Наша машинка произведена в России на заводе Самсунг. Мама долго о ней мечтала и вот, наконец, купила. Эта стиральная машина не очень большая, рассчитана на 6 килограммов белья. По высоте она едва доходит мне до пояса. Она белая, с круглой, похожей на иллюминатор дверцей серебристого цвета. Когда эта дверца закрывается и начинается стирка, ее уже не открыть до самого конца. Она очень плотно прижимается специальной резинкой так, чтобы не вытекала вода.
В верхнем левом углу расположено выдвижное отделение для стирального порошка и прочих средств, которыми пользуется мама, чтобы наши вещи были чистыми, мягкими и приятно пахли. Рядом с ним находится специальное колесико и несколько кнопок для выбора нужной программы. Оказывается, джинсы, например, нельзя стирать вместе с рубашками, а белые вещи с цветными. Для этого есть разные программы стирки, чтобы все хорошо отстирывалось и не портило друг другу цвет. Раньше я этого не знал, но мама мне объяснила.
Наша машинка стирает очень тихо, только когда цикл заканчивается, она издает звуковой сигнал, похожий на писк. Это означает, что дверцу можно открыть и забрать выстиранные вещи. Она очень хорошо их отжимает, поэтому с них совсем не капает вода.
Раньше маме приходилось стирать руками, и я рад, что у нас появилась стиральная машина. У мамы освободилось много времени, которое она может провести с нами. Я уже пробовал стирать сам. Это оказалось совсем не сложно.
Все-таки прогресс не стоит на месте, разные машины и приспособления существенно облегчают нашу жизнь. Теперь мама задумывается о роботе-пылесосе. Думаю, это будет интересно.
Разделы:
Русский язык Класс:
5
#}
Тема: Описание предмета.
Цель: обучить написанию связного текста –
описание предмета;
Задачи:
– познакомить учащихся со строением текста
типа описания предмета;
– сформировать умения создавать собственные
тексты подобного типа;
– развивать навыки работы с выразительными
средствами языка; обогащать словарь учащихся.
План и ход урока
1. Организационный момент.
2. Работа по теме.
– Какие стили речи Вы знаете?
– Какие типы речи Вы знаете? (Рассуждение,
описание, повествование)
– Какова композиция описания? (Общее
впечатление, описание деталей, оценка)
– В каком стиле должно быть выдержано описание?
Учитель: представьте себе, что игрушечная
фабрика выпускает много разных игрушек и
посылает их краткое описание в магазин, чтобы
получить заказ.
“Щенок – мягкая игрушка из искусственного
меха. Предназначена для детей 5-7 лет. Длина 25 см,
высота– 20 см. Цвет коричневый с белым. Не
озвученная с механическим заводом”
– Соответствует ли текст нашей теме? (нет, здесь
дана информация, но не выражена авторское
отношение)
– Какой стиль речи?
Учитель достаёт из стола игрушечного щенка.
Учитель: Не хочется про такую милую зверюшку
говорить казёнными словами. Попробуем её
описать. Существует ли схема описаний предметов?
Схемы на все случаи жизни нет, но мы с Вами
сегодня попробуем понять, как рождается
описание.
Рассказ учителя:
Был такой замечательный русский писатель –
Пантелеймон Романов, который однажды обнаружил,
что он не умеет видеть… Да, он был невнимателен к
окружающему миру.
Ему стало страшно, что прекрасный мир вокруг,
яркий, пропадает для него. И он понял, что
страдает болезнью – “ленью зрения”. И тогда он
решил ко всему, что видит, применить “приём
напряжённого зрения”. А это значит не скользить
надо по вещам, а всматриваться в них, изучать. И
Романов начал упражняться с простыми предметами.
Пойдём за мыслью писателя. Например, кресло .
Романов предлагает такие вопросы;
– Где оно находится? – на террасе
– Какой оно формы? – с отлогой спинкой
– Вес? – тяжёлое
– Цвет? – тёмное
– Материал? – из красного дерева
– Возраст? – старинное
– Состояние в данный момент? – ободранное
– История? – из богатого поместья на дачу
обедневших потомков
Учитель: Вам интересно, что же получилось,
когда всё соединилось в целое?
Учитель читает текст:
“На занесённой снегом террасе дачного дома
стояло старинное ободранное кресло, красного
дерева с отлогой спинкой и инкрустациями работы
домашних крепостных мастеров. Очевидно, оно
видело лучшие времена, где – нибудь в богатом
поместье, и теперь пережив пять поколений,
кончает жизнь у захудалых потомков, а может быть,
у какого – нибудь разбогатевшего кулака,
который, за его тяжестью и благодаря ценности
материала, оставил его , как старого инвалида, на
морозе.”
3. Составление плана и рабочего материала по
описанию предмета (Веник).
Тема сочинения “Забытый всеми санитар дома”
Главное: какую мысль мы хотим внести в нашу
работу? У описания всегда есть цель – найти
красоту в обыкновенном, или оценить службу
привычных вещей в нашей жизни.
Но особое внимание в работе над сочинением
нужно уделить языку.
Освещенные, еще не взошедшего – причастия.
Цвет, блеск, перламутр, серебро – эти существительные обозначают качество предмета, изображают признаки неба.
Было, плыли, алел, пламенел, тянулись – все глаголы в этом тексте несовершенного вида прошедшего времени. Глаголы «алел» и «пламенел» к тому же передают цвет неба в этот утренний час.
Автор предоставил нам возможность полюбоваться утренним небом. Еще мгновение, и картина изменится, взойдет солнце, и будет уже другое небо…
Какие бывают описания?
В зависимости от цели текста, для кого и для чего предназначен текст, описание может быть написано в различных стилях. (О стилях речи читайте здесь.) К примеру, представленный выше текст – яркий пример художественного описания.
Автор поставил перед собой цель — воздействовать на наше воображение, побудить «увидеть» и почувствовать красоту утреннего неба. Для этого писатель использовал не просто ряд прилагательных, а эпитеты (ясное, чистое небо, легкие облака, прозрачная тишина, золотые полосы) и метафоры (лениво плыли, восток алел и пламенел, отливая перламутром и серебром, тянулись полосы). Автор подобрал такие существительные и глаголы, которые обозначают признаки неба. Еще одно средство художественной выразительности, которое применил Куприн, называется сравнение (полосы от лучей точно растопыренные пальцы).
Таким образом, этот пример текста является текстом–описанием в художественном стиле речи, и встретить его мы можем, конечно же, в художественном произведении. Это рассказ А. Куприна «Ночлег». Описание может быть и в научном, и официально-деловом стиле, а также описание можно встретить в публицистических текстах. Научные описания – это обычно техническая характеристика предмета, процесса или явления. В текстах такого типа обязательно должны присутствовать специальные термины и конкретная информация. И в научном, и в официально-деловом стилях описаний неуместно употребление изобразительно-выразительных средств языка, как в художественных текстах.
Сами по себе, отдельно, тексты-описания почти не встречаются. Обычно описания применяются в повествовательном тексте или в текстах-рассуждениях различных стилей для того, чтобы читатель или слушатель мог хорошо представить героя, место действия, явление, процесс и т. д.
Обратите внимание, любое описание всегда имеет какую-либо цель. Например, нужно описать человека. Задайте вопрос: с какой целью? Если для того, чтобы рассказать, какой он симпатичный, вы будете описывать его внешность. Как писать сочинение-описание внешности, читайте здесь. Если цель другая – написать, что он очень хороший друг, значит, вы будете описывать не только внешние черты, но и его характер.
Как писать сочинение-описание (план)
Сначала следует дать ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ, общее впечатление о предмете, человеке, явлении и т.д. Отдельные признаки и детали. Отношение автора текста к описываемому.
Вот и все на сегодня.
У вас остались вопросы? Задавайте, не стесняйтесь!
В следующих статьях планирую рассказать о том, как писать сочинение-описание литературного героя. Может быть, и вы подскажете тему нашей следующей встречи?
Удачи!
Подписаться на Русское слово
Нина Сизова
1 класс
В 5 классе учащиеся пишут сочинения по картине-натюрморту, где описание предмета является важной составной частью.
В описании места “новое” – предмет, “данное” – их местоположение.
“Новое” в описании места обычно выражается именем существительным, “данное” – наречием со значением места, существительным или местоимением с предлогом. (27, с. 38)
Предлагаем следующие задания:
1. Спишите текст. В каждом предложении найдите “данное” и “новое” и обозначьте их над строкой. Определите тип речи.
Квартира Славы большая и светлая. На полу – ковер. Над столом – красивый абажур. На диване – маленькие пестрые подушки.
2. Прочитайте текст. Определите тип речи и способ связи предложений. Постройте схему текста. Чем выражено “данное” и “новое”?
Комната была похожа на мебельный магазин. В беспорядке стояли шкаф, столы, тумбочки, кресла, сундуки. В углу виднелись округленные контуры рояля. Через всю комнату от железной печи тянулись к окну трубы, подвешенные на проволоке к потолку. На полу валялась картофельная шелуха. В углу облезлая щетка прикрывала кучу мусора, который все собираются вынести, но никак не вынесут. Возле двери стоял рукомойник, под ним – переполненное ведро.
При описании состояния (природы, среды, лица) возможны следующие задания:
1. Прочитайте тексты. Найдите в них общее значение. Под каким общим заголовком можно поместить тексты: “Описание места?”, “Описание предмета?”, “Описание состояния?
1. Было пасмурно и ветрено. Волны накатывались на песчаную отмель, лизали почерневшие водоросли, вытащенные на берег рыбацким неводом.
2. Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы.
3. В лесу сделалось совсем темно. В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод.
4. Вода в озере стояла тихо-тихо, как это бывает только после дождя. Пахло свежей травой, шалфеем, смолистым аромат сосняка.
В описании состояния используются как предложения с двумя главными членами, так и предложения с одним главным членом, который может быть выражен именем существительным в именительном падеже (Утро. Мороз), безличным глаголом (Морозит. Смеркается), личным глаголом в значении безличного (Быстро темнеет), особым наречием на -о: пасмурно, холодно.
В описании состояния предложения могут члениться на “данное” и “новое”, а могут и не члениться.
Членятся на “данное” и “новое” предложения с двумя главными членами при обычном порядке слов (Рябина краснеет. Листья падают с деревьев, шуршат).
Не членятся на “данное” и “новое” предложения с одним главным членом и предложения с двумя главными членами при необычном порядке слов (Наступила осень). В этом случае все предложение является “новым”, “данным” нулевое.(14, с. 38)
Типы возможных упражнений:
– определение типа речи данного текста. Найти “данное” и “новое” в предложениях;
– среди данных текстов найти описание состояния природы, среды, лица;
В художественных произведениях писатели часто изображают неживые предметы как живые, особенно при описании природы, окружающего мира. Это делает текст более эмоциональным и выразительным, помогает читателю “увидеть” природу как живое существо.
Оценка – это выражение нашего отношения (положительного или отрицательного) к действительности. Оценивать можно предметы, признаки, действия, место, состояния и т.д.
Оценка чаще всего содержится в отдельных предложениях, разбросанных по всему тексту.
Основные средства выражения оценки:
– прилагательные (прекрасный, славный);
– наречия на -о (хорошо, плохо);
– отвлеченные существительные (красота);
– слова с суффиксами оценки: -еньк-, -очк-, -ик-, -к-, -ушк-, (-юшк-) и др. (серенький, котеночек, хвостишко, тихонечко);
– частицы (что за, как, вот, же и др.);
– междометия (Ах! Ох! Тьфу! Ну! Ужас!)
– синтаксические средства (интонация восклицания, порядок слов и др.).
В 6 классе учащиеся начинают писать сочинения-описания интерьера.
Интерьер – это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная.
Преобладающим типом речи в сочинении-описании интерьера является описание места. Предметы, находящиеся в помещении можно просто назвать, указать на их местоположение, а также описать. Описания помещений могут строиться способом как цепной связи, так и параллельной. Цепная связь может соединяться с параллельной. (14, с. 37)
Часто учащиеся допускаю речевые ошибки (например, тавтология). Язык небогат, однообразен. Сочинения-описания интерьера требуют большой наблюдательности, подбора и использования синонимичных предлогов, названий цвета и т.д.
Поэтому учитель должен обратить внимание на следующие вопросы:
1. Избежание неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит). Использование безглагольной конструкции или замена слова, обозначающими не только наличие предмета, но и его признак (темнеет, виднеется, блестит).
2. Использование разнообразных языковых средств для передачи местоположения предмета (“данного”): около, рядом, с , за, напротив, посередине, в центре, справа от+, у, над, здесь, слева от+, возле, где-то, кое-где.
3. В сочинении не только описывается предмет, но и передается отношение к нему.
Обычно описание интерьера с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль (что?) сочинения. В тетрадях для сочинений можно составить примерный план:
I. Само помещение: (какое?)+
Стены – (какие?)+
Дверь – (какая?)+
Полы – (какие?)+
Окна – (какие?)+
II. Мебель, обстановка.
Стол – (какой?)+
Стулья – (какие?)+
Гардероб (шкаф) – (какой?)+
Зеркало – (какое?)+
Диван – (какой?)+
Затем учащихся можно попросить ответить на вопросы:
Как предметы расставлены? В каком порядке?
Порядок слов в описании помещения определяется основной мыслью высказывания. Если задача высказывания состоит в том, чтобы описать место, рассказать, какие предметы обстановки находятся в комнате, то слова в предложении располагаются в следующем порядке: сначала называется место (где?), затем предмет (что?). Если нужно обратить внимание на состояние помещения, на то, что в комнате порядок и каждая вещь занимает свое место, или, напротив, показать, что в помещении царит полный беспорядок и все лежит не там, где надо, то последовательность слов в предложениях меняется: сначала называется предмет (что?), затем место (где?).
В композиции описания интерьера обычно выделяются две части: в одной из них передается общее впечатление от помещения, в другой называются и описываются предметы, находящиеся в помещении.
обучение написание классификация сочинение
Сочинение-описание в школьной практике имеет несколько разновидностей: описание картины, описание внешности человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание обстановки (интерьер), описание местности…
Всякое описание имеет целью воссоздать в воображении читающего некий образ. При этом субъект, создающий описательный текст, имеет свою точку зрения на изображаемое и может быть свободен в оценках и способах подачи материала. Описать – значит указать, раскрыть какие-то важные признаки, характерные черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет описания.
Особое внимание при описании уделяется ярким и интересным деталям, особенностям, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы эти детали не выглядели разрозненно, а образовывали цельную картину, где всё взаимосвязано.
Сочинение-описание, как правило, имеет трехчастную композицию: в нем будет введение, основная часть и заключение. План работы над сочинением-описанием
1. Вовведении обозначьте объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь. Если это единичный предмет, назовите его основную функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем интересны в первую очередь.
2. Подумайте, что именно привлекает внимание к объекту, что делает его узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия, которые в нём или с ним происходят.
3. В соответствии с выявлением этой характеристики используйте в основной части сочинения для описания объекта оценочные прилагательные, наречия, образные выражения, глаголы вневременного значения, которые характеризуют состояния объекта в разные периоды времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в сравнительных конструкциях и сложных предложениях.
4. Сначала опишите самые существенные признаки и характеристики объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем приступайте к подробностям и мелочам, дополняющим образ, используйте оригинальные определения и сравнения. Не давайте банальных характеристик, старайтесь показать, какой вы внимательный и тонкий наблюдатель. Для описания движения мысли используйте глаголы с нейтральным значением (можно увидеть, нужно понимать, начинаешь замечать и т.д.)
5. Завершая описание, опишите объект краткой ёмкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.
Наша машинка произведена в России на заводе Самсунг. Мама долго о ней мечтала и вот, наконец, купила. Эта стиральная машина не очень большая, рассчитана на 6 килограммов белья. По высоте она едва доходит мне до пояса. Она белая, с круглой, похожей на иллюминатор дверцей серебристого цвета. Когда эта дверца закрывается и начинается стирка, ее уже не открыть до самого конца. Она очень плотно прижимается специальной резинкой так, чтобы не вытекала вода.
В верхнем левом углу расположено выдвижное отделение для стирального порошка и прочих средств, которыми пользуется мама, чтобы наши вещи были чистыми, мягкими и приятно пахли. Рядом с ним находится специальное колесико и несколько кнопок для выбора нужной программы. Оказывается, джинсы, например, нельзя стирать вместе с рубашками, а белые вещи с цветными. Для этого есть разные программы стирки, чтобы все хорошо отстирывалось и не портило друг другу цвет. Раньше я этого не знал, но мама мне объяснила.
Наша машинка стирает очень тихо, только когда цикл заканчивается, она издает звуковой сигнал, похожий на писк. Это означает, что дверцу можно открыть и забрать выстиранные вещи. Она очень хорошо их отжимает, поэтому с них совсем не капает вода.
Раньше маме приходилось стирать руками, и я рад, что у нас появилась стиральная машина. У мамы освободилось много времени, которое она может провести с нами. Я уже пробовал стирать сам. Это оказалось совсем не сложно.
Все-таки прогресс не стоит на месте, разные машины и приспособления существенно облегчают нашу жизнь. Теперь мама задумывается о роботе-пылесосе. Думаю, это будет интересно.
Разделы:
Русский язык
Класс:
5
#}
Тема: Описание предмета.
Цель: обучить написанию связного текста –
описание предмета;
Задачи:
– познакомить учащихся со строением текста
типа описания предмета;
– сформировать умения создавать собственные
тексты подобного типа;
– развивать навыки работы с выразительными
средствами языка; обогащать словарь учащихся.
План и ход урока
1. Организационный момент.
2. Работа по теме.
– Какие стили речи Вы знаете?
– Какие типы речи Вы знаете? (Рассуждение,
описание, повествование)
– Какова композиция описания? (Общее
впечатление, описание деталей, оценка)
– В каком стиле должно быть выдержано описание?
Учитель: представьте себе, что игрушечная
фабрика выпускает много разных игрушек и
посылает их краткое описание в магазин, чтобы
получить заказ.
“Щенок – мягкая игрушка из искусственного
меха. Предназначена для детей 5-7 лет. Длина 25 см,
высота– 20 см. Цвет коричневый с белым. Не
озвученная с механическим заводом”
– Соответствует ли текст нашей теме? (нет, здесь
дана информация, но не выражена авторское
отношение)
– Какой стиль речи?
Учитель достаёт из стола игрушечного щенка.
Учитель: Не хочется про такую милую зверюшку
говорить казёнными словами. Попробуем её
описать. Существует ли схема описаний предметов?
Схемы на все случаи жизни нет, но мы с Вами
сегодня попробуем понять, как рождается
описание.
Рассказ учителя:
Был такой замечательный русский писатель –
Пантелеймон Романов, который однажды обнаружил,
что он не умеет видеть… Да, он был невнимателен к
окружающему миру.
Ему стало страшно, что прекрасный мир вокруг,
яркий, пропадает для него. И он понял, что
страдает болезнью – “ленью зрения”. И тогда он
решил ко всему, что видит, применить “приём
напряжённого зрения”. А это значит не скользить
надо по вещам, а всматриваться в них, изучать. И
Романов начал упражняться с простыми предметами.
Пойдём за мыслью писателя. Например, кресло .
Романов предлагает такие вопросы;
– Где оно находится? – на террасе
– Какой оно формы? – с отлогой спинкой
– Вес? – тяжёлое
– Цвет? – тёмное
– Материал? – из красного дерева
– Возраст? – старинное
– Состояние в данный момент? – ободранное
– История? – из богатого поместья на дачу
обедневших потомков
Учитель: Вам интересно, что же получилось,
когда всё соединилось в целое?
Учитель читает текст:
“На занесённой снегом террасе дачного дома
стояло старинное ободранное кресло, красного
дерева с отлогой спинкой и инкрустациями работы
домашних крепостных мастеров. Очевидно, оно
видело лучшие времена, где – нибудь в богатом
поместье, и теперь пережив пять поколений,
кончает жизнь у захудалых потомков, а может быть,
у какого – нибудь разбогатевшего кулака,
который, за его тяжестью и благодаря ценности
материала, оставил его , как старого инвалида, на
морозе.”
3. Составление плана и рабочего материала по
описанию предмета (Веник).
Тема сочинения “Забытый всеми санитар дома”
Главное: какую мысль мы хотим внести в нашу
работу? У описания всегда есть цель – найти
красоту в обыкновенном, или оценить службу
привычных вещей в нашей жизни.
Но особое внимание в работе над сочинением
нужно уделить языку.
Освещенные, еще не взошедшего – причастия.
Цвет, блеск, перламутр, серебро – эти существительные обозначают качество предмета, изображают признаки неба.
Было, плыли, алел, пламенел, тянулись – все глаголы в этом тексте несовершенного вида прошедшего времени. Глаголы «алел» и «пламенел» к тому же передают цвет неба в этот утренний час.
Автор предоставил нам возможность полюбоваться утренним небом. Еще мгновение, и картина изменится, взойдет солнце, и будет уже другое небо…
Какие бывают описания?
В зависимости от цели текста, для кого и для чего предназначен текст, описание может быть написано в различных стилях. (О стилях речи читайте здесь.) К примеру, представленный выше текст – яркий пример художественного описания.
Автор поставил перед собой цель — воздействовать на наше воображение, побудить «увидеть» и почувствовать красоту утреннего неба. Для этого писатель использовал не просто ряд прилагательных, а эпитеты (ясное, чистое небо, легкие облака, прозрачная тишина, золотые полосы) и метафоры (лениво плыли, восток алел и пламенел, отливая перламутром и серебром, тянулись полосы). Автор подобрал такие существительные и глаголы, которые обозначают признаки неба. Еще одно средство художественной выразительности, которое применил Куприн, называется сравнение (полосы от лучей точно растопыренные пальцы).
Таким образом, этот пример текста является текстом–описанием в художественном стиле речи, и встретить его мы можем, конечно же, в художественном произведении. Это рассказ А. Куприна «Ночлег».
Описание может быть и в научном, и официально-деловом стиле, а также описание можно встретить в публицистических текстах.
Научные описания – это обычно техническая характеристика предмета, процесса или явления. В текстах такого типа обязательно должны присутствовать специальные термины и конкретная информация. И в научном, и в официально-деловом стилях описаний неуместно употребление изобразительно-выразительных средств языка, как в художественных текстах.
Сами по себе, отдельно, тексты-описания почти не встречаются. Обычно описания применяются в повествовательном тексте или в текстах-рассуждениях различных стилей для того, чтобы читатель или слушатель мог хорошо представить героя, место действия, явление, процесс и т. д.
Обратите внимание, любое описание всегда имеет какую-либо цель. Например, нужно описать человека. Задайте вопрос: с какой целью? Если для того, чтобы рассказать, какой он симпатичный, вы будете описывать его внешность. Как писать сочинение-описание внешности, читайте здесь. Если цель другая – написать, что он очень хороший друг, значит, вы будете описывать не только внешние черты, но и его характер.
Как писать сочинение-описание (план)
Сначала следует дать ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ, общее впечатление о предмете, человеке, явлении и т.д.
Отдельные признаки и детали.
Отношение автора текста к описываемому.
Вот и все на сегодня.
У вас остались вопросы? Задавайте, не стесняйтесь!
В следующих статьях планирую рассказать о том, как писать сочинение-описание литературного героя. Может быть, и вы подскажете тему нашей следующей встречи?
Удачи!
Подписаться на Русское слово
Нина Сизова
1 класс
В 5 классе учащиеся пишут сочинения по картине-натюрморту, где описание предмета является важной составной частью.
В описании места “новое” – предмет, “данное” – их местоположение.
“Новое” в описании места обычно выражается именем существительным, “данное” – наречием со значением места, существительным или местоимением с предлогом. (27, с. 38)
Предлагаем следующие задания:
1. Спишите текст. В каждом предложении найдите “данное” и “новое” и обозначьте их над строкой. Определите тип речи.
Квартира Славы большая и светлая. На полу – ковер. Над столом – красивый абажур. На диване – маленькие пестрые подушки.
2. Прочитайте текст. Определите тип речи и способ связи предложений. Постройте схему текста. Чем выражено “данное” и “новое”?
Комната была похожа на мебельный магазин. В беспорядке стояли шкаф, столы, тумбочки, кресла, сундуки. В углу виднелись округленные контуры рояля. Через всю комнату от железной печи тянулись к окну трубы, подвешенные на проволоке к потолку. На полу валялась картофельная шелуха. В углу облезлая щетка прикрывала кучу мусора, который все собираются вынести, но никак не вынесут. Возле двери стоял рукомойник, под ним – переполненное ведро.
При описании состояния (природы, среды, лица) возможны следующие задания:
1. Прочитайте тексты. Найдите в них общее значение. Под каким общим заголовком можно поместить тексты: “Описание места?”, “Описание предмета?”, “Описание состояния?
1. Было пасмурно и ветрено. Волны накатывались на песчаную отмель, лизали почерневшие водоросли, вытащенные на берег рыбацким неводом.
2. Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы.
3. В лесу сделалось совсем темно. В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод.
4. Вода в озере стояла тихо-тихо, как это бывает только после дождя. Пахло свежей травой, шалфеем, смолистым аромат сосняка.
В описании состояния используются как предложения с двумя главными членами, так и предложения с одним главным членом, который может быть выражен именем существительным в именительном падеже (Утро. Мороз), безличным глаголом (Морозит. Смеркается), личным глаголом в значении безличного (Быстро темнеет), особым наречием на -о: пасмурно, холодно.
В описании состояния предложения могут члениться на “данное” и “новое”, а могут и не члениться.
Членятся на “данное” и “новое” предложения с двумя главными членами при обычном порядке слов (Рябина краснеет. Листья падают с деревьев, шуршат).
Не членятся на “данное” и “новое” предложения с одним главным членом и предложения с двумя главными членами при необычном порядке слов (Наступила осень). В этом случае все предложение является “новым”, “данным” нулевое.(14, с. 38)
Типы возможных упражнений:
– определение типа речи данного текста. Найти “данное” и “новое” в предложениях;
– среди данных текстов найти описание состояния природы, среды, лица;
В художественных произведениях писатели часто изображают неживые предметы как живые, особенно при описании природы, окружающего мира. Это делает текст более эмоциональным и выразительным, помогает читателю “увидеть” природу как живое существо.
Оценка – это выражение нашего отношения (положительного или отрицательного) к действительности. Оценивать можно предметы, признаки, действия, место, состояния и т.д.
Оценка чаще всего содержится в отдельных предложениях, разбросанных по всему тексту.
Основные средства выражения оценки:
– прилагательные (прекрасный, славный);
– наречия на -о (хорошо, плохо);
– отвлеченные существительные (красота);
– слова с суффиксами оценки: -еньк-, -очк-, -ик-, -к-, -ушк-, (-юшк-) и др. (серенький, котеночек, хвостишко, тихонечко);
– частицы (что за, как, вот, же и др.);
– междометия (Ах! Ох! Тьфу! Ну! Ужас!)
– синтаксические средства (интонация восклицания, порядок слов и др.).
В 6 классе учащиеся начинают писать сочинения-описания интерьера.
Интерьер – это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная.
Преобладающим типом речи в сочинении-описании интерьера является описание места. Предметы, находящиеся в помещении можно просто назвать, указать на их местоположение, а также описать. Описания помещений могут строиться способом как цепной связи, так и параллельной. Цепная связь может соединяться с параллельной. (14, с. 37)
Часто учащиеся допускаю речевые ошибки (например, тавтология). Язык небогат, однообразен. Сочинения-описания интерьера требуют большой наблюдательности, подбора и использования синонимичных предлогов, названий цвета и т.д.
Поэтому учитель должен обратить внимание на следующие вопросы:
1. Избежание неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит). Использование безглагольной конструкции или замена слова, обозначающими не только наличие предмета, но и его признак (темнеет, виднеется, блестит).
2. Использование разнообразных языковых средств для передачи местоположения предмета (“данного”): около, рядом, с , за, напротив, посередине, в центре, справа от+, у, над, здесь, слева от+, возле, где-то, кое-где.
3. В сочинении не только описывается предмет, но и передается отношение к нему.
Обычно описание интерьера с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль (что?) сочинения. В тетрадях для сочинений можно составить примерный план:
I. Само помещение: (какое?)+
Стены – (какие?)+
Дверь – (какая?)+
Полы – (какие?)+
Окна – (какие?)+
II. Мебель, обстановка.
Стол – (какой?)+
Стулья – (какие?)+
Гардероб (шкаф) – (какой?)+
Зеркало – (какое?)+
Диван – (какой?)+
Затем учащихся можно попросить ответить на вопросы:
Как предметы расставлены? В каком порядке?
Порядок слов в описании помещения определяется основной мыслью высказывания. Если задача высказывания состоит в том, чтобы описать место, рассказать, какие предметы обстановки находятся в комнате, то слова в предложении располагаются в следующем порядке: сначала называется место (где?), затем предмет (что?). Если нужно обратить внимание на состояние помещения, на то, что в комнате порядок и каждая вещь занимает свое место, или, напротив, показать, что в помещении царит полный беспорядок и все лежит не там, где надо, то последовательность слов в предложениях меняется: сначала называется предмет (что?), затем место (где?).
В композиции описания интерьера обычно выделяются две части: в одной из них передается общее впечатление от помещения, в другой называются и описываются предметы, находящиеся в помещении.
обучение написание классификация сочинение
Сочинение-описание в школьной практике имеет несколько разновидностей: описание картины, описание внешности человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание обстановки (интерьер), описание местности…
Всякое описание имеет целью воссоздать в воображении читающего некий образ. При этом субъект, создающий описательный текст, имеет свою точку зрения на изображаемое и может быть свободен в оценках и способах подачи материала.
Описать – значит указать, раскрыть какие-то важные признаки, характерные черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет описания.
Особое внимание при описании уделяется ярким и интересным деталям, особенностям, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы эти детали не выглядели разрозненно, а образовывали цельную картину, где всё взаимосвязано.
Сочинение-описание, как правило, имеет трехчастную композицию: в нем будет введение, основная часть и заключение.
План работы над сочинением-описанием
1. Во введении обозначьте объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь. Если это единичный предмет, назовите его основную функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем интересны в первую очередь.
2. Подумайте, что именно привлекает внимание к объекту, что делает его узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия, которые в нём или с ним происходят.
3. В соответствии с выявлением этой характеристики используйте в основной части сочинения для описания объекта оценочные прилагательные, наречия, образные выражения, глаголы вневременного значения, которые характеризуют состояния объекта в разные периоды времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в сравнительных конструкциях и сложных предложениях.
4. Сначала опишите самые существенные признаки и характеристики объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем приступайте к подробностям и мелочам, дополняющим образ, используйте оригинальные определения и сравнения. Не давайте банальных характеристик, старайтесь показать, какой вы внимательный и тонкий наблюдатель. Для описания движения мысли используйте глаголы с нейтральным значением (можно увидеть, нужно понимать, начинаешь замечать и т.д.)
5. Завершая описание, опишите объект краткой ёмкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.
Сочинение-описание картины
Сочинение-описание помещения (интерьера)
Сочинение-описание природы
Сочинение-описание местности
Сочинение-описание внешности человека
Сочинение-описание животного