Несколько советов
Чтобы со знанием дела написать сочинение-описание картины, нужно провести подготовительную работу. Советуем вам воспользоваться справочными интернет-ресурсами, например, заглянуть в список художников, внимательно почитать их биографии и рассмотреть картины живописцев. Так вы получите более полное представление о творчестве того или иного мастера, будете различать техники, манеру письма, узнавать авторский стиль и основную тематику. Надеемся, вы разбираетесь в жанрах живописи, знаете, в чем характерные особенности (и какие бывают разновидности) портрета, пейзажа, натюрморта.
Постарайтесь определить основные микротемы картины. Оцените роль изобретательно-выразительных средств (формата, композиции, света, цвета, общего колорита); как эти средства помогают в выражении основной идеи полотна, авторской позиции.
Воспринимать произведение живописи нужно не только рационально, но и эмоционально. Посмотрите на картину и прислушайтесь к себе: какое настроение она у вас вызывает, какие чувства пробуждает? А теперь попробуйте передать свои впечатления в сочинении.
Не забудьте, что оно должно содержать ТРИ основных части: во вступлении вы сообщаете краткие сведения о художнике и картине; в основной части даете анализ изображенного на картине и в заключении высказываете свое отношение к картине, говорите о своих впечатлениях, а не просто пишете понравилась она вам или нет. Примерная схема сочинения по картине
1. Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества).
2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее).
3. Описание картины:
а) сюжет картины (о чем повествует картина);
б) что изображено на переднем плане;
в) что изображено на заднем плане картины;
г) описать основных героев картины (если они есть);
д) детали картины;
е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);
4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?).
5. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.
6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).
На самых первых этапах анализ может быть в последовательности «снизу вверх»: нижний край (земля, вода, фон…), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верхний край картины (фон, небо). Синонимические ряды для сочинения-описания картины:
художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист, баталист (художник, специализировавшийся на изображении войны), маринист (художник, рисующий морские пейзажи), бытописатель (художник, автор произведений бытового жанра);
создает, пишет, изображает, воспроизводит;
картина, полотно, репродукция, холст… Название цветов и оттенков, которые можно употребить при описании картины: зелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, медный, багряный, красный, малиновый, сиреневый, оранжевый, синий, темно-синий, лазурный, небесно-голубой, бирюзовый, голубой, бледно-голубой, бежевый, коричневый, серый, и др.
Для поиска синонимов воспользуйтесь сервисами нашего портала.
Обратитесь к ресурсу «Рассказы о шедеврах живописи», чтобы больше узнать об истории знаменитых картин. В качестве примера возьмем краткое описание полотна художника Василия Верещагина «Апофеоз войны»:
«Верещагин знал о войне не понаслышке — он не раз принимал участие в боях — и написал множество картин, на которых изобразил то, что видел собственными глазами: не только бравых солдат и их военачальников, но и кровь, боль и страдание.
Однажды он задумался о том, как показать в одной картине все ужасы войны, как дать зрителям понять, что война — это всегда горе и смерть, как дать другим взглянуть на ее отвратительные подробности? Он понял, что недостаточно написать картину с полем боя, усеянным погибшими воинами, — такие полотна были и раньше. Верещагин придумал символ войны, образ, только взглянув на который, каждый сможет представить, насколько страшна любая война. Он написал выжженную пустыню, посреди которой возвышается пирамида из человеческих черепов. Вокруг — лишь сухие, безжизненные деревья, и только воронье слетается на свой пир. Вдалеке виднеется полуразрушенный город, и зритель с легкостью может догадаться, что и там жизни больше нет…»
«Алёнушка». Сочинение по картине В. М. Васнецова.
«Без хозяина». Сочинение по картине В.Е. Маковского.
«Берёзовая роща». Сочинение по картине А. И. Куинджи.
«Боярская дума при Михаиле Романове». Сочинение (рассказ) по картине А. П. Рябушкина.
«Брошенная терраса». Сочинение по картине С.Ю. Жуковского.
«Букет Сентября». Сочинение по картине М. В. Вишняк.
«Бурлаки на Волге». Сочинение по картине И.Е. Репина.
«Буря на Чёрном море». Сочинение по картине И.К. Айвазовского.
«В голубом просторе». Сочинение по картине А.А. Рылова.
«В жаркий день». Сочинение по картине В. Е. Маковского.
«Вербы в половодье». Сочинение по картине Н. М. Ромадина.
«Весенний солнечный день». Сочинение по картине К.Ф. Юона.
«Весна. Большая вода». Сочинение по картине И.И. Левитана (1-й вариант).
«Весна. Большая вода». Сочинение по картине И.И. Левитана (2-й вариант).
«Весна». Сочинение по картине С. А. Виноградова.
«Вести с фронта». Сочинение по картине Н.Н. Ватолиной.
«Ветреный день. Бык». Сочинение по картине Н. П. Крымова.
«Вечерний звон». Сочинение по картине И.И. Левитана.
«Взятие снежного городка». Сочинение по картине В. И. Сурикова (1-й вариант).
«Взятие снежного городка». Сочинение по картине В.И. Сурикова (2-й вариант).
«Витязь на распутье». Сочинение по картине В.М. Васнецова.
«Вот-те и батькин обед». Сочинение по картине А.Г. Венецианова.
«Всё в прошлом». Сочинение по картине В. М. Максимова.
«Грачи прилетели». Сочинение по картине А.К. Саврасова.
«Две матери. Мать приёмная и родная». Сочинение по картине В.Е. Маковского.
«Девочка с гусями в поле». Сочинение по картине В.Е. Маковского.
«Девочка с персиками». Сочинение по картине В.А. Серова.
«Девочка у окна». Сочинение по картине А. А. Дейнеки.
«Девушка в клетчатом платке». Сочинение по картине А. Г. Венецианова.
«Девушка с кувшином». Сочинение по картине А.Е. Архипова.
«Дети, бегущие от грозы». Сочинение по картине К. Е. Маковского.
«За туалетом. Автопортрет». Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой.
«Заросший пруд». Сочинение по картине В. Д. Поленова.
«Зелёный шум». Сочинение по картине А.А. Рылова.
«Зима. Ростов Великий». Сочинение по картине К. Ф. Юона.
«Зима». Сочинение по картине И.И. Шишкина.
«Золотая осень». Сочинение по картине В. Д. Поленова.
«Золотая осень». Сочинение по картине И. С. Остроухова.
«Золотая осень». Сочинение по картине И.И. Левитана.
«Иван-царевич на Сером Волке». Сочинение по картине В. М. Васнецова.
«Камешек». Сочинение по картине К.В. Мирошника.
«Карточный домик». Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой.
«Ковёр-самолёт». Сочинение по картине В. М. Васнецова.
«Косцы (Страдная пора)». Сочинение по картине Г.Г. Мясоедова.
«Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)». Сочинение по картине Н.П. Чехова.
«Кружевница». Сочинение по картине В.А. Тропинина.
«Лесистый берег». Сочинение по картине И. И. Левитана.
«Лесной пожар». Сочинение по картине А. К. Денисова-Уральского.
«Лунная ночь на Днепре». Сочинение по картине А.И. Куинджи.
«Лунная ночь. Купальня в Феодосии». Сочинение по картине И.К. Айвазовского.
«Май 1945». Сочинение по картине А. и С. Ткачёвых.
«Мартовский снег». Сочинение по картине И.Э. Грабаря.
«Мика Морозов». Сочинение по картине В.А. Серова.
«Мокрый луг». Сочинение по картине Ф.А. Васильева.
«Московский дворик». Сочинение по картине В. Д. Поленова.
«Музыка». Сочинение по картине А.Л. Ржевской.
«На кухне. Портрет Кати». Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой.
«На севере диком». Сочинение по картине И.И. Шишкина.
«На террасе». Сочинение по картине Б.М. Кустодиева.
«Натюрморт». Сочинение по картине И.И. Козловского.
«Неизвестная». Сочинение по картине И.Н. Крамского.
«Новая Москва». Сочинение по картине Ю.И. Пименова.
«Новые хозяева». Сочинение по картине Н. П. Богданова-Бельского.
«Одуванчики». Сочинение по картине И. И. Левитана.
«Осенние дожди. Пушкин». Сочинение по картине В.Е. Попкова.
«Осенний букет». Сочинение по картине И.Е. Репина.
«Осень». Сочинение по картине И. И. Левитана.
«От дождя». Сочинение по картине В.Е. Маковского.
«Отец». Сочинение по картине К.А. Савицкого.
«Первая зелень». Сочинение по картине В.Г. Никонова.
«Первая зелень». Сочинение по картине И.С. Остроухова.
«Первый снег». Сочинение по картине А. А. Пластова.
«Первый фрак». Сочинение по картине В.Е. Маковского.
«Перед террасой». Сочинение по картине С. Ю. Жуковского.
«Письмо с фронта». Сочинение по картине А.И. Лактионова.
«Полдень. Тёплый дождь». Сочинение по картине А.М. Герасимова.
«Полевая рябинка». Сочинение по картине А. А. Рылова.
«Портрет А.В. Касьянова». Сочинение по картине В.А. Серова.
«Портрет А.Г. Рубинштейна». Сочинение по картине И.Е. Репина.
«Портрет А.П. Струйской». Сочинение по картине Ф.С. Рокотова.
«Портрет А.С. Пушкина». Сочинение по картине В.А. Тропинина.
«Портрет А.С. Пушкина». Сочинение по картине О.А. Кипренского.
«Портрет Г.Г. Ге». Сочинение по картине И.Е. Репина.
«Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой». Сочинение по картине В.Л. Боровиковского.
«Портрет И.П. Павлова». Сочинение по картине М.В. Нестерова.
«Портрет сына». Сочинение по картине О. Белковской.
«Портрет Ф.И. Шаляпина». Сочинение по картине Б.М. Кустодиева.
«Портрет Ф.И. Шаляпина». Сочинение по картине К.А. Коровина.
«После дождя». Сочинение по картине А.М. Герасимова.
«Празднество свадебного договора». Сочинение по картине М. Шибанова.
«Притихло». Сочинение по картине Н.Н. Дубовского.
«Просёлок». Сочинение по картине А.К. Саврасова.
«Птичьи враги». Сочинение по картине А. И. Корзухина.
«Пушкин у моря» («Прощание Пушкина с Чёрным морем»). Сочинение по картине И.Е. Репина и И.К. Айвазовского.
«Рожь». Сочинение по картине И. И. Шишкина.
«Русская зима. Лигачёво». Сочинение по картине К.Ф. Юона.
«Саня Маликов». Сочинение по картине Н. А. Пластова.
«Сватовство майора». Сочинение по картине П.А. Федотова.
«Свидание». Сочинение по картине В.Е. Маковского.
«Сенокос». Сочинение по картине А.А. Пластова.
«Сиверко». Сочинение по картине И. С. Остроухова.
«Сирень в корзине». Сочинение по картине П.П. Кончаловского.
«Солнце на веранде». Сочинение по картине Ю.С. Подляского.
«Сосны, освещённые солнцем». Сочинение по картине И.И. Шишкина.
«Станиславский за работой». Сочинение по картине Н.П. Ульянова.
«Старый дом в селе Медведеве». Сочинение по картине К. В. Мирошника, Н. Мирошник.
«Стрекоза. Портрет В. И. Репиной, дочери художника». Сочинение по картине И.Е. Репина.
«Стригунок». Сочинение по картине О.П. Марушкина.
«Тихая обитель». Сочинение по картине И.И. Левитана.
«Три царевны подземного царства». Сочинение по картине В. М. Васнецова.
«Утро в сосновом лесу». Сочинение по картине И.И. Шишкина.
«Утро». Сочинение по картине Т. Н. Яблонской.
«Фашист пролетел». Сочинение по картине А.А. Пластова.
«Храм Покрова на Нерли». Сочинение по картине С.А. Баулина.
«Царевна-Лебедь». Сочинение по картине М. А. Врубеля.
«Юный живописец». Сочинение по картине И. И. Фирсова.
Сочинение по картине А. М. Герасимова «После дождя»
Сочинение по картине О.В. Поповича «Не взяли на рыбалку»
Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»
Сочинение по картине Т.Г. Назаренко «Церковь Вознесения на Улице Неждановой в Москве» (2 вариант)
Сочинение по картине Ю. Ракши «Проводы ополчения»
Сочинение по картине А.Я. Головина «Натюрморт. Цветы в вазе»
Сочинение по картине Г.Г. Нисского «Радуга»
Cочинение по картине Бартоломе Мурильо «Мальчик с собакой»
Сочинение по картине А. Рылова «В голубом просторе»
Сочинение по картине Шишкина «Рожь»
Сочинение по картине И.И. Фирсова «Юный живописец»
Сочинение по картине Нины Николаевны Ватолиной «Вести с фронта»
Сочинение по картине Ф. Рокотова «Портрет А.П. Струйской»
Сочинение-рассуждение по картине Е.Н. Широкова «Друзья» (3 вариант
Сочинение по картине А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Сочинение по картине И.И.Шишкина «На севере диком…»
Сочинение по картине Вилли Джеймса «Кот на окне»
Сочинение по картине А.П. Рябушкина «Московская девушка XVII века»
Сочинение по картине В.П. Фельдмана «Родина»
Сочинение по картине Перова «Охотники на привале»
Сочинение по картине Сыромятниковой «Первые зрители»
Сочинение по картине И.И. Шишкина «Перед грозой»
Сочинение по картине Копытцевой: «Летний день. Цветет сирень»
Сочинение по картине А.И. Куинджи «Березовая роща» (1879 г.)
Сочинение по картине О.А. Кипренского «Портрет мальчика Челищева»
Сочинение по картине Васнецова «Северный край»
Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»
Сочинение по картине Попкова «Осенние дожди»
Сочинение по картине Н.Ромадина «Керженец»
Если желание описать произведение искусства вызвано бурей эмоций, нахлынувшей на вас во время просмотра картин в музее, то это явно хороший знак, и никакой строгой структуры построения текста вам может и не понадобиться, так как экспрессия эмоций все сделает за вас.
Но если, взяв ручку, вы ощутили творческий кризис и в голове возник вопрос “А как начать?”, то в решении этой проблемы отлично поможет план, кропотливо созданный школьными учителями, который можно расширять или уменьшать по своему усмотрению.
План
Построив свое описание картины по этому плану, вы создадите грамотно звучащий и гармоничный текст (или речь).
1. Информация о картине и ее авторе. Здесь следует коротко рассказать об авторе следующее: в какой исторический период он жил, в какой технике писал, характерна ли эта картина для его творчества в целом. Далее нужно указать название самой картины, упомянуть ее другие названия или их ранние версии (если есть), предпосылки к ее созданию, интересные факты о ней. Можно также упомянуть, почему вы выбрали именно эту картину для описания.
2. Описание картины. Этот пункт включает в себя следующее:
Основные детали картины – какие они? Не скупитесь на эпитеты, метафоры и сравнения – теперь ваша цель стать художником, рисующим словами.
Цветовая гамма. Как описать картину, если не цветами? Для начала лучше высказать общее впечатление от цветовой гаммы – тусклая ли она, яркая ли, пестрая ли. Не стоит ограничиваться простыми цветами, можно передавать их через сравнения (к примеру, вместо желтого употребить “цвета солнечных лучей”).
Мелкие детали, которые вызвали интерес и могли быть не замеченными другими наблюдателями.
3. Ваши эмоции от увиденного. Стоит вспомнить, какие первые мысли и чувства возникли при просмотре картины, с чем ассоциировалось изображенное. Также в этом пункте можно порассуждать о чувствах героев картины (если это портрет), о том времени, задаться философскими и риторическими вопросами.
Сочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося. В большей степени учителя преподают лишь техническую сторону процесса. Школьников обучают тому, как правильно составить план, выделить главную тему, соблюсти общий речевой стиль сочинения. Это, безусловно, помогает в дальнейшем сочинять согласно установленным стандартам, однако вырабатывание индивидуального художественного стиля тормозится. Чтобы работа над сочинением не составляла особого труда для ученика, родители могут тренировать его дома. Лучше начинать с наиболее доступного для младшего школьника типа. В домашних занятиях, например, можно показать, как писать сочинение по картине. Благодаря таким тренировкам у ребенка начнет вырабатываться грамотная и богатая речь, а также широкий словарный запас, что поможет писать любые сочинения без особых затруднений.
Техника правильного написания сочинения по картине
Педагогами давно разработаны основные правила, которые надо знать родителям, чтобы потом обсудить их с маленьким школьником. Усвоив этот шаблон, ребенок легко сможет научиться писать сочинение по картине.
Структура текста
При работе с любым текстом необходимо определить его структуру. То же самое происходит и с сочинением. Перед тем, как начать работу, нужно помнить, что всегда происходит деление текста на три части:
вступление;
основная часть;
заключение.
Вступление
Вводит в основную часть текста, не должно быть слишком длинным. Обычно начинается следующим предложением: “Передо мной произведение (художника) (название картины)”.
Основная часть
Прежде, чем начать писать, нужно внимательно рассмотреть картину и определить: Передний план. Сначала необходимо установить к какому жанру относится картина, ведь разница между портретом и пейзажем – колоссальная. В случае с визуальным искусством (портретом, анималистикой или натюрмортом) на переднем плане чаще всего выступает человек, животное или, находящаяся ближе всех к смотрящему, вещь. Определение объекта на первом плане, как правило, происходит автоматически на подсознательном уровне. Однако, если это пейзаж, то расположение ключевого объекта не так очевидно. Наиболее точный принцип определения первого плана пейзажа является тот, что используется при натюрморте. Для это нужно разделить картину на две половины по горизонтали и проанализировать их содержание. Там, где находится большее количество объектов и ключевых фигур, осуществлена основная идея картины. Задний план. Здесь необходимо уделить внимание фону, на котором находится главный объект. Обычно задний план задает общее настроение, поэтому в нем идет сильный упор на цветовую гамму. Картины батального жанра чаще всего детализированы больше других, что дает возможность подробнее описать сцену. Мелкие детали. Этот пункт соблюдается в любом жанре картины. Нужно подробно описать любые приглянувшиеся детали, раскрывая их значение и уместность. В большинстве случаев они находятся на главном объекте. На фоне они проявляют себя лишь в дополнении к основным элементам. Ими являются скрупулезные цветовые переходы, незаметные с первого взгляда, или проработанный элемент по типу складок, аксессуаров или взгляда, в котором кроется вся суть картины. Цветовая гамма. Цвет – первое, что визуально воспринимает человек. Следует научить школьника передавать описание в соответствии с теплыми и холодными оттенками, которые передают атмосферу картины.
Придерживаясь данных правил и применяя соответствие “передний план – детали, задний план – цветовая гамма”, написать сочинение по картине станет не столь трудной задачей.
План сочинения
Когда базовые знания о технической составляющей картины есть и известна ее структура, необходимо составить план согласно требованиям. Стандартная схема плана представляет собой: Вступление:
справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);
справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания); Основная часть (описание картины):
сюжет картины;
описание переднего и заднего планов;
описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);
детали;
цветовая гамма;
роль и используемые художником средства выражения. Заключение:
собственное мнение о картине;
общий анализ и описание того, что хотел сказать автор.
Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов. Однако вышеперечисленные установки представляют собой наиболее полное раскрытие содержания картины при описании.
Используемые приемы описания
Существует четыре основных приема описания, тесно связанных друг с другом, но имеющие существенные различия в своей основе. Ими являются: Картинное описание. Прием, который служит для эмоционального воспроизведения того, что находится на картине. Особенно характерно для пейзажей или батального жанра, где необходимо сухо описать факты и передать в тексте то настроение, которое пытался создать художник. Аналитическое описание. Заключается в описании составных элементов чего-либо, то есть деталей. Этот прием очень важен для описания свойств предметов, находящихся у героев, или второстепенных объектов (памятники, архитектурные строения и т.д.). Образная характеристика. Описание представленных на картине групп людей. Характеристика определенного образа необходима для полного раскрытия и наиболее точного описания вида персонажей. В этом также помогут знания истории того периода, в котором происходит действие картины. Наглядная польза от этого приема видна на картинах батального жанра. Характеристика исторической личности. В некоторых произведениях ключевой фигурой является какой-либо исторический персонаж, а все остальное лишь дополнение к его образу. Он выходит на передний план и, так как является исторически важным персонажем, должен описываться согласно следующим характеристикам: внешний облик, признаки личности, вклад или влияние на события, происходящие на картине.
Любое сочинение состоит традиционно из трёх частей: Вступление. Главная часть. Заключение.
Независимо от темы сочинения, независимо от вида его, три эти важные композиционные части цементируют всю работу и помогают создать правильную, грамотную логику повествования. Поэтому о них нужно помнить всегда.
Теперь конкретно о данном виде сочинения. Можно воспользоваться следующим планом-подсказкой.
План. 1 Вступление:
а) как получилось, что я увидел эту картину? (листал альбом, увидел в музее, показал друг, принесла в класс учительница и т.п)
б)Название картины, имя автора, исторический период, в котором творил художник.
в) Техника, в которой написана картина (акварель, масло, гуашь, пастель, карандаши) 1. Главная часть. Собственно сочинение.
а) Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, морской пейзаж, жанровая сцена (сельская, городская) исторический жанр, баталия (военные события, сцены боёв, поле боя)
б) Композиция картины. Как построено изображение? Вид композиции – линейная, диагональная, треугольная. Если нет ярко выраженной композиции – например, в классических портретах – можно просто написать, что в центре внимания художника и зрителя – человек.
в) Планы. Определить их и описать подробно: первый план – то, что ближе всего к зрителю, средний план, задний – обычно на заднем плане – пейзажи и небо. В этой части важно не просто перечислить планы, а описать, для чего служит каждый план и как планы связаны друг с другом, как они перекликаются. Что на картине главное, как это изображено, каков фон.
г) Цветовая палитра картины. Дать общую характеристику – яркая, жизнерадостная многоцветная, или сдержанная, скупая на разнообразие цвета. Описать тональность: тёплая гамма или холодная, светлые оттенки преобладают или тёмные – и почему. То есть, нужно не просто перечислять, а объяснять, почему художник выбрал именно эту гамму, что он хотел передать? радость, грусть, печаль, сосредоточенность, восторг и так далее.
д) Свет в картине. Откуда падает и что обрисовывает. Освещённость объектов. Каков характер светового потока: лучи, рассеянный свет, яркий солнечный, электрический, с какой стороны падает. Куда падают тени и насколько они живописны.
е) Идея картины. Ради чего создано произведение? Что хотел передать художник, какие хотел сообщить мысли, какие чувства намеревался пробудить у зрителя? Удалось ли это передать художнику? Какие чувства вызывает картина? Какое впечатление она оставляет? Заставляет ли сопереживать?
3 Заключение. Итоги и мировое значение произведения.
Описать личные впечатления и собственные чувства. Что пробудила картина, о чём заставила задуматься. Захотелось ли посмотреть другие работы художника и узнать о нём побольше.
Если работа значительная, нужно написать, в каком музее она находится и насколько она известна.
Вывод: зачем нужно смотреть картины и уметь их анализировать. Что это даёт человеку.
Пользуясь планом, нужно помнить, что к нему нужно относиться творчески. Например, что-то сократить, если картина не соответствует какому-то пункту. Можно поменять пункты местами. Например, о технике картины написать во второй или даже третьей части.
И конечно, нужно учиться владеть специальной экспрессивной лексикой, принятой в описании работ художников.
СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ АРКАДИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ» ПЛАН
Вступление.
Тема и основная мысль
картины
А. А. Пластова.
II. Основная часть.
Описание картины А. А. Пластова
«Летом».
1. Внешний вид, выражение лиц,
позы героев картины.
2. Пейзаж.
3. Настроение, вызванное
картиной.
III. Заключение.
Мастерство художника. Тема-это предмет изображения. Основная мысль –это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме.
ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ
Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов! О лете написано много стихотворений, созданы картины. Одна из них – картина А. А. Пластова «Летом». На ней изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзки расположились грибники, рядом с ними – собака. На переднем плане картины мы видим девочку в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружку. Красный платок девочки притягивает взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках играет румянец. Из-под платочка виднеются тёмные волосы, одна прядь выбилась и упала на грудь.
Рядом с девочкой улеглась собака. Глаза у неё прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу.
Позади девочки лежит женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и уснула на свежем воздухе. Одну руку она положила под голову, а другой прикрыла голову от палящего солнца. Притягивает взгляд рука женщины, поднятая вверх. Художник очень ярко нарисовал её. Рука загорелая, сильная, натруженная. Сразу видно, что женщине приходится много работать.
В густой траве стоят корзина и ведро с грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – боровики с красно-коричневыми шляпками на крепких ножках. Здесь же стоит глиняный кувшин, полный спелой малины. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, очень хочется ощутить на губах сладкий малиновый сок, вдохнуть запах целебной лесной ягоды. Женщина с девочкой расположились под большой берёзой на тихой красивой поляне, окружённой белоствольными берёзами. Среди сочной изумрудной травы пестреют голубые колокольчики, ромашки, какие-то жёлтые цветы. Ослепительные лучи солнца сверкают на листьях берёз и окрашивают их в золотистый цвет.
Мне очень нравится эта картина. Художнику удалось передать неповторимую прелесть летнего дня. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение, будят воспоминания о летних днях. Хочется долго смотреть на картину и вдруг очутиться на этой солнечной полянке, полюбоваться красотой природы, насобирать много ягод и грибов, вдохнуть их аромат и полежать в мягкой душистой траве
Картина «Дождь в дубовом лесу» (1891) является
своего рода программным произведением
последнего десятилетия творчества Шишкина. Он
обращается в картине к своему излюбленному
мотиву – изображению дубовой рощи, но трактует
его по-новому, в соответствии с новым отношением
к природе. Если раньше, передавая красоту старых
могучих, раскидистых дубов («Дубы», 1887; «Дубовая
роща», 1887), Шишкин прежде всего выявлял пластику
их форм, то теперь основным художественным
средством оказывается колорит.
Картина написана в холодной
серебристо(зеленой) гамме. Состояние природы во
время дождя Шишкин передает превосходно.
Картина в полном смысле насыщена сырым
воздухом. Молочно(серой) пеленой затянуты
деревья дальнего плана (причем эта пелена как
будто надвигается на зрителя), почерневшие
стволы дубов буквально окутаны влагой, по
дорогам струятся потоки воды, от дождя пузырятся
лужи. Но облачное небо уже начинает светлеть.
Сквозь сетку мелкого дождя, висящую над дубовой
рощей, сверху льется серебристый свет: на мокрых
листьях появляются серо-стальные рефлексы,
серебрится поверхность черного намокшего зонта,
мокрые камни, отражая свет, приобретают печальный
оттенок. Выразительность картины строится на
тонких колористических сопоставлениях темных
силуэтов стволов, молочно(серой) пелены дождя и
приглушенно(серых) оттенков зелени.
Любование красотой природы теперь – это
прежде всего любование ее красками. Вопросы и задания
1. Какие картины Шишкина вы знаете? Ваши
впечатления от картины «Дождь в дубовом лесу»?
Какие художественные средства использует автор
текста, описывая дождь, изображенный Шишкиным на
картине?
2. Объясните значение слов (используя толковые
словари): колорит, гамма, силуэт, рефлексы. К
каким из них можно подобрать синонимы на русском
языке? Какие из слов относятся к тематической
группе слов со значением «живопись»? Продолжите
группу своими примерами. Какие слова можно
отнести к тематической группе «дождь»?
3. Найдите однокоренные слова. Разберите их по
составу.
4. Объясните правописание слов со скобками.
Спишите их, раскрывая скобки.
5. Подберите к выделенным словам синонимы.
6. Напишите сочинение по картине Шишкина «Как
художник передает состояние природы во время
дождя?». Г.М. МУРЗАБАЕВА,
Республика Башкортостан
Вечная память…
«Побежденные. Панихида» относится к балканской серии работ художника Верещагина. На ней изображены разрушительные последствия знаменитого штурма болгарского города Плевны. Для российской армии эти последствия выразились в громадных человеческих потерях.
Ко времени создания картины в России появилась тенденция изображать военные парады и маневры. В отличие от многих художников, война для Верещагина – это всегда война. Великая трагедия для миллионов людей, и не только погибших, но и оставшихся в живых.
На полотне изображено огромное поле и небо, затянутое тучами. На поле лежат тела убитых солдат, чуть посыпанные желтоватой землей. Все пространство, насколько видно, занято телами убитых, от начала поля и до самого горизонта. Верещагин умел перенести на холст чувство тоски, безнадежности и полной обреченности.
Рядом с полем стоят два человека с непокрытыми головами. Это командир, прощающийся с павшими солдатами, и священник, служащий по ним панихиду. Двое живых – и необъятное поле с мертвецами.
Картина «Побежденные. Панихида» выполнена в сдержанных осенне-сумначных тонах: светло-голубом, бежевом, различных оттенках коричневатого. Эти цвета выбраны, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации.
Современники достаточно высоко оценили разработку и исполнение работы.
Полотно может вызывать двоякое чувство. Сострадание к павшим солдатам – это одно. Возмущение, что такое вообще возможно – это другое. Подобными произведениями художник обращается как к своим современникам, так и к будущим поколениям, показывая им, что в действительности значит слово «война». Не только красивые парады, героизм, марши, но и такие вот поля, усеянные трупами. Это мнение Верещагина – русского офицера, прошедшего множество войн второй половины 19-го века и погибшего на флоте в Русско-Японскую.
Несколько советов
Чтобы со знанием дела написать сочинение-описание картины, нужно провести подготовительную работу. Советуем вам воспользоваться справочными интернет-ресурсами, например, заглянуть в список художников, внимательно почитать их биографии и рассмотреть картины живописцев. Так вы получите более полное представление о творчестве того или иного мастера, будете различать техники, манеру письма, узнавать авторский стиль и основную тематику. Надеемся, вы разбираетесь в жанрах живописи, знаете, в чем характерные особенности (и какие бывают разновидности) портрета, пейзажа, натюрморта.
Постарайтесь определить основные микротемы картины. Оцените роль изобретательно-выразительных средств (формата, композиции, света, цвета, общего колорита); как эти средства помогают в выражении основной идеи полотна, авторской позиции.
Воспринимать произведение живописи нужно не только рационально, но и эмоционально. Посмотрите на картину и прислушайтесь к себе: какое настроение она у вас вызывает, какие чувства пробуждает? А теперь попробуйте передать свои впечатления в сочинении.
Не забудьте, что оно должно содержать ТРИ основных части: во вступлении вы сообщаете краткие сведения о художнике и картине; в основной части даете анализ изображенного на картине и в заключении высказываете свое отношение к картине, говорите о своих впечатлениях, а не просто пишете понравилась она вам или нет.
Примерная схема сочинения по картине
1. Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества).
2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее).
3. Описание картины:
а) сюжет картины (о чем повествует картина);
б) что изображено на переднем плане;
в) что изображено на заднем плане картины;
г) описать основных героев картины (если они есть);
д) детали картины;
е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);
4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?).
5. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.
6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).
На самых первых этапах анализ может быть в последовательности «снизу вверх»: нижний край (земля, вода, фон…), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верхний край картины (фон, небо).
Синонимические ряды для сочинения-описания картины:
художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист, баталист (художник, специализировавшийся на изображении войны), маринист (художник, рисующий морские пейзажи), бытописатель (художник, автор произведений бытового жанра);
создает, пишет, изображает, воспроизводит;
картина, полотно, репродукция, холст…
Название цветов и оттенков, которые можно употребить при описании картины: зелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, медный, багряный, красный, малиновый, сиреневый, оранжевый, синий, темно-синий, лазурный, небесно-голубой, бирюзовый, голубой, бледно-голубой, бежевый, коричневый, серый, и др.
Для поиска синонимов воспользуйтесь сервисами нашего портала.
Обратитесь к ресурсу «Рассказы о шедеврах живописи», чтобы больше узнать об истории знаменитых картин. В качестве примера возьмем краткое описание полотна художника Василия Верещагина «Апофеоз войны»:
«Верещагин знал о войне не понаслышке — он не раз принимал участие в боях — и написал множество картин, на которых изобразил то, что видел собственными глазами: не только бравых солдат и их военачальников, но и кровь, боль и страдание.
Однажды он задумался о том, как показать в одной картине все ужасы войны, как дать зрителям понять, что война — это всегда горе и смерть, как дать другим взглянуть на ее отвратительные подробности? Он понял, что недостаточно написать картину с полем боя, усеянным погибшими воинами, — такие полотна были и раньше. Верещагин придумал символ войны, образ, только взглянув на который, каждый сможет представить, насколько страшна любая война. Он написал выжженную пустыню, посреди которой возвышается пирамида из человеческих черепов. Вокруг — лишь сухие, безжизненные деревья, и только воронье слетается на свой пир. Вдалеке виднеется полуразрушенный город, и зритель с легкостью может догадаться, что и там жизни больше нет…»
«Алёнушка». Сочинение по картине В. М. Васнецова.
«Без хозяина». Сочинение по картине В.Е. Маковского.
«Берёзовая роща». Сочинение по картине А. И. Куинджи.
«Боярская дума при Михаиле Романове». Сочинение (рассказ) по картине А. П. Рябушкина.
«Брошенная терраса». Сочинение по картине С.Ю. Жуковского.
«Букет Сентября». Сочинение по картине М. В. Вишняк.
«Бурлаки на Волге». Сочинение по картине И.Е. Репина.
«Буря на Чёрном море». Сочинение по картине И.К. Айвазовского.
«В голубом просторе». Сочинение по картине А.А. Рылова.
«В жаркий день». Сочинение по картине В. Е. Маковского.
«Вербы в половодье». Сочинение по картине Н. М. Ромадина.
«Весенний солнечный день». Сочинение по картине К.Ф. Юона.
«Весна. Большая вода». Сочинение по картине И.И. Левитана (1-й вариант).
«Весна. Большая вода». Сочинение по картине И.И. Левитана (2-й вариант).
«Весна». Сочинение по картине С. А. Виноградова.
«Вести с фронта». Сочинение по картине Н.Н. Ватолиной.
«Ветреный день. Бык». Сочинение по картине Н. П. Крымова.
«Вечерний звон». Сочинение по картине И.И. Левитана.
«Взятие снежного городка». Сочинение по картине В. И. Сурикова (1-й вариант).
«Взятие снежного городка». Сочинение по картине В.И. Сурикова (2-й вариант).
«Витязь на распутье». Сочинение по картине В.М. Васнецова.
«Вот-те и батькин обед». Сочинение по картине А.Г. Венецианова.
«Всё в прошлом». Сочинение по картине В. М. Максимова.
«Грачи прилетели». Сочинение по картине А.К. Саврасова.
«Две матери. Мать приёмная и родная». Сочинение по картине В.Е. Маковского.
«Девочка с гусями в поле». Сочинение по картине В.Е. Маковского.
«Девочка с персиками». Сочинение по картине В.А. Серова.
«Девочка у окна». Сочинение по картине А. А. Дейнеки.
«Девушка в клетчатом платке». Сочинение по картине А. Г. Венецианова.
«Девушка с кувшином». Сочинение по картине А.Е. Архипова.
«Дети, бегущие от грозы». Сочинение по картине К. Е. Маковского.
«За туалетом. Автопортрет». Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой.
«Заросший пруд». Сочинение по картине В. Д. Поленова.
«Зелёный шум». Сочинение по картине А.А. Рылова.
«Зима. Ростов Великий». Сочинение по картине К. Ф. Юона.
«Зима». Сочинение по картине И.И. Шишкина.
«Золотая осень». Сочинение по картине В. Д. Поленова.
«Золотая осень». Сочинение по картине И. С. Остроухова.
«Золотая осень». Сочинение по картине И.И. Левитана.
«Иван-царевич на Сером Волке». Сочинение по картине В. М. Васнецова.
«Камешек». Сочинение по картине К.В. Мирошника.
«Карточный домик». Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой.
«Ковёр-самолёт». Сочинение по картине В. М. Васнецова.
«Косцы (Страдная пора)». Сочинение по картине Г.Г. Мясоедова.
«Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)». Сочинение по картине Н.П. Чехова.
«Кружевница». Сочинение по картине В.А. Тропинина.
«Лесистый берег». Сочинение по картине И. И. Левитана.
«Лесной пожар». Сочинение по картине А. К. Денисова-Уральского.
«Лунная ночь на Днепре». Сочинение по картине А.И. Куинджи.
«Лунная ночь. Купальня в Феодосии». Сочинение по картине И.К. Айвазовского.
«Май 1945». Сочинение по картине А. и С. Ткачёвых.
«Мартовский снег». Сочинение по картине И.Э. Грабаря.
«Мика Морозов». Сочинение по картине В.А. Серова.
«Мокрый луг». Сочинение по картине Ф.А. Васильева.
«Московский дворик». Сочинение по картине В. Д. Поленова.
«Музыка». Сочинение по картине А.Л. Ржевской.
«На кухне. Портрет Кати». Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой.
«На севере диком». Сочинение по картине И.И. Шишкина.
«На террасе». Сочинение по картине Б.М. Кустодиева.
«Натюрморт». Сочинение по картине И.И. Козловского.
«Неизвестная». Сочинение по картине И.Н. Крамского.
«Новая Москва». Сочинение по картине Ю.И. Пименова.
«Новые хозяева». Сочинение по картине Н. П. Богданова-Бельского.
«Одуванчики». Сочинение по картине И. И. Левитана.
«Осенние дожди. Пушкин». Сочинение по картине В.Е. Попкова.
«Осенний букет». Сочинение по картине И.Е. Репина.
«Осень». Сочинение по картине И. И. Левитана.
«От дождя». Сочинение по картине В.Е. Маковского.
«Отец». Сочинение по картине К.А. Савицкого.
«Первая зелень». Сочинение по картине В.Г. Никонова.
«Первая зелень». Сочинение по картине И.С. Остроухова.
«Первый снег». Сочинение по картине А. А. Пластова.
«Первый фрак». Сочинение по картине В.Е. Маковского.
«Перед террасой». Сочинение по картине С. Ю. Жуковского.
«Письмо с фронта». Сочинение по картине А.И. Лактионова.
«Полдень. Тёплый дождь». Сочинение по картине А.М. Герасимова.
«Полевая рябинка». Сочинение по картине А. А. Рылова.
«Портрет А.В. Касьянова». Сочинение по картине В.А. Серова.
«Портрет А.Г. Рубинштейна». Сочинение по картине И.Е. Репина.
«Портрет А.П. Струйской». Сочинение по картине Ф.С. Рокотова.
«Портрет А.С. Пушкина». Сочинение по картине В.А. Тропинина.
«Портрет А.С. Пушкина». Сочинение по картине О.А. Кипренского.
«Портрет Г.Г. Ге». Сочинение по картине И.Е. Репина.
«Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой». Сочинение по картине В.Л. Боровиковского.
«Портрет И.П. Павлова». Сочинение по картине М.В. Нестерова.
«Портрет сына». Сочинение по картине О. Белковской.
«Портрет Ф.И. Шаляпина». Сочинение по картине Б.М. Кустодиева.
«Портрет Ф.И. Шаляпина». Сочинение по картине К.А. Коровина.
«После дождя». Сочинение по картине А.М. Герасимова.
«Празднество свадебного договора». Сочинение по картине М. Шибанова.
«Притихло». Сочинение по картине Н.Н. Дубовского.
«Просёлок». Сочинение по картине А.К. Саврасова.
«Птичьи враги». Сочинение по картине А. И. Корзухина.
«Пушкин у моря» («Прощание Пушкина с Чёрным морем»). Сочинение по картине И.Е. Репина и И.К. Айвазовского.
«Рожь». Сочинение по картине И. И. Шишкина.
«Русская зима. Лигачёво». Сочинение по картине К.Ф. Юона.
«Саня Маликов». Сочинение по картине Н. А. Пластова.
«Сватовство майора». Сочинение по картине П.А. Федотова.
«Свидание». Сочинение по картине В.Е. Маковского.
«Сенокос». Сочинение по картине А.А. Пластова.
«Сиверко». Сочинение по картине И. С. Остроухова.
«Сирень в корзине». Сочинение по картине П.П. Кончаловского.
«Солнце на веранде». Сочинение по картине Ю.С. Подляского.
«Сосны, освещённые солнцем». Сочинение по картине И.И. Шишкина.
«Станиславский за работой». Сочинение по картине Н.П. Ульянова.
«Старый дом в селе Медведеве». Сочинение по картине К. В. Мирошника, Н. Мирошник.
«Стрекоза. Портрет В. И. Репиной, дочери художника». Сочинение по картине И.Е. Репина.
«Стригунок». Сочинение по картине О.П. Марушкина.
«Тихая обитель». Сочинение по картине И.И. Левитана.
«Три царевны подземного царства». Сочинение по картине В. М. Васнецова.
«Утро в сосновом лесу». Сочинение по картине И.И. Шишкина.
«Утро». Сочинение по картине Т. Н. Яблонской.
«Фашист пролетел». Сочинение по картине А.А. Пластова.
«Храм Покрова на Нерли». Сочинение по картине С.А. Баулина.
«Царевна-Лебедь». Сочинение по картине М. А. Врубеля.
«Юный живописец». Сочинение по картине И. И. Фирсова.
Сочинение по картине А. М. Герасимова «После дождя»
Сочинение по картине О.В. Поповича «Не взяли на рыбалку»
Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»
Сочинение по картине Т.Г. Назаренко «Церковь Вознесения на Улице Неждановой в Москве» (2 вариант)
Сочинение по картине Ю. Ракши «Проводы ополчения»
Сочинение по картине А.Я. Головина «Натюрморт. Цветы в вазе»
Сочинение по картине Г.Г. Нисского «Радуга»
Cочинение по картине Бартоломе Мурильо «Мальчик с собакой»
Сочинение по картине А. Рылова «В голубом просторе»
Сочинение по картине Шишкина «Рожь»
Сочинение по картине И.И. Фирсова «Юный живописец»
Сочинение по картине Нины Николаевны Ватолиной «Вести с фронта»
Сочинение по картине Ф. Рокотова «Портрет А.П. Струйской»
Сочинение-рассуждение по картине Е.Н. Широкова «Друзья» (3 вариант
Сочинение по картине А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Сочинение по картине И.И.Шишкина «На севере диком…»
Сочинение по картине Вилли Джеймса «Кот на окне»
Сочинение по картине А.П. Рябушкина «Московская девушка XVII века»
Сочинение по картине В.П. Фельдмана «Родина»
Сочинение по картине Перова «Охотники на привале»
Сочинение по картине Сыромятниковой «Первые зрители»
Сочинение по картине И.И. Шишкина «Перед грозой»
Сочинение по картине Копытцевой: «Летний день. Цветет сирень»
Сочинение по картине А.И. Куинджи «Березовая роща» (1879 г.)
Сочинение по картине О.А. Кипренского «Портрет мальчика Челищева»
Сочинение по картине Васнецова «Северный край»
Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»
Сочинение по картине Попкова «Осенние дожди»
Сочинение по картине Н.Ромадина «Керженец»
Если желание описать произведение искусства вызвано бурей эмоций, нахлынувшей на вас во время просмотра картин в музее, то это явно хороший знак, и никакой строгой структуры построения текста вам может и не понадобиться, так как экспрессия эмоций все сделает за вас.
Но если, взяв ручку, вы ощутили творческий кризис и в голове возник вопрос “А как начать?”, то в решении этой проблемы отлично поможет план, кропотливо созданный школьными учителями, который можно расширять или уменьшать по своему усмотрению.
План
Построив свое описание картины по этому плану, вы создадите грамотно звучащий и гармоничный текст (или речь).
1. Информация о картине и ее авторе. Здесь следует коротко рассказать об авторе следующее: в какой исторический период он жил, в какой технике писал, характерна ли эта картина для его творчества в целом. Далее нужно указать название самой картины, упомянуть ее другие названия или их ранние версии (если есть), предпосылки к ее созданию, интересные факты о ней. Можно также упомянуть, почему вы выбрали именно эту картину для описания.
2. Описание картины. Этот пункт включает в себя следующее:
Основные детали картины – какие они? Не скупитесь на эпитеты, метафоры и сравнения – теперь ваша цель стать художником, рисующим словами.
Цветовая гамма. Как описать картину, если не цветами? Для начала лучше высказать общее впечатление от цветовой гаммы – тусклая ли она, яркая ли, пестрая ли. Не стоит ограничиваться простыми цветами, можно передавать их через сравнения (к примеру, вместо желтого употребить “цвета солнечных лучей”).
Мелкие детали, которые вызвали интерес и могли быть не замеченными другими наблюдателями.
3. Ваши эмоции от увиденного. Стоит вспомнить, какие первые мысли и чувства возникли при просмотре картины, с чем ассоциировалось изображенное. Также в этом пункте можно порассуждать о чувствах героев картины (если это портрет), о том времени, задаться философскими и риторическими вопросами.
Сочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося. В большей степени учителя преподают лишь техническую сторону процесса. Школьников обучают тому, как правильно составить план, выделить главную тему, соблюсти общий речевой стиль сочинения. Это, безусловно, помогает в дальнейшем сочинять согласно установленным стандартам, однако вырабатывание индивидуального художественного стиля тормозится. Чтобы работа над сочинением не составляла особого труда для ученика, родители могут тренировать его дома. Лучше начинать с наиболее доступного для младшего школьника типа. В домашних занятиях, например, можно показать, как писать сочинение по картине. Благодаря таким тренировкам у ребенка начнет вырабатываться грамотная и богатая речь, а также широкий словарный запас, что поможет писать любые сочинения без особых затруднений.
Техника правильного написания сочинения по картине
Педагогами давно разработаны основные правила, которые надо знать родителям, чтобы потом обсудить их с маленьким школьником. Усвоив этот шаблон, ребенок легко сможет научиться писать сочинение по картине.
Структура текста
При работе с любым текстом необходимо определить его структуру. То же самое происходит и с сочинением. Перед тем, как начать работу, нужно помнить, что всегда происходит деление текста на три части:
вступление;
основная часть;
заключение.
Вступление
Вводит в основную часть текста, не должно быть слишком длинным. Обычно начинается следующим предложением: “Передо мной произведение (художника) (название картины)”.
Основная часть
Прежде, чем начать писать, нужно внимательно рассмотреть картину и определить:
Передний план. Сначала необходимо установить к какому жанру относится картина, ведь разница между портретом и пейзажем – колоссальная. В случае с визуальным искусством (портретом, анималистикой или натюрмортом) на переднем плане чаще всего выступает человек, животное или, находящаяся ближе всех к смотрящему, вещь. Определение объекта на первом плане, как правило, происходит автоматически на подсознательном уровне. Однако, если это пейзаж, то расположение ключевого объекта не так очевидно. Наиболее точный принцип определения первого плана пейзажа является тот, что используется при натюрморте. Для это нужно разделить картину на две половины по горизонтали и проанализировать их содержание. Там, где находится большее количество объектов и ключевых фигур, осуществлена основная идея картины.
Задний план. Здесь необходимо уделить внимание фону, на котором находится главный объект. Обычно задний план задает общее настроение, поэтому в нем идет сильный упор на цветовую гамму. Картины батального жанра чаще всего детализированы больше других, что дает возможность подробнее описать сцену.
Мелкие детали. Этот пункт соблюдается в любом жанре картины. Нужно подробно описать любые приглянувшиеся детали, раскрывая их значение и уместность. В большинстве случаев они находятся на главном объекте. На фоне они проявляют себя лишь в дополнении к основным элементам. Ими являются скрупулезные цветовые переходы, незаметные с первого взгляда, или проработанный элемент по типу складок, аксессуаров или взгляда, в котором кроется вся суть картины.
Цветовая гамма. Цвет – первое, что визуально воспринимает человек. Следует научить школьника передавать описание в соответствии с теплыми и холодными оттенками, которые передают атмосферу картины.
Придерживаясь данных правил и применяя соответствие “передний план – детали, задний план – цветовая гамма”, написать сочинение по картине станет не столь трудной задачей.
План сочинения
Когда базовые знания о технической составляющей картины есть и известна ее структура, необходимо составить план согласно требованиям. Стандартная схема плана представляет собой:
Вступление:
справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);
справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания);
Основная часть (описание картины):
сюжет картины;
описание переднего и заднего планов;
описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);
детали;
цветовая гамма;
роль и используемые художником средства выражения.
Заключение:
собственное мнение о картине;
общий анализ и описание того, что хотел сказать автор.
Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов. Однако вышеперечисленные установки представляют собой наиболее полное раскрытие содержания картины при описании.
Используемые приемы описания
Существует четыре основных приема описания, тесно связанных друг с другом, но имеющие существенные различия в своей основе. Ими являются:
Картинное описание. Прием, который служит для эмоционального воспроизведения того, что находится на картине. Особенно характерно для пейзажей или батального жанра, где необходимо сухо описать факты и передать в тексте то настроение, которое пытался создать художник.
Аналитическое описание. Заключается в описании составных элементов чего-либо, то есть деталей. Этот прием очень важен для описания свойств предметов, находящихся у героев, или второстепенных объектов (памятники, архитектурные строения и т.д.).
Образная характеристика. Описание представленных на картине групп людей. Характеристика определенного образа необходима для полного раскрытия и наиболее точного описания вида персонажей. В этом также помогут знания истории того периода, в котором происходит действие картины. Наглядная польза от этого приема видна на картинах батального жанра.
Характеристика исторической личности. В некоторых произведениях ключевой фигурой является какой-либо исторический персонаж, а все остальное лишь дополнение к его образу. Он выходит на передний план и, так как является исторически важным персонажем, должен описываться согласно следующим характеристикам: внешний облик, признаки личности, вклад или влияние на события, происходящие на картине.
Любое сочинение состоит традиционно из трёх частей: Вступление. Главная часть. Заключение.
Независимо от темы сочинения, независимо от вида его, три эти важные композиционные части цементируют всю работу и помогают создать правильную, грамотную логику повествования. Поэтому о них нужно помнить всегда.
Теперь конкретно о данном виде сочинения. Можно воспользоваться следующим планом-подсказкой.
План.
1 Вступление:
а) как получилось, что я увидел эту картину? (листал альбом, увидел в музее, показал друг, принесла в класс учительница и т.п)
б)Название картины, имя автора, исторический период, в котором творил художник.
в) Техника, в которой написана картина (акварель, масло, гуашь, пастель, карандаши)
1. Главная часть. Собственно сочинение.
а) Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, морской пейзаж, жанровая сцена (сельская, городская) исторический жанр, баталия (военные события, сцены боёв, поле боя)
б) Композиция картины. Как построено изображение? Вид композиции – линейная, диагональная, треугольная. Если нет ярко выраженной композиции – например, в классических портретах – можно просто написать, что в центре внимания художника и зрителя – человек.
в) Планы. Определить их и описать подробно: первый план – то, что ближе всего к зрителю, средний план, задний – обычно на заднем плане – пейзажи и небо. В этой части важно не просто перечислить планы, а описать, для чего служит каждый план и как планы связаны друг с другом, как они перекликаются. Что на картине главное, как это изображено, каков фон.
г) Цветовая палитра картины. Дать общую характеристику – яркая, жизнерадостная многоцветная, или сдержанная, скупая на разнообразие цвета. Описать тональность: тёплая гамма или холодная, светлые оттенки преобладают или тёмные – и почему. То есть, нужно не просто перечислять, а объяснять, почему художник выбрал именно эту гамму, что он хотел передать? радость, грусть, печаль, сосредоточенность, восторг и так далее.
д) Свет в картине. Откуда падает и что обрисовывает. Освещённость объектов. Каков характер светового потока: лучи, рассеянный свет, яркий солнечный, электрический, с какой стороны падает. Куда падают тени и насколько они живописны.
е) Идея картины. Ради чего создано произведение? Что хотел передать художник, какие хотел сообщить мысли, какие чувства намеревался пробудить у зрителя? Удалось ли это передать художнику? Какие чувства вызывает картина? Какое впечатление она оставляет? Заставляет ли сопереживать?
3 Заключение. Итоги и мировое значение произведения.
Описать личные впечатления и собственные чувства. Что пробудила картина, о чём заставила задуматься. Захотелось ли посмотреть другие работы художника и узнать о нём побольше.
Если работа значительная, нужно написать, в каком музее она находится и насколько она известна.
Вывод: зачем нужно смотреть картины и уметь их анализировать. Что это даёт человеку.
Пользуясь планом, нужно помнить, что к нему нужно относиться творчески. Например, что-то сократить, если картина не соответствует какому-то пункту. Можно поменять пункты местами. Например, о технике картины написать во второй или даже третьей части.
И конечно, нужно учиться владеть специальной экспрессивной лексикой, принятой в описании работ художников.
СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ
АРКАДИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»
ПЛАН
Вступление.
Тема и основная мысль
картины
А. А. Пластова.
II. Основная часть.
Описание картины А. А. Пластова
«Летом».
1. Внешний вид, выражение лиц,
позы героев картины.
2. Пейзаж.
3. Настроение, вызванное
картиной.
III. Заключение.
Мастерство художника.
Тема-это предмет изображения. Основная мысль –это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме.
ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ
Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов! О лете написано много стихотворений, созданы картины. Одна из них – картина А. А. Пластова «Летом». На ней изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзки расположились грибники, рядом с ними – собака. На переднем плане картины мы видим девочку в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружку. Красный платок девочки притягивает взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках играет румянец. Из-под платочка виднеются тёмные волосы, одна прядь выбилась и упала на грудь.
Рядом с девочкой улеглась собака. Глаза у неё прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу.
Позади девочки лежит женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и уснула на свежем воздухе. Одну руку она положила под голову, а другой прикрыла голову от палящего солнца. Притягивает взгляд рука женщины, поднятая вверх. Художник очень ярко нарисовал её. Рука загорелая, сильная, натруженная. Сразу видно, что женщине приходится много работать.
В густой траве стоят корзина и ведро с грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – боровики с красно-коричневыми шляпками на крепких ножках. Здесь же стоит глиняный кувшин, полный спелой малины. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, очень хочется ощутить на губах сладкий малиновый сок, вдохнуть запах целебной лесной ягоды. Женщина с девочкой расположились под большой берёзой на тихой красивой поляне, окружённой белоствольными берёзами. Среди сочной изумрудной травы пестреют голубые колокольчики, ромашки, какие-то жёлтые цветы. Ослепительные лучи солнца сверкают на листьях берёз и окрашивают их в золотистый цвет.
Мне очень нравится эта картина. Художнику удалось передать неповторимую прелесть летнего дня. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение, будят воспоминания о летних днях. Хочется долго смотреть на картину и вдруг очутиться на этой солнечной полянке, полюбоваться красотой природы, насобирать много ягод и грибов, вдохнуть их аромат и полежать в мягкой душистой траве
Картина «Дождь в дубовом лесу» (1891) является
своего рода программным произведением
последнего десятилетия творчества Шишкина. Он
обращается в картине к своему излюбленному
мотиву – изображению дубовой рощи, но трактует
его по-новому, в соответствии с новым отношением
к природе. Если раньше, передавая красоту старых
могучих, раскидистых дубов («Дубы», 1887; «Дубовая
роща», 1887), Шишкин прежде всего выявлял пластику
их форм, то теперь основным художественным
средством оказывается колорит.
Картина написана в холодной
серебристо(зеленой) гамме. Состояние природы во
время дождя Шишкин передает превосходно.
Картина в полном смысле насыщена сырым
воздухом. Молочно(серой) пеленой затянуты
деревья дальнего плана (причем эта пелена как
будто надвигается на зрителя), почерневшие
стволы дубов буквально окутаны влагой, по
дорогам струятся потоки воды, от дождя пузырятся
лужи. Но облачное небо уже начинает светлеть.
Сквозь сетку мелкого дождя, висящую над дубовой
рощей, сверху льется серебристый свет: на мокрых
листьях появляются серо-стальные рефлексы,
серебрится поверхность черного намокшего зонта,
мокрые камни, отражая свет, приобретают печальный
оттенок. Выразительность картины строится на
тонких колористических сопоставлениях темных
силуэтов стволов, молочно(серой) пелены дождя и
приглушенно(серых) оттенков зелени.
Любование красотой природы теперь – это
прежде всего любование ее красками.
Вопросы и задания
1. Какие картины Шишкина вы знаете? Ваши
впечатления от картины «Дождь в дубовом лесу»?
Какие художественные средства использует автор
текста, описывая дождь, изображенный Шишкиным на
картине?
2. Объясните значение слов (используя толковые
словари): колорит, гамма, силуэт, рефлексы. К
каким из них можно подобрать синонимы на русском
языке? Какие из слов относятся к тематической
группе слов со значением «живопись»? Продолжите
группу своими примерами. Какие слова можно
отнести к тематической группе «дождь»?
3. Найдите однокоренные слова. Разберите их по
составу.
4. Объясните правописание слов со скобками.
Спишите их, раскрывая скобки.
5. Подберите к выделенным словам синонимы.
6. Напишите сочинение по картине Шишкина «Как
художник передает состояние природы во время
дождя?».
Г.М. МУРЗАБАЕВА,
Республика Башкортостан
Вечная память…
«Побежденные. Панихида» относится к балканской серии работ художника Верещагина. На ней изображены разрушительные последствия знаменитого штурма болгарского города Плевны. Для российской армии эти последствия выразились в громадных человеческих потерях.
Ко времени создания картины в России появилась тенденция изображать военные парады и маневры. В отличие от многих художников, война для Верещагина – это всегда война. Великая трагедия для миллионов людей, и не только погибших, но и оставшихся в живых.
На полотне изображено огромное поле и небо, затянутое тучами. На поле лежат тела убитых солдат, чуть посыпанные желтоватой землей. Все пространство, насколько видно, занято телами убитых, от начала поля и до самого горизонта. Верещагин умел перенести на холст чувство тоски, безнадежности и полной обреченности.
Рядом с полем стоят два человека с непокрытыми головами. Это командир, прощающийся с павшими солдатами, и священник, служащий по ним панихиду. Двое живых – и необъятное поле с мертвецами.
Картина «Побежденные. Панихида» выполнена в сдержанных осенне-сумначных тонах: светло-голубом, бежевом, различных оттенках коричневатого. Эти цвета выбраны, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации.
Современники достаточно высоко оценили разработку и исполнение работы.
Полотно может вызывать двоякое чувство. Сострадание к павшим солдатам – это одно. Возмущение, что такое вообще возможно – это другое. Подобными произведениями художник обращается как к своим современникам, так и к будущим поколениям, показывая им, что в действительности значит слово «война». Не только красивые парады, героизм, марши, но и такие вот поля, усеянные трупами. Это мнение Верещагина – русского офицера, прошедшего множество войн второй половины 19-го века и погибшего на флоте в Русско-Японскую.