Сочинение на тему описание татьяны в романе евгений онегин

9 вариантов

  1. А.С.Пушкин – художник женских образов в литературе XIX века. Портреты современниц встречаются практически в каждом произведении писателя. Поиск женского идеала для Пушкина одна из ведущих тем в его творениях.
    Одна из прекраснейших пушкинских героинь- Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин». Истинный идеал девушки воплотил в этом образе автор. Красота русской души, нравственные принципы, умение любить- все тонкими нитями переплетены в характеристике девушки.
    В самом внешнем описании Татьяны чувствуется русская народность. Несмотря на дворянское происхождение, для нее близок деревенский уклад жизни. Никакие светские балы, роскошь Петербурга не заменит для нее тишину лесной глуши, восход солнца, гармонию с природой. Сама Ларина подобна «боязливой лани», она молчалива, дика, печальна.
    Выросшая в поместье, она с детства впитала в себя национальный характер через сказки, народные песни, традиции и веровании. Доказательством служит вера героини в сновидения. Филипьевна для Татьяны, как няня Арина Радионовна для поэта, неиссякаемый родник народной мудрости. С молоком матери героиня впитала в себя чувство долга и порядочности, для нее четко разграничено понятие добра и зла.
    Татьяна далеко не глупа, автор наделил ее яркой индивидуальностью. Она не подобна городским девушкам- дворянкам, в ней нет притворного кокетства, глупой жеманности. Ее любовь к Онегину искренняя и на всю жизнь. Открывается она ему по чисто женски через письмо. Только в нем она может открыта сказать о своих чувствах. Трогательность признания еще раз подчеркивает чувствительную натуру героини. Пушкин любит свою героиню, с ней он «льет слезы», зная об уготованной ей участии.
    Отвергнутая Евгением, Татьяна находит в себе силы жить дальше. Автор показывает нам уже другую Ларину. Девушка вышла замуж, ее интеллектуальное развитие и строгое воспитание легко позволили ей стать настоящей светской леди. Встретив Евгения, Татьяна высоко и надменно отказывает ему в любви. Чувство долго выше все еще оставшейся в душе любви. Пушкин показывает взросление героини, но в душе эта вся та же чистая и искренняя девушка. Высший свет не испортил ее индивидуальности, она не стремиться казаться лучше, чем есть на самом деле. Человеческие ценности все также остаются для героини высшим законом.
    Получив теперь уже письмо от Онегина с признанием в любви к ней, она не осуждает его. Любовь не прошла в ее сердце и счастье близко, но есть чувство чести и долга. Оно для Лариной главнее собственного счастья.
    Не одно поколение молодых девушек выросло на образе пушкинской Татьяны. Сильная духом, верная сердцем – она всегда служила и служит примером безграничной чистоты прекрасного пола человечества.

  2. Одним из крупнейших произведений Александра Сергеевича Пушкина является роман в стихах “Евгений Онегин”. Его созданию поэт посвятил около девяти лет. Он нарисовал необыкновенно живые и запоминающиеся образы Онегина, Татьяны, Ольги, Ленского, принесшие славу автору и сделавшие роман бессмертным. Русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Лучшие поэты и писатели пытались постичь и изобразить женщину не только как объект обожания, любви, но прежде всего как личность.
    Первым это сделал А. С. Пушкин. Белинский считал создание образа Татьяны Лариной, истиной русской женщины, подвигом поэта. Автор наделяет свою героиню простым именем: “Ее сестра звалась Татьяна” и объясняет это так: “Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например, Агафон, Филат, Федора, Фекла и прочие, употребляются у нас только между простолюдинами”. А поясняет это в романе следующими строчками:
    Впервые именем таким
    Страницы нежные романа
    Мы своевольно освятим.
    И что ж? оно приятно, звучно:
    Но с ним, я знаю, неразлучно
    Воспоминанье старины
    Иль девичьей!
    Впервые мы встречаем Татьяну в поместье ее родителей. Об отце героини Пушкин с иронией говорит: “Был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”, а мать показывает всю в заботах о хозяйстве. Жизнь семейства протекала мирно и спокойно. Нередко “и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем” к Лариным приезжали соседи. В такой атмосфере и воспитывалась Татьяна. Она “верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям”, ее “тревожили приметы”,
    „.страшные рассказы
    Зимою в темноте ночей
    Пленяли больше сердце ей…
    Татьяна — простая провинциальная девушка, она не красавица, но задумчивость и мечтательность выделяют ее среди других людей (“она любила на балконе предупреждать зари восход”), в обществе которых она чувствует себя одиноко, так как они не способны понять ее.
    Дика, печальна, молчалива,
    Как лань лесная боязлива,
    Она в семье своей родной
    Казалась девочкой чужой.
    Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием, не интересовалась модой:
    Но куклы даже в эти годы
    Татьяна в руки не брала;
    Про вести города, про моды
    Беседы с нею не вела.
    Единственным развлечением, приносившим удовольствие этой девушке, было чтение книг:
    Ей рано нравились романы;
    Они ей заменяли все;
    Она влюблялася в обманы
    И Ричардсона и Руссо.
    Татьяна живет страницами прочитанных ею книг, представляет себя на месте их героинь. И эта романтика книжных рассказов служит причиной создания идеала ее избранника.
    Что же, по мнению Пушкина, прекрасно в этой героине? Это прежде всего высота ее нравственности, ее душевная простота в сочетании с глубиной внутреннего мира, естественность, отсутствие всякой фальши в поведении. Автор подчеркивает, что эта девушка лишена кокетства и притворства — качеств, которые не нравились ему в женщинах. Перед нами личность, образ не менее значительный, чем Онегин.
    Она от природы одарена “воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным”. Татьяна тонко чувствует красоту природы:
    Татьяна (русская душою,
    Сама не зная почему)
    С ее холодною красою
    Любила русскую зиму…
    В. Г. Белинский говорил: “Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви”. И он был прав в своем утверждении: Давно ее воображенье,
    Сгорая негой и тоской,
    Алкало пищи роковой;
    Давно сердечное томленье
    Теснило ей младую грудь;
    Душа ждала… кого-нибудь
    И дождалась… Открылись очи,
    Она сказала: это он!
    И понятно, почему героиня Пушкина влюбляется в Онегина. Она из тех “девушек”, для которых любовь может быть или великим счастьем, или большим несчастьем. В Онегине девушка сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родственную душу. В сердечном порыве она решается написать своему возлюбленному письмо-откровение, признание в любви:
    Я к вам пишу — чего же боле?
    Что я могу еще сказать?
    Теперь, я знаю, в вашей воле
    Меня презреньем наказать.
    Но Онегин не смог оценить всю глубину чувств страстной натуры Татьяны. Это приводит девушку в душевное смятение. И даже после посещения ею деревенского дома Онегина и чтения его любимых книг, где “Онегина душа себя невольно выражала”, когда она поняла, кого судьба ей послала, она продолжает любить этого человека.
    В первых главах перед читателем возникает образ наивной девушки, искренней в своем стремлении к счастью. Но вот прошло два года. Татьяна — княгиня, жена всеми уважаемого генерала. Изменилась ли она?
    И да, и нет. Конечно, она “в роль свою вошла”, но не потеряла главного — простоты, естественности, человеческого достоинства:
    Ома была нетороплива,
    Не холодна, не говорлива,
    Без взора наглого для всех,
    Без притязаний на успех,
    Без этих маленьких ужимок,
    Без подражательных затей”.
    Все тихо, просто было в ней…
    Очень важна эта строка — “без подражательных затей”. Татьяне незачем кому-то подражать, она сама по себе личность, и в этом сила ее обаяния, вот почему “и нос и плечи подымал вошедший с нею генерал”. Он по праву гордился своей женой.
    Татьяна равнодушна к светской жизни. Она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе. Как Онегину немила его “постылая свобода”, так и Татьяна тяготится мишурой “постылой жизни”.
    Пожалуй, самое главное в характере и поведении Татьяны — это чувство долга, ответственность перед людьми. Эти чувства берут верх над любовью. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который “в сраженьях изувечен”, гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью.
    Татьяна остается верна своему долгу и при встрече с Онегиным она говорит:
    Я вас люблю, (к чему лукавить?),
    Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна.
    Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась, но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер.
    Татьяна является для поэта идеалом женщины, и он этого не скрывает: “Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою…” В последней строфе романа читаем строки: “А та, с которой образован Татьяны милый идеал… О много, много рок отъял”. А. С. Пушкин восхищается своей героиней.
    С кого же написан “Татьяны милый идеал?” До сих пор идут споры об этом. Одни литературоведы утверждают, что это Мария Раевская, вышедшая замуж за Волконского и разделившая его судьбу в Сибири. Другие утверждают, что это жена декабриста Фонвизина. Ясно лишь одно: образ Татьяны Лариной стоит в ряду наиболее ярких женских образов русской литературы.

  3. После первого знакомства с Онегиным, Татьяна влюбляется в него и тут же смотрит на него сквозь литературные произведения, пытаясь угадать возможный исход событий, предсказать свою судьбу.
    Татьяна Ларина отважилась первой заявить о своих чувствах, написав Онегину любовное письмо. Нужно сказать, что такое поведение было не характерно для женщин того времени, Татьяна стала первой, кто решился на такой поступок. Именно в таких действиях и раскрывается самобытность характера девушки. Она не «заражена» модными штучками светского общество, любовные интриги, заигрывания и флирт чужды девушке. Татьяна не боится быть естественной и честной по отношению к своему любимому человеку. Именно в этот Ларина превзошла Онегина, который был очень зависим от общественного мнения и светских устоев. После выхода «Евгения Онегина» в свет, многие девушки, восхищаясь поступком Татьяны, принялись писать письма своим любимым.
    По ходу произведения мы замечаем, как меняется внешний образ Татьяны, как Ларина из простой девушки из глубинки превращается в светскую львицу. Но ее внутренний мир остается прежним.
    Она была нетороплива,
    Без взора наглого для всех,
    Без притязаний на успех,
    Без этих маленьких ужимок,
    Без подражательных затей…
    Все тихо, просто было в ней.
    Сейчас Татьяна в центре внимания и Евгений, когда-то отвергший влюбленную девченку, не представляет, чем привлечь ее внимание. Главный герой ищет повод для встречи, но не находит его. Он даже решается написать Татьяне письмо, но оно осталось без ответа. Татьяна стала равнодушной княгиней и холодной женщиной.
    В конечном итоге, Евгений решается навестить Татьяну. Он застает ее в слезах, когда она, сидя у камина, была занята чтением письма. Скорее всего, это было одно из писем Онегина. Татьяна признается, что все также влюблена в Онегина, но теперь они уже не могут быть вместе, так как она замужем.
    Многие из нас будут осуждать поступок Татьяны, но девушка не могла поступить иначе, она была так воспитана. В этом и заключается сила характера и целостность девушки. Ей чуждо предательство и обман.
    Именно за эти качества Александр Сергеевич любил «свою Татьяну», именно поэтому образ Татьяны Лариной стал бессмертным.

  4. Татьяна выросла в провинции, далеко от столичной суеты, блеска и мишуры. Это было тихая, добрая девушка, наделенная высокими моральными качествами. Она имела четкие понятия о чести, совести, истинных чувствах. Татьяна не умела лукавить и притворяться. Девушка была далека от светской жизни, предпочитая ей чтение книг. Она ждала того единственного, которому сможет отдать свое сердце.
    Ларина была близка к природе и русскому народу. Она любовалась восходами, снежной зимой, красотой цветов и трав. Никогда не унижая людей по социальному признаку, она проявляла уважение к человеческой личности, а не к статусу.
    Все это отличало Татьяну от ее окружения и даже от ее семьи. Она не играла в куклы, не обсуждала сплетни и веяния моды, не занималась рукоделиями. В какой-то степени, девушка была нелюдимой. Это несложно понять, ведь в той среде, в которой она жила, не было человека, способного ее понять.
    Итак, увидев непохожего на остальных, интеллектуально развитого Онегина, она решила, что он – ее судьба. Поддавшись чувствам, девушка призналась ему в любви. К сожалению, она не знала о том, что Евгений нравственный калека, он эгоист и не может разделить ее высоких чувств. Это нанесло Татьяне удар. Но два года спустя, когда уже Онегин признался ей в любви, Ларина не стала ему мстить, она признала, что чувства к нему еще есть, но осталась верна супругу.
    Так, Пушкин создал идеальный женский образ и наполнил его всеми возможными положительными качествами. Татьяна по праву заняла свое место среди бессмертных героинь классической литературы.

  5. В гениальном произведении «Евгений Онегин» Александру Сергеевичу удалось воплотить образы, характерные для его эпохи и одновременно неординарные. В литературном творении два центральных персонажа – Евгений Онегин и Татьяна Ларина.

    Влияние воспитания на внутренний мир героини

    Татьяна выросла в сельской местности. Ее родители происходили из дворянского рода и «хранили… привычки милой старины». В окружении родной природы, воспитанная на русских традициях, обычаях, преданьях и историях, поведанных няней, Ларина обладала огромной нерастраченной любовью и чувством единения со своим народом.
    Близость к природе, теплые, доверительные взаимоотношения с няней способствовали тому, что девушка научилась искренне проявлять чувства. Как только автор знакомит читателей с персонажем, обаятельная и наполненная внутренним теплом «дева лесов» покоряет всех.
    С детских лет она была поклонницей произведений Ричардсона и Руссо, они «ей заменяли все». Увлечение литературой активировало мыслительный процесс и фантазии чуткой и романтичной натуры, но не погасило личностные черты, уходящие корнями в народ.
    Еще в младенческом возрасте пугающие истории Татьяна предпочитала простым детским развлечениям.
    Живя в созданном мире неподдельной душевности, героиня чувствовала себя одинокой: «Я здесь одна, никто меня не понимает». Такое погружение в себя, глубокие размышления делают духовный мир богатым и цельным.

    Любовь в жизни юной особы

    Мечты и неизрасходованные понапрасну душевные силы, а также начитанность сентиментальными произведениями и пример отношений Ольги и Владимира Ленского сделали Татьяну готовой к огромной и чистой любви («душа ждала…»).
    И вот «пора пришла, она влюбилась». В жизни девушки появляется Онегин, выделявшийся из толпы острым умом, яркой индивидуальностью, наличием образования, знанием высшего света. По этой причине все персонажи из книг «в одном Евгении слились».
    Наша героиня не умеет притворяться: письмо, адресованное возлюбленному, искренно, непосредственно и чисто. Послание написано от души, но в действительности такое признание в чувствах – вызов пошлому бытию Пустяковых, Скотининых и иже с ними.
    Открывая Евгению чувства, девушка была уверена, что получит любовь и понимание с его стороны. Но для юноши пора любви еще не пришла, и он отнесся к влюбленности Татьяны как к простому увлечению. При этом смог разглядеть ее достоинства и предостерег от последующих неверных шагов: «учитесь властвовать собой… к беде неопытность ведет…».
    Получив отвержение, Ларина не перестает любить Онегина. Она пытается понять его чувства, устремления, мечты. Наведывается в дом Евгения, перелистывает книги, которые он читал, обращает внимание на заметки на полях.

    Взросление Татьяны Лариной

    Руководствуясь своими чувствами и принципами, девушка остается верна обещанию: «никому на свете не отдала бы сердце я!». Да, она связывает себя узами брака со столичным генералом, но при этом продолжает любить Евгения. Татьяна может принести себя в жертву, потупиться счастьем, так как считает своим долгом быть верной супругу и сохранять душевную чистоту.
    Татьяна проявила себя прилежной ученицей и сумела «властвовать собой». Приобретя статус великосветской дамы, она не превратилась в пошлую, притворную и жеманную особу, а сохранила простоту и естественность девушки, милой сердцу поэта. Став княгиней, героиня научилась прятать эмоции, усвоила науку «высшего света» и теперь не сможет безоговорочно верить окружающим: «как сильно ни была она удивлена… ей ничто не изменило».
    Спустя годы между главными героями образовалась пропасть: они испытывают любовь, но между ними нет понимания. Им не суждено быть вместе: ведь Татьяна – замужняя женщина, и ее нравственность и благородство превалируют над личным счастьем – она так воспитана и по таким принципам живет.

    Значение образа в произведении

    «Милый идеал» для автора – это старшая из сестер Лариных. Благодаря введению в произведение такого персонажа поэт показывает читателю, что осознание высоких целей является доступным для людей, и в жизни имеется возможность возвыситься над бездуховностью.
    Концовка произведения довольно-таки грустная, поскольку всегда хочется, чтобы влюбленные были вместе и наслаждались бесконечным счастьем. В печальном окончании романа – жизненные реалии. Автор говорит нам, что действительность иногда не совпадает с ожиданиями.
    Взгляд на судьбу и взаимоотношения персонажей делают нас чище, а мир эмоций – богаче. В образе Онегина автор воплотил характерного, но при этом своенравного современника, а в образе главной героини – идеал русской женщины с нежной душой и сильным характером.

  6. Татьяна – милая, нежная девушка, выросшая в помещичьей семье Лариных. В образ Татьяны Пушкин вложил все самые лучшие качества, которые когда-либо встречал в женщине. В начале поэмы поэт представляет читателю Татьяну как наивную молодую девушку, только вступающую на взрослый жизненный путь.
    С юных лет Татьяна отличалась от своего окружения своенравным характером. Она не любила притворства, кокетства, жеманства. С детства Татьяна любила слушать сказки няни, верила в приметы, гадания, вещие сны. Именно няня Филлиповна, которая была родом из простых крестьян, воспитала в девочке чувство долга и чести. И именно благодаря няне Татьяна узнала понятие добра и зла.
    Любимым занятием девушки было чтение книг. Каждый раз, читая очередной роман, Татьяна мечтала встретить в жизни его героя. Таким героем и показался ей при встрече Онегин. Татьяна полюбила Онегина искренне и на всю жизнь. Не в силах больше молчать, девушка пишет возлюбленному письмо. Рассчитывая на взаимность, Татьяна вкладывает в свое признание всю душу и сердце. Однако Онегин, привыкший к свободной жизни, воспринял чувства девушки как простое увлечение и ответил ей отказом. Юная Татьяна не ожидала такого от любимого, но это ее не сломило.
    Спустя время Татьяна выходит замуж за генерала и уезжает в Москву. И тут перед читателем предстает новая Татьяна. Она уже не такая наивная, как раньше. За годы замужества девушка стала мудрее, перестала верить в сказки, научилась правильно вести себя в высшем свете, хотя по-прежнему не любит притворства и предпочитает быть естественной.
    Именно такой спустя несколько лет увидел Татьяну Онегин. Увидел и понял, что влюбился. Теперь уже Евгений признается в любви Татьяне. Но девушка остается непреклонной. Несмотря на то, что чувства к Онегину в ней до сих пор живы, она не идет на измену мужу и отвергает Евгения. Таким образом, Татьяна показывает, что кроме любви у нее есть еще чувство долга перед мужем. И какими бы сильными не были ее чувства к Онегину, мужа она не бросит и будет ему верна всю жизнь.

  7.  Чистый и светлый образ Татьяны Лариной
    Бесценным в плане литературного наследия, несомненно, является роман «Евгений Онегин». В нем представлена галерея совершенно разных образов. Из них очень привлекательны женские, особенно образ Татьяны Лариной. Сам Пушкин обожает героиню, придуманную им же, считает ее идеалом, постоянно восхваляя и возвышая.
    На первый взгляд, Татьяна Ларина – обычная, даже типичная русская девушка XIX века из деревни. Верит гаданиям, предсказаниям, читает романы Ричардсона и Руссо, прекрасно говорит по-французски (даже лучше, чем по-русски). Она патриархального воспитания, а имя ее в то время даже считалось простонародным и устаревшим. Но есть многое, что делает непохожей Татьяну на других девушек и возвышает над всеми. В первую очередь, это темперамент. В отличие от девушек-сверстниц она любит уединение, молчание, спокойствие, не терпит напыщенности: «дика, печальна, молчалива…», «…все тихо, просто было в ней…». В общем, типичный меланхолик. Но с другой стороны – внутренний мир. Татьяна Ларина всегда ассоциируется с душевной чистотой, высокими нравственными принципами и достойными поступками. И такое благородство в ней сочетается с почти детской доверчивостью, наивностью, верой в людей. Это всё красноречиво подтверждает письмо Татьяны, написанное Онегину в любовном порыве.
    Понятно, что юная леди, начитавшись романов и через призму главных героев нарисовавшая себе в голове образ идеального мужчины, готова и ждет любви. И на горизонте появляется Евгений Онегин, случайно сделавший визит в их дом совместно с Ленским – женихом сестры Татьяны Ольги. Кстати, Евгений сразу обращает внимание на Татьяну, поскольку она необычна и не вписывается (в хорошем смысле слова) в его представление о дамах. Онегин даже говорит Ленскому, что если бы он был поэтом, то его привлекла больше бы Татьяна, а «в чертах у Ольги жизни нет».
    Влюбившись, Татьяна делает совершенно нетипичный и немыслимый для женщины того времени поступок – первая признается в своих чувствах мужчине, да еще и посредством письма. Это подтверждает ее непосредственность, неординарность и полную, даже святую веру в любимого человека, его честь и порядочность. Здесь полностью раскрывается «русская душою» Татьяна: написанные по-французски пламенные строки (основной язык общения у высшего сословия по нормам 19-го столетия был французский), отсутствие боязни осуждения и общественного порицания («я к Вам пишу – чего же боле?»), полная палитра чувств («я твоя», «до гроба ты хранитель мой», «стыдом и страхом замираю»). В русской душе ничего не бывает понемножку: чувства всегда сильные, поступки – значительные и делаются в порыве страсти, долг и верность – до гроба.
    Татьяна, несмотря на жесткий ответ Евгения, не перестала его любить. Онегин занял место в ее сердце навсегда. Татьяне пришлось выйти замуж за нелюбимого человека, принеся свои чувства в жертву обстоятельствам и общественным устоям. Но она пронесла любовь к Онегину сквозь года. При этом нравственный долг перед супругом и обществом она всегда осознавала и никогда не пошла бы на измену, даже после пламенного признания Евгения. Можно сказать, что Татьяна «стала выше» своей любви и с возрастом поставила на пьедестал вместо нее такие нравственные составляющие, как чувство долга, ответственность и порядочность.
    Татьяна – и жертва, и победитель. Жертва потому, что была изначально не понята Онегиным, что пришлось из-за традиций и устоев, вопреки своей любви идти под венец. Победитель потому, что благодаря высоконравственным качествам, несмотря на потерю любимого, она смогла не поддаться отчаянию, не опустилась, а наоборот – сделалась «Царицею Невы». Все прекрасное, что было в ней заложено еще в деревне воспитанием, образованием, книгами, любовью к природе она не утратила, а сохранила даже в столичной среде. И ее облик, и манера поведения, и женские моральные качества восхищают весь высший свет.
    Некоторые критики до сих пор недоумевают, почему роман назван «Евгений Онегин», а не «Татьяна Ларина». Это одна из самых привлекательнейших в череде литературных женских образов героинь. Образом Татьяны Лариной Пушкин хотел показать тот идеал женщины, о котором мечтают и к которому необходимо стремиться.
    ??Сочинение на тему “Образ Татьяны Лариной” (вариант 2)???

  8. В романе «Евгений Онегин» Пушкину удалось представить все многообразие жизни современной ему России, изобразить русское общество «в одном из интереснейших моментов его развития», создать типичные образы Онегина и Ленского, в лице которых была представлена «главная,, то есть мужская сторона» этого общества. «Но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину», — писал Белинский.
    Татьяна Ларина — первый в русской литературе реалистический женский образ. Миросозерцание героини, ее характер, душевный склад — вес это раскрыто в романе очень подробно, поведение ее психологически мотивировано. Но вместе с тем Татьяна — «милый идеал» поэта, «романное» воплощение его мечты о женщине определенного типа. И сам поэт часто говорит об этом на страницах романа: «Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу…», «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!» Причем в личности героини в известной степени воплотилось и мироощущение самого поэта.
    Читатели сразу же ощутили эти авторские акценты. Достоевский, например, считал Татьяну, а не Онегина главным действующим лицом романа. И мнение писателя вполне обоснованно. Это натура цельная, незаурядная, исключительная, с истинно русской душой, с сильным характером и духом.
    Характер ее остается неизменным на протяжении всего романа. В различных жизненных обстоятельствах расширяется духовно-интеллектуальный кругозор Татьяны, ею приобретается опыт, знание человеческой природы, новые привычки и манеры, свойственные другому возрасту, однако внутренний мир ее не меняется. «Портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, является только развившимся, но не изменившимся», — писал В. Г. Белинский:
    Дика, печальна, молчалива,
    Как лань лесная боязлива,
    Она в семье своей родной
    Казалась девочкой чужой…
    Дитя сама, в толпе детей
    Играть и прыгать не хотела
    И часто целый день одна
    Сидела молча у окна.
    Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не любила шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. Единственными друзьями Татьяны были поля и леса, луга и рощи.
    Характерно, что, описывая деревенскую жизнь, Пушкин никого из «провинциальных героев» не изображает на фоне природы. Привычка, «проза жизни», поглощенность хозяйственными заботами, невысокие духовные запросы — все это наложило свой отпечаток на их восприятие: местные помещики просто не замечают окружающей красоты, как не замечает ее Ольга или старушка Ларина,
    Но не такова Татьяна, Натура ее глубока и поэтична — ей дано видеть красоту окружающего мира, дано понимать «тайный язык природы», дано любить Божий свет. Она любит встречать «зари восход», мыслями уноситься к мерцающей луне, гулять в одиночестве среди полей и холмов. Но особенно Татьяна любит зиму:
    Татьяна (русская душою.
    Сама не зная, почему)
    С ее холодною красою
    Любила русскую зиму,
    На солнце иней в день морозной,
    И сани, и зарею поздной
    Сиянье розовых снегов,
    И мглу крещенских вечеров.
    Героиня, таким образом, вводит в повествование мотив зимы, холода, льда. И зимние пейзажи затем часто сопровождают Татьяну. Вот она гадает в ясную морозную ночь на крещенье. Во сне она идет «по снеговой поляне», видит «недвижны сосны», покрытые клоками снега, кусты, стремнины, занесенные метелью. Перед отъездом в Москву Татьяне «страшен зимний путь». В. М. Маркович замечает, что «зимний» мотив здесь «непосредственно сближен с тем суровым и таинственным чувством меры, закона, судьбы, которое заставило Татьяну отвергнуть любовь Онегина».
    Глубинная связь героини с природой сохраняется на протяжении всего повествования. Татьяна живет по законам природы, в полном согласии со своими природными ритмами: «Пора пришла, она влюбилась. Так в землю падшее зерно Весны огнем оживлено». И общение ее с няней, вера «преданьям простонародной старины», снам, гаданьям, приметам и суевериям — все это только усиливает эту таинственную связь.
    Отношение к природе у Татьяны сродни древнему язычеству, в героине как будто оживает память ее далеких предков, память рода. «Татьяна — вся родная, вся из русской земли, из русской природы, загадочная, темная и глубокая, как русская сказка… Душа ее проста, как душа русского народа. Татьяна из того сумеречного, древнего мира, где родились Жар-птица, Иван-Царевич, Баба-Яга…» — писал Д. Мережковский.
    И выражается этот «зов прошлого» в том числе и в неразрывной связи героини с родной семьей, несмотря на то, что там она «казалась девочкой чужой». Пушкин изображает Татьяну на фоне жизненной истории ее семьи, что приобретает необычайно важный смысл в контексте осмысления судьбы героини.
    В своей жизненной истории Татьяна, не желая этого, повторяет судьбу своей матери, которую повезли к венцу, «не спросясь ее совета», в то время как она «вздыхала о другом, Который сердцем и умом Ей нравился гораздо боле…». Здесь Пушкин как будто предваряет судьбу Татьяны философским замечанием: «Привычка свыше нам дана: Замена счастию она». Нам могут возразить, что Татьяна лишена духовной связи с семьей («Она в семье своей родной казалась девочкой чужой»). Однако это не означает, что здесь нет связи внутренней, глубинной, той самой природной связи, которая составляет самую суть натуры героини.
    Кроме того, Татьяну с детства воспитывала няня, и здесь мы уже не можем говорить об отсутствии духовной связи. Именно няне героиня поверяет свою сердечную тайну, передавая письмо для Онегина. О няне она с грустью вспоминает в Петербурге. Но какова же судьба Филипьевны? Тот же самый брак без любви:
    «Да как же ты венчалась, няня?» —
    Так, видно, Бог велел.Мой Ваня
    Моложе был меня, мой свет,
    А было мне тринадцать лет.
    Недели две ходила сваха
    К моей родне, и наконец
    Благословил меня отец.
    Я горько плакала со страха,
    Мне с плачем косу расплели,
    Да с пеньем в церковь повели.
    Безусловно, крестьянская девушка здесь лишена свободы выбора, в отличие от Татьяны. Но сама ситуация брака, восприятие ее повторяются в судьбе Татьяны. Нянино «Так, видно, Бог велел» становится Татьяниным «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».
    В формировании внутреннего мира героини большую роль сыграло и модное увлечение сентиментальными и романтическими романами. Сама любовь ее к Онегину проявляется «по-книжному», она присваивает себе «чужой восторг, чужую грусть». Знакомые мужчины были Татьяне неинтересны: они «так мало представляли пищи ее экзальтированному… воображению». Онегин же был новым человеком в «деревенской глуши». Его таинственность, светские манеры, аристократизм, равнодушный, скучающий вид — все это не могло оставить Татьяну равнодушной. «Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце, нежели как думают об этом», — писал Белинский. Не зная Онегина, Татьяна представляет его в хорошо знакомых ей образах литературных героев: Малек-Аделя, де Динара и Вертера. В сущности, героиня любит не живого человека, а образ, созданный ее «воображением мятежным».
    Однако постепенно она начинает открывать для себя внутренний мир Онегина. После его суровой проповеди Татьяна остается в растерянности, обиде и недоумении. Вероятно, все услышанное она истолковывает по-своему, понимая лишь то, что ее любовь отвергли. И лишь посетив «модную келью» героя, заглянув в его книги, хранящие «отметку резкую ногтей», Татьяна начинает осмысливать онегинское восприятие жизни, людей, судьбы. Однако открытие ее говорит не в пользу избранника:
    Что ж он? Ужели подражанье,
    Ничтожный призрак, иль еще
    Москвич в Гарольдовом плаще,
    Чужих причуд истолкованье,
    Слов модных полный лексикон?..
    Уж не пародия ли он?
    Здесь особенно ярко обнажается разница мировосприятий героев. Если Татьяна мыслит и чувствует в русле русской православной традиции, русской патриархальности, патриотизма, то внутренний мир Онегина сформировался под влиянием западноевропейской культуры. Как замечает В. Непомнящий, кабинет Евгения — модная келья, где вместо икон — лорда Байрона портрет, на столе — маленькая статуя Наполеона, захватчика, завоевателя России, книги Онегина подрывают основу основ — веру в Божественное начало в человеке. Конечно, Татьяна была поражена, открыв для себя не только незнакомый мир чужого сознания, но и мир, глубоко чуждый ей, враждебный в основе своей.
    Вероятно, не оставила ее безучастной и злосчастная дуэль, исходом которой стала смерть Ленского. В сознании ее сформировался совсем иной, не книжный образ Онегина. Подтверждение тому — второе объяснение героев в Петербурге. Татьяна не верит в искренность чувств Евгения, его преследования оскорбляют ее достоинство. Любовь Онегина не оставляет ее равнодушной, однако теперь она не может ответить на его чувства. Она вышла замуж и целиком посвятила себя мужу, семье. И роман с Онегиным в этой новой ситуации для нее невозможен:
    Я вас люблю (к чему лукавить?),
    Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна…
    В этом выборе героини отразилось очень многое. Это и цельность натуры ее, не допускающая лжи и обманов; и четкость нравственных представлений, которая исключает саму возможность причинить горе невинному человеку (мужу), легкомысленно опозорить его; и книжно-романтические идеалы; и вера в Судьбу, в Промысел Божий, подразумевающая христианское смирение; и законы народной морали, с ее однозначностью решений; и неосознанное повторение судьбы матери и няни.
    Однако в невозможности единения героев у Пушкина заложен еще и глубокий, символический подтекст. Онегин — герой «культуры», цивилизации (причем, культуры западно-европейской, чуждой русскому человеку в самой основе своей). Татьяна — дитя природы, воплощающее собой саму суть русской души. Природа и культура в романе несовместимы — они трагически разъединены.
    Достоевский считал, что Онегин теперь любит в Татьяне «только свою новую фантазию. …Любит фантазию, да ведь он и сам фантазия. Ведь если она пойдет за ним, то он завтра же разочаруется и взглянет на свое увлечение насмешливо. У него нет никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она [Татьяна] вовсе: у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании, что погибла ее жизнь, все-таки есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась ее смиренная, чистая жизнь…»
    Таким образом, в романе «Евгений Онегин» Пушкин представляет нам «апофеозу русской женщины». Татьяна поражает нас глубиной натуры, оригинальностью, «воображением мятежным», «умом и волею живой». Это цельная, сильная личность, способная подняться над стереотипностью мышления любого социального круга, интуитивно чувствующая нравственную правду.

  9. Евгений Онегин одно из самых известных произведений А.С. Пушкина, где весь роман просто пронизан темой любви. Эта тема близка каждому, поэтому и произведение читается с легкостью и удовольствием. Знакомит же работа Пушкина с такими героями, как Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Именно их история любви показана читателям и мы с удовольствием следим за этими сложными отношениями. Но сегодня давайте поговорим не о любви героев, а дадим краткую характеристику этой замечательной девушке, главной героини, которую автор назвал Татьяной.
    Татьяна Ларина — милая, добрая девушка из провинции, которая хоть и росла в достаточно просторном поместье, не зазналась и не имела чувства самодовольства. Татьяна очень привязана к няне, той самой женщине, которая рассказывала разные истории и сказки.
    Чтобы дать полную характеристику Татьяне, давайте обратимся к тем цитатам, которые используются в романе. Они и раскроют нам образ девушки, что была влюблена в Онегина.

    Татьяна Ларина характеристика героя с цитатами

    Итак, Таня немного дикая, чаще печальная и молчаливая, нежели веселая. Старается быть вдали от общества людей, замкнута и предпочитает оставаться в одиночестве. Татьяне нравится пребывать на природе в лесу, где с деревьями она, как с друзьями, любит беседовать. Если и дальше говорить о Лариной и характеризовать ее образ, то стоит сказать что Татьяна девушка с истинно русской натурой. У нее русская душа, она любит русскую зиму, хотя при этом, как и многие представители дворянского сословия, Татьяна плохо знает русский, но хорошо владеет французским языком. Она верит в гадания и предания, ее тревожат приметы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *