Сочинение на тему описание внешности пушкина

4 варианта

  1. Первый портрет Пушкина написанный неизвестным художником датируется январем 1815 года. В этом месяце А.С.Пушкин впервые был признан общественностью во время своего экзамена в лицее. Первый портрет Пушкина-поэта был написан в нежных пастельных тонах, задумчивое выражение лица, в его взгляде можно было просмотреть нечто благородное и чистое.
    Некоторые цитаты «Великих» людей о Пушкине.
    Гоголь: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, это право принадлежит ему… Ничья слава не распространялась так быстро… Его имя имело в себе что-то электрическое”;
    Жуковский В.А.: “я сделал еще приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Царском Селе. Милое, живое творение! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это надежда нашей словесности… Нам всем надо соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет”
    Сам же Пушкин в стихотворении написанном на французском языке описал свою внешность так:
    Мой рост с ростом самых
    долговязых
    Не может ровняться;
    У меня свежий цвет лица, русые
    волосы
    И кудрявая голова…
    Сущий бес в проказах,
    Сущая обезьяна лицом,
    Много, слишком много ветрености
    В лицее у Пушкина было несколько нелепое прозвище, которое присвоили поэту не только по внешности, но и по его повадкам. А именно его персону называли «смесь обезьяны с тигром».
    Как не странно данное сравнение еще не раз встречалось в цитатах о Пушкине. Вот например запись найденная в дневнике внучки Кутузова — Д.Ф. Фикельмон: “Невозможно быть более некрасивым – это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков, и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде”. А вот следующая запись, которая как видимо написана после более детального знакомства с поэтом, в корне меняет представление о нем. “Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства… Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться”.
    Первый портрет Пушкина, который увидели читатели, была опубликован с гравюры Е. Гейтмана. Портрет был создан не с натуры самого писателя, так как именно в это время Пушкин находился в ссылке в Кишиневе. Существует предположение, что гравюра создавалась с портрета неизвестного художника, о котором шла речь в начале статьи. Данное изображение поэта вышло в свет вместе с его поэмой «Кавказский пленник». Портрет подчеркивает в юноше арапские черты, и запечатлен Пушкин в Байроновской позе. Этот портрет фактически не соответствовал действительности. Ранее поэт сам нарисовал свой портрет для неопубликованного тогда сборника стихотворений. Пушкин писал много своих портретов, но почти не один не был известен его современникам. И лишь спустя сотню лет его авторские работы получили настоящее признание. Авторские портреты Пушкина отражают истинную реальность, передают не только его внешний облик, но и внутренние черты. Все работы Пушкина точны и содержательны, в то же время  трагичны, но совсем не лишены самоиронии. Не смотря на это Пушкину казалось, что у него нет портрета, который по настоящему выражал его внешний и внутренний мир, но в 1823 году, он вписал в «Евгении Онегине» такие строки:
    Быть может (лестная надежда)
    Укажет будущий невежда
    На мой прославленный портрет,
    И молвит: то-то был Поэт!
    Прими ж мои благодаренья,
    Поклонник мирных Аонид,
    О ты, чья память сохранит
    Мои летучие творенья,
    Чья благосклонная рука
    Потреплет лавры старика!
    До возвращения Пушкина из ссылки, не был написан не один его портрет. И только лишь после ссылки появились несколько портретов с натуры.

    Первый портрет написан Ж. Вивьеном в 1826 голу по заказу самого Пушкина

    Автором второго портрета стал В.А.Тропинин

    Следующий портрет в 1927 году написал Кипренский

    Каждый из этих портретов вносил свою «изюминку», представляя внешность Пушкина в новом образе. Кто подчеркивал проблески детских выражений лица, кто-то делал упор на его поэтическом образе, акцентируя внимание на грустном и глубоком взгляде и задумчивости, а кто-то стремился показать некую небрежность, насыщая внешность Пушкина растрепанными кудрями и блеском в глазах.
    Все статьи сайта » Как выглядит…»
    Главная
    Великие и знаметые люди

  2. Рост А. С. Пушкина составлял 2 аршина 5 вершков с половиной (он замерен художником Григорием Чернецовым 15 апреля 1832 года). Это 166,7 см, что на то время было для мужчины немало (рост жены Пушкина составлял 173 см). О внешности Пушкина у современников сложились различные мнения. В бо?льшей степени они зависят от отношения к нему. В общепринятом понимании Пушкина никто не называл красивым, однако многие отмечали, что черты его лица делались прекрасными, когда становились отражением его одухотворённости. М. В. Юзефович особенно обращал внимание на глаза Пушкина, «в которых, казалось, отражалось всё прекрасное в природе». Л. П. Никольская, встретившая в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора, так описывает его: «Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Но что у него было великолепно — это тёмно-серые с синеватым отливом глаза — большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее, и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное. Он хорошо говорит: ах, сколько было ума и жизни в его неискусственной речи! А какой он весёлый, любезный, прелесть! Этот дурняшка мог нравиться…»

    Творчество Пушкина

    Литературная репутация и культурная роль Пушкина

    Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта, в частности, так его именует Энциклопедия «Кругосвет», «Русский биографический словарь» и «Литературная энциклопедия». В филологии Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка (см. например, работы В. В. Виноградова), а «Краткая литературная энциклопедия» (автор статьи С. С. Аверинцев) говорит об эталонности его сочинений, подобно произведениям Данте в Италии или Гёте в Германии.
    Д. С. Лихачёв писал о Пушкине как о «нашем величайшем национальном достоянии».
    Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно. Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён), а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ. С другой стороны, в 1830-е (после его поэмы «Полтава») имело место и определённое охлаждение части читающей публики к Пушкину.
    В статье «Несколько слов о Пушкине» (1830-е), Н. В. Гоголь писал, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет». Критик и философ-западник В. Г. Белинский назвал его «первым поэтом-художником России». Ф. М. Достоевский отмечал, что «в „Онегине“, в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто» и говорил о «всемирности и всечеловечности его гения».
    Самую ёмкую характеристику предложил Аполлон Григорьев (1859):
    «А Пушкин — наше всё».

    Изучение Пушкина

    Осмысление Пушкина в русской культуре делится на два направления — художественно-философское, эссеистическое, основателями которого были Николай Гоголь и Аполлон Григорьев (в этом ряду — многие русские писатели, включая Фёдора Достоевского, Марину Цветаеву и Александра Солженицына, и философы), и научное историко-биографическое, заложенное Павлом Анненковым и Петром Бартеневым. Расцвет научной пушкинистики в России начала XX века связан с созданием Пушкинского дома в 1905 году, Пушкинского семинария в 1908 году, появлением серийных публикаций о Пушкине. В советское время в условиях ограничений изучения идеологии Пушкина большое развитие получила пушкинская текстология и исследования его стиля. Ряд важных достижений связан с пушкинистикой за рубежом (Польша, Франция, США и др.), в том числе в русской эмиграции.

  3. «Да, таким, как Бог меня создал,
    Я и хочу всегда казаться»
    А.С. Пушкин. В лицее.
    Ведущий 1:
    Что в имени тебе моем?
    Оно умрет, как шум печальный
    Волны, плеснувшей в берег дальний,
    Как звук ночной в лесу глухом.
    Оно на памятном листке
    Оставит мертвый след, подобный
    Узору надписи надгробной
    На непонятном языке.
    Что в нем? Забытое давно
    В волненьях новых и мятежных,
    Твоей душе не даст оно
    Воспоминаний чистых, нежных.
    Но в день печали, в тишине,
    Произнеси его тоскуя;
    Скажи: есть память обо мне,
    Есть в мире сердце, где живу я…
    Ведущий 2:
    Есть имена как солнце!
    Имена –
    Как музыка! Как яблони –
    в расцвете!
    Я говорю о Пушкине: поэте,
    Действительном в любые времена.
    Ведущий 1:
    Его хвалить! – пугаюсь
    повторений…
    Могу ли запах передать сирени?
    Могу ль рукою облачко поймать?
    Ведущий 2: В нашем сознании живет сложный образ Пушкина, черты прославленных портретов соединяются с восторженным отношением к его творчеству… Интересно, каким он был… Кто задумывался, хорош ли он собою? Как выглядел?
    Ведущий 1: Фотографии, кинокамеры, тогда, увы, не существовало. Но своего рода «кинокадры» до нас все же дошли. Это фрагменты воспоминаний современников, в которых передано непосредственное впечатление о поэте.
    Ведущий 2: Одни называли его «стрекозой», «сверчком», «искрой», другие, менее доброжелательные, – «обезьяной», «мартышкой»; сам себя поэт называл «смесью обезьяны с тигром». Одним он казался прекрасным, другим – чуть ли не уродливым.
    Ведущий 1: Пушкин и сам готов был поверить в свое «безобразие», иногда посмеивался над своей внешностью. Он говаривал, что им можно «стращать, как букой».
    Ведущий 2: В послании к товарищу своей юности, человеку очень стройному и красивому, Пушкин как бы противопоставляет его себе. В стихотворении названа фамилия этого человека – Юрьев.
    Ведущий 1:
    Любимец ветреных Лаис,
    Прелестный баловень Киприды —
    Умей сносить, мой Адонис,
    Ее минутные обиды!
    Она дала красы младой
    Тебе в удел очарованье,
    И черный ус, и взгляд живой,
    Любви улыбку и молчанье.
    С тебя довольно, милый друг.
    Пускай, желаний пылких чуждый,
    Ты поцелуями подруг
    Не наслаждаешься, что нужды?
    В чаду веселий городских,
    На легких играх Терпсихоры
    К тебе красавиц молодых
    Летят задумчивые взоры.
    Увы! язык любви немой,
    Сей вздох души красноречивый,
    Быть должен сладок, милый мой,
    Беспечности самолюбивой.
    И счастлив ты своей судьбой.
    А я, повеса вечно праздный,
    Потомок негров безобразный,
    Взращенный в дикой простоте,
    Любви не ведая страданий,
    Я нравлюсь юной красоте
    Бесстыдным бешенством желаний;
    С невольным пламенем ланит
    Украдкой нимфа молодая,
    Сама себя не понимая,
    На фавна иногда глядит.
    Ведущий 1: Вероятно, некоторые необычайные черты оригинальной внешности поэта – малый рост, курчавая голова, «арапский профиль» – в соединении с живостью движений производили особое впечатлении. И не случайно маленькой дочке Прасковьи Александровне Осиповой так нравилось дразнить Пушкина, показать ему вырезанную из бумаги фигурки обезьяны.
    Ведущий 2: «Он страшно рассердится, а потом вспомнит, что имеет дело с ребенком, и скажет только: «Вы юны, как апрель».
    Ведущий 1: Указывали на «необлагообразие» внешности поэта и его недоброжелатели, литературные противники. Осенью 1830 г., живя в Болдине, Александр Сергеевич Пушкин задумал написать ответ на все литературные обвинения, которым когда-то подвергался. Так появилось «Опровержение на критики». «В другой газете объявили, что я собой весьма неблагообразен и что портреты мои слишком льстивы. На эту личность я не отвечал, хотя она меня глубоко тронула».
    Ведущий 2: Поэт свысока смотрел на подобный «прием» своих противников – осмеивание внешности человека. Но, так или иначе, не раз в стихах говорил о своем облике – пожалуй, чаще, чем это обычно делают поэты. Еще пятнадцатилетним лицеистом он писал свой портрет.
    А.С.Пушкин. Портрет работы И.Л. Линева.
    Ведущий 1:
    Вы просите у меня мой портрет,
    Но написанный с натуры;
    Мой милый, он быстро будет готов,
    Хотя и в миниатюре.
    Я молодой повеса,
    Еще на школьной скамье;
    Не глуп, говорю, не стесняясь,
    И без жеманного кривлянья.
    Никогда не было болтуна,
    Ни доктора Сорбонны –
    Надоедливее и крикливее,
    Чем собственная моя особа.
    Мой рост с ростом самых долговязых
    Не может равняться;
    У меня свежий цвет лица, русые волосы
    И кудрявая голова.
    Я люблю свет и его шум,
    Уединение я ненавижу;
    Мне претят ссоры и препирательства,
    А отчасти и учение.
    Спектакли, балы мне очень нравятся,
    И если быть откровенным,
    Я сказал бы, что я еще люблю…
    Если бы не был в Лицее.
    По всему этому, мой милый друг,
    Меня можно узнать.
    Да, таким, как бог меня создал,
    Я и хочу всегда казаться.
    Сущий бес в проказах,
    Сущая обезьяна лицом,
    Много, слишком много ветрености –
    Да, таков Пушкин
    Ведущий 2: После возвращения из ссылки в 1826 году Пушкин купался в лучах славы. Толпы людей окружали его на гулянии, следовали за ним на улице, смотрели и не могли насмотреться. Когда он появлялся в театральной ложе, вся публика глядела уже не на сцену, а на него, любимого и прославленного поэта. Поэтесса графиня Ростопчина в стиха описала необычайную популярность Пушкина в то время.
    Портрет А. С. Пушкина. Автор: Орест Кипренский (1827)
    Ведущий 1:
    Вдруг все стеснилось, и
    с волненьем,
    Одним стремительным
    движеньем
    Толпа рванулася вперед!..
    И мне сказали: «Он идет!
    Он, наш поэт, наша слава,
    Любимец общий!..» Величавый,
    Но смелый, ловкий и живой
    Прошел он быстро предо мной.
    Ведущий 2: И в это время, осенью 1827 года, модный художник, талантливый портретист Орест Кипренский написал самый удачный, по мнению современников, портрет Пушкина. Художник придал лицу поэта выражение какой-то трогательной непосредственности, решимости, даже готовности на все мгновенно и сикренне, сердечно отозваться. Пушкин отозвался на труд художника своими стихами.
    Ведущий 1:
    Любимец моды легкокрылой,
    Хоть не британец, не француз,
    Ты вновь создал, волшебник милый,
    Меня, питомца чистых муз, —
    И я смеюся над могилой,
    Ушед навек от смертных уз.
    Себя как в зеркале я вижу,
    Но это зеркало мне льстит.
    Оно гласит, что не унижу
    Пристрастья важных аонид.
    Так Риму, Дрездену, Парижу
    Известен впредь мой будет вид.
    Ведущий 2: Сохранилось несколько портретов поэта, написанных в разные периоды. Вспомним других художников, писавших Пушкина. Это гравюра Егора Гейтмана, а вот рисунок Ж. Вивьена, акварель П. Ф. Соколова и портрет, написанный прославленным мастером В. А. Тропининым. Какой, на ваш взгляд, наиболее удачен?
    Ведущий 1: Пушкин не только говорил о своей наружности в стихах и прозе, но и рисовал себя, оставляя автопортреты друзьям. До нас дошло около 60 его автопортретов. Собственный профиль «удавался» Пушкину. Он набрасывал его мгновенно и точно, чуть шаржируя иногда. Подшучивая над своим «арапским безобразием», поэт помещал свой профиль рядом с Вольтером или среди декабристов, изображал себя юношей, то лысым старцем, то в чалме, то в лавровом венке. Линии профиля, своеобразный рельеф редкостной красоты лба делает изображение узнаваемым.
    Однажды, не застав одного знакомого дома. Пушкин оставил ему вместо записки – свой портрет.
    Ведущий 2: Автопортреты Пушкина передают различные душевные состояния. Поэт замечал, что духовная деятельность преображает его. Наблюдали удивительную переменчивость пушкинского лица и наиболее внимательные современники. Анна Петровна Керн вспоминала:
    А. С. Пушкин. Портрет Т. Райта. 1837 г.
    Ведущий 1: «Он очень неровен в обращении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, – и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту. Вообще же надо сказать, что он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренно и был неописано хорошо, когда что-нибудь приятное волновало его. Так, один раз мы восхищались его тихой радостью, когда он получил от какого-то помещика при любезном письме охотничий рог на бронзовой цепочке, который ему нравился… Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи».
    Ведущий 2: Замечательный поэт Евгений Баратынский не оставил воспоминаний о Пушкине, хотя знал его близко, общался в течение нескольких лет, написал о нем одно из лучших стихотворений. Баратынский, по-видимому, смотрел на Пушкина во время его разговора с какой-то дамой.
    Ведущий 1:
    Она улыбкою своей
    Поэта в жертвы пригласила,
    Но не любвоь ответом ей
    Взор ясный думой осенила.
    Нет, это был сей легкий сон,
    Сей тонкий сон воображенья,
    Что посылает Аполлон
    Не для любви – для вдохновенья.
    Ведущий 2: Лучше чувствовал себя поэт в дружеской атмосфере: тут раскрывалась его чудесная душа. В 1830-е годы он часто бывал в гостеприимном доме П. Нащокина. Его жена, Вера Александровна, вспоминала:
    Ведущий 1: «Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, но должна сказать, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика, – особенно его удивительных глаз. Это были особые, поэтические, задушевные глаза, в которых отражалась все бездна дум и ощущений, переживаемых его душою. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видела. Говорил он скоро, острил всегда удачно, был необыкновенно подвижен, весел, смеялся заразительно и громко, показывая два ряда ровных зубов, с которыми могли равняться только перлы. На пальцах он отращивал предлинные ногти».
    Ведущий 2: Существуют свидетельства того, какое впечатление производил Пушкин на крестьян и так называемых «простых людей». Некоторые истории очень забавны. Во время путешествия в Арзрум «носил он щегольский черный сюртук с блестящим цилиндром на голове; а потому солдаты, не зная, кто он такой, и видя его постоянно при Нижегородском драгунском полку, которым командовал Николай Раевский, принимали его за полкового священника и звали его драгунским батюшкой».
    Ведущий 1: Современникам запомнилось, что Пушкин «мог со всеми весело проводить время. Иногда с лакеями беседовал». Вера Александровна Нащокина вспоминала, что он…
    Ведущий 2: «… в путешествиях никогда не дожидался на станциях, пока заложат ему лошадей, а шел по дороге вперед и не пропускал ни одного встречного мужика или бабы, чтобы не потолковать с ними о хозяйстве, о семье, о нуждах, особенно же любил вмешиваться в разговоры рабочих артелей. Народный язык он знал в совершенстве и чрезвычайно скоро умел располагать к себе крестьян, настолько, что мужики совершенно свободно говорили с ним обо всем».
    Ведущий 1: А как Пушкин умел смеяться! Все добродушие поэта, вся его сердечная и искренняя натура проявлялась в смехе Смех был его потребностью. Известный художник Карл Брюллов заметил как-то не без ехидства: «Какой Пушкин счастливец! Так смеется, что словно кишки видны». И в самом деле, Пушкин всю жизнь утверждал, что все, что возбуждает смех – позволительно и здорово, а все, что разжигает страсти – преступно и пагубно.
    Ведущий 2: Пушкин был мастером веселых розыгрышей и шуток. Рассказы о его проделках и выходках ходили по всей России. «Проезжая по одной из многолюдных улиц Кишинева, Пушкин увидел в окне хорошенькую девушку, тут же дал шпоры и въехал на самое крыльцо. Девушка упала в обморок, родители пожаловались генералу Инзову, наместнику Бессарабии. Тот оставил Александра Сергеевича на два дня без сапог. Тогда поэт стал демонстративно разгуливать по городу в национальных костюмах: то оденется турком – в широчайших шароварах, в сандалиях и с феской на голове, важно покуривая трубку, то явится греком, евреем, цыганом…»
    Ведущий 1: При всем том Пушкин не обладал характером легким и беспечным, не был завзятым весельчаком и балагуром, он легко впадал в меланхолию, приговаривая: «Грустно, тоска!».
    Ведущий 2: С возрастом приступы грусти становились чаще: для этого были причины. И самый смех его, шутливые выходки были средством избавления от душевной смуты.
    Ведущий 1: Среди описаний облика поэта особое место занимают те, что сделаны великим писателями, мастерами психологического портрета: Иваном Гончаровым и Иваном Тургеневым. Вот как описывает встречу с Пушкиным Иван Александрович Гончаров.
    Ведущий 2: «Он говорил с ним очень серьезно, не улыбаясь, с деловым видом. Лицо его – матовое, суженное книзу, с русыми бакенами и обильными кудрями волос, врезалось в мою память и доказало мне впоследствии, как верно изобразил его Кипренский на известном портрете. С первого взгляда наружность его казалось невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. В позе, жестах была сдержанность светского благовоспитанного человека. У него было небольшое лицо и прекрасная пропорциональная его лицу голова с негустыми кучерявыми волосами».
    Ведущий 1: Впервые Ивану Сергеевичу Тургеневу довелось увидеть Пушкина в начале 1837 года в доме петербургского профессора Плетнева. Грустно читать запись о последнем впечатлении, которое произвел поэт на Тургенева; грустно потому, что это происходило…
    Ведущий 2: «… за несколько дней до его смерти на утреннем концерте в зале Энгельгардта. Он стоял у двери, опираясь на косяк, и, скрестив руки на широкой груди с недовольным видом посматривал кругом. Помню его смуглое небольшое лицо, оскал белых крупных зубов, висячие бакенбарды, темные желчные глаза под высоким лбом почти без бровей – и кудрявые волосы. Он и на меня бросил беглый взор; бесцеремонное внимание, с которым я уставился на него, произвело, должно быть, на него впечатление неприятное; он словно с досадой повел плечом – вообще казался не в духе – и отошел в сторону».
    Ведущий 1: Каким же мы видим Пушкина в хронике воспоминаний и отзывов? Некрасивым м прекрасным, легкомысленным и мудрым, озорным и тоскующим… Но всегда живым, искренним, немножко взбалмошным и лукавым; то безудержно веселым, то замкнутым и угрюмым, то добродушным, то ироничным. Но самое главное, Пушкин везде оставался самим собой, независимо от обстоятельств.
    Ведущий 2: Пушкин весь соткан из противоречий, но эта пестрая ткань составляет то гармоническое целое, чем была его личность, его жизнь, и его поэзия, в которой он запечатлел свои чувства, страсти и мысли. Свое отношение к друзьям и врагам. Свое понимание добра и зла, меру своей любви и ненависти, все тончайшие движения своей души.

  4. Как выглядел он в это время? Возможно, щеголевато одевался, был похож на иностранца… Знакомые вспоминают его длинные волосы, плоский, приплюснутый нос, лицо мулата… В южной ссылке поэт носил красную феску, чёрным шарфом обвязывал горло, ходил в широчайших шароварах, надевал костюмы турка, грека, цыгана, мавра.
    На страницах своих рукописей Пушкин рисовал себя. Часто. В любом настроении. Во всяком возрасте. Нет художника точнее, чем он сам. Верный оригиналу и своему отношению к нему, Пушкин относился к автопортрету как к одному из способов познания. Он изучал себя без эгоизма, но с иронией и даже желчью. О нём сказали бы: «Взыскательный художник».
    В автопортретах поэта иногда таятся чужие черты, соединяются свой и чей-то образ. В некоторых автопортретах угадываются черты сходства с Робеспьером или Вольтером, Ибрагимом Ганнибалом и Грибоедовым. Кажется, что поэт своё лицо «примеривает» к внешности людей, которые интересны ему в определённый момент.
    Эти рисунки оставались сугубо личными, не «обнародовались» автором, были частью его творческого поиска. На полях романа в стихах он рисовал один свой профиль над другим. Поэт вначале шутил:
    Быть может (лестная надежда!),
    Укажет будущий невежда
    На мой прославленный портрет
    И молвит: то-то был поэт!
    В финальной части он уже зрелый человек, с затаённой усмешкой в линии рта. Теперь он воображал себя лысеющим старцем. Морщинистое чело увенчано лавровым венком, как у Данте. Видно, как менялся не только сюжет, но и сам его создатель. В этих набросках нет никакого самодовольства и любования. Только грусть и гордость от законченной работы, от расставания с молодостью. Он как никто знал цену своему созданию, и лавры были знаком его достоинства.
    Литература
    1. Галушко Т. “Летучие черты…”. К 185-летию со дня рождения А.С. Пушкина / Костёр. – 1984. – № 6.
    2. Муза Е. Быстрый карандаш Пушкина / Юный художник. – 1978. – №6.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *