я взглянула в её глаза.
    Она опять как бы сказала мне: “Ну. Я всё поняла”.
    При этом они были такие радостные и весёлые.Б.
    У моей подруги обыкновенная, но, по-моему,
    привлекательная внешность. У неё , как у многих,
    коротко постриженные волосы (чёрные цвета).
    Большие яркие губы и длинный нос. Пожалуй, он даже
    немного портит её лицо. Но самое главное в её лице
    для меня – чёрные большие глаза под большими
    чёрными бровями. Это глаза очень внимательного,
    умного, живого человека. В них выражается и
    настроение моей подруги, и её отношение к
    человеку. Когда она радуется, глаза у неё
    становятся блестящими и даже как будто светлеют.
    Один раз я чем-то, не помню, обидела её. Она не
    сказала ни слова, но так посмотрела на меня, как
    будто сказала: “Ты не права, слышишь?” А когда мы
    через несколько дней встретились и я почему-то не
    смогла признаться, что поняла свою ошибку, я
    просто взглянула в её глаза. И они как бы сказала
    мне: “Я всё поняла”. При этом они были такие
    радостные и весёлые!

  5. Первое, что вы увидите – это огромные зеленые глаза с золотыми искорками. Цвет глаз очень редкий. Изумрудно-зеленая радужная оболочка глаз напоминает драгоценный камень. Золотистые вкрапления придают глазам необычную глубину. Длинные коричневые ресницы усиливают магнетизм глаз и создается впечатление, что вы ныряете в теплое море, а красиво изогнутые брови подчеркивают все это великолепие.
    Форма носа с виду обычная. Тонкая, ровная спинка носа, слегка вздернутый кончик, маленькие ноздри. На круглом лице Марины маленький носик выглядит забавно.
    На носу и под глазами можно увидеть бронзовую россыпь веснушек. Они совершенно не портят внешность моей подруги и придают ее образу очарования.
    Губы Марины – это предмет зависти всех знакомых девочек. В уголке рта с левой стороны расположилась небольшая симпатичная родинка. Красивая линия верхней губы напоминает лук Амура. Сами губы полные, кораллового цвета, скрывают за собой идеально ровные зубы.
    Красота глаз и губ Марины отвлекает внимание от слегка полноватых ее щечек. Но не тогда, когда она улыбается. В этот момент на щеках появляются две маленькие ямочки, которые завершают образ Марины. Если моя подруга улыбается – невозможно не улыбнуться в ответ. Такую улыбку можно назвать лучезарной.
    Добрая и симпатичная. Рыжая хохотушка. Вот такая моя подруга Марина.

  6. Цель: ознакомить учащихся с особенностями описания внешности человека; развивать речевые умения и навыки; формировать наблюдательность и Внимание к окружающим людям; способствовать формированию уважительного отношения к людям, интересу к личности; воспитывать культуру речи. оборудование: портрет а. П. Струйской художника Ф. С. Рокотова, репродукции картин: леонардо да Винчи «Джоконда», П. Пикассо «Девочка на шаре», грамзапись песен в исполнении а. Герман, карточки с индивидуальными заданиями. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
    Никакая внешняя прелесть
    Не может быть полной, если она
    Не оживлена внутренней красотой.
    В. Гюго
    Худ. Ф. с. рокотов. Портрет а. П. струйской Худ. леонардо да винчи. Джоконда
    ХОД УРОКА
    I. Организационный этап
    II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности
    Слово учителя
    — Ребята, присмотритесь друг к другу, когда вы разговариваете на переменах… Излишняя жестикуляция, громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир… В этот момент мало кто из вас способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя… мы разучились смотреть друг другу в глаза…
    Поэтому очень важным является сегодня разговор о внешности человека. Он поможет сформировать у вас наблюдательность и Внимание к окружающим людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы.
    Сегодня на уроке мы будем учиться через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.
    На уроках литературы вы уже знакомились с понятием портрет литературного героя.
    Вспомните:
    • Что такое литературный портрет?
    • Для кого он вводится в художественное произведение?
    (1. Словесное изображение внешности человека, фигуры, одежды, манеры
    Держаться, жестов, мимики. 2. С помощью портрета писатель даёт зримое представление о внешности героя, своё отношение к герою.)
    III. Работа над культурой и развитием речи учащихся
    1. слово учителя
    Определите, о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках, ответьте на вопросы:
    • Какие элементы внешности использованы автором при описании героев?
    • Что сразу бросается в глаза?
    1) «Правду молвит, молодица
    Уж и впрямь была царица:
    Высока, стройна, бела,
    И умом и всем взяла;
    Но зато горда, ломлива,
    Своенравна и ревнива…»
    (Царица, А. Пушкин «Сказка о мёртвой
    Царевне и о семи богатырях»)
    2) «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира» (Снежная королева, Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)
    3) «лицо её было очень строгим, и Гарри сразу подумал, что с такой лучше не спорить и от неё лучше держаться подальше…» (Профессор Мак Гонагалл, Джоан Кэтлин Роллинг «Гарри Поттер и философский камень»)
    4) «месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит;
    А сама-то величава, Выступает, словно пава…» (Царевна, А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
    — Как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза — ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души… Народная мудрость гласит: «В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить». Обратите Внимание на портрет александры Петровны Струйской работы великого русского художника Фёдора Степановича Рокотова и послушайте замечательные стихи Николая Заболоцкого:
    Любите живопись, поэты!
    Лишь ей единственной дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.
    Ты помнишь, как из тьмы былого,
    Едва закутана в атлас,
    С портрета Рокотова снова
    Смотрела Струйская на нас?
    Её глаза — как два тумана,
    Полуулыбка, полуплач,
    Её глаза — как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Когда потёмки наступают
    И приближается гроза,
    Со дна души моей мерцают
    Её прекрасные глаза.
    2. слово учителя
    — Описание внешности — один из самых трудных видов описания.
    Редко кому удаётся отыскать особенную, неповторимую деталь внешности, которая позволяет раскрыть внутренний мир человека, мгновенно узнать его, сделать заметным на фоне остальных лиц… а умение отмечать особые приметы может оказаться полезным (например, в розыске человека). Такие описания носят обычно деловой характер: отсутствие эмоций, отступлений, предельная точность, лаконичность.
    1) Потерялся мальчик 4-х лет. Зовут Серёжа. Одет в спортивный ко
    Стюм зелёного цвета. Без головного убора. На правой щеке, ближе
    К подбородку, небольшое родимое пятно. Немного заикается. На
    Шедших просим сообщить…
    Поэтому с детства надо развивать наблюдательность, зрительную память, умение отмечать в человеке самое яркое, особенное, индивидуальное.
    Представьте себе, что нас просят помочь составить словесный портрет девочки. Что из предложенного текста надо оставить?
    2) Она маленькая, худенькая. Светлые, кудрявые волосы. Глаза задум
    Чивые, голубые. На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье
    В красную клеточку. Она любит долго спать, есть мороженое «Эски
    Мо». Увлекается коллекционированием марок. любит петь весёлые
    Песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой машей. У неё
    Есть кошка мурка.
    Главный недостаток второго текста — непоследовательность описания внешности. Поэтому для ориентации необходим план.
    3. работа над составлением плана
    1) Основная мысль описания (замысел).
    2) Что во внешности выделяется для раскрытия замысла (компоненты внешности).
    3) яркие, незабываемые портретные детали.
    4) языковые средства, использованные для описания.
    План поможет и в работе со специальными карточками, подготов
    Ленными к этому уроку. (На карточках — красочные фотографии и ин
    Дивидуальные задания с учётом интересов и склонностей ребят.)
    4. работа с ситуативным материалом
    А) лена — гимнастка. Сегодня у неё ответственные соревнования. Только
    Что она закончила своё выступление на бревне. а что скажут судьи?
    Опиши выражение лица девочки. Какие у неё глаза? О чём она ду
    Мает? Какие строчки можно было бы подписать под фотографией?
    Максим. Он уже совсем взрослый. Он любит ходить на прогулки сам. Сколько интересного вокруг!
    Опиши выражение лица максима, когда он увидел кузнечика. Подбери такие слова, которые помогли бы понять его настроение.
    Своё описание озаглавь. Употребляй слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
    Юра. Он не слушал объяснения учителя. а когда его спросили правило, то…
    Опиши выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут нам понять его душевное состояние? Своё описание озаглавь.
    Настенька. Она с дедушкой пришла на могилу Неизвестного солдата.
    Опиши выражение лица девочки, подбери такие слова, которые позволили бы понять её душевное состояние. О чём она думает? Употребляй слова с оценочными суффиксами. Как бы ты озаглавил своё описание?
    Б) Следующий вид работы — описание соседа по парте с использова
    Нием составленной заранее портретной лексики.
    Советуем запомнить!
    5. составление и разыгрывание диалогов
    Составьте и разыграйте диалог, учитывая указанные обстоятельства.
    Вы договорились встретиться со своим знакомым, чтобы взять книгу (диск, игру, словарь), но оказалось, что не можете пойти на встречу. Позвоните своему другу (своей подруге), объясните, что встречу отменить невозможно, попросите встретиться вместо вас. Опишите своего знакомого.
    Вашу просьбу выслушивают и уточняют, где, когда, что нужно передать, спрашивают имя человека, с кем предстоит встретиться, просят описать его внешность.
    (Как правило, ребята вскользь говорят об улыбке человека, либо вообще не включают её в описание. И тогда уместно напомнить слова Л. Толстого: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли — всё покажет».)
    6. слово учителя
    — Доброжелательное, озаренное ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. мы до сих пор замираем перед картиной леонардо да Винчи «Джоконда».
    Улыбка ДЖОКОНДЫ
    Летел в её улыбку камень,
    Вонзали нож по рукоять.
    Посмотрит тёмными зрачками —
    И улыбается опять.
    Из лувра выкрали. И даже
    На Пикассо упала тень,
    Но вновь она на вернисаже
    Улыбкою встречает день.
    Смеялись флейты,
    Пели скрипки
    На всех сеансах год подряд,
    Чтоб вызвать этот миг улыбки,
    Непостижимый этот взгляд.
    Умолкло всё,
    Всё притаилось
    На всех ветвях, на всех кустах,
    Когда улыбка появилась
    У моны лизы на устах.
    Постичь до дна улыбку надо,
    Чтоб увидать в её венце
    Измученного леонардо
    С улыбкой на худом лице.
    Левша, он сам сработал раму,
    Сам врезал в раму вензеля.
    С тех пор улыбкой этой самой
    Интересуется земля.
    Джоконда властно и коварно
    Сквозь линзы стёкол четырёх
    Глядит с улыбкой лучезарной
    Равно на умниц и дурёх.
    Смеётся флейта,
    Плачет скрипка —
    Не расставались будто с ней,
    А легендарная улыбка
    Меж тем с годами всё ясней.
    Не меркнет и не угасает,
    Светлее дня,
    Сильнее тьмы.
    Джоконда, видно, что-то знает,
    Чего ещё не знаем мы.
    (М. Лисянский)
    — Посмотрите на картину Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Это
    Одно из ранних произведений художника.
    …Холмистая местность, вдалеке несётся лошадь, гуляет женщина с детьми. Здесь же стоянка бродячих акробатов. Тоненькая девочка-гимнастка легко балансирует на шаре, рядом — её партнёр и тренер — широкоплечий атлет. Сила и грация… Художник умышленно чуть преувеличивает контраст могущества и изящества.
    (можно предложить дифференцированные задания:
    А) описание внешности девочки;
    Б) описание фигуры мужчины;
    В) подобрать синонимы к словам хрупкая, сильный;
    Г) подобрать антонимы к словам изящный, мощный, массивный, нежный)
    IV. Рефлексия. Подведение итогов урока
    Заключительное слово учителя
    — Всегда ли могучее телосложение является доказательством сильной воли человека, а люди хрупкие не способны на подвиг? Нет, не всегда внешность человека передаёт его внутренний мир, иногда она обманчива и надо быть очень наблюдательным, чтобы не ошибиться в людях, суметь разглядеть истинные душевные качества.
    …что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? (Н. Заболоцкий)
    Описание человека не будет полным без упоминания о его голосе. мы теряем свою привлекательность, если говорим невыразительно, тускло. «Девушка без голоса, что пшеница без колоса»,— гласит народная мудрость.
    Послушайте песни анны Герман, чей удивительный голос так гармонически сочетался с мягкими, нежными чертами лица, доброй согревающей улыбкой и задумчивыми, глубокими глазами…
    V. Домашнее задание
    Написать сочинение-миниатюру (на основе личных наблюдений) «мой друг (подруга) в минуту радости (гнева)».

  7. Сочинение «Описание внешности человека» 7 класс
    План
    1. Кто этот человек?
    2. Внешность человека: лицо, рост, осанка, мимика, жесты.
    3. Одежда. Прическа.
    4. Характер. Особенности поведения.
    5. Что меня в нем привлекает?
    Описание внешности человека довольно непростая задача, но выполнимая. С чего же начать? Конечно, проще описывать знакомого тебе человека. Поэтому я буду рассказывать о своем друге, который учится со мной в классе.
    Внешность этого человека отличает его от других одноклассников. Во-первых, он очень высокого роста. Тот, кто его не знает, думает, что он старшеклассник. Во-вторых, у него интересные глаза. Они серого цвета и всегда чуть прищурены. Но иногда переходят в серо-голубой цвет и становятся как будто бездонными. Смотришь в них и не можешь определить глубину взгляда. Его лицо овальной формы. Подбородок острый. Нос прямой. Когда он напряжен, то его брови чуточку приподняты. А когда друг улыбается, то все лицо озаряется заразительным светом. Все вокруг тоже начинают улыбаться.
    Мой друг не вычурен в одежде, но носит ее с достоинством. Обычные брюки, но всегда с наведенными стрелками. Если джинсы, то не потертые и не обтягивающие. Рубашка не броского цвета, но всегда поглаженная. Все это говорит о его аккуратности. Он не любит спортивный стиль одежды. Наверное, мой друг будет дипломатом.
    Характер человека определяют по его поведению, словам, поступкам. Мой друг очень добрый. Он готов помочь, если его попросишь о чем-нибудь. В нем нет агрессии, злости, недовольства. Если ему что-то неприятно, он не показывает это окружающим. Все говорит о его сдержанности и терпимости.
    Мой друг мне нравится. С ним приятно разговаривать. Он – хороший собеседник. Я рад, что у меня есть такой одноклассник. Надеюсь, описание внешности человека у меня получилось.

  8. Мама ранимая и сентиментальная. Иногда может заплакать при просмотре фильма или передачи. Она очень расстраивается, когда я получаю плохие отметки и поэтому я стараюсь учиться хорошо. Ещё она злится и расстраивается, когда я не слушаюсь её. Также мама ругается, когда я долго сижу в интернете. Она говорит, что это вредно и лучше пойти пообщаться с друзьями вживую.
    Она очень компанейская и весёлая, поэтому мои друзья любят бывать у меня в гостях. Мама всегда приготовит или купит что-то вкусненькое и предложит весёлое занятие. Также мои подруги часто просят у мамы совета по поводу моды, потому что считают её модной и современной. Мне это очень льстит и я, в очередной раз, убеждаюсь, что моя мама замечательная.
    Сочинение » Внешность » Сочинение на тему «Описание человека» (8 класс)
    Ser-Esenin.ru

    В помощь школьнику и студенту!

    Сочинение на тему: Описание внешности человека по личным наблюдениямЦель: ознакомить учащихся с особенностями описания внешности человека; развивать речевые умения и навыки; формировать наблюдательность и Внимание к окружающим людям; способствовать формированию уважительного отношения к людям, интересу к личности; воспитывать культуру речи. оборудование: портрет а. П. Струйской художника Ф. С. Рокотова, репродукции картин: леонардо да Винчи «Джоконда», П. Пикассо «Девочка на шаре», грамзапись песен в исполнении а. Герман, карточки с индивидуальными заданиями. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
    Чего ещё не знаем мы.

    Творчество

    Сочинения

    При перепечатке материалов гиперссылка на сайт ser-esenin.ru обязательна. Все материалы являются собственностью их авторов.
    С.А. Есенин: Жизнь моя, иль ты приснилась мне.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  9. Страница: [ 1 ] 2
    Цель: ознакомить учащихся с особенностями описания внешности человека; развивать речевые умения и навыки; формировать наблюдательность и Внимание к окружающим людям; способствовать формированию уважительного отношения к людям, интересу к личности; воспитывать культуру речи. оборудование: портрет а. П. Струйской художника Ф. С. Рокотова, репродукции картин: леонардо да Винчи «Джоконда», П. Пикассо «Девочка на шаре», грамзапись песен в исполнении а. Герман, карточки с индивидуальными заданиями. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
    Никакая внешняя прелесть
    Не может быть полной, если она
    Не оживлена внутренней красотой.
    В. Гюго
    Худ. Ф. с. рокотов. Портрет а. П. струйской Худ. леонардо да винчи. Джоконда
    ХОД УРОКА
    I. Организационный этап
    II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности
    Слово учителя
    — Ребята, присмотритесь друг к другу, когда вы разговариваете на переменах… Излишняя жестикуляция, громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир… В этот момент мало кто из вас способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя… мы разучились смотреть друг другу в глаза…
    Поэтому очень важным является сегодня разговор о внешности человека. Он поможет сформировать у вас наблюдательность и Внимание к окружающим людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы.
    Сегодня на уроке мы будем учиться через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.
    На уроках литературы вы уже знакомились с понятием портрет литературного героя.
    Вспомните:
    • Что такое литературный портрет?
    • Для кого он вводится в художественное произведение?
    (1. Словесное изображение внешности человека, фигуры, одежды, манеры
    Держаться, жестов, мимики. 2. С помощью портрета писатель даёт зримое представление о внешности героя, своё отношение к герою.)
    III. Работа над культурой и развитием речи учащихся
    1. слово учителя
    Определите, о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках, ответьте на вопросы:
    • Какие элементы внешности использованы автором при описании героев?
    • Что сразу бросается в глаза?
    1) «Правду молвит, молодица
    Уж и впрямь была царица:
    Высока, стройна, бела,
    И умом и всем взяла;
    Но зато горда, ломлива,
    Своенравна и ревнива…»
    (Царица, А. Пушкин «Сказка о мёртвой
    Царевне и о семи богатырях»)
    2) «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира» (Снежная королева, Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)
    3) «лицо её было очень строгим, и Гарри сразу подумал, что с такой лучше не спорить и от неё лучше держаться подальше…» (Профессор Мак Гонагалл, Джоан Кэтлин Роллинг «Гарри Поттер и философский камень»)
    4) «месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит;
    А сама-то величава, Выступает, словно пава…» (Царевна, А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
    — Как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза — ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души… Народная мудрость гласит: «В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить». Обратите Внимание на портрет александры Петровны Струйской работы великого русского художника Фёдора Степановича Рокотова и послушайте замечательные стихи Николая Заболоцкого:
    Любите живопись, поэты!
    Лишь ей единственной дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.
    Ты помнишь, как из тьмы былого,
    Едва закутана в атлас,
    С портрета Рокотова снова
    Смотрела Струйская на нас?
    Её глаза — как два тумана,
    Полуулыбка, полуплач,
    Её глаза — как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Когда потёмки наступают
    И приближается гроза,
    Со дна души моей мерцают
    Её прекрасные глаза.
    2. слово учителя
    — Описание внешности — один из самых трудных видов описания.
    Редко кому удаётся отыскать особенную, неповторимую деталь внешности, которая позволяет раскрыть внутренний мир человека, мгновенно узнать его, сделать заметным на фоне остальных лиц… а умение отмечать особые приметы может оказаться полезным (например, в розыске человека). Такие описания носят обычно деловой характер: отсутствие эмоций, отступлений, предельная точность, лаконичность.
    1) Потерялся мальчик 4-х лет. Зовут Серёжа. Одет в спортивный ко
    Стюм зелёного цвета. Без головного убора. На правой щеке, ближе
    К подбородку, небольшое родимое пятно. Немного заикается. На
    Шедших просим сообщить…
    Поэтому с детства надо развивать наблюдательность, зрительную память, умение отмечать в человеке самое яркое, особенное, индивидуальное.
    Представьте себе, что нас просят помочь составить словесный портрет девочки. Что из предложенного текста надо оставить?
    2) Она маленькая, худенькая. Светлые, кудрявые волосы. Глаза задум
    Чивые, голубые. На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье
    В красную клеточку. Она любит долго спать, есть мороженое «Эски
    Мо». Увлекается коллекционированием марок. любит петь весёлые
    Песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой машей. У неё
    Есть кошка мурка.
    Главный недостаток второго текста — непоследовательность описания внешности. Поэтому для ориентации необходим план.
    3. работа над составлением плана
    1) Основная мысль описания (замысел).
    2) Что во внешности выделяется для раскрытия замысла (компоненты внешности).
    3) яркие, незабываемые портретные детали.
    4) языковые средства, использованные для описания.
    План поможет и в работе со специальными карточками, подготов
    Ленными к этому уроку. (На карточках — красочные фотографии и ин
    Дивидуальные задания с учётом интересов и склонностей ребят.)
    4. работа с ситуативным материалом
    А) лена — гимнастка. Сегодня у неё ответственные соревнования. Только
    Что она закончила своё выступление на бревне. а что скажут судьи?
    Опиши выражение лица девочки. Какие у неё глаза? О чём она ду
    Мает? Какие строчки можно было бы подписать под фотографией?
    Максим. Он уже совсем взрослый. Он любит ходить на прогулки сам. Сколько интересного вокруг!
    Опиши выражение лица максима, когда он увидел кузнечика. Подбери такие слова, которые помогли бы понять его настроение.
    Своё описание озаглавь. Употребляй слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
    Юра. Он не слушал объяснения учителя. а когда его спросили правило, то…
    Опиши выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут нам понять его душевное состояние? Своё описание озаглавь.
    Настенька. Она с дедушкой пришла на могилу Неизвестного солдата.
    Опиши выражение лица девочки, подбери такие слова, которые позволили бы понять её душевное состояние. О чём она думает? Употребляй слова с оценочными суффиксами. Как бы ты озаглавил своё описание?
    Б) Следующий вид работы — описание соседа по парте с использова
    Нием составленной заранее портретной лексики.
    Советуем запомнить!
    5. составление и разыгрывание диалогов
    Составьте и разыграйте диалог, учитывая указанные обстоятельства.
    Вы договорились встретиться со своим знакомым, чтобы взять книгу (диск, игру, словарь), но оказалось, что не можете пойти на встречу. Позвоните своему другу (своей подруге), объясните, что встречу отменить невозможно, попросите встретиться вместо вас. Опишите своего знакомого.
    Вашу просьбу выслушивают и уточняют, где, когда, что нужно передать, спрашивают имя человека, с кем предстоит встретиться, просят описать его внешность.
    (Как правило, ребята вскользь говорят об улыбке человека, либо вообще не включают её в описание. И тогда уместно напомнить слова Л. Толстого: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли — всё покажет».)
    6. слово учителя
    — Доброжелательное, озаренное ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость.
    Страница: [ 1 ] 2

  10. 7 класс рус. яз.
    Урок № Развитие творческих способностей учащихся.
    Сочинение-описание внешности человека на основании личных впечатлений.
    Цель: научить учащихся самостоятельно составлять художественное описание внешности по личным впечатлениям; замечать отличительные особенности человека, отражающие душевное состояние и характер; развивать навыки культурного общения в группах и между группами, культуру письменной и устной речи, умение высказывать и доказывать свою точку зрения;
    воспитывать уважение и внимание к личности окружающих людей.
    Задачи: научиться подбирать наиболее выразительную лексику для создания портретов; создавать связные высказывания с описанием внешности и характера человека; анализировать высказывания своих товарищей.
    Оборудование: портреты художников различных эпох, карточки с раздаточным материалом, чистые листы бумаги, маркеры.
    Тип урока: педагогическая мастерская.
    Ход урока
    Эпиграф:
    Есть лица, подобные пышным порталам,
    Где всюду великое чудится в малом.
    Есть лица – подобия жалких лачуг,
    Где варится печень и мокнет сычуг.
    Иные холодные, мертвые лица
    Закрыты решетками, словно темница.
    Другие – как башни, в которых давно
    Никто не живет и не смотрит в окно…
    Есть лица – подобья ликующих песен…
    Н.Заболоцкий
    1. Индуктор (мотивация)
    Представьте себе, что вас попросили встретить человека в аэропорту. А вы не знаете, как он выглядит. Задайте вопросы по поводу его внешности.
    1) Беседа о названии мастерской с использованием эпиграфа.
    2) Постановка задач урока и желаемый результат.
    3) Слово учителя.
    Как вы считаете, какое слово является ключевым в ваших ответах? (Портрет).
    Сегодня мы будем создавать портреты дорогих нам людей, казалось бы, знакомых нам во всех отношениях.
    Начнем с накопления словарного материала, связанного с описанием внешности человека.
    Посоветуйтесь в группах и предложите свои копилки слов всему классу.
    Задания по группам.
    1 группа. Лицо, черты лица, волосы.
    2 группа. Г лаза, взгляд.
    3 группа. Нос, рот, губы.
    4 группа. Походка, шаги, фигура.
    Список собирается на доске (пишут на листах ватмана и вывешиваются на доске).
    2. Создание творческого продукта.
    2) Работа с учебником, (с.70, упр. 143)
    – Почему оба текста с описанием внешности считаются неудовлетворительными?
    – Что бы вы добавили в эти описания, а что бы убрали?
    (Обсуждение в группах и социализация своих мнений).
    2) Согласны ли вы с Троекуровым по поводу его мнения о приметах Владимира Дубровского?
    Приметы Владимира Дубровского
    «От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».
    Троекуров: «Поздравляю, г-н исправник. Ай да бумага! По этим приметам немудрено будет вам отыскать Дубровского. Да кто же не среднего роста, у кого не русые волосы, не прямой нос да не карие глаза? бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем Бог тебя сведет. Нечего сказать, умные головушки приказные!»
    4) Описание внешности человека включает в себя изображение фигуры, черт лица, мимики, движений, поз, одежды.
    Элементы портретных характеристик встречаются уже в древних рукописях:
    «О светоч, восходящий на горизонте, великий своей лучезарностью!» так 4000 лет назад восхваляли древнеегипетские жрецы верховного бога Ра.
    Гомер «Одиссея» (около 700 г. до н.э.) – исхудавшего и измученного Одиссея богиня Афина
    Станом возвысила, сделала телом полней и густыми
    Кольцами кудри, как цвет гиацинта, ему закрутила.
    Так красотою главу облекла Одиссею богиня.
    «Рамаяна» – Вальмики (4 в. до н.э.) так описывает своего героя:
    «Но как лев превосходит зверей смелостью и ловкостью. Так Рама выделялся среди братьев достоинствами и добродетелями. Был он высок и статен, красив лицом, в глазах его горел божественный огонь».
    В древнерусском памятнике письменности середины 12 века «Сказание о Борисе и Глебе» говорится: «Сей благоверный Борис… телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, возрастом мал и ус молодой еще был, сиял по-царски, крепок был, всем был украшен…»
    Попробуйте создать в группах свои описания и представить их на суд других групп.
    8. Социализация и обсуждение .
    9. Новая информация и ее обработка.
    Индивидуальное задание: «Портрет один из жанров живописи, графики и скульптуры. Слово «портрет» берет начало от латинского глагола, обозначающего «выявлять», «обнаруживать». Создавая портрет, художник- живописец кистью и красками «выявляет» существенные индивидуальные черты человека. Передача внешнего сходстваобязательное требование, предъявляемое этому жанру. Но, воспроизводя облик человека, художник всегда стремится «обнаружить», раскрыть сущность его характера, проникнуть в бездонные глубины его внутреннего мира. Герой портрета всегда живой, конкретный, реально существовавший или ныне здравствующий человек».
    Слово учителя:
    В художественном описании автор выбирает те элементы портрета, которые позволяют ему наиболее ярко отразить либо душевное состояние героя, либо его характер, либо другие отличительные особенности (в зависимости от замысла).
    По группам раздаются портретные характеристики героев художественных произведений:
    1. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» (Андрий перед своей полячкой):
    «…ясною твердостью сверкал глаз его, смелою дугою выгнулась бархатная бровь, загорелая щека блистала всею яркостью девственного огня, и, как шелк, лоснился молодой черный ус». (Погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства!»
    2. Настя и Митраша в «Кладовой солнца»:
    «Они (дети) были очень милые. Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лииу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком.
    Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный».
    3. Рэй Бредбери «Все лето в один день»:
    «Марго одна стояла поодаль. Она была слабенькая, и казалось, когда-то давно заблудилась и долго-долго бродила под дождем, и дождь смыл с нее все краски: голубые глаза, розовые губы, рыжие волосывсе вылиняло. Она была точно старая поблекшая фотография, которую вынули из забытого альбома, и всё молчала, а если случалось ей заговорить, голос ее шелестел еле слышно».
    4. В.Короленко «Дети подземелья»:
    «…Наружность пана Тыбурция не имела в себе ни одной аристократической черты. Роста он был высокого… крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдававшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лицевых мускулов придавали всей физиономии что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей смотрели упорно и мрачно, и в них светились, вместе с лукавством, острая проницательность, энергия и недюжинный ум. В то время, как на его лице сменялся целый калейдоскоп гримас, эти глаза сохраняли постоянно одно выражение… Под ним как будто струилась глубокая неустанная печаль…»
    10. Корректирование творческого продукта.
    Доработка, совершенствование текстов своих сочинений-описаний.
    11. Социализация.
    Выступление спикеров групп – представление на суд слушателей сочинений и их анализ.
    12. Общая проблема.
    Рефлексия и выход на новую систему.
    – Какие моменты в мастерской оказались для вас неожиданными и почему? Какое задание было трудным? Какие чувства сменялись в вашей душе? О чем необходимо задуматься?

  11. Свободная тема “6 класс” – сочинение “Описание внешности человека по личным наблюдениям”
    Цель: ознакомить учащихся с особенностями описания внешности человека; развивать речевые умения и навыки; формировать наблюдательность и Внимание к окружающим людям; способствовать формированию уважительного отношения к людям, интересу к личности; воспитывать культуру речи. оборудование: портрет а. П. Струйской художника Ф. С. Рокотова, репродукции картин: леонардо да Винчи «Джоконда», П. Пикассо «Девочка на шаре», грамзапись песен в исполнении а. Герман, карточки с индивидуальными заданиями. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
    Никакая внешняя прелесть
    Не может быть полной, если она
    Не оживлена внутренней красотой.
    В. Гюго
    Худ. Ф. с. рокотов. Портрет а. П. струйской Худ. леонардо да винчи. Джоконда
    ХОД УРОКА
    I. Организационный этап
    II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности
    Слово учителя
    — Ребята, присмотритесь друг к другу, когда вы разговариваете на переменах… Излишняя жестикуляция, громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир… В этот момент мало кто из вас способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя… мы разучились смотреть друг другу в глаза…
    Поэтому очень важным является сегодня разговор о внешности человека. Он поможет сформировать у вас наблюдательность и Внимание к окружающим людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы.
    Сегодня на уроке мы будем учиться через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.
    На уроках литературы вы уже знакомились с понятием портрет литературного героя.
    Вспомните:
    • Что такое литературный портрет?
    • Для кого он вводится в художественное произведение?
    (1. Словесное изображение внешности человека, фигуры, одежды, манеры
    Держаться, жестов, мимики. 2. С помощью портрета писатель даёт зримое представление о внешности героя, своё отношение к герою. )
    III. Работа над культурой и развитием речи учащихся
    1. слово учителя
    Определите, о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках, ответьте на вопросы:
    • Какие элементы внешности использованы автором при описании героев?
    • Что сразу бросается в глаза?
    1) «Правду молвит, молодица
    Уж и впрямь была царица:
    Высока, стройна, бела,
    И умом и всем взяла;
    Но зато горда, ломлива,
    Своенравна и ревнива…»
    (Царица, А. Пушкин «Сказка о мёртвой
    Царевне и о семи богатырях»)
    2) «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!. . Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира» (Снежная королева, Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)
    3) «лицо её было очень строгим, и Гарри сразу подумал, что с такой лучше не спорить и от неё лучше держаться подальше…» (Профессор Мак Гонагалл, Джоан Кэтлин Роллинг «Гарри Поттер и философский камень»)
    4) «месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит;
    А сама-то величава, Выступает, словно пава…» (Царевна, А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
    — Как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза — ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души… Народная мудрость гласит: «В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить». Обратите Внимание на портрет александры Петровны Струйской работы великого русского художника Фёдора Степановича Рокотова и послушайте замечательные стихи Николая Заболоцкого:
    Любите живопись, поэты!
    Лишь ей единственной дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.
    Ты помнишь, как из тьмы былого,
    Едва закутана в атлас,
    С портрета Рокотова снова
    Смотрела Струйская на нас?
    Её глаза — как два тумана,
    Полуулыбка, полуплач,
    Её глаза — как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Когда потёмки наступают
    И приближается гроза,
    Со дна души моей мерцают
    Её прекрасные глаза.
    2. слово учителя
    — Описание внешности — один из самых трудных видов описания.
    Редко кому удаётся отыскать особенную, неповторимую деталь внешности, которая позволяет раскрыть внутренний мир человека, мгновенно узнать его, сделать заметным на фоне остальных лиц… а умение отмечать особые приметы может оказаться полезным (например, в розыске человека). Такие описания носят обычно деловой характер: отсутствие эмоций, отступлений, предельная точность, лаконичность.
    1) Потерялся мальчик 4-х лет. Зовут Серёжа. Одет в спортивный ко
    Стюм зелёного цвета. Без головного убора.
    –> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ <--

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *