Центральный план картины заняли воины. Художник изобразил их сидячих на пригорке, где чистая и зелёная трава. Они расселись по кругу, где в самом центре сидит гордый и серьёзный князь Игорь, одетый в красивые одеяния, а рядом с ним сидит его юный сын Святослав. Такие собрания с дружиной отца, очень повлияли на будущее Святослава, и он стал отличным полководцем и воином. Прямо за ним сидит старый казак, это легко можно понять по его бороде, усам, одежде и отсутствия боевого обмундирования, он подпер свою голову рукой и с опечаленным взглядом смотрит вниз.
Князь имел большую дружину воинов, но на картине изображено только 9 человек, включая старого казака, и ещё несколько голов воинов виднеется за пригорком. У всех воинов на голову одеты железные шлемы, кольчуги, у некоторых в руках большие железные щиты, у кого-то топор или сабля. Примечательно то, что все они одеты в идеально чистую одежду, и это старинная традиция, всегда перед важным боем одевать чистую одежду. А в центре их круга на каменной плите стоит большая деревянная чаша с двумя ложками. И это ещё один важный момент перед боем, обязательно нужно вкусно и сытно поесть.
В правой стороне художник изобразил именно того самого Баяна, вокруг которого и собралась дружина. В Древней Руси Баянами называли сказателей, они рассказывали воинам о великих сражениях, тем самым настраивая их на победу. Художник отлично изобразил образ народного сказца, он одет в белый костюм с вышитыми золотыми нитками узорами, а на его ногах одеты лапти. Свои рассказы он сопровождает игрой на старинном музыкальном инструменте – гусли. На картине видно, как Баян очень эмоционально рассказывает, его лицо очень сурово и даже немного сердито, рот раскрыт так, как будто он кричит изо всех сил, а в глазах наблюдается всё та же суровость и одна его рука поднята вверх. Суровости к его виду добавляет его седые волосы, растрепанные по ветру и длинная борода.
На заднем фоне картины расположился русский пейзаж. С одной стороны река, с другой лес и бескрайние поля. Небо на картине совсем не чистое, оно изображено в серых тонах, с облаками, затянутыми ветром.
Всё изображённое на этой картине говорит о предстоящей битве воинов с врагами. А цель Баяна вдохновить воинов на удачную битву, но вот заставить их задуматься о чем-то важном и серьезном, у него точно получилось. И даже сейчас просто смотря на эту картину нельзя не задуматься о нашей истории.
2 сочинение
Русский художник Виктор Михайлович Васнецов прославился полотнами, посвященными теме русского фольклора, старины. Он всю жизнь увлекался народным искусством, росписью, деревянной резьбой, немало усилий прилагал к сохранению и возрождению традиций русского зодчества. Всем известны его живописные произведения, иллюстрирующие сказки и былины.
Картина «Баян», созданная в 1910 году, связана с событиями, описанными в памятнике древнерусской литературы – «Слове о полку Игореве».
На высоком зеленом кургане князь Игорь и воины его дружины слушают вещего певца Баяна, под аккомпанемент гуслей исполняющего сказания о минувшем. На воинах блестящие шлемы и кольчуги, за их плечами алые «червленые» щиты с металлическими оковками, один из бойцов опирается на меч, а у другого в руке топор. С исторической точностью художник передает детали облачения и снаряжения древнерусских воинов. Лица бойцов княжеской дружины суровы и строги. О чем думают они, слушая вдохновенного Баяна? Вспоминают ли погибших в недавних схватках с врагом товарищей, пытаются предугадать, как сложится их судьба в новых битвах?
В группе воинов выделяется сам князь Игорь. На его голове соболиная шапка, на нем богатый, расшитый золотом плащ. Он так же серьезен и сосредоточен, как остальные. Рядом с ним мальчик-подросток, его сын. Он не в боевом облачении, но уже то, что он находится рядом с опытными воинами, подчеркивает, что княжич – преемник воинской славы своих предков, его готовят к важнейшему делу в жизни мужчины – защите Родины. На ребенке одежда светло-голубого цвета, как бы символизирующая его чистоту, невинность.
В кругу воинов выделяются воеводы, возглавляющие отряды княжеского войска. Это умудренные опытом седобородые могучие богатыри. Их красный и черный плащи вносят в цветовую палитру картины торжественность, яркость.
Художник применил необычный прием: главный герой полотна, Баян, находится не в центре, а с краю, и всё внимание зрителя приковано не только к певцу, но и к тем, для кого он исполняет свои сказания. Белая одежда, седые волосы и борода Баяна выделяют его в кругу дружины князя. Одна его рука на струнах гуслей, а другая воздета в эмоциональном призыве, который должен быть услышан и понят воинами.
За склоном кургана зритель замечает шлемы других бойцов, которые тоже слушают сказителя.
Группу воинов художник расположил на высоте, словно приподняв их над окружающим пейзажем. Там, вдали, бескрайние дали полей, рек, озер, лесов – обобщенная картина той Руси, защищать которую и призвана дружина Игоря.
Почти половину полотна занимает небо, закрытое огромными, летящими по ветру облаками. Белоснежные, кое-где темнеющие, они мчатся над землею, и кажется, вот-вот откроют просветы в ясную небесную лазурь.
Когда мы смотрим на картину В.М.Васнецова, то испытываем одновременно и тревогу за то, как сложится судьба изображенных на ней воинов, и гордость за наших далеких предков, которые во всех войнах и испытаниях сохранили и сберегли русскую землю, русский язык, нашу культуру.
Сочинение по картине «Баян» Васнецова
Великий русский художник В.М. Васнецов, всегда вдохновлялся былинными и сказочными сюжетами, которыми изобилует славянская мифология, и полотно «Баян» одно из таких творений.
В центре картины зеленый холм, возвышающийся над просторами необъятных русских земель. На многие мили раскинулись густые леса, вдали тонкой лентой вьется река. Время суток точно невозможно назвать, но судя по сгущающимся облакам, кажется будто солнце, спрятанное за тучами, медленно, но верно клонится к горизонту. Тонкие веточки деревьев, покрытых молодой зеленью покачиваются на ветру, такие нежные и хрупкие, они символизируют юность, жажду жизни и надежду на лучшее.
Темно-серое небо мрачно, белые облака, ведомые порывами ветра, неспешно идут хороводом.
В центре холма полукругом, устроились князь со своей семьей и дружиной. Но несомненно, главный герой живописного творения, это слепой старец, вещун, поющий и ведущий летопись под звонкий напев гуслей. Фигура седовласого волхва отличается величественностью и грациозностью. Одет он в простые крестьянские одежды – рубаха с красной вышивкой, лапти, простые штаны, весь его облик, черты лица и внешний вид, говорит о том, что он близок к народу, и постоянно помогает и шествует своим дельным советом среди люда. Ведая таинственными тайнами, приоткрывая завесу прошедшего и будущего, поет он, взывая к богам, вознося свою молитву. Не столько многочисленных божеств, просит он воплотить свою мощь и ловкость, мудрость и бесстрашие, сколько людей, сидящих рядом с ним, людей, что пойдут против врага, защищая свои родные земли, свои семьи. Он советует всем разорившимся князям и братьям сплотиться перед опасностью вторжения грозного врага, незнающего пощады. И велит помнить о величии русских земель и сил истинного славянина, защищающего свой кров и семью ценой своей жизни.
Виктор Михайлович Васнецов – великий русский художник конца XIX начала XX века. Всю свою жизнь художник посвятил творчеству. Многие его картины написаны на былинно-историческую тематику, например, «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Богатыри» (1881—1898) и многие другие. Одна из таких работ – это картина «Баян». Она была написана немного позже в 1910 году и стала завершающей в цикле фольклорно-исторической тематике. Хотя наброски на холсте были сделаны еще в 1880 году. Предположительно картина создавалась на основе древнерусского произведения «Слово о полку Игореве». В нем идет речь о походе князя Игоря в 1185 году против половцев.
Картина создавалась в напряженной исторической обстановке, в воздухе пахло войной. Балканские события показали, что России не удастся остаться в стороне и придется вступить в войну. Так и Васнецов передал в своей работе ожидание предстоящей битвы. На картине преобладают мрачные серые тона, хмурое небо, с надвигающимися тучами, символизирует предстоящий тяжелый бой. Значимость этой битвы подчеркивается нахождением сына Игоря рядом с отцом. А, как известно, на Руси только в крайних ситуациях ребенка передавали отцу и отлучали от матери.
О предстоящей битве говорят и воины в доспехах и с полным обмундированием. Князь одет в чистую парадную одежду, его лицо максимально сосредоточено. Он думает о сражении и всматривается вдаль. Тревожное состояние подчеркивается умелым художником в каждой детали, растрепанные волосы Баяна говорят о сильном ветре, о предстоящей буре. А вдалеке последние отсветы уходящего дня символизируют о последнем спокойном дне перед тяжелой битвой.
Но русские воины не боятся сражения. Их статичные, спокойные позы подчеркивают решительность и смелость перед завтрашней битвой. Видно, как каждый воин сосредоточен, даже молодой будущий князь с тревогой смотрит вдаль. Но, несмотря на преобладание темный тонов на картине, художник изобразил несколько светлых веточек на склоне холма и милые белые ромашки, как символ надежды и спокойного будущего.
Центральное место на картине занимает не главный герой Баян, как это было принято для того времени, а русские воины. Это своего рода новаторский прием художника. Так он хотел, чтобы зрители внимательно разглядели лица воинов, которым предстоит сражение. А сам Баян, вдохновляющий русских воинов, изображен в правой стороне полотна.
Композиция картины проста. В центре расположен холм, на котором присели отдохнуть князь со своей дружиной и сыном. Слепой старец Баян эмоционально повествует свой рассказ и играет на гуслях. Он поет о героических событиях, чтобы воодушевить воинов. Лица героев задумчивы и возможно они представляют то, о чем поет Баян. Князь Игорь обеспокоен грядущей битвой, к тому же его сын рядом. Мальчик еще совсем мал и не участвовал в сражениях, однако воодушевленный рассказами Баяна, он так же как отец и все русские воины готов ринуться в бой. Старый казак за спиной мальчика держится за голову, возможно, он вспомнил свои былые сражения.
Васнецов постарался изобразить и русскую природу. С одной стороны холма видно лес, с другой поле и речка. Сочная зеленая трава и яркие белые цветы – все мило и дорого русскому сердцу.
Остановимся подробнее на образе Баяна. Как известно, Баян – это герой древнерусских былин и летописей, который олицетворяет умелого повествователя и сказителя. В «Слове о полку Игореве» он является главным персонажем. Именно это произведение Васнецов взял за основу. В образе Баяна художник хотел изобразить собирательный образ сказителя. Беловласый слепой старец в простой белой рубахе и в обычных лаптях держит в руках большие гусли. Так художник подчеркнул его связь с простым народом. Баян – единственный персонаж на картине в движении. У него широко открыт рот, рука высоко поднята вверх, а волосы развиваются на ветру. В своей песне Баян призывает древнерусских богов помочь защитить родную землю, восстановить мир и покой. Окружающие его воины сидят неподвижно, словно застыли, завороженные его громким голосом. Глядя на Баяна, но его мимику и жесты, можно представить с какой эмоциональностью он поет свою песню, как он заряжает энергией воинов перед битвой. Он напоминает дружине о прошедших боях, о стойкости русской земли, о сильном духе русского народа. Как известно, в той битве князь Игорь потерпел поражение. Именно поэтому Васнецов изобразил его задумчивым и полным сомнений, он как бы предчувствует печальный исход предстоящей битвы.
Данная картина была представлена зрителям в 1910 году. Многие подвергли ее критике, другие же восторгались. Сейчас полотно находится в коллекции Государственного Русского музея Санкт-Петербурга и продолжает вызывать живой интерес у зрителей.
?Сочинение по картине В. Васнецова “Баян” (вариант-2)???
Виктор Васнецов прославился своими полотнами, изображающими Древнюю Русь. Ключевые фигуры того времени были изображены на его картинах, не стал исключением и великий сказитель и пророк Баян. Картина написана по мотивам произведения «Слово о полку Игореве».
Когда смотришь на эту картину, сразу чувствуется тревожная и гнетущая атмосфера. Пасмурное небо, сильный ветер, который гонит облака и развевает волосы старца, а также преобладание темных оттенков отражает чувство надвигающейся опасности. Но, в то же время, на втором плане показана необъятная красота русской земли – бескрайние луга, величественный лес, широкая лента реки, холмы, усеянные молодыми деревцами и редкими цветами. На переднем плане в центре холма сидит князь со своим сыном и свитой, а справа от него изображен Баян, напутствующий князя с его дружиной на ратные подвиги и победу в бою. Сам князь и его люди одеты в богатые одежды и доспехи, а пророк наоборот одет в простую рубаху с вышивкой, штаны и лапти. Примечательно место, где сидит сказитель: не в центре, а с краю от князя и его людей. Такое расположение показывает, что неважно как он одет и как выглядит, ведь старец – слепой, а важна лишь мудрость сказанных им слов, те напутствия и пожелания удачи. Однако не только это говорит старик, возможно, он рассказывает что-то о былых временах и героях, потому что во время его рассказа все смотрят вдаль, погруженные в свои мысли и воспоминания. Например, князь переживает за своих людей и их участь в предстоящем бою, молодой княжич раздумывает, какой будет его первая битва бок о бок с отцом, старый казак позади князя может быть вспоминает о прошлых сражениях, а воины думают о своих семьях и ждут возвращения домой. Однако всех людей на картине объединяет любовь к родной земле и желание ее защитить. Глядя на картину, можно ощутить тревогу не только изображенную на полотне, но и ту, которая сопровождала художника во время работы.
Полотно показывает важность единства и сплоченности между людьми, их нерушимость за счет поддержки друг друга. Картина напоминает зрителю о красоте его родной земли и о том, что нужно беречь мир на этой земле.
Виктор Васнецов известен всему миру как автор замечательных исторических картин, оживляющих различные сказочные и былинные сюжеты. Остался художник верен своей манере и в картине “Баян”, написанной мастером в 1910 году. На этом полотне мы видим группу витязей-богатырей, защитников нашей земли, которые тесной группкой сбились на вершине небольшого лысого холма и напряженно внимают пронзительной песне народного певца-сказителя Баяна. Считается, что источником вдохновения для художника при написании этой картины стало древнерусское придание “Слово о полке Игореве”и центральное место среди витязей занимает сам князь Игорь, который также как и все внемлет песням Баяна, но взгляд его тверд и устремлен вдаль, он словно прозревает в словах песни будущее, видит скорые битвы и ворогов. Это короткий миг отдыха, который выпал на долю мужественных витязей и его краткость подчеркивается грозовыми предзнаменованиями картины. Это мрачные темные тучи, которые заполнили небо и словно со всех сторон окружающие группку воинов на высоком холме, это развивающиеся на ветру волосы певца и его вскинутая в предостережении вверх рука. Очень тревожное ощущение опасности пытался передать этой картиной художник и это ему полностью удалось. Природа в этой картине занимает второстепенное место, если не считать конечно небо, травка, цветочки не играют особой роли в сюжете, разве что поникшие веточки можно рассматривать как еще одно предостережение. Главное в этом полотне воины и певец. Именно вокруг тесной группки этих людей накапливается эмоциональный фон картины, мрачное спокойствие, которое особенно трогательно в лице сидящего рядом с Игорем юноши, почти мальчика, который задумался о словах песни, а может о собственном будущем, но который вместе с тем полон решимости не подвести и соответствовать образу великого русского воина. Интересной представляется и чаща с ковшиками, которая стоит на камне в центре группы воинов, она видимо символизирует воинское братство, когда каждый воин по традиции должен испить из одной чаши, чтобы во время битвы стать единым целым, стать друг другу братьями.
Кисти великого русского художника Васнецова Виктора Михайловича принадлежит множество прекрасных картин, посвящённых жизни Древней Руси и её известным героям. Я знаю много работ этого человека, но больше всего мне понравилась его картина «Баян». Глядя на данное полотно, я вспоминаю произведение «Слово о полку Игореве», как и картина, оно тесно связано с культурой Древней Руси, фольклором. В те далёкие времена наше нынешнее государство было раздроблено на различные княжества, шли постоянные войны.
На полотне Васнецова «Баян» мы видим великого князя Игоря и его многочисленную свиту. Они внимательно прислушиваются к речам Баяна, напутствующего воинов перед походом, благословляющего их, поднимающего своими словами боевой дух перед предстоящими сражениями. Старец Баян одет достаточно скромно – он предстаёт перед другими персонажами и зрителем в тунике и в лаптях.
Перед ним расположились воины во главе с князем Игорем. Все погружены в его рассказы, слушают его внимательно, напряжённо. У каждого воина есть доспехи и оружие. На великом князе Игоре мы видим бардовый плащ, он смотрит за горизонт. В «Слове о полку Игореве…» речь идёт о том, как плохо жить без единства. Именно в этом причина поражения князя – он отправился в поход в одиночку.
На своей картине «Баян» художник использовал преимущественно тёмные тона. Автор хотел показать нам, как заходит солнце, не пророчащее полку князя Игоря ничего хорошего. И не одна только природа выглядит тёмной, одежда, которую мы видим на дружинниках, также специально затемнена художником.
Картина Васнецова «Баян» передаёт зрителю быт и дух Древней Руси. И этим она прекрасна!
Картина «Баян» освещает широко известный сюжет о древнерусском певце Баяне. Об этом слепом гусляре, хранящем в своей памяти многие важнейшие события истории Руси, мы знаем, прежде всего, из «Слова о полку Игореве». Васнецов прославляет старого Баяна.
На картине Баян располагается не в центре, поскольку на вершине холма, где происходит основное действие, сидит князь и его ближайшие дружинники. Взоры практически всех воинов обращены на этого старца, он завладел вниманием всех присутствующих, которые собрались не только на холме, но и за ним. Мы смутно различаем лица воинов, стоящих на заднем плане полотна. И мы понимаем, что этих воинов очень много. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников.
Баян запечатлен художником во время исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, его глаза, направлены куда-то вдаль, «в» те события, о которых поет знаменитый гусляр.
Большие гусли почти полностью закрывают тело Баяна, одной рукой он водит по струнам, а другой свободно и широко размахивает, помогая себе в своем рассказе. И эти движения героя помогают понять величие и масштаб его рассказов.
Мы понимаем, что Баян – безусловный авторитет. Его уважают и все воины, сидящие вокруг, и сам князь. Глаза предводителя воинов устремлены на поющего старца. Князь задумчив. Мне кажется, он испытывает гордость за свою державу, чувствует ответственность за то, чем он владеет и правит.
Интересно, что почти все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания.
А вот песни слепого гусляра вдохновляют воинов на новые победы, на новые подвиги. Об этом свидетельствуют лица дружинников.
Старик полностью погружен в себя, мы понимаем, что рассказы Баяна всколыхнули в нем море воспоминаний. Вполне возможно, что тот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников.
Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое.
И делает он это не в самые простые для России времена. Мне кажется, что воинам, собравшимся вокруг Баяна, предстоит серьезная битва. По-видимому, отчизне снова, как это не раз уже бывало, угрожает какая-то опасность. Об этом свидетельствует, как мне кажется, суровое, предгрозовое небо, занимающее практически половину картины.
На заднем плане полотна мы видим небольшое озеро, реку, лес.
Русским воинам предстоит важная битва, они как бы просят благословления, и защиты у Баяна.
В целом, картинаВ.М. Васнецова «Баян» – «русское» произведение, наполненное любовью к родной стране.
Чудесный памятник по себе оставит Васнецов русским людям.
Они будут знать в лицо своих святых, угодников и мучеников,
всех тех, на кого они хотели бы походить
и что есть их заветный идеал.
М. Нестеров.
Картина В.М. Васнецова «Баян» (1910) продолжает фольклорную тему, столь характерную для этого русского художника. Сам Васнецов считал, что «…в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». Именно поэтому темами и героями его картин так часто становились народные персонажи и сюжеты.
Так и полотно «Баян» освещает широко известный сюжет о древнерусском певце Баяне. Об этом слепом гусляре, хранящем в недрах своей памяти многие важнейшие события истории Руси, мы знаем, прежде всего, из «Слова о полку Игореве». Неизвестный автор прославляет старого Баяна. Описывая его творческую манеру, он говорит об этом певце как о хранителе русских традиций. В «Слове» Баян является олицетворением самой Руси.
Думаю, что и Васнецов воспринимает Баяна точно так же. На картине он располагается не в центре, поскольку на вершине холма, где происходит основное действие, сидит князь и его ближайшие дружинники. Так полагается по иерархии, однако настоящий центр картины смещается вправо, где сидит именно Баян. Взоры практически всех воинов обращены на этого старца, он завладел вниманием всех присутствующих, которые собрались не только на холме, но и за ним. Мы смутно различаем лица воинов, стоящих на заднем плане полотна. И мы понимаем, что этих воинов очень много. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников.
Баян запечатлен художником во время «магического процесса» – исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, на его ице выделяются большие горящие глаза, направленные куда-то вдаль, «в» те события, о которых поет знаменитый гусляр.
Большие гусли почти полностью закрывают тщедушное тело Баяна, одной рукой он водит по струнам, а другой свободно и широко размахивает, помогая себе в своем рассказе. Именно движения этого героя помогают понять величие и масштаб его рассказов.
От всей фигуры Баяна веет чем-то магическим, он похож на старого колдуна, которому подвластны все стихии, которому известны все тайны мироздания и судьбы России.
Мы понимаем, что Баян – безусловный автортет. Его уважают и все воины, сидящие вокруг, и сам князь. Глаза мужественного и величественного предводителя воинов устремлены на поющего старца. Князь задумчив, но и вдохновлен былыми победами предков. Мне кажется, он испытывает гордость за свою державу, чувствует ответственность за то, чем он владеет и правит.
Интересно, что почти все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания. Видно, что они размышляют о былых боях, ведут собственный подсчет победам и потерям, вспоминают погибших друзей и скорбят о них.
А вот молодых воинов песни слепого гусляра вдохновляют на новые победы, на новые подвиги. Об этом свидетельствуют лица и фигуры дружинников на переднем плане картины.
На всем полотне выделяются два светлых пятна, которые неизбежно привлекают внимание зрителя. Справа – это фигура Баяна. Слева же – образы старика и отрока, почти совсем мальчика. Две эти фигуры объединены, связаны между собой. Кажется, что они составляют единое целое.
Старик полностью погружен в себя, мы понимаем, что рассказы Баяна всколыхнули в нем море воспоминаний. Отрок также погружен в свои думы. Он напряженно вглядывается куда–то вдаль и, в то же время, внутрь себя. Вполне возможно, что этот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников.
Вообще, мне кажется, что эти две белые фигуры, вкупе с фигурой князя, объединены в одно целое. Они, по мысли художника, воплощают прошлое, настоящее и будущее России. И эта композиционная фигура неразрывным образом связана с фигурой Баяна. Мне кажется, в этой связи есть глубокий смысл – Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое.
И делает он это не в самые простые для России времена. Мне кажется, что воинам, собравшимся вокруг Баяна, предстоит серьезная битва. По-видимому, отчизне снова, как это не раз уже бывало, угрожает какая-то опасность. Об этом свидетельствует, как мне кажется, и суровое, предгрозовое небо, занимающее практически половину картины.
На заднем плане полотна мы видим русский пейзаж – небольшое озеро, реку, лес. Все это, в сочетании с холмом, на котором происходит действие картины, снова заставляет обратиться к «Слову о полку Игореве» и вспомнить строки «О Русская земля! Ты уже за холмом».
Русским воинам предстоит важная битва, они как бы просят благословления и защиты, оберега у Баяна – именно так мне видится сюжет данной картины.
В целом, полотно В.М. Васнецова «Баян» – глубоко «русское» произведение, наполненное любовью к родной стране, восхищением ее прошлым, заботой о настоящем и мечтами о будущем.
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Баян».
Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 г. в чувашском селе Уржумской волости Вятской губернии (ныне — в Кировской области), в семье православного священника. Себя он считал скифом. Учился живописи в Петербурге – сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения, затем в Академии художеств.
Художник любил гулять по Ахтырским полям, и казалось ему, что полям этим конца-краю нет. Налетит ветерок, на мгновение потемнеют светлые краски поля — и вновь заблещут, как ни в чем не бывало. Жарко заволнуется нежно-желтое море ржи, и оживут тысячи васильков, откуда-то послышится песня, ее слов не разберешь. Это сквозь века доносится песнь легендарного баяна – древнерусского певеца-сказителя. Может именно эту песнь слышал Васнецов, когда в его душе рождался народный сюжет, впоследствии ставший полотном картины «Баян».
Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что художник писал в это время «Богатырей». Баян – имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Обобщенность образов соответствует монументальности и строгой лапидарности композиции. Решение пейзажа носит эпический характер. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.
На первый взгляд картина производит несколько мрачное впечатление. Практически половину холста занимает пасмурное небо, выполненное в основном в серых тонах. Хотя серый цвет палитры не помешал художнику гармонично смешать его с красными оттенками, что с легкостью позволяет определить , что действие происходит на закате. Это хорошо соотносится с русской пословицей : «Делу – время, а потехе – час». Умело показано, что это не «рабочее время», а именно вечерний досуг русских богатырей-дружинников несущих службу. Доступная взору местность является типичной для средней полосы России. Желто-зеленый окрас травяного покрова и плавные переходы оттеков заставляют невольно перенестись в те места. Можно также отметить на холсте наличие нескольких веточек молодых деревьев, что придает изображению еще большую живость и реалистичность.
Ключевым моментов картины, естественно, являются люди. Главенствующее место, как и полагается, занимает князь. Рядом с ним находится его дочь и старый казак, видимо тоже высокого и почетного чина. Они сидят прямо напротив баяна, в то время как остальные воины расположились вокруг них. На лицах зрителей можно увидеть различные эмоции. Кто-то испытывает грусть, кто-то призадумался, а кто-то просто слушает, но все проявляют неподдельный интерес к рассказчику. Отдельное внимание стоит уделить непосредственно образу самого баяна. Первое, что бросается в глаза, это возраст сказителя. Это не просто актер, а умудренный временем старец, повидавший многое на своем веку. Волосы баяна развиваются на ветру, что также придает особую динамику изображению. Исконно русское белое одеяние старца еще раз подчеркивает классику жанра, в котором «работает» артист. Да! Не вызывает сомнений, что самозабвенный рассказчик повествует о военных походах великих воинов, о славе мудрых русских князей, которая разносится по всем заморским странам, о природе-матушке, которая кормит и поит могучих богатырей… Инструмент баяна старый и изрядно потертый, создается впечатление, что старец никогда с ним не расстается во время своих странствий и мытарств.
Есть на картине также элементы, хоть и не явно скрытые, но ускользающие от нас при первом рассмотрении полотна. Так, например, это чарка с вином и воткнутое рядом копье. При этом можно заметить, что чарка просто стоит, слушатели не проявляют особого интереса к хмельным напиткам, что является явным нравственным показателем людей того времени. Копье же – здесь символ силы русских богатырей. Можно заметить, что оно не просто слегка держится, а глубоко «сидит» в земле. Только у истинного воина хватит духу так вогнать оружие в твердую поверхность. Еще один такой элемент картины – витязи, идущие к «сцене» на заднем плане. Возможно, они не сразу заинтересовались происходящим, но послушав немного издалека, все-таки решили подойти поближе.
«Баян» – одно из последних значительных произведений художника, завершающих былинную тему в его творчестве. Умело подобранная композиция и палитра, а также несколько грубоватое исполнение пейзажных деталей заставляют не просто проникнуться сюжетом картины, а оказаться, как бы одним из слушателей баяна – рассказчика, историка и пророка в одном лице. Противоречивое впечатление спокойствия и одновременно надвигающейся бури охватывает сознание при внимательном изучении картины. Величественность и эпичность сюжета поистине мастерски переданы В.М. Васнецовым в его бессмертном творении «Баян».
«Баян» – картина великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, написанная в 1910 году. На ней изображены русские воины на привале, которые слушают сказителя по имени Баян (также Боян). Вокруг них простирается русская земля.
Картина написана по мотивам древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве». В эпосе повествуется о неудачном походе русских князей на половцев в 1185 году. Изображены русские воины в доспехах, со щитами и топорами, князь, его сын, воеводы, старый казак. Они находятся на привале, и расселись полукругом. Князь одет богато, в красные сапоги, кафтан, мантию, воеводы также одеты в мантии. За сыном Игоря сидит старый седой казак, задумчиво подпёрший голову руками. Лица воинов задумчивы, суровы, печальны. В центре полукруга людей стоят чаши с черпаками, рядом в землю воткнуто длинное копьё остриём вверх. За пригорком виднеются головы других воинов.
Баян — слепой сказитель, ведущий свой рассказ и наигрывающий на гуслях. То, что он слеп, видно по его белым глазам. Он одет в длинный белый кафтан с орнаментом. Его поза и выражение лица драматичны, правую руку он воздымает вверх, другой рукой играет на гуслях. Присутствующие внимательно слушают его. Сын Игоря задумчиво смотрит вдаль. Он ещё не был в битвах. Наверняка повествование захватывает его, и он представляет себя в бою.
Сюжет разворачивается в летнее время. Люди находятся на пригорке. За ними простирается лес, вдалеке виднеется река. Небо затянуто облаками, у горизонта оно имеет слегка красный тон. Совсем рядом с сидящими есть совсем молодые ростки деревьев и ромашки. Цветовая палитра картины состоит из несколько тёмных, тревожных тонов. Возможно, действие разворачивается накануне битвы, об этом говорят парадные одежды князя и его воевод, суровые выражения лиц воинов, а также то, что сын присутствует вместе с князем, а не с матерью — на Руси сын отлучался от матери и передавался отцу в исключительных случаях. Красноватое небо у горизонта также может говорить о надвигающейся угрозе.
Картина была написана в довольно тревожное для страны время накануне балканских войн и незадолго до начала Первой мировой войны. Работа была встречена в среде художников и критиков неоднозначно, одни сочли её закатом творчества Васнецова, другие напротив, восхищались ей. Суть картины — в любви к Родине, уважении к далёким предкам, их ратным делам, к исторической памяти.
Центральный план картины заняли воины. Художник изобразил их сидячих на пригорке, где чистая и зелёная трава. Они расселись по кругу, где в самом центре сидит гордый и серьёзный князь Игорь, одетый в красивые одеяния, а рядом с ним сидит его юный сын Святослав. Такие собрания с дружиной отца, очень повлияли на будущее Святослава, и он стал отличным полководцем и воином. Прямо за ним сидит старый казак, это легко можно понять по его бороде, усам, одежде и отсутствия боевого обмундирования, он подпер свою голову рукой и с опечаленным взглядом смотрит вниз.
Князь имел большую дружину воинов, но на картине изображено только 9 человек, включая старого казака, и ещё несколько голов воинов виднеется за пригорком. У всех воинов на голову одеты железные шлемы, кольчуги, у некоторых в руках большие железные щиты, у кого-то топор или сабля. Примечательно то, что все они одеты в идеально чистую одежду, и это старинная традиция, всегда перед важным боем одевать чистую одежду. А в центре их круга на каменной плите стоит большая деревянная чаша с двумя ложками. И это ещё один важный момент перед боем, обязательно нужно вкусно и сытно поесть.
В правой стороне художник изобразил именно того самого Баяна, вокруг которого и собралась дружина. В Древней Руси Баянами называли сказателей, они рассказывали воинам о великих сражениях, тем самым настраивая их на победу. Художник отлично изобразил образ народного сказца, он одет в белый костюм с вышитыми золотыми нитками узорами, а на его ногах одеты лапти. Свои рассказы он сопровождает игрой на старинном музыкальном инструменте – гусли. На картине видно, как Баян очень эмоционально рассказывает, его лицо очень сурово и даже немного сердито, рот раскрыт так, как будто он кричит изо всех сил, а в глазах наблюдается всё та же суровость и одна его рука поднята вверх. Суровости к его виду добавляет его седые волосы, растрепанные по ветру и длинная борода.
На заднем фоне картины расположился русский пейзаж. С одной стороны река, с другой лес и бескрайние поля. Небо на картине совсем не чистое, оно изображено в серых тонах, с облаками, затянутыми ветром.
Всё изображённое на этой картине говорит о предстоящей битве воинов с врагами. А цель Баяна вдохновить воинов на удачную битву, но вот заставить их задуматься о чем-то важном и серьезном, у него точно получилось. И даже сейчас просто смотря на эту картину нельзя не задуматься о нашей истории.
2 сочинение
Русский художник Виктор Михайлович Васнецов прославился полотнами, посвященными теме русского фольклора, старины. Он всю жизнь увлекался народным искусством, росписью, деревянной резьбой, немало усилий прилагал к сохранению и возрождению традиций русского зодчества. Всем известны его живописные произведения, иллюстрирующие сказки и былины.
Картина «Баян», созданная в 1910 году, связана с событиями, описанными в памятнике древнерусской литературы – «Слове о полку Игореве».
На высоком зеленом кургане князь Игорь и воины его дружины слушают вещего певца Баяна, под аккомпанемент гуслей исполняющего сказания о минувшем. На воинах блестящие шлемы и кольчуги, за их плечами алые «червленые» щиты с металлическими оковками, один из бойцов опирается на меч, а у другого в руке топор. С исторической точностью художник передает детали облачения и снаряжения древнерусских воинов. Лица бойцов княжеской дружины суровы и строги. О чем думают они, слушая вдохновенного Баяна? Вспоминают ли погибших в недавних схватках с врагом товарищей, пытаются предугадать, как сложится их судьба в новых битвах?
В группе воинов выделяется сам князь Игорь. На его голове соболиная шапка, на нем богатый, расшитый золотом плащ. Он так же серьезен и сосредоточен, как остальные. Рядом с ним мальчик-подросток, его сын. Он не в боевом облачении, но уже то, что он находится рядом с опытными воинами, подчеркивает, что княжич – преемник воинской славы своих предков, его готовят к важнейшему делу в жизни мужчины – защите Родины. На ребенке одежда светло-голубого цвета, как бы символизирующая его чистоту, невинность.
В кругу воинов выделяются воеводы, возглавляющие отряды княжеского войска. Это умудренные опытом седобородые могучие богатыри. Их красный и черный плащи вносят в цветовую палитру картины торжественность, яркость.
Художник применил необычный прием: главный герой полотна, Баян, находится не в центре, а с краю, и всё внимание зрителя приковано не только к певцу, но и к тем, для кого он исполняет свои сказания. Белая одежда, седые волосы и борода Баяна выделяют его в кругу дружины князя. Одна его рука на струнах гуслей, а другая воздета в эмоциональном призыве, который должен быть услышан и понят воинами.
За склоном кургана зритель замечает шлемы других бойцов, которые тоже слушают сказителя.
Группу воинов художник расположил на высоте, словно приподняв их над окружающим пейзажем. Там, вдали, бескрайние дали полей, рек, озер, лесов – обобщенная картина той Руси, защищать которую и призвана дружина Игоря.
Почти половину полотна занимает небо, закрытое огромными, летящими по ветру облаками. Белоснежные, кое-где темнеющие, они мчатся над землею, и кажется, вот-вот откроют просветы в ясную небесную лазурь.
Когда мы смотрим на картину В.М.Васнецова, то испытываем одновременно и тревогу за то, как сложится судьба изображенных на ней воинов, и гордость за наших далеких предков, которые во всех войнах и испытаниях сохранили и сберегли русскую землю, русский язык, нашу культуру.
Сочинение по картине «Баян» Васнецова
Великий русский художник В.М. Васнецов, всегда вдохновлялся былинными и сказочными сюжетами, которыми изобилует славянская мифология, и полотно «Баян» одно из таких творений.
В центре картины зеленый холм, возвышающийся над просторами необъятных русских земель. На многие мили раскинулись густые леса, вдали тонкой лентой вьется река. Время суток точно невозможно назвать, но судя по сгущающимся облакам, кажется будто солнце, спрятанное за тучами, медленно, но верно клонится к горизонту. Тонкие веточки деревьев, покрытых молодой зеленью покачиваются на ветру, такие нежные и хрупкие, они символизируют юность, жажду жизни и надежду на лучшее.
Темно-серое небо мрачно, белые облака, ведомые порывами ветра, неспешно идут хороводом.
В центре холма полукругом, устроились князь со своей семьей и дружиной. Но несомненно, главный герой живописного творения, это слепой старец, вещун, поющий и ведущий летопись под звонкий напев гуслей. Фигура седовласого волхва отличается величественностью и грациозностью. Одет он в простые крестьянские одежды – рубаха с красной вышивкой, лапти, простые штаны, весь его облик, черты лица и внешний вид, говорит о том, что он близок к народу, и постоянно помогает и шествует своим дельным советом среди люда. Ведая таинственными тайнами, приоткрывая завесу прошедшего и будущего, поет он, взывая к богам, вознося свою молитву. Не столько многочисленных божеств, просит он воплотить свою мощь и ловкость, мудрость и бесстрашие, сколько людей, сидящих рядом с ним, людей, что пойдут против врага, защищая свои родные земли, свои семьи. Он советует всем разорившимся князям и братьям сплотиться перед опасностью вторжения грозного врага, незнающего пощады. И велит помнить о величии русских земель и сил истинного славянина, защищающего свой кров и семью ценой своей жизни.
Виктор Михайлович Васнецов – великий русский художник конца XIX начала XX века. Всю свою жизнь художник посвятил творчеству. Многие его картины написаны на былинно-историческую тематику, например, «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Богатыри» (1881—1898) и многие другие. Одна из таких работ – это картина «Баян». Она была написана немного позже в 1910 году и стала завершающей в цикле фольклорно-исторической тематике. Хотя наброски на холсте были сделаны еще в 1880 году. Предположительно картина создавалась на основе древнерусского произведения «Слово о полку Игореве». В нем идет речь о походе князя Игоря в 1185 году против половцев.
Картина создавалась в напряженной исторической обстановке, в воздухе пахло войной. Балканские события показали, что России не удастся остаться в стороне и придется вступить в войну. Так и Васнецов передал в своей работе ожидание предстоящей битвы. На картине преобладают мрачные серые тона, хмурое небо, с надвигающимися тучами, символизирует предстоящий тяжелый бой. Значимость этой битвы подчеркивается нахождением сына Игоря рядом с отцом. А, как известно, на Руси только в крайних ситуациях ребенка передавали отцу и отлучали от матери.
О предстоящей битве говорят и воины в доспехах и с полным обмундированием. Князь одет в чистую парадную одежду, его лицо максимально сосредоточено. Он думает о сражении и всматривается вдаль. Тревожное состояние подчеркивается умелым художником в каждой детали, растрепанные волосы Баяна говорят о сильном ветре, о предстоящей буре. А вдалеке последние отсветы уходящего дня символизируют о последнем спокойном дне перед тяжелой битвой.
Но русские воины не боятся сражения. Их статичные, спокойные позы подчеркивают решительность и смелость перед завтрашней битвой. Видно, как каждый воин сосредоточен, даже молодой будущий князь с тревогой смотрит вдаль. Но, несмотря на преобладание темный тонов на картине, художник изобразил несколько светлых веточек на склоне холма и милые белые ромашки, как символ надежды и спокойного будущего.
Центральное место на картине занимает не главный герой Баян, как это было принято для того времени, а русские воины. Это своего рода новаторский прием художника. Так он хотел, чтобы зрители внимательно разглядели лица воинов, которым предстоит сражение. А сам Баян, вдохновляющий русских воинов, изображен в правой стороне полотна.
Композиция картины проста. В центре расположен холм, на котором присели отдохнуть князь со своей дружиной и сыном. Слепой старец Баян эмоционально повествует свой рассказ и играет на гуслях. Он поет о героических событиях, чтобы воодушевить воинов. Лица героев задумчивы и возможно они представляют то, о чем поет Баян. Князь Игорь обеспокоен грядущей битвой, к тому же его сын рядом. Мальчик еще совсем мал и не участвовал в сражениях, однако воодушевленный рассказами Баяна, он так же как отец и все русские воины готов ринуться в бой. Старый казак за спиной мальчика держится за голову, возможно, он вспомнил свои былые сражения.
Васнецов постарался изобразить и русскую природу. С одной стороны холма видно лес, с другой поле и речка. Сочная зеленая трава и яркие белые цветы – все мило и дорого русскому сердцу.
Остановимся подробнее на образе Баяна. Как известно, Баян – это герой древнерусских былин и летописей, который олицетворяет умелого повествователя и сказителя. В «Слове о полку Игореве» он является главным персонажем. Именно это произведение Васнецов взял за основу. В образе Баяна художник хотел изобразить собирательный образ сказителя. Беловласый слепой старец в простой белой рубахе и в обычных лаптях держит в руках большие гусли. Так художник подчеркнул его связь с простым народом. Баян – единственный персонаж на картине в движении. У него широко открыт рот, рука высоко поднята вверх, а волосы развиваются на ветру. В своей песне Баян призывает древнерусских богов помочь защитить родную землю, восстановить мир и покой. Окружающие его воины сидят неподвижно, словно застыли, завороженные его громким голосом. Глядя на Баяна, но его мимику и жесты, можно представить с какой эмоциональностью он поет свою песню, как он заряжает энергией воинов перед битвой. Он напоминает дружине о прошедших боях, о стойкости русской земли, о сильном духе русского народа. Как известно, в той битве князь Игорь потерпел поражение. Именно поэтому Васнецов изобразил его задумчивым и полным сомнений, он как бы предчувствует печальный исход предстоящей битвы.
Данная картина была представлена зрителям в 1910 году. Многие подвергли ее критике, другие же восторгались. Сейчас полотно находится в коллекции Государственного Русского музея Санкт-Петербурга и продолжает вызывать живой интерес у зрителей.
?Сочинение по картине В. Васнецова “Баян” (вариант-2)???
Виктор Васнецов прославился своими полотнами, изображающими Древнюю Русь. Ключевые фигуры того времени были изображены на его картинах, не стал исключением и великий сказитель и пророк Баян. Картина написана по мотивам произведения «Слово о полку Игореве».
Когда смотришь на эту картину, сразу чувствуется тревожная и гнетущая атмосфера. Пасмурное небо, сильный ветер, который гонит облака и развевает волосы старца, а также преобладание темных оттенков отражает чувство надвигающейся опасности. Но, в то же время, на втором плане показана необъятная красота русской земли – бескрайние луга, величественный лес, широкая лента реки, холмы, усеянные молодыми деревцами и редкими цветами. На переднем плане в центре холма сидит князь со своим сыном и свитой, а справа от него изображен Баян, напутствующий князя с его дружиной на ратные подвиги и победу в бою. Сам князь и его люди одеты в богатые одежды и доспехи, а пророк наоборот одет в простую рубаху с вышивкой, штаны и лапти. Примечательно место, где сидит сказитель: не в центре, а с краю от князя и его людей. Такое расположение показывает, что неважно как он одет и как выглядит, ведь старец – слепой, а важна лишь мудрость сказанных им слов, те напутствия и пожелания удачи. Однако не только это говорит старик, возможно, он рассказывает что-то о былых временах и героях, потому что во время его рассказа все смотрят вдаль, погруженные в свои мысли и воспоминания. Например, князь переживает за своих людей и их участь в предстоящем бою, молодой княжич раздумывает, какой будет его первая битва бок о бок с отцом, старый казак позади князя может быть вспоминает о прошлых сражениях, а воины думают о своих семьях и ждут возвращения домой. Однако всех людей на картине объединяет любовь к родной земле и желание ее защитить. Глядя на картину, можно ощутить тревогу не только изображенную на полотне, но и ту, которая сопровождала художника во время работы.
Полотно показывает важность единства и сплоченности между людьми, их нерушимость за счет поддержки друг друга. Картина напоминает зрителю о красоте его родной земли и о том, что нужно беречь мир на этой земле.
Виктор Васнецов известен всему миру как автор замечательных исторических картин, оживляющих различные сказочные и былинные сюжеты. Остался художник верен своей манере и в картине “Баян”, написанной мастером в 1910 году. На этом полотне мы видим группу витязей-богатырей, защитников нашей земли, которые тесной группкой сбились на вершине небольшого лысого холма и напряженно внимают пронзительной песне народного певца-сказителя Баяна. Считается, что источником вдохновения для художника при написании этой картины стало древнерусское придание “Слово о полке Игореве”и центральное место среди витязей занимает сам князь Игорь, который также как и все внемлет песням Баяна, но взгляд его тверд и устремлен вдаль, он словно прозревает в словах песни будущее, видит скорые битвы и ворогов. Это короткий миг отдыха, который выпал на долю мужественных витязей и его краткость подчеркивается грозовыми предзнаменованиями картины. Это мрачные темные тучи, которые заполнили небо и словно со всех сторон окружающие группку воинов на высоком холме, это развивающиеся на ветру волосы певца и его вскинутая в предостережении вверх рука. Очень тревожное ощущение опасности пытался передать этой картиной художник и это ему полностью удалось. Природа в этой картине занимает второстепенное место, если не считать конечно небо, травка, цветочки не играют особой роли в сюжете, разве что поникшие веточки можно рассматривать как еще одно предостережение. Главное в этом полотне воины и певец. Именно вокруг тесной группки этих людей накапливается эмоциональный фон картины, мрачное спокойствие, которое особенно трогательно в лице сидящего рядом с Игорем юноши, почти мальчика, который задумался о словах песни, а может о собственном будущем, но который вместе с тем полон решимости не подвести и соответствовать образу великого русского воина. Интересной представляется и чаща с ковшиками, которая стоит на камне в центре группы воинов, она видимо символизирует воинское братство, когда каждый воин по традиции должен испить из одной чаши, чтобы во время битвы стать единым целым, стать друг другу братьями.
Кисти великого русского художника Васнецова Виктора Михайловича принадлежит множество прекрасных картин, посвящённых жизни Древней Руси и её известным героям. Я знаю много работ этого человека, но больше всего мне понравилась его картина «Баян». Глядя на данное полотно, я вспоминаю произведение «Слово о полку Игореве», как и картина, оно тесно связано с культурой Древней Руси, фольклором. В те далёкие времена наше нынешнее государство было раздроблено на различные княжества, шли постоянные войны.
На полотне Васнецова «Баян» мы видим великого князя Игоря и его многочисленную свиту. Они внимательно прислушиваются к речам Баяна, напутствующего воинов перед походом, благословляющего их, поднимающего своими словами боевой дух перед предстоящими сражениями. Старец Баян одет достаточно скромно – он предстаёт перед другими персонажами и зрителем в тунике и в лаптях.
Перед ним расположились воины во главе с князем Игорем. Все погружены в его рассказы, слушают его внимательно, напряжённо. У каждого воина есть доспехи и оружие. На великом князе Игоре мы видим бардовый плащ, он смотрит за горизонт. В «Слове о полку Игореве…» речь идёт о том, как плохо жить без единства. Именно в этом причина поражения князя – он отправился в поход в одиночку.
На своей картине «Баян» художник использовал преимущественно тёмные тона. Автор хотел показать нам, как заходит солнце, не пророчащее полку князя Игоря ничего хорошего. И не одна только природа выглядит тёмной, одежда, которую мы видим на дружинниках, также специально затемнена художником.
Картина Васнецова «Баян» передаёт зрителю быт и дух Древней Руси. И этим она прекрасна!
Картина «Баян» освещает широко известный сюжет о древнерусском певце Баяне. Об этом слепом гусляре, хранящем в своей памяти многие важнейшие события истории Руси, мы знаем, прежде всего, из «Слова о полку Игореве». Васнецов прославляет старого Баяна.
На картине Баян располагается не в центре, поскольку на вершине холма, где происходит основное действие, сидит князь и его ближайшие дружинники. Взоры практически всех воинов обращены на этого старца, он завладел вниманием всех присутствующих, которые собрались не только на холме, но и за ним. Мы смутно различаем лица воинов, стоящих на заднем плане полотна. И мы понимаем, что этих воинов очень много. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников.
Баян запечатлен художником во время исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, его глаза, направлены куда-то вдаль, «в» те события, о которых поет знаменитый гусляр.
Большие гусли почти полностью закрывают тело Баяна, одной рукой он водит по струнам, а другой свободно и широко размахивает, помогая себе в своем рассказе. И эти движения героя помогают понять величие и масштаб его рассказов.
Мы понимаем, что Баян – безусловный авторитет. Его уважают и все воины, сидящие вокруг, и сам князь. Глаза предводителя воинов устремлены на поющего старца. Князь задумчив. Мне кажется, он испытывает гордость за свою державу, чувствует ответственность за то, чем он владеет и правит.
Интересно, что почти все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания.
А вот песни слепого гусляра вдохновляют воинов на новые победы, на новые подвиги. Об этом свидетельствуют лица дружинников.
Старик полностью погружен в себя, мы понимаем, что рассказы Баяна всколыхнули в нем море воспоминаний. Вполне возможно, что тот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников.
Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое.
И делает он это не в самые простые для России времена. Мне кажется, что воинам, собравшимся вокруг Баяна, предстоит серьезная битва. По-видимому, отчизне снова, как это не раз уже бывало, угрожает какая-то опасность. Об этом свидетельствует, как мне кажется, суровое, предгрозовое небо, занимающее практически половину картины.
На заднем плане полотна мы видим небольшое озеро, реку, лес.
Русским воинам предстоит важная битва, они как бы просят благословления, и защиты у Баяна.
В целом, картинаВ.М. Васнецова «Баян» – «русское» произведение, наполненное любовью к родной стране.
Чудесный памятник по себе оставит Васнецов русским людям.
Они будут знать в лицо своих святых, угодников и мучеников,
всех тех, на кого они хотели бы походить
и что есть их заветный идеал.
М. Нестеров.
Картина В.М. Васнецова «Баян» (1910) продолжает фольклорную тему, столь характерную для этого русского художника. Сам Васнецов считал, что «…в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». Именно поэтому темами и героями его картин так часто становились народные персонажи и сюжеты.
Так и полотно «Баян» освещает широко известный сюжет о древнерусском певце Баяне. Об этом слепом гусляре, хранящем в недрах своей памяти многие важнейшие события истории Руси, мы знаем, прежде всего, из «Слова о полку Игореве». Неизвестный автор прославляет старого Баяна. Описывая его творческую манеру, он говорит об этом певце как о хранителе русских традиций. В «Слове» Баян является олицетворением самой Руси.
Думаю, что и Васнецов воспринимает Баяна точно так же. На картине он располагается не в центре, поскольку на вершине холма, где происходит основное действие, сидит князь и его ближайшие дружинники. Так полагается по иерархии, однако настоящий центр картины смещается вправо, где сидит именно Баян. Взоры практически всех воинов обращены на этого старца, он завладел вниманием всех присутствующих, которые собрались не только на холме, но и за ним. Мы смутно различаем лица воинов, стоящих на заднем плане полотна. И мы понимаем, что этих воинов очень много. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников.
Баян запечатлен художником во время «магического процесса» – исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, на его ице выделяются большие горящие глаза, направленные куда-то вдаль, «в» те события, о которых поет знаменитый гусляр.
Большие гусли почти полностью закрывают тщедушное тело Баяна, одной рукой он водит по струнам, а другой свободно и широко размахивает, помогая себе в своем рассказе. Именно движения этого героя помогают понять величие и масштаб его рассказов.
От всей фигуры Баяна веет чем-то магическим, он похож на старого колдуна, которому подвластны все стихии, которому известны все тайны мироздания и судьбы России.
Мы понимаем, что Баян – безусловный автортет. Его уважают и все воины, сидящие вокруг, и сам князь. Глаза мужественного и величественного предводителя воинов устремлены на поющего старца. Князь задумчив, но и вдохновлен былыми победами предков. Мне кажется, он испытывает гордость за свою державу, чувствует ответственность за то, чем он владеет и правит.
Интересно, что почти все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания. Видно, что они размышляют о былых боях, ведут собственный подсчет победам и потерям, вспоминают погибших друзей и скорбят о них.
А вот молодых воинов песни слепого гусляра вдохновляют на новые победы, на новые подвиги. Об этом свидетельствуют лица и фигуры дружинников на переднем плане картины.
На всем полотне выделяются два светлых пятна, которые неизбежно привлекают внимание зрителя. Справа – это фигура Баяна. Слева же – образы старика и отрока, почти совсем мальчика. Две эти фигуры объединены, связаны между собой. Кажется, что они составляют единое целое.
Старик полностью погружен в себя, мы понимаем, что рассказы Баяна всколыхнули в нем море воспоминаний. Отрок также погружен в свои думы. Он напряженно вглядывается куда–то вдаль и, в то же время, внутрь себя. Вполне возможно, что этот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников.
Вообще, мне кажется, что эти две белые фигуры, вкупе с фигурой князя, объединены в одно целое. Они, по мысли художника, воплощают прошлое, настоящее и будущее России. И эта композиционная фигура неразрывным образом связана с фигурой Баяна. Мне кажется, в этой связи есть глубокий смысл – Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое.
И делает он это не в самые простые для России времена. Мне кажется, что воинам, собравшимся вокруг Баяна, предстоит серьезная битва. По-видимому, отчизне снова, как это не раз уже бывало, угрожает какая-то опасность. Об этом свидетельствует, как мне кажется, и суровое, предгрозовое небо, занимающее практически половину картины.
На заднем плане полотна мы видим русский пейзаж – небольшое озеро, реку, лес. Все это, в сочетании с холмом, на котором происходит действие картины, снова заставляет обратиться к «Слову о полку Игореве» и вспомнить строки «О Русская земля! Ты уже за холмом».
Русским воинам предстоит важная битва, они как бы просят благословления и защиты, оберега у Баяна – именно так мне видится сюжет данной картины.
В целом, полотно В.М. Васнецова «Баян» – глубоко «русское» произведение, наполненное любовью к родной стране, восхищением ее прошлым, заботой о настоящем и мечтами о будущем.
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Баян».
Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 г. в чувашском селе Уржумской волости Вятской губернии (ныне — в Кировской области), в семье православного священника. Себя он считал скифом. Учился живописи в Петербурге – сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения, затем в Академии художеств.
Художник любил гулять по Ахтырским полям, и казалось ему, что полям этим конца-краю нет. Налетит ветерок, на мгновение потемнеют светлые краски поля — и вновь заблещут, как ни в чем не бывало. Жарко заволнуется нежно-желтое море ржи, и оживут тысячи васильков, откуда-то послышится песня, ее слов не разберешь. Это сквозь века доносится песнь легендарного баяна – древнерусского певеца-сказителя. Может именно эту песнь слышал Васнецов, когда в его душе рождался народный сюжет, впоследствии ставший полотном картины «Баян».
Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что художник писал в это время «Богатырей». Баян – имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Обобщенность образов соответствует монументальности и строгой лапидарности композиции. Решение пейзажа носит эпический характер. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.
На первый взгляд картина производит несколько мрачное впечатление. Практически половину холста занимает пасмурное небо, выполненное в основном в серых тонах. Хотя серый цвет палитры не помешал художнику гармонично смешать его с красными оттенками, что с легкостью позволяет определить , что действие происходит на закате. Это хорошо соотносится с русской пословицей : «Делу – время, а потехе – час». Умело показано, что это не «рабочее время», а именно вечерний досуг русских богатырей-дружинников несущих службу. Доступная взору местность является типичной для средней полосы России. Желто-зеленый окрас травяного покрова и плавные переходы оттеков заставляют невольно перенестись в те места. Можно также отметить на холсте наличие нескольких веточек молодых деревьев, что придает изображению еще большую живость и реалистичность.
Ключевым моментов картины, естественно, являются люди. Главенствующее место, как и полагается, занимает князь. Рядом с ним находится его дочь и старый казак, видимо тоже высокого и почетного чина. Они сидят прямо напротив баяна, в то время как остальные воины расположились вокруг них. На лицах зрителей можно увидеть различные эмоции. Кто-то испытывает грусть, кто-то призадумался, а кто-то просто слушает, но все проявляют неподдельный интерес к рассказчику. Отдельное внимание стоит уделить непосредственно образу самого баяна. Первое, что бросается в глаза, это возраст сказителя. Это не просто актер, а умудренный временем старец, повидавший многое на своем веку. Волосы баяна развиваются на ветру, что также придает особую динамику изображению. Исконно русское белое одеяние старца еще раз подчеркивает классику жанра, в котором «работает» артист. Да! Не вызывает сомнений, что самозабвенный рассказчик повествует о военных походах великих воинов, о славе мудрых русских князей, которая разносится по всем заморским странам, о природе-матушке, которая кормит и поит могучих богатырей… Инструмент баяна старый и изрядно потертый, создается впечатление, что старец никогда с ним не расстается во время своих странствий и мытарств.
Есть на картине также элементы, хоть и не явно скрытые, но ускользающие от нас при первом рассмотрении полотна. Так, например, это чарка с вином и воткнутое рядом копье. При этом можно заметить, что чарка просто стоит, слушатели не проявляют особого интереса к хмельным напиткам, что является явным нравственным показателем людей того времени. Копье же – здесь символ силы русских богатырей. Можно заметить, что оно не просто слегка держится, а глубоко «сидит» в земле. Только у истинного воина хватит духу так вогнать оружие в твердую поверхность. Еще один такой элемент картины – витязи, идущие к «сцене» на заднем плане. Возможно, они не сразу заинтересовались происходящим, но послушав немного издалека, все-таки решили подойти поближе.
«Баян» – одно из последних значительных произведений художника, завершающих былинную тему в его творчестве. Умело подобранная композиция и палитра, а также несколько грубоватое исполнение пейзажных деталей заставляют не просто проникнуться сюжетом картины, а оказаться, как бы одним из слушателей баяна – рассказчика, историка и пророка в одном лице. Противоречивое впечатление спокойствия и одновременно надвигающейся бури охватывает сознание при внимательном изучении картины. Величественность и эпичность сюжета поистине мастерски переданы В.М. Васнецовым в его бессмертном творении «Баян».
«Баян» – картина великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, написанная в 1910 году. На ней изображены русские воины на привале, которые слушают сказителя по имени Баян (также Боян). Вокруг них простирается русская земля.
Картина написана по мотивам древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве». В эпосе повествуется о неудачном походе русских князей на половцев в 1185 году. Изображены русские воины в доспехах, со щитами и топорами, князь, его сын, воеводы, старый казак. Они находятся на привале, и расселись полукругом. Князь одет богато, в красные сапоги, кафтан, мантию, воеводы также одеты в мантии. За сыном Игоря сидит старый седой казак, задумчиво подпёрший голову руками. Лица воинов задумчивы, суровы, печальны. В центре полукруга людей стоят чаши с черпаками, рядом в землю воткнуто длинное копьё остриём вверх. За пригорком виднеются головы других воинов.
Баян — слепой сказитель, ведущий свой рассказ и наигрывающий на гуслях. То, что он слеп, видно по его белым глазам. Он одет в длинный белый кафтан с орнаментом. Его поза и выражение лица драматичны, правую руку он воздымает вверх, другой рукой играет на гуслях. Присутствующие внимательно слушают его. Сын Игоря задумчиво смотрит вдаль. Он ещё не был в битвах. Наверняка повествование захватывает его, и он представляет себя в бою.
Сюжет разворачивается в летнее время. Люди находятся на пригорке. За ними простирается лес, вдалеке виднеется река. Небо затянуто облаками, у горизонта оно имеет слегка красный тон. Совсем рядом с сидящими есть совсем молодые ростки деревьев и ромашки. Цветовая палитра картины состоит из несколько тёмных, тревожных тонов. Возможно, действие разворачивается накануне битвы, об этом говорят парадные одежды князя и его воевод, суровые выражения лиц воинов, а также то, что сын присутствует вместе с князем, а не с матерью — на Руси сын отлучался от матери и передавался отцу в исключительных случаях. Красноватое небо у горизонта также может говорить о надвигающейся угрозе.
Картина была написана в довольно тревожное для страны время накануне балканских войн и незадолго до начала Первой мировой войны. Работа была встречена в среде художников и критиков неоднозначно, одни сочли её закатом творчества Васнецова, другие напротив, восхищались ей. Суть картины — в любви к Родине, уважении к далёким предкам, их ратным делам, к исторической памяти.