Сочинение на тему описание манилова

11 вариантов

  1. Фамилия персонажа выбрана автором из так называемых «говорящих». Помещик «манит» своей слащавостью, лестью и подхалимством. От общения с помещиком быстро устают. Его приятная на первый взгляд улыбка становится приторной и вызывающей скуку.
    Автор предлагает распределить общение по минутам:
    1 минута – приятный человек;
    2 минута – не знаешь что сказать;
    3 минута – «Черт знает что такое».
    После этого человек отходит в сторону от Манилова, чтобы не впасть страшную грусть и скуку. В разговоре нет живых слов, ярких выражений, задора. Все тускло, однообразно, неэмоционально, но, с другой стороны, вежливо и педантично. Красивый диалог не несет информации, он бессмыслен и пуст.

    Характер героя

    Казалось бы, характер помещика строится на его воспитании. Он образован и благороден, но на самом деле у этого персонажа нет характера. В какой момент Манилов перестал развиваться, непонятно. В кабинете лежит книга, которую читает хозяин уже больше 2 лет, причем чтение стоит на одной странице. Господин очень гостеприимен. Он принимает всех как радушный хозяин. В каждом видит только хорошее, на плохое просто закрывает глаза. Становится веселее при приближении к дому брички с гостями, улыбка расплывается по всему лицу. Чаще Манилов не разговорчив. Он предается мечтам и беседует сам с собой. Мысли улетают далеко, и только Бог знает, о чем он думает. Самое главное, что мысли и мечты не требуют реализации. Они как дым, развеваются и тают. Произносить эти мысли мужчине просто лень. Ему нравится создавать горки из золы от сигарет, которые рушатся как песочные замки.
    Какие черты характера можно считать основными:
    безразличие;
    лень;
    отсутствие собственного мнения;
    словоблудие.
    Возможно, душа Манилова еще не полностью мертва. Барин любит свою семью, но сложно представить, что будет дальше, как сложится жизнь его детей. Насколько глубоко лень засела в помещике, когда его сердце очерствеет полностью, не превратиться ли он в определенный период в Плюшкина? Вопросов много, потому что автор сумел показать реальное российское лицо. Приятные и интеллигентные люди становились скучными. Они привыкали, что вокруг них все крутится. Им не нужно что-то делать, все создано до них, появляется без их труда. Маниловых можно исправить, но сначала следует пробудить их желание к жизни.

    Особые качества

    У помещика нет имени. На удивление, но автор не дает даже намека. Необычные имена у детей есть, жену зовут Лизонька, а у героя ничего кроме фамилии. В этом его первая неуловимость. Автор говорит, что такие люди известны под именем: «ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Что еще можно отнести к особым чертам и характеристикам:
    Прожектерство. Манилов мечтает, стоит планы, которым не суждено сбыться. Их сложно представить в чьей-то другой голове: подземный ход, надстройка для обзора Москвы.
    Сентиментальность. Все вызывает в душе мужчины умиление, причем без разбору. Он не проникает в суть события. Радуется всему, что видит. Такое отношение вызывает удивление. Нельзя радоваться голым лесам, разбросанным домам. «Щи от чистого сердца» вызывают ухмылку у внимательного читателя. «Майский день – именины сердца» – сложно даже понять смысл восторженного чувства.
    Особых качеств у мужчины много – красивый почерк, аккуратность, но они только подчеркивают, что из Манилова мог выйти толк, но все развеялось и умерло.

  2. Грандиозная поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» создавалась на протяжении целых семи лет. За это время, автор вел наблюдения за окружающими его людьми и в письменной форме выкладывал все свои мысли по этому поводу. Только первый том поэмы сохранился в оригинале. Именно в нем Гоголь безжалостно критиковал барскую Россию, то есть помещиков, которые торжествовали в то время. Одним из них была личность Манилова.
    Автор показывает нам образ Манилова, как бесхребетного человека, который не имел своего мнения, который не мог выразить свою позицию. Он всегда старался подстроиться под собеседника и угодить ему своими глупыми и бессмысленными разговорами.
    Герой кажется мне достаточно легкомысленным, ведь он привык смотреть на все происходящие события сквозь розовые очки. Он не хочет замечать окружающих проблем и трудностей, поэтому, не акцентирует на них внимание. Его разум ни одного раза не возродил мысль о том, что с проблемами и трудностями можно справиться, если приложить немного усилий. Вследствие такой бездумности, его хозяйство, его личность просто меркнет и потихоньку угасает.
    Стоит отметить, что помещик Манилов был образованным и начитанным человеком. Но, эти качества не помогают ему избавиться от своей наивности. Он продолжает парить в облаках своих мечтаний и не нарывается на жизненные трудности.
    Почему этот герой выбрал такую тактику поведения? Думаю, потому что он был не способен на какие–либо действия. Его идеи покрылись таким же толстым слоем пыли, как и та книга, которая останется навсегда заложенной на своих первых страницах.
    Я считаю, что Манилова следует отнести к негативным героям поэмы. Он не делает явного зла никому из других героев произведения. Но, его существование бесполезно и глупо. Он не приносит никакой пользы и не оставит после себя никакого следа. А это значит, что этот персонаж совершенно напрасно прожил свою жизнь.

  3. Автор Юлия Владимировна Терякова. Опубликовано Эссе и сочинения
    Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» была издана в 1842 году . Название поэмы можно понимать двояко. Во-первых, главный герой, Чичиков, скупает у помещиков умерших крестьян (мертвые души). Во-вторых, помещики поражают черствостью души, каждый герой наделяется отрицательными качествами. Если сравнивать умерших крестьян и живых помещиков, окажется, что именно помещики имеют «мертвые души». Так как на протяжении всего повествования проходит образ дороги, главный герой – путешествует. Складывается впечатление, что Чичиков просто посещает старых друзей.  Глазами Чичикова мы видим помещиков, их деревни, дома  и семьи, что играет важную роль в раскрытии образов. Вместе с главным героем читатель проходит  путь от Манилова  до Плюшкина. Каждый помещик расписан подробно и основательно. Рассмотрим образ Манилова.
    Фамилия Манилов – говорящая, можно догадаться, что она образована от глагола манить (привлекать к себе). В этом человеке Гоголь обличает лень, бесплодную мечтательность, сентиментальность, неспособность идти вперед.  Как говорится про него в поэме  «человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Манилов вежлив и обходителен, первое впечатление от него даже приятное, но когда всматриваешься в детали и лучше узнаешь  помещика, мнение о нем меняется. С ним становится скучно.
    Манилов имеет большое поместье, но совершенно не занимается своей деревней, не знает, сколько у него крестьян. Ему безразличны жизнь и судьба простого народа, «хозяйство шло как-то само собою». Бесхозяйственность Манилова открывается нам еще по дороге в усадьбу:  все безжизненно, жалко, мелко.  Манилов непрактичен и глуп  – он берет купчую на себя и не понимает выгоды продажи мертвых душ. Он позволяет крестьянам пьянствовать вместо работы, его приказчик не знает своего дела и так же, как и помещик, не умеет и не хочет вести хозяйство.
    Манилов  постоянно витает в облаках, не желая замечать происходящего вокруг: «как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост». Видно, что мечты  остаются лишь  мечтами, на смену одних приходят другие и так будет всегда. Манилов живет в мире фантазий и «прожектов», реальный мир для него чужд и непонятен, «все эти прожекты так и оканчивались только одними словами».  Этот человек быстро надоедает, так как он не имеет своего мнения, а может только приторно улыбаться и говорить банальные фразы.
    Манилов считает себя воспитанным, образованным, благородным. Однако, в его кабинете два года лежит книжка с закладкой на 14-й странице, покрытая пылью, что говорит  о том, что новая информация Манилова не интересует, он только создает вид образованного человека. Деликатность и сердечность Манилова выражается в абсурдных формах: «щи, но от чистого сердца», «майский день, именины сердца»; чиновники, по словам Манилова, сплошь «препочтеннейшие» и «прелюбезнейшие» люди. Речь характеризует этого персонажа как человека, который всегда льстит, не понятно, действительно, ли  он так думает  или просто  создает видимость, чтобы польстить другим, чтобы в нужное время рядом были полезные люди.
    Манилов старается соответствовать моде. Он  пытается придерживаться европейского образа жизни. Жена  изучает французский в пансионе, играет  на фортепиано, а дети имеют странные и сложные для произношения имена — Фемистоклюс и Алкид . Они получают   домашнее образование, что свойственно для обеспеченных людей того времени. Но вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности:  дом открыт всем ветрам, пруд полностью зарос ряской, беседка в саду носит название «Храм уединенного размышления». Печать серости, скудности, неопределенности лежит на всем, что окружает Манилова. Обстановка ярко характеризует самого героя.
    Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность Манилова.  В нем нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного. Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться. Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти. Недаром путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда.  В нем нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле Манилов, — «мертвая душа».
    Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление — «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию.

  4. Так как Манилов любит предаваться мечтам и размышлениям, то беседка становится важным элементом в его жизни. Он там может часто и долго находиться, предаваясь фантазиям и строя мысленные планы.

    Отношение к крестьянам

    Крестьяне Манилова никогда не страдают от нападок своего помещика, дело здесь состоит не только в спокойном нраве Манилова, но и в его лени. Он никогда не вникает в дела своих крестьян, потому как не испытывает интереса в этом вопросе. На первый взгляд, такое отношение должно благоприятно влиять на отношения в проекции помещик–крепостные, но у этой медали есть и своя неприглядная сторона. Равнодушие Манилова проявляется в полном безразличии к жизни крепостных. Он никоим образом не пытается улучшить их условия труда или жизни.
    К слову, он даже не знает количество своих крепостных, так как не ведет им счет. Некоторые попытки вести учет были предприняты Маниловым – он считал крестьян мужского пола, но вскоре с этим произошла неразбериха и в итоге все было заброшено. Также Манилов не ведет счет своим «мертвым душам». Манилов дарит Чичикову свои мертвые души и даже берет на себя расходы по их оформлению.

    Дом и кабинет Манилова

    Все в поместье Манилова имеет двоякую позицию. Дом и, в частности, кабинет не стали исключением из правил. Здесь как нигде лучше прослеживается непостоянство помещика и членов его семьи.
    В первую очередь это связанно с сопоставлением несопоставляемого. В доме Манилова можно увидеть неплохие вещи, так, например, диван у помещика был обтянут хорошей тканью, но, остальная мебель была в запустении и была оббита дешевой и уже порядком поношенной тканью. В некоторых комнатах мебели и вовсе недоставало и они стояли пустые. Чичикова неприятно удивило, когда во время ужина на столе рядом стояли очень приличный светильник и совсем неприглядный на вид, похожий на инвалида его коллега. Однако этот факт заметил только гость – остальные принимали это как должное.
    Кабинет Манилова мало чем отличается от всего остального. На первый взгляд это была вполне милая комнатка, стены которой окрашены в серо-голубые тона, но, когда Чичиков стал внимательно рассматривать обстановку кабинета, то мог заметить, что все больше всего в кабинете Манилова было табаку. Табак определенно был везде – кучкой на столе, он же щедро пересыпал все документы, которые были в кабинете. Также в кабинете Манилова лежала книга – закладка в ней находилась на самом начале – странице на четырнадцатой, но это вовсе не значило, что Манилов недавно взялся за ее чтение. Эта книга в таком положении спокойно лежала уже второй год.
    Таким образом, Гоголь в повести «Мертвые души» изобразил вполне приятного человека, помещика Манилова, который при всех его недостатках, заметно положительно выделяется на фоне всего общества. У него есть весь потенциал стать образцовым человеком во всех отношениях, но лень, которую помещик не в силах перебороть, становится этому серьезным препятствием.

    Манилов как тип «живого мертвеца»

    Общее мнение литературных критиков о «Мертвых душах» (причем, как критиков современных, так и тем, кто жил во времена Гоголя): существует огромная проблема понимания этого произведения. С одной стороны, этот текст, безусловно, можно читать буквально: как такую себе детективную историю о России. Но с другой стороны – это повествование-перевертыш, и, вчитавшись в текст внимательнее, читатель закономерно задает вопроса – а чьи души-то здесь мертвее – трупов или живых?
    Белинский в свое время замечал: «Мертвые души» полюбятся не каждому читателю, и еще меньше людей поймет истинный смысл этого произведения:
    Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому доступна мысль и художественное выполнение создания, кому важно содержание, а не сюжет. «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих…
    И критик был абсолютно прав. Мы придерживаемся мнения, что «мертвыми душами» в этом сочинении писатель назвал именно живых людей, которым, тем не менее, удалось помертветь еще при жизни. Сомнительное достижение, однако!
    Поэтому, если этот роман-поэму все же нельзя воспринимать классической сказкой, где герои живут, любят, женятся, умирают, возникает вопрос: а что же спрятал Гоголь под символическими типами выписанных персонажей? Вот еще один реальный факт: писатель собственноручно проиллюстрировал рукопись «Мертвых душ». И в этих рисунках большое внимание уделялось внешности героев. Это свидетельствует о том, что Гоголь намеревался представить цельный образ общества Российской империи, уложив весь этот немыслимый масштаб в размеры романной «коробочки». Кстати, о Коробочке. И помещица, и интересующий нас Манилов – все эти такие типажи, которые мы, возможно, до сих встречаем на улице. Давайте посмотрим на Манилова под микроскопом исследователя-литературоведа.

    И какой же он этот Манилов… на самом деле?

    Когда роман-поэма только-только вышел из печати, то попал в поле зрения не только отдельных читателей, но и критиков. Так, С. Шевыреву произведение очень понравилось, поэтому критик дал положительную оценку гоголевскому творению. Этому же критику принадлежит и ремарка о Манилове:
    Мы догадываемся, что, кроме свойств, в них теперь видимых, должны быть еще другие, добрые черты так, например, Манилов, при всей своей пустой мечтательности, должен быть весьма добрым человеком, милостивым и добрым господином с своими людьми и честным в житейском отношении…
    А вот Е. Смирнова показывает и вовсе любопытный взгляд на этот роман. По мнению критика, здесь спрятан мотив свойственного русской культуре богатырства. Однако и богатырство это тоже мертво. Почему? Давайте разберемся. Начиная с первых строк, этот мотив дает о себе знать. Автор пишет о настоящем времени так, будто это период, «когда на Руси начинают уже выводиться богатыри». А в последней главе тоже есть тот же мотив (или даже лейтмотив?): «Здесь ли не быть богатырю…». Эту тему считают положительным полюсом романа, которая, в каком-то смысле, уравновешивает отрицательный полюс произведения. Богатыри – это то живое начало, которое является теплым, созидательным, настоящим. И этому началу противостоят «мертвые души»: Чичиковы, Маниловы, Собакевичи, Коробочки, Плюшкины… Каждый персонаж – это пример определенной омертвелости. Например, наш Манилов – вроде бы и гостеприимный, и, возможно, менее неприятный, нежели другие герои, однако это мечтатель, оторванный от жизни, лишенный деятельности, созидательности. Манилов – это пустота. Гоголь намекает на то, что в Российской империи мир как бы распался на две части: мир истинный, живой, деятельный, и мир прозябания, мертвый, холодный, пустой мир. И, к сожалению, второй мир заслоняет и выживает первый.

    Образ Манилова в критике

    Но вернемся еще на несколько минут к Белинскому. Критику принадлежит глубокий анализ гоголевского романа-поэмы – «Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя “Мертвые души”». Приведем также цитаты, которые четко дают понять, почему Манилов – не просто очередной персонаж из литературы, а тип, имеющий всемирно-историческое значение:
    Положим, что Байрон в сравнении с Гоголем – ничто, а Чичиков, Маниловы и Селифаны имеют более всемирно-историческое значение, чем титанические, колоссальные личности британского поэта…
    …эпос Вальтера Скотта именно заключает в себе «содержание общей жизни», тогда как у Гоголя эта «общая жизнь» является только как намек, как задняя мысль, вызываемая совершенным отсутствием общечеловеческого в изображаемой им жизни какая общая жизнь в Чичиковых, Селифанах, Маниловых, Плюшкиных, Собакевичах и во всем честном компанcтве занимающем своею пошлостию внимание читателя в «Мертвых душах»?
    Г. Константин Аксаков опять доказывает, что в Манилове есть своя сторона жизни: да кто ж в этом сомневался, равно как и в том, что и в свинье, которая, роясь в навозе на дворе Коробочки, съела мимоходом цыпленка (стр. 88), есть своя сторона жизни? Она ест и пьет – стало быть, живет: так можно ли думать, что не живет Манилов, который не только ест и пьет, но еще и курит табак, и не только курит табак, но еще и фантазирует…
    Все эти Маниловы и подобные им забавны только в книге; в действительности же избави боже с ними встречаться, – а не встречаться с ними нельзя, потому что их-таки довольно в действительности, следовательно, они представители некоторой ее части…
    Таким образом, Манилов предстает как своеобразный человек пустоты в литературы, отображающий людей пустоты в жизни. У героя ведь нет ничего: отсутствуют мысли, чувства, в конце концов, отсутствует сама жизнь. Жизнь – это баланс созерцательности и действия, но у Манилова перевес происходит лишь в одну сторону – в сторону пустой созерцательности: это книги, которые никогда не напишутся и никогда не прочитаются, планы, которые никогда не осуществятся. Манилов – любитель помечтать. С одной стороны, это не грех, однако и мечты у героя полны глупости. Можно сказать, что этот персонаж лишен формы: аморфный, невнятный, неопределенный. А главное: в Манилове не видать жизненной силы, той самой, которая придает любому существованию смысл.
    Кстати, Манилова характеризует и сам автор.
    Вот, что говорит Гоголь:
    Конечно, можно заметить, что в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев. Зачем, например, глупо и без толку готовиться на кухне? Зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время?..
    Манилов и его семья – это крупная сатира на принятые тогда нормы воспитания, которые делали из человека пустую подушку – но красивую, элегантную, украшающую диван усадьбы. Мы имеем в виду, что такие люди мало чем отличаются от мебели. Маниловы приятны и прекраснодушны, однако эти черты не оставляют следов.
    Внешне Манилов богат, но духовно – убог, так как у героя нет устремлений, планов, нет прогресса в саморазвитии и самосовершенствовании. Яркость декора и обстановки дома Манилова лишь еще больше подчеркивает безликую и серую натуру хозяина. Мечты Манилова полностью оторвали героя от жизни, поэтому ныне «Маниловым» можно назвать человека – болтуна, мечтателя, скудоумного сладкого оратора, уходящего от ответственности и трудностей жизни в более удобную реальность.

  5. Манилов – сентиментальный помещик, первый «продавец» мертвых душ.
    Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья. Дом М. открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской. Зато беседка в саду М. высокопарно поименована «Храмом уединенного размышления». Кабинет М. покрыт «голубенькой краской вроде серенькой», что указывает на безжизненность героя, от которого не дождешься ни одного живого слова. Зацепившись за любую тему, мысли М. уплывают вдаль, в отвлеченные размышления. Думать о реальной жизни, а тем более принимать какие-то решения этот герой не способен. Все в жизни М.: действие, время, смысл – заменены изысканными словесными формулами. Стоило только Чичикову облечь свою странную просьбу о продаже мертвых душ в красивые слова, и М. тут же успокоился и согласился. Хотя раньше это предложение казалось ему диким. Мир М. – это мир ложной идиллии, путь к смерти. Недаром даже путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда. В М. нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного. Он – пустое место, ничто. Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться. И поэтому М., наряду с Коробочкой, занимает одно из самых низких мест в «иерархии» героев поэмы.
    Этот человек немного напоминает самого Чичикова. “Один бог разве мог сказать, какой характер у М. Есть род людей, известных под именем: ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур передано сахару”.
    М. считает себя воспитанным, образованным, благородным. Но заглянем к нему в кабинет. Мы видим кучки пепла, запыленную книгу, которая уже второй год открыта на 14-й странице. в доме всегда чего-нибудь недостает, только часть мебели обита шелковой тканью, а два кресла обиты рогожей. Слабоволие М. подчеркивает и то, что хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик.
    М. – мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. Он мечтает о том, “как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост”. Г. подчеркивает бездеятельность и социальную бесполезность помещика, но не лишает его человеческих качеств. М. – семьянин, любит жену и детей, искренне радуется приезду гостя, всячески старается угодить ему и сделать приятное.
    МАНИЛОВ — персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» (перв. том 1842 под ценз, назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор, том 1842-1845). Значимое имя М. (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем, пародирующим лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. Возможные литературные источники образа М.— персонажи произведений Н.М.Карамзина, например Эраст из повести «Бедная Лиза». Историческим прототипом, по мнению Лихачева, мог быть царь Николай I, обнаруживающий родство с типом М. Образ М. динамически разворачивается из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Вещи, окружающие М., свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности: господский дом стоит на юру, «открытом всем ветрам»; М. проводит время в беседке с надписью «Храм уединенного размышления», где ему приходят в голову разные фантастические проекты, например провести подземный ход от дома или выстроить через пруд каменный мост; в кабинете М. два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице; в картузах, табачнице рассыпан пепел, горки выбитой из трубки золы аккуратно расставлены на столе и окнах, что составляет досуг М. М., погруженный в заманчивые размышления, никогда не выезжает на поля, а между тем мужики пьянствуют, у сереньких изб деревни М. ни одного деревца — «только одно бревно»; хозяйство идет как-то само собой; ключница ворует, слуги М. спят и повесничают. Портрет М. построен по принципу количественного нагнетания положительного качества (восторженности, симпатии, гостеприимства) до крайнего избытка, переходящего в противоположное, отрицательное качество: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»; в лице М. «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…»; «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше…» Любовь М. и жены пародийно-сентиментальна. После восьми лет супружества они по-прежнему носят друг другу конфетки и лакомые кусочки со словами: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Обожают сюрпризы: готовят в подарок «бисерный чехольчик на зубочистку» или вязаный кошелек. Утонченная деликатность и сердечность М. выражается в абсурдных формах неуемного восторга: «щи, но от чистого сердца», «майский день, именины сердца»; чиновники, по словам М., сплошь препочтен-нейшие и прелюбезнейшие люди. Образ М. олицетворяет общечеловеческое явление — «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию. М. мечтает о соседе, с которым можно было бы беседовать «о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое…», философствовать «под тенью вяза» (пародия Гоголя на отвлеченность немецкого идеализма). Обобщенность, абстрактность, безразличие к деталям — свойства миросозерцания М. В своем бесплодном идеализме М.— антипод материалиста, практика и русофила Собаке-вича. М.— западник, тяготеет к просвещенному европейскому образу жизни. Жена М. изучала французский в пансионе, играет на фортепиано, а дети М.— Фемистоклюс и Алкид — получают домашнее образование; их имена, кроме того, заключают в себе героические претензии М. (Алкид — второе имя Геракла; Фемистокл — вождь афинской демократии), однако алогизм имени Фемистоклюс (имя греческое — окончание «юс» латинское) высмеивает начатки образования полуевропейского русского дворянства. Эффект гоголевского алогизма (уродство, нарушающее благопристойную норму предметного ряда) подчеркивает упадочность «маниловщины»: за обедом у М. на стол ставится щегольский подсвечник с тремя античными грациями и рядом «медный инвалид, хромой… весь в сале»; в гостиной — «прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей» — и два кресла, обтянутые рогожей. Поместье М — первый круг Дантова ада, куда спускается Чичиков, первая стадия «омертвелости» души (М. еще сохраняет симпатию к людям), заключающаяся, по Гоголю, в отсутствии какого бы то ни было «задора». Фигура М. погружена в тусклую атмосферу, выдержанную в сумеречно-пепельных и серых тонах, создавая «ощущение странной эфемерности изображаемого» (В.Маркович). Сравнение М. со «слишком умным министром» указывает на призрачную эфемерно
    сть и прожектерство высшей государственной власти, типические черты которой — пошлая слащавость и лицемерие (С.Машинский). В инсценировке поэмы, осуществленной МХАТом (1932), роль М. исполнял М.Н.Кедров.
    Манилов— персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Имя Манилов (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность.
    (Историческим прототипом, по мнению Лихачева Д., мог быть царь Николай I, обнаруживающий родство с типом Манилова.)
    Манилов – сентиментальный помещик, первый «продавец» мертвых душ.
    Образ Манилова динамически разворачивается из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
    1) Характер героя не определен, не уловим.
    «Один бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем: ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.»
    Слабоволие Манилова подчеркивает и то, что хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик.
    Обобщенность, абстрактность, безразличие к деталям — свойства миросозерцания Манилова.
    В своем бесплодном идеализме Манилов антипод материалиста, практика и русофила Собакевича
    Манилов – мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. “как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост”.
    Помещик только занимался прожектерством: мечтал но эти прожекты не воплощаются в жизнь.
    Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы.
    В Манилове нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле Манилов, – мертвая душа, «не то, не сё».
    Он настолько типичный, серый, нехарактерный, что у него даже нет определенных склонностей к чему-либо, нет имени и отчества.
    2) внешность – В лице Манилова «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…»;
    отрицательное качество: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»;
    Сам Манилов – человек внешне приятный, но это если с ним не общаться: разговаривать с ним не о чем, он скучный собеседник.
    3) образование – Манилов считает себя воспитанным, образованным, благородным.
    Но в кабинете Манилова два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице.
    Он во всем проявляет «прекраснодушие»,живость манер и любезное щебетание в разговоре.
    Зацепившись за любую тему, мысли Манилова уплывают вдаль, в отвлеченные размышления.
    Утонченная деликатность и сердечность Манилова выражается в абсурдных формах неуемного восторга: «щи, но от чистого сердца», «майский день, именины сердца»; чиновники, по словам Манилова, сплошь препочтеннейшие и прелюбезнейшие люди.
    У Манилова чаще всего встречаются слова в речи: «любезная», «позвольте», да неопределенные местоимения и наречия: какой-нибудь, этакое, какое-то, этак…
    Эти слова придают оттенок неопределенности всему, что говорит Манилов, создают ощущение смысловой бесплодности речи: Манилов мечтает о соседе, с которым можно было бы беседовать «о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку», «как было бы в самом деле хорошо, если бы жить этак вместе, под одной кровлею, или под тенью какого-нибудь вяза пофилософствовать».
    Думать о реальной жизни, а тем более принимать какие-то решения этот герой не способен. Все в жизни Манилова: действие, время, смысл – заменены изысканными словесными формулами.
    Манилов— западник, тяготеет к просвещенному европейскому образу жизни. Жена Манилова изучала французский в пансионе, играет на фортепиано, а дети Манилова— Фемистоклюс и Алкид — получают домашнее образование;
    Сравнение Манилова со «слишком умным министром» указывает на призрачную эфемерность и прожектерство высшей государственной власти, типические черты которой — пошлая слащавость и лицемерие.
    Претензии на изысканность, образованность, утонченность вкуса еще более подчеркивает внутреннюю простоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация, прикрывающая скудость.
    4) качества: положительные – восторженности, симпатии ( Манилов еще сохраняет симпатию к людям), гостеприимства.
    человеческие Манилов – семьянин, любит жену и детей, искренне радуется приезду гостя, всячески старается угодить ему и сделать приятное.
    И с женой у него слащавые взаимоотношения. Любовь Манилова и жены пародийно-сентиментальна
    Манилов был бесхозяйственным, дело «шло как-то само собою». Бесхозяйственность Манилова открывается нам еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко.
    Манилов непрактичен – он берет купчую на себя и не понимает выгоды продажи мертвых душ. Он позволяет крестьянам пьянствовать вместо работы, его приказчик не знает своего дела и так же, как и помещик, не умеет и не хочет вести хозяйство.
    Манилов скучный собеседник, от него «не дождешься никакого живого или даже заносчивого слова», что, поговорив с ним, «почувствуешь скуку смертельную».
    Манилов – помещик, совершенно равнодушный к судьбам крестьян.
    Гоголь подчеркивает бездеятельность и социальную бесполезность помещика: хозяйство идет как-то само собой; ключница ворует, слуги М. спят и повесничают…
    5)Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности:
    дом Манилова открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской, зато беседка в саду Манилова высокопарно поименована «Храмом уединенного размышления».
    Господский дом стоит на юру; у сереньких изб деревни Манилова ни одного деревца — «только одно бревно»;
    Печать серости, скудности, неопределенности цвета лежит на всем, что окружает Манилова: серый день, серые избы.
    В доме у хозяев тоже все неопрятно, тускло: шелковый капот жены бледного цвета, стены кабинета выкрашены «какой-то голубенькой краской, вроде серенькой»…, создаётся «ощущение странной эфемерности изображаемого»
    Обстановка всегда рельефно характеризует героя. У Гоголя этот прием доведен до сатирического заострения: его герои погружены в мир вещей, их облик исчерпывается вещами.
    Поместье М — первый круг Дантова ада, куда спускается Чичиков, первая стадия «омертвелости» души (пока еще сохраняется симпатия к людям), заключающаяся, по Гоголю, в отсутствии какого бы то ни было «задора».
    Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России.
    6)досуг Манилова составляет :
    Манилов проводит время в беседке с надписью «Храм уединенного размышления», где ему приходят в голову разные фантастические проекты, (например провести подземный ход от дома или выстроить через пруд каменный мост); в кабинете Манилова два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице; в картузах, табачнице рассыпан пепел, горки выбитой из трубки золы аккуратно расставлены на столе и окнах, погруженный в заманчивые размышления, никогда не выезжает на поля, а между тем мужики пьянствуют…
    Заключение.
    Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья.
    В Манилове нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного.
    Он – пустое место, ничто.
    Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться.
    Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти.
    Недаром даже путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда.
    И поэтому Манилов, наряду с Коробочкой, занимает одно из самых низких мест в «иерархии» героев поэмы.
    Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление — «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию.

  6. Одним из персонажей поэмы «Мертвые души» Николая Гоголя является помещик Манилов, белокурый и голубоглазый отставной офицер. Образ Манилова весьма интересен – он ведет праздную и комфортную жизнь, с утра до вечера предаваясь мечтам. Мечты Манилова бесплодные и нелепые: вырыть подземный ход или соорудить такую высокую надстройку над домом, чтобы можно было увидеть Москву.
    Говоря о характеристике Манилова, нужно отметить, что при праздных мечтаниях помещика хозяйский дом продувается всеми ветрами, пруд покрылся зеленью, а крепостные крестьяне разленились и совсем отбились от рук. Но всякие бытовые проблемы мало волнуют помещика Манилова, все управление хозяйством поручено приказчику.
    Приказчик тоже особо не утруждается, о чем свидетельствует его пухлое лицо с заплывшими от сытости глазками. В 9 часов утра приказчик, покинув свои мягкие перины, только приступает пить чай. Жизнь в поместье, насчитывающем 200 крестьянских изб, течет как-то сама собой.

    Образ Манилова в поэме “Мертвые души”

    Манилов в основном молчит, постоянно курит трубку и упивается своими фантазиями. Его молодая жена, чувства к которой не угасли за 8 лет супружеской жизни, занимается воспитанием двух сыновей с оригинальными именами – Фемистоклюс и Алкид.
    При первом знакомстве Манилов производит на всех очень благоприятное впечатление, так как благодаря своему добродушному нраву во всех людях он видит только хорошее, а на недостатки, присущие каждому человеку, закрывает глаза.
    Бывший офицер Манилов настолько приятен в общении, что иногда это кажется даже чрезмерным. Порой даже может показаться, что глаза сентиментального помещика источают сахар, а речи чрезвычайно приторны и сладки. Читайте также лучшие цитаты героев из «Мертвых душ».
    Что такое “маниловщина”? Образ Манилова родил это понятние, которое означает благодушное и мечтательное отношение к жизни, однако оно сочетает в себе еще и праздность.
    Манилову свойственно настолько погружаться в свои мечтания, что жизнь вокруг него как бы замирает. На его столе два года лежит одна и та же книга, заложенная на 14-й странице.

  7. Многие писатели первой половины XIX века особое место в своем творчестве отводили теме России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостных крестьян и безжалостную тиранию чиновников и помещиков. Нравственные ценности отходят на второй план, а на первый выходят деньги и положение в обществе. Крепостное право лежит в основе государственной системы России. Люди не стремятся к лучшему, не Интересуются науками и искусством, не пытаются оставить потомкам никакого духовного наследия. Их цель — богатство. В своем стремлении к наживе человек не остановится ни перед чем: будет воровать, обманывать, продавать. Все это не может не волновать людей мыслящих, которым не безразлична судьба России. И конечно же, Н. В. Гоголь не мог оставить это без внимания.
    Смысл названия поэмы «Мертвые души» очень символичен. Гоголь не жалеет красок, показывая читателю духовное убожество, грозящее России.
    Мы можем только посмеяться над тем, что не в силах исправить. Целая галерея помещиков проходит перед читателем по мере развития сюжета «Мертвых душ». Начало развития сюжета — пустой, праздный мечтатель и фантазер Манилов. Уже описание поместья говорит ц том, что его хозяин большой выдумщик. Дом Манилова стоит на возвышенном месте, «открытом всем ветрам», склон этой горы был покрыт остриженным дерном, среди которого попадались клумбы с кустами сирени и белой акации и несколько берез. Под двумя из них находилась беседка с помпезным названием «Храм уединенного размышления». Сходство с английским парком подчеркивалось прудом, заросшим зеленью. Во внутреннем убранстве поместья Манилова также отразилось несоответствие грез помещика и реальности. В отдельных комнатах мебели не было вообще, в других была, но в ней чего-то недоставало: если в гостиной кресла были покрыты дорогой материей, то на два кресла материала не хватило, и они стояли, покрытые простой рогожей.
    Среди этого «великолепия» живет хозяин — Манилов со своей семьей. Эта жизнь очень похожа на идиллию: Манилов со своей женой любят друг друга, внешние проблемы решаются сами по себе без участия помещика. Все, что остается Манилову, это сидеть и мечтать о каких-нибудь новых усовершенствованиях в усадьбе: построить мост с купеческими лавками или провести подземный ход от дома. Но, несмотря на мечты хозяина, все остается по-прежнему: крестьяне как бедно жили, так бедно и живут, восьмилетний сын Фемистоклюс как был неграмотен, так и остается. Однако Манилов смешон и не вызывает отвращения, как Плюшкин или Коробочка. Он способен радушно принимать гостей и искренне стараться сделать им приятное. Манилов даже способен на благородные поступки: имея возможность заработать на мертвых душах, он отдает Чичикову их бесплатно.
    Уже в самой фамилии проявляется его характер. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая «немногих могла заманить своим местоположением». С иронией описывает автор господский двор, с претензией на » англицкий сад  с заросшим прудом», жиденький кустиками  и с бледной надписью «Храм уедимнённого размышления». Говоря,о Манилове автор восклицает: » Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова». Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но всё это приняло у него уродливые формы. Манилов
    прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми
    представляются ему идиллическими и праздничными. Манилов совершенно не знал
    жизни, реальность подменялась у него пустой фантазией. Он любил поразмышлять и помечтать, при это иногда даже о вещах,полезных для крестьян. Но его прожекторство было далеко от запросов жизни.
    О действительных нуждах крестьян он не знал и никогда не думал.(или живет в иллюзорном мире, и сам процесс фантазирования доставляет ему огромное
    удовольствие, он является сентиментальным фантазёром, не способным к
    практическому действию)
    Манилов мнит себя носителем духовной культуры. Когда-то в армии он считался
    образованнейшим человеком. Иронично автор высказывается об обстановке дома
    Манилова, в котором «вечно что-нибудь недоставало», о его слащавых
    отношениях  с женой. В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивался
    со слишком умным министром. В сравнении с другими помещиками Манилов и в
    самом деле кажется человеком просвещённым, но это лишь одна видимость
    Несмотря на то, что в произведении присутствует изрядная доля юмора, «Мертвые души» можно назвать «смехом сквозь слезы». Автор упрекает людей в том, что в этой борьбе за власть и деньги они забыли о вечных ценностях. Жива только внешняя обокотором они живут. Все это Гоголь не смог игнорировать и в полной мере отразил в «Мертвых душах». Люди мало изменились, поэтому «Мертвые души» — это предостережение и для нас.

  8. Муниципальная автономная общеобразовательная
    «Средняя общеобразовательная школа № 13»
    Зачетная работа по литературе
    «Образы помещиков»
    В поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

    Выполнила Орлова Елена
    ученица 9 «а» класса
    Содержание
    1. Образ Манилова __________________________________________стр.3
    2. Образ Коробочки _________________________________________стр.6
    3. Образ Ноздрева __________________________________________стр.9
    4. Образ Собакевича ________________________________________стр.12
    5. Образ Плюшкина ________________________________________ стр.15
    6. Образ Чичикова _________________________________________ стр.20
    7. Вывод _________________________________________________ стр.24

    Манилов

    Портрет Манилова
    О «весьма обходительном и учтивом помещике Манилове» мы узнаем в первой главе, где автор изображает внешность его, особенно глаза – сладкие как сахар. Новый знакомый был без ума от Чичикова, «долго жал ему руку и просил убедительно сделать ему честь своим приездом в деревню».
    Завершает портрет Манилова Гоголь в иронической манере: «черты лица его не лишены были приятности». Но в эту приятность, казалось, «чересчур было передано сахару». Сахар – деталь, указывающая на слащавость. А затем уничтожающая характеристика самого автора: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».
    Усадьба как средство характеристики Манилова
    Манилов был первым помещиком, которого навестил Чичиков. Его каменный дом в два этажа стоял «на юру, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть». Дом был окружен садом. Манилов имел тот тип сада, который назывался английским – он становился популярным с начала ХIХ века. Там находились извилистые дорожки, кусты сирени и желтой акации, «пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины». Под двумя березами находилась беседка с плоским зеленым куполом, голубыми деревянными колоннами, на которой была надпись «Храм уединенного размышления». Ниже находился пруд, весь покрытый зеленью.
    Все детали поместья говорят о характере его владельца. То, что дом стоял на открытой ветреной местности говорит нам о том, что Манилов был непрактичен и бесхозяйственный, ведь хороший хозяин не построил бы свой дом в таком месте. Жиденькие деревья, позеленевший пруд показывают, что за ними никто не ухаживает: деревья растут сами по себе, пруд не очищают, что еще раз подтверждает бесхозяйственность помещика. «Храм уединенного размышления» свидетельствует о склонности Манилова рассуждать, о «высоких» материях, а также о его сентиментальности, мечтательности.

  9. «Оставь надежды всяк сюда входящий»
    Кажется, все и так знают, что Гоголь — великий писатель, а «Мертвые души» (1842) – нетленная классика, так что нет смысла повторять это еще один раз. Поэтому, начну без долгих и ненужных предисловий. Пишу я про помещиков, и про то, почему они, как мне кажется, поставлены автором в порядке возрастания отвращения к ним. Если бы не одно «но». Но этого «но» мы коснемся немного позже.
    Мы начнем хронологически, то есть с Манилова. Помещик Манилов нам поначалу нравится, когда мы читаем его описание в первый раз. Совсем чуть-чуть, но нравится. Правда, как и пишет Гоголь, он нравится нам недолго. Буквально пару секунд. Затем мы приходит в недоумение. Еще же через некоторое время отходим, постигнув совершенную приторность и пустоту этого человека. Таков Манилов в двух словах. Ну а теперь остановимся на нем подробнее. Чтобы лучше раскрыть образ пустого мечтателя, Николай Васильевич регулярно дает нам характерные детали, к которым мы должны внимательно приглядываться. Это и книга, которую Манилов «читает» уже несколько лет, которая говорит о его бездеятельности. И разбросанный повсюду табак, символизирующий его рассеянность. И наконец, самая его суть — его пустые и глупые мечтания.
    «Как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост»
    О том же говорят и характерные детали интерьера в его доме.
    Вот таков помещик Манилов. Но Манилов не совсем человек. Вернее, совсем не человек. Он — символ, притом довольно-таки однозначный. А именно – «Духовная смерть через безделье, излишнюю сентиментальность и тщетность существования». Но этот помещик, как нам кажется, самый безобидный. Он гостеприимен, дружелюбен и незлобив. Да и жену любит. Несмотря на всю его раздражающую пустоту, он не вызывает у нас сильных негативных эмоций. По крайней мере, следующие помещики будут олицетворять вещи гораздо более ужасные.
    Но давайте поспорим сами с собой и посмотрим на Манилова с другой стороны. Манилов — персонаж о прошлом, которого не сказано ровным счетом ничего. Слушая его речи, мы понимаем, что за этой сладостью и любезностью абсолютно ничего нет; нет никакой личности. Манилова невозможно духовно воскресить в принципе, так как нечего, в сущности, воскрешать. Ничего и не было в нем — одна пустота. По этой причине, начинаю другую иерархию, мы помещаем его в самый низ.
    Настасья Петровна «Дубиноголовая» Коробочка. С ней Павел Иванович повстречался случайно, заблудившись на дороге. Уже с первых минут Коробочка начинает надоедать нам и автору своей глупостью. Присутствует в описании ее дома и имения любимые Гоголем алогизмы.
    На следующий день Чичиков обедает у нее и предлагает ей купить мертвых душ. Тут то она и проявляет свою колоссальную бездумность и торгашескую натуру. Коробочка даже не задумывается над безнравственностью поступка, заботясь лишь о том, чтобы не продешевить. В конечном итоге Павел Иванович напрягает все свое искусство и все-таки заставляет Коробочку купить мертвых душ по средней цене. Тем не менее, Коробочка после этого пытается продать ему продукты своего хозяйства. Но тщетно. Чичикову от помещиков нужно только одно и он не желает находиться в их обществе после того, как это получит. Гоголь преподносит нам Настасью Петровну, как символ глупости и бренности. «Духовная смерть через глупость и торгашество».
    Если смотреть на Настасью Петровну с другой стороны, то мы увидим, что ее «хозяйственность» и торгашество все же неприятны нам меньше, чем полнейшая пустота Манилова и его грез. Она, как ни крути «живее» Манилова. Также в поэме говорится о прошлом Коробочки. Несмотря на то, что Коробочка занимает низкую ступень в иерархии помещиков, она все же способна к изменению. По крайней мере, больше предыдущего помещика.
    Исторический человек – Ноздрев. В конечном итоге именно он портит Чичикову все пребывание в городе NN. Но обо всем по порядку. Павел Иванович встречает Ноздрева в трактире вместе с его товарищем. Тот сразу же, повинуясь какой то «юркости и бойкости характера» сразу же приглашает его к себе во владения. Тут нас уже поджидают нелепости. Например, граница, не разделяющая ничего. Разбросанные повсюду сабли и ружья. Нелепые песни и полная, полнейшая неразбериха, царящая в голове (а значит и в имении) у Ноздрева. Но Ноздрев не так прост, как мы поначалу думаем. За обедом он подливает Чичикову, а сам не пьет. Он, как заядлый картежник и плут знает, что легче провести пьяного человека, чем трезвого. Услышав предложение Чичикова о мертвых душах, он единственный интересуется, зачем они ему, не поверив лжи главного героя. Затем следует торг Ноздрева и Павла Ивановича. Торг абсолютно нелепый и бессмысленный, который, разумеется, заканчивается ничем. Чичиков отправляется спать, а Ноздрев приказывает не кормить его лошадей сеном. На следующий день Ноздрев вновь предлагает ему сыграть на души в карты, но получив отказ, заговаривает об шашки. Главный герой рассуждает, что в шашках отсутствует элемент удачи и соглашается на предложение. Но тут Ноздрев начинает плутовать и если бы не подоспевший офицер, все бы закончилось очень печально. Чичиков, проклиная себя и Ноздрева, уезжает. Итак. Ноздрев – «духовная смерть через бесцельность существования и лживость»
    Но, тем не менее, нужно признать, что Ноздрев — невероятно живой человек. Гоголь постоянно подчеркивает это. И это очень важно. Ведь такой человек способен к добродетели и созиданию, если его энергию направить в нужное русло. По сравнению с Коробочкой и Маниловым он нам нравится гораздо больше, даже, несмотря на все те глупости, что он делает и неприятности, что доставляет окружающим.
    Описание Собакевича предваряет описание его имения. Оно изобилует такими эпитетами как «крепко», «прочно», «плотно». Таков же и сам Собакевич. “Он был похож на средней величины медведя”.
    Таков же и его обед
    «У меня, когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!»
    Услышав предложение Чичикова, он сразу стал торговаться. Наконец уступив ему души, он распрощался с ним, довольный сделкой, смекнув, что если Чичиков заинтересован такой покупкой, то это ему, зачем то надо. А зачем – не его дело. Собакевич символизирует «духовную смерть через жадность»
    Анализируя Собакевича с противоположной точки зрения, мы сразу же замечаем, что в нем есть какое-то русское «богатырство» (прошу вас, Марина Борисовна, простить новое слово). Это какая-то широта души, которая во всех его поступках и описаниях.
    «Прореха на человечестве»- Степан Плюшкин. Это совершенно особенный помещик. Его страсть маниакальна, доведена до последней, нечеловеческой черты. Все, включая расписание его имения ( а вернее того, что от него осталось), его внешнего вида, его самого и даже его слуг говорит о его поражающей воображение скупости. Он вызывает у нас и у Гоголя худшие ощущения. Плюшкин – «духовная смерть через нечеловеческую, болезненную скупость»
    Теперь же постараемся забыть все то, что я сказал ранее. Или отложить в сторонку. И попытаемся воспринять иную точку зрения по поводу Плюшкина. Нужно отметить, что в его описании присутствуют две важные детали, раскрывающие его личность. Первая: дано почти полное описание его жизни, перемен, приведших к нынешнему образу жизни. Это означает, что герой способен меняться и эволюционировать. А эволюция — не только прогресс, но и регресс. Вторая знаменательная деталь: в месте описания Плюшкина присутствуют две закрытые церкви. В других описаниях этого нет, и более того, быть не может. Не вяжутся образы предыдущих помещиков в той духовностью, которая присуща Гоголю. А вот образ Плюшкина, как раскаявшегося грешника был бы близок его творчеству. И у этого есть явные предпосылки. Таким образом, мы приходим к совершенно обратному первому выводу: Плюшкин, более других помещиков способен к духовному возрождению.
    Вот мы и обсудили детально всех каждого из помещиков. Мы сделали это не просто так, а для того, чтобы понять символами чего они являются для нас и для Николая Васильевича. Теперь же, когда нам известна суть каждого из них, мы можем сделать одно предположение. Оно, с одной стороны может показаться достаточно очевидным, а с другой стороны — не так очевидно, каким кажется на первый взгляд. Как мне кажется, в произведении все помещики расположены в порядке возрастания неприятия их склонностей и презрения к ним со стороны читателя и автора. Если поначалу мы не испытывает особой ненависти к Манилову, хоть нам и не нравится его приторность и чрезмерная слащавость, то в самом конце, встретившись с Плюшкиным, мы презираем то, до какой низости может пасть некогда гордый человек. С каждым новым помещиком ненависть к его пороку, его образу мыслей и жизни все больше и больше нарастает. Но, как мы выяснили, помещиков можно с тем же успехом расположить помещиков по их способности к духовному возрождению.
    Если живут все люди по-разному, то мертвы они все точно одинаково. Различна лишь причина, приведшая к этому, в то время, как результат один и тот же. В этом и есть спорность вопроса. Но в этом также и прелесть «Мертвых душ». Каждый имеет право читать произведение по-своему. На то Николай Васильевич Гоголь и гений.

  10. Сочинение из коллекции П.Н. Малофеева
    Первый том поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» был напечатан в 1842 году. С названием возникли проблемы, поэтому к нему Гоголь добавил фразу: «Похождения Чичикова». Но на самом деле из-за такого названия авантюрного романа не получилось. Сюжет произведения заключается в том, что «предприниматель и подлец» Чичиков ездит по окрестным усадьбам, навещает различных помещиков и покупает у них души умерших крестьян, чтобы на них потом сделать себе состояние. Как писал сам Гоголь, в первом томе герои – «один пошлее другого».
    Манилов был первым из помещиков, к кому заехал Павел Иванович Чичиков покупать мертвые души крестьян. Его дом стоял на высоком месте и был виден издалека. Вокруг дома были устроены и подстрижены газоны, скошена трава, разбиты клумбы. Росли сирени и акации. Стояла беседка, которая, как потом выяснилось, называлась «храмом уединенного размышления». Купол у нее был зеленого цвета, колонны – голубые. На фоне полуразвалившихся крестьянских изб совсем рядом это выглядит фальшиво. Гоголь называет этот сад «аглицким», т.е. устроенным на английский манер. Так поступали многие русские помещики, которые с презрением относились ко всему родному, национальному.
    Рядом находились крестьянские избы, которых насчитывалось около двухсот. Из всех щелей глядела бедность. Каким-то непонятным был день – светло-серого цвета. Уже по внешнему виду поместья можно сделать предварительные выводы о хозяине: он совсем оторван от реальной жизни и ее проблем, витает где-то в мечтах. Недаром в его фамилии слышится глагол «манить».
    Манилов охарактеризован при помощи русской пословицы: «человек ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Он внешне приятен и опрятен, улыбается и старается угодить. Но в его доброте слишком много притворства. Манилов весь какой-то сахарный, искусственный. У него не было никакого «задора», т.е. увлечения. Он много мечтал и хозяйством не занимался. В его кабинете лежит книжка, заложенная на 14-й странице, которая читается уже два года. Так что его любовь к чтению означает отсутствие этой самой любви. Сам кабинет тоже выкрашен в серо-голубой цвет. Повсюду громоздятся горки табака. Манилов много курит, когда размышляет. Но все его размышления и планы – это утопии, они так и умирают в его голове, не дождавшись реализации.
    Интерьер комнат таков, что роскошь соседствует с запустением. На стулья опасно садиться. На стол ставят то старинный подсвечник, то старого «инвалида». Сыновей Манилова зовут Фемистоклюс и Алкид – в подражание античным персонажам. Фемистоклом на самом деле звали одного из афинских правителей и полководцев, а Алкид – это родовое имя Геракла. И при чем тут Россия и глухая глубинка? Для сыновей русского помещика имена, конечно, странные, если не сказать – глупые и фальшиво звучащие.
    Сколько живо и сколько умерло крестьян – Манилов не знает. На просьбу Чичикова о покупке мертвых крестьянских душ хозяин реагирует полным шоком и недоумением, даже на некоторое время теряет дар речи. Даже когда приходит в себя, начинает бормотать что-то невнятное и все его приятные манеры куда-то улетучиваются. Манилов отдает мертвые души даром. Чичиков вне себя от счастья. Оба остались очень довольны друг другом.
    Почему Манилов – тоже «мертвая душа»? Ведь он явно выигрывает на фоне Коробочки, Собакевича и особенно Плюшкина. Потому что у него нет цели в жизни. Он не живет, а просто плывет по течению. Он помещик и его развратила привычка ничего не делать. Его часто посещает скука, и развеять ее все труднее. В его характере нет «ядра», потому что и самого характера нет. Это человек вроде бы и неплохой, но никакой.
    У нас есть и другие сочинения по литературе!

  11. Перед написанием сочинения попробуйте для себя ответить на следующие вопросы: Когда и как возник у Гоголя замысел «Мертвых душ»? Как трансформировался он в процессе работы? Когда была завершена работа над первым томом поэмы? Какова история ее публикации? Какими смысловыми оттенками обладает выражение «мертвые души»? Какой оттенок его раскрывается в первой главе поэмы? Второй главой открывается знаменитая портретная галерея гоголевских помещиков. Анализируя это сюжетное звено поэмы, исходите прежде всего из следующего: каждый представитель поместных дворян раскрывается как бы под двойным углом зрения, и читатель видит их такими, какими они, уверенные в себе, в истинности своей жизни, в праве на нее, кажутся самим себе. И одновременно – такими, какими они есть на самом деле: ленивыми, праздными, пошлыми, духовно убогими и ничтожными.
    При этом Гоголь с высоты своего идеала человека постоянно акцентирует внимание читателя на самом главном, самом важном их качестве – каждый из помещиков представлен прежде всего как владелец и как торговец крепостными крестьянами. И сила гоголевской сатиры заключается как раз не в том, что, рисуя того или иного помещика, писатель изображает его извергом, самодуром, злодеем. В лице Манилова, Коробочки, Собакевича и других он представляет самых обыкновенных людей, но за каждым из них стоит все сословие помещичьего класса. Приступая к текстуальному анализу второй главы, предлагаю припомнить, что сказано о Манилове в первой главе, и задаем вопрос:
    – Как характеризует писатель Манилова во второй главе? Какую черту в его характере он считает главной? Какая гамма красок сопровождает Манилова на протяжении всего повествования? Почему?
    Теперь попробую дать пример своего сочинения на эту тему. Гоголь называет его человеком «так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Главная черта в характере Манилова – это его бесформенность, неопределенность. «У всякого человека есть свой задор»,- говорит Гоголь, «но у Манилова ничего своего не было» – никаких человеческих желаний, увлечений. Можно увидеть, что на протяжении всего повествования о Манилове его сопровождают преимущественно блеклые серо-голубые краски. У его крестьян «серенькие бревенчатые избы». Лес неподалеку от его имения темнеет каким-то «скучно-синим цветом». День, когда к нему приехал Чичиков, «не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета». В его кабинете стены выкрашены «какой-то голубенькой краской вроде .серенькой». Даже матерчатый шелковый капот у жены .Манилова «бледного цвета». У самого Манилова – голубые глаза, и т. д. Такие бесцветные краски выразительно подчеркивают бесцветность, неопределенность его характера.
    Однако эту бесцветность, это отсутствие живых интересов помещик в глазах подобных ему людей (губернских чиновников, офицеров полка, в котором он служил) удачно прикрывает внешней приятностью обращения и манер. Но все это не более чем поза, внешность. Не случайно Гоголь подчеркивает: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» – и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную». Перед ними не просто один из людей, но тип, т. е. широко распространенное явление. Не случайно повествование о Манилове Гоголь начинает характерной формулой обобщения: «есть род людей, известных под именем: люди так себе…»
    Какая деталь обнаруживает духовный примитивизм и ничтожность Манилова, несмотря на его стремление быть обходительным и учтивым? Какое впечатление производит маниловское признание о том, что он ездит в город «для того только, чтобы увидеться с образованными людьми»? Чем, по обыкновению, был занят Манилов дома? Как он относился к ведению своего хозяйства? О чем он думает после отъезда Чичикова?
    Манилов – владелец более 200 крепостных душ, но хозяйством он совершенно не занимался. Оно, по выражению Гоголя, «шло как-то само собой». Единственным занятием Манилова были пустопорожние мечты. Так постепенно мы подводим к пониманию важнейших особенностей маниловской сути – его никчемности и бесхозяйственности.
    Перед домом нет традиционного для дворянских усадеб сада или парка, а всего лишь «разбросанные по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций да пять-шесть берез с мелколистыми жиденькими вершинами… В доме его чего-нибудь вечно недоставало». Эпизод купли-продажи «мертвых душ» является своеобразной кульминацией каждой «помещичьей» главы. Именно в нем с наибольшей полнотой и выразительностью раскрываются важнейшие черты характера каждого владельца «крещеной собственности». Поэтому важно, чтобы учащиеся, отвечая на поставленный вопрос, увидели, что сцена торга Чичикова с Маниловым позволяет говорить обо всех пороках характера помещика сразу, ибо в ней обнаруживается одновременно и его умственная никчемность, и приторная слащавость в обращении, и его бесхозяйственность.
    Анализируя данный эпизод, нельзя упустить из виду, что именно в нем с исключительной выразительностью раскрывается характер Манилова не только как человека, но и как помещика с присущей ему крепостнической психологией. Учтивый и обходительный, чувствительный и сентиментальный, смешавшийся от неожиданного предложения своего гостя, Манилов совершенно свободно обсуждает с Чичиковым проблему продажи крестьян вообще, живых, а не мертвых («как желаете вы купить крестьян – с землею или просто на вывод, то есть без земли?»), ничуть не смущаясь и не возмущаясь аморальностью этой акции, глубоко убежденный в своем праве купить и продать человека. Бездуховность, отсутствие подлинного интереса к жизни, погоня за «массовой культурой», неумение и нежелание трудиться, отказ от собственной позиции и собственного мнения – все это разнообразные проявления маниловщины, с которыми подчас можно столкнуться и в наши дни.
    Каждый   из   этих   примеров   представляет характерный для Гоголя прием, с которым школьники встретились    в     первой    главе,- отнесение    людей в «животный» или неодушевленный ряд, выразительно подчеркивающий бездуховность человека.
    Неоднократно встречается во второй главе и другой гоголевский прием, служащий той же цели,- мотив автомата. Он звучит в разговорах Манилова с приказчиком и крестьянами, в диалоге с Чичиковым о   чиновниках   города,   и   особенно   выразительно – в сцене купли-продажи мертвых душ, когда Манилов, как автомат, повторяет чужие слова и вопросы: «Подслушай, любезный! сколько у нас умерло крестьян с тех пор, как подавали ревизию?» – «Да как сколько? Многие умирали»,- сказал приказчик… «Да, именно…-подхватил Манилов,-именно очень многие умирали…» – «А как, например, числом?» – спросил Чичиков. «Да, сколько числом? – подхватил Манилов…» и т. д.
    Гоголь разоблачает и высмеивает мертвенность и никчемность Манилова. Вместе с тем ему бесконечно горько сознавать, что человек способен так страшно деградировать духовно и нравственно, что людей, подобных Манилову, увы, много. За смехом писателя отчетливо угадываются слезы. Если останется время, учитель может привести интересные параллели между характером Манилова и некоторыми привычками Николая I – «первого помещика» в империи, что еще раз подчеркивает бесконечную масштабность гоголевского обобщения, дает учащимся возможность еще раз убедиться, что маниловщина была присуща не только провинциальной среде, но и самым высоким чиновничье-бюрократическим кругам того времени. Так, если Манилов мечтал «построить дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву…», го Николай I приказал построить в Старом Петергофе аналогичный бельведер для чаепития с видом на Петербург. Из этой же области и одно из любимейших занятий Николая I – исправлять «ошибки» великих полководцев, допущенные ими в сражениях. Так, 10 сентября 1839 г. было разыграно «второе» Бородинское сражение, которым командовал сам император и исправлял якобы сделанные ошибки. Разительную параллель с Маниловым представлял семейный быт Николая I: взаимные сюрпризы, угощения, публичные излияния чувств на виду у всех составляли непременную черту придворной жизни .
    Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Сочинение на тему характеристика Манилова в романе «Мертвые души» . Это нужно, ведь не потеряешь!

    Содержание интересных новостей

    Новые сочинения:
    Сочинения по русскому языку на тему Беседа Чичикова с Маниловым
    Манилов «Человек пустоты в романе «Мертвые души»
    Единство образов отрицательных героев в романе «Мертвые души»
    Сочинение на тему Визит Чичикова к помещице Коробочке
    Николай Гоголь (1809-1852)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *