Описание внешности человека – это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания – найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.
Источником сочинений-описаний внешности может быть все что угодно. Как и для других описаний, это может быть жизненный опыт, когда словесный портрет воссоздаётся по памяти (например, “Внешность человека, которого я видел однажды…”). Или воображение (“Мой портрет через 10 лет”).
Примерный план сочинения:
1. Вступление.
2. Общее впечатление (фигура, рост).
3. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши.
4. Одежда.
5. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).
6. Заключение.
Возможные определения: Глаза – зелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные… Брови – красивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные… Лоб – высокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский… Взгляд – растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый… Нос – прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой… Волосы – короткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу… Фигура – хорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская… Походка – быстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная… Поза – величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная…
Пример описания внешности позаимствуем у М.Ю. Лермонтова (из романа «Герой нашего времени»):
«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо.
Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! – Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».
В двух словах описать внешность человека сложно, так как каждый человек имеет свои особенности. Я расскажу о внешности свой подруги Марины.
Моя подруга — веселый и подвижный человек, слегка полновата, с роскошной рыжей шевелюрой и молочно-белой кожей. Ничего примечательного в ней нет, но если приглядеться внимательно к ее лицу, можно увидеть столько отличительных признаков, что, встретив ее на улице, вы не ошибетесь — мой рассказ именно о ней.
Первое, что вы увидите — это огромные зеленые глаза с золотыми искорками. Цвет глаз очень редкий. Изумрудно-зеленая радужная оболочка глаз напоминает драгоценный камень. Золотистые вкрапления придают глазам необычную глубину. Длинные коричневые ресницы усиливают магнетизм глаз и создается впечатление, что вы ныряете в теплое море, а красиво изогнутые брови подчеркивают все это великолепие.
Форма носа с виду обычная. Тонкая, ровная спинка носа, слегка вздернутый кончик, маленькие ноздри. На круглом лице Марины маленький носик выглядит забавно.
На носу и под глазами можно увидеть бронзовую россыпь веснушек. Они совершенно не портят внешность моей подруги и придают ее образу очарования.
Губы Марины — это предмет зависти всех знакомых девочек. В уголке рта с левой стороны расположилась небольшая симпатичная родинка. Красивая линия верхней губы напоминает лук Амура. Сами губы полные, кораллового цвета, скрывают за собой идеально ровные зубы.
Красота глаз и губ Марины отвлекает внимание от слегка полноватых ее щечек. Но не тогда, когда она улыбается. В этот момент на щеках появляются две маленькие ямочки, которые завершают образ Марины. Если моя подруга улыбается — невозможно не улыбнуться в ответ. Такую улыбку можно назвать лучезарной.
Добрая и симпатичная. Рыжая хохотушка. Вот такая моя подруга Марина.
Источник: sdam-na5.ru
Урок развития речи в 7 классе.
Тема урока: Портрет (описание внешности человека).
Подготовка к уроку:
Записать тему и эпиграф.
Записать слова к словарной работе и закрыть.
Прикрепить портреты кисти художников Васнецова, Тропинина, Серова.
Попросить кого-либо зайти в кабинет в начале урока.
Эпиграф:
… что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Цель урока:
учить ребят через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение; находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения;
обогащать речь учащихся «портретной» лексикой, формировать у учащихся наблюдательность;
воспитывать внимание к окружающим людям, воспитывать любовь к прекрасному.
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
– Сегодня мы проводим урок развития речи на тему: «Портрет. Описание внешности человека». Эпиграфом к нашему уроку возьмём слова Н.А.Заболоцкого. На уроке мы будем учиться через внешность человека постигать его внутренний мир, его характер и настроение, обогатим свой словарный запас «портретной» лексикой.
2. Фронтальная работа с классом.
– Ребята, а что такое литературный портрет?
– Для чего словесный портрет вводится в художественное произведение?
– Назовите основные элементы (виды) словесного описания внешности. (Фигура, поза, лицо, глаза, волосы)
– Итак, описание внешности используется писателем как одно из средств характеристики героя (персонажа).
3.Викторина «Угадай героя».
– Определите, о портретах каких героев идёт речь и ответьте на вопрос: «Какие элементы внешности использует автор при описании героя?»
На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебёдушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поёт;
Горят щёки её румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетённые,
По плечам бегут, извиваются…(Алёна Дмитриевна, М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»)
«Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира» (Снежная королева, Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)
«Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза».(Бирюк, И.С.Тургенев «Бирюк»)
4 Беседа с классом.
– Внешность – это первое, что мы видим в человеке. Наш народ очень наблюдателен. О внешности он создал множество пословиц и поговорок. Какие из них вы помните?
– Прочитайте пословицы. Какую вам захотелось объяснить?
Листом красиво дерево, а одеждою – тело.
В праздник – Груша, а в будень – клуша.
Рот до ушей, хоть завязочки пришей.
С лица воду не пить.
– Ребята, а какая самая выразительная деталь на лице? (Глаза).
– Правильно. Не случайно существует пословица «Глаза – зеркало души человека». Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение.
М.А.Шолохов писал в «Судьбе человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали не его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза.
5. Работа с портретами художников.
– Ребята, но портрет – это и жанр живописи, где художник показывает своё отношение к герою. Известные художники-портретисты – В.А.Тропинин, Ф.С.Рокотов, В.М.Васнецов, В.А.Серов. На доске вы видите портреты работы этих художников. Рассмотрите портреты и определите выражение глаз героев.
Обратите внимание на этот портрет. Это «Портрет Струйской» художника Рокотова.
Про людей, написанных Рокотовым, не скажешь: «Этот человек добрый, а этот злой». Или «Этот весёлый, а этот грустный». Рокотов знал: бывает, что человек смеётся, а на душе у него тоска. Или: сердится человек, потому что добр и желает другим добра. А разве редко встречается, что мы внимательно слушаем кого-то, а сами не переставая думаем о своём.
Рокотов умел передать в портрете сложность человека, изменчивость его мыслей, чувств, настроения. Один из лучших его портретов – портрет Александры Петровны Струйской. В загадочных глазах Струйской поэт Заболоцкий увидел улыбку и слёзы, испуг и восторг, горячность и тоску. И он написал стихотворение об удивительном умении художника уловить тонкость и сложность человеческой души.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
6 Лексическая работа.
– А сейчас проведём лексическую работу. Я зачитаю слова-определения глаз. Распределите эти слова в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они у вас вызывают.
Наглые, бегающие, пустые, искромётные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивлённые, задумчивые, блестящие, злые.
7. Проверка домашнего задания.
– Какие прилагательные и причастия вы подобрали к существительному
1) лицо
2) походка
3) волосы
4)взгляд
5) нос?
8. Словарная работа с самопроверкой.
– А теперь задание наоборот. Подберите к данным причастиям существительные, объясните правописание причастий.
Сощуренные (глаза), одухотворённое (лицо), сморщенные (губы), сдвинутые (брови), взволнованное (лицо), порозовевший (нос), заспанный (вид).
Самопроверка по записи на доске.
9. Беседа.
Описание внешности используется писателем как одно из средств характеристики героя.
– Зачитайте эпизоды повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», описывающие внешность героев.
1) «…Сыновья его только что слезли с коней…»
– Какую цель ставит автор, описывая внешность сыновей Тараса?
2) Описание Андрия в последнем бою.
– Какие определения использует Гоголь?
– В каком стиле дано описание сыновей Тараса? (В художественном)
– Описать внешность человека можно и в деловом стиле. К сожалению, мы всё чаще встречаемся с таким описанием.
Например, «Потерялась девочка семи лет, зовут Ирина. Волосы русые, до плеч, глаза карие. Была одета в красное платье».
Или: «Помогите найти преступника!».
– Чтобы помочь людям в этих ситуациях, нужно быть очень наблюдательным. А сейчас посмотрим, насколько вы наблюдательны. В начале урока к нам в класс заходила девочка. Опишите её внешность.
10. Подведение итогов урока.
– Итак, о чём нужно помнить, описывая внешность человека?
ПАМЯТКА
Описывая внешность человека, следует:
стараться передать внутренний мир человека, его характер и настроение;
выделять главное (неповторимое) в облике конкретной личности;
правильно использовать «портретную» лексику.
– Эта памятка будет с нами на уроке, когда мы будем писать сочинение-описание внешности человека.
Сочинение-описание внешности человека.
Бабушка в моей памяти.
Чудо-воспоминание возвращается ко мне. Нет уже моей бабушки, но ее глаза, лицо, нежный и тихий разговор и сейчас смущают душу. С улыбкой счастья на устах, всем своим видом излучая радость, встречала, она меня возле своего дома. Я хорошо помню ее невысокую стройную фигуру, немного сгорбленную от старости. Ясные серо-голубые глаза всегда улыбались из-под поседевших красиво согнутых бровей. Высокий лоб обрамлял густые волнистые волосы, старательно подобранные шпилькой. Волосы у бабушки было всегда красивые – густые, седые, с отблесками темного серебра, оно ложилось на плечи большими волнами. Волосы подчеркивал привлекательность тонких черт лица. Взгляд в бабушке был добрый и глубокий. Такой взгляд никогда не стареет, а остается вечно юным. Много лет работала она на заводе, воспитывала детей и внуков. В свободное время, которое у нее почти и не было, бабушка что-то шила, вязала ли. Это была не только замечательная мастерица, а и прекрасная хозяйка. В моих воспоминаниях бабушка возникает будто живая. Так и вижу ее улыбающиеся серые глаза, такой и буду ее помнить всегда
.
Моя подруга Елена.
У меня есть верная подруга с красивым именем Елена. Она невысокая на рост, кареглазая, чернобровая. На белом лице едва заметные веснушки. Большие карие глаза обрамлены длинными пушистыми ресницами. Из уст никогда не сходит веселая улыбка. Когда она смеется, ее немного курносенький нос смешно сморщивается. Она очень опрятная: платьице на ней выглажено, в портфеле всегда все аккуратно составлено. Елена – искренняя подруга. Между нами никогда нет секретов. Вдвоем мы читаем книжки, ходим в библиотеку, готовим домашние задачи. Когда я болею, она всегда приходит ко мне после уроков, рассказывает о школе, о своих приключениях. Но интереснейшее она рассказывает о новых прочитанных книжках. Тогда в ее глазах вспыхивает какой-либо странный огонек. И хочется слушать ее, слушать без конца. Елена не сторонится работы и, только что придет домой со школы, сразу прибирает в комнате. Я очень люблю свою подругу за ее чуткость, доброжелательность, душевную чистоту.
Мой сосед по парте.
Уже второй год я сижу за одной партой с Алесем, Он неплохой мальчик, но непослушный и невнимательный на уроках. Алесь, как никто, умеет сохранять чужие тайны, уверенно выходить к доске, не имея домашней задачи, быстро и без ошибок переписать соседскую контрольную из геометрии. Такой он уже, наш Алесь! Вообще, он извне очень смешной. Невысокий на рост, худой, он очень ловкий и крепчайший среди всех ребят в классе. Вся его фигура свидетельствует о том, что Алесь дружит со спортом. И это, в самом деле так, так как лучшего футболиста на всей параллели нет. У него круглое лицо, густо усеянное веснушками. Небольшой, немного курносый нос всегда в царапинах. Волосы у него ярко-рыжее, плотные и торчат на маковке. Голубые захваченные глаза, кажется, так и выискивают себе какого-то приключения. Руки и ноги у моего соседа всегда в синяках и царапинах. Как он сам объясняет, то следствия борьбы за справедливость. Мне нравится, что я сижу за одной партой с таким парнем в классе.
Портрет брата http://www.litrasoch.ru/sochinenie-opisanie-cheloveka-portret-brata/
Описание внешности человека – это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания – найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.
Источником сочинений-описаний внешности может быть все что угодно. Как и для других описаний, это может быть жизненный опыт, когда словесный портрет воссоздаётся по памяти (например, “Внешность человека, которого я видел однажды…”). Или воображение (“Мой портрет через 10 лет”).
Примерный план сочинения:
1. Вступление.
2. Общее впечатление (фигура, рост).
3. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши.
4. Одежда.
5. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).
6. Заключение.
Возможные определения:
Глаза – зелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…
Брови – красивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные…
Лоб – высокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский…
Взгляд – растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…
Нос – прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой…
Волосы – короткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу…
Фигура – хорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская…
Походка – быстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная…
Поза – величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная…
Пример описания внешности позаимствуем у М.Ю. Лермонтова (из романа «Герой нашего времени»):
«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо.
Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! – Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».
В двух словах описать внешность человека сложно, так как каждый человек имеет свои особенности. Я расскажу о внешности свой подруги Марины.
Моя подруга — веселый и подвижный человек, слегка полновата, с роскошной рыжей шевелюрой и молочно-белой кожей. Ничего примечательного в ней нет, но если приглядеться внимательно к ее лицу, можно увидеть столько отличительных признаков, что, встретив ее на улице, вы не ошибетесь — мой рассказ именно о ней.
Первое, что вы увидите — это огромные зеленые глаза с золотыми искорками. Цвет глаз очень редкий. Изумрудно-зеленая радужная оболочка глаз напоминает драгоценный камень. Золотистые вкрапления придают глазам необычную глубину. Длинные коричневые ресницы усиливают магнетизм глаз и создается впечатление, что вы ныряете в теплое море, а красиво изогнутые брови подчеркивают все это великолепие.
Форма носа с виду обычная. Тонкая, ровная спинка носа, слегка вздернутый кончик, маленькие ноздри. На круглом лице Марины маленький носик выглядит забавно.
На носу и под глазами можно увидеть бронзовую россыпь веснушек. Они совершенно не портят внешность моей подруги и придают ее образу очарования.
Губы Марины — это предмет зависти всех знакомых девочек. В уголке рта с левой стороны расположилась небольшая симпатичная родинка. Красивая линия верхней губы напоминает лук Амура. Сами губы полные, кораллового цвета, скрывают за собой идеально ровные зубы.
Красота глаз и губ Марины отвлекает внимание от слегка полноватых ее щечек. Но не тогда, когда она улыбается. В этот момент на щеках появляются две маленькие ямочки, которые завершают образ Марины. Если моя подруга улыбается — невозможно не улыбнуться в ответ. Такую улыбку можно назвать лучезарной.
Добрая и симпатичная. Рыжая хохотушка. Вот такая моя подруга Марина.
Источник: sdam-na5.ru
Урок развития речи в 7 классе.
Тема урока: Портрет (описание внешности человека).
Подготовка к уроку:
Записать тему и эпиграф.
Записать слова к словарной работе и закрыть.
Прикрепить портреты кисти художников Васнецова, Тропинина, Серова.
Попросить кого-либо зайти в кабинет в начале урока.
Эпиграф:
… что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Цель урока:
учить ребят через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение; находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения;
обогащать речь учащихся «портретной» лексикой, формировать у учащихся наблюдательность;
воспитывать внимание к окружающим людям, воспитывать любовь к прекрасному.
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
– Сегодня мы проводим урок развития речи на тему: «Портрет. Описание внешности человека». Эпиграфом к нашему уроку возьмём слова Н.А.Заболоцкого. На уроке мы будем учиться через внешность человека постигать его внутренний мир, его характер и настроение, обогатим свой словарный запас «портретной» лексикой.
2. Фронтальная работа с классом.
– Ребята, а что такое литературный портрет?
– Для чего словесный портрет вводится в художественное произведение?
– Назовите основные элементы (виды) словесного описания внешности. (Фигура, поза, лицо, глаза, волосы)
– Итак, описание внешности используется писателем как одно из средств характеристики героя (персонажа).
3.Викторина «Угадай героя».
– Определите, о портретах каких героев идёт речь и ответьте на вопрос: «Какие элементы внешности использует автор при описании героя?»
На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебёдушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поёт;
Горят щёки её румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетённые,
По плечам бегут, извиваются…(Алёна Дмитриевна, М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»)
«Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира» (Снежная королева, Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)
«Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза».(Бирюк, И.С.Тургенев «Бирюк»)
4 Беседа с классом.
– Внешность – это первое, что мы видим в человеке. Наш народ очень наблюдателен. О внешности он создал множество пословиц и поговорок. Какие из них вы помните?
– Прочитайте пословицы. Какую вам захотелось объяснить?
Листом красиво дерево, а одеждою – тело.
В праздник – Груша, а в будень – клуша.
Рот до ушей, хоть завязочки пришей.
С лица воду не пить.
– Ребята, а какая самая выразительная деталь на лице? (Глаза).
– Правильно. Не случайно существует пословица «Глаза – зеркало души человека». Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение.
М.А.Шолохов писал в «Судьбе человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали не его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза.
5. Работа с портретами художников.
– Ребята, но портрет – это и жанр живописи, где художник показывает своё отношение к герою. Известные художники-портретисты – В.А.Тропинин, Ф.С.Рокотов, В.М.Васнецов, В.А.Серов. На доске вы видите портреты работы этих художников. Рассмотрите портреты и определите выражение глаз героев.
Обратите внимание на этот портрет. Это «Портрет Струйской» художника Рокотова.
Про людей, написанных Рокотовым, не скажешь: «Этот человек добрый, а этот злой». Или «Этот весёлый, а этот грустный». Рокотов знал: бывает, что человек смеётся, а на душе у него тоска. Или: сердится человек, потому что добр и желает другим добра. А разве редко встречается, что мы внимательно слушаем кого-то, а сами не переставая думаем о своём.
Рокотов умел передать в портрете сложность человека, изменчивость его мыслей, чувств, настроения. Один из лучших его портретов – портрет Александры Петровны Струйской. В загадочных глазах Струйской поэт Заболоцкий увидел улыбку и слёзы, испуг и восторг, горячность и тоску. И он написал стихотворение об удивительном умении художника уловить тонкость и сложность человеческой души.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
6 Лексическая работа.
– А сейчас проведём лексическую работу. Я зачитаю слова-определения глаз. Распределите эти слова в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они у вас вызывают.
Наглые, бегающие, пустые, искромётные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивлённые, задумчивые, блестящие, злые.
7. Проверка домашнего задания.
– Какие прилагательные и причастия вы подобрали к существительному
1) лицо
2) походка
3) волосы
4)взгляд
5) нос?
8. Словарная работа с самопроверкой.
– А теперь задание наоборот. Подберите к данным причастиям существительные, объясните правописание причастий.
Сощуренные (глаза), одухотворённое (лицо), сморщенные (губы), сдвинутые (брови), взволнованное (лицо), порозовевший (нос), заспанный (вид).
Самопроверка по записи на доске.
9. Беседа.
Описание внешности используется писателем как одно из средств характеристики героя.
– Зачитайте эпизоды повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», описывающие внешность героев.
1) «…Сыновья его только что слезли с коней…»
– Какую цель ставит автор, описывая внешность сыновей Тараса?
2) Описание Андрия в последнем бою.
– Какие определения использует Гоголь?
– В каком стиле дано описание сыновей Тараса? (В художественном)
– Описать внешность человека можно и в деловом стиле. К сожалению, мы всё чаще встречаемся с таким описанием.
Например, «Потерялась девочка семи лет, зовут Ирина. Волосы русые, до плеч, глаза карие. Была одета в красное платье».
Или: «Помогите найти преступника!».
– Чтобы помочь людям в этих ситуациях, нужно быть очень наблюдательным. А сейчас посмотрим, насколько вы наблюдательны. В начале урока к нам в класс заходила девочка. Опишите её внешность.
10. Подведение итогов урока.
– Итак, о чём нужно помнить, описывая внешность человека?
ПАМЯТКА
Описывая внешность человека, следует:
стараться передать внутренний мир человека, его характер и настроение;
выделять главное (неповторимое) в облике конкретной личности;
правильно использовать «портретную» лексику.
– Эта памятка будет с нами на уроке, когда мы будем писать сочинение-описание внешности человека.
Сочинение-описание внешности человека.
Бабушка в моей памяти.
Чудо-воспоминание возвращается ко мне. Нет уже моей бабушки, но ее глаза, лицо, нежный и тихий разговор и сейчас смущают душу. С улыбкой счастья на устах, всем своим видом излучая радость, встречала, она меня возле своего дома. Я хорошо помню ее невысокую стройную фигуру, немного сгорбленную от старости. Ясные серо-голубые глаза всегда улыбались из-под поседевших красиво согнутых бровей. Высокий лоб обрамлял густые волнистые волосы, старательно подобранные шпилькой. Волосы у бабушки было всегда красивые – густые, седые, с отблесками темного серебра, оно ложилось на плечи большими волнами. Волосы подчеркивал привлекательность тонких черт лица. Взгляд в бабушке был добрый и глубокий. Такой взгляд никогда не стареет, а остается вечно юным. Много лет работала она на заводе, воспитывала детей и внуков. В свободное время, которое у нее почти и не было, бабушка что-то шила, вязала ли. Это была не только замечательная мастерица, а и прекрасная хозяйка. В моих воспоминаниях бабушка возникает будто живая. Так и вижу ее улыбающиеся серые глаза, такой и буду ее помнить всегда
.
Моя подруга Елена.
У меня есть верная подруга с красивым именем Елена. Она невысокая на рост, кареглазая, чернобровая. На белом лице едва заметные веснушки. Большие карие глаза обрамлены длинными пушистыми ресницами. Из уст никогда не сходит веселая улыбка. Когда она смеется, ее немного курносенький нос смешно сморщивается. Она очень опрятная: платьице на ней выглажено, в портфеле всегда все аккуратно составлено. Елена – искренняя подруга. Между нами никогда нет секретов. Вдвоем мы читаем книжки, ходим в библиотеку, готовим домашние задачи. Когда я болею, она всегда приходит ко мне после уроков, рассказывает о школе, о своих приключениях. Но интереснейшее она рассказывает о новых прочитанных книжках. Тогда в ее глазах вспыхивает какой-либо странный огонек. И хочется слушать ее, слушать без конца. Елена не сторонится работы и, только что придет домой со школы, сразу прибирает в комнате. Я очень люблю свою подругу за ее чуткость, доброжелательность, душевную чистоту.
Мой сосед по парте.
Уже второй год я сижу за одной партой с Алесем, Он неплохой мальчик, но непослушный и невнимательный на уроках. Алесь, как никто, умеет сохранять чужие тайны, уверенно выходить к доске, не имея домашней задачи, быстро и без ошибок переписать соседскую контрольную из геометрии. Такой он уже, наш Алесь! Вообще, он извне очень смешной. Невысокий на рост, худой, он очень ловкий и крепчайший среди всех ребят в классе. Вся его фигура свидетельствует о том, что Алесь дружит со спортом. И это, в самом деле так, так как лучшего футболиста на всей параллели нет. У него круглое лицо, густо усеянное веснушками. Небольшой, немного курносый нос всегда в царапинах. Волосы у него ярко-рыжее, плотные и торчат на маковке. Голубые захваченные глаза, кажется, так и выискивают себе какого-то приключения. Руки и ноги у моего соседа всегда в синяках и царапинах. Как он сам объясняет, то следствия борьбы за справедливость. Мне нравится, что я сижу за одной партой с таким парнем в классе.
Портрет брата
http://www.litrasoch.ru/sochinenie-opisanie-cheloveka-portret-brata/